Российские школьницы начала XX века и школьная форма

Российские школьницы начала XX века и школьная форма

История появления школьной формы

Под школьной формой мы подразумеваем форму одежды для учащихся во время их пребывания в школе. Сейчас, как и раньше, существует много доводов за и против ношения школьной формы . Давайте взглянем, как развивалась школьная форма в России.

Можно даже назвать точную дату введения школьной формы в России. Это произошло в 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Костюмы, которые предназначались для мальчиков того времени были своеобразным сочетанием военного и штатского мужского платья. Эти костюмы мальчики носили не только во время занятий, но и после них. На протяжении всего времени фасон гимназического и студенческого мундира менялся лишь незначительно.

В то же время началось развитие и женского образование. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. В 1986 году и появился первый наряд для учениц. Это был весьма строгий и скромный наряд. Выглядел он приблизительно так: шерстяное платье коричневого цвета длиной ниже колена. Это скромное платье было украшено белыми воротничками и манжетами. Из аксессуаров — черный передник. Практически точная копия школьного платья советских времен.
До революции образование могли получать лишь дети из обеспеченных семей. И школьная форма была своеобразным показателем достатка и принадлежности к уважаемому сословию.

С приходом к власти в 1918 года коммунистов, школьная форма была отменена. Она считалась буржуазным излишеством.

Школьная форма становится вновь обязательной лишь после Великой Отечественной в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.

Именно тогда появились белые “праздничные” фартуки и пришивные воротнички и манжеты – со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником – белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски – под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.
У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук

А как обстоит дело со школьной формой за границей? Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то – очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма – эталон подростковой моды для всего мира . Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.

Наибольшее распространение имеет школьная форма в Англии и в ее бывших колониях. Эта форма является отражением классического делового стиля. Каждое солидное учебное заведение Англии имеет собственный логотип. И этот логотип наносится на школьную форму. В его виде делают значки и эмблемы. Его наносят на галстуки и головные уборы.

Во Франции школьная форма была в ходу с 1927 до 1968 года.

Российские школьницы начала XX века и школьная форма

Школьная форма — предмет бесконечных споров, к которому ученики (нынешние и бывшие) относятся очень по-разному: кто-то с ужасом, кто-то с нежностью. Ее то отменяли, то вводили снова. Сейчас единой формы в России нет: как именно должны одеваться учащиеся, каждая школа решает сама. Но так было не всегда. Модный журналист, стилист и историк моды Алена Исаева заглянула в архивы и вспомнила, как менялись представления о школьном дресс-коде.

Обязательную для всех гимназистов форму ввел император Николай I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1834 года, все учащиеся подведомственных Министерству народного просвещения учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Детали парадных мундиров имели ту же цветовую гамму.

Реформатор Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Стандарты школьной формы менялись несколько раз. В 1860 году в моду вошла гимнастика, и с тех пор специальная рубашка, в которой гимназисты занимались спортом, называется «гимнастерка». Она и стала позднее частью повседневной школьной формы. Но с 1868 года стандартом был темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия, и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Но черные суконные брюки носили все.

Официальная женская школьная форма появилась намного позже, чем мужская — до конца XIX века девочки по большей части учились дома. Единственным исключением был основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц. Одним из орудий «облагораживания» было форменное платье, цвет которого становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

В XIX веке во множестве стали появляться и другие женские гимназии, но общая для всей страны гимназическая форма для девочек была утверждена только в 1896 году. За основу было взято коричневое платье с фартуком Смольного института, только теперь оно было не шелковым, а шерстяным. Именно это коричневое платье и просуществовало почти в неизменном виде практически до 80-х годов ХХ века и совсем недавно всплыло как навязчивое видение в осенне-зимней коллекции Vetements 2016 года.

Коллекция Vetements, осень-зима 2016

После революции школьную форму отменили как пережиток классового общества, и до самой войны школьники ходили в школу в своей одежде. Но дело было не только и не столько в «пережитках прошлого», сколько в том, что у государства на первых порах (32 года в общей сложности) просто не хватало ни сил, ни возможностей одеть огромное количество новых учеников в открывающихся по всей стране школах.

Только в 1949 году, когда, с одной стороны, государство укрепилось и промышленность заработала, а с другой — многие послевоенные семьи едва сводили концы с концами и не могли как следует одеть детей в школу, было принято решение школьную форму вернуть. Причем ровно в том виде, в каком ее отменили в 1917-м: коричневые платья с черным фартуком по будням и белым по праздникам, как для учениц Смольного, — для девочек и темно-серые гимнастерки, фуражки и брюки, как у гимназистов, — для мальчиков.

Читайте также:  Фотограф Ричард Аведон – биография и работы

В 1954-м появились не только гимнастерки, но и настоящие кители. Впрочем, китель и фуражка — это был идеал, не всегда достижимый. Выпускник одной из центральных московских школ вспоминает, что китель был у них один на весь класс и друзья передавали его друг другу, когда в коридоре кого-то ловил завуч и требовал одеться по форме. Регламентировалась не только одежда, но и стрижки: в младших классах мальчиков часто стригли наголо, а начиная с пятого им разрешалось оставлять челку. И только в старших классах можно было стричься по-взрослому.

Девочкам в 1950-е было не легче. Никаких хвостиков, стрижек, а тем более распущенных волос — только две косы. В крайнем случае одна. Тут тоже был свой идеал — черные атласные ленты в волосах по будням и белые капроновые — по праздникам. Собственно, оттуда и пошла эта неистребимая советская мода на огромные белые банты. Но на самом деле обычно в косы заплетали ленты, которые просто удалось достать. Чулки только хлопковые и только в резинку. Никаких гладких фильдеперсовых и тем более капроновых даже в старших классах.

Выделиться старались с помощью белых воротничков — тут можно было дать себе волю. Самые простые были гладкими из белой ткани, но те, кто мог себе это позволить, носили вышитые и кружевные. Коричневые платья были довольно разнообразных, хотя и скучных фасонов — прямые или с юбками в складку, но самым шиком считалось сшитое на заказ платье с плиссированной юбкой. Это был предмет особой гордости, но часто и страданий: стоило эту юбку намочить, как складки расходились. За порчу дорогого платья многих родители страшно ругали, а иногда могли и побить.

К 1960-м требования к прическам и чулкам перестали быть такими строгими, вошли в моду короткие стрижки, появились гольфы и колготки, ну и конечно, в старших классах больше никому не приходило в голову носить хлопковые чулки. В остальном форма «института благородных девиц» оставалась неизменной до конца 1970-х.

А вот у мальчиков в 1962 году произошла революция — вместо практически военной формы — гимнастерки, ремня, кителя и фуражки их одели по английской моде 1960-х — в прямые серые пиджачки с маленькими лацканами, белые рубашки и брючки со стрелками. Главной идеей новой формы стала «демобилизация» — теперь это был не школьник-курсант, а школьник-гражданин. Разработал эту форму Сергей Бейкер из Общесоюзного дома моделей на Кузнецком. Проблема этой формы оказалась в том, что она была слишком модной и, как всякая модная вещь, через десять лет устарела.

В середине 1970-х там же, в Доме моделей, взялись за разработку новой школьной формы по европейскому образцу. В 1975 году появилась новая форма для мальчиков — синий пиджак-блейзер для старших классов или синяя куртка для младших и синие брюки. Когда первого сентября мальчики пришли не в унылых серых жакетиках, а в модных приталенных синих пиджаках с серебряными пуговицами, все просто открыли рты — они выглядели выше, стройнее, взрослее и даже сексуальнее.

История школьной формы в России

Сейчас много разговоров о школьной форме. Где-то вводят обязательную форму. Кто-то с этим согласен, кто-то нет.

Некоторые считают, что стандартная для всех форма убивает формирующуюся индивидуальность; кто-то — что форма дисциплинирует и помогает «сгладить» проявление классового неравенства. Сколько людей, столько и мнений.

Какова же история школьной формы?

У школьной формы в России богатая история.

Точная дата введения школьной формы в России – 1834 году. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры.

До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей.
Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно «Табелю о рангах». Так, все педагоги в государственных учебных заведениях (гимназиях) носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.

Неизменным атрибутом гимназистов был ранец.

В то же время началось развитие и женского образования. Поэтому потребовалась ученическая форма и для девочек. Девичья форма была утверждена почти на 60 лет позже мальчуковой – в 1886 году ,и в результате появился первый наряд для учениц.

Это был строгий и скромный наряд. Форма для девочек будет еще долго радовать нас знакомыми коричневыми платьями и фартучками – именно эти костюмы явились основой для формы советских школ. И те же самые белые воротнички, та же скромность фасона.

Для посещения гимназии было предусмотрено уставом три вида одежды. Во-первых, «обязательная форма для ежедневного посещения», которая состояла из коричневого шерстяного платья и шерстяного фартука чёрного цвета.

Устав требовал «содержать платье в чистоте, опрятно, не носить его дома, ежедневно разглаживать и следить за чистотой белого воротника».

Парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка. В парадной форме гимназистки посещали театр, церковь по праздничным дням, в ней ходили на рождественские и новогодние вечера.

Также «никому не запрещалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь».

Однако вскоре после революции, в “рамках борьбы с буржуазными пережитками и наследием царско-полицейского режима” в 1918 г. был издан декрет, отменявший ношение школьной формы.

Несомненно, в первые годы существования советского государства ношения школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.

Официальные объяснения были таковы: форма демонстрирует несвободу ученика, унижает его. А в действительноти, у страны на тот момент просто не было финансовых возможностей одеть огромное количество детей в единую форму.


Период “бесформия” длился до 1949 года.

Страна возрождалась после войны, на подрастающее поколение была вся надежда. Именно в этот период в Москве открывается “Детский мир” – это царство товаров для детей, начинается выпуск детских колготок, школьников тоже не забыли.

В 1949 г. в СССР вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек сталинской эпохи походила на школьную форму царской России.


Именно тогда появились белые “праздничные” фартуки и пришивные воротнички и манжеты – со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником – белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).

Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. Банты других цветов по правилам не допускались. Самые незначительные эксперименты с длиной или иными параметрами школьной формы сурово карались администрацией учебного заведения.
Мальчиков же одели в серые военные гимнастерки с воротником стоечкой, с пятью пуговицами, с двумя прорезными карманами с клапанами на груди, элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.

Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.
Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. В 1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах , но милитаризированного вида они не потеряли. А форма девочек осталась старая.

Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски – под машинку, как в армии. Причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — «модельные стрижки» до конца 50-х годов были под строгим запретом, не говоря уже об окраске волос.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).

Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

Читайте также:  Снеговик – новогодние открытки

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса).

Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало выше колен.


У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки.

Ткань оказалась неудачной, юбка быстро начинала лосниться, рукава протирались.

Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки.

Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук

Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду.

В современной России нет единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению.

Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя. Рынок предлагает все больше вариантов школьной формы, многие из которых довольно привлекательны.

История школьной формы в России

История школьной формы в России

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Любая одежда — от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев — влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Читайте также:  Дизайн обуви по образу и подобию авто

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

От шелковых платьев и мундиров до рваных джинсов и мини-юбок: эволюция школьной формы в России

Наш эксперт — научный сотрудник Музея Моды Михаил Комарков

Женское начало

Первопроходцами-испытателями ученической формы стали воспитанницы Смольного института благородных девиц, основанного Екатериной II в 1764 году — форменная одежда была обязательным требованием учреждения. Это первый случай, когда в светском учебном заведении ввели единую униформу. Фасоны и силуэты платьев учениц менялись от императрицы к императрице, неизменной оставалась лишь цветовая система одежды: чем старше становились девушки, тем светлее были их наряды.

Классика Смольного института — ученицы, одетые в хлопковые или шелковые платья. Выпускницы традиционно носили белую одежду, демонстрируя таким образом приближение окончания учебы.

История введения формы для учеников некоторых гимназий больше касалась дворянства, одежду простых слоев населения она не затрагивала. Изменения во внешний облик всех учащихся Российской империи внес Александр I. «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», принятый в 1804 году, говорил о необходимости введения единой формы для учащихся, но официально ее не регламентировал.

Нововведения касались только мужской формы, женских училищ в то время было очень мало, и они сами за этим следили. Полноценная история школьной формы начинается с 1834 года, с момента, когда был принят единый стандарт одежды учащихся.

Армейские оттенки

Школьная форма времен Николая I — это практически полувоенная история. Форменная одежда мальчиков представляла собой школьный мундир с яркими металлическими пуговицами, суконный сюртук, широкие брюки, ремень, фуражку и шинель, которую носили зимой. Цветовая гамма мундира — тёмно-синий, зелёный, иногда серый цвет. Погоны присутствовали на мундирах военных училищ, а вот лампасы на брюках были не всегда. Это, как и выбор цвета одежды, отдавалось на откуп учебному заведению.

Пошив школьной одежды в то время осуществлялся либо родителями, либо попечителями, так как богатых образовательных учреждений в России почти не было.

Цены на ткань в XIX веке были высокие, поэтому форму шили из сукна — стандартного материала, который использовали и для изготовления военной формы. Не все семьи могли позволить себе ежегодно обновлять форму — многие часто шили одежду на вырост.

Такая история повторилась отчасти и в советское время, но там причиной послужила уже не цена ткани, а её дефицит. Школьная форма, установленная Николаем I, просуществовала почти 30 лет, до начала реформ Александра II.

Разноцветные стандарты

В 1864 году Александр II решил переодеть школьников и сделать форму учащихся более демократичной. Одежда перестала полностью напоминать военное обмундирование, изменился стиль и покрой, появилось разноцветие. Среднестатистический школьник времен императора Александра II носил темно-зеленый широкий мундир, больше похожий на полукафтан, черный галстук, темно-серые брюки и темную жилетку. Брюки, как и мундир, были достаточно широкие, формата шаровар. Однако «разноцветица» просуществовала недолго — в 1868 году на 50 лет ввели темно-синий стандарт одежды. Теперь все школьники были одеты в стандартные темно-синие мундиры с девятью пуговицами и скошенным воротником, такого же цвета брюки и фуражку с эмблемой учебного заведения.

При Николае II в школьную форму пришла гимнастерка, которую носили с широким поясом с металлической бляшкой. В гардеробе школьников появились жилет, китель и косоворотка. И если цвет гимнастерок и рубашек мог меняться в зависимости от региона (на юге — серый, на севере — темно-синий), то суконные брюки всегда оставались чёрными.

Во всех учебных заведениях помимо жёсткого дресс-кода существовали этические правила, связанные с дисциплиной и внешним видом. В каждом училище и гимназии был инспектор, который следил за соблюдением правил ношения формы. Школьник, пришедший на занятия, не должен был забывать и о фуражке с эмблемой. Одно из негласных правил во время драки или хулиганства гласило: снимай эмблему, чтобы городовой не понял, где ты учишься.

Очередь за девочками

Женскую школьную форму официально ввели в 1896 году. До этого жесткой регламентации не было — форма была унифицирована, но решающее слово оставалось за учебным учреждением. В основном, шили тёмные платья из камлота, материала популярного в XIX веке из-за своей недорогой цены.

Согласно новым правилам, все девочки надевали на учебу коричневое шерстяное или полушерстяное платье, поверх которого повязывали фартук: темный — в обычные дни и белый — в праздники.

История школьной формы в России: от XIX века до наших дней

Первоклассники XXI века, 2013/2014 учебный год.

Школьная форма впервые была введена около двухсот лет назад. За это время она неоднократно изменяла свой облик, отменялась и вновь воскрешалась.

Одни родители убеждены, что школьная форма препятствует развитию ребенка как личности, индивидуума, другие полностью поддерживают введение единой униформы, как эффективного средства социального и религиозного равенства школьников.

Считается, что впервые в России форма для учащихся была внедрена в 1834 году, когда был принят закон, дифференциацирующий различные виды гражданских мундиров, в том числе гимназические и студенческие. Все образовательные учреждения тогда были государственными, а государственные служащие обязаны были носить униформу в соответствии с чином и званием, прописанными в «Табеле о рангах».

Гимназисты дореволюционной России, конец XIX века

Форма гимназиста была свидетельством сословного превосходства, ведь в те времена возможность получать образование была только у детей дворян, интеллигенции и промышленников. По внешнему виду школьная форма была похожа на одежду военных. В комплект входили фуражка, гимнастерка и шинель. Зимой к школьной одежде добавлялся капюшон, который крепился прямо к шинели. Форма могла отличаться цветом, пуговицами, эмблемами, сообщающими принадлежность гимназиста к конкретному образовательному учреждению.

До революционного 1917 года фасон гимназической формы менялся несколько раз, хотя эволюция была незначительной

В 1886 году появилась первая форма для учащихся девочек. Она, кстати, очень походила на школьную форму, которую носили девочки в Советском Союзе. Это было шерстяное платье темно-коричневого цвета. А украшением наряда служили черный фартук и воротнички. Парадный вариант формы состоял из белого фартука.

Выпускницы Смольного института

Впрочем, цветовая гамма формы могла отличаться в зависимости от образовательных учреждений. К примеру, известно, что воспитанницы Смольного института в возрасте 6-9 лет носили платья кофейного цвета, 9-12 лет – голубого, 12-15 лет – серого, а 15-18 лет – белого.

После революции 1917 года начинается история советской школы. Новая власть ставит своей первоочередной задачей повысить доступность образования для детей всех слоев населения и в кратчайшие сроки ликвидировать безграмотность среди взрослого населения страны.

Первоклассники сельской школы, 20-е годы ХХ века

Были упразднены и форма для учащихся, и гимназии как пережиток буржуазного прошлого. Церковно-приходские школы сменяют средние школы, а в зданиях бывших гимназий открывают ЕТШ – единые трудовые школы.

Выпускной класс, 1937 год

С 1943 по 1954 годы в большинстве городских школ практиковалось раздельное обучение, но тем не менее, школьную форму вводят в 1949 году и она становится единой и обязательной для всех школьников СССР. Наряд для девочек состоял из коричневого платья с черным фартуком, белым воротничком и манжетами. В торжественные дни черный фартук сменялся белым. Мальчикам было предписано носить военные гимнастерки с воротником стоечкой. Мундир полагалось носить с ремнем с пряжкой, в качестве разрешенного головного убора была кепка с кожаным козырьком.

Советские школьники 50-х

В 1962 году школьная форма для мальчиков снова эволюционирует. Теперь ребята носят шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Важными аксессуарами, по-прежнему, остаются фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Школьная форма девочек не изменилась.

Пионерское детство 60-х

В начале 1980-х годов фасон школьной формы вновь меняется. У мальчиков брюки и куртка были заменены брючным костюмом синего цвета из полушерстяной ткани. Пиджак был украшен эмблемой и алюминиевыми пуговицами, манжетами и двумя карманами на груди. А вот в 1984 году приходит, наконец, время изменить форму для девочек-старшеклассниц. Им предложили носить костюмы, состоящие из юбки-трапеции, жилетки и пиджака синего цвета. Носить можно была как «двойку», так и «тройку».

Школьная форма 80-х

После распада СССР школьная форма была упразднена, дети посещали школы в свободной одежде вплоть до 2013 года. Мотивацией к введению школьной формы стал скандал в одной из школ Ставропольского края, гдепреподаватели не допустили ученицу в хиджабе к занятиям. Чтобы сгладить социальные, религиозные и прочие различия президент РФ Владимир Путин предложил воскресить школьную форму.

Фасон одежды выбирается общим решением педсовета и родительских комитетов. Однако власти предполагают, что в ближайшие годы будет учреждена единая школьная форма для всех учащихся РФ.

Ссылка на основную публикацию