Елизавета Федоровна – лучшие портреты и фотографии

Немецкая принцесса с русской судьбой. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова

Доброго времени суток всем посетителям сайта! Этот рассказ продолжает тему династии Романовых, началом которой была моя публикация «Дочери последнего императора».

Великая княгиня Елизавета Федоровна родилась 20 октября (1 ноября) 1864 в Германии, в городе Дармштадт. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы (Алиса) станет впоследствии императрицей Российской Александрой Федоровной.
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли домашнюю работу. Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.

Принцесса Элла (Елизавета) Гессенская (правильнее — Гессен-Дармштадская) в отрочестве и юности


В 19 лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Она познакомилась с будущим супругом в детстве, когда он приезжал в Германию со своей матерью, императрицей Марией Александровной, также происходившей из Гессенского дома. До этого все претенденты на ее руку получали отказ ( в том числе и будущий император Германии Вильгельм).
С женихом — великим князем Сергеем Александровичем


Забегая вперед, скажу, что этот брак был бездетным. Впоследствии супруги будут воспитывать рано осиротевших племянников.

Великая княгиня Елизавета Федоровна в парадном платье

С будущим императором Николаем Вторым в любительском спектакле «Евгений Онегин» в роли Татьяны

В.К. Елизавета Федоровна считалась украшением дома Романовых, одной из самых красивых женщин империи. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе — Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа (знаменитая Сисси), и Елизавета Федоровна.







Фото со знаменитого бала 1903 года, куда приглашенные должны были явиться в костюмах допетровской эпохи:

Красотой великой княгини восхищался замечательный поэт К.Р. (великий князь Константин Константинович Романов):

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

Портреты Елизаветы Федоровны



С младшей сестрой — последней русской императрицей Александрой Федоровной

В 1891 году император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Великая княгиня не только исполняла представительские обязанности, но и много занималась благотворительностью. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей и везде старалась облегчить страдания людей.
Во время русско-японской войны Елизавета Федоровна занималась организацией помощи фронту. На свои средства великая княгиня сформировала несколько санитарных поездов. В Москве она устроила госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте.

5 (18) февраля 1905 года В.К.Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Каляевым. Когда Елизавета Федоровна прибыла к месту взрыва, там уже собралась толпа. Кто-то попытался помешать ей подойти к останкам супруга, но она встала на колени и своими руками собрала на носилки разбросанные взрывом части тела великого князя.
Великая княгиня нашла в себе силы простить убийцу любимого мужа, просила императора Николая II о помиловании Каляева, но это прошение было отклонено.
С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась.

Елизавета Федоровна в траурном одеянии

Она собрала все свои драгоценности, часть отдала казне, часть — родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елизавета Федоровна приобрела участок земли с усадьбой и основала Марфо-Мариинскую обитель.
10 февраля 1909 года великая княгиня собрала сестер основанной ею обители, облачилась в монашеское одеяние и сказала: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».


В Марфо-Мариинской обители была больница, в которую привозили самых безнадежных пациентов, и сама настоятельница часто проводила ночи у их изголовья, помогала врачам во время операций. «Великая матушка» основала несколько приютов, оказывала помощь нуждающимся и обездоленным, помогала самым бедным приходам.
После революции 1917 года кайзер Вильгельм, опасаясь за жизнь великой княгини, несколько раз через своего посла предлагал ей покинуть Россию. Очевидно, он всю жизнь испытывал глубокое чувство к этой удивительной женщине… Елизавета Федоровна отвечала категорическим отказом — она была очень привязана к России и любила русский народ.

В апреле 1918 года «великая матушка» была арестована большевиками. Ей оставалось несколько месяцев земной жизни.

Глубокой ночью 5 (18) июля 1918 г. великую княгиню Елизавету Федоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника в Алапаевске. Когда палачи сталкивали великую княгиню в глубокую яму, она произносила молитву: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Скончались «алапаевские мученики» в страшных страданиях, от ран, жажды и голода.

Останки настоятельницы Марфо-Мариинской обители в 1921 году были перевезены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Когда-то, во время путешествия с мужем в Иерусалим, великая княгиня высказала желание быть погребенной в этих местах. Ее желание сбылось…

В 1992 году великая княгиня Елизавета Федоровна Романова была причислена к лику святых.

Спасибо за внимание всем прочитавшим публикацию!

Извините, но по некоторым причинам закрываю комментарии.

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна. След в культуре

След, который оставила за собой в истории и культуре эта святая, чрезвычайно отчётлив и ярок. Личность Великой княгини, старшей сестры Императрицы Российской, пребывала всегда в самом центре общественного внимания, поэтому исторические источники и артефакты, связанные с её именем, такие как фотографии, киноматериалы, переписка, публичные документы и заявления, сообщения в прессе, воспоминания близких людей и современников, очень обширны.

Многогранен сам образ Елизаветы Федоровны. Биография её включает в себя множество жанровых линий, поистине замечательных, если говорить об отображении их выразительными средствами искусства. Здесь и лирика раннего детства, и баллада о верной любви и потере любимого, и метаморфоза чужестранки в новой непривычной для неё обстановке, сопряжённая с экзистенциальными религиозными исканиями, и характерная канва исторического романа с блеском придворной жизни и запутанной интригой, и сюжетные мотивы произведений социальной тематики, с патетикой высокого служения альтруистическому идеалу, и, наконец, как итог, приобщение к агиографическому канону: героике и символике духовного подвига принятия мученической кончины во имя веры и любви к Отечеству.

Неудивительно, что при столь богатом жизненном содержании, необычной судьбе и разнообразных талантах, фигура Великой княгини и преподобномученицы Елизаветы Федоровны на протяжении поколений приковывает к себе внимание, заставляет сопереживать, думать о многом, делать попытки проникновения за завесу своей тайны. В живописи и видеодокументалистике, в публицистике и биографических исследованиях, в поэзии и музыке посвящение Белому Ангелу России всегда означает нечто особенное, светлое и волнующее.

В первую очередь, упомянем о том, что сама Великая княгиня была не чужда способностей к искусствам. Она активно пробовала себя, в частности, в театральных постановках, в которых играла Татьяну Ларину, Офелию, и у неё это получалось недурно.

Княгиня любила живопись, в покоях её было всегда много картин (после трагической смерти супруга Сергея Александровича, Великого князя, Елизавета Федоровна откажется от украшений и роскоши, оставит только иконы на стенах, выкрашенных белым). Уроки рисования она получала у академика исторической живописи М. П. Боткина. Сохранились портреты кисти Великой княгини фрейлины Е. Н. Козляниновой и З. Н. Юсуповой, выполненные на высоком художественном уровне. Также интересны портрет сестры, принцессы Алисы Гессенской, выполненный акварелью в 1887 г, автопортреты 1893 г. и 1895 г. Много своих рисунков Елизавета Федоровна передала для благотворительных выставок.

На территории Московского Кремля она организовала раскопки, приобрела для Исторического музея ряд экспонатов (древних монет, крестов, икон, старинного оружия), способствовала открытию Екатерининского, Владимирского, Суздальского залов музея. Елизавета Федоровна любила церковное пение и особенно ценила Синодальный хор, заботилась о сохранении и развитии музыкальной и театральной культуры. В течение ряда лет была попечительницей Филармонического общества и Строгановского училища.

Известность получили её портреты.

Для икон с изображением святой характерными являются три основных сюжета: поясной или ростовой образ Великой княгини с крестом в руке, обозначающим подвиг мученичества; поясной или ростовой образ с миниатюрной копией Марфо-Мариинской обители; ростовая сюжетная многофигурная икона «Страдание преподобномучениц Елизаветы и Варвары» с изображением красноармейцев, ведущих Алапаевских узников на казнь (в проёме шахты – лик преподобного Сергия Радонежского, так как страдание совершилось 18 июля, в день обретения его мощей).

Скульптурный портрет Елизаветы Федоровны работы Павла Трубецкого сделан при ее жизни.

Памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне на территории Марфо-Мариинской обители милосердия установлен в наше время. Скульптор: народный художник России Вячеслав Клыков.

На западном фасаде Вестминстерского аббатства Лондона имеется барельеф «Мученики XX века», в числе которых Елизавета Федоровна, бывшая, напомним, внучкой английской королевы Виктории.

Подборку фотографий Великой княгини можно посмотреть здесь.

Одно из своих стихотворений Великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне.

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!

Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.

Пусть на земле ничто средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

А вот пример уже современного поэтического прочтения образа преподобномученицы. «Тихий ангел». Автор: Татьяна Буланчикова.

Казалось, ангел мир изгнанья
Почтил изящною стопой:
Княгиня в белом одеянье
Так хороша была собой!

Забыты рауты и балы
Прекрасной женщиной давно.
Сменило шляпки покрывало,
Шелка заморские – сукно.

Все дорогие украшенья —
Один простой, наперсный крест.
Из сердца лилось утешенье
На мили многие окрест.

Из мира взял ее Спаситель
Под сень восточных куполов.
Благословенная обитель
Тонула в роскоши цветов.

Под бриллиантовой росою
Клонились розы до земли…
Сравниться с Эллой красотою
В саду лишь лилии могли.

Богатый фонд биографической и исторической литературы посвящён преподобномученице Великой княгине Елизавете Федоровне. Укажем некоторые из работ со ссылками, доступными к прочтению либо к заказу книг.

В первую очередь, отметим фундаментальный труд Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна» Проникнувшись любовью к Елизавете Федоровне, автор, русская эмигрантка из Австралии, задалась целью написать книгу о ее жизни и мученичестве. Она упорно собирала материал, разыскивала личные письма Великой княгини, переводила их на русский язык. Книга увидела свет в 1988 г., в канун тысячелетия Крещения Руси.

Читайте также:  Женские образы на картинах художника Тропинина

«Летопись жизни и деятельности Благоверной Великой Княгини Елисаветы Феодоровны». Книга составлена на основании исторических документов, хранящихся в архивах и опубликованных в дореволюционных газетах и журналах.

Юрий Шурупов. «Белые ризы».

Воспоминания монахини Надежды (Бреннер), одной из последних насельниц Марфо-Мариинской обители.

О Марфо-Мариинской обители и её социальной деятельности.

О музее Марфо-Мариинской обители в покоях настоятельницы.

Большую подборку замечательных фотографий можно посмотреть здесь.

В мире театра жизненный путь и образ Елизаветы Федоровны также нашли своё отображение. Римма Кошурникова написала пьесу для театральной постановки «Белый Ангел Москвы». Пьеса имеет три части: «Элла» (детство), «Великая княгиня» (юность) и «Матушка Елисавета» (зрелое служение Богу и ближним). В работе автор использовала переписку Елизаветы Федоровны с родными, друзьями, воспоминания о ней современников.

Кроме того Русским духовным театром «Глас» осуществлена постановка «Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Возвращение», режиссёр-постановщик: Н. Астахов.

Желающим предлагаем послушать замечательные литературно-музыкальные композиции по мотивам биографии Великой княгини: «Дармштадтский цветок» (часть 1, часть 2, часть 3) и «Великая матушка» (часть 1, часть 2, часть 3) .

Смотрите документальные фильмы, наглядно и живо представляющие нашу героиню. Использованы кадры исторической кинохроники, записи живых голосов.

«Святые. Святая Елизавета» Ведущая: Елизавета Боярская.

«Молчание». Телеканал «Культура».

Песочный фильм «Белый ангел».

Интересную хоровую трактовку темы Третьей симфонии Брамса Ирины Болдышевой на слова протоиерея Андрея Логвинова под названием «Матушка Великая княгиня» представляет Детско-юношеский хор св. Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой.

Также авторские песни о святой:

Елизавета Земина. «Елизавета». Слова Е. Григоренко, музыка Т. Угровато.

Валерий Малышев. «Посвящение Е. Ф.»

Великой княгине посвящено большое число православных храмов и монастырей в Белоруссии, России, на Украине. Мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары покоятся в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины на Гефсиманской горе.

Драгоценности императриц

З наете, где лучше всего хранить драгоценности? На портретах. Желательно — великих художников. Рассматриваем великие украшения, которые русская живопись для нас сберегла от исчезновения в огне революции.

Екатерина Великая

Пусть другие коронованные женщины той эпохи красуются на портретах в женственных и кокетливых украшениях — они ведь просто супруги монархов. Екатерина II — самодержица, потому не стремилась предстать перед глазами подданных как слабая, хрупкая женщина, и наряды и драгоценности на ее (многочисленных) портретах подчеркивают высокий статус.

Портрет кисти Федора Рокотова из Эрмитажа «усыпан бриллиантами». Самые ценные украшения — это императорские регалии: в руках Екатерина держит скипетр, которым указывает на подушку с Большой императорской короной и державой. Они были изготовлены для ее коронации 1762 года и с той поры использовались всеми ее потомками. Большевики не решались продавать такие знаковые вещи, поэтому они чудом сохранились до наших дней — и теперь в Алмазном фонде Кремля.

Но есть на картине и утраченные драгоценности. В волосах императрицы — Малая императорская корона, которую сложно разглядеть за сильно напудренными волосами. Подобные короны были личной собственностью императриц, и после их смерти разбирались, поэтому это не та регалия, которая хранится в Алмазном фонде. На корсаже — яркой ленте — орден Святого Георгия. Но в глаза в первую очередь бросается массивная, усыпанная бриллиантами огромная цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного, старейшего и высшего из российских орденов.

Вглядимся в звенья цепи — герб с двуглавым орлом, трофей с вензелем Петра Великого (основателя ордена), розетка с Андреевским крестом. Однако их форма теряется за блеском бриллиантов, тщательно выписанных Рокотовым. Блеска должно быть много, ведь перед нами — воплощение власти!

Елизавета Алексеевна

А вот императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, была равнодушна к представительской стороне двора. Именно поэтому в 1795 году Владимир Боровиковский изобразил ее такой — совсем юной, деликатной, скромной. Единственная драгоценность на портрете — это резная камея с профилем Екатерины, в рамочке, осыпанной бриллиантами. Заметим: портрет именно бабушки мужа, правящей императрицы, а не мужа или родителей. (Кстати, автор утраченной ныне камеи, быть может, свекровь Мария Федоровна — она владела токарным искусством и создавала портреты родни.)

Девушке на картине 16 лет. Впереди у Елизаветы Алексеевны целая жизнь, и, надо сказать, несчастливая. Время, когда был написан портрет, окажется, наверное, едва ли не самым лучшим. Позже она так будет писать матери: «Признаюсь. Я всегда люблю возвращаться к царствованию императрицы Екатерины, и, хотя застала его всего четыре года, будучи в том возрасте, когда мало размышляют, эта эпоха осталась для меня образцом, формой, которая невольно служила для меня мерилом».

Камея с профилем Екатерины II куда больше подходит Елизавете Алексеевне, чем любые другие украшения. Ведь даже в день коронации Павла I она, как записала ее фрейлина, «рядом с бриллиантовой брошью, бывшей у нее на груди, приколола несколько чудесных свежих роз». И в этом — вся она.

Мария Федоровна

Датская принцесса Дагмар воспитывалась в скромности, если не сказать в бедности. Так, ее родители даже не смогли приехать на свадьбу дочери из-за нехватки денег. Однако императорские наряды и драгоценности рода Романовых новоиспеченная русская великая княгиня, а затем и императрица носила изящно и непринужденно, словно приучена с детства.

На портрете кисти Ивана Крамского, написанном в начале 1880-х, она в роскошном жемчужном уборе — трех тяжелых колье и бриллиантовой тиаре, напоминающей русский кокошник. К сожалению, драгоценности с этого портрета, в том числе броши, браслеты и крохотные сережки-звездочки, были утрачены, зато сохранилась фотография, на которой Мария Федоровна позирует в точно таком же наряде, и не исключено, что художник пользовался этим кадром в процессе работы. Странно думать такое про Крамского, но в XIX веке подобный метод не считался зазорным, особенно в случае таких высокопоставленных заказчиков.

Самое верхнее ожерелье из жемчуга этого портрета не просто так плотно охватывает шею — подобную моду ввела родная сестра Марии Федоровны, принцесса Александра (будущая королева Великобритании), которая таким образом скрывала небольшой шрам на шее. В юности прелестные сестры вдохновлялись нарядами друг друга, так что неудивительно, что в 1888 году Александра получила в подарок почти точную копию бриллиантовой тиары а-ля кокошник русской императрицы. «Дамы преподнесли мне чудесную бриллиантовую зубчатую тиару», — писала она. И пусть тиара Марии Федоровны, так тщательно выписанная Крамским, канула в неизвестность, зато ее «двойник» до сих пор входит в число драгоценностей британской королевской семьи и принадлежит британской королеве Елизавете II.

Мария Павловна

Мария Павловна, супруга великого князя Владимира (третьего сына Александра II), императрицей никогда не была, но на потрете кисти Бориса Кустодиева она украшена настолько знаменитой драгоценностью, что мы не смогли пройти мимо. На ней — Владимирская тиара, которая сегодня также принадлежит британской королеве Елизавете II, причем является одной из ее любимых драгоценностей.

Тиара, которую великий князь Владимир Александрович подарил своей новобрачной, состоит из 15 перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого качается жемчужная подвеска. После революции Мария Павловна смогла покинуть Россию и сберечь часть украшений. Тиару унаследовала ее дочь Елена, супруга принца греческого. Титул в ту пору значил немного, семье не хватало денег, так что в 1921 году украшение продали, и приобрела его Мария, английская королева-консорт. По указанию королевы Марии тиару переделали так, чтобы жемчужины-подвески можно было заменять на изумрудные. После смерти Марии тиару унаследовала ее внучка, Елизавета II.

Любопытно, что эта картина была лишь эскизом. В законченном варианте Мария Павловна предпочла, чтобы ее написали не в голубом с черным, а в серебряной парче, а вместо Владимирской тиары на ней роскошный комплект из бриллиантов и сапфиров. На месте остались только красная лента ордена Святой Екатерины и бюст скончавшегося несколькими годами ранее мужа на заднем плане.

Александра Федоровна

Портрет последней русской императрицы Александры Федоровны кисти Константина Маковского демонстрирует ее роскошный наряд в день коронации. У коронационных портретов существуют свои законы — монархов принято изображать в полный рост, в горностаевой мантии, в короне и с прочими регалиями. Императрица наряжена в так называемое русское платье из серебряной парчи, расшитое серебром и жемчугом. Кстати, оно сохранилось до наших дней в собрании Музеев Московского Кремля, как и мантия из золотой парчи, отделанная мехом.

Шею Александры Федоровны обвивают несколько жемчужных ожерелий — кажется, на тот же манер, как и на портрете свекрови Марии Федоровны. Цепь ордена Святого Андрея Первозванного, в отличие от той, что изображена на портрете Екатерины Великой, сохранилась в Оружейной палате. Ее сделали для жены Павла I и с той поры использовали на всех последующих церемониях. Можно разглядеть и главный женский орден империи — Святой Екатерины.

Однако главное в коронации — корона. Голову Александры Федоровны украшает Малая императорская корона. И эта регалия тоже не сохранилась — но, в отличие от предыдущих Малых корон, ее не разобрали наследники, а продали после революции.

Елизавета Федоровна

Биография

В 1992 году число православных святых пополнилось еще одним именем: церковь канонизировала сестру последней российской императрицы, великую княгиню Елизавету Федоровну. Почитание обусловлено не только трагическим уходом великомученицы, но и делами этой женщины при жизни. Общественной деятельностью светская красавица занялась еще при жизни мужа – великого князя Сергея Александровича, приходившегося дядей Николаю II.

Елизавета Федоровна в молодости

После гибели супруга от рук террориста Елизавета окончательно посвятила себя благотворительности. Венцом ее усилий стало создание Марфо-Мариинской обители, сестры которой ухаживали за ранеными во время Первой мировой войны, шефствовали над беднейшими жителями Москвы и заботились о беспризорниках. Но даже этот вклад не спас княгиню от гнева революции.

Детство и юность

Елизавета родилась в 1864 году в Дармштадте, на территории герцогства Гессен. До 1918 года это было отдельное государство, сейчас его земли входят в состав Германии. Ее отцом был правитель герцогства Людвиг IV, а матерью – дочь королевы Великобритании Виктории – принцесса Алиса. В их браке на свет появились еще 4 дочери и 2 сына. Старший сын, названный Эрнст Людвиг, впоследствии занял престол отца и оставался на нем до революционных событий 1918 года.

Елизавета Федоровна в детстве с семьей

Первые два года у монаршей пары не было резиденции. Влиятельная теща герцога настаивала на том, чтобы для ее дочери возвели дворец на средства казны Гессена, но зять всячески сопротивлялся, поскольку ресурсов для этого не было. Семья переезжала из одного арендованного особняка в другой.

С годами конфликт между отцом Елизаветы и ее бабушкой рос. Стали ухудшаться отношения и между супругами. Совместную жизнь омрачила трагедия с младшим сыном Фридрихом. Когда Элле – это прозвище дали девочке в семье – было восемь лет, ее двухлетний брат погиб, выпав из окна. Герцогиня Алиса все чаще проводила время у матери, забирая в Англию и детей.

Елизавета Федоровна и Александра Федоровна

Спустя 4 года принцессы Гессен-Дармштадские и будущий правитель герцогства осиротели, потеряв из-за дифтерии мать и младшую сестру Марию. С этого времени и Элла, и ее сестра Аликс – будущая жена российского императора Александра Федоровна – воспитываются в основном во дворце британской короны, расположенном в городе Ист-Каус. Для девочек проводятся занятия по ведению домашнего хозяйства, религии, этикету. Их привлекают к участию в благотворительности.

Читайте также:  Какая бывает красота и как отличить настоящую красоту

Личная жизнь

Влиятельная бабушка надеялась выдать Елизавету за одного из кузенов девушки: и Фридрих Баденский, и кронпринц Вильгельм правили землями в Германии. Но в итоге брак девушки укрепил отношения с династией Романовых. В 1884 году 19-летняя принцесса вышла замуж за 27-летнего великого князя Сергея Александровича, брата правящего в Российской империи Александра III. Элла была знакома с ним с детства и поддерживала дружеские отношения.

Елизавета Федоровна и Сергей Александрович

У пары не было детей. Этот факт подогревал курсировавшие в Москве и Петербурге сплетни о гомосексуальной ориентации супруга Елизаветы. В качестве предполагаемых любовников назывались офицеры Преображенского полка, командиром которого князь был назначен в 30 лет. Тем не менее, переписка с супругой свидетельствует о теплых, наполненных нежностью отношениях, которые пара хранила до самой смерти Сергея Александровича в 1905 году.

Будучи последовательницей лютеранской церкви, через семь лет после переезда в Россию Елизавета решила поменять вероисповедание и перешла в православие. К этому времени она изучила русский язык настолько, что говорила без акцента.

Общественная деятельность

В 1891 году супруг внучки королевы Великобритании получил пост генерал-губернатора Москвы. Елизавета поддерживает положение жены руководителя города делом, создавая Елисаветинское благотворительное общество. Объединение берет шефство над детьми, чьи родители не в состоянии обеспечить питание и заботу из-за нищеты. Востребованность помощи косвенно доказывает тот факт, что отделения Общества одно за другим возникают в уездах региона.

Елизавета Федоровна

Елизавету тревожит рост революционных настроений и негласное одобрение актов насилия против представителей дворянства. Она пишет племяннику супруга, взошедшему на престол Николаю Александровичу, чтобы тот жесткими мерами отбил желание у террористов вести борьбу такими методами.

«Нечего жалеть тех, кто сам никого не жалеет!», – призывает великая княгиня в письме 1902 года.

С началом войны с Японией жена московского генерал-губернатора создает Комитет помощи воинам. Для солдат собирают посылки, одежду, заготавливают бинты и лекарства, принимают пожертвования, чтобы организовать походные церкви. Эта ли деятельность, истории участников сражений или же вера меняют ее, но год спустя, когда в результате покушения погибает муж, Елизавета находит в себе силы не только навестить убийцу, но и простить его.

Великий князь Сергей Александрович

В отличие от супруги Сергей Александрович не снискал симпатий у подданных. Внешне князь производил впечатление человека равнодушного к нуждам и бедам горожан. Кроме того, его имя связывалось с провалом организации пира на Ходынском поле и последующей катастрофой.

Подливали масла в огонь и политические взгляды – он был ярым противником реформ, и слухи о пороках представителя императорской династии. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 года стал последней каплей. Месяц спустя после «Кровавого воскресенья» террорист из партии социалистов-революционеров Иван Каляев бросил бомбу в карету с князем. Погибли и дядя Николая II, и его кучер.

Террорист Иван Каляев

Елизавета оказалась на месте трагедии одной из первых – взрыв произошел рядом с губернаторским дворцом. По свидетельству очевидцев, она пыталась собрать останки мужа. Несколько дней вдова князя провела в молитве, а затем посетила арестованного в камере. По свидетельству конвоя, на вопрос Каляева, кто она, княгиня ответила:

«Я жена того, кого вы убили; скажите, за что вы его убили?».

Елизавета сообщила арестованному, что «зная доброе сердце» супруга, передает его прощение, и благословила узника. Они поговорили без свидетелей. Вдова Сергея Александровича просила императора помиловать преступника, но царь отказался.

«Великая княгиня добрая, а вы все злые», – сказал Каляев конвойному после встречи с Елизаветой.

Тем не менее, на суде террорист заявил, что считает: следователи намеренно подослали к нему вдову, чтобы заставить его раскаяться и скомпрометировать боевую организацию, показав слабость одного из ее участников.

Княгиня стала первой женщиной на посту председателя Императорского православного палестинского общества и оставалась на нем до 1917 года. До нее объединением, занимавшимся взаимодействием с землями в Израиле и развитием паломничества, руководил Сергей Александрович.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Трагедия с мужем изменила ее жизнь. Светские развлечения, прежние знакомые, поездки – все потускнело теперь, и Елизавета избрала путь, к которому шла всю жизнь. Продав ювелирную коллекцию частью знакомым, частью казне, в 1909 году вдова князя купила особняк на Большой Ордынке, окруженный несколькими строениями. Здесь разместилась основанная княгиней Марфо-Мариинская обитель милосердия. Елизавета стала ее настоятельницей.

Учреждение не было монастырем в полном смысле слова. Работавшие здесь сестры милосердия приносили ряд обетов, но, в отличие от монахинь, в любой момент могли оставить служение и навсегда вернуться к жизни в миру. Все послушницы, наряду с духовным напутствием, изучали медицину и выбирали одно из трех направлений работы.

Елизавета Федоровна в одежде сестры милосердия

Деятельное служение предполагало помощь в больнице и аптеке. Просветительское направление обеспечивало воспитание и образование девочек-беспризорниц, живших в открытом при обители приюте. А попечительное направление требовало от сестер посещения беднейших семей и шефства над ними.

Елизавета деятельно участвовала во всех направлениях, считая, что только личным примером может привлечь к ревностному служению остальных. Великая княгиня Романова уделяла много внимания женскому образованию. В обители действовала воскресная школа для горожанок. Девочки в приюте получали не только заботу, но и подготовку в качестве няни и горничной с навыками швеи. Настоятельница, чей портрет в Марфо-Мариинской обители находится до сих пор, завещала похоронить себя на ее территории, но исполнить волю не было суждено.

Смерть

Чекисты арестовали настоятельницу в мае 1918 года. Ее отконвоировали в Екатеринбург, а в июле доставили в Алапаевск. В ночь на 18 июля была расстреляна большевиками вместе с другими князьями династии Романовых. Казнь по приказу Владимира Ленина состоялась у шахты за Алапаевском. Раненых столкнули на ее дно, где те скончались от голода и ран.

Могила Елизаветы Федоровны

Осенью территория перешла под контроль армии белых, останки погибших вывезли за рубеж. Елизавета Федоровна, как и убитая вместе с ней сестра Марфо-Мариинской обители Варвара, похоронена в Иерусалиме. После развала СССР причислена к лику святых, а в 2009 году посмертно реабилитирована правоохранительными органами.

Фото с вкладок

Атмосфера в семье Петра и Екатерины была теплая и уютная. «Обе царевны принимались плакать, как только с ними заговаривали о замужестве, а принуждать их не хотели»

Император Петр I

Императрица Екатерина I

Цесаревны Анна Петровна и Елизавета Петровна. В письмах к дочерям суровый, всегда занятый Петр преображался: он ласков, весел и заботлив

Елизавета была очень хороша собой и рано поняла, какое завораживающее впечатление на мужчин производит ее красота. В отличие от сестры Анны, она всегда была смелой и не тушевалась в обществе

Портрет цесаревны ребенком. Луи Каравакк, 1710-е гг.

Елизавета Петровна. 1720-е гг.

Петр II и Елизавета были какое-то время неразлучны. У них нашлось много общего — оба изрядные прожигатели жизни, без ума любившие развлечения. Художник В. Серов

В период царствования Анны Иоанновны Елизавета держалась как можно дальше от политики, однако ее имя постоянно присутствовало в политических процессах того времени

Императрица Анна Иоанновна

Анна Иоанновна лично занималась выбором жениха для цесаревны. Перед Елизаветой прошла целая вереница иностранных принцев. Сватов присылал даже персидский шах Надир Афшар

Портрет Елизаветы Петровны в мужском костюме

Вокруг цесаревны собрались только преданные люди, разделившие с ней полуопалу при «большом» дворе императрицы

Мавра Шепелева (в замужестве — Шувалова), «воплощенная болтливость», ближайшая подруга Елизаветы

Будущий канцлер Михаил Илларионович Воронцов — именно он стоял в ночь переворота на запятках саней, везущих цесаревну

Лучше Елизаветы никто не мог ездить верхом, танцевать, петь, даже писать стихи и сочинять песни. Акростих. Автограф императрицы Елизаветы Петровны

Никогда больше Елизавета не стояла перед столь страшным выбором — ведь переворот, как прыжок в воду ночью: что ждет решившегося на такой шаг?

Государственный переворот 25 ноября 1741 г. Старинная немецкая гравюра

Французский посланник де ла Шетарди часто отправлялся по ночам в покои принцессы, и «что как нет никаких признаков тому, что существовали любовные отношения, то должно думать, что пущена в дело политика»

«Хотя ночь [была] темная и мороз великий… шум разговоров и громкое восклицание „Здравствуй, наша матушка императрица Елизавета Петровна!“ — воздух наполняли»

Коронация Елизаветы Петровны отличалась невиданной ранее пышностью. Гравюра

Коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны

Маскарад. Из книги «Описание коронации императрицы Елизаветы». Гравюра А. И. Соколова с рисунка Э. Гриммеля. 1744 г.

Решить судьбу Брауншвейгской семьи — стало одной из первоочередных задач императрицы Елизаветы

Принц Антон Ульрих Брауншвейгский. Даже после рождения первенца отношение Анны Леопольдовны к мужу не изменилось: он «весьма тих и в поступках несмел»

Анна Леопольдовна. Драма ее жизни усугублялась тем, что она совершенно не годилась для «ремесла королей» — управления государством

Император Иван Антонович с фрейлиной Юлией фон Менгден. 1740–1741 гг. Отправляясь в ссылку, Анна просила императрицу только об одном: «Не разлучайте с Юлией!»

Силуэты детей Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха. Верхний ряд: принц Петр, принц Алексей; нижний ряд: принцесса Елизавета, принцесса Екатерина

Иван Антонович. Гравюра А. Тардье, 1780–1800 гг. Став запретным, имя царя-младенца приобрело невиданную популярность в народе

Холмогоры. Рисунок принцессы Екатерины Антоновны

Очаровательная императрица крепко держала скипетр в своей изящной ручке

Герцог Иоганн Бирон покрыл из казны огромный долг принцессы Елизаветы Петровны, и, вступив на престол, она отблагодарила Бирона, вернув из заполярного Пелыма, куда его заслала Анна Леопольдовна

Граф Бурхард Христофор Миних. Был выслан в Пелым на место Бирона

Граф А. И. Остерман на эшафоте. Он отказал посланнику, который вез сказочные дары, в визите вежливости принцессе. Это была его роковая ошибка

Личный врач императрицы Иоганн Герман Лесток «был единственным близким к Елизавете лицом». Но и он посягнул на власть государыни, попытался диктовать выгодную ему линию. Этого Елизавета не стерпела…

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Когда Елизавета узнала об участии преданного канцлера в заговоре против нее, его судили и сослали в деревню

При Елизавете Петровне в работе сыска не произошло принципиальных изменений. А. И. Ушаков — верный слуга «немецких временщиков» — продолжал свою службу и при дочери Петра

С 1731 года у цесаревны начался роман с красавцем Алексеем Разумовским. Нужно отдать должное Разумовскому — он укротил Елизавету, стал ее повелителем почти на два десятилетия!

Елизавета Петровна. Есть множество свидетельств той любви, которая долго связывала императрицу с Разумовским

Алексей Разумовский. Елизавета называла его «друг нелицемерный»

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Перово. Здесь, по легенде, императрица Елизавета Петровна венчалась тайным браком с Алексеем Разумовским

Кирилл Разумовский, младший брат Алексея, просидел в кресле президента Академии наук пятьдесят лет и оказался одним из лучших руководителей за всю ее историю

Табакерка, подаренная Елизаветой А. Г. Разумовскому

Гостилицы — роскошное имение графа Алексея Разумовского. Здесь было все, что нужно для веселой охоты, и пиры здесь не уступали петербургским

Читайте также:  История оттенков зеленого цвета в моде и психологии

Как любили при дворе братьев Разумовских, так ненавидели и боялись братьев Шуваловых — Петра и Александра Ивановичей

Петр Шувалов сумел выдвинуться благодаря двум обстоятельствам — выгодной женитьбе и умению быть царедворцем. Он ценил людей, умевших работать, и, в отличие от Разумовского, сам много работал

Начальник Тайной канцелярии Александр Шувалов был грозою «всего двора, города и всей империи»

Секретная гаубица Шувалова. Артиллерия была любимым делом П. И. Шувалова, и с середины XVIII века стала лучшим видом войск в русской армии

Григорий Теплов, сын истопника, воспитанник знаменитого Феофана Прокоповича, воспитатель Кирилла Разумовского

Генерал-прокурор Сената князь Яков Шаховской

Вид Биржи и Гостиного двора на Малой Неве. Гравюра И. П. Елякова с рисунка М. И. Махаева, выполненного под наблюдением Д. Валериани в 1749 г.

Иван Иванович Шувалов сыграл ключевую роль в истории русской культуры середины XVIII века. Он осуществил несколько «культурных инициатив», за которые в других странах людям ставят памятники

Несмотря на огромную власть, молодой фаворит императрицы Иван Шувалов держался скромно, никогда не афишировал свое положение

Михайло Ломоносов представляется Елизавете Петровне. Идея создания Университета принадлежала Ломоносову, но без Шувалова университет не был бы создан.

Скульптор Федот Шубин. Его «открыл» России никто иной, как Иван Шувалов. У Шувалова было чутье на талантливых людей, и его давно волновала мысль о создании Академии художеств в Петербурге

Правление Елизаветы Петровны — время расцвета русского барокко в его самом нарядном, эффектном итальянском варианте. Этот стиль был как будто специально создан для Елизаветы

Архитектор Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли

Зимний дворец. Парадная лестница. Архитектор Б. Ф. Растрелли

Бальный зал Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Архитектор Б. Ф. Растрелли

Заслуга появления первого профессионального русского театра по праву принадлежит двум людям — актеру Федору Волкову и императрице Елизавете Петровне. Не было другого государя в России, который бы так самозабвенно любил театр

Актер Федор Волков — «отец русского театра»

Драматург Александр Сумароков писал пьесы «под Волкова» — прекрасное творческое содружество

Эскиз театральной декорации, выполненный итальянским художником Джузеппе Валериани. Его декорации превосходили всё, что могли вообразить люди в России того времени!

Природа театра была очень близка императрице, которая всю жизнь разыгрывала спектакль своего царствования. Она наслаждалась и своей игрой, и костюмами, и созданным ею миром вечного придворного театрального праздника

Елизавета Петровна в маскарадном костюме. Художник Г. Гроот

Описание увеселений двора императрицы Елизаветы Петровны

Платья с фижмами. Елизавета Петровна вошла в историю как жесточайший тиран в вопросах моды; она диктовала подданным, как нужно причесываться и во что одеваться

Красавица и прожигательница жизни, Елизавета уделяла пристальное внимание внешней политике. Когда в ходе Семилетней войны состоялся союз России, Австрии и Франции, прусский король Фридрих II сказал, что ему теперь придется воевать против трех нижних юбок

Фридрих II, прусский король.

Императрица Елизавета Петровна

Мария-Терезия, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Чехии, жена императора Священной Римской империи Франца I

Фельдмаршал Степан Федорович Апраксин назначен главнокомандующим армией сразу после объявления Семилетней войны. Войска без всякого его участия разбили пруссаков под Гросс-Егерсдорфом в 1757 году

Петр Семенович Салтыков — победитель прусского короля Фридриха II под Кунерсдорфом в 1759 году, едва ли не единственный заслуженный обладатель звания генерал-фельдмаршала

Взятие ключевой позиции на прусском побережье — крепости Кольберг в ходе Семилетней войны. Художник А. Коцебу, 1852

Детство Фике было обычным для ребенка XVIII века, пусть даже и из княжеского рода. Она не была близка с родителями, но много путешествовала с матерью по Германии

Христиан-Август Ангальт-Цербский, отец Екатерины II

София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая Екатерина II

Иоганна-Елизавета Гольштейн-Готорп, мать Екатерины II. Увидев ее в 1744 году, Елизавета расплакалась: та была удивительно похожа на своего брата Карла-Августа — давным-давно умершего, но незабытого жениха цесаревны

Цесаревич Павел Петрович. Елизавета забрала его к себе сразу после рождения и уделяла ему много внимания

Великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Петру нужна была не жена, а «поверенная в его ребячествах»

Екатерина II у гроба Елизаветы Петровны. Художник Н. Ге.

Надпись на надгробии Елизаветы Петровны. Автор — М. Ломоносов

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Елизавета Романова: маленькая принцесса

1 ноября родилась преподобномученица, княгиня Елизавета Романова. Говорят – все мы родом из детства. Какую роль играет детство в жизни святых? Каким было детство святой Елизаветы?

Портрет семьи герцога Гессен-Дармштадского: Аликс, принцесса Елизавета, герцог Людвиг IV, старшая сестра принцесса Виктория, брат Эрнст Людвиг. Художник Генрих фон Ангели, 1879 год

«Дома меня научили всему»

Принцесса Елизавета, Элла, как звали ее в семье, родилась 1 ноября (н.ст.) 1864 года в семье герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории.

Как и всякую принцессу, Эллу учили музыке, языкам (она говорила и писала по-английски и по-французски), живописи, литературе, истории. Элла умела петь, рисовать, танцевать, ценила поэзию, обладала тонким вкусом и прекрасными манерами. Но не только.

Мать Эллы, великая герцогиня Алиса, внушала детям строгие правила. Она учила маленьких принцесс самих выполнять всю домашнюю работу: убирать свои комнаты, застилать постели, топить камин и даже самостоятельно следить за своим туалетом, прибегая к помощи горничных в крайнем случае.

Позже вл. кн. Елизавета скажет: «В доме меня научили всему».

Семья была протестантской. Герцогиня Алиса верила не потому, что такова традиция и хороший тон, а потому, что была доброй и сердечной женщиной. Она верила делом: ходила в больницы, богадельни, приюты, и брала с собой старших детей. Элла с детства не просто знала, что есть бедные, одинокие и страдающие люди, она видела, как и чем можно им помочь и делала это.

Но может быть, кто-то скажет: легко быть доброй и щедрой, когда ты принцесса. Легко любить, когда у тебя большая дружная семья и тебя все любят.

Действительно, настоящая вера и доброта проверяются в испытаниях. Нередко, в страшных.

Когда Элле было всего 9, семья пережила трагедию: на глазах у матери разбился насмерть трехлетний брат Эллы — Фридрих.

Когда ей было 12, в Дармштадте началась эпидемия дифтерита, заболели все дети, кроме Эллы. Принцесса Алиса ухаживала за детьми и заразилась.

Вскоре умерла четырехлетняя Мария, а вслед за ней и сама великая герцогиня, в возрасте 35 лет.

В тот год детство Эллы закончилось.

Но горе не замкнуло сердце, а еще больше открыло его: мать, отдавшая жизнь своим детям, научила этому Эллу.

Она видела страдания отца, растерянность и одиночество младших сестер и братьев и всеми силами старался утешить и поддержать их.

После смерти матери Элла и Аликс (будущая императрица российская, св. Александра) воспитывались в основном в Англии, у бабушки, королевы Виктории. Девочкам очень не хватало матери, обе были сильно привязаны друг к другу. Элла, как старшая, всегда по-матерински опекала маленькую Аликс. Продолжала делать это и в России, по крайней мере, пыталась.

Еще один родственник

Но в семье Эллы был еще один родственник, сыгравший в ее жизни и судьбе, по словам самой принцессы, огромную роль. Это святая Елизавета Тюрингская (XIII в.), родоначальница рода герцогов Гессенских. Именно в ее честь и была названа будущая преподобномученица.

Эдмунд Лейтон, «Благотворительнось святой Елизаветы Венгерской» (1895 г)

Эту святую, которая сегодня носит титул «Gloria Teutoniae» («слава Германии»), отличали удивительная сострадательность, деятельная любовью к людям и редкостная твердость духа.

Несмотря на свое протестантское воспитание, юная принцесса Гессен-Дармштадтская горячо почитала свою святую покровительницу, не раз бывала в Марбурге, где покоятся ее мощи, и открыто высказывала пожелание хоть в малой степени уподобиться ее святости. Бог услышал ее молитву;

в судьбе двух Елизавет немало поразительного сходства.

Святая Елизавета Тюрингская в детстве лишилась матери, вышла замуж по любви за иноземного принца, пережила гибель мужа, претерпела многочисленные насмешки и издевательства родных, отдав все свое состояние бедным, закончила путь в добровольной нищете и болезнях. И при этом — светилась радостью и заражала ей всех вокруг. Слова ап. Павла «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16), в жизни Елизаветы Тюрингской стали реальностью, а для ее прапра…правнучки — заветом.

В 1891 году вл. кн. Елизавета приняла Православие. У нее осталось прежнее имя – Елизаветы, но, по православной традиции, — в честь новой святой – праведной Елизаветы, матери великого пророка и друга Господня Иоанна Предтечи. Став настоятельницей обители милосердия, святая преподобномученица Елизавета стала матерью всем, кто нуждается в любви и сострадании.

Один из первых снимков гессенской принцессы Елизаветы — Элле 1 год. Дармштадт, 1866 год

Святой Елизавете 2 года. Дармштадт, 1866 год

Принцесса Элла с сестрой Ирэной и родителями: герцогом Гессенским Людвигом IV и герцогиней Алисой Английской. 1867 год

Елизавета Гессенская. 1871 год

Святая преподобномученица Елизавета Романова в семилетнем возрасте. 1871 год

Портрет принцессы Эллы. Элле 7 лет. Художник Реджинальд Истон (1807-1893)

Портрет принцессы Эллы в 9 лет. Художник Йозеф Хартман. В этом возрасте в семье случилось несчастье, погиб младший брат Эллы, трехлетний Фридрих. На глазах у матери, принцессы Алисы, он выпал из окна. 1873 год

Дети семьи Гессен. 1878 год

Дети дома Гессен. 1878 год

Принцессы Гессенские: Виктория, Ирэна, Аликс, Елизавета (справа) в трауре по матери, принцессе Алисы. 1879 год

Дети дома Гессен с отцом, Людовиком IV и бабушкой, королевой Викторией Английской в трауре по матери, жене, дочери — герцогине Алисе. 1878 год

Принцесса Элла (слева) с братом Эрнестом Луи и сестрами: Викторией, Аликс (будущая императрица России, св. Александра, сидит) и Ирэной. 1880 год

Елизавете Гессенской 16 лет. 1880 год

Карл Рудольф Зон, портрет великой кнгягини Елизаветы Фёдоровны. Германия. 1885 год

Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой (художник А.П.Соколов). 1886 год

Елизавета Фёдоровна Романова. 1884 год

К. Брож, Великий князь Сергей Александрович с невестой Елизаветой Федоровной; эстамп, 1884 год

Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна. 1884 год

Дочери Людовика IV, великого герцога Гессенского и принцессы Алисы Великобританской: принцессы Ирен, Виктория, Елизавета и Аликс. 1885 год

Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна. 1892 год

Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна. 1893 год

Николай Александрович Романов, Эрнест Луи Гессенский, Сергей Александрович Романов. Александра Фёдоровна, Виктория Гессенская, Елизавета Фёдоровна. Дамы справа и слева от Е.Ф. — Ирэна Прусская, сестра и Виктория Мелита, сестра. 1894 г

Елизавета Романова в кокошнике. 1897 год

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна с фрейлиной. 1897 год

Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна. 1903 год

Император Николай II, императрица Александра Федоровна, великий князь Сергей Александрович, великая княгиня Елизавета Федоровна, дети великого князя Павла Александровича — Мария и Дмитрий в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре во время пребывания в Москве 29 марта-16 апреля 1903 года

Портрет Елизаветы Фёдоровны кисти Н.В.Харитонова. 1905 год

Ссылка на основную публикацию