История прически в Испании XVI-XVII веков

История прически в Испании XVI-XVII веков

Глава пятая. Испанские прически XVI начала XVII века

Общая характеристика

Географические открытия и захват новых земель увеличили приток богатств в страны Европы. Завоеватели варварски грабили коренное население Америки, Африки, Азии. В середине XVI века особенно стала выделяться Испания. Открытие Христофором Колумбом Америки, а затем завоевание ее земель превратило Испанию в самую могущественную державу мира. Присоединив к своим колониям в Америке земли южной Италии, Испания так расширила свою территорию, что появилось крылатое выражение – “владения королей так велики, что в них никогда не заходит солнце”. Золото, награбленное в колониях, дало возможность Испании пережить стремительный расцвет.

Власть короля становится неограниченной. В стране создается хорошо оснащенный военный флот и сильнейшая в Европе наемная армия. В создании мощного государства король нашел союзника в лице католической церкви. “Святая инквизиция” жестоко и фанатично преследовала иноверцев и еретиков. Страх быть обвиненным в распространении ереси преследовал каждого. По всей стране пылали костры, на которых сжигались невинные люди.


Рис. 54

Но, несмотря на жестокие меры, церковники не могли остановить развитие национальной культуры и искусства, вобравшей лучшие черты итальянского Ренессанса и элементы мавританской культуры. Испанское Возрождение было подвержено сильному влиянию католической церкви. Испанский уклад жизни был во многом подчинен религиозным требованиям. Моду в костюме и прическах диктовал королевский двор, согласуя ее с церковными канонами, которые требовали сокрытия форм тела. Невзирая на свою чопорность и монотонность, испанская мода оказала сильное влияние на формирование мод стран Западной Европы – в конце XVI века Испания стала законодательницей мод. Процесс освободительной борьбы, продолжавшейся столетиями, наложил отпечаток на нравственный и внешний облик испанского народа. В Испании благодаря единству целей в борьбе против угнетателей-мавров не было сильного различия между простыми горожанами и мелким дворянством. Однако многовековое владычество завоевателей не могло пройти бесследно. Восточное влияние проявилось в быту, в отношении к женщине, наложило определенный отпечаток на культуру. Испанская аристократия совместно с католической церковью старалась всеми силами бороться с новыми веяниями, подавляя и преследуя передовых мыслителей. Аристократы богатели, а крестьяне и средние слои разорялись. Но несмотря на трудности, испанская культура переживает подъем. Пронизанная гуманистическими идеями, художественная литература, драматургия, живопись вступает в свой “золотой век”. Имена Лопе де Вега, Сервантеса, Веласкеса, Сурбарана и многих других знает и почитает весь мир. Судя по портретам этого времени, испанцы представляли идеал красоты мужчины как сочетание храбрости и мужества. Высокие, с худощавой фигурой, крупными чертами лица, густой шапкой тщательно причесанных волос, холеными белыми руками кавалеры считались красивыми.

Женщины должны были быть с белой кожей, без оттенка желтизны, стройной фигурой, гордой и плавной походкой, ценили в женщине остроумие, умение вести себя в обществе, играть на различных музыкальных инструментах, петь.

Основные виды и формы причесок. Все мужские прически представляли собой короткую стрижку (рис. 54). Это объяснялось прежде всего модой на высокие стоячие воротники типа фрезы, “мельничных жерновов”. Прически из длинных волос типа “колба”, популярные в Италии, были неудобны. Воротники заставили их укоротиться. Волосы стали подстригать “ступеньками”, а на лбу завивать в мелкие локоны.

Носили прически из полудлинных волос, подвитых концами внутрь. Часто можно было видеть прически с зачесанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.


Рис. 55

В Испании мода на парики не была массовой, их носили только щеголи. Закупали их во Франции. Мужчины-простолюдины носили’ прическу “пейзан”, “в кружок” или прически с косичками, заправленными в маленькую бархатную сеточку, которая свешивалась на плечо или спину. На конце иногда завязывали бант. Волосы стали в прическах короче. При коротких прическах бакенбарды подстригались короче. Одни носили бороду заостренной формы, другие чисто выбривали лицо. Из-за своей огромной популярности остроконечные бородки получили название “эспаньолок”. При помощи специальных маленьких ножниц и щипцов бороде придавалась клинообразная форма. Носили бороды и других форм – раздвоенные на концах, округлые. Дополнением к бороде были усы. К ним относились с еще большим вниманием, чем к бороде. Были усы с концами, загибавшимися буквой “икс”, с концами, которые торчали как пики. Встречались и многоярусные усы. Гранды носили усы “бравадо”: концы усов закручивались кверху двумя длинными пиками. Концы усов специально смолили или фабрили. С 40-х годов XVI века усы становятся еще длиннее. Было много разных фасонов усов и бород, поэтому в парикмахерских, цирюльнях обычно выясняли сначала, какие усы и бороду хочет клиент. Для придания солидности подстригали и завивали по одному фасону, если клиент желал понравиться даме сердца, – по другому, для устранения соперника – по третьему.

Мужские прически XVII века, несмотря на общеевропейское влияние французского королевского двора в области мод, изменяются очень мало. Сохраняются короткие стрижки. Удлиненные французские парики типа “бинетт”, “пудель”, “грива льва” не находят массовых поклонников. Прически продолжают делать из естественных волос. Распространяется прическа “а-ля Каденетт”, с заплетенной косичкой сбоку и одним или двумя длинными локонами, спадавшими на воротник. Формы бород и усов продолжают сохраняться.

Женские прически, как и мужские, по сравнению со средневековыми претерпели изменения. Законодательницами мод стали королевы. Силуэт прически изменился из-за перемены формы воротников. Распространяются среди придворных дам высокие прически, пучки на макушке, валики надо лбом. Часто прически делали на каркасах из медной проволоки, на которые крепили волосяные пряди. Прически делались в большинстве из завитых волос. Благодаря каркасам в форме груши, сердца, кегли, яблока появились высокие прически с такими же названиями (рис. 55). Эта прическа состояла из нескольких видов локонов. По лбу, на висках завивали легкие, мелкие локоны, среднюю часть прически делали более массивной из буклей или трубчатых локонов. Аристократки носили прическу “куафиа де папос”, состоявшую из прямого пробора и кос, уложенных баранками на щеках, плоско. Прическа получила такое название из-за своей степенности и строгости. Носили и сложные прически, вместо кос укладывали на щеки объемные полушария – бандо.

Девушки носили волосы распущенными, украшали их налобными обручами или широким валиком кольцеобразной формы из пестрой материи, лент или повязок. Часто волосы заплетали в косы и укладывали в высокие пучки на теменной части, убирали в золотые или серебряные тонкие сетки. С распространением высоких воротников волосы стали подкалывать на макушке длинными золотыми шпильками, убирать в расшитые жемчугом сетки, закалывать гребнями. Прическа “куафиа де папос” просуществовала недолго, ее сменила еще более чопорная. В такой прическе волосы разделялись прямым пробором, гладко приглаживались на две стороны, а на затылке взбивался или прикреплялся объемный пучок. Сетки значительно удлинились – длина некоторых достигала земли. Они перевязывались целым рядом буфов.

Дамы высшего сословия носили парики и часто окрашивали свои природные волосы в другие цвета. Мода на парики пришла из Мадрида, причем модницы придумали новшество: парики теперь делались не из волос, а из шелковых нитей с вплетенными в них жемчугом и кружевом. Увлечение париками быстро распространилось при дворе. Прически париков были сложные – на голове воздвигалась целая башенка из проволоки, лент, перьев и кружев. Лицо дамы, густо набеленное и нарумяненное, “тонуло” в этом нагромождении. Добавлением были драгоценности – нити и камни.

В XVII веке популярность получает прическа геометрической формы, напоминавшая по силуэту египетские парики. Сверху прическа была плоской, широкой по краям, дополнением служили ленты. Очень эффектны были прически королевы Изабеллы Португальской, жены испанского короля Карла I. Одна из них изображена на полотне Тициана “Портрет Изабеллы Португальской” (1535). Волосы разделены прямым пробором, гладко зачесаны на виски, лоб открыт, от висков идут плотно заплетенные и уложенные на ушах косы с завитыми прядями, которые закручены в ракушки; на теменной части – также два ряда кос, плотно прилегающих к голове и идущих от уха до уха. По пробору приколота брошь. Аналогична изящная прическа Марии Луизы Бурбонской. Длительная борьба испанского народа за свою независимость воспитала боевой дух, который проявился даже в женских прическах. Об этом свидетельствует распространившаяся прическа типа “боевой конь”. Она делалась наподобие конского хвоста: волосы высоко завязывались на макушке и падали волной на спину и плечи. У основания волосы переплетались или жгутом, или лентой. Иногда “хвост” разделялся на две части. Волосы подвивали спиралеобразными локонами, добавляли искусственные пряди.

Характерной чертой испанских причесок были завитки, уложенные на лбу и щеках. Знатные дамы носили пришитые к головным уборам букли и локоны разного цвета. Часто прически и парики обильно посыпали цветными порошками. Особенно эффектно выглядела фиолетовая или золотая пудра, которой посыпали волосы черного цвета.

Девушки из народа носили распущенные по плечам и спине волосы. Замужние собирали их в низкие пучки, закалывая гребнем. Форма этой прически стала классической для испанок всех сословий.

В XVII веке женские прически в основном сохранили свой национальный колорит. Парики применялись чрезвычайно редко, а если надевались, то из-под них выпускали пряди естественных волос в виде отдельных завитков или пейсов. Аристократки носили прически из кос, которые укладывались параллельными рядами или в виде жгутов и бандо.

Костюмы испанских придворных отличались от итальянских и французских богатством тканей, а также цветовой гаммой. В 30-40-х годах преобладали светлые цвета, но уже в середине XVI века они стали встречаться очень редко. Официальными были черно-белые цвета, оттеняющие белизну кожи, которой так кичились придворные гранды, – она отличала их от мавров и людей, родившихся от смешанных браков.

Воинственный характер испанцев проявлялся и в одежде. Мужские костюмы утратили мягкость, плавность линий итальянского костюма, они стали напоминать фактурой военную броню. В моду вошли каркасные формы. Мужской гражданский костюм состоял из куртки со съемной баской и штанов, которые простегивались ватой, пухом, конским волосом и даже сеном. Сверху эти стеганые вещи туго обтягивались красивыми тканями, которые изготовлялись в Нидерландах, Германии, Франции и самой Испании. Бархат и шелк расшивались золотыми нитями, украшались драгоценными камнями. Своеобразным украшением костюма служили прорези, разрезы, количество которых увеличивалось со временем, – сквозь них буфами вытягивали нижнюю, более легкую подкладку. Дополнением костюма были плащ, длинные чулки или трико, плотно обтягивающее ноги, высокие гетры, которые застегивались многочисленными застежками. Украшались костюм и воротник стоячей формы тонким белым рюшем у горловины, а также золотым шитьем.

Постепенно этот рюш увеличивался в размерах и приобрел новую форму, получив название фреза. Туго облегая шею, воротник заставлял держать голову прямо, придавая надменный и горделивый вид испанцам-аристократам. Воротники сильно крахмалились, их делали из дорогих кружев, которые стоили баснословно дорого. Часто стоимость воротника значительно превосходила стоимость всего костюма. Цветовая гамма меняется, но покрой и форма остаются.

Женский костюм напоминал футляр. Он состоял из деревянного или проволочного каркаса в чехле, сшитого из плотных тканей. Суровость нравов требовала от аристократического костюма сокрытия шеи, форм тела. С помощью корсета и полные и худые дамы казались одинаковыми. На портретах этого времени изображены женщины подтянутые, с прямой спиной и горделиво поднятой головой.

Существовало несколько вариантов женского костюма, но все отличие заключалось лишь в оформлении лифа, который декорировался по-разному. Костюм выглядел величественно, но каркасные формы лишили его женственности. Он состоял из рубашки и двух платьев; нижнего – котт, с буффированными рукавами, плотно облегающими руки, и верхнего, расширявшегося от талии книзу, при этом рукава были короткие или их совсем не было. Окат рукава украшался объемным валиком. Завершался костюм воротником-фрезой наподобие мужского. Народные испанские костюмы были более красочны, ярких, жизнерадостных тонов, в них не было чопорности и сухости.

Головные уборы, украшения, косметика. Испанцы любили носить большие, широкополые шляпы с одним или несколькими страусовыми перьями. В моду входят небольшие, плоской формы бареты из бархата или велюра с твердым околышем, украшенные тонким пером или вышивкой, пряжкой или аграфом. В 30-е годы XVI века новинкой стала шляпа, которая надолго вытеснила барет. Шляпа значительно уменьшилась в размерах, тулья вытянулась вверх. Их продолжали делать на твердой основе. Со временем шляпа с высокой цилиндрической тульей и узкими полями стала самой популярной и вытеснила все головные уборы.

Читайте также:  Традиционные русские прически и головные уборы Руси

Крестьяне, простые горожане носили войлочные шляпы, косынки, завязанные узлом сбоку, головные сеточки с длинными кистями на конце. Часто широкополые шляпы надевались на косынки. Появляются токи, шляпы-сомбреро. Все перечисленные головные уборы сохраняются и в начале XVII века. Сомбреро стало своеобразным символом испанпа.

Из женских головных уборов в ходу были красивые чепчики, отделанные рюшем из газа или кружев; большие широкополые шляпы наподобие мужских, с узкими тульями из дорогих материалов, с богатой отделкой, а также перьями и шнурками. Самым распространенным убором был ток – с маленькими полями и высокой тульей. Выходя на улицу, надевали кружевные мантильи, накидывая их на голову, тонкие прозрачные покрывала, крепленные на обручах, а также накидки с капюшонами. Форма и цвет головных уборов часто зависели от возраста и положения в обществе, индивидуального вкуса. Носили бареты и маленькие шляпки, убранные золотыми шнурами, перьями, которые прикладывались к прическам длинными шпильками или булавками. Севильянки надевали свой особый головной убор – транзадо, маленькую повязку, переходящую в футляр для косы, перевитый крест-накрест узкой лентой. Были распространены платки, капюшоны, чепцы, токи, которые украшались пером и какой-либо драгоценностью посередине, наподобие шапок русских дворян, – из-за этого они получили название “ток по-московски”. Часто воткнутый в волосы гребень помогал держаться кружевам- блондам, мантильям. Молодые женщины надевали наколки разных форм – каркас, вставленный внутрь, придавал им нужную форму. Аристократки любили надевать изящные наколки, наподобие ракушек, из гофрированной тонкой ткани.

Украшения. Костюмы, головные уборы богато украшались различными ювелирными изделиями в стиле итальянского Возрождения. С годами тяга к роскоши усиливалась. Королевские указы разрешали носить изделия из золота, серебра, драгоценных камней, жемчуга только придворным. Головные шпильки, гребни, заколки выполнялись с большим вкусом и изяществом. Серьги носили все слои населения, мужчины особенно любили серьги в виде каплевидной жемчужины, при этом носили только одну, в левом ухе. Украшением причесок были живые цветы.

Косметика. Этикет королевского двора предписывал употребление косметики и женщинам и мужчинам. Лица белили и румянили, красили губы, употребляли духи и масла. Ненакрашенные лица считались безобразными, отсутствие косметики – признаком дурного тона. Поэтому все высшее общество как в XVI, так и в XVII веке должно было строго следовать этим правилам.

Вопросы и задания

1. Чем был вызван подъем культуры в XV-XVI веках. Высказывания классиков марксизма-ленинизма об эпохе Возрождения.

2. Назовите художников и скульпторов эпохи Возрождения, их произведения.

3. Расскажите о прическах, головных уборах Франции и Италии.

4. Определите эстетические идеалы в эпоху Возрождения в разных странах.

5. Назовите произведения драматургии, которые могут быть оформлены прическами эпохи Возрождения.

Дополнительная литература

Всеобщая история искусств в 6-ти т., т. 3. Под общ. ред. А. Д. Чегодаева. М., “Искусство”, 1961.

Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., Изд. Гос. Эрмитажа, 1961.

Собрания Эрмитажа. Л., “Сов. художник”, 1964.

История зарубежного театра. Театр Западной Европы. 4. 1. М., “Просвещение”, 1971.

Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVIII веков. М., “Искусство”, 1965.

Гуковский М. А. Искусство Италии XIV-XVIII веков и Испании XVI-XVIII веков. М., “Искусство”, 1957.

Испанские причёски XVI – начала ХVII века

Основные виды и формы причесок. Все мужские прически представляли собой короткую стрижку. Это объяснялось прежде всего модой на высокие стоячие воротники типа фрезы, «мельнич­ных жерновов». Прически из длинных волос типа «колба», популярные в Италии, были неудобны. Воротники заставили их укоротиться. Волосы стали подстригать «ступенька­ми», а на лбу завивать в мелкие локоны.

Носили прически из полудлинных волос, подвитых концами внутрь. Часто можно было видеть прически с зачесанными назад волосами, уши при этом оставались открытыми. Длина волос достигала плеч.

Мужские прически начала XVII века, несмотря на общеевропейское влияние француз­ского королевского двора в области моды, изменяются очень мало. Сохраняются короткие стрижки. Позднее удлиненные французские парики типа «бинетт», «пудель», «грива льва» не находят массовых поклонников. Прически продолжают делать из естественных волос. Распространяется прическа «а-ля Каденетт», с заплетенной косичкой сбоку и одним или двумя длинными локонами, спадавшими на воротник. Формы бороды и усов про­должают сохраняться.

Женские прически, как и мужские, по сравнению со средневековыми претерпели изме­нения. Законодательницами мод стали королевы. Силуэт прически изменился из-за перемены формы воротников. Распространяются среди придворных дам высокие прически, пучки на макушке, валики надо лбом. Часто прически делали на каркасах из медной проволоки, на которые крепили волосяные пряди. Прически делались в большинстве из завитых волос. Благодаря каркасам в форме груши, сердца, кегли, яблока появились высокие прически с такими же названиями. Эта прическа состояла на нескольких видов локонов. По лбу, на висках завивали легкие, мелкие локоны, верхнюю часть прически делали более массивной из буклей или трубчатых локонов. Прически этого типа во време­на господства испанской моды широко распространились в Европе. Аристократки носили прическу «куафиа де папос», состоявшую из прямого пробора и кос, уложенных баранками на щеках, плоско. Прическа получила такое название из-за своей степенности и строгости. Были и сложные прически, вместо кос укладывали на щеки объемные полушария – бандо.

Девушки носили волосы распущенными, украшали их налобными обручами или широким валиком кольцеобразной формы из пестрой материи, лент или повязок. Часто волосы заплетали в косы и укладывали в высокие пучки на теменной части, убирали в золотые или серебряные тонкие сетки, С рас­пространением высоких воротников волосы стали подкапы­вать на макушке длинными золотыми шпильками, убирать в расшитые жемчугом сетки, закалывать гребнями. Прическа «куафиа де папос» просуществовала недолго, ее сменила еще более чопорная. В такой прическе волосы разделялись прямым пробором, гладко приглаживались на две стороны, а на затыл­ке взбивался или прикреплялся объемный пучок. Сетки значительно удлинились – длина некоторых достигала земли. Они перевязывались целым рядом буфов.

Дамы высшего сословия носили парики и часто окрашива­ли свои природные волосы в другие цвета. Мода на парики пришла из Мадрида, причем модницы придумали новшество: парики теперь делались не из волос, а из шелковых нитей с впле­тенными в них жемчугом и кружевом. Увлечение париками быстро распространилось при дворе. Прически париков были
сложные – на голове воздвигалась целая башенка из проволоки, лент, перьев и кружев. Лицо дамы, густо набеленное и нарумяненное, «тонуло» в этом нагромождении. Добавлением были драгоценности – нити и камни.

Девушки из народа носили распущенные по плевам и спине волосы. Замужние собира­ли их в низкие пучки, закалывая гребнем. Форма этой прически стала классической для испанок всех сословий.

В начале XVII века особой популярностью пользуется прическа геометрической фор­мы, напоминавшая по силуэту египетские парики. Сверху прическа была плоской, широ­кой по краям, дополнением служили ленты.

Но в основном женские прически сохранили свой национальный колорит. Парики применялись чрезвычайно редко, а если надевались, то из-под них выпускали пряди естественных волос в виде отдельных завитков или пейсов. Аристократки носили прически из кос, которые укладывались параллельными рядами или в виде жгутов и бандо.

Дата добавления: 2015-09-04 ; просмотров: 640 . Нарушение авторских прав

Прически Испании XVI – XVII веков – «Мода»

В конце XVI – начале XVII вв. Испания стала не только политически сильным государством, но и одним из культурных центров Европы. Данный период не зря называют «золотым веком» в истории Испании. Диктовала в конце XVI – начале XVII вв. Испания и моду. Моду как в костюме, так и на прически.

Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

Испания была католической страной. Опорой католической церкви в Европе, ведь Европа к XVII веку в качестве религии избрала протестантство и отказалась повиноваться Папе Римскому. Будучи достаточно религиозными католиками, в одежде испанцы закрывали все тело и предпочитали темные цвета. Так, испанки должны были прикрывать щиколотки ног, кисти рук и, конечно же, никаких глубоких вырезов на груди.

Платья того периода были темными, очень часто черными, по своей конструкции напоминающие футляр, плотный и закрывающий все тело. Дополнением как к женским платьям, так и к мужскому костюму, который также был темным, служили воротники под названием фреза. Воротник фреза – это широкий рифленый крахмальный белый воротник, плотно прилегающий к шее. Такие воротники в виде кольца обрамляли шею до самых плеч. Держались они исключительно на специальном металлическом каркасе.

Филипп II, король Испании, первый герцог Милана из династии Габсбургов, Антонис Мор, Эскориал

Что касается причесок, то мужчины носили короткие стрижки. И это было связано с воротником, так как с воротником фреза было крайне неудобно носить длинные волосы. К слову, именно благодаря все тому же воротнику женщины начнут носить высокие прически.


Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах, 1628, Музей Прадо, Мадрид

Помимо коротких стрижек мужчины также носили бороды, бакенбарды или усы. Бороды были небольшими остроконечной формы. Такие бороды называли «эспаньолками».

Инфанта (испанская принцесса) Анна и будущий король Испании Филиппом IV

Женские прически Испании конца XVI – начала XVII вв. были высокими и строгими. Прически делались с пучками на макушке, с валиками надо лбом. Волосы завивались. Были прически и с каркасами из медной проволоки в виде сердца, яблока, груши.

Инфанта Мария Анна, королева Венгерская, 1629, Прадо, Мадрид

К примеру, носили такие прически, как «куафиа де папос». Прическа состояла из кос, уложенных баранками на щеках, плоско и прямого пробора. Вместо кос на щеках могли укладываться бандо – объемные полушария из волос.

Еще одна прическа – прическа типа «боевой конь» – волосы завязывались высоко на макушке и спускались на спину и плечи волной.

Веласкес. Инфанта Маргарита Австрийская, 1660
Прическа второй половины XVII века и более открытое и яркое по цветам платье

Были и прически с волосами, заплетенными в косы и уложенными в пучки на темени, а сверху покрытые золотыми или же серебряными сетками для волос.

Появляющаяся во Франции в данный период мода на парики в Испании распространена не была.

Головные уборы Испании

Мужчины носили большие шляпы с широкими полями, украшенные страусиными перьями, бареты из бархата и велюра с вышивкой, а также шляпы ток.

Филипп II (король Испании) в шляпе ток

Женщины – чепчики с рюшами и кружевом, большие широкополые шляпы с перьями, шляпы ток (как и мужчины) – небольшие шляпки практически без полей с высокой тульей.

Также женщины носили капюшоны, вуали. Среди жительниц Севильи был популярен такой головной убор, как транзадо – маленькая повязка с футляром, который перевивался крест-накрест узкой лентой, и в который вкладывалась коса.

Веласкес. «Дама с веером». 1646 год.

В моде среди испанок был и головной убор под названием «ток по-московски» – такой ток украшался пером и драгоценностями по середине и был таким же нарядным и дорогим, как головные уборы бояр Московской Руси.

Носили и мантильи – длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, один из элементов испанского женского национального костюма.

Костюм Испании эпохи Возрождения (15-16 века)

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.
В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны — влияние итальянского Ренессанса, с другой — религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.
Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.
У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.
С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.
Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский, он подчеркивал классовую принадлежность.

Читайте также:  Бренд Blumarine и биография Анны Молинари

Мужской костюм

В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны; узкого жилета — «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Верхней одеждой был особый вид куртки — «хубон», который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плечей, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа — кинжал, подвешенный на цепочке.
К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты — борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.
Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник — «горгеру». Чаще всего белого цвета.
Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.

На узкие кальсес испанцы надевали вторые — короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.
Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» — короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.
Плащ — основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ — широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный — «фиельтро», с воротником и капюшоном.
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.
Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического — простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.

Женский костюм

Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.
Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. К XVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.
Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.
Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она «вердугос» (французы толковали это слово как «хранитель добродетели»). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник — вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.
Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий.
В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.
Еще одним парадным женским костюмом была «ропа» — верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.
Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.
Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.
Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.

Обувь

Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.
Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.
На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве — «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.

Прически и головные уборы

Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.
Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо».
Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался «трансадо». Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой.
Еще один головной убор — «кофья-де-папос» — носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка.
Знатные испанки носили «веспайо» из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями.
Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола.
Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

Модное безумство. Часть IV

Высадка Колумба на остров Гуанахани (Сан-Сальвадор)

Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в. добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.

Испания в XVI веке переживает период небывалого подъема. В это время она превращается в королевство, на территории которого «никогда не заходит солнце». Император Карл V объединил под своим скипетром Германию, Испанию, Нидерланды, Италию, американские колонии. Золото, добывавшееся путем грабежа колоний, поддерживало мощь испанского трона. Испания имела великолепный для того времени флот и армию. Испанский католицизм отличался особой фанатичностью и особым аскетизмом.

В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны — влияние итальянского Ренессанса, с другой — религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.

В 1540 году в Испании был основан орден иезуитов и наступает период так называемой Контрреформации – борьбы католической церкви за свое влияние в Европе. Оплотом Контрреформации и католичества становится Испания.

Эль Греко. Погребение графа Оргаса.

Испания не только оказывала экономическое и политическое давление на всю Европу, но и влияла на моду. Испанская мода в течение ряда десятилетий господствовала во многих странах Европы, и наиболее сильное влияние она оказала на Францию, через Францию — на Англию и на ряд областей Италии. Благодаря династическим связям с Германией и Нидерландами, испанская мода распространилась и на эти страны. В каждой стране влияние Испании распространялось в основном на костюмы высших классов.

Испанский этикет и правила приличия строго запрещали открывать шею и ступни — то и другое должно было быть полностью закрыто. Но при всей строгости и сухости испанского этикета человеческая склонность радоваться изящным украшениям и игре красок была все же подавлена не до конца: знатные господа могут вдруг надеть поверх элегантного трико шаровары с подклад кой из цветного шелка; здесь и там мелькают более живые расцветки тканей и узоры; сумрачную черноту оживляет цепь с украшением на шее или на груди.

Скованная строгими догмами религии с одной стороны, и взбудораженная проникновением через Пиренеи гуманистического мировоззрения итальянского Ренессанса — с другой, испанская культура имела чрезвычайно противоречивый характер. Сложность испанского Возрождения усугублялась элементами мавританской культуры, которая повлияла и на испанский язык, и на архитектуру, и на костюм.

Термин «испанский костюм», мода Испании охватывает период самобытного существования моды Испании в XV—XIX веках. В более узком смысле испанская мода — стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских Габсбургов в XVI—XVII веках и оказавший чрезвычайное влияние на моду других европейских королевских дворов.

Читайте также:  Греческая прическа – история и фото причесок

С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежде — переход от струящихся готических тканей к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» [2] .

Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм [3] :

  • идеалы воинствующего рыцарства
  • строгий этикет испанского королевского двора
  • аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти

Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник [3] . В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» [2] . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание « основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бы надет конус» [2] . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) — поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой [3] .

Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными [1] .

Мужской костюм был стилизован под костюм рыцаря — покорителя мира и женщин. Но теперь средневекового рыцаря сменил кавалер, средневековый панцирь из пластин заменило придворное платье из атласа, бархата и парчи, однако самый торжественный костюм украшается декоративными пластинками. Испанская куртка, подбитая ватой (т. н. вамс — warns), иными словами — дублет с погонами и подчеркнуто стройной талией, по большей части, с короткими полами, с половины XVI века по форме напоминает латы вплоть до мельчайших подробностей. Эти куртки по своему внешнему виду отвечают элементарным боевым требованиям, хотя и созданы для придворной службы. Жесткие кружевные воротники, дополняющие дублет, сначала узкие, а со второй половины столетия более широкие, также созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею. Короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим прикрытием, т. н. бракетт (braquеtte), также копировали латы.

Общая формула нового стиля заключалась в узких, тесных и жестких формах, под которыми полностью скрывались очертания тела, и в подчеркнутой монотонности красок. Такой костюм требовал торжественно-размеренных движений. В Испании конца XVI века сформировался идеал облика придворного: изнеженного, тонконогого, с тонкой талией, маленькой головкой, длинной шеей, тонкими пальцами рук, бледным цветом лица.Черный цвет становится официальным для придворного костюма, и с этого времени и до наших дней в официальной одежде у испанцев будет господствовать черный цвет.

Также как и мужской, испанский женский костюм потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии, гулящая жена Энрике Бессильного Жуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность [1] .

Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) [3] .

Эту форму придавали платью искусственные подкладки и каркасы. Такой крахмальный жесткий костюм вырабатывал медленную походку и горделивую осанку, что считалось верхом хорошего тона. Женщина почти теряется в укрепленных расклешенных юбках, называемых вертугадо, райфрок (vertugado, reif-rock). Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан, и женщина в них выглядела неприступной крепостью. Здесь нет ни одной складочки, ибо эти платья созданы «проволокой и утюгом». Его неподвижность и твердость связывается со временем Филиппа Испанского, с атмосферой его двора, церемониальные торжества которого напоминали церковные обряды.

Лиф платья отвечает конической форме юбки райфрок. Он треугольной формы, имеет определенную форму: ровную линию плеч и выступ в виде острия, который опускается на юбку. Талия очень сильно заужена. На лифе платья носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые были как бы демонстрацией веры и богатства. Для более бедных горожан эти крестики изготавливались из кости и дерева, разного цвета — красные, чернью, позолоченные.

Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной (под влиянием арабов) готики, блекнет — основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый [1] , также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.

У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй.

С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.

Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок — это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» [3] .

Вероятно, никакая другая эпоха не навязала одежде столько броских, самоцельных и дорогих украшений, чтобы подчеркнуть человеческую красоту. Испанский костюм представляет собой как бы сундук, сокровищницу; он был подобен ларцу с драгоценностями. Этот костюм сшит из дорогого бархата и парчи темного цвета, вышит золотыми и серебряными нитями, унизан драгоценными камнями и жемчугом, которые после открытия Америки потоком хлынули в страну, дополнен золотыми цепочками и поясами, а также воздушными кружевами, которые в то время были очень дороги и редкостны.

Мода создавалась при дворе и подчинялась строгому этикету и регламенту придворной жизни. Огромное влияние на характер моды оказывала испанская церковь. Католическая религия с ее воинствующим аскетизмом требовала его и в одежде и предписывала скрытие форм тела под плотными одеждами. Религия оказала большое влияние и на цветовое решение испанского костюма. В одежде преобладали темные тона, часто черные, что еще более усугубляло строгий и мрачный характер испанского двора.

Portrait Of Diego De Covarrubias by El Greco

Однако существовала, очевидно, и еще одна причина, объясняющая любовь испанцев (особенно дворянства) к черному цвету. Находясь под владычеством мавров, испанцы носили черные одежды, оттеняющие белизну кожи, чтобы подчеркнуть свое отличие от темнокожих мавров. Нарядность в костюме достигалась благодаря сочетанию различных по фактуре тканей — бархата, шелка, шерсти. Отделкой обычно служила золотая вышивка и великолепные воротники.

Испанская мода XVI века это также борьба с роскошью и в то же время за неё. Ведь, с одной стороны, истинные католики предпочитают скромный черный цвет и минимум украшений, все должно быть скромно, одежда также полностью должна скрывать грешное тело. С другой же стороны, Испания – это Империя, сильная и влиятельная, а значит, ее представители несомненно должны носить одежду соответствующую их далеко не скромному статусу.

Борьба идет с переменным успехом. Во времена правления Карла V, который вошел в историю как «величайший церемониймейстер всех времен», одежда преимущественно темных цветов, однако невиданной роскоши. И уже в 1534 предпринимается попытка запретить испанским придворным носить золотые вышивки и парчу, однако особого успеха она не имела.

Платья начинают украшать выстроченными и вырезанными украшениями. В итоге испанский король Филипп II в 1556 году вступается за роскошь – испанкам разрешается украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, а также носить ранее попавшие под запрет шелковые ткани.

Juan Pantoja de la Cruz — Philip II

Таким образом, испанскую моду можно охарактеризовать таким весьма противоречивым понятием как «роскошная скоромность».

В Испании маньеризм был развит слабо. Исключение составил только Эль Греко. Маньеризм выражался только в деталях и общей стилизации моды. Например, лиф у платья вполне соответствовал юбке райфрок, имеющей форму конуса. Он имеет форму треугольника. У лифа ровная линия плеч и выступ, выполненный в виде острия и спускающийся на юбку.

Манерную позу портретов, на которую позирующего раньше вынуждали латы, испанский кавалер сохраняет и тогда, когда его камзол подбит ватой валиками. «Для этой моды, кукольной и лживой, не годился честный и крепкий меч, для неё нужна была тонкая рапира для парадов и церемоний» _ подчеркивает в 1893 году Зикмунд Винтер. Средневековый шлем, само собой разумеется, был заменен высокой жесткой шляпой с узкими полями, как бы цилиндр из кожи или бархата, форма которого пережила века.

Испанская одежда была совершенным образцом искусного ремесла мастеров периода маньеризма. В её украшении принимали участие золотых дел мастера и вышивальщицы, поэтому в целом испанский костюм того времени напоминал собой драгоценное изделие. Прежде всего это был великолепный образец портновского мастерства, испанского «от кутюр», прославленного тогда на всю Европу. О высоком уровне портновского дела говорят и теоретические сочинения по этому вопросу, выходящие со второй половины XVI века в испанской Валенсии.

Frans Pourbus the Younger

The Wedding Ball of the Duc de Joyeuse, 1581.

Презентация на тему Испанские прически XVI – начала XVII вв

Презентация на тему Испанские прически XVI – начала XVII вв, предмет презентации: История. Этот материал содержит 12 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Тема: «Испанские прически XVI – начала XVII вв.».

Выполнила: студентка группы 3-1ПР
Коноплёва Агния

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Технологический колледж №34»

Конец XVI – начало XVII вв. не зря называют «золотым веком» в истории Испании. В данный период она диктовала моду как в костюме, так и на причёски.

Веласкес. «Менины» (1656, Прадо, Мадрид)

В конце XVI – начале XVII вв. мужчины носили короткие стрижки. Это было связано с воротником, так как с воротником фреза было крайне неудобно носить длинные волосы. И именно благодаря все тому же воротнику женщины начнут носить высокие прически.

Портрет короля Испании Филиппа IV в доспехах, 1628, Музей Прадо, Мадрид

Инфанта Мария Анна, королева Венгерская, 1629, Прадо, Мадрид

Женские прически Испании конца XVI – начала XVII вв. были высокими и строгими. Прически делались с пучками на макушке, с валиками надо лбом. Волосы завивались. Были прически и с каркасами из медной проволоки в виде сердца, яблока, груши.

К примеру, носили такие прически, как «куафиа де папос». Прическа состояла из кос, уложенных баранками на щеках, плоско и прямого пробора. Вместо кос на щеках могли укладываться бандо – объемные полушария из волос.

Еще одна прическа – прическа типа «боевой конь» – волосы завязывались высоко на макушке и спускались на спину и плечи волной.

Мужчины носили большие шляпы с широкими полями, украшенные страусиными перьями, бареты из бархата и велюра с вышивкой, а также шляпы ток.

Женщины носили чепчики с рюшами и кружевом, большие широкополые шляпы с перьями, шляпы ток (как и мужчины) – небольшие шляпки практически без полей с высокой тульей.

Также женщины носили капюшоны, вуали. Среди жительниц Севильи был популярен такой головной убор, как транзадо – маленькая повязка с футляром, который перевивался крест-накрест узкой лентой, и в который вкладывалась коса.

Носили и мантильи – длинный шелковый или кружевной шарф-вуаль, один из элементов испанского женского национального костюма

Помимо коротких стрижек мужчины также носили бороды, бакенбарды или усы. Бороды были небольшими остроконечной формы. Такие бороды называли «эспаньолками».

Ссылка на основную публикацию