Кружевная мантилья и пейнета в истории моды

Про испанскую мантилью

Мантилья, мантилья – тебя воспевали в балладах и романсах. Ты, накинутая на голову и плечи красавицы, окутывала ее фигуру, ниспадала почти до пола, создавая ореол загадочности и неприступности. Ты придавала женскому образу неповторимость, осанке величавость, а взгляду тайну…. Пришедшая из глубины веков, ты и сегодня не вышла из моды, став атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.

По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана… дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с “жрицами любви” издал указ , обязывающий последних покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.

Манти́лья ( mantilla, от латинского mantellum — покрывало, покров — элемент национального испанского костюма, длинный шелковый или кружевной шарф- вуаль, который обычно надевается поверх высокого гребня (пейнеты), вколотого в прическу, и падает на спину и плечи.

Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенна была популярна в Андалусии. Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания Реконкисты . Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — то есть мантилья просто накидывалась на голову.

В начале XVII века в женской одежде начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII века, чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.

Гойя «Королева Мария Луиза Пармская», 1800 год

Самый расцвет моды на мантилью начался во время правления королевы Изабеллы II (1833—1868), которая сделала мантилью любимым аксессуаром, а двор подхватил, поскольку королевы испокон веков были законодательницами моды для двора. Изабелла, большая любительница головных уборов и диадем, начала популяризовать мантилью, обычай, который быстро восприняли приближенные к ней женщины. Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают надевать этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.

После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии – Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как “La Conspiración de las Mantillas” (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Через три года король Амадей не выдержал и отрекся. Нежные кружева победили.

Кружевные края на мантильях испанки красиво называли “зубцы кастаньет” – puntas de castanuelas . Мантильи и кружевные шали, а также пелерины стали модными не только в Испании, и не только мантильи, Козьма Прутков передразнивал моду на испанское в стихах :”Дайте мне мантилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару. “

В Святую Пасхальную Неделю есть традиция, по которой женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Мантилью одевают и по особым торжественным событиям – национальные праздники, коррида, свадьба, визит к папе Римскому.

На двух последних фотографиях герцогиня Альба и бывшая королева Испании с нынешним королем Фелиппе.

А вот и Анджелина Джоли в мантилье

Заглядывайте! С удовольствием отвечу на все вопрросы!

Личная библиотека и записная книжка

Материалы о мантилье

Мантилья

Мантилья – шелковый или кружевной шарф, надевается поверх высокого гребня и падает на спину и плечи. Носится женщинами Испании и Латинской Америки.

История и употребление мантильи

Historia y uso de la mantilla. Protocolo y etiqueta

Хотя ее происхождение не изучено хорошо до конца, считается, что первые покрывала и накидки, использовавшиеся женщинами для украшения и в качестве предмета верхней одежды, являются началом первых известных мантилий. Их применяли, главным образом, как орнаментальную деталь в женском гардеробе.

Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных и религиозных факторов, не исключая и климатические. Последние становятся при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. В северных областях используются частое плетение, цель которого ясна – служить укрытием. В южных областях употребляются материалы с целью исключительно декоративной – как, например, шелк. В обоих случаях они могут быть тонко орнаментированными – праздничные ( las de « fiesta «), которые выставляются напоказ по особенным поводам, или украшенные проще, для повседневного использования ( las de « diario «) .

Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа. Она не носилась высшими социальными классами или аристократией. Ее использовали, по большей части, в качестве закрывающей накидки, а не как украшающий элемент, также не применяя гребень.

В начале XVII в. в женском гардеробе начинается превращение мантильи в деталь скорее декоративную: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII в. чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представители более высоких классов.

Королева Изабелла II (1833-1868), большая любительница головных уборов и диадем, начала популяризовать мантилью, обычай, который быстро восприняли приближенные к ней женщины. Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают надевать этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней (хотя ее употребление весьма ограничено и мало распространено).

Ее употребление является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге полуострова. Как мы можем видеть, употребление мантильи сохраняется тогда, когда имеет смысл ее функции украшения, а не покрывала. Хотя и сегодня этот обычай жив, легче увидеть мантилью в указанных зонах нашей страны, а не на севере.

Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызваны, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде, импонировавших новым монархам. Документировано событие, известное как «заговор мантилий» (« la conspiración de las mantillas «) – форма протеста испанских женщин против новых иностранных традиций, которые пытались ввести испанский король Амадей I Савойский (1845-1890) и его супруга Мария Виктория.

Амадей I спустя некоторое время отрекся от испанского престола (приблизительно через три года), наверно, из-за «неуправляемости» испанцев.

В конце XIX – нач. ХХ вв. мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования и начался ее упадок. Только сохранилась маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь, известная как « токилья » (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идет речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня.

В настоящее время мантилью можно увидеть исключительно лишь на корриде, на Святой Неделе (la Semana Santa) и на свадьбах. На других событиях или церемониях увидеть ее трудно. И, говоря о церемониях, пришло время поговорить о том, как «носить» мантилью.

Ношение мантильи

В каждом из событий (свадьба, коррида, проч.) мантилья должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полет» мантилий, целесообразно закрепить ее к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах).

Стилисты говорят, что уловка для создания хорошего крепления и достаточной свободы – наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Какую материю выбрать? Имеются различные варианты, в зависимости от предназначения и персонального вкуса:

Блонда ( Blonda ) – этот тип шелкового кружева характеризуется использованием крупных мотивов, прежде всего растительных, которые выполняются в шелке, более глянцевитом, чем основная часть мантильи (которую делают матовой для большего контраста с вышивкой). Обладает весьма своеобразными характерными чертами, например — волнистые края, которые некоторыми авторами называются «зубцами кастаньет» (« puntas de castañuelas «) за свое сходство с ними.

Шантильи ( Chantilly ) – как видно из названия, при изготовлении используется легкий и элегантный материал, происходящий их этого французского города. Принято, чтобы мантилья была обильно вышита различными узорами.

Тюль ( Tul ) – это материал тонкий и прозрачный, из шелка, льна или хлопка, и можем сказать, что этот материал – самый и заурядный и проходной для мантилий. Он используется как имитация мантилий из блонды и шантильи.

Таковы известные мантильи из кружева.

Касательно гребня мы должны восхвалить сообразность его высоты и то, как он прекрасно сочетается с мантильей. Лучшие изготавливаются из черепахи, хотя могут использоваться и другие материалы. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить его тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, можно носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

И несколько советов чтобы выделяться на свадьбе. Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Осталось рассказать еще о двух вещах: надевайте ее на религиозный обряд (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), и на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).

И, напоследок, о расцветке. Как предписывает традиция, мантилью белую или цвета слоновой кости носят только незамужние девушки, а черная мантилья оставляется замужним дамам, (хотя эта традиция, как и многие другие, может не приниматься в расчет).

Мантилья

History and uses

Мантилья – это элемент национального испанского костюма, особенным значением обладающий в Андалузии. Этот вариант вуали использовался на религиозных празднованиях, а в настоящее время он надевается андалузскими женщинами по большим праздникам. В Андалузии мантилья является значимым элементом костюма, надеваемого в Святую Неделю, а также на большие корриды.

Корни мантильи находим в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Позже, в течение Средних Веков женщины продолжали использовать многие различные головные покрывала, некоторые из которых носят отчетливый отпечаток арабского влияния.

В течение XVI в. использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья) становится всеобщим в Испании, добавив еще один предмет в испанский национальный костюм. Тем не менее, каждый регион придает ей свой специфический облик, зависящий от социальных и физических факторов. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером, шелком и бархатом. Наоборот, в более теплых регионах мантильи делались из легких и мягких тканей, которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным.

В XVII в. начали использовать кружевные мантильи (что мы можем видеть на некоторых портретах Веласкеса), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоев она не использовалась до XVIII в. Это был век, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шелковые и шерстяные.

Читайте также:  История прически в Испании XVI-XVII веков

XIX в. век был тем столетием, когда мантилья приобрела большое значение как рафинированный головной убор испанок. Королева Изабелла II, которая очень любила кружева, активно способствовала использованию мантильи. Она и ее дамы надевали мантильи на многие публичные и частные церемонии.

С 1868 г. мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде, где ношение мантилий была так сильно укоренено в традицию, что знатные женщины превратили ее в символ протеста против короля Амадея I Савойского и его супруги Марии Виктории. Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» (Заговор мантилий).

В ХХ в. в Андалузии и особенно в Севилье мантилья прекратила быть ежедневным предметом одежды, использовавшимся для вечерних прогулок. В первой трети века женщины сохранили лишь маленькие мантильи, надевавшиеся ими во время хождения на мессу. Таким путем ношение мантилий сократилось лишь по особенным поводам, особенно в течении Святой Недели.

В Святую Неделю есть традиция, по которой женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время восстановлена.

Знаменитая Feria de Abril в Севилье также представляет собой возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Этот обычай оставался до первой трети века. В настоящее время на Феерию никто не идет, надев мантилью, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.

Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Это не так принято, как это было некоторое время назад, но все еще возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.

Различные виды мантилий

Благодаря своей красоте кружево было мгновенно воспринято в женской и мужской моде XVI в. Позже женщины стали единственным потребителем, использующим его для нижнего белья, домашнего белья, одежды и аксессуаров. Мантилья была одним из самых важных кружевных предметов. Среди многочисленных разновидностей кружева, для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно Блонда и Шантильи.

Кружево Блонда – изготавливается из двух сортов шелка (плетеная основа и блестящая вышивка), и характеризуется крупными растительными мотивами, особенно по краю, называемому «puntas de castañuela«. Это кружево выглядит очень элегантным благодаря своей контрастности и легкости.

Кружево Шантильи – получило свое имя от маленького французского города, откуда оно ведет свое происхождение. Оно украшается растительными мотивами – цветами, листьями и гирляндами. Это кружево более эфирное и считается более подходящим для черных мантилий.

Третьей разновидностью материала является тюль, имитирующий декоративные мотивы Шантильи и Блонды.

История гребня “ la peineta” .

Гребень – это главное дополнение к мантилье, употребление которой с предметом для приподнимания стало привычным в XIX в., как способствующее более красивому виду. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и сам по себе, как часть национального женского костюма.

История и употребление гребня

Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно – в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.

Первоначально, гребни пейнеты (или peinas , как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их – закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.

Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что черепаха стала заменяться синтетическими материалами с целью предотвращения тотального истребления этого вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.

В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются так высоко.

Испанская мантилья

Испанская мантилья – это элемент женского костюма.

В книге “Еl tejido artístico en Castilla y León desde el s. XVI al XX” нам показывается, что мы можем рассматривать иберийскую культуру как источник испанской мантильи.

В середине XVI в. каталанские кружевницы были специалистами в изготовлении токов и накидок для королев (другой исток мантильи).

Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало устанавливаться в XVII в., обретя большую устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV. Некоторые авторы утверждают, что махи были теми, кто ввел использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города. В портретах, изображающих женщин любых сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи.

В XIX в. когда развитие мантильи привело к тому, что ее всю начали изготавливать из кружева, появилась белая мантилья, по контрасту с предписывающейся традиционно черной. Короткая мантилья использовалась при походе в церковь, а большая осталась для дней Святой недели. Белый и цвет слоновой кости — подходящие для похода на корриду.

Начиная со второй половины ХХ в. практически исчезла, хотя ее все еще можно увидеть на Святой неделе, свадьбах, похоронах и других церемониях.

В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий:

Мантилья машинного изготовления ( La mantilla mecánica ) – вся изготавливается с помощью машины, и, несмотря на то, что она прекрасно имитирует мантилью блонду, разбирающийся в искусстве кружева человек с легкостью ее распознает.

Техника блонды ( La técnica de la blonda ) – используются два типа шелка: некрученая нить, для декоративных элементов; и нити тоньше и крученая, из шелка-гранадина, для изготовления основы и украшающих стежков. Это называется плетеным кружевом с помощью коклюшек.

Техника вышитой блонды или кружево- гранадин ( La técnica blonda bordana o encaje granadino ) – это кружево вышитое. Оно создается на основе машинного тюля с помощью вышивки поверх него, имитирующий текстуру блонды ручной работы.

melena1001

О ЛЮБВИ И ЖИЗНИ

А также о детях, родителях и.

Наше ныне нас нежит и рушит,
Но туманы сирени висят.
И в мантилье из сумрачных кружев
Кто-то вечно спускается в сад.
(Романс о романсе)

Ах, мантилья, тебя воспевали в балладах и романсах. Ты, накинутая на голову и плечи красавицы, окутывала ее фигуру, ниспадала почти до пола, создавая ореол загадочности и неприступности. Ты придавала женскому образу неповторимость, осанке величавость, а взгляду тайну…. Пришедшая из глубины веков, ты и сегодня не вышла из моды, став атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.

По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана… дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с “жрицами любви” издал указ “Орденанс де Мансебиас, обязывающий последних покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.

Мантилья (исп. Mantilla) – элемент национального испанского женского костюма, вуаль из шелка или кружев, которая надевается на высокий гребень – пейнету, вкалываемый в прическу; длинная накидка на голову и плечи в Латинской Америке и дореволюционной России. Да, наши прабабушки тоже носили мантильи, только выглядели они чуть иначе, чем украшение испанских красавиц.

Мантилья прочно вошла в моду уже в XVIII веке и стала символом Испании и главным атрибутом национального женского костюма. Каждый регион Испании внес свою специфику в облик мантильи:

в холодных районах мантилья превратилась в теплую шерстяную накидку из такни с частым переплетением;

в теплых областях – в роскошное украшение из шелка и кружев.

При этом и те, и другие мантильи делятся на праздничные, богато украшенные las de “fiesta” и мантильи простые, для повседневной носки – las de “diario“.

Превращение мантильи из обычной одежды в декоративную деталь началось в XVII веке, когда элегантные сеньоры заменили полотно дорогим кружевом. Мода на мантилью среди знати вспыхнула во время наполеоновских войн, когда гордые испанки не пожелали одеваться на французский манер и с вызовом кутались в мантильи. Но самый расцвет популярности этого предмета одежды пришелся на правление Королевы Изабеллы II (1833—1868), любительницы диадем и головных уборов. Разумеется, аристократки горячо поддержали королеву, и мантилья стала непременной деталью наряда на всех значимых мероприятиях. После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии – Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как “La Conspiración de las Mantillas” (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Спустя 3 года Король Амадей сдался, отрекся и уехал в Италию. А мантилья осталась…. К середине ХХ века популярность мантильи упала, сохранился лишь ее вариант – токилья, треугольный платок, который дамы одевают в церковь без гребня. Но роскошные кружевные длинные мантильи не ушли навсегда – они остались для особых поводов!

Кружево для мантильи используется особенное. Это кружево ручной работы bolillo, в основном двух видов –блонда и шантильи.

Блонда (Blonda) – из шелкового кружева двух сортов. Основная часть мантильи состоит из матового шелка, а ее вышитый крупными цветочными мотивами край из глянцевого. Волнистый край мантильи из-за сходства с кастаньетами называют “puntas de castañuelas” (зубцы кастаньет).

Шантильи (Chantilly) – легкий и элегантный материал, названный по имени своей родины – города Шантильи во Франции. Это кружево из-за своей эфирности считается лучшим для изготовления черных мантилий, обильно вышитых растительными мотивами – гирляндами, листьями, цветами.

Тюль (Tul) – более дешевый, заурядный материал для мантилий, используемый как имитация блонд или шантильи. Тюль используется для машинного способа изготовления мантильи. На тюлевую основу наносится машинная вышивка, имитирующая текстуру ручной работы – La técnica blonda bordana o encaje granadino. Но настоящие ценители всегда отличат настоящее ручное кружево от тюлевой вышивки.

Главное дополнение к мантилье – la peineta (гребень). Размер и форма гребня в основном определяются личными предпочтениями и. особенностями женской фигуры. Обычная форма гребня – прямоугольная с полукруглым завершением или загнутая. Более высокие гребни подходят девушкам небольшого роста, а высокие сеньоры и сеньориты носят более короткие гребни. Гребень крепится в прическе с помощью лент и на него накидывается мантилья.

Цвет мантильи определяется положением женщины: белые и цвета слоновой кости положены только незамужним девушкам, а черная мантилья – для замужних дам. Правда в наши дни встречаются и цветные мантильи как деталь модного костюма.

Длина мантильи должна быть рассчитана так, чтобы в передней части быть по длине руки, а сзади не доходить до конца бедра. Чтобы сеньора, носящая мантилью, выглядела всегда достойно, при повороте головы в одну строну, мантилья должна прикрывать плечо противоположное повороту. Для этого она крепится потайными застежками на плечах. Что касается свадебных мантилий, то если свадьба проходит днем мантилью допускается одеть с коротким платьем, а если вечером – с длинным.

Читайте также:  Меховые муфты для рук – винтажные фото и гравюры

О современных традициях ношения мантильи.

Согласно современному этикету ношения мантильи, ее одевают по особым торжественным событиям: Святая неделя, национальные праздники, коррида, свадьба, визит к папе Римскому.

По традиции в Святую неделю в Великий Четверг и Святую Пятницу испанки одевают только черные платья, украшая себя черепаховым гребнем и кружевной мантильей также черного цвета.

Белые мантильи еще недавно были атрибутом женского костюма на знаменитой Феерии в Севилье Feria de Abril.Увы, в наши дни эта традиция ушла, ведь кружева настоящей мантильи лишком деликатны для современных танцев и безудержного веселья. Зато бой быков всегда был поводом надеть мантилью белого цвета, и таким он остался по сей день. Прекрасные сеньоры в конных экипажах прибывают на корриду с той же гордой осанкой, как и много лет назад. Мантилья обязывает!

Мантилья стала частью дипломатического костюма. Королева София и ее дочери надевают ее по официальным случаям согласно протоколу. До сих пор сохранилась традиция являться на аудиенцию с Папой римским непременно в мантилье. Королева София Испанская и Паола Бельгийская на интронизации Папы Бенедикта XVI были в мантильях.

Во время визитов надевали мантилью и Хиллари Клинтон, Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, а также Грейс Келли.

Кружевная мантилья и пейнета в истории моды

Извините, имхо, но с деловым костюмом и намотанным шарфиком гребень с мантильей смотрятся просто нелепо О_о

История мантильи и пейнеты до конца не прослеживается, но отмечается ее связь с чадрой: мантилья как отклик арабского завоевания Испании. Однако в каждом регионе есть отличительные черты этого покрывала, имеются различия и для каждого сословия.

В частности, на севере страны мантилья – защита от непогоды, она ткется из шерстяной ткани. А на юге, где климат не суров, покрывало гораздо более воздушно и несет более декоративную нагрузку, чем функциональную. В то же время оно служит и защитой от палящего солнца.
Есть версия, что на увлечение в Европе мантильями повлияла опальная испанская королева Изабелла II (1833—1868).

Это не Изабелла, это Мария Кристина де Бурбон

Так вот, различия в сословиях при ношении этого наряда, выражались, главным образом, в тонкости выделки ткани и гребня, в материалах и дополнительной отделке.

Как отмечают современные испанские руководства по этикету, в случае торжественного события (свадьба, коррида, проч.) длина мантильи должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полёт» мантилий, целесообразно закрепить ее к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах)

Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).

Теперь о гребне, так называемом «пейнета». Раньше он изготавливался из слоновой кости и черепахового панциря. Современные же изготавливаются из гораздо более дешевой пластмассы, а заодно и без причинения вреда популяциям черепах (когда-то это было действительно насущной проблемой, вследствие чего и произошел отказ от использования при изготовлении их панцирей).

Размеры исторической пейнеты – обязательная высота в 20 сантиметров. Форма – прямоугольная, часто скругленная по форме затылка, с 5-6 зубцами. Цвет – черный или коричневый (для замужних женщин), белый или кремовый (для незамужних), иногда красный (для танца фламенко).

Гребни украшались шикарной резьбой, но почти никогда не было инкрустаций камнями. Впрочем, все равно все это располагалось под вуалью.

Классическая ткань для мантильи – кружево ручной работы bolillo.

Но сейчас используют и современные технологии, хотя старинное кружево наверняка имеется в каждой уважающей себя испанской аристократической и не только семье

Также соблюдалось цветовое различие: замужние женщины носили не только черные пейнеты, но и черные мантильи (к слову, в сочетании с черными же платьями это, порой, выглядело как сборище черных вдов).

Вуаль должна была быть такой длины, чтобы при повороте головы вправо было закрыто левое плечо девушки, и наоборот. Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы — наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

НУ и если вдруг вы решите, что вам срочно нужно украсить прическу гребнем и мантильей, то вот небольшой мастер-класс по укреплению гребня в волосах;)

А потом и самой мантильи. И вы -настоящая испанская красавица!

Ну и не удержусь от бонуса.
Вот что мне нравится в Испании так это верность традициям наперекор любым современным веяниям;)
бабушка сказала в церковь, значит в церковь.

Кружевная мантилья и пейнета в истории моды

Точная эволюция мантильи как предмета гардероба до конца не прослеживается. Считается, что она ведет происхождение от головных покрывал и накидок, которые использовались в Испании в качестве предмета верхней одежды в I тыс. н.э.

Корни мантильи, как предполагают, надо искать в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Возможно, она имеет в числе своих предков головные покрывала, которые носили женщины во времена арабского завоевания Испании, т.е. является родственником чадры.

Позже, в течение Средних Веков испанские женщины продолжали использовать разнообразные покрывала, некоторые из которых носят отчетливый отпечаток арабского влияния.

Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания реконкисты. Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — т.е. мантилья просто накидывалась на голову.

В течение XVI в. использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья) становится всеобщим в Испании, добавив еще один узнаваемый аксессуар в испанский национальный костюм.

Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных, религиозных, а также климатических факторов. Последние становятся явными при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. Каждый регион придает ей свой специфический облик. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером, шелком и бархатом. Наоборот, в более тёплых регионах мантильи изготавливались из легких и мягких тканей, которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным.

В северных областях Испании использовалось частое плетение ткани, цель которого очевидна — служить защитой в случае непогоды. В южных областях уже употребляются мантильи с исключительно декоративной целью, поэтому в ход идут такие материалы как шёлк. В обоих случаях мантильи могут быть тонко орнаментированными — праздничные (las de «fiesta»), которые выставляются напоказ по особенным поводам, или украшенные проще, для повседневного использования (las de «diario») [1] .

XVII-XVIII века

В начале XVII века в женском гардеробе начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII в. чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.

В XVII в. начали использовать кружевные мантильи-накидки (что мы можем видеть на некоторых портретах кисти Веласкеса), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоев она не использовалась до XVIII века. Это была эпоха, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шелковые и шерстяные.

Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало складываться в XVII в., обретя устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV.

Некоторые авторы утверждают, что теми, кто ввел использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города были мадридские модники из низших слоев — махи (см.).

В портретах XVIII века, изображающих женщин всех сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи. Огромное количество таких полотен оставил Гойя, т.к. мода на национальный испанский костюм начала распространяться среди знати, которая в период наполеоновских завоевательных войн не желала одеваться «по-французски».

В XIX веке, когда развитие мантильи привело к тому, что ее начали изготавливать целиком из кружева, появилась мантилья белого цвета, по контрасту с традиционно чёрной.

XIX век

Королева Изабелла II (1833-1868), большая любительница сложных головных уборов и диадем, стала популяризовать мантилью. Этот обычай быстро восприняли приближенные к ней женщины.

Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают носить этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.

С 1868 году, со свержением Изабеллы, мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде, где ношение мантилий было так сильно укоренено в традицию, что знатные женщины превратили ее в символ протеста против короля из новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» — Заговор мантилий. (Спустя три года король, недовольный этим народом, отрекся и вернулся в Италию).

Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызваны, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде, импонировавших новым монархам, хотя с возвращением на престол потомков Изабеллы испанский стиль становится чуть более популярным.

В конце XIX – начале ХХ вв. мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования. Начался её упадок. В первой трети ХХ века в повседневном гардеробе сохранилась лишь маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь — «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идет речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня. Таким путем ношение обычных, длинных, мантилий сократилось лишь до особых поводов — по преимуществу в течении Святой Недели (см. ниже).

Современность

Ношение мантильи в Испании сегодня является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге Пиренейского полуострова. На севере обычай сохранился еще меньше.

Испанки обычно покрывают голову мантильей в дни национальных и религиозных праздников, когда надевают народные костюмы (это коррида, Святая Неделя, свадьбы и т.п.). В настоящий момент сохранилась исключительно декоративная функция мантильи.

Существует традиция, по которой в Святую Неделю женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время, после окончания правления Франко, восстановлена.

Читайте также:  Прически в стиле барокко – фото, картины и история

Знаменитая Feria de Abril в Севилье ранее также давала возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Но тот обычай сохранялся лишь до первой трети XX века. В настоящее время на Феерию никто не отправляется в мантилье, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.

Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Сегодня это не так принято, как раньше, но все еще возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.

В наши дни королева София и её дочери инфанты иногда надевают мантильи по официальным случаям.

Мантилья как аксессуар дипломатического костюма

Возможно, благодаря популяризаторству мантилий королевой Изабеллой II, стало традицией, чтобы на аудиенцию с Папой Римским женщины надевали именно мантильи (хотя до сер. XIX века и порой позже превалировали другие виды головных уборов). Во 2-й половине ХХ века эти случаи отмечаются редко, хотя целиком из употребления обычай не вышел.

Так, ирландские президенты Мэри Робинсон и Мэри Макэлис, а также Раиса Горбачева и Ангела Меркель отправились на прием к Папе без мантильи. Тем не менее, королева София Испанская и королева Паола Бельгийская на интронизации Папы Бенедикта XVI и поминальной мессе по Иоанну Павлу II носили соответственно белую и черные мантильи (причем королева Испании надела белую согласно privilège du blanc — простым людям в присутствии Папы одеваться в белое нельзя). Во время визита Святого Престола в 2006 году мантилью надела Лаура Буш, ранее — Хиллари Клинтон, Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган, а также Грейс Келли — во время визита в качестве княгини Монако [2] .

Этикет ношения мантильи

Выбор

Как отмечают современные испанские руководства по этикету, в случае торжественного события (свадьба, коррида, проч.) длина мантильи должна рассчитываться согласно персональным размерам своей обладательницы. В передней части она должна быть в длину руки, а в задней части чуть не доходить до конца бедра. Чтобы предотвратить «полёт» мантилий, целесообразно закрепить ее к одежде незаметным образом (обыкновенно на плечах) [1] .

Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы – наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).

Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).

Как предписывает традиция, мантилью белую или цвета слоновой кости носят только незамужние девушки, а черная мантилья оставляется замужним дамам, (хотя эта традиция, как и многие другие, в наши дни может не приниматься в расчет) [1] .

Типы кружева

Среди многочисленных разновидностей кружева, для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи.

  • Блонда (Blonda) – этот тип шелкового кружева изготавливается из двух сортов шелка (плетеная основа и блестящая вышивка), и характеризуется крупными растительными мотивами, особенно по краю, называемому “puntas de castañuela”. Характеризуется использованием крупных мотивов, прежде всего растительных, которые выполняются в шелке, более глянцевитом, чем основная часть мантильи (которую делают матовой для большего контраста с вышивкой). Обладает весьма своеобразными характерными чертами, например – волнистые края, которые некоторыми авторами называются «зубцами кастаньет» (“puntas de castañuelas”) за свое сходство с ними.
  • Шантильи (Chantilly) – при изготовлении используется легкий и элегантный материал, происходящий из французского города. Принято, чтобы мантилья была обильно вышита различными узорами — украшается растительными мотивами – цветами, листьями и гирляндами. Это кружево более эфирное и считается более подходящим для черных мантилий.
  • Тюль (Tul) – это материал тонкий и прозрачный, из шелка, льна или хлопка. Этот материал – самый и заурядный и проходной для мантилий. Он используется как имитация мантилий из блонды и шантильи.

Техника изготовления

В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий [3] :

  • Мантилья машинного изготовления (La mantilla mecánica) – вся изготавливается с помощью машины, и, несмотря на то, что она прекрасно имитирует мантилью блонду, разбирающийся в искусстве кружева человек с легкостью ее распознает.
  • Техника блонды (La técnica de la blonda) – используются два типа шелка: некрученая нить, для декоративных элементов; и нити тоньше и крученая, из шелка-гранадина, для изготовления основы и украшающих стежков. Это называется плетеным кружевом с помощью коклюшек.
  • Техника вышитой блонды или кружево-гранадин (La técnica blonda bordana o encaje granadino) – это кружево вышитое. Оно создается на основе машинного тюля с помощью вышивки поверх него, имитирующий текстуру блонды ручной работы.

Гребень

Гребень (la peineta) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.

Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.

Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.

Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.

В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.

Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.

Кружевная мантилья и пейнета в истории моды

Войти

Кружева Шантийи. Мантильи.

Не забудь потемнее накидку, кружева на головку надень.

Французские производители стали поставщиками кружева в другие страны, среди которых Испания была не на последнем месте из-за популярности мантильи, которая в праздничном варианте была кружевной. Более того, испанская мантилья стала популярной и в других странах, что еще больше способствовало развитию кружевных предприятий.
История мантильи теряется в веках, но её расцвет начался с 17 века и мода от простолюдинок быстро перешла к аристократкам. Оно и понятно, красавицы махи выглядели так соблазнительно, что королевам хотелось им подражать.
Королева Мария-Луиза на портрете Франсиско Гойи в костюме махи.

Махи на балконе кисти Гойи наглядно демонстрируют, что мантилья в его время была не только черной.

Будем считать, что портреты Гойи тоже многое сделали для продвижения моды на мантилью.

Постепенно сложилась традиция, что белую и слоновой кости мантилью носили незамужние девушки, а черную – замужние дамы. И все одевали черную мантилью в Святую неделю в Великий Четверг и Святую Пятницу, с черным платьем.

Длина мантильи должна быть рассчитана так, чтобы в передней части быть по длине руки, а сзади не доходить до конца бедра. Чтобы сеньора, носящая мантилью, выглядела всегда достойно, при повороте головы в одну строну, мантилья должна прикрывать плечо противоположное повороту. Для этого она крепится потайными застежками на плечах. Что касается свадебных мантилий, то если свадьба проходит днем мантилью допускается одеть с коротким платьем, а если вечером – с длинным.
Мантилья одевается на высокий черепаховый гребень – пейнету, который делался из слоновой кости или черепахового панциря.
В чем-то образ испанки в мантилье перекликается с русским праздничным костюмом некоторых губерний , когда на высокий кокошник одевали фату.
Слово мантилья ведет своё происхождение от латинского mantillum и является родственником “мантии”.
По одной версии история мантильи начинается в период завоевания Испании арабами, и праматерью мантильи считается восточная чадра. По другой версии, своим рождением мантилья обязана дамам легкого поведения, коими изобиловала Испания XVI века. Король Филипп IV в 1621 году в попытке борьбы с “жрицами любви” издал указ под названием “Орденанс де Мансебиас”, по которому девушки легкого поведения должны были покрывать голову черной кружевной накидкой, как знаком отличия от благородных и порядочных сеньор. История сыграла шутку с монаршей затеей – мантилья пришлась по вкусу именно благородным сеньорам, о чести которых так пекся король.
И этот интерес к мантилье у аристократок появился, когда мантилья стала кружевной. Кружева шантийи на мантильях смотрелись по-королевски.

Самый расцвет моды на мантилью начался во время правления королевы Изабеллы II (1833—1868), которая сделала мантилью любимым аксессуаром, а двор подхватил, поскольку королевы испокон веков были законодательницами моды для двора.

После свержения королевы, казалось, должна была быть свергнута и мантилья, но она стала символом протеста против власти новой династии – Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Это стало историческим событием, известным как “La Conspiración de las Mantillas” (Заговор мантилий). Испанки вместо шляп демонстративно носили гребни и мантильи. Через три года король Амадей не выдержал и отрекся. Нежные кружева победили.

А как хороша Мария Луиза-Фернанда, инфанта, младшая сестра королевы. Портрет Винтерхальтера.

Выкройка у мантильи не простой конфигурации.

Кружевные края на мантильях испанки красиво называли “зубцы кастаньет” – puntas de castanuelas
Мантильи и кружевные шали, а также пелерины стали модными не только в Испании, и не только мантильи, Козьма Прутков передразнивал моду на испанское в стихах :”Дайте мне мантилью, дайте мне гитару, дайте Инезилью, кастаньетов пару. ” и в пьесе, где главной героиней была прекрасная донна Ослабелла.
Но в мантилье из сумрачных кружев кто-то вечно спускается в сад.

В других странах дамы носили мантильи скорее как накидки и шали.

Портрет Франца Винтерхальтера

Дамы в испанских костюмах и мантильях остались на полотнах у многих художников.

Английский художник Джон Багнольд Бургесс.

Любопытно, что рисунок каймы на некоторых портретах похож, рисунки передавались из поколение в поколение.

На некоторых портретах заметно, как черные кружева мантильи сочетаются с черными кружевами на платье,

Великая княгиня Мария Николаевна

Alejandro Christophersen Spagna 1866 “La mantilla blanca”

Хоакин Соролла. Портрет королевы Виктории Эухении. 1910 год.

Хулио Ромеро де Торрес

Русский театральный художник Александр Головин путешествовал по Испании, сделал несколько портретов испанок и создавал костюмы испанок.

Белые испанки Натальи Гончаровой.

Она писала неоднократно испанок.

Сохранились фотографии Жаклин Кеннеди в мантилье

И, конечно, испанка в мантилье не могда не привлекать модельеров.
Коллекция Кристиана Лакруа haute couture 2004

Выход невесты, которая у Лакруа похожа на статуи святых дев, которые стоят в соборах

Dior haute couture 2008

Cтелла Теннант в образе испанки.

Оскар де ла Рента

Наверняка женщина в мантилье еще вдохновит и художников и модельеров.

Ссылка на основную публикацию