Костюм эпохи Позднего Средневековья – готическая мода

Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

Отличия костюмов бедных и богатых

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • высокий лоб;
  • большие глаза.

Девушки старались всячески придать себе черты мужской фигуры, поэтому всеми изощренными способами скрывали грудь. Для этого очень туго шнуровали корсет, а самые отчаянные и смелые носили свинцовые накладки, препятствующие росту груди.

В моде было отсутствие ресниц и волос на лбу, поэтому их удаляли при помощи известных народных методов. Веснушки и родинки считались метками дьявола, из-за чего девушкам приходилось «выводить» их аметистом.

Девушка должна была олицетворять кротость и покорность, на которые указывали зеленые или голубые глаза и длинные светлые волосы.

Женский наряд раннего Средневековья

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Плащи стали подшивать мехом.

Мужская одежда раннего Средневековья

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Изменения в женском костюме в романский период

В результате этого открытия удавалось подгонять наряд точно по фигуре. Появились вытачки и клинья, которые позволяли делать переход от узкого лифа к широкой юбке. Нижняя часть туники зачастую расширялась именно при помощи клиньев.

Верхняя туника в XII веке неожиданно стала короче — выше колен, но еще через столетие она вернулась к прежней длине. Она шилась из дорогих тканей, чаще парчи. Ее расшивали серебряными или золотыми нитями.

Плащи, которые по-прежнему были верхней одеждой, лишились рукавов. Их часто обшивали мехом.

Одежда в романский период стала более яркой. В нарядах появились красный, розовый, зеленый, синий. Плащи очень часто были двусторонними, тыльная и внешняя сторона имели контрастные оттенки.

Обязательным для женщин стало ношение головных уборов. Это было предписанием церкви, поэтому ослушаться было нельзя. Макияж тоже был под запретом.

Костюм рыцаря

Доспехи состояли из мягкой тканевой рубахи и гнущейся плетеной кольчуги. Кольчугу плели из небольших металлических колец, так что в итоге она напоминала кованую сеть. Она могла иметь вид удлиненной рубахи или обтягивающей туники.

Руки защищали кольчужные рукава и перчатки или рукавицы. На ногах были кольчужные штаны — шоссы.

Ремесленники научились ковать шлемы из металла. Сверху на шлем рыцари надевали капюшон кальчуги, благодаря чему воин оказывался защищен от макушки до пят.

Мода Средневековья: готический период

Особенности одежды в готический период:

  • узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
  • очень длинные рукава;
  • удлиненные носки туфель;
  • необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
  • четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

Женский готический костюм

Зона декольте должна была быть полностью закрытой. Иногда в качестве декора использовалась специальная вставка из дорогой, часто прозрачной ткани, которую священники называли «дьявольским окошком».

Юбка платья была длинной и имела огромный шлейф, длина которого часто достигала нескольких метров. Считалось, что длина шлейфа напрямую зависит от знатности дамы, и наоборот.

Рукава платьев могли быть узкими и длинными, прикрывающими большой палец руки, и широкими. Широкие рукава часто подшивались парчой, украшались ажурными вставками, мехом. Причем, рукава не пришивались к платью, а пристегивались, так что женщина могла менять их хоть каждый день.

Цветовая палитра состояла из ярких оттенков — красного, синего, желтого, зеленого. Их часто комбинировали между собой, не задумываясь о сочетании.

Сверху на платья женщины стали надевать упелянд — верхнюю одежду, обшитую мехом. Он мог быть широким с длинными рукавами или отрезным по талии с юбкой.

Разновидности платьев готического периода

  • киртл;
  • роб.

Головные уборы

Мужской костюм в период готики

Мужчины по-прежнему носили штаны-шоссы, которые за счет узкого силуэта напоминали колготки. Штаны состояли из двух брючин, которые привязывались к поясу. Между половинками в верхней части помещался цельный кусок ткани, фиксирующийся булавками или тесьмой.

Верхняя одежда упелянд надевалась через голову и имела длину до колен или ниже. После того, как мужчина наденет плащ, складки и оборки, которые образовывались на спине, рукавах и груди, стягивались в поясе.

В моду вошел и другой вариант мужской одежды — пурпуэн. Он представлял собой облегающее полотно ткани с выпуклым изгибом на груди с узкими рукавами. Благодаря такой конструкции удавалось получить силуэт с широкими плечами и тонкой талией.

Позднее возник мужской жакет — короткая распашонка, стянутая поясом на линии талии, от которой жакет сильно расширялся. Нижняя часть жакета была пышной и напоминала короткую юбку. Обязательными атрибутами жакета были воротник-стойка и рукава жиго — длинные, пышные, с разрезом для рук.

Одежду шили в основном из шерсти, парчи, бархата, шелка. Нижние туники делали из льна.

История костюма эпохи средневековья

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД (IX—XII вв.)

В V в. после падения Римской империи началась новая эпоха в истории Европы. На протяжении многих веков велись непрерывные войны, возникали и исчезали новые государства. Первым относительно устойчивым государством к концу IX в. стало государство франков.
Рабовладельческий строй сменился феодальным, общество разделилось на феодалов и крепостных крестьян. Городская культура пришла в упадок, основной ценностью стала земля, и права на землю определяли сословную иерархию.
На вершине иерархической лестницы стоял король, затем — герцоги, графы, рыцари. Каждый из них был вассалом (подчиненным) своего сюзерена (непосредственного господина).
В XI в., с началом крестовых походов, возникли новые торговые пути, развивались ремесла, появились новые города и стала формироваться городская культура.
Народы, заселившие Европу, были разными, но их одежда имела общие черты. В период средневековья европейская культура развивалась в одном направлении, которое определялось христианской церковью. В основе европейского средневекового костюма лежал крой; драпировки античных одежд были забыты, костюм обрисовывал фигуру.
Феодализм делился на два основных периода: раннее средневековье (IX-XII вв.) и позднее средневековье (XIII-XV вв.).
В период раннего средневековья в результате слияния двух культур — античной и варварской — в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве сложился романскии стиль, характерной особенностью которого является монументальность форм, массивность, четкость конструкции. Этот стиль отразился также и в костюме того времени.
В этот же период складывается и рыцарское сословие с его понятиями долга и чести, возникает этикет.
В романский период ткани и одежда изготовлялись в поместье феодала. Одежду шили из льняных, шерстяных и полушерстяных тканей на пеньковой основе. Костюмы богатых феодалов изготовлялись из шелка ярких цветов, который покупали у византийских купцов. Простой народ носил одежду в основном серых и коричневых расцветок.
Для средневековой одежды была характерна символика цвета. Так, одежду желтого цвета старались не носить, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Белый цвет символизировал чистоту, невинность, добродетель; черный — скорбь и верность; голубой — нежность. Одежду красного цвета («цвета крови») носили палачи.
Одежда украшалась вышитыми орнаментами, меховой опушкой.
Костюмы простолюдинов и высшего сословия различались не покроем, а качеством ткани и богатством отделки. Костюм романского периода был в основном накладным, за исключением плащей, и почти полностью закрывавшим тело (влияние христианства). Женщины носили длинные закрытые платья, мужчины — как длинные, так и более короткие одежды.
В XII в., после крестовых походов, костюм представителей высшего сословия стал более пышным и богатым по отделке. Возросла роль женщины в придворном обществе. Возник культ «прекрасной дамы». Изменился и силуэт одежды, она стала более узкой, обрисовывая верхнюю часть фигуры.

Мужской костюм

Мужчины раннего средневековья носили две туники, которые надевались одна поверх другой. Нижняя, «камиза», была с длинными цельнокроеными рукавами, а верхняя, «котт» — из более дорогой ткани, с короткими широкими рукавами или вообще без рукавов. Тунику всегда подпоясывали, иногда с напуском. Первоначально туники были короткими, но с середины IX в. у феодальной знати они удлинились. Туника короля доходила до самого пола. Короткие туники носили крестьяне и молодые люди.
Верхней мужской одеждой был также плащ, застегивавшийся на правом плече, — вначале короткий полукруглый, а позже, с XI в., — длинный. В эпоху Карла Великого и Каролингов (VIII-IX вв.) плащ стал называться «манто».
Для средневекового мужского костюма характерно то, что мужчины, в отличие от древних греков и римлян, обязательно носили штаны, которые могли быть длинными, относительно узкими, или плотно облегали ногу наподобие трико.
В XII в. мужчины по-прежнему носят камизу и котт. Котт становится очень узким в плечах и расширенным книзу за счет вшитых в боковые швы клиньев. В это время господствует культ «прекрасной дамы», и котт благородных рыцарей становится более длинным, придавая фигуре женоподобный силуэт. У ворота котт появляется небольшой разрез и завязки.
В конце XII в. на доспехах рыцарей стали изображать феодальные гербы. Постепенно они становились фамильными с постоянным изображением и цветом. Иногда герб делился на две или четыре разные по цвету части. В соответствии с цветами герба одежда рыцарей часто также разделялась по вертикали на две половины разного цвета. Такой костюм назывался «ми-парти». В ми-парти даже обувь по цвету соответствовала правой или левой стороне одежды. Такой костюм носили молодые люди, и чаще всего пажи.

Женский костюм

В самый ранний период средневековья женщины носили одежды, скрывающие фигуру (покрывала, далматику) — еще сказывалось влияние церкви. Позже, с X в., они стали подчеркивать фигуру.
Женский костюм состоял из двух туник — нижней («котт») и верхней («сюрко»), которые были длинными, до щиколотки, и надевались одна на другую. Под нижнюю тунику женщины надевали рубашку из полотна — камизу.
У котт были длинные узкие рукава, у сюрко — короткие и широкие, или их вообще не было. Верхняя туника подпоясывалась.
Туники имели трапециевидную форму, сильно расширенную книзу. Линия талии была завышена. С XI в. появились драпировки на животе. На эту моду повлияло особо почтительное отношение к беременным женщинам.
В качестве верхней одежды женщины носили длинные полукруглые плащи.
В XII в. платье-котт стало узким, обтягивающим талию, со шнуровкой сзади или сбоку. Котт расширялся книзу от бедер при помощи вшитых клиньев. Рукава у этого платья были узкими и очень длинными, почти до самой земли, а пояс стал чисто декоративной деталью и сместился с талии на бедра. Плащи, которые служили женщинам верхней одеждой, зимой подбивались мехом.
В XII в. еще не делали вытачки, при помощи которых можно было придавать костюму разную форму, но одежда уже начала делиться на части. В европейском женском костюме широко распространяется разделение лифа на две части: верхняя закрывала плечи и грудь, а нижняя собиралась мелкими поперечными складками: таким образом на лифе не образовывались заломы.

Обувь

В эпоху Каролингов (IX в.) франки носили чулки кожаные или полотняные, которые сверху перетягивались ремнями. Пальцы ног при этом оставались открытыми: закрытую обувь имели право носить только король и члены королевской семьи.
В раннем средневековье горожане носили мягкие сапоги с очень короткими голенищами — «ботт». Их шили из ткани или цветной кожи. В XII в. во Франции начинают носить обувь с длинными острыми носками — «пигаш» (их возникновение связывают с именем графа Анжуйского), которые распространяются во всей Западной Европе.
Крестьянской обувью были более мелкие башмаки, которые подвязывались к ноге шнурками.
Женщины носили закрытые туфли из цветной кожи на мягкой подошве, без каблуков.

Прически и головные уборы

Мужские прически романского периода были примитивными. Волосы подстригались вокруг головы до мочек ушей, а спереди была челка. В XI в. мужчины стали носить длинные, до плечей, волосы.
На голову надевали конусообразные шапки и капюшоны. Самым распространенным был капюшон «куаф» с удлиненным мысом сзади. В холодное время года согревал капюшон с пелериной из шерстяной ткани — «кугель».
Средневековые девушки носили длинные косы, которые могли перевивать парчовыми лентами, или распущенные волосы. На голову надевали обручи, ленты, венки из цветов. Замужние женщины волосы скрывали — чаще под круглым белым платком с отверстием для лица. Концы платка падали на плечи, скрывая их. Иногда эти концы заправлялись в вырез платья. Поверх платка надевали различные повязки, обручи. Знатные дамы носили также парчовые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями.

Читайте также:  Стиль и мода 30-х годов – женские костюмы, фото

Украшения

Костюм раннего средневековья украшался различными переплетающимися лентами, золотыми или бронзовыми узорами геометрической формы с изображениями животных («звериный стиль»). Золотые и серебряные застежки с подвесками часто были украшены крупными яркими гранатами.
Женский костюм раннего средневековья украшался драгоценными камнями, меховой отделкой, нашитым сверху бордюром.
Женскими украшениями были головные обручи, венцы, кольца, пояса из чеканных пластинок, фибулы.

КОСТЮМ ГОТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА (XIII-XV вв.)

В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, — европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы.
Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей.
В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль — готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы. Готические сооружения — это конструкции из стрельчатых арок, и опор — столбов и витражей.
Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам.
В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка.
В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем.
К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового.
В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом — растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода».
В этот период все больше заметно различие между костюмами феодалов, горожан и крестьян. Кроме того, появилась дифференциация в костюме самих феодалов. В XIII в. были изданы первые законы о рангах в одежде. Ткань и форма костюма теперь строго зависит от сословной принадлежности. Вассалы не имели права одеваться так же пышно и богато, как их сюзерены.
Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе — парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.

Мужской костюм

В XIII в. мужчины всех сословий в качестве нижней одежды носили, как и прежде, камизу. Поверх нее надевали длинный котт, доходивший порой до щиколотки, у которого были длинные рукава и декоративный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» — короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола.
Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в.
В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны — «котарди» и «блио». Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами — и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио — отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» — пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка.
И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался.
Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» — одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи.
Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам.
В XIII в. окончательно сформировывается «гербовая одежда» — ми-парти. Ее носили феодалы, их вассалы и слуги. Чаще всего она состояла, как и поле герба, из четырех цветов. Гораздо позже из гербовой одежды вассалов произошла ливрея слуг дворянства.
К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию.
В XIV в. возникает верхняя одежда — «упленд» — с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани.
Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.

Женский костюм

Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины.
По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана.
Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой.
С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам.
В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма.
Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук.
К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта.
В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи.
Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник — длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника.
В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние — из фландрского сукна на меху.

Обувь

Во времена позднего средневековья мужчины носили кожаные или бархатные туфли и полусапоги без каблуков. Носки были заостренными — вначале слегка, а с середины XIV в. они удлинились настолько, что достигали нескольких десятков сантиметров. Первыми удлинили носки своей обуви рыцари, затем этому стали подражать и богатые бюргеры. Феодальная знать украшала свою обувь вышивкой и драгоценными камнями.
Женщины носили такую же обувь, что и мужчины. Ее делали из плотной дорогой ткани, мягкой цветной кожи, бархата, и у нее также были заостренные носки. Длинные носки набивали конским волосом и каждый соединяли цепочкой с браслетом на ноге.
В средние века были изобретены деревянные подставки с каблуками, которые назывались «галош». Они подвязывались ремнями и предохраняли обувь от грязи.

Прически и головные уборы

У мужчин, особенно молодых, стали модными пышные кудри. Такая прическа придавала костюму еще большую женственность. Длинную бороду носили только пожилые люди и крестьяне. Простолюдины носили челки и коротко остриженные волосы.
Мужские головные уборы очень разнообразны: цветные береты с меховой оторочкой, остроконечные или с широкой тульей шляпы с плоскими полями, высокие шапки без полей. Популярным становится капюшон, пришитый к куртке или плащу.
В XIII в. у мужчин входит в моду головной убор, напоминающий женский чепец, — «бегуин». Его шили из белой ткани и надевали под верхний головной убор. Люди победнее носили этот чепец как самостоятельный головной убор.
Не чурались мужчины и головных повязок из парчи («трессуар»), металлических обручей с цветами.
Но чаще всего мужчины носили «шаперон». Этот сложный драпированный убор возник из капюшона раннего средневековья, постепенно увеличиваясь в размерах. В XIII в. к нему приделали «хвост» («кэ»), в котором хранили мелкие ценные предметы. Концы шаперона — «консты», украшенные зубцами, спускались на плечи. В следующем веке у шаперона появился жесткий борт, а хвост стали драпировать, как тюрбан, и украшать перьями, укладывая на голове наподобие петушиного гребня.
Женская прическа в позднее средневековье несколько изменилась. Девушки стали укладывать косы над ушами в так называемый «бараний рог». Уши при этом были закрыты, а шея открыта. Иногда девушки носили и распущенные волосы.
Замужние женщины покрывали голову платком «барбетт» из белого полотна, который закрывал подбородок, шею, часть груди, а его концы завязывались на голове. Выходя на улицу, поверх барбетта женщины накидывали покрывало. Позже барбетт стал частью костюма монахини.
В XIII-XIV вв. в моду у горожанок вошел женский головной убор из полотна — «омюсс». Это своеобразный капюшон с разрезом впереди, концы которого завязывались вокруг шеи. Позже омюсс превратился в чепец.
Женщины всех сословий носили «горж» — головной убор в виде трубы, расширенной книзу, с разрезом сзади. Модницы щеголяли в высокой шляпе «туре», которую изготовляли из фетра.

Украшения

В средние века были популярны кольца с большими драгоценными камнями, колье с подвесками, ожерелья, браслеты, броши, дорогие застежки, пряжки для поясов, сетки для волос, украшенные драгоценными камнями, головные обручи. Ожерелья могли быть сплетенными из круглого золотого прута, с золотыми розетками и драгоценными подвесками.
Модными украшениями, которые женщины носили поверх платков, стали обручи с круглыми щитками над ушами — «темплетами». Дамы украшали свои головные уборы вышивкой золотом и жемчужными нитями, окружавшими виски.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

Костюм эпохи Позднего Средневековья – готическая мода

Материалов на сайте: 259

Реалистические черты стали выступать гораздо ярче в искусстве готики, возникшей в XII—XV веках и распространившейся по всей Европе. Название «готика» условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые первыми применили этот термин, характеризуя искусство Средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. После того как в XIX столетии появилось понятие «романское искусство», готическим стали именовать заключительный этап истории средневекового искусства в Западной Европе — с конца романтики до начала эпохи Возрождения.

Готика была порождена теми динамическими процессами в жизни средневекового мира, которые ознаменовали вторую половину XII—XIV веков. Это было время апогея в развитии феодального общества Западной Европы. В ХII—ХIII веках окончательно сформировалось сознание правящего класса феодалов, небывалого могущества достигла католическая церковь, которая претендовала на господство над всем западным миром.

Однако важнейшие изменения были связаны с подъемом и ростом городов, в которых создавались крупные городские общины с самостоятельным управлением и которые отныне стали ведущей прогрессивной силой в жизни средневековой Европы, так как бюргерство завоевывало все новые права. Нарождавшаяся буржуазия, неустанно богатевшая на торговле, утверждала в культуре, и значит, в искусстве свои представления и вкусы со склонностью ко всему положительному, конкретному. Огромное влияние на умы оказывали сочинения отца логики как науки, величайшего философа древности Аристотеля, становившиеся известными в латинских переводах.

Процессы, которые развивались в общественной жизни государств Загадкой Европы и которые определили появление готического стиля в архитектуре, скульптуре, живописи, не могли не отразиться и на прикладном искусстве, в том числе и костюме.

XIII век знаменуется интенсивной классовой борьбой, которая приводит к классовой дифференциации и в костюме. Более заметным становится расслоение уже в среде самих феодалов, что отражается и в костюме знати. Еще более резко различается одежда феодалов, горожан и крестьян.

В XIII веке издаются первые законы, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзереном. Появляются законы, регламентирующие ношение одежд в зависимости от принадлежности к определенному сословию. В них предписываются строгие ограничения в выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры в отличие от дворян не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д.

Происходила перегруппировка господствующих сословий. Рыцарство, до этого времени задававшее тон в культуре, еще находило возможность проявлять себя в длительных войнах и различных воинских забавах, однако постепенно сходило со своего высокого пьедестала, растрачивая силы на междоусобицы и рыцарский разбой. В то же время росли, крепли и богатели города, на политическую арену выходило бюргерство, росло самосознание, а вместе с ним и самоутверждение, проявлявшееся и в костюме.

Набирал силу здоровый реализм в жизни и обычаях, в искусстве и культуре; вместе с тем дотоле смиренное благочестие сменилось мечтательной аскезой, религиозным фанатизмом и идеологическими поисками, выразившимися в различных ересях.

Все эти противоположности не замедлили сказаться в коренном изменении одежды и многообразии ее форм.

В это же время с развитием портновского искусства усложняется технология изготовления одежды. В одежде Западной Европы, и прежде всего во Франции, начинается подлинное «господство ножниц»: закладываются основы кроя, особенно повлиявшие на изменение форм женской одежды. Умение кроить ткани устранило зависимость фасона одежды от ширины ткацкого станка.

То, что ранее едва отваживалось проявиться — подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию, — теперь с полной определенностью производится посредством одежды, то есть появляется «мода» в современном смысле.

В костюмах впервые появляются вшивные рукава, которые первоначально пришивают на один день, вечером отпарывают, так как одежда очень узка и снять ее иначе невозможно. Иногда рукава привязывают шнурками. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение.

С изобретением застежки и появлением распашной одежды, то есть разрезанной спереди сверху донизу, рукава начинают вшивать для постоянной носки. В костюме появляется воротник. Усложнение кроя позволяет расчленить объем и тем самым создавать костюм, подчеркивающий фигуру. В женском платье наблюдается членение на лиф и юбку.

Характерной чертой силуэта одежды ХIII и XIV веков становятся вытянутые готические пропорции. Особенно же заметным влияние готики на костюмы стало в XV столетии.

Тонкость и вытянутость силуэта с изяществом завершается сильно вытянутыми заостренными формами шляпы и башмаков. В одежде преобладают яркие цвета, самой модной тканью становится бархат, появившийся в период позднего Средневековья. Ткани богато орнаментируются. Излюбленный орнамент — растительный.

Читайте также:  Викторианские сапоги – как выглядят и с чем сочетать

Костюмы по своим формам становятся все разнообразнее. В XIV веке в мужском костюме появляются два модных направления: короткая и длинная одежда. Одни носят свободное и длинное, другие (чаще всего молодежь) — узкое и короткое.

Нижней мужской одеждой всех классов по-прежнему была камиза. Сверху надевали котт, доходивший теперь до середины икры или до щиколотки. Однако к середине XIV века он вышел из моды. Модным стал пурпуэн — короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.

Кроме пурпуэна у знати в моде были два верхних кафтана — котарди и блио. Котарди — узкая одежда, доходившая до середины бедер, с рукавами различной формы: узкими и широкими, в виде крыльев. Блио — отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.

В этот период у всех классов был в ходу нарамник — тип плаща, состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.

Сшитый в боках нарамник превратился в одежду, называемую сюрко. Сюрко иногда имело ложные рукава либо просто проймы. Модным был короткий плащ — табар, с колоколообразными, не сшитыми по боковому шву рукавами. Этот вид одежды являлся обязательной принадлежностью костюма герольда, пажа.

Женский костюм состоял из котт и камизы. У котт был узкий верх, шнурованный сбоку или сзади, и широкая за счет боковых клиньев юбка. С XIII века талия стала удлиненной, а юбка приобрела шлейф.

В юбку иногда вшивали спереди кусок собранной в сборку ткани, так как считалось модным драпировать ткань на животе.

Женщины всех сословий носили накладные нарамники, иногда длинные, иногда укороченные до середины икр. Верхней одеждой был плащ, полукруглый и круглый, с передним разрезом, на груди застегивавшийся пряжкой.

Обувью мужчинам служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш, приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской — с заостренными носками.

Однако наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса.

Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также вилообразный, или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем.

Плотно прилегающая мужская куртка, ватная подкладка на груди, спине и плечах, туфли с длинными узкими носами, длинная верхняя одежда с рукавами наподобие колокола, длинные шлейфы женских платьев, глубокие проймы сюрко, высокие «двурогие» чепцы, без сомнения, были изобретены французами. Но развить эти формы до неслыханного великолепия и совершенства было призвано герцогство Бургундия, которое во второй трети XV века превосходило в политическом и культурном отношении ослабленную войной Францию.

Могучая, стремительно восходящая княжеская династия, присоединившая к своим владениям и Нидерланды, в то время самую богатую страну в мире, сумела использовать свое положение для целеустремленного развития всех искусств и ремесел. Богатый двор бургундских герцогов обратил позднюю готику в утонченное и роскошное искусство.

При Филиппе III Добром (1396-1467) и его преемнике Карле Смелом (1433—1477) появилась собственно бургундская придворная одежда. Ее богатство, а также исполненная фантазии отделка вызывали восхищение знати во всей Европе и в дальнейшем, до самого конца XV столетия, служили образцом для подражания и получили название «придворных бургундских мод». Иногда этот период в истории костюма называют также «карнавалом мод» благодаря бесконечной смене разнообразных форм костюма.

Особым отличительным признаком регламентированной строгим придворным этикетом бургундской моды являлось подчеркивание удлиненных и заостренных форм: края одежды выполнялись в виде зубцов; тонкая, высоко зашнурованная талия; устремленный вверх головной убор; обувь с узкими длинными носами; длинные шлейфы и развевающиеся покрывала, а у мужчин — шелковые драпировки на шляпах и плотно прилегающие чулки-штаны.

Если не считать придворного церемониала, для которого были предпочтительны в основном темные, приглушенные тона, одежда богатых горожан была роскошной, даже подчас эксцентричной. Носили дорогие узорчатые материи, затканные золотом, меховые оторочки и богатые украшения, среди которых встречались даже бубенцы и колокольчики.

Мужской костюм периода «бургундских мод» создавался в кругу феодалов, и в нем подчеркивалось явное пренебрежение к труду: костюм был неудобным, то широким и длинным, то узким и коротким. Иногда верхняя одежда была настолько длинной, что полы ее волочились по земле, а вошедший в это время в моду жакет имел часто рукава с разрезами, в которые продевали руки, в результате чего сами рукава играли чисто декоративную роль и спускались вдоль фигуры.

Мужчины носили также короткую, плотно прилегающую подпоясанную куртку со стоячим воротником и надставленными полами, собранными в складки. Разрезы на рукавах позволяли видеть полотняную рубаху. Плечи, грудь и спина куртки были подбиты ватой. Особенно бросалась в глаза фантастическая головная повязка типа тюрбана из тонкой шелковой ткани. Пестрота тканей и отделка одежды бубенцами даже вызывала возмущение среди духовенства.

Женский костюм периода «бургундских мод», так же как и мужской, отличался удлиненным силуэтом. Это впечатление достигалось сочетанием укороченного лифа, длинной неширокой юбки и высокого головного убора. Причем неширокая юбка была спереди несколько укорочена, а сзади имела шлейф. Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщины в обществе.

Так, королева имела право носить шлейф в 11 локтей (один локоть равен 45 см), герцогини, принцессы — в 8 локтей, и т.д. до одного локтя. Любимым головным убором знатных женщин был эннен. Высота его зависела от степени знатности. В таких одеждах у женщин была типичная осанка, плавно прогнутая линия тела в форме буквы S.

Влияние позднеготической моды, доведенной бургундским двором до высшей степени элегантности, естественно, ощущалось в соседних странах, в первую очередь в Германии. Особенно охотно заимствовались элементы новых форм одежды в землях, лежавших в нижнем течении Рейна и на юго-западе.

На многочисленных гобеленах, картинах, стенных росписях, книжных миниатюрах постоянно встречаются детальные изображения модных элементов одежды и аксессуаров, в большинстве случаев обнаруживающие их бургундское происхождение. У женщин и девушек это длинные рукава верхней одежды — конические в виде крыльев, узкие рукава нижней одежды с воронкообразным раструбом, начинающимся на запястье и доходящим до основания пальцев; у мужчин — шелковая головная драпировка с зубчатыми краями или короткая одежда с подбивкой, со стоячим воротником и такими же разрезами на рукавах, как у женщин.

Они носили низко сидящий широкий металлический пояс с подвешенными к нему бубенцами, ножами, кошелями или оружием с коротким лезвием. Излюбленной обувью служили башмаки с длинными острыми носами, которые в сочетании с зубчатыми краями одежды и изящными висячими украшениями соответствовали остроконечным формам позднеготической архитектуры и скульптуры.

Источник: Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме

Готическая мода: истоки

Невероятно, но готический стиль в одежде существует уже довольно давно. Появился он в XII—XIV веках. Впервые мода с готическим уклоном появилась во Франции (особенно ярко проявляясь при бургундском дворе), откуда ее позаимствовали модницы Германии, Голландии и она постепенно распространилась по западной Европе.

Средневековые готические костюмы немецких принцесс

Готика стала завершающим периодом средневековья перед эпохой Возрождения и великого гуманизма. Города становились больше, архитектура усложнялась, добиваясь особенно возвышенных силуэтов и скрупулезно подчеркнутых деталей. В XII веке активно укрепляла позиции католическая церковь, а затем получила высшее господство по всей Европе. Шли крестовые походы, крепли различные тайные ордена.

The Duomo di Milano — потрясающей красоты готический собор в Милане, Италия.

Готические витражи Sainte-Chapelle in Paris, France (Париж, Франция)

Мода отразила эти интересные общественные изменения, предлагая свои интересные в воплощении изысканной эстетики в костюме.

Говоря о готической моде, мы можем даже сегодня заметить, что люди одевались достаточно эксцентрично, особенно знать, которая могла позволить себе дорогие ткани и безумные фасоны.

Интересные особенности готической моды

Вместо привычной на то время туники стали носить раздельные юбку и корсаж. Силуэт изменился, став гораздо стройнее, благодаря поднявшейся выше талии. Самым приметным атрибутом тогдашней моды была остроконечная шляпа, которая могла быть и двухконечной.

Особенно важным элементом стиля считались заостренные элементы одежды (что отчетливо пересекается с готической архитектурой). Это было особенным придворным этикетом, регламентированно строгим. Зубцы были на головных уборах, элементах костюма, обуви.

Подчеркивались утонченные формы и устремление вверх силуэта,

Невероятные размеры готических шляп: до 60 см!

Размеры ее впечатляли: мещанки носили шляпы высотой в 60 сантиметров, а дамы из знатных семей могли надевать шляпы едва ли не в метр высотой. Однако это делало модниц мишенью для местных озорников, которые развлекались тем, что швыряли камушками, пытаясь сбить нелепые головные уборы с женских голов.

Что касается готического платья, то оно имело интересную конструкцию. Собственно, это было не одно, а два платья, надетых одно поверх другого. Нижнее было очень облегающим, максимально подчеркивало фигуру, а свободное верхнее делало наряд чуть скромнее, скрывая большую часть тела.

Открытым в любом случае оставалось декольте, и уж этим красавицы пользовались вовсю, обнажая свои прелести настолько, насколько можно было раскрыться, не навлекая на себя анафемы.

Шлейфы готический платьев: церковь против

Интересно, что еще больше нареканий, чем глубокое декольте, вызывала вроде бы совсем безобидная часть платья – шлейф. Церковь считала абсолютно недопустимым искажать человеческий облик, цепляя к одежде хвост.

Однако это не мешало носить королеве шлейф длиной в 11 локтей (а «локоть» 45 см). Длина шлейфа регламентировалась положением дамы в обществе.

Но длина шлейфа была очень важна для любой модницы, чем она больше, тем горделивее выступала его обладательница. До тех пор, пока чрезмерно длинный шлейф не отрезали ей прямо на улице.

Для измерения длины существовали специальные мерные камни. Если обнаруживалось, что длина превышает отметку допустимой – ткань просто на месте отсекали мечом.

Кстати, поэтическое сравнение дамы с прекрасной розой, усеянной шипами, имеет под собой совсем не поэтическую основу. Готические красавицы обычно скрепляли платья булавками, чтобы придать им необходимую форму. Так что метафору следовало воспринимать буквально, и надо сказать, это полностью соответствовало эпохе.

maroona_art

maroona_art

Западноевропейский костюм готического стиля. (XIII- первая пол. XV в.)

В эпоху господства готического стиля главная роль в общественной жизни принадлежит не монастырю или замку, а городу. Развивается архитектура, строятся ратуши, соборы, жилые дома, открываются университеты. Готический стиль, сложившийся изначально как стиль церковных сооружений, проникает в гражданскую архитектуру.

В XIII веке издаются первые законы против роскоши, ограничивающие пышность одежд вассалов в сравнении с сюзеренами. Появляются законы о рангах в одежде, предписывающие строгие ограничения при выборе тканей и формы костюма для различных классов общества. Например, бюргеры, в отличие от дворян, не имели права носить шелковые одежды, длинные шлейфы и т.д. «.. Ни одна женщина, ни одна девушка, не имеющие дворянского звания, не имеют права делать больше пары платьев в год. Дворянки имеют право на четыре платья в год…» – говорится в указах XIII века.

В костюмах XIII века впервые появляются вшивные рукава. Первоначально рукава пришивали временно, на день, а вечером отпарывали, так как одежда была очень узкой и снять ее иначе было невозможно.

Идеал женской красоты – хрупкий облик едва сформировавшейся девушки: гибкое тонкое тело, длинная шея, головка с высоким лбом, слегка наклоненная вперед, несколько прогнутая в области поясницы спина и выступающий вперед живот, затянутый в корсет лиф с завышенной талией. Что бы шея казалась длиннее, над ней сбривали волосы, иногда до середины затылка, а чтобы увеличить высоту лба, сбривали волосы от линии роста к темени. Модными были лицо бледное, почти без косметики, морщины – признак мудрости, выщипанные брови и ресницы. Женщина казалась хрупким, изогнутым, чахлым растением.

Текстиль был очень разнообразным: фламандское и итальянское сукно ярких цветов. Знать носила одежды модного красного, зеленого, синего и белого цветов. Простолюдины ходили в одежде серого, землистого оттенка, окрашенной растительными красителями, например соком орешника. Появляется ткань «шан-жан», т.е. меняющая цвет на свету. Очень моден был желтый цвет, считавшийся мужским.
Повседневные платья шили обычно из ткани серого, черного, фиолетового цветов.
В эпоху готики в Европе узорные ткани изготовлять еще не умели. Поэтому сукно и шерсть расшивали серебряными и золотыми нитями. Из орнаментов был очень моден узор «павлинье око».

С XV века стал модным черный бархат.

Женские одеяния состояли из длинных многослойных одежд из ярких контрастных тканей с роскошной узорчатой вышивкой: нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд. На животе под котт прикрепляли стеганые подушечки-босы, что бы имитировать выступающий вперед живот; сзади на юбке был шлейф. Шлейф на платьях XV века достигал нескольких метров длины, а конусообразный головной убор – эннен делали 70 см высоты. Церковь все время боролась со шлейфами, называя их «чертовыми хвостами». А высокие головные уборы считала карикатурой на готические соборы и неоднократно подвергала публичному проклятию и сожжению на кострах.

Котт – туникообразная верхняя одежда с узкими рукавами.

Сюрко — длинный и просторный плащ-нарамник, похожий по покрою на пончо и часто украшавшийся гербом владельца.

Упелянд (упленд, гоун) – верхнее платье свободного, трапециевидного кроя, мог подбиваться мехом.

Женское котт (котарди)

Рукава котты были узкими и длинными, часто заканчивались манжетом в виде раструба:

Сюрко с прилегающим лифом, узкими рукавами, широкой юбкой и низко расположенным поясом

Королевское сюрко: лиф с большими вырезамив боковых частях, через которые был виден котт с низко расположенным поясом из чеканных металлических пластинок и драгоценных камней и мантии, подбитой горностаем. По центру переда сюрко расположены металлические пластинки, имитирующие пуговицы.

Ян ван Эйк. Бракосочетание Арнольфини, 1434 г.
Женский упелянд с завышенной талией и широкими длинными рукавами, прорези для рук с богатой меховой отделкой. Двурогий головной убор, покрывало. Характерная поза периода культа беременности.

Наклоненная вперед головка в высоком колпаке, длинная гибкая шея, постепенно переходящая в изогнутую линию лифа, прогнутая в пояснице спина и выступающий вперед живот создавали четко выраженный профильный S-образный силуэт, так называемую готическую кривую. Для того что бы фигура постоянно сохраняла подобный изгиб, женщины носили под платьем специальное приспособление типа корсета, состоявшее из подвижных деревянных планок, соединенных внизу и вверху шнуром.

Парадные костюмы второй пол. XVв. На невесте – котт и сюрко с длинным шлейфом, эннен с вуалем. Фрагмент миниатюры, 1465 г.

В эпоху готики получили распространение сумки и перчатки. Замок, оправа и цепочка сумки были ювелирной работы.

Женские головные уборы поражали вычурностью и роскошью. Это рогатые чепцы, высокие конусообразные колпаки генины, «сахарная голова», эннены и др. Эти головные уборы выполнялись из парчи и бархата на каркасе и дополнялись вуалью. Высота головного убора зависела от степени знатности. В таком головном уборе женщина при входе в помещение приседала.

Читайте также:  Дубленка бекеша из овчины для самой холодной зимы

Чепец в виде «двойной сахарной головы»



Чепец в виде «паруса»



Петрус Кристус. Портрет молодой девушки, ок. 1490.
Высокий головной убор из черного бархата с петелькой внутреннего каркаса, золотой отделкой и тонким полотном, окутывающим подбородок.

Рогир ван дер Вейден. Женский портрет. 1430 г.
Крой упелянд с открытым спереди лифом. Двурогий чепец на жестком основании с драпировкой из тонкого белого полотна, плотно обтягивающей лоб и подбородок.


Рогир ван дер Вейден. Мария Магдалина, вторая треть XV в.
Сложный головной убор из тонкой вуали на каркасе.

Ханс Мемлинг. Портрет пожилой женщины, 1470.
Головной убор, закрывающий волосы, придает строгость и возвышенность облику дамы.


Ханс Мемлинг. Портрет Марии Магдалены, 1470-1480.
Остроконечный чепец-энин, покрытый длинной ниспадающей вуалью кувр-шеф.



Ханс Мемлинг. Портрет дамы, 1480 г.
Чепец-эннин.

Ян ван Эйк. Портрет жены художника, Маргариты ван Эйк, 1439 г.
Двурогий чепец и покрывало с объемный отделкой фанфрелюш.

Замужние женщины по-прежнему покрывали голову платками. Самый простой из них – барбетт. Их делали из белого полотна, они покрывали часть груди, шею, уши, подбородок, окружая лицо чистой белизной ткани и соединяясь с убором. При выходе на улицу поверх барбетта обычно накидывали покрывало.

Группа слева – женская одежда: котт, сюрко, головной убор эскофьон, надетый поверх барбетт. Группа справа – женская одежда: котт и сюрко и верхняя одежда сок. «Сад любви», ок. 1415. Фрагмент.

Робер Кампен. Портрет женщины, 1430-1435.
Многослойный барбетт, имеющий двурогие очертания благодаря специальным вставкам. Головной убор называется апостольник. Его носили монахини и вдовы.

Форма барбетт держалась пластинками китового уса, пришитыми в боковых частях. Барбетт сохранились до XV века.

«Рыцарские косы» исчезли и остались «улитки», «баранки», вложенные в темплеты – чехольчики, сеточки, которые частично выглядывали из-под покрывала.

Покрывало и под ним темплеты.



Косы, уложенные над ушами в «бораний рог». При этой прическе уши закрывались, а шея была открыта.

Украшения в основном использовали на головных уборах. Это были пряжки, брошки, подвески из золота и серебра, павлиньи перья, дорогая вышивка. Бубенчики так же являлись «звучащим» украшением на одежде.

Косметикой пользовались мало.

Женская обувь была сходна с мужской: имела заостренные носки и изготовлялась из цветной мягкой кожи.

Бургундская мода.
В конце XIV века роскошный и богатый бургундский двор превосходил блеском и пышностью все королевские дворы Европы. Именно здесь впервые появилось понятие «мода», здесь развитие средневекового костюма достигло своей кульминации. Характерными чертами модного силуэта были вычурность, изысканность линий и удлиненность пропорций.
Это была мода феодалов и знати. Для Бургундии более всего характерны тесные узкие одежды, высокие шляпы и конусообразные генины, а также отделка краев одежды зубчиками, фестонами.

В Бургундии появились такие одежды и их элементы, которые, казалось, невозможно было носить, но носили все,- узкие штаны, тесные жакеты, обувь с длинными носками. В бургундском костюме более позднего периода появляется мода на темные, черные, монохромные одежды из бархата.
Бургундия стала очагом зарождения европейской моды. С этого момента в истории костюма появляется понятие «мода» как частая смена силуэта, формы, кроя и цвета в одежде в пределах одного художественного стиля.



Петрус Кристус. Коленнопреклоненная основательница монастыря, 1450-1460. Фрагмент
Характерное сочетание бургундской моды – платье роб с завышенной линией талии, декольте с треугольной вставкой, высокий головной убор с тонкой вуалью.

Рогир ван дер Вейден. Портрет дамы. Вторая треть XV в.
Открытый высокий лоб создавал одухотворенный образ женщины. Энин, вуаль, тонкое белое полотно. Верхнее платье роб с широким декольте и треугольной вставкой.

Сложившийся еще в эпоху раннего средневековья обычай одновременно носить несколько одежд так, чтобы каждая из них была видна в костюме, сохранился вплоть до конца XVIII века.

К очень интересным обычаям всей эпохи средневековья относится венчальный наряд – платье невесты было только красного цвета. По сообщению Кишера, первой невестой во Франции, венчавшейся в белом платье, была Мария Стюарт.



Швабский художник, «Жених и невеста, 1470 г.
Невеста в платье с узкими рукавами и лифом. Длинные локоны украшены венцом и живыми цветами.

Связь костюма с архитектурой.

Кельнский собор

Женский костюм: головные уборы стремятся вверх, длинные шлейфы достигают пятиметровой длины, благодаря короткому лифу и длинной широкой юбке создается искусственно вытянутый силуэт. Такой силуэт был созвучен силуэтам и формам готических храмов. Пышный декор костюма перекликается с таким же пышным декором архитектурных сооружений.

Литература:
1. Э.Б. Плаксина-Фрелинская, Л.А. Михайловская, В.П. Попов «История костюма. Стили и направления», 2010 г.
2. Р. В. Захаржевская «История костюма», 2009 г.
3. Е.В. Киреева «История костюма», 1976 г.
4. М.Н. Мерцалова « История костюма», 1972 г.
5. И.В. Блохина «Всемирная история костюма, моды и стиля», 2007 г.

Одежда Средневековья: что носили мужчины и женщины? Мода Средневековья

Пятый век в Европе ознаменовался падением Римской империи и новым укладом жизни. Произошел раскол общества, образовались крепостные и феодалы. Культура пребывала в упадке, а главным фактором стала земля и права на нее.

Крестовые походы, начавшиеся в XI веке, способствовали появлению новых торговых путей и развитию различных ремесел. Все это дало толчок образованию новых городов и формированию городской культуры. Что носили в Средневековье? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

Основные характеристики средневекового костюма

Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.

Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.

Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью. Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.

Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.

Отличия костюма бедных и богатых

Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.

Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

Как одевались девушки в Средневековье? В раннюю средневековую эпоху представительницам прекрасной половины человечества запрещалось демонстрировать свою красоту, поэтому женская одежда представляла собой свободные костюмы, под которыми не было видно очертаний тела. Волосы женщины полностью убирали под чепчик, а на лице не должно было быть никакой краски.

Кроме того, красивой считалась та представительница прекрасного пола, которая имела вытянутое лицо, высокий лоб и смиренный взгляд. В те годы многие женщины для того, чтобы лицо казалось вытянутым, сбривали волосы возле лба, а также брови. Наличие выступающей груди считалось признаком женщин из народа, а аристократкам полагалось быть худыми и совершенно плоскими.

Женский наряд раннего Средневековья

Одежда Средневековья женская характеризуется прямыми линиями и простым покроем. У женщин были полностью закрыты руки, ноги, шея и грудь. Влияние церкви просматривалось и в фасонах одежды, которые совершенно скрывали все очертания фигуры. В это время женщины носили далматику и покрывала.

Женский костюм состоял из нескольких слоев: на тело надевалась длинная туника с узкими рукавами, которая называлась котт, а поверх нее – еще одна туника такой же длины, но уже с широкими и более короткими рукавами, носившая название сюрко. Она напоминала по крою пончо. Нижняя туника также надевалась не на голое тело, а на специальную полотняную рубаху – камизу.

Эти туники выглядели как трапеции, которые расширялась к низу, а верхняя часть прихватывалась поясом. Линия талии верхней туники была завышена.

Верхней одеждой представительниц прекрасной половины человечества в эту эпоху был удлиненный плащ, скроенный в форме полукруга.

Мужская одежда раннего Средневековья

В этот период мужчины также облачались в две туники (камизу и котт). Камиза изготавливалась из цельнокроенной ткани и имела удлиненные рукава, а туника котт производилась из дорогих материалов и имела более короткие рукава или вообще не имела таковых, она всегда подпоясывалась.

В начале Средневековья мужчины носили короткие рубашки, туники, а в середине девятого века в моду вошли длинные туники, почти до земли. Короткие туники оставались прерогативой лишь юношей и простолюдинов.

В качестве верхней одежды мужчины в эпоху Средневековья также использовали полукруглый плащ, который имел застежку на правом плече.

Изменения в женском костюме в романский период

В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.

Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.

Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время – мехом.

Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.

Костюм рыцаря

Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.

Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.

Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.

Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.

Мода Средневековья: готический период

В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:

  • преувеличенно длинные рукава;
  • неудобные, мешающие любым действиям одежды;
  • туфли с длинными носами;
  • головные уборы различных причудливых форм.

Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.

Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.

Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.

Женский готический костюм

Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.

В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.

Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней – ниспадали почти до земли.

В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Головные уборы

Зачастую головной убор женщинам заменяла замысловато повязанная вуаль или покрывало из легкой ткани, которое скрывало прическу. Способ повязки покрывала указывал на настроение его обладательницы: если оно прикрывало лицо, то женщина находилась в печали, а если располагалось только на голове, то она имела хорошее расположение духа.

Мужской костюм в период готики

Готический период ознаменовался появлением в мужском гардеробе штанов-шоссов, которые представляли собой своего рода чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Такие штаны плотно облегали ноги, а спереди имели своеобразный гульфик в виде кусочка ткани, тоже прикрепляемый булавками или тесемками.

Мужчины также в качестве верхней одежды использовали упелянд, который мог быть длиной как до колен, так и до земли. Также в качестве верхней одежды средневековые мужчины надевали пурпуэн, который представлял собой очень узкий кафтан с выпуклостью в области груди. Благодаря ему талия становилась узкой, а плечи – привлекательно широкими.

В более позднем готическом периоде гардероб мужчин пополняется жакетом, который представлял собой укороченный вид одежды с подчеркнуто узкой талией и расходящимся от нее подобием пышной юбки. Рукава жакета были с прорезями для рук и ниспадающими концами.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Одежда средневековой Руси для знатных особ была такая же, как и у европейских аристократов. Мужчины же из народа облачались в льняные рубахи и штаны из грубого полотна – порты. По краям рубаха украшалась разнообразными орнаментами и изображением символов-оберегов, а подпоясывалась она шнурком, а в праздничные дни – расписным поясом.

Женщины облачались в простые длинные платья и сарафаны прямого кроя из таких же грубых тканей, а под низ надевалась длинная льняная рубаха. Замужние женщины поверх платьев надевали паневу, представляющую собой юбку из нескольких отрезов ткани, подол которой был щедро декорирован.

Ссылка на основную публикацию