Советские женщины – картины 20-30 годов

Советские красавицы: Какими видели женщин художники соцреализма

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Перед художниками, как и перед другими деятелями культуры и искусства, правительством Страны Советов ставилась задача – показать всему миру образ «новой женщины» посредством кинематографа, театра, живописи, в свете социалистического реализма. И на смену нежным, утонченным и изысканным пришли новые героини – сильные и волевые со стальным характером, взращенные и воспитанные новым временем. Все это было частью грандиозного общегосударственного проекта по созданию «нового советского человека».

Общие понятия о советской женщине.

И безусловно эти женщины не появились из ниоткуда. Они вышли из поколения, родившегося в конце ХIХ начале ХХ столетия, многие из которых были революционерками, активистками и бунтарками. Именно они вели за собой массы, и были примером для подражания. Особую роль сыграла в становлении советской женщины борьба за равноправие. Сбегая из дому, отправляясь в ссылки и участвуя в экспроприации, они всеми силами старались растолкать патриархальный строй бывшей империи для того, чтобы получить равные права с мужчинами.

И справедливости ради нужно отметить, что в сравнении с царской Россией новая власть дала девушкам и женщинам намного больше прав: можно было не слушаться родителей, выходить замуж, за кого хочешь, еще работать везде, куда возьмут, и учиться, где получится. И женщины всей душой потянулись ко всему, что предлагала страна Советов, шли учиться, занимались спортом, осваивали все то, к чему раньше не имели доступа.

Но было одно гнетущее “но”. Молодая страна, пережившая голодные годы после революции и гражданской войны, жила очень бедно. И большая часть женского населения одевались просто и без изысков даже актрисы, вплоть до самых известных. А иностранцев, приезжавших тогда в СССР, это невообразимо шокировало. Куда им было понять, что причиной тому является банальная повсеместная бедность. Людям элементарно нечего было есть, поэтому ни о моде, ни о красоте думать было не время. И когда в развитых европейских странах дамы, благодаря феминизму, получили право на работу и стали стройнее в связи с более подвижным образом жизни, советские женщины исхудали из-за голода.

Время шло. И с восстановлением экономики в 30-е годы в Советском государстве пришла мода на здоровую крестьянскую полноту, наконец-то вволю можно было поесть и не считать крохи хлеба. “Советская женщина должна была иметь цветущий вид, мощные руки и ноги и по-матерински крупные бедра. Ей нужно было много сил, чтобы работать у станка, в колхозе и рожать при этом здоровое потомство на благо Советской Родины”. Худоба в то время в сознании общества выглядела как признак болезни и считалась непривлекательной. Мужчины просто млели от пышногрудых аппетитных женщин, с открытыми добрыми лицами.

Однако вскоре грянула страшная война, и все в корне изменилось. Во время Отечественной войны и в послевоенный период женщины вынуждены были на некоторое время превратиться в мужчин, то есть взять на себя львиную долю мужских обязанностей на производстве, и в сельском хозяйстве. Они пошли на заводы, спустились в шахты. Многим досталась фронтовая доля: санинструкторов, радисток, летчиц, снайперов, а некоторым партизанщина. На фронтах еще совсем юные девчата воевали наравне с взрослыми мужчинами, приближая день за днем долгожданную победу.

Женское население страны той страшной эпохи смогло сделать главное: выжить и выстоять. И те, кто прошел через эти испытания, до конца своих дней оставались оптимистами, безмерно влюбленными в жизнь.

И что интересно, в послевоенную десятилетку повторилась ситуация, что и после революции. Разруха и голод сделали женщин худыми и изможденными. Набрать пару лишних кило было крайне сложно. Однако самой глобальной проблемой послевоенного времени была катастрофическая нехватка мужчин, и за свое личное счастье советским женщинам приходилось бороться, буквально расталкивая локтями конкуренток. А мужчины, пользуясь своим особым положением, стали весьма переборчивыми и начали часто менять жен. Количество разводов в те годы просто зашкаливало.

С восстановлением производства и сельского хозяйства к концу 50-х в стране снова вошел в моду культ крепкого рабоче-крестьянского женского тела. И, что любопытно стандарт женской красоты в СССР длительное время формировался под воздействием политической и особенно экономической обстановки, а не модных канонов. Именно это послужило причиной того, что в Европе и США долгое время считали советскую женщину слишком толстой и безвкусно одетой.

А в самом Союзе образ женщины, который культивировали в массовом сознании, нес в себе какие угодно параметры, но не ориентацию на внешность. Ни о какой стильности, сексуальности, даже физической красоте речи не было. Женщина-мать, Женщина-стахановец, Колхозница-передовик, Комсомолка-активистка, Валентина Терешкова и так далее и тому подобное.

Но уже 60-70-х в Советском Союзе стали появляться и стройные девушки. Такими красотками восхищались мужчины, но женщины им не подражали. Советское правительство чуть ослабило идеологическое давление и пустило в страну легкое веяние западной жизни. И в союз начала просачиваться мода, и женщины без каких-либо крайностей стали намного больше внимания уделять своей внешности. В то время в журналах мод стали появляться западные модели одежды, и через специализированные магазины можно было приобрести импортные вещи.

Все эти аспекты жизни Страны Советов, как исторические факты, очень ярко отразились в творчестве художников, творивших во времена советской власти. Их картины остались нынешнему поколению как память о тех героических и легендарных временах, когда женщина была образцом материнства, героизма и патриотизма. Они являются ярким историческим свидетельством бытия простого советского народа и навсегда вошли в сокровищницу мирового искусства.

Вглядываясь в естественно красивые загорелые лица и горящие глаза женщин советского периода, зритель буквально получает мощнейший заряд энергии и позитива, который фонтанирует почти с каждого полотна. И неважно в какие одежды одеты представительницы того времени, важно другое – их душевный порыв и энтузиазм, их осмысленный взгляд в будущее, их стремление к созиданию и уверенность в завтрашнем дне.

Искусство России. 20-й век-до 30-х гг, часть 1

Художники и их работы до 30-х годов 20-го века

В России в развитии культуры 20-го века чётко просматривается три периода творчества : первый- от начала века и до 30-х годов, второй — от 30-х годов и до распада Советского Союза (1991г), и третий — с 1992 года и до конца века. Первые два десятилетия явились периодом высшего расцвета русского изобразительного искусства. В это время сложился стиль модерн, который раскрепостил многих молодых художников и способствовал развитию в России новых форм и выразительных средств в творчестве изобразительного искусства. Художественная жизнь в стране стала стремительной и интересной. В результате временной открытости и влияния Западной культуры общество менялось на глазах, а вместе с ним развивались основные течения европейского искусства — кубизм, футуризм, фовизм, абстракционизм и другие. Они пришли в Россию с опозданием, поэтому русские художники сочетали их черты из разных стилей и создавали и свои, новые. На их основе стали появляться городской фольклор , народная бытовая культура. Заново открывалась иконопись . Но были и продолжатели старой традиции, реалистической живописи, даже последователи Левитана. Но не они правили бал в искусстве, а другие направления. Под влиянием Запада в начале 10-х годов возникли первые полотна беспредметного искусства, абстрактные картины , в которых не было даже изображения реального мира. Это была игра линий, цветовых пятен, а порой откровенная мазня. Например, в 1910г в Париже на выставке в «Салоне независимых» представили, как шедевр холст, размалёванный ослиным хвостом.

Революция в октябре 1917 года в корне изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х годов художники ещё продолжали эксперименты и поиски в своих работах. Создавались ещё новые группы и объединения по интересам. Однако, к концу 30-х годов их все позакрывали. Авангардистов и новаторов перестали экспонировать. Им запретили рисовать всякие абстрактные картины. Некоторых стали преследовать. Поэтому отдельные уехали за границу и там продолжали своё искусство. Другие поменяли тематику и подстроились под существующий режим. Другие просто работали на новую власть.

Читайте также:  Снеговик – новогодние открытки

Что из этого вышло? — Посмотрите картины старых и новых художников. И Вы поймёте, чем жила Россия в те трудные, но лихие года. Это очерк не об искусстве, он о жизни. Смотрите и удивляйтесь. Нигде в мире такого не было.

Итак, начинался век ещё по-старому, реалистическим отображением действительности. Его продолжали лучшие художники золотого века — Суриков, Кустодиев Б.М, Нестеров, Васнецов Апполинарий (брат Виктора), Степанов, Касаткин. К ним добавлялись другие и прежде всего — Петров-Водкин, Крымов. А затем в десятые годы 20-го столетия наступило время других художников. Они рисовали по-новому, используя модные стили, привнесённые в Россию с Запада. Однако, картины их носили абстрактный, порой беспредметный характер. Простые люди их не понимали. Так рисовали в Испании Дали и Пикассо. Одним словом, рисовали что хотели.

Товарищество Передвижных Художественных Выставок просуществовало в России до 1923 года. До 1917 года прошло 45 выставок, а последняя 48-я закрылась в 1923 году. После этого оно утратило свою роль. За это время многие новые художники успели заявить о себе как о профессионалах, способных тягаться по мастерству с известными западными модернистами, а кое в чём даже превзошли их. Это Марк Шагал, Василий Кандинский, Павел Филонов, Казимир Малевич, Владимир Татлин.

1. Суриков Василий Иванович

1907-Suricov-Stepan Razin-Суриков СТЕПАН РАЗИН

2.Васнецов Апполинарий Михайлович

1926-Vasnetsov A-It’s Novodevichy monastir-Васнецов А Новодевичий монастырь Башни

1901-Vasnetsov Ait’s a stone bredge-Васнецов А Всехсвятский каменный мост

1910-Vasnetsov A He’s Bayn-Васнецов A-Бaян

Vasnetsov А-It’s a yard of the prince-Васнецов-Двор удельного князя

Vasnetsov A-It’s the North region-Васнецов А-Северный край

Vasnetsov A-There are book shops-ВАСНЕЦОВ А Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII

Иванов Сергей Васильевич (1864-1910)

1903-Иванов С-It’s a campaighn of Moscou force in 16 s-Поход Войска Московской Руси XVI

1908-Ivanov C-It’s the Yurev day-Иванов С-Юрьев день

1908-Ivanov C It’s zemsky meeting-Иванов С «Земский собор (XVII в.)»

1909-Ivanov C-It’s a bargaining-Иванов С Торг в стане восточных славян

1910-Ivanov-Иванов С It’s a meeting of princes-Съезд князей в Уветичах

1910-Ivanov-It’s an inspection soldiers-Иванов С-Смотр служилых людей

1909-Ivanov-They are Streltsy-Иванов С-Стрельцы

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)

— в его картинах переплелись сюжеты от древнерусских икон и картин итальянского Возрождения, русского модерна и французского фовизма. Это привело к тому, что художник приобрёл свой собственный, неповторимый стиль примерно, как у Маяковского в поэзии. Но перед этим он много путешествовал во Франции, Италии, по Северной Африке. Все свои мысли и наблюдения начинающий художник выложил в картине «Сон» (1910) на первой персональной выставке в 1910 году. Работа сразу же привлекла внимание окружающих и произвела настоящий фурор вокруг неё завязались споры, потому что она повторяла сюжет картины Рафаэля «Сон рыцаря».

1910-Petrov-Vodckin-It’s a sleep-П-Водкин-Сон

В 1912 году он написал новую картину, которая стала настоящим шедевром творческих изысканий. Это «Купание красного коня» (1912). Художник писал работу в деревне на берегу реки Иловли, где он в детстве часто проводил много времени. В ней художник сумел превратить бытовой мотив в романтическую мечту о красоте и гармонии человека и природы. Полотно сделало его знаменитым. Он стал узнаваемым мастером своего дела.

1912-Petrov-Vodkin-It’s a buthing of a red horse-Петров-Водкин-Купание красного коня

1915-Петров-It’s Bogomother-Водкин К. С. Богоматерь Умиление злых сердец

Petrov-Vodckin-They are on a fire line-П.Водкин-На линии огня

Petrov-Vodckin-Anna Athmatoa-П-Водкин-Анна Ахматова

С давних пор для Петрова-Водкина был важным и незыблемым образ матери, поэтому в его творчестве всегда присутствовала мысль о святости материнства, о главной ценности человечества — вечно возобновляющейся жизни. Очень остро и убедительно художник изобразил это в картине «1918 год в Петрограде» («Петроградская Мадонна»).

1920-Petrov_Vodkin-It’s 1918 year in Petrograd-Петров-Водкин-1918 год в Петрограде.

Petrov-Vodckin-It’s a portrеt of lenin-П-Водкин-Ленин

Petrov-Vodckin-It’s a shore-Петров_Водкин-Берег

Petrov-Vodkin-She’s Petrograd Madonna-Петроградская Мадонна

Petrov-Vodckin-There are workers-Петров-Водкин-Рабочие

Petrov-Vodckin-They got the new flat-Петров-Водкин-Новоселье

P-Vodckin-It’s the spring-П-Водкин-Весна

Крымов Николай Петрович

-этому художнику пророчили славу великого Левитана, но он до неё не дотянул. Почему? Посмотрите его картины и сами поймёте, однако, очень красиво!

1905-Кrimov-wIt’s a winter day-Крымов-Зимний день

1906-Кrimov-It’s a sun day-Крымов-Солнечный день

1908-Crimov-Pejzazh-It’s a rainbow-Крымов-Московский пейзаж Радуга

1909-Кrimov-It’s a new tavern-Крымов-Новый трактир

1910-Кrimov-Pejzazh-Крымов Пейзаж

1910-Кrimov-it’s a cloud-Tucha-Крымов-Туча

1912-Кrimov-It’s a rose winter-Крымов-Розовая зима

1914-Кrimov-It’s an erly morning-Крымов-Раннее Утро

1914-Кrimov-It’s a morning-Крымов-Утро

1918-Кrimov-It’s an autumn-Крымов-Осень

1919-Кrimov-It’s a winter evning-Крымов-Зимний вечер

1927-Кrimov-It’s near a mill-Крымов-У мельницы

Шишаков Н И

It’s an arest of a propagandist-Шишаков-Арест пропагандиста

Egorov-It’s a winter scene with sleigh-Егоров Андрей-Зимой на санях

1922-Рrisekin-It’s a holiday 1 May-Присекин-1 Мая

1924-Grigorev-He’s a goalkeeper-Григорьев-Вратарь

Bakshejv-It’s a spring day-Бакшеев Весенний день

Shumilkiv-It’s a summer evning in a village-Шумилкин. Летний вечер в деревне

Karazin-It’s the winter day-Каразин Зимний день

Vasnetsov A-It’s the river Kama-Васнецов А Кама

Vasnetsov Ait’s Red square-Васнецов А Красная площадь

Vasnetsov-It’s Novgorod shop-Васнецов А Новгородский торг

ВVasnetsov А It’s Kremlin of Dm. Donskoj-Московский Кремль при Дмитрии Донском

Vasnetsov-It’s a difence of a town-Васнецов А Оборона города

Vasnetsov-It’s a foundation of Moscou-Васнецов А Основание Москвы

Vasnetsov-It’s Krremlin-Васнецов А Расцвет Кремля. Всех святский мост и Кремль в конце XVII

Vasnetsov A-It’s the squar of Ivan Grate-Васнецов А Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII

Жизнь в СССР в 20 – 30-х годах прошлого века (32 фото)

Эти старые черно-белые снимки немного расскажут о том, как жили граждане молодого Советского государства в 20 – 30-е годы.

Демонстрация за коллективизацию. 1930-е годы.

Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

Село Вильшанка. Киевская область. Обед во время сбора урожая. 1936 г.

Товарищеский суд над симулянткой в сельхозартели “Ясная поляна”, Киевская область. 1935 г.

Раскулачивание крестьян, Донецкая область, с. Удачное, 1930-ые годы.

Члены общества по совместной обработке земли перевозят кладовую раскулаченного крестьянина к общей кладовой, Донецкая область, 1930-ые годы.

Узбекистан. Строительство Большого Ферганского канала. Фотограф М.Альперт. 1939 г.

Передвижная редакция и типография газеты “Колхозник”. 1930 г.

Колхозное собрание в поле. 1929 г.

Сбор мерзлой картошки, Донецкая область . 1930 г.

Работа под оркестр на строительстве Беломорканала. Фотография – “Работа с оркестром”, Александр Родченко. 1933 г.

Снятые с Кремля орлы выставлены в парке им. Горького для обозрения. 1935 г.

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 1937 г.

Живая пирамида. Фотография Александра Родченко., 1936 г.

ГТО – Готов к труду и обороне. Фотография Александра Родченко. 1936 г.

Фото И. Шагина. 1936 г.

Медкомиссия. 1935 г.

Первые ясли в деревне. “Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку”. Фотография – Arkadii Shaikhet, “The First Village Creche”. 1928 г.

Демонстрация, Москва, Красная Пресня. 1928 г.

Наводнение в Москве, Берсеневская набережная. 1927 г.

Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

Выброшенная на набережную барка во время наводнения в Ленинграде. 1924 г.

Площадь революции, Москва. Фото А. Шайхета

Лубянская площадь, 1930-е гг. Москва.

Торговая палатка “Махорка”. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Фото Б.Игнатовича.. 1939 г.

Очередь за керосином и бензином. 1930-е гг.

Похороны В. В. Маяковского. 1930 г.

Снятые с церквей колокола, г. Запорожье. 1930-е гг.

Первые автомобили СССР. Грузовик АМО-3 – это первый автомобиль СССР, который сошел с конвейера. 1931 г.

Москва, Зубовский бульвар, 1930-1935 гг.
ОРУД – структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения). В 1961 году ОРУД и ГАИ были объединены в одну структуру.

Празднование 1-го мая в Новосибирске. 1938 г.

Советское изобразительное искусство

С. Герасимов “Колхозный праздник”

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го – начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Читайте также:  Модные Иллюстрации – логотипы fashion брендов

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х – 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат. Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора “Ты записался в добровольцы?” и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это “Окна РОСТА”, где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды, составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России” (АХРР) “Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др.) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее “Лениниана”, создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и др.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции, партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что “когда гремят пушки, музы молчат”. Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру “Окон РОСТА” в 1941 – 1945 годах создавались многочисленные листы “Окон ТАСС”. Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в “Окнах ТАСС”, в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова “Не забудем, не простим!” Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова “Ленинград в дни блокады”.

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины “Победа”, Б.М.Неменский и его картина “Мать”, крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы. Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере “Трофеи русского оружия” (1942), триптих П.Д.Корина “Александр Невский”, полотно А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х – 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период – отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как”Машенька”Б.Неменского, “Письмо с фронта” А.Лактионова, “Отдых после боя” Ю.Неменского , “Возвращение” В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями (“Опять двойка!” Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах (“Хлеб” Т.Яблонской, “На мирных полях” А.Мыльникова). Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись – это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Д. С. Моор

Д. С. Моор

К.Петров-Водкин “1918 год в Петрограде” (1920)

И. Д. Шадр “Булыжник-оружие пролетариата”

Герасимов – колхозный праздник 1937

С. Герасимов “Мать партизана”

Д. С. Моор

П. Кончаловский “Сирень в корзине” (1933)

Читайте также:  Леди Гага новые фото

Н. А. Андреев “В.И.Ленин”

М. Греков “Знамёнщик и трубач” (1934)

Красная Армия и военная подготовка населения на картинах художников 20-х – 30-х годов ХХ века.

После публикации подборок довоенных советских плакатов “Крепи оборону СССР“,
Да здравствует всеобщее военное обучение” и “От тайги до британских морей Красная армия всех сильней” по этой теме захотелось опубликовать чего-то более яркого и живого. В итоге получилась вот такая подборка картин целого ряда уже подзабытых советских художников.

Девушка и красноармеец – Самуил Адливанкин (1920 год)

Перед отъездом на фронт – Самуил Адливанкин (1922 год)

Первые красноармейцы. 1918 год – Иван Дроздов (1924 год)

Смерть комиссара – Кузьма Петров-Водкин (1928 год)

Даёшь Варшаву! – Павел Соколов-Скаля (1929 год)

Танкисты – Петр Шухмин (1928 год)

Международный Юношеский день – Иван Куликов (1929 год)

М. В. Фрунзе на маневрах – Исаак Бродский (1929 год)

Атака – Василий Сварог (1930 год)

Политзанятия на линкоре – Виктор Мидлер (1930 год)

Танки – Екатерина Зернова (1931 год)

На страже – Аркадий Рылов (1931 год)

Выход на место заражения – Екатерина Зернова (1931 год)

Состязание юных авиамоделистов – Самуил Адливанкин (1931 год)

К. Е. Ворошилов на манёврах – Василий Сварог (1932 год)

Бомбовоз – Александр Дейнека (1932 год)

Пограничники в Батуми – Владимир Люшин (1932 год)

Подготовка рабочих к обороне – Вера Ливанова (1932 год)

Осоавиахимовка – Александр Самохвалов (1932 год)

Товарищи К. Е. Ворошилов и М. Горький в тире ЦДКА – Василий Сварог (1932 год)

Гидроавиация – Борис Цветков (1933 год)

Лыжный рейд в Карелии – Алексей Кацеблин (1933 год)

С донесением – Владимир Люшин (1933 год)

Наступление танков – Екатерина Зернова (1933 год)

Военизированный комсомол – Александр Самохвалов (1933 год)

АНТ-20 “Максим Горький” – Василий Купцов (1934 год)

Парашютисты – Виктор Прошкин (1937 год)

Колхозники приветствуют танкистов во время маневров – Екатерина Зернова (1937 год)

Портрет летчика Матвеева – Иван Куликов (1940 год)

Климент Ефремович Ворошилов (1940 год)

Также смотри по данной теме другие материалы с тегами “ Искусство” и “Солдаты

В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам

Прически Брижит Бардо , макияж Софи Лорен и платья Вивьен Ли — поклонницы из Советского союза пристально следили за образами киноактрис и хотели быть похожими на своих кумиров.

Cosmo рекомендует

Топ-5 лучших гаджетов для здоровья на время коронавируса

Отменили запись: как удалить кутикулу в домашних условиях

О развитии моды и о том , как советские женщины подражали иностранкам , Cosmo.ru рассказала руководитель выставочного отдела Музея Моды , автор образовательных и развивающих курсов , лектор , семиотик , исследователь моды и издатель книг по искусству Полина Уханова.

Трофеи и мода

В 20-е годы , во времена НЭПа , мода Советского союза не слишком отставала от западных стран , поэтому и внешность иностранок не вызывала сильного интереса. В этот момент на Западе процветал ар-деко — роскошный стиль « дорогой и солидной красивости», в СССР вариантами этой эстетики считались эксперименты на тему авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу , глобальных отличий не наблюдалось.

В 30-х разница становится уже значительной. В этот период в Советском союзе иностранцы появлялись крайне редко , и возвращение их произошло только после окончания Второй мировой войны. На развитие моды и отношения к иностранцам сильно повлияли трофейные вещи и фильмы , попавшие в СССР после 1945 года. Кумирами того времени были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин , англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени , снявшаяся в фильме « Серенада солнечной долины».

Советские женщины пытались подражать западным кинозвездам , которых видели на экранах , но делали это аккуратно , точечно и нерешительно.

Dior’овский поворот

Всплеск « модных отношений» между СССР и Западом и новый поворот в восприятии иностранок произошел в 1959 году , когда дом Dior привез в Москву свою летнюю коллекцию. На показе присутствовала только элита страны , в основном , жены партийных руководителей. Однако новинки французской моды увидел и простой народ — манекенщицы прогулялись по ГУМу , Красной площади и Тишинскому рынку.

Красивые девушки в очень смелых , с точки зрения советского менталитета , нарядах , с макияжем , аксессуарами и прическами вызвали невероятное оживление у советских женщин. Зависти не было — лишь сильное удивление. И это была реакция большинства простых советских женщин. Элита , конечно , реагировала иначе — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей , кому-то удавалось листать западные модные журналы.

Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным , не функциональным , а , значит , бессмысленным , ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения , одежда не содержала никакого декора , кроме вышивки. Не было даже брошей , поскольку всё это считалось мещанством. Даже шляпки , представленные в коллекции Dior , стали открытием для простого народа. Советские женщины носили маленькие аккуратные шляпы , но головные уборы выполняли конкретную функцию и никак не походили на шикарные диоровские шляпы , которые надевали только ради красоты. Такие наряды были нефункциональными , они не подходили для женщины-работника.

Стиляжный мир

В середине 1950-х за границу стали выезжать спортсмены и артисты. С гастролей и соревнований они привозили одежду , косметику , журналы мод. Насмотревшись на зарубежных звезд , они старались копировать их стиль и становились своеобразными посредниками между простым советским человеком и миром западной моды.

Благодаря всемирному фестивалю молодежи и студентов , который проходил в Москве в 1957 году , появились фарцовщики , зарабатывающие продажей иностранных товаров. Основными их клиентами стали стиляги , которые во всём старались подражать Западу. Молодые люди завидовали иностранцам , но не каким-то их конкретным вещам , а атмосфере , с которой эти вещи ассоциировались. Стиляги смотрели на иностранцев с потребительской точки зрения: как с их помощью достать ту или иную вещь , чем заграничные гости могут оказаться полезными. Приобретая импортную одежду , общаясь с иностранцами , они приближали себя к этому интересному , незнакомому и более свободному миру.

Она была актрисою…

Советские актрисы , хоть и не были иностранками , играли важную роль в связи простых женщин с голливудскими звездами. Из заграничных поездок они привозили новые наряды , косметику и образы , которые демонстрировали своим поклонницам. У них были налажены связи с магазинами , куда поступала модная одежда. И советские женщины , подражая и копируя своих артисток , одновременно подражали и западным. Копирование образов иностранок происходило не сразу , а лишь тогда , когда фильмы доходили до СССР , или кто-то из советских знаменитостей примерял look на себя. Такая история произошла с популярной прической бабетта. Фильм « Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли показали в СССР лишь в 1960-м году , но после этого на улицах было тяжело встретить девушку с какой-то другой прической.

Не только в фильмах советские женщины находили новые образы — певица Эдита Пьеха была примером для подражания для нескольких поколений. Она считалась очень стильной певицей , у неё всегда были красивые наряды , прическа и яркий макияж.

Пьеха стеснялась своей худобы и высокого роста , поэтому выходила на сцену не на шпильках , а в туфлях лодочках на низком каблуке , сделав их самой востребованной женской обувью. Певица рисовала стрелки на глазах , как у Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды , была первой , кто выступал в мини-юбке. Моду на костюмы-двойки и строгие мужские костюмы тоже ввела Пьеха. Польские корни певицы прибавляли ей некий шик и достоинство в глазах поклонников , делая певицу немного иностранкой.

Текст: Полина Уханова. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.

История любви Вивьен Ли и Лоуренса Оливье: соперничество, которое разрушило брак

Ссылка на основную публикацию