120 лет со дня рождения Сергея Есенина

120-летие Сергея Есенина: интересные факты из жизни бунтарского поэта

3 октября 2015 года исполнилось 120 лет со Дня рождения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. TVC.RU собрал интересные факты из жизни крестьянского “бунтаря” и опросил современников об их отношении к творчеству Есенина и его влиянии на российскую реальность.

3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. К этой памятной дате TVC.RU собрал интересные истории из жизни вышедшего из крестьян “бунтаря” и его самые известные фотографии.

Есенин преодолел путь от деревенского крестьянского мальчика до самого известного дебошира России. Того, раннего Есенина русский советский поэт Владимир Маяковский называл “декоративным мужиком”, слишком слащавым, неискренним, а его стихи — “ожившим лампадным маслом”.

Его поведение многие неизменно находили вызывающим, эпатажным и даже шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных течений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: её либо обожают, либо отказываются понимать и принимать.

Родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии, в крестьянской семье. Из Есенина мог бы получиться отличный учитель: в 1909 году поэт с отличием окончил земское четырёхклассное училище в его родовом селе Константиново Рязанской губернии, затем поступил в церковно-учительскую школу, однако, проучившись всего полтора года, бросил её — педагогическая стезя не прельщала его. По окончании школы, осенью 1912 года Есенин ушёл из дома, после прибыл в Москву, работал в мясной лавке, а потом — в типографии. С сентября 1913 года, уже будучи в Москве, Есенин поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени Шанявского. Полтора года университетской практики заложили в поэте ту прочную основу образования, которой ему так не хватало. После Есенин охотно занимался самообразованием, много читал и был известен своей искромётной эрудицией.

Молодой поэт приехал покорять Москву в семнадцатилетнем возрасте. Цель у него была ясная, но практически недостижимая: стать самым известным в стране поэтом. Спустя год уже совершеннолетний Есенин до беспамятства влюбился в Анну Изряднову – корректора в типографии.

Однако этот гражданский брак с первых же дней показался поэту ошибкой. Он предпочёл тихому семейному счастью головокружительную карьеру и уехал искать счастья в Петроград. В своих воспоминаниях Изряднова пишет: “Видела его незадолго до смерти. Пришёл, говорит, проститься. На мой вопрос почему, говорит: “Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру”. Просил не баловать, беречь сына”.

Трагически сложилась и судьба самого сына Есенина и Изрядновой Юрия: 13 августа 1937 года он был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.

В 1915 году Есенин переехал из Москвы покорять Петроград, где встретился с Блоком, который высоко оценил “свежие, чистые, голосистые”, хотя и “многословные” стихи “талантливого крестьянского поэта-самородка”, помог ему, познакомил с писателями и издателями. Эта встреча кардинально изменила дальнейшее продвижение Есенина в поэтической и писательской среде.

В январе 1916 года Есенина призвали на войну и, благодаря хлопотам друзей, он получил назначение – “с высочайшего соизволения” санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. В это время он сблизился с группой “новокрестьянских поэтов” и издал первые сборники, которые сделали его очень известным. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал, в том числе перед императрицей Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе.

Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны. Максим Горький писал Ромену Роллану: “Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники”.

Своим восторженным впечатлением об Есенине с TVC.RU поделилась президент Славянского фонда России Галина Боголюбова.

“Он действительно был очень талантлив, вышел из народа и как ему удалось стать таким выдающимся поэтом – это только дар, который дан от природы. Потому что человек абсолютно был малограмотный, писал с ошибками, запятые нигде не ставил. Но то, что это бунтарь по натуре, – это да. То, что его поддержали чекисты в своё время – это тоже, потому что нужно было показывать не только истеблишмент и богему того периода – декадентскую богему – это Блок, это Хлебников, это Волошин, – а надо было показать того, кто вышел из пролетариев, из деревни, – вот он наш мужик. А наш мужик действительно был очень талантлив, но со своим талантом, со своим буйным темпераментом он не смог справиться и влиться в эту систему, которая всё контролировала. Его заставляли работать подконтрольно, а он не мог, потому что он не получил специального образования, он ещё не понимал, что происходит. Поэтому и писал “я не могу, задрав штаны, бежать за комсомолом”. Это не его вообще, как можно представить Есенина с комсомольским значком. А система уже начала упорядочивать поэтов, писателей, приводить их в норму. Так же, как Блок, вдруг этот утончённый, абсолютно интеллигентный человек, как он мог написать поэму “Двенадцать”. Просто форменные бандиты ходят, размахивают, поют блатные песни и говорят “ах ты, Катя, моя Катя, толстоморденькая. У тебя на шее, Катя, шрам не зажил от ножа”. И “в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос” – полная пошлость. Вообще-то Христос носил белый венчик не из роз, а терновый венец. А здесь демонстрируется желание подчеркнуть эту пошлость, потому что отрицание религии тогда полностью доминировало. Этот период был очень сложным для творческих людей. Казалось бы, полная свобода для крестьянина, для рабочего, для люмпена. И в то же время эта свобода обернулась несвободой, Есенин не хотел подчиняться, поэтому его и убили”, – считает Галина Боголюбова.

“Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души”.

В конце 1918 года Есенин некоторое время провёл в Туле, спасаясь от московского голода. Каждый вечер в доме, где он жил, собиралась богемная публика, и Есенин декламировал свои стихи, которые он помнил наизусть — все до единого. Декламацию Есенин сопровождал очень выразительной жестикуляцией, что придавало его стихам особую живительную выразительность и силу. Есенин любил имитировать Блока и Белого. При этом стихи Блока он читал серьёзно и с должным уважением, а стихи Белого — с издёвкой и пародией.

Одной из самых прелестных женщин в жизни Есенина была известная актриса Зинаида Райх. Она была настолько хороша, что поэт просто не мог не влюбиться. Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей — Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью. Райх терпела три года, после чего они расстались.

В начале 20-х годов Есенин вёл праздную жизнь: выпивал, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил её — известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Европе – Германия, Бельгия, Франция, Италия и США.

“Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума”.

Эта страница жизни Есенина — самая сумбурная, с бесконечными любовными ссорами, склоками и скандалами. Они много раз расходились и снова сходились, но в конце концов разорвали отношения. Брак с Дункан распался вскоре после их возвращения из-за границы. Именно этой страсти посвящено знаменитое стихотворение Есенина “Сыпь, гармоника! Скука… Скука…”.

Айседора трагически погибла спустя два года после смерти Есенина, удушившись собственным шарфом.

После возвращения из зарубежной поездки и разрыва с Айседорой Дункан Есенин поселился у секретарши, подруги и любовницы Галины Бениславской на её квартире в Брюсовом переулке, здесь же жили и его сестры – Катя и Шура. Летом 1925 года Есенин порвал отношения с Галиной. Она тяжело переживала это, лечилась от нервного расстройства. В ночь на 4 декабря 1926 года она покончила с собой на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив предсмертную записку: “3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…”

Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского — один из самых известных в истории литературных направлений ХХ века. Поэты на самом деле являлись непримиримыми идейными противниками и частенько публично поливали друг друга грязью. Однако оба прекрасно отдавали себе отчёт в силе таланта другого. Есенин прекрасно понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: “Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся”. Поэт не раз читал отрывки из стихов Маяковского. Тот же, в свою очередь, однозначно оценил Есенина: “Чертовски талантлив!” – однако тщательно скрывал своё мнение.

О себе Есенин очень точно подметил: “Прокатилась дурная слава, что похабник я и скандалист”. Поэт в пьяном угаре любил развлекать публику сочинениями весьма скабрезного содержания, однако матерные стихи рождались у него спонтанно и моментально забывались.

“Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот – и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист”.

Так, в 1924 году Есенина буквально “затравили”: в газетах стали появляться резко критические статьи о нём, обвиняющие его в пьянстве, дебошах, драках и прочих антисоциальных поступках, хотя поэт своим поведением, особенно в последние годы жизни, зачастую сам сознательно давал основание для подобающей критики. Против Есенина было возбуждено несколько уголовных дел, в основном, по обвинениям в хулиганстве; известно также Дело четырёх поэтов, связанное с обвинением Есенина и его друзей в антисемитских высказываниях.

Советская власть якобы беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит “спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе”, предлагая: “пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ, который не давал бы ему пьянствовать…” На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Д. Герсону: “Может быть, Вы могли бы заняться?” Рядом пометка Герсона: “Звонил неоднократно — найти Есенина не мог”.

Любопытно, что, согласно воспоминаниям товарища Есенина по Константинову и первым годам жизни в Москве Николая Сардановского и письмам поэта, Есенин какое-то время был вегетарианцем.

В начале 1925 года Есенин познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Она была моложе Есенина на пять лет. Поэт до дрожи в коленях робел перед её аристократизмом. Однако в браке с последней женой Есенин не обрёл счастья. Встретив приятеля, поэт, отвечая на вопрос “Как жизнь?” – сказал: “Готовлю собрание сочинений в трёх томах и живу с нелюбимой женщиной”. Вскоре Софье Андреевне предстояло стать вдовой поэта.

В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П. Б. Ганнушкиным о госпитализации поэта в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. 21 декабря 1925 года Есенин покинул клинику, аннулировал в Госиздате все доверенности, снял со сберкнижки почти все деньги и через день уехал в Ленинград, где остановился в № 5 ленинградской гостиницы “Англетер”.

28 декабря 1925 года 30-летнего Есенина нашли мёртвым в “Англетере”. Последнее его стихотворение — “До свиданья, друг мой, до свиданья…”, — по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.

“До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей”.

Тайна гибели поэта до сих пор остаётся загадкой. Официальной общепринятой версией является то, что поэт в состоянии депрессии – через неделю после лечения в психоневрологической клинике – покончил жизнь самоубийством через повешение.

Однако существует также и другая версия, что Есенин был устранён из политических соображений сотрудниками ОГПУ, а суицид стал лишь инсценировкой. В ней указывается на множество нестыковок известных фактов с официальными выводами комиссии. Высота, на которой висел Есенин, не позволяла малорослому поэту осуществить самоповешение, не объяснены многочисленные гематомы и ссадины на теле поэта, причины, приведшие к разрыву элементов одежды.

Читайте также:  Елена Александровна Полевицкая

“Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать”.

После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было перевезено на поезде в Москву, где в Доме печати также было устроено прощание. Похоронен 31 декабря 1925 года на Ваганьковском кладбище столицы. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

“Седые вербы у плетня

Нежнее головы наклонят.

И необмытого меня

Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,

Роняя весла по озерам.

И Русь все так же будет жить,

Плясать и плакать у забора”.

Творчество поэта нашло отражение и в современной реальности, в частности в кинематографе и российской музыке. Композитор Сергей Сарычев и группа “Альфа” превратили во всесоюзный хит песню “Я московский озорной гуляка”, а тандем композитора Сергея Беляева и исполнителя Александра Малинина сделала популярной песню “Забава”.

Видео: YouTube, автор: OlgaMsc

Видео: YouTube, автор: malininofficial

Стихотворения Сергея Есенина продолжают быть актуальными: песни на его стихи исполняют современные российские рок-группы “Монгол Шуудан” (“Москва кабацкая”), “Кукрыниксы” и многие другие.

Видео: YouTube, автор: Навигатор Рекордс

Видео: YouTube, автор: Кукрыниксы Official Channel

Музыкальный критик Артемий Троицкий поделился с TVC.RU мнением о том, какое влияние творчество Есенина оказало на российских рок-музыкантов.

“Пару раз в городе Ленинграде – Петербурге я останавливался в бывшей гостинице “Англетер”, где, как известно, произошло самое неприятное событие в жизни Сергея. Влияние Сергея Есенина на нашу рок-музыку – оно не широкое, но глубокое. Всё-таки рок – это музыка городских реалий. Есенин – поэт осени, поэт-деревенщик, поэт природы. Но при этом у нас есть несколько абсолютно выдающихся рок-авторов, причём один из них – просто гениальный, которых с Есениным многое связывает. Я имею в виду, в первую очередь, Александра Башлачёва, трагически ушедшего ещё в 1988 году. Вот Башлачёв с его русской темой, во многом деревенской темой, как раз, как мне представляется, имеет довольно серьёзную связь с Сергеем Есениным. Второй наш прекрасный рок-поэт, который тоже очень близок и родственен Есенину, – это Дмитрий Ревякин из группы “Калинов мост”. Наверное, третий, кого я назвал бы в этом ряду, – это Фёдор Чистяков из группы “Ноль”. Пожалуй, вот эти три автора в какой-то степени могут вести свою родословную от Сергея Есенина”.

120 лет со дня рождения Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, один из величайших поэтов 20 века.

Сергей Есенин вошел в историю русской поэзии как выдающийся лирик.

3 октября исполняется 120 лет со дня рождения поэта.

Сергей Александрович Есенин

(1895-1925)

В этом мире я только прохожий

Псевдонимы: Аристон, Сергей Молот

Что мы знаем о Есенине? Он прошел путь от деревенского мальчика-херувима до самого известного дебошира и матершиника России. На выступлениях голубоглазого пастушка, читавшего что-то о простых радостях сельской жизни, девушки хором визжали: «Душка Есенин!» Того, раннего Есенина Маяковский называл «декоративным мужиком», слишком слащавым, неискренним, а его стихи — «ожившим лампадным маслом». Но «лапти да петушки-гребешки» недолго занимали поэта. Да и ангельского в нем осталось немного: он писал похабные стихи на стене Страстного монастыря и, расщепив икону, мог топить ею самовар, запросто мог и прикурить от лампадки.
Его поведение неизменно находили вызывающим, эпатажным, шокирующим. Его стихи — особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных направлений начала ХХ века, он — сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: ее либо обожают, либо отказываются принимать и понимать.
Родился поэт 21 сентября 1895 г. в с. Константиново, что в Рязанской области. Вся семья маленького Сережи была крестьянской. Из-за нищеты он был передан на воспитание к своему обеспеченному деду по материнской линии. Пятилетний Есенин быстро научился читать, а сочинял небольшие стишки уже в девять лет. Получил образование в Константиновском земском училище, а после в Спас-Клепиковской школе. Окончив школу, он еще около года прожил в селе. Когда ему исполнилось 17 лет, он отправился в Москву.

На первых порах работал у одного купца, где занимался топографической деятельностью и не прекращал сочинять стихи. С 1912 года он учился в Народном университете А. Шанявсткого. Уже в 1914 в газетах и журналах начали печататься произведения Есенина. Решив переехать в Петроград в 1915-ом, Сергей сразу же направился к Блоку знакомиться. Продемонстрировав свои писательские таланты, Есенин сразу же получил одобрение со стороны Александра Александровича. Кроме того его талант был признан Клюевым и Городецким.
В следующем году была написана первая его книга – «Радуница». Вот так провел Сергей Александрович свои юные годы, став знаменитым и общепризнанным поэтом.

В 1916 году поэта призвали на военную службу. Идею революции он одобрил и поддерживал. Поэтому он добровольно покинул армию, присоединился к эсерам. Когда случился раскол, он поддержал левых и пошел за ними. В период с 1918 по 1921 гг. Сергей Александрович много путешествовал по стране. Он успел побывать и в Мурманске, и в Крыму, и в Бессарабии, и в Архангельске, и на Кавказе. Кроме того, он имел возможность вырваться и за пределы России. Вместе с одной американской танцовщицей Есенин на протяжении 1922-1923 гг объездил Италию, Францию, Германию и Бельгию. После этого он остановился в США, где и прожил 4 месяца.

Одной из самых красивых женщин в жизни Есенина была Зинаида Райх, известная актриса.

Она была настолько хороша собой, что поэт просто не мог не сделать ей предложение.

Они поженились в 1917 году, Зинаида родила двух детей — Татьяну и Константина, но Есенин никогда не отличался верностью.

Райх терпела в течение трех лет, затем они расстались.

Какие литературные шедевры он писал тем временем?

В 1920 году в свет вышел его цикл «Кобыльи корабли», где были выражены грустная философия и душевное смятение. В 1921 году была написана драматическая поэма «Пугачев».

В начале 20-х годов Есенин вел праздную жизнь: пил, скандалил в кабаках, легко относился к случайным связям, пока не встретил ее — известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. Дункан была старше поэта на 18 лет, не знала русского языка, а Есенин не говорил по-английски. Они поженились через полгода после знакомства. Когда их спросили, какую фамилию выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию — Дункан-Есенин. Так и записали в брачном свидетельстве и в их паспортах. «Теперь я — Дункан», — кричал Есенин, когда они вышли на улицу.

Эта страница жизни Сергея Есенина — самая сумбурная, с бесконечными ссорами и скандалами. Они много раз расходились и сходились вновь, но в итоге так и не смогли преодолеть «взаимонепонимание».

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Последняя его жена, Софья Андреевна Толстая, являлась родной внучкой Льва Николаевича Толстого.

В период 1924-1925 гг. появляются «Письмо к женщине», «Письмо к матери», «Русь уходящая», «Стансы». Следует уделить должное внимание циклу «Персидские мотивы». Читая это стихи, поэзию, отчетливо видна его любовь к родине, отчизне, к людям, к природе, к земле-кормилице, но также в них присутствуют нотки грусти и печали, надежды и разочарования.

В последние годы Есенина преследовало состояния апатии и депрессии.

28 декабря 1925 г. он трагически умер в Ленинграде, покончив жизнь самоубийством. Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище.

Незадолго до этого ним была написана поэма “Черный человек”.

Есенин был действительно человеком своей страны, чтил ее и воспевал в своих стихах. О нем откликались многие писатели. Горький назвал его человеком-органом, созданным «природой исключительно для поэзии».

Знаете ли вы что

• Есенин был хорошо образован, много читал, однако совсем не знал языков. Со своей женой Айседорой он не мог говорить по-английски, а она едва изъяснялась по-русски. Живя за границей, с иностранцами он общался с помощью переводчика.

• После окончания школы в 1912 году Есенин работал в мясной лавке.

• Есенин стал отцом довольно рано — в возрасте 18 лет. Первым ребенком от гражданского брака с Анной Изрядновой стал сын Юрий, который был расстрелян по ложному обвинению в покушении на жизнь Сталина в 1937 году.

• Идейным литературным оппонентом Есенина был конечно Маяковский, который принадлежал к футуристам. Поэты могли публично принижать творчество друг друга, однако каждый из них был высокого мнения о таланте другого.

• До сих пор остается неразгаданной тайна гибели поэта. Кроме версии с самоубийством существует также предположение об убийстве на политической почве, которое было инсценировано под самоубийство.

Интернет-ресурсы:

Сергей Есенин. Стихи / С. Есенин //Stixi-poet.ru: стихи русских и зарубежных поэтов. – Режим доступа: http://stixi-poet.ru/esenin-s/

Сергей Есенин // Сергей Александрович Есенин: сайт, посвященный поэту. – Режим доступа: http://esenin.niv.ru/

Сергей Есенин // Сергей Александрович Есенин: сайт, посвященный поэту (от биографии до полного сборника его творчества)). – Режим доступа: http://esenin-sergej.ru/

Есенин Сергей Александрович: Собрание сочинений / С. А. Есенин // Lib.Ru/Классика: электронная библиотека. – Режим доступа: http://az.lib.ru/e/esenin_s_a/

Список песен на стихи Сергея Есенина // Википедия: свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.

Афоризмы и цитаты:

Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.

И так всегда. За пьяною пирушкой,
Когда свершается всех дней круговорот,
Любой из нас, приподнимая кружку,
В неё слезу нечаянно прольёт.

Человек! Подумай, что твоя жизнь, когда на пути зловещие раны. Богач, погляди вокруг тебя. Стоны и плач заглушают твою радость. Радость там, где у порога не слышны стоны.

Жизнь. Я не могу понять её назначения, и ведь Христос тоже не открыл цель жизни. Он указал только, как жить, но чего этим можно достигнуть, никому не известно.

Тонкие люди гораздо меньше умеют веселиться, они созданы большей мерою для страданий.

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.

Тишине нельзя научиться у людей. Умение молчать можно получить лишь от звезд, далеких и безликих.

Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.

Фотоотчет о мероприятиях к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина

Лилия Кинаш
Фотоотчет о мероприятиях к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина

3 октября 2015 года

наша страна отметила

120-летие со дня рождения

русского поэта Сергея Есенина

, чей недюжинный талант питался и жил любовью к России. Его жизнь кометой пронеслась на поэтическом небосклоне Родины, она ослепительно сверкнула, высекая снопы искр. Тонкий лирик, он очень чутко реагировал на все повороты судьбы и закончил свой путь трагически в 30 лет. Стихи Есенина предельно искренни, а его емкие и свежие образы – почти всегда художественное открытие. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил поэт.

Юбилей поэта отмечался широко по всей России. Наш детский сад не остался в стороне и принял активное участие в мероприятиях, посвящённых творчеству поэта. В течение месяца дети и родители подготовительной группы №1 под руководством воспитателя Поветкиной Ольги Сергеевны и музыкального руководителя Кинаш Лилии Николаевны участвовали в проектной работе «С. А. Есенин – всенародно любимый поэт России».

Педагоги изучили творчество и биографию поэта; выбрали стихотворения, доступные для детского восприятия;подготовили презентации: «Тема Родины в творчестве Есенина»,

«Жизнь и творчество»,

«Сергей Есенин – певец русской природы» и видео клипы песен на стихи Есенина; знакомили с творчеством поэта детей и родителей, рисовали пейзажи, разучивали танцевальные этюды, композиции с элементами балета в инсценировке сказки «Лебёдушка».Результатом проектной деятельности стали: музыкально – литературная гостиная «В его имени – слово «есень», осень, ясень, осенний свет…»;

книги – самоделки «Лебёдушка» и «Есенинская Русь»; выставка творческих работ «Поэзия Сергея Есенина в рисунках».

Музыкально-поэтический вечер прошёл в уютной, тёплой обстановке с участием родителей, гостей, преподавателей из Школы искусств и журналистов из редакции газеты «Острогожская жизнь». Собравшиеся с огромным интересом слушали рассказы о детстве поэта и открывали для себя новые факты из его жизни.

Сергей Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С двух лет по бедности отца и многочисленности семейства воспитывался у деда с бабкой. Активное участие в воспитании характера Сережи принимали его дядьки – люди озорные и веселые. Чего только не делал Сергей: лазил по деревьям, чтобы снять мешавшие гнезда грачей, заменял охотничью собаку, плавая за подстреленными утками на озере. Среди мальчишек он был главным коноводом и всегда ходил в синяках, так как не мог пропустить ни одной драки.На это дед говорил: «Ничего, крепче будет!» Очень любила своего внука бабушка, и нежности ее не было границ. Часто она рассказывала Сереже сказки. Если мальчику не нравился конец, он переделывал его сам, чтобы все кончилось хорошо и счастливо. Читал Сергей уже в 5 лет, в 8 лет начал слагать стихи. Но осознанно писать, по его словам, он начал к 16–17 годам. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов и Кольцов, а любимым писателем – Гоголь. «Я много учился, но ничего не закончил», – говорил поэт. Первым произведением Сергея Есенина было стихотворение «Береза». Оно было напечатано в детском ежемесячном иллюстрированном журнале «Мирок».

Читайте также:  Девушка, освещенная солнцем

А вообще Есенин писал для детей очень редко. «Писать для детей – надо особый дар иметь», – говорил он. Именно этот «особый дар» позволил поэту создать произведения,написанные специально для детей: сказки «Лебёдушка», «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве»,стихи: «Ау», «Бабушкины сказки»,

Дети очень выразительно и эмоционально читали эти замечательные произведения. Внимание гостей привлекла инсценировка сказки «Лебёдушка».

Интеграция поэзии Есенина, музыки П. И. Чайковского из балета «Лебединое озеро» и танцевальной постановки вылилась в новый жанр – «мини – балет», который стал центром внимания, восхищения и тронул души зрителей до слёз. Ребята грациозно исполнили танцевальную композицию с разноцветными полотнами и листьями «Закружилась листва золотая»,

русский народный танец «Гой ты, Русь, моя родная.»,

IMG]/upload/blogs/detsad-241981-1452282438.jpg[/IMG] передали настроение таинственного ночного звёздного неба в постановке «Звёзды».

Родители и гости тоже подготовились к выступлению. Под аккомпанемент гитары мама Мельниченко Вари, Снежана Витальевна, душевно исполнила песни «Отговорила роща золотая» и «Клён ты мой опавший».

Копылова Елена Юрьевна проникновенно спела «Белую березу».

Ольга Олеговна Холодникова продекламировала стихотворение «Поёт зима, аукает».

В исполнении баяниста Брюзгинова Виктора Ивановича прозвучала задушевная мелодия песни «Над окошком месяц».

Поэтический вечер, посвящённый Сергею Есенину, в нашей музыкально – литературной гостиной прошёл успешно и оставил неизгладимые впечатления в сердцах взрослых и детей. Проектная деятельность в нашем детском саду стала очень популярной и востребованной как педагогами, так родителями и детьми. Совместная творческая деятельность объединяет, вдохновляет, развивает всех участников процесса и даёт отличные результаты.

«К 120-летию С. Есенина» Сценарий творческого вечера Вечер, посвящённый С. А. Есенина. «Тихо льётся с клёнов листьев медь» для подготовительной к школе группы Составила Терина Н. И. На экране.

«Осенняя сказка». Сценарий праздника, посвящённого 350-летию со дня рождения Я. Гримма Ведущий Мы приглашаем всех на бал, В нарядный музыкальный зал. Там будет сказка, будет смех, Красивый вальс, стихи, успех, Для вас родные.

«Русь Сергея Есенина». Литературная гостиная для учащихся четвертого класса РУСЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (литературная гостиная) Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове, Рязанской губернии,.

День рождения С. Есенина отмечает наша группа. Фотоотчет 3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения С. А. Есенина. В Рязани (а, как известно, Есенин родился под Рязанью, в селе Константиново).

Досуг в подготовительной группе ко Дню рождения С. Есенина Цель: воспитание любви к Родине, русским природе посредством поэзии Сергея Есенина. Задачи: 1. Развивать у детей интерес к русской поэзии.

Фотоотчет «Стихи Сергея Есенина в творчестве детей» 3 октября – День рождения Русского поэта Сергея Александровича Есенина. К этому событию мы готовились неделю: знакомились с жизнью и творчеством.

Музыкально-литературная гостиная, посвященная 120-летию со дня рождения Сергея Есенина (фотоотчёт) Так как, 2015 год объявлен Годом Литературы, мы решили поближе познакомить детей с творчеством Сергея Есенина, с целью расширить кругозор.

Открытое занятие, посвященное Дню рождения С. А. Есенина Цель: приобщение детей к поэзии С. А. Есенина, закрепление знаний о его творчестве. Материал: фотографии, иллюстрации, старинные вещи (кофемолка,.

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского Музыкальная гостиная, посвященная 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского Звучит вальс Чайковского из детского альбома. На центральной.

Сценарий праздника к 120–летию со дня рождения С. А. Есенина в подготовительной группе «Край березовый — край Есенина» СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА к 120 – летию со дня рождения С. А. Есенина в подготовительной группе. «Край березовый – край Есенина». Музыкальный руководитель:.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895.

Константиново. Люлька Сергея Есенина в литературном музее

Константиново. Парта Сергея Есенина в литературном музее

Уголок Лидии Кашиной

Шуба Айседоры Дункан и пиджак Сергея Есенина

Рабочий стол Сергея Есенина.

Личные вещи Сергея Есенина

Рабочий стол Сергея Есенина и его личные вещи в усадьбе Кашиной.

Школьные отметки Сергея Есенина.

Дом родителей Сергея Есенина. Построен в 1930 году

Похвальный лист Сергея Есенина в доме родителей

Помним, Любим и Чтим.

Танечка спасибо за подборку материалов и Раисе за фотки

А где же наш певец Есенина?

Место,где мы стали и сфотографировались (размером с квадратный метр) никогда не зарастает травой,оно лысое. Все стараются сфотографироваться именно стоя на нём,так как отсюда хорошо видны сразу две реки. Я удивилась,почему стоит очередь,можно же рядом стать и мне объяснили причину. А вообще-то я весь день проплакала в Константиново.. Мне было неудобно,но меня и этим успокоили,что не я одна плачу. На следующий год планирую снова в Рязань поездку и теперь уж обязательно попадём на День Рождения Сергея Есенина. Постараюсь сделать много фотографий.

Танечка спасибо за подборку материалов и Раисе за фотки

А где же наш певец Есенина?

Ув Константиныч. если набрать в Поиске на Завалинке:Сергей Есенин-то там СТОЛЬКО песен на его стихи, что не хватит вечера их прослушать. Дублировать не посчитала нужным.Послушайте многих ПЕВЦОВ Любимого Великого Поэта-понравится:)

Мне очень жаль,что памятник Сергею Есенину открыт в малолюдном месте Санкт-Петербурга,на перекрёстке Северного проспекта и улицы Есенина перед маленьким ресторанчиком. Напротив находится больница Святого Георгия. Место малолюдное.Может памятник установил хозяин ресторанчика,тогда всё становится на свои места.

Таня, это я вспомнил Валерия

Таня, это я вспомнил Валерия

Дааа. исчез Валерий- а как жаль. Мой один из любимых исполнителей песен на стихи Есенина Сереженьки..

.Вечная ему наша Память. Великому Русскому Поэту Сергею Есенину.

Вот некоторые песни Валерия Викторовича Азаренко на стихи Есенина-все они есть на сайте, их можно найти по Поиску на Завалинке.

Еще не высох дождь вчерашний.
Не жалею не зову не плачу.
Низкий дом.
Ну, целуй меня, целуй.
Отговорила роща золотая.
Отвори мне,страж заоблачный.
Песня.
Песня о собаке.
Письмо к матери.
Письмо к женщине.
Поминки.
По селу тропинкой кривенькой.

Синий туман.
Слезы.
Снежная замять.
Сыпь,гармоника.
Топи да болота.
Ты меня не любишь.
Ты запой мне ту песню.
Устал я жить в родном краю.
У крыльца в худой логушке деготь.
Вечер черные брови насопил.
Вот оно,глупое счастье.
Вьюга
Выткался над озером
В хате.
Заметался пожар голубой.
Запели тесаные дроги.
Заря окликает другую.
Зеленая прическа.

Звуки печали. (Есенин)

Валерий, спасибо. Замечательно. Спасибо огромное, очень понравилось!

Валерий, спасибо. Замечательно. Спасибо огромное, очень понравилось!

Доброе утро.

Ну вот. я знал, я знал. “Не выдержит душа поэта”.

Очень рад видеть Валерия!

Приду с работы хорошенько все рассмотрю

Звуки печали. (Есенин)

А картинка какая чудесная. плохо только , что в ней не отображается сидящий на берегу Есенин. который я видела в кастике.

Вот эта песня из кастика.

К моему стыду, я совершенно забыла этот цикл:Больные думы -и вспомнила, только послушав кастик, за что спасибо Валерию.

Валерий,Танечка,какие же вы молодцы. Спасибо вам!

Галина Бениславская, которая год спустя после гибели Есенина покончила жизнь самроубийством на его могиле.

(Все фото взяты из Сети).

Валерий,Танечка,какие же вы молодцы. Спасибо вам!

Раечка ,дорогая, какая моя заслуга??Спасибо Валерию, что он классно, на мой взгляд, исполняет Есенина. А я всего лишь благодарная слушательница и большая поклонница поэзии С.А.Есенина.

Танечка,а как можно записать песню ОСЕНЬ ГРУСТНАЯ ПОРА,это там же у Валерия Азаренко.Я нашла в интернете,а там только прослушка.

Пожалуйста, Рая ,слушайте на здоровье:)

Танечка,спасибо!Не только послушаю,но и скачаю.Пусть он немного не так поёт как мы,но она будет у меня.Всё-таки найду со временем ТЕБЕРДУ. Я несколько лет искала оперу АСКОЛЬДОВА МОГИЛА и со временем выложили,правда,аудио.Очень хотелось иметь и видео.

Большое спасибо!

Большое спасибо всем за такой день памяти Сергея Есенина.А для меня ещё замечателен тем,что я нашла песню ОСЕНЬ ГРУСТНАЯ ПОРА (а у нас она называется ДОЖДИК ).

Валерий, привет!Спасибо Большое за новую песню. Нравится. спасибо. )

Валерий. я удивляюсь. Гордилась тем, что хорошо знаю поэзию Есенина. очень много знаю наизусть-..оказывается, совсем не знаю. этот текст, как и многие другие тексты ваших песен Есенина, мне НЕЗНАКОМЫ. Как же это здОрово:открывать себе Нового для меня Есенина-да еще в исполнении, которое мне очень нравится!Спасибо вам Очень Большое!

Я ,вроде, все песни сюда скидывал.

Привет, Валерий!Да. песни все есть. но вот это стихотворение Есенина я не читала. только услышала у вас. и это приятно.Я о Матушке.

Я набегами. да и сайт глючит у меня. Всегда рада вашим новым песням, Валерий!Да и старым тоже. Спасибо вам!:)

Валерий,так это Вы исполняете песни?

Валерий,так это Вы исполняете песни?

Я отвечу:Он самый Азаренко Валерий Викторович.

Танечка,да наш сайт просто РАЙ. Какая красота. Как чудесно,что я гонялась по всему интернету за песнями и осела здесь.В интернете не находила песен,но вылетала ссылка СПРОСИ НАРОД.Я сначала не поняла этого,а позже нажала и как в сказке у папы Карло попала в страну Чудес.

Танечка,да наш сайт просто РАЙ. Какая красота. Как чудесно,что я гонялась по всему интернету за песнями и осела здесь.В интернете не находила песен,но вылетала ссылка СПРОСИ НАРОД.Я сначала не поняла этого,а позже нажала и как в сказке у папы Карло попала в страну Чудес.

Да. здесь есть хорошие, добрые люди, любящие этот сайт. хочется надеяться, что их станет еще больше:):)Добра вам, Раечка.

Спасибо! Как же я всех вас люблю! Спокойной ночи!

Спасибо! Как же я всех вас люблю! Спокойной ночи!

ВЬЮГА НА 26 АПРЕЛЯ 1912 г.
(Из цикла “Больные думы”)

Муз.Азаренко В.
Сл.Есенин С.
Исп. Азаренко В.

Что тебе надобно, вьюга,
Ты у окна завываешь,
Сердце больное тревожишь,
Грусть и печаль вызываешь.

Прочь уходи поскорее,
Дай мне забыться немного,
Или не слышишь – я плачу,
Каюсь в грехах перед богом.

Дай мне с горячей молитвой
Слиться душою и силой,
Весь я истратился духом,
Скоро сокроюсь могилой.

Пой ты тогда надо мною,
Только сейчас удалися,
Или за грешную душу
Вместе со мной помолися.

Над окошком месяц.

Сл.Есенин С.
Муз.Азаренко В.
Исп. Азаренко В.

Над окошком месяц.Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.

Дальний плач тальянки,голос одинокий-
И такой родимый,и такой далекий.

Плачет и смеется песня лиховая.
Где ты,моя липа,липа вековая?

Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой,развернув тальянку.

А теперь я милой ничего не значу,
Под чужую песню и смеюсь и плачу.

Муз.Азаренко В.
Сл.Есенин С.
Исп. Азаренко В.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никода,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится
Наше поле,луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но,наверно,навеки имею
Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь,да цветь,
Да ракитник,кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне,родимая выть.

Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

Сергей Есенин провел все свое детство и юность в рязанском селе Константинове. Деревенские впечатления сформировали миропонимание поэта. Сельские образы навсегда стали частью его души, никогда не притупляясь, не ослабевая в его сознании.

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

Никогда не изменял он своей вечной религии — любви к русской природе. Часто в его стихах встречаются фразы, подобные этой:

Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться.
Или в другом стихотворении:
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

Есенин — пленник своей любви. В основном он пишет о деревне радостно, светло, но не забывает и о горестях, которые видел сам. Так, в рассматриваемом стихотворении, говоря о журавлях, Есенин передает бедность села, беспредел разбойников:

. Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый.

Поэзия Есенина насыщена исконно русскими словами, такими, какими пользовались еще его прабабушки. Постоянно слышится в его стихах отголосок русской старины, что придает им особое очарование. Многие слова он и сам “достраивает” так, чтобы они пелись. Например, “но ведь дуб молодой, не разжелудясь. “. Откуда это “не разжелудясь”? Или “все спокойно впивает грудь”. А взялось все это из поэтического гения Сергея Есенина, кладезь таких слов и преобразований в котором бесконечен.

Читайте также:  Луиза Лотарингская – Золушка, королева и монахиня

Есть в этом стихе и оттенок городского понимания жизни:
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши..

Есть и удивительный образ, в котором и нежность, и прожитые в деревенском быту годы, и беднота, и святость в этой бедноте:

До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.

Сразу видишь немолодую женщину с натруженными, но добрыми ладонями — может быть, мать поэта, которая в бедноте своей чище любого богача. В одной фразе столько щемящего, далекого. Вообще фразы Есенина всегда дышат красотой Руси, разливаются словно реки да бескрайние небеса, охватывают просторы полей, наполняют читателя пшенично-голубо-прозрачным чувством. Да, Есенин настолько слился с русской природой, что он словно бы ее продолжение, часть ее. И сам, угадывая это, он пишет в своем стихотворении:

. И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

М. Горький, встретившись с Есениным в 1922 году, написал о своем впечатлении: “. Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком”.

120 лет со дня рождения Сергея Есенина Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ваховский С.С., Гаранин А.А.

Статья посвящена юбилейной дате 120 лет со дня рождения С. Есенина. Вспоминаем основные вехи жизни и творчества великого поэта .

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ваховский С.С., Гаранин А.А.

Текст научной работы на тему «120 лет со дня рождения Сергея Есенина»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

С.С. Ваховский, А.А. Гаранин

студенты факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА Аннотация

Статья посвящена юбилейной дате – 120 лет со дня рождения С. Есенина. Вспоминаем основные вехи жизни и творчества великого поэта.

Сергей Есенин, поэт, поэзия, юбилей, лирика

3 октября 1895 года родился один из самых замечательных поэтов России – Сергей Есенин. В лирике Есенина присутствует одновременно и трагическое мироощущение, и тонкое видение русской природы, и благоговение перед патриархальным бытом. В своей поэзии он выступает как мастер, знаток народного языка и народной души.

Он не принадлежал к какой-либо определенной школе в искусстве, самобытный и яркий поэт, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба у поэта: множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина.

С. Есенин писал стихи о Родине с особым трепетом – это была его любимая тема. Его стихи о Родине с восхищением читает не одно поколение читателей.

С. Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолю поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь – гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта.

В 2015 году в канун дня рождения поэта по всей стране проводились вечера памяти, на которых, каждый желающий мог прочесть стихотворение поэта. Многие современные поэты читали стихи Есенина на своих вечерах, тем самым отдавая дань поэту.

В учебных заведениях проводятся конкурсы на лучшее сочинение, эссе, презентации о творчестве С.А.Есенина и на лучшее прочтение стихотворения поэта.

На родине поэта, в Рязани, курсирует троллейбус, в салоне которого актеры листают его сборники и читают до боли знакомые строки. Некоторые пассажиры тоже решаются на выступления и наизусть читают любимые стихи. В тройку самых любимых и популярных на этом маршруте входят: «Шаганэ, ты моя Шаганэ», «До свиданья друг мой», «Ты меня не любишь».

2 октября в Рязани появился еще один знак памяти великого поэта-земляка – на здании университета культуры установлен барельеф с портретом Сергея Есенина.

Известные музыканты не остались в стороне от столь знаменательного события – многие музыкальные группы записали песни на стихи Есенина. Например группа «6 океанов» записала песни на стихи «Шаганэ, ты моя Шаганэ», «До свидания», «Заметает пурга белый путь», «Не жалею , не зову, не плачу. » и другие.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

За окном XXI век, но в последнее время все больше вспоминают и читают С. Есенина, А. Блока, В. Маяковского, а не современных авторов. Поэтов Серебряного века все чаще читают молодые люди или подростки, нежели старшее поколение.

Еще не все потеряно, мы не потеряны, раз возвращаемся к истокам – к настоящей, хорошей, проверенной временем русской литературе. Ничего не может затмить классику – эту неповторимость, легкость, романтичность, местами жесткость, и в тоже время лиричность и неповторимую первозданную красоту слога.

Список использованной литературы:

1. Большакова А., Давыдова Т. Есениноведение сегодня: ключи к пониманию // Литературная учеба. 2002. №1. С. 192-194.

2. Волков А.А. Художественные искания Есенина. М.,1976.

3. Есенин С.А. Собр. соч.: в 6 т. / Под ред. В.Г.Базанова. М., 1967. 192 с.

4. Захаров А.Н. Художественно-философский мир Сергея Есенина: автореф.докт. филол.наук. Москва, 2002. 44 с.

5. Кочнова К.А Языковая картина мира писателя: аспекты и методы исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, журналистика. 2015. № 3. С. 53-57.

6. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.

7. Куняев С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака. М., 2001.

8. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.: Советский писатель,1972.

9. Чанчина А.В. Слова с уникальными корнями в синхронии и диахронии // Русское слово: синхронический и диахронический аспекты. Орехово-Зуево: ОЗГПИ, 2003. С. 285-288.

© Ваховский С.С., Гаранин А.А., 2015

канд.филол.наук, доцент, зав.кафедрой педагогического и филологического образования филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Новороссийске

г. Новороссийск, Российская федерация

LEVELS OF THE COGNITIVE DISCORD Abstract

The predominating role belongs to the expression of an entire text, and the individual words and the parts of the text are penetrated by the spirit of whole. Poetic translation superimposes many limitations which not all translators are capable of carrying out.

Cognitive discord, dissonant relations, interaction, translation.

Today many scientists allot the variety of the cognitive discord. These are the axiological discord, information-psychological, the personal attitude of a translator toward a man, to the idea, self-appraisal of the translator of his own professional activity, the discord of probabilistic expectations – these is the no coincidence of thesauruses, «special» cognitive discord.

120 лет со дня рождения Сергея Есенина

&nbsp 100-летие со дня рождения Сергея Есенина

Он был героем собственной легенды
В этом году Сергею Есенину исполнилось бы сто лет. Его стихи, быть может, перестали быть в глазах массового читателя образцами высокой поэзии, но сама эта фигура остается культовой для почвеннически настроенной интеллигенции.

За свои тридцать лет он успел завоевать широкую известность. Первый его сборник “Радуница” вышел, когда поэту было двадцать. Есенин быстро вошел в моду. Его привечали в литературных салонах, чему немало способствовал его имидж представителя “ситцевой Руси”. И в пору дебюта, и во времена имажинизма, и в последние годы Есенин был любимцем публики и баловнем судьбы. Его самоубийство было тем более неожиданным, что в 1925-м вышли его самые удачные поэмы — “Анна Снегина” и “Черный человек”. Как водится, эта смерть сразу же была окутана слухами и самыми невозможными домыслами.
Мученическим венцом русская публика наделяет отнюдь не только мучеников, хотя мартиролог российской словесности обширен. Скажем, в глазах массового читателя не числятся в мучениках ни Мандельштам, ни Маяковский — первый, видимо, в силу известной эзотеричности, второй — по причине насильственной внедренности. С именем же Есенина прочно сросся нимб безвинно загубленного чуть не святого, хотя как раз в святости он замечен не был.
Есенин был щедр на самохарактеристики. В стихах и частных письмах иначе как скандалистом он себя не рекомендовал. Это не было только игрой художественного воображения: в жизни он действительно не раз попадал в скандальные истории. Но в этом было и сознательное построение имиджа: он стремился предстать хулиганом и “проклятым поэтом” на манер Верлена. Отсюда столь частые у него жалостливые мотивы пропитой жизни и погубленной молодости.
В глазах широкой публики Есенин — поэт, безусловно, трагический, на манер Лермонтова. На самом деле он скорее вполне гармоничный лирик. Другое дело, что он стремился встать в трагическую позу и искусственно культивировал разлад с мирозданием. Самый “трагический” мотив, им перепевавшийся смолоду, — это сложности адаптации к городской жизни выходца из деревни. Однако коллизия эта может быть оценена также, как писал один из критиков о “Трех сестрах”: сестры могли бы взять железнодорожный билет и беспрепятственно отправиться в Москву. Так и с Есениным: в конце концов, никто не принуждал его шляться в сапогах и косоворотке по салонам,— он вполне мог бы и не уезжать из своего Константиново, которое он оплакивал так, будто в одночасье его родное село сгорело дотла. Село, однако, стоит до сих пор, но Есенин метался из России на Запад, из Европы в Америку, из Батума в Баку, но на “малой родине” бывал не часто. Впрочем, ему нигде не нравилось. В письмах из Европы он не жалеет ругательных эпитетов для “страны святых чудес”. В Америке ругает на чем свет стоит Америку. Из больницы, куда он укладывался время от времени “подлечить нервы”, по его выражению, грозится опять отбыть в Европу от российской духоты. Даже если он и ругал заграницу ради красного словца, тем не менее доминирует в лирике Есенина, особенно в поздних стихах, действительно неподдельная меланхолия.
Его раздражает город. Городская публика приводит в ярость — выражение “лощеный сброд” из самых мягких. Индустриализация и урбанизация наводит тоску, он не жалеет слез по гибели “нутряного” начала российской жизни. Его любовная лирика тоже не лишена оттенка мизантропии: “Многим ты садилась на колени, а теперь сидишь вот у меня”. Наконец, поздние его стихи полны жалоб на преждевременное старение, что несколько странно в устах человека, которому нет тридцати. Во всем этом много более или менее талантливого позерства. Однако есть в его поздних стихах некоторые действительно трагические ноты — ноты глубинного подозрения, что на самом деле он вовсе не так гениален, как о том говорит молва.
Наличие этой ноты свидетельствует о том, что дар у него, безусловно, был. Именно его природное поэтическое чутье подсказывало ему, по-видимому, что слишком многие его стихи — от “Радуницы” до “Москвы кабацкой” — замешаны на подражании “низовым” жанрам, от лубка до городского “жестокого” романса, а его любовная лирика многими чертами смахивает на блатную песню. Это тяжкое внутреннее прозрение объясняет и его неистовую ненависть к “снобам”, и его тягу к самоуничтожению: художник, который назвал в тридцать лет собственные творения “дохлой томной лирикой”, должен был переживать не наигранный, а самый натуральный кризис.
Впрочем, не лирика, конечно, сделала из Есенина легенду. Причем столь стойкую, что вплоть до смерти Высоцкого конкурентов в советском массовом сознании у него не было. По-видимому, в его биографии счастливо сошлись необходимые факторы: он был прославлен, но не официозен; в какие-то годы его даже запрещали, школьницы переписывали его любовные стихи в тетрадки, а стихи из кабацкого цикла распространялись в самиздате; он был из простонародья и не слишком образован, так что интеллектуализмом отпугнуть не мог. Писал он, что называется в просторечье, “складно”, на песенный лад, и очень доступно; в стране, где большая часть грамотных горожан — выходцы из деревни, его почвенничество встречало сочувствие; он пил, буянил, менял женщин и эпатировал “чистую публику”, хоть сам казался щеголем; наконец, он стал мужем прославленной иностранки, по слухам весьма состоятельной, и укатил с ней на Запад, чем воплотил коллективную российскую мечту. Именно эта воплощенность и сделала его в глазах массового читателя великолепным объектом для самоидентификации. Он уже при жизни стал сказочным персонажем, своего рода Иванушкой-дурачком российской литературы. А в литературоцентричной стране, какой оставалась Россия до недавнего времени, героем мифа и мог стать только поэт.

Ссылка на основную публикацию