История моды в Испании XVI – XVII века

Испанская мода XVI века

Аристократичность средневековой испанской моды, ее причудливость и гротескность. Влияние французского барокко, итальянского Ренессанса и католической церкви на стиль и моду Испании XVI—XVII столетия. Описание костюма, причесок и головных уборов, обуви.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления14.06.2014
Размер файла18,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Испанская мода 16 века

Испанская мода подчеркнуто аристократична. Ей соответствовала строгая, жесткая, как бы накрахмаленная одежда, стесняющая движения. Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой. Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой. Плечи выкладывались ватными валиками. Брыжи со временем достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами. В эпоху Франциска II причудливая мода довела до гротеска форму камзола: с помощью ваты наращивались размеры живота. Таким путем как бы подчеркивались важность и значимость человека. Но острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом». Характерную черту испанского костюма составляли короткий плащ-накидка, а также жесткие шляпки с узкими полями. В моду вошли маленькие клинообразные бородки. средневековый мода барокко ренесанс

Женская одежда во многом повторяла мужскую. Обширнейшие же юбки — без единой складки — сажались на жесткий каркас. На ноги надевались деревянные котурны, что вместе с конструкцией юбки еще больше стесняло движения. Поговаривали, что такую моду ввели враги танцев из религиозных кругов. Сохраняя свои основные особенности, испанская мода менялась в течение XVI — первой половины XVII в. Не счесть ее модификаций в одежде отдельных стран и регионов. Даже в народной, крестьянской одежде встречались ее отдельные черты. Хотя в целом крестьянский костюм в отличие от относительно космополитичного дворянского и даже бюргерского был более самобытен. И именно он как раз в этот период развился в национальный костюм.

С первых десятилетий XVII в. испанская мода постепенно начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся подобно другим сторонам быта уже в условиях новой культурной эпохи — барокко. Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в, добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.

В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны — влияние итальянского Ренессанса, с другой — религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.

Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.

У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй.

Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей.

Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.

С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.

Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский, он подчеркивал классовую принадлежность.

1. Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны: узкого жилета — «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.

Верхней одеждой был особый вид куртки — “хубон”, который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плечей, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.

Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа — кинжал, подвешенный на цепочке. К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты — борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.

Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник — «горгеру». Чаще всего белого цвета. Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые – короткие, до середины бедра (“грегескос”). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.

Парадной одеждой аристократов, а также короля был “ропон” – короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.

Плащ – основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ – широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ “капита” и длинный – “фиельтро”, с воротником и капюшоном.

Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.

Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм “капингот” значительно отличался от аристократического – простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

2. Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.

Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. XXVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.

Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.

Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она “вердугос” (французы толковали это слово как “хранитель добродетели”). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник – вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.

Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий. В XVI в, “испанская мода” женского каркасного платья распространилась во всей Европе.

Еще одним парадным женским костюмом была “ропа” – верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.

Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.

Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.

Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками (“медвежья лапа”). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.

Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.

На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.

Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве – “чапинес”. Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

4. Прически и головные уборы

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.

Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась “бандо”.

Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался “трансадо”. Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой. Еще один головной убор – “кофья-де-папос” – носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка. Знатные испанки носили “веспайо” из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями. Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола. Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие моды и фазы ее развития. Начало французской моды. Вкус французского двора Людовика XIV и его влияние на европейскую моду. Костюм эпохи Барокко. Особенности мужского костюма и женского платья. Мужская и женская прически. Украшения и аксессуары.

реферат [30,7 K], добавлен 25.08.2012

Особенности Викторианской эпохи в истории Англии, появление новых стилей искусства и архитектуры. Описание видов, форм и элементов конструкции мужской и женской одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Влияние викторианского стиля на современную моду.

курсовая работа [5,6 M], добавлен 05.12.2013

Характеристика развития костюма эпохи барокко, эстетический идеал красоты и особенности тканей, цветов, орнамента. Особые черты женского и мужского костюма, обуви и причесок. Характеристика системы кроя эпохи барокко, их отражение в современной моде.

курсовая работа [2,4 M], добавлен 07.12.2010

Модные тенденции мужской и женской одежды эпоха Ренессанса. Популярность пышных юбок и утягивающих корсетов, которые создавали тонкий силуэт, в женской моде XVII века. Влияние строгих церковных предписаний на стиль одежды и парфюмерию европейских стран.

презентация [339,2 K], добавлен 24.12.2014

Ознакомление с данными литературы и живописи эпохи ренессанса и барокко. Выявление характерных черт стиля барокко. Исследование женского костюма, опираясь на образ Марии Медичи как представительницы двух стран и двух культур; изготовление макета костюма.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 07.06.2014

Барокко как стиль европейского искусства и архитектуры XVII–XVIII веков, история его становления и развития. Характерные черты для барокко в архитектуре и живописи Испании и Италии. Галереи Джованни Бернини и Эль Греко. Строительные особенности барокко.

презентация [736,8 K], добавлен 22.12.2009

Понятие моды, ее распространение и основные тенденции. Описание элементов европейской моды, присущей эпохе XVIII в.. Особенности ее влияния на моду других стран, в частности, России. Общая характеристика мужского и женского костюма в России в XVIII веке.

курсовая работа [33,4 K], добавлен 12.03.2013

Формирование нового костюма при французском дворе в XVII веке и его влияние на одежду в других европейских странах. Орнаментация ткани под воздействием стиля барокко. Совершенствование каркасной формы и подчинение фигуры целесообразности конструкции.

контрольная работа [6,5 M], добавлен 05.07.2015

Влияние изменения личности и физических особенностей на моду. Влияние социальной среды на человека. Архитектонические принципы среды, фигуры, модули, их влияние на моду. Цвет в костюме будущего. Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию.

реферат [4,6 M], добавлен 21.12.2015

Истоки испанского искусства. Особенности испанского барокко. Жизнь и творчество Хусепе Рибера: первые работы, увлечение графикой, период творческих достижений в живописи. Стиль и характер творчества Ф. Сурбарана. Жизнь и итоги творчества Диего Веласкеса.

Читайте также:  Елена Александровна Полевицкая

реферат [58,7 K], добавлен 25.01.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

История костюма: Испанское придворное платье XVI века

Чтобы лучше понять облик испанца XVI в., нужно обратиться к героическому периоду в истории этого свободолюби­вого и гордого народа Юго-Западной Европы.

Из всех западноевропейских народов и стран одна лишь Испания находилась под столь длительным иноземным игом, сумев в конце концов отстоять свою самосто­ятельность. Это и определило многие стороны национального характера испанца. На протяжении многовековой борьбы с маврами все испанцы были воинами: и крупные феодалы, и мелкие идальго (дворяне), и ремес­ленники, и крестьяне. Пятивековое состояние войны сделало испанцев профессиональными воинами В 1492 г. война с арабами за­кончилась, но па­мять о былых ратных подвигах продолжала жить в народе, а идеал воина стал вопло­щаться во внешнем облике испанцев, в их костюмах.
Ярче всего это проявилось в 30-е годы XVI в., когда могущество Испании достигло своей вершины. Крупные завоевания в Америке, нескончаемый поток благородных металлов и драгоценных камней из-за океана, обширные территории в Европе — все это создает иллюзию вечного богатства, божественной роскоши и беспредельной силы.
Дань военной славе и могуществу Испании времен Карла V и его сына Фи­липпа II воплотилась в создании костюма на каркасе, костюма-брони, напоминавшего латы средневекового рыцаря. Это впечатление усиливалось тканью, ведь испанцы всячески ста­рались придать ей видимость. металла. Человеку той многоликой эпохи было необходимо скрыть свой внутренний мир, скрывать формы тела – это позволял сделать именно костюм на каркасе.

Мужской костюм

Холодная аристократическая внешность и неприступность — вот что предписывали строгий испанский придворный этикет и рег­ламент придворной жизни. Огромное влия­ние на характер моды оказывала и испанская католическая церковь. Она требовала аске­тизма и предписывала скрывать формы тела плотными одеждами.Узкие, тесные и жесткие костюмы, пол­ностью скрывающие очертания тела, и под­черкнутая монотонность красок — таков ис­панский стиль одежды. Мужская одежда стилизовалась под конус, основание которого помещено на бедрах, к плечам он сужается: получается, что конус «надет» на. ноги. Испанский костюм того времени был очень жестким, сковывавшим движения, не­удобным. Он вырабатывал медленную поход­ку, медленные повороты, скупые жесты и вместе с тем горделивую осанку, что счита­лось верхом хорошего тона. Чопорность, чванливость испанского гранда (дворянина), приученного этикетом сдерживать свои душевные порывы, находит в мужском кос­тюме XVI в. законченное выражение. В конце XVI в. модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый, коричневый; гладкие ткани, монохромное решение костюма. Черный цвет широко использовался в одежде без траурной символики. Тусклая цве­товая гамма символизирует серьезный образ мыслей, чуждый еретическим отклонениям, является признаком благонадежности.
Существовала и другая причина, объясняющая пристрастие испанцев (особенно дворянства) к черному цвету. Испания долго находилась под владычеством арабов (мавров) и, чтобы подчеркнуть разницу между темнокожими маврами и испанцами, последние носили черные одежды, подчеркивающие белизну кожи.

Бархатные костюмы испанцев были в основном черными, коричневыми и серыми, то есть повторяли цвета главных монашеских орденов. В этом сказывалось возросшее влияние церкви (особенно при фанатичном католике Филиппе II Осторожном).

Рыцарь облаченный в латы, пользовался большим почетом. В XVI веке распространяется огнестрельное оружие, и латы постепенно утрачивают свою защитную роль. Но в костюме они остаются знаком благородного происхождения, древности рода. Дворяне позировали перед портретистами, иногда надев только одну какую-либо деталь-кирасу (часть доспехи, покрывающая грудь, плечи и спину) порою латы изображались отдельно от фигуры где-нибудь рядом на полу.

Под металлические латы надевали стеганную куртку. На ее основе сформировался новый тип распашной одежды-хубон. В мужской костюм начинают вышивать ватные прокладки, что бы придать телу идеальные, по представлениям той эпохи, пропорции-расширить линию плеч, создать выпуклую грудь. В XVI веке хубон более всего напоминает кирасу. Ему придавали жесткую форму с помощью пакли, конского волоса и даже опилок. В 70-х гг. на хубоне появляется “гусиное брюхо”: передня часть, набитая волосом или опилками, не только повторяла форму доспеха, но и почти так же надежно защищало в бою.

В штаны, между двумя подкладками тоже набивали пух, конский волос, вату или сено, чтобы они имели шарообразную форму. Подобный костюм нашел распространение во всех странах Западной Европы. В это время испанские короли играли ведущую роль в европейской политике и естественно, что испанский двор формировал общеевропейскую моду. Испанский придворный костюм можно считать образцом интернациональной моды, хотя в каждой из стран они получили свою интерпретацию и развитие.

Эта мода идеально выразила образ неприступного аристократа-закованного словно рыцарь в латы, в черный костюм, с конусовидным негнущимся верхом, весь покрытый как бы кованной вышивкой из металлических нитей, каменьев и золотых кружев. Верхней одеждой служил плащ, длина которого свидетельствовала о степени знатности его обладателя-чем короче плащ, те более высокороден человек. Плащ усиливал впечатление тяжелого верха на тонкие длинные ногах, обтянутые шелком чулок, в шарообразных коротких штанах. Смысловым центром костюма аристократа-католика стал огромный воротник-колесо, охватывавший голову так плотно, что она казалась головой Иоанна Крестителя на блюде Соломеи. Воротник, который стоил целое состояние, способствовал возвращению вилки ( изобретенной греками, но забытой) за обеденный стол.В это время вилка приобрела особенно длинный черенок. Что бы не испачкать огромный накрахмаленный воротник, блюдо резалось на кусочки и плавными движениями вилкой перемещалось в рот. Трапеза грандов производила впечатление торжественности и некоего пренебрежения к пище смертных.
Обувались испанцы в мягкие туфли, называемые “волчьи лапы”, с узкими носами, украшенными овальными разрезами, похожими на когти. К военному костюму надевали длинные сапоги из кожи с узкими голенищами.

Образ дополняли аскетическая бледность и горящие религиозным светом глаза. Воинственность испанцев связана с невероятной национальной гордостью присущей всем сословиям , что наложило отпечаток даже на христианство, которое в Испании приобрело иступленный мрачный характер.

Женский костюм

Поскольку христианская мораль полагала тело греховным, испанские придворные женские платья не имели ни декольте, ни распашных юбок. Костюм грандесс всеми возможными способами скрывал тело, оставляя открытыми только лицо и кисти рук.

Эталоном красоты считалась худая, стройная фигура, с совершенно плоской грудью. Грудь грандесс жестоко, пыточно стягивал металлический корсет с острым, твердым выступом на животе, благодаря чему лиф плавно переходил на юбку, придавая всему торсу вид треугольника или воронки. Он формировал фигуру соответсвующую представлениям высокородных испанцев о красоте знатной дамы: плоская грудь и тонкая талия (до 35см в обхвате). Изнутри такой корсет обшивалм кожей или бархатом. Его надевли на голое тело или поверх рубашки. девочки из дворянских семей начинали носить их с ранних лет.

Баллонообразные рукава, огромные круглые воротники, головные уборы-все делало верх женского костюма похожим на мужской. Костюм эстетически отрицал пол. При этом форма груди непременно обозначалась двумя полукружиями жемчужных нитей поверх гладкого лифа. Вторые рукава — отлетные, расширенные или разрезанные поперек по внутренней поверхности на уровне локтя, похожие на тяжелые парчовые крылья, напоминали об ангельской добродетели испанской аристократки.

Портреты испанских инфант. Дата портрета Изабеллы — 1584 г., Маргариты — 1664 г. Испанская мода сохраняет каркасное платье, изменяя его по горизонтали.

Испанская мода подарила миру на долгие годы жесткий каркас юбки, принятый с восторгом во всей Европе. Вердугос (каркас юбки) часто называли “хранителем добродетели”, потому, что он жестким конусом окружал фигуру от талии до пола так, что не видно было и кончиков башмака. “У королевы нет ног” — гласил этикет. Полностью прятала фигуру и распашная одежда-марлот. Верхнее платье шилось либо вообще без рукав, только с козырьками-эполетами или валиками на проймах, либо у него были откидные рукава, позволяющие видеть длинные узкие рукава кофты. Платья шили из шелка, парчи, тонкого сукна, бархата и расшивали золотом, золотыми галунами, жемчугом, ювелирными розетками, украшали шелковыми и парчовыми лентами с металлическими наконечниками (пунтасы).

В ХVI веке костюм как бы собирали из отдельных деталей: к лифу пристегивали или привязывали оборку-баску, рукава, воротник, манжеты. Лиф, рукава и юбка из одинаковой ткани составляли одно платье, но части одежды можно было комбинировать, получая различные варианты нарядов. Подобный костюм вместе с железным каркасом и корсетом весил много килограммов, благодаря чему походка знатной испанки приобретала величественность.

Костюм собирался из отдельных частей. Воротник и манжеты могли стоить целое состояние.

В XVI веке испанцы начали выращивать культуры, привезенные из Америки — кукурузу, помидоры, картофель. Из картофеля научились извлекать крахмал, который использовался не только в кулинарии, но и повлиял на форму воротников. В начале XVI века, стойку хубона украшал узкий складчатый рюш из белого полотна, называемый в Испании “гергера”, во Франции “фреза”, в Англии “рафф”.

Благодаря тому что воротник начали крахмалить, во второй половине столетия его размеры стремительно увеличились. В конце века он превратился в огромный “мельничный жернов”. Такой воротник тесно обтягивал шею, и голову нужно было держать высоко поднятой, что было органично для образа гордого аристократа испанца.

Жесткую складчатую форму воротникам придавали с помощью специальных щипцов — плоили. Плоеный воротник дополняли плоеные манжеты из белого полотна, отделанные по краю кружевом. Умение плоить воротник и манжеты очень ценили, этому обучались многие знатные дамы. Поскольку воротник обшивали драгоценным кружевом, стоил он целое состояние. Чтобы во время еды не запачкать соусом или подливом дорогую вещь, вспомнили о таком изобретении как вилка. С тех пор в высших слоях общества есть руками стало неприлично.

Костюм дополняли серьги, перстни, подвески, ожерелья и цепи, перчатки, веер из страусовых перьев и тончайший носовой платок, отделанный кружевом. Головные уборы были традиционные испанские чепцы кофья-де-папос из тонкой ткани, расшитые золотом, а так же напоминающие мужской ток. Испанки носили высокие прически из завитых или зачесанных наверх волос.

Длительное пребывание испанцев под (мавританской) мусульманской культурой объясняет распространение в Испании обычая для женщин накидывать на голову покрывало при выходе на улицу. В XVI веке оно напоминало чадру мусульманок-это была плотная ткань, часто черная. Впоследствии покрывало превратилось в знаменитую мантилью из черных кружев.

Из истории испанской моды

Лет четыреста назад Испания задавала тон европейской моде. Английская королева Елизавета I, отчаянно сопротивлявшаяся испанской гегемонии в мире, не расставалась с испанской юбкой и севильскими кружевами. Французский двор до начала XVII века тоже был во власти испанских туалетов. В отличие от мусульманской и византийской одежды, скрывавшей от глаз женскую фигуру, испанская мода XVI века формировала ее под некий общественный идеал.

Идеал этот не допускал, например, демонстрации женской груди. От греха избавляли корсет и шнуровка – ими пытались свести грудь на нет, сделать ее плоской; девочкам даже привязывали к груди свинцовые пластины.

Каркас (по-испански тонтильо) делали из обручей (вердугос), поэтому и юбки на каркасе получили название вердугадо. Обтянутые парчой, украшенные драгоценностями, они были очень тяжелы и очень дороги. Юбка тех времен – это целое сооружение; установив ее на полу, в нее просто входили и пристегивались к корсету. Лиф платья тоже был на каркасе – металлическом или из китового уса. Платье шили из плотной ткани и плотно шнуровали. Вообще шнуровка была предметом особой гордости. Сами шнуры или шелковые ленты – пунтасы – украшали золотыми наконечниками. По большей части они служили декору платья, располагаясь по всей юбке – снизу доверху.

Со второй половины XVI века испанки обзаводятся горгерой – огромным круглым плоеным воротником. А позднее платья обрели высокие стоячие воротники, назначение которых, кроме всего прочего, состояло в увеличении роста их обладательниц. Одевавшаяся по испанской моде английская королева любила появляться перед народом и придворными в платье именно с таким воротником, поверху отороченным драгоценным кружевом.

В XVII веке кому-то из заправил моды пришло в голову расширить и без того огромных размеров юбку по бокам. Ширина юбок стала равняться росту женщины, а бока располагались под прямым углом к талии. Испанку, которая придерживается традиций, нельзя себе представить без черной или белой накидки на голове, ниспадающей на плечи: шелковой, льняной, полупрозрачной или кружевной мантильи.

Слово «мантилья» происходит от латинского «мантеллум» – покрывало. Но есть серьезные основания полагать, что сама мантилья – мавританского происхождения. По мусульманским обычаям женщины-мавританки прятались от посторонних глаз под покрывало. Жившие с ними бок о бок испанки до XVI века тоже закутывали голову, глаза и шею. И даже кружева мантильи тоже придумали мавры.

Сами же испанки изобрели способ носить мантилью, которая не столько скрывает, сколько выявляет их формы, грацию, свободу движений. Непреложные правила испанского этикета XVI – XVII вв. не позволяли даме показывать на людях свои ноги. При появлении в свете в сопровождении дворецкого и придворных дам, знатная испанка надевала вестидо (платье) с высокой талией и широкой юбкой с обязательным шлейфом, длину которого регламентировал король. Обувь тоже была особенной. Чапинес – туфли на высоких деревянных подошвах с двумя рядами шляпок медных гвоздей. Именно такая модель являлась признаком знатности особы. Кроме того, высокие чапинес помогали преодолевать уличную грязь. Испанские дамы, истинные католички, почти никогда не расставались с четками.

Абанико – по-испански «веер». В середине 19-го века русский путешественник В. Боткин побывал в Испании и горячо полюбил ее. Он пришел к твердому убеждению, что абанико «решительно никогда не выходит у них (испанок) из рук, у самой бедной крестьянки, как и у королевы, а искусство владеть им дано только испанкам. На Прадо, в театре, в церкви постоянно слышатся шум и щелканье вееров. Они кланяются, приветствуют, делают знаки, наконец, говорят ими, потому что меня уверяли, что женщина может сказать веером все, что захочет…»

Средневековые испанки обходились веером-экраном; знатные дамы предпочитали опахала, которые скорее служили украшением, аксессуаром костюма. Для них не жалели перьев страуса, попугая, аиста. Рукоятки делали из золота, серебра и слоновой кости. На золотой цепи веер подвешивали к поясу и застегивали на нем драгоценной пряжкой. Тем временем пришла эпоха складных вееров. В XVI веке дальним морским путем купцы привозили их из Китая и Японии. Легкие, удобные, практичные и нарядные, они быстро завоевали симпатии европейских модниц.

По примеру французов в Испании стали расписывать веера, состоявшие в ту пору из пластин слоновой кости и «покрышки» из лайки, пергамента или франжипана – так называли кожу, ароматизированную особым составом, изобретенным итальянским маркизом Франжипаном.

Читайте также:  Эдит Хэд – эскизы костюмов и биография

Знатоки насчитали больше ста способов объясняться веером. Бытовало убеждение, что истинный аристократизм дамы выражается в манере держать веер. Веером передавали всю симфонию чувств, обнадеживали влюбленных, ввергали в отчаяние, раздували пламя страсти и с той же легкостью карали равнодушием.

«Я замужем» – отмахивалась дама развернутым веером.
«Вы мне безразличны» – давала понять, закрывая веером лицо.
«Довольствуйтесь дружбой» – говорила, открывая веер на один листок.
«Вы страдаете, и я вам сочувствую» – снисходила, наконец, дама, раздвигая веер еще на один листок.
«Можете быть смелы и решительны» – означал веер, который держали «стрелой».
«Ты мой кумир!» – не в силах сдержать чувств, провозглашал веер, открытый на три листика.

Темперамент, национальный характер, воображение и уклад жизни сделали веер в Испании телеграфом флирта. Когда испанка роняла абанико перед кабальеро и спешила поднять его, это не сулило ничего, кроме ненависти и антипатии. И напротив, позволяя кабальеро поднять «случайно» оброненный веер, она подавала ему знак надежды. Поочередно складывая и распуская веер, приглашали на свидание…

Веер тщательно подбирали к туалету. Для балов годились светлые веера. С черным бархатным или атласным платьем гармонировал черный кружевной веер. Вообще чуть ли не до начала XX века испанки предпочитали черный цвет. Старинные веера поражают изяществом и красотой отделки, за ними охотятся коллекционеры. Нередко их расписывали именитые художники. На знаменитых аукционах цены на веер поднимаются до нескольких тысяч долларов.

Испанская мода: стиль одежды и мировые тенденции

Испанская мода много столетий удивляла мировые бренды свое необычностью и легкостью

Испанская мода получила свое начало еще в «золотом веке». Но по сравнению с многими странами свои дома моды и коллекции появились в Испании сравнительно недавно. Сегодня же изысканная мода этой страны процветает.

Чувство стиля: одежда и мировые тенденции

Испания и известные фижмы

В большинстве своего существования Испания в одежде придерживалась прагматизма в своей одежде, но был период, когда именно эта страна слыла законодательницей мод. Самое яркое время моды в Испании приходится на 16-17 век. В тот период стиль, которые преобладал на Пиренейских полуостровах, приветствовался во многих дворах Европы. Основоположником этого направления стал Хуан де Альсега, который в 1589 г. опубликовал свой тракт «Книга о размерах, их применении и выкройках» (Libro de Geometria, Practica y Traca). Но в общем испанская мода вносила свои тенденции в мировую моду от случая к случаю.

В 15 веке именно испанские портные создали «панцирь», который утягивал грудь и живот. Именно он стал прародителем корсета.

Коррида и фламенко

Канонический (облегающий и кричащий) костюм матадора считается символом Испании. Он был создан в 18 веке на основе андалусского народного костюма. Чтобы выглядеть, как матадор, потребуется пять вещей:

  • Кожаные тапочки (sapatillas);
  • Плащ (capote);
  • Шляпа (montera);
  • Мулета- плащ красного цвета, но меньшего размера (muleta);
  • Шпага (estoque).

Для настоящего матадора на один сезон требовалось до шести парадных костюмов, причем они были достаточно замысловатого пошива. Сегодня любой атрибут из такого костюма стоит приличную сумму, а антикварные модели продаются, как антикварные.

Другим костюмом, который считается исключительно испанским, является фламенко. Традиционный испанский костюм состоит из шали, длинного яркого платья с многочисленными оборками и воланами (bata de cola), а также веера. Мужчины очень часто выступают в кордовских шляпах и черных брюках.

Самые яркие испанские модельеры

В 20 веке во многих странах появляются модные кутюрье, которые диктуют новые направления и тенденции. Испания также стремится не отставать от мира, предоставляя свои не менее талантливых модельеров. Особенно яркими и преуспевающими стали два модельера – Мариано Фортуни и Кристобаль Баленсиага. Они открыли дорогу будущим талантам, которые и сегодня процветают. Ниже будет представлено пять лучших имен испанской индустрии моды.

  1. Кристобаль Баленсын у баскского рыбака научился портняжному искусству у моей матери, а уже в 1915 году основал свою мастерскую под покровительством маркизы де Каса Торрес. В последствие он открыл три модных салона. Через двадцать лет он представал свою коллекцию одежду в Париже, куда сбежал во время Гражданской войны. Он в своих работах избегал вычурности. Создавая классические модели, что будут вечно оставаться актуальными. Его платье Baby Doll и сегодня копируется и видоизменяется, так как оно впервые позволяло своим женщинам скрывать недостатки.
  2. Мариано Фортуни. Сын художника с раннего детства жил во Франции, а затем в Венеции. Уже в 1906 году им был открыт в Париже Дом моды, что существовал 4 года. За время своей деятельности он успел прославиться благодаря моделям «Дельфос» и кносских шарфов.
  3. Мануэль Пертегас. Он набирался опыта и мастерства во время суровых лет гражданской войны. В 1942 году им был открыт первый салон в Барселоне в 1942 году. Затем он отправился в Северную Америку, где бы удостоен «Оскара» в сфере моды.
  4. Маноло Бланик. Дизайнера, который родился на Канарских островах, в большинстве интересовала только обувь. Первый магазин был открыт в Лондоне в 1973 году. Основной отличительной чертой большинства его моделей является большой каблук.
  5. Адольфо Домингес. Об этом галисийском дизайнере впервые стало слышно в 1979 году с выпуском коллекции La arruga es bella. Он представил свои коллекции авангардного характера, но при этом достаточно функциональные, которые импонировали вкусу большинству испанцев. Первая коллекция была показана в Париже в 1985 году.

Испанская уличная мода

Испания известна не только образцами высокой моды. Именно в этой стране огромное количество специалистов, которые занимаются созданием практичной повседневной одежды для людей различных возрастов и социальной группы. Наиболее востребованным является холдинг Inditex Group, в состав которого входят компании Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius. Этой империи принадлежит более 3000 магазинов в 67 странах.

Еще двумя крупными гигантами своевременной испанской индустрии являются компании Punta Fa и Mango. Рекламой бренда Mango в последние годы занимались такие яркие личности, как Пенелопа Крус, Мила Йовович и так далее.

Более полные манекенщицы

На Неделе испанской моды в Мадриде в 2006 году организаторы начали оттеснять с подиума слишком худые модели. Многие посчитали, что это специальный ход, чтобы привлечь внимание к мероприятию. Но в реальности в последнее время правительство станы склоняет крупных производителей к тому, чтобы производить модные коллекции для женщин реальных размеров.

И владельцы крупных торговых точек согласились с таким моментом, надеясь, что такой поступок сократил женщин, которые изнуряют свой организм голоданием. В 2007 году в Испании началось длительное исследование (16 месяцев), чтобы определить размеры среднегабаритной испанки, чтобы женщинам не приходилось подстраиваться под коллекции модных модельеров.

История моды в Испании XVI – XVII века

Глава пятая. Испанские прически XVI начала XVII века

Общая характеристика

Географические открытия и захват новых земель увеличили приток богатств в страны Европы. Завоеватели варварски грабили коренное население Америки, Африки, Азии. В середине XVI века особенно стала выделяться Испания. Открытие Христофором Колумбом Америки, а затем завоевание ее земель превратило Испанию в самую могущественную державу мира. Присоединив к своим колониям в Америке земли южной Италии, Испания так расширила свою территорию, что появилось крылатое выражение – “владения королей так велики, что в них никогда не заходит солнце”. Золото, награбленное в колониях, дало возможность Испании пережить стремительный расцвет.

Власть короля становится неограниченной. В стране создается хорошо оснащенный военный флот и сильнейшая в Европе наемная армия. В создании мощного государства король нашел союзника в лице католической церкви. “Святая инквизиция” жестоко и фанатично преследовала иноверцев и еретиков. Страх быть обвиненным в распространении ереси преследовал каждого. По всей стране пылали костры, на которых сжигались невинные люди.


Рис. 54

Но, несмотря на жестокие меры, церковники не могли остановить развитие национальной культуры и искусства, вобравшей лучшие черты итальянского Ренессанса и элементы мавританской культуры. Испанское Возрождение было подвержено сильному влиянию католической церкви. Испанский уклад жизни был во многом подчинен религиозным требованиям. Моду в костюме и прическах диктовал королевский двор, согласуя ее с церковными канонами, которые требовали сокрытия форм тела. Невзирая на свою чопорность и монотонность, испанская мода оказала сильное влияние на формирование мод стран Западной Европы – в конце XVI века Испания стала законодательницей мод. Процесс освободительной борьбы, продолжавшейся столетиями, наложил отпечаток на нравственный и внешний облик испанского народа. В Испании благодаря единству целей в борьбе против угнетателей-мавров не было сильного различия между простыми горожанами и мелким дворянством. Однако многовековое владычество завоевателей не могло пройти бесследно. Восточное влияние проявилось в быту, в отношении к женщине, наложило определенный отпечаток на культуру. Испанская аристократия совместно с католической церковью старалась всеми силами бороться с новыми веяниями, подавляя и преследуя передовых мыслителей. Аристократы богатели, а крестьяне и средние слои разорялись. Но несмотря на трудности, испанская культура переживает подъем. Пронизанная гуманистическими идеями, художественная литература, драматургия, живопись вступает в свой “золотой век”. Имена Лопе де Вега, Сервантеса, Веласкеса, Сурбарана и многих других знает и почитает весь мир. Судя по портретам этого времени, испанцы представляли идеал красоты мужчины как сочетание храбрости и мужества. Высокие, с худощавой фигурой, крупными чертами лица, густой шапкой тщательно причесанных волос, холеными белыми руками кавалеры считались красивыми.

Женщины должны были быть с белой кожей, без оттенка желтизны, стройной фигурой, гордой и плавной походкой, ценили в женщине остроумие, умение вести себя в обществе, играть на различных музыкальных инструментах, петь.

Основные виды и формы причесок. Все мужские прически представляли собой короткую стрижку (рис. 54). Это объяснялось прежде всего модой на высокие стоячие воротники типа фрезы, “мельничных жерновов”. Прически из длинных волос типа “колба”, популярные в Италии, были неудобны. Воротники заставили их укоротиться. Волосы стали подстригать “ступеньками”, а на лбу завивать в мелкие локоны.

Носили прически из полудлинных волос, подвитых концами внутрь. Часто можно было видеть прически с зачесанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.


Рис. 55

В Испании мода на парики не была массовой, их носили только щеголи. Закупали их во Франции. Мужчины-простолюдины носили’ прическу “пейзан”, “в кружок” или прически с косичками, заправленными в маленькую бархатную сеточку, которая свешивалась на плечо или спину. На конце иногда завязывали бант. Волосы стали в прическах короче. При коротких прическах бакенбарды подстригались короче. Одни носили бороду заостренной формы, другие чисто выбривали лицо. Из-за своей огромной популярности остроконечные бородки получили название “эспаньолок”. При помощи специальных маленьких ножниц и щипцов бороде придавалась клинообразная форма. Носили бороды и других форм – раздвоенные на концах, округлые. Дополнением к бороде были усы. К ним относились с еще большим вниманием, чем к бороде. Были усы с концами, загибавшимися буквой “икс”, с концами, которые торчали как пики. Встречались и многоярусные усы. Гранды носили усы “бравадо”: концы усов закручивались кверху двумя длинными пиками. Концы усов специально смолили или фабрили. С 40-х годов XVI века усы становятся еще длиннее. Было много разных фасонов усов и бород, поэтому в парикмахерских, цирюльнях обычно выясняли сначала, какие усы и бороду хочет клиент. Для придания солидности подстригали и завивали по одному фасону, если клиент желал понравиться даме сердца, – по другому, для устранения соперника – по третьему.

Мужские прически XVII века, несмотря на общеевропейское влияние французского королевского двора в области мод, изменяются очень мало. Сохраняются короткие стрижки. Удлиненные французские парики типа “бинетт”, “пудель”, “грива льва” не находят массовых поклонников. Прически продолжают делать из естественных волос. Распространяется прическа “а-ля Каденетт”, с заплетенной косичкой сбоку и одним или двумя длинными локонами, спадавшими на воротник. Формы бород и усов продолжают сохраняться.

Женские прически, как и мужские, по сравнению со средневековыми претерпели изменения. Законодательницами мод стали королевы. Силуэт прически изменился из-за перемены формы воротников. Распространяются среди придворных дам высокие прически, пучки на макушке, валики надо лбом. Часто прически делали на каркасах из медной проволоки, на которые крепили волосяные пряди. Прически делались в большинстве из завитых волос. Благодаря каркасам в форме груши, сердца, кегли, яблока появились высокие прически с такими же названиями (рис. 55). Эта прическа состояла из нескольких видов локонов. По лбу, на висках завивали легкие, мелкие локоны, среднюю часть прически делали более массивной из буклей или трубчатых локонов. Аристократки носили прическу “куафиа де папос”, состоявшую из прямого пробора и кос, уложенных баранками на щеках, плоско. Прическа получила такое название из-за своей степенности и строгости. Носили и сложные прически, вместо кос укладывали на щеки объемные полушария – бандо.

Девушки носили волосы распущенными, украшали их налобными обручами или широким валиком кольцеобразной формы из пестрой материи, лент или повязок. Часто волосы заплетали в косы и укладывали в высокие пучки на теменной части, убирали в золотые или серебряные тонкие сетки. С распространением высоких воротников волосы стали подкалывать на макушке длинными золотыми шпильками, убирать в расшитые жемчугом сетки, закалывать гребнями. Прическа “куафиа де папос” просуществовала недолго, ее сменила еще более чопорная. В такой прическе волосы разделялись прямым пробором, гладко приглаживались на две стороны, а на затылке взбивался или прикреплялся объемный пучок. Сетки значительно удлинились – длина некоторых достигала земли. Они перевязывались целым рядом буфов.

Дамы высшего сословия носили парики и часто окрашивали свои природные волосы в другие цвета. Мода на парики пришла из Мадрида, причем модницы придумали новшество: парики теперь делались не из волос, а из шелковых нитей с вплетенными в них жемчугом и кружевом. Увлечение париками быстро распространилось при дворе. Прически париков были сложные – на голове воздвигалась целая башенка из проволоки, лент, перьев и кружев. Лицо дамы, густо набеленное и нарумяненное, “тонуло” в этом нагромождении. Добавлением были драгоценности – нити и камни.

В XVII веке популярность получает прическа геометрической формы, напоминавшая по силуэту египетские парики. Сверху прическа была плоской, широкой по краям, дополнением служили ленты. Очень эффектны были прически королевы Изабеллы Португальской, жены испанского короля Карла I. Одна из них изображена на полотне Тициана “Портрет Изабеллы Португальской” (1535). Волосы разделены прямым пробором, гладко зачесаны на виски, лоб открыт, от висков идут плотно заплетенные и уложенные на ушах косы с завитыми прядями, которые закручены в ракушки; на теменной части – также два ряда кос, плотно прилегающих к голове и идущих от уха до уха. По пробору приколота брошь. Аналогична изящная прическа Марии Луизы Бурбонской. Длительная борьба испанского народа за свою независимость воспитала боевой дух, который проявился даже в женских прическах. Об этом свидетельствует распространившаяся прическа типа “боевой конь”. Она делалась наподобие конского хвоста: волосы высоко завязывались на макушке и падали волной на спину и плечи. У основания волосы переплетались или жгутом, или лентой. Иногда “хвост” разделялся на две части. Волосы подвивали спиралеобразными локонами, добавляли искусственные пряди.

Читайте также:  Костюм и мода Италии эпохи Возрождения

Характерной чертой испанских причесок были завитки, уложенные на лбу и щеках. Знатные дамы носили пришитые к головным уборам букли и локоны разного цвета. Часто прически и парики обильно посыпали цветными порошками. Особенно эффектно выглядела фиолетовая или золотая пудра, которой посыпали волосы черного цвета.

Девушки из народа носили распущенные по плечам и спине волосы. Замужние собирали их в низкие пучки, закалывая гребнем. Форма этой прически стала классической для испанок всех сословий.

В XVII веке женские прически в основном сохранили свой национальный колорит. Парики применялись чрезвычайно редко, а если надевались, то из-под них выпускали пряди естественных волос в виде отдельных завитков или пейсов. Аристократки носили прически из кос, которые укладывались параллельными рядами или в виде жгутов и бандо.

Костюмы испанских придворных отличались от итальянских и французских богатством тканей, а также цветовой гаммой. В 30-40-х годах преобладали светлые цвета, но уже в середине XVI века они стали встречаться очень редко. Официальными были черно-белые цвета, оттеняющие белизну кожи, которой так кичились придворные гранды, – она отличала их от мавров и людей, родившихся от смешанных браков.

Воинственный характер испанцев проявлялся и в одежде. Мужские костюмы утратили мягкость, плавность линий итальянского костюма, они стали напоминать фактурой военную броню. В моду вошли каркасные формы. Мужской гражданский костюм состоял из куртки со съемной баской и штанов, которые простегивались ватой, пухом, конским волосом и даже сеном. Сверху эти стеганые вещи туго обтягивались красивыми тканями, которые изготовлялись в Нидерландах, Германии, Франции и самой Испании. Бархат и шелк расшивались золотыми нитями, украшались драгоценными камнями. Своеобразным украшением костюма служили прорези, разрезы, количество которых увеличивалось со временем, – сквозь них буфами вытягивали нижнюю, более легкую подкладку. Дополнением костюма были плащ, длинные чулки или трико, плотно обтягивающее ноги, высокие гетры, которые застегивались многочисленными застежками. Украшались костюм и воротник стоячей формы тонким белым рюшем у горловины, а также золотым шитьем.

Постепенно этот рюш увеличивался в размерах и приобрел новую форму, получив название фреза. Туго облегая шею, воротник заставлял держать голову прямо, придавая надменный и горделивый вид испанцам-аристократам. Воротники сильно крахмалились, их делали из дорогих кружев, которые стоили баснословно дорого. Часто стоимость воротника значительно превосходила стоимость всего костюма. Цветовая гамма меняется, но покрой и форма остаются.

Женский костюм напоминал футляр. Он состоял из деревянного или проволочного каркаса в чехле, сшитого из плотных тканей. Суровость нравов требовала от аристократического костюма сокрытия шеи, форм тела. С помощью корсета и полные и худые дамы казались одинаковыми. На портретах этого времени изображены женщины подтянутые, с прямой спиной и горделиво поднятой головой.

Существовало несколько вариантов женского костюма, но все отличие заключалось лишь в оформлении лифа, который декорировался по-разному. Костюм выглядел величественно, но каркасные формы лишили его женственности. Он состоял из рубашки и двух платьев; нижнего – котт, с буффированными рукавами, плотно облегающими руки, и верхнего, расширявшегося от талии книзу, при этом рукава были короткие или их совсем не было. Окат рукава украшался объемным валиком. Завершался костюм воротником-фрезой наподобие мужского. Народные испанские костюмы были более красочны, ярких, жизнерадостных тонов, в них не было чопорности и сухости.

Головные уборы, украшения, косметика. Испанцы любили носить большие, широкополые шляпы с одним или несколькими страусовыми перьями. В моду входят небольшие, плоской формы бареты из бархата или велюра с твердым околышем, украшенные тонким пером или вышивкой, пряжкой или аграфом. В 30-е годы XVI века новинкой стала шляпа, которая надолго вытеснила барет. Шляпа значительно уменьшилась в размерах, тулья вытянулась вверх. Их продолжали делать на твердой основе. Со временем шляпа с высокой цилиндрической тульей и узкими полями стала самой популярной и вытеснила все головные уборы.

Крестьяне, простые горожане носили войлочные шляпы, косынки, завязанные узлом сбоку, головные сеточки с длинными кистями на конце. Часто широкополые шляпы надевались на косынки. Появляются токи, шляпы-сомбреро. Все перечисленные головные уборы сохраняются и в начале XVII века. Сомбреро стало своеобразным символом испанпа.

Из женских головных уборов в ходу были красивые чепчики, отделанные рюшем из газа или кружев; большие широкополые шляпы наподобие мужских, с узкими тульями из дорогих материалов, с богатой отделкой, а также перьями и шнурками. Самым распространенным убором был ток – с маленькими полями и высокой тульей. Выходя на улицу, надевали кружевные мантильи, накидывая их на голову, тонкие прозрачные покрывала, крепленные на обручах, а также накидки с капюшонами. Форма и цвет головных уборов часто зависели от возраста и положения в обществе, индивидуального вкуса. Носили бареты и маленькие шляпки, убранные золотыми шнурами, перьями, которые прикладывались к прическам длинными шпильками или булавками. Севильянки надевали свой особый головной убор – транзадо, маленькую повязку, переходящую в футляр для косы, перевитый крест-накрест узкой лентой. Были распространены платки, капюшоны, чепцы, токи, которые украшались пером и какой-либо драгоценностью посередине, наподобие шапок русских дворян, – из-за этого они получили название “ток по-московски”. Часто воткнутый в волосы гребень помогал держаться кружевам- блондам, мантильям. Молодые женщины надевали наколки разных форм – каркас, вставленный внутрь, придавал им нужную форму. Аристократки любили надевать изящные наколки, наподобие ракушек, из гофрированной тонкой ткани.

Украшения. Костюмы, головные уборы богато украшались различными ювелирными изделиями в стиле итальянского Возрождения. С годами тяга к роскоши усиливалась. Королевские указы разрешали носить изделия из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга только придворным. Головные шпильки, гребни, заколки выполнялись с большим вкусом и изяществом. Серьги носили все слои населения, мужчины особенно любили серьги в виде каплевидной жемчужины, при этом носили только одну, в левом ухе. Украшением причесок были живые цветы.

Косметика. Этикет королевского двора предписывал употребление косметики и женщинам и мужчинам. Лица белили и румянили, красили губы, употребляли духи и масла. Ненакрашенные лица считались безобразными, отсутствие косметики – признаком дурного тона. Поэтому все высшее общество как в XVI, так и в XVII веке должно было строго следовать этим правилам.

Вопросы и задания

1. Чем был вызван подъем культуры в XV-XVI веках. Высказывания классиков марксизма-ленинизма об эпохе Возрождения.

2. Назовите художников и скульпторов эпохи Возрождения, их произведения.

3. Расскажите о прическах, головных уборах Франции и Италии.

4. Определите эстетические идеалы в эпоху Возрождения в разных странах.

5. Назовите произведения драматургии, которые могут быть оформлены прическами эпохи Возрождения.

Дополнительная литература

Всеобщая история искусств в 6-ти т., т. 3. Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. М., “Искусство”, 1961.

Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., Изд. Гос. Эрмитажа, 1961.

Собрания Эрмитажа. Л., “Сов. художник”, 1964.

История зарубежного театра. Театр Западной Европы. 4. 1. М., “Просвещение”, 1971.

Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVIII веков. М., “Искусство”, 1965.

Гуковский М. А. Искусство Италии XIV-XVIII веков и Испании XVI-XVIII веков. М., “Искусство”, 1957.

orsami

Виртуальность

Upd. Проапдейтила текст и картинки. Добавила про обувь и складку на юбке.

Итак, в преддверии “16 века” расскажу-ка я про придворное платье испанок во второй половине XVI века. На идеальную правильность изложения не претендую, ибо не специалист. Все нижеизложенное взято с просторов интернета и сведено в одно by me. Картинки тоже оттуда.

В интересующую нас эпоху (с 1566 года ) испанцы любили худышек и стройняшек. Их идеал женской красоты измерялся следующим образом: отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз.


Платье, сшитое по мотивам портрета принцессы Изабеллы Клары Евгении

Платье испанки было отрезным по талии с глухим закрытым лифом на
корсете. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом – шнипом (этот заостренный книзу лиф стал, по выражению одного остряка, “путеводителем в долину радости”). Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и вытачками. Естественная линия груди уплощена с помощью ватной или волосяной прокладки.
Платье часто украшалось нагрудной вставкой— сеткой из золоченых шнуров и
жемчужных нитей.
Брыжжевый воротник имел специфическую форму: не монолитную круговую, а
раскрытую спереди, открывающую шею — воротник Стюарт. Однако использовалась и замкнутая форма брыжжи различной ширины и способа драпировки. К XVII в. брыжжи эволюционировали в большой стоячий веероподобный воротник Медичи.

Pазнообразными были рукава: узкие длинные (до запястья) с наплечниками;
двойные, верхний из другой ткани с разрезами по всей длине, книзу
расширен. Верхние рукава платья, жесткие, не допускающие складок, имели четкую конфигурацию и были несгибаемыми. И чтобы сохранить эту форму, делали разрез на уровне локтя и через тот разрез просовывали руку в узком рукаве котт.


Портрет Анны Австрийской, четвертой жены Филиппа II

К лифу платья обычно пришивались две юбки на воронкообразном
вертюгадене. Верхняя имела спереди треугольный разрез или застежку на
петли и банты. Юбки были необъятной ширины, набитые конским волосом либо отягощенные несколькими ярусами нижних юбок. Были они, естественно, неимоверно тяжелы – настолько, что понадобился каркас из обручей, иначе с этими монстрами было не справиться. Обруч по-испански – “вердуго”, поэтому юбки на обручах получили название “вердугадо”. Обтянутые парчой, унизанные драгоценностями, они были очень дороги. Установив такое сооружение на полу, в него просто входили, а потом пристегивали к корсету. В общем, хлопот с “вердугадо” был полон рот. И без служанок с ней было не справиться. Французы, перенявшие эту моду от испанцев, сыграли на созвучии слов и назвали испанскую юбку виртюгаден – “охраняющая добродетель”.
Но юбка на обручах порой не столько охраняла добродетель, сколько скрывала прегрешения. Кстати, по этой причине у виртюгадена было другое название – каше-батард, что по-французски означает “спрячь внебрачного ребенка”.

Особый интерес вызывает складка на подоле виртюгадена:

По одним данным – эта складка возникала из-за особенностей кроя вертюгадена. Другая версия гласит, что низ юбки пристегивался на пуговку, чтобы дама, когда она сидит, могла отстегнуть его и таким образом не явить миру ни краешка своей ножки (что в то время считалось очень и очень неприличным).


Портрет инфанты Изабеллы Клары Евгении

Классический испанский женский костюм до предела обострял все те
черты «футлярности», которые делали фигуру монументальной. И только в лице и кистях рук сосредотачивается весь трепет жизни. Все остальное скрыто, заковано в негнущуюся броню костюма. Естественно, что в таком костюме жесты должны быть рассчитаны, потому что каждое движение руки на фоне общей статичности фигуры особенно заметно иногда может быть даже слишком красноречиво, а по этикету никто из членов королевской семьи, никто из придворных не должен был нарушать своими эмоциями строгую чопорность дворцовой жизни. Но про этикет как-нибудь в другой раз.

При высоком воротнике прическа, естественно, была гладкой, ее украшал или маленький бархатный берет, как у Изабеллы де Валуа, или заколка, расшитая жемчугом, как у Марии Австрийской, или маленький высокий ток. Все эти головные уборы были отделаны драгоценными камнями или небольшим страусовым пером. В руках находились неизменные перчатки и кружевной платочек.

Вернемся к теме ног. Испанский этикет к ним был очень суров. Открыть ножку для испанки – это опозорить себя на всегда. Поэтому чрезвычайно трудно найти изображения обуви того времени. Однако, известно, что испанцы переняли итальянскую обувку – chopine, которые представляли собой подобие сандалий на платформе, выполненной из дерева или пробки. Высота каблуков таких «сандалий» была умопомрачительной – от 14 до 60 см. Остается только удивляться, как благородные дамы могли сохранять равновесие на таких ходулях. Хотя, конечно, такая мода играла на руку их спутникам, у которых был шанс в буквальном смысле ни на шаг не отпускать от себя подругу. Такая приверженность к «самовозвышению» дала повод путешественнику Джону Эвелину охарактеризовать женщин той поры в своем дневнике как дам «наполовину из плоти, наполовину из дерева». Хотя, ради справедливости стоит заметить, что такая экстравагантная мода коснулась не только женщин; мужчины тоже охотно приобретали для себя такие сандалии (хотя, высота их платформ была значительно меньше).

Но вышепоказанная обувь появилась ближе к концу 16 века. В начале же века туфли были похожа на медвежью лапу, с широкими тупыми носками, украшенными прорезями и вышивкой. Позже появились легкие туфли с разрезами. Сапоги в XVI в. были без каблуков и на мягкой подошве.


Портрет Изабеллы Валуа, третьей жены Филиппа II

Кстати, молодая и красивая Елизавета вместе со своей сестрой Маргаритой были законодательницами моды при французском дворе. В Испании ей пришлось отказаться от этой роли, так как там покрой одежды был установлен придворным этикетом и не мог быть изменен по личному желанию. Чтобы вознаградить себя за это непривычное неудобство, Елизавета старалась всячески разнообразить отделку своих нарядов и никогда не надевала платья, каким бы дорогим оно ни было, более одного раза.

Впрочем, лично ей Филипп позволял некоторые отступления от этикета.
Например, он согласился с тем, что для встречи со своей матерью ( в 1565
г.) она приказала изготовить себе туалет по собственному фасону, но
потребовал, чтобы сопровождающие ее кавалеры и дамы были одеты согласно
установленным правилам. Не без косвенного участия Елизаветы Филиппом было
издано постановление, вновь разрешавшее женщинам носить украшения и богатые
уборы. Елизавета и в Испании проявила себя законодательницей мод, особенно
в отношении роскошной отделки туалета. Ее платье, головной убор, башмаки и
все прочие части одежды были покрыты украшениями из золота, жемчуга,
драгоценных камней и т. п., что видно на ее портретах. Все ее
украшения, как и шейные цепочки, пояса, кольца и прочие вещи превосходной
работы, были сделаны в стиле Возрождения.


Иллюстрация из “Il Ballarino” Caroso

Ссылка на основную публикацию