Смерть

Смерть

Смерть – последствие грехопадения; временное разделения души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых в нетленных телах и Страшного Суда, на котором уже будет решена вечная участь человека.

Смерть телесная и духовная

В христианском понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» ( Ин.1:4 ). Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью.

Смерть тела не позволяет злу стать бессмертным

Несмотря на неестественность смерти, она допускается Богом, чтобы зло не стало бессмертным: «По сей причине, дабы не увековечилось поселившееся в нас зло… сосуд на время разрушается смертью, чтобы, по истечении зла, преобразовалось человеческое естество и, чистое от зла, восстановилось в первоначальное состояние» (св. Григорий Нисский). Но такое восстановление возможно только при условии воскресения из мертвых: «Ибо, если нет воскресения, природа всего человека не сохранится». Согласно учению свт. Афанасия Великого, поскольку Божие милосердие не могло допустить, «чтобы однажды сотворенные разумные существа и причастные Слова Его погибли и через тление снова обратились в небытие», Бог-Слово стал человеком, чтобы «людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатью Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем».

Подготовка умирающего к смерти

На всех богослужениях в ектениях возносится прошение о даровании членам Церкви христианской кончины, т.е. кончины с напутствием Святыми Таинствами – Покаянием, Причащением и Елеосвящением. Поэтому при желании умирающего принять эти таинства, а также если он не крещён и желает креститься, следует без промедления пригласить к нему священника (можно позвонить в ближайший храм).

Чтобы облегчить предсмертное томление умирающего, надо поместить его так, чтобы он видел святые иконы, крест, огонь лампады, зажечь у икон свечу. Облегчает переход в вечность чтение над умирающим «Канона молебного на исход души», по-народному называемого отходной. (Если смерть наступит во время чтения, то канон дочитывается с припевом: «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего»).

В случае, когда предсмертная болезнь длится долго и мучительно, по благословению священника может быть прочитан канон, содержащий прошение о скорой и мирной кончине – «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

Как относиться к смерти? Считать ее благом, избавлением от страданий или злом?

«Конец настоящей жизни несправедливо, думаю, называть смертью, – говорит прп. Максим Исповедник, – а скорее избавлением от смерти, удалением из области тления, освобождением от рабства, прекращением тревог, пресечением брани, выходом из тьмы, отдохновением от трудов, укрытием от стыда, убежанием от страстей, и вообще, пределом всех зол».

Следует ли христианину бояться смерти?

Свт. Димитрий Ростовский учит: «Не бойся смерти, но готовься к ней, проводя святую жизнь. Если будешь готов к смерти – перестанешь бояться ее. Если возлюбишь всем сердцем Господа – сам пожелаешь смерти».
Одной из христианских добродетелей является память смертная. Неслучайно в вечернем молитвенном правиле есть молитва «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?» Следует дорожить каждым днём земной жизни, проживая его по воле Божьей, выраженной в Его заповедях, время смерти своей предоставить Отцу Небесному.

Как себя вести родным и близким умирающего человека? Надо ли в любых случаях утешать и укреплять надежду ?

Если мы видим, что человек больше думает о земной жизни, чем о небесной, все еще на что-то надеется, и эта призрачная надежда мешает ему осознать близость смерти и покаяться, то в таком случае говорить о смерти надо обязательно. Но если человек сознательно исповедуется и готов предстать на Суд Божий, нет необходимости заострять внимание на теме смерти.

В моменты отчаяния человек просил Бога о смерти. Не является ли такая «просьба» грехом?

Такая просьба греховна, но Господь снисходит к нашей немощи и не исполняет таких просьб. Следует покаяться в своих мыслях на исповеди, и тогда душа успокоится.

Правда ли, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по-иному, чем нераскаянный грешник?

Кончина у примирившегося с Богом человека мирная. Смерть же грешников люта, говорится в Священном Писании ( Пс.33:21 ).

Христианское учение однозначно указывает на то, что человеческое тело было сотворено Богом потенциально бессмертным. Так 123 правило Карфагенского собора гласит: «Если же кто речет, что Адам, первозданный человек, сотворен смертным, так что, хотя бы согрешил, хотя бы не согрешил, умер бы телом, то есть вышел бы из тела, — не в наказание за грех, но по необходимости естества, да будет анафема». Старение есть свойство, появившиеся после грехопадения прародителей.

Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.
святитель Григорий Палама, Омилия 16.

«Так, возлюбленнейшие братья, близ есть Царствие Божие: с прохождением мира настанет уже награда жизни, радость вечного спасения, всегдашняя безопасность и обладание раем, некогда утраченное; земное сменяется уже небесным, малое великим, временное вечным. Какое же тут место тоске и беспокойству? Кто при этом будет тревожиться и печалиться, как не тот, у кого недостает надежды и веры?
Бояться смерти может только тот, кто не хочет идти ко Христу; а не хотеть идти ко Христу свойственно только тому, кто не верит, что он начнет царствовать со Христом».
священномученик Киприан Карфагенский

Мы о смерти всегда думаем как о разлуке, потому что мы думаем о себе и об усопшем, мы думаем о том, что никогда больше не услышим любимого голоса, никогда больше не тронем любимого тела, никогда не погрузим свой взор в дорогие нам очи, которые открывают всю глубину человеческой души, никогда не будем больше жить вместе с человеком той простой человеческой жизнью, которая нам так дорога, которая так драгоценна. Но мы забываем, что смерть является одновременно встречей живой души с Живым Богом. Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы относительный, но уход с тем, чтобы стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и вступить в такую полноту жизни, которая никому не доступна на земле.
митрополит Сурожский Антоний, «Вопрошание».

Смерть – это переход из веры в очевидность.
архим. Рафаил (Карелин)

В христианском опыте открывается, что смерть не есть антоним жизни, смерть есть часть жизни.
У христианина есть три дня рождения: физическое, духовное (в крещении) и день смерти. Неслучайно дни памяти святых – это дни их смерти.

Смерть

Материал из Видение мира

Смерть – внешняя, но глубоко личная для каждого воспринимающего существа сила, конечным результатом воздействия которой на существо становится распад его энергетической формы, вследствие чего этот пучок единых ощущений втягивается и погружается в темное море осознания и становится развоплощенным сознанием, а осознавание существа прекращается и жизнь его превращается в ничто.

Прекращение осознания – это уничтожение точки сборки, разрушение структурированного восприятия (тоналя), а, значит, исчезновение субъекта сознания и растворение его в великих эманациях Орла.

Содержание

Природа смерти

Согласно описанию магов cмерть воспринимающего существа становится возможной по причине того, что это команда Орла. В момент рождения любое существо автоматически намеренно соглашается с этой командой. Такой порядок вещей для любого существа возможно изменить только с помощью сдвига точки сборки путем задействования этим существом своего намерения.

Осуществляется эта команда Орла с помощью опрокидывающего аспекта накатывающей силы, стремящегося расколоть энергококон каждое мгновение чему препятствует кольцевой аспект этой же силы.

Не будет большой ошибкой сказать, что причина смерти в рождении. Ведь данная при рождении энергетическая форма, этот удерживаемый в единстве силой жизни конгломерат энергетических волокон, принципиально не способна бесконечно выдерживать натиск накатывающей силы.

По мере того, как сила жизни существа расходуется (видящие это наблюдают как потускнение некой свечи внутри светящегося энергококона существа) его просвет все больше расширяется (у далекого от смерти существа он закрыт), и, ожидающая этого момента смерть, подступает все ближе пока не прикасается к нему. Прикосновение смерти и вызывает раскол энергококона, через просвет которого опрокидыватель врывается внутрь и разрывает его на отдельные волокна, которые возвращаются туда откуда и пришли – в нагваль.

Важно понимать, что смерть это не констатация факта прекращения осознавания (возможна смерть, т.е. потеря энергетической формы и без потери осознания), а реальная сила которая этому способствует, присутствие которой возможно видеть. И эта сила охотится.

То, каким образом она предстает перед видящим глубоко личное дело, целиком и полностью зависящее от его предпочтений и темперамента. Например, видящие, которым свойственна склонность к мистике и легко с людьми, видят ее как человекоподобную личность с пустыми глазами. Но, в принципе, она может быть всем чем угодно: от животного и растения до песка и камня или кольца листьев.

Это неопределенное присутствие сопровождает любое воспринимающее существо в течении всей его жизни. У человека смерть располагается на расстоянии вытянутой руки сзади слева. Если очень быстро оглянуться назад, то (имея достаточной количество личной силы) увидеть смерть за левым плечом как некое темное пятно может каждый. Свою смерть. Смерти как абстракции в реальной вселенной не существует.

Когда человек близок к смерти, то маги видят за его спиной не небольшое темное пятно, а тень, размерами и формой точно повторяющей человека, которому она принадлежит.

После распада энергетической формы воспринимающего существа смерть остается на том месте, где умерло существо, навсегда. Животные могут ее видеть и потому никогда не попадаются в ловушки на тех местах где уже кто-то умер. Обычный человек же хоть и не может ее видеть, тем не менее тоже способен ощущать гиблые места.

После смерти

По мнению магов в самой смерти (распаде энергетической формы) нет ничего страшного – настоящий ужас начинается после умирания.

Они видели, что Орел наделяющий сознанием все существа так, чтобы они могли жить и обогащать сознание, пожирает это самое обогащенное сознание после того, как воспринимающие существа лишаются его в момент смерти.

После смерти сознание воспринимающих существ как мотылек света воспаряет к клюву Орла под действием громадной силы притяжения, подобно тому как магнит притягивает железо, чтобы быть поглощенным.

Для древних видящих это было доказательством того, что осознающие существа живут только для того, чтобы обогатить свое сознание, а потом стать пищей Орла, который после смерти неизмеримой силой, вытянет из них каждую искру сознания, которая накопилась в их телах. Новые видящие более прагматичны, и склонны говорить только о существовании этой силы, не заморачиваясь романтичными образами.

Еще одним наблюдением магов было то, что сразу после смерти сознание обретает целостность и входит в третье внимание, но только на мгновение — в виде процесса очистки перед тем, как Орел проглотит его. В это мгновение возможно видеть и саму смерть, и человеческую матрицу и многое другое.

Поэтому маги и задались вопросом: если мы умираем целостными то почему бы такими не жить сразу? Ответом на этот вопрос стало открытие, что в смерти человека есть скрытая возможность выбора. (подробнее в разделе #Использование смерти магами)

Что касается реинкарнации, то видящие не увидели никаких подтверждений этой теории. С точки зрения описания магов непонятен так же механизм, как это вообще возможно – обогащенное жизнью существа осознание (жизненный опыт) уносится к Орлу, а эманации, составлявшие энергококон распались после раскола энергетической формы.

Впрочем, существует объяснение через летунов, которые живут не в пример дольше человека, и внедряют в людей свое осознание ( разум считается инородным сознанием для человека). Когда человек умирает, летун внедряется в другого,а часть памяти летуна о жизни умершего человека может быть доступна следующему носителю.

Так что, можно сказать вопрос с реинкарнациями открыт. Вернее открыт вопрос о том, каким образом становятся доступным некоторым людям опыт живших до них существ (не обязательно людей) потому как осознание конкретного человека точно пропадает.

Смерть в жизни обычного человека

Для обычного человека смерть означает прекращения их осознания и конец их организмов. В восприятии умирающего человека она имеет две стадии:

1. Происходит поверхностное затмение сознания, наполнение его хаосом и бессмысленностью. Переживается легкость, заставляющая чувствовать полное счастье и спокойствие. Эта стадия непродолжительна и довольно быстро проходит.

2. На второй стадии человек входит в область силы в которой и происходит встреча со смертью. Здесь человек опять становится самим собой, целостным сознанием. Опять же ненадолго – смерть разбивает его со спокойной яростью за один или несколько ударов.

Все интеллектуально знают, что смерть может наступить в любой момент.Тем не менее, люди ведут себя как бессмертные существа,проживающие свои жизни так,как если бы смерть никогда не коснулась их, у которых всегда полно времени на делание мелочных дел из перечня их щитов. Фактически единственно реальная вещь в мире – смерть, в восприятии обычного человека , в повседневности, не играет для него практически никакой роли.

Главным следствием из этого чувства собственной бессмертности является то, что поступки и решения обычного человека могут быть изменены, или их возможно подвергать сомнению и сожалеть о них.

Использование смерти на пути воина

Практичные маги увидев, что кроме жизни и смерти ничего реального нет, приняли идею смерти как руководство к действию для любого, кто захотел стать воином.

Согласно этой идее неминуемой смерти, в каждое действие человека, вступившего на путь воина, входит борьба за выживание и уверенность в том, что смерть его постоянный спутник.

Вступивший на путь магии очень скоро начинает понимать, что щиты обычного мира не работают перед лицом реального знания, и что нужно приспосабливаться к новому образу жизни, если хочет выжить. Ведь просвет у воина приоткрывается и делает его более доступным смерти чем обычно, когда щиты закрывают эту щель.

Только при таком взгляде на мир, когда центральной силой знания является смерть, у адепта учения действительно развивается и становится более эффективной его воля.

Дело в том, что только волю воин способен противопоставить смерти. Маги видели, что смерть входит в человека через просвет, через место где сосредоточена воля, и что, упражняя волю, возможно в момент распада энерговолокон в туман непоколебимой волей собрать их обратно в человека. Воля способна вернуть человека к жизни, но научиться управлять ею, дождаться ее парадоксальным образом помогает сама смерть.

Маги выделили два аспекта влияния смерти на человека, помогающие ему быть максимально эффективным на пути воина, и не скатиться в мелочность и хаос повседневности :

1. Смерть как постоянный попутчик, незаменимый партнер и свидетель всего происходящего с человеком.

2. Смерть как самый надежный советчик, друг.

По мнению магов смерть неизменная добавка к долгу верить. Без осознания смерти все обычно, тривиально, никакой силы и мистики. Только потому, что смерть подкарауливает нас, мир является неизмеримой загадкой полной чудес.

Интеллектуально внушить ученику, что смерть всегда рядом на расстоянии вытянутой руки довольно просто, но требуется сделать смерть свидетелем всего происходящего с учеником. Точно так же как, например, ЧСВ и жалость к себе являются свидетелем всего происходящего у обычного человека. Но соглашаться мало – нужно действовать согласно этому.

Постоянное ощущение смерти за спиной достигается различными способами, но главное вообще понять о чем идет речь. Использование ли растений силы или удар нагваля позволит увидеть свою смерть, первым шагом всегда будет этот опыт, от которого и начинает плясать адепт.

Ощущается обычно смерть как озноб, возможны спазмы в районе живота.

Ну а путь магии, на котором и так постоянно встречаешься с возможностью полного уничтожения, отлично помогает закрепить остроту осознания своей смерти. Становится понятным, что без этого осознания отсутствует необходимая потенция и концентрация, которая и преобразует его времяпровождение на Земле в волшебную силу.

Читайте также:  Ворона как источник вдохновения для модных образов и фото

Как только реальность неотвратимой близости собственной смерти становится непрерывным фактом, приходит время к следующему шагу – восприятию смерти как советчика.

Каждый раз, когда идущий по пути воина испытывает беспокойство или ему кажется что все идет не так как надо, ему нужно повернуться назад и налево и спросить совета у своей смерти – и тогда, если смерть сделает знак или появится ощущение ее присутствия, необъятное количество мелочей сваливается с него как камень с плеч.

Два этих фактора и определяют максимальную эффективность воина. Если ощущение присутствия смерти можно описать как некое определенно вдохновляющее на поступки настроение, то ощущение советчика под рукой сродни направляющей силе учителя, укрощающей дух и темперамент адепта и не дающей сбиться с пути и погрязнуть, например, в индульгировании.

Следствия из осознания смерти как советчика и свидетеля:

1. Отрешенность, ничто не более важно чем другое (в том числе и смерть).

Дело в том, что фиксация на своей смерти обычно приводит к зацикленности на самом себе и снижением эффективности своих действий. О смерти не нужно заботиться, важно сфокусироваться на своей связи со смертью без сожалений, без печали или горевания. Отрешенность позволяет осуществить это и обрести молчаливую страсть к жизни, не позволяя прилипнуть, привязаться к чему бы то ни было (даже к себе). Только мысль о смерти подгоняет человека и делает его отрешенным.

2. Поступки и решения наполняются силой, становятся ею и отличаются своей завершенностью.

Воин, знающий, что он не имеет никакой возможности отбиться от своей смерти, может поддерживать себя только силой своих решений и поступков. Воин становится мастером выбора. Его решения окончательны просто потому, что его смерть не дает ему времени ни к чему привязаться. Он идет до конца и до конца ответственен за свои решения и поступки. Без сомнений и сожалений. Перед лицом смерти-охотника не больших и маленьких решений – все они одинаково важны.

Существует особое всепоглощающее счастье в том, чтобы действовать с полным сознанием того, что этот поступок вполне может быть твоим самым последним поступком на земле.

3. Обретение терпения. Воин ждет волю.

Осознающий каждую секунду свою смерть, отрешенный и наполненный силой своих решений воин достигает терпения. Он не сожалеет ни о чем, не считает что то более важным чем другое и молча страждет всем вещам в жизни.

4. Жизнь – как вызов.

Согласно описанию магов смерть – единственный достойный оппонент, которого мы имеем и даже описали смерть как то, что посылает нам вызов. Все люди рождены, чтобы принять этот вызов посредством соей жизни. Метафорически жизнь – это арена, на которой два соперника: человек и его смерть.

Использование смерти магами

Ставший на путь воина в какой то момент внезапно начинает ясно осознавать свою смерть. С этого момента его можно считать воином и магом, охотником за силой.

У магов особые отношения со смертью:

1. Каждый маг имеет место своей последней стоянки, место определяющее, где и как он умрет. Это место его предрасположения, пропитанное его личной силой, место , где он был свидетелем чудес, где ему были открыты секреты мироздания. Маг имеет обязательство после каждого касания силы возвращаться сюда, чтобы хранить свою личную силу ее здесь.

Когда смерть шлепнет по левому плечу воина, его дух, который всегда готов, летит к этому месту его смерти, и там воин танцует для своей смерти.

2. Каждый маг знает свое танец смерти – последовательность особых поз и движений, достигнутых в битвах за силу. Только его смерть может увидеть этот глубоко личный танец, являющийся по сути историей его жизни. На время его исполнения смерть не может одолеть воина и должна остановиться и ждать его окончания.

3. В конце танца смерть указывает направление (обычно на юг), а место предрасположения воина начинает дрожать и исчезать. Если этого не происходит, значит смерть была символической, приводящей только к потере человеческой формы.

Маг умирает трудно, используя все доступное ему для того, чтобы прикрыть свой смертельный просвет, когда он откроется. Воин не отдается смерти,смерть должна бороться с ним.

Смерть

I

прекращение жизнедеятельности организма; закономерная и неизбежная заключительная стадия существования индивидуума. У теплокровных животных и человека связана прежде всего с прекращением дыхания и кровообращения. Естественнонаучными аспектами смерти как биологического феномена занимается ряд биологических и медицинских дисциплин, ведущее место среди которых занимают реаниматология, патологическая физиология и патологическая анатомия.

Различают клиническую и биологическую С. Клиническая С. является заключительной стадией умирания (см. Терминальные состояния), в которой, несмотря на отсутствие дыхания и сердечной деятельности организма, в течение определенного времени еще сохраняется потенциальная возможность восстановления жизненных функций с помощью методов реанимации (Реанимация). Биологическая, или истинная, С. характеризуется развитием необратимых изменений в органах и тканях, в первую очередь в ц.н.с.; при этом любые реанимационные мероприятия оказываются безуспешными (см. Смерть мозга).

Насильственная С. (убийство, самоубийство, несчастный случай) наступает вследствие действия различных факторов окружающей среды (механических, физических, химических, термических и др.), ненасильственная — вследствие различных заболеваний, глубокой недоношенности новорожденного, а также в финале физиологического старения (см. Смерть в судебно-медицинском отношении).

Для человека, принципиально отличающегося от других живых существ, в частности наличием сознания, и поэтому сознающего свою смертность, С. приобретает социальную значимость, отношение к ней выражается в религиозных учениях, этических нормах, эстетических ценностях и т.д.

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества складываются особые социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения трупа. Одновременно в мифологии происходит осознание смысла С., связи живых и умерших, существования после смерти. В этом отношении характерен пример древних египтян, которые рассматривали жизнь как этап на пути к загробному существованию и придавали огромное значение сооружению гробниц (пирамид), разработке методов бальзамирования трупов и т.д. В культуре многих народов важное место занимали представления, связанные с культом предков, их влиянием на судьбу живых людей, переселением душ после смерти, бессмертием.

Развитие античной философии как формы рационального осмысления (в противоположность мифологическому) наиболее общих проблем человеческого существования позволило более глубоко подойти к пониманию С. Показательно, что порой противоположные мнения о существовании души, загробной жизни и др. использовались с одной и той же целью — разумного примирения человека со смертью. Сократ, Платон и Аристотель, пытаясь помочь преодолеть страх перед С., отстаивали тезис о бессмертии души. Цицерон, по-своему переосмыслив это учение, убеждал, что умершие «живы и притом живут той жизнью, которая одна только и заслуживает названия жизни». Эпикур и Лукреций пытались освободить человека от страха С., доказывая противоположное: душа гибнет вместе с телом, поэтому человек не воспринимает С. как таковую и, следовательно, ее не нужно страшиться.

Христианская религия, как и другие мировые религии, провозглашая веру в загробную жизнь (воскрешение), в определенной степени освобождает человека от страха С., замещая его страхом перед наказанием (карой) за совершенные при жизни грехи. Подобный подход к пониманию С. содержит в себе основание для моральной оценки поступков человека, различения добра и зла, воспитывает чувство ответственности перед лицом С. за совершенные поступки. Девиз античных философов-стоиков «Memento mori!» («Помни о смерти!») выступает важным побудительным стимулом нравственного поведения в христианской этике, влияние которой не ослабевает и в современном мире.

В противоположность религиозному пониманию С. уже в средние века, и особенно начиная о эпохи Возрождения, развивались материалистические тенденции, существенно подрывавшие догматы христианства о смерти и бессмертии человека, чуде его воскрешения. Особую роль в этом процессе сыграло развитие естествознания, в т.ч. биологии и медицины. Однако метафизический и механистический материализм эпохи Возрождения и Нового времени с его отрицанием идеи бессмертия души и нравственной значимости С. порой приводил и к отрицанию нравственной сущности человеческой жизни, формированию представлений о вседозволенности и оправданию поведения, основанного на принципе «после нас хоть потоп».

Противоречия метафизического (как идеалистического, так и материалистического) понимания С., отчетливо проявляющиеся в решении вопроса о существовании бога и бессмертии души были детально проанализированы И. Кантом. Он показал противоречивость всех разработанных христианскими богословами рациональных доказательств существования бога и представлений о бессмертии души, воскрешении, каре за грехи и др. Вместе с тем Кант считал необходимым для каждого вести себя таким образом, как будто нас безусловно ожидает иная жизнь и при вступлении в нее важное значение будет иметь моральное состояние, в соответствии с которым мы закончим жизнь нынешнюю. Такое акцентирование на моральной стороне проблемы смерти и бессмертия человека, прямо или косвенно противопоставляемое ортодоксальным религиозным подходам, получило широкое распространение в философии 19—20 вв.

В резком противопоставлении рационалистическому подходу (как материалистическому, так и идеалистическому) к пониманию С. формировались иррационалистические представления о жизни и смерти человека. Лейтмотивом этих представлений стал пессимистический вывод, что жизнь есть бесконечное повторение того, чему лучше было бы вовсе не быть, что цель ее не в счастье, а в страдании, а следовательно, С. оказывается главной ее истиной, по крайней мере для человека, способного предвидеть и ожидать ее. Жизнь, с этой точки зрения, бессмысленна. Подобные взгляды характерны для одного из самых модных философских течений 20 в. — экзистенциализма.

В основе марксистского понимания проблемы С. лежит представление о социальной сущности человека как индивида и личности, о его связи с обществом и человечеством в целом. В контексте этой связи утверждается значимость и неповторимость каждой отдельной человеческой жизни, но вместе с тем не отрицается острый трагизм личного соприкосновения со С., — трагизм, не устраняемый философией, даже самой оптимистической. Смертность человека, неповторимость его личности налагают на него особую нравственную ответственность, в основе которой лежит не страх перед наказанием за грехи в загробном мире, а прежде всего ответственность перед собственной общественной сущностью. От того, в какой степени дела человека соответствуют общественным нормам, зависит необходимое для каждой нравственно развитой личности ощущение целесообразности, значимости для других его существования, а следовательно, осмысленности и оправданности его для самого себя.

Осознание конечности, неповторимости бытия каждого человека — источник чувства ответственности как за жизнь другого человека (что особенно необходимо медику), так и за свою собственную жизнь. Современная наука не дает оснований для надежд на преодоление смерти. В этой связи решение проблемы продления человеческой жизни должно рассматриваться как важная научная и социальная цель. Причем важна не сама по себе длительность существования, но именно социальная продолжительность жизни, в которой условия жизни и ее общественная ценность играют определяющую роль.

Процесс старения человека может быть физиологическим, когда оно происходит естественно, по мере расходования резервов человеческого организма. Но зачастую старение является патологическим в результате влияния разнообразных отрицательных факторов, ускоряющих естественные процессы старения. Поэтому первой и основной является задача ведения к минимуму причин, приводящих к патологическому старению. Эта задача совпадает с более общими социальными задачами по такому переустройству общества, которое обеспечивало бы человеку достойные условия существования.

Право на здоровье является в социальном плане исходным в утверждении права на жизнь, тем более долгую, чем более эффективно реализуются все биологические резервы человека. Необходимость продления жизни представляет собой не только важную общественную, но и личную задачу каждого человека. Что бы ни обещала наука (в частности, макробиотика — учение о продлении жизни) сегодня и в будущем, всегда остается в силе высказывание римского философа Сенеки: лучший способ увеличения продолжительности жизни — это не укорачивать ее. С этим смыкается закономерность, подмеченная Кантом, что дольше всех живут люди, не заботящиеся о продлении жизни, но ведущие разумный образ жизни, дабы не сократить ее каким-либо неосторожным вмешательством в целесообразно организованную жизнедеятельность организма. Кроме соблюдения общегигиенических правил, должного уровня двигательной и психической активности, значительное влияние на продолжительность человеческой жизни оказывают личностные установки, включая понимание смысла жизни, ее цели, состояние духа человека.

В медицине возник комплекс этических проблем в связи с разработкой методов пересадки жизненно важных органов, и прежде всего сердца (см. Трансплантация органов и тканей). Интересы реципиента требуют взятия материала для пересадки в кратчайшие сроки после наступления смерти у донора. Интересы потенциального донора противоположны: они требуют максимальных затрат (в т.ч. и временных) на реанимационные мероприятия с целью реализации всех возможностей возвращения его к жизни. Поэтому необходимы строгие научные критерии констатации С., базирующиеся на высоких моральных принципах, учитывающих безусловную ценность жизни каждого больного, в т.ч. и обреченного, по мнению врача, на неизбежную смерть.

Признание ценности и неповторимости жизни каждого человека должно определять поведение медика у постели умирающего. Совершенно недопустимо отказывать безнадежному больному во внимании и уходе, ссылаясь на интересы тех, кому медицинская помощь еще может принести пользу.

Феномен смерти не обессмысливает жизнь, он подчеркивает ценность, смысл и сущность человеческой жизни, освещенной светом разума. Именно в сфере разума и гуманности в наивысшей степени проявляются сущность человека и его перспективы.

Библиогр.: Коган Л.Н. Человек и его судьба, М., 1988; Мечников И.И. Академическое собрание сочинений, т. 11, М., 1956; Неговский В.А. Некоторые методологические проблемы современной реаниматологии, Вопр. философии, № 8, с. 64, 1978; Пермяков Н.К. Основы реанимационной патологии, М., 1979; Франкл В. Человек в поисках смысла, пер. с нем., М., 1990; Шмальгаузен И.И. Проблема смерти и бессмертия. М. — Л., 1926.

II

Под смертью понимают необратимое прекращение жизнедеятельности организма. У теплокровных животных и человека оно связано прежде всего с остановкой кровообращения и дыхания, приводящими к гибели клеток вначале в высших отделах центральной нервной системы, а затем и в других органах и тканях организма.

Наступлению смерти, как правило, предшествует агония, характеризующаяся глубоким угасанием функций жизнеобеспечения организма, проявляющимся, прежде всего, снижением артериального давления, угасанием пульса, резким учащением, а затем замедлением дыхания вплоть до полного его прекращения, потерей сознания. Максимально быстрое оказание человеку первой помощи в этой ситуации имеет подчас жизненно важное значение, позволяя предотвратить наступление смерти.

Полное прекращение кровообращения и дыхания свидетельствует о наступлении клинической смерти — обратимого этапа умирания, продолжающегося обычно 6—8 мин, в течение которых при проведении реанимационных мероприятий бывает еще возможно возвращение к жизни (см. Реанимация). По истечении этого времени клетки коры головного мозга гибнут, что означает переход клинической смерти в смерть биологическую, т. е. необратимую, при которой любые реанимационные мероприятия уже безуспешны.

Реже наступление смерти (даже при сохраняющейся какое-то непродолжительное время сердечной деятельности) бывает обусловлено первичной гибелью клеток головного мозга при непосредственной грубой его травматизации — так называемая мозговая смерть.

В соответствии с медико-юридической классификацией принято различать смерть насильственную, обусловленную воздействием на организм различных факторов внешней среды (механических, физических, химических и т.д.), к которой относят убийство, самоубийство и несчастный случай, и ненасильственную, вызванную заболеванием, глубокой недоношенностью новорожденного и старческой дряхлостью.

Если смерть человека наступила вне лечебного учреждения, то лица, присутствовавшие при этом или первыми обнаружившие труп, обязаны возможно скорее поставить об этом в известность медицинские и правоохранительные органы. Изменение положения и позы трупа, его перемещение, в т. ч. и перевозка тела с места смерти человека домой или в морг до осмотра его медицинским работником и представителем правоохранительных органов, считаются недопустимыми, так как только медицинский работник (врач, в отдельных случаях фельдшер) имеет право удостоверить факт наступления смерти человека. Констатация смерти медицинским работником осуществляется на основании комплекса таких признаков, как отсутствие пульса на крупных артериях, сердечных сокращений по данным аускультации, биоэлектрической активности сердца (по данным электрокардиографии), внешнего дыхания, спонтанных движений, реакции на звуковой и болевой раздражитель, реакции зрачков на свет, а также по так называемым достоверным признакам наступившей смерти — снижению температуры тела ниже +20°, наличию трупных пятен (участков обычно багрово-синюшного, реже красного или коричневого прокрашивания кожи) и мышечного окоченения (своеобразного уплотнения и укорочения скелетных мышц, создающего препятствие для пассивных движений в суставах), некоторым другим признакам. Кроме этого, в задачу медицинского работника входит выявление признаков, позволяющих судить о давности наступления смерти, характере и механизме образования обнаруженных на одежде и трупе повреждений, оказание помощи следователю (дознавателю) в обнаружении и изъятии вещественных доказательств — предметов или материальных следов преступления, которые могут быть источником и средством установления фактических обстоятельств по уголовному или гражданскому делу.

Читайте также:  Стиль Киберпанк в одежде и будущее моды

Труп человека вне зависимости от пожеланий родственников умершего, его друзей и знакомых в обязательном порядке подлежит судебно-медицинскому исследованию (экспертизе) во всех случаях насильственной смерти (убийство, самоубийство, несчастный случай), независимо от места и времени ее наступления, при смерти, подозрительной на насильственную, в т. ч. и при внезапной (скоропостижной) или при смерти от неизвестной причины вне лечебного учреждения, при смерти в больнице в течение первых суток пребывания в стационаре, если диагноз заболевания не был установлен, а также при смерти больного в лечебном учреждении, если правоохранительными органами проводится расследование в связи с поступившей жалобой на его неправильное или незаконное лечение, во всех случаях смерти неизвестных лиц и при обнаружении расчлененного трупа или его частей. В прочих случаях при наличии соответствующих показаний может быть произведено патолого-анатомическое исследование (вскрытие) трупа.

В связи с развитием трансплантологии, в частности пересадок жизненно важных органов, возникла проблема максимальной объективизации установления биологической смерти, т.к. с моральной точки зрения ни один больной не может рассматриваться в качестве потенциального «донора» органов и тканей до тех пор, пока не будет констатирована его биологическая смерть. Из моральных же соображений в большинстве стран мира считается противозаконной эйтаназия — умышленное ускорение наступления смерти неизлечимого больного.

III

(mors; син. смерть биологическая)

необратимое прекращение жизнедеятельности организма, являющееся неизбежной заключительной стадией его индивидуального существования.

Смерть внезапная (m. subita) — см. Смерть скоропостижная.

Смерть внутриутробная (т. intrauterina) — С. зародыша или плода, наступившая внутри организма матери на любом этапе внутриутробной жизни, в т.ч. в родах.

Смерть естественная (m. naturalis; син. С. физиологическая) — С: в результате естественной возрастной инволюции организма и постепенного прекращения функционирования его тканей, органов и систем.

«Смерть в колыбели» — скоропостижная С. внешне здорового ребенка в возрасте от недели до одного года.

«Смерть под лучом» — С., наступившая во время воздействия на организм ионизирующего излучения в очень большой дозе.

Смерть мозговая — С., наступившая в результате несовместимого с жизнью поражения головного мозга.

Смерть насильственная — С. наступившая в результате воздействия на организм человека механических, физических или химических факторов.

Смерть ненасильственная — С., наступившая в результате недоношенности, болезни или старения.

Смерть скоропостижная (m. subita; син. С. внезапная) — ненасильственная С., неожиданно наступившая на фоне кажущегося здоровья.

Смерть соматическая (m. somatica) — С., наступившая в результате необратимого, несовместимого с жизнью поражения каких-либо органов.

Смерть физиологическая (m. physiologica) — см. Смерть естественная.

Смерть — что это такое и какие причины внезапной смерти бывают

Смерть — что это такое и какие причины внезапной смерти бывают

Что же такое смерть? Смерть — остановка всех процессов жизнедеятельности человека. В медицинской науке данное явление изучается наукой танатологией. При нормальных условиях тело после умерщвления начинает разлагаться.

Смерть еще с давних времен несла с собой непонимание и некий мистицизм. Многие народы верили в жизнь после кончины и в то, что каждый человек уходит из жизни не без важной причины.

Во многих религиях считалось, что смерть — божья кара за содеянные грехи. Многие виды на Земле умирают из-за непрерывной борьбы за выживание. Так что же смерть — забвение или начало новой жизни? Рассмотрим в нашей статье все тонкости и подводные камни.

Что чувствует человек, когда умирает?

При смерти каждый человек чувствует себя по-разному. В последние дни жизни он хоть и может бороться за свою жизнь, но физиология берет свое. Естественные процессы в теле организма замедляются. Умирающий может чувствовать невероятную усталость и сутки напролет спать.

Если конец жизни близок, вполне возможно вы заметите непроизвольные испражнения мочевого пузыря и кишечника, потерю сознания, нарушения дыхания. Для родственников эмоционально трудно наблюдать за этой картиной и трудно признать, что данные симптомы являются признаками близкой смерти, а не обыкновенной болезни.

Врачи и медсестры будут делать все для того, чтобы смерть вашего близкого прошла максимально комфортно. Одно из последних чувств, которое теряет умирающий – слух, так что вы до последнего сможете разговаривать с родным. Поддерживайте его в такой трудной ситуации. В последние моменты жизни человек, как правило, холодно, в связи с недостатком кислорода в крови.

Также перед кончиной мы можем услышать от любимого несвязный поток мыслей. Более того, они могут забыть, какой сегодня день и даже не узнать вас. Они могут оттолкнуть вас физически и морально, но не нужно сильно огорчаться. Люди при смерти почти ничего не понимают из-за химических изменений в их мозгу. За несколько часов или даже дней до смерти, человек может потерять сознание и не проснуться вовсе. его дыхание будет прерывисто и, в конце концов, он перестанет дышать.

Если говорить об эмоциональной стороне смерти, здесь все сугубо индивидуально. Эмоции зависят от возраста, социального статуса, жизненного опыта, достижений и, конечно же, от характера человека.

Клиническая смерть — что это?

Клиническая смерть – это термин, обозначающий прекращение кровообращения и дыхания, две самых необходимых функции для поддержания жизни человека и многих других организмов. Такая смерть происходит, когда сердце перестает биться в обычном ритме. Термин также иногда используется в заключении врача.

Прекращенное кровообращение исторически оказалось необратимым в большинстве случаев. До изобретения сердечно-легочной реанимации (СЛР), дефибрилляции, введения адреналина и других методов, вылечить клиническую смерть было невозможно. В 20-м веке отсутствие кровообращения (и жизненно важных функций, связанных с ним) считалось официальным определением смерти.

С появлением новых технологий для лечения остановка сердца стала называться клинической смертью, а не просто смертью. Было необходимо ввести новый термин, так как появилась возможность исцелить человека с данной болезнью. В начале клинической смерти сознание теряется в течение нескольких секунд.

Измеряемая активность мозга прекращается в течение 20-40 секунд. Нерегулярное удушье может произойти в течение этого раннего периода времени, и иногда спасатели ошибочно принимают его за признак того, что СЛР не требуется. Во время клинической смерти все ткани и органы в организме постоянно накапливают тип травмы, называемой ишемическим синдромом.

Причины смерти

Люди в разных уголках мира умирают от разных причин. Например, жители бедных жарких стран все больше и больше умирают от вируса иммунодефицита человека, в то время как в богатых странах смертность от этих болезней крайне мала. Немало холодных стран, в которых развиваются болезни, не имеющие возможности выжить в условиях жаркого климата. Но умирают не только от вирусов. Причины смерти:

  1. Смерть от старости. Также данный вид обычно называют естественным уходом из жизни. Происходит по достижению человеком определенного возраста, в котором естественные процессы начинают замедляться и начинается процесс смерти;
  2. Рак, ВИЧ и другие неизлечимые болезни. Эти болезни либо не поддаются лечению, либо лечатся долго и тяжело, с использованием дорогостоящих препаратов и редкого оборудования;
  3. Убийство или самоубийство. Смерть от чьей-либо руки, либо от самого себя соответственно. Как правил, преднамеренное убийство происходит мгновенно (к примеру, если человеку пускают пулю в висок, он не мучается);
  4. Эвтаназия. Специальная вакцина, которая умерщвляет человека. Согласуется с врачом и, как правило, используется при тяжелых неизлечимых болезнях для снятия боли и комфортной смерти;
  5. Голод. В бедных странах люди часто умирают от голода. Точнее сказать не от голода, а от заболеваний, которые он вызывает: булимия, анорексия, рахит из-за недостатка питательных веществ.

Конечно же люди хотят верить, что после смерти есть жизнь. Рассмотрим несколько теорий, свидетельствующих о возможных исходах после смерти.

Есть ли жизнь после смерти?

В разных религиях и культурах есть похожие и не похожие друг на друга мнения о жизни после смерти.

Как правило, загробную жизнь делят на «хорошую» и «плохую». Например, в христианстве хорошая часть жизни – рай, в котором цветут прекрасные сады и люди любят друг друга просто за то, что они есть. А плохая часть – ад, в котором грешники варятся в адском котле.

Но не только «ад» и «рай» существуют в сознаниях людей. Рассмотрим и другие варианты:

  1. Реинкарнация. Данный вид представлений о мире был сформирован еще до нашей эры. Его приверженцами были такие великие ученые как Пифагор, Сократ, Аристотель. Суть данного видения заключается в том, что человек верит в перерождение после смерти в кого-либо, например, в животное или в другое человекоподобное существо. Жители некоторых поселений считают, что души праотцов вселяются внутрь младенцев;
  2. Вечная жизнь. В некоторых религиях существует мнение, что после смерти душа человека покидает тело и продолжает свои скитания по миру. Если человек прожил хорошую жизнь, ходил в церковь и не делал людям зла – душа имеет возможность найти вечное упокоение или продолжить свое существование в другом теле. Если же человек много вредил близким и просто окружавшим его людям, увы, душа будет обречена на вечные скитания без связи с Богом и другими высшими расами;
  3. Перерождение. Очень схоже с реинкарнацией, но при перерождении вы сохраняете память о прошлой жизни. Возможно, вы переродитесь в виде ребенка и совершенно в другой стране. Ваша память будет слегка повреждена ввиду языковых особенностей. Данное явление подтверждают некоторые дети, которые помнят своих бывших родственников из разных уголков планеты.

Итак, вполне вероятно, что жизнь после смерти существует и проявляется она в разных видах. К сожалению, наукой до сих пор не была доказана точность хоть одной из теорий, а значит доверять предоставленным данным или нет, выбирает сам человек.

Но некоторые кинорежиссеры постарались воссоздать примерные события после смерти человека.

Фильмы про смерть

Многие продюсеры старались воссоздать картину «психологии» умирания человека и человеческих гибелей в целом. В данной подборке будут не только фильмы непосредственно о видах смерти, но и с глубоким психологическим смыслом.

Они помогут задуматься о насущном и не терять себя в трудных ситуациях. Вашему вниманию представляем лучшие фильмы:

  1. Тепло наших тел. Фильм-мелодрама про зомби и малое количество людей, чья жизнь висит на волоске. Мы можем наблюдать, как чувства человека могут, как и улучшить его жизнь, так и ухудшить;
  2. Вирус. Фильм-фантастика про таинственную болезнь. Картина действительно очень интересная, позволяет задуматься о насущных проблемах человечества и оценить последствия глобальных катастроф;
  3. Шёпоты и крики. Достаточно старый фильм, который хоть и не покажет гибель одного человека, но человечества как вида в целом.

Представленные фильмы помогут не только провести вам хороший вечер в компании друзей или близких, но и глубоко задуматься о жизни и смерти в целом. Самое главное — никогда не сдаваться. Лучше прожить яркую жизнь, чем жалеть перед смертью о не сделанном.

Смерть в молодом возрасте

К сожалению, большинство смертей людей в возрасте от 15 до 24 лет во всем мире либо нельзя предотвратить, либо они имеют врожденные болезни.

Независимо от новых технологий и современного оборудования, слишком много молодых людей умирают преждевременно. Главные причины, по которым человек может умереть в раннем возрасте — несчастные случаи, самоубийства на фоне эмоциональных проблем:

  • убийства;
  • наркотики;
  • алкоголь;
  • рак;
  • болезни сердца;
  • врожденные заболевания и пороки;
  • хронические заболевания;
  • инсульты.

В бедных странах подростки могут умереть от обычной простуды или пневмонии.

Почему люди боятся смерти?

Многие люди боятся смерти. Но есть и люди, которые не боятся ее. Возможно, последние думают, что жизнь — это всего лишь часть путешествия в этом мире. И оно заканчивается смертью. Вы читаете данную статью, чтобы понять причину, по которой смерть заставляет многих людей бояться.

Как биологические существа, люди хотят выжить, и мысль о том, чтобы потерять жизнеспособность, является отрицательной в нашем сознании.

Кроме того, ученые считают, что некоторые люди, которые глубоко уходят в свои мысли, боятся смерти не только из-за вышеупомянутого инстинкта. Они также чувствуют, что у них может не хватить времени на завершение всего запланированного. Более того, многие люди боятся умереть в муках.

По мнению ученых, у смерти есть неисчислимые отрицательные стороны. Однако, если бы люди могли жить вечно, любили и уважали бы они жизнь? Конечно, нет. Человек бы постоянно ленился, объясняя это родным и друзьям тем, что у него еще много времени

Как не бояться смерти?

Большинство людей перед смертью боятся боли. Нет никаких оснований ожидать, что физический процесс умирания очень болезненный. Возможно, это также связано со страшным непониманием кажущегося загадочным процесса, посредством которого сознание, являющееся нашим «я», угасает или исчезает.

Давайте сначала разберемся со страхом мучительной смерти. Мы все боимся боли. У всех нас был большой опыт физических увечий на протяжении жизни. Все это заставляет нас бояться посмертной болезненности.

Физическая боль возникает из-за повреждения нашей живой ткани. Поскольку смерть — это окончательное разрушение наших живых тканей, мы, естественно, предполагаем, что смерть должна быть чрезвычайно болезненным процессом. Поскольку никто из умерших не может сказать нам, каково это было физически, у нас, естественно, есть огромный страх умереть.

Подведение итогов

Смерть — физиологическое явление, которое характеризуется прекращением процессов жизнедеятельности человека. При смерти каждый человек чувствует себя по-разному, в зависимости от его физиологических особенностей и прожитого опыта. Смерть может быть клинической. Она характеризуется прекращением сердцебиения.

Причины смерти могут быть разными и отличаются в зависимости от места проживания человека и многих других факторов. Существует множество теорий о жизни после смерти. Для понимания смерти как явления было создано большое количество фильмов. Бояться смерти не нужно, стоит наслаждаться каждым днем!

Смерть смерти

Мир действительно добровольно шагает в ад. Огромные очереди у ворот ада, куда каждую минуту вламывается несчетное количество людей, могут сравниться только с бесконечными очередями за новой версией айфона или на распродажу по акции в торговом центре. Интернет ломится от порнографии, насилия, злобы, мести, и всё это впитывается всё более гипертрофирующимися умами людей и их сердцами, скукоживающимися от ненависти и похоти. Технология, ведущая в ад, делает свое дело. Пиксели перемалывают человеческие умы лучше любого реального зрелища.

Производительность духов тьмы очевидна. С одной стороны, треть человечества заражена сатанинским духом убийства, уничтожения других и заходится в приступе злобы. Другая треть умирает от голода или печально смотрит на свою смерть как на избавление. Еще одна треть безумно отплясывает вокруг огненных языков похоти, получая всё больше денег и тратя их всё быстрее в нескончаемой сарабанде [1] .

Культ смерти, магии и демонизма, как духовный героин, систематически впрыскивается в изнемогающие вены человечества. Смерть. Она представляется неизбежной, вожделенной, желанной, наслаждением, если это смерть другого; становится причиной депрессии и погибельного отчаяния, способом установления уголовной «справедливости»; ломает миллиарды судеб; заглушает в людях желание любить; делает шаг назад за огромные деньги и тщательно гримируется, обколовшись ботоксом, чтобы выглядеть как дива.

Смерть, эта чертова мать, всемогуща на земле. Даже Бог, Царь жизни, сказал о бесе, что он «князь мира сего», не имеющий в Нем ничего (см.: Ин. 14: 30). Прославление смерти стало повсеместным, человеческая культура всюду превратилась в культуру смерти и тления, став умиранием прежде смерти. И я говорю не (только) о земном исходе человека, я имею в виду смерть вечную, нескончаемые муки чудовищного ада, в который неистово бросается большинство.

Лишь один отблеск света еще освещает землю. Это сияние в глазах детей. Потому что, какими бы бесконечно плохими мы ни были, все мы были святыми, непорочными ангелами, напояемыми росой рая и полными благодати Божией. А значит, величайшая трагедия человечества – это не смерть, а то, что мы из ангелов превратились в падших существ, волочимых чудовищными духами. Человечество продолжает падение злых ангелов, довершает его и пополняет плерому ада. Даже самые жуткие серийные убийцы в детстве были святыми Божиими.

И еще кое-что. Святая и Божественная Литургия. Пока есть Литургия на земле, небеса еще разверзаются, рыдая над человечеством. Пока еще слезно воспевается непорочная Жертва Агнца Божия, ад остается лишь сточной канавой загубленного бытия. Пока руки еще воздеваются к небу на эпиклезе [2] , Дух Пресвятой освящает тлеющие тела Пречистой Кровью Божией.

Пока служится Литургия, крины райские еще расцветают в душах, любящих лицо Божие

Литургия – это гигантская секира, вонзенная в сердце адово, это смерть смерти, скрежет зубовный демонов, дыхание Духа Святого в людях, благоухание сердца Христова, роса райская, охлаждающая жгучую пустыню мира. Пока служится Литургия на земле, крины райские еще расцветают в душах, любящих лицо Божие.

Читайте также:  Фотограф Рассел Джеймс – фотографии и биография

Поэтому все легионы адские сплотились, чтобы умалить, разорить и упразднить Святую и Божественную Литургию. Сделали ее редкой по неблагоговеинству христиан, искоренили с помощью ересей, выдворили из общества войнами и гонениями. Высмеяли ее секуляризацией, чудовищно исказили суевериями и синкретизмом, адски надругались над ней убийством миллионов нерожденных младенцев.

Силы бесовские стараются сделать так, чтобы священники не могли служить Литургию

За священниками, этими единорогами духа [3] , охотятся орды браконьеров, вышедших из всех кругов ада. Самым ценным трофеем у престола тьмы является сердце и жизнь священника, не служащего более Божественную Литургию. Всем пьяницам мира внушено задание: бросаться под машины, управляемые священниками, чтобы те, поневоле став убийцами, не могли больше приносить Жертву веков. Все куклы-убийцы на земле получили приказ искушать, одолевать и истреблять священников. Все похоти и духи, стоящие у них за спиной, объединились, чтобы разорить Церковь в душах служителей Евхаристии. Все черти на земле собрались, чтобы схватить и сковать бренные руки, освящающие воды и сводящие с небес Бога.

Семьи их уничтожаются, добрые имена втаптываются в грязь. Увидел бес, что священник ломается, если разрушить фундамент его семьи, если войти в сердце жены и детей, если сразить его смертью и небытием. А если не удастся, священники, эти горемычные плуги живые, грудью распахивающие целину мира сего, ослепляются фантастическим блеском золота, очаровываются количеством цилиндров в колесницах на нефтяной тяге, оглушаются металлическим перезвоном побрякушек.

А в это время люди, изголодавшись в пустыне мира сего, погибают. Дай Бог, чтобы, невзирая на всё это, еще служилась Святая Литургия. Там, на святом престоле, Богомладенец, больший небес и меньший атома, умирает и воскресает, дает поглотить Себя комочкам плачущего брения и евхаристически превращает человечество и всю вселенную в Свое Пречистое Тело. Литургия – это прежде всего Бог, Который любит нас бесконечно, навзрыд плача о нас.

Что такое смерть человека?!

Тема сегодняшней статьи будет тяжелой, но жизненной… точнее — смертельной. Смертельно-жизненной, ведь, как известно, жизнь и смерть это две стороны одной медали и, как известно, — смерть постигает каждого.

Слова из фильма под статьей: «Смерть всегда рядом.. она преследует нас. Может быть, это случится завтра, может быть спустя несколько лет… Обычно нам не дано знать причину и время своей смерти.

Мы боимся многого, но страх смерти самый сильный. Возможно потому, что там неизвестность».

Как бы обширно и неоднозначно кто то не понимал понятие смерти, как правило под смертью понимают окончание жизни живого организма.

«Смерть (ги́бель) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. Явления, чаще всего вызывающие смерть, — старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи. Вскоре после смерти тела живых организмов начинают разлагаться.

Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает счастливая и вечная жизнь».

С точки зрения медицины конечной точкой перехода от жизни к смерти является биологическая смерть; информационная, или окончательная смерть подразумевает начавшийся процесс окоченения, разложения трупа. Биологической смерти предшествуют преагониальное состояние, агония, клиническая смерть.

Около 62 миллионов человек в мире ежегодно умирают по самым разным причинам, основные из которых — болезни сердечно-сосудистой системы (инсульт, инфаркт), онкология (рак легких, груди, желудка и т.д.), инфекционные заболевания, голод, антисанитария. То есть несмотря на всю загадочность — смерть это конкретное явление, уносящее десятки миллионов человеческих жизней.

И если бы многие больше ценили краткосрочность жизни (например, не курили бы, не употребляли алкоголь, не ездили пьяными за рулем) — дни их пребывания на земле продлились бы. Однако люди, прекрасно понимая конечность жизни — очень часто будто прожигают ее о последних дыр…

А ведь никто не знает, что там после смерти… может, жизнь на земле экзамен, сдав который мы пойдем в хорошее или плохое место. И будет ли еще одна жизнь в реинкарнации или нет… Оттого и столько предположений, что никто не знает с точностью, что там будет. Все только гадают. Однако христиане верят в единичность жизни и спасение через веру и добрые дела.

«Несмотря на сложность проблемы смерти, в медицине уже давно существует чёткая конкретная классификация, которая позволяет врачу в каждом случае наступления смерти установить признаки, определяющие категорию, род, вид смерти и её причину.

В медицине выделяют две категории смерти — смерть насильственную и смерть ненасильственную.

Вторым квалифицирующим признаком смерти является род. И в той, и в другой категории принято выделять три рода смерти. К родам ненасильственной смерти относятся — смерть физиологическая, смерть патологическая и смерть скоропостижная. Родами насильственной смерти являются убийство, самоубийство и смерть в результате несчастного случая.

Третьим квалифицирующим признаком является вид смерти. Установление вида смерти связано с определением группы факторов, вызвавших смерть, и объединённых по своему происхождению или воздействию на организм человека. В частности, как отдельный вид смерти, отличающийся от классической смерти с первичной остановкой кровообращения, рассматривают смерть мозга.

Основной причиной смерти считается нозологическая единица в соответствии с Международной классификации болезней: повреждение или заболевание, которое само стало причиной смерти или вызвало развитие патологического процесса (осложнения), приведшего к смерти».

В нашей стране заключение о смерти выдается на основании констатации смерти всего головного мозга. Тут есть ряд сложностей, потому что при гибели мозга возможно так называемое «вегетативное состояние», когда человек существует лишь как биологический организм, личность его не сохраняется, нередко родственникам находящихся долгое время в коме пациентов врачи предлагают отключить от аппаратов, потому что законы таковы, что человек фактически уже мертв.

Но вот кроме всех этих бумажек, диагнозов, формальностей — что остается от человека после его смерти? Был человек — нет человека. А что была его жизнь? Зачем мы рождаемся? «Вот так, загорится и уснет звезда, пустяк». И ведь умерло уже много миллиардов человек. Шлейф не просто загадочности, но массы вопросов без ответов оставляет конечность жизни.

Смерть это то, через что пройдет каждый в свое время, ведь «из жизни еще никто не выходил живым».

Смерть — это не противоположность жизни, хотя есть множество трудов вроде трактатов Фромма, где биофилия противопоставляется некрофилии. Жизнь — это конечная точка жизни, смерть является завершающей точкой отрезка под названием жизнь, а начальной точкой его является рождения. Кто родился — обязательно умрет… Такова правда этой бренной земли. Все здесь тленно, бренно и невечно…

Смерть в современном мире или обходят стороной, предпочитая просто не говорить о ней, либо со всех сторон убеждают нас, что смерть это как простуда — случается с каждым, и не стоит переживать. Это скорее защита сознания от надлома, побег испуганного человека в попытку победить конечность жизни.

Смерть, как нам хотят вбить в головы, естественный физиологический процесс, такой же как рождение, старение… просто вчера у человека болит сердце, а позавчера он покрывался морщинами… а сегодня умер — и это все нормально, не стоит убиваться. До средних веков даже старались не проводить четкой черты между миром мертвых и миром живых, на кладбищах делали собрания, гуляли, позже, ближе к средневековью, кладбища стали выносить за городскую черту, покойников старались отпевать, навеки провожая в мир, из которого не возвращаются.

Нас пытаются убедить, что смерть это как вдох и выдох… просто кто то рождается, кто то умирает.. а рождаемость ныне в нашем мире хорошая: все-таки 7,5 млрд человек уже, и все 6,5 млрд родилось лишь за последние двести лет (к 2024 будет более 8 млрд человек).

В такой веренице жизней и смертей очень тяжело думать над тем, что такое смерть, становится неуютно на душе, да и знаете ли времени мало на эту философию — надо успеть жить, поэтому весьма логично сделать конечный итог жизни физиологической нормой, точнее убеждать себя и окружающих в том что смерть это укус комара.

Так спокойнее жить, принятие смерти как само собой разумеющегося факта помогает сохранить психику стабильной, не мучиться в поисках смысла жизни и страхе перед неизбежностью. Что-то вроде самурайского спокойствия: «смерть — просто часть пути самурая, где за очередной дверью его ждет просто новая жизнь».

Мишура, суета, много людей вокруг, миллион мелодий за жизнь, многоэтажки, карьера, рост мегаполисов, пробки, динамичная прогрессивность — все это иногда даже не оставляет современному человеку времени сесть и подумать, что там, за чертой его судьбы.. подумать о Боге… или о черте.. о итоге своей жизни.

Кстати, вы не заметили, как много суеты и шума сейчас вокруг? Те, кто помнят, пусть детьми, период 10-20 лет назад — отметят, что было тише на земле.. Обилие сотовых, информационные технологии, планшеты, гаджеты, плееры, машины — все это шумит, фонит, отравляет воздух. Увеличилось количество людей на земле. На фоне всего этого обесценивается многое, вопросы о жизни и смерти блекнут за неимением времени на поиски ответов на них, да и сосредоточиваться на столь серьезном мешает шум прогресса человечества, стоящего часами в пробках, встречающего аплодисментами 7-й айфон.

Но как бы ни было: смерть это страшно, и привыкнуть к ней невозможно! Даже патологоанатомы, полицейские, следователи, врачи, люди, которым по долгу службы приходилось видеть много смертей и трупов — вроде научаются с годами практики без сильных эмоций воспринимать чужую гибель, но никто из них не перенесет спокойно гибель близкого человека и все они боятся собственной смерти.

Вывод: к смерти невозможно привыкнуть, можно жить в иллюзии, что летальный исход продолжение жизни или оправдывать все наукой, медициной, но смерть это то, что делает человека маленькой букашкой и абсолютно бессильным перед природой которая сильнее нас.

Согласно христианству — смерть является наказание за грех, и через согрешивших Адама и Еву все стали смертны, как и каждый вкушал сей запретный плод. То есть если брать в расчет замысел Бога — смерть это уже ненормально и нефизиологично, поскольку в Раю так не было. Оставим бичевания по поводу того, что человек сам это выбрал. Но вот разговоры о том, что мы все стареем по воле Бога — абсурдны.. В общем, мы, находясь на земле, зная свою смертную природу, будто все время призываемся к какому то выбору: то ли оценить жизнь и творить дела достойные жизни, то ли отдать честь Богу, которого ослушались наши предки…

Однако в итоге (как написано в Библии) смерть опять уйдет: «В Откровении апостола Иоанна Богослова написано, что смерть прекратится после Страшного Суда, в грядущем Царстве Бога: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Отк. 21:4)».

Те же самые, вроде бы научившиеся цинизму и равнодушию к чужой боли, врачи в свое время (19,20-е века) проводили исследования: взвешивали на специальной кровати умирающих людей (от частых тогда болезней — туберкулеза например), фиксировали момент смерти, таким образом устанавливали примерный вес «души», или некой субстанции, по их мнению покидавшей тело… Вес души был около 2-3 граммов.

Позже эти исследования подвергли сомнению, поскольку вес 2-3 грамма настолько ничтожен, что списать их убыток на уход души — нелепо, к тому же непосредственно при остановке сердца происходят физиологические процессы, которые как раз могут незначительно облегчать вес умершего.

Но даже если вес души действительно пару грамм, куда идет душа после смерти, что такое смерть — ни один врач ответить не смог…

Угасание процессов жизни, наступление необратимых процессов почти сразу после гибели, через несколько минут после остановки сердца, очень редко через несколько часов (ведь в крайне редких случаях реанимацию проводят до 2 часов), разложение тела до праха в итоге на земной жизни человека вообще ставит печать бренности. Словно жизни была одноразовой арендой тела с последующей утилизацией. Душу мы больше не увидим, и куда она уходит тайна под тысячами печатями, а все что мы любили в человеке стало обычным прахом…

И когда люди говорят, что они привыкли к смерти — кажется, что они анестезировали свою душу, отстранились от дум, привыкнуть к смерти невозможно.

В философии проблема смерти выделена особо, но все-таки конкретики мало, в основном все догмы построены на ценности жизни благодаря смерти. Знаменитый тезис «Жить-значит умирать» подразумевает и неизбежность гибели любого живого организма и меланхолию философов, размышляющих над риторическими вопросами сквозь призму конечности бренного мира. То есть совсем печально (но точно, к сожалению): даже сам факт рождения уже подразумевает смерть в будущем… Родители рождают младенца, а думают ли они, что по сути на смерть его родили?

Из комментариев. Мнения о том что такое смерть:

«Согласно теории биоцентризма, смерть является иллюзией, которую создает наше сознание. После смерти человек переходит в параллельный мир.

Жизнь человека похожа на многолетнее растение, которое всегда возвращается, чтобы снова зацвести в мультивселенной. Все, что мы видим, существует благодаря нашему сознанию. Люди верят в смерть, потому что их так учат, или потому что сознание ассоциирует жизнь с функционированием внутренних органов. Смерть не является абсолютным завершением жизни, а представляет собой переход в параллельный мир.

В физике давно существует теория о бесконечном числе Вселенных с различными вариациями ситуаций и людей. Все, что может случиться, уже где-то происходит, а значит, смерть не может существовать в принципе».

Вернемся к упомянутым выше биофилии и некрофилии Фромма. Если философия предлагает не противопоставлять смерть жизни, поскольку смерть это конечная точка жизни, а не ее противоположность, то Эрих Фромм все-таки противопоставляет смерть жизни, точнее любовь к жизни любви к смерти.

По его мнению любовь к жизни лежит в основе психики нормального человека, любовь же к смерти (а Фромм работал с преступниками, убийцами и т. д.) делает человека мертвым уже при жизни. Человек делает выбор в сторону, так скажем, тьмы, тянется ко злу, например, классический случай некрофилии по мнению Фромма — Гитлер.

Эрих Фромм писал, что причиной некрофилии может стать «гнетущая, лишённая радости мрачная атмосфера в семье, сонливость … отсутствие интереса к жизни, стимулов, стремлений и надежд, а также дух разрушения в социальной реальности в целом».

Получается смерть равна разрушению, кто-то умирает после остановки сердца, его тело начинает разлагаться, душа, если человек был хорошим — душа его жива (предположение согласно религиозным версиям), а у кого-то и при жизни несмотря на живость тела душа уже мертва и подвержена разрушению подобно тому как разлагается мертвое тело…

Что такое смерть — вопрос, на который нет конкретного ответа… Но как бы мы не говорили, что смерти нет, что весь мир иллюзия — умирают наши близкие, смертны мы сами, и надгробья на кладбищах нам говорят доступно о том, что смерть совсем не иллюзия. А зачем это все — наша жизнь, по итогу которой все гибнут — загадка еще большая, чем сама смерть. Слишком короткая жизнь, часто в слишком злом мире… неужели на все это воля Бога? Может быть действительно есть после смерти другой мир, гораздо лучше, справедливее нашего тленного.

«Смерть стоит того, чтобы жить»… (В.Цой)

Memento mori… или, как говорится, «помни, что смертен!»…

Ссылка на основную публикацию