История XIX века в красивых женских портретах

Почему дамы выстраивались в очередь к самому популярному портретисту XIX века: Франц Великолепный

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Живописец мастерски умел подчеркивать достоинства моделей и сглаживать недостатки, сохраняя при этом портретное сходство героинь и погружая их в роскошь и светский блеск. Такое умение принесло Франсуа Винтерхальтеру громкую славу в великосветском обществе европейских государств.

“Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера, – констатировал Александр Дюма в 1859 году, – они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером”.

К сожалению, немецкий живописец в России известен совсем небольшому кругу зрителей, невзирая на то, что в залах западноевропейского искусства Эрмитажа хранится достаточно не мало его работ. И, тем не менее, Винтерхальтер был одним из самых ведущих портретистов XIX века в Европе. Являясь придворным художником короля Луи-Филиппа, Наполеона III и императрицы Евгении, живописец писал так же портреты монархов и их семейств в Австрии, Бельгии и Англии.

Среди его многочисленных поклонниц была также Виктория (1819-1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии. Однажды посетив ее дворец в Англии, Франц не единожды возвращался туда еще несколько раз, чтобы запечатлеть Викторию, и ее большое семейство. Только с царственных особ Великобритании мастер написал более 120 портретов.

Со временем Франц Ксавер, отточив свое мастерство портретиста, для ускорения темпов в работе над портретами уже не делал предварительных эскизов и набросков. На смену академическим приемам и скрупулезности, приходит свободный мазок в манере романтизма, что никоим образом не повлияло на уникальность и художественную ценность его произведений.

Писал превосходно художник и детей – маленьких ангелочков, наследников и наследниц правящих домов.

Портреты русских аристократок

Российская аристократия, бывавшая в Париже, также любила заказывать свои портреты у этого неподражаемого художника. Он написал целую галерею женских образов, которые в наши дни хранятся в Эрмитаже и в других известных музеях России.

Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой – самый известный портрет русской красавицы кисти Франца Ксавера, хранящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. Именно в столице Франции Варвара Дмитриевна провела большую часть своей жизни, блистая и шокируя аристократическое общество Парижа своим эпатажем.

Несколько станиц из биографии художника

Франц Ксавер Винтерхальтер ( Franz Xaver Winterhalter 1805—1873) – немецкий живописец, один из самых востребованных портретистов середины XIX века. Его светская портретная живопись является единственной в своем роде галереей принцесс и аристократок практически всех стран Европы и России, в том числе.

Франц родился в 1805 году в маленькой деревушке Менценшванд (ныне часть города Санкт-Блазина, Германия). Франц – шестой по счету малыш, рожденный в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода.

Начальной грамоте обучался в монастыре, а в 13-летнем возрасте едет в Фрайбург, где в студии Карла Людвига Шулера изучает основы рисования и литографии. В 18 лет поступает в Мюнхенскую академию художеств и проходит курс обучения в мастерской Петера Корнелиуса. Позже перебирается в Париж.

Талантливый мастер начинал свой творческий путь из сюжетных полотен, которые высоко ценились на выставках Парижского салона. Слава о его невероятном таланте быстро разошлась по всей Франции, и вскоре молодой художник становится придворным живописцем короля Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Франц Ксавье быстро заслужил репутацию не только модного художника, а и знатока династической и аристократической портретной живописи. Так как мастерски научился сочетать портретное сходство с едва уловимой лестью, а также воссоздавать царственную помпезность в живой современной манере. Громкая слава великолепного мастера портрета не заставила себя долго ждать. От богатых и влиятельных заказчиков уже не было отбоя.

Однако, невзирая на свою востребованность и популярность при монарших дворах и в аристократическом окружении, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свои работы от серьезных европейских критиков. Критики, некогда восхвалявшие дебют молодого немецкого живописца на выставке в Салоне 1836 года, отгородились от него как от художника. Это обстоятельство угнетало мастера, но с этим он уже ничего поделать не мог. Однажды став заложником своей славы, он так и не сумел вырваться из круговорота, куда затянуло его мастерство портретиста. Сам же Франц, выполняя заказы в угоду монархам, некоторое время верил, что еще сможет вернуться к сюжетной живописи и вернет себе авторитет художника. Но, увы.

А с другой стороны художник достиг в области портретной живописи небывалых высот, разбогател, получил международную славу и покровительство царствующих особ. Не каждому это было дано.

Из-за болезни в последние два года жизни немецкий живописец писал очень мало. А во время очередной поездки во Франкфурт-на-Майне к заказчику, он заразился тифом и скоропостижно умер 68-летнем возрасте.

К художникам, которых откровенно недолюбливала критика и боготворила публика, относят и польско-русского живописца Генриха Семирадского.
Об этом читайте в обзоре: Почему Третьяков не покупал для своей галереи картины художника-«чертополоха» Семирадского.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Женский портрет в конце XIX века в России

…Дыша духами и туманами, она садится у окна…

Александр Блок «Незнакомка» (1906)

История русской портретной живописи – уникальное явление в истории мировой культуры в целом, ведь своими корнями она уходит в православную иконопись и питается плодородной почвой глубоко религиозной духовности. Если в Западной Европе искусство портрета восходит к греко-римским античным образцам, то есть – в дохристианские времена, то в России изначально образцами для создания портретов служили именно принципы иконописи.

Здесь можно было бы, конечно, и поспорить, все-таки и русские портретисты были хорошо знакомы с античной культурой, копировали многочисленные «антики» – учились рисунку, изображая греческие и римские скульптурные портреты и статуи древних божеств. Но, оттачивая владение техническими приемами живописи по западному образцу, во внутреннем содержании художники оставались всеми нитями связанными с православной духовностью, и телесность изображений, столь свойственная европейским шедеврам живописи, отходила на второй план. Первые портреты в истории русской живописи появились сравнительно (в исторической перспективе) недавно – в XVII веке. Они получили название – «парсуна». Одна из первых «парсун» – «Портрет царя Федора Иоанновича» начала XVII века, из коллекции Государственного исторического музея в Москве. Как нетрудно догадаться название «парсуна» – от слова «персона». Тогда это было невиданное новшество – изображались реально существующие люди, а не иконописные библейские образы и сцены.

В прежние времена считалось недопустимым эгоизмом изображать современников. Однако же, неслучайно между художниками бытует мнение, что любая картина – это автопортрет. Как бы ни желал художник быть объективным, отречься от своего «эго» во имя чистоты образов, все равно, в каждом произведении он выражает себя, одухотворяет все собственной духовной энергетикой. В искусстве русского портрета – авторское начало переплетается с проникновением художника в глубины внутреннего мира и с желанием выразить ту искру Божию, что изначально заложена в каждом человеке. Это заметно уже в тех самых похожих на традиционные иконы «парсунах», имена авторов которых, к сожалению, канули в лету. И в последующие века, когда в русском искусстве стали превалировать западноевропейские академические принципы, а затем – тенденции романтизма и реализма, русское портретное искусство не утрачивало своей православной основы в глубине внутреннего содержания образов. Особенно проявилось это в желании узреть «свет Божий» в потемках человеческой души, в коей земное, телесное и мирское непременно озарено живой духовностью. Идеи поиска «искры Божией» в земном мире всегда были близки православной культуре, но своей кульминации они достигли во второй половине XIX века, когда именно они стали ключевым аспектом в исканиях творческой интеллигенции – вспомним выдающиеся произведения Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.

Яркими, своеобразными, то поражающими своей внутренней силой, то трогающими своей ранимостью, то удивляющими экстравагантностью предстают перед нами образы женщин, созданные художниками конца XIX века. Пожалуй, при всем разнообразии характеров, темпераментов, внешних качеств изображаемых на портретах женщин, главное свойство, что их объединяет, можно назвать словом «марийность», то есть в каждой женщине художник (осознанно или нет) выражает нечто такое, что роднит её с библейской Марией… Только вот с какой именно – Девой Марией или же Марией Магдалиной, спросит внимательный читатель и будет совершенно прав. Но нет на это однозначного ответа – ведь в женской природе переплетаются сущности обеих. Да, а поскольку, искусство конца XIX века тяготеет к реализму, то и свойство «марийности» – отображение обоих начал, и загадочной чистоты, непорочности, и грешности, мирской слабости, которая искупается силой божественного всепрощения и милосердия. Дилемма между образами Девы Марии и Марии Магдалины подспудно присутствует и в женских образах, созданных мастерами слова – например, хрестоматийная Сонечка Мармеладова. Вспомните, сколько в её жизни грязи земного греха и сколько силы самопожертвования! Или Настасья Филипповна – то демоническая женщина, то воплощение сострадания, милосердия и чуткости. В портретном искусстве, особенно – в женских образах, созданных в конце XIX века, реалистические принципы не сводятся до копирования натуры и отображения психологических качеств, они тесно связаны со всей сложностью философско-религиозных и интеллектуальных исканий, которые царили тогда в среде творческой интеллигенции.

Читайте также:  Луиза Лотарингская – Золушка, королева и монахиня

Образ таинственной незнакомки, воспетый Александром Блоком в 1906 году, словно предвосхитил своей картиной И. Н. Крамской в своей картине 1883 года. Не она ли это – «медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Словно дежавю, вспоминаются строки из стихотворения А. Блока при взгляде на знаменитую картину И. Н. Крамского.

История XIX века в красивых женских портретах

Войти

Красавицы 19 века на портретах Петра Соколова

Петр Федорович Соколов (1791-1848)

Необъятные просторы России, разнообразие природы и разнообразие народов, населявших ее, рождали и особые, разнообразные типы женской красоты. Все впитывала в себя Россия, и южную турецкую кровь, и западную немецкую, и северную польскую. Каких только красавиц не встретите вы на ее просторах.

“Портрет неизвестной в красном берете”

Соколов – родоначальник жанра русского акварельного портрета с натуры, вытеснившего в 1820-40-х гг. портретную миниатюру. Его акварельные портреты – окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир светские красавицы. Красота неяркого колорита, очарование, свойственное образам, заставляют нас и теперь, по прошествии более полутораста лет, высоко ценить его искусство.

“Портрет девушки в красном платье”

Петр Федорович закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи. За «Плач Андромахи над телом Гектора» он получил вторую (малую) золотую медаль. Поначалу бедствовал, но довольно скоро начал давать уроки живописи и стал заниматься акварелью, имевшей большой успех из-за быстроты исполнения, возможности писать без утомительного позирования. Иметь свою домашнюю коллекцию акварелей до 1917 года считалось признаком хорошего тона и благосостояния. Но, создавая прекрасные портреты, художник фактически убивал себя мыслями о том, что не пишет больших сюжетных полотен, которые должны были бы обессмертить его.

“Портрет И.Г.Полетики” Вторая половина 1820-х годов

Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова. В 19 лет вышла замуж за кавалергарда А.М. Полетику и с годами стала довольно заметной дамой петербургского света. Она олицетворяла тип обаятельной женщины не столько миловидностью лица, как складом блестящего ума, веселостью и живостью характера, доставлявшего ей всюду постоянный, несомненный успех. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом.

Александра Семеновна Глинка-Маврина (1825-1885) – жена Бориса Григорьевича Глинки, Андреевского кавалера, генерал – адъютанта, племянника В.К. Кюхельбекера. В 1830 г. Глинка служил посредником между Пушкиным и Кюхельбекером при попытке издания сочинений. Пушкин был знаком с его женой.

“Портрет П.Н.Рюминой” 1847 г.

Прасковья Николаевна Рюмина (1821–1897). Портрет заказан к свадьбе. В.А.Соллогуб писал, что жених «обязывается к самому смешному мотовству… Предстоят непременные подарки. Портрет, писанный Соколовым, браслет чувствительный, турецкая шаль…»

“Портрет С.А.Урусовой” 1827 г

Княжна Софья Александровна Урусова (1804–1889) «…Дочери князя Урусова справедливо считались украшением московского общества того времени», – писал французский историк Марк Рунье. Весной 1827 года в доме Урусовых часто бывал Пушкин, на которого «красота и любезность молодых хозяек действовала возбудительно, и он бывал весьма весел, остер, словоохотлив»

“Портрет великой княгини Александры Федоровны” 1821 г.

Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи.

Этот портрет относится к числу несомненных шедевров. Виртуозно выписанный воздушный перламутрово-жемчужный наряд августейшей особы контрастирует с холодным взглядом ее глаз, создавая весьма неоднозначный образ.

“Портрет Е.К.Воронцовой” около 1823 г

Этот портрет является одним из шедевров Соколовa. Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.

“Портрет Ю.П.Соколовой” Около 1827 г

Юлия Павловна Соколова (1804–1877), с 1820 года жена П.Ф.Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок, она с ним никогда не скучала. Любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», – вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот, один из самых проникновенных портретов, был создан «в один сеанс, в одно утро »

“Портрет А.О.Смирновой – Россети”

Александра Осиповна Смирнова (1809–1882), друг Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вяземского, Аксаковых… Почти все поэты Пушкинской эпохи посвящали ей стихи. Гоголь ей первой читал главы 2-го тома «Мертвых душ». Оставила интереснейшие воспоминания о светской, литературной и духовной жизни XIX века.

Елизавета Михайловна Хитрово (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова. Европейски образованная, Елизавета Михайловна была вместе с тем искренней патриоткой, преданной хранительницей славы своего отца, ревностной поклонницей русской литературы и восторженной почитательницей гения Пушкина. Художник сумел передать в портрете большую душевную щедрость, доброту и благородство натуры этой незаурядной женщины. Портрет написан за год до смерти Елизаветы Михайловны.

“Портрет М.Т. Пашковой с дочерью Александрой”

“Портрет неизвестной в голубой пелерине с горностаем” 1843

“Женский портрет” 1847 г.

“Портрет графини А.П.Мордвиновой “

“Портрет графини Шуваловой”

“Портрет Чертковой Е.Г.”

Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная графиня Строганова. Сестра по отцу И.Г. Полетики.

“Женский портрет” 1830 г.

Портрет Александры Григорьевны Муравьёвой (1804-1832)

“Портрет императрицы Александры Федоровны”

“Княжна Голицына Александра Александровна” 1840-е

Сарра Фёдоровна (1821-1838) – дочь графа Федора Ивановича Толстого. Девушка была известна своей необыкновенной одаренностью как поэтесса.

“Портрет графини Сологуб Н.Л.”

Сологуб Надежда Львовна (1815-1903) графиня, фрейлина.

“Портрет графини О.А.Орловой” 1829 г

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880) В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова. В 1847 году была пожалована в статс-дамы

Татьяны до и после Пушкина: портреты трех веков

С читается, что популярным имя Татьяна стало после публикации романа «Евгений Онегин». Однако и до этого в дворянской среде это имя не было редкостью. Вспоминаем портреты Татьян с XVIII по ХХ век вместе с Софьей Багдасаровой.

Девочек из рода Романовых крестили Татьянами еще в XVII веке: например, так звали сестру первого царя Михаила Федоровича и его младшую дочь. Потом это имя из царской династии исчезло, и следующая Татьяна появилась в императорской семье в 1890-х годах. Однако в дворянских семьях XVII и XVIII века имя оставалось популярным. Одна из самых известных Татьян — Татьяна Шувалова. Ее сын, фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов, выбрал день именин матери для того, чтобы подписать указ об основании Московского университета. Так Татьянин день стал Днем студента. Портрета Татьяны Шуваловой не сохранилось.

Старейшим русским портретом с Татьяной, видимо, стал семейный портрет Нарышкиных 1710-х годов. На нем изображена дочь первого коменданта Петербурга, московского губернатора Кирилла Нарышкина с матерью и сестрой. Неизвестный художник не очень тонко проработал лица, но тщательно выписал узоры на ткани и модный кружевной фонтанж (головной убор) матери.

Писать портрет дочери князя Бориса Куракина — и племянницы царицы Евдокии Лопухиной — пригласили придворного художника прусского короля Антуана Пэна. Директор Берлинской академии художеств в традициях классицизма проработал светотени, складки одежды и даже передал тончайшие переливы дорогой ткани на плечах княжны Татьяны Куракиной.

Княгиня Татьяна Трубецкая — сестра поэта Федора Козловского — на портрете 1761 года выглядит ярко: художник Алексей Антропов изобразил ее в наряде, украшенном красными и зелеными бантами и цветами. Княгиня при полном макияже: в те годы было модно не только пудриться, но и наносить румяна, подводить брови.

Через двадцать лет Дмитрий Левицкий написал Татьяну Разнатовскую. Молодая женщина с горделивой осанкой выглядит благородно и изысканно. Ее светло-голубое платье и белая шелковая накидка контрастируют с темным глубоким фоном в живописных традициях тех лет.

Одна из богатейших женщин России — племянница князя Потемкина Татьяна Энгельгардт вышла замуж за одного из Юсуповых и принесла в их семью гигантское состояние и наследственное имя Татьяна. На портрете кисти заезжей французской портретистки Виже-Лебрён Татьяна Энгельгардт плетет венок из роз и одета уже по новой моде — в платье с высокой талией.

Исследователи считают, что среди крестьян имя Татьяна в XVIII–XIX веках было в три раза популярнее, чем у дворян. Крепостной художник Шереметевых Николай Аргунов изобразил крестьянку Татьяну Шлыкову — актрису крепостного театра — в элегантном сценическом костюме. Позже граф подобрал своим красавицам-актрисам «драгоценные» фамилии. Шлыкова стала Гранатовой, а ее «коллеги» — Жемчуговой и Бирюзовой.

Среди увековеченных на полотнах Татьян есть и другие актрисы. В 1818 году Василий Тропинин изобразил юную танцовщицу Карпакову. Ее родители играли в Императорских театрах, а сама она с детства увлекалась балетом. Татьяна Карпакова танцевала на сцене Большого театра с 12 лет, современники восхищались ее выразительной мимикой, легкостью танца и безупречной техникой.

В том же году был создан портрет княгини Татьяны Голицыной. Невестка Натальи Голицыной, прототипа пушкинской Пиковой дамы, изображена в черном берете. В первой трети XIX века эти головные уборы традиционно носили замужние дамы. Правда, чаще модницы предпочитали яркие цвета — малиновый, зеленый, алый.

На акварели Александра Брюллова 1830-х годов изображена Татьяна Потемкина. На ней модель одета в наряд, который укрывает не только плечи, но и шею, уши и волосы княгини: Потемкина была очень религиозной. Став духовной дочерью святителя Игнатия (Брянчанинова), она заботилась о распространении православия, строила храмы, отдавала огромные деньги на благотворительность и, разумеется, не позволяла себе носить декольте.

Читайте также:  Образ русской женщины в наряде Московской губернии

В 1825–1837 годах частями публиковался «Евгений Онегин» Александра Пушкина. Татьяна Ларина стала «первой Татьяной» русской литературы — до этого писатели предпочитали другие имена. После выхода романа имя стало гораздо популярнее — многие называли своих дочерей в честь романтичной и добродетельной героини Пушкина.

Но портретов Татьян этих лет сохранилось не так уж много. Среди них — полотно, на котором модный портретист Франц Ксавер Винтерхальтер изобразил Татьяну Юсупову. Героиня портрета унаследовала его от бабушки Татьяны Энгельгардт, так же Юсупова назвала и одну из своих дочерей.

Портреты дочерей Льва Толстого и Анатолия Мамонтова созданы в 1880–90-х годах, их написали Илья Репин и Виктор Васнецов. В эти годы портретов Татьян написано гораздо больше: живопись стала более доступной, фамильные портреты заказывали теперь не только дворяне. Тогда же имя впервые с 1636 года вернули в именослов царствующей семьи: в 1890 и 1897 году им крестят своих новорожденных дочерей два больших поклонника Пушкина — великий князь Константин Константинович и император Николай II.

К началу ХХ века в Москве и Московской губернии имя Татьяна стало пятым по популярности после Марии, Анны, Екатерины и Александры.

Портрет одной из Татьян принадлежит и кисти Михаила Врубеля. Оперная певица Татьяна Любатович изображена в роли Кармен — в начале ХХ века это был очень популярный образ среди художников и героинь их полотен.

В 1908 году саратовский художник Александр Савинов написал полотно «Арфистка». Его героиней стала жена известного философа Семена Франка Татьяна Франк (в девичестве — Барцева). Орнаментальный портрет с фактурным тоном и приглушенными красками Савинов создал в традициях набирающего силу нового стиля — модернизма.

В этом артистичном кружке Татьян примечателен «Портрет артистки Татьяны Чижовой», его Борис Кустодиев написал в 1924 году. В названии картины — неточность. После смерти Кустодиева портрет передали в Русский музей, и сокращение в подписи «арх.» расшифровали как «артистка». На самом деле Татьяна Чижова была археологом. На портрете она изображена в любимом платье и с бабушкиным перстнем на пальце.

История XIX века в красивых женских портретах

Страницы

Эталон женственности: Красавицы 19 века

В начале XIX века в эпоху ампир в моде естественность и простота. Даже косметического эффекта дамы пытались достичь естественными способами: если требовалась бледность – пили уксус, если румянец – ели землянику. На некоторое время из моды выходят даже ювелирные украшения. Считается, что, чем красивее женщина, тем меньше она нуждается в украшениях…

Белизна и нежность рук во времена ампира так ценились, что даже на ночь надевали перчатки.

В нарядах заметно подражание античной одежде. Так как эти платья делались в основном из тонкого полупрозрачного муслина, модницы рисковали подхватить простуду в особо холодные дни.

Мадам Рекамье – знаменитая парижская красавица, самая известная в истории хозяйка литературного салона

«Портрет мадам Рекамье» — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная в 1800 году.

Для создания эффектных драпировок, красиво обрисовывающих природные данные, дамы использовали нехитрый прием античных скульпторов – увлажняли одежду, неслучайно, что смертность от пневмонии была в те годы очень высока.

Французский “Журнал де Мод” в 1802 г. даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды.

Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь – в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.

Терезия Тальен считалась «красивее капитолийской Венеры» — столь идеальна у нее была фигура. Она и ввела «нагую» моду. Самое легкое платье весило 200 грамм!

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.

В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. В моду вошел корсет. Талия должна быть неестественной по объему – около 55 см.

Владимир Иванович Гау. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.

Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием. Так, в 1859 г. одна 23-летняя модница скончалась после бала из-за того, что три сжатых корсетом ребра вонзились ей в печень.

В .Гау. Наталья Николаевна Гончарова. 1842-1843 гг.

Ради красоты дамы готовы были терпеть разные неудобства: широкие поля дамских шляпок, которые свисали на глаза, и передвигаться приходилось едва ли не на ощупь, длинные и тяжелые подолы платьев.

П. Деларош. Портрет певицы Генриэтты Зонтаг, 1831.

В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов. Нередко дамы путались в собственных юбках. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол.

Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность.

Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. При плаче можно уронить не более трех-четырех слезинок и наблюдать, чтобы не испортить цвет лица.

В моде болезненная женственность. Речь идет как о душевных болезнях, при которых неуравновешенность граничит с безумием, символом такой красавицы может служить Камилла Клодель – муза и ученица скульптора Огюста Родена, так и болезнях тела, как у Маргариты Готье, смертельно больной туберкулёзом куртизанки – героини романа «Дама с камелиями» Александра Дюма.

Для придания лицу матовой бледности дамы принимали три раза в день толченый мел (хорошо очищенный мел можно было получить в аптекарских магазинах; употреблять мелки, предназначенные для карточной игры, было нельзя) и пили уксусный и лимонный сок, а круги под глазами достигались за счёт специального недосыпания.

Самые красивые и знаменитые женщины! Поэтессы, царицы, императрицы, придворные дамы. великосветского общества!

Красивая женщина — двигатель прогресса, а знаменитая красавица часто бывает причиной важных геополитических пертурбаций.

1.Клеопатра

Можно подумать, ты что-то про нее не знаешь. Ну, сделаем вид, что ты упал с луны, и расскажем. Жила в I веке до н. э. Владычица Египта. Любовница Цезаря и Марка Антония. Прославленная своей красотой любительница молочных ванн и притираний из растворенного жемчуга. Умерла вследствие технических неполадок со змеей. Кстати, изображения на монетах — единственные стопроцентно доказанные портреты царицы. И все они выглядят примерно так.
2.Лина Кавальери

Оперная певица. Жила на рубеже XIX и XX веков. Считалась одной из самых красивых женщин эпохи. Открытки с ее изображениями продавались миллионами, а любое мыло считало долгом украшать свою рекламу знаменитой «песочно-часовой» фигурой пышногрудой певицы, которая славилась способностью затягивать корсет так, что ее талия не превышала 30 сантиметров.
3.Фрина

Афинская гетера, жившая в IV веке до нашей эры, любимая модель многих скульпторов и художников, в том числе Праксителя. Прославилась красотой и огромными деньгами — их она требовала с тех кавалеров, которые ей не нравились.
4.Клео де Мерод

Французская танцовщица, родившаяся в конце XIX века и ставшая одной из самых знаменитых женщин мира благодаря своей красоте. Получила титул «Царица красоты» французского журнала «Иллюстрасьон», который составил первый в мире рейтинг мировых красавиц в 1896 году.
5.Нинон де Ланкло

Французская куртизанка и писательница XVII века, одна из самых свободомыслящих женщин своей эпохи. Мы написали — XVII века? Необходимо добавить: всего XVII века. И еще успела захватить краешек восемнадцатого, став абсолютным рекордсменом среди ветеранов куртизанского движения.
6.Прасковья Жемчугова

Редким золушкам в реальности удается окольцевать принцев, но в истории есть минимум один случай, когда граф, миллионер и сиятельнейший из вельмож своего времени женился на собственной рабыне. В конце XVIII века Параша Жемчугова, крепостная актриса графа Шереметева, стала супругой своего хозяина, скандализировав российское общество.
7.Диана де Пуатье

Жившая в XVI веке фаворитка Генриха II, ради которой король фактически разорил своих подданных. Король был намного младше своей возлюбленной, влюбился он в Диану фактически в младенчестве и всю жизнь оставался верен ей если не физически, то по крайней мере душевно. Как писали современники, «при всей ненависти к Диане народа, эта ненависть все равно меньше любви к ней короля».
8.Анна Болейн

Английская кратковременная королева XVI века, вторая супруга Генриха VIII, из-за которой англичане стали протестантами. Матушка Елизаветы Великой была известна своей красотой и легкомыслием и кончила жизнь на эшафоте, обвиненная мужем в многочисленных изменах ему и Англии.
9.Мессалина

Жила в начале I века н. э, была супругой императора Клавдия и пользовалась репутацией самой похотливой женщины Рима, если верить свидетельствам Тацита, Светония и Ювенала.
10.Императрица Феодора

Читайте также:  История оттенков зеленого цвета в моде и психологии

В VI веке н. э. Феодора стала супругой наследника императорского трона, а потом и императора Византии Юстиниана. Но прежде чем стать набожной и почтенной царицей, Феодора многие годы занималась пантомимой и акробатикой в цирке, заодно немного продавая себя особенно восхищенным ценителям циркового искусства.
11.Барбара Радзивилл

Юная литовская вдова, в XVI веке ставшая тайной женой будущего короля литовского и польского Сигизмунда II Августа. Считалась самой красивой женщиной королевства.
12.Симонетта Веспуччи

Если ты видел картину «Рождение Венеры» Боттичелли, то ты прекрасно знаешь эту знаменитую флорентийскую модель XV века. Проще перечислить, кто из художников той эпохи не рисовал рыжую Симонетту. А герцоги Медичи (с некоторыми из них модель имела доверительные отношения) официально обязали указывать ее в документах как «Несравненную Симонетту Веспуччи».
13.Агнес Сорель

Французская мадемуазель XV века, многолетняя фаворитка Карла VII, которая рожала королю дочерей, благотворно, по мнению современников, влияла на его политику, а в свободное от этих занятий время позировала художникам — например, Фуке, когда он изображал мадонн для церквей и частных заказчиков.
14.Нефертити

Главная супруга фараона Эханатона, правившего в Египте в XIV веке до н. э. Сохранились многочисленные бюсты и статуи красавицы Нефертити. Но мумия царицы пока так и не найдена, поэтому неизвестно, насколько она была похожа на свои весьма привлекательные портреты, которые буквально свели с ума множество поэтов и писателей начала XX века, увидевших эти произведения в европейских музеях.
15.Маркиза де Ментенон

Молодую вдову поэта Скаррона пригласила ко двору Людовика XIV фаворитка короля — мадам де Монтеспан, чтобы бедняжка Скаррон занималась воспитанием королевских бастардов. Король был так восхищен ее педагогическими приемами, что пожелал испытать их на себе. К великому негодованию всего двора, он не просто сделал новую любовницу маркизой Ментенон, но потом еще и втихаря женился на ней.
16.Маркиза де Монтеспан

Жившая в XVII веке фаворитка Людовика XIV сама происходила из знатнейшего герцогского рода, так что французский двор охотно терпел близ короля столь высокопоставленную любовницу. Тем более что маркиза была хороша собой (по тогдашним меркам, по крайней мере) и достаточно умна, чтобы не лезть особо в государственные дела.
17.Зинаида Юсупова

Самая богатая и самая красивая женщина Российской империи XIX века. Более того, будучи единственной наследницей всего рода князей Юсуповых, она по особому распоряжению царя кроме многомиллионного приданого принесла мужу титул князя Юсупова. Как ты думаешь, сколько у нее было поклонников? Победителем этой утомительной гонки стал граф Сумароков-Эльстон — генерал, человек храбрый и с большими усами.
18.Уоллис Симпсон

Каждый из нас иногда задается вопросом, чего он стоит в этой жизни. У дважды разведенной американки Уоллис Симпсон ответ на этот вопрос был. Она стоит немножко больше Британской империи. По крайней мере, так решил король Британии Эдуард VIII, отрекшийся в 1936 году от престола ради того, чтобы жениться на Уоллис: занимая престол, он не имел права жениться на разведенной женщине.
19.Мадам Рекамье

Пятидесятилетний банкир Жан Рекамье, который в 1793 году женился на шестнадцатилетней Жюли, знал, что делал. Он не стал лезть к своей красавице с пошлым сексом, а пригласил к ней лучших учителей, которых только можно было найти в революционной Франции. Еще через пару лет он щедро финансировал ее дом, ее наряды и ее светскую жизнь, поощряя юную супругу привлекать к себе толпы друзей и поклонников из тогдашней элиты. Благодаря ставшему знаменитым политическому, литературному и научному салону мадам Рекамье, банкир сделался одним из самых влиятельных людей Европы.
20.Ян-гуйфэй

Драгоценная супруга китайского императора Мин-хуана, который больше известен под посмертным именем Сюань-цзун (правил в VIII веке). Нищая девочка из крестьянской семьи Ян свела императора с ума настолько, что фактически всю власть в государстве он отдал в руки ее многочисленной родни, а сам развлекался с Ян-гуйфэй поеданием сросшихся апельсинов и прочей китайской изысканностью. Закономерным результатом стали государственный переворот и гражданская война.
21.Вероника Франко

В Венеции много туристов было и в XVI веке. Привлекали в этот город господ из дальних земель не столько венецианские каналы, сколько «благочестивые куртизанки» — так официально именовались самые шикарные продажные женщины города, которые были изысканны, образованны, свободны в общении и разоряли своих кавалеров самым благородным образом. Одной из знаменитейших благочестивых куртизанок была Вероника Франко. 22.Аспазия

Афинская гетера, ставшая женой правителя Афин Перикла (V век до н. э.). Гетера в женах властителя сама по себе была диковинкой, другой же особенностью Аспазии являлось то, что многочисленные авторы ни слова не говорят о том, что она была красива или сексуальна. Нет, все хором славят ее выдающийся ум. Известно, например, что сам Сократ очень любил навещать Аспазию и слушать ее философские рассуждения.
23.Айседора Дункан

Звезда начала XX века, американская танцовщица, которая ввела традицию «естественного» танца назло официальным балетам на пуантах и прочим классическим ужасам. Естественность требовала и естественных одеяний, поэтому танцевала Айседора обычно босой, небрежно укутанной в разнообразные развевающиеся простынки, не мешавшие зрителям следить за движениями ее тела. Была женой русского поэта Сергея Есенина.
24.Китти Фишер

Самая дорогая куртизанка Британии XVIII века: ночь с ней стоила минимум сто гиней (за эту сумму можно было купить десять породистых лошадей). При этом с мужчин, которые ей не нравились, Китти брала суммы в десять раз большие. Ее огромная любовь к деньгам сопровождалась страшным мотовством. Символом Китти стало изображение котенка, вылавливающего из аквариума золотых рыбок, — в нем одновременно обыгрывались ее имя, фамилия и характер.
25.Хэрриэтт Уилсон

В первой половине XIX века скандальная жизнь Лондона существовала в основном за счет шести сестер Уилсон, занимавшихся великосветской проституцией. Самой удачливой из них стала София, которой удалось выйти замуж за лорда Бервика, а самой известной — Хэрриэтт. Трудно найти известного политика той эпохи, который сумел не оказаться в постели Хэрриэтт. Будущий король Георг IV, лорд-канцлер, премьер-министр, герцог Веллингтон — все они имели с Хэрриэтт близкую связь. Официально она считалась писательницей: публиковала за свой счет чудовищно непопулярные и скучные готические романы.
26.Мата Хари

Голландская барышня Маргарита Гертруда Зелле взяла себе псевдоним Мата Хари после того, как, пожив в неудачном браке с первым мужем в Индонезии, сбежала от супруга и стала исполнять стриптиз. Официально стриптиз в исполнении Маты именовался «мистическим восточным танцем, угодным Шиве». Во время Первой мировой войны была шпионом, двойным агентом Франции и Германии, после чего была неприлично поспешно расстреляна французами в 1917-м. До сих пор господствует версия, что таким образом кто-то из высокопоставленных лиц Франции пытался скрыть свою связь с Матой и собственные военные преступления.
27.Туллия д’Арагона

Итальянская куртизанка XVI века, поочередно потрясавшая собой Рим, Флоренцию и Венецию. Кроме собственно сексуальных побед над самыми выдающимися талантами и умами итальянского Возрождения, Туллия была знаменита как поэтесса, писательница и философ. Например, ее «Диалоги о бесконечности любви» были одним из самых популярных произведений века.
28.Каролина Отеро

Французская танцовщица и певица конца XIX века, выдававшая себя за цыганку, хотя на самом деле была чистокровной испанкой (но тогда это было не модно). Пользовалось огромным успехом у венценосных особ. Минимум семь королей и императоров были ее тайными любовниками. В том числе известно, что российский император Николай II был крайне неравнодушен к Каролине.
29.Лиана де Пужи

Французская танцовщица и писательница рубежа XIX—XX веков, также слегка торговавшая собой за чрезвычайно крупное вознаграждение (самой Лиане больше нравились девушки, так что романы по любви у нее были в основном с коллегами-красавицами). Марсель Пруст списал с Лианы одну из своих героинь — Одетту де Креси. Мадемуазель де Пужи дружила практически со всеми интеллектуалами своей эпохи. Выйдя замуж за румынского аристократа, стала княгиней и ушла на покой.

30.Графиня ди Кастильоне

Родившаяся в 1837 году итальянка Вирджиния Ольдоини стала первой мировой топ-фотомоделью. Сохранилось более 400 ее дагеротипов. Будучи дворянкой из старинной фамилии, вышла в 16 лет за графа Кастильоне, но тихой семейной жизни предпочла судьбу великосветской куртизанки и политика. Была любовницей Наполеона III.

31.Оно-но Комати

Японская поэтесса и придворная дама IX века, входящая в список «36 величайших поэтов Японии». Иероглифы, обозначающие ее имя, стали синонимом словосочетания «красивая женщина». В то же время Оно-но Комати была символом холодности и жестокосердия. Известно, например, что она заставляла своих возлюбленных стоять зимой перед ее дверями в легкой одежде целую ночь напролет, после чего слагала печальные стихи по поводу их ранней смерти от простуды.
32.Императрица Си Ши

В VI веке до н. э. правителю китайского царства У, Фучаю, недоброжелатели из соседних царств прислали подарок — невероятную красавицу Си Ши в сопровождении свиты из прекрасных служанок. При виде Си Ши у Фучая ум заехал за разум. Он велел создать для нее парк с дворцом и зависал в этом дворце круглые сутки. Разумеется, вскоре его царство было завоевано мерзавцами, придумавшими этот хитроумный план.

Ссылка на основную публикацию