Лев Бакст – картины, биография и костюмы

5 особенностей творчества Льва Бакста, которые сделали его таким, какой он есть и актуальным до сих пор

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Бакст был на самом деле белорусским евреем

Хотя многие считают Льва россиянином из-за его участия в проекте, но это верно только в историческом смысле — в год его рождения нынешние белорусские города были частью Российской Империи. Кроме того, он долго жил непосредственно в России, в Санкт-Петербурге, и учился в Академии художеств — это делает его в том числе российским художником, как французской художницей была уроженка Украины Мария Башкирцева. В родном городе, кстати, одна из улиц носит имя Бакста.

Родился же Лейб Розенберг — таково настоящее имя художника — в городе Гродно, в семье настолько ортодоксально-иудейской, что представить в мальчике будущего Леона Бакста, рисующего дерзкие полуобнажённые силуэты, было трудно. В общем-то, он и имя сменил на менее «еврейское» не только для того, чтобы снизить давление дискриминации, но, как делали тогда многие молодые евреи, чтобы символически отделиться от традиционной среды. Притом он вовсе не отказался от корней. Бакст — это сокращение от девичьей фамилии матери, Бакстер. Лев и Леон — имена, нарочно выбранные за схожесть с Лейбом. Кроме того, почти всю жизнь художник оставался иудеем.

Дедушка Льва был отцом и его отцу, и его матери

Никакой «клубнички». Через некоторое время после того, как Розенберг-старший женился на Бакстер-младшей, тесть решил его усыновить. По каким-то причинам так было удобно. Кстати, мадам Бакстер-старших было две. Когда дедушка Льва переехал в Санкт-Петербург и перевёз с собой семью, в сердце его на склоне лет ударила новая любовь. Он развёлся с бабушкой Льва и немедленно женился на петербургской пассии.

Никто не знает, что сделал дед для того, чтобы еврейской семье разрешили поселиться в столице — до революции это было очень непросто. Позже, в 1909 году, когда Бакст решил в очередной раз вернуться в Петербург, то обнаружил, что ему это запрещено как еврею. Хотя евреем он был и до того. Впрочем, ради брака с дочерью Третьякова он перед тем принимал лютеранство, а потом развёлся с ней и официально вернулся в иудаизм. Тем, вероятно, и напомнил о своём происхождении.

Чтобы Бакст мог свободно въезжать в столицу, его выбрали академиком Императорской академии художеств, но Лев уже обиделся и уехал жить во Францию.

Его имя постоянно всплывает, когда мы читаем о звёздах начала века

Зять того самого Третьякова. Товарищ Александра Бенуа и Пабло Пикассо. Знакомый Зинаиды Гиппиус (и множества других поэтов и писателей). Собутыльник Модильяни. Преподаватель детей из царской семьи. Учитель Марка Шагала. Друг и попутчик Серова. Официальный потомственный и почётный житель Петербурга. Преподаватель в школе-студии Званцевой.

Царь Николай II заказал ему патриотическое полотно — очень иронично, с учётом выбора Бакстом Франции как новой родины. Впрочем, это было до того, как художника перестали впускать в Петербург.

Чуть не все проекты с участием Бакста — чрезвычайно громкие. Он иллюстрировал тот самый «Сатириконъ», делал эскизы к сезонам Русского балета, которыми засматривается интернет и в наши дни, рисовал Павлову, Нижинского, Кокто, Дебюсси, Рубинштейн — и многие статьи о них украшены именно его портретами. Прославился в моде начала века — создавал не только оригинальные текстильные узоры, но и концепции костюмов. Так, например, знаменита многим по «Двенадцати стульям» модница, дочь миллионера, мисс Вандербильт одевалась в наряды, спроектированные Бакстом. Подражая ей, Бакста «носили» все богатые американки.

Бакст произвёл настоящую модную революцию, введя в актуальные образы такие элементы, как туфли на платформе, ярких цветов парики и волосы (красного цвета можно было добиться с помощью стрептоцида, без париков), тюрбаны и шаровары, обилие прозрачных вставок и низкое длинное декольте. Американские модницы так любили Бакста, что даже устроили в двадцать третьем году бал костюмов по его эскизам. Театральным. И смотрелось совершенно нормально и актуально. Кстати, именно на эскизы Бакста ориентировался Голливуд, создавая «восточный стиль» для своих картин о приключениях в мусульманских странах.

Строго говоря, он и французский художник тоже

В юности Лев Самойлович бросил гимназию, чтобы вольнослушателем (то есть не ради диплома, без экзамен) заниматься в Академии художеств, и бросил Академию художеств, чтобы уехать во Францию и закончить Академию Жюлиана — ту самую, из которой выпустилась и Башкирцева. Да, эти знаменитые живописцы были современниками, хотя и не ровесниками.

Во время обучения у Жюлиана Бакст как будто попривык к Парижу и постоянно потом подолгу жил. Окончательно он переселился в Париж после запрета на въезд в Петербург. Умер он в пригороде французской столицы, в двадцать четвёртом году, от отёка лёгких — а значит, считался жителем Франции четверть века. И всё это время — творил.

Изящество и провокация

После первого же балета с костюмами и декорациями от Бакста в прессе прозвучало слово «провокация». Прозрачные ткани, рискованные или вовсе откровенные декольте, очень нестандартные, непривычной эстетики, решения. Одни негодовали, видя в костюмах Бакста
«порнографию», другие говорили о тонкой чувственности или даже возвышении над телесным. И все хвалили изящество.

Личные художественные вкусы Бакста шокировали бы многих современных почитателей его таланта: сам он в картинах ценил как раз вовсе не изящество. Ему интересны были многие работы Пикассо и Модильяни, да и вообще любил кубистов, но самый-самый фаворит был примитивист Анри Руссо. Многие современные любители эскизов Бакста противопоставляют их «грубому» искусству двадцатого века — взгляни они на картины Руссо, которые так ценил Лев Самойлович, и были бы крайне шокированы. Но если бы Бакст не любил дерзость, он не стал бы новатором и не вошёл бы в историю. А так — когда умер Бакст, весь мир говорил о том, что умер сам модерн.

Одной из последних провокаций Бакста можно назвать то, что он, кумир миллионерских жён и дочек, официально приветствовал советскую власть в России. Правда, покидать Париж не спешил. Впрочем, скорее всего, это был принципиальный манифест: власть, которая не загоняет своих подданных на окраину за то, что они не той национальности, более законна была для Бакста, чем власть, которая могла сказать прославившему Россию еврею «вход в столицу пархатым запрещён».

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Бакст Лев Самойлович (1866 – 1924)

Бакст Лев Самойлович

Лев Самойлович Бакст (Розенберг) родился в Гродно, 10 мая 1866 года.

Читайте также:  Редингот для конного спорта и модные пальто модели редингот

Детство его прошло в Петербурге, в среде, далекой от искусства. Он проявил способность к рисованию, но родители не поощряли этого. Стать художником Баксту помогло авторитетное вмешательство известного скульптора Марка Антокольского, благодаря чему он стал вольнослушателем Академии художеств.

Но учеба Бакста быстро разочаровала, он ушел из Академии и уехал в Париж, где занимался рисованием в разных студиях. В Париже на него произвели огромное впечатление работы французских импрессионистов и романтиков. Как и Делакруа, Бакст даже уехал на Восток для совершенствования своего мастерства.

Творчество художника перетерпело множество изменений, он долго искал свой путь. Пробовал свои силы в бытовом жанре, в иллюстрации. Научился владеть рисунком и цветом.
Большое влияние на формирование художника оказало знакомство с Александром Бенуа и его друзьями, вместе с которыми он стал членом общества “Мир искусства” и работать в журнале “Мир искусства”. Бакст возглавил в журнале художественный отдел.

В его журнальных рисунках преобладали античные темы – виньетки с древними вазами, свисающими гирляндами, фавнами, развалинами храмов. Эти великолепные контурные рисунки были легкими и изящными, словно кружевной узор. Блестящая журнальная графика Бакста высоко ценилась современниками.

Особое место в деятельности художников “Мира искусства” занимал театр. Именно в театре Бакст нашел себя. Начиная с 1906 года художники “Мира искусства” организовали серию выставок в Париже, где были представлены как выставки русской живописи, так и концерты русской музыки. А в 1909 году состоялся первый “Русский сезон” в Париже, в программе которого значительное место занял балет. Ансамбль музыки, хореографии и живописи сделали спектакли триумфальными.

Бакст был значительной фигурой среди других художников. Зрители были восхищены его декорациями. Слава его в Париже достигла апогея. На родине же ему, как простому еврею, по закону о черте оседлости было запрещено жить в Петербурге. С горечью Бакст покинул Россию навсегда.

К концу 1900-х годов Бакст ограничился работой в театре, благодаря которой вошел в историю как выдающийся театральный художник. Он стал ведущим художником “Русских сезонов” и “Русского балета С.Дягилева”, создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям, как “Клеопатра”, “Шехерезада”, “Карнавал”, “Нарцисс”, “Дафнис и Хлоя” и др. Они поражали зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, смелыми сочетаниями красок.
Один из современников художника вспоминал театральные работы Бакста так: “Во всем цвела, играла и пела единая буйная живописная стихия. Париж был подлинно пьян Бакстом.”
Умер Бакст в Париже 27 декабря 1924 года от отека легких.

Портрет графини Келлер (1902)

Дафнис и Хлоя (Эскиз декорации к балету)

Дафнис и Хлоя (второе действие)

Древний ужас (1908)

Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года. (1900)

Эскиз костюма для Синего Бога

Костюм Клеопатры (1917)

Эскиз костюма пери к балету П.Дюка “Пери” (1911)

Мстительный султан (эскиз костюма) 1922

Мученичество Святого Себастьяна (эскиз декорации) 1911

Портрет девочки

Портрет С. Дягилева с няней (1906)

Портрет сына художника

Портрет танцовщицы М. Казати (1912)

Портрет Серебряковой (1897)

Послеполуденный отдых Фавна (декорация к балету) 1911

Пробуждение спящей Красавицы (декорация) 1921

Синий бог (эскиз декорации к балету) 1912

Танцовщица (эскиз к балету Жар-птица) 1910

Ужин (1902)

Вакханка (Эскиз костюма к балету “Нарцисс”) 1910

Лев Бакст – картины, биография и костюмы

Войти

Лев Бакст-биография,рисунки и эскизы.

БАКСТ, ЛЕВ САМОЙЛОВИЧ (наст. имя и фамилия Розенберг, Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф. Родился в Гродно 27 апреля (9 мая) 1866 в семье раввина. В 1883 поступил по совету М.М.Антокольского вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где учился до 1887. С 1889 подписывал свои работы «Бакст» (от Бакстер – фамилия бабки по материнской линии). В 1890 продолжил учебу у Альберта Николаевича Бенуа, попутно познакомившись с его братом Александром. Путешествовал по ряду стран Европы (1891), в 1893–1899 брал уроки в частных академиях Парижа. Стал одним из основателей общества «Мир искусства» (1898

Особое влияние на моду 1910-х гг. оказали театральные костюмы по эскизам Л.Бакста. Он не только был соавтором балетмейстера, так как его костюмы помогали эмоциональности жестов, подчеркивая национальное своеобразие движений в характерных танцах, но и стал непререкаемым авторитетом в вопросах стиля и моды. Его виртуозные стилизации на тему костюмов разных эпох и народов, контрастные цветовые сочетания, причудливые орнаменты и детали вызвали рождение новой моды в костюме.

А великолепные эскизы театральных костюмов Бакста стали образцами для иллюстраторов моды. В костюмах Бакста нашли новое воплощение две тенденции, которые уже существовали в искусстве второй половины XIX в., — увлечение экзотикой Востока и античностью.

Декоративные стилизации Бакста отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы.

В 1910г. весь Париж был взбудоражен премьерой балета «Шехерезада» -со сцены на зрителей обрушился настоящий «взрыв» ярких красок декораций и костюмов.

Парижане были покорены пряными ароматами Востока, которые веяли от прозрачных тканей, расшитых золотом и серебром, турецких шароваров, тюрбанов с разноцветными перьями: «Поражал вызывающий контраст ярко-зеленых занавесей и оранжево-красной плоскости пола, устланного ковром. На зелени свисающих тканей сверкали золото и чернь персидского орнамента. Как пламя горел и желто-красный костюм главного евнуха, и оранжевые шаровары танцующих перед шахом одалисок.
После «Шехерезады» в парижских салонах вошли в моду низкие диваны со множеством подушек, их хозяйки начали носить чалмы с эгретками и юбки, напоминающие шаровары. Бакст стал непререкаемым арбитром моды».

В этом спектакле балерины танцевали в костюмах без корсетов и с полуобнаженной грудью. В 1910-е гг. под влиянием «Шехерезады» и других ориентальных балетов в моду вошли прозрачные ткани, большие декольте и открытые руки, что получило название «нагая мода».

Эскизы Бакста были сразу же приобретены парижским Музеем декоративных искусств. Такое признание побудило Л.Бакста в начале 1910-х гг. обратиться непосредственно к женской моде — он рисовал эскизы костюмов для Дома «Пакэн», Однако на этом поприще его ждало разочарование — его эскизы оказались слишком сложными, чтобы превратиться в обычные платья. Идеи Бакста использовали модные портные, главным образом П. Пуаре, и они проникали в массовую моду.

В сезон 1911 г., который многие считают «апогеем» деятельности дягилевской антрепризы, осуществилась мечта Бакста о постановке балета на античный сюжет.

Для балетов «Нарцисс» (1911 г.), «Послеполуденный отдых фавна» (1912 г.), «Дафнис и Хлоя» (1912 г.) Л.Бакст создал блестящие стилизации античных костюмов, вдохновляясь искусством Древнего Крита и греческой архаики.

Они передавали «аромат» древности и одновременно были необычайно современными (благодаря звучным цветам и стилизованным орнаментам, которые предвосхищали абстрактные рисунки 1920-х гг.) — в стиле «неогрек».

Читайте также:  Толстовка – материалы, фото история

В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Он заслонял образ действующего героя, сюжет, сценарий собственной экспрессией, феерией красок, линий, узоров тканей и драпировок. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник — «мастер стилевых странствований. » его «оргиастический симфонизм», «плотоядность». склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но. к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, иногда даже грубости. Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора». Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова, интеллектуальной иронией».

Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм.

Слава Бакста достигла апогея в Париже в 1914 г., когда он удостоился редкой для иностранца награды — ордена Почетного Легиона.

Но для своей родины он оставался просто евреем, которому, в силу закона о черте оседлости, не было места в Петербурге.

После признания в Париже он получил право на проживание в российских городах, но не успел им воспользоваться из-за войны. В 1923 г. путешествовал с лекциями по США. Скончался от апоплексического удара в Париже.

Жизнь и произведения Леона Бакста

Леон Бакст — русский иллюстратор и художник по костюмам. Новатор, повлиявший на формирование ранней эстетики арт-деко.

Настоящее имя: Лейб-Хаим Израилевич Розенберг

Известен как: Лев Самойлович Бакст

За границей: Léon Bakst

Годы жизни: 27 января 1866 — 27 декабря 1924

Время влияния: 1909-1921 гг.

Место рождения: Гродно, Белоруссия

Вел деятельность преимущественно в Париже и Санкт-Петербурге.

В общих чертах

Леон Бакст был одним из первых русских модельеров, заслуживших всемирное признание. А славу ему принесла работа над балетными костюмами для труппы Дягилева.

В начале 20 века в Европе, особенно во Франции и Великобритании, был бум на русский балет. Он оказал колоссальное влияние не только на театр, но также на живопись, моду и искусство в целом. Костюмы видных художников долгое время были одним из основных источников вдохновения для дизайнеров арт-деко.

Бакст восстал против традиционного сценического дизайна. Он ввел роскошные, яркие и красочные наряды и декорации.

Проекты художника сильно повлияли на женскую моду в Париже. Особенно его почитал модельер Поль Пуаре, который часто вдохновлялся эскизами мастера.

Это интересно: Критик Андрей Левинсон как-то сказал: «Париж был подлинно пьян Бакстом».

Эскизами Бакста вдохновлялись даже именитые дома моды Уорта и Жанны Пакен.

Особенности стиля

Это были яркие и захватывающие костюмы, полные экзотических мотивов. То же можно сказать и о картинах автора.

Леон Бакст смело использовал сочные расцветки и богатые украшения. Основными источниками вдохновения стали:

  1. восточные и древнегреческие наряды;
  2. мифология;
  3. сказки.

В числе моделей, восхищавших зрителей, были роскошные шаровары, расшитые драгоценностями тюрбаны, полупрозрачные одеяния, жемчуга и шелковые наряды. Та восточная чувственность, что блистала в спектаклях, до этого была не ведома европейцам.

Среди узоров мастер отдавал предпочтение растительным и геометрическим орнаментам. Рисунок мог наноситься разными способами:

  • с помощью вышивки;
  • набивкой;
  • посредством плетения;
  • ткачеством.

Занимательный факт: Театральные костюмы Бакста еще при его жизни выставлялись в Лувре.

Еще один факт: В 1923 году его эскизы орнаментов по текстилю и гобелену выставлялись в Музее моды и костюма Гальера в Париже.

Эскизы и готовые костюмы Бакста

Посмотрим на некоторые произведения Леона Бакста для сцены.

Костюмы для Клеопатры и еврейской танцовщицы (балет «Клеопатра», 1910):

Эскизы нарядов для нимфы и фавна (балет «Послеполуденный отдых фавна» Клода Дебюсси):

Эскизы костюмов для балета «Нарцисс» (1911):


Эскизы нарядов одалиски и Синей султанши (балет «Шахерезада», 1910):

Костюм для Царевича и Жар-птицы (балет «Жар-птица», 1910):

Эскиз костюма невесты и уже готовый наряд на Тамаре Карсавиной (балет «Синий Бог», 1911-1912):

Вацлав Нижинский (также в наряде для балета «Синий Бог», 1911):

Костюмы для разбойников («Дафнис и Хлоя», 1912):

Декорации

Лев Бакст работал не только над сценическими костюмами, но также над декорациями к спектаклям.

Вот наиболее известные работы мастера.

Декорации и костюм для «Шахерезады»:


Декорации Льва Бакста к балету И. Стравинского «Жар-птица»:

Эскиз к постановке «Спящая красавца»:

В спектакле художник старался добиться полной гармонии. Так, чтобы музыка, актеры и декорации сливались в единое.

Картины Леона Бакста

Картина «Древний ужас» (1908):

«Купальщики на Лидо. Венеция» (1909):

«Пейзаж с кипарисами» (1907):

Еще некоторые зарисовки к спектаклям:



Бакст хотел открыть собственный дом моды и дизайна интерьера. Однако вскоре тяжело заболел и планы пришлось оставить. Покинул жизнь Лев Самойлович 27 декабря 1924 года в Париже. Причиной смерти стал отек легких.

Лев Самойлович Бакст.

Бакст Лев Самойлович (настоящая фамилия – Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924), русский художник и сценограф

Родился в Гродно в 1866 году в семье мелкого коммерсанта. Учился в гимназии, четыре был вольнослушателем в Академии Художеств, но, разочаровавшись в академической подготовке, покинул это заведение. Занимался живописью самостоятельно, подрабатывая иллюстратором детских книг и журналов.

Впервые представил свои работы на выставке в 1889 г., приняв в качестве псевдонима сокращенную фамилию бабушки по матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлял свои работы, в основном, пейзажи, в «Обществе акварелистов». С середины 1890-х примкнул к кружку писателей и художников, объединившихся вокруг С. Дягилева и А. Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания «Мира искусства».

Именно графические работы для журнала «Мир искусства» принесли Баксту широкую известность. Бакст внес волнистую линию модерна и почти восточное пристрастие к плоскостному рисунку и ярким краскам в мир садов, архитектурных перспектив и развевающихся драпировок, излюбленный художниками, близких «Миру искусства».

Художник продолжал заниматься и станковой живописью, исполнив множество графических и живописных портретов известных писателей и художников — Ф. Малявина (1899), В. Розанова (1901), Андрея Белого (1905), З. Гиппиус (1906) и др.

По необходимости содержать семью, — овдовевшую мать и малолетних братьев и сестер, Бакст стал учителем рисования детей великого князя Владимира, а в 1902 г. получил от царя заказ — изобразить «Встречу русских моряков» в Париже.

Период с 1893 по 1899 г. провел в Париже, при этом часто наезжая в Петербург.

В 1898 году Бакст выставляется на первой выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, до 1910 года — в выставках «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.

Читайте также:  Что такое охабень и как он выглядит в женской моде

В годы первой русской революции сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон», затем оформлял журналы «Золотое руно» и «Аполлон». Занимался книжной графикой и декоративным искусством, оформляя интерьеры и выставки.

К концу 1900-х г.г. Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю как выдающийся театральный художник. Дебютировал в театре он еще в 1902 г. Позднее художник делал театральные костюмы для артистов (например, для Анны Павловой).

Бакст стал ведущим художником «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева» и создал декорации и костюмы к таким балетным спектаклям как «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др., поражавшие зрителей своей фантазией, сказочной роскошью, утонченной изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок.

Все эти годы Бакст проживал в Европе, что было вызвано необходимостью находиться возле балетной труппы, а также тем, что, как еврей, он не имел вида на жительство в Петербурге.

В 1914 г. Бакст был избран членом Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств.

Нараставшее напряжение в отношениях Бакста и Дягилева привели к тому, что в 1918 г. художник был вынужден покинуть труппу.

Умер 27 декабря 1924 г. в Париже от отека легких.

Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней .

Портрет Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Эскиз костюма к балету “Послеполуденный отдых фавна”.

Эксиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету “Клеопатра” на музыку А.С. Аренского.

Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина “Нарцисс”.

Две беотийки. Эскизы костюмов к балету “Нарцисс”.

Эскиз костюма к балету “Нарцисс”. 1911 год.

Беотийка. Эскиз костюма к балету “Нарцисс”.

Эскиз к костюму Анна Павловой “Бабочка”.

“Тысяча и одна ночь”.

Эскиз балетных костюмов. 1921 год.

Эскиз костюма к балету “Легенда об Иосифе” на музыку Р.Штрауса. 1914 год.

Эскиз костюма к балету “Клеопатра”. 1910 год.

Эскиз декорации к трагедии “Елена в Спарте”. Акт 2 ой. 1912 год.

Эскиз декорации к балету “Послеполуденный отдых фавна”. 1912 год.

Декрации к балету “Дафнис и Хлоя” на музыку Мориса Равеля. 1912 год.

Леон Бакст

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг

Леон Бакст

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг

  • Дата рождения: 10 мая 1866 г. ; Grodno, Belarus
  • Дата смерти: 28 декабря 1924 г. ; Paris, France
  • Национальность:русский , еврей
  • Направление:Ар Нуво
  • Школа/группа:Мир Искусства
  • Жанр:дизайн
  • Сфера:живопись , дизайн , иллюстрация
  • Оказал влияние:Марк Шагал
  • Учителя:Альберт Эдельфельт
  • Ученики:Марк Шагал
  • Арт-институции:Академия Жюлиана , Zvantseva School of Drawing and Painting, St. Petersburg, Russia
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Бакст,_Лев_Самойлович

Заказать
репродукцию

Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866, Гродно — 27 декабря 1924, Рюэй-Мальмезон) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже. Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.

Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье. Отец, Самуил Розенберг, пользовался авторитетом знатока Талмуда.

Не окончив 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, Леон поступил вольнослушателем в Академию художеств, которую посещал 4 года и также не окончил. Подрабатывал книжной иллюстрацией.

На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — производную от девичьей фамилии матери (Бакстер).

В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893—1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург.

С середины 1890-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноимённого издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Александра Бенуа (1899), Филиппа Малявина (1899), Василия Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус, Сергея Дягилева (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира Александровича. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».

В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.

С 1899 года потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга.

В 1903 году в Варшаве принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П. М. Третьякова, вдовой художника Н. Н. Гриценко. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст, и получил высочайшее соизволение именоваться Бакстом. Брак с Любовью Павловной Третьяковой быстро распался, возобновился в 1906 году, и вновь окончательно распался в 1907 году, до рождения сына, Андрея. В 1909 году Бакст вновь перешёл в иудаизм из христианства.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».

Преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908—1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал.

В 1909 году Бакст был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, за демонстративное возвращение в иудаизм из христианства.

С 1910 года жил в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 году вошёл в историю как автор декораций для дягилевских Ballets Russes («Клеопатра» 1909, «Шахерезада», «Жар-птица» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс», «Видение розы» 1911, «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых фавна» 1912).

В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.

В 1918 году Бакст разорвал отношения с Дягилевым и Ballets Russes, но в 1921 году возобновил свою старую дружбу и оформил для Дягилева балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского, последнюю свою крупную постановку.

Кисти Бакста принадлежат портреты многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси, Жана Кокто и др.

Большое влияние Бакст оказал на моду того времени, создавая рисунки тканей и модели костюмов.

27 декабря 1924 года умер в Рюэй-Мальмезон от отёка лёгких.

Племянник Леона Бакста (сын его сестры Розы Самуиловны Розенберг) — советский историк Альберт Захарович Манфред.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ссылка на основную публикацию