История оттенков зеленого цвета в моде и психологии

Цвет в истории моды

Быть может, со временем историки моды и установят какие-либо цветовые законы ее развития. Пока же лишь с позиций хроматизма приведу данные по цвету, которые конспективно охватывают наиболее известные периоды мировой истории.[mccxv]

В Древнем Египте на протяжении тысячелетий лица обоих полов носили преимущественно белые одежды, тогда как женщины (танцовщицы, плакальщицы и др.) — нередко и одежды голубых оттенков. Выше уже подчеркивалось, что тела богов и мужчин изображались красно-коричневыми, а богинь и женщин — светло-желтыми. Единственное исключение представляет Осирис — бог плодородия, тело которого в «Книгах мертвых» и на фресках канонически изображалось зеленым.

В крито-микенской культуре (III–II тысячелетие до нашей эры) и, в частности, на прекрасно сохранившихся до наших дней фресках кносского дворца одежда жриц выполнена в голубых тонах. Раскраска тел оказалась также дифференцированной по полу: желтые тела женщин и красные — мужчин.

В Древней Иудее голубым оказывается подир, который практически все специалисты по исторической антропологии связывают прежде всего с женским одеянием первых жриц. Красным в Торе характеризуются сугубо мужские одежды воинов Израиля; зеленым же — сыны Израиля, как трава.

В Традиционном Китае одежды характеризовались дуалистической системой категорий ИНЬ-ЯН. При этом женственная ИНЬ обладала белым, черным, желтым, голубым и пурпурными цветами, тогда как ЯН — красным, зеленым и фиолетовым.

В Древней Индии любимец женщин и самый мужественный творец из мужей Вишну наделялся сине-фиолетовыми тонами, тогда как разрушитель мира Шива (с санскрита — темно-серый) — красными. Богини же преимущественно — белым и черным цветами.

Античная Греция наделяла Хаос (божество всех первоначал) серым цветом, бога войны Ареса — красным, бога эмоциональной свободы Диониса — красным, зеленым и фиолетовым цветами. В тоже время богиня изначальной жизни Кибела, как и богиня цикличности Кора изображались в черном, богиня любви Афродита — в светло-золотых тонах и белых одеяниях, богиня мудрости Афина — в желтых.

Рапсоды Древней Греции, излагавшие эпические сюжеты, при сказывании «Илиады» одевались в красный, а «Одиссеи» — в фиолетовый плащ. Горожане носили преимущественно белые одежды[mccxvi]. В тоже время можно было встретить и различные оттенки желтого, и синего, красного светло-зеленого и даже пурпурного тонов[mccxvii]. Воины одевали короткие хитоны красного цвета. Женский хитон (как нижняя одежда) изготовлялся из ткани белого, желтого и шафранового (Ж-О) цветов и дополнялся орнаментом. Верхней одеждой женщинам служил пеплос белого, шафранового, голубого или пурпурного цветов.

Древний Рим наделял своих божеств (нередко близких по смыслу греческим) теми же самыми цветами, что и Греция. Сенаторы носили белую тунику с вертикальной красной полосой и плащ с пурпурной каймой. В костюмах римлян сочетались яркие насыщенные цвета практически всех тонов. Парадным цветом одежды был белый; как правило, это была белоснежная тога. Цвета женских одежд (туники, столы и паллы) во многом повторяли цвета одежд гречанок, но были более яркими и контрастными.

Европа раннего Средневековья (IX–XI века) характеризуется так называемым романским стилем, в котором доминировали «тяжелые» тона темных синих, зеленых и пурпурных цветов. Женские одежды дополнял белый платок и желто-коричневые тона меха. Мужчины носили красные чулки; красным цветом одежды наделялся и палач.

В XI–XII века получает развитие готический стиль, в котором начинают проявляться изящные сочетания ярких цветов, весьма близкие — к характерному для этого времени — искусству витражей и гербов. Практически при той же гамме цвет одежд становятся ярче, возникают элементы цветовой асимметрии в одежде молодежи (минарти). Позднее Средневековье (XIII–XV века) лишь абсолютизирует эти принципы легкости и смелости в использовании цвета.

В России X–XIII веков отмечаются белый, красный и сине-голубой цвета женского платья и мужские рубахи белого, красного, синего и зеленого цветов. Московская Русь XV–XVII веков характеризуется белыми одеждами и красным платком женщин, тогда как в мужской одежде преобладает золотая парча. В XVIII веке при Петре I фигурирует зеленый цвет («берлинского») костюма с золотой отделкой и черные («голландские») костюмы из бархата. В это же время вводятся определенные цвета мундиров для различных родов русских войск: зеленые — пехота, синие — кавалерия и красные — артиллерия.

Эпоха Возрождения в Италии (Флоренция и Венеция XIV–XVI веков) характеризуется пышными драпировками и тяжелыми тканями приглушенных и ярких изумрудных, темно-зеленых и пурпурно-красных тонов с весьма частым сочетанием женских плащей пурпурно-красного и голубого цветов, а мужских — винно-красных и изумрудных.

Испания XVI века испытывает мощное влияние церкви и блеск колониального золота. Женский костюм чаще всего встречается выполненным в черных и / или белых тонах с золотыми украшениями. Мужская одежда обычно состоит из черного костюма с белой фрезой и золотыми украшениями. Нередко можно встретить красный кафтан, черный плащ и белые сапоги.

Мода Франции середины XVI века находилась под влиянием испанских контрастов черного и белого в моде[mccxviii], которые к концу этого века сменяются на легкие светлые тона розовых и голубых оттенков как в женском, так и мужском костюме с дополнением последнего в виде более изысканных стилей белой фрезы. К началу XVII века при Генрихе IV модными снова становятся темные тона одежд, но с тем отличием, что их цвета великолепно гармонировали с особой изысканностью фасона платьев.

Английская мода XVI века была детально представлена выше по конкретным цветам и здесь не имеет смысла повторяться. Отмечу лишь, что в это время зеленые и желтые тона одежд нередко считались свадебными.

В первой половине XVII века во французскую моду входят такие парадные, несколько декоративные, но в общем мажорные и насыщенные цвета барокко как голубой, красный, розовый, желтый и белый у женщин с их дополнением белыми кружевами и рубашкой, а также светло-серым в мужском костюме. При этом гугеноты (воинствующие сторонники кальвинизма — ветви протестантства) носили преимущественно черные и темные одежды.

Мода конца XVII века во Франции связывается с развитием классицизма и характеризуется строгой симметрией кроя, рассудочностью форм, которым вполне соответствуют белый и разбеленные тона дамских костюмов. Мужской костюм выполняется в темных приглушенных тонах [mccxix]. В 1672 году во Франции начинает издаваться первый журнал мод.

XVIII век Франции связан с расцветом рококо[mccxx], с декоративностью и женственной хрупкостью пастельных тонов практически всех цветов радуги в женском платье. Костюмы мужчин носят утонченный и несколько манерный характер «утрированного барокко»: белыежабо, яркие цвета камзола, черный или красный галстук (платок), белые чулки у дворян и цветные у буржуа.

Во второй половине XVIII века получает свое развитие классицизм, взявший за образец для подражания древнегреческие орнаменты и светлые цвета. В женской моде этого времени появляются также яркие и разбеленные тона позднего рококо, где, как и в мужском костюме нередко встречаются полосатые по вертикали ткани. Под влиянием «Вертера» Гете в моду вошел костюм для утренних прогулок и верховой езды, который состоял из С кафтана и Ж кожаных штанов.

Конец XVIII века во Франции связан с обновлением всего и вся. В годы революции 1789–94 годов — постоянная смена мод. Так, аристократы носят белые одежды, революционеры — красный фригийский колпак. Но, к примеру, после казни роялистки Шарлотты Корде, убившей Марата, многие женщины-аристократки в знак солидарности с казненной стали носить на шее красное ожерелье или узкую полоску красной материи, которая должна была «напоминать» след от ножа гильотины. Во времена Директории (1795–99 гг.) у женщин становится модным трико телесных тонов и белая туника (под античные статуи). Мужской костюм состоит из белой рубашки, темного сюртука и светлых брюк.

В первом десятилетии XIX века Франция испытывает классически белое влияние ампира[mccxxi], при котором «римская классика» превзошла самое себя в женском платье: женщина в белом с ее драгоценностями — тщеславная реклама мужского самодовольства. Мужской костюм претерпевает изменения в сторону упрощения и появления серых и зеленых тонов делового костюма[mccxxii], а также пестрых жилета и галстука. 20-е годы времен Реставрации определили белые цвета женских платьев и разбеленные тона мужского костюма.

Под влиянием романтизма второй четверти XIX века во Франции культивируются идеи женской эмансипации. В моде у женщин белые и цветные платья в клетку, навеянные историей Шотландии. Цвета мужской моды — черные, темные хаки (табачного), серые, синие, зеленый, и коричневые костюмы практически одинаковых фасонов (главное стиль и хорошие манеры). Мода второй половины XIX века по существу эклектична в своей роскоши: кричащие тона женских платьев (лиловые, красные, анилиново-розовые и т. п.) и еще более строгие фасоны мужского костюма, приводящие к появлению черного фрака.

Женская мода на белые и черные платья 70-х годов как бы вступает в противоречие с 80-ми времен «позитивизма», когда появляются светлые ткани нежных оттенков (голубых, зеленых, розовых). Мужской костюм еще более упрощается: появляется серый рабочий пиджак, который, как и жакет, обшивается черной тесьмой. Из Англии приходит мода на черный смокинг и черно-серую визитку. Конец XIX века связан с такими течениями как символизм в литературе, модерн в архитектуре и всеобщее декадентство. Женщина — эмансипэ! Модно все, что просто и в тоже время вычурно: асимметрия и необычные цвета («недозрелого персика», «увядающей сирени» или «прибоя морской волны») — женская мода. Мужская одежда приобрела практически все черты современного нам костюма.

Мода ХХ века была рассмотрена в главах по соответствующим цветам. Отмечу лишь одну любопытную параллель между началом 90-х годов ХХ века и Римской империей I века новой эры. И там, и тут были модны контрастирующие сочетания ярких сине-зеленых, оранжево-желтых и фиолетово-пурпурных тонов. И параллельно в России возникали черные костюмы бандитов.

Так, 1836 г Альфред де Мюссе писал: «Несомненно одно, что во всех салонах Парижа — неслыханная вещь: мужчины и женщины разделились на две группы и одни в белом, как невесты, а другие в черном, как сироты, — смотрели друг на друга испытующим взглядом. Не следует заблуждаться: черный костюм, который в наше время носят мужчины, это страшный символ.».

В наше время критерии кардинально изменились и черный цвет стал символом утонченности и элегантности как женщин, так и мужчин. Замечу в связи с этим, что мода на черные повседневные одежды 1998/2000 годов определялась скорее всего экстремальными условиями подготовки к Концу Света, который предрекали на конец второго тысячелетия религиозные фанатики. То есть мода на черное определялась именно стрессовой ситуацией женщин, одевшихся в черное на белом фоне, или точнее, на фоне, который тогда еще казался совершенно белым в его социальной приемлемости, фрезеровском научном предвидении и осознаваемости. Но женщины каким-то непонятным образом улавливают перемены в мире. По-видимому, уловили и изменения жизненного фона…

Так, 11 сентября 2001 года в Нью Йорке начался новый виток моды. Женщины (и даже мужчины помимо обычных серых) уже второй год носят костюмы не черных, а песчано-желтых оттенков. И это, по-видимому, не столько следствие популярности известной операции в Афганистане (форма солдат была именно этих тонов), сколько — сохранения женщинами своего бессознания. Сохранения женственности этого бестолкового мира. Возврата от женственных ожиданий — неизвестного черного в космическом бессознании Мировой Праматери — к реально женственному желтому на белом фоне. То есть 11 сентября наступило резкое осветление бывшим фоном своих фигур. Итак, казалось бы, цвет фона сближается с цветом фигур.

Читайте также:  Какая бывает красота и как отличить настоящую красоту

Однако октябрьские события 2002 года («стрелок» в Вашингтоне, взрывы в Израиле и Бали, противостояние двух субкультур в Москве, которое весьма символически для мировой — особенно российской — геополитики может быть интерпретировано и как «НОРД — ОСТ»[mccxxiii]) показывают, что жизненный фон не может быть того же цвета, что и фигура. И фон уже становится черным в своей будущей непредсказуемости — в своей экстремистской контрастности к желтой женственности настоящего мира[mccxxiv].

Иначе говоря, контрастный цвет может лишь временно сопутствовать фону или основному тону одежды, но не уравниваться с ним в правах, как это случалось в Риме и как это случилось с нами. Цветовая отделка одежды напрямую связана с учетом фона[mccxxv]. Желтый на черном фоне из-за контраста кажется почти белым. Во многом проясняет цветовой смысл модных одежд 2001/2002 годов также и оппонентно-циклический характер появления архетипических цветов в развитии моды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Зеленый цвет в психологии: что означает и символизирует?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Человек имеет уникальную возможность распознавать множество красок вокруг себя. В отличие от большинства животных природа одарила нас цветным зрением, с помощью которого мы можем улавливать всевозможные оттенки. Но цвета вокруг нас не только доставляют нам эстетическое удовольствие и дают зрительную информацию. Доказано, что различные оттенки способны оказывать определенное воздействие на физическое и психологическое состояние человека. В нашей статье речь пойдет о зеленом цвете и его значении в психологии человека.

Что означает?

Оттенки зелени имеют естественную природу. Большинство растений вокруг нас зеленые. Такой окрас деревьям, цветам и траве дает пигмент под названием хлорофилл. И это не единственное его свойство. Главным действием пигмента хлорофилла является то, что он позволяет растениям обогащать себя питательными веществами под воздействием солнечных лучей или искусственного ультрафиолета.

Данный цвет представляет из себя смешение синего и желтого. В зависимости от их концентрации можно получить различные цветовые вариации зелени. В первую очередь цвет ассоциируется с растительностью, свежестью, развитием. От зеленых оттенков веет естественной жизненной энергией, молодостью. В то же время спокойные вариации зеленого способны вызывать умиротворение и успокоение.

В сознании большинства зелень связана с природой и гармонией. Поэтому цвета этой гаммы вызывают по большей части положительные эмоции и не раздражают.

Цвет имеет множество оттенков от очень светлых до темных. Самые популярные вариации зелени:

  • бирюзовый;
  • светлый салатовый;
  • оливковый;
  • аквамарин.

Трактовка цвета и ассоциации с ним в большой мере зависят от конкретного оттенка и его интенсивности. Более насыщенные и яркие цветовые вариации способны вызывать возбуждение, стимулировать умственную деятельность. Бледные и спокойные оттенки, напротив, затормаживают нервную систему, действуют умиротворяюще.

Рассмотрим значение различных оттенков цвета.

  • Темно-зеленый означает пассивность, неподвижность. Он связан с физическими наслаждениями, размеренным образом жизни и отдыхом. Цвет настраивает на погружение в себя, отслеживание своих эмоций и телесных ощущений, навевает задумчивость.
  • Сине-зеленый, или цвет морской волны, является более свежим и ярким. Его также еще называют бирюзовым из-за сходства с бирюзой – природным материалом аналогичной окраски. Оттенок считается холодным и ассоциируется со свежим ветром, прохладным морем, небом. Бирюзовый оказывает бодрящий эффект, хорошо помогает при угнетенных состояниях. Благодаря приятным ассоциациям помогает настроиться на активность, заряжает жизненной энергией.
  • Желто-зеленый цвет является наиболее светлым оттенком гаммы. Он обозначает стремление к переменам, отказ от стереотипов, свободу мышления и действий. Это оттенок энергии, творчества и самовыражения. А также желто-зеленый значит открытость, готовность к общению, хорошее отношение к окружающим людям. Очень бледный цвет данной гаммы означает максимальное удовлетворение и спокойствие. На такой оттенок хорошо медитировать, так как он приводит мысли и чувства в порядок.
  • Оливковый, или коричневато-зеленый, связан с эмоциональным истощением. Он означает необходимость экономии жизненной энергии. На людей с излишне возбудимой нервной системой данный оттенок может оказать положительное воздействие, так как буквально «поглощает» излишки эмоций, напряжения и негатива.

А вот у тех, кто склонен к апатии, оливковый может забрать и без того скудную энергетику.

Что символизирует?

Считается, что большинство оттенков зеленой гаммы символизируют радость, энергию, развитие, начало чего-то нового.

У наших предков этот цвет считался символом земледелия, плодородия, урожая. Многие языческие божества, а также древние боги изображались именно этим цветом, так как от них ждали помощи в продолжении благополучной жизни людей.

В православии также не обошли стороной зеленую гамму. Нередко различными оттенками зеленого раскрашивают на иконах одеяния Богоматери. В этом случае цвет трактуется как символ мудрости, чистоты, милосердного материнства, любви и сострадания к человечеству. В этой же религии он преподносится как символ вечной жизни. Обычай ставить в домах рождественские ели как раз привязан к тому, что дерево очень долго не меняет своего цвета.

Эта привязка к символу вечности в современном православии породила и печальный обычай. На похоронах вслед за гробом принято раскидывать еловые ветки в знак того, что душа бессмертна.

В мусульманстве зелень отождествляется с райскими кущами, а цвет символизирует вечное успокоение души и ее пребывание в гармонии на небесах.

Большинство экологических движений выбирают для своего логотипа зеленую окраску исходя из того, что это естественный цвет всей живой растительности на планете. Самая большая партия, работающая в этой сфере – всемирно известная партия «зеленых», или Greenpeace.

Несмотря на положительную по большей части символику цвета, в народе есть насмешливые и даже несколько негативные ассоциации с ним. К примеру, словом «зеленый» называют слишком молодого, несведущего в своем деле человека.

Словосочетание «тоска зеленая» также имеет негативный посыл. Оно применяется в тех случаях, когда в жизни происходит некий застой, не имеющий никаких перспектив на положительное развитие.

Считается, что данное выражение родилось из ассоциации с болотом, где находится стоячая вода и преобладают мрачные и грязные оттенки зеленого.

Особенности восприятия

Как уже говорилось выше, каждый воспринимаемый человеком оттенок влияет на его психику. В целом зеленый является цветом расслабленности и успокоения. Его неяркие оттенки применяются в цветотерапии для снятия стресса, нервного перенапряжения, эмоционального истощения и тревожности. Яркие вариации зеленого способны заряжать энергией, стимулировать работоспособность, улучшать настроение и повышать жизненный тонус.

  • Цвет улучшает сон. Если ребенок плохо засыпает или же спит неспокойно, стоит обеспечить в его комнате зеленую подсветку. А также цвет улучшает процесс засыпания и у взрослых. Достаточно в спальне повесить светло-зеленые шторы или окрасить стены в спокойный тон этой гаммы.
  • Зеленая гамма положительно влияет на нервную систему. Цвет настраивает на позитивное мышление, помогает побороть фобии и тревожность. Нередко именно в этот оттенок окрашены стены кабинетов детских и взрослых психологов и психотерапевтов. А также оттенки зелени нередко применяют в оформлении коридоров и палат медицинских учреждений.
  • Для мужчин и женщин, имеющих склонность к вспыльчивости и эмоциональной нестабильности, созерцание оттенков зелени также весьма полезно. Медитация на этот цвет успокаивает нервную систему, снимает перевозбуждение. Окружив себя зелеными тонами, вспыльчивые люди со временем начинают лучше контролировать эмоции и свое поведение.
  • В интерьере, оформленном зеленой гаммой, человек подсознательно расслабляется, ощущает уют и защищенность. Даже несколько предметов или деталей зеленых оттенков способны внести в общую атмосферу комнаты упорядоченность и чувство комфорта.
  • В цветотерапии данная гамма успешно применяется для снятия болей различного характера и локализации. Зеленые оттенки оказывают регулирующее воздействие на работу сердца, способствует стабилизации давления при гипертонии. Они стимулируют защитные силы организма, помогая ему бороться с простудами и вирусами.
  • Созерцание зеленого оказывает целительное влияние на органы зрения. При длительной работе за компьютером или перенапряжении глаз врачи рекомендуют несколько минут разглядывать какой-либо предмет зеленого цвета. А летом лучше всего подойти к окну и некоторое время посмотреть на естественную зелень.

Каким людям нравится?

Зеленая гамма очень привлекательна, поэтому вы можете встретить немало тех, кто очень любит этот цвет. Собирая данные о личностных особенностях, психологи выделяют некоторые черты характера, которые зачастую присущи любителям оттенков зелени.

  • Те, кто предпочитает данную гамму, довольно рассудительны и уравновешены. Они стремятся быть объективными, поэтому с ними легко вести дела и просто общаться.
  • Любовь к ярким оттенкам цвета говорит о большой силе воли и целеустремленности. Такой человек не склонен к излишней мечтательности, он ясно осознает свои возможности и определяет свои планы и задачи исходя из них.
  • Те, кого тянет на зеленые оттенки, прекрасные собеседники. Они легко могут стать лидером компании или коллектива. Зачастую у них довольно широкий круг общения, и они с легкостью заводят новые знакомства и налаживают контакты. Окружающие и сами тянутся к ним, так как их привлекает открытость, креативность и искренняя доброта.
  • Еще одним положительным качеством тех, кто любит зеленую гамму, является их честность. Они не приемлют интриг и добиваются своих целей упорным и добросовестным трудом.
  • Люди, предпочитающие оттенки зеленой гаммы, очень милосердны. Они готовы поддержать своих близких и знакомых в тяжелых ситуациях. Негативно реагируя на жестокость и несправедливость, они стараются сделать все, что в их силах, чтобы исправить или предотвратить плохое.

Любители зеленого зачастую являются членами благотворительных организаций, активно жертвуют средства на различные социальные нужды.

К сожалению, этим качеством нередко пользуются недобросовестные люди, играя на искреннем желании помочь в беде. Поэтому стремясь оказать поддержку окружающим, любители зеленого могут легко стать жертвами аферистов и мошенников.

  • Те, кто предпочитает зеленые оттенки, очень любознательны. Им нравится путешествовать, развиваться, обучаться и овладевать новыми навыками и профессиями. Они стремятся работать над своими недостатками и постоянно совершенствоваться.
  • Благодаря своим положительным качествам, а именно: доброте, отзывчивости, милосердию и спокойствию– любители зеленых оттенков становятся хорошими родителями и наставниками. Им подходят профессии, связанные с общением – педагог, врач, социальный работник, консультант. Нередко они реализуют себя и в сфере искусства. По крайней мере, чаще всего каждый из них имеет как минимум одно или даже несколько хобби, связанных с творчеством и креативностью.
  • Если человек предпочитает насыщенный и яркий цвет зелени в одежде, это говорит о наличии у него большого количества жизненной энергии. Такие люди очень активны и практически не могут усидеть на месте. Они также способны положительно влиять на окружающих, оказывая им поддержку и заряжая своим позитивом.
  • Мужчины, предпочитающие цвета зеленой гаммы, очень уравновешены и заботливы. Они становятся прекрасными чуткими мужьями, оберегающими свою семью.

Негативная характеристика

Несмотря на массу положительных свойств, некоторые вариации данного цвета имеют и негативные стороны.

  • Излишек в окружении очень ярких оттенков, таких как цвет морской волны, может вызвать перевозбуждение нервной системы. Особенно явно на это могут отреагировать люди, склонные к нервным срывам, тревожности и эмоциональным перепадам. Яркие тона источают энергию, но ее избыток может вызвать негативное раздражение психики. У человека в таком случае могут наблюдаться вспышки импульсивности, раздражительность, нервозность.
  • Как уже говорилось выше, спокойные оттенки зеленой гаммы успешно применяются в релаксирующей терапии. Однако в этом свойстве цвета также кроется и не совсем положительное воздействие. Тем, у кого наблюдается выраженное нервно-эмоциональное истощение и апатия, не стоит окружать себя подобной гаммой. Бледные и светлые тона зелени в этом случае приведут к еще большему упадку сил и потере энергии.

Иногда люди с подобными расстройствами, окружив себя зеленым пространством, еще больше обособляются, уходят от общения с близкими, становятся пассивными, нерешительными и замкнутыми.

Зеленый цвет в одежде в истории

Издревле зеленый цвет почитали как символ возрождения, вечной жизни и молодости. В Древнем Риме зеленый считали женским цветом, носить его мужчинам не пристало: одежда зеленого цвета намекала на противоестественную порочность.

Читайте также:  Гжель – роспись посуды вышивка и история

Зеленый цвет в одежде в разные эпохи

В Средние века в блеклый зеленый облачались те, кому социальный статус не позволял даже мечтать о ярких тонах (вспомните баллады о Робин Гуде).

Возвращаясь из крестовых походов, победители привозили нарядные ткани роскошных зеленых цветов. Во времена поздней готики одежду из зеленой парчи надевали в самых торжественных случаях. Зеленые рукава в Англии считались признаком наряда куртизанок.

В период позднего Возрождения зеленые цвета становятся глубже, богаче, насыщеннее. Сочный зеленый цвет приходит на смену бронзовому, а светло салатовый сменяется глубоким болотным, иссиня-зеленым цветом павлиньих перьев, коричневато-зеленым – цветами зрелости, благородства и роскоши.

В эпоху барокко в Англии зеленый цвет в одежде пользовался большим успехом не только у франтов, но и у девиц легкого поведения.

В период расцвета самой кокетливой и жеманной моды эпохи рококо изысканные оттенки зеленого цвета получили свои собственные имена: “цвет луга”, “крылышки стрекозы”, “гусиный помет”.

В Викторианскую эпоху использовали сложные оттенки зеленого цвета. В фаворе были растительные орнаменты и пастельные оттенки.

С легкой руки английского щеголя Джорджа Браммеля мужчины с шиком носили зеленые костюмы.

Зеленый цвет в одежде в истории 19 столетия

В 1845 году краситель из Китая, локао, – китайская зелень – стал настоящим спасением для европейских красильщиков. Так же как кошениль три века назад, эта странная на вид субстанция совершила настоящую революцию в европейской красильной промышленности. Для производства китайской зелени использовались два сорта крушины, произрастающих только в Китае (крушина полезная и крушина шаровидная). Причем использовали не листья и плоды, как это делали европейские красильщики, а кору.

Процесс изготовления был очень трудоемким и занимал много времени: кору несколько дней кипятили, потом в нес опускали ткань, затем ткань высушивали на солнце, снова кипятили, осадок собирали, высушивали и продавали за бешеные деньги. Сам краситель в сыром виде был фиолетового цвета, но в процессе окрашивания ткань приобретала приятный зеленый оттенок. Благодаря чудо красителю локао стало возможным в два счета получить прекрасную зеленую расцветку ткани. Для этого нужно было положить китайскую зелень в горшок, прокипятить, окунуть туда же ткань, вынуть и высушить. И сегодня окрашенные сотни лет назад красителем локао китайские шелка изумляют европейцев яркостью, чистотой и стойкостью красок, красотой, блеском и игрой ткани. Еще ни один зеленый искусственный краситель не превзошел локао благородством тона.

В 1870-х наступило время дешевых искусственных красителей. Новые краски появлялись одна за другой: йодная зелень в 1886 году, метиловая зелень в 1874 году, малахитовая зелень в 1877-м. Локао был настолько дорогим, что с рынка его вытеснили самым первым. Индиго и марена продержались чуть дольше.

Изобретение химических красок, которые были более устойчивыми, чем натуральные, совершило настоящий переворот в мире моды. Благодаря им зеленый цвет смело заявил о себе на модном подиуме.

Зеленый цвет в одежде в истории 20-е столетия

В 1910-1913 годах, после гастрольных выступлений в Париже “Русских сезонов”, началось повальное увлечение Востоком. Сердца модниц завоевал зеленый цвет, яркие сочетания изумрудного и золотого – роскошные, чувственные, экзотические. Чуть позже, в 1920-е годы, под влиянием восточной философии и популяризации мистицизма женщины оценили еще одну особенность зеленого цвета – его гипнотический характер – и стали с удовольствием носить одежду зеленого цвета: зеленые бархатные платья, индийские шали с бахромой и изумрудные перегни.

Время Первой и Второй мировых войн окрашено в оливковый цвет. С тех пор эти оттенки зеленого цвета стали ассоциироваться с лишениями, трудностями и утратами. Мода на зеленый цвет вернулась лишь в конце 1960-х. Вдохновленный яркими красками Азии и России, талантливый кутюрье Ив Сен-Лоран вывел на подиум высокой моды экзотику – этнический стиль, в котором зеленый цвет занимал достойное место. Его коллекции в стиле сафари вернули былую славу военизированному костюму и оливковому цвету.

В психоделические 1970-е годы с новой философией хиппи стал популярен яркий кислотный зеленый цвет – цвет авокадо. Он не претендовал на лидерство и не стремился вытеснить хитовые ярко-красный и ярко-синий, но из-за свежести и необычности его популярность росла и вносила существенное разнообразие в имеющийся почти у каждого обязательный черный ансамбль одежды. Как и оранжевый, неоновые зеленые оттенки долго оставались в тени и забвении, но в один прекрасный день зеленый цвет внезапно вырвался на модную сцену. Оттенки салатного, лайма, шартреза воспринимали как цвета молодости, живости, спонтанности, они напоминали о вновь пробуждающихся чувствах и жажде жизни. Их чистота и неугомонность приковывали к себе всеобщее внимание. Это был настоящий зеленый магнетизм. Так, в 1990 голу неоновый зеленый цвет использовали только в купальниках и спортивно-мотоциклетной экипировке, а в 1991 году на весеннем показе мод зрители увидели бесконечную череду желто-зеленых оттенков в повседневной и вечерней одежде и аксессуарах.

В 1990-х годах на подиуме уже вовсю хозяйничали цитрусовая зелень, сочные цвета зеленых драгоценных камней, темно-зеленый и иссиня-зеленый. Эти яркие, богатые цвета были самыми популярными. Эти оттенки зеленого цвета символизировали надежность и стабильность. Их активно использовали и мужчины, и женщины в деловой, повседневной и вечерней одежде. Эти роскошные оттенки продержались на гребне волны в течение нескольких лет. Но в конце 1990-х человечество устало от постоянной гонки и захотело покоя. Зеленый цвет тут же потерял свою эпатирующую яркость и приобрел нежность. В моду вошли приглушенные оттенки цвета мха, глубокая зелень, оливковый, селадон, бирюза, фисташковый, аквамарин, светлые и темные сине-зеленые цвета.

Как показывает время, мода на зеленый приходит внезапно, давая отдых глазу и уму после господства возбуждающих красно-оранжевых красок. И так же быстро исчезает – до следующего прихотливого витка модной спирали. Как правило, в весенне-летних коллекциях зеленый цвет – чистый, радостный, интенсивный и свежий, как майская зелень, и нежно-сладкий, как липовый цвет. В осенне-зимних сезонах зеленый цвет в великолепных сложных болотистых и мшистых оттенках, в цветах патины, хвои или бутылочного стекла звучит сдержаннее и прохладнее – в соответствии с сезоном и настроением.

Этот модный, модный зеленый!

Зеленый цвет! Как много граней у него. Он может быть и нежным, и претенциозным, и беззаботным, и строгим. Зеленый вносит необходимую нотку свежести и интересности в образ, сочетается со многими цветами, не вытесняя их, и в каждом сезоне какой-нибудь оттенок этого прекрасного цвета является модным и актуальным.

10 фактов о зеленом цвете:

  1. Слово «зеленый» в переводе со старославянского означает «молодая озимь, зелень, трава».
  2. Первые земледельцы защищали себя и свои посевы с помощью магических зелёных амулетов.
  3. В Древнем Риме зеленый считали женским цветом. Если же мужчина надевал что-то зеленое, то это намекало на его «противоестественную порочность».
  4. Во времена Робин Гуда бледно-зеленые одежды носили люди из низших слоев. Яркие цвета полагались только для знати.
  5. В Англии, примерно в XIV веке, зеленые рукава считались признаком куртизанок.
  6. В эпоху рококо изысканные оттенки зеленого получили свои собственные имена: «цвет луга», «крылышки стрекозы», «гусиный помет».
  7. В XIX веке английские мужчины с шиком носили зеленые костюмы.
  8. В начале XX века после гастрольных выступлений «Русских сезонов» в Париже модницы увлеклись роскошными и чувственными сочетаниями изумрудного и золотого.
  9. Во времена Первой и Второй мировых войн лидирующие позиции занял оливковый цвет, по-военному строгий и бескомпромиссный.
  10. Хиппи 70-х предпочитали оттенок авокадо, свежий, необычный и не претендующий на лидерство.

Психология зеленого

Зеленый – это цвет спокойствия, мира, гармонии. Он успокаивает душу и тело, помогает расслабиться. Люди, предпочитающие зеленый цвет, находятся в согласии с собой и окружающим миром, легко строят отношения с другими людьми.

Светлые оттенки зеленого (фисташковый, салатный, мятный) создают впечатление изысканности и безмятежности. Это эмоциональные, открытые, привлекательные тона. Кажется, что веет прохладой и свежестью, при взгляде на них. Мятный цвет – очень добрый цвет, он отождествляет миролюбивый настрой владельца.

Яркие оттенки (свежая трава, лайм, зеленое яблоко) — сама активность. В этих цветах много задора, живости, оптимизма. Они интенсивны и вызывают ощущение обновления и благополучия.

Темные оттенки зеленого (огуречный, бутылочный, хвойный) представляют группу консервативных, солидных цветов. Они словно воплощают стабильность, надежность, спокойствие. Такие цвета всегда смотрятся богато и благородно. Темно-зеленый цвет несет в себе гармонию.

Бирюзовые оттенки (зеленый с примесью синего) способны оказывать влияние на людей, поднимать им настроение. Бирюзовый цвет – это цвет новых идей и ясной интуиции.

Оттенки зеленого по цветотипам

«Зиме» подойдут холодные и чистые оттенки зеленого: цвет хвои, малахита, кипариса, светло-зеленого моря.

На «весне» отлично будут смотреться цвета фисташковые, изумрудные, салатные и желто-зеленые.

«Лету» рекомендуется одеваться в приглушенный зеленый. Ваши оттенки: нефритовый, лагунный, бутылочный, папоротниковый.

А девушке – «осени» посоветую глубокие тона: болотный, оливковый, цвет мха, цвет киви.

В нынешнем сезоне зеленый снова в моде! Это и насыщенный изумрудный оттенок, и нежный мятный, и цвет только что пробившейся травы, и дисциплинированный оливковый. Вы можете выбрать любой зеленый оттенок и не ошибетесь.

Сочетайте зеленый с оранжевым цветом для смелого образа или с синим для создания энергичного облика. Комбинируйте зеленое с белым, чтобы выглядеть нарядно, или с желтым, чтобы вселять в окружающих оптимизм.

Носите зеленый смело! Особенно весной, когда зеленые цвета смотрятся наиболее эмоционально!

И самое главное, мои дорогие, пребывайте всегда в хорошем, зелено-яблочном, радостно-свежем настроении! Улыбайтесь, и мир вам ответит тем же!

История моды: почему зеленый цвет считался опасным?

Разговоры об экологичности индустрии моды возникли не только сейчас. Если углубиться в историю моды, можно обнаружить, что некоторые наряды в буквальном смысле отравляли тех, кто их носил, и заодно окружающих. Анастасия Комаровская, научный сотрудник музейно-выставочного центра «Музей Моды» и автор цикла лекций «Гадкая мода» рассказала, почему модницы раньше избегали зеленый цвет.

Этот цвет было сложно получить, легко потерять и практически невозможно сохранить до изобретения стойких красителей. Дурная слава не оставляла зелёный вплоть до конца XVIII – начала XIX века.

В 1778-м химик Карл Вильгельм Шееле (умерший от отравления токсическими веществами), получил необычный цвет «Зелень Шееле», сделав гремучую смесь из белого мышьяка, калия и медного купороса. Он знал, что краска, получившаяся на их основе, ядовита, но ему удалось первым получить яркий и стойкий оттенок зелёного. Именно он приобрел невероятную популярность в XIX веке, потому что прекрасно вписывался в концепцию романтизма (интерес к пейзажу), и помогал смириться с индустриализацией (напоминал о природе).

Слева направо полотна немецкого художника Георга Керстинга, на которых можно увидеть «Зелень Шееле»: Молодая женщина вышивает у окна. Вышивальщица у окна. Рабочий кабинет Рейнхарда.

В 1814 году в Швейнфурте (городок во Франконии, Германия) синтезировали ещё более яркий зелёный цвет оттенка «изумруд», который получил название «Швейнфуртская зелень», там же располагалось и крупное производство красителя. Новые красители были настолько востребованными, что ими в конечном итоге начали красить всё – от обоев до ликёров и конфет. А к 1870-му в Англии выяснили, что в 40 кв.см. зелёных обоев содержится столько мышьяка, что можно отравить двух взрослых и что с них регулярно испаряется 3,88 г. мышьяка… Обои успели отметиться и в искусстве: художник Георг Керстинг невольно запечатлел на многих своих полотнах комнаты с модными зелёными обоями, которые, скорее всего, были ядовиты.

Читайте также:  История моды в Испании XVI - XVII века

Отголоски страха перед мышьяком можно найти и в модной прессе тех времен. Так, «Вестник моды» за 1885 год писал:

«Сначала нашли,что зеленые обои содержат мышьяк и бывают причиною медленного отравления. Теперь оказывается, что английские врачи осудили за то же самое и белые обои, обыкновенно употребляемые для оклейки зал. Обои эти, смотря по степени белизны, содержат от одного до двух сантиметров мышьяку на один квадратный фут. Нужно быть весьма осторожным в обращении с подобными обоями, так как при малейшем трении мышьяк отделяется и развеивается во вдыхаемом воздухе».

Ещё хуже обстояли дела с одеждой и некоторыми аксессуарами: в феврале 1862 года вышла статья Августа Вильгельма Гофмана «Пляска смерти» (по заказу Женской санитарной ассоциации), где он представил результаты исследования, связанные с мышьяком.

Согласно его расчётам, 18 метров зелёного тарлатана (по сути, 1 платье) содержали 900 гран мышьяка (58,3 г.), при этом за вечер с платья осыпалось 60 гран (3,8 г.). Одно украшение для волос содержало 40 гран мышьяка (2,6 г) и, учитывая то, что смертельной дозой считалось 4-5 гран (0,26 – 0,32 г.), могло отравить 10 человек.

В 1870-х годах ситуация стала только хуже. Некий F. Draper, сотрудник Массачусетсткого технологического института в Бостоне в 1872-м году обнаружил, что одно платье содержит уже от 85 до 114 г. мышьяка. Всеобщая истерия по этому поводу продолжалась и в 1880-х, в том числе и в русскоязычной прессе, что в дальнейшем привело к хромофобии конца XIX – начала XX веков.

Примечательно, что относительно безопасный краситель Vert Guignet (зелень Гинье) – минеральный пигмент виридиан, был запатентован ещё в 1859-м году. К счастью (или нет) со временем популярные зелёные тона «потеснила» радуга из анилиновых красителей – пурпурного Перкина, мовеина, коралина и др., не менее опасных, но ещё более ярких.

История оттенков зеленого цвета в моде и психологии

Зеленый цвет считается цветом самой жизни. Ведь весной и летом, во время расцвета природы, все буквально утопает в зелени. А зелень – это и будущие плоды, и укрытие от солнечного зноя и диких животных. Поэтому на глубочайшем подсознательном уровне все живые существа воспринимают зеленый цвет как символ безопасности и изобилия. Немногие знают, что человеческий глаз способен воспринять наибольшее количество оттенков именно зеленого цвета. Биологи утверждают, что это связано с необходимостью различать хищников и другие опасности в зеленых чащах, естественной среде обитания предков современных людей.

Оттенки зеленого цвета

У этого богатого цвета существует великое множество разновидностей. Многие из них названы в честь драгоценных камней. Это изумрудный, темный и насыщенный оттенок зеленого. Или малахитовый, чуть более яркий зеленый. Зеленый с примесью голубого называют бирюзовым. Другие оттенки зеленого названы в честь растений, окрашенных в этот цвет. Осиный цвет – это зеленый с сероватым подтоном. Фисташковый – чуть «припыленный», удивительно нежный зеленый в светлых тонах. В последние десятилетия стал модным так называемый зеленый неоновый цвет. Это очень яркий, ядовитый светло-зеленый оттенок. А еще есть бутылочный, цвет молодой травы, зелено-бурый и многие другие. Всех богатств этого цвета и не перечислить.

Символическое значение зеленого цвета

Как было сказано выше, главное значение зеленого цвета – это жизнь, рост, развитие. Многие древние божества, связанные с растительностью, изображались окрашенными в этот цвет. В качестве примера можно вспомнить египетского бога Осириса, которого рисуют с зеленой кожей. На некоторых православных иконах в зеленых одеяниях рисуют Богоматерь. Этот цвет подчеркивает ее милосердие и материнскую любовь ко всему человечеству. Во многих современных эзотерических учениях, где большую роль играют женские божества (например, Викка), они также изображаются в зеленых тонах. С уверенностью можно сказать, что зеленый – это цвет материнства, женственности, дающей жизнь и любовь.

Зеленый также считается символом покоя и гармонии. Мусульмане считают этот цвет олицетворением своей религии, где для них он означает свежесть и благоухание райских садов. В жарких странах, где и зародился ислам, зеленый оазис – поистине божественный дар и гарантия выживания в невыносимом зное. Этот цвет также связан с естественностью, натуральностью, близостью к природе. Существует даже экологическая партия, названная в честь данного оттенка, партия Зеленых.

Как и у любого цвета, у зеленого есть также негативные значения. Их можно проследить в некоторых народных поговорках. «Зеленым» называют слишком юного, неопытного, наивного человека. Существует также выражение «тоска зеленая», которое раскрывает зеленый как негативный символ застоя. Образ тягучего, влажного, засасывающего болота сполна передает это негативное значение данного цвета.

Физиологическое воздействие и влияние на здоровье зеленого цвета

Этот цвет оказывает мягкое, успокаивающее влияние на центральную нервную систему. Глубокий зеленый может вызвать сонливость, тогда как светлые оттенки просто снимают излишнее напряжение. С помощью медитации на этот цвет можно снизить высокое артериальное давление, снять мигрень и другие боли. Данный цвет также хорош для заживления ран, активизации иммунитета. Именно поэтому во многих больницах и санаториях стены выкрашены в зеленый.

Как и синий, зеленый способствует уменьшению аппетита и подсознательной настройке на здоровую пищу. Многие специалисты советуют во время диеты есть с посуды, окрашенной в зеленый цвет. Скорее всего, так вы съедите меньше, чем обычно. В целом, именно этот оттенок можно назвать символом здоровья, психологического и физического. Поэтому его также рекомендуется использовать людям, страдающим от ипохондрии, склонности выискивать у себя различные болезни.

Психологическое воздействие зеленого

Этот цвет расслабляет человека, внушает ему мысль о том, что рядом нет никакой угрозы. Буквально во всех странах зеленый цвет на светофоре иди других указателях означает то, что движение разрешено, здесь безопасно. Вместе с успокаивающим действием, он оказывает и мягкий стимулирующий эффект. Зеленый раскрепощает, внушает доверие и симпатию. Психологи, педагоги, врачи часто окрашивают свои кабинеты в этот цвет, чтобы приходящие к ним клиенты чувствовали себя свободнее. Помещения различных кружков по интересам, студий йоги также выкрашены в этот цвет. Люди, находящиеся в зеленом помещении, становятся дружелюбнее и открытее друг с другом.

Оттенки зеленого приглушают любые негативные эмоции. С их помощью можно быстро избавиться от гнева и раздражения. Однако тем, кто страдает от депрессии, стоит быть осторожнее при его использовании. При депрессивном расстройстве нервная система человека заторможена, и успокаивающее действие зеленого тормозит ее еще больше. Зато при легкой хандре и грусти светлые оттенки зеленого (травяной, фисташковый) быстро поднимут настроение.

Зеленый цвет в одежде, имидже

Зеленые оттенки прекрасно подходят как для делового, так и для повседневного стиля. Этот цвет поистине универсален, он красит молодых девушек и зрелых дам. Из-за богатства оттенков этого цвета он комбинируется как с теплыми, так и с холодными цветами. Помните, что любой наряд должен быть оформлен в одной цветовой гамме. К теплому фисташковому цвету стоит подобрать столь же теплые оттенки, к примеру, персиковый. Холодный изумрудный сочетается с серым, темно синим, черным. Зеленый цвет также можно использовать и для создания праздничного образа. Однако не забудьте разбавить его яркими аксессуарами, ведь сам по себе зеленый – спокойный, не выделяющийся цвет. Зеленые тени визажисты советуют использовать только женщинам с достаточно темной кожей. На более светлых лицах этот цвет может подчеркнуть бледность.

Зеленый оттенок подходит для создания имиджа надежного, спокойного, мягкого человека. Он подойдет работникам сферы обслуживания, тем, кто много времени проводит в общении с людьми. С осторожностью его стоит использовать людям, которые хотят подчеркнуть свои лидерские качества. К этому зеленый не располагает. Это цвет старательного исполнителя, а не руководителя. Хотя если этим цветом не злоупотреблять, а использовать лишь изредка, он поможет лидеру наладить доверительные отношения с подчиненными.

Зеленый цвет в интерьере

Этот оттенок создает домашнюю, практически интимную обстановку. Поэтому он незаменим в домашнем интерьере тех людей, которые ценят уют и семейное тепло. При оформлении домашних помещений дизайнеры советуют использовать теплые вариации этого цвета: травяной, фисташковый, малахитовый. Они прекрасно подойдут для оформления детской или спальни. Однако в последнем случае не забудьте разбавить зеленый более яркими цветами. Иначе изобилие этого цвета в спальне может негативно сказаться на вашей интимной жизни. Кухня, оформленная в зеленом оттенке, будет располагать к приятному общению за едой. Но не стоит забывать, что сам по себе зеленый может немного уменьшать количество употребляемой пищи. Дополните его желтым, и ваши домочадцы порадуют вас отменным аппетитом.

Холодные оттенки зеленого настраивают на рабочий лад, поэтому их можно использовать в домашнем кабинете или на работе. Бирюзовый цвет известен своим позитивным воздействием на творческие способности. Даже кратковременная медитация на бирюзовый поможет решить сложную задачу, привлечет новые идеи. Поэтому этот оттенок непременно стоит использовать при оформлении своего кабинета.

Зеленый цвет в рекламе

Этим цветом рекламодатели пытаются вызвать у покупателей доверие, подать себя как надежных и вежливых специалистов своего дела. Обратите внимание, что в рекламе депозитов наиболее часто используется именно зеленый цвет. Таким образом банк обещает клиентам, что их деньги будут находиться в надежном месте. Зеленый часто используется и различными финансовыми махинаторами. Ведь этот цвет – не только символ надежности, но и роста доходов без особых затрат. К примеру, финансовая пирамида МММ 2011 использовала именно зеленый, чтобы гарантировать свой клиентам пассивный доход. Часто этот цвет обещает натуральность и полезность продаваемого продукта.

Цвет и характер: любовь к зеленому цвету или его неприятие

Человек, который выбирает зеленый цвет в качестве любимого, обладает мягким, спокойным, покладистым характером. У него сильно развита женская энергетика. Его предназначение в том, чтобы заботиться, охранять, взращивать. Такой человек, как правило, быстро находит общий язык с детьми и животными. Его недостаток – это чрезмерная пассивность. Он склонен жертвовать своими интересами ради других, совсем забывая о себе.

Тот, кого раздражает зеленый цвет, обладает слишком горячим темпераментом. Он постоянно ищет приключений, ему не сидится на одном месте. Противники зеленого цвета склонны к немотивированным вспышкам агрессии. У них есть сложности с тем, чтобы доверять окружающим, открываться перед ними в общении. Таким людям необходимо освоить техники релаксации для того, чтобы научиться сбрасывать лишнее напряжение.

Зеленый цвет навевает нам воспоминания о самом раннем детстве, когда мы чувствовали полный покой на руках у матери. И во взрослом возрасте мы по-прежнему ищем ту же безопасность и тепло. Взгляд на зеленые сады, растения возвращает нам это удивительное умиротворение. Этот цвет смело можно назвать символом нашей общей матери, Земли, которую астрономы называют зеленой планетой.

Ссылка на основную публикацию