Национальный костюм Индии – фото и история

Индийский национальный костюм

Национальные костюмы Индии поражают своим блеском и яркостью. Они невероятно красивы и роскошны.

Немного истории

Индийцы занимались изготовлением одежды давно. Исторические сведения, дошедшие до нас с 5-го тысячелетия до нашей эры в виде наскальных рисунков, предметов, найденных археологами, свидетельствуют о том, что еще в те далекие времена население Индии могло производить хлопковую ткань. Хлопок был оптимальным сырьем, а одежда отличалась комфортом и подходила к жаркому климату субтропиков.

Социальное неравенство проявлялось в наличии варн (сословий). Принадлежность к определенной варне диктовала все условия жизни. Каждой варне соответствовал свой костюм и ткань, из которой он изготовлялся. Так, низшее сословие не имело право носить одежду из льна. Таким правом обладали только жрецы (брахманы) и воины (кшатрии). Знать носила одежду из шелка и муслина, нередко декорированную золотой вышивкой, натуральным мехом – соболь, горностай, бобер.

Индийский костюм испытывал на себе огромное воздействие со стороны государств-соседей, колониальных захватчиков. Верхний кафтан индийских царей был заимствован у шляхтичей (контуш).

Развитие торговых путей положительным образом сказалось на развитии ткацкого мастерства индийцев. Появились новые красители, ткани. С цветом индиго познакомили римские торговцы, с шелком – Китай.

Несмотря на огромное воздействие внешних факторов, Индия сумела сохранить свою самобытность и не раствориться в культуре народов, заселяющих ее территорию в течение многих веков.

Особенности

Цвета и узоры

Цвет имеет огромное значение в одежде Индии. Каждому цвету и узору соответствует свой тайный смысл. Для европейца индийская ткань – это буйство ярких красок и мотивов, переплетенных между собой. Житель Индии увидит в ней гораздо больше, нежели, например, растительный или геометрический мотив.

Один из самых распространенных и древнейших орнаментов – пейсли (огурец, бута). Считается, что он символизирует огненное пламя, воплощение человеческой жизни. Поэтому орнамент широко используется при изготовлении свадебной одежды.

Индия – государство, где проживают люди самых различных конфессий. Население, исповедующее ислам, предпочитает растительный орнамент на ткани. Самый популярный элемент – лотос, священный цветок, являющийся олицетворением мудрости, гармонии и творческого начала. Считается, что лотос может исполнить самые сокровенные желания.

Гранатовый и манговый плоды, кипарис, пальма, гвоздика не менее любимые растительные узоры.

Очень интересны геометрические узоры на ткани. В каждом из них – свой сакральный смысл:

  • Треугольник с расположенным вверх острием – мужской символ, обозначает огонь.
  • Треугольник с направленным вниз острием – женский знак, символизирует милость, воду.
  • Круг – развитие и целостность. Вместе с огненным пламенем – рождение.
  • Восьмиугольник – защита.
  • Квадрат – символ честности, стабильности и собственного дома.
  • Крест – энергия, связь неба и земли.

Символика цветов:

  • Красный – праздник. Используется в одежде для торжеств, свадеб.
  • Оранжевый – огненный цвет. В одежде женщины символизирует верность, теплоту семейного очага, в мужской – отказ от всех благ обыденной жизни.
  • Желтый – цвет богов. Ему приписывалась возможность очищать тело и душу. Цвет связан с гармонией и жаждой знаний.
  • Зеленый – умиротворение.
  • Синий – мужество, борьба со злом. В некоторых районах Индии синюю одежду надевают только представители низших сословий, так как именно бедняки занимались изготовлением этого красящего пигмента.
  • Белый – символ мира и чистоты. Этот цвет является результатом смешивания всего спектра, поэтому ему принадлежит часть каждого цветового компонента.

Ткани

Хлопок и шелк – основные виды тканей, которые используются индийцами.

В северных частях Индии, где воздух бывает достаточно прохладным, используется кашемир. Для его изготовления берется тонкая козья шерсть. Кашемир очень теплый и тонкий материал. Ткани из овечьей шерсти идут на пошив кафтанов для мужчин.

Шали из кашемира украшаются золотыми и серебряными нитками, вышивками.

В Индии популярна парча. Из нее шьют мужские кафтаны и шапки.

Индийский костюм – это обилие складок, плавно ниспадающих и образующих красивые драпировки.

Самый известный наряд – сари. Он до сих пор востребован в любой точке страны. Длина полотна для формирования данного вида одежды достигает 9 метров. Кусок полотна обматывает талию и прикрывает плечо женщины. Под сари надевается юбка и кофточка.

Туника и брюки-шаровары – наряд женщин северо-западной части Индии, носящий название сальвар-камиз. Киноиндустрия часто использует данный вид одежды в своих фильмах, так как он сочетает в себе и традиционный, и современный стили одежды. Звезды Болливуда смотрятся в шальвар-камизе великолепно.

Длинная юбка, имеющая многочисленные складки, облегающая кофточка с короткими рукавами и глубоким вырезом декольте – это лехенга-чоли (по названию составляющих компонентов). Данный вид одежды часто носят незамужние женщины.

Маленький девочки южных провинций Индии носят патту-павадай – шелковое платье конической формы с золотой полосой, проходящей по низу изделия.

К традиционной мужской одежде относят длинный пиджак (шервани), рубашку до колен свободного кроя (курта), облегающие в районе лодыжек брюки (чуридар).

Аксессуары и украшения

Украшения являются неотъемлемой частью индийского костюма. Имеется характерная особенность, делающая индийские украшения узнаваемыми во всем мире. Они симметричны, несмотря на, кажущийся на первый взгляд разброс орнамента, разноцветных камней и красок.

Женщины носят на голове нити драгоценностей, спускающихся в виде подвески на лоб: шрингар-патти, тика.

Для невесты предусмотрены свои украшения. Нат – колечко в носу. Цепочка с камнями закреплена за ухом.

Браслеты, которые носят индийские замужние женщины, называются чури. Для их изготовления используется слоновая кость, кораллы, стекло, драгоценные металлы. Количество браслетов на одной руке достигает 24.

Украшение на шее носят название хаара. Индийцы верят, что они приносят удачу, сохраняют любовь, защищают от дурного глаза.

Невесты украшают ноги кольцами и браслетами.

Индийский национальный костюм

О сказочных богатствах Индии было известно за много сотен лет до нашей эры. Славились ее благоприятный климат, плодородные земли, обилие рек и полезных ископаемых (особенно драгоценных камней), роскошь флоры и фауны.
Все население Индии делилось на варны. К высшим варнам принадлежали брахманы (жрецы) и кшатрии (воины); за ними следовали вайшьи (ремесленники, земледельцы, купцы). Низшей варной были шудры (слуги). Для каждой варны законом была установлена особая одежда.
В древней Индии самыми популярными были хлопчатобумажные ткани, которые изготавливались как некрашеными, так и пестрыми или однотонными. Во всем мире славилась тончайшая индийская кисея с красными узорами.
Льняные ткани разрешалось носить только высшим варнам. Индийцам были знакомы и шелковые ткани, одежду из них носили знатные люди. Женщины высших варн одевались в шелковые разноцветные одежды. Знатные богатые индийцы носили также дорогие меха, украшая ими одежду, — из северных стран в Индию доставлялся соболий, бобровый, горностаевый и другие меха.

Мужской костюм

Мужчины носили «дхоти» — набедренную повязку, которая подворачивалась между ногами, и рубашки — длинные или чуть ниже колен, подпоясанные, а также накидки и плащи. Накидку набрасывали ее на оба плеча или только на левое, завязывая впереди.
Высшие варны носили священные шнуры, свитые из трех нитей, опоясывая ими через левое плечо грудь и спину. Одеяние брахмана состояло из тонкой рубашки и шкуры газели, а также пояса из сахарного тростника; принадлежностью костюма также являлась бамбуковая трость.
Кшатрии должны были носить льняную рубашку, накидку из оленьей шкуры, трость из баньянового дерева и подпоясываться тетивой от лука.
Вайшьям же разрешалось носить только шерстяную рубашку, поверх нее — козлиную шкуру и подвязываться пеньковым поясом. Трость, которую они носили, делалась из фигового дерева.

Женский костюм

Основной тип женской одежды в Индии — «сари», ткань, обертывающая все тело. На драпировку сари нужен кусок ткани более восьми метров. Этот вид одежды сохранился и по сей день. Правда, на протяжении многих сотен веков она испытывала различные влияния — вначале греческие, затем монгольские и персидские, поэтому менялись ее формы.
Элементом индийской женской одежды также является лифчик — «чоли».

Костюм царя

Индийские цари принадлежали к касте кшатриев и необычайно почитались и обожествлялись. Их костюм состоял из золотого шелкового одеяния, тюрбана с диадемой, украшенного драгоценными камнями, цветных башмаков, золотого скипетра. Особые придворные носили за царем опахало из буйволовых хвостов, желтый зонтик, лук и меч. Все эти предметы являлись знаками царского достоинства.

Читайте также:  Carolina Herrera – фото лучших платьев и биография

Костюм воинов

Кшатрии, которые находились на службе царя, получали от него жалованье, и им принадлежала вся военная добыча, кроме золота и серебра, которые по закону являлись долей царя.
Древние индийские воины носили длинные рубашки с красной каймой, поверх которой надевали овчину. На голове у них были повязки в виде тюрбана. Сражались они без лат. Щиты у них были деревянные или кожаные с металлической обшивкой. У конных воинов были круглые щиты, у пеших — узкие, высотой в человеческий рост.
У военачальников рубашки были темного цвета, с серебряными украшениями. Их костюм был гораздо богаче, чем одежда простых воинов.
Оружие в Древней Индии изготовляли из железа и меди. Индийцы рано овладели искусством плавления стали, и стальные индийские мечи высоко ценились в западных странах. Индийское оружие богато украшалось золотом, серебром и драгоценными камнями.
Главным оружием древних индийцев был лук, и они мастерски им владели. Кроме лука, их арсенал составляли копья, мечи и кинжалы, боевые секиры, тяжелые булавы и палицы. У индийских воинов существовали метательные снаряды, а бегущих врагов они ловили арканами.
Наряду с конницей и пехотой в индийском войске были колесницы и боевые слоны. Именно на роскошной колеснице или на слоне в богатом убранстве выезжал на поле боя индийский царь.
Войско сопровождали музыканты: трубачи, флейтисты, барабанщики. Впереди войска несли знамя.

Обувь

Обувались индийцы в сандалии и кожаные башмаки. Зажиточные люди носили башмаки из белой кожи на цветных каблуках. Бедняки носили обувь, сделанную из коры дерева или из камыша.

Прически и головные уборы

Мужчины носили длинные волосы и длинные бороды, которые окрашивали в белый, синий, зеленый, пурпурный цвета. Головной убор напоминал древнеперсидскую митру, повязки были в форме тюрбана.
Замужние женщины заплетали косы, которые спускались вдоль спины. В косы они вплетали цветы, нитки жемчуга, ленты.
Девушки носили на голове обручи, украшенные колокольчиками. Волосы они зачесывали наперед и связывали узлом на лбу.

Украшения

Индийцы всегда заботились об украшении своего тела. Они совершали частые омовения, умащали тело благовониями, пользовались косметическими средствами: красили ярко-красной краской ногти, ладони, пальцы на ногах, сурьмили брови. Индийские женщины белили лицо и шею, красили щеки, золотили губы, покрывали коричневой краской зубы. Как в древности, так и в более поздние времена индийцы украшали себя множеством драгоценностей: ожерельями, браслетами для рук и ног, серьгами, кольцами. Как писал Афанасий Никитин, у индийских женщин «на шеях жемчуг, много яхонтов, да на руках обручи да перстни златы».
Украшения изготовлялись в основном из слоновой кости, из жемчуга, кораллов, драгоценных камней — бериллов, изумрудов, рубинов. Люди, принадлежавшие к высшим кастам, носили богатые ожерелья и серьги из дорогих камней, множество браслетов, украшавших руки от кисти до локтя. Украшения бедных людей делались из дерева, цветных камешков.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян.

Индийская национальная одежда

  • Традиционная индийская одежда для мужчин

    Индийская одежда для женщин

    Очарование Востока — одежда из Индии

    Во многих странах на сегодняшний день национальная одежда воспринимается всего лишь как культурное наследие, место которого в музее или на красочных традиционных праздниках. Но это точно не об Индии! Здесь национальная индийская одежда до сих пор в повседневном обиходе, причем практически не изменивший свои черты за прошедшие века.

    Свадебное платье в Индии всегда красного цвета

    Индийская одежда отличается самобытностью, красочностью и четко прослеживающимся единым стилем. Хотя в каждом штате существуют свои особенности окраски, вышивки и драпировки ткани, эти роскошные наряды невозможно с чем-то спутать.

    У индийских мужчин — своя мода

    Традиционная индийская одежда для мужчин

    Первой мужской одеждой в Индии была обычная набедренная повязка — лангот, потом появились дхоти, курта, чуридары. А теперь об индийских нарядах для мужчин поподробнее:

    • Дхоти — это длинная полоса ткани, которая оборачивается вокруг бедер, а один ее конец пропускается между ног, образуя своеобразные шорты
    • Курта — традиционная индийская рубаха длиной до середины бедра или до колен, которая составляет с дхоти единый ансамбль
    • Шервани — особый сюртук до средины бедра или даже ниже колен, который чаще всего надевают по случаю какого-либо торжества. Этот предмет одежды шьют из шелка или сатина, украшают драгоценными камнями и вышивкой
    • Чуридары — узкие штаны, своеобразного покроя, которые следует сочетать с другим элементом индийского костюма – шервани

    Шервани и чуридары не выходят из моды несколько веков Дхоти — всего лишь не сшитый кусок ткани, обернутый вокруг ног. А как красиво выглядит!

    Индийская одежда для женщин

    Один из самых утонченных и волшебных нарядов индианок — сари. Около 9 метров ткани, которые индийские женщины искусно драпируют на теле, создавая изящный силуэт. Самое удивительное, что в этой одежде девушки могут не только свободно передвигаться, танцевать, но и выполняют домашнюю работу, делая все это очень грациозно.

    Сари никогда не бывает обычным. Всегда есть элемент декора

    Сочетают сари с короткой кофточкой чоли, которая обычно шьется из той же ткани. Шелк, шифон украшаются вручную необыкновенными узорами — праздничное сари производит впечатление даже на обладателей самого взыскательного вкуса! Традиция ношения этого вида индийского женского наряда существует уже несколько тысяч лет. Сари может по праву считаться национальным достоянием Индии.

    В Индии традиционную одежду носят около 80% женщин

    Еще одна популярная индийская одежда для женщин — сальвар камиз — комплект из широких штанов типа шаровар и удлиненной туники. Шьют наряд из абсолютно разных тканей – от хлопка до шелка.

    Этот вид одежды появился в Индии около 500 лет назад

    Часто эта одежда дополняется накидкой, которая носит название дупатта или чуни. Этот подходящий по тону шарф накидывают на голову или носят на плечах. Существует множество способов драпировки дупатты, так же как и способы надеть сари, они разнятся в зависимости от того в каком индийском регионе живет красавица.

    Сальвар камиз в Индии носят, в основном, работающие девушки

    Очарование индийской одежды

    Действие глобализации двояко: стирая культурные различия и границы между странами, она также дает нам возможность прикоснуться к волшебному миру Индии. Ни для кого уже не будет шоком увидеть девушку в сари или в индийских шароварах на вечеринке, улице города или торжественном мероприятии. Тем более что сейчас так легко купить одежду из Индии в интернет-магазине!

    Сари или сальвар камиз? У каждой индийской женщины свой любимый наряд

    Если вы решили примерить на себя образ, наполненный этническим колоритом, магазин IndiaStyle к вашим услугам — здесь вы найдете разные вариации роскошной национальной одежды, над созданием которой трудились лучшие индийские мастера. Кроме того, у нас вы можете купить и индийские украшения. Ведь образ должен быть завершенным.


    Секреты стиля

    Популярные статьи

    История индийской одежды: непреходящие ценности и живая красота

    Культура Индии – образец почитания традиций, и национальный костюм – лучшее тому подтверждение. История индийской одежды исчисляется тысячами лет, но до сих пор яркие и эффектные наряды наполняют жизнь туземцев сочными красками. С чего начиналось триумфальное шествие местной моды по миру? Какие фасоны пользуются популярностью даже за пределами страны контрастов?

    Индийский костюм на заре цивилизации

    Национальная одежда индусов многообразна. В различных регионах государства жители носят свои типы традиционного костюма, во многом выбор зависит от главенствующей здесь религии (ислама или индуизма), исторических перипетий и особенностей климата.

    Первые упоминания о ткачестве в Индии относятся еще к ведической эпохе. Геродот с восторгом отзывался о местном белоснежном полотне, мягком и тонком, которое превосходило по своим качествам другие известные. Согласно древним памятникам письменности, индийцы владели множеством технологий изготовления хлопчатобумажной и льняной ткани. Как оказалось, не был для них тайным и китайский способ производства шелка.

    Читайте также:  Короткие стрижки 1900-1920 годов – фото и история

    Долгое время самым востребованным цветом в одежде был белый – он делал наряды еще более комфортными для жаркого климата. Но поскольку в индийской культуре цвета имеют особенное значение, технологии окрашивания развивались очень быстро. Каждый цвет был представлен в богатой гамме тонов, и все они имели свое сакральное или социальное значение. Ко 2 веку нашей эры слава об искусных и красочных индийских тканях дошла до Римской империи, и муслины с шелками стали экспортироваться сюда наравне со специями.

    Простейшие виды индийского наряда

    До 10 столетия самым распространенным облачением в Индии были умело задрапированные полоски ткани. Такие наряды удобны в изготовлении, не сковывают движений и отлично противостоят тропическому зною. Самый известный национальный индийский костюм – сари, он стал визитной карточкой страны и воплощением местных представлений о женской красоте.

    Легенда, которая повествует о событиях 5 тысячелетия до нашей эры, сообщает о царице Драупади, которую супруг проиграл в кости своему врагу. Когда победитель попытался раздеть прекрасную женщину, бесконечно длинная ткань, обернутая вокруг ее тела, позволила сохранить ей честь. Эту историю можно считать первым упоминанием сари, которое, к тому же, придает ему свойства оберега и символа нравственности.

    Ученые расходятся во мнениях, говоря о составляющих этого костюма: некоторые считают, что надеваемые под сари блуза (чоли) и юбка – требование современной эпохи, и до английской колонизации женщины носили его на голое тело. Доказательством тому служат старинные изображения индианок с прикрытыми бедрами, но с обнаженной грудью.

    Сегодня сари остается одним из самых востребованных видов одежды и в крупных городах, и в деревнях Индии. Существуют повседневные и праздничные модели: первые, как правило, не отличаются изысканной отделкой и сотканы из хлопка, вторые же являют собой настоящее произведение искусства. К примеру, узоры, наносимые на ткань вручную вышивкой или росписью всегда уникальны – мастер должен уничтожить эскизы сразу по окончании работы. Наряд для торжественных случаев отличается сложной драпировкой, он обязательно дополняется множеством крупных украшений и ярким макияжем.

    Одним из первых видов одежды, также дошедшим до сегодняшнего дня, является дхоти – отрез длиной до пяти метров, оборачивающийся вокруг бедер и между ног, напоминающий шаровары. Когда-то длина его говорила о принадлежности к той или иной касте: только короткая повязка позволяла тяжело работать. Раньше дхоти носили все индийцы, независимо от пола и положения в обществе, сейчас эта деталь считается исключительно мужской.

    Не менее знаковым элементом в образе индуса является тюрбан, по сути – длинное полотно, обматываемое вокруг головы. Способы ношения его разнятся в зависимости от местности, но назначение его неизменно. Многослойный головной убор, который принято надевать мокрым, защищает от палящих лучей солнца, поэтому он просто необходим как во время работы в поле, на стройке или рынке, так и для отдыха на свежем воздухе в жаркий полдень.

    Шитые костюмы индийских жителей

    Наряду с драпированной одеждой в Индии традиционны и более сложные костюмы. Один из самых популярных – шальвар-камиз, или пенджаби. Это женский ансамбль, состоящий из широких брюк (шальвар), облегающей туники (камиз) с разрезами от бедер до талии и вуали или шарфа, покрывающего плечи и голову. Самое широкое распространение он получил в регионах, где с 15 века главенствовал ислам. Такой наряд хоть и является старинным южно-азиатским достоянием, выглядит довольно современно и по-европейски. Неудивительно, что его с удовольствием носят и девочки-подростки, и звезды Болливуда.

    Еще один тип индийского платья – курта. Этот предмет одежды в виде свободной рубашки без воротника уместен как в мужском, так и в женском гардеробе. Его принято сочетать и с дхоти, и с сари, и с различными видами шальвар. В эпоху популяризации культуры хиппи комфортная и яркая курта проникла в европейскую моду, а сегодня, когда культура и обычаи Индии обрели множество поклонников по всему свету, эта сорочка вновь становится мировым трендом.

    Главным элементом праздничного гардероба мужчины примерно с 13 столетия является шервани – сюртук длиной до колена. Сшитый из лучших тканей, украшенный золотом, блестками и сложной вышивкой, он стал свадебным атрибутом жениха и показателем его благосостояния.

    Разумеется, западная мода не могла не повлиять на индийскую: с 80-х годов прошлого века городские улицы стали пестрить европейскими костюмами и платьями. Но, к счастью и удивлению, полного замещения не произошло. Напротив, образовался новый, современный стиль, в котором сочетаются местные традиции и тенденции мира fashion. Так, например, появляется разнообразие тканей в привычных фасонах, тюрбан становится дополнением к деловому костюму, курта надевается вместе с джинсами, а дхоти – с кроссовками вместо сандалий.

    Индийский костюм испытывал на себе влияние культур соседних государств, стран-колонизаторов и различных эпох. Принимая из нового все лучшее, но, не отказываясь от собственных достижений, он смог стать актуальным во все времена. Он сумел сохранить в себе естественность форм и стремление к комфорту, самобытность, оптимизм и требовательность к деталям – качества, которые обеспечивают ему бессмертие у себя на родине и восхищение во всем мире.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    История индийского народного костюма

    Национальные костюмы Индии поражают своим блеском и яркостью. Они невероятно красивы и роскошны.

    Немного истории

    Индийцы занимались изготовлением одежды давно. Исторические сведения, дошедшие до нас с 5-го тысячелетия до нашей эры в виде наскальных рисунков, предметов, найденных археологами, свидетельствуют о том, что еще в те далекие времена население Индии могло производить хлопковую ткань. Хлопок был оптимальным сырьем, а одежда отличалась комфортом и подходила к жаркому климату субтропиков.

    Социальное неравенство проявлялось в наличии варн (сословий). Принадлежность к определенной варне диктовала все условия жизни. Каждой варне соответствовал свой костюм и ткань, из которой он изготовлялся. Так, низшее сословие не имело право носить одежду из льна. Таким правом обладали только жрецы (брахманы) и воины (кшатрии). Знать носила одежду из шелка и муслина, нередко декорированную золотой вышивкой, натуральным мехом – соболь, горностай, бобер.

    Индийский костюм испытывал на себе огромное воздействие со стороны государств-соседей, колониальных захватчиков. Верхний кафтан индийских царей был заимствован у шляхтичей (контуш).

    Развитие торговых путей положительным образом сказалось на развитии ткацкого мастерства индийцев. Появились новые красители, ткани. С цветом индиго познакомили римские торговцы, с шелком – Китай.

    Несмотря на огромное воздействие внешних факторов, Индия сумела сохранить свою самобытность и не раствориться в культуре народов, заселяющих ее территорию в течение многих веков.

    Особенности

    Цвета и узоры

    Цвет имеет огромное значение в одежде Индии. Каждому цвету и узору соответствует свой тайный смысл. Для европейца индийская ткань – это буйство ярких красок и мотивов, переплетенных между собой. Житель Индии увидит в ней гораздо больше, нежели, например, растительный или геометрический мотив.

    Один из самых распространенных и древнейших орнаментов – пейсли (огурец, бута). Считается, что он символизирует огненное пламя, воплощение человеческой жизни. Поэтому орнамент широко используется при изготовлении свадебной одежды.

    Индия – государство, где проживают люди самых различных конфессий. Население, исповедующее ислам, предпочитает растительный орнамент на ткани. Самый популярный элемент – лотос, священный цветок, являющийся олицетворением мудрости, гармонии и творческого начала. Считается, что лотос может исполнить самые сокровенные желания.

    Гранатовый и манговый плоды, кипарис, пальма, гвоздика не менее любимые растительные узоры.

    Очень интересны геометрические узоры на ткани. В каждом из них – свой сакральный смысл:

    • Треугольник с расположенным вверх острием – мужской символ, обозначает огонь.
    • Треугольник с направленным вниз острием – женский знак, символизирует милость, воду.
    • Круг – развитие и целостность. Вместе с огненным пламенем – рождение.
    • Восьмиугольник – защита.
    • Квадрат – символ честности, стабильности и собственного дома.
    • Крест – энергия, связь неба и земли.
    Читайте также:  Крем для кожи в истории косметики и красоты

    Символика цветов:

    • Красный – праздник. Используется в одежде для торжеств, свадеб.
    • Оранжевый – огненный цвет. В одежде женщины символизирует верность, теплоту семейного очага, в мужской – отказ от всех благ обыденной жизни.
    • Желтый – цвет богов. Ему приписывалась возможность очищать тело и душу. Цвет связан с гармонией и жаждой знаний.
    • Зеленый – умиротворение.
    • Синий – мужество, борьба со злом. В некоторых районах Индии синюю одежду надевают только представители низших сословий, так как именно бедняки занимались изготовлением этого красящего пигмента.
    • Белый – символ мира и чистоты. Этот цвет является результатом смешивания всего спектра, поэтому ему принадлежит часть каждого цветового компонента.

    Костюм древней Индии

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

    Одна из древнейших стран мира Индия расположена на полуострове Индостан, защищенном с севера Гималайскими горами. Природа Индии — тропическая, с яркими красками солнца, неба, моря, с густой растительностью. Основой общественного устройства Индии с древнейших времен (при рабовладельческом, а затем и при феодальном строе) была община с разделением труда. Община содержала и ремесленников: гончаров, ткачей, портных. Специальность закреплялась за поколениями по наследству, и это было одной из причин высокого расцвета индийских художественных ремесел, в частности производства тканей, ювелирных украшений, керамики.

    ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

    Устойчивый традиционный характер индийского искусства, выработавшийся в результате определенных условий жизни и труда, сказывается и в эстетических взглядах, и в национальном облике индусов. Скульптурные рельефы и монументальная живопись древних буддийских храмов, хотя и изображают религиозные сюжеты, трактованы реалистически и позволяют судить о представлениях красоты народа. Особенно ярки росписи древних пещерных храмов в Аджанте, выполненные красной охрой. На них изображены индусы высокого роста, с крепкой фигурой и развитыми округлыми формами, с крупными чертами лица, удлиненными большими глазами, смуглой кожей и черными волосами. У женщин тонкая талия и подчеркнуто широкие бедра. Яркая декоративная косметика дополняет костюм индусов: женщины красили лицо, руки, ноги, грудь, брови, ногти, а мужчины — бороды в белый, зеленый, синий, пурпурный цвета.

    ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА

    Уже во II в. до н. э. в Индии производились прозрачные ткани из хлопка, окрашенные прочными и яркими красителями индиго, кошениль, марена.

    Во время похода Александра Македонского греки были восхищены мастерством индусов, изготовляющих ткани «из шерсти, добытой из орехов» (так они назвали хлопок). Уже тогда крашеные или простые небеленые ткани с синей или красно-желтой каймой назывались «текущая вода», «вечерний туман», «сотканный воздух» и вполне оправдывали эти названия фактурой и внешним видом: они были настолько тонки и прозрачны, что украшения надевали под одежду.

    Индия считается родиной хлопка и тканей из него. Многие ткани так и остались в истории, получив свои названия от названий индийских городов и селений, где они производились: Мадрас, мадаполам, коленкор и др. В Индии впервые зародилось искусство набойки тканей, в которых преобладал цветочно- растительный орнамент. Индийские набивные ткани славились на весь мир. Знаменитый венецианский купец и путешественник Марко Поло, который побывал в Индии в 1290-х годах, пишет: «Ткут здесь отличный бакаран, самый красивый и самый тонкий в свете, самый дорогой, и словно как из овечьей шерсти. Все короли или королевы одеваются в него, — так он красив и наряден».

    В средние века под влиянием арабов в Индии начали производить шелковые ткани: тафту, кисею, затканные золотом, серебром, драгоценными камнями.

    В XVII — XIX вв. высоко ценились в Европе кашмирские шерстяные шали с ярким орнаментом, изображающим цветы и птиц. Эти ткани изготовлялись из пуха тибетских козлят.

    ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ

    Многочисленные влияния, которые испытывало индийское искусство со стороны персов, греков, римлян, арабов, не могли не сказаться на костюме. Это проявилось в разнообразии ассортимента, применяемых материалов и манеры ношения: одни предметы одежды обматываются вокруг тела, другие надеваются, то есть драпированная одежда существует наряду с накладной.

    Мужской костюм

    Как свидетельствуют памятники истории, в древний период мужчины не покрывали верхней части тела, нижнюю обертывали платком дхоти, который закреплялся на бедрах перевязью и поясом (рис. 34). Существовало несколько способов драпировки дхоти. Прямоугольный или треугольный дхоти узкой стороной или основанием накладывали по бедрам сзади и завязывали спереди узлом. Под этим узлом протягивали между ногами висящую сзади часть дхоти. Длинный конец его ниспадал спереди в виде передника или обматывался вокруг бедер.

    Остальные части мужского костюма составляли чалма и плащ рупан. И чалма, и рупан по крою представляют собой прямоугольные куски ткани. Чалма создается из полотнища ткани, сложенного несколько раз и обернутого вокруг головы. Рупан набрасывают на оба плеча или на одно, пропускают под мышкой и завязывают узлом на груди, отбрасывая концы назад на оба плеча.

    Большую декоративность придавали мужскому костюму массивные ожерелья, спиралевидные ножные и ручные браслеты.

    Под влиянием иранцев в индусском костюме появляется накладная, примитивно скроенная одежда: кафтан и штаны. Так, на гандхарских рельефах изображены состоятельные индусы, одетые в длинные узкие штаны и прилегающие кафтаны (рис. 35).

    Сандалии, башмаки из лыка, тростника, кожи и сапоги — основная обувь в Индии. В основе современного национального мужского костюма лежит драпированный дхоти длиной до 5 м. Поверх него надевают белую рубаху длиной до коленей и короткую куртку с рукавами или без них. Яркая чалма (голубая, желтая, красная), декоративный пояс-шарф, повязанный на талии, и драпированный плащ, наброшенный на плечо, завершают костюм.

    Женский костюм

    В женской одежде, как и в мужской, драпированная одежда сочетается с накладной и распашной. В древний период женский костюм также состоял из набедренной повязки и драпированного куска ткани (рис. 36). Появление одного из видов драпированной женской одежды — сари — также восходит к глубокой древности (рис. 37). На протяжении веков сложились канонизированные правила его драпировки, которая отличается замечательной гармонией, пластикой, богатством колористических решений. Шести-семиметровым куском ткани обертывают тело снизу вверх от щиколоток до головы. В народе женщины обертываются сари, как дхоти, затем укладывают его наискось на груди и пропускают под одним плечом на спину и наперед через другое плечо. Более простой и распространенный способ надевания сари заключается в одно- или двукратном обматывании ткани вокруг

    бедер и скреплении ее спереди узлом или поясом. Оставшейся частью драпируют верхнюю часть тела. Иногда часть сари, лежащую на затылке, натягивают на голову. Большой интерес для изучения индийского национального костюма представляет коллекция кукол Сушилы Раджни Патель. Декоративное решение сари очень богатое: шелковая или хлопчатобумажная ткань, гладкокрашеная или с мелким рисунком и широкой узорчатой каймой. Наиболее распространенные цвета — зеленый, зелено-голубой, золотисто- желтый, алый.

    Вместе с сари носят короткую кроеную плотно- облегающую кофточку-лиф холи с коротким, до локтя, узким рукавом, сзади на застежке- шнуровке. Холи обычно выполняют из ткани ярких цветов, контрастных с цветом сари (рис. 38).

    В женских костюмах различных районов Индии существуют отличия, обусловленные местными климатическими особенностями, влиянием соседних народов. Так, Кашмира и Бенгалии состоят из длинной рубахи и длинных шаровар (рис. 39), женщины Западной Индии носят широкие сборчатые юбки и большие узорчатые покрывала (рис. 40).

    Костюм дополняют декоративные пояса-шарфы, ювелирные украшения (рис. 41), декоративная косметика, сандалии из темного дерева, украшенные инкрустацией из слоновой кости и металлов.

    В основе современного национального костюма лежит древнее сари. Так, форма индийских стюардесс — гладкое синее без отделки сари, студенток-медичек — белоснежные прозрачные сари и т. д. Повседневный и нарядный костюмы индийской женщины и в городе и в деревне обязательно включают сари — настолько оно соответствует условиям жизни и национальному облику народа.

  • Ссылка на основную публикацию