Снегурочка костюм, фото снегурочки, история

Снегурочка из СССР

Всем приятного и доброго времени суток!

Очень скоро настанет самый главный и любимый праздник нашего детства- Новый Год, поэтому давайте немного вспомним про главную героиню это празднества- Снегурочку, именно о ней этот топик!
Снегу́рочка (Снегурка, Снежевиночка) — сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза).

Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки в качестве его помощницы произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега».

Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»
В этом, как и в ряде других вариантов пересказа, в конце сказки Снегурочка тает. Иное развитие сюжета имеет сказка, записанная Э. В. Померанцевой в 1948 году в селе Ахлыстино Покровского района Башкирской АССР (сказительница Е. И. Кононова), в которой девочка, слепленная Стариком и Старухой из снега, зовётся Снегурушка (также называется и сказка). Девочки-соседки отправляются со Снегурушкой в лес, собирать ягоды, где они из зависти убивают Снегурушку, закапывают под кустом и пристёгивают прутиком, а Старику и Старухе говорят, что Снегурушка потерялась в лесу. Прутик с могилы Снегурушки, по просьбе своего сына, срезает Купец и делает из него дудочку, которая, когда на ней кто-нибудь играет, поёт:
Дяденька, помаленьку,
Свет родной, потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кустиком схоронили,
Чашечку раскололи,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули!
Когда дудочка попадает в руки одной из «подружек», та отказывается на ней играть и бросает её на землю, дудочка разбивается и из неё появляется живая Снегурушка. «Подружек» же отправляют «в лес зверям на съеденье».

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда Мороза и Весны-Красны, погибающая во время летнего ритуала почитания бога солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледнолицей светловолосой девушки. Одета в бело-голубую шубку с меховой опушкой, меховую шапку, рукавички. Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Однако в 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» «В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».

Однако в 1935 году в результате поворота государственной политики рождественские традиции были переосмыслены как часть светского празднования Нового года (1 января). В книгах по организации новогодних ёлок советского периода, Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.

В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.

Для фильма «Снегурочка» (1968) у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого, в Костроме в 2008 году построен Терем Снегурочки, в которой та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые официально отмечался день рождения Снегурочки. С этого времени День рождения Снегурочки отмечается в Костроме ежегодно.

Тайна происхождения Снегурочки

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной.
Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно.
По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.

Версия первая (сугубо наша)

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) святая новогодняя Троица – Дед Мороз (Бог Отец), Снеговик (Бог Сын) и Снегурочка (Богиня Внучка). И каждый настоящий русский почти с самого рождения и всю жизнь беззаветно верит в свою святую русскую Троицу.

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут.

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамаши Снеговика (Снежная Вьюга-Метелица), и Снегурочки (Весна-Красна) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто.

Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере.

А вот более смелая и решительная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.
Таковы новейшие научно-исторические выводы редакции SuperCook.ru о происхождении нашей русской языческой Богини Снегурочки. Результаты наших дальнейших исследований сообщим позднее.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Обратимся к более реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Так что наша русская Снегурочка впервые возникла, как литературный персонаж

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году, А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку — боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника . М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Читайте также:  Фотограф Питер Линдберг – биография и фотографии

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

А в период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны, как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. Хотя в последнее время, следуя нашей русской новогодней традиции, европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один из праздников не обходится без её милого сопровождения.

А где же живет Снегурочка?

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места.

В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.
Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров. Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки нашей редакции SuperCook.ru все же удалось заполучить:
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке
Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки

На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма, в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.

Предания о «ледяной» девушке, или Каким должен быть костюм у Снегурочки?

Скоро всеми любимый праздник — Новый год, и мы ждем не дождемся встречи с его главными героями — Дедом Морозом и Снегурочкой.

Готовясь к празднику, мы шьем подарки, карнавальные костюмы, украшаем свой дом. И я неоднократно задумывалась, делая костюмы к своим куклам — Снегурочкам, а правильно ли я делаю их костюм, тот ли образ им создаю?

В этой статье я решила объединить весь найденный мной материал по костюму и образу Снегурочки.

Итак, первоначально нам придется окунуться в историю, попытаться узнать, когда же «родилась» Снегурочка, эта помощница и спутница Деда Мороза? Видимо, начать придётся c самой глубокой старины, когда в северных областях языческой Руси в зимнее время бытовал обычай делать из снега и льда разных сказочных идолов.

В преданиях древних славян часто встречается образ ледяной девочки, которая ожила. А потом она появилась в русском фольклоре под именем Снегурка.

По одним источникам, Снегурочка — олицетворение Зимы, воплощающая силу предков и прообраз древней Костромы, аграрной богини, чье весеннее сжигание на костре необходимо для будущего урожая. В русском фольклоре она именуется девушкой-Костромой и никакой внучкой Деду Морозу не является. Просто волшебное дитя природы.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с рождественскими и новогодними праздниками.

Снегурочка — чисто русское явление, и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

По другим источникам, Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке ( Снежевиночке ), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году Афанасьевым Александром Николаевичем во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: «Снегурка ( Снежевиночка , у немцев Schneekind ) названа так потому, что родилась из снега».

Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!»

В этом, как и в ряде других вариантов пересказа, в конце сказки Снегурочка тает.

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В пьесе Островского Снегурочка предстаёт перед нами как дочь Весны-Красны и Деда Мороза. Снегурочка – юная девушка, в сердце которой нет эмоций, свойственных людям, поэтому она ощущает тоску, ведь «…несчастлив тот, в чьём сердце нет огня, кто без любви безумной век свой прожил…». Ей хотелось бы испытать яркие эмоции, и она вымолила у своей матери- Весны способность любить, хотя знала, что если сердце её станет горячим, она погибнет, а проще говоря, растает. В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков написал оперу, которая имела потрясающий успех. В подмосковном селе Абрамцево на сцене домашнего театра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова, здесь и Васнецов создал декорации к самой первой театральной постановке по пьесе Островского.

Как она выглядела, продемонстрировали художники Васнецов, Врубель и Рерих. Именно благодаря их картинам мы узнали, что Снегурочка носит бледно-голубой кафтан и шапочку с опушкой, а иногда — кокошник.

Васнецов. В. Снегурочка.

Михаил Врубель. Снегурочка. 1890-е.

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921.

Воспитатели тех давних времён конца XIX — начала XX века придумывали различные сценарии для детских новогодних праздников, на которых появлялись не только Дед Мороз и Снегурочка, но и маленькие лесные жители: зайчики, белочки, медвежата и конечно снежинки. Дети радовались, и каждый выбирал себе костюм того или иного персонажа. Каждая девочка хотела быть Снегурочкой, но если это не удавалось, то снежинок на новогоднем празднике были настолько много, и они были так разнообразны, и все их наряды воздушные, летящие, пушистые были не менее привлекательны. Хотя, кроме снежинок, на праздник могли прийти и принцессы, и «Золушки», и феи, и эльфы и т.д. В это время любили делать инсценировки из сказок и театральных пьес и опер. Тогда театр любили, и посещение театра было событием грандиозным, которое начиналось подготовкой за несколько дней до посещения.
Как видим, Снегурочка в это время ещё не являлась главной помощницей Деда Мороза.

После революции ёлочку запретили, и конечно вместе с ней Дед Мороз и Снегурочка тоже отправились в далёкие снежные края. А праздник Рождество не просто считался обычным будним днём, но и проще говоря, был вне закона. Даже специальные патрули, в основном комсомольцы, ходили по городу и заглядывали в ночные — нет ли ёлочки у кого?

В 1935 году ёлочку и Деда Мороза реабилитировали, в отличие от тех, кому предстояли долгие десятилетия испытаний. Снегурочка с этого года получила статус помощника и внучки Деда Мороза. Именно в 1937 году, который вспоминают наши бабушки и прабабушки даже сейчас шёпотом, Дед Мороз и Снегурочка впервые вместе выступали на ёлке в московском Доме Союзов. В ранних советских иллюстрациях, в детских книжках Снегурочка изображалась маленькой девочкой, а несколько позже, она повзрослела, и стала девушкой. Деду Морозу на новогоднем празднике нужна была помощница, которая умела бы не только подарки детям раздавать, но и игры заводить, и вместе с ними хороводы водить, и загадки загадывать-разгадывать и многое, многое другое.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Читайте также:  Lady Dior весна 2020

Порожденная творчеством русского народа, сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Так что же в итоге мы можем отметить: какой костюм будет самым правильным для Снегурочки?

Основываясь на народные предания о Костроме — бело-серебристый искрящийся наряд «ледяной» девушки с красивым головным убором на голове — восьмилучевым венцом, опушенным мехом и украшенным жемчугом и серебряными нитями.

По преданиям других народных сказаний — о снежной девчушке, слепленной дедом и бабой, — это костюм девочки в белом или голубом пушистом наряде, украшенными мехом: шапочке, шубке, валеночках, варежках и с муфточкой.

По наследию советских елок начала 20-х годов — это девушка (ведущая елки), в нарядном костюме, ассоциируемом с зимой, праздником и, главное, с Дедом Морозом. А значит, этот костюм обязательно будет нарядным, богато украшенным.

Основные детали костюма Снегурочки

В основе костюма — белое, серебряное или голубое платье, поверх которого одета длинная шубка, короткая шубка (жакет) или жилет, отороченные мехом. На ногах — валеночки или белые сапожки, на руках — варежки либо меховая муфточка, на голове — шапочка с меховым отворотом, венец, украшенный жемчугом и мехом или красивая корона (коруна, как называли ее в русских костюмах), также украшенная камнями и бисером.

Надеюсь, моя статья помогла вам в выборе нужных элементов новогоднего костюма в преддверии новогодних праздников. Этот образ знаком нам всем с детства, поэтому трудно ошибиться и сделать что-нибудь не правильно!

А я с радостью познакомлю вас со Снегурочками со старых советских открыток, такими разными, но горячо мной любимыми!

История происхождения снегурочки

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской девочки на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!». И даже трудно себе представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

В русском фольклоре образ Снегурочки фигурирует как сделанная из снега девочка, которая ожила.

Сказки о Снегурочке были исследованы А.Н. Афанасьевым в его произведении: «Поэтические воззрения славян на природу» (1876).

В 1873 году А.Н. Островский под влиянием идей А.Н. Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Мороза и Весны. Её губит не костер, а любовь, которую зажег в её сердце Ярило- Солнце. Первая театральная постановка «Снегурочки» успехом не увенчалась, зато написанная в 1881 году Н.А. Римским-Корсаковым одноименная опера, стала по-настоящему знаменитой.

В 1968 году сказку экранизировали.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца Х1Х-начала ХХ века, которые готовили сценарии новогодних ёлок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, участвуя в инсценировках фрагментов из сказок, пьесы. В то время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Официальной спутницей Деда Мороза Снегурочка становится только в СССР, в 30-е годы ХХ века. Именно тогда эти два персонажа становятся неизменными атрибутами новогодних торжеств и всегда появляются вместе.

В период репрессий 1927-1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить спектакль на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы для неё выполнил В.М. Васнецов , а три года спустя художник делает новые эскизы уже для постановки Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы А.Н. Островского.

К созданию внешнего образа Снегурочки имели отношение ещё два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова ( в белой сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаем). Позднее в 1912 году свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих ( в меховой шубке), участвовавший в 1912 году в работе над драматическим спектаклем о Снегурочке в Петербурге.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо вписывалась в программы городских рождественских ёлок.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике ёлки в Московском Доме Союзов, главной ёлки Советского Союза. Любопытно, что в советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась в 1950-х годах благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских ёлок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Под Новый год Снегурочками часто работали студентки театральных ВУЗов, в самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Если кто-нибудь захочет написать письмо или открытку Снегурочке, вот два адреса:

Россия. 156000. г. Кострома. ул. Ленина 3.

Россия. 156 000. г. Кострома. ул. Лагерная, д. 38.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась ещё одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный дом для внучки Снегурочки. Деревянный дом выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем нравится.

Для фильма «Снегурочка» у реки Мера была построена целая «деревня берендеев». Выбор места был не случаен: в этих краях, в Щелыково А.Н. Островский писал свою пьесу. После завершения съемок деревянные декорации были перенесены в Кострому, где возник парк «Берендеевка». Кроме этого в Костроме в 2008 году был построен Терем Снегурочки, в котором та круглый год принимает гостей. В 2009 году, 4 апреля впервые официально отмечался День рождения Снегурочки. С этого времени День рождения Снегурочки отмечается ежегодно.

РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них смотрят, про горе своё думают.

– А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку сделаем.

– Давай, – говорит старуха.

Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки прилепили, снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.

Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись, смотрит она на стариков и улыбается.

Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

И стала расти у стариков дочка ни по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится.

Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая и приветливая.

И работа в руках у Снегурочки спорится, а песню запоёт – заслушаешься.

Прошла зима. Начало пригревать солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки.

А Снегурочка вдруг запечалилась.

– А что с тобой, дочка? – спрашивают старики. Что ты такая невеселая стала? Иль тебе неможется?

– Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.

Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.

А Снегурочка день ото дня вс1 печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень, да холодок.

Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.

А как снова выглянуло солнышко и град растаял. Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.

За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:

– Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.

Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила.

– Пойди, дочка, повеселись с подружками!

Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.

Фото. Снегурочка скучает в лесу.

А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка. Побежала она в свой черед за подружками.

Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе.

Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобное: «Ау!».

Обернулись они – а Снегурочки нет.

Стали они кликать её:

Только эхо им в лесу откликнулось…

Однажды утром проснулись старик со старухой и увидели в окошко, что вся земля белым-бела, пушистым искрящимся снегом. Выбежали они на улицу, а навстречу им идет Снегурочка, красивая да пригожая, улыбается, руками приветливо машет.

То-то радость была на всю деревню!

А на Новый год к ним сам Дед Мороз пожаловал. Лихо пролетел на своей тройке с бубенцами по деревне, у дома старика и Снегурочки остановил.

Всей деревне подарки раздал, всех поздравил, а старику и старухе новую избу подарил. Да какую! О двух этажах с окнами и крыльцом резным.

Возле дома ёлка большая, вся игрушками изукрашенная, разноцветными огоньками сияющая.

Всей деревней Новый год весело праздновали, друг к другу в гости ходили, на санках катались, вокруг ёлки хороводы водили. С тех пор так и повелось – с первым снегом Снегурочка возвращается, а в начале лета жаркого опять белым облачком на холод улетает.

Старик со старухой всё лето её поджидают, грибы и ягоды собирают, варенье варят, яблоки на зиму запасают… И как первый снег падает, сразу пироги и угощенья к встрече своей Снегурочки готовят.

Если ты будешь на Новый год в деревне, тоже сможешь со Снегурочкой и деревенскими ребятишками в снежки поиграть, с Дедом Морозом на санной тройке покататься.

А старик со старухой угостят тебя чаем с разными вкусными пирогами – и с яблоками, и с вареньем черничным да земляничным.

Похожая сказка есть у Даля, а в середине ХХ века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.

Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там её из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, что злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает её о землю, дудочка ломается, и из неё появляется живая Снегурушка.

Читайте также:  Джиа Каранджи фото

По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» – прощание с весной и приветствие лета.

Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер. Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.

Снегурочка – вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки (именно девочки, только в ХХ веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзамер Папи) помогает Дзюнанушик . В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.

В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежную девочку зовут просто – Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.

У Люсии интересная история. Считается, что имя её связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды её муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на неё и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.

В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» нашей снежной красавицы. Её зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться в нем. А из лакомств старая фея предпочитает апельсины и вино.

Снегурочка – уникальный фольклорный персонаж, образ её уникален. Можно с уверенностью сказать, что Снегурочка – бесценное достояние русской культуры и один из самых ярких символов Нового года.

Снегурочка в искусстве: как изменился образ внучки Деда Мороза за полтора столетия

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Литературным отцом девушки, которую слепили из снега, считают А. Н. Островского, опубликовавшего в 1873 г. пьесу «Снегурочка». Этот образ он почерпнул из русской народной сказки. В 1882 г. по этой пьесе была поставлена опера Н. А. Римского-Корсакова в Мариинском театре. В пьесе Островского Снегурочка была не внучкой Деда Мороза, а его помощницей. Позже она традиционно изображалась его внучкой, вот только возраст ее постоянно варьировался – то она была маленькой девочкой, то взрослой девушкой. У одних она походила на крестьянку, у других – на Снежную Королеву.

Образ Снегурочки привлекал многих художников. В. М. Васнецов, разрабатывая эскизы костюмов для постановки в Русской частной опере Саввы Мамонтова, впервые изобразил ее в сарафане, лаптях и с обручем. Позже на одноименной картине он одел ее в шубу, рукавицы и шапку. А. Бенуа сказал, что именно в этой картине Васнецову удалось открыть «закон древнерусской красоты».

Эскизы декораций и костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» создавал также и Михаил Врубель, а его жена Надежда Забела была исполнительницей главной оперной партии. Четыре раза к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцен обращался и Николай Рерих, он создал десятки эскизов и рисунков к этой постановке. В работе 1921 г. художник неожиданно сочетает славянскую мифологию и восточные влияния на нее: в работе «Лель и Снегурочка» он создал азиатский этнический тип персонажей. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: К. Коровин, Б. Кустодиев, В. Перов, И. Глазунов и др.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 г., когда советские власти разрешили праздновать Новый год, считавшийся до этого буржуазным пережитком, и Снегурочку официально признали. Тогда же определились с тем, что Снегурочка приходится Деду Морозу внучкой. А в 1937 г. персонажи вместе появились на сцене в Доме Союзов и с тех пор стали неразлучными.

Роль Снегурочки в кино впервые исполнила актриса Евгения Филонова в 1968 г. Через три года эту же роль сыграла Наталья Богунова в фильме «Весенняя сказка». Самые привлекательные актрисы советского кино играли роль Снегурочки, создавая образ неземной, нездешней красавицы.

Начиная с 2000-х гг. образ Снегурочки стал эксплуатироваться в эротических фотосессиях и фильмах для взрослых. Не имея ничего общего со своим прототипом, этот персонаж стал одной из эротических фантазий, наряду с медсестрой, учительницей и т.д. Главными атрибутами образа стали глубокое декольте, короткое платье и новогодняя атрибутика. Снегурочка в ХХI в. стала более сексуальной, но утратила свою прелесть и чистоту.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Презентация на тему: Народные традиции в костюме Снегурочки

« Народные традиции в костюмеСнегурочки » Автор: Баубекова Милана, Магомедова Милана, 6 а класс МБОУ «Федоровская СОШ №3, Сургутский район, Руководители: Муфлиева Лидия Илларионовна, учитель технологии , МБОУ «Федоровская СОШ №3

«Костюмы любимых сказочных героинь для кукол».

Цель работы: Изготовить костюм Снегурочки для куклы на основе русского народного костюма IVIII века.Для реализации поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи: Изучить и проанализировать литературу по истории происхождения образа Снегурочки (прочитать произведения русского фольклора о Снегурочке, познакомиться с произведением Н.Островского «Снегурочка»)Проанализировать картины известных русских живописцев, изображающих внешний облик Снегурочки.Изучить основные элементы девичьего костюма 18 века, исторические особенности в русском народном костюме, декоративной отделке и орнаменте. Создать костюм – миниатюру Снегурочки в народных традициях IVIII века.

История возникновения и развития образа Снегурочки Истинные корни родства Снегурочки уходят в дохристианскую мифологию славян. В северных областях языческой Руси существовал обычай изготавливать идолов из снега и льда, поэтому – Снегурочка считалась воплощением застывших вод. Это девушка вечно юная и жизнерадостная Богиня, одетая только в белые одежды – образ ангела или «снежная баба» .

Образ Снегурочки в художественных произведениях Афанасьев Александр Николаевич Художник М. Малкус Иллюстрации к сказке”Снегурочка” А. Н. Афанасьева В русском фольклоре Снегурочка появляется в XIX веке, как персонаж народной сказки славян о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А.Н. Афанасьевым во втором томе труда «Поэтические воззрения на природу».

Иллюстрации к весенней сказке «Снегурочка». Островский Александр Николаевич В 1873 русский драматург А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».

Образ Снегурочки в произведениях художников. Эскизы костюмов художника В.М. Васнецова для постановки Саввы Ивановича Мамонтова на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве, 6 января 1882 года.

Васнецов В.М. Снегурочка, 1899. Н. К. Рерих. Эскиз костюма Снегурочки. 1912 г. Михаил Врубель “Снегурочка” 1890

Новогодние открытки 1950-х годов. Снегурочка. 1988 год

Терем Деда Мороза Терем Снегурочки: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3.

Современный костюм Снегурочки

Практическая часть Изучение традиционных элементов в костюме Снегурочки.

Голову Снегурочки всегда украшал восьмелучевой венец. Венец – это старинный головной убор девушки, надеваемый ею на свадьбу или по праздникам. Венец во времена наших предков был сугубо девичьим украшением.

Изготовление костюма Снегурочки Раскроили и сшили на швейной машинке детали рубахи.Пришили детали отделки – вьюнчик «змейка».Отутюжили рубаху утюгом и надели на куклу.

4. Сшили детали шубки, обработали срезы.5. Отутюжили.6. Пришили меховую и серебряную отделку по краям шубки и рукавам.

7. Выкроили, сшили и отделали тесьмой, пайетками и мехом накидку-перелинку.8. Из картона и ткани сделали основу головного убора – венца. Украсили его бусинами, тесьмой и снежинками.9. Украсили переднюю часть венца мехом и бусинками.

10. Из мягкой пряжи сделали косу и завязали ее белой шелковой лентой.11. На ноги из меха сделали теплые сапожки.12. Из меха и шнурочка сделали теплую муфточку для ручек.

Недавно в Ханты-Мансийске состоялся 4-й юбилейный, десятый Всероссийский съезд Дедов Морозов и Снегурочек. Наш город на съезде представила 21-летняя студентка ПГУ и актриса театра «Автограф» Дарья Басова.

Заключение Исследовательскую работу я оцениваю, как работу повышенной сложности. Во-первых, мы научилась шить народный костюм, изучили специальную литературу, получили много новых знаний.Во-вторых, получили оригинальное, единственное в своем роде изделие, которое на рынке стоит, несомненно, дороже. В третьих – научились работать в команде. Дальнейшие наши планы – создание костюма Снегурочки для проведения школьных представлений.

Список источников информации Список источников информацииЛитератураАлпатов С. Русский фольклор. М., 2000. – 245 с.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3т.М., 1994. – 257 с.Богданова С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы Островского «Снегурочка» // Литература, 1996, №33. – 216 с. Большой справочник школьника. 5-11 классы. — 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. − 839 с.Дубинская А.И. Островский А.Н Очерк жизни творчества. М., 1989. – 316 с.Королев К.М. Мифические существа. Энциклопедия. М., 1997. – 547 с.Островский А.Н. Драматургия. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. – 736 с. Соловцов А. Статья Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка — весенняя сказка» // Римский-Корсаков Н. А. «Снегурочка — весенняя сказка» (Тематический разбор). М., 1978. – 289 с.Энциклопедия детской литературы. Русские народные сказки. – Санкт-Петербург: «Тригон», 1998. – 616 с.Технология. 5-9 классы. Оганизация проектной деятельности/авт.- сост. О.А. Нессонова и др.-Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.: ил. ISBN978-5-7057-1928-0Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д. Симоненко.- М.:»Вентана – Граф», 2010 Интернет ресурсыwww.snegurochka.org/content.http://www.kakprosto.ru/kak-86106-kak-sdelat-koronu-snegurochkihttp://www.narodko.ru/ http://www.narodko.ru/ http://www.dollpleiades.ruhttp://www.osinka.ruhttp://www.rusich1.ru/

Спасибо за внимание! Звёздной пылью украшен наряд,На сапожках снежинки блестят,Я из сказки к вам в гости пришла,Легкий иней с собой принесла.Хороша я собой, хороша,Только снегом застыла душа.Пусть растает в груди моей лёд,И она запоет.Каждый в жизни о сказке мечтаетИ с надеждой глядит в небеса.И Снегурочка в миг не растает, Если верите вы в чудеса!(Г.К. Кадыкова)

Ссылка на основную публикацию