Девушки с косами и русская коса в истории

Тайны русской косы

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками.

Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами.

Ну а косы появились намного позже. Русские девочки заплетали только одну косу. И этим отличались от мам, которым полагались две. Девушки Беларуси и Восточной Украины одну косу заплетали лишь по праздникам. А в рабочие дни плели по две и укладывали на голове венцом. На западе Украины одна коса вовсе была неизвестна. Две, четыре и больше косичек украшали прически местных девушек. Называли их «мелкие косички» или «дрибушки».

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство. Считалось, что в женских волосах хранится сила, способная энергетически поддерживать ее семью. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением (опростоволоситься – значит опозориться). Худшим оскорблением было разве что обрезание косы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Дернуть за косу означало оскорбить девушку.

Кстати, тех, кто осмеливался сорвать головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака. Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом. Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую. В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза. А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Во время беременности волосы не стригли, так как энергию женщина брала не только для себя, но и для ребенка. Остричь волосы во время беременности значило лишить своего нерожденного ребенка поддержки. Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня. А новорожденного ребёнка до года не рекомендуется даже причёсывать, не только стричь.

Детям в малом возрасте волосы расчёсывали родители, потом они делали это самостоятельно. Доверить расчёсывать свои волосы могли только тому, кого хорошо знают и кого любят. Девушка могла позволить расчёсывать свои волосы только своему избраннику или мужу.

Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь, законы Рода и Мироздания, чтобы не лишить их жизненной силы, даруемой Природой и обереговой силы.

Подравнивание кончиков волос на длину не больше одного ногтя у молодых людей старше 16 лет совершалось для того, чтобы волосы быстрее росли, и это деяние можно было совершать только в дни новолуния.

Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые были символом объединения Яви, Нави и Прави (настоящего, прошлого и будущего). Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Длинная коса сохраняла женскую силу для будущего мужа. Плетение кос защищало женщин от сглаза, негатива и зла.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Длинные волосы являются признаком хорошего здоровья, красоты и женской внутренней силы, а значит, подсознательно нравятся мужчинам. По статистике, мужчины, оценивая женщин, ставят женские волосы на третье место после фигуры и глаз.

Был проведен эксперимент: дети 5 лет, рисуя свою маму, в 95 % случаев рисовали ее с длинными волосами, несмотря на то, что у мам были короткие стрижки. Это говорит о том, что образ мамы – нежный, добрый и ласковый, подсознательно связывается у маленьких детей с длинными волосами. Та же статистика утверждает, что 80% мужчин соотносят короткие стрижки с мужественностью и агрессией.

Длинные волосы дают женщине силу, но что важно: их нельзя носить распущенными. Распустить длинные волосы было неприлично, это как обнажиться. «Распустила Маша косы, а за нею все матросы».

Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к близости. Поэтому раньше женщине было нельзя распускать волосы при посторонних. Женщины, которые носили распущенные волосы были падшими, их называли «РАСПУТНИЦАМИ».

Распускать волосы было не принято также и потому, что считалось небезопасным разбрасываться энергией и силой, распуская волосы. Поэтому волосы забирали и заплетали в косы. Ведь женщина распуская волосы, могла привлечь чужие взгляды, могла вызвать зависть недоброжелателей. Женщины себя блюли в этом смысле, так как они знали, что в их руках энергетическая защита семьи и своего дома.

Женские волосы обладают очень мощной сексуальной притягательностью, наверное, поэтому замужние женщины могли показывать свои волосы только мужу, а в остальное время носили платок. Поэтому, женщина в храме должна надевать платок, чтобы не смущать мужчин и не отвлекать их от молитвы.

А также платок символизирует власть мужа и женскую покорность и смирение. Только незамужние женщины могли раньше не прикрывать голову платком в храмах.

Очень важно знать о том, какой силой обладают женские волосы и использовать эти знания себе во благо, а главное помнить что волосы – это наше достоинство и наша гордость.

Девушки с косами и русская коса в истории

Наверное, каждый слышал выражение “Коса – русская краса”. И, несмотря на то, что русские девушки издревле предпочитали косу другим видам укладки, не правильно считать косу исконно русской прической!
Многие народы верили, и верят до сих пор, что в волосах заключена какая-то природная сила, энергия, связывающая человека с невидимой энергией природы.
Помните библейского Самсона, который в одиночку решил отомстить за свой народ филистимлянам, поработивших их много лет назад, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос.
Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Мелкие косички носили в Африке, некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и “отец истории” Геродот.
Сердца римских женщин также покорили косы! Фантазия у них разыгралась не на шутку, и они носили, например, прическу, состоящую из завитых локонов волос и кос, уложенных сверху с затылка до лба. Также делали и сложные высокие прически с локонами и тонкими косами, которые укладывали в виде ракушек или корзин. Также, римские женщины наращивали косы, а невестам заплетали шесть кос, укладывали вокруг головы и перевивали красной лентой.
Было время, когда в Западной Европе, по церковным канонам, женщины обязаны были ходить в головных уборах и, снимать их можно было только при своем муже.
В эпоху Возрождения женщины перестали прятать свои волосы и в моду вошли различные прически с элементами кос и не только!

Читайте также:  Ботинки Доктор Мартинс Dr. Martens – история и фото образов

Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.
На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.
С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.
Косы плели не только женщины. Древние русы выбривали голову, оставляя на макушке длинный клок волос и заплетая его в косу, чтобы Сварогу было удобнее вытаскивать своих сынов с поля битвы. Считалось, что так он спасает от гибели своих лучших воинов и забирает в Вирий павших героев. Оставляли оселедец (чуб) и украинцы, заправляя его за ухо. Только этот клок волос не был заплетен в косу, хотя и имел сходное значение.
В некоторых славянских племенах косички, опускавшиеся вдоль лица, при остальных распущенных волосах были признаком того, что воин идет на битву, задумал месть или собирается жениться. Отличалось количество косичек и способы их плетения. В мирное и спокойное время славянские мужчины носили распущенные волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком или обычной веревкой.

Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят – все волосоньки в ряд.

Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками. Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси – коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.
Косы были распространены еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Но каждая русская девушка с косой, естественно, хотела чем-то ее украсить. Основными аксессуарами для волос того времени были:
• Косник (или накосник). Треугольник из бересты, который обшивался тканью, декорировался бусинами, бисером и крепился на кончики волос. а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.

• Кокошник. Традиционное украшение головы русской женщины. Одевался по принципу гребня или обруча вокруг головы, мог декорироваться драгоценными камнями, бусинами, лентами, жемчугом, бисером, кружевом.

Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор – кокошник.

Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.

• Ленты. Их вплетали в косички, завязывали бантом на конце, обвязывали вокруг головы. Если в косичку вплеталась лента, значит девушка на выданье, а как только в ней появилось 2 ленты, это обозначало, что официальный

жених найден.

• Венчик с лентами. Он мог быть изготовлен из тонких металлических лент, кожи и ткани, украшался жемчугом и носился на лбу.

Утрата косы была большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново – без косы у нее просто не было шансов выйти замуж, ведь коса была символом невинности. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.
Наши предки считали, что косичка наполняет женщину силой, поэтому ее

плели строго вниз по направлению позвоночника.

На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической.
Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в косу, могли носить только девушки. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.
Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». А в день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу (этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой – намек на ее новый, более высокий семейный статус), чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Это в общем-то довольно простая вещь – покрывало, которое всяческими способами наматывалось на голову. Вариантов, естественно, в

каждой местности было огромное множество.

Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах – только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение “опростоволосить”, что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
На Руси считалось, что расплетенная коса – символ траура или бесчестия. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность.
Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.
Когда женщина выходила замуж, две косы символизировали источники силы для нее и ее семьи. Муж, расчесывая волосы жене, получал от нее энергетическую защиту. У славян существовала традиция, чтобы муж расчесывал своей жене волосы, и делалось это неспроста! Считалось, что когда он совершает этот мистический обряд, то получает энергетическую защиту от своей жены, а женщина, позволяя мужу дотрагиваться до своих волос, показывает ему свое доверие.

Потому что волосы женщины — это ее сила, ее связь с космосом, недаром раньше волосы называли «космы». Женщина может своими волосами оберегать семью, создавать вокруг мужа защитный круг, охраняя его от любых бед, вот почему на Руси так ценились длинные волосы, и идеалом красоты была коса, толщиной в руку!
Наши предки знали, что когда мужчина расчесывает гребнем волосы своей жене, то этим он укрепляет семью, и такой паре не грозят проблемы в отношениях. Особое значение придавалось утреннему и вечернему расчесыванию:

– утреннее задает правильное умонастроение жене на весь день, муж помогает жене привести мысли в порядок, а сам получает защиту на предстоящие дела,

– вечернее помогает жене «додумать» дневные мысли, завершить дневные дела, убрать негатив, скопившийся за день, и уйти в ночь со спокойной головой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”.

А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах – толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече

(“Девушка на Волге”).Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к “Грозе” Островского)
или залихватски развивается по ветру (“Машка, дочь купеческая”).

Поэтому очень интересна акварель “Матрос и милая”, на которой – в полную противоположность купчихам и красавицам – представлена женщина с

короткой стрижкой.(1920 г.),(1921 г.),(1926 г.)

ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах – часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.

Читайте также:  Контурный карандаш для глаз – история и состав

Коса в современных укладках
Косы носили и носят женщины всех стран мира, но для нас этот элемент прически всегда будет ассоциироваться с русскими золотоволосыми

женщинами.Сегодня плетение из трех прядей не так популярно, как

раньше, но этот элемент прически остается частым гостем на головах красавиц. Плетение в укладках стало главным трендом последних лет. Взяв за основу поэтапную инструкцию плетения из трех прядей и освоив еще несколько несложных техник, вы сможете создавать красивые и необычные укладки, причем каждый день новые:

Косичка водопад. Создается на распущенных прядях во французской технике плетения, верхняя прядка не вплетается в основной «колосок», а

ложится сверху свободных локонов.

Афрокосички

Их плетут чаще всего по всей голове из тонких прядей. Техника плетения традиционная, из трех локонов.

Греческий ободок. Круговое плетение во французской технике, в результате которого получается «ободок» из волос.

Рыбий хвост (или Колосок). Плетется путем перекладывания прядей из одной части в другую. В результате получается эффект скелета рыбы.

Дракончик. Начесав пряди у корней, заплетается французская косичка от челки вниз.

Французская коса.

Вы можете заплести один из вышеперечисленных вариантов, а можете просто собрать аккуратную косу из трех прядей и украсить ее лентой. Такая укладка очень практична, она обеспечит порядок на вашей голове на протяжении всего дня, а сделать ее самой себе сможет любая красавица.

Зачем заплетали волосы женщины палеолита и мужчины древнего Новгорода: Из истории русской косы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Коса в древности

Первые следы этой прически относятся ко временам палеолита, статуэтка «Венеры из Виллендорфа» возрастом в 30 тысяч лет изображает женщину, чьи волосы убраны в косы. Чуть младше ее Венера из Брассемпуи, фигурка, вырезанная из бивня мамонта – тоже с косами.

Свидетельства того, что длинные волосы заплетали в косы, обнаруживаются в наследии всех древних культур – Древнего Египта, у шумеров, аккадцев, ассирийцев, арамейцев, жителей Вавилона. Египтянки носили на голове много мелких косичек, как и женщины африканских племен.
В Древней Греции и Древнем Риме косы были очень распространены, правда, заплетали не одну, а несколько: невесты-римлянки выходили замуж с прической из шести кос, уложенных вокруг головы.

Длинные волосы представители многих цивилизаций связывали с крепким здоровьем и жизненной силой. Не случайно это представление нашло воплощение в ветхозаветной истории о Самсоне, который вместе с волосами, остриженными Далилой, потерял и свою силу. Согласно Библии, он заплетал волосы в семь кос. Число семь в предании появляется не случайно – в христианстве, как и во многих других поверьях, оно священно, как и число три, не потому ли в заплетание косы из трех прядей волом исстари вкладывали особое, ритуальное, даже магическое значение?

На Руси

На Руси коса считалась оберегом от сглаза, ее заплетали девочке с окончанием детства и переходом в состояние девичества – начиная примерно с тринадцати лет. По длине и толщине косы можно было судить о здоровье невесты – снова волосы выступают как символ жизненной силы.

Незамужним девушкам полагалось носить одну косу, которую в день свадьбы расплетали. После замужества обычной прической женщины были две косы, уложенные поверх головы наподобие короны, сверху надевали головной убор – повойник. Все манипуляции с прической и головным убором представляли собой особые праздничные обряды со свадебным плачем, приговорами, в которых участвовали подруги невесты, а иногда и жених. Старославянские верования переплетались с христианскими молитвами, “Отче наш” читали вместе с заговорами от сглаза.

После замужества ходить с неприкрытыми волосами было недопустимо. Не полагалось и находиться на людях с распущенными волосами – кроме особенных дней, например, ночи на Ивана Купалу. Гадали и ворожили тоже распустив косы. Обрезать же волосы женщина могла только в знак глубокой скорби, например, по умершему мужу. Остриженные волосы сразу же сжигали – чтобы избежать сглаза и колдовства.

Коса по-мужски

Коса – прическа не только женская, на протяжении тысячелетий она была популярна и у мужчин.
Американские индейцы, тоже видевшие в длинные волосах свидетельство силы, носили две косы, либо одну, либо заплетали косичкой волосы на лбу. Впрочем, эта прическа была обычной и для индианок.

Традиционным у кочевых народов евразийских степей было выстригать волосы на голове, оставляя чуб – на темени или на затылке, который часто заплетали в косу. Эта прическа, называемая айдаром, была распространена еще среди гуннов в 4 веке. В 17 веке маньчжуры, завоевавшие Китай, обязало носить такую косичку все население страны, как свидетельство покорности завоевателям.

Скандинавы эпохи викингов отращивали волосы и бороды, которые заплетали в косы – часто справа и слева от лица, чтобы не мешали в бою и на охоте. Это относилось только к свободному населению – рабы должны были оставаться коротко обстриженными.

Фламандский путешественник Гильберт де Ланнуа, посетивший русское государство в 1413 году, оставил ценные наблюдения относительно внешнего облика жителей Новгорода и Пскова. По его словам, мужчины-новгородцы носили длинные волосы собранными в одну косу, заплетали в косичку и бороду, в отличие от псковичей, которые носили волосы распущенными. Возможно, в прическах первых сказывалось влияние финно-угорских племен, так или иначе, свидетельства Ланнуа подтверждаются при изучении других источников, в том числе деталей отделки собора в Штральзунде, созданной немецкими мастерами после посещения русского государства.

Коса вернулась в Россию как модная составляющая мужского образа в XVIII веке, благодаря европейским веяниям. В Пруссии у высшего сословия стали популярными парики с буклями и тонкой косичкой – отчего прическа носила название «прусская коса». В 1731 году этот парик даже стал официальной частью военного обмундирования, продержавшись в российской армии вплоть до конца XVIII века.

Появление в истории человечества косы на разных континентах, у разных народов, независимо от степени их изоляции от мира, говорит об особенной значимости этой прически, как с практической точки зрения – ведь волосы в косе не мешают их обладателю, так и в качестве ритуального символа, оберега – ведь, помимо прочего, коса – это красиво и завораживающе.

А что касается викингов, помимо памяти о длинноволосых воинах они оставили миру и другие артефакты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Девушки с косами и русская коса в истории

Многие века женщины на Руси носили только длинные волосы. И лишь в начале прошлого века, когда повеяло эмансипацией, некоторые из них стали носить короткие стрижки. С чем же это связано? Дело в том, что волосы для русских всегда имели особый, сакральный смысл.

Значение кос

Все русские женщины, независимо от возраста и сословия, носили косы, и по ним можно было определить их статус. Так, девочкам с семи лет заплетали косу из трех прядей, символизировавшую триединство. У славян-язычников это были три мира – Явь, Правь и Навь, а у христиан – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Заплеталась коса строго по направлению позвоночника, так как наши предки считали, что именно через хребет человека наполняют жизненные силы.

Незамужние девушки носили одну косу, в которую вплетали ленты и другие украшения. Замужние женщины должны были носить две косы, которые иногда укладывали на голове короной. Одна коса символизировала, что женщина вверяет себя Богу, вторая – мужу. Существовала также примета, что если замужняя женщина будет носить одну косу, она может овдоветь.

Замужние должны были закрывать косы кокошником или повойником. Фольклористы считают, что это делалось в защитных целях, чтобы женщина, входя в чужой род, не могла повредить ему своей магической силой, сосредоточенной в волосах. Таким образом в браке она становилась собственностью мужа.

Коса символизировала женскую честь. Даже просто дернуть девушку за косу считалось оскорблением. Оскорбительно для женщины было и сорвать с нее головной убор. А если кто-то отрезал у девушки или женщины волосы, то мог заплатить солидный штраф. Обрезать женщинам волосы разрешалось разве что при монашеском постриге, и то обычно ограничивались одной или несколькими прядями.

Иногда девушка или женщина самостоятельно обрезала себе волосы. Например, она могла сделать это в память о погибшем муже или женихе. Такой поступок указывал на глубокую скорбь и нежелание больше выходить замуж.

В каких случаях волосы девушке или женщине могли обрезать насильственно? Например, если она расставалась с невинностью до брака, если ее обвиняли в чем-то неблаговидном – скажем, в колдовстве. Обрезать косу могла и ревнивая соперница.

В отдельных регионах существовал обычай, когда девушке отрезали косу перед вступлением в брак, после чего она дарила ее суженому в знак того, что отныне вручает ему свою жизнь, а сама начинала отращивать новую. К тому же, девичья коса жены служила, по поверьям, оберегом от сглаза и несчастий. Воины часто брали ее с собой как талисман, отправляясь сражаться с половцами и печенегами. Зато враги, ворвавшись в поселение, нередко отрезали женщинам волосы – в знак их порабощения.

В XV—XVI столетиях новгородское духовенство пыталось бороться с языческим обычаем бритья головы замужними женщинами.

Сила волос

Почему же женским волосам на Руси придавали такое значение? Российский этнограф Нина Ивановна Гаген-Торн полагает, что славяне издавна связывали женские волосы с идеей плодородия и половой силы, и приписывали им магические свойства.

Распускать волосы дозволялось во время языческих празднеств, например, праздника Ивана Купалы, когда необходимо было проявление этой самой силы. При родах женщины снимали головной убор и распускали волосы, считалось что это облегчает роды.

В Орловской губернии роженицы в критических ситуациях держали собственные волосы во рту. В Вятской губернии они глотали волосы, чтобы вышел послед. Хотя современные медики считают, что это действие просто вызывало рвоту, и таким образом удавалось добиться желаемого результата.

Читайте также:  Вышивка шнуром на модной одежде и создание исторического костюма

Также в Орловской губернии было принято перевязывать пуповину новорожденного прядью волос, срезанной с материнского виска – чтобы привязать ребенка к матери. В Сарапульском уезде Вятской губернии существовал еще и такой обычай: если у ребенка «зацветет» рот, мать должна обтереть его своими волосами.

Ритуал расчесывания

Расчесывание женских волос представляло собой целый ритуал. Считалось, что эта процедура поможет восстановить утраченные жизненные силы. Малышкам имели право расплетать косы и расчесывать волосы только родители.

Взрослые девушки или женщины либо расчесывались сами, либо позволяли это делать матери, сестре или другой близкой родственнице, в крайнем случае – своему мужу или избраннику. Необходимо было провести гребнем по волосам не менее сорока раз. Понятно, что при остриженных волосах ритуал не имел бы смысла.

«Проводники» жизненной энергии

Еще у древних славян существовало поверье, что остричь волосы означает забрать силу человека. Считалось, что такой человек уязвим для злых сил. Он может ослабнуть, заболеть, даже умереть.

Волосы использовались в приворотах, а если птицы вили из них гнездо, то это могло повлиять на состояние бывшего владельца волос. Чтобы избежать неприятностей, стриженые или оставшиеся от расчесывания волосы рекомендовалось сжечь в печи.

Суеверия современности

В наши дни сохранилось довольно много поверий и примет касательно волос. Так, нельзя остригать волосы самостоятельно, бросать состриженные или вычесанные волосы в воду, а также вообще их выбрасывать – нужно хранить их в надежном месте. Не рекомендуется стричь волосы беременным женщинам — в старину считалось, что тогда ребенок родится мертвым. Девушки или женщины должны стричься только по «женским» дням – в среду и пятницу, и делать это можно только на убывающей Луне. Все эти суеверия унаследованы нами от предков.

Символ девичьей красы

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза: «Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем не менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

Коса – символ красоты русских девушек

В древности по тому, каким образом была сплетена коса, судили о намерениях и нраве племени. На протяжении веков косы носили народы разных стран, чаще других — в Африке, в Египте, но в наши дни они вызывают ассоциацию именно с Древней Русью. У славян коса исконно считалась самой удобной и распространенной прической, но традиционной она стала не только поэтому. В языческие времена косе приписывали защитные функции и она играла роль оберега.

Таинство плетения косы начиналось после того, как руками делили волосы на равномерные прядки. В процессе заплетания приговаривали определенные заговоры на любовь, от порчи или от сглаза:«Волосы заплетаю, путаю, путаю мысли чужие, недобрые, не распутать моих волос, не сглазить меня, не обидеть меня, не лишить меня воли. Гребень в косу втыкаю, тыкаю гребнем врага и обидчика, пусть мысли дурные к нему вернутся, а меня не коснутся. Слово мое крепкое».

Поверья гласят, что именно в волосах людей сконцентрирована жизненная сила, а в косе заключена мудрость и сила женщины. Чем длиннее волосы, тем большей силой можно наполниться. Для восстановления затраченных за день жизненных сил при расчесывании волос проводили гребнем ни менее 40 раз.

Женихи при выборе невесты смотрели не только на ее белоснежное лицо и точеный стан — важным критерием выбора была красота волос и толщина косы красавицы. Люди верили: чем коса длиннее и толще, тем девушка здоровее. Обещая быть верным и любящим суженым, жених выкупал косу у семьи своей избранницы.

В день проведения свадьбы подруги собирались вокруг новобрачной, пели протяжные песни и совершали обряд расплетания косы. Невеста частенько в этот момент причитала и плакала, прощаясь таким образом с девичеством. Подружки заплетали ее волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Новую прическу покрывали повойником (полотняной шапочкой, украшенной галуном); также замужние женщины носили волосник, кичку или сороку. Такие головные уборы полностью закрывали волосы, чтобы посторонние мужчины не могли их увидеть. Находясь в статусе жены, открывать волосы было можно только на женской половине дома или при муже. Снять головной убор на людях означало покрыть позором себя и свою семью. Именно от этого появилось понятие «опростоволоситься».

«Глаза у княгини стали строгими, как пишут на иконах, и сурово, почти неподвижно смотрели из-под крутых бровей куда-то вдаль, будто за стены хором. Заробев от этого взгляда, Дуняха молча расчесала ей густые русые волосы, заплела на две косы, туго стянув их, чтобы плотней улеглись под шелковым волосником с жемчужной поднизью, чтобы к сраму и к греху великому ни одна прядь из-под него случайно не выбилась».

В.И. Язвицкий. «Иван III — государь всея Руси»

Незамужние девушки любили вплетать в косы атласные ленты или прикреплять накосник — небольшую берестяную дощечку, украшенную бусинками. Если в косу вплетались две ленты с середины косы, это означало, что у девушки есть жених, на брак с которым благословили ее родители. Юные особы могли выходить из дома с непокрытыми волосами. Они повязывали на голову атласную ленту, надевали кокошник или сплетенный венок. У славян было не принято ходить с распущенными волосами. Девушкам позволялось распускать волосы только в бане или на некоторых языческих праздниках. По поверьям, ходить с распущенными волосами означало подвергать себя воздействию негативных сил.

«У девок косы с лентами, / Лебедками плывут!»

Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Раньше считалось, что через состриженные волосы на человека можно навести любое колдовство. Поэтому их никогда не выкидывали, а обычно сразу сжигали или использовали при создании обрядовых кукол. Лишиться косы считалось настоящим позором. Такой девушке приходилось запираться дома и ждать, когда волосы вновь отрастут, ведь без косы и замуж никто не брал.

Особое значение на Руси имели и волосы на голове мужчин. Люди, посвятившие себя духовной практике, ходили с бородой и длинными волосами. По поверьям, избавившись от растительности на голове, можно было лишиться не только энергетической силы, но и потерять взаимодействие с духовным миром.

В древности русские воины выбривали голову, оставляя небольшой клок волос, из которого плели косу. Язычники верили, что за эту косу бог Сварог вытаскивает и спасает своих сыновей с поля брани, а в вирий, в мир иной, забирает павших героев.

В отличие от женщин в мирное время мужчины ходили с распущенными волосами, перехваченными бечевкой на лбу.

Ссылка на основную публикацию