История прически в Ассирии и Вавилоне

Костюм Древней Месопотамии: шумеры, Ассирия, Вавилон

Месопотамией, или Междуречьем, в древности называлась область, расположенная в нижнем и среднем течении Тигра и Ефрата.
В середине III тысячелетия до н.э. на территории Месопотамии возникли первые государства. В южной ее части образовался центр развития древнейшей цивилизации — Вавилония, состоящая из южной Вавилонии — Шумера и северной Вавилонии — Аккада. А в северной Месопотамии, где равнину сменяли холмы и горы, возникло древнее государство Ассирия.
В древнем Вавилонском царстве правили цари. Общество составляли полноправные граждане, а также не полноправные, но юридически свободные граждане (мушкенумы) и рабы.
Ассирия, в отличие от Вавилонии, была бедной страной. Ее возвышение произошло благодаря тому, что через нее пролегали важные караванные пути. Кроме того, ассирийцы создали множество торговые колоний за пределами своего государства.
В Ассирии правили наместники, назначенные шумерскими царями. Верховным органом власти был совет старейшин. Существовала и должность правителя, которая передавалась по наследству.
Ассирия и Вавилония постоянно враждовали, и в VII в. до н.э. произошло крушение Ассирийской державы.
Длительные войны повлияли на одежду шумеров и других народов, населявших эту страну.
Прежде всего, материал, из которого шилась одежда, должен был защищать тело. Для этого лучше всего подходили кожа и мех. Ткани изготавливали из шерсти.
Древние шумеры носили юбки из меха, кожи или плотной ткани, несколько расширенные книзу. Подол такой юбки обшивался широкой полосой меха или шерстяной бахромой. Вавилонский царь Гудеа носил длинный плащ, закреплявшийся на левом плече; правое плечо при этом оставалось открытым.
В одежде древнего ассирийского общества существовали строгие сословные различия. В костюмах знатных людей отражалась склонность к внешнему блеску, необузданной пышности.
Ассиро-Вавилония славилась своими коврами, вышитыми тканями, изделиями из драгоценных металлов. Древние ассирийцы умели делать ткани из хлопка и льна, а также дорогие шерстяные материалы. Высоко было развито красильное искусство. Особенно ценились ткани пурпурного и темно-фиолето­вого цвета. Одежда из таких тканей стоила очень дорого, и носить ее позволялось лишь высшим сановникам.
Крой при изготовлении ассиро-вавилонской одежды применялся довольно сложный.

Мужской костюм

Климат в Месопотамии был более умеренный, чем в Египте, поэтому одни лишь короткие передники не защищали от холода.
Основной мужской одеждой была «канди» — рубашка с короткими рукавами. Канди носили мужчины всех сословий.
Качество материала, из которого изготовлялись эти рубашки, было разным. Однако не только это отличало канди пастухов от канди вельмож. Чем знатнее и богаче человек, тем длиннее его одежда. Придворные украшали канди пурпурной бахромой и носили ее без пояса. Только приближенные царя имели перевязь, обшитую бахромой, которую повязывали крестообразно или надевали через одно плечо; у самых знатных сановников она была очень широкой и длинной, спускалась до самых колен и была вся украшена бахромой. Сообразно с чином, бахрома перевязи была длиннее или короче. Перевязи царских оруженосцев и простых служителей были гораздо более узкими.
Перевязь была также частью церемониальной одежды царей и жрецов.
Ассирийские и вавилонские бедняки не знали другой одежды, кроме рубашки-«канди». И только царю, жрецам и знатным вельможам разрешалось надевать верхнее платье.
Нарядная одежда украшалась вышитыми узорами: розетками, заключенными в концентрические круги или квадраты; каймой с различными аллегорическими сценами; мотивами, изображавшими дерево жизни с двумя зверями, стоящими по его сторонам. В дальнейшем эти старинные узоры переняли персы, завоевавшие Ассиро-Вавилонию.
Знатные вавилоняне носили головные повязки, похожие на тюрбаны.

Костюм царя

Парадный костюм царя Ассиро-Вавилонии был необычайно пышным и состоял из нескольких одежд. Длинная канди с короткими рукавами из тонкой белой шерстяной ткани была обшита внизу дорогой пурпурной бахромой и украшена вышивкой. Стягивалась она на талии поясом, концы которого украшались кистями. Поверх канди накидывался узкий плащ пурпурного цвета, не сшитый с боков – “конас”, края его также были обшиты густой бахромой. Сзади конас был прямой, а спереди закруглен. Ткань плаща вышивалась геометрическими рисунками и украшалась золотыми пластинками. Поверх конаса через плечо надевалась перевязь с бахромой. Иногда помимо конаса надевался еще один плащ, украшенный бахромой и слегка задрапированный на груди.
Голову царя венчала корона – “кидарис”, сделанная из тонкого белого войлока, который сверху украшали золотые чеканные пластинки.

Носили ассирийские цари и тиару, которая представляла собой гладкий и твердый клобук с диадемой, от которой сзади спускались на спину две длинные вышитые ленты. В некоторых случаях царь мог надевать невысокую круглую золотую шапку с украшениями наподобие рогов.

Знаком царского достоинства являлся зонтик, богато украшенный орнаментами. На каждой руке царь носил по два браслета: один на запястье, а второй, в форме незамкнутого обруча, – выше локтя.

Женский костюм

Женский ассирийский костюм почти не отличался от мужского. Состоял он из тех же элементов, что и мужской, и изменялся под его влиянием. Это свидетельствовало о том, что на Востоке женщина еще с древнейших времен занимала подчиненное положение в обществе.

Для женской одежды использовались более тонкие и легкие ткани. Жрицы одевались в прозрачные платья красного цвета. Одежда жриц была изящной, распашной, обшитой по краям бахромой и плотно облегала фигуру. Такое одеяние – прототип восточного халата.
Ассиро-вавилонские женщины носили простые прямые платья с длинными рукавами и маленькие шапочки без полей. У знатных женщин платья были длинные, облегающие фигуру. На голове лентой укрепляли покрывало, которое закрывало плечи и спину.
Накидка царицы обшивалась по краям бахромой. И платье, и накидку покрывал геометрический узор. Голову украшал венец с драгоценными камнями, в ушах были серьги, на руках – браслеты. Чем знатнее была женщина, тем больше бахромы было на ее одежде. У простых женщин бахрома на костюме отсутствовала.

Обувь

Обувались ассиро-вавилоняне в сандалии с задниками из твердой кожи. К этим задникам крепились ремни, которыми обувь подвязывалась к ноге. Царь и знать носили сандалии с закрытыми задниками.

Причёски и головные уборы

По верованиям шумеров, растительность на голове и лице являлась защитой от злых духов. У ассирийцев от природы были густые и длинные волосы, и они всегда заботились о них. Те, кто не ухаживал за своими волосами, вызывали презрение. А старательно ухоженные волосы и пышная борода были признаком высокой нравственности. Поэтому ассирийцы тщательно причесывали шевелюру, разделяли ее посередине пробором, а специально завитые пряди укладывали по обеим сторонам лица и на затылке рядами. Иногда волосы заплетали в косы.
Большое внимание знатные люди уделяли растительности на лице. Они завивали мелкими кудрями усы, бакенбарды и волосы на подбородке, а нижнюю часть бороды заплетали в косички. Вся борода как бы разделялась на несколько ярусов. Кончик ее подстригали.
Иногда ассирийцы красили волосы, а блеск и нужную форму прическе придавали при помощи различных масел и помад. Известны были ассирийцам и парики, к которым прикреплялись украшения. У женщин прическа была почти такой же, как у мужчин.

Украшения и косметика

Знатные ассирийцы широко использовали косметические средства. Об этом свидетельствуют дошедшие до нашего времени раскрашенные скульптуры.
Нередко страсть к щегольству приводила ассирийцев к злоупотреблению косметикой. Женщины накладывали на лицо густой слой румян и белил; подобно египтянкам, они чернили брови и ресницы, натирали тело маслами и благовониями. Мужчины наносили грим и благовония на волосы, подвязывали накладные бороды.
Древние шумерские женщины вплетали в прически золотые и серебряные ленты; носили головные уборы из лазуритовых и сердоликовых бус с золотыми подвесками; огромные золотые и серебряные серьги в виде полумесяца, ожерелья из сердолика, агата, лазурита, золотые и лазуритовые амулеты в виде фигурок животных; скрепляли одежды золотыми и серебряными булавками. Знатные особы надевали алые одежды с перламутровым поясом, рукава которых были расшиты сердоликовым, лазуритовым и золотым бисером.

Ассиро-вавилонцы любили пышные наряды и драгоценности. Золото и серебро привозили из северной Азии, драгоценные камни и жемчуг доставляли из Индии. Ювелирное искусство в Ассирии было хорошо развито, и недостатка в украшениях население не испытывало. Вельможи носили диадемы, кольца, перстни и серьги самой разнообразной формы, браслеты на запястьях и выше локтя. Сначала браслеты имели форму спирального обруча, часто украшенного звериной головой; позже их стали делать в виде плоских широких колец.
На шее и груди древние ассирийцы украшений не носили, но иногда надевали на шею шнурок с цилиндриком из яшмы или халцедона, который служил печатью. Ожерелья из жемчуга, которые надевали царь, сановники или жрецы, не являлись обычными украшениями, а играли роль символического признака сана.

Костюм воинов

Ассирийское войско состояло из пехоты, кавалерии и боевых колесниц.
Пешие воины носили рубашки из холста или кожи, которые обшивались металлическими пластинками наподобие панциря. Они закрывали все тело и руки, либо доходили только до талии. В последнем случае воины надевали узкие кожаные, покрытые металлическими пластинками штаны, плотно охватывающие ногу.
Обувались воины в полусапоги, которые доходили до середины икры. В такой обуви было удобно совершать длительные переходы.
При Сенахерибе воины носили штаны и короткую (до колен) нижнюю рубашку. У высших военачальников были чешуйчатые панцири, позже – кожаные фуфайки с прикрепленными металлическими бляхами. Тело простых воинов прикрывали войлочные панцири.
В бою воины прикрывавись ручными, в основном, круглыми щитами или большими, за которыми могли спрятаться лучники.
У лучников помимо длинных или коротких панцирей, покрытых металлическими или кожаными пластинками, на голове были остроконечные металлические шлемы.
Тяжеловооруженные воины и военачальники при полном вооруженин надевали чешуйчатые панцири или металлические нагрудники и шишаки. Вначале шлемы изгоговлялись из кожи, снабжали их наушниками и укрепляли металлическими обручами. Но вскоре на смену им пришли конусообразные шлемы из железа и бронзы.

Самую отборную часть войска составляли воины, сражавшиеся на колесницах. У них были самые дорогие доспехи. В сражении мог принимать участие и царь. Его доспехи закрывали все тело, кроме рук.
Главным оружием ассирийцев был лук – они славились как лучшие лучники. Умело использовали они и копье, а позже – пращу. На тупой конец копья надевался острый наконечник, чтобы его можно было втыкать в землю. Ассирийские воины украшали свои копья цветными лентами и кистями.
Воевали ассирийцы также мечами и кинжалами. Знать имела право всегда носить их при себе как знак своего благородного происхождения. Мечи и кинжалы богато отделывались. Их рукоятки и ножны украшались золотыми орнаментами, резными фигурами из слоновой кости, черного дерева. Носили мечи на особой перевязи или за поясом, рядом с кинжалом.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян.

Костюм в Ассирии и Вавилонии

Сияла людям Мысль, как свет в эфире;
Ее лучи лились чрез океан —
Из Атлантиды в души разных стран;
И ярко факел вспыхнул в Вавилоне;
Вещанье звезд прочтя на небосклоне,
Их в символы Семит пытливый влил.

В. Я. Брюсов

Одной из наиболее древних культур Востока является культура Западной (Передней) Азии. Здесь, в междуречье Тигра и Евфрата, а также на прилегающих территориях существовали разные народы, племена и государства. На протяжении трех тысячелетий тут создавались, враждовали и гибли различные ранне-рабовладельческие цивилизации. Значительное место в истории этих территорий занимают древние государства Ассирия и Вавилония (Ассиро-Вавилония).

Памятников архитектуры и искусства тех времен дошло до нас мало. Причина в том, что эти государства развивались на открытой безлесой территории и постоянно подвергались нападению со стороны врагов. Постройки из сырца были недолговечными и непрочными, поэтому о культуре и искусстве Ассирии и Вавилонии мы можем судить лишь по отдельным сохранившимся памятникам.

В IX—VII вв. до н. э. своего расцвета достигает государство Ассирия. Художники Ассирии в произведениях искусства прославляли царя-воина, царя-победителя, царя-охотника. Культ царя — характерная особенность искусства Ассирии.

В VII—VI вв. до н.э. в Южном Двуречье после падения Ассирии центром обширного и могучего государства Вавилонии стал г. Вавилон. Искусство и архитектура Ассирии и Вавилонии близки по характеру. Архитектурные сооружения были мощными и носили крепостной характер. В Вавилонии сильное жреческое сословие запрещало прославлять царя и изображать людей на рельефах и росписях. Строилось много зиккуратов — многоярусных культовых сооружений, одно из которых, Вавилонская башня, было разрушено А. Македонским. Вавилон прославился таким чудом света, как висячие сады Семирамиды.

Ассиро-Вавилонская цивилизация создала также много прекрасных образцов декоративно-прикладного и ювелирного исскуства.

Идеал красоты. Ведение захватнических войн, жестокость и агрессия, свойственные народам Ассирии и Вавилонии, а также их религия, призывавшая к уничтожению, порабощению, насилию с кровавыми обрядами и жертвоприношениями, способствовали прославлению силы и мощи в облике
мужчин.

Читайте также:  Традиционные русские прически и головные уборы Руси

Мужчина считался красивым, если имел коренастое крепкое тело с широкими плечами и мощным торсом, крупную голову, мощную шею, густые курчавые волосы, лицо с крупными чертами, сросшимися черными бровями, большими бородой и усами. Именно такими предстают перед нами ассиро-вавилонские мужчины (царь, придворные, знать) на росписях и рельефах, сохранившихся до наших дней.

Идеал женской красоты можно представить лишь по единственному изображению на рельефе «Ашшурбанипал с женой в саду». На нем мы видим царицу: дородную, величественную и одновременно почтительно-смиренную. У нее крупная голова с округлым зобообразным подбородком, короткая шея, пышная грудь. Прическа из полудлинных (до плеч), уложенных аккуратными локонами волос напоминает прическу царя.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежды были накладными и драпирующимися. Накладными были рубахи канди и кроеные плащи конасы, драпирующимися — плащи из куска ткани, обвивавшие тело, и перевязи, обматывавшиеся вокруг торса. Перечень одежд для мужчин и женщин практически одинаков: рубахи и плащи. Схожи они были и по внешнему виду. Особенно хочется отметить особенности текстиля, применявшегося для изготовления одежды. В основном это была шерсть различного качества и толщины для рубах и плащей, а также войлок, кожа и замша для головных уборов.

Практически все виды одежды выполнялись из шерсти. Шерсть и мех — исконные материалы в костюме этого региона с его суровыми климатическими условиями.

С глубокой древности (XXX—XX вв. до н.э.), когда в одежде использовалось много меха (юбки, платья, покрывала жриц, жрецов и простолюдинов), осталась традиция отделывать края одежды извилистой бахромой, напоминавшей тщательно расчесанный мех, свисающий с края шкуры, обычно овчины.

«Шерсть, из которой изготовлялась рубаха царя, была белой из нежного руна белых непорочных ягнят особой породы».

В Ассирии и Вавилонии знали секрет изготовления пурпура и других ярких и прочных красителей. Поэтому одежда знати из тонкой высококачественной шерсти была очень красочной. Бахрома из шерсти также являлась ярким и нарядным элементом костюма.

Другим замечательным видом отделки текстиля была вышивка. Роскошные узоры и орнаменты, вышитые рабынями на текстиле, иногда полностью покрывали платье или в виде каймы шли по краю конаса, перевязи или драпированного плаща. Это были розетки в кругах, цветки в квадратах или полосах, другие узоры, часто геометрической формы (цв. вкл., рис. 4). Золотые чеканные бляшки и пластинки также использовались в отделке одежды.

Рис. II.17. Одежда из меха. Рис. II.18. Одежда царя: канди, конас, перевязь, тиара-кидарис

Богатая вышивка в сочетании с золотыми бляшками и яркой бахромой по яркому текстилю делали костюм ассирийцев и вавилонян очень декоративным, своеобразным, выразительным.

В Ассирии и Вавилонии популярна была также вышивка бисером, особенно интересная на маленьких круглых женских шапочках, напоминавших тюбетейки.

В искусстве вышивки ассирийские мастерицы не знали себе равных. Рабыни-вышивальщицы ценились очень дорого и пользовались огромным спросом. Создававшиеся ими орнаменты широко использовались в быту.

Мужская одежда. Мужчины носили рубаху канди и плащ. Канди имела рукава короткие либо до локтя и длину в зависимости от социального положения. Царь носил канди длиной до щиколотки с бахромой по низу, бедняки — короткую, до колена и выше. Длина одежды знати варьировалась в зависимости от социального положения. Одежда царя была многослойной.

Поверх длинной белой канди из дорогой шерстяной ткани царь надевал кроеный, прилегающий, не сшитый по бокам плащ конас (рис. 11.18) с пурпурной бахромой и другими видами отделки (чеканные бляшки, пластинки, вышивка).

Спереди конас имел немного скошенный, закругленный внизу борт. Спинка заканчивалась прямо. Конас надевался только на одно левое плечо и пропускался под правую руку. Правое плечо и правый рукав канди открыты на всех изображениях царя (цв. вкл., рис. 5, 6).

Рис. II.19. Головной убор воина — шлем. Рис. II.20. Тиара. Рис. II.21. Войлочные и замшевые колпаки
Рис II.22, Мужские (а) и женская (6) прически

Иногда вокруг торса обматывался еще один плащ из цветного куска шерстяной ткани либо торс обвивала перевязь. И драпированный плащ, и перевязь также имели бахрому по краю. На голове парь носил тиару-кидарис (см. рис. 11.18).

Для совершения ритуальных обрядов царь надевал короткую белую канди и пурпурный драпированный плащ с пурпурной или золотой бахромой и золотой каймой. На голову в данном случае надевалась другая тиара, так же как и кидарис, из белого войлока (см. цв. вкл., рис. 6).

Существовал также еще один вид верхней одежды, напоминающий покрывало. Эта накидка закрывала левую руку и левый бок во весь рост. Данный вид покрывала опоясывался на талии ремнем. При этом левая рука, согнутая под прямым углом, располагалась в образовавшейся сбоку пазухе, как в емкости. Именно в такой одежде изображен царь Салманасар III (IX в. до н.э.). К царской одежде полагались атрибуты власти: жезл, богато декорированный зонт.

Одежда знати состояла из канди, которая была короче царской, плаща и перевязи. Как и царские одежды, все это отделывалось пурпурной и цветной бахромой из шерсти.

Воины носили еще более короткие одежды, часто с диагональным срезом спереди для удобства при ходьбе и стрельбе из лука. Рубаха воина была расширена от талии. Грудь покрывал кожаный панцирь, на голову надевался остроконечный шлем (рис. 11.19). Воины носили штаны, закрывающие колени.

Женская одежда. Поскольку роль женщины в Ассирии и Вавилонии была низведена до минимума и женских изображений практически нет, то, судя по единственному рельефу, можно сказать, что ассортимент женских одежд практически не отличался от ассортимента мужских. Женщины ходили в свободны рубашкообразных платьях с длинными узкими рукавами. Царица носила платье наподобие канди и верхнюю одежду, напоминающую конас царя. Бахрома, вышивка и другие виды отделки такие же, как на мужской одежде.

Обувь. Ассирийцы и вавилоняне носили разные виды обуви. Очень популярной была кожаная обувь с закрытой пяткой и открытой ремешковой передней частью (цв. вкл., рис. 7). Она была цветная на плоской подошве и напоминала современные сандалии. Наиболее популярные цвета обуви — красный, коричневый, фиолетовый, пурпурный. Царь и знать предпочитали именно такую обувь.

Воины носили высокую обувь (цв. вкл., рис.. 8) из мягкой кожи в виде сапожек, надетых на обмотки и зашнурованных спереди. Такая обувь хорошо сочеталась с короткими верхними одеждами и штанами. Существовал также вид закрытой обуви из мягкой кожи с загнутыми вверх носками. Эта обувь напоминала сапожки.

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Царь носил белую войлочнук тиару-кидарис, напоминавшую усеченный конус с золотым навершием в виде башенки. Тиара отделывалась золотым венцом-фанонсом, украшенным чеканными розетками и цветной эмалью. Сзади на спину спускались пурпурные ленты либо золотые плоские шнуры. Ленты заканчивались бахромой (см. рис. 11.18). Другой вид тиары также был в виде усеченного конуса (рис. 11.20). Знатные мужчины носили шапки и колпаки из войлока, кожи и замши. Часто их головные уборы напоминали тюрбаны. Воины ходили в шлемах из металла, кожи, замши и колпаках (рис. 11.21).

Рис. 4. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 5. Ритуальный костюм царя: канди. драпированный плащ, перевязь, тиара, жезлы. Рис. 6. Костюм царя: канди, драпированный плащ, тиара-кидарис. Рис. 7. Обувь с закрытой пяткой в виде сандалий. Рис. 8. Обувь высокая в виде мягких шнурованных сапожек

Царица носила маленькую круглую шапочку, богато украшенную вышивкой, бисером и драгоценными камнями, а также венец, отделанный орнаментом и драгоценными камнями. Женщины носили платки, покрывала, вуали, войлочные шапочки, колпаки.

Как в Ассирии, так и в Вавилонии мы сталкиваемся с высокоразвитым парикмахерским искусством. Знатные мужчины носили зачесанные назад волосы длиной до плеч (рис. 11.22). Плоские крупные волны заканчивались горизонтальными валиками, иногда в несколько рядов. Уши оставались открытыми. Лоб обрамляли кольцеобразные завитки. Прически женщин напоминали мужские (рис. 11.22, б). Поражает то, как знатные мужчины заботились о красоте причесок, бород и усов. В условиях военной жизни, проходящей в сражениях и походах и лишенной многих удобств, это особенно удивительно. Воины носили более скромные прически и короткие остроконечные бородки.

Существует предположение, что длинные прямоугольные бороды, состоявшие из множества рядов трубчатых локонов, сочетавшихся с рядами колец и волнистых прядей, были накладными и прикреплялись их владельцами к собственным коротким и аккуратным бородкам. Ухоженные густые усы также представляли собой замечательный образец парикмахерского искусства.

Вообще лицо мужчины с густыми сросшимися бровями, красиво оформленной прической из достаточно длинных волос, большой ухоженной бородой и усами еще раз подтверждает любовь ассирийцев и вавилонян к волосам, а также к шерсти, меху, что находит свое подтверждение в костюме, начиная с XXX в. до н.э. и вплоть до изучаемого периода.

Если внимательно рассмотреть рельефы со сценами охоты, украшавшие комнаты дворцов, то можно заметить, что даже львы, имеющие густую гриву, изображены с красиво уложенной «растительностью».

Украшения — это в первую очередь золотые венцы, диадемы и обручи на головных уборах и прическах знати.

Серьги и подвески имели форму крестов и полумесяцев. Их носили и мужчины, и женщины. Браслеты были спиралевидными для предплечий и с солярной символикой (розетками) для запястий. Все золотые украшения отделывались цветными эмалями, жемчужинами. Знать носила также массивные золотые цепи, воротники из золотых пластин с крупными жемчужинами.

Женщины белили и румянили лица, пользовались душистыми эссенциями, подкрашивали волосы басмой и хной, подводили брови и глаза.

Связь костюма с архитектурой. Архитектурные сооружения Ассирии и Вавилонии мощны и крепки, как тела агрессивных и воинственных мужчин этих государств.

Четкость очертаний и силуэтов в одежде и прическах мужчин соответствует такой же четкости линий в архитектуре зиккуратов и дворцов.
Висячие сады, спускавшиеся своими тонкими гибкими ветвями с уступов стен, образно перекликались со свисающей по краям одежды бахромой.
Чеканные золотые бляшки на конасе, плаще и перевязи ассоциируются с рельефными бронзовыми листами (металлопластикой) на воротах городов.
Яркие изразцы, украшавшие ворота и архитектурные сооружения, созвучны коврам и вышивке, украшавшей одежду, особенно вышивке бисером.

Ассирия и Вавилония. Прически, украшения, косметика

Мода ассирии и Вавилонии

На моду Ассирии и Вавилонии оказал значительное влияние Египет, однако их культура и быт полностью самобытны и заметно отличаются от египетских.

Надо сказать, что оба рассматриваемых государства, имели сугубо «военную» направленность и практически всё время своего существования вели войны с соседями.
Поэтому возможно, нам куда больше известно о том, как были вооружены ассирийцы или о том, какие неприступные крепости могли возводить вавилоняне, чем о том, как они предпочитали выглядеть.

С фресок и мозаик на нас смотрят суровые и мужественные лица воинов идущих в очередной поход, практически одинаково одетых и снаряженных, а изображения женщин столь редки, сколь и маловыразительны.
Однако даже по тем материалам, что доступны нам, можно примерно представить себе облик людей того времени.

Прически

Основная масса волос ассирийцев была завита плоскими крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Знатные люди улаживали волосы в сетку, скалывали на затылке заколкой или просто связывали цветными лентами.

Волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле висков и ушей, так что на щеки спускались только небольшие волнистые прядки. Сзади и с боков, они свободно спадали на плечи и спину, концы их подворачивались в горизонтальных валик, которых иногда могло быть и несколько.
Волнообразность волос достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба.

Низшие сословия — земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги — также зачесывали волосы, носили усы и бороды из собственных волос, а цари и их приближенные отпускали большие бороды, иногда накладные из шерсти животных, придавая им прямоугольную форму, которую завивали в тугие «трубчатые» локоны и укладывали плотными рядами.
В некоторых случаях вместо локонов заплетали косички, украшенные золотыми нитями и шнурами.

Служители культа не носили ни бород, ни усов и чисто выбривали лица. Воины носили небольшие остроконечные бороды.

Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими рядами по горизонтальной линии или по вертикали. Концы волос также подворачивались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок.

Пробор обычно делался прямой, на макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, а сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы и разноцветные перья птиц.

У жительниц Вавилона существовала и своя оригинальная прическа. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами.

Читайте также:  Толстовка – материалы, фото история

Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.

Головные уборы

Мужские головные уборы похожи до полной идентичности: массивные колпаки, плотно сидящие на голове, низко надвинутые на лоб и оставляющие открытыми лишь уши.

Головные уборы царя и знатных вельмож изготовлялись из дорогих материалов, украшались орнаментом. Цари носили тиару — кидарис, представляющую собой невысокий усеченный конус, на макушке которой воздвигалась небольшая остроконечная башенка.
Нижняя часть украшалась венцом — фанонс, орнаментированным золотыми пластинками.
Сзади опускались расшитые ленты с бахромой на концах.

Ленты делали из пурпурной или фиолетовой ткани или золотых плоских шнуров. Придворные носили широкие повязки и обручи округлой формы из золота или драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, эмалями, а также шапки из войлока, замши, кожи, по форме напоминавшие тюрбаны.

Воины и мужчины низших слоев населения носили шлемы и шапки из войлока, материи и кож грубой выделки.

Женские головные уборы состояли из платков, войлочных шапочек, колпаков. Знатные дамы носили широкие головные повязки, лобные украшения, широкие обручи, вуали, прикрепленные на головные уборы.

Украшения

На барельефах из украшений чаще всего встречаются длинные серьги, подвески в виде крестов и полумесяцев.
Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами с изображениями богов и животных. Распространены также браслеты в виде спиралей из эмали и золота.

Знать носила массивные золотые цепи, воротники из пластин с крупным жемчугом. Низшие сословия — украшения из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.

Косметика

Все население независимо от социального положения и половой принадлежности широко применяло косметику, особенно ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела.
Женщины густо белили и румянили лицо, подкрашивали глаза и брови черной краской. Окраска волос хной, басмой была обычным явлением.

История прически в Ассирии и Вавилоне

Вавил о но-ассир и йская культ у ра, культура народов, населявших в древности, в 4—1-м тыс. до н. э., Месопотамию — Двуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака), — шумеров и аккадцев, вавилонян и ассирийцев, создавших крупные государства — Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию, характеризуется относительно высоким уровнем науки, литературы и искусства, с одной стороны, и преобладанием религиозной идеологии — с другой.

Месопота́мия ( др.-греч . Μεσοποταμία — « Междуре́чье »), также Двуре́чье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армении на севере, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.

ШУМЕРЫ

Шумерские государства были теократиями, каждое из них рассматривалось как достояние местного божества, представителем которого на земле являлся верховный жрец (patesi), наделенный религиозной и административной властью. Наиболее важными центрами в этот ранний исторический период были города Ур, Урук (Эрех), Умма, Эриду, Лагаш, Ниппур, Сиппар и Аккад – семитское государство на севере Месопотамии. Города постоянно воевали между собой, и если какому-то городу удавалось захватить несколько соседних, то на короткий срок возникало государство, имевшее характер небольшой империи. Однако примерно в середине III тысячелетия до н.э. семитские племена с Аравийского полуострова, заселившие северные области Вавилонии и воспринявшие шумерскую культуру, настолько усилились, что начали составлять угрозу для независимости шумеров. Ок. 2550 до н.э. Саргон Аккадский завоевал их и создал державу, простиравшуюся от Персидского залива до Средиземного моря. Приблизительно после 2500 до н.э. аккадская держава пришла в упадок, и для шумеров наступил новый период независимости и процветания, это эпоха третьей династии Ура и возвышения Лагаша под властью Гудеа. Она закончилась ок. 2000 до н.э. с усилением Аморейского царства – нового семитского государства со столицей в Вавилоне; шумеры навсегда утратили независимость, а территория прежних Шумера и Аккада была поглощена державой Хаммурапи.

Хотя народ шумеров исчез с исторической сцены и в Вавилонии перестали говорить на шумерском языке, шумерская система письма (клинопись) и многие элементы религии составили неотъемлемую часть вавилонской, а позже ассирийской культуры. Шумеры заложили основы цивилизации значительной части Ближнего Востока, унаследованные от них способы организации хозяйства, технические навыки и научные сведения сыграли исключительно важную роль в жизни их преемников.

Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» — собрание шумерских легенд. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима , спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге .

Шумерская поэма о Гильгамеше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царем города Урук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они сотворили Энкидy – получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем. Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Энкиду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страшного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов. Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрек его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.


Более позднее изображение Гильгамеша со львенком в руках. Ок. 721-705 гг. до н.э.
Из дворца Саргона II. Хранится в Лувре, Париж, Франция.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э. Хаммурапи , шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией.

ВАВИЛОН И АССИРИЯ – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии.

Статуи ламмасу (lamassu), или шеду, – крылатые полулюди-полульвы, один вариант, и полулюди-полубыки – другой. На этой фотографии – полулев, у львов когти, у быков – копыта, 5 ног. Ламмасу стояли у ворот, сторожили.

Это ассирийский царь Ашшурнацирапал II , в характерном головном уборе. Он держит чашу – признак царской власти. Мужчина без бороды – евнух, отгоняет мух и наливает вино. Здесь на обоих длинные одежды, но все равно, видно по рукам насколько у них выражены мускулы. Из-за поясов выглядывают кинжалы. Даже здесь, в мирных сценах, должна была отражаться мощь Ассирийского царства.

Стены и потолки дворцов царей были украшены раскрашенными рельефами, которые сейчас лишились краски, но выглядели примерно так.

Монументальность, мощь, декоративность, торжественность, ритмичность, воинственный характер, характерные этнические черты (глаза, губы, нос, борода), звериные образы часто соединяются с человеческими.

История прически в Ассирии и Вавилоне

Глава вторая. Прически Ассирии и Вавилонии

Общая характеристика

Большое значение в истории государств Передней Азии имеет культура Древней Ассирии и Вавилонии. Это государство возникло в междуречье Тигра и Евфрата в четвертом тысячелетии до нашей эры. Деспотическая монархия с сильным, хорошо обученным многочисленным войском быстро расширила свою территорию за счет соседних государств.

Влияние Древнего Египта, более развитого, чем Ассирия, способствовало скорому возвышению и укреплению этой страны, достигшей наивысшего расцвета в IX-VII веках до нашей эры.

Ассирийцы часто совершали набеги на соседние земли. В периоды затишья они занимались скотоводством, земледелием, ремеслами, торговлей. Так как мужчины больше проводили время в военных походах, то древние художники увековечили своих современников не за плугом, а на скачущих лошадях, колесницах, на царской охоте- и пирах, в состязаниях и поединках. В XII веке до нашей эры Вавилон и Мидия захватили Ассирию и она перестала существовать как самостоятельное государство, войдя в состав Вавилонского царства. Больше Ассирия не возвысилась среди стран Востока.

Возникший из небольшого поселка на берегу полноводной реки Евфрат, в Южном Двуречье, город Вавилон сумел в короткое время сделаться столицей могущественного Вавилонского царства. Благодаря выгодному географическому положению Вавилон стал богатейшим городом Двуречья. Богатство Вавилона дало возможность царям содержать армию, вести завоевательную политику, присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. Наибольшего расцвета Вавилонское царство достигает в первой половине XVIII века до нашей эры, в период царствования Хаммураппи. Постоянные войны разоряли государство, поэтому могущество Вавилонского царства было непродолжительно. Но в период расцвета город Вавилон богато украшался постройками и дворцами, славился своими “висячими” садами и парками.

Остатки ассиро-вавилонской культуры дошли до нас в основном- в виде разрушенных архитектурных сооружений. Огромный интерес представляют скульптуры, рельефы, монументальная живопись и росписи, сохранившиеся в когда-то неприступных крепостях и пышных дворцах. По ним мы можем судить о быте, костюмах и прическах ассирийцев и вавилонян. Судя по изображениям, это были люди крепкого телосложения, с крупными чертами лица. Одежды и прически отличались простотой и четкостью.

Увековеченные ассиро-вавилонским искусством облики кровожадных и жестоких царей, возможно, носили черты идеально прекрасных людей в представлении того времени. Мужчины высокого роста, крепкого, мускулистого сложения, с крупными чертами лица, зобообразными подбородками; густые волосы в прическах и бороде. Женских изображений сохранилось мало.

Основные виды и формы причесок

Мужчины знатного происхождения носили волосы, распущенные до плеч, зачесывая их назад. При этом уши оставались открытыми (рис. 12). Основная масса волос была завита и уложена крупными волнами, расположенными в несколько рядов. Знатные люди носили волосы, уложенные в сетку, или скалывали на затылке заколкой, связывали цветными лентами (рис. 13). Во всех прическах волосы на лбу подстригали короче и завивали в крутые, кольцеобразные локоны возле вискоз и ушей; на щеки спускались небольшие волнистые прядки. Разобранные на прямой ряд волосы спадали мягкими волнами на спину и плечи, концы их подвертывали в валик. Иногда горизонтальных валиков было несколько. Низшие сословия – земледельцы, торговцы, ремесленники, слуги – также зачесывали волосы, носили большие бороды из собственных волос, в то время как царь и его приближенные отпускали большие бороды, придавая им прямоугольную


Рис. 12

форму, завивали в тугие трубчатые локоны и укладывали плотными рядами. В некоторых случаях вместо трубчатых локонов заплетали косички, украшая их золотыми нитями или шнурами. Так как эти бороды были значительно больше, чем обычные, то можно предположить, что они были искусственными и делались только наполовину из естественных волос или целиком из шерсти животных-коз, верблюдов, буйволов. Служители культа не носили ни бород, ни усов, лица чисто выбривали. Воины носили небольшие остроконечные бороды.


Рис. 13

Женские прически по форме почти не отличались от мужских. Густые волосы разделялись прямым пробором, укладывались четкими волнами по горизонтальной линии или по вертикали (рис. 14). Концы волос подвертывались внутрь в виде валика. Иногда дамы носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок. Существовала оригинальная прическа вавилонок. Она представляла собой плотные объемные валики, наподобие полушарий, над ушами. Пробор прямой. На макушку надевалась маленькая, расшитая бисером и драгоценностями шапочка, сверху прикалывали стебли всевозможных растений, цветы, разноцветные перья птиц.


Рис. 14

Разберем некоторые прически подробнее. На рельефе “Слуги, несущие убитого льва” из дворца Ашшурбанипала в Ниневии (669-635 гг. до н. э.) мы видим довольно однотипные прически слуг: волны, уложенные горизонтально, и тугие вертикальные локоны. Зрительно прическу можно разделить на две части-от пробора до мочки уха и от мочки уха до плеча. Волнообразность достигалась при помощи холодной укладки или горячей завивки на металлических стержнях. Волосы надо лбом нависали низко, закрывая почти половину лба. Украшений нет.

“Царь Саргон II, несущий жертвенного козленка”. Фрагмент рельефа из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. Ассирия (712-707 гг. до н. э.). Прическа правителя по общему силуэту напоминает прически слуг. Различна лишь завивка – она более мелка на теменной части. Всю прическу зрительно можно разделить на две части по разновидности завивки – спиральной на теменной части и кольцеобразных локонов на концах. Мелкие локоны уложены в семь четких горизонтальных рядов. Прическу дополняет широкая повязка, украшенная плоскими розетками цветов. На конце повязки-плотная, торчащая вбок кисть.

Читайте также:  История успеха модного бренда Longchamp

Обращает на себя внимание огромная борода царя. В ней можно различить три вида завивки, выполненной четко и аккуратно. Туго завитые локоны подчеркивают величественный и свирепый вид их: обладателя. Размер бороды так велик, что она кажется фальшивой. Можно предположить, что она сделана руками искусных мастеров-парикмахеров.

Аналогичные прически изображены на барельефе Куюнджика “Охота на льва”, барельефе из Хорсабада “Крылатые львы из Хорсабада”, “Царь на троне”, “Осада города” (ниневийский барельеф), “Ассирийское войско”, “Борьба царя с Аримоном” (из персепольских барельефов).

Женские прически нам почти неизвестны. На изображении барельефа “Ашшурбанипал пирует с женой в саду” (VII в. до н. э.) женская прическа мало чем отличается от мужской. Та же волнообразная завивка четкими горизонтальными волнами уложена поголове, те же горизонтальные валики, заканчивающие прическу на концах волос, уложенные параллельными четкими рядами. Женщины низших сословий носили волосы распущенными по плечам или собранными в пучки на темени.

О прическах Вавилонии можно судить и по барельефам и мозаикам. Фактически это варианты ассирийских причесок.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежды населения Ассирии и Вавилонии, так же как и одежды египтян, очень просты по линиям. В основном это рубаха-канди разной длины (до колен или до щиколоток). Верхние одежды (плащи) имели право носить только цари и знатные сановники. Одежды изготовлялись из шерсти качественной обработки; канди царя делали из тонкой шерсти белого цвета, богато орнаментировали, украшали бахромой, вышивкой, чеканными пластинками, драгоценными камнями и металлами. Ассирийцы достигли большого мастерства в обработке шерсти.

Ткани стали основным предметом вывоза в другие страны. Цвета верхней одежды – плащей – были различны: голубой, пурпурный, оранжевый, синий, фиолетовый, красный, коричневый. Ассирийцы переняли у финикийцев мастерство крашения, добывая краски из морских моллюсков. Сведения о технологии крашения содержались в глубокой тайне.

Об одежде женщин известно очень мало. В целом одежда женщин почти не отличалась от мужской. Царицы и женщины низших сословий одевались одинаково – в прямые столбообразные рубашки, скрывающие форму тела. Фактура ткани, ее цвет, отделка зависели от сословия.

Головные уборы. Мужские головные уборы однотипны: массивные, они плотно сидели на голове, низко надвигались на лоб, оставляя открытыми уши. Головные уборы царя и знатных вельмож изготовлялись из дорогих материалов, украшались орнаментом. Цари носили тиару-кидарис, представляющую собой невысокий усеченный конус – в середине макушки воздвигалась небольшая остроконечная башенка. Нижняя часть украшалась венцом-фанонс, орнаментированным золотыми пластинками и розетками. Сзади опускались расшитые ленты с бахромой на концах. Ленты делали из пурпурной или фиолетовой ткани или золотых плоских шнуров. Придворные носили широкие повязки и обручи округлой формы из золота или драгоценных металлов, инкрустированные драгоценными камнями, эмалями, а также шапки из войлока, замши, кожи, по форме напоминавшие тюрбаны. Воины и мужчины низших слоев населения носили шлемы и шапки из войлока, материи, кож более грубой выделки. Женские головные уборы состояли из платков, войлочных шапочек, колпаков. Знатные дамы носили широкие головные повязки, лобные украшения, широкие обручи, вуали, прикрепленные на головные уборы. Для путешествий – покрывала из грубой шерсти.

Украшения. На барельефах из украшений чаще всего встречаются длинные серьги, подвески в виде крестов и полумесяцев. Предплечья и запястья украшались массивными золотыми браслетами с изображениями богов и животных. Распространены были браслеты в виде спиралей из эмали и золота. Знать носила массивные золотые цепи, воротники из пластин с крупным жемчугом. Низшие сословия- украшения из простых материалов: дерева, рога, стеблей тростника.

Косметика. Все население независимо от ранга широко применяло косметику, особенно ценились ароматические настойки и эссенции для лица и тела. Женщины густо белили и румянили лицо, подкрашивали глаза и брови черной краской. Окраска волос хной, басмой была обычным явлением.

Возникновение и развитие парикмахерского искусства (стр. 1 из 6)

Министерство образования и науки Украины

«Возникновение и развитие парикмахерского искусства»

1. Возникновение парикмахерского искусства

2. Натуральные красители

Введение

Когда появилось парикмахерское искусство до сих пор не установлено. Однако с уверенностью можно сказать, что прически появились несколько раньше, чем одежда человека и прошли долгий путь, развиваясь и изменяясь весте с человеком. Прическа во все времена занимала значительное место в жизни общества. О прическах прошлых столетий можно судить по произведениям искусства: живописным полотнам, мозаике, скульптуре, фрескам, изделиям декоративно-прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии.

Археологические находки подтверждают, что уже в V – VI веках нашей эры уходу за волосами уделялось особое внимание. Наши предки в давние времена понимали, что здоровые волосы – это богатство, которым природа одарила человека. Именно волосы придают человеческому облику завершенный вид и неповторимость. Этим можно объяснить веками не иссякающий интерес людей к своим волосам.

Люди стремились украшать свою внешность прическами, и волосы определенной длины, особым образом уложенные, были отличительным признаком определенных сословий. Служители культа и войны, землепашцы, рабы и свободные граждане во все времена носили разные прически и были узнаваемы в любом месте и в любое время. Прически часто меняли силуэт, форму, испытывая влияние исторических событий, климатических условий, религиозных убеждений, эстетических взглядов, личных вкусов, случайностей.

Прическа отражает не только национальные черты, расовую принадлежность, но и личное отношение, индивидуальный вкус человека.

Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства много нового, присущего только ей. Каждой эпохе присущи свои особенности в одежде и в моде на прически, на состоянии и степени развития государства, его национальные и культурные особенности.

Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих. Как бы ни критиковали силуэты, формы новых причесок, по прошествии времени, многие все же начинали им подражать, и мода вступала в свои права.

Так что же такое мода? Мода, от которой зависит прическа? Мода – это непродолжительное господства определенного вкуса в жизни или культуре. Это смена форм и образцов одежды, которая сравнительно быстро проходит. Часто в моде, как в фокусе, собраны черты социально-экономического развития общества. Следование моде, однако, не означает, что это признак хорошего вкуса. Формирование вкуса – одна из основных задач художественного воспитания.

Демократизация моды, упрощение форм и видов костюма, причесок, головных уборов наблюдается в конце XVIII – начале XIX вв. Революция 179 г. Во Франции оказала влияние на все сферы общественного развития европейских стран. Моду аристократов сменила мода буржуа, которая внешне способствовала упразднению сословных различий.

В Росси коренные изменения в моде произошли после Октябрьской социалистической революции 1917 г. Борьба с интервенцией, разруха в промышленности и сельском хозяйстве, отсутствие нормальных бытовых условий требовали простейших форм костюма и прически. Примером тому являются женщины-работницы в красных косынках с коротко подстриженными волосами. Появившись в начале XX века, короткая стрижка покорила Европу и другие страны мира, вошла в моду, силуэт и формы ее стали усложняться, теряя строгость и приобретая женственность.

В настоящее время техника стрижек стала более разнообразной, так как появились новые приемы, способы, инструменты, косметические средства для работы с волосами. Цветовая гамма причесок стала разнообразной благодаря новым красителям. После длительного периода возрождается мода на парики.

1. Возникновение парикмахерского искусства

История парикмахерского ремесла берет свое начало с давних времен. Уход за волосами как ремесло явился результатом развития потребностей человека, возникших из желания украсить свою внешность.

Понятие красоты в различных слоях общества было различным и с течением времени изменялось. Решающее влияние на развитие парикмахерского ремесла оказала, прежде всего, постоянно и капризно меняющаяся мода. Много времени прошло, прежде чем появилась профессия парикмахера в таком виде, в каком она существует теперь.

Возникновение и развитие парикмахерского искусства тесно связано с возникновением и развитием городов. В наиболее древних исторических источниках, связанных с историей городов, есть доказательства существования парикмахерского искусства на высоком, часто художественном, уровне. Этому благоприятствовала большая сосредоточенность населения, более высокие — по сравнению с деревней — требования городского населения, а также высокий уровень его культуры.

Из археологических открытий и исследований известно, что уже ок. 5000 лет до н.э. уходу за человеческим телом посвящалось много времени и внимания. Уже в древние времена прически являлись украшением как женщин, так и мужчин, и поэтому были предметом особого внимания и стараний. Применялись разного рода средства, помогающие придать прическе модную в данной эпохе форму.

ДРЕВНИЕ ВЕКА (5000 до н.э. — 500 г.н.э.)

Египет. Египетские скульптуры и живопись свидетельствуют о том, что уход за волосами был известен египтянам очень рано. Характерной особенностью прически была ее форма, напоминающая трапецию. Волосы, чаще всего, сплетались в мелкие косички и ровно обрезались таким образом, чтобы они только закрывали уши, создавая так называемую прическу пажа. Выполнение такой прически было очень трудоемким. Мужчины и женщины носили искусственные парики, род которых определял общественное положение или занимаемую должность их обладателей.

Египтяне не носили ни усов, ни бород. Волосы на лице они удаляли чаще прибором в виде малого серпа из бронзы или камня; это был прототип бритвы.

В более поздние времена появляются женские прически, укладываемые из собственных волос с искусно выполненными волнами. Уже тогда применялась укладка холодным способом (мокрая завивка). Женские прически украшались декоративными металлическими лентами или диадемами.

С течением времени, в период царствования тридцати династий, прически приобретают все новые формы. Цвет волос также имел значение в тогдашней моде; наиболее модными цветами были темно-коричневый или черный, для получения которых применялись растительные красители, в частности, хна. Красились и ногти.

Египтянам известны были различные косметические мази и другие средства для ухода за кожей лица и всего тела, которые приготовлялись по определенным рецептам. Некоторые из них сохранились до наших времен.

Уход за волосами, укладка их и разные туалетные процедуры выполнялись рабынями, причем каждой из них были поручены свои обязанности — мытье, окраска или укладка.

Вавилон и Ассирия. Вавилонские и ассирийские раскопки также свидетельствуют о высокой культуре и существовании там, в частности, и парикмахерского искусства. Были найдены, например, прототипы современной бритвы.

Прически в Ассирии и Вавилоне в корне отличались от египетских. На основании сохранившихся памятников старины можно точно установить формы причесок — особенно мужских. Мужчины носили тогда длинные, зачесанные назад волосы, которые свободно укладывались в сетку или скалывались специальной заколкой. На лбу волосы укладывались в короткие или спиральные локоны, а возле ушей и щек — скручивались в кольца. Необычайно искусно причесывалась борода; стригли ее „лестничками” вниз. В этом видно большое мастерство завивки и стрижки.

Греция. Много ценного материала в области познания уровня парикмахерского искусства в древности приносит нам история древней Греции. Сохранившиеся памятники греческой культуры, например, скульптуры, свидетельствуют, в частности, о высоком уровне парикмахерского мастерства и его артистичности. Правилам гармонии и эстетики, господствовавшим в каждой области искусства, подчинялось также парикмахерское дело. Прическа должна была идеально „подходить” к внешнему облику и вместе с ним создавать гармоничное единство.

Нигде в истории человечества нельзя найти такой исключительной выдумки и изобретательности в украшении головы, как в древней Греции. Завивка волос сделалась там до некоторой степени церемониалом.

В разные исторические периоды древней Греции появлялись различные стили причесок и их разновидности. Наиболее характерной чертой женской прически на протяжении веков было закрытие лба волосами, а также прическа с пробором- Волосы над лбом и на висках были подстрижены, а их концы — завиты и уложены в мелкие локоны. Остальные части волос, искусно завитые в локоны, перевязывались лентой и откидывались назад. Отдельным элементом уложенной в волны прически были зачастую повязка и диадемы, служившие не только в качестве декоративной детали, но и в качестве основного композиционного мотива прически. Другую форму прически из локонов и волн получали, применяя длинную (до двух метров) ленту для волос.

Такая лента была одновременно повязкой и элементом, связывающим волосы, и тем самым укрепляющим прическу. Применялись также сетки, которые поддерживали прическу. Эти прически свидетельствуют о высокой технике их исполнения и, следовательно, высокой степени развития парикмахерского искусства.

Исполнители такого рода изысканных причесок должны были пользоваться соответствующими инструментами и приборами. Греки знали искусство плоения и завивки волос и пользовались при этом многими косметическими средствами.

Ссылка на основную публикацию