Фотосессия – женщины 1960 годов

Советские женщины, какими их не публиковали газеты

Андрей Князев, «Людмила Савельева и Ирина Губанова в перерыве между съемками». 1960-е.

Андрей Князев, «Киноактриса Марианна Вертинская». 1960-е.

Андрей Князев, «Киноактриса Лариса Лужина».

Андрей Князев, «Киноактриса Лариса Голубкина».

Андрей Князев, «За сценой». 1960-е.

Андрей Князев, «Актриса Светлана Савелова». 1970-е.

Андрей Князев, «Актриса Наталья Кустинская». 1960-е.

Андрей Князев, «Актриса Маргарита Терехова». 1960-е.

Андрей Князев, «Актриса Людмила Чурсина с гостями Московского международного кинофестиваля».

Андрей Князев, «Актриса Людмила Гурченко на съемочной площадке». 1960-е.

Андрей Князев, «Актриса Алиса Фрейндлих». 1960-е.

Эммануил Евзерихин, «Москва». 1930-е годы.

Эммануил Евзерихин, «В рижском ателье мод». 1950-е.

Михаил Трахман, «Народная артистка СССР балерина Ольга Лепешинская». 1940-е.

Владимир Богданов, «Хореографическое училище». 1973 год.

Эрвин Волков, «Эльбрус». 1957 год.

Эрвин Волков, «Эльбрус». 1957 год.

Эрвин Волков, «У магазина». 1961 год.

Эрвин Волков, «У кинотеатра «Центральный» на Тверской». 1961 год.

Эрвин Волков, «Москва. Весна». 1965 год.

Эрвин Волков, «Москва». 1965 год.

Эрвин Волков, «Москва». 1961 год.

Эрвин Волков, «Кавказ. На берегу Черного моря». 1957 год.

Эрвин Волков, «Волга, 1960-е».

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Мода 60-х: как одевались женщины в 1960-х годах

Женская мода 1960-х годов экстремальна с начала десятилетия до конца. В первые годы модным кумиром была Джеки Кеннеди с ее идеально белым жемчугом и сшитыми на заказ платьями. К середине десятилетия супермодель Твигги заставила женщин освободить разум и тело для одежды, которая не требовала дополнительных мыслей или усилий. От скромной до “не бывает слишком коротко”, мода 1960-х во многом была похожа на революцию флэпперов 1920-х годов. Но произошло это не за одну ночь.

Пройдите тест по стилю и узнайте, что у вас проработано, а что необходимо подтянуть. В конце теста объясним правильные ответы и порекомендуем материалы для обучения. Ссылка на тест — www.glamurnenko.ru

Сводка по женской моде 1960-х:

  • Иконами стиля: Джеки Кеннеди, Бриджит Бардо, Мэри Квант;
  • Движение Youthquake создало одежду Babydoll;
  • Короткие, бесформенные вечерние платья в пастельных или ярких тонах;
  • Рубашки на пуговицах, водолазки, толстые вязаные свитера;
  • Мини-юбки или юбки-карандаш в клетку;
  • Джинсовые штаны, брюки со штрипками, расклешенные брюки, брючные костюмы;
  • Низкие каблуки, ботинки и туфли из винила;
  • Чулки или высокие разноцветные носки;
  • Поп арт украшения;
  • Короткие стриженные волосы или длинные прямые прически.

Иконы моды 1960-х годов

Одежда Джеки Кеннеди была аккуратна, проста, хорошо подогнана, с идеально подобранными аксессуарами. Джеки носила платья без воротника и жакеты, которые застегивались только на одну большую пуговицу. Она выбирала удобные туфли на низком каблуке (хотя многие женщины по-прежнему предпочитали высокие каблуки). Это последняя женщина, которая носила шляпу-таблетку, как необходимый аксессуар. Джеки уделяла много внимания внешнему виду, а женщины в США и за рубежом с энтузиазмом копировали ее стиль.

К сожалению, после убийства мужа, Джеки перестала вести общественную жизнь. Женщинам пришлось искать нового кумира моды 1960-х годов.

Брижит Бардо была подходящей женщиной. Она была противоположностью Джеки. Джеки была собрана, простая и скромная. Брижит — липкой, дешевой, смелой и даже глупой. Ее розовое свадебное платье 1959 года с белой кружевной отделкой было настолько неожиданным, что ситцевые и кружевные платья быстро стали новой тенденцией.

Мэри Куант — еще один модный авторитет 1960-х годов. Ее стиль перешел от “взрослой” моды к игривой “молодежной”. Ее платья были короткими, очень короткими, а принты — смелыми и яркими. Ее стиль и индивидуальность задали тон для оставшейся части 60-х годов как “мода на веселье”.

Молодежная мода 60-х

Именно стремление к молодости двигала модными тенденциями 60-х годов. Большие воротники, бантики и тонкий образ миниатюрных женщин. Маленькие, безформенные платья искажали естественную женскую форму.

Туфли на низких шпильках, туфли с ремешком “мэри джейн” и плоские кеды были фаворитами в детстве, вернувшиеся в культуре Youthquake 60-х годов. Молодежное движение 60-х во многом связано с тем, что половина американского и европейского населения была моложе 25 лет. Выросшие в 50-х годах в роли “маленьких взрослых”, молодые люди встретились со своими любимыми детскими воспоминаниями и модой. Под детской модой подразумеваем детей и малышей. Образ “babydoll” был встроен в платья, прически и макияж.

Платья 1960-х

Тенденция на полную юбку и обтягивающий лиф 50-х годов продолжался и в начале 60-х, менялась только длина — чуть выше или ниже колена. Затем платье-карандаш 50-х годов в 1963 году превратилось в бесформенное платье-халат.

В платьях-халатах могли бегать по делам, ходить дома или на пляж, но для офиса подходили плохо. Они были слишком коротки. Платья 1960-х годов становились все короче и короче. Все, что выше колена, было “мини-юбкой”.

То, насколько коротким было платье, стало признаком уверенности в себе женщины. Длина подола была прямо пропорциональна тому, насколько сексуально раскрепощена женщина. Короткие юбки не предназначались для привлечения мужчин ради сексуального интереса. Они привлекали внимание, чтобы ЖЕНЩИНА могла решить, нужно ли его внимание. Сексуальная сила через моду.

Цвета и принты сначала вдохновлялись поп-артом и современными движениями искусства. Шахматная доска, полоски и горошек, цветные блоки и даже банки с супом Campbells использовались в дизайне коротких платьев. В конце концов, “поп” превратился в мягкие пастели, ткани пике и клетчатые узоры для более “девичьего” образа..

Была также тенденция на земляные тона, поскольку десятилетие двигалось к движению хиппи. Зеленый мох, земляно-коричневые, горчично-желтый и темно-оранжевый носили круглый год.

Топы, свитера, пальто 60-х

Топы, рубашки, блузки и свитера взялись из повседневного гардероба 1950-х годов. Основным изменением были плотно прилегающие к телу рубашки и свитера, без акцента на груди или талии. Топы носили незаправленными, а то задыхались! Они болтались над юбкой или брюками и с течением времени постепенно удлинялись. Декольте стали меньше, возвращаясь к скромному виду 1930-х годов. Большие воротники-шальки, круглые воротники Питэр Пэн (часто контрастного белого цвета), большие банты и заостренные воротники рубашки привлекали внимание к тонкой шее и коротким волосам.

Рубашки с узорами тоже пользовались успехом. Яркие цвета и крупные принты комбинировались с однотонным низом, хотя однотонный верх — трикотажные топы, пуловеры, кардиганы — тоже присутствовал в гардеробе. В дизайне трикотажных изделий 60-х годов предпочтительна крупная вязка (косичкой) и рубчик. Исключением были очень плотно прилегающий кроп-топ и рубашки с длинным рукавом (как правило, черного или белого цвета).

Зимний гардероб все еще требовал пальто. Пальто сузились и укоротились, чтобы облегать новую, более тонкую одежду. Круглые воротники с большими пуговицами, карманы с клапанами, геометрические принты и пояс делали пальто милыми и веселыми. Они спустились чуть выше колена, так что длинные худые ноги продолжали оставаться в центре внимания.

Юбки 1960-х

Юбки 1960-х годов были длиной до колена с классическими складками; прямые карандаши, А-образные и солнце или полусолнце. В тренде были однотонные модели и крупные принты.

Пользующаяся дурной славой мини-юбка была сделана в любом из этих классических стилей, но теперь дошла до середины бедра! Клеточные узоры, складки, вельвет и крупная вязка идеально подходили к мини-юбкам.

Брюки 1960-х

Брюки Jax были обновленным вариантом брюк капри, с подкладкой и без ремня. Их носили в том числе с кроп-топами, поскольку отсутствие петелек не позволяло блузкам оставаться заправленными. Это была свобода моды 1960-х годов, когда не нужно было беспокоиться о сборке рубашек. Меньше суеты, больше веселья.

В эластичных брюках со штрипками использовался новый вид трикотажной ткани. Легко шить и носить, эластичные штрипки на ноге держали брюки гладкими и прямыми. Не имело значения, что штрипок было видно. Когда ботильоны вошли в моду, видимые штрипки внезапно стали табу. Без ботинок нельзя!

Штаны были чуть выше лодыжки до конца 60-х годов, когда более длинные штаны стали новой тенденцией. Они все еще застегивались на молнии сзади или сбоку (молнии спереди были для мужчин).

Джинсы следовали за посадкой и стилем узких брюк: высокая талия, конические штанины, длина до лодыжек, и зачастую несколько цветовых оформлений, а не просто синий.

Начиная с 1961 года, брюки-клеш медленно заменяли облегающие капри и вытесняли комбинезоны. Сексуальность была в коротких кроп-топах, носимых с брюками с высокой посадкой. К 1967 году они ассоциировались с движением хиппи.

Брючные костюмы 1960-х годов

Новые брючные костюмы так же шокировали общество, как и короткие юбки. Это был образ, прямо скопированный с мужских костюмов, но с учетом женских пропорций. Некоторые офисы и учреждения запрещали женщинам носить брючные костюмы. Возникла путаница в том, являются ли они оскорблением женственности или расширением прав и возможностей женщин (и что это неуважительно по отношению к мужчинам). Пока модные журналы 1960-х годов спорили, женщины массово скупали новые костюмы. Повседневные штаны уже носили везде, нарядные штаны казались такими же естественными.

Обувь и чулки 1960-х годов

С полностью выставленными ногами и трендом на образ молодой девушки, обувь приняла крутой поворот от высокой моды с высокими каблуками к уличной моде с низкими или отсутствующими каблуками. Обувь стала плоской, недорогой, разноцветной.

Благодаря новым материалам, как ПВХ (винил), обувь могли массово производить по дешевке и в ярких цветах, чтобы соответствовать платьям. Низкий каблук позволял легко ходить в них. Модели ранних десятилетий — лоферы, мэри джейны, с т-образными ремнями, монки и оксфорды — были переделаны в плоские туфли 60-х годов.

Даже ботинки были на плоских каблуках. Благодаря ПВХ и интересу к футуристическим вещам, высокие сапоги белого или серебристого цвета стали новыми черными. Все носили их. Они отлично смотрелись с короткими платьями и юбками. Более скромные люди носили ботинки и полусапожки коричневого цвета.

Сандалии, как и шлепанцы, дебютировали на пляжах в 1960-х годах. Женщины носили их с повседневной одеждой. Сандалии Birkenstock стали символами хиппи. Большинство скандалий 60-х делались из блестящей пластмассы, в ярких цветах, с тонкими ремешками и плоскими каблуками.

Простые белые кроссовки заменили двухцветные кожаные туфли для детей школьного возраста. Они должны были быть просто белыми и идеально чистыми. Носили с носками или с чулками на оттенка темнее, чем у натуральной кожи, из-за чего они выглядели еще белее.

Популярны были и цветные колготки — белые, черные, фиолетовые, ажурные, в елочку или с кружевами. Колготки закрывали неприглядные колени и не разрывались, как это бывало в тоненьких чулках. После того, как колготки усовершенствовали, они стали спасителями женских ног в любом месте. Они маскировали волосы, шишки, синяки и широкие надколенники. Даже колготки в цвет кожи были толстыми и темными. Быть босиком в 60-х было все еще слишком вызывающе. Какая ирония.

Ювелирные изделия 1960-х

Красочная одежда 1960-х годов нуждалась в столь же ярких украшениях. В первые годы традиционные украшения продолжали отдавать предпочтение текстурированному золоту, белой пастели и цветному жемчугу. Эти красивые и безопасные модели дополняли женскую одежду в стиле 1950-х годов.

Новая молодежь с ее одержимостью искусственными пластмассами, винилом и яркими цветами отдавала предпочтение ювелирным украшениям, вдохновленными поп-артом. Геометрические фигуры попали на огромные серьги с подвесками. Большие массивные браслеты или стопки тонких браслетов звенели по голым рукам.

То же самое касается цветов, теперь сделанных из пластиковых смол. Это были веселые кучки в базовых или пастельных оттенках, висящие на ожерельях, сережках и браслетах.

Прически 1960-х годов

Без шляпы, привлекающей внимание к женской голове, прически стали новым фокусом для женщин. Пышный вид буквально поднимал волосы до новых высот. Кудри ложились на щеки (это стало возможным благодаря небольшому количеству лака для ногтей). Объемные прически заставляли лица казаться меньше и более похожими на куклы. Длина волос от плеча поднималась до подбородка и ушей в течение десятилетия, и только в 70-х годах “спустилась” снова вниз.

Читайте также:  Что надеть 1 сентября маме школьника

Макияж 1960-х годов

В тренде были бледно-белая кожа, белые губы, смелая черная подводка для глаз и темные дымчатые тени для век. Это было резким контрастом с девчачьим видом одежды до середины 60-х, когда добавился слой детскости. Глаза были преувеличены удлиненными ресницами, мерцающими тенями для век, изогнутыми бровями, светлым румянцем, а губы стали нежно-розовыми.

Оглядываясь назад, эта комбинация была сценой из фильма ужасов, где ребенок встречает убийцу с топором.

Мода конца 60-х: образ хиппи

В конце 60-х годов произошло движение анти-моды, которое стало настолько популярным, что стало основным стилем в одежде. Образ начинался с выцветших джинсов, простых и скучных, анти-модных. Цветочное украшение, вышивки, живописи и шипования появилось позже в 1970-х годах.

Хиппи 60-х был проще, более приземлённым. Чтобы носить джинсы, хиппи должен был носить майку без бретелек. Сначала белую, а затем окрашенную в земляные тона, чтобы не выглядела как нижнее белье. Потом пошло окрашивание tie-dye. Чем больше цветов, тем лучше. Чем ярче, тем лучше!

Анти-мода означала противостояние любому, кто имеет какое-либо мнение о том, что “работает” или “не работает” в моде. Лесные зеленые с коричневой замшей, солнечно-желтые с джинсовым синим были фирменными цветами хиппи 60-х.

Цвета были не единственным преувеличением. Одежда была экстремальных размеров. Шляпы были большими и гибкими, жилетки свисали до колен, а пальто — до пола.

Возвращение к народному искусству означало, что бисер использовали на одежде, а не только на украшениях. Этнические детали охватывали все и вся. Не было никаких правил в моде хиппи. Смешивать, сочетать и развивать свой собственный ритм была модной мантрой хиппи 1960-х.

В 1970-ые стиль хиппи стал мейнстримом. Ориентированные на молодежь наряды превратились в совершенно противоположный стиль бабушки. Романтизированная бабушкина одежда от нескольких поколений назад, подобно женщинам-пионерам, вернулась в моду в виде длинных платьев и рукавов, оборок, кружевных отделок, мелких принтов и длинных волос (на этот раз спущенных вниз). Поколение мини-юбок подросло и стали взрослыми. Они боготворили предудщие поколения, у которых, как казалось, была более простая жизнь.

Мода 1960-х для вас

Теперь, когда вы знакомы с женской модой 1960-х годов, почему бы не одеться так? Многие из сегоднящих вещей “современной” моды вдохновлены модой середины 60-х годов. Мини-юбки А-силуэта, платья с контрастным воротником, фактурные колготки, балетки на низком каблуке и высокие сапоги, плащи и широкие шляпы — все они корнями из шестидесятых. Нынешняя тенденция на солнцезащитные очки в стиле ретро также во многом вдохновлена ​​60-ми годами.

Чтобы создать гардероб в стиле 1960-х годов, начните с платья (или брюк и топа) и добавьте пару чулок или гольфов, туфли на плоской подошве или ботинок, украшения и зимнее пальто.

Нужна дополнительная помощь по одежде 60-х? Спросите нас в любое время!

Мода «оттепели». Как одевались в СССР в 1960 — 1965 гг.

В начале 1960-х годов благо­со­сто­я­ние боль­шин­ства совет­ских граж­дан увели­чи­ва­ется: люди полу­чают собствен­ные квар­тиры и стабиль­ную зарплату. Куль­турно-обра­зо­ва­тель­ный уровень также растет, а вместе с ним — потре­би­тель­ские инте­ресы. Жела­ние красиво одеваться и исполь­зо­вать одежду как инстру­мент само­вы­ра­же­ния стано­вится типич­ным для мужчин и женщин от 16 до 60 лет. Если ранее совет­ское прави­тель­ство претен­до­вало на контроль в этой сфере, наде­я­лось влиять на моду и даже регу­ли­ро­вать её, то теперь бессмыс­лен­ность этих попы­ток стала очевидна. Мода выхо­дит на новый уровень и нако­нец стано­вится доступ­ной боль­шин­ству граж­дан Совет­ского Союза.

VATNIKSTAN продол­жает цикл статей о моде. Ранее мы уже расска­зали, как одева­лись в период НЭПа, какие тенден­ции господ­ство­вали в 1930-е годы, как краси­вые наряды возвра­ща­лись в быт после войны и как стиль New Look поко­рял совет­ских граж­дан в 1950-е годы. Теперь в фокусе внима­ния — начало 1960-х годов.

Основные тенденции: «Не отставать от жизни, моды…»

С конца 1950-х годов совет­ская мода разви­ва­лась в одном направ­ле­нии с запад­ной, однако меня­лась медлен­нее. Неко­то­рые запад­ные тенден­ции в СССР «не прижи­ва­лись»: отече­ствен­ные моде­льеры не заиг­ры­вали с «мини» и не шили слиш­ком корот­кие юбки. Совет­ская мода пози­ци­о­ни­ро­ва­лась как более демо­кра­тич­ная, менее экстра­ва­гант­ная, ориен­ти­ро­ван­ная на сред­него поку­па­теля, а не на «элит­ное мень­шин­ство». Одежда отече­ствен­ных произ­во­ди­те­лей счита­лась прак­тич­ной, функ­ци­о­наль­ной, не нано­ся­щей вред здоро­вью — модели констру­и­ро­ва­лись строго в соот­вет­ствии с меди­цин­скими нормами и стан­дар­тами гиги­ены.

Ключе­вой пробле­мой оста­вался подход к пошиву: в основе моде­ли­ро­ва­ния по-преж­нему исполь­зо­ва­лись упро­щён­ные харак­те­ри­стики. На Западе одежду уже давно кроили по росто­раз­ме­рам и полно­там, в СССР — по усред­нён­ным, факти­че­ски выду­ман­ным соот­но­ше­ниям роста и объё­мов. Гото­вая одежда сидела плохо, её прихо­ди­лось подго­нять по инди­ви­ду­аль­ным меркам на дому или в ателье. Чтобы решить эту проблему в период с 1957 года по 1965 год сотруд­ники Централь­ного НИИ швей­ной промыш­лен­но­сти провели массо­вые обмеры мужчин и женщин всех возрас­тов во всех реги­о­нах страны. Из огром­ного объёма данных сумели выде­лить типич­ные повто­ря­ю­щи­еся харак­те­ри­стики, а на их основе — разра­бо­тать новые ГОСТы на размер­ные ряды. Весо­мым досто­ин­ством новых типо­ро­сто­раз­ме­ров стало их соот­вет­ствие реги­о­наль­ной специ­фике. Счита­лось, что теперь до 80% насе­ле­ния могут поку­пать одежду и с комфор­том носить её без подгонки.

Каче­ство новой одежды повы­си­лось, а ассор­ти­мент расши­рился. Дирек­тор фабрики «Боль­ше­вичка» (специ­а­ли­зи­ро­ва­лась на женской и детской верх­ней одежде) в 1960 году хваста­лась, что теперь фабрика выпус­кает женские пальто и костюмы для четы­рёх типов сложе­ния: «моло­дёж­ные» для деву­шек и для женщин «трёх полнот». Число фасо­нов тоже росло. Та же «Боль­ше­вичка» в 1960 году выпус­кала 100 фасо­нов, а в 1961 — уже 204. Теперь пред­при­я­тие оправ­ды­вало свой девиз: «Не отста­вать от жизни, моды…».

Другая инте­рес­ная тенден­ция — культ искус­ствен­ных тканей. Совет­ские граж­дане активно приоб­ре­тали вещи из нейлона, винила, дралона, лайкры и похо­жих мате­ри­а­лов. Основ­ной причи­ной любви было удоб­ство: искус­ствен­ные ткани легко стирать, не нужно ежедневно гладить. Одежда из искус­ствен­ных тканей стоила весьма доступно, что в глазах поку­па­те­лей оправ­ды­вало ее немно­го­чис­лен­ные недо­статки (вроде непри­ят­ной на ощупь фактуры). Любовь к нена­ту­раль­ным тканям была такой силь­ной, что искус­ствен­ные шубы поку­пали даже те, кто «мог позво­лить себе» даже нату­раль­ные. Насто­я­щий мех считался скуч­ным, неде­мо­кра­тич­ным и несо­вре­мен­ным.

Из мето­ди­че­ского ката­лога ВИАЛЕГПРОМ (Всесо­юз­ный инсти­тут ассор­ти­мента изде­лий лёгкой промыш­лен­но­сти и куль­туры) за 1964 год:

« Боль­шую новизну и разно­об­ра­зие вносят новые ткани с приме­не­нием хими­че­ских воло­кон, более свобод­ный подход к их исполь­зо­ва­нию, как, напри­мер, соче­та­ние тканей разных фактур или одно­цвет­ных фактур и набив­ных. Для пальто подхо­дят новые ткани с нитро­ном, откры­того пере­пле­те­ния типа панамы и рогожки, ткани с приме­не­нием фасон­ной пряжи, с рельеф­ной и зерни­стой поверх­но­стью типа «Элегант», пест­ро­тка­ные, с насып­кой, из разных цветов пряжи — это ткани «Зави­ток», «Полянка», «Мерлушка». Костюм­ные ткани — шерстя­ное трико «Чайка», шерстя­ные ткани «Эффект», «Люкс»».

« Мода» на моду

В период с конца 1950-х годов и до конца 1970-х годов тема стиля и внеш­него вида стала очень попу­ляр­ной. Если раньше стрем­ле­ние хорошо выгля­деть и выде­ляться могло встре­тить недру­же­люб­ное отно­ше­ние обще­ства, теперь инте­рес к моде призна­вался совер­шенно нормаль­ным явле­нием. Это подтвер­ждают обще­со­юз­ные, респуб­ли­кан­ские и мест­ные газеты, кото­рые регу­лярно писали о ново­сти моды, разме­щали пресс-релизы модных меро­при­я­тий и даже публи­ко­вали анали­ти­че­ские статьи о куль­туре одежды. Появ­ля­ются специ­а­ли­зи­ро­ван­ные журналы мод, кото­рые расска­зы­вают чита­те­лям о тенден­циях насту­па­ю­щих сезо­нов, публи­куют краси­вые фото­гра­фии и анон­си­руют гряду­щие показы и новые коллек­ции.

Напри­мер, типич­ная заметка о моде, посвя­щён­ная ширине мужских брюк:

« … в соот­вет­ствии с совре­мен­ной модой, нормаль­ная ширина штанины состав­ляет 24–25 санти­мет­ров. Есть люди, кото­рые наста­и­вают на слиш­ком узких брюках, а неко­то­рые, напро­тив, зака­зы­вают брюки шири­ной 45 санти­мет­ров. Это в своём роде тоже стиль. Но не стоит пытаться обма­нуть новую моду».

Журналы несли и воспи­та­тель­ную нагрузку. В них регу­лярно появ­ля­лись мате­ри­алы об эконо­ми­че­ских пробле­мах в инду­стрии моды, вопросы куль­туры одежды и даже роль моды в соци­а­лизме. Авторы мате­ри­а­лов дели­лись с чита­те­лями размыш­ле­ни­ями о природе моды и специ­фике совет­ской одежды.

Мане­кен­щицы из СССР в Европе в 1961 году

Инте­ресно, что власть поощ­ряла фикса­цию недо­стат­ков в книгах жалоб и пред­ло­же­ний, публи­ка­цию писем чита­те­лей с отзы­вами о работе мага­зи­нов одежды и лёгкой промыш­лен­но­сти в целом. Это была обрат­ная связь, кото­рая помо­гала контро­ли­ро­вать отрасль и урав­но­ве­ши­вать декла­ра­тив­ные сооб­ще­ния в прессе об успе­хах лёгкой промыш­лен­но­сти.

Правда «стиля­гам» иногда доста­ва­лось по-преж­нему. Их образ расце­ни­вался как утри­ро­ва­ние моды и дурной вкус. В печати шла дискус­сия: с одной стороны публи­ко­ва­лись письма возму­щён­ных нестан­дарт­ными обра­зами, с другой — размыш­ле­ния авто­ров, защи­щав­ших право моло­дых людей на инди­ви­ду­аль­ность. Модные изда­ния продви­гают мысль, что непра­вильно судить о мораль­ном облике чело­века на осно­ва­нии узких брюк и цвета­стой рубашки.

Женские образы: «Бабетта», шпильки, яркий макияж

Женщины черпают идеи обра­зов из кине­ма­то­графа. Напри­мер, самой модной счита­ется причёска «Бабетта»: совет­ские модницы поза­им­ство­вали её у Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идёт на войну». Те, кто не любил пышные волосы, отда­вали пред­по­чте­ние лёгким в уходе геомет­ри­че­ским стриж­кам. Также носят парики и шиньоны. Волосы было принято красить, есте­ствен­ный цвет считался скуч­ным. Однако хоро­ших красок в продаже не было, жела­ю­щим изме­нить природ­ный отте­нок волос прихо­ди­лось доволь­ство­ваться басмой, хной, луко­вой шелу­хой и пере­ки­сью водо­рода. Акту­аль­ным стано­вится яркий макияж: чёрные стрелки, несколько слоёв туши для ресниц, беже­вая помада.

Образ Бриджит Бардо из фильма «Бабетта идет на войну» вдох­но­вил тысячи совет­ских женщин повто­рить причёску

В 1961 году в совет­скую моду входит каблук-шпилька. От привыч­ного каблука они отли­ча­ются толщи­ной — всего от трёх милли­мет­ров. Высота обычно состав­ляла пять-шесть санти­мет­ров. Ходить на шпиль­ках было неудобно: они остав­ляли следы на свежем асфальте, попа­дали между ступень­ками эска­ла­тора в метро и превра­щали прогулку по льду в экстре­маль­ное приклю­че­ние. Тем не менее их попу­ляр­ность только росла — женщи­нам нрави­лась острота, кото­рую шпильки добав­ляли даже самому скром­ного образу. Поэтому их носили и зимой, и летом.

Хитом стано­вится чёрный обтя­ги­ва­ю­щий свитер. Самые яркие образы полу­ча­лись из соче­та­ния свитера, юбки и шпилек.

Носить брюки повсе­дневно всё ещё не принято: образ женщины в брюках крити­ко­вали в печати как нару­ша­ю­щий обще­ствен­ные прили­чия. Ситу­а­ция полу­ча­лась двой­ствен­ная. С одной стороны, женщины в рабо­чих и спор­тив­ных брюках была обыч­ным явле­нием и никого не возму­щала. Совет­ские женщины рабо­тали на заво­дах, в сель­ском хозяй­стве, в свобод­ное время зани­ма­лись физкуль­ту­рой. С другой стороны, появ­ляться в брюках на офици­аль­ных и празд­нич­ных меро­при­я­тиях было не принято. Женские брюки появятся в модных коллек­циях в конце 1960-х годов и станут симво­лом эман­си­па­ции.

В стиле Элвиса Пресли

Самый модный мужской образ 1960-х годов: белая нейло­но­вая рубашка, тёмные брюки-дудочки и уложен­ные к верху волосы. Мода на искус­ствен­ные ткани захва­тила и мужчин: боль­шин­ство стре­мится купить рубашку из нейлона. Хлопок призна­ётся уста­рев­шим и неудоб­ным, а нейлон — краси­вым и прак­тич­ным. Мате­риал не мялся, легко стирался и инте­ресно смот­релся. Этого было доста­точно, чтобы сделать нейлон самым востре­бо­ван­ным мате­ри­а­лом сере­дины 1960-х годов.

Образы допол­няли яркие прита­лен­ные пиджаки с широ­кими плечами, яркие крас­ные носки, галстуки и зонты-трости. Акту­аль­ная причёска — «боб». Образ­цами для подра­жа­ния стали Элвис Пресли и группа «Beatles».

Читайте также:  Модная иллюстрация и девушки в стиле аниме

Важным пред­ме­том гарде­роба стано­вятся вяза­ные карди­ганы. Вяза­ные вещи вышли на пик моды у мужчин и женщин. Но в продаже их нет, поэтому многие люди (не только женщины) увле­ка­ются вяза­нием. Источ­ни­ком знаний и идей явля­ются разделы «Вяжем сами» в журна­лах мод.

В 1962 году в СССР пришли тёмно-синие плащи из боло­ньи. В Италии из этой ткани шили рабо­чую одежду. В СССР их носили как летнее пальто. Совет­ских граж­дан боло­нья поко­рила новиз­ной и прак­тич­но­стью. В сложен­ном виде плащи были очень компактны и прак­ти­че­ски не зани­мали место в шкафах. В обще­ствен­ном созна­нии закре­пи­лась мысль, что каждый уважа­ю­щий себя чело­век непре­менно должен приоб­ре­сти такой плащ. Мода на боло­нью продер­жится целое деся­ти­ле­тие. Зимой носили шапки из искус­ствен­ного кара­куля — тренд на искус­ствен­ный мех задел и мужчин.

Вся семья в плащах «Боло­нья»

В 1960-е годы мужчины начи­нают играть всё более значи­мую роль в моде: в 1965 году впер­вые в совет­ской исто­рии мужчина прихо­дит рабо­тать во Всесо­юз­ный дом моде­лей. Этим перво­про­ход­цем был Вяче­слав Зайцев. Уже во второй поло­вине 1960-х годов его ждёт широ­кая извест­ность, успеш­ная карьера и звание одного из самых авто­ри­тет­ных людей в отече­ствен­ной моде.

65 гениальных советских фотографий
от ярчайших фотомастеров

Хотите совершить путешествие во времени, вспомнить ритм жизни советской эпохи и увидеть лучшие работы советских фотографов? Смотрите подборку потрясающих советских кадров, которые мы подготовили совместно с проектом Центра фотографии имени братьев Люмьер «Антология фотографии XX века».

«На арене Ю.Никулин». Москва. Цирк на Цв.Бульваре, 1974 год. Фото: Александр Абаза

«Экипаж». Москва, 1980 год. Фото: Юрий Абрамочкин

Из серии «Мысли и сердце. Оперирует хирург Николай Амосов». 1975 год. Фото: Макс Альперт

Из серии «Киевское балетное училище № 6», 1970 год. Фото: Виталий Арутюнов

«Невский проспект». 1968 год. Фото: Юрий Белинский

«Не мое собачье дело». 1965 год. Фото: Владимир Богданов

«Молодость побеждает». Москва, 1963 год. Фото: Анатолий Болдин

«Спортивный орнамент». 1959 год. Фото: Лев Бородулин

«По вечному льду», 1975 год. Фото: Алексей Васильев

Из серии «Рождение человека». 1970 год. Фото: Сергей Васильев

«Двое», 1965 год. Фото: Александр Виханский

«У меня такой характер». 1969 год. Фото: Дмитрий Воздвиженский и Нина Свиридова

«Солдат», 1973 год. Фото: Владимир Вяткин

«Воскресенье». 1965 год. Фото: Игорь Гневашев

«Качели», 1977 год. Фото: Михаил Голосовский

«Одесса. Лестница». 1969 год. Фото: Фридрих Гринберг

Извержение вулкана Толбачик. 1975 год. Фото: Вадим Гиппенрейтер

Пушкинская площадь, Москва, 1940 год. Фото: Наум Грановский

«Утро на пляже». Башкирия. 1978 год. Фото: Александр Гращенков

«Тени жизни». 1970 год. Фото: Михаил Дашевский

«Хлеб привезли». 1960 год. Фото: Григорий Дубинский

«Антимиры. Андрей Вознесенский». 1960 год. Фото: Юрий Иванов

Пожар в Москве. 1960 год. Фото: Владислав Киврин

«Разговор по душам. Н. Михалков и Д. Ольбрыхский». 1970 год. Фото: Галина Кмит

«Стюардессы». 1970 год. Фото: Андрей Князев

«На первомайском параде. Мороженое». 1950 год. Фото: Юрий Кривоносов

«Тревога на позиции 3УР». 1970 год. Фото: Василий Куняев

Л. Белоусова и О. Протопопов. 1965 год. Фото: Сергей Лидов

Архангельское. 1972 год. Фото: Галина Лукьянова

«Зима». 1965 год. Фото: Юрий Луньков

«Ритм труда». 1960 год. Фото: Николай Маторин

«Утро для моей девочки». 1975 год. Фото: Вильгельм Михайловский

«Силуэт». 1960 год. Фото: Мирослав Муразов

«Мартовское солнце». 1962 год. Фото: Григорий Мхитарян

Парад на Красной площади. 1970 год. Фото: Александр Награльян

«Сельская школа». 1970 год. Фото: Вадим Опалин

«Утрата». 1964 год. Фото: Эдуард Песов

«Три тельняшки», 1968 год. Фото: Сергей Петрухин

«Телеведущие». 1960 год. Фото: Лев Портер

Рекордный прыжок Валерия Брумеля. 1963 год. Фото: Александр Птицын

Алексей Леонов, командир экипажа космического корабля Cоюз-14. 1973 год. Фото: Альберт Пушкарев

Новые «Запорожцы». 1960 год. Фото: Николай Рахманов

Птичница. г. Кировск. Заполярье. 1950 год. Фото: Яков Рюмкин

На пепелище. г. Жиздра. Кошка с простреленным ухом. 1943 год. Фото: Михаил Савин

На выставке. Девочка с сумкой. 1960 год. Фото: Николай Токарев

Загадочная Азия. Монголия. 1973 год. Фото: Юрий Транквиллицкий

Фестиваль молодежи и студентов на улицах Москвы. 1957 год. Фото: Михаил Трахман

«Лебеди». Артистки балета Большого театра СССР в буфете Кремлевского Дворца съездов. 1963 год. Фото: Евгений Умнов

«Поезда идут на фронт». Пляшет красноармеец В.Кочетков. 1941 год. Фото: Александр Устинов

«Блок». 1970 год. Фото: Игорь Уткин

Торпедист. (Виктор Чероков). Балтфлот. 1936 год. Фото: Яков Халип

«Догулялся». 1960 год. Фото: Николай Хорунжий

«Оранжевое солнце». 1960 год. Фото: Анатолий Хрупов

«Дорога», 1975 год. Фото: Гунар Бинде

«Элегия», 1970 год. Фото: Валдис Браунс

«Удивление Евгения Моргунова», 1970 год. Фото: Василий Егоров

«Грачи прилетели», 1964 год. Фото: Микола Гнисюк

«Кто станет новым хозяином службы знакомств?», 1970 год. Фото: Борис Кауфман

«Плевать мне на Мальтуса», 1960 год. Фото: Виктор Ахломов

«Мечта». 1950 год. Фото: Николай Драчинский

Подготовлено совместно с проектом Центра фотографии имени братьев Люмьер «Антология фотографии XX века».

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий

Читайте также

Знаменитые на весь мир:
10 военных фотографий

Есть хорошие фотографии, есть не очень, есть и вовсе малозаметные. А еще существуют кадры, которые меняют мир и двигают историю. Не всегда это профессиональные снимки, чаще даже, наоборот, речь идет о любительских фотографиях. Просто человек с фотоаппаратом оказался именно там, где было нужно, и сделал снимок, который остался в памяти людей и спустя поколения. В этой подборке – десять военных фотографий, которые человечество уже не сможет забыть.

25+8 лучших фотоблогеров Рунета:
фотографы-профессионалы и фотопутешественники

С некоторых пор фотография существует не только на выставках и в альбомах, издаваемых фотографами. Все активнее фотография перемещается в Интернет, а число подписчиков некоторых блогеров измеряется тысячами и даже десятками тысяч человек. Мы подготовили обзор, рассказывающий о 33 фотографах-блогерах, работающих в различных жанрах. Они занимаются любимым делом, путешествуют и делятся с нами своими впечатлениями.

Российские призеры
World Press Photo

World Press Photo — самый престижный и авторитетный международный конкурс работ в жанре фотожурналистики, который во многом определяет направление развития всей профессии. Каждый год независимое жюри, состоящее из авторитетных профессиональных фотожурналистов и фоторедакторов ведущих СМИ, оценивает работы претендентов в девяти различных номинациях. За две недели работы члены жюри просматривают свыше 100 тысяч фотографий, присланных минимум пятью тысячами авторов из практически всех (в среднем свыше 120) стран мира.

Фотосессия – женщины 1960 годов

Возвращение Парижу статуса модной столицы

В 1960-е годы начинали карьеру многие талантливые дизайнеры. Не только журналисты, но и продавцы модной одежды со всего мира собирались на показ коллекций, который дважды в год проходил в Париже, вновь ставшем столицей мировой моды. Становлению экономической модной инфраструктуры во Франции во многом способствовало введение лицензирования авторских прав на griffe или brand label одежды. Так началось повальное увлечение знаменитыми брендами. Также удержать статус Высокой моде помогла урегулированная продажа юридически санкционированных моделей одежды, известных как toile, а также становление могущественной парфюмерной индустрии.

Становление молодежной моды

В 1960-е годы дети, родившиеся в период так называемого «беби-бума», стали подростками, и эпоха массового производства и массового потребления достигла апогея. В 1961 году СССР совершил первый запуск пилотируемого космического корабля, а в 1963 году был убит президент Джон Ф. Кеннеди. В мае 1968 года в Париже вспыхнули студенческие беспорядки, а в 1969 году человек впервые высадился на Луну. На фоне таких разноплановых, но одинаково значимых событий молодое поколение пыталось отыскать присущий только ему способ самовыражения. Вполне очевидным выбором стала новая, набирающая силу американская культура. Голос молодежи отчетливо различим в текстах песен британского ансамбля «Битлз». Смелые настроения теперь царили и в моде. Молодежь обнаружила, что радикальное изменение стиля одежды – наиболее эффективное средство, дающее возможность подчеркнуть свое отличие от старшего поколения.

Концепция «осознания тела»

В 1964 году американский дизайнер Руди Гернрейх представил купальный костюм без верха – монокини, а в 1965-ом – тонкий нейлоновый бюстгальтер телесного цвета, который стал известен под названием «без бюстгальтера». Это явление можно назвать демонстрацией новой концепции «осознание тела». Платья, открывающие ноги вплоть до верхней части бедра, получили название «мини» и стали еще одним камнем в фундаменте этой концепции.

Появление мини

Мини-юбки появились в 1960-е годы, когда законодателями моды стали кутюрье нового поколения. Термин был образован от слова «минимум». Первым такой наряд в 1965 году предложил Андре Курреж.

Обнаженные ноги появлялись в женской моде и в 1920-е годы, но в 1960-е эта тенденция пережила несколько концептуальных этапов. Маршалл МакЛуэн настаивал на том, что одежда – это продолжение кожи. Лондонский дизайнер Мэри Куант также способствовала тому, что длина мини была официально допущена в мир моды, став признанным стилем ХХ века. Пропагандировал мини-платья и Андре Курреж.

Женские брюки как повседневная одежда

Публика только привыкла к мини-юбкам, а в мир моды ворвались женщины в брюках. Несмотря на то, что стиль гарсон, популярный после Первой мировой войны, представил миру мужеподобную женщину, брюки носили только дома или на пляже. В 1930-е годы в США повседневной одеждой мужчин и женщин стали джинсы. Что касается Европы, то здесь брюки были признаны повседневной женской одеждой лишь после Второй мировой войны.

В 1964 году Курреж представил в Париже женский вечерний брючный ансамбль, и табу на появление дам в таком наряде было окончательно снято. Брючные костюмы оказались на пике популярности. В 1960-е годы появились также платья А-силуэта. В частности, их также предлагал Андре Курреж.

Новые изобретения дизайнеров

Платья, предложенные в это время ведущими модельерами, также произвели сенсацию.

Пьер Карден. В своей коллекции 1964 года «Эра космоса» Пьер Карден представил модели будущего, оформленные в простых геометрических формах, причем изготовлены они были в основном из неорганических материалов. Имя Кардена впервые прозвучало в мире моды в 1953 году. Этот гениальный дизайнер «похоронил» классическую элегантность 1950-х годов, и его минималистская одежда стала предшественницей грядущей одежды прет-а-порте. В 1959 году Карден предложил Синдикату Высокой моды свою линию готового платья. Так Пьер Карден, находящийся в зените славы, наладил производство готового платья, выпускающегося под патронажем его Дома Высокой моды. Более того, в 1960 году дизайнер стал конструировать мужскую одежду, хотя до тех пор это была совершенно закрытая область, контролируемая модными портными, в системе, остававшейся практически неизменной со времен Французской революции. Тем самым Карден повлиял на рождение стиля «унисекс».

Ив Сен-Лоран. Ив Сен-Лоран, талантливый молодой дизайнер, чутко реагировал на новые общественные тенденции. В 1961 году он отделился от Дома Диора и открыл бутик прет-а-порте, который в 1966 году стал называться Saint Laurent Rive Gauche. По традиции левый берег (Rive Gauche) Сены в Париже считался менее фешенебельным районом, чем правый.

Ив Сен-Лоран стал создателем настоящего манифеста слияния моды и изобразительного искусства, представив коллекции Mondrian Look в 1965 году и Pop Art Look в 1966-ом. После них стало модным использовать мотивы живописи в дизайне одежды. Простой крой нарядов, популярных в те годы, позволял переносить изображение с холстов непосредственно на платье. Коллекция Mondrian Look была посвящена полотнами теоретика неопластицизма Пита Мондриана.

В 1967 году Ив Сен-Лоран представил коллекцию African Look. Одно из платьев было украшено бисером в форме звериных клыков и морскими раковинами. Этот экзотический наряд произвел фурор в мире Высокой моды. Ив Сен-Лоран стал одним из первых модельеров, пропагандирующих новую «этническую» моду.

Читайте также:  Фотограф Питер Линдберг – биография и фотографии

В коллекции весна-лето 1968 Сен-Лоран представил стиль сафари. Кутюрье трансформировал охотничий костюм, превратив его в повседневную одежду для женщин.

Именно фирма Сен-Лорана предложила линию женских брюк, ставших впоследствии модной повседневной одеждой. Также свой вклад в увеличение популярности брючного стиля внесло студенческое восстание во Франции в мае 1968 года. Оно повлияло на изменение общественных ценностей.

Эмилио Пуччи. В 60-е годы также были популярны наряды от Эмилио Пуччи – с их яркими и смелыми цветовыми сочетаниями, напоминающими модный в то время психоделический дизайн. Актуальными были и тонкие шелковые ткани, которые использовались при создании такой одежды.

Эпоха искусственных материалов

Новые искусственные материалы открыли широчайшие горизонты для минималистской моды, помогли сформировать синтетический стиль 60-х годов. Эльза Скиапарелли экспериментировала с искусственными материалами еще в 1930-е, но тогда это выглядело скорее причудами художника. В середине же ХХ века синтетические ткани стали ценить за их отличные функциональные качества и уникальные текстурные свойства. В 60-е пластиком при создании своих нарядов увлекался Кристобаль Баленсиага. Андре Курреж использовал винил.

В 1966 году в мире Высокой моды дебютировал Пако Рабан. Он окончательно опроверг мнение о том, что одежду можно создавать лишь с помощью ткани и ниток. Одно из его мини-платьев было выполнено из алюминиевых пластин и латунной проволоки. Топ и юбка из коллекции весна-лето 1967 были изготовлены из алюминиевых дисков, соединенных металлической проволокой. Мини-платье из коллекции весна-лето 1969 состояло их хромированных дисков из стали и пластика, соединенных кольцами из нержавеющей стали.

В 60-х годах массовое производство стремительно развивалось. Однако тонкая ручная работа дизайнеров haute couture по-прежнему оставалась вне конкуренции.

В 1960-е годы в моде ощущался отчетливый резонанс оп-арта (оптическое искусство) и поп-арта. Оп-арт вернулся на пик популярности в 1990-е годы. Поп-арт, воспроизводивший традиционными живописными методами вещи общества потребления во всей их банальности, быстро привлек всеобщее внимание. Энди Уорхол в 1966 году изготавливал banana dress (банановое платье) и fragile dress (хрупкое платье).

В конце 1960-х годов мужчины под влиянием хиппи начали отпускать длинные волосы и носить одежду ярких цветов с кружевами и оборками. Этот период был метко прозван «павлиньей революцией».

Стиль 60-х годов в XXI веке

Стиль ранних 60-х был актуален в сезоне осень-зима 2010-2011: пышные миди-юбки, платья-футляры, широкие пояса. Комплекты в этом стиле появились в коллекциях Louis Vuitton, Prada, L’wren Scott, Dries van Noten.

В сезоне осень-зима 2011-2012 стиль 60-х годов стал одним из главных трендов. В моду вошли мини-юбки, платья с завышенной талией, платья-трапеции, короткие яркие пальто, принт горох, сумки-портфели, элегантные костюмы. Одежду и аксессуары в стиле 60-х представили Fendi, Bottega Veneta, Giambattista Valli, Jean Paul Gaultier, Prada, Burberry, Calvin Klein Collection, Yves Saint Laurent.

В весенне-летнем сезоне 2013 года модными стали платья в стиле 60-х годов прямого кроя с геометрическими принтами, а также смокинг. Платья этого стиля представили Louis Vuitton, Prada, Michael Kors, Marc by Marc Jacobs и Moschino. Популярной стала обувь в духе десятилетия – остроносые лодочки на тонком не слишком высоком каблуке. Их представили Louis Vuitton и Miu Miu. Трендом сезона также стал макияж в стиле 60-х: черные стрелки в сочетании со светлой кожей и графической формой бровей, металлические тени и глянцевые губы. Пэт МакГрат для Louis Vuitton предложила персиковые оттенки на глазах, розовую помаду и пышные ресницы. Классику той эпохи — «плавающую линию» на подвижной части век яркого синего и зеленого цветов — воссоздал Дик Пейдж для Michael Kors. Вэл Гарланд для Mary Katrantzou сделал дерзкий «кошачий» взгляд со стрелками и губы естественного оттенка. Гвидо Палау создал конский хвост в стиле 60-х для показов Valentino и Marc Jacobs, а для Chloe – прически в стиле Твигги.

В сезоне осень- зима 2013-2014 стиль 60-х проявился в коротких платьях А-силуэта и юбках-трапециях в сочетании с ботфортами и сапогами-чулками, шляпках-шлемах (Chanel), рукавах «реглан», сарафанах с водолазками, обуви на тонком каблуке с узким носком (Gucci). Также на подиумах появлялся футуризм 60-х (Thierry Mugler) и пальто в мужском стиле родом из этого десятилетия (Marc Jacobs). Комплекты в духе десятилетия представили Blugirl, Temperley и Chloe. В макияже остались популярны стрелки на глазах в стиле 60-х.

В сезоне весна-лето 2014 стиль 60-х остается популярным среди дизайнеров. Наряды в духе десятилетия представили Mulberry, Jason Wu, Viktor&Rolf, Chanel.

Образ в стиле 60-х: основные черты

Направления

Минимализм, поп-арт, оп-арт, хиппи, футуризм, «Битлз».

Одежда

Мини, А-силуэт, простой крой, психоделические и графические принты, искусственные материалы, особенно винил, ткани с люрексом, нейлон, металл или его имитация.

Аксессуары

Обувь на танкетке, лодочки с острым носком на небольшой шпильке, лоферы, ботфорты, крупные бусы из пластика, шейные платки, широкие пояса, большие очки с круглыми линзами или «кошачьи глазки» с толстой оправой.

Макияж

Яркие глаза, которые подчеркиваются при помощи стрелок-ласточек, сильно накрашенных ресниц, светлых теней с блеском. Губы покрываются помадой нейтральных оттенков или блеском.

Прическа

Главными прическами 60-х были «барбарелла», которая стала популярна после выхода фильма «Бабетта идет на войну» с Бриджит Бардо в главной роли, высокая «хала», короткая мальчишеская стрижка с короткой челкой Твигги и Мии Ферроу, а также флип, которую ввела в моду Джейн Фонда. Популярны были удлиненные каре, уложенные на манер Жаклин Кеннеди или Мэрилин Монро. Актуальными стали конский хвост, начесы, кудри, шиньоны, заколки, повязки, ленты и ободки.

Иконы стиля 60-х годов – Одри Хэпберн, Твигги, Софи Лорен, Мэрилин Монро, Джейн Фонда, Бриджит Бардо, Клаудия Кардинале, Жаклин Кеннеди, Катрин Денев.

В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам

Прически Брижит Бардо , макияж Софи Лорен и платья Вивьен Ли — поклонницы из Советского союза пристально следили за образами киноактрис и хотели быть похожими на своих кумиров.

Cosmo рекомендует

Что понадобится на карантине по мнению экспертов – 5 полезных советов

В стиле Коко Шанель: твидовый пиджак, который будут носить все модницы весной

О развитии моды и о том , как советские женщины подражали иностранкам , Cosmo.ru рассказала руководитель выставочного отдела Музея Моды , автор образовательных и развивающих курсов , лектор , семиотик , исследователь моды и издатель книг по искусству Полина Уханова.

Трофеи и мода

В 20-е годы , во времена НЭПа , мода Советского союза не слишком отставала от западных стран , поэтому и внешность иностранок не вызывала сильного интереса. В этот момент на Западе процветал ар-деко — роскошный стиль « дорогой и солидной красивости», в СССР вариантами этой эстетики считались эксперименты на тему авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу , глобальных отличий не наблюдалось.

В 30-х разница становится уже значительной. В этот период в Советском союзе иностранцы появлялись крайне редко , и возвращение их произошло только после окончания Второй мировой войны. На развитие моды и отношения к иностранцам сильно повлияли трофейные вещи и фильмы , попавшие в СССР после 1945 года. Кумирами того времени были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин , англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени , снявшаяся в фильме « Серенада солнечной долины».

Советские женщины пытались подражать западным кинозвездам , которых видели на экранах , но делали это аккуратно , точечно и нерешительно.

Dior’овский поворот

Всплеск « модных отношений» между СССР и Западом и новый поворот в восприятии иностранок произошел в 1959 году , когда дом Dior привез в Москву свою летнюю коллекцию. На показе присутствовала только элита страны , в основном , жены партийных руководителей. Однако новинки французской моды увидел и простой народ — манекенщицы прогулялись по ГУМу , Красной площади и Тишинскому рынку.

Красивые девушки в очень смелых , с точки зрения советского менталитета , нарядах , с макияжем , аксессуарами и прическами вызвали невероятное оживление у советских женщин. Зависти не было — лишь сильное удивление. И это была реакция большинства простых советских женщин. Элита , конечно , реагировала иначе — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей , кому-то удавалось листать западные модные журналы.

Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным , не функциональным , а , значит , бессмысленным , ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения , одежда не содержала никакого декора , кроме вышивки. Не было даже брошей , поскольку всё это считалось мещанством. Даже шляпки , представленные в коллекции Dior , стали открытием для простого народа. Советские женщины носили маленькие аккуратные шляпы , но головные уборы выполняли конкретную функцию и никак не походили на шикарные диоровские шляпы , которые надевали только ради красоты. Такие наряды были нефункциональными , они не подходили для женщины-работника.

Стиляжный мир

В середине 1950-х за границу стали выезжать спортсмены и артисты. С гастролей и соревнований они привозили одежду , косметику , журналы мод. Насмотревшись на зарубежных звезд , они старались копировать их стиль и становились своеобразными посредниками между простым советским человеком и миром западной моды.

Благодаря всемирному фестивалю молодежи и студентов , который проходил в Москве в 1957 году , появились фарцовщики , зарабатывающие продажей иностранных товаров. Основными их клиентами стали стиляги , которые во всём старались подражать Западу. Молодые люди завидовали иностранцам , но не каким-то их конкретным вещам , а атмосфере , с которой эти вещи ассоциировались. Стиляги смотрели на иностранцев с потребительской точки зрения: как с их помощью достать ту или иную вещь , чем заграничные гости могут оказаться полезными. Приобретая импортную одежду , общаясь с иностранцами , они приближали себя к этому интересному , незнакомому и более свободному миру.

Она была актрисою…

Советские актрисы , хоть и не были иностранками , играли важную роль в связи простых женщин с голливудскими звездами. Из заграничных поездок они привозили новые наряды , косметику и образы , которые демонстрировали своим поклонницам. У них были налажены связи с магазинами , куда поступала модная одежда. И советские женщины , подражая и копируя своих артисток , одновременно подражали и западным. Копирование образов иностранок происходило не сразу , а лишь тогда , когда фильмы доходили до СССР , или кто-то из советских знаменитостей примерял look на себя. Такая история произошла с популярной прической бабетта. Фильм « Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли показали в СССР лишь в 1960-м году , но после этого на улицах было тяжело встретить девушку с какой-то другой прической.

Не только в фильмах советские женщины находили новые образы — певица Эдита Пьеха была примером для подражания для нескольких поколений. Она считалась очень стильной певицей , у неё всегда были красивые наряды , прическа и яркий макияж.

Пьеха стеснялась своей худобы и высокого роста , поэтому выходила на сцену не на шпильках , а в туфлях лодочках на низком каблуке , сделав их самой востребованной женской обувью. Певица рисовала стрелки на глазах , как у Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды , была первой , кто выступал в мини-юбке. Моду на костюмы-двойки и строгие мужские костюмы тоже ввела Пьеха. Польские корни певицы прибавляли ей некий шик и достоинство в глазах поклонников , делая певицу немного иностранкой.

Текст: Полина Уханова. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.

История любви Вивьен Ли и Лоуренса Оливье: соперничество, которое разрушило брак

Ссылка на основную публикацию