Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Легенды и история портрета Марии Лопухиной

Владимир Ильич Боровиковский – Портрет Марии Лопухиной, 1797

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной – егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери наделил знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом Павлом Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Владимир Боровиковский – Портрет Марии Лопухиной
Фильм из серии “Третьяковская галерея. История одного шедевра”

Поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Описание картины «Портрет Марии Ивановны Лопухиной»

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что «Портрет Марии Лопухиной» – вершина сентиментализма в русской живописи.

Картина Владимира Лукича Боровиковского представляет собой пример удивительной согласованности человека и природы. Кажется, что природа – часть души женщины, а она сама – частица мира. Голубые васильки перекликаются с цветом пояса на платье, свежий румянец на щеках молодой женщины служит антитезой увядающим розам, небрежно свисающая рука гармонирует со склоненным колосьям. Все эти повторы, противопоставления и ритмические соединения образуют единое целое. Портрет и пейзажный фон плавно перетекают друг в друга.

Новаторство Владимира Лукича Боровиковского

С этой картины Владимира Лукича Боровиковского начался новый этап в русской портретной живописи. Впервые мы видим, как элементы пейзажа, а не предметы интерьера подчеркивают и оттеняют изображенный образ, делая упор не на социальную значимость или статус героини и даже не на ее внешность как таковую, а на интимные стороны характера, глубокие движения души изображенной женщины.

В этом, безусловно, можно уловить влияние английского сентиментализма. В первую очередь на Владимира Лукича Боровиковского повлияли картины Ангелики Кауфман. Немецкая художница обучалась живописи в Англии и была весьма популярна в эти годы в России. У нее В. Л. Боровиковский и перенял манеру использования пейзажных мотивов в портрете. Екатерина II приобрела некоторые картины Кауфман, написанные по мотивам «Сентиментального путешествия» Лоренса Стерна. Например, «Безумная Мария» и сейчас хранится в Эрмитаже.

Мистика «Портрета Марии Лопухиной»

Образ увядающих роз на картине трактуют как символ скоротечности женской красоты. В случае с Лопухиной этот символизм проявился буквально.

Мария происходит из дворянского рода, она старший ребенок в семье (еще было четыре сестры и два брата). Отец семейства Иван Андреевич Толстой увлекался мистицизмом и числился магистром масонской ложи, что внесет в будущем существенную лепту в слухи о портрете Владимира Лукича Боровиковского. Мария Лопухина, кстати, состоит в отдаленном родстве со Львом Толстым – знаменитый писатель приходится ей двоюродным племянником.

Марию, 18-летнюю девушку, по родительскому сговору, как чаще всего происходило в те годы, выдали замуж за Степана Лопухина, действительного камергера при дворе Павла I. Супруг был на 10 лет старше. Портрет, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским, стал его первым подарком молодой жене.

Заключаемый родителями брак далеко не всегда мог обеспечить семейное счастье. Марии Лопухиной – не обеспечил, и даже портрету не суждено было стать счастливым талисманом. Настоящей близости с мужем у Марии не сложилось, а возрасте 23-х лет она умерла от неизлечимой на тот момент чахотки. И хотя позднее поэт Яков Полонский напишет о картине и ее героине: «Но красоту ее Боровиковский спас», – в те годы с ним бы вряд ли согласились. Ведь по Москве прокатился зловещий слух о том, что виновен в смерти Лопухиной… портрет!

Суеверие гласило, что если молодая девушка посмотрит на картину вблизи, то непременно в ближайшее время умрет. По некоторым данным, портрету приписывали гибель десяти барышень на выданье. Страшным шепотом горожане пересказывали друг другу слухи: дескать, отец Марии завлек в картину дух умершей дочери, и теперь он похищает жизни молодых женщин, которые осмелятся приблизиться к портрету.

Племянница Марии Лопухиной Прасковья Толстая не испугалась этих рассказов и забрала картину к себе. Позднее она вышла замуж за московского губернатора Перфильева. Павел Третьяков увидел картину у них в доме, пожелал ее приобрести для своей галереи, и ему это удалось.

Портрет Марии Ивановны Лопухиной, Боровиковский — описание

  • Автор:Боровиковский Владимир Лукич
  • Музей:Третьяковская галерея
  • Год: 1797 ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского, известного русского живописца, пришелся на времена царствования Екатерины II и Павла I. При императорском дворе очень ценятся торжественные, парадные портреты, и художник отменно преуспел в этом – он всеми признанный мастер.

В серии женских картин Боровиковский раскрывается как яркий представитель сентиментальной живописи. В его камерных портретах воплощен идеал женщины его времени.

«Портрет М. И. Лопухиной» является заказом ее мужа, егермейстера и действительного камергера при дворе С. А. Лопухина.

Эта картина – признанный шедевр Боровиковского – представляет абсолютное воплощение эстетических идей сентиментализма. Образ Марии Лопухиной пленяет нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией, которая ощущается во всех художественных и живописных элементах картины: в позе героини, повороте очаровательной головки, выражении лица. Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали. На полотне также изображены цветы – сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл? Символическое значение цветов было хорошо известно: красота их цветения завораживает, но очень скоро блекнет. Такова и красота женщины.

Однако художника особенно привлекают нюансы в состоянии модели, ее ускользающая красота, глубокая грусть души, которые он передает благодаря почти незаметным элементам символики и тонкому колористическому решению портрета.

По оценке знатоков искусства, «Портрет Марии Ивановны Лопухиной» является одним из шедевров автора. Именно его можно считать началом нового этапа в портретной живописи – когда художник обозначает не социальное положение и значимость героя картины, а его личностные характеристики – настроение, сокровенные переживания. Выражается это в изображении не атрибутов в интерьере, а окружающей природы.

На полотне Боровиковского – Мария Лопухина, молодая девушка 18-ти лет, она из дворянского рода, дочь генерала в отставке Ивана Андреевича Толстого, жена Степана Авраамовича Лопухина. Мария только что вышла замуж, и этот портрет послужил ей подарком от мужа. Портрет завораживает и очаровывает с первого же взгляда.

Девушка изображена на фоне природы, размытой и как бы в дымке, через которую просматриваются русские мотивы – березы, цветы, облака. Мария в белом, простом платье с голубым поясом, охватывающем ее фигуру по «греческой» моде, в небрежно накинутой шали.

Милое, обаятельное лицо молодо, свежо и нежно, у нее мечтательный взгляд, направленный именно на вас, и легкая таинственная улыбка. По замыслу автора, вся картина должна создавать ощущение гармонии и единства природы и человека.

Красота девушки грациозно и непринужденно сливается с красотой пейзажа. Как гармонирует наклоненная березка с естественным и плавным изгибом фигуры девушки, как васильки откликаются на цвет пояса, как золотые колосья передают изгиб руки, цвет и фактуру браслета.

Читайте также:  Женская мода 1900-1910 годов в цветных фотографиях

Боровиковскому удалось передать не только поразительное сходство с оригиналом, но и наполнить полотно поэтичностью, выразившейся в воздушности письма и нежной гамме красок. Используя в основе приглушенные серебристые, бледно-голубые, нежно-зеленые цвета, автор достигает особенной лиричности и чувственности изображения.

По словам современников художника и искусствоведов нашего времени, портрет Лопухиной является идеалом женщины именно русского типа, которому, согласно канонам сентиментализма, Боровиковский придал черты нежной чувствительности, а изображение природы – как неотъемлемая часть женской души, ее сущности.

Благодаря портрету Боровиковского, до наших дней сохранилась загадочная красота Марии Лопухиной. А судьба девушки оказалась сурова к ней, Мария умерла в возрасте 23-лет от чахотки.

Интересно, что после ее смерти прокатились по городу слухи, что именно этот портрет и погубил, совсем недавно здоровую и жизнерадостную девушку. В кулуарах шептались, что якобы любая девушка, посмотревшая на этот портрет, умрет, потому что в нем воплотился дух умершей. Скорее всего, эти слухи связаны с отцом Марии, он являлся членом масонской ложи, увлекался мистицизмом и имел огромное влияние на умы окружающих.

В какой-то степени, Боровиковский «виноват» в этих слухах – вот какова сила его художественного таланта, его воздействия на людей, как высока эстетическая составляющая портрета, какова жизненность и достоверность изображенной на нем героини.

Только почти через 100 лет эти слухи перестали будоражить людей. После того, как знаменитый российский предприниматель и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, приобрел картину для собрания своей галереи.

Мистический портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского

Владимир Боровиковский является русским художником, который родился в 1757 году в Миргороде. Его отец, братья, а также дядя были художниками и писали иконы. Молодого Владимира обучал этому ремеслу отец. Расцвет творчества живописца пришёлся на времена правления Екатерины II. Он писал женские портреты, раскрывая и демонстрируя их идеал в своих работах. Одним из известных полотен является портрет Марии Лопухиной. Но слава у него дурная из-за большого количества слухов, которые давно окутали эту картину.

Кто изображён на картине?

Мария Лопухина являлась дочерью генерала, графа Толстого. В юном возрасте её выдали замуж за егермейстера Лопухина, служившего при дворе императора Павла I. После бракосочетания муж заказал для Марии в подарок её портрет. В качестве художника был выбран Боровиковский, представлявший модный в то время стиль под названием сентиментализм.

В. Л. Боровиковский

Девушка на портрете представлена в нежном возрасте. Ей не было ещё и 18 лет. Художник старался выделить её юность, показать лёгкость. Она предстаёт в образе бутона розы, благодаря пышному платью и кудряшкам.

Лицо девушки изображено с тенью загадочности. Кажется, будто ещё секунда, и она улыбнётся. Мария смотрит прямо в глаза зрителю. На Боровиковского юная особа произвела сильное впечатление. Он сумел отразить на полотне не только её красоту, но и внутренние переживания, терзавшие душу.

Загадочный взгляд М. Лопухиной

Взгляд девушки аристократичный и немного игривый, что вполне присуще молодым особам в этом возрасте. Но если посмотреть на портрет внимательно, можно увидеть в глазах Марии печаль. Художнику удалось распознать и отразить на полотне тень грусти во взоре девушки. Она будто чувствовала приближающуюся беду.

Портрет Марии Лопухиной, 1797 г.

Муж Марии был старше неё на 10 лет. Есть мнение, что девушка не желала выходить за него замуж. Подтверждением тому является то, что брак их был несчастным. В те годы жениха выбирали родители, опираясь на финансовое положение и статус кандидата. В результате заключались выгодные, но не всегда счастливые союзы.

Через три года после написания портрета, в возрасте 21 года, девушку сразила чахотка. От неё она вскоре скончалась. После этого довольно скоротечно умер и её супруг.

СПРАВКА! Прожив несколько лет в браке, супруги так и не оставили после себя наследников. Девушка умерла, так и не родив родителям внука.

Воздействие портрета

Юные девушки, когда узнавали о развернувшейся драме, желали увидеть тот самый портрет. Вскоре они заболевали чахоткой, исходом которой была смерть. Стоит уточнить, что это заболевание было весьма распространено в то время. Но слухи о негативном влиянии портрета на тех, кто на него смотрит, начали распространяться довольно быстро.

Рассказывали, что именно этот портрет сгубил тех молодых особ, кто желал его увидеть. Распространялись слухи, что каждая девушка, посмотревшая на это полотно, вскоре скончается. Считается, что в портрете заключён дух умершей Марии.

Справка! Эти легенды подкреплялись другими слухами, связанными с отцом Лопухиной. Говорили, что он является членом масонской ложи, активно увлекается мистикой и способен влиять на умы людей.

Покупка картины Третьяковым

Длительное время работа хранилась у родственников Лопухиной. В 1880 году меценат Третьяков изъявил желание приобрести полотно. И с этого момента слухи, так сильно и быстро распространявшиеся об этой работе, стали утихать. Третьяков выставил портрет в своей галерее, которая со временем была названа в его честь.

Павел Третьяков

У миллионов людей появилась возможность посмотреть на работу Боровиковского. С тех пор многие посетители галереи смогли рассмотреть все детали портрета и остались живы. Именно это послужило поводом развеять слухи о дурном влиянии полотна на жизнь людей.

В настоящее время любой желающий может посетить Третьяковскую галерею и ознакомиться с портретом Марии Лопухиной. Сомнений о том, действительно ли картина имеет негативное влияние и причастна к гибели юных особ, довольно много. Чахотка в то время была весьма распространённым и тяжёлым заболеванием. Судьба самой Марии была довольно трагичной. Но многолетнее пребывание картины в галерее доказывает, что все обвинения в её адрес были напрасны.

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир – Портрет Марии Ивановны Лопухиной 900 Картин самых известных русских художников

Навигация по альбому: Ctrl Ctrl

Есть в Третьяковской галерее настоящая жемчужина русской живописи – необыкновенно нежный портрет молодой девушки, написанный В. Боровиковским. «Портрет Марии Лопухиной» был заказан художнику будущим мужем девицы, служившим в чине егермейстера при императоре Павле I. Образ графини-отроковицы передан художником очень виртуозно через предметы и части пейзажа, которые призваны раскрыть чувственность, нежность, загадочность и непосредственность юности.

Лучшие работы современных авторов

КОММЕНТАРИИ: 7 Написать Ответы

Машенька получилась просто прекрасно: Коротенькие вьющиеся волосы, стекающие по роскошным женским плечикам, Атласное белое платье.

почему любовь бывает так жестока.

ЭТО ПРОСТО ПРЕКРАНО!

Она давно прошла
И нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Молчанье – тень любви
И мысли – тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас.

Она давно прошла
И нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Молчанье – тень любви
И мысли – тень печали
Но красоту ее Боровиковский спас.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
***
Яков Полонский
Январь 1885

говорят умерла молодой ею и осталась спасибо художнику

На картине: люди, женщина, портрет, девушка, носить, платье, лицо, модель, музыка, красивая, ретро, выражение лица, мода, принцесса, детка, брюнетка.

Есть в Третьяковской галерее настоящая жемчужина русской живописи – необыкновенно нежный портрет молодой девушки, написанный В. Боровиковским. «Портрет Марии Лопухиной» был заказан художнику будущим мужем девицы, служившим в чине егермейстера при императоре Павле I.

Образ графини-отроковицы передан художником очень виртуозно через предметы и части пейзажа, которые призваны раскрыть чувственность, нежность, загадочность и непосредственность юности. Используя символы сентиментализма, Боровиковский подчеркивает и высвечивает черты характера и подчеркивает грани образа модели. Так, пейзаж, на фоне которого изображена юная модель, типично русский, неброский, простой, нежный и такой родной и понятный каждому русскому человеку. Детали пейзажа перекликаются со всем обликом Марии: склоненные колосья ржи повторяют изгиб ее тела, белые стволы берез перекликаются с платьем, небесно-голубые васильки перекликаются с цветом пояса, бледно-лиловая шаль вторит поникшим головкам роз.

Да и поза самой героини расслабленная, свободная подчеркивает непосредственность юности. Нежное, еще по-детски пухлое личико с легким румянцем украшает загадочная полуулыбка. Чувственные губы, слегка приоткрытый рот, улыбающиеся глаза – все это придает сходство с другим знаменитым портретом, небезызвестной Джокондой Леонардо да Винчи.

С помощью деталей-символов художник умело подчеркивает не только черты характера и красоту своей героини, но и ее социальный статус. Так изображение белых лилий на портрете, известный символ чистоты и невинности, подчеркивает юность, легкость и непосредственность. Ведь девушка, изображенная художником, находится в самом нежном возрасте, только вступает во взрослую жизнь, еще не зная, что ей уготовано судьбой. А роза – символ расцвета и замужества, рассказывают зрителю о том, что она уже готова к браку, к вступлению в новую взрослую жизнь. Готова из нежной девушки превратиться в красивую женщину. Еще в античности существовала традиция осыпать ложе новобрачных розовыми лепестками. А сам цветок всегда считался атрибутом самой Венеры – богини вечной любви и покровительницы брака. Известно, что Мария через некоторое время стала женой пожилого графа Лопухина.

Если долго смотреть на портрет, то возникает странное чувство: кажется, что Мария живая. Вот взгляд ее несколько насмешлив, высокомерен, еще секунда и она звонко рассмеется, а потом вдруг замечаешь, что девушка с портрета смотрит на зрителя по-детски непосредственно и совсем беззащитно.

Итак, молодая графиня Мария Лопухина, до замужества Толстая, двоюродная тетушка будущего великого писателя графа Льва Николаевича Толстого. В возрасте восемнадцати лет была выдана замуж за пожилого егермейстера его величества, графа Лопухина. Поговаривают, что брак этот не был счастливым, да и детей у супругов не было. Да и судьба красавицы сложилась трагически: в возрасте двадцати четырех лет молодая женщина скоропостижно скончалась от чахотки. Все, что осталось от нее, этот необыкновенный портрет и мистическая история, связанная с ним.

Читайте также:  Тирольский костюм – национальные наряды женщин и мужчин

Красота и печальная судьба молодой графини настолько впечатлили представителей высшего света, что к дому вдовца – графа потянулись любопытствующие, желая взглянуть на красавицу-графиню, хотя бы на портрете. Вскоре по городу поползли слухи о том, что молодые девицы, взглянув на портрет Марии, в скором времени заболевали странной неизлечимой болезнью и умирали. В свете поговаривали о нескольких десятках молодых девушек из дворянских семей, пострадавших от странной картины. Мария смотрела с портрета так естественно и живо, что в свете стали поговаривать о том, что ее отец, граф Иван Толстой, бывший в свое время масоном, да не простым, а магистром; а также слыл в обществе мистиком и колдуном, заманил душу своей дочери в этот портрет. Именно поэтому, девушка выглядит как живая и губит молодые души.

Однако, когда спустя почти восемьдесят лет после всех событий, картину выкупил для своей коллекции известный меценат П.М. Третьяков, миф о портрете развеялся. Однако, и тут не обошлось без мистики. Привезя свое сокровище в галерею, Третьяков думал, куда лучше повесить портрет. И таки нашел место рядом с портретом князя Куракина. Ему показалось уместным и символичным такое соседство: оба портрета были написаны одним художником. Однако утром смотритель обнаружил, что портрет Куракина не просто упал на пол, развалилась и не поддавалась реставрации рама картины.

Третьяков не поленился выяснить, каково же было отношение этих персонажей при жизни. История оказалась настолько забавной, насколько мистичной: оказалось, Мария Лопухина терпеть не могла старого князя, известного любителя волочиться за женщинами. Не потерпела такого соседства и после смерти. Пришлось искать портрету другое место.

Владимир Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной

Мы в одном из первых залов Третьяковки. В зале художника Боровиковского – последнего из лучших художников – портретистов эпохи Екатерины. Один из трех великих «времён Очакова и покоренья Крыма». Правда, он ушел из жизни много позже этого времен. Но по духу и по стилю он остался всё-таки художником эпохи Екатерина и Павла.

Среди его портретов мы не увидим баб и мужиков, как, к примеру, на портретах Венецианова. На нас со стен этого зала смотрят люди, мужчины и преимущественно женщины, принадлежавшие некогда к высшему слою общества. Слою высшему и очень тонкому, но без которого мы сегодня и помыслить не можем всю нашу историю, нашу культуру. Без которого вся наша история и вся наша культура и духовность могли бы быть и совершенно иными, если вообще могли бы состоятся.

А вся эта русская аристократия, цвет нации, могла состояться только после могучего исторического прорыва в будущее, начатого Петром Великим. Они все, можно сказать, являют собой то, что и сегодня именуем блестящим императорским двором, ничем не уступающим по всем внешним признакам двору французских королей.

Но вот смотрю я на эти портреты и в голову лезет навязчиво одна смущающая меня мысль. Я не могу не думать о том, что все эти изображенные талантливой рукой художника аристократы как бы и не совсем русские люди. Да, ну сами посудите. И говорят они все по-французски, иной раз и лучше, чем по-русски. И одеты они все на европейский манер. И воспитаны они отнюдь не на русской литературе, расцвет которой ещё только грядёт. На литературе преимущественно всё той же французской в полном расцвете века просвещения. А вот и портрет одной из представительниц этой блестящей литературы, мадам дё Сталь, висит в том же зале у выхода в другой зал А в подтверждение этой смущающей меня мысли предлагаю вспомнить известные строки:

В той комнате незначащая встреча:
Французик из Бордо, надсаживая грудь,
Собрал вокруг себя род веча
И сказывал, как снаряжался в путь
В Россию, к варварам, со страхом и слезами;
Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;
НЕ ЗВУКА РУССКОГО, НИ РУССКОГО ЛИЦА НЕ ВСТРЕТИЛ,
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;
Своя провинция. – Посмотришь, вечерком
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Такой же толк у дам, такие же наряды.

Это о ком же Грибоедов так сурово насмешливо. А вот как раз о всех тех, лица которых смотрят на нас со всех стен в этом зале.

Правда есть тут один любопытный факт, который также заставляет задуматься. И вот в чём он состоит. Портрет Лопухиной, как и преимущественно остальные портреты в этом зале, были написаны в конце 18 века. А выше приведенные строки Грибоедова были сочинены в 20-е годы века следующего. Разрыв так лет в двадцать пять. Но только между этими датами случилась «гроза двенадцатого года». И получается так, что французик из Бордо, этот супостат, чьи соплеменники были выдворены из России с немалыми усилиями и жертвами, нашел в нашем отечестве то, что совсем и не ожидал. То есть, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Что же говорить о том, каким был наш высший свет до «грозы», до нашествия просвещённой Европы.

Графиня Лопухина была плоть от плоти именно этого света. А меня поражает в этом портрете ещё и то, что лицо у графини совершенно русское. И уж никак не французское. Знаю, о чем говорю, потому как нахожусь с этим народом в самом близком общении вот уже скоро 40 лет. Если мы говорим о загадочном, мистическом славянском шарме и таинственности русской души, то вот всё это прямо перед нами на этом портрете.

Ну и как в этой связи не вспомнить слова Толстого о Наташе Ростовой. Она ведь тоже была графиней, как и Маша Лопухина. Надо вспомнить то место «Войны и мира», где он описывает её после барской охоты. Она так неожиданно исполняет русский танец. Барыню под гитару своего дядюшки. Вот этот отрывок:

“Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить!”

Анисья смотрит на танец Наташи и удивляется, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.

Ведь все то же самое можно было бы сказать и о девушке Лопухиной урожденной Толстой

Да, Толстой. Ведь наша графиничка Мария Лопухина, или так мило Маша, которая смотрит на нас с портрета, состояла в дальнем родстве с графом Львом Николаевичем Толстым. Она приходилась ему двоюродной тётей.

Наверное, то же самое можно было бы сказать о другой русской героине другого романа в стихах. О Татьяне Лариной. И она ведь тоже «по-русски плохо знала, журналов наших не читала». И знаменитое письмо она тоже писала по-французски. То есть, всё, что есть в её душе самое сокровенное, самое потаённое и самое трепетное она доверяет языку чужой ей страны. И однако ж «Татьяна, русская душою, Сама не зная, почему, с ее холодною красою любила русскую зиму». Любила так, как только и может русский человек.

*****
Меня однажды поразил и ещё один факт. Маша Лопухина была ведь, оказывается, родной сестрой всем печально известного Фёдора Толстого американца. Настолько известного, что он стал прототипом для многих литературных персонажей. Причем наших самых знаменитых писателей.

Вот Зарецкий, например, в поэме Евгений Онегин. Вспомним

“Зарецкий, где ваш секундант?”
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства.
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства.

А этот Зарецкий просто вылитая копия всё того же «американца». Потому как Пушкин знал этого «классика и педанта» дуэлей не с чьих то слов. Знал лично. Мы знаем и эпиграмму, написанную Пушкиным, обращенную всё к тому же персонажу. Он написал эту эпиграмму оскорблённый до нельзя после того, как Фёдор Толстой пустил сплетню. Он писал, что, дескать, Пушкина высекли в тайной канцелярии за «Гаврилиаду». Что можно было ожидать после этакой пощёчины? Только дуэль. И после она едва только не состоялась. Вот эта эпиграмма.

В жизни мрачной и презренной
Был он долго погружен,
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но, исправясь понемногу,
Он загладил свой позор,
И теперь он — слава богу —
Только что картежный вор.

И при всём при том, Пушкина, на мой взгляд, были какие-то странные отношения со своим оскорбителем. Пишет эту злую эпиграмму, по сути посылает ему вызов на смертельный поединок, а потом годы спустя ему же поручает передать самое главное в его жизни предложение своей будущей жене.

И у Грибоедова всё он же, этот «американец». Вот какая характеристика ему в «Горе от ума»

Не надо называть, узнаешь по портрету:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист;
Да умный человек не может быть не плутом.
Когда ж об честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем:
Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, и мы все рыдаем.

А вот у Льва Толстого, кто он? Он Долохов. Один из самых отвратительных и мерзких персонажей огромного романа. Вспомним, какая это была сволочь. Он любовник Элен Он же спровоцировал Пьера на дуэль. При этом этот снайпер – дуэлянт доподлинно знал, что сам он ничем и не рискует – Пьер никогда пистолета в руках не держал. И едва только не поплатился жизнью за свою подлость. Он же, этот прожженный, признанный шулер, обыграл наивного Колю Ростова на жуткую сумму. И он же помогает устроить побег Наташи Ростовой из отчего дома, чем расстроил все её отношения с Болконским. Можно себе представить большего негодяя?

И всё-таки во всех этих описаниях, да и не только этих, везде на «американце» лежит такой легкий налёт восхищения. Удивительно. Вот как, например, описывает его Фаддей Булгарин.

Читайте также:  Костюм эпохи Позднего Средневековья – готическая мода

«О нем можно бы написать целую книгу, если бы собрать все, что о нем рассказывали, хотя в этих рассказах много несправедливого, особенно в том, что относится к его порицанию… Он был прекрасно образован, говорил на нескольких языках, любил музыку и литературу, много читал и охотно сближался с артистами, литераторами и любителями словесности и искусств. Умен он был как демон»
*****
Ко всем перечисленным цитатам в прозе и стихах я хочу вставить и мое смиренное слово. При всех описанных Фадеем Булгариным и не только им достоинствах брата Маши Лопухиной, мне то он представляется настоящим чудовищем. Что из того, что он знает иностранные языки. НУ и что? Любовь к музыке и литературе, знакомство с французским никак не оправдывает все безобразия, учиненные им за всю его поганую жизнь.

И я имею в виду не только его просто патологическое неприятие правил и законов приличия, которые он демонстративно преступал. Находя именно в этом способ самоутверждения в жизни. Не в благих деяния и поступках он отличался. Прославил он себя, помимо всех прочих гадостей, прежде всего тем, что он был убийцей. Он убил одиннадцать человек.

ВЫ только вдумайтесь в это. И убивал он часто не из неистребимого желания защитить свою поруганную честь. Нет, чаще всего он провоцировал своих оппонентов на дуэли, которые сами должны были защищать честь. Провоцировал самым низким и недостойным способом. Клеветой. Вот так, как это произошло с Пушкиным. Ну кто его просил распространять эту басню про то, как высекли поэта шпицрутенами заплечными мастерами Тайной Канцелярии? Зачем ему было таким пошлым образом задирать известного всей России поэта? И как поэт мог стерпеть это? И не стерпел. Желание отомстить за клевету жгло долго его изнутри. И только счастливый случай не позволил, чтобы роковая пуля не сразила Пушкина задолго до выстрела Дантеса.

А ведь каждый им убиенный был не просто человек сам по себе. Он был ещё и чей-то сын, чей-то брат, отец, или будущий отец, муж или ещё жених. А этот негодяй вырвал из всего этого родственного круга близкого им человека, причинив горе стольким другим людям.

Но божья кара настигла все-таки наперсника разврата. Бог дал ему 12 детей. Из них умерло одиннадцать во младенчестве или в отрочестве. Уцелела только одна дочь, ставшая впоследствии женой московского губернатора. Жестокое, конечно, наказание. Оно мне напоминает божью кару, которая обрушилась на библейского царя Давида. Того самого, что из пращи свалил Голиафа.

Царь Давид так воспылал чувством к уже замужней женщине Вирсавии, что приказал слугам привести её после купания в свой дворец. Как она выглядела, вы увидите на замечательном полотне Карла Брюллова в той же Третьяковке. Ну и, понятно, соблазнил он её. То есть совершил грех прелюбодеяния. Ну а ненужного мужа отослал своею властью на войну, где он и был убит. Ещё один грех. Бог, который, как известно всё видит, не простил. Первенец, зачатый таким богопротивным способом, не прожил и нескольких дней. И долго после этого Давид просил у него прощения. И добился. Сжалился Всевышней и даровал ему ещё одно дитя, ставшего впоследствии мудрецом Соломоном.

А вот «американцу» Бог ничто не простил. Убил Фёдор одиннадцать несчастный, ну и прибрал к себе Бог не менее несчастных одиннадцать детей подлеца. И тот к концу жизни и воспринимал смерть каждого ребенка как божью кару. Остается добавить лишь одно. Находится он на вечном упокоении на Ваганьковском кладбище. И могила его сохранилась. Она ухожена. Кем, не знаю.

*****
Но вернёмся к его сестре, к Маше Лопухиной урождённой Толстой. В 1797 егермейстер и действительный камергер при дворе С. А. Лопухин заказал Боровиковскому портрет своей юной супруги, от которой он был без ума. И художник выполнил заказ. Он создал шедевр Я не буду писать о том, что портрет написан в вошедшем в то время в силу моде сентиментализма. Это дело искусствоведов. Не мое. Я о другом.

Это действительно шедевр Я вспоминаю известную строку: «Когда твоё лицо в простой оправе передо мной сияло на столе». Пусть здесь и не совсем простая оправа, но изображение действительно сияет своей удивительной красотой. И в этом смысле достойно выделяется из прочих портретов в этом зале. Остальные портреты, особенно женские, как-то уж очень схожи по манере написания. Что делает их всех чуть ли не родственными.

А вот в портрете Лопухиной, хотя он и написан в общей манере художника, чувствую, что здесь я прикасаюсь, как нигде, к живому, оригинальному портрету личности. Этот женский взгляд забирает меня. Я чувствую его просто убийственное очарование на себе. И не могу оторваться. Да разве только я. И я не могу понять в чем причина. Это магия искусства так действует на меня, или мистицизм женской красоты, которая не поддается описанию словами.

Портрет этот обращён ко всем нам. Это обворожительное изображение пришло к нам сквозь плотный слой времени более чем в два столетия. Почти через бездну времени. Уж сколько поколений сменилось с того времени. как портрет Марии Лопухиной «воссиял на нашей горестной Земле».

Я всматриваюсь в черты её лица и вижу, как взгляд Лопухиной будто и не нарочно остановился на мне, на какую то долю секунды. В каком то ленивом движении головы. Но как много в нем сказано. Он как бы и равнодушен и в то же время так намеренно притягателен. Он цепляет и останавливает на себе. Да так, что стоишь долго,совершенно очарованный им.

В то время случайных изображений на картинах, тем более портретах, не было. И детали тоже носили символические символы, легко читаемые людьми той эпохи. Вот например, справа у руки Марии видны две розы. Роза – прекрасный цветок – сам по себе символ красоты. Но красоты явившейся на этот свет на краткий миг, чтобы после этого увянуть и исчезнуть. Вот один бутон уже и поник и вот-вот осыпит свои нежные ароматные лепестки.

А художник как в воду глядел. Не долго бедная Маша сияла своей красотой. Бог дал ей лишь 23 года жизни. На портрете ей ещё 18 лет. Умерла она от чахотки. Страшная и практически неизлечимая болезнь в те времена. Страшна она была своей коварностью и неразборчивостью. Косила и младых и старых. И простолюдинов и коронованных особ. Вот, к примеру, она же унесла и художника Васильева – нашу надежду в живописи пейзажа. И в том же возрасте. В 23 года. И тот же недуг сразил и императрицу Марию Александровну – жену Александра второго. Тоже Машу, кстати говоря.

*****
Нет, ничем особенным Мария Лопухина не отметилась при жизни. И не запомнилась она благодаря какими-то значительными деяниями, или чем то таким, что было бы достойно нашего разговора и нашего почтительного и благодарственного внимания. Нет, её короткая жизнь никакого повода к этому не даёт. И тем не менее посетитель именно на нее посмотрит прежде всего и долго ещё будет стоять перед её портретом, как пригвожденный, проникаясь всем шармом, который исходит от изображения этой юной девы.

Да, юной деве не дано было долго пребывать на этом свете. Двадцать три года жизни даровал ей Всевышний. Просто невозможно в это поверить. Как жестоко и несправедливо. И когда узнаешь про это, вся душа наполняется щемящей тоской и протестом против этого самого Всевышнего. За что он так рано прибрал к себе эту красоту?

Ну а раз остался её живописный облик, то и появляется неудержимое желание узнать, а кем она была в жизни эта красавица, которая со снисходительной чуть заметной улыбкой взирает на нас уж сколько лет. И сколько ещё зрителей почувствуют на себе всю силу её победного очарования.

Она нас радует всем своим обликом и по сей день. И долго- долго будет ещё радовать. И только благодаря художнику Боровиковскому. И невольно в голову приходят строки Полонского, написавшего стихи – посвящение этому портрету. Вспомним:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
НО КРАСОТУ ЕЁ БОРОВИКОВСКИЙ СПАС
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

А вот не было бы художника – и поглотила бы её бездна вечности. И никто о ней уже ничего бы и не знал. Как и о многих других красавиц тех времён. Да и не только тех.

P.S. М. И. Лопухина была похоронена её супругом в известном в Москве Спасо-Андрониковском монастыре. Сегодня в нем находится музей древнерусской живописи имени Андрея Рублева. Рублёв был монахом этого монастыря. Она была похоронена в родовой усыпальнице Лопухиных. А через несколько лет умер и её безутешный супруг. И он тоже покоится в той же усыпальнице.

Эта усыпальница находится в нижнем ярусе церкви Знамения Божией Матери. Я много раз проводил некогда экскурсии в этом монастыре. Церковь была построена на средства первой жены Петра Первого, Евдокии Лопухиной.

Как известно, эта несчастная царица была пострижена в Покровском монастыре города Суздаля. Но кончила они свои дни в Новодевичьем монастыре Москвы под именем монахини Елены.

Как портрет оказался в Третьяковке? Он долгое время находился у её племянницы, единственной оставшейся в живых дочери Фёдора Толстого. Она, напомню, вышла замуж за московского губернатора Перфильева. Вот в этом доме, стоящим ныне на Тверской напротив памятника Юрию Долгорукого, и увидел портрет Павел Третьяков. Восхитился им и купил.

Ссылка на основную публикацию