Елена Александровна Полевицкая

Елена Александровна Полевицкая

В 1908 впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Павловске, Казани. Играла в пьесах разных жанров и в разных амплуа. В 1909–1910 в Ново-Драматическом театре на Офицерской (в помещении бывшего театра В.Ф.Комиссаржевской) в антрепризе Леванта играла Далю ( Верность Б.Зайцева), Наташу ( На дне М.Горького), Ниночку ( Анфиса Л.Андреева), Оль-Оль ( Дни нашей жизни Андреева); преподавала в Школе сценического искусства на Почтамтской (школа Петровского).

Летом 1910 поступила в труппу Казенного театра под руководством Н.Д.Кручинина и М.Н.Мартова, игравшую в Тифлисе. С 1910 по 1914 – в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове. Приобрела всероссийскую известность воплощением на сцене женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт ( Мария Стюарт Фр.Шиллера), Катерина ( Гроза ) и Лариса ( Бесприданница А.Н.Островского), Лиза ( Живой труп Л.Н.Толстого), Софья ( Горе от ума А.С.Грибоедова), Маша ( Три сестры А.П.Чехова), Маша ( Чайка Чехова), Порция ( Венецианский купец ) и Катарина ( Укрощение строптивой У.Шекспира), Лиза Калитина ( Дворянское гнездо по И.С.Тургеневу), Настасья Филипповна ( Идиот по Ф.Достоевскому) и др. Синельников отмечал ее прекрасный голос, благородство движений и богатейшую мимику.

Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева). В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени». Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз.

В 1917 состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке на сцене венского «Йозефштадттеатра» Рейнхардта в роли Маргариты Готье. С большим успехом выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («актерский и режиссерский семинар» Рейнхардта). В 1935 выступила в Берлине в роли Анны Карениной на немецком языке. Шмидт, заподозренный нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и супруги переехали в Эстонию. В декабре 1939 после смерти мужа Полевицкая была репатриирована в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на Северном море. Была освобождена благодаря вмешательству друзей, в частности Г.Грюндгенса. В октябре 1940 сыграла Гурмыжскую ( Лес Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. С 1945 преподавала актерское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. После 1945 преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, на семинаре им. М.Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании, выступала в Бургтеатре (Вена).

В 1955 вернулась в Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове с большим успехом прошли ее творческие вечера, в 1958 на вечере в Театре им. Евг.Вахтангова Полевицкая выступила в одноактной пьесе Б.Брехта Винтовка Тересы Каррар . Читала на концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище им. Б.В.Щукина, снималась в кино: Ошибка сердца (реж. А.Ханжонков, 1916), Черная пантера (Берлин, 1929), Господин Пунтила и его слуга Матти (Вена, 1955), Муму (реж. А.Бобровский и Е.Тетерин, 1959), Пиковая дама (реж. Р.Тихомиров, 1960) и др.

Умерла Полевицкая в Московском доме ветеранов сцены им. А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973.

Синельников Н. Шестьдесят лет на сцене . Харьков, 1935
Бронштейн С. Герои одного мгновения . М., 1964
Марков П. Полевицкая . – В кн.: Марков П. О театре, т. 3. Дневник театрального критика. М., 1976
Путинцева Т. Елена Полевицкая . М., 1980
Полевицкая Е. Роль актрисы . – В кн.: Встречи с прошлым, вып. 3. М., 1987

Полевицкая Елена Александровна

(3.6.1881, Ташкент – 1973, Москва) – актриса, Из семьи банковского служащего. В 1900 закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении. В декабре 1905 поступила на курсы драматического искусства Е.Рапгофа, где занималась под руководством А.Петровского. Окончив в 1908 курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно.

В 1909-10-в петербургском театре В.Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф.Шаляпиным, особенно сильное влияние на П., в 1914-16-в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И.Шмитом, за которого вышла замуж, в 191014 и 1916-18 -в труппе Н.Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики. Лиза («Дворянское гнездо» И.Тургенева), Вера («Обрыв» И.Гончарова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф.Достоевского), Катерина и Юлия («Гроза» и «Последняя жертва» А.0стровского). Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос. Уехала в 1920 с мужем на гастроли в Болгарию, ее выступления проходили с большим успехом.

Царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии. Позднее П. Играла у М.Рейнгардта в Германии. В 1923 приезжала в СССР, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра. За те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно». Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны. В 1924-25 снова гастролировала в СССР. В 20-х – начале 30-х выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как «русская Дузе», в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф.Шиллера), В 1934 И.Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с П.

В Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики П. Была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море. Освобождена благодаря вмешательству друзей. С 1943 преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре». В 1955 получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914. Ю.Завадский считал П. Актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности».

Умерла в московском Доме ветеранов сцены..

ПОЛЕВИЦКАЯ Елена Александровна (1881-1973) – российская актриса. В 1910-18 (с перерывами) в труппе Н. Н. Синельникова в Харькове и Киеве, наиболее известная роль – Лиза Калитина (“Дворянское гнездо” по И. С. Тургеневу). В 1920-55 жила и работала за границей.. ..

– предназначена для поддержки войск на поле боя. В русской армии включала легкую, конную и др. Виды. В российской армии называется сейчас войсковой артиллерией.. ..

Полевая (Екатерина Алексеевна, родная сестра Н.А. Полевого , в замужестве Авдеева) – писательница (1789 – 1865). Составила ряд компиляций по части домашнего хозяйства, вызвавших множество подражаний и переделок. “Ручная книга русской опытной хозяйки&quot. (СПб., 1842. 11-е изд., 1877), “Руководство для хозяек, ключниц, экономок и кухарок&quot. (СПб., 1846), “Карманная поваренная книга&quot. (СПб., 1846. 9-е изд., 1874, “Экономический лексикон, расположенный по азбучному поряд..

Читайте также:  Стиль рококо в одежде и мода эпохи рококо

Полевой (Ксенофонт Алексеевич, 1801 – 67) – писатель, младший брат Николая Полевого . Родился в Иркутске, до смерти отца жил в Курске, стараясь пополнить свое образование, а на досуге управлять водочным заводом отца, после смерти которого (1622) вместе с братом переехал в Москву. Когда Николай Полевой стал издавать “Московский Телеграф”, Ксенофонт Полевой ревностно помогал ему. Почти вся черная работа по изданию журнала и деловая переписка лежали на нем. “История вообще, и военная..

Полевой (Николай Алексеевич) – выдающийся журналист, родился 22 июня 1796 г. В Иркутске. Сын купца, он не получил систематического образования. Рано научившись грамоте, он с жадностью набросился на книги, которые нашел в большом количестве у своего отца. По собственным его словам, он прочитал тысячу томов всякой всячины и помнил все прочитанное. Уже с десяти лет он издавал рукописные газеты и журналы, писал драмы и стихи, историю, посвящая этим занятиям все досуги, остававшиеся ему впоследствии ..

Дополнительный поиск Полевицкая Елена Александровна

Елена Полевицкая

фотографии >>

биография

Полевицкая Елена Александровна

3 (16) июня 1881, Ташкент – 4 ноября 1973, Москва

Из семьи банковского служащего.
В 1900 году закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении.

В декабре 1905 года поступила на курсы драматического искусства Е. Рапгофа, где занималась под руководством А. Петровского. Окончив в 1908 году курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно.

В 1909-10 годах – в петербургском театре В. Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф. Шаляпиным, на молодую актрису особенно сильное влияние.
В 1914-16 – в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И. Шмитом, за которого вышла замуж.
В 1910-14 и 1916-18 играла в труппе Н. Синельникова в Харькове и Киеве.
Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики: Лиза («Дворянское гнездо» И. Тургенева), Вера («Обрыв» И. Гончарова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф. Достоевского), Катерина и Юлия («Гроза» и «Последняя жертва» А. 0стровского). Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос.

В 1920 году уехала с мужем на гастроли в Болгарию, где ее выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии.
Позднее играла у М. Рейнгардта в Германии.

В 1923 приезжала в СССР и играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра. за те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно».
Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны.
В 1924-25 снова гастролировала в СССР.

В 20-х – начале 30-х годов выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как «русская Дузе», в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф. Шиллера).

В 1934 году И. Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с Полевицкой в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики Полевицкая была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей.

Осенью 1941 года Елена Александровна заключила годичный контракт со студией УФА на съемки в ролях второго плана. В марте 1943 г. актриса переехала в Вену и перестала работать в кино. Она преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре».

В 1955 году получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б. Щукина, одной из ее учениц была Л. Чурсина.
Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960).

С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914.
Ю. Завадский считал Полевицкую актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности».

Исторический словарь

(3.6.1881, Ташкент – 1973, Москва) – актриса, Из семьи банковского служащего. В 1900 закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении. В декабре 1905 поступила на курсы драматического искусства Е.Рапгофа, где занималась под руководством А.Петровского. Окончив в 1908 курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно. В 1909-10-в петербургском театре В.Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф.Шаляпиным, особенно сильное влияние на П., в 1914-16-в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И.Шмитом, за которого вышла замуж, в 191014 и 1916-18 -в труппе Н.Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики: Лиза («Дворянское гнездо» И.Тургенева), Вера («Обрыв» И.Гончарова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф.Достоевского), Катерина и Юлия («Гроза» и «Последняя жертва» А.0стровского); Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос. Уехала в 1920 с мужем на гастроли в Болгарию, ее выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии. Позднее П. играла у М.Рейнгардта в Германии. В 1923 приезжала в СССР, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра. за те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно». Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны. В 1924-25 снова гастролировала в СССР. В 20-х – начале 30-х выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как «русская Дузе», в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф.Шиллера), В 1934 И.Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с П. в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики П. была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей. С 1943 преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре». В 1955 получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914. Ю.Завадский считал П. актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности». Умерла в московском Доме ветеранов сцены.

Смотреть значение Полевицкая Елена Александровна в других словарях

Аверкиева Анна Александровна — (ок. 1894 – ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование среднее. В конце 1921 Жила в Саратовской губ., работала в Главлескоме счетоводом. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Аверкиева Вера Александровна — (13.6.1884, Сургут Тобольской губ. – после 1934). Социалист-революционер. Окончила гимназию в Саратове. В 1901-05 член Саратовского комитета ПСР, занималась партийной работой в.
Политический словарь

Аверкиева Надежда Александровна [нелег. Фамилия И Имя – Прушакевич Надежда Ивановна] — (ок. 1898, по другим данным ок. 1891 – 1925, Чердынь Пермской губ.) Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование среднее. Состояла на оперативном учете Саргубчека и СО ГПУ.
Политический словарь

Читайте также:  Китайская вышивка шелковыми нитками по шелку

Аверкиева Нина Александровна — (1892, Саратов – ?). Социалист-революционер. Член ПСР. По сведениям Политического Красного Креста, арестована 20.10.1920 в Москве, 20.12.1920 освобождена. По характеристике чекистов.
Политический словарь

Ашкинази Елена Самойловна — (ок. 1901 – ?). Социал-демократ. Служащая. Член РСДРП. В конце 1921 жила в Москве, работала в Межсовпрофе. В 1928 была в ссылке в Сургуте. Дальнейшая судьба неизвестна.
И. З.
Политический словарь

Будникова Зинаида Александровна (альфредовна) — (1900 – ?). Социал-демократ. Член Московского Союза социал-демократической рабочей молодежи. Арестована в 1921, заключена в Бутырскую тюрьму. 26.4.1921 переведена в Орловскую.
Политический словарь

Вишнепольская [вишнепольская-ханина] Елена Давыдовна — (? – ?). Член Сионистской социалистической партии. Арестована 2.9.1924 в Одессе. Приговорена к 3 годам ссылки. В январе и декабре 1925 находилась в Екатеринбурге. В июле 1925 в ссылке.
Политический словарь

Исупова Лидия Александровна — (ок. 1896 ? ?). Член ПЛСР. Из интеллигенции. Образование среднее. В конце 1921 жила в Архангельской губернии и работала инструктором Наробраза. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Капельзон Елена Марковна — (ок. 1889 – ?). Член ПЛСР. Обыватель. Образование высшее медицинское. В конце 1921 жила в Екатеринбургской губернии и работала врачом. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Китаева Лидия Александровна — (? – ?). Член ПЛСР с 1917. Из интеллигенции. Образование среднее. В конце 1921 жила в г. Яранск Вятской губернии и была школьным работником 1-й ступени. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Орлова Антонина Александровна — (20.02.1900 – 1968, Ленинград). Социал-демократ. Студентка Ленинградского университета, в 1924 беспартийная. Арестована 10.4.1924 в Петрограде. 16.5.1924 получила приговор – 3 года концлагерей.
Политический словарь

Панфилова [панфидова] Ксения Александровна — (ок. 1896 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1913. Образование высшее. В 1921 жила в Петроградской губ., была студенткой исторического факультета (?). Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Спиридонова Мария Александровна — (16 октября 1884, Тамбов, – 11 сентября 1941, Медведевский лес, близ Орла). Из дворян. Родилась в семье коллежского советника. В Тамбовской гимназии в 6-м классе включилась в.
Политический словарь

Филиппова Нина Александровна — (ок. 1894 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП. В 1921 жила в Московской губ., работала заведующей статистическим отделом Наркомтруда. Местными чекистами характеризовалась как.
Политический словарь

Хрусталева Вера Александровна — (ок. 1894 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1917. В конце 1921 жила в Москве, работала секретарем пищевого отдела ВСНХ. Местными чекистами характеризовалась как “активный” партийный.
Политический словарь

Елена — (1 в.) – христианская мученица, по преданию, дочь апостола от 70-тиАлфея. Память в Православной церкви 26 мая (8 июня).
Большой энциклопедический словарь

Полевицкая — Елена Александровна (1881-1973) – российская актриса. В 1910-18(с перерывами) в труппе Н. Н. Синельникова в Харькове и Киеве, наиболееизвестная роль – Лиза Калитина (“Дворянское.
Большой энциклопедический словарь

Абрамович, Елена Александровна — род. 4 июня 1933 в Одессе. Музыковед. Дочь А. В. Абрамовича. В 1956 окончила историко-теоретич. ф-т Кишиневской конс. по кл. Л. С. Гурова, в 1957 по кл. игры на арфе К. К. Баклановой.
Большая биографическая энциклопедия

Абульханова, Ксения Александровна — (Абульханова-Славская; р. 29.06.1932) — психолог и философ; канд. пед. наук (по психол.), д-р филос. наук, проф. Окончила отделение психол. филос. ф-та МГУ (1956). С 1956 по 1974 работала.
Большая биографическая энциклопедия

Агальцова, Валентина Александровна — Доцент Московского государственного университета леса на кафедре лесоустройства и охраны леса с 1992 г.; родилась 23 июля 1935 г.; окончила факультет озеленения городов.
Большая биографическая энциклопедия

Агриппина Александровна — урожд. Патрикеева, с 1403 г. жена князя Андрея Дмитриевича, сына Димитрия
Большая биографическая энциклопедия

Адлерберг, Доротея Елена Юлиана — — см. Баранова, Юлия Феодоровна.
Источники (общие для всех Адлербергов, о коих см. в соотв. статьях): Svenska adelns ättar-taflor utgifna af Gabriel Anrep, I. s, 12. D-r Arthur Kleinschmidt: Geschichte des russischen.
Большая биографическая энциклопедия

Азарова, Елена Юрьевна — (1973 г. р.) — выпускница Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Заслуженный мастер спорта (синхронное плавание).
Многократная.
Большая биографическая энциклопедия

Азовская, Валентина Александровна — Директор Малого зала Санкт-петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича с 1982 г.; родилась 2 марта 1942 г. в г. Ленинграде; окончила Ленинградский государственный.
Большая биографическая энциклопедия

Акаемова, Наталия Александровна — Монтажер, родился 30 августа 1939 г. в г. Киеве. Окончила Киевский государственный университет (1964). Работала над фильмами: “Хочу верить” (1965); “Вечер накануне Ивана.
Большая биографическая энциклопедия

Акелькина, Елена Алексеевна — (р. 30. 01. 1957)
Род. в г. Омск в семье врача и инженера. Окончила Омский пед. институт (1974). Доктор филол. наук, профессор. Преподает в Омском ун-те (с 1980).
Печатается как.
Большая биографическая энциклопедия

Аксакова, Наталия Александровна — (наст. фам. Окинчиц) [1884—?] — арт. оперы (меццо-сопрано) и оперетты. В 1906 окончила петерб. женский мед. ин-т. Пению обучалась у И. Прянишникова, в 1909—10 совершенствовалась.
Большая биографическая энциклопедия

Аксенова, Елена Ивановна — (р. 3. 07. 1934)
Род. в г. Ростов-на-Дону в семье служащих. Окончила биол. ф-т Ростовского ун-та (1957). Кандидат биол. наук. Работала в Азовском НИИ рыбного хозяйства (с 1958): ст.
Большая биографическая энциклопедия

Аксенова, Лидия Александровна — род. 15 (28) февр. 1916 в Кишиневе. Музыковед. Засл. деят. иск. МССР (1972). Кандидат искусствоведения (1963). В 1939 окончила музыковедческий ф-т конс. в Яссах по кл. А. Зирра. С 1944 ст.
Большая биографическая энциклопедия

Александра Александровна — — Великая Княжна, старшая дочь Наследника Цесаревича Александра Николаевича; родилась в Царском Селе 18-го августа 1842 года, скончалась в С.-Петербурге 16 июня 1849
в.
Большая биографическая энциклопедия

ПОЛЕВИЦКАЯ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПОЛЕВИЦКАЯ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА (1881–1973), русская драматическая актриса, педагог. Родилась 3 (15) июня 1881 в Ташкенте в семье банковского служащего. В 1893 была принята в Александровский институт в Петербурге, после продолжила учебу на двухгодичных педагогических курсах, окончив их с большой серебряной медалью. Участвовала в ученических спектаклях. В 1901 поступила в Художественное училище О.Л.Штиглица, после четырехлетнего пребывания в нем отчислена за участие в студенческом движении (с мотивировкой «за малоуспешность», несмотря на высшую премию за акварель). Одновременно брала уроки пения у З.И.Ивановой-Иваницкой. В 1906 была зачислена на Курсы драматического искусства Е.П.Рапгофа, занималась под руководством А.П.Петровского.

В 1908 впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Павловске, Казани. Играла в пьесах разных жанров и в разных амплуа. В 1909–1910 в Ново-Драматическом театре на Офицерской (в помещении бывшего театра В.Ф.Комиссаржевской) в антрепризе Леванта играла Далю (Верность Б.Зайцева), Наташу (На дне М.Горького), Ниночку (Анфиса Л.Андреева), Оль-Оль (Дни нашей жизни Андреева); преподавала в Школе сценического искусства на Почтамтской (школа Петровского).

Летом 1910 поступила в труппу Казенного театра под руководством Н.Д.Кручинина и М.Н.Мартова, игравшую в Тифлисе. С 1910 по 1914 – в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове. Приобрела всероссийскую известность воплощением на сцене женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт (Мария Стюарт Фр.Шиллера), Катерина (Гроза) и Лариса (Бесприданница А.Н.Островского), Лиза (Живой труп Л.Н.Толстого), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова), Маша (Три сестры А.П.Чехова), Маша (Чайка Чехова), Порция (Венецианский купец) и Катарина (Укрощение строптивой У.Шекспира), Лиза Калитина (Дворянское гнездо по И.С.Тургеневу), Настасья Филипповна (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. Синельников отмечал ее прекрасный голос, благородство движений и богатейшую мимику.

Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева). В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени». Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз.

Читайте также:  Авторские куклы и игрушки от Ольги Котовой – интервью

В 1917 состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке на сцене венского «Йозефштадттеатра» Рейнхардта в роли Маргариты Готье. С большим успехом выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («актерский и режиссерский семинар» Рейнхардта). В 1935 выступила в Берлине в роли Анны Карениной на немецком языке. Шмидт, заподозренный нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и супруги переехали в Эстонию. В декабре 1939 после смерти мужа Полевицкая была репатриирована в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на Северном море. Была освобождена благодаря вмешательству друзей, в частности Г.Грюндгенса. В октябре 1940 сыграла Гурмыжскую (Лес Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. С 1945 преподавала актерское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. После 1945 преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, на семинаре им. М.Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании, выступала в Бургтеатре (Вена).

В 1955 вернулась в Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове с большим успехом прошли ее творческие вечера, в 1958 на вечере в Театре им. Евг.Вахтангова Полевицкая выступила в одноактной пьесе Б.Брехта Винтовка Тересы Каррар. Читала на концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище им. Б.В.Щукина, снималась в кино: Ошибка сердца (реж. А.Ханжонков, 1916), Черная пантера (Берлин, 1929), Господин Пунтила и его слуга Матти (Вена, 1955), Муму (реж. А.Бобровский и Е.Тетерин, 1959), Пиковая дама (реж. Р.Тихомиров, 1960) и др.

Умерла Полевицкая в Московском доме ветеранов сцены им. А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973.

Синельников Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935
Бронштейн С. Герои одного мгновения. М., 1964
Марков П. Полевицкая. – В кн.: Марков П. О театре, т. 3. Дневник театрального критика. М., 1976
Путинцева Т. Елена Полевицкая. М., 1980
Полевицкая Е. Роль актрисы. – В кн.: Встречи с прошлым, вып. 3. М., 1987

Елена Полевицкая

Апогей славы этой русской актрисы падает на годы Первой мировой войны[27]. Молодая, талантливая, обольстительно красивая, она снискала лавры как у москвичей, так и у петербуржцев. Ей посвящали хвалебные рецензии и восторженные стихи, открытки с её портретом печатались большим тиражом, от поклонников и поклонниц не было отбою. Полевицкой восхищался Блок, Леонид Андреев специально для неё написал роль Консуэлло в пьесе «Тот, кто получает пощёчины».

Во всех лекциях по истории драматического искусства России упоминается знаменитая «семиминутная пауза Полевицкой»: играя свою коронную роль Лизы в инсценировке «Дворянского гнезда» Тургенева, актриса держала в напряжении зрительный зал целые семь минут, не произнося ни слова! Это сцена, когда Лиза перед уходом в монастырь прощается со своей комнатой. Семь минут молчания для театра – невероятно много, но зал не скучал, а заливался слезами. Впервые эту историю я узнал весной 1941 года на спектакле «Дворянское гнездо» в летнем здании театра ЦДКА, где Лизу весьма слабо и, разумеется, без единой минуты молчания играла Клавдия Половикова, мать ставшей потом известной Валентины Серовой.

…Но вот революция, Гражданская война. Полевицкая вместе с мужем – режиссёром В.Ф. Шмидтом, австрийцем по национальности и подданству, оказывается где-то на юге, у Деникина, а затем с разгромом белых армий оседает в чужой, далёкой Вене. Поначалу выступает в русских зарубежных труппах, затем и в немецких, для чего тщательно шлифует свой немецкий язык. Снимается во второстепенных ролях в немых фильмах, а постарев, делается чем-то вроде режиссёра, помогает ставить пьесы русских авторов. Болеет и умирает муж, Полевицкая остаётся одинокой, сдаёт комнаты, иногда подрабатывает даже стиркой и мытьём полов.

Начинается Вторая мировая война. Не Полевицкая возвращается в Россию, а Россия в лице Советской Армии приходит в Вену к Полевицкой. Кругом снова русская речь, русские лица. Она вступает в Австро-советское общество, деятельно содействует постановке на венской сцене произведений русских драматургов.

Детей нет, чужбина надоела, Полевицкая жаждет вернуться на родину – её не пускают. За ней числятся грешки: работала «консультантом по русскому быту» в геббельсовских антисоветских фильмах. Об этом мне говорили сотрудники советской военной администрации в Австрии. Теперь же венские театры привлекали актрису в качестве такого же консультанта при постановке русских пьес. Но старый русский быт Полевицкая либо забыла, либо плохо знала. Я видел «Бесприданницу» в Бургтеатре: купцы ходили в каких-то немыслимых лапсердаках, слуги носили самовар краном к животу, черёмуха сильно смахивала на развесистую клюкву. Советского же быта Полевицкая, естественно, и не видела.

Старую актрису приглашали на посольские приемы, там я её впервые и увидел – крупная, респектабельная женщина с породистым лицом, вся в драгоценных или полудрагоценных камнях.

Только в 1956 году ей разрешили репатриироваться. Переезд, в её возрасте, при обилии вещей, оказался нелегким. В марте 1957 года она пришла ко мне в ВОКС «излить душу».

Квартиру ей пока не дали, плакалась она, временно поселилась у племянницы, с которой до того не была знакома. Поначалу, когда заграничная тётушка раздаривала московской родне зарубежные тряпки, к ней относились любезно. Когда запасы исчерпались, дали понять, что она весьма стесняет семью. А куда деваться – квартиру не снимешь.

Полевицкая привезла из-за границы большой и ценный, по её словам, архив, свой и мужа: фотографии, письма, афиши, разные театральные документы. В тесную квартиру племянницы ящики поместить было невозможно. Кафтанов, заместитель министра культуры, разрешил на время поместить архив в каком-то министерском складе. Там его промочили дожди, многое разворовали.

С работой тоже ничего не получалось. Хотели её направить в Малый театр, но там против неё восстали знаменитые «старухи», не желавшие уступать пришелице роли, – Яблочкина, Турчанинова, Рыжова. Попыталась устроиться в другой театр – та же история: «Ведь в Москве у вас пожилых актрис гораздо больше, чем молодых». Так в театр, даже на разовые выступления, не попала.

Зачем она мне всё это рассказывала, непонятно. Если не мог ей помочь Кафтанов, тем менее мог помочь я. Просто решила поплакаться. Но при этом сохраняла гордый, аристократический тон, характер выявлялся нелёгкий. Дважды поправила моё якобы неправильное произношение каких-то слов: «Вообще русский язык в России сильно испортился».

С тех пор я её не видел. Слышал как-то по радио, великолепно читала «Саламбо» Флобера. Квартиру наконец ей дали, где-то на Кутузовском проспекте. Приветливо её встретили только в ВТО, но от этого общества ветеранов сцены трудоустройства ожидать было нельзя.

Дважды ей удалось сняться в кино – в роли старой барыни в «Муму» Тургенева и в роли графини в «Пиковой даме». Давала уроки в Щукинском училище. Последние годы провела в Московском доме ветеранов сцены, где тихо и незаметно скончалась в возрасте 92 лет.

Останься Полевицкая после 1917 года в России, всё было бы, конечно, иначе. И в театре бы работала, и звание народной получила бы, и награды к юбилеям, и пользовалась бы всеобщим почётом. А тут, однажды выпав из обоймы, новую жизнь наладить на родине уже не смогла: никому она не нужна была, словно призрак, пришедший из другой эпохи.

Я видел её в роли графини в «Пиковой даме». Эта роль удалась ей. Неслучайно – она играла саму себя. Всё лучшее у неё осталось в молодости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию