Прически эпохи Возрождения – Флоренция и Венеция

Прически эпохи Возрождения – Флоренция и Венеция

Глава первая. Итальянские прически XV-XVI веков

Общая характеристика

В XIII-XV веках выдвигается Италия: ее удобное географическое положение способствовало развитию торговли, расцвету городов. В Италии создавались благоприятные условия для возникновения капиталистических отношений. Мелкие ремесленники, кустари-одиночки уже не могли обеспечить возросший спрос населения на различные товары. Этим объясняется появление капиталистических предприятий – мануфактур, использовавших наемный труд рабочих. Италия становится своеобразным центром развития ткацкой промышленности: в Неаполе, Флоренции, Венеции, Генуе, Милане, Риме появляются цеха сукноделов, прядильщиков, красильщиков, вышивальщиков. Патриархальная феодальная аристократия постепенно вытесняется новым классом – буржуазией, которая умело управляет производством, стремится захватить политическую власть.


Рис. 40

В эпоху Возрождения Италия испытывала влияние мод соседних стран. Северные земли придерживались французских мод; южные сохраняли свою индивидуальность; город-государство Венеция, поддерживающая торговые отношения с Востоком, находилась под влиянием восточных мод. Законодательницей итальянских мод в конце XIV – начале XV века становится Флоренция. В начале XV века приоритет переходит к Венеции, а с 1530 года и до конца XVI века итальянцы следуют испанской моде. Предпочтение отдается сочетанию ярких красок, сочных цветов. Освобожденные от церковных запретов, горожане изощрялись в костюмах и прическах, которые богато украшались драгоценностями. Жизнерадостная мода Возрождения заставила итальянцев забыть о тяжелых головных уборах oсредневековья. Женские волосы, считавшиеся прежде греховным соблазном, сделались предметом воспевания и поклонения художников и поэтов.


Рис. 40а

Выдвижение Флоренции как законодательницы моды в XV веке объясняется тем, что в области суконной промышленности она не имела конкурентов, а по производству шелков занимала одно из первых мест в мире. В годы, когда во Флоренции жил Леонардо да Винчи, она сделалась центром гуманистической культуры. Слава о ней гремела на весь мир, ее называли Новыми Афинами. С Флоренцией связаны имена титанов Возрождения, таких, как Андреа Вероккьо, который одновременно был ювелиром, резчиком, ученым- математиком, живописцем и музыкантом. Вероккьо считается учителем великого Леонардо да Винчи. Здесь и жили и творили Сандро Боттичелли, Лоренцо ди Креди, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино, Пьеро ди Козимо, Леонардо Гирландайо. Все они в своих произведениях реалистично передавали окружающую их жизнь.

Во второй половине XV – начале XVI века законодательницей мод становится Венеция. Новые моды сложились в богатых купеческих семьях и распространились среди высшей знати. Венеция сохранила традиции ренессансной культуры, свободомыслия, антифеодальные настроения. В Академии искусств и Дворце дожей были собраны редкие коллекции произведений искусства.

С Венецией связано творчество Веронезе и Тициана, Джорджоне и Тинторетто, Гварди и Тьеполо. Здесь сложилась своя школа живописи, произведения ее художников стали известны всему миру.


Рис. 41

Основные виды и формы причесок. Мужские флорентийские прически всех сословий были одинаковы по силуэту. Они делались из длинных, пышно завитых волос. Самым распространенным силуэтом прически стал шарообразный. Молодые люди завивали волосы в локоны и носили их распущенными или пышно взбитыми (рис. 40, 40а). Длина локонов достигала плеч. На лбу выстригалась ровная челка. Иногда волосы разделялись прямым пробором или зачесывались назад. Завивка была различной – волнообразной или мелкой, крутой. Волосы укладывались в широкий валик концами внутрь. Такой валик иногда обрамлял все лицо, а иногда шел от виска к виску через затылок. При этом макушка головы была гладкой.

В этих прическах значительную роль играла стрижка. Иногда волосы подстригались “лестницей” и круто завивались на папильотки. Другой разновидностью стрижки были ровные волосы, подстриженные эллипсообразно. Концы их подвертывались внутрь. Носили: и прямые, незавитые волосы. По-прежнему можно было увидеть “пейзанскую” стрижку, как в средние века. Все эти прически прочно укрепились в быту и не менялись на протяжении многих лет. Оставались они и после того, как законодательницей мод стала Венеция.

В это время самой распространенной стала эллипсообразная прическа, получившая название “колба” (рис. 41). В это же время носят и более короткие прически, украшают голову цепочками, драгоценными камнями. С появлением высокого воротника прически значительно укорачиваются.

Лица чисто выбривались, и только по достижении зрелых лет мужчины отпускали бороды и усы. Уходу за бородой и усами придавалось особое значение. Главным условием красоты бороды являлся ее равномерный цвет. Поэтому волосы на лице постоянно подкрашивали. Так, с появлением первой седины бороду полностью обесцвечивали, придавая ей белизну, зачастую с голубым оттенком. Единой формы бороды не было. Каждый исходил из индивидуальных вкусов. Некоторые носили одни лишь усы. Но с 70-х годов XV века стали носить бакенбарды, которым придавали округлую форму и завивали. Молодые люди носили одни усы или только одни бакенбарды, достигавшие середины уха.

Флорентийские женские прически поражали замысловатостью. Возвратились прически, забытые во времена средневековья. Прически в разных областях Италии были различны, но всех их объединяло одно – длинные распущенные волосы. Их перестали скрывать под головными уборами. Прически всех сословий отличались легкими, изящными линиями. Подражая античным образцам, дамы свертывали волосы наподобие греческих узлов. Но со временем простота линий была утеряна. На смену ей пришли затейливость и витиеватость, изысканность и декоративность. Прически стали индивидуальны, в них отражался вкус и фантазия исполнителя. Эти прически, состоящие из кос, локонов, требовали уже высокого мастерства. Сложные комбинации из волос обильно украшали лентами и нитями жемчуга. В начале XV века во Флоренции появляются легкие, изящные прически. Самая популярная из них – “флорентийская коса” (рис. 42), типичная только для флорентиек. Для нее все волосы разделялись прямым пробором, зачесывались полукругами на щеки, на затылке заплеталась коса, ровная по толщине. Ее перевязывали лентами, шнурами, бусами. Косу часто вкладывали в своеобразный кожаный футляр или сетку, которая заканчивалась кисточкой. Важным элементом прически были длинные локоны, свисающие по обеим сторонам лица. Иногда волосы собирали на затылке в пучок, перевязывали крестообразно и распускали по спине широкой, слегка волнистой прядью. В таких прическах делали прямой пробор, височные пряди коротко подстригались и, слегка подвитые, напускались на щеки. Все эти прически требовали очень густых волос, и дамы прибегали к искусственным косам, локонам.


Рис. 42

Девушки причесывались просто, заплетая на затылке одну косу и укладывая ее венчиком вокруг головы, или заплетали две косы, распускали завитые волосы по плечам. Прически украшали шелковыми лентами, цветами, нитками жемчуга, серебряными блестками. Иногда носили волосы в изящных серебряных сеточках, расшитых жемчужинами, подвязывали лентами, жгутами на затылке. Волосы завивали крупными волнами.


Рис. 43

Замужние женщины также заплетали волосы в косы, укладывая их в виде ракушек спиралями над ушами. Часто волосы покрывали бархатными шапочками, вуалями, сетками из лент, бархатных нитей, плетений. Иногда на прически сверху сетки надевали шелковый толстый валик в форме кольца. Объемные валики крепили на высокие шапки закругленной формы. На некоторых портретах можно увидеть прическу с футляром для косы из белого шелка, обмотанным черной лентой крест-накрест. Футляр был ровным на протяжении всей длины, поэтому можно предположить, что волосяные пряди, пропущенные в него, не всегда были такой же длины, а образовавшуюся пустоту заполняли каким-либо материалом, например шелковыми лентами.


Рис. 43а

Прически итальянок менялись под действием испанских мод. Современник писал, что гладкая прическа очень подходила к умным, прекрасным лицам флорентийских патрицианок, придавала им вид превосходства и уверенности в себе. Часто распущенную длинную прядь, перевитую лентами, также называли косой, так как волос из-под ленты видно было мало.

Прически венецианских дам были различны, но их можно было объединить в два основных типа: завитые локоны, закрепленные шпильками, перевитые украшениями; прически с косами, уложенные по-разному.

В конце XIV века в Венеции получила широкое распространение прическа с завитыми в виде полумесяца прядями, расположенными надо лбом. Иногда прическа напоминала небольшие рожки наподобие серпа Венеры.


Рис. 43б

Жительницы Неаполя придумали себе особую прическу -из волнистых волос, которые короткими прядями зачесывались на щеки, на затылке пряди подвязывались лентами и каскадом ниспадали на спину.

Увлечение светлыми волосами привело к тому, что в Венеции на крышах стали строить маленькие, легкие будочки из дощечек без крыши. В этих необычных сооружениях женщины, защищенные от глаз любопытных, сидели часами, выжигая на солнце смоченные различными составами волосы. Для более равномерного обесцвечивания волосы раскладывали на большие, широкие поля соломенных шляп, которые для большего удобства были без донышка. Рецепты окрашивания волос хранились в глубокой тайне. Ими обладали цирюльники, которые за большие деньги охотно окрашивали волосы.

Венецианские прически, так же как и прически флорентиек, изящны и замысловаты (рис. 43, 43а, 43б и 43в). Многие носили прическу наподобие “колбы”, только пряди были значительно длиннее. Концы завитых волос подвертывали внутрь валиком или двумя. Часто волосы забирались в сетку, которая спускалась с темени. Делались прически типа тюрбана, при этом на темени укладывали высокие пучки из жгутов кос.

Прически куртизанок отличались от причесок знати и горожанок (рис. 44). Они состояли из двух толстых жгутов, уложенных надо лбом в виде баранок. На лоб спускалась густая сильно завитая челка из мелких кудряшек или спиралевидных локонов. Волосы с затылка гладко зачесаны.

Разберем некоторые, наиболее интересные итальянские прически, воспроизведенные на картинах мастеров того времени.

“Портрет Симонетты Веспуччи” Пьеро ди Козимо. Раннее Возрождение. На голове молодой, красивой девушки – массивная нарядная прическа. Все волосы зачесаны с высоко подбритого лба назад и заплетены в косы всевозможного плетения. Косы и пряди завитых волос продернуты крестообразно и уложены петлями на затылке. Вся прическа перевита нитями бус, украшена шпильками с жемчужными навершиями и подвесами.


Рис. 43в

“Портрет Симонетты Веспуччи” Сандро Боттичелли. Изображена все та же красавица, но прическа отличается от предыдущей мастерством исполнения. Волосы завиты и уложены красивыми легкими прядями, а кроме того, заплетены в многопрядные косы. На спине – толстая прядь, перевитая крестообразно. На затылке уложен массивный, “простеганный” лентами пучок с “колосовидной косичкой”, унизанный жемчугом, на лбу – три большие бусины.

Головные уборы, украшения, косметика

В период господства флорентийских мод мужской костюм XV века приобретает приземистый силуэт, увеличивается в объеме.

Известные художники, скульпторы принимают участие в разработке эскизов костюмов, причесок, украшений. Костюмы поражали красочностью, богатством, великолепием. Шили их из тонких итальянских шелков, парчи, бархата, а также тканей, привозимых из других стран Европы. Художники делали картоны, рисунки для мануфактурного производства, вышивок, так как вошла в моду вышивка серебряными и золотыми нитями, драгоценными камнями. Костюм из-за этого сильно утяжелялся – иногда он весил до сорока килограммов. Много внимания уделялось также подбору тканей по цвету.


Рис. 44

Мужской костюм состоял из рубашки тонкого полотна, плотно облегающей торс, жилета со стоячим низким воротником и верхних штанов-чулок. Верхней одеждой служили догалине (широкая укороченная одежда из тяжелых тканей, отделанная мехом, с широкими длинными рукавами) или короткий плащ. На длину костюма влиял не только индивидуальный вкус, но и возраст его обладателя. Так, например, мужчины зрелого возраста для придания своему облику величия носили длинные тяжелые одежды.

Во второй половине XVI века в мужском костюме начинают делать прорези, сквозь них просвечивает ткань нижнего одеяния. Яркие цвета, богатство украшений, пышность форм, богатая декорировка придают костюму неповторимый вид.


Рис. 45

Одежда флорентийских женщин XV века отличалась мягкостью и плавностью линий, которые эффектно подчеркивали фигуру. Итальянки носили верхнее и нижнее платье. В XVI веке, когда центр мод переместился в Венецию, в женском костюме появились черты, отличающиеся от флорентийского костюма. Не стало строгости и ясности композиционного решения, которые мы можем заметить во флорентийском костюме. Во всем чувствуется тяготение к роскоши, стремление подчеркнуть материальное положение и достаток. Женский костюм получает округлость форм за счет рукавов, широкой юбки, широкого выреза. Верхняя одежда, так же как и мужская, допускала разрезы, сквозь которые просвечивала ткань нижнего платья.

Сочные, яркие цвета костюмов – синие, зеленые, красные – гармонировали с шумной, веселой жизнью города.

С изменением причесок в эпоху Возрождения значительно изменились и головные уборы. Если в средние века их назначением было скрывать волосы, то теперь, наоборот, они дополняли и украшали прическу, делая ее более сложной и оригинальной.

Наиболее распространенным мужским головным убором по флорентийской моде были шляпы, напоминающие по форме береты, из бархата, велюра, парчи, фетра, а также войлока. Юноши носили разноцветные невысокие шапочки типа турецких фесок, круглые по форме, с плоским донышком. Сбоку свисала небольшая кисть или вверх торчало небольшое перо. Носили плоские береты, шаперон буреле с длинными кё и корнетом. Возможно, оживленная торговля с Востоком привела к тому, что во Флоренции и Венеции распространились головные уборы типа тюрбанов, чалмы, украшенные драгоценными брошами, перьями. Богатые горожане продолжали носить средневековые головные уборы – капюшоны, колпаки из сукна и шерсти, повязки, шляпы. Знатные люди на торжества надевали венцы, сплетенные из золотых нитей. Городские правители, дожи носили чепцы в форме рога. Были по-прежнему распространены плоские шляпы в виде тарелок из плюша, фетра, замши.

Женские головные уборы также изменились: шляпы значительно уменьшились в размерах, формы стали проще. Распространена была маленькая шапочка, расшитая жемчугом или драгоценными камнями. Ее надевали на самую макушку. Знатные женщины носили сетки эскафьон из шелковых, золотых, серебряных нитей, расшитые жемчугом, прикрепляли к ним прозрачные вуали, покрывала (рис. 45). Летом надевали соломенные шляпы с большими полями из рисовых стеблей. Девушки носили фески, тюрбанообразные шляпы, бареты. В Венеции были распространены высокие “подушкообразные” шляпы, размер которых в несколько раз превышал размер головы.

Встречались чепцы и береты, которые надевались на тонкие головные платки одновременно с повязкой.

Флорентийские женщины носили шляпы с пестрой высокой тульей, отогнутыми полями, из-под них виднелась головная повязка из шелка.

Украшения в эпоху Возрождения делались по рисункам известных мастеров – художников, скульпторов. Особенно разнообразны были изящные головные украшения – шпильки, гребни, веточки, нити жемчуга, блестки, налобные цепочки с камнями – фероньерки.

Косметика. Во второй половине XVI века косметикой сильно увлекались все. Венецианки в своих домах оборудовали специальную туалетную комнату, где стояли маленькие столики, заставленные флаконами и баночками. Знатные дамы сильно красили лица, куртизанкам было запрещено это делать. Много внимания уделяли окрашиванию волос в золотой цвет – этот цвет увековечен на полотнах художника Тициана, в последующие века он так и назывался – “тицианов”.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Возрождение в Венеции

Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.

Эпоха Высокого Возрождения ( на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.

Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна» — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.

Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера» — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.

В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь», которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.

Читайте также:  Бренд Blumarine и биография Анны Молинари

Джорджоне » Юдифь»

Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.

Паоло Веронезе » Тайная вечеря»

Творчество Тициана

Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.

Тициан Вечеллио — король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.

Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта : соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.

Тициан Вечеллио » Автопортрет» ( около 1567 года)

Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.

Тициан » Динарий кесаря» ( около 1516 года)

Картины Тициана Вечеллио

Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:

  • » Вакх и Ариадна»
  • » Венера Урбинская»
  • » Портрет папы Павла III»

  • » Портрет Лавинии»
  • » Венера перед зеркалом»
  • » Кающаяся Магдалина»
  • » Святой Себастьян»

Живописность и чувство объемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.

Характерные черты живописи Венецианского Возрождения

Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.

Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» ( 1590 год)

Якопо Тинторетто » Распятие»

Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.

Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»

Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.

Якопо Тинторетто » Рай»

В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:

  • религиозно — мифологический;
  • исторический;
  • бытовой пейзаж;
  • портрет.

В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в стиле барокко .

Возрождение в Венеции : 1 комментарий

Венецианское Возрождение началось позже, но при этом продлилось значительно дольше. Жемчужинами данного стиля являются дворец дожей в Венеции и Собор Сан Марко.

Прически в разные эпохи

Ренессанс (ХV- XVI вв.) Эпоха, пришедшая на смену средневековья, характеризуют как эпоху Возрождения. Вместе с расцветом литературы, естественных наук пришло и развитие искусства. Мужчины в эпоху Возрождения носили длинные прически, достигающие лопаток. Височные и затылочные части подстригались полукругом, а спереди выстригали ровную челку.

В женских прическах преобладали завитые локоны, делались прически и из прямых волос. волосы зачесывались от макушки и от виска к виску, через лоб шла ровная горизонтальная линия. Волосы сзади подстригали полукругом, завивали и подгибали концы.

Прически эпохи Барокко (конец XVI- середина XVII вв.) Этот стиль отличается величавостью и утяжеленностью. Прически с завитыми длинными и полу длинными волосами, отдельными локонами спускающиеся на спину. В 1624 году в моду вошел пышный завитой парик. Завивку делали с помощью пара, в то время это было новшеством.

Далее с развитием парикмахерского искусства появляются прически «пудель», «грива». Такие прически делали из большого количества пышных локонов, окружающих лицо. Женские прически стали становиться более естественными. В моде была прическа из двух полушарий с ровным пробором и ниспадающими локонами.

Также была популярной прическа «фонтаж». Выполнялась такая прическа из туго завитых локонов, расположенных высоко над лбом, уложенная горизонтальными рядами поэтажно. В 1644 году появились специальные группы, руководство, которых содержало рецепты по уходу за волосами и лицом.

Прически эпохи Рококо (первая половина XVIII в.) Этот стиль принес лёгкость, изнеженность и воздушность. Завитые волосы зачесывали назад и собирали черной лентой, название прически «кё». Потом хвост начали убирать в мешочек из черного бархата («а-ля бурс»). Затем появились прически у которых завивались височные пряди, затылок при этом оставался гладким. Снизу волосы обрамлялись кожаными ремешками в виде крысиного хвостика или заплетали в косичку. Также женские прически обильно пудрили.

В период Рококо были наиболее известны мастера Легро, Даж и Ласкер, они были французами. Именно они внедрили в парикмахерское искусство принцип, что прическа должна соответствовать типу фигуре и особенностям лица. В Париже они открыли академию обучающую парикмахерскому мастерству.

Во второй половине XVIII века прически представляли собой уже целые волосяные сооружения и в высоту могли достигать до полу метров. Для того чтобы выполнить такую прическу, использовали каркасы, сверху прическу украшали корабликами и различными фигурками людей. Также в период Рококо прически украшали нитями жемчуга, золотыми шпильками, гребнями с драгоценными камнями и другими различными аксессуарами. Количество шпилек использованных в прическе достигало сотни штук. Также для украшения использовали перья павлина и живые цветы, а чтобы они не увядали, в волосах маскировали и флакончик с водой.

Прически эпохи Директория (1795- 1799 гг.) В период директории модно становиться закалывать волосы произвольно, с использованием различных заколок. Наряду с такими прическами носили и укороченные волосы с разнообразными локонами и украшениями из страусиных перьев, лент и звезд из блестящих камней.

Прическа перестает быть сословным отличаем. Они представляли собой распущенные волосы, длина которых то увеличивалась, то уменьшалась. Иногда остригали челки и собирали волосы в хвост. Цвет волос оставался естественным.

Прически эпохи Ампир (первая четверть XIX века). После свержения Директории произошел и переворот в моде. Прически делались исключительно на передней части головы, на лоб спускались части локонов. «Титуса»- прическа, которая стала популярной на столько, что её долгое время носили в Европе, суть её была в завивке локонов. Локоны создавались и круглые, спиральные, плоские с характерными украшениями: драгоценные диадемы, жемчужные ленты, широкие гребни.

Прическа эпохи Бидермейер (1815- 1848 гг.). Прически этого времени были направлены на придание своему обладателю молодости, красоты и техника их выполнения была довольно сложной. Крупные плотные локоны, уложенные по обе стороны головы, стоячие петли и косы, требовали от парикмахера мастерства.

Благодаря диадемам, вуали, цветам и различным украшениям из перьев давали возможность осуществлять самые оригинальные идеи. Линии мужских и женских причесок в 30-40 годах остаются практически теме же. Но со временем мода вновь вносит свои изменения в виде разнообразных проборов. Пробор разделял волосы на две четкие половинки, может быть прямой, косой проборы.

Новое время (с 1920 года) Техника выполнения причесок усовершенствуется, появляется термическая и химическая завивки, химическое окрашивание волос. Применяются лаки, различные кремы для фиксации прически. Используются различные виды щеток , филировочные ножницы, применяются новые методы и способы стрижек. Прически из коротких стрижек были однообразны.

Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)

Возрождение ознаменовалось появлением класса буржуазии и формированием наций, великими географическими открытиями и обширной торговлей между странами. Необычайного расцвета достигли искусства, в том числе ювелирное и прикладное, возродился интерес к античности. В этот период зарождается гуманистическая культура, независимая от церкви, утверждающая ценность человеческой личности и земной жизни. В центре внимания — интерес к внутреннему миру человека, духовным идеалом становится не христианское смирение, а всесторонне — физически и нравственно развитая личность.
Новый эстетический идеал выразился и в появлении новых форм одежды, новой моды, главным в которой было — создание пластичного гармоничного образа.
В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии: итальянское Возрождение охватывает период с XIV до середины XVI вв. Во Франции оно зародилось с конца XV — начала XVI вв., в Англии продлилось с XVI до начала XVII вв., в Испании — с XV по XVII вв.
Италия, игравшая роль посредницы в торговле между Востоком и Западом, в XV в. стала самой богатой страной Европы. Венеция, Генуя, Флоренция и другие итальянские города начали богатеть еще во времена крестовых походов.
Огромными средствами обладало семейство крупнейших флорентийских банкиров Медичи. В их руках была сосредоточена власть, и чтоб упрочить ее, Медичи создают свой двор, с которым по роскоши не могли соперничать даже королевские дворы Европы. Медичи сумели прославиться, привлекая к своему двору гениальных художников и музыкантов, знаменитых философов. Феодальная аристократия европейских стран интересовалась всем, что происходило во Флоренции при дворе Медичи, и многому подражала, в том числе и итальянскому костюму.
В XV в. главной законодательницей итальянской моды была Флоренция. В XVI в. она уступила место Венеции.
Хотя на итальянский костюм оказывала влияние французская готическая мода, в нем не было вычурности и экстравагантности. В силуэте костюма основными становятся не вертикальные линии, а горизонтальные; исчезают слишком длинные шлейфы и острые длинные носы обуви, свисающие рукава, глубокие декольте, высокие головные уборы. Детали костюма не удлиняют фигуру.
В итальянских одеждах этого периода заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции.
Модные итальянские одежды изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных вышитыми или вытканными цветочными орнаментами. Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный.
В костюме эпохи Возрождения не было строгих сословных ограничений, он выражал скорее имущественное положение человека.
В XVI в. итальянский костюм изменился, исчезла его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменились более темными, а затем и черными. Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени — зрелость и опыт. Это обусловили исторические события: не утихающая вражда между различными социальными слоями, борьба между городами, агрессия соседних государств. Окончательный крах Италия потерпела, когда в 1529 г. ее захватила Испания.
С этого времени итальянский костюм и внешний облик итальянцев подвергся сильному испанскому влиянию. Итальянская культура продолжает развиваться лишь в северных областях Италии, и особенно в Венеции, сохранивших самостоятельность.

Мужской костюм

Нижней одеждой итальянцев была рубашка — «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» — узкой куртке без рукавов или с рукавами.
На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.
Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.
Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.
Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом — «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.
Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.
В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода — кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.
Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.
Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.
В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.
Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.
Мужчины носили чулки и штаны до колен.
Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал — «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.

Женский костюм

Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.
Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.
В XV в. итальянки носили платье — «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.
Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).
Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.
Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.
Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.
В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.
В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева — рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.
В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего — короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.
В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу — отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.
Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер — вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.
Зимой итальянки грели руки в муфтах, которые шились из шелка и оторачивались мехом.
Венецианский женский костюм XV в. отличался маленьким лифом с глубоким декольте и высокой талией. На рукавах платья красовались фигурные разрезы. В XVI в. женская одежда также приобрела пышность и декоративность. Несмотря на влияние испанской моды (и испанский, и венецианский женские костюмы делались на каркасе), венецианский все же был гораздо свободней и женственней испанского с его строгим графическим силуэтом.
В гардеробе венецианок была верхняя распашная одежда «симара» (в Европе она известна как «марлотт»). Симара состояла из трех частей: длинной складчатой спинки, переходившей в шлейф, и двух более коротких полочек. По бокам симара сшивалась не полностью или могла подвязываться поясом. У нее был стоячий веерообразный воротник.
Женский народный костюм сохранил традиции костюма эпохи Возрождения и в более поздние времена. Типичной крестьянской женской одеждой была рубашка, отрезной лиф, который надевался поверх нее, и широкая недлинная юбка.

Читайте также:  Порт-букет – фото и история необычного аксессуара

Ренессанс

Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь

Костюм Эпохи Возрождения

Реализм эпохи Возрождения имел много общих черт с античным реализмом. Это ясные спокойные формы, гармоничные пропорции, четкие членения целого на части, органичные соотношения декоративной и конструктивной системы, безупречное чувство меры. Однако искусство Ренессанса сформировалось на новом, более сложном этапе развития человеческого общества и было новым искусством своего времени, отражавшим прежде всего веру в человеческий разум.

Гуманизм — новое представление о всесторонне развитом человеке. Эстетический идеал красоты

Основным стержнем культуры и искусства эпохи Возрождения является гуманизм — новое представление о человеке как о свободном, всесторонне развитом существе, способном к безграничному прогрессу. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

Выступая против аскетизма средневековой морали, итальянская эстетика эпохи Возрождения не противопоставляет тело духу, а выдвигает идею их единства.

Сложная натура, в которой глубина и значительность духовной красоты гармонически сочетаются с физической, — таков идеал эпохи.

Красота считается таким же благом, как здоровье и сила. Ее основные признаки и значение подробно разбираются в трактатах итальянских гуманистов — философов и художников Лоренцо Валлы, Луки Пачоли, Аньоло Фиренцуолы и др. Теорию прекрасных пропорций человеческого тела, его пластику, колорит, форму изучают и воспевают в своем искусстве Леонардо да Винчи, Тициан, Дюрер и многие другие великие художники эпохи.

Очень показательно описание идеальной женской красоты, данное в трактате Аньоло Фиренцуолы «О красоте женщин»: «. волосы женщин должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения. Плечи должны быть широкими. На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми. »

«Портрет Лавинии», «Портрет дамы в белом» Тициана — именно такой тип красоты особенно ярко отражен в искусстве Венеции XVI в.

Портрет дамы в белом

Ткани, цвет, орнамент

В производстве тканей, так же как в остальных отраслях ремесленного производства и прикладного искусства Европы, наблюдается мощный подъем. Центром развития ремесел была Италия. В развитых городах Италии — Генуе, Милане, Флоренции, Венеции — широко развивается шелковое ткачество, изготовление набивных тканей.

По фактуре, плотности и внешнему виду итальянские шелковые ткани были чрезвычайно разнообразны. Особенно эффектны были итальянские алтабасы и аксамиты. На алтабасе золотом по золотому фону или серебром по серебряному ткали узор. Его контуры подчеркивали цветным атласным или бархатным кантом. На золотом или серебряном фоне аксамита сложный петельчатый узор с разновысоким уровнем петель играл светотеневыми бликами.

В орнаменте преобладали стилизованные формы ананаса, тюльпана, виноградной лозы, аканта на фоне растительных завитков и узоров. Особым успехом пользовались гранатовый узор и «павлиньи перья». Кроме цветочных узоров, на тканях изображались фигуры животных, птиц. Цветовая гамма тканей итальянского Возрождения отличалась яркостью колорита, цветистостью, насыщенностью, цветовыми контрастами. Излюбленными цветами были холодный красный, сине-голубой, смарагдово-зеленый, золотистый. Для траурных костюмов использовали не черный, а коричневый фиолетовый, темно-малиновый цвета.

Ткани изготовлялись и в других европейских странах: Нидерландах, Германии, Испании, Франции. Крупными центрами ткачества были нидерландские города Брюгге, Утрехт, которые славились набивными льняными тканями и тиснеными бархатами. Кроме тканого узора и набивки в украшении бархатных и шелковых тканей широко применялась вышивка рисунков в виде золотых листиков, колец, кружков с рельефным изображением львов, драконов, птиц, вышивка жемчугом и драгоценными камнями. Масса костюма, расшитого таким образом, могла достигать 25-40 кг.

С XV-XVI вв. в Италии, Франции, а затем и в других европейских странах для верхней одежды перестают применять льняные ткани, заменяя их парчой, бархатом, плотным шелком. Лен становится незаменимым материалом в изготовлении нижних одежд, однако его матовая или блестящая фактура, белизна продолжают играть большую декоративную роль в костюме (вначале нижние льняные одежды просматривались в вырезе пройм, горловины, застежке-шнуровке, а затем в декоративных разрезах верхней одежды). С XV в. в Европе появляется кружево, которым обшивали края сорочки, низ рукавов. Ранние венецианские кружева были шитые, типа гипюра, без тюлевого фона, из хлопка белого и кремового цвета. Затем появляются вязаные кружева, черные, золотые, серебряные в виде края, состоящего из маленьких петелек, комбинации которых давали сложные геометрические узоры. Рисунки для изготовления шитых и плетеных кружев начинают издаваться в специальных сборниках в Италии и других странах Европы.

Итальянский костюм

Испытывая до сих пор значительное культурное влияние Франции, Византии, стран Востока, Италия с XV в. сама становится законодателем моды среди европейских стран.

Вертикальность, заостренные формы, условность и стилизация готики вытесняются горизонтальными членениями, простыми и естественными соотношениями и формами, сочностью, богатством и разнообразием цветовой палитры. Эстетика Ренессанса требовала от костюма настолько полного соответствия естественным формам тела, подчеркивания красоты пропорций, чтобы он мог быть «вторым телом» человека. При этом обязательно подразумевалась частичная его обнаженность. В создании итальянской моды принимали участие крупнейшие художники, которые расписывали ткани, создавали ювелирные украшения, узоры для кружев (Бенвенуто Челлини, Чезаре Вечеллио и др.).

Широкий приземистый силуэт костюма, стремление к большим объемам, устойчивые пропорции обнаруживают связь с горизонтальными линиями архитектуры и прикладного искусства эпохи, помогают воссоздать эстетический идеал красоты человека.

Мужской костюм

Главной законодательницей моды в XV в. была Флоренция, в XVI в. — Венеция. В костюме флорентийца XV в. сохраняется прилегающий силуэт французской готики. Однако одежда не имела утрированных форм, отличалась удобством, обувь имела округлую носочную часть. Основными видами мужской одежды были: сорочка, колет, чулки-штаны, симара, табар, плащ.

Сорочка чаще всего была из тонкого белого полотна длиной до середины бедер. Ее носили заправленной в штаны. Мягко спущенная линия плеча, большой объем лифа и длинных рукавов позволяли пропускать ткань сорочки сквозь разрезы рукавов верхней одежды в виде пышных буфов. Сорочку выпускали также между штанами и короткой верхней одеждой. Горловина имела широкую овальную или квадратную форму и отделывалась по краю тесьмой, кружевом, зубцами ткани.

Колет — верхняя плечевая одежда, короткая, до талии или бедер, распашная с застежкой на пуговицы или шнуровкой. Колет прилегал по линии груди, талии, бедер, имел отрезную баску и разнообразно оформленную горловину: с высоким стоячим воротником, глубоким треугольным вырезом, овальным со вставкой. Рукава его не вшивались в пройму, а привязывались на отдельных участках (низ проймы, плечо, по бокам). Это обеспечивало необходимую свободу движения. Рукав прорезали на плече и локте. Во все щели и прорезы выпускали ткань нижней сорочки, а затем декоративную ткань отделки, образуя пышные буфы.

Чулки-штаны из эластичной ткани плотно облегали ноги. В XV в. обе половинки их соединили гульфиком, который вверху и сбоку пристегивали на пуговицы или шнуровали. Чулки-штаны привязывали к колету шнурками через специальные отверстия. Между колетом и штанами просматривалась нижняя сорочка. Долгое время сохранялась мода мипарти: одна штанина была гладкой, другая — полосатой.

В конце XV в. сверху чулок-штанов стали надевать набедренные короткие штаны, длиной до середины бедер и выше.

В моде Флоренции XV в. эти штаны сохраняли плотное облегание по бедрам. В середине XVI в. их стали расширять по низу.

Симара — распашная верхняя одежда разной длины с длинными широкими рукавами.

Табар — верхняя одежда в виде короткого нарамника со свободной спинкой и подпоясанной по талии полой. Широкое распространение имели плащи различной длины и формы. В Венеции XVI в. плащи нередко украшались воротниками-пелеринами.

Длина одежды определялась возрастом и общественным положением флорентийца. Верхняя одежда пожилого горожанина, даже если он не занимал никакой выборной должности, была обязательно длинной, широкой и придавала его внешности отпечаток степенности и важности.

После завоевания Флоренции Испанией итальянская мода испытывает влияние испанцев. Только Венеция, сохранившая свою независимость, продолжает диктовать свой вкус и формы в одежде.

В мужском костюме Венеции значительно реже прибегают к пестрым и ярким тканям. Темные бархатные одежды расширяются в объеме путем конструктивно-декоративного решения: спущенного плеча, низкой глубокой проймы, широкого, книзу суженного рукава, широкой сборчатой или буфированной баски, отрезной по талии. Искусная вышивка или отделка дорогим мехом особенно отчетливо выделяется на темном фоне бархата.

Во второй половине XVI в. на одежде появляются продолговатые декоративные разрезы, расположенные по всей поверхности ткани. Разрезы отделывают цветной тканью или обшивают через край цветной нитью. Вначале сквозь них просвечивала белая рубашка, затем их начинают закреплять подкладкой другого цвета, что создает совершенно новую, живописную фактуру костюма в новой цветовой гамме. колористическое решение костюма, пышность его форм, игра светотени в складках, ювелирные украшения — цепи, перстни — все это придает большую художественную выразительность фигуре итальянца конца XV — начала XVI в. Культ роскоши, богатство и великолепие становятся характерной чертой Венеции этого периода.

Мужской костюм дополняла удобная мягкая кожаная обувь с широкими носами («медвежья лапа») . Головные уборы были очень разнообразной формы: низкие шляпы, береты, фески.

К этому же времени относится появление первой вязальной машины и ее продукции — трикотажных шелковых чулок.

Женский костюм

Боттичелли, «Женский портрет»

Флорентийская женская одежда XV в. имела мягкие, подчеркивающие фигуру линии, естественные пропорции или некоторое повышение линии талии спереди, воронкообразную юбку, мягко и плавно расширяющуюся от талии к бедрам и низу. По крою котт — обычно отрезное в талии с прилегающим лифом и широкой, заложенной крупными складками юбкой. Лиф имел декольте — спереди квадратное, сзади удлиненное. Рукава, так же как и в мужской одежде, присоединялись к платью различными способами (Боттичелли, «Женский портрет»). Своей формой, буфами, изящными украшениями они подчеркивали красоту всего костюма.

Верхнее платье — симара — состояло из трех частей: удлиненной свободной спинки, заложенной от горловины спинки складками, и более коротких полочек. По бокам симара не сшивалась и только спереди придерживалась поясом на талии. Такой покрой позволял драпировать симару в различных вариантах.

Силуэт флорентийского платья XV в. вписывается в овал или треугольник, где ширина юбки относится к росту как 1:2, длина лифа к длине юбки как 1:3,5, голова укладывается в росте 8 раз. Линии силуэта мягкие и округлые.

В костюме венецианок XVI в. намечается стремление к большей роскоши, пышности форм, что находится в непосредственной связи с эстетическим идеалом красоты того времени. Величавую пышность и округлость форм подчеркивают широким вырезом облегающего лифа, широкими сборчатыми рукавами, объемной юбкой.

Силуэт фигуры приближается к прямоугольнику, в котором отношение ширины плеч к ширине юбки близко к единице. Линия талии подчеркивается на естественном уровне («Портрет дамы в белом» – см. выше).

В верхнем платье появляются короткие и широкие рукава, из-под которых виднеются буфированные длинные рукава нижней одежды. Форма его также становится прилегающей с отрезной линией талии и тяжелой складчатой юбкой из бархата или парчи. Большое распространение получает иссеченная ткань, сквозь которую просвечивают белоснежные тонкие сборчатые рубашки.

Сочетание красных, зеленых, синих тяжелых шелков с золотом парчи и белизной рубашки создает прекрасное живописное решение итальянского костюма этого времени.

Пышный живописный туалет венецианки завершался вычурной обувью на очень высокой (до 55 см) деревянной подставке. Деревянные подошвы и верх туфель обтягивались сафьяном, шелком или расшитым бархатом.

Головные уборы итальянок — чепцы, мягкие шляпы, тюрбаны.

Прически — гладкие, низкие, украшенные жемчугом, вуалями, лентами, цветами.

В качестве отделки применяли кружево, которым украшали воротник, перчатки, пояс, чулки. Появляется новый вид дополнения к одежде — шелковая муфта на меху, украшенная лентами, кистями, различными безделушками.

Конструктивное решение костюма

В костюме эпохи Возрождения широко используются достижения кроя предшествующей эпохи. В женском итальянском котт к деталям переда добавляется передний центральный клин юбки, вшиваемый высоко на линии талии и создающий фалды и расширение книзу.

Читайте также:  16 фото - самые смелые образы девушек 1970 годов

Необходимый объем на выпуклость груди создается плавной линией верхней части лифа, проходящей через центр груди к середине переда на линии талии.

Средний шов спинки выше линии талии имеет большой прогиб, который вместе с отрезной талией спинки обеспечивает наиболее полное прилегание в этой части изделия и, кроме того, акцентирует высокое положение линии талии в силуэте.

Подкроенная овально линия проймы имеет большой припуск на свободу по глубине и ширине. Нестабильное соединение с рукавом посредством шнуровки или другого декоративного способа не требует соответствия оката рукава длине проймы. Большая щель между ними является средством декоративного решения костюма.

В деталях кроя пурпуана ясно ощущаются округлые линии силуэта отвлеченной схемы мужской фигуры. Большие припуски в плечевой части полочки, спинки, рукавов рассчитаны на жесткую объемную прокладку, придающую каркасному костюму сходство с броней. Вместе с тем боковой шов спинки смещен к задней части проймы и имеет довольно глубокий прогиб на линии талии. Эта особенность кроя лишний раз подчеркивает схему пропорций фигуры.

Распространение моды

Частые путешествия, развитие торговли, культурные связи между странами способствовали усиленному взаимовлиянию в искусстве, заимствованию внешних форм быта. В сближении форм костюма европейских стран эпохи Возрождения большое значение имело распространение моды. Возникшая в эпоху развитого средневековья мода как кратковременное господство определенных форм в рамках общего художественного стиля начинает распространяться в разных формах не только внутри страны, но и за ее пределами. Первыми предшественниками современных рисунков мод являются портреты знати, на которых подробно выписываются мельчайшие детали одежды. Австрийский дипломат Зигмунд Герберштейн, служивший при дворах многих стран, в том числе и в России, издает в 1 560 г. в Вене автобиографию, сопровождая ее своими портретами в польском, испанском, русском и турецком костюмах.

В Аугсбурге купцы Шварцы (отец и сын) заказывают свои акварельные портреты во всех костюмах, которые они носили на протяжении всей жизни. Все собрание состоит из 140 рисунков.

В Париже в 1 562 г. издаются рисунки национальных костюмов народов мира. В Италии Чезаре Вечеллио издает сборник моделей для кружев, которым пользуются набойщики тканей во всех европейских странах.

Наличие разнообразных форм распространения моды помогает усилению влияния и заимствованию костюмов различных народов; мода постепенно приобретает интернациональные черты.

По этому поводу французский писатель XVI в. Рабле пишет, что шляпы француженок французские только зимой, весной они уже испанские, летом — итальянские.

Картины В.М. Васнецова

Художник является одним из самых знаменитых в мире. Картины Васнецова отличаются замысловатыми фольклорными сюжетами, а также необычной техникой исполнения.

История Владимира и Рогнеды

Ни одной женской судьбе не посвятили древнерусские летописцы столько сочувственных страниц, как полоцкой княжне – красавице Рогнеде. (ок. 960 — 1000).

Флоренция – колыбель эпохи Возрождения

Флоренция – один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, который с удовольствием посещают туристы. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенным пунктам страны, где сохранились бесценные исторические и архитектурные памятники. Флоренция подарила миру таких великих деятелей как Леонардо да Винчи и Галилей, Данте и Микеланджело, а местный говор со временем стал основой итальянского литературного языка. Город по праву гордится тем, что именно его мыслители дали зеленый свет эпохе Возрождения, а именем знаменитого земляка, мореплавателя Америго Веспуччи был назван целый материк – Америка.

Исторические превратности судьбы

Исторический путь Флоренции весьма тернист. На нем случались взлеты и падения, но если бы не эти знаковые превратности судьбы, вряд ли этот уникальный город обрел бы столь большую известность во всем мире. А началась его история с судьбоносного решения римского императора Юлия Цезаря, повелевшего основать поселение, в котором бы жили ветераны верной ему армии. На дворе был 59 год до нашей эры. Новый населенный пункт получил название «Флорентия», что в переводе означает «цветущая». Чуть позже ветеранский поселок разросся до целого города и в IV веке уже нашей эры он становится католической епископской резиденцией. Впоследствии Флоренция переходила из рук в руки. Ею владели то остготы и византийцы, то лангобарды и франки. Минусом этой череды смены властей и конфликтов между ними стало существенное сокращение населения. Но не только: пострадало экономическое, политическое и культурное развитие города.

Переломным в судьбе флорентинцев стал X век, принесший их городу возрождение. В 1115 году город становится самостоятельной коммуной, положившей начало государственности Флоренции, известной как Флорентийская республика. Она существовала в два больших этапа: сначала в 1115-1185 годах, а затем в период 1197-1532 гг. Республика распространила свой суверенитет на значительную часть Тосканы, а именно на ее центральные и северные территории. Тем самым возросла роль Флоренции в общественно-политической системе Италии эпохи Средневековья. В наше время Флорентийскую республику назвали бы образцом демократии, поскольку в ней была сформирована такая система управления, которая исключала захват власти и ее узурпацию одним лицом. Население в свою очередь активно участвовало в формировании всех институтов государства и власти.

Флоренция вырвалась вперед и в своем экономическом развитии. В XIII-XIV веках оно превзошло не только другие итальянские государства, но и страны Европы. Город-республика стал зачинателем первого капиталистического производства – мануфактурного. И именно здесь впервые проявилась классовая борьба в ее традиционном понимании: возникали конфликтные ситуации между патрициатом и наемными рабочими. В 1434 правителями Флоренции стали представители олигархического семейства Медичи, правившие в городе (с некоторыми перерывами) вплоть до XVIII века. В частности, известны тем, что покровительствовали самым выдающимся живописцам и архитекторам эпохи Возрождения, являлись их спонсорами.

При Медичи от демократических начал в управлении мало что осталось: Флоренция стала единоличной синьорией. Самым, пожалуй, жутким в истории города выдался 1448 год. В городе началась эпидемия чумы, которая вместе с голодом нещадно уносила человеческие жизни.

До наших дней сохранились труды флорентийского епископа св. Антонина, пытавшегося в столь трудные дни не только поддержать горожан своими проповедями, но и пытался помочь им самостоятельно изготовляемыми противочумными лекарствами и средствами для укрепления иммунитета.

Начальный период Итальянских войн 1494-1559 годов между Францией, Испанией и Священной Римской империей, разгоревшихся за обладание Италией и гегемонию в Европе, пришелся во Флорентийской республике на теократическое и, по сути, диктаторское правление итальянского доминиканского священника и бывшего монаха Джироламо Савонаролы, происходившего из старинного падуанского рода. При поддержке Франции и папского престола в 1512 году династия Медичи – кстати, из этого рода происходили многие римские папы, например, Лев X и Пий IV – сумела восстановить свою власть в городе. Однако в 1532 году Флорентийская республика приказала долго жить: в стране была ликвидирована республиканская форма правления и была установлена наследственная монархия. Государство стало называться Флорентийским герцогством, а с 1569 года Великим герцогством Тосканским.

В конце XVIII века на Апеннинах начался период Рисорджименто, продлившийся вплоть до 1870 года. Под этим термином понимается освободительная борьба итальянского народа против иностранного владычества и за объединение раздробленных итальянских государств в одну страну. В этот значимый исторический период Флоренция вновь оказалась на подъеме, на целое шестилетие (1865-1871 гг.) став столицей Королевства Италия, пока к единому государству не присоединились Папская область и Рим. Эти славные времена оставили неизгладимый отпечаток в облике города, который по сей день оценивается исследователями неоднозначно. Так, сносу подверглась часть центра города – его историческое «чрево», где располагались еврейское гетто, рынок и большое количество высоких башен (они были жилыми).

Этот период и сам столичный статус оставили ощутимый, но в то же время неоднозначный след в облике города. Так, была разрушена часть исторического центра («чрева» города), где находились еврейское гетто, рынок и множество высоких жилых башен. На том самом месте, где сейчас находится современная Пьяцца делла Репубблика, задумали тогда построить квартал в пьемонтском и туринском стиле, который был чужд принципам исконно флорентийской архитектуры. Но задумку не удалось осуществить сразу: это произошло после того, как Флоренция потеряла свой столичный статус (то есть к 1887 году). О том давнишнем квартале сегодня напоминают разве что некоторые названия – например, кинотеатр «Гамбринус» и кафе «Пашковски». Кроме этого за садами Боболи, рядом с Палаццо Питти, ставшим в эти годы официальной монаршей резиденцией, построили королевские конюшен и манеж. Сейчас этот комплекс зданий предстает перед нами в реконструированном виде и в нем находится городской Институт искусств – учебное заведение, в котором преподаются инженерные науки и ремёсла. Здесь же находится один из ведущих в стране изготовителей (причем на официальных правах) точных гипсовых копий известнейших образцов итальянской скульптуры.

Годы второй мировой войны принесли Флоренции значительный ущерб, город подвергался бомбардировкам. Когда немецкие войска покидали его, они взорвали все мосты через реку Арно, которые имели, в том числе, и историческую ценность. Бойцам Сопротивления удалось спасти лишь один из них, Понте Веккьо. Уже практически в наше время, 4 ноября 1966 года, Флоренцию постигло невиданное стихийное бедствие – сильнейшее наводнение (вот уж действительно превратности судьбы!). На город хлынули огромные потоки из Арно, порядка 250 млн кубометров воды. Центр погрузился под воду на два-три метра, 34 человека погибли, а 5 тысяч семей лишились крыши над головой. Пострадали исторические реликвии флорентинцев: порядка 3 млн книг и рукописей (и то по самым скромным оценкам), а также другие произведения искусства (14 тысяч единиц экспонатов). Первые этажи исторических зданий города, как известно, были украшены старинными фресками. Но в результате опустошительного наводнения эти произведения искусства оказались навсегда утрачены. Однако многое удалось спасти. Силами добровольцев со всей Италии и других стран были найдены, очищены от грязи, просушены и консервированы многие исторические сокровища древней Флоренции.

Культурное наследие Флоренции

Палаццо Питти. Один из великолепнейших флорентинских дворцов. Построен архитектором Филиппо Брунеллески для местного купца и банкира Луки Питти. За все время существования он несколько раз сменял владельцев и перестраивался. Представляет собой целый архитектурный комплекс. Дополнительную известность получил благодаря примыкающим к нему садам Боболи – великолепнейшему образцу ландшафтного искусства легендарной эпохи Возрождения.

Санта Мария дель Фьори. Флорентийский собор, восьмигранный 91-метровый купол которого работы Брунеллески в числе других объектов определяет лицо города – его силуэт весьма узнаваем. Собор находится на Пьяцца дель Дуомо. Строить его начали в 1294 и завершили в 1375 году. Его строили архитекторы Джотто, Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио. Купол венчает шпиль с шаром. Поднимали его туда при помощи созданной Микеланджело машины. Собор – четвертый по величине в мире.

Палаццо Медичи Риккарди. Построен архитектором Микелоццо ди Бартоломео. Заказчиком выступил Козимо Медичи Старший в 1444 году. Дворец представляет собой один из первых примеров сооружений светского характера эпохи раннего Возрождения. Имеет правильную четырехгранную форму. К строению примыкает такой же правильной формы и окруженный аркадами внутренний двор. По его образцу потом был выстроен и ряд других сооружений. Такие формы дворцов стали обычными для времен Ренессанса.

Баптистерий Святого Иоанна. Является самым старым зданием Флоренции, упоминаемым в летописях еще с IX века, духовный центр города. В его интерьере превалируют образы античности. Но вместе с тем главной достопримечательностью храма стали двери, или порталы. Их украшает бесценное произведение искусства – панели, созданные мастерами своего дела Андреа Пизано и Лоренцо Гиберти, основывавшихся на сюжетах Библии. На потолке можно увидеть византийскую мозаику образца XIII века.

Музей Сан Марко. Занимает помещения древнего доминиканского монастыря XII века. В XV веке его перестроили согласно повелению папы Римского Евгения IV при финансовом содействии Козимо Медичи Старшего. Работу над проектом осуществлял Микелоццо ди Бартоломео. Когда же реконструкция была завершена, Козимо пожаловал монастырю часть книг Никколо Никколи. Здесь же в XV веке проживал флорентийский диктатор Савонарола. Его келья была на втором этаже и сохранилась до наших дней.

Одной строкой назовем и другие достопримечательности города: церковь Санта Кроче, колокольня Джотто, Палаццо Веккьо, базилика Сан-Лоренцо, церковь Санта Мария Новелла, дворец Строцци, церковь Санта Мария дель Кармине, дворец Барджелло, дворец Спини Ферони, музей Сальваторе Феррагамо, церковь Святого Духа, библиотека Лауренциана, Новая Сакристия, церковь Сантисима Аннунциата.

Праздники и досуг во Флоренции

Взрыв повозки. Проводится в день католической Пасхи в память о доставке в 1101 году в город трех каменных осколков из Гроба Господня. Из них священник в церкви Святых Апостолов каждый год высекает огонь для свечи. После богослужения из собора Санта Мария дель Фьори вылетает ракета и воспламеняет повозку. Огонь затем превращается в яркий и красочный фейерверк.

Флорентийский музыкальный май. Традиция его проведения восходит к 1933 году, инициатором стал дирижер Витторио Гуи. Мероприятие проходит в городском театре Комунале. Его задумали, чтобы популяризировать малоизвестные оперные творения. С 1937 года его проводят ежегодно. В его рамках проходят также балетные спектакли и симфонические концерты.

День города Флоренции. Празднуется 24 июня, в рождество Святого Иоанна Крестителя, являющегося покровителем города. В этот день проходит костюмированный парад, а также уникальное спортивное мероприятие, именуемое средневековым историческим футболом. Это костюмированный футбольный матч, проводимый по правилам 1580 года. Играют 27 человек, состязание длится 50 минут. Оно проходит на площади у церкви Санта Кроче.

Кроме того, во Флоренции проводятся: Фестиваль шоколада (19-28 января); Международный фестиваль ирисов (8-13 мая); Фестиваль мороженого (23-27 мая); Праздник фонариков (6-7 сентября).

Ночная жизнь города

Жизнь во Флоренции кипит круглосуточно. Причем ночная жизнь не менее интересна и занимательна, чем посещение достопримечательностей днем.

В городе работают крупнейшие танцевальные клубы. Так, клуб Space находится в центре города, расположен в старинном двухэтажном здании. В клубе YAB звучит музыка в стиле хаус, программа меняется еженедельно. Клуб Andromeda самый старый в городе, открыт еще в 1962 году. Дискотека Meccano самая известная не только во Флоренции, но и во всей стране, здесь лучшие ди-джеи Италии. Клуб Jaragua приглашает поклонников латиноамериканской музыки. Клуб TENAX собирает всех, кто хочет окунуться в атмосферу релакса. Ночной клуб Penny представляет развлечения для взрослых: от происходящего на сцене невозможно оторвать взгляд. Дискотека Tabasco популярна среди мужчин нетрадиционной ориентации. Диско-клуб Costes находится за чертой города, превращаясь днем в ресторан с отменной кухней. Популярностью среди туристов также пользуются дискотеки Full Up и Fiorentina.

Похожие публикации:

Площадь Синьории – исторический центр Флоренции
Площадь Синьории (итал. Piazza della Signoria) – исторический центр Флоренции и одна из красивейших во всей Италии. Находится прямо перед величественным Палаццо Веккьо. Легко узнаётся благодаря своей L-образной форме, сценографическому оформлению, .

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – вековой символ Флоренции
Итак, мы с вами вновь в прекрасной солнечной Флоренции. Красивых мест в тосканской столице много, исторических достопримечательностей тоже не меньше. Однако сегодня мы совершим виртуальное путешествие в собор Санта-Мария-дель-Фьоре – самое известно.

Баптистерий Сан-Джованни во Флоренции
Самым старым сооружением Флоренции считается баптистерий Сан-Джованни, построенный в этом старинном итальянском городе ориентировочно в XI-XII веках. Название происходит от латинского «baptisterium» («крестильная»), которое применялось к церковным .

Площадь Микеланджело во Флоренции
Есть в солнечной Флоренции площадь – называется она площадь Микеланджело, – которая магнитом притягивает путешественников. Особенно «вооруженных» фото- и видеокамерами. Потому что лучшего места, с которого бы открывались столь великолепная панорама.

Палаццо Питти – музейная гордость Флоренции
Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дво.

Мы в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию