История прически в Германии – Северное Возрождение

История прически в Германии – Северное Возрождение

Глава вторая. Немецкие прически XV – начала XVI века

Общая характеристика

В XV-XVI веках Германия не была единым государством. Она состояла из больших и малых феодальных княжеств, независимых друг от друга обособленных городов. Знатные князья, богатые бароны были полными властителями в своих землях, чеканили свою монету, имели свое войско. Император был менее влиятельной фигурой в государстве – он не имел ни своего войска, ни казны. Его указы распространялись лишь на некоторые области. В народе даже сложилась поговорка: “Немцы забыли, что у них есть император”. Бесконечные распри, кровавые столкновения между феодалами мешали образованию единого централизованного государства, развитию торговли и ремесел, промышленности.

Несмотря на это, в некоторых, расположенных по Рейну и по Верхнему Дунаю городах, отстоявших свою независимость, появились первые мануфактуры в горном и текстильном деле, наладилось производство бумаги, стеклянной посуды. Немецкие города росли и богатели благодаря широкой торговле и ростовщичеству. Многие из них прославились своими изделиями на весь мир. Так, в Кёльне производились высококачественные шелка, шерсть, в Нюрнберге – металлические и ювелирные украшения, математические инструменты. Купцы в погоне за прибылями снаряжали корабли в дальние страны и снабжали Европу товарами. С развитием промышленности в Германии стала зарождаться буржуазия, еще слабая и малочисленная по сравнению с английской и французской. Одновременно с подъемом в промышленности наступает кризис в сельском хозяйстве, так как положение крестьян было крайне тяжелым. В сравнении с крестьянами Англии и Франции, которые добились независимости, крестьяне Германии в XVI веке оставались в полном подчинении у феодалов. Разоряла народ и католическая церковь, владевшая огромными территориями по Рейну. Духовенство имело от плодородных земель большие доходы и отправляло их в Рим. Доведенные до крайней нищеты, народные массы часто восставали.

Настало время, когда все слои населения стали требовать реформации церкви. В этой борьбе принимали участие князья, рыцари, горожане, крестьяне. Отдельные восстания переросли в народную Крестьянскую войну 1525 года, которая закончилась поражением народа и способствовала усилению феодального гнета и многовековой раздробленности страны.

С историческими событиями XV-XVI веков в Германии связаны имена таких выдающихся людей, как Мартин Лютер – профессор Виттенбергского университета, ученый монах, выступавший против католической церкви (по словам Ф. Энгельса, выступление Лютера “было подобно удару молнии в бочку с порохом”); Томас Мюнцер – высокообразованный священник, Эразм Роттердамский – гуманист, Альбрехт Дюрер – художник, математик, гравер, скульптор, архитектор, изобретатель.

Возрождение в Германии началось в XV-XVI веках. Несмотря на разъединенность и тяжелое положение в стране, немецкая городская культура переживает период расцвета. Мыслители-гуманисты, занимавшиеся в основном вопросами политики и религии, возлагали также надежды на культурное объединение Германии. Но по ряду причин в стране долгое время сохранялись средневековые традиции в быту, одежде, костюме, прическах и головных уборах, несмотря на появление новых тенденций в моде, возникших во Франции и Италии. Правда, на портретах этого времени изображают людей в костюмах, мало чем отличающихся от французских и итальянских. Возможно, богатые бюргеры стремились подражать европейским соседям.

Представление о красоте в Германии было иным, чем, скажем, в Италии. На портретах изображались надменные, вялые красавицы, со спокойным, бесстрастным выражением лиц, с опущенными ресницами. В это время считались красивыми большие выпуклые лбы, белокурые волосы, еле заметные брови и ресницы, которые часто выщипывали.

Идеальный мужчина должен был прежде всего быть воином, – крепкая фигура, плотное телосложение, волевое, строгое лицо.

Основные виды и формы причесок

Дух Возрождения коснулся и прически. Рыцарские и городские моды на прически быстро менялись. Мужчины в начале XVI века носили волосы, достигавшие плеч или лопаток. Спереди выстригали ровную челку, а височные и затылочные пряди подстригали полукругом или эллипсо- образно. Прически делали как из прямых, так и сильно завитых волос. Некоторые мужчины носили легко подвитые волосы, длина их еле закрывала мочку уха. Завивка постепенно переместилась с темени на концы прядей волос. Длина их значительно укорачивается. Распространилась и прическа “колба”, модная в ту пору в Италии, – пробор в такой прическе отсутствовал, волосы зачесывались от макушки в разные стороны. От виска до виска через лоб шла ровная горизонтальная линия обреза волос, сзади они подстригались по кругу, при этом концы их подвивались и подгибались внутрь. Появляются прически с волосами, уложенными назад, – их носили во время охоты, путешествий. Распространились и прически “по-испански”- с короткими стрижками, хотя некоторые продолжали носить длинные завитые кудри. Крестьяне и ремесленники по-прежнему носили “пейзанские” прически.

С изменением длины причесок, их укорачиванием возникает мода на бороды и усы. В большинстве случаев их носили короли, рыцари, князья, феодалы, часть горожан и крестьян. Формы бород были различны: клинообразные, круглые, раздвоенные, типа “жабо”, крючкообразные. Длина бород была различной. Встречались бороды с волосами только на одной щеке, тогда как другая гладко выбривалась. Конечно, такое новшество стало мишенью для карикатур и насмешек. При бородах отпускали усы, которые завивали. Прически наемных военных – ландскнехтов были живописны, так же как и их костюмы. Встречались “пейзанские” прически с густыми завитыми челками, носили и очень короткую стрижку. Бороды завивали, подстригали в кружок, придавали им квадратную форму. Некоторые брили бороду, но отпускали усы и бакенбарды, густой массой закрывавшие большую часть щеки, усы воинственно торчали вбок.

Как пример рассмотрим мужскую прическу на автопортрете Альбрехта Дюрера (1498). На полотне изображено красивое, молодое, несколько удлиненное лицо. Густые волосы завиты в локоны мелкими прядями, покрывающими плечи. На лбу – челка, доходящая до бровей, уложенная наискось. Прическу дополняет нарядный головной убор. Борода небольшая. Она оставляет открытой верхнюю часть подбородка, выбрита ровным полукругом. Усы густые, концы их опускаются вниз, открывая красивые губы.

Лукас Кранах Старший. “Портрет герцога Саксонского Генриха Благочестивого” (1514). Лицо мужественное, прическа из полудлинных волос, которые закрывают мочку уха. На голове – широкий берет. Выражение лица суровое.

Альбрехт Дюрер. “Прогулка” (1495). На полотне изображены мужчина и женщина. Женщина – в головном уборе, напоминающем кокон. От головного убора до глаз спускается прозрачная вуаль. Прическа мужчины состоит из завитых волос, закрывающих ухо.

В женских прическах особенных изменений не произошло. По-прежнему самым распространенным видом женских причесок оставались плетеные косы. Естественные густые, длинные косы считались наиболее красивыми в отличие от искусственных, которые тоже носили. Девушки носили слегка подвитые волосы, распущенные по спине, или плели височные косы, спуская их на грудь. Голову при этом не покрывали. Замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их замысловатыми фигурами. Наиболее распространенной была укладка типа “короны” вокруг головы или типа “баранок” и “улиток”, пряди, скрученные по спирали. На Нижнем Рейне женщины носили шиньоны, прикрывая их разукрашенными футлярами из дорогой материи, сетками из золотых или серебряных нитей (рис. 46). Незаплетенные волосы также помещали в сетки, так что с обеих сторон лица образовались большие висячие мешки. В моде были также высокие прически. При этом волосы зачесывали вверх в виде конического возвышения и окружали широкой белой повязкой, богато расшитой драгоценными камнями, длинными шнурами с кисточками. Пожилые женщины покрывали головы светлыми тканями.

Иногда волосы целиком скрывали под головным убором, при этом выпускали несколько мелких локонов или тонкую кисточку на лбу или щеках. В начале XVI века распущенные волосы стали носить только невесты, убирая их живыми цветами. Молодые женщины носили прически, в которых волосы разделялись на две части, перевивались шнурами и подвязывались или закреплялись на затылке. Иногда часть волос собирали в пучок над ухом и закрепляли волосяной сеткой или золотой проволокой, иногда мешком, который обшивался блестками. Часто повязывали украшенную жемчугом или драгоценными камнями толстую повязку. Она накладывалась на голову таким образом, что два ее конца образовывали венец.

Волосам в Германии придавали особое значение. Женщины, которым приходилось давать на суде присягу, клялись своими косами. До присяги судьи узнавали, не фальшивы ли косы, ибо женщины того времени часто возмещали недостаток своих волос чужими. Судебный процесс предусматривал, что во время присяги женщина наматывала косы на левую руку и клала ее на грудь, а правую руку- на жезл судьи, принимавшего присягу.


Рис. 46

В конце XV века распространяется всеобщая мода на испанские и французские прически. Они стали высокими. Для этого прибегали к искусственным элементам – каркасам, волосяным валикам, шиньонам. Валикообразные прически обрамляли лицо. Количество валиков было различно. Форхма причесок изменялась за счет проволочных сооружений из каркасов. Прически обильно украшались драгоценностями. Горожанки, подражая знатным дамам, тоже носили высокие прически, но более скромные и меньших размеров, украшая их гребнями.

Головные уборы, украшения, косметика

Мужская одежда в это время становится более короткой; она состояла из множества разнообразных деталей, которые лишали ее целостного восприятия. Мужчины подражали французским и итальянским модам. Самой популярной одеждой была шаубе-нечто вроде шубы без рукавов. Но если форма одежды была для всех одинакова, то цвет и отделка строго регламентировались по сословиям. Так, одежду лилового и красного цветов имели право носить дворяне, рыцари. При этом одежда подбивалась мехом, который служил и отделкой. Одежду коричневого и черного цветов носили состоятельные горожане, бюргеры. Здесь на отделку можно было использовать темный мех.

Внутрь под шаубе надевали вамс – рубашку. Костюм дополняли штаны и тканые чулки. Характерной чертой одежды богатых сословий были различных форм разрезы. Они выглядели особенно красочно, так как под ними была ткань разных цветов. Отсутствовала строгость, симметрия деталей. В костюме преобладало многоцветие. Весь костюм выглядел богато, а со временем он стал еще роскошнее.

Постепенно в костюме происходят изменения – появляются более легкие верхние одежды. Влияние испанской моды в Германии проявилось значительно позднее, чем в Англии и Франции. Выделялся костюм ландскнехтов, который отразил типично немецкий вкус. Костюм был необыкновенно ярок, живописен и своеобразен. Ландскнехты придумали способ обновлять свою одежду путем накладывания заплаток из цветной материи. Делали они и ставшие модными прорези. Все эти новшества с некоторыми добавлениями подхватили щеголи.

Женский костюм остается под влиянием средневековых традиций. В нем преобладают линии позднего средневековья. Одежды сковывали движения и вынуждали держаться прямо. Во второй половине XVI века в костюме проявляются черты испанской моды, но она не переносится целиком, а получает национальный колорит. Рисунки и гравюры Дюрера конца XV века дают представление о костюмах того времени.

Костюмы ремесленников и крестьян были тех же форм, но лишены украшений, дорогих отделок, в большинстве темного цвета.

Самым распространенным мужским головным убором были бареты. Их носили все слои населения, как бюргеры, так и ремесленники. С изменением костюма меняются и размеры баретов. Если в конце XV века он имел мягкую небольшую головку, поля сзади отгибались, то в начале XVI века их размер стал больше. Поля огибают всю окружность головки. Барет украшали золотыми бляхами, булавками, в разрезы продевали золотые и разноцветные шнуры. С увеличением размера барета форма его становится плоской. На торжественных турнирах, празднествах мужчины украшали головы цветными и вышитыми лентами, пестрыми шнурами, как женщины. На лоб надевали обручи с пряжками или бляхами, к которым прикрепляли перья. Носили венки, сплетенные из цветов и листьев.

В конце XVI века барет исчезает, на смену ему приходит фетровая, с узкими полями шляпа, формой напоминавшая высокий конус. Шляпу украшали пряжками, продергивали в прорези шнуры, прикалывали перья. Шляпы простого народа были более низкие. Бюргеры и богатые купцы носили разноцветные шапки с широкими полями, а также невысокие меховые, суконные, фетровые, матерчатые колпаки.

Женские головные уборы были самых разнообразных форм. В этом сказывался национальный и местный колорит. Их придумывали сами женщины. Носили разнообразные чепцы, платки, покрывала, свернутые наподобие чалмы, а также шляпки из фетра и материи. Сохранились еще высокие эннены и горж – головные уборы средневековья. Распространены были меховые шапки и косынки до плеч.

Высокие головные уборы украшались бантами и широкими, шелковыми петлями, часто вокруг них укладывалась вуаль. Модны были тюрбаны, круглые шапочки с сетками. Они надевались на лоб, нависая и закрывая половину его. Делались из высших сортов сукна и шелка. Украшались эти шапочки брошами или пряжками.

Косметика использовалась знатными дамами без всякой меры. Они белились, румянили щеки. Когда прошла мода подбривать брови и выщипывать ресницы, стали подводить глаза и брови. Душились пахучими эссенциями. Простое население косметику почти не употребляло.

История прически в Германии – Северное Возрождение

(на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские) (на Photoshop заведены только фоны. Все гримерные работы 100%-но авторские)


Приняв на себя роль законодательницы мод, Франция старалась выполнять её наилучшим образом, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Как бы ни был строг закон против роскоши, изданный Филиппом IV Красивым в 1234 году, он не возымел должного действия: определяемые штрафы платили, но запрещений не соблюдали. Щегольство среди высших сословий и богатых горожан не только не уменьшилось, а ещё более усилилось благодаря расширению

торговли и прогрессу ремёсел. Восточные шелка, итальянские и нидерландские шёлковые материи, несмотря на свою дороговизну, стали доступны и среднему классу. Эти ткани, особенно восточные и мавританские отличались плотностью, яркостью красок и красотой рисунков, который в итальянских тканях тоже стал разнообразнее. Золотая и серебряная парча,бархат и так называемые павлиньи материи (от рисунка или расцветки) ценились очень высоко. Причём бархат делался по-прежднему исключительно зелёного цвета с протканнным рисунком из золотых и серебряных нитей. Чуть позже появились синие и голубые барахты, а в середине XIV века их стали делать разноцветными.
Продолжительная война, разгоревшаяся между Англией и Францией и до крайности истощившая их силы, почти уничтожила зародившуюся промышленность, которая оправилась от нанесённого ей удара не ранее середины XV века. Несмотря на то, что высшие сословия не имели недостатка в разнообразных и дорогих материях для удовлетворения свой склонности к роскоши, ни количество одежд, ни их покрой не подвергались серьёзным изменениям вплоть до 1480 года, когда Людовик XI выписал греческих и итальянских ткачей для обучения французских ремесленников своему мастерству.

Нижней мужской одеждой всех классов общества по-прежнему были * камиза . Поверх ее надевали * котту , доходившую теперь до середины икры или до щиколотки. Котта имела декоративный пояс и обычно длинные рукава. Однако к середине XIV в. она вышла из моды. Модной одеждой считается * пурпуэн , – короткая куртка с узкими рукавами, к которой кренились штаны-чулки. В народном костюме пурпуэн служил верхней одеждой. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола, декоративными рукавами. Кроме пурпуэна, входят в моду два верхних кафтана – * котарди и * блио , являвшихся одеждой знати. Котарди – узкая одежда, доходившая до середины бедер, рукава могли быть различной формы – и узкие, и широкие, в виде крыльев. Котарди имел декоративный пояс, застегивавшийся вокруг бедер. Блио – отрезной в талии кафтан с узким лифом и пышными полами, так называемой юбочкой, не сшитой на боках. Блио обычно шнуровали сзади. Изменения как в женском, так и в мужском костюме ограничились лишь тем, что одежда стала уже, а мужская ещё и короче. Быстро вошло в моду украшение зубчиками горловины мужского кофтана, его подола, краёв капюшона, даже меховая оторочка делалась зубчиками.

Основной обувью остались полу сапоги, зашнурованные впереди и башмаки. Изменения состояло в постоянном удлинении носков. С середины XIV в, обувь феодалов, так называемые * пулены , приобрела настолько утрированно удлиненные носки, что иногда они достигали в длину до 70 см. Дошло до того, что уже Филипп IV счёл необходимым издать постановление, определяющее длину обуви: у дворян – не более 2-х футов, у граждан – не более 1-го, а у прочих – 6 дюймов. Но не смотря на постоянное осуждение этой моды от неё не отказывались. Ни во Франции, ни в Англии, где Эдуард IV тотчас же по вступлении на престол (1461г.) ограничил максимальную длину заострённых носков обуви двумя дюймами,

никто не последовал королевскому указу, т.к. увеличенный размер носков считался принадлежностью хорошего тона. До XIV в. обувь украшали вышивками и драгоценными камнями. Однако в царствование Эдуарда IV (до 1483г.) мода на длинноносую обувь, достигнув своего предела, сменилась модой на тупоносую обувь на широкой подошве. В это же время появилась дополнительная обувь – совершенно новое изобретение, вызванное необходимостью облегчить с сделать удобнее ходьбу в модной обуви. Это выглядело как довольно толстая подошва, обтянутая кожей, которая имела форму остроносого башмака и крепилась ремнями к колену.

Головные уборы подвергались большим изменениям, соответственно причёске. Типичный головной убор средневековья – * капюшон был окончательно заменён шляпой и шапкой, особенно у городских жителей. К остальным фасонам головных уборов прибавились совершенно круглые объёмные головные повязки с плоско-круглым верхом и плоские, тарелкообразные шапки (береты) с твёрдым околышком. Носили также жёсткие,но менее высокие шляпы с полями. Отделка головных уборов стала ещё более богатой. Кроме того прибавилась повязка – * корнет из очень тонкой шёлковой материи, которую оборачивали вокруг шляпы шеи и плеч. Она была так широка и длинна, что спускалась густыми складками почти до земли. Концы повязки украшались вышивкой, вырезами, зубчиками или маленькими металлическими подвесками.

что она не фальшивая. Это требование могло смутить многих, кто тайком купил у торговцев чужие косы и, страшно подумать, выросшие может быть не на христианской голове. Но мода уже настойчиво требовала жертв. Все косы, независимо от происхождения, называли «рыцарскими». В то время всё, что было достаточно ценным, в том числе и понятия чисто эмоциональные или душевные, называлось «рыцарским». Рыцари, вернувшиеся из крестовых походов, живописали нравы и обычаи далёкого Востока, в том числе и причёски. Одна из них – уложенные в виде улиток над ушами косы женщин ливанского племени друзо – в 13 столетии стала самой модной в Европе и получила название «бараний рог». Туго скрученные косы укладывали в головные сетки. Они приобрели широкую популярность. Не только косы было удобно укладывать в такие сетки, но и пышные и длинные волосы. Сетки делались из шерстяных, а у богатых из шёлкового золотого и серебрянного кружева. Женщины покрывали ими только верхнюю часть головы, а иногда и щёки, закрепляя сетки с помощью лент, а иногда и с помощью * шапеля . Иногда нарядно украшенными сетками обтягивали шапочки или шляпы, которые по форме напоминали обычные соломенные шляпы. Украшение шляпы менялось часто, особенно модными были павлиньи перья, которые прекрасная половина позаимствовала у мужчин.

. «Камиза» (Сhemise) — нижняя женская рубаха. Предположительно произошло от арабского qamis, заимстванного в позднегреческий kamision, затем в средневековую латынь camisia и, наконец, в среднеанглийский и старофранзузский сhemise. Рубашки обычно имели свободный трапецевидный крой, были длиной ниже колена, имели длинные рукава. Шились из различных материалов, в зависимости от статуса человека: лен, фастиан, шелк. К концу XV столетия камиза изменила крой и стала шире, предположительно, регланового кроя, появились сборки и складки. Камизы со сборками особенно характерны для Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии конца XV в. Мода на присборенные рубашки пришла из Италии. Известны также рубашки на бретелях. Самая известная подборка изображений таких рубах находится в “Библии Венцеслава”, датируется 1400 годом, Германия.

. «Котта» — европейская средневековая туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами. Котту надевали на камизу. Поверх котты можно было носить сюрко. Мужская котта могла быть относительно короткой (до колена), но чем длинее тем выше статус

. «Пурпуэн» – в XIII – XV в.в. короткая мужская куртка с узкими рукавами и без рукавов, кней крепились штаны-чулки. Сначало пурпуэн надевали под доспехи (латы), около 1340 г. он стал гражданской одеждой. В первой половине XVI в. Пурпуэн нового фасона шили из шёлка или бархата, отделывали вышивкой, украшали разрезами, которые скреплялись пряжками, шнурками, пуговицами и т. д.

. «Котарди» – готическая парадная одежда; у мужчин узкая, с центральной застёжкой и низко расположенным поясом. У женщин узкая до бёдер, расширяющееся внизу, иногда заканчивается шлейфом.

. «Блио» – женская одежда с боковыми шнурками и узкими рукавами, которые заканчивались длинными, свисающими манжетами.

. «Пулены» – башмаки. В XIV в. во Франции появилась обувь с длинными, загнутыми вверх носками (“пулены”). В Бургундии в ХIV-ХV вв. принцам крови полагалось носить обувь с носами в две с половиной ступни (до 70 сантиметров), родовитым дворянам — в две ступни, рыцарям — в полторы, горожанам — в одну и простолюдинам — в полступни (до 15 сантиметров).Чтобы длинные носы не мешали ходить, их пристегивали цепочками к браслету у колена. Щеголи украшали их колокольчиками, различными фигурками зверей, маленькими зеркальцами.Женская обувь была похожа на мужскую, но носы ее не были настолько длинными: этого не позволяли длинные юбки.

. «Капюшон» – универсальным головным убором можно назвать съёмный капюшон, любимый всеми сословиями, как во Франкском государстве V – VIII в.в., так и в период царствования дома Валуа XIV – XVI в.в. Чем знатнее и богаче был человек, тем объёмнее он носил капюшон, тем больше меха шло на его опушку и тем длиннее делали у него кончик, именуемый «шлыком».

. «Шаперон» (фр. chaperon) — средневековый мужской головной убор. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами. Мода на ношение шаперона пришла из Бургундии, в начале XV века она охватила всю Западную Европу, к концу того же столетия постепенно ушла, и шаперон вернулся к первоначальной, чисто утилитарной роли.Шаперон делился на следующие части, каждая из которых развивалась собственным путем и приобретала особое значение. Это — длинный шлык, вначале свисавший на спину, носивший у французов название корнетты (фр. cornette), у англичан — типпит (англ. tippit), также в обоих языках встречается его общее название лирипип (англ. и фр. liripipe). Пелерина для французских разновидностей шаперона именовалась патта (patte), у англичан — кейп (cape — то есть «плащ», «накидка») разновидность украшенная фестонами — «петушиным гребнем» (cockscomb). Позднее шаперон дополнительно украшали с помощью бурреле (фр. bourrelet) или «ронделя» (rondel) — широкой ленты из шелка или хлопчатобумажной ткани, обвязывавшейся вокруг головы на манер тюрбана или берета, со свисавшим вниз концом.

. «Эннен» – Самым модным головным убором знатных женщин был эннен — конусообразный и высокий, “словно здание”. Он появился при бургундском дворе во второй половине XV в. Чем более знатной была женщина, тем выше был эннен. При входе в помещение даме приходилось приседать. Эннен появился при бургундском дворе в конце XIV в. с легкой руки Изабеллы Баварской и оставался излюбленным головным убором знатных дам на протяжении столетия. Изготовляли его из накрахмаленной льняной ткани или из жесткой бумаги, а сверху покрывали дорогой парчой и отделывали бархатом. К нему прикреплялась длинная, до земли, прозрачная вуаль. Такой головной убор предоставлял прекрасную возможность демонстрировать богатство, что было в духе сословных традиций средневековой знати. смотри примеры»»

. «Гебенде» – В ходу у женщин того времени был еще и такой головной убор, как гебенде. Он состоял из простой повязки, закрывавшей подбородок и щеки. Гебенде часто добавлялся небольшой плоской шапочкой. Иногда поверх простой повязки и шапочки женщины надевали в качестве украшения шапель. Для большей нарядности повязку и шапочку делали из бархата или шелка и украшали дорогими камнями. Прекрасная Кримхильда, героиня «Песни о Нибелунгах», также носила гебенде. Встретившись с королем гуннов Аттилой (у немцев – Этцель) вынуждена была поднять вверх свой головной убор, чтобы король мог поцеловать ее в губы. Из этого можно предположить, что повязка закрывала и нижнюю часть ее лица.

. «Шапель» – под этим названием подразумевается любой матерчатый или металлический головной обруч. К нему же относятся венки из натуральных или искусственных цветов, которые в XIII веке были одним из самых любимых и модных украшений. Обручи делали из золота и серебра гладкими или витыми, украшали драгоценными камнями и жемчугом. Носили шапели как женщины, так и мужчины. Женщины иногда приделывали к нему ленты и завязывали под подбородком.

. На раннем этапе в греческом языке стали различать такие понятия, как «kosmetike tecbne» , обозначавшее искусство украшения тела, одевание, причёсывания, гигиены, а также медицинские способы сохранения здоровья, и «kommotice tecbne» искусство нанесения чрезвычайно ярких красок. Последним увлекались куртизанки. В отличие от «коммотики» «косметика» была настоящей наукой, частью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты.

. «Звериный стиль» – изображение животных или отдельных частей их тела, орнаментально стилизованных. «Звериный стиль» характерен для искусства скифов, кельтов, восточных и западных словян.

Использованная литература и ссылки по теме:

Костюм Германии эпохи Возрождения (15-16 века)

В XV-XVI вв. Германия занимала ведущее экономическое и культурное положение среди северных стран Западной Европы.
Эпоха Реформации, с 1510 по 1550 гг. оказала большое влияние на духовную жизнь и искусство, подобно Возрождению в Италии. Реформация принесла с собой тяжелые социальные потрясения и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма.
В это неспокойное время моду определяли мужчины. Она подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений, на которые повлиял костюм ландскнехтов (наёмных солдат).
Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие.
В целом немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.

Мужской костюм

В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами.
Но вскоре одежда мужчин стала шире. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю. Передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным.
Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее.
Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе». Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые. В XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук.
Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
Уже в конце XV в. на плотно прилегающих куртках и узких штанах-чулках стали делать прорези на плечах, локтях, коленях и подкладывать под них другую, более светлую ткань. Это новшество приписывается наёмным солдатам – ландскнехтам. Их костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Разрезы делали даже на широких башмаках и плоских беретах. Вначале знать порицала эти чудачества, но когда слова самого императора: «Оставьте их в покое; при их злосчастной и убогой жизни нужно дать им возможность пошутить!» — вызвали новый виток моды. Сами ландскнехты о своей одежде говорили так:- «Разрублено и разрезано по благородному обычаю». Шляпы солдат украшались перьями.
С 40-х гг. одежда немецких горожан стала изысканней. Широкий воротник рубахи теперь более узкий и жесткий и приобрел форму оборки (прототип более позднего «испанского воротника»).
Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.

слева: дворянин одетый по моде ландскнехтов

Женский костюм

В целом женская мода периода Реформации достойно дополняла мужскую.
Женский костюм первой трети XVI в. имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом.
Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата; лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка, со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Через множество декоративных разрезов на рукавах костюм ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую, — просвечивала подкладка. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчатках тоже делали разрезы (для перстней).
На платьях знатных дам было большое декольте. Во время ходьбы или танцев платье приподнимали с одной стороны, поэтому нижняя юбка богато отделывалась.
В 20-е годы XVI в. юбка увеличилась в объеме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник «голлер» — короткий, с высокими отворотами.

С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас («спрингер»), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью.
Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой.
В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием.
В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали «шейблейн» — короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую «душегрею».
Женская одежда до последней четверти XVI в. шилась из ярких пестрых тканей. И только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды темных цветов — черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д. Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.

Обувь

До середины XVI в. мужчины носили плоские башмаки с широкими короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли «кухмейлер» — «коровья морда» или иначе — «медвежья лапа», «утиный клюв». Эти широконосые башмаки немцы носили с полосатыми чулками.
Во второй половине XVI в. вошли в моду остроносые туфли, покрытые разрезами. А в конце века появились каблуки и жесткая подошва. Знать и богатые бюргеры, защищали от грязи свои нарядные туфли, надевая поверх них еще одни на деревянной подошве. К ним надевали трикотажные венецианские чулки.
Крестьяне и мелкие ремесленники носили обувь из грубой кожи и чулки из грубого холста.
В Германии, в отличие от Венеции и Франции, деревянные подставки для женской обуви не имели успеха.

Прически и головные уборы

Вместе с костюмом в XVI в. постепенно менялись прически и головные уборы. Вместо длинных локонов, которые мужчины носили еще в самом начале XVI в., появилась короткая прямая стрижка («кольбе» — «стриженая голова»). Прежде гладко выбритое лицо стали обрамлять коротко подстриженной бородой и бакенбардами. Голову мужчины покрывали большими плоскими баретами — как совсем простыми и скромными, так и нарядными, богато украшенными перьями и жемчугом.

Женщины также носили большие бархатные бареты, украшенные страусовыми перьями, жемчугом и золотом. Чтобы головные уборы лучше держались, мужчины и женщины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.
Позже бареты сменили токи и шляпы. Женщины надевали на голову золотые сетки, а сверху них — плоскую шляпу с маленькими полями.
В первой трети XVI в. женщины еще продолжали носить высокий чепец митрообразной формы («хаархаубе»), который состоял из двух частей: белого чепца и надетой сверх него жесткой шапки, обтянутой цветной тканью. Этот сдвоенный головной убор являлся символом подчиненного положения замужней женщины.

Украшения

Богатые и знатные люди в Германии XVI в. любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Они увенчивали свои шляпы страусовыми перьями, украшали бареты жемчужными нитями, золотыми шнурами, перевитыми жемчужной сеткой. Их одежда была отделана вышивками и жемчугом, украшена ювелирными застежками. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями, массивные золотые цепи. Особенно распространенным мужским украшением были черные шнуры с подвесками в виде букв.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

Северное Возрождение. Франция, Нидерланды, Германия

Северное Возрождение запаздывает по сравнению с Итальянским на сто лет и начинается в период Высокого Возрождения в Италии, в XVI столетии. К Северному Возрождению относят культуру европейских стран, расположенных севернее Италии.

XVI век был великим веком, щедрым талантами, богатым мыслями, весьма ученым и в некоторых отношениях уже отменно утонченным, хотя еще и грубым и жестоким и со многих точек зрения неотесанным. Не хватало ему прежде всего вкуса, если под вкусом понимать четкий и уверенный выбор, способность выделять элементы прекрасного. . и хотя в области литературы XVI век трудно переварить. в искусстве карандаша, кисти и резца, даже во Франции, он по вкусу значительно превосходит два последующих века — он полнокровен и вместе с тем не массивен, не грузен и лишен вычур.

В искусстве он отличается богатством и тонкостью, свободой и сложностью; одновременно и античный и современный, он совершенно своеобразен и лишен подражательности. В области нравственной он остается неровным и достаточно неразборчивым. Это век контрастов, причем контрастов самых грубых, век философии и фанатизма, скептицизма и неколебимой веры. Все в нем сталкивается и задевает друг друга; ничто еще не обрело переходных ступеней, не расцветилось множеством оттенков. Все находится в брожении — это хаос, любая вспышка солнечных лучей влечет за собой грозу.

Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. —

М., 1970. – С. 347-348.

В последней четверти XV в. после походов Карла VIII и Людовика XII во Франции произошли существенные перемены — французское дворянство открыло для себя блестящую и рафинированную жизнь итальянцев, познакомилось с их поэзией и философией. На французском языке появились переводы произведений Петрарки. Появились французские ренессансные поэты. Первым считается Жан Лемер де Бельж (1473—1525), своими произведениями показавший, что французский язык столь же пригоден для поэзии, как и итальянский. В первые десятилетия XVI в. во французской литературе восторжествовал гуманизм.

Где снега прошлых лет? Ф. Вийон Поэт участвовал в грабежах и публичных скандалах. Был приговорен к смертной казни, которая в 1463 г. была заменена на 10 лет каторжных работ. С тех пор о нем ничего не было известно.

Ироническим отрицанием аскетизма и ханжества сатирическим юмором, пафосом и лирической силой пронизаны произведения Франсуа Вийона (1431/1432 — ок. 1465), написанных на жаргоне своего времени. Понимая все окружающее, Вийон признается в невозможности познать самого себя.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет все губя, Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

«Плеяда» — группа из семи поэтов. Вдохновленные классическими моделями они работали над усовершенствованием французской поэзии. Название группы — от созвездия «Плеяда», состоящего из семи звезд.

Другим поэтом, прославившим Французское Возрождение, был лидер «Плеяды» Пьер Ронсар (1524—1585), видевший свою поэтическую задачу в том, чтобы, «как римлянин и грек, великим стал француз».

В начале XVI в. Франция превращается в абсолютистское государство. Центром культуры становится двор Франциска I, знатока искусства и литературы, покровителя Леонардо да Винчи, проведшего при его дворе последние годы жизни.

Первоначально французская архитектура XVI в. тяготела к готике, но перестройка Лувра выдающимся архитектором Пьером Леско и выдающимся скульптором Жаном Гужоном, а также возведение в долине Луары красивейших замков (шато) с великолепными донжонами — свидетельство ухода в прошлое готики и утверждение архитектурного ренессансного стиля с французской спецификой.

Книгой на все времена стало произведение Франсуа Рабле (1494—1553) «Гаргантюа и Пантагрюэль». Об этом писателе, отразившем в своем произведении целую эпоху, М.М. Бахтин писал:

Целое тысячелетье внеофициального народного смеха ворвалось в литературу. Этот тысячелетний смех не только оплодотворил литературу, но и сам был оплодотворен ею. Он сочетался с самой передовой идеологией эпохи, с гуманистическим знанием, с высокой литературной техникой. Его всенародность, радикализм, вольность, трезвость и материалистичность из стадии своего почти стихийного существования перешли в состояние художественной осознанности и целеустремленности. Другими словами, средневековой смех. стал выражением нового свободного и критического исторического сознания эпохи [1] .

Юность Рабле — это золотое время Европы. Его современники — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Томас Мор, Магеллан, Коперник. Ученость и вольномыслие в почете при дворах и даже допущены к папскому престолу. В Англии Генрих VIII бродит по саду в обнимку с Томасом Мором. Сам Франциск I под влиянием своего секретаря и ученейшего библиотекаря Гийома Бюде (1468—1540) учреждает в 1530 г. Коллеж де Франс, высшее учебное заведение, где, наряду с латынью, преподается греческий и древнееврейский, наряду с богословием изучается юриспруденция и медицина. Сестра Франциска I Маргарита Наваррская (1492—1562) создает вокруг себя кружок лучших умов и ярчайших талантов Франции. Маргарита Наваррская сама писала стихи, она автор сборника новелл «Гептамерон», то есть «Семидневник».

Донжон (франц. — главная), отдельно стоящая башня феодального замка, четырехугольная или круглая в плане, поставленная в самом недоступном месте и служившая убежищем при нападении противника.

Выдающимся мыслителем французского Возрождения был Мишель Монтень (1533—1592). В 1580—1588 гг. Монтень опубликовал свое основное сочинение» «Опыты». Это был новый, получивший название «эссе», жанр — жанр литературно-философских размышлений перед историческими фактами прошлого и настоящего, бытом и нравами, уровнем культуры людей различных положений, состояний. Монтень возродил принципы и приемы античного скептицизма. Но это не было отказом от знания, это был отказ «от самоудовлетворенности и самоуверенности». Процесс познания у Монтеня — бесконечное развитие «Я убедился на опыте . писал он, — что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

Первыми представителями нидерландского Возрождения были фламандцы братья ван ЭйкиЯн (1390—1441) и Хуберт (1370— 1426) — создатели Гентского алтаря (1432). Ян ван Эйк одним из первых начал писать маслом. Его полотна написаны в великолепной технике, с облием красочных ярких деталей (портрет четы Арноль- фини).

Другого нидерландского художника Ван дер Вейдена (1400—1464) высоко ценили Николай Кузанский и А. Дюрер. Он создал множество портретов и картин на религиозные темы. Ученик Ван дер Вейдена Ганс Мемлинг (1433—1494), тонкий колорист, склонный к умиротворенной трактовке религиозных сюжетов, прославился лирическими образами мадонн (триптих «Поклонение волхвов», «Введение во храм», «Мадонна с младенцем»).

Творчество Иеронима Босха (1450—1516) отразило конфликты начала XVI в. Произведения его мрачны и полны аллегорий. Босх причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклор, сатиру с реалистическими наблюдениями над действительностью. Юмор Босха сочетается с демонологией, гротескность в изображении человеческих пороков («Корабль дураков») — с изящным изображением природы. В триптихе «Сад наслаждений» Босха изображает причудливые образы дьявольских созданий — смысл картины очевиден для зрителя — греховность человеческого мира. Творчество Босха завершает первый этап великого нидерландского Возрождения, когда еще были сильны традиции средневековой культуры.

Глубоко национальное искусство, опирающееся на фламандские традиции и фольклор, создал Питер Брейгель (1530—1569). В произведениях Брейгеля, воссоздающих эпическую картину мироздания, юмор и фантастический гротеск сложно переплетены с поэтическим восприятием природы (серия «Время года», «Слепые», «Крестьянский танец», «Битва Масленицы и Поста»). Картины крестьянского быта Брейгеля дали начало жанровой живописи.

Творчеством Брейгеля завершается нидерландская живопись, которая уже после его смерти в соответствии с разделом страны на две части также разделится на две школы в искусстве — на фламандскую и голландскую.

В XVI в. охвативший всю Европу гуманизм становится моментом идеологических конфликтов. Сначала это конфликт с философией и идеологией католицизма, а затем и с появившимся в это время движением Реформации, пересмотревшим основные догматы католицизма и способствовавшим возникновению нового направления христианства — протестантизма. Важнейшей идеей Реформации была идея личной ответственности человека перед Богом без посредства церковной иерархии. Спасение достигается не «добрыми делами», как считала католическая церковь, а чистосердечным раскаянием и верой. В силу божественного предопределения воли существуют непосредственные отношения человека к Богу, личная вина и личная ответственность. Церковь же, по мнению реформаторов, не способна приблизить человека к Богу и не должна стремиться опосредовать эти отношения, нивелируя их.

Протестантизм (от лат. публично доказывающий) — одно из основных направлений в христианстве. Для него характерны: отсутствие противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества и др. Таинства — крещение и причащение. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, англиканская церковь, баптисты и пр.).

Отвергая рукоположения как таинство передачи апостольской благодати священнослужителям, реформаторы развеяли учение о всеобщем священстве. Божественная благодать, по их мнению, дается всем в таинстве крещения. Принципиальной разницы между мирянами и духовенством не существует.

Возникнув в Германии и Швейцарии,

Реформация была особенно влиятельна в странах Северной Европы, например, в Голландии, где жил и работал властитель дум гуманистически мыслящей европейской интеллигенции Эразм Роттердамский (1469—1530). Сын священника, получивший образование в Сорбонне, Эразм был одним из образованнейших людей своего времени. Он оставил огромное литературное наследство: учебники, по которым вся образованная Европа обучалась изяществу латинской речи; трактаты о воспитании, которые говорят об Эразме как создателе новой гуманистической педагогики; диалоги, в которых он основал принципы нового гуманизма. Мировую славу Эразму принесли сочинение «Похвала глупости» и сатирический диалог «Юлий, не допущенный на небеса», направленный против папства. Эразм создал так называемую «философию Христа», явившуюся переработкой христианской этики в соответствии с принципами ренессансного гуманизма. Эразм осуждает пороки католического духовенства, критикует богословские споры, внешнюю обрядовую религиозность, пышность культа, оправдание грабительских войн и сожжение еретиков.

Определяя христианство прежде всего как систему нравственности, Эразм оказался в противоречии не только с католическими иерархами, но и с создателями Реформы и, конечно, с Мартином Лютером (1483—1546), обвинившим Эразма в том, что человеческое в Христе и христианстве значит для него больше, чем божественное. Между Эразмом и Лютером началась полемика, в центре которой оказался вопрос о природе человека. Этот спор зафиксирован в двух работах: «О свободе воли» Эразма и «О рабстве воли» Лютера. Основная идея Эразма — представление о человеке как «благородном живом существе, ради коего одного построен Богом этот восхитительный механизм мира». Постулат Лютера: род человеческий обречен на погибель из-за первородного греха, сам человек своими силами спастись не может, сам по себе он не может обратиться ко благу, но склонен только ко злу. Лютер ограничил проблему только загробным спасением, Эразм ставил вопрос шире — о человеческой нравственности вообще. Религиозному фанатизму Эразм противопоставил широкое понимание христианства, допускающее спасение всех добродетельно живущих людей.

XVI век для раздробленной Германии — это мощное выступление крестьян, горожан и рыцарей против католической церкви и власти князей. Это время выступлений главы Реформации М. Лютера. Этот период и время высокого духовного подъема, вызвавшего к жизни великое искусство, главным представителем которого в Германии был Альбрехт Дюрер (1471—1528), теоретик, живописец, график. Для Дюрера искусство заключено в природе, и кто способен ее читать, тот только и владеет им. Чем точнее произведение живописца «соответствует жизни, тем оно лучше и более истинно» [2] . Дюрер — представитель Высокого Возрождения. Им созданы 80 станковых произведений, свыше 200 гравюр и более тысячи рисунков и произведений скульптуры. Язык его произведений сложен и аллегоричен. Основные его произведения—серия гравюр «Апокалипсис», диптих «Четыре апостола», «Страсти Христовы». В картинах «Адам» и «Ева» художник выразил свое понимание национальной красоты. В целом по мировосприятию картины Дюрера трагичны. Многосторонность устремлений Дюрера проявилась также в его теоретических трудах. До сих пор практически ценными являются его «Четыре книги о проблемах человека».

В 13 лет Дюрер нарисовал свой автопортрет по изображению в зеркале, первый из известных автопортретов в истории западноевропейского искусства.

Известным художником немецкого Возрождения был Ганс Гольбейн Младший (1497—1543) — великий портретист, оказавший влияние не только на живопись Германии, но и на портретную школу Англии, где при дворе Генриха VIII художник провел последние годы жизни, где написал свои лучшие портреты, в том числе Томаса Мора и Генриха VIII. Как и Дюрер, Гольбейн создал серию гравюр «Пляска смерти».

Ведущая фигура немецкого Возрождения также Лукас Кранах (1472— 1553), в картинах которого на религиозные сюжеты всегда присутствует природа, написанная с мягким лиризмом. Мадонны Кранаха — воплощение возрожденческой мечты о прекрасном совершенном человеке.

Возрождение в Германии

Немецкое искусство ХV века можно охарактеризовать не как раннее Возрождение, а как переходный период.

  • – Связь с протестантизмом.
  • – Основные произведения – алтари.
  • – Приверженность поздней готике.
  • – Лаконизм, аскетизм.
  • – Типизация образов.
  • – Отсутствие пышных деталей.
  • – Большое развитие получила книжная графика, гравюра.
  • – Художники одновременно живописцы и гравёры.

Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер. Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. и закончилось уже в 1530–40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524–26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике.

В Германии, где происходили основные сражения времен Реформации, искусство 16 в. отмечено острым ощущением современности, нередко социальной направленностью. Альбрехт Дюрер, Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн воплотили в своих работах специфически немецкий тип религиозности. Гольбейн много работал в Англии (он был придворным портретистом), где оказал влияние на местную художественную школу. Дунайская школа, направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии 1-й половины 16 века.

К Дунайской школе относят ранние картины Лукаса Кранаха Старшего, произведения А. Альтдорфера, В. Хубера и др. художников, отличающиеся свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма, острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых решений. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Влияние его па современных художников, в том числе и на художников Дунайской школы, было велико; оно проникло даже в Италию, во Францию. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472–1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт, известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. 1475–1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией. Его творчество проникнуто духом бунтарства, отчаянного исступления или ликования, высоким накалом чувств и мучительной экспрессией то вспыхивающего, то замирающего, то гаснущего, то пламенеющего цвета и света.

Окончательную самоценность получает искусство печатной гравюры на дереве и металле, в период Реформации ставшее поистине массовым. Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества; индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты.

Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера».

Дюрер был крупнейшим гуманистом Возрождения, но его идеал человека отличен от итальянского. Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо. Художественный язык усложнен, аллегоричен.

Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь. Он много ездит по Германии, Швейцарии, много занимается гравюрой как на дереве, так и на меди и становится вскоре одним из самых крупных мастеров гравюры в Европе. Тема смерти — частая тема его графических листов. Дюрер — философ, но философия его лишена непосредственной жизнерадостности и бодрого оптимизма итальянского Возрождения. В середине 90-х годов Дюрер в первый раз едет в Италию, в Венецию, изучает античные памятники. Из современных художников наибольшее впечатление на него оказывает Мантенья с его четким рисунком, выверенностью пропорций, с его трагическим мироощущением. В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью; несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов. Дюрер первый в Германии плодотворно разрабатывает проблемы перспективы, анатомии, пропорций.

На автопортретах Дюрера видно, как от фиксации узкоконкретного (портрет 1493 г.) он идет к созданию образа более цельного, полнокровного, исполненного явно под влиянием итальянских впечатлений (1498), и приходит к образу, полному философских раздумий, высокого интеллекта, внутреннего беспокойства, столь характерного для мыслящих людей Германии того трагического периода истории (1500).

В 1505 г. Дюрер вновь едет в Венецию, где восхищается колоритом венецианцев: Джанбеллино, Тициана, Джорджоне. «А то, что мне 11 лет назад нравилось, это мне сейчас совсем не нравится»,– запишет он в своем дневнике.

В картине «Праздник четок» (другое название — «Мадонна с четками», 1506) при некоторой перегруженности многофигурной композиции на колорите в полной мере сказалось влияние венецианцев.

По возвращении домой Дюрер несомненно под воздействием итальянского искусства пишет «Адама» и «Еву» (1507), в которых выражает свое национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела. Но прямое следование классическому канону — не путь Дюрера. Ему свойственны более остро индивидуальные, драматические образы.

К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513; «Св. Иероним» и «Меланхолия», 1514 (резец, гравюры на меди). В первой из них изображается неуклонно движущийся вперед всадник, несмотря на то, что смерть и дьявол искушают и пугают его; во второй — сидящий в келье за столом и занятый работой св. Иероним. На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса. Об этих гравюрах написаны тома исследований. Им давались разные толкования: в них усматривали попытку отразить положение рыцарства, духовенства, бюргерства, а в образе св. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи. Третья гравюра — «Меланхолия». Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, «магического квадрата», летучей мыши и пр. — полна мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания, овеяна мистическими настроениями, отражающими, несомненно, настроения общие, характерные для всей атмосферы, в которой жила родина художника в канун Реформации и крестьянских войн.

В 20-е годы Дюрер путешествует по Нидерландам, находится под обаянием живописи Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, но идет собственным путем, вырабатывая лишь ему присущий стиль. В этот период он пишет свои лучшие портреты наиболее близких ему по духу представителей немецкой интеллигенции: художника ван Орлея, графический портрет Эразма Роттердамского — образы психологически выразительные и чеканно-лаконичные по форме. В изобразительном языке Дюрера исчезает всякая дробность, красочная пестрота, линеарная жесткость. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо. Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным.

В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов. Некоторые исследователи видели в нем изображение четырех характеров, четырех темпераментов. Каноническим типам апостолов Дюрер придал глубоко индивидуальную характеристику, не лишив их вместе с тем синтетичности, обобщения, что всегда было одной из задач Высокого Возрождения. Произведение написано на двух досках, в левой – на передний план Дюрер выдвинул не чтимого особо католической церковью Петра, а Иоанна — апостола-философа, наиболее близкого мировоззрению самого Дюрера. В апостолах, в их разных характерах он давал оценку всему человечеству, провозглашал человеческую мудрость, высоту духа и нравственности.

В этом произведении Дюрер выражал надежду на то, что будущее принадлежит лучшим представителям человечества, гуманистам, способным повести людей за собой.

Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: трактат о пропорции и перспективе «Руководство к измерению», «Учение о пропорциях человеческого тела», «Об укреплении и защите городов».

Северный Ренессанс

Социально-экономические условия

Главное событие в духовной и политической жизни Европы 16-17 вв. — Реформация — оказало всеобъемлющее влияние на развитие духовной жизни и культуры. Из идеи Лютера о приоритете писания над преданием вытекала обязательность ежедневного чтения Библии, необходимость для верующего личного, «без посредников», общения с Богом. Поэтому во всех протестантских странах появились переводы Библии на национальные языки. Лучший из них — перевод самого Лютера — открыл собой эпоху в развитии немецкого языка. В протестантских странах быстрее росла грамотность, создавались школы для всех сословий. В изобразительном искусстве новое видение человека нашло наивысшее отражение в творчестве Рембрандта. В архитектуре протестантских стран явственно заметно стремление к строгой простоте, отказ от излишней пышности.

Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каконы католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства. Традиционно выделяют три основных направления Реформации: бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое значение за счет церковных владений. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).

Особенности искусства Северного Возрождения

Северное Возрождение — чисто условное, но общепринятое понятие для искусства стран Европы к северу от Альп (главным образом, Германии, Нидерландов, Франции) в период, соответствующий итальянскому Высокому Возрождению (ок. 1500-1550-х гг.). В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет и единства в эволюции разных видов искусства (архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства), столь характерного для итальянского Возрождения.

В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу).

Искусство стран Северного Возрождения генетически связано с готикой, национальной традицией. Истоки его некоторые специалисты возводят к середине 14 в., когда при блестящем дворе герцогов Бургундских творили выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х. Мемлинг и др.), в чьем творчестве уже заметен поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного мира.

Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден; некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Творчество крупнейшего нидерландского художника этого периода Иеронима Босха лишь в пейзажных далях сохраняет этот восторг перед божественной красотой мироздания, в его произведениях торжествует сатирико-морализирующая линия, восходящая к народным традициям Средневековья. Влияние Босха ощутимо в произведения Питера Брейгеля, сумевшего подняться до высот философских обобщений о месте человека в мироздании. Пройдя школу в Италии, Брейгель показывают мощь и красоту фигур крестьян, далеких от античных образцов, но живущих в тесном единении с природой. Сильнейшее влияние на искусство Нидерландов оказала Реформация: религиозная картина утратила свое значение, получили развитие светские жанры — портрет, пейзаж, бытовой жанр.

В Германии, где происходили основные сражения времен Реформации, искусство 16 в. отмечено острым ощущением современности, нередко социальной направленностью. Альбрехт Дюрер, Грюневальд, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн воплотили в своих работах специфически немецкий тип религиозности. Гольбейн много работал в Англии (он был придворным портретистом), где оказал влияние на местную художественную школу.

Во Франции работали крупнейшие итальянские мастера, там сложилась и своя школа. Искусство 15 в. отмечено здесь тонкой поэтичностью, вниманием к деталям, стремлением к иллюзорной передаче пространства (Жан Фуке, скульптор М. Коломб). Сформировался специфически французский тип ренессансного замка (архитекторы П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан). В 16 в. искусство французского Возрождения достигает расцвета в портретах Жана Клуэ Младшего, Корнеля де Лиона. В скульптурах Жана Гужона классически совершенные пропорции фигур сочетаются с чисто французской грацией.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

  1. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.

Читайте также:  Национальный костюм Ирландии для женщин и мужчин
Ссылка на основную публикацию