Греческий орнамент меандр – значение и фото узора

Греческий орнамент меандр – значение и фото узора

Страницы

суббота, 20 августа 2011 г.

Тайный смысл орнамента Меандр

Тесей и Ариадна. Древняя Греция. Вазопись

Царевной мудрой Ариадной
Царевич доблестный Тезей
Спасен от смерти безотрадной
Среди запутанных путей:
К его одежде привязала
Она спасительную нить, —
Перед героем смерть стояла,
Но не могла его пленить,
И, победитель Минотавра,
Свивая нить, умел найти
Тезей к венцу из роз и лавра

Прямые, верные пути.
Федор Сологуб

На Кипре в древнейшей его столице – Пафосе есть интереснейшее место – Археологический парк. Не знаю, где бы еще отлично сохранилось такое количество мозаик дохристианского периода. Находятся они буквально в паре сотен метров от гавани и датированы III веком до нашей эры.

В археологическом парке их несколько, совершенно потрясающих. Дом Диониса с мозаиками на тему мифов о Дионисе (его совершенно случайно обнаружил на своем поле фермер, считается, что это была частная римская вилла второй половины II века н.э.), дом Тезея (считается, что это была резиденция римского проконсула с более чем 100 комнатами), дом Эона с различными сценами из мифов, дом Орфея и дом Четырех сезонов.

Некоторые мозаики спрятаны под крышу, некоторые посетители осматривают с деревянных помостов, проходящих над раскопками. Мозаики представляют собой полы, выложенные из крошечных кусочков натурального камня.
Выглядят они впечатляюще даже по современным меркам за счет своих габаритов и напоминают огромные ковры, расстеленные на полу. Выполнены мозаики в пастельных тонах, цветовая гамма очень удачна, и …что самое интересное, древние мастера совершенно не использовали красителей при их выкладывании, все они сделаны из камней естественных оттенков.

Сюжеты мозаик повествуют о многочисленных событиях их современников, дополняя сложенные легенды. Но более всего меня заинтересовали орнаментальные узоры, украсившие почти каждую из мозаик. Все они неповторимы, но, несмотря на уникальность каждого из мозаичных рисунков, некоторые мотивы повторяются в каждом из них. Один из таких повторяющихся мотивов напомнил мне свастику – древний солярный символ.

Позже гид рассказал нам о наиболее распространенном древнегреческом орнаменте – меандре, или «вечном лабиринте». Его элементы выстраиваются в длинную полосу и опять-таки ассоциируются со свастикой. Аналогичный мотив я увидела и в серебряных украшениях, выполняемых кипрскими деревенскими мастерами. На этот раз пришла ассоциация со спиралью.

Заинтересовавшись тайным смыслом рисунков, я нашла достаточно интересную информацию об орнаментах и лабиринтах, которые они формируют.
См. Все об орнаментах и узорах

Греческий меандр в векторе
Круговые вариации греческого меандра

Меандр (греч. μαίανδρος) – известный ещё со времён неолита и распространённый тип ортогонального орнамента. Меандр представляет собой бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды.

В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой жизни. Прямой путь символизировал добродетель. Меандр состоит только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента – так называемым «двойным меандром». В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра «алхан хээ», связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи.

Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (nandyavarta), т.е. «свивание» или «круг счастья».

Свастика (хас), – слово, состоящее из двух санскритских корней – «благо» и «быть» или «состоять» и, следовательно, означающее «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова – санскритское «су» – солнечная птица и божество времен года Астика.

Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее – годовое движение Солнца, включающее идею четырех сторон света.

Этот знак, центрированный вокруг оси, содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Свастика, вращающаяся по движению часовой стрелки, представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую. Направление движения имеет также нравственную характеристику: движение по солнцу олицетворяет добро, против солнца – зло. Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией. В этом случае поток физических сил удерживается, «завинчивается» с целью управления низшими силами. Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил, создание препятствия для прохода высших сил. Такая свастика представляется как символ черной магии и негативных энергий.

Как солярный знак свастика служит эмблемой жизни и света. Иногда отождествляется с другим солнечным знаком – крестом в круге, где крест является знаком суточного движения Солнца. Свастика была известна в разных частях света, как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Другое название свастики – «гаммадион» означает её, как состоящую из четырех греческих букв «гамма», первой буквы в имени богини Земли Геи. В этом случае рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия Земли.

Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры, она была высечена во многих храмах, на скалах, ступах, на статуях Будды. В Индии свастика традиционно рассматривалась как солярный знак – символ жизни, света, щедрости и изобилия. В форме свастики бытовал деревянный инструмент для добывания священного огня.

С распространением буддизма свастика из Индии проникает в Китай, Тибет, Японию, Сиам. В Китае, Тибете этот символ используется как знак всех божеств, которым поклонялись в школе Лотоса. Форму свастики имеют две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения Инь-Янь.

В Монголии на наскальных и пещерных рисунках, датированных эпохой бронзового века, был изображен хас. Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин – солнечный камень.

В настоящее время этот магический символ распространен главным образом в Индии, Центральной и Восточной Азии.

Меандровые орнаменты в целом содержат символическое изображение таинственности, загадочности, имеющее множество различных толкований. И, действительно, сложный геометрический рисунок орнаментов, по сути, представляет собой запутанный лабиринт. С древнейших времен лабиринты завораживали человечество.

Критские монеты с изображением лабиринта Дедала. 280 год до н.э.

Ранние лабиринтообразные украшения в греческих домах несли защитный символизм, в их узорах должны были запутаться и потерять свою силу духи зла. Самые ранние лабиринты в Египте и Этрурии (Центральная Италия) были сооружены, чтобы сохранить могилы царей в неприкосновенности. Согласно Геродоту, величайший из таких архитектурных лабиринтов, рядом с озером Моерис в Египте, имел 3000 ловушек и 12 тупиков.

Есть лабиринты, которые не имеют ловушек, а ведут по запутанной, но единственной дорожке. Такие лабиринты использовались в храмах для обрядов инициации, а также для ритуальных танцев, изображающих переплетенные орбиты Солнца и планет. Подобные лабиринты на полу средневековых католических церквей символическое изображение «дороги в Иерусалим», то есть паломничества к святым местам. В соборе Фарли (Франция) кающиеся богомольцы проходили 200 метров на коленях по такому лабиринту, нанесенному на полу в пределах круга диаметром только 12 метров.

Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру.

Поэтапность прохода через лабиринт, имеющая психологическое значение, присутствует в основных религиях: инициация (просветление), символическое возвращение в материнское лоно, переход через смерть к возрождению, открытие духовного центра, напряженного, зачастую ведущего в тупик процесса самопознания.
См. Бурятский орнамент и Лабиринт

Греческий орнамент

Греческий орнамент или меандр знаком каждому из нас с самого детства. Этот узор вышивают на одежде, гравируют на посуде, рисуют на предметах быта, печатают на обложках книг и учебников.

Происхождение рисунка и его значение

Сложено немало легенд и увлекательных историй о том, как возник меандр и что же он означает. Первые следы этого узора были обнаружены на глиняных черенках эпохи неолита. Ученые полагают, что в непрерывной ленте из прямых углов древние греки находили магический смысл жизни и сюжет о цикличности вселенной. Прямой угол в данном случае – символ мудрости и добродетели. Каждый, кто украшал подол своей одежды таким рисунком, хотел заявить о том, что ведет праведную жизнь.

Читайте также:  Женская мода 1900-1910 годов в цветных фотографиях

Если же вспомнить историю меандра, то окажется, что свое интересное название он получил от реки Меандр (Большой Мендерес) в Малой Азии, потока с очень извилистым и непредсказуемым руслом. Составленный из непрерывной ломанной под прямыми углами линии, меандр может считаться достаточно жестким рисунком. В качестве орнамента меандр первоначально был популярен в древнегреческой, древнеримской, романской и византийской культурах, им украшали архитектурные объекты и предметы быта.

Согласно другой теории, меандр обозначает саму вечность – именно поэтому этот рисунок украсил следы зданий в легендарных Помпеях. Город, воскрес из пепла, как воскресает человек при смене поколений.

Совершенно иной взгляд высказали американские искусствоведы, заявившие о том, что меандр – ничто иное как изображение капкана для животных, которые расставляли греческие охотники. По своей конструкции он напоминал лабиринт, из которого невозможно выбраться, а значит мужчины обеспечивали себя беспроигрышной охотой.

Если внимательно изучить культуру Коринфа, то можно отметить, что этот греческий орнамент плотно связан с другими узорами: волнами, кругами и вполне возможно имеет сходное с ними происхождение. Возможно, при помощи такого орнамента древние греки хотели задобрить Олимпийских богов.

Более прозаичное и логическое объяснение появлению орнамента высказывают археологи, предполагая, что меандр символизирует реку с одноименным названием. Ее извилистые берега и резкие пороги напоминают прямоугольные элементы рисунка, а его цикличность – ни что иное как течение реки.

Меандр в современности

Культура Древней Греции издавна вдохновляет лучших дизайнеров и модельеров на создание утонченных и изысканных моделей одежды или предметов быта. Сегодня в моде ювелирные украшения с черным меандром на золоте – такие кольца и серьги демонстрируют многие голливудские звезды. Греческим рисунком украшают стены при создании дизайнерского интерьера кухни или гостиной – спокойный, монотонный и в то же время очень интересный орнамент добавляет в атмосферу комнаты изящности и спокойствия.

Меандр можно встретить и на одежде – им украшают подолы платьев и воротнички, а в последнее время стали модны хлопчатобумажные сорочки-вышиванки с различными орнаментами, в числе которых есть и греческий.

Смелые дизайнеры интерьера предлагают даже ковры и шторы с крупным меандром, а модельеры удивляют количеством вариаций – двойной, тройной, перевернутый орнамент. Несмотря на столь глубинное значение, меандр чаще всего воспринимается как классический декоративный элемент. Возможно, он заслужил такую популярность благодаря простоте исполнения – его сможет нарисовать даже ребенок, а умелые мастерицы могут показать вам даже вязаный меандр. Греки всегда умели видеть красоту в простоте, самое время и нам научиться.

Меандр: греческие мотивы в современном декоре

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В фильме «Моя большая греческая свадьба» глава семьи, Гус Портокалос, всегда повторял, что любое слово в мире имеет греческие корни. Приверженец всего греческого Гус старался сказать о том, что для одних греческий орнамент – это просто узор, а для других он имеет большое значение. У меандра много разных вариаций. Эта извилистая бесконечная линия получила свое название от названия реки Меандр (Турция). В древности таким орнаментом греки украшали свои храмы и посуду.

Границы

Если какой-нибудь орнамент может быть границей, то это только меандр. Он прекрасно смотрится, как отделка любых краев, будь то, бордюр или молдинг.

Драпировка

Драпировка вертикальных элементов декора, будь то портьеры или панели, прежде всего, указывает на границу и высоту декоративного элемента. Также этот орнамент структурирует декор, делает предмет незаурядным и четким, акцентирует на нём внимание.

Перед тем как использовать данный орнамент, необходимо правильно выбрать материал. Он должен держать форму, не быть мягким, так как рисунок располагают по краю. Основное поле портьер может быть заложено в красивые складки, но не край с орнаментом.

Например, вместо открытого карниза, можно использовать декоративный бордюр. Задрапированный карниз, край которого украшен меандром, прекрасно будет сочетаться с портьерами, край которых украшен тем же орнаментом.

Если места для богатой драпировке окна недостаточно, можно использовать римские шторы с греческим орнаментом или его стилизацией. Это просто, но стильно.

Меандр на плитке

Меандр можно использовать в декоре в виде орнаментованной плитки. Чаще всего такой плиткой выкладывают по периметру границы определенного пространства на полу. Создается впечатление, что на нём лежит коврик.

Размер и форма орнамента регламентируются многими факторами. Главное, все должно быть пропорционально и органично. Чаще всего орнамент наносят под углом 900 или 450.

Масштабное орнаментирование

Любители меандра, которые не хотят ограничиваться всего лишь декором границ, могут отделывать орнаментом и большие площади. Потрясающая стена, декорированная обоями от Jonathan Adler’s Greek Key, является не только изюминкой данного дизайна, но и играет роль изголовья кровати.

Масштаб

Меандр – это тот орнамент, который интересно и оригинально смотрится в любом размере: от гигантского до миниатюрного. В большой гостиной на полу находится ковер, декорированный крупным меандром, но, несмотря на размер, орнамент пропорционален ковру. Меандр очень удобен, так как дает возможность дизайнерам фантазировать и творить, создавая необходимые формы: большие или маленькие. Такой рисунок никогда не затеряется среди изобилия мебели.

Уменьшенный масштаб орнамента обивки изголовья кровати и наволочек на подушках благодаря тонким линиям смотрится четко, но не слишком навязчиво.

Игра с балансом и симметрией

Частое повторение фрагментов греческого орнамента балансируется самой природой – квадрат за квадратом рисунка следует близко друг от друга. Но меандр может быть модифицирован и ассиметричен. Например, ковер в гостиной на фотографии. Классический орнамент стильно смотрится в декоре 50-60-х годов прошлого века.

Скульптура

У греческого орнамента, оказывается, больше двух измерений. Посмотрите на металлическую конструкцию, которая играет роль ножек столика, в основе которой лежит меандр.

Обивка

Если выбирать обивку для мягкой мебели с греческим орнаментом, необходимо соблюдать пропорции между размером рисунка и размером самой вещи. Посмотрите, как идеально смотрится в интерьере этой комнаты меандр.
Греческие мотивы повиляли на формирование такого чудесного стиля как средиземноморский. Неудивительно, что в интерьере современных спален он выглядит волшебно.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Меандр: движение вечности

Один из самых древних и загадочных орнаментов, который сопровождает человечество уже много тысячелетий — это меандр.

Меандр известен еще со времен неолита. С незапамятных времен во всех уголках Земли люди украшали утварь, одежду, здания прихотливо изгибающейся линией, бег которой бесконечен. Свое классическое имя — меандр — этот орнамент приобрел в Древней Греции — от имени малоазийской реки Меандр (теперь она называется Большой Мендерес), которая поражала воображение античного человека своими прихотливыми изгибами. Римский философ Сенека, современник Калигулы и Нерона, писал что Меандр – «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьётся частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самоё» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15).

Художники и ремесленники Древнего Мира украшали эти орнаментом разные предметы обихода, постоянно развивая и обновляя его, усложняя и выдумывая новые и новые формы орнамента-лабиринта.

Сначала очень простой — в виде нескольких повторяющихся поворотов — меандр мог быть усложнен невероятно, включив в себя свастичные мотивы, двойные и тройные волны — а композиции из нескольких меандровых лент объединялись в широкие роскошные бордюры.

Знаменитая древнегреческая керамика может служить энциклопедией дизайнерской мысли — безвестные в большинстве своем художники столетиями совершенствовали искусство сочинения меандров.

Этот орнамент использовали в росписях интерьеров мастера Древней Греции и Рима. Позже эти росписи — особенно после открытия Помей и Геркуланума — стали предметом пристального изучения и послужили основой для нового взлета меандра на рубеже 18-19 вв.

Замечательные помпейские мозаики-»обманки» составленные из меандров сегодня кажутся похожими на 3D эксперименты дизайнеров начала компьютерной эры.

Эпоха «нео-классицизма» и последовавшего за ней «ампира» вывела меандр на улицы современных городов — именно это время можно считать золотой эпохой меандра в архитектуре.

Европейские мастера эпохи классицизма очень часто украшали посуду классическими версиями меандра.

Европейские модницы начала 19-го века с удовольствием носили одежду «в греческом вкусе» украшенную бесконечнотекущей линией.

Интересно, что приблизительно в это время меандр получил свое второе имя — Греческий Ключ (greek key) — именно под этим названием орнамент известен в англоязычной среде. Происходит оно от ставших известными в ту эпоху артефактами — греческими ключами, найденными во время массовых раскопок в Греции и Италии.

Интересно, что существует еще одна версия очень красивого меандроподобного орнамента — так называемая Витрувианская Волна. Ее изобретение приписывают древнеримскому архитектору и теоретику Марку Витрувию Поллиону — автору «Десяти книг об архитектуре».

Сегодня орнамент этого типа является своеобразным индикатором принадлежности к «классике».

Логотип одного из самых знаменитых и успешных домов моду — Версаче — тоже украшает лента меандра — дорожка в вечность.

Мы рады предложить Вашему вниманию трафарет Л-038 коллекция 2012года на заданную тематику>>>

Греческий орнамент меандр – значение и фото узора

Меа́ндр (греч. μαίανδρος) – известный еще со времен палеолита и распространенный тип ортогонального орнамента. Меандр это символ Минойского Крита который обозначает лабиринт древнего дворца Кносса. Орнамент меандр придумали несколько тысяч лет назад на Крите. В знаменитую минойскую эпоху, оставившую человечеству так много хороших воспоминаний о себе. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жесткость.

Читайте также:  DAKS – история бренда и английский стиль

Значение узора меандр – вечность. Непрерывная линия, бесконечно повторяющая свои изгибы, символизирует течение жизни: вверх, вниз, назад и все время вперед. Все проходит и все снова повторяется. И так вечно. В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Украшения с меандром очень популярны в Греции и особенно на Крите. В минойскую эпоху узором меандр украшали стены домов, одежду, посуду, ювелирные изделия. Этому орнаменту приписывали чудодейственные свойства, помогающие поддерживать хорошую ауру в местах обитания людей.

В древнегреческой традиции историописания нет парадигмы фундамента, каждый новый эллинский историк не использует труды предыдущих, в качестве обоснования, это освобождает его от разбора неясных наслоений, он делает неожиданное третье: не оставляет от сказителя в прошлом камня на камне, начиная возведение своей постройки с нуля. Мотив морских разбойников, увозящих континентальных обитателей в рабство, – обыденная составляющая греческих романов. Крит, Крым, это области былинного мореходства. Действию романов свойственно достигать Египта, который не имел потребности в развитом кораблестроении, но настолько отдаленной страны, что там могло происходить все, что угодно. Люди с двумя головами ходить, с головою птицы, собаки, быка и тому подобное. Египет не скупился на изображения, а грамматики и учителя Вселенной греки – на использование оных.

Тавр, в греческом мифотворчестве военачальник критского царя Миноса, родом бывший из скифов или племени тавров. Минотавр, это символ союза Миноса (Крита) и Тавра (Крым). Кносс – перевалочная база весельных и парусных (прогресс) судов античности.

Таврида, древнее название полуострова Крым, первым царем которого Геродот называет Тоаса, жившего за 1250 лет до нашей эры. Кроме тавров, в Тавриде жили киммерийцы, которые основали здесь царство Киммерийского Босфора. Поскольку Тавр не был коренным критянином, критяне вполне могли тихо радоваться победе над ним Тесея в соревновании, вернувшем из рабства на родину афинских подростков. Тесей, по мнению древних греков, вполне мог заявиться на Крит и, ввиду требований сына Миноса, Девкалиона, вернуть отца, который погнался за Дедалом, и угодил в афинскую тюрьму. Хитросплетение нитей истории вещает, что Девкалион был разбит у Кносса. Власть перешла к Ариадне, с которой Тесей заключил мир, получив обратно подростков-заложников.

Когда Наполеон Бонопарт задумал учредить империю имени себя, Париж тут же был оформлен древнегреческой классикой; так сложился стиль «ампир». Во дворцах появились «меандровые гостиные» и «меандровые кабинеты», оформленные архаичным орнаментом. Дамы стали носить платья, похожие на туники, и прически «a la grecque» с золотыми обручами, декорированными гравированным меандром.

Плутарх. Если верить преданию, наиболее любезному трагикам, доставленных на Крит подростков губил в Лабиринте Минотавр, или же, по-другому, они умирали сами, блуждая и не находя выхода. Минотавр, как сказано у Эврипида, был Пород смешенье двух, урод чудовищный и: Быка и мужа естество двоякое.

Но, по словам Филохора, критяне отвергают это предание и говорят, что Лабиринт был обыкновенной тюрьмой, где заключенным не делали ничего дурного и только караулили их, чтобы они не убежали, и что Минос устраивал гимнические состязания в память об Андрогее, а победителю давал в награду афинских подростков, до поры содержавшихся под стражею в Лабиринте. На первых состязаниях победил военачальник по имени Тавр, пользовавшийся тогда у Миноса величайшим доверием, человек грубого и дикого нрава, обходившийся с подростками высокомерно и жестоко.

Аристотель в ”Государственном устройстве Боттии” также совершенно ясно дает понять, что не верит, будто Минос лишал подростков жизни: они, полагает философ, успевали состариться на Крите, неся рабскую службу. Некогда критяне, исполняя старинный обет, отправили в Дельфы своих первенцев, и среди посланных были потомки афинян. Однако переселенцы не смогли прокормиться на новом месте и сначала уехали за море, в Италию; они прожили некоторое время в Иапигии, а затем, возвратившись, обосновались во Фракии и получили имя боттийцев. Вот почему, заканчивает Аристотель, боттийские девушки во время жертвоприношений иногда припевают: „Пойдемте в Афины!”.

В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается. В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта.

Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути. Такой меандр до сих пор называется в Индии nandavartaya (нандавартайя), т.е. «свивание» или «круг счастья». Встречается на Мезинской палеолитической стоянке.

Наиболее очевидный символизм лабиринта – многообразие предлагаемых жизнью проблем и трудность выбора правильного решения. Лабиринты, сформированные с помощью кустарника в садах и парках, превратили эту проблему в игру.

Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. Меандр можно найти, например, на фресках Виллы Мистерий в Помпеях, представленный разновидностью этого орнамента – так называемым «двойным меандром». У римлян бордюр получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес). Как указывает Сенека, река Меандр «предмет упражнений и игры для всех поэтов, вьется частыми излучинами, близко подступает к собственному руслу и опять поворачивает, не успевши влиться в себя самое» (Сенека. Письма к Луцилию CIV:15).

Энергия узора: научные данные о влиянии на человека

Кому не известна история о Медузе Горгоне, от взгляда которой обращается в камень все живое? Правда, змееволосая Горгона древнегреческой мифологии – это, на самом деле, сильно искаженный образ Лебединой Девы, некогда привнесенный в Грецию из далекой Гипербореи. Но какое это имеет отношение к славянским символам и знакам?

Оказывается, самое прямое. Согласно мифу, победить Горгону удалось, отразив ее взгляд в зеркале, от чего она сама окаменела. Если всю эту историю перевести на язык энергий, то окажется, что именно для этой цели (отражать и уничтожать вредоносное воздействие) с давних пор используют меандр, родиной которого ошибочно считают Древнюю Грецию. На исконно славянских землях этот орнамент появился гораздо раньше – примерно около 20 тысячелетий назад. Заметим, сегодня свойства меандра с успехом используются в науке. К этому интереснейшему феномену мы еще вернемся, а пока поговорим о том, чем, по сути, является любой древнеславянский узор.

Орнамент у славян с древнейших времен использовался в качестве оберега, это общеизвестно.

Но каким образом переплетения линий и геометрических фигур могут выполнять такую роль?

Наши Предки интуитивно знали, что языком орнамента с человеком разговаривает сама Природа, которая есть не что иное, как воплощение божественных сил. В научной среде эти силы принято называть энергиями. Современные ученые, особенно квантовые физики, давно уже поняли, что энергия – это вовсе не обезличенная субстанция. А самые передовые научные направления уже всерьез говорят об одухотворенности энергий.

По сути, орнамент – это узорная вязь, состоящая из чередующихся элементов. С латыни это слово переводится как «украшение». Но это очень плоское и упрощенное понимание. Мы уже неоднократно упоминали, что древнеславянские узоры зачастую содержат информацию, которую вряд ли можно вместить в такого же размера письменную строку. Так что многие исследователи не зря называют орнамент языком тысячелетий.

Если посмотреть на строение цветка, листа, дерева, снежинки и.т.д., нельзя не заметить, что во всем этом присутствует определенная геометрия. Наверное, мало кто задумывается, почему у цветка такая форма. А она вовсе не случайна. Каждый цветок повторяет по форме свою энергетическую матрицу. Некоторые энергетические матрицы можно даже увидеть. Это знаменитые фигуры Хладни – по сути, портреты различных колебаний или звуков, и вот эти портреты звуковые волны буквально рисуют на песке. Точнее, эти изображения получаются на вибрирующей пластинке, если насыпать на нее песок и провести по ней смычком. Ученые заметили, что эти фигуры во многом повторяют известные символы и знаки. Точнее, наоборот – это знаки повторяют некий энергетический рисунок.

То, что вы сейчас видите, нарисовано не рукою художника, это «портрет» волновых колебаний. Но ведь именно такие изображения мы так часто встречаем в древнеславянских узорах!

На рисунке слева – известный еще со времен палеолита знак плодородия, получивший название «незасеянное поле». Точно такое же изображение мы встречаем на протяжении более 40 тысяч лет – от орнамента на изображении Богини Макошь из Костенок (Владимирская область, 42 тыс. лет до н. э.), статуэток и керамики Триполья – до сегодняшней вышивки.

Справа – восьмилепестковый знак-основа, который используется у славян повсеместно и тоже на протяжении длительного времени.

А ниже – что-то, напоминающее то ли форму цветка, то ли древнеиндийскую мандалу.

А вот это изображение тоже нарисовали волны. Обратите внимание на восьмилучевую звезду в центре. Но ведь это тоже не что иное, как знаки древнеславянских узоров!

А тут волны практически полностью повторяют рисунок славянского знака «Звезда Лады-Богородицы».

Читайте также:  Мода и стиль в 1908-1914 – Поль Пуаре и Жанна Пакен

Вот примерно таким образом Э.Хладни (1756 – 1827) получал изображения на песке.

Исследования в этой области продолжил швейцарский врач и художник Ханс Йенни (1904-1972).

Это изображения на песке.


А это – звуковые структуры в капле воды.

Не правда ли, все это напоминает природные формы, но еще больше – старинную вышивку наших прабабушек?

Когда исследователям удается сформировать объемные формы, получаются и вовсе чудеса. Так, в стеклянном ящике, заполненном дымом, им удалось под воздействием звука сформировать вполне узнаваемые листья папоротника.

Значит, ученым удалось подтвердить творящую силу звука? А орнаменты – запечатленная форма знаков Творения?

Однако, как оказалось, подобные узоры оставляют не только звуковые волны, но и любое из гармоничных явлений волновой природы! А нам известно, что любая энергия имеет волновую природу.

Выходит, наши Предки, создавая неповторимое узорочье, имели представление о том, что происходит в невидимом для нас мире энергий?

Интересно, что во время самых сложных испытаний (войны, мор, неурожай) женщины на Руси вышивали «обыденное» полотенце. Но вышивать его нужно было непременно под пение, которое гармонизировало окружающий мир и вплеталось в узорную вязь.

А теперь самое время вспомнить о меандре. Этот орнамент ученые исследовали при помощи методов биомагнитного резонанса, результаты удивили. Оказывается, меандровый узор обезвреживает вредоносную энергию, «отзеркаливая» ее саму на себя! Как тут не вспомнить миф о Горгоне. Принцип действия такой: попадая в спиралевидный виток меандра, чужеродная структура принимает его форму, но на ее пути стоит зеркальный двойник – еще один виток орнамента. В результате вредоносная энергетика аннигилируется, по сути, самоуничтожается.

Используют сегодня меандр и для исследовательских целей.

То, что вы видите на этом рисунке, создано физиками и носит название фрактальной антенны. Эту излучающую систему будут использовать для глубоко проникающего исследования поверхности нашей планеты. По краям находятся меандры, излучающие электромагнитные волны.

Причем, ученые «наклонили» меандр, а потом совместили с его же зеркальным отражением, и получили еще более мощную систему.

А теперь снова вспомним, что меандр используется в славянских орнаментах с незапамятных времен и до наших дней.

Одним из самых древнейших считается ромбический орнамент. Он известен, как мы уже знаем, со времен палеолита. Знаменитые Мезинские браслеты (Черниговщина) с меандовой вязью стали сенсацией в археологии. А ведь это произведение искусство появилось на свет не менее 20 тысчелетий назад!

И вот что интересно: меандр благополучно перекочевал из палеолитических времен и с керамики Триполья в привычную нам всем вышивку.

При знакомстве с древнеславянскими узорами первое, что бросается в глаза – это их выверенная геометрия, гармоничные пропорции.

Кандидат технических наук А.Н. Комиссаров обнаружил, что если расфокусировать зрение, то орнамент воспринимается как объемные стереокартины глубиною до 1-2 метров. Исследования в этом направлении привели ученых к выводу, что древнеславянские узоры оказывают при длительном воздействии позитивное влияние на геном. Подобный вывод сделали авторы концепции о связи структуры ДНК с ритмичностью волновых колебаний разного происхождения (Гаряев, Черткова, Кроль); не будем забывать, что любая узорная вязь – это тоже вибрационная решетка. Интересно, что знаки и символы наших Предков обладают еще одной удивительной способностью. Они «доставляют» информацию в древнейший отдел мозга – продолговатый мозг, где хранятся глубинные коды нашей родовой памяти. Это подтверждается современными исследованиями, например, методами биорезонансной терапии. Так, ученые центра Имедис (Ю.Готовский, Л.Косарева) и другие исследователи установили появление «обучающего эффекта» при воздействии фиксированных частот на разные отделы головного мозга, в том числе, и на продолговатый мозг. Мало того, возникло предположение (А.Н. Комиссаров), что эти знаки вообще записаны в генной памяти. А ношение одежды с орнаментами, как и их созерцание, помогает устранить сбои в нашей генной программе.

Еще одно свойство орнамента – способность «включать» медитативные, трансовые состояния, способствующие расширению сознания.

И еще один важный момент.

Всем известно, что человек более чем на 80 процентов состоит из воды. Но у воды есть память. И на нее можно «записать « информацию.

Наверное, многие помнят опыты д-ра Ямото из Японии с водой.

Слева – неструктурированная вода.

А справа – структура, полученная при помощи позитивного слова.

То есть, слова непосредственно влияют на кристаллы воды.

Но оказалось, что точно таким же образом влияют и узорные знаки! Они тоже стабилизируют молекулу воды, благодаря чему после их воздействия получаются правильны и красивые шестигранные кристаллы. То есть, создают их хаоса гармонию и порядок.

И еще один важный момент – это ритм. Ритмический ряд орнамента создает целебный колебательный контур, который гармонизирует все системы человека с Космосом, с ритмами Земли и Вселенной.

Таким образом, одежда с орнаментом не только защищает, но обеспечивает особое духовное состояние, сопричастность с процессами Творения и Развития Мироздания.

Что касается сонастройки с Космосом, то тут нелишне вспомнить имя исследователя И.Н. Боржевского, обратившего внимание на то, что некоторые солярные древнеславянские знаки по виду напоминают вращающуюся Галактику.

Структура ДНК сбоку тоже имеет вид связанных в единую цепь солярных символов.

А вот так выглядят различные ДНК с торца:

А это одна из аминокислот. Не правда ли, напоминает затейливое кружево? Обратите внимание на ритм, на повторяемость отдельных фрагментов. Но именно четко выверенной ритмической основой, как мы помним, отличается любой старинный орнамент.

В заключение – еще один удивительный пример из области микромира. Как известно, любой организм (и мы в том числе) состоит из клеток. А клеточный каркас составлен из микротрубочек. А теперь давайте посмотрим, как выглядит срез микротрубочки под электронным микроскопом:

Но ведь это же, один в один, девятиконечная звезда, Звезда Инглии, один из древнейших славянских знаков, который и сегодня используется в качестве талисмана. По сути, этот знак олицетворяет Первичный Огонь Творения. Но что же тогда получается? Выходит, мы целиком состоим из подобных структур?!

Удивительно, как точно наши Предки смогли передать самые разные невидимые глазу структуры в своих узорных вышивках, обережных знаках и символах.

Выходит, они обладали способностью видеть эти невидимые миры и воплощать увиденное в узоре, который был для них открытой книгой. И, конечно же, они понимали изначальную божественную природу символов и знаков, недаром многие из них носят имена славянских Богов – Сварога, Макошь, Лады, Перуна, Велеса…

Поэтому не удивительно, что практически все старинные орнаменты построены по принципу Золотого Сечения – этот факт ученые выяснили сравнительно недавно.

Современной наукой установлено, что народный орнамент обладает следующим действием:

1. Гармонизирует все системы и органы человека, улучшает его здоровье, повышает психическую устойчивость.

Так, специалистами центра «Имедис» было установлено, что наиболее распространенный ритм узорной вязи славянских поясов соответствует частоте 15 Гц, но это – частота солнечного сплетения, одного из самых мощных гармонизирующих центров организма. Установлена также связь между ритмом конкретных орнаментов и воздействием на системы и органы человека. Так, орнамент «лебеди» (а это комбинация ритма 3 и 9 единиц, и то, и другое – славянские священные числа) благотворно действует на легкие и бронхи, а узорная вязь на женских головных уборах соответствует частоте 6,3 Гц, позитивно влияющей на головной мозг и нервную систему. Ее ритмическая основа гармонизирует сон, улучшает образное мышление. А замеры врача-кинезиолога О.В. Деева показали, что подобные орнаменты способствуют нормализации работы гипоталамуса и вообще всего головного мозга;

2. Помогает справиться с негативными внешними воздействиями – вредными излучениями, загрязнением среды и пр.

Этому сегодня посвящены многие исследования. Оказывается, в регионах с какой-либо конкретной проблемой были наиболее распространены именно те знаки, которые способны на 70% уменьшить вредное воздействие; Например, в Касимовском уезде Рязанской области с давних пор одежду украшали шестилучевыми Коловратами. Оказалось, что в этом регионе серьезно повышен естественный радиационный фон (Дворов И.М.), но именно подобная шестилучевая структура способна уменьшить вредное воздействие радиации. Еще пример – в районе Курской и Кольской геомагнитной аномалии чрезвычайно распространен S-образный меандр, который, как выяснилось, защищает именно от подобных аномальных излучений;

3. Обеспечивают связь с генной памятью, при длительном воздействии оберегают генную информацию, то есть, наш Родовой код.

Уже упомянутый исследователь А.Н. Комиссаров объясняет это так: волновые колебания разных частот (излучаемые разными орнаментами) вступают в резонанс с отдельными участками ДНК, в которой содержится генетическая память. Эти участки способны реагировать на разные типы возбуждения. Если волновая структура орнамента близка к структуре ДНК, то могут активироваться «спящие» гены, причем, пробуждение родовой памяти идет в данном случае через зрительный образ.

Мы сегодня только прикасаемся к Традиции и Знаниям, оставленным нам в наследство. Древние орнаменты действительно способны творить чудеса. Считается, что чистое домотканое полотно олицетворяет проявленный мир – то есть, Явь. Тогда как вышитая узорная вязь – это уже информация из Мира Прави, которую вышивальщица получает от Пращуров, от Светлых Богов. Сегодня наука наконец-то получила возможность хотя бы частично объяснить свойства символов и знаков. Остается еще раз с удивлением вспомнить Мудрость Предков, которые с древнейших времен воспринимали Мир как единое целое, а узор – как универсальное средство общения с Миром.

Ссылка на основную публикацию