Антикварная Кукла Пандора из ткани – фото куклы
Задолго до появления супермоделей и глянца о модных тенденциях женщины Европы и Америки узнавали от нее. Ее с одинаковым восторгом ожидали при королевских дворах, на великосветских салонах и в бутиках по обе стороны Атлантики, и, куда бы ни привела ее судьба, ее визиты в лучшие дома были расписаны на месяцы вперед. Для нее были открыты все двери и даже границы враждующих государств. Дамы с детства мечтали подружиться с ней, и звук ее имени сводил с ума модниц и портных — еще бы, ведь ее звали Пандора, и она первой получала дары богов парижской рю де Сент-Оноре, улицы законодателей европейской моды.
Пандора — имя, которое носила кукла, несколько сотен лет верой и правдой служившая послом французской высокой моды. Хотя деревянные куклы находят по всей Европе, первая fashion doll (модная кукла) появляется на страницах французской средневековой хроники. В эпоху индивидуального пошива и чрезвычайной дороговизны предметов роскоши женщина — будь то горожанка или королева — имела не много богоугодных поводов сменить гардероб. Одним из них была свадьба.
В 1385 году юная Елизавета Баварская отправилась из Мюнхена в Амьен, где ей предстояла встреча с будущим женихом, королем Франции Генрихом VI. От этого свидания зависела судьба пятнадцатилетней Елизаветы, ведь решение о браке принимал сам король, и в случае неудачи ей предстояло вернуться на родину с позором. Ни ее отец, герцог Баварский, ни дядя, сопровождавший девушку в пути, не сказали ей ни слова о том, что ждет ее в Амьене, — претендентка на руку и сердце французского короля считала целью своего путешествия паломничество к святым реликвиям Иоанна Крестителя. По дороге кортеж ненадолго остановился в Брюсселе, при дворе графа Геннегау. Его жена Маргарита пригласила гостью к себе в будуар, где познакомила с парижскими куклами, одетыми по последней моде. Платья Елизаветы не шли ни в какое сравнение с роскошными туалетами парижанок — девушка не подозревала, что ей предстоит свидание с королем. В отличие от нее хозяйка будуара знала обо всем и заранее заказала в Париже кукол с образцами нарядов, подходящих к особому случаю. В тот же день были сняты мерки, и вскоре был сшит достойный будущей королевы наряд, в котором Елизавета предстала перед суженым. Хотя в числе ее соперниц была знаменитая красавица Изабелла Кастильская, французский король был очарован баварской принцессой и спустя три дня повел ее под венец в соборе Амьена.
В период правления династии Валуа французские модные куклы прочно вошли в обиход королевских дворов Европы. Сложно было найти подарок желанней, чем Пандора, — и французские королевы не скупились, тратя целые состояния на кукольные гардеробы, которые отправлялись с миниатюрными хозяйками через Ла-Манш или на берега Рейна. Очень долгое время Пандоры были доступны только дамам высшего света. Благородные модницы зачастую имели в своей коллекции несколько Пандор с разнообразным гардеробом для каждой из них. Модная кукла была не игрушкой, а предметом роскоши, и только отслужив по назначению и перестав быть модной, она оказывалась в детской.
В XVII-XVIII веках рост благосостояния горожан привел к ажиотажному спросу на модную одежду, а значит, и на модных кукол. Теперь актуальные фасоны могла позволить себе не только родовая знать, но и буржуа. Настал золотой век Пандор, ведь только они могли дать представление модницам о том, как следует носить шляпку, сколько нижних юбок должна иметь приличная женщина, и как устроены фижмы.
Свой путь Пандоры начинали в парижских ателье. Портные, желавшие привлечь клиентов, заказывали кукол в специализированных мастерских. Размеры кукол варьировались от миниатюрных до полноростовых, служивших точным прообразом современных манекенов и деливших гардероб со своими хозяйками. При изготовлении Пандор использовались воск, дерево, фарфор, стекло и кожа. Художник собирал кукольное тело, присоединяя к деревянному или восковому торсу подвижные руки и ноги, красил и расписывал ее лицо. Большинство Пандор имели натуральные волосы, реже — парики из льна или шерсти. Новую куклу причесывали по моде и закрепляли укладку клеем. Затем для Пандоры создавался наряд — исключительно из модных тканей, с кружевами, вышивкой и миниатюрной фурнитурой. Хотя встречались куклы, изображавшие мужчин и детей, большинство Пандор были женщинами.
В их гардероб входили все элементы одежды, необходимые прекрасной даме, — белье, корсет, шелковые чулки, элегантные башмачки и, конечно, платье. Облаченная в придворное или бальное платье кукла именовалась Большой Пандорой. У Маленькой Пандоры был гораздо более скромный домашний и повседневный наряд. Дополняли его аксессуары: украшения, головные уборы, зонтики — точные копии модных образцов. Полностью наряженную куклу выставляли в ателье, где посетители могли увидеть ее во всей красе. Известие о появлении новой Пандоры вызывало всеобщий интерес. Модную куклу можно было навестить в ателье или пригласить в гости. Ради ее визита собирался цвет дамского общества, куклу размещали в комнате так, чтобы все могли рассмотреть ее и составить полное представление о последних веяниях в моде. Как только столичное общество теряло к ней интерес, Пандору упаковывали и пересылали за границу. Так за пару десятков лет Пандоры стали важной статьей французского экспорта. Из Парижа куклы отправлялись в турне по Европе, пересекали Ла-Манш, а оттуда через океан попадали в американские колонии. И всюду женщины радовались им, как лучшим подругам. Следуя моде, они заказывали Пандор по образу и подобию парижанок местным изготовителям, а портные одевали их по примеру француженок. Покорив модный олимп и проникнув во все будуары. Пандоры обрели невероятную власть над миром.
Когда в 1700 году, не оставив наследников, умер Карл II, последний король испанской династии Габсбургов, европейские державы немедленно схлестнулись в борьбе за испанское наследство, пуская в ход все возможные средства давления на противника. В 1704 году, в самый разгар войны, министры враждующих Франции и Англии заключили договоренность. об особом статусе Пандор. Отныне на них не распространялось эмбарго и прочие ограничения на торговлю между двумя противниками. Пандоры получали специальный пропуск и даже почетный эскорт. В течение десяти лет державы дополнительными соглашениями поддерживали дипломатический статус модных кукол, поскольку малейшее ограничение на их перемещение через границу вызывало рост цен на услуги портных и невероятно обогащало контрабандистов. Лондонское ежедневное издание The Spectator в №277 от 17 января 1712 года сообщило о том, что в город прибыла парижская кукла, одетая по последней моде. Автор статьи подробно описал Пандору, выставленную на всеобщее обозрение, и отметил всеобщий восторг по поводу ее долгожданного визита в Лондон. Без сомнения, впереди ее ожидало путешествие через Атлантику, в Бостон, Филадельфию или Нью-Йорк.
Весь XVIII век Франция диктовала Европе свои правила политики и моды. Казалось, авторитет французских модных кукол непоколебим. Кто мог предположить, что монархия падет, а судьба Пандоры круто переменится? Многие аристократки закончили жизнь на гильотине, а те, кому удалось бежать из охваченной революционным пожаром Франции, увезли с собой модных спутниц. Производство французских кукол надолго прекратилось, и, хотя Париж снова стал столицей европейской моды, Пандоры навсегда перестали быть единоличными властительницами дум.
Или нет? Все совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Присмотритесь — и вы увидите, что индустрия современной мода насквозь пронизана наследием Пандоры.
С модными куклами связана история создания парижского модного Дома Lanvin. Мадам Жанн-Мари Ланвен осознала свое призвание за шитьем кукольных нарядов. Миниатюрные платья принесли ей известность и вдохновили на открытие собственного ателье. В витрине своего бутика мадам Ланвен размещала собственноручно изготовленные куклы женщины и девочки, одетые в одинаковые наряды, чем предвосхитила популярность истинных наследников Пандор — демонстрационных манекенов. Они появились совсем недавно, на рубеже ХIХ ХХ веков, и с тех пор вечерняя прогулка вдоль сияющих огнями витрин модных бутиков стала обычным развлечением жителей и гостей европейских столиц. Манекены, эти современные Пандоры, демонстрируют лучшее из того, что предлагает индустрия моды.
Решающий удар авторитету модных кукол нанес глянец. Благодаря своей доступности журналы значительно превосходили Пандор в популяризации модных тенденций, и к началу XX века любая горожанка хотя бы раз в месяц могла позволить себе свежий номер. Но куклы упорно боролись за место под солнцем, и еще не раз миниатюрные модницы, очень похожие на Пандор, появлялись в парижских витринах и в будуарах, напоминая о своем былом могуществе. Так, в начале XX века Париж завоевали восковые красавицы, одетые в исторические костюмы и экстравагантные наряды от известных кутюрье. Их создала мадам Лафит-Дезира, дочь издателя Пьера Лафита. В отличие от Пандор восковые парижанки не могли менять наряды, но так же, как их предшественницы, не были игрушками: хрупкие элегантные дамы Лафит-Дезира были произведениями искусства, интерьерными куклами. Их полная противоположность — демократичная бумажная кукла. Несмотря на неблагородное происхождение — первые бумажные куклы создавались специально для детей, — эта скромница некоторое время по праву занимала пьедестал законодательницы мод. Ее история не менее примечательна, потому что бумажные куклы, напечатанные в журналах вместе с разнообразным гардеробом, формировали модный вкус нескольких поколений европейских и американских женщин.
Возможности, дарованные техническим прогрессом, изменили мир моды. Цветная полиграфия, фотография и кинематограф, стандартизация, индустриальный бум и появление синтетических материалов открыли новые горизонты производства и потребления. На смену уникальной Пандоре доиндустриальной эпохи неизбежно пришли современные элитные куклы, представительницы кукольной haute couture, и доступная pret-d-porter — предназначенные для детей игрушки, для которых многие из нас шили наряды в детстве. Сами по себе старинные Пандоры стали жемчужинами коллекций антикварных и авторских кукол.
Казалось, что в новом веке Пандора-посланница больше не нужна моде, что она стала историей. Но совершенно неожиданно в 1945 году на ее внучек вновь была возложена почетная и ответственная миссия возрождения модной индустрии Франции. В условиях послевоенного дефицита ведущие модные Дома Парижа совместными усилиями организовали передвижную выставку «Театр моды». Все роли в театре принадлежали проволочным куклам высотой 70 сантиметров — на полноразмерные модели платьев не хватало ткани и ниток. В создании коллекций приняли участие 60 модельеров и дизайнеров. Одетые с головы до ног, причесанные по последней моде, две сотни кукол покинули родину. Посольство французских кутюрье в течение года посетило Лондон, Лидс, Барселону, Стокгольм, Копенгаген и Вену. В 1946 году новые Пандоры пересекли Атлантику и, выполнив свое предназначение, подобно предшественницам, нашли последний приют в Америке. Заканчивается ли на этом история куклы Пандоры? Отнюдь нет. Столь одаренная дама не может быть молчаливым украшением музейных экспозиций. Путешественница сквозь пространство и время, Пандора консультирует искусствоведов, вдохновляет художников и дизайнеров. Остается поверить на слово ее поклонникам, которые уверены: Пандора бессмертна, как сама мода.
Антикварная Кукла Пандора из ткани – фото куклы
Модные куклы – не просто игрушки. Какими только свойствами куклы не наделялись, какие только роли они не играли на протяжении нашей истории. Первые куклы известны ещё со времён Древнего Египта. В крестьянских семьях кукол делали из подручных материалов: тряпочек, соломы, дерева, глины. В Новое время мир восхищали прекрасные фарфоровые куклы.
Куклы были как безобидными игрушками для девочек, так и таинственно-страшными магическими предметами. А ещё куклы были модницами. Им вполне удавалось на протяжении многих столетий исполнять роль современных журналов мод. Таких кукол и называли куклами-Пандорами.
Ещё в Древнем Риме кукол использовали для демонстрации мод. В римские провинции посылались глиняные фигурки кукол, одетые в модные новинки.
Были подобные куклы и в Европе XIV века. Изначально они были деревянными. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа.
А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы. Эта кукла была подарена королевой Баварии английской королеве. А у одного старого венецианского модного магазина до сих пор существует вывеска с его названием La Piavola di Franza, что означает «французская кукла». И что, несомненно, подтверждает давнюю связь кукол и моды.
В то время модных кукол в основном заказывали королевы или богатые аристократки. Так в 1453 году королева Испании заказывала наряды из Парижа, которые были увидены ей благодаря модной кукле. И для знаменитой Марии Медичи её супруг Генрих IV также не раз заказывал кукол-демонстраторов модных новинок. А в 1642 году польская королева просила курьера, отправляющегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».
И только в 40-е годы XVII века в Европе, а именно во Франции, появились те куклы, которые и назовут Пандорами. Это были восковые куклы. Они очень часто делались в человеческий рост. Пандорой куклу назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук, из-за любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда.
Именно в XVII веке моду начинают рекламировать сознательно и для этих целей, конечно же, служили куклы-пандоры. В то время в Париже существовал только один журнал, который можно было сопоставить с современными журналами мод. Этот журнал назывался «Галантный Меркурий», но вот только его тираж был весьма мал. И основную роль по-прежнему играли куклы.
К куклам-пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. По легендам, когда везли таких кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали кукол-пандор.
Сохранилась и кукла-пандора, принадлежащая русской императрице Марии Фёдоровне. Эта кукла была сделана придворной модисткой французской королевы Марии-Антуанетты Роз Бертен. Сейчас кукла-пандора Марии Фёдоровны хранится в Гатчинском дворце.
В те времена существовало два вида кукол-пандор. Большая Пандора, которая демонстрировала роскошные наряды для светских выходов и Малая Пандора, которая демонстрировала более скромные домашние наряды.
Современная кукла кудесницы из Львова Виты Сойки
Куклы-пандоры были популярны и в XIX веке. В это время их начали производить на фирмах Jumeau, Gaultier, Bru. Для них делались головки из неглазурованного фарфора и тела из дерева.
Просуществовали куклы-пандоры до 1860-ых годов, а затем их заменили модные журналы, которые стали популярны в Париже ещё в конце правления Людовика XVI перед самой Французской Революцией. Наследниками же кукол-пандор в современном мире, безусловно, стали манекены в витринах магазинов.
Самих же кукол-пандор сегодня можно увидеть разве что в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и частных коллекциях.
Антикварная Кукла Пандора из ткани – фото куклы
Перепост!
Спасибо автору огромное!
Не могу избавится от ощущения, что брюша на 3-ем фото реплика. По идее не должно быть, конечно. Ноооо.
Оригинал взят у babymob в Фотографии из Музея Уникальных кукол, много фото Шраер. Перепост.
Кукла немецкого мастера Клинга (рубеж XIX – XX вв.). Музей уникальный кукол, г. Москва
Кукла – воплощение детского мира, где все вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо. Человек взрослеет, но кукла-игрушка, кукла-образ, кукла-произведение искусства продолжает жить рядом с ним. И для кого-то куклы становятся главным делом жизни. Благодаря им появляются уникальные коллекции старинных кукол, в их руках рождаются куклы – произведения искусства.
Я сама не являюсь ни коллекционером, ни создателем кукол. Но на любительском уровне интересуюсь этой темой и всегда с удовольствием посещаю кукольные выставки. Этот интерес привел меня в Московский музей уникальных кукол.
История музея началась в 1996 году, с коллекции антикварных кукол и раритетов театральной художницы Юлии Вишневской. С тех пор, коллекция постоянно пополняется. Нередко кукол дарят владельцы, желающие, чтобы их “подопечные” обрели новую жизнь в музее. При музее работает мастерская, где кукол реставрируют, одевают в одежду соответствующей эпохи, и они занимают достойное место в экспозиции музея. Здесь уже расположились старинные “барышни” родом из Франции, Германии, Англии, Голландии, России, Японии. На небольшой территории я провела два часа, и получила большое удовольствие. В витринах музея расположились действительно уникальные экспонаты, передающие атмосферу своего времени.
03. Кукла фабрики Брю (Bru) – “Модная дама” (1872 г.)
Леон Казимир Брю по праву носит титул “певца красоты”, настолько хороши его куклы – романтичные, с задумчивым взглядом огромных глаз, ангельским выражением лица и легкой улыбкой на лице. Куклы были одеты по последней моде, и своим видом олицетворяли богатство, роскошь и элегантность. Парик кукол делали из мохера, фетра или настоящих волос, тело – из розовой или белой лайки, а руки и ноги – из фарфора или дерева.
05. Одна из первых заводных механических кукол (начало XX века)
06. Кукла -грелка из гипса (Англия, вторая половина XIX века)
07. Восковая кукла-статуэтка (Франция, середина XIX века)
08. В этой витрине восковые куклы английских мастеров XIX века и куклы из глазурованного фарфора ( Австрия, XIX в.)
Термин “восковые куклы” используют применительно к куклам с тряпичным или лайковым туловищем; восковыми у них были только голова, плечи, нижние части рук и ног. Особым успехом восковые куклы пользовались в Англии.
09. Рассматриваю следующую витрину.
В центре- кукла с фарфоровой головой и лайковым телом французского мастера Франсуа Готье (вторая половина XIX в.) Мануфактура Фернана Готье (Gaultier) считается одним из старейших предприятий в кукольном производстве. В 1867 году он построил в Сен-Морисе фабрику фарфорового производства и запатентовал метод разрезания бисквитных фарфоровых голов и вставки внутрь устройства для стеклянных глаз. В дальнейшем, эту технологию использовали многие знаменитые фирмы.
10. Кукла-цветочница из композита (Голландия, вторая половина XIX века)
12. Дама в подвенечном наряде и мужчина в цилиндре. Это деревянные английские шпилечные куклы, из которых обычно выстраивались сценки на религиозные и исторические темы
13. Фарфоровые куклы фирмы Й.-Д. Кестнера (Германия, рубеж XIX – XX вв.)
16. Кукольная посуда
Кукольную посуду делали на тех же фабриках, что и посуду для людей. В этой витрине слева – сервиз российских фабрики “Гарднер” и “Кузнецов”. Эти фабрики в XIX веке выпускали лучший фарфор в России и один из лучших в Европе.
17. Посуда российских фабрик
19. Немецкие куклы фирмы А. Марселя (конец XIX -начало XX вв.)
21. Куклы немецких мастеров конца XIX – начала XX вв.
22.Кукла немецкого мастера Клинга (рубеж XIX – XX вв.)
23. В карете – куклы немецких мастеров А Шонау и К. Хоффмайстера, кукла в красно-зеленом наряде – игрушка “Маротте”, в переводе с итальянского – “вертушка”
24. Фарфоровая кукла фабрики “Шраер и Фингергут” (Россия)
25. Восковые куклы английских мастеров сер. XIX в.
27. Литые восковые куклы английских мастеров XIX в.
28. Кукла из папье -маше (Франция, начало XIX в.)
Такие прекрасные создания не могли остаться без кукольных домов, поэтому появлялись компании, производившие сопутствующие игрушке предметы и аксессуары. Часто продукцию для кукол производили на тех же фабриках, что и для людей.
29. Кукольные швейные машинки фирмы “Zinger” (Германия, XIX века)
30. Кукольная утварь
31. Большое внимание уделялось кукольной обуви
36. Сумочка- тоже важный аксессуар
37. Зонтики для кукол
38. Музыкальные кукольные автоматы (Франция, вторая половина XIXв.)
41. Кукла наследника Тутти. Сделана потомственным кукольным мастером В.В. Малахиевой в 1965 году для фильма “Три толстяка”
42. Японский кукольный дом, изображающий буддистский храм (XIX в.)
43. Японские куклы (начало XX в.)
45. Кукла Kewpie
В начале XX века появились куклы с кокетливым выражением лица и глазками, смотрящими в сторону. Наибольшую популярность завоевала кукла “Кьюпи” (Kewpie), со “склеенными” ножками, расставленными ручками, отлитым чубчиком и большими круглыми глазками. Высота игрушки варьировалась от шести до сорока сантиметров. В 1913 году куклу запатентовала американка Роуз О’Нейл.
46. Кукла российской фабрики “Шраер и Фингергут” (конец XIX – начало XX вв.)
47. Кукла российской фабрики “Шраер и Фингергут” (конец XIX – начало XX вв.)
48. Кукла российской фабрики “Шраер и Фингергут” (конец XIX – начало XX вв.)
57. Куклы немецких фабрик (конец XIX – начало XX вв.)
63. Куклы фабрики “Кеммер и Райнхардт” ( Германия, конец XIXв. )
Фабрика “Кеммер и Райнхардт” стала первой, кто начал делать куклам ротик с зубками. Затем, вдохновленная новым реализмом,фирма создала длинную череду характерных кукол, чем завоевала феноменальную популярность.
64. Куклы фабрики “Кеммер и Райнхардт” (Германия, конец XIX в. )
67. Куклы немецких фабрик (XIX в.) – собирательный образ немецкого ребенка
70. Куклы французских мастеров
Французские куклы – дамы и куклы-девочки выглядели как модели из модных журналов: в роскошных туалетах, в шляпках, с непременными зонтиками. Иногда куклы продавались и “без одежды”, с расчетом, что девочки и их мамы сами обошьют свое сокровище. Некоторые куклы крепились к коляскам с находившимися в них маленькими куколками.
Кукла в боа с зонтиком – механическая кукла фабрики Ж.-Н. Стейна, первого производителя шагающих кукол. Если таких кукол вести за руку, то они “сами” будут двигать ногами и поворачивать голову.
73. Кукла французского мастера Ф. Готье ( 70-80-е годы XIX в.) из коллекции жены бывшего наркома просвещения А, Луначарского
74. Современные авторские куклы (Англия, Франция, Германия XXв.)
78. Французская будуарная текстильная кукла начала XX в.
79. Французская будуарная текстильная кукла начала XX в.
81. “Бабушка, которая вяжет” – редкая кукла – музыкальный автомат
82. Куклы из мультипликационного фильма
83. Характерная кукла конца XX в.
84. Фигурки из хлебного мякиша
86. Кукла в наряде от российского дизайнера Елены Супрун
87. Кукла в наряде от российского дизайнера
89. Кукольный дом
90. Кукольный дом
Так я провела время в удивительном и красивом мире старинных кукол.
Музей находится по адресу: Москва, ул. Покровка, д. 13 стр. 2
Работает с 10.00 до 18.00, перерыв 14.00 – 14.30 ежедневно, кроме понедельника.
Музей проводит увлекательные экскурсии в волшебный мир старинных кукол. Вторник, среда, четверг – экскурсионные дни (экскурсии в 12.00, 14.00 и 16.00)
Перед посещением рекомендую заглянуть на на сайт музея .
Много интересного об истории кукол я узнала из энциклопедии “Куклы мира” от Мир Энциклопедий Аванта+.
Форум о куклах DP
Коллекционные куклы, кукольная фотография, международные выставки и многое другое о кукольном мире для ВЗРОСЛЫХ
Свежие статьи на сайте DollPlanet.ru
Forces of Destiny: Звездные Войны в кукольном формате
Shibajuku Girls, большие модницы из Австралии
****
ВАЖНО! В случае получения подозрительных ЛС (спам, попрошайничество и т.п.) высылайте на admin ЦИТАТУ и СКРИНШОТ.
Заметили, что у Вас cтало меньше сообщений ? Не переживайте! Из объемных тем удаляются сообщения старше 2-3 месяцев с неактуальной информацией (“где купили”, битые ссылки, оффтопы и др.)
Когда форум “тормозит”, получаются дубли сообщений . Мы будем благодарны вам за жалобы (кнопка !/ ) на дублях – так сможем удалить их быстрее!
Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.
Plyushka: наряды для антикварных кукол и шарнирок 1:6
- Перейти на страницу:
Plyushka: наряды для антикварных кукол и шарнирок 1:6
Сообщение Plyushka » 28 апр 2013, 20:59
Здравствуйте, уважаемые любители кукол!
Рада приветствовать вас в своей теме хвастушек!
Долго я зрела, чтобы завести собственную темку. Все свои работы показывала в теме Дам Эпохи. А теперь начала шить ещё и на Барби, и решила таки, что своя темка – не помешает!
Всё что будет показано в начале темы – давние работы, сшитые для своих кукол и на заказ. Фото буду выкладывать порциями.
Предпочитаю шить только на руках, но кое-что делаю и на машинке. Часть одежды – не съёмная (так у переделок из ДеАгостинивских Дам Эпохи – это законченный образ, да и мелковаты они). Часть (для кукол покрупнее) – съёмная, на липучках.
Всё началось с 25 см-вой куклы Виктории, которая мне совершенно не понравилась в родном образе:
Прообразом платья стал туалет Марии-Луизы на этой картине –
Вот что получилось:
Причёска с прототипом:
Дальше была плеяда всяких разных Дам, разной степени известности, исторические личности и героини художественной литературы:
Английская Королева Елизавета I
Пенелопа
Грейс Келли
Кончита (“Юнона и Авось”) в двух вариантах:
Кармен, аж в трёх вариантах (популярный образ!)
Антикварная Кукла Пандора из ткани – фото куклы
Войти
Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).
Перепост!
Очень мне понравилась статья. Спасибо Елене огромное.
Оригинал взят у sealena в Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).
Поскольку следующие материалы с кукольной выставки будут относиться к шарнирным и антикварным куклам, то, думаю, будет своевременно познакомиться с их историей. Вместо задуманной краткой справки нечаянно получился довольно большой полноценный обзор, так как история шарнирной куклы тесно связана с историей куклы вообще (и это я ещё не касалась Японии и Китая, а там тоже. было 🙂 ).
За последние несколько дней я перелопатила море информации, сделав для себя несколько небольших открытий, но наверняка и что-то упустила (это не страшно), и вполне могла где-то ошибиться – а вот этого я не люблю :(, поэтому просьба: если этот текст вдруг прочтёт кто-то из знающих людей и заметит какую-либо неточность, пожалуйста, укажите на неё мне – я не обижусь, а буду благодарна и сразу постараюсь исправить!
От взятого за основу первоначального рассказа остались только некоторое количество фотографий и общая канва, ссылка есть в списке основных источников. И я в первый раз за свою ЖЖизнь столкнулась с тем, что “запись слишком большая”!
Очень популярная сейчас БЖД – BJD (ball-joined-doll) или шарнирная кукла изобретена вовсе не корейцамм, китайцами или японцами, как ошибочно полагают многие. На самом деле, возраст такого вида кукол достаточно солиден и насчитывает тысячелетия.
Шарнирные куклы были известны еще в древнем мире. Таких кукол находят в древнеегипетских захоронениях, на раскопках Древней Греции и Древнего Рима. Делали их из дерева и глины, а собирали при помощи металлических колышков и веревки.
[ О египетских, греческих и римских куклах ] Египетская кукла уже имеет простейшие деревянные шарниры в руках.
Кстати, само слово “кукла” попало в русский язык из греческого. Уже в 6-5 веке до н.э. в Греции существовало массовое производство кукол, служивших как для игр, так и использовавшихся в ритуальных целях.
Куклы делались преимущественно из глины (терракоты), а также из дерева и воска, подвижные конечности крепились с помощью деревянных или металлических деталей. Затем куклы раскрашивались и одевались.
Накануне свадьбы (в классической Греции замуж выходили рано: в 14-15 лет) девушки жертвовали своих кукол женским божествам. Множество таких подношений найдено в Дельфах и в других местах.
Глиняная кукла-подношение из музея в Дельфах. VI-V вв. до н.э.
450-400 гг. до н.э.
Глиняные куклы. Греция. Начало V века до н. э.
Греция. Вторая половина V века до н. э.
конец IV -начало III века до н. э.
III век до н.э.
Первые римские куклы немногим отличались от греческих, но вскоре обрели свое характерное “лицо”.
В Помпеях были обнаружены многочисленные кукольные лавки с сохранившимся товаром: куклы были очень популярным товаром на рынке Древнего Рима.
Изготовлялись преимущественно маленькие дешёвые глиняные куколки, но встречались и более дорогие, выполненные из кости (простой и слоновой), дерева, воска, янтаря, бронзы, меди, даже серебра и золота.
Подобно греческим куклам, римские делались и продавались голенькими, без одежды. Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и именитые скульпторы и резчики по дереву.
Рим. III-IV век н.э.
Самые дорогие шарнирные куклы римского времени, мало отличались по конструкции от современных.
Эта великолепная римская кукла 2 в. н.э. была найдена в 1889 году в Риме в саркофаге Крепереи Трифены (Crepereia Tryphaena), юной девушки, умершей незадолго до свадьбы, и находится в Капитолийском музее (подробности).
На палец куклы было надето миниатюрное колечко с золотым ключиком.
Ещё одна римская кукла с украшениями:
Кукла-игрушка в Древнем Риме называлась pupa, что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском pupattola — «кукла», pupazzo — «театральная кукла-марионетка». В немецком языке «кукла» — Puppe, по-французски poupee, в румынском —pepusce, в молдавском — «пэпуша», английское puppet означает «театральная кукла», «марионетка», даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением немецкому названию куклы.
Дошедшие до нас все куклы-игрушки из Средних веков стилистически похожи. Они часто бесформенны, предельно аскетичны, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости. Куклы-игрушки создавались мастерами-ремесленниками – столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы — творение пекарей и кондитеров), причем исключительно в домашних условиях, так как церковь долго не поощряла изготовление антропоморфных игрушек, считая их бесовскими порождениями и колдовскими атрибутами. Лишь в XIV веке набрала популярность идея использовать кукольные фигурки для визуализации сюжетов церковного писания, как в виде статичных композиций, так и в театральных постановках.
Подвижная, шарнирная кукла позднего европейского средневековья – марионетка уличного балагана. Я, кстати, не знала, что имя этой кукольной игрушке дано в честь девы Марии – первые сцены такого кукольного театра изображали, в основном, библейские сюжеты.
Так, начиная с XIV века, в Европе снова появляется кукольное производство. В Италии это куклы-марионетки, а во Франции стали изготавливать на заказ деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол, которых одевали в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции. Одновременно они исполняли роль игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа. А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы.
Судя по образцам европейской кукольной продукции XV–XVI вв., хранящимся в различных европейских музеях (называют музеи в Лондоне, в Берлине и в Праге, но я не смогла найти изображений этих кукол, чтобы показать), в основном изготовливались раскрашенные деревянные куклы — достаточно условные и примитивные. Запись в Зоннебергской летописи 1450 г. повествует о массовом производстве глиняных кукол. Есть свидетельства и о куклах с головами, вылепленными из воска, терракоты, алебастра. И если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла, или рисовалась), то теперь ее делали отдельно, по подобию человеческой. По преданию, такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира.
В эпоху Возрождения репутация города игрушек закрепилась за немецким городом Нюрнберг. В Нюрнбергских летописях 1413-1465 гг. упоминаются имена кукольных мастеров Отто и Месса. Так что неудивительно появление именно там такого потрясающего образца кукольного искусства.
[ О том, что это за кукла ] Кукла состоит из 55 деревянных деталей. Пальчики на руках и ногах двигаются! Размер этой куклы почти такой же, как на фото (22, 5 см).
Правда, это не игрушка. Это реалистичный манекен человека, появление которого как-то связано с исследованиями Альбрехта Дюрера в области пропорций человеческой фигуры.
Существует аналогичный манекен мужской фигуры.
Если же говорить о массовом кукольном производстве, то его развитие и распространение связано в первую очередь с модной “индустрией”. И в Англии, и во Франции, наиболее развитых на тот момент странах, начинают делать специальных кукол для демонстрации модных новинок.
Ещё в 1453 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли.
Во Франции, в 40-е годы XVII века, появились те куклы, от которых и пойдёт название “пандора”. Пандорами их назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук из любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда. В конце-концов, что есть мода, как не сплошной соблазн? 🙂 Это были восковые куклы в человеческий рост. По сути первые Пандоры были просто манекенами для демонстрации модной одежды.
Пандоры способствовали распространению вкусов законодателя мод – Парижа. Хотя в то время в Париже существовал журнал “Галантный Меркурий”, который можно было сопоставить с современными журналами мод, его тираж был весьма мал, и основную роль по-прежнему играли куклы. Были сделаны две Пандоры: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов – для большого и малого выхода. Они практически в точности передавали пропорции и линии женского силуэта. К куклам-Пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-Пандоры путешествовали по всей Европе, а позже даже добрались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. Иногда – лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.
Буквально все королевские дома Европы были обладателями модных кукол. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».
В 1703 г. в Париже создали знаменитую модную куклу La Poupee de la Rue Saint-Honore и шесть ее копий отослали по заказам самым богатым людям Европы. Одна из таких кукол выставлялась в Венеции для «публичного созерцания», а по поводу другой в одной из лондонских газет появилось объявление, что «на Кинг-стрит в Ковент-Гарден будет выставлена французская кукла, одетая по моде этого года».
Есть сведения, что в 1704 году, в самый разгар войны между Англией и Францией за испанское наследство, для провоза кукол-манекенов были остановлены военные действия, и один из французских генералов якобы написал: “Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности”.
В 1722 г. автор Коммерческого словаря Ж. Савари, давая определение слову «кукла», пишет: «Так называются в принципе все игрушки, произведенные фабрикантами игр, когда они имеют фигуру человека; эти игрушки находят большой спрос в Париже. Также термин обозначает те утонченно одетые и причесанные манекены, как мужские, так и женские, которые из Парижа отсылаются в иностранные государства, для того чтобы ознакомить их с модами французского двора, и даются в руки уже подросшим детям для их развлечения».
Постепенно среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару таких элегантно одетых кукол, естественно, меньшего размера. Строго говоря, эти “пандоры” не всегда были полностью шарнирными куклами, но многие из них имели подвижные части рук и ног. В 17-18 веках куклы обычно делали либо целиком из дерева, либо для туловища и верхних частей рук и ног использовали кожу козленка. Видимые части – лицо, шею, кисти и икры – раскрашивали.
Образцом такой ранней куклы английского производства может служить “Old Pretender Doll” из The Victoria & Albert Museum в Лондоне (столь странное имя связано с личностью её владельца).
“Old Pretender Doll”. Англия. 1680 г.
Английских кукол конца XVII века с подобными необычными пропорциями принято называть куклами “в стиле Вильяма Хиггса”, по имени наиболее известного мастера того времени.
Знаменитая пара – “Lord and Lady Clapham dolls”. Англия. 1690-1700 гг.
“Лорд Клэпхем” без одежды. Англия. 1690 г.
В начале XVIII века их сменили так называемые “куклы королевы Анны”, с более пропорциональным телосложением и более индивидуальными чертами лица. (Надо сказать, что они и раньше мне очень нравились, а теперь, после более глубокого изучения темы, я ими просто очарована :))
[ Ещё ]
Англия, около 1760 г.
Англия. Середина XVIII в.
Интересно, что несмотря на то, что законодательницей и распространительницей мод в этой области считается Франция, изображения французских кукол XVIII века в сети найти непросто.
Этот манекен близок к первоначальным Пандорам:
Дерево. Франция. Около 1765 г. Рост: 175 см
Франция. XVIII в.
Северная Италия. XVIII в.
Добрались модные веяния и до России. Кукла большая пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне (супруге Павла I), хранится сейчас в Гатчинском дворце. На ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн – придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты.
Великая Французская революция не слишком затронула судьбу французских модных кукол – скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии.
Моя первая антикварная будуарная кукла.
–> –> Понедельник, 7 сентября 2015 года –> –> –> –> –>
Ее величество французская антикварная будуарная кукла, сегодня речь пойдет именно о ней. Я очень долго пыталась найти какую-то внятную информацию по этому направлению антикварной куклы, но честно говоря, везде перепечатывается одна и та же статья. Причем когда я читаю ее, у меня возникает масса противоречий по поводу тканей, которые использовались для создания этих самых будуарных кукол. В ближайшее время, я постараюсь изложить свой взгляд на эту куклу и рассказать, почему у меня возникает противоречия от тех статей, которые представлены в интернете.
Сегодня я не буду углубляться в историю, а просто покажу, как выглядит эта «bed doll».
Ко мне эта кукла попала совершенно случайно. Я просто из любопытства хотела посмотреть, как она выглядит и что вообще это такое антикварная будуарная кукла ревущих 20-х годов. Приехала она ко мне из Франции, что не удивительно, потому что это именно французская кукла. Как и у других антикварных кукол у будуарных кукол тоже есть различие. Но об этом в другой раз.
Итак, купила я ее с дефектами лица, но так как я хотела просто посмотреть, как она сделана, для меня это было не принципиально. На тот момент, я еще не осознавала, что меня ждет. Но уже по фото было видно, что ничего хорошего. Вот так она выглядела, когда я увидела ее впервые.
Когда я получила посылку, у меня создалось впечатление, что коробка пустая. Несмотря на свои внушительные размеры 76 см, она практически ничего не весила. Конечно же, я принялась ее изучать. И первое что я обнаружила это отсутствие двух пальцев, которые продавец аккуратно спрятал в кружевные мешочки, напоминающие варежки.
Тело куклы было сшито незамысловатым образом. Набито деревянной стружкой или соломой. Но так как вскрывать тело я не стала, поэтому точно пока не могу утверждать, чем же действительно оно набито. Руки и ноги были из композитного материала, по отколотым пальцам было понятно, что в составе композита присутствовал гипс.
Ну и наконец, то лицо. Конечно, на первый взгляд оно выглядело ужасно. Голова у французской будуарной куклы сделана из нескольких слоев ткани спрессованных между собой. Самый верхний лицевой слой это шелковый шифон. Именно он от времени истлел, что и дало такой ужасный эффект пигментации кожи на лице у куклы. Шелк частями просто рассыпался. Учитывая почтенный возраст куклы 80-100 лет это и не удивительно. Потому что именно текстиль больше всего подвержен порче от времени.
Несмотря на все свои недостатки, я сразу влюбилась в эту куклу. Я понимала, что я смогу сделать из нее очень красивую даму. Тонкие черты лица, изящные пальцы, стройная фигура, длинные ноги все это вместе создавало ощущение элегантности и утонченности.
Оставлять лицо в таком плачевном состоянии было нельзя. Я понимала, что слой шелковой ткани безвозвратно потерян. Долго не думая я принялась аккуратно счищать верхний слой ткани.
На фотографиях очень хорошо видно, что шелковая ткань просто похожа на пыль. Она крайне легко осыпалась после соприкосновения с сухой кистью. Но зато лицо куклы приобретало симпатичный вид. Вот так она выглядела теперь. Но, к сожалению, вместе с шелком сошла и роспись бровей.
Кукла выглядела, как будто долго не ела и не пила. Цвет лица был очень бледным. Но и это получилось исправить. Брови я нарисовала по тому же месту, где они были изначально, добавила румянец на щеках и подкрасила тени.
Но и, конечно же, я не смогла оставить ее в старом костюме. Тем более что костюм был не оригинален кукле. Это было новое платье отвратительно сшитое. Поэтому без сожаления, я постирала одежду, отутюжила и положила в ящик на хранение. А кукле пока я подобрала вот такой образ. Хотя уверена в процессе пошива, она сама скажет, что она хочет.
Недостающие пальцы я ей восстановила, останется только одеть ее, и она, антикварная будуарная кукла обретет совершенно другой вид. Но это уже другая история.