Золотошвейное дело городе Торжок

Большая история фабрики «Торжокские золотошвеи»

Золотное шитьё сохраняется в Торжке с XII века. Об этом свидетельствует уникальная находка, сделанная Новоторжской археологической экспедицией в 2010 году. Среди вещей клада, спрятанного в 1238 году, были обнаружены фрагменты одежды, расшитые серебряными и золотыми нитями, что развенчало миф о связи русского промысла с монголо–татарскими традициями.

В настоящее время Торжок — единственный центр, бережно хранящий и лелеющий традиции поистине «драгоценного» промысла: до сих пор торжокские мастерицы вышивают нитями, в которых содержится от пяти до восьми процентов драгоценного металла.
Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шёлковыми нитями.

В период расцвета промысла, во второй половине XVIII — первой половине XIX столетия, складывается шитьё «по карте», то есть подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикреплённой к тканевой основе.

Торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, подушки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода.

Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Обычно изделия были украшены растительными узорами, основным мотивом которых была ветка распустившейся розы с бутонами и листьями. Орнаменты были просты и лаконичны и в то же время трепетны и выразительны.

О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывали парадные платья для членов правящей династии и знатных петербургских особ. Важным событием в истории золотошвейного искусства Торжка был заказ в связи с предстоящей коронацией Александра II в 1855 году. Мастерицы вышили костюмы для царской семьи, мундиры для многочисленной свиты и платья для фрейлин царицы. Тридцать золотошвей были вызваны в столицу для вышивания гербов на порфире.

Золотошвейные изделия пользовались спросом не только в России, но и за рубежом. Они ценились иностранными путешественниками как местная оригинальность. Уникальные расшитые золотом и серебром товары экспонировались на международных выставках: в 1851 году купец Шехонин демонстрировал в Лондоне несколько пар сапог, расшитых золотом, в 1862 году «кружевной король» Алмазов на международной выставке представил изделия из сафьяна и кожи.

Упадок народных промыслов в конце XIX века вызвал беспокойство русской общественности. В 1882 году на Всероссийской промышленно–художественной выставке в Москве золотное шитьё и кружево торжокских мастериц имело оглушительный успех, что поставило перед Новоторжским земством вопрос о сохранении и развитии промысла, организации мастерских и школ. В 1894 году создан кустарный отдел, который возглавил местный общественный деятель Д.Д. Романов. При его непосредственном участии в 1899 году при отделе была открыта учебно–показательная золотошвейная мастерская.

Чтобы сохранить золошвейное производство, не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской был создан музей. Д.Д. Романов лично собирал образцы старинных вышивок, надеясь возобновить утраченные способы шитья. В это время созданы альбомы по местному орнаменту. Старинное шитьё, хранящееся в музее, использовалось вышивальщицами при выполнении заказа московской фирмы Оловяшникова по случаю 100–летнего юбилея Отечественной войны 1812 года.

В 1923 году на базе мастерских была основана профтехшкола, а уже в 1928 году её выпускники объединились в Торжокскую золотошвейную артель им. 8 Марта. В советское время предприятие выпускало преимущественно элементы государственной символики, знаки отличия для Красной Армии и лишь в небольшом количестве традиционные изделия: панно, бювары, декоративные подушки, сумочки.

В Торжке выполнены мундиры и костюмы к фильмам: «Анна Каренина» (реж. Александр Зархи), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (реж. Александр Митта и Геннадий Сокольский), «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук).
С 1992 года Торжокская золотошвейная фабрика им. 8 Марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью, а через 3 года — в ОАО «Торжокские золотошвеи». «Торжокские золотошвеи» являются наследниками и продолжателями традиции ремесла.

Золотошвейное дело городе Торжок

Торжокское золотное шитьё – Русский народный художественный промысел, известный в Торжке с 13 в. Характерен растительный орнамент, выполненный золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, облачения). С 1960 фабрика им. 8 Марта, вышивает знаки различия для Российской армии, эмблемы, сувениры.
Торжокское золотное шитьё – вид традиционной русской золотной вышивки, получивший широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии и сохранившийся до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла.
Вышивальный промысел сложился в Торжке в 18 веке на основе местной традиции, уходящей своими корнями в русское средневековье. Наибольшее развитие промысел получил во второй половине 18 первой половине 19 столетия. В это время торжокские мастерицы вышивали по заказу и на продажу головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки и различные детали праздничного народного костюма, а также предметы церковного обихода. При вышивке по плотным тканям применяли главным образом так называемый «кованый шов» и шов «в прикреп» по настилу.
О славе торжокских вышивальщиц и уровне их мастерства свидетельствуют многочисленные заказы, поступавшие от русского двора. Им неоднократно заказывались парадные платья для членов императорского дома, например, для Екатерины II и Александра II .
Рисунки для вышивки составляли сами мастерицы. Наиболее характерны растительные узоры, основным мотивом которых была ветка розы с цветами, бутонами и листьями, дополненные завитками, усиками, блестками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
Во второй половине 19 столетия вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.
Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий. Большую роль в развитии промысла сыграла А. Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий. На рубеже 19-20 веков искусство торжокских швей было отмечено высшими наградами крупных международных выставок в Париже, Лондоне, Турине и др.
Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке, а уже в 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта, выпускавшую преимущественно знаки отличия для Красной армии, и лишь в небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки. В узорах подобных изделий сохранялись мотивы золотных вышивок 17-18 столетий. В конце 1940-х начале 1950-х годов в растительные узоры, в которых усиливается тенденция к натурализму, стали вводиться также элементы советской символики звезды, серп и молот и т. д. В основном на предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очечники и т. д. Традиции золотного шитья продолжаются и в наши дни. В последние годы возобновилось шитье церковных облачений и утвари. Изделия торжокских золотошвей неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, среди которых наиболее значительными являются: Нижний Новгород, Филадельфия, Турин, Москва, Париж, Милан, Нью-Йорк, Брюссель, Осака и другие.Коллекции золотошвейных изделий, выполненные торжокскими мастерицами, хранятся в Государственном русском музее, в музее народного искусства НИИ художественной промышленности, в музее г. Твери. Костюмы главных героев кинофильмов «Война и мир», «Посол Советского Союза», «Анна Каренина» выполнены в Торжке.
С 1992 года торжокская золотошвейная фабрика им. 8 марта реорганизована в товарищество с ограниченной ответственностью «Торжокские золотошвеи», а затем (1995) – в ОАО «Торжокские золотошвеи».
Интересен и разнообразен современный ассортимент золотошвейных изделий. Это уникальные панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда – жилеты, блузоны, платья; головные уборы – береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия – закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки и многое другое.
Золотошвейные изделия выполняются позолоченными и посеребренными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти и других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. В композициях золотного шитья используются русские традиционные мотивы (растительные орнаменты, фигурки зверей, птиц, фантастических животных) и современные направления (сюжетно-изобразительные, геометрические, архитектурные мотивы).
Художницы, мастера-вышивальщицы находят новые образные системы продолжения традиций русской золотной вышивки. Поражают глубиной духовности такие работы вышивальщиц как Плащаница, икона Николая Чудотворца, иконы «Серафим Саровский», «Богоматерь Казанская», «Сергий Радонежский», «Спас Нерукотворный» и другие.
Кроме изделий с золотной вышивкой, предприятие выпускает и строчевышитую продукцию. Это комплекты столового и постельного белья, полотенца декоративные, салфетки, прихватки, скатерти, дорожки, фартуки, сорочки ночные женские и детские, сорочки крестильные, белье ясельное, белье для новорожденных, легкая одежда для детей дошкольного и младшего школьного возраста, легкая одежда для женщин (платья, сарафаны, костюмы, блузы, юбки, халаты и т.д.). Изделия выполняются из льняных, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных современных тканей, новых по составу сырья и структуре волокон. Конструктивное решение моделей отвечает современному направлению моды. Используется модная отделка и фурнитура. Многие изделия украшает машинная и тамбурная вышивка, выполненная в традициях тверской народной вышивки.

Читайте также:  Картины Константина Маковского и биография художника

Уважаемые посетители, вся информация о сайте и порядке приобретения продукции содержится в разделе Информация о сайте

Музей золотного шитья в Торжке

Золотное шитье — ремесленный промысел, которым славится Торжок. Музей золотного шитья находится в здании фабрики «Торжокские золотошвеи» и занимает несколько комнат. Чтобы сохранить золотошвейное производство (в Торжке), не раз находившееся под угрозой исчезновения, в 1911 году при мастерской (кустарного отдела) был создан музей.

Первая экспозициярассказывают об истории промысла. Там же выставлены наиболее древние образцы золотого шитья.

Золотное шитье является одним из самых древних видов искусства на тверской земле, Как говорят раскопки, первые изделия с золотным шитьем относятся к XIII века.

В 1894 году в Торжке была открыта мастерская, объединившая мастериц-надомниц. Их работы были известны за пределами Торжка, ими восхищались Пушкин и Островский, им присуждали призы на международных конкурсах. Позднее, в 20-м веке здесь возникла «Фабрика 8 марта».

Особую роль в сохранении торжокского промысла сыграл Дмитрий Дмитриевич Романов.

Приспособление, или инструмент.при помощи которого создают уникальную вышивку. Стежок за стежком, километр золотой нити за километром… Сделать ровные стежки довольно трудно, ведь золотую нить крепят «вприкреп», то есть не продевая нить насквозь через пяльца, а как бы прикрепляя ее с внешней стороны.

Применение золотого шитья.

1) Золотое шитье активно присутствовало в нарядах местных жителей. Девушки вышивали головные уборы, по которым можно было определить их семейное положение. Незамужняя девушка могла носить красивый головной убор, не пряча волосы. Помолвленная девушка обретала пробор и ей заплетали две косы. А замужняя женщина, боясь опростоволоситься, сворачивала косу и укладывала внутрь головного убора.

2) Один из обычаев: девушка вышивала для себя варежку, при этом пыталась отразить все свое мастерство. «Смотрины» невест и женихов проходили на ежегодной ярмарке. До окончания ярмарки девушки общались с молодыми людьми, причем проводить время с несколькими ухажёрами не запрещалось. Парней ласково называли «предмет». Но после окончания ярмарки девушки выстраивались вряд и прикрывали лицо варежкой, по которой те самые предметы выбирали себе жену.

3) На фабрике изготавливают современную одежду. Здесь заказывали наряды Лидия Федосеева-Шукшина, Наталья Варлей и другие известные актрисы нашей страны. В костюмерной Мосфильма хранятся уникальные костюмы, расшитые мастерицами Торжка для таких фильмов, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Как царь Петр арапа женил» и другие.

4) Шали и платки, расшитые мастерицами.

5) Техника золотого шитья применяется для изготовления церковной атрибутики и икон.

6) Ко дню города была выполнена за три месяца картина, на которой отмечены достопримечательности Торжка и ярко показаны сцены из обычной жизни.

7) На фабрике расшивают знаки отличия военных.

8) На фотографиях отображена работа мастериц.

9) Герб Торжка украшают 6 голубей, на которых развиваются красные нитки. Серебряные голуби символизируют гостеприимство и доброту местных жителей, а золотые говорят о благополучие и богатстве города. Красные нити напоминают о страшных страницах истории.

10) Мастерицы отшивают красивые картины и панно. На картине, посвященной Москве, были использованы не только золотые нити, а еще и цветные. Панно ” Плодородие” рассказывает женском начале. На нем показаны самые разнообразные стежки и техники вышивки золотом.

Второй зал.

Второй зал музея небольшой и посвящен Советскому прошлому фабрики.

1) Портрет Сталина с интересной историей: однажды в музей пришла женщина со свернутой в рулон картиной. Ее вышила ее родственница, учившаяся в Торжке и пережившая блокадный Ленинград. В те времена за вышитый портрет вождя без заказа по голове не погладили бы, поэтому эта работа хранилась в свернутом виде и передавалась из поколения в поколение. Благодаря такому подарку мы можем оценить мастерство блокадницы! Обратите внимание на глаза, которые следят за вами, куда бы вы не пошли.

Автор Радченко Раиса Терентьевна.

2) В годы СССР фабрика отшивала огромное количество тюбетеек . 3) Экспонаты, оставившие след в истории фабрики. Третий зал.

Третий зал носит выставочный характер. В нем вывешены копии картин, которые были подарены высокопоставленным лицам, и современная одежда с вышивкой.

1) Эту картину преподнесли на 50-летие Владимиру Владимировичу. На картине изображены герои русских сказок, а также путешествие из Петербурга в Москву правда, чтобы не возникло подтекста, поменяли местами Москву и Санкт-Петербург, зная, откуда наш Президент.

2) Вручение В.В. Путиным панно Папе Римскому в Ватикане.

3) Копии панно и картин, вышитых для подарков высокопоставленным и известным лицам.

4) Витрина с современными изделиями.

5) Ордена расшитые золотошвеями.

Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира.

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного. Высшая награда в России. Эскиз разработан лично Петром I

Музей открыт: 9 до 17 часов.

взрослый – 120 руб.

пенсионный – 80 руб.

студенты, школьники – 50 руб.

Золотошвейное дело в городе Торжок

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 5 ЗР
  • 2 часa промо-показов 10 ЗР
  • 3 часa промо-показов 15 ЗР
  • 4 часa промо-показов 20 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Василий Тропинин. «Золотошвейка». (1826 г.)

Золотошвейное дело – это одно из самых замечательных русских ремёсел. Оно начало развиваться с Х-го века, со времени принятия на Руси христианства.

Великолепные, расшитые золотом, убранства в храмах: завесы, хоругви, покровы, вышитые иконы, драгоценные облачении священников; княжеские и боярские одежды, парчовые ткани, на которых узоры были вышиты – всё это поражало иностранных гостей своей красотой и роскошью. Блеск и сияние золота, переливы драгоценных камней и жемчужного низанья превращало окружающую реальность в таинственный мир, в ослепительное зрелище.

Вышивать золотой нитью оказывается не просто, это дело канительное. Под словом «канитель» мы всегда подразумеваем что-то длительное и порой утомительное. А в старину канитель – это особым образом приготовленная нить, то есть на тонкую шёлковую нить спиралью накручивали золотую или серебряную тончайшую проволочку. Занятие нелёгкое и кропотливое.

Читайте также:  История XIX века в красивых женских портретах

Витая нить не только красивее простой, но и держится на ткани более прочно. Золотая нить сама по себе хрупкая и капризная, продёрнуть золотую нить сквозь ткань практически невозможно – она легко разрывается. Поэтому, чтобы украсить вышивку золотой нитью, её пришивают мелкими стежками на лицевой стороне или скручивают в канитель.

В первом случае золотая нить, плотно навитая на шёлковую, рядами укладывалась на поверхности узора, а затем прикреплялась льняной нитью, которая называлась нить – прикреп. Эта нить красиво выделялась на золотом и серебряном фоне, если она была цветной, то напоминала эмалевые украшения. Канитель использовали не только для вышивки, из неё делали кружева, петли, ожерелья, обвивку пуговиц и т.д. Из золота ткали ткани, кисти, плели тесьму.

Золотом украшали атлас, бархат, кожу, шёлк. Золотым шитьём были украшены и предметы домашнего обихода: полотенца, платки, скатерти и предметы конского убранства. В узорах шитья изображались птицы, барсы, сцены соколиной охоты, растительные мотивы. Очень часто мастерицы имитировали золотые ткани, привозимые из заморских стран. Они могли воспроизводить не только узоры, но и фактуру тканей.

Если на Руси и не было каких-то видов рукоделия, то однажды увидев их, русские мастерицы могли довести их до совершенства, какого не было до этого. Так рождалось русское искусство и мастерство. В русском народном искусстве заключались идеи добра, света и весны.

На Руси золотое шитьё было исключительно женским делом, которым занимались во многих уголках необъятной страны – и в боярских домах, и в крестьянских избах, а во главе этих занятий стояла хозяйка дома, которая сама и вышивала. Любили золотошвейное дело и в монастырях. Занимались рукоделием и более высокопоставленные особы княжеского и царского рода: Ефросинья Старицкая, сосланная Иваном Грозным в монастырь, жена и дочь Бориса Годунова – Ирина и Ксения.

Золотым шитьём чаще выполнялись изделия на православную тему. Вышивание, кружевоплетение, жемчужное низание на Руси любили, за этим занятием женщины всегда молились – одна читает «Жития святых» или Писания Святых Отцов церкви, а другие, слушая её, плетут, вышивают, вяжут. Русские женщины умели прясть, ткать, шить, вышивать. Иностранцы, приезжавшие в Россию, всегда отмечали особый дар русской женщины в этих делах. Золотошвеи создали прекрасные произведения, вышитые золотом и шёлком.

Великолепие золотого шитья мы можем увидеть в Московском Кремле, Троице-Сергиевой Лавре, Новодевичьем и других русских монастырях.

В более ранние времена вышивали настоящей, золотой нитью. Потом стали эффект золота имитировать, а шитьё стало называться не «золотое», а «золотное».

К началу XIX века вышивка металлической нитью постепенно исчезает, остаётся лишь на парадных придворных и военных мундирах.

Торжок – старинный городок, в котором в XIII веке зародилось русское золотое шитьё, остался, можно сказать, единственным местом в России, где сохранилось это мастерство. Умелые руки русских мастериц создали уникальные произведения, отличающиеся высокой техникой исполнения и декоративностью. В Торжке вышивают иконы, церковное облачение и утварь.

Старинный русский город и до сегодняшнего дня остаётся гордостью России. На фабрике «Торжокские золотошвеи» ассортимент продукции значительно увеличился и периодически обновляется.

Мастерицами золотошвейной фабрики Торжка оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, Константиновский дворец. Для Норильского кадетского корпуса изготовлено знамя с Российским гербом и иконой «Николая Чудотворца».

Русское золотое шитьё отличается совершенством композиций, все узоры соразмерны друг с другом, в них чувствуется определённый внутренний ритм, и даже поверхность, свободная от шитья носит орнаментальный характер. Не каждая могла стать золотошвейных дел мастерицей. Все русские мастерицы были поистине художницами, потому что душа русского человека всегда стремилась к красоте, а «красота – способ существования русского человека».


Музей фабрики “Торжокские золотошвеи”

Ни в одном другом музее посетителю не вручают с порога расшитый канителью погон, как это делают в музее “Торжокские золотошвеи”. Погон – это входной билет. Случилось так, что в начале 2000-х на фабрику пришел заказ на пошив погон для таможенной службы. Но что-то в ведомстве поменялось, и погоны не выкупили. Так бы они и остались лежать на фабричном складе, если бы в музее не придумали выдавать их в качестве входного билета.

Сейчас на фабрике работает около 100 человек, что значительно меньше, чем во времена советской власти. Но благодаря новому владельцу предприятие растет. Образцы современных работ мастериц можно не только увидеть в музее, но и купить в магазине при фабрике. Но об этом позже. А начну я свой рассказ с истории золотного шитья.

Шитье золотыми нитями пришло в Россию из Византии, и со временем стало традиционным промыслом для Торжка. Первые русские мастерицы – монахини местных монастырей, вышивали тончайшей золотой проволокой по бархату, тонкой коже-сафьяну, сукну и атласу. Золотые нити закупали в Византии и стоили они недешево.

Постепенно золотую проволоку заменили скрученной спиралькой из тоненькой толщиной 1-3 мк позолоченной металлической проволочки – канителью. И шитьё стало называться не “золотое”, а “золотное”, а нити “волоченные”. На смену волоченным, пришли “пряденые” нити по немецкой технологии, когда медную проволоку с 3-9%-ным золотым или серебряным напылением, накручивали на шёлковую, льняную или хлопчатобумажную нить.

Большинство историков сходится на том, что золотошвейным ремеслом в Торжке занимаются с XIII века. В то время даже местная денежная единица выглядела как вышитый золотом кожаный лоскуток. Однако некоторые ученые предполагают, что в поселениях на месте нынешнего города вышивали наряды золотыми и серебряными нитями еще в IX веке. Подтверждение тому археологические находки того времени – расплавленные кусочки золота и серебра на сгоревшей одежде.

Золотом и серебром расшивали не только одежду, которая после такой вышивки весила больше пуда, но и сафьяновую обувь, подушки, кошельки, рукавицы, пояса и даже обтянутую сафьяном мебель. Узор и рисунок выполнялись традиционным торжокским золотным кованым и литым швом.

Одежду и предметы быта вышивали цветочным орнаментом, фигурками животных. Любимым мотивом в вышивке были и остаются птицы.

До XIX века золотошвейный промысел был исключительно надомный. Каждая девушка вышивала себе приданое золотыми и серебряными нитками. Кроме одежды, для приданого вышивали не меньше полусотни полотенец, рисунок на которых старались не повторять. Часть расшитых полотенец раздаривали родственникам жениха.

Украшения – броши, гривны, медальоны – тоже вышивали золотым и серебряным нитями. В музейной витрине выставлено несколько таких работ.

В дополнение к наряду девушка на выданье шила маленькую рукавичку на правую руку, вышивая её самым затейливым образом, чтобы показать потенциальному жениху свое мастерство. На ярмарках невест девушки выстраивались в ряд, прикрывая лицо вышитыми рукавичками. Женихи прохаживались вдоль девичьего ряда и оценивали не только внешность девушки, но и как вышита рукавичка.

Основной объем заказов торжокские золотошвеи получали от церкви. В 1644 году по заказу князя Куракина для Борисоглебского монастыря золотошвеи выполнили лицевое покрывало с изображением Ефремия, шитое шелком, а по краям тропарь, вышитый золотом. В 1671 году по заказу боярыни Луговской была изготовлена напрестольная пелена с изображением на ней иконы, шитая шелком, золотом и серебром.

К XIX веку свыше 300 женщин были заняты золотошвейным промыслом, что приносило ощутимый доход новоторжским купцам, занимавшихся сбытом продукции. Работы торжокских мастериц высоко ценились и получили известность далеко за пределами Тверской губернии. К примеру, в музее рассказывают, что Александр Сергеевич Пушкин, который проезжал по питерскому тракту через Торжок не меньше 20 раз, останавливался в городе не только, чтобы отведать котлет в придорожной гостинице у Дарьи Евдокимовны Пожарской, но еще и купить вышитые золотом пояса и перчатки для Натальи Николаевны. В письме П. А. Вяземскому Пушкин упоминал о своем подарке и для Веры Фёдоровны, жены князя: “Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы”.

Читайте также:  Образы Алисы в Стране чудес к 150-летнему юбилею

Заказы на вышивку приходили и от членов императорского дома. У Екатерины II было несколько бальных платьев, расшитых торжокскими мастерицами.

По легенде, оценив работу золотошвейки, которая украсила императорское платье из голубого атласа золотыми лилиями, Екатерина II повелела доставить мастерицу в Петербург. Мастерица оказалась далеко не красавица, что императрицу расстроило. Поэтому она решила направить в Торжок на обучение золотошвейному мастерству 19 самых красивых девушек из разных губерний России, напутствовав их: “Красивые вещи должны выполнять красивые люди”. С тех пор Торжок приобрел репутацию города красавиц.

В 1894 году по инициативе Дмитрия Дмитриевича Романова, родственника Анны Петровны Керн, был открыт золотошвейный кустарный отдел. Через 5 лет он организовал учебную золотошвейную мастерскую, на базе которой позднее были созданы золотошвейная профтехшкола и музей.

В 1907 году работы торжокских мастериц демонстрировались на международной выставке в Париже, а в 1911 году – в Турине. Работы были отмечены 28 дипломами, медалями и грамотами.

Дмитрий Дмитриевич руководил фабрикой до своей кончины в 1916 году. После революции 1917 года выпускники золотошвейной профтехшколы объединились в торжокскую золотошвейную артель “имени 8 Марта”. В те годы работницы артели занимались преимущественно вышивкой знаков отличия для Красной армии, расшивали шелковыми нитками тюбетейки для жителей соседних республик, бювары, книжные закладки, декоративные подушки и сумочки. До начала 50-х годов в узорах все еще сохранялись мотивы традиционных золотных вышивок XVII – XVIII веков. Позднее на бархате и шелке стали появляться атрибуты соцреализма – звезды, серп и молот.

В экспозиции музея есть необычная работа того времени – портрет Сталина, вокруг головы которого вышит нимб. Вышивка сделана филигранно, стежок к стежку, градиент от одного оттенка шелковых нитей к другому сравним с цветовыми переходами на живописных полотнах. Торжокская мастерица Раиса Терентьевна Радченко вышила портрет после войны и хранила его у себя дома. В 2011 году наследники передали портрет музею.

С 1992 года фабрика “имени 8 марта” реорганизована в товарищество “Торжокские золотошвеи”, а затем в 1995 году – в ОАО. При фабрике открыт магазин, где можно посмотреть, что шьют здесь сегодня. К примеру, кроме вышитых подушек и сумочек, можно купить платье, но вышитое не вручную, а на машине.

Кстати, в октябре 2012 года на фестивале “Бархатные сезоны в Сочи” мастериц наградили “Золотым веретеном” – символом Национальной премии в области индустрии моды.

И, наконец, несколько кадров самого процесса вышивки. После того, как мастерица придумает сюжет для вышивки, рассчитает стежки и создаст точный макет на бумаге, настает время переноса рисунка булавкой на кальку. Затем проколотый по контуру орнамент прикладывают к материалу для вышивки (бархату, крепу, шелку или коже), а сверху намазывают смесью керосина и зубного порошка. Частицы этой смеси через отверстия на кальке попадают на материал, оставляя на нем едва различимый контур, по которому и вышивают золотом. Присмотритесь к фото: на темном фоне видны светлые точки и штрихи, образовавшиеся после нанесения зубного порошка с керосином через кальку.

Чтобы сделать стежок, надо сначала проколоть основу иглой или шилом.

Шитье одностороннее. Стежок золотой нити скрепляют с тканью обычной нитью, подобранной точно по цвету.

Так выглядит шитье с изнанки.

Если вы захотите увидеть своими глазами как создается вышитое панно, звоните в золотошвейное училище (филиал Тверского промышленно-экономического колледжа) и договаривайтесь.

Торжокское золотное шитьё: чем оно знаменито?

Блестящие ветви простираются по ткани. Сверкающие цветы разворачивают лепестки. Изящные линии переплетаются между собой и образуют причудливые узоры. Оперение сказочных жар-птиц как будто соткано из крошечных золотых блёсток. Иногда можно увидеть целые пейзажи с храмами и дворцами. Торжокское золотное шитьё — настоящее олицетворение утончённой красоты, которая на протяжении многих столетий создавалась руками искусных мастериц.

Драгоценный блеск, овеянный легендами

В XIII веке (а возможно, и ранее) это удивительное искусство было привезено в Торжок из Византии. Первыми мастерицами стали монахини. Затем этот вид шитья заинтересовал рукодельниц всех сословий. Даже княгини и боярыни нередко проводили время за пяльцами. В еках искусство золотного шитья достигло настоящего расцвета. Оно было высоко оценено при дворе. Торжокские мастерицы расшивали даже бальные платья для самой Екатерины II.

Известен интересный факт. Александр Сергеевич Пушкин нередко посещал Торжок. Там он познакомился с искусством местных золотошвей, которое вызвало у него восхищение. Он приобрёл несколько нарядных поясов и отправил вместе со стихами княгине Вере Вяземской. Поэт надеялся, что получательница столь щедрых подарков «всю прелесть московскую за пояс заткнёт».

Золотное шитьё пользовалось большим спросом не только в России, но и в Европе, а также в других уголках мира. Работа мастериц продолжалась и после революции. В 1928 году была организована Торжокская золотошвейная артель имени 8 Марта. Традиции бережно сохранялись. Кроме того, именно там часто вышивались знаки отличия для Красной армии. Сейчас действует фабрика «Торжокские золотошвеи». Мастериц готовит профессиональное художественное училище золотного шитья.

Стежок за стежком…

Вначале на бумаге разрабатывается эскиз композиции. После этого он переносится на кальку. В ней проделываются отверстия по контуру рисунка, затем она закрепляется на ткани. Поверх кальки наносится особый состав из керосина и зубного порошка. Смесь проникает сквозь отверстия и оставляет на ткани белый рисунок. По нему в дальнейшем выполняется вышивка. Если изображение переносится на светлую ткань, то вместо зубного порошка используется синька.

Золотное шитьё — очень сложный вид рукоделия. Большая часть работы выполняется вручную. Лишь иногда используются швейные машины. Блестящие нити сделаны, конечно, не из чистого золота и серебра. Драгоценные металлы присутствуют в них, но в очень небольшом количестве. Основа делается из шёлка, хлопка или синтетического материала. На неё наматывается тонкая металлическая нить с золотым или серебряным напылением. Оттенки могут различаться.

Существует множество швов — сейчас мастерицы применяют порядка ста. Кроме золотой, используется также рабочая нить (чаще всего шёлковая). Именно она прошивает ткань насквозь и образует петли. Они закрепляют на лицевой стороне металлизированную нить, которая сквозь ткань не протягивается. Такое шитьё называется «в прикреп». Нередко стежки укладываются параллельными рядами близко друг к другу и смотрятся как единое целое.

Вышитая легенда

Золотное шитьё украшает собой изделия из кожи, бархата, шёлка, шерсти, сукна. Вышивка может дополнительно декорироваться стразами, камнями, жемчугом, блёстками. Среди популярных мотивов торжокских мастериц — цветочные композиции и растительные орнаменты. Нередко вышиваются панно, изображающие архитектурные шедевры. Такие работы становятся замечательными украшениями интерьера.

Посетителей приглашает Музей золотного шитья. Он был открыт в Торжке в 1964 году. Экспозиция знакомит с историей и современным состоянием легендарного промысла. Можно полюбоваться удивительными по красоте и мастерству исполнения работами. Уникальные образцы золотошвейных изделий представлены в Русском музее Санкт-Петербурга и в Музее народного искусства в Москве.

Во время раскопок на территории бывшего Торжокского кремля были обнаружены вышитые золотом кожаные лоскуты. Исследователи предполагают, что они играли роль денежных знаков. Искусство замечательных мастериц действительно драгоценно. Недаром золотное шитьё нередко называют золотым. И дело здесь не только в сказочной красоте. Ведь создаётся сверкающее чудо действительно золотыми руками.

Ссылка на основную публикацию