Прически в стиле барокко – фото, картины и история

Парикмахерское искусство в эпоху барокко (XVII-cep. XVIII вв.) и рококо (первая половина XVIII века)

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль — барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники «жабо» (по предположениям, жена Филиппа III, имевшая длинную шею, ввела в моду высокие стоячие воротники) требовали причесок большого объема. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.

Вторая половина XVII века — это время Испании, освободившейся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны.

Мужской стиль этого времени — это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды («испанская бородка»).

После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля барокко — середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа «а ля Фонтаж» из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить, и натягивать, на прополочный каркас Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками — иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

Но все течет, все изменяется. Кто достиг вершины, тот идет вниз. Для французской сословной монархии спуск вниз начался, как известно, уже при жизни Людовика XIV и продолжался вплоть до революции. «Король-солнце», говоривший: «Государство — это я», все-таки по-своему заботился о величии Франции. А Людовик XV, нисколько не отказывавшийся от притязаний абсолютизма, думал только о своих наслаждениях. Ни о чем другом не думало и огромное большинство окружавшей его аристократической челяди. Его время было временем ненасытной погони за удовольствиями, временем веселого прожигания жизни. Но как ни грязны были подчас забавы аристократических бездельников, вкусы тогдашнего общества все-таки отличались неоспоримым изяществом, красивой утонченностью, делавшими Францию законодательницей мод. И эти изящные, утонченные вкусы нашли свое выражение в эстетических понятиях того времени. Повсюду распространяются утонченность элегантности и тонкость чувственного наслаждения. В 1740 году поэт Нирон в одном из своих стихотворений говорит от лица знаменитого живописца Буше любовнице Людовика XV, госпоже де Помпадур:

Говоря откровенно, я ищу
Лишь изящество, грацию, красоту,
Мягкость, вежливость и веселость —
Словом, все то, чем дышит
Чувственность или игривость.
Все это без лишней вольности,
Под покровом, которого требует
Придирчивая добродетель.

На смену Барокко пришла эпоха раннего Рококо. Неестественно выглядевшие большие прически уступили место маленьким, изящным, с трубчатыми локонами. Появилась «пудреная прическа». Изящная и привлекательная маркиза де Помпадур, которая при дворе появлялась все с новыми и новыми прическами, задавала тон. Людовик XV с восхищением относился к этой женщине маленького роста, которая впервые ввела моду на высокие каблуки и высокие прически эпохи Барокко уменьшила в соответствии со стилем «маленькой женщины». Впоследствии (при Марии-Антуанетте) парикмахерское искусство стало иметь настолько большое значение, что для обучения мастерству создавать уникальные прически были основаны парикмахерские академии. После 1770 года в период позднего Рококо наступил расцвет парикмахерского искусства. В это время на дамских головках разыгрываются морские сражения с миниатюрными парусниками, расцветают райские сады. Уменьшившаяся было в начале Рококо прическа растет, как на дрожжах. Пудра, которую делали из муки, используется килограммами. Парикмахеры ценятся на вес золота. Это был расцвет парикмахерского искусства.

Какие прически подарили миру знаменитые дамы прошлого

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эпоха барокко в прическах XVII века

Это была отдельная эпоха в истории парикмахерского искусства – французский XVII век. Стиль барокко из изобразительного искусства перекочевал во все сферы жизни аристократии – в моде были роскошь и пышность, дорогие изысканные материалы, крупные, тяжелые украшения. Сдержанности не было места ни в интерьерах дворцов, ни в одежде, ни в нарядах. Это столетие ознаменовалось чрезмерным вниманием к внешности – как женщин, так и мужчин. Аристократы обоего пола в изобилии пользовались пудрой и духами, носили чулки, банты, кружева и драгоценности, само собой, не забывая и о волосах и прическах.

В начале XVII века во Франции еще прослеживалось влияние испанской моды – благодаря высоким воротникам мужчины носили короткие стрижки. Да и женщины укорачивали волосы – мать Людовика XIII Мария Медичи ввела в моду прическу «гарсетт», которая отличалась еще и легкой короткой челкой. Вскоре стали носить отложные воротнички, волосы отпускали ниже плеч, мужчины подвязывали их бантом, а женщины укладывали разными замысловатыми способами. Какая бы прическа ни украшала голову придворной модницы, получалось уникальное творение – благодаря своим собственным приемам и деталям. Это мог быть отдельный локон, например, завязанный на конце бантом – он носил название «мусташ», то есть «ус».

Женские прически XVII века

Некоторое время была популярной прическа «аль-анфан» – «по-детски», которая представляла собой мелкие локоны, завитые по всей голове, распущенные, подвязанные лентой. Другая популярная прическа во Франции XVII века – «тортье». Волосы укладывали в пучок на затылке, по бокам оставляли длинные пряди, которые завивали в слегка небрежные волны.

Часто новый стиль в прическе диктовали отдельные дамы, которые впервые демонстрировали ее на публике. Так было в случае с маркизой де Севинье – именно она ввела в моду собирать завитые волосы в пучки на висках, делать едва заметную челку и украшать прическу небольшой шапочкой – «бонне» или кружевной наколкой.

Королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, придумала прическу «фейерверк», когда спереди волосы укладывали плоско, а сзади делали массивный пучок, на плечи же спускались змеевидные локоны или пряди, закрученные в форме штопора. Именно такую прическу мы привыкли видеть на королеве в ее киновоплощениях, ее же можно часто наблюдать на портретах знатных французских дам середины семнадцатого века.

Друг сердца Анны и ее, по некоторым данным, официальный супруг, кардинал Мазарини, став фактически первым лицом во французском королевстве, выписал к себе из Италии племянниц, «мазаринеток», многие из которых сыграли большую роль в европейской политике, а некоторые существенным образом повлияли и на историю парикмахерского искусства. Одна из самых знаменитых причесок той эпохи появилась благодаря Олимпии Манчини, графине де Суассон, женщине с полной событиями биографией.

Вот как создавали прическу «а-ля-Манчини»: волосы делили на прямой пробор, взбивали над висками, укладывали над ушами в две большие розетки. Два локона – «серпенто» («змейки») – оставляли на плечах. Олимпия Манчини была одной из фавориток короля Людовика XIV, а потому стремлению быть на нее похожей французские аристократки, само собой, противиться не могли.

Фаворитки короля – законодательницы моды в области причесок

Другая знаменитая королевская фаворитка, маркиза де Монтеспан, сделала популярной прическу «юрлю-берлю», создающую впечатление милой небрежности, растрепанности. Вот как описывала ее в письме мадам де Севинье: « волосы изящно разделяются пробором в паре дюймов от пучка, волосы по обе стороны пробора подстригаются ступеньками и закручиваются свободными локончиками, которые заканчиваются всего на дюйм ниже уха. И все это выглядит так молодо и прелестно – будто два букета локонов с каждой стороны ».

Интересно, что юрлю-берлю ознаменовала собой некоторую революцию в области французского парикмахерского искусства, она стала первым знаменитым творением профессиональных парикмахеров. До определенного времени дам причесывали их собственные служанки, и первые патенты на оказание услуг куаферов, парикмахеров, король стал выдавать лишь в 60-е годы XVII века. Авторство прически «растрепы» приписывают некоей мадам Мартен, владелице парижского парикмахерского салона.

А законы моды все же продолжали исходить от фавориток. Однажды одна из них, Анжелика де Фонтанж, участвовала в королевской охоте и наскоро подвязала лентой растрепавшиеся волосы – в высокий пучок на макушке. Людовик был в восторге, сделав своей спутнице комплимент, он пожелал видеть на ней эту прическу и впредь – и, разумеется, на следующий же день большая часть придворных дам повторили экспромт Анжелики. Укладка «фонтанж» предполагала расположение завитых локонов горизонтальными рядами надо лбом, волосы украшали драгоценностями.

Ближе к концу правления Людовика XIV прически дам становились все более скромными, одна из них, с гладко зачесанными в пучок волосами, и вовсе носила название «смирение». Так любила укладывать волосы маркиза де Ментенон – еще одна знаменитая фаворитка короля.

Прически барокко, однажды возникнув во французских придворных кругах, продолжали пользоваться успехом и в последующие эпохи – видоизменяясь, то набирая популярность, то утрачивая ее. На портретах уже русских аристократок XVIII и XIX века можно проследить влияние этой моды, созданной еще при Людовике XIV. Сам же король к закату своего правления все больше ценил парики, которые стали во Франции очень распространены – все потому, что, по всей видимости, с возрастом он заметно облысел.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Изящество и роскошь французского двора: прически барокко

Женственность образов, создававшихся в старые времена, сложно оспорить, а уж если речь идет о галантном веке барокко — стоит лишь с придыханием вспоминать эти элегантные, богато изукрашенные платья, и пышные, высокие укладки. Сегодня прически в стиле барокко, безусловно, совершенно не жизнеспособны, считаются вычурными и попросту неудобными для современной девушки. Однако они могут быть уместны для стилизованного бала или фотосъемки, да и они поддаются преобразованию, что подтверждают модные показы.

Читайте также:  История успеха Луизы Спаньоли и лучшие коллекции бренда

БЫСТРАЯ НАВИГАЦИЯ ПО СТАТЬЕ

Основоположница укладок в стиле барокко — «Фонтаж»

Считается, что мода на те самые пышные, с множеством аксессуаров, прически пошла от одной из фавориток Людовика, которая на охоте небрежно подвязала свои локоны кружевной лентой, чтобы они не мешались ей в развлечении. Каким-то образом прием ее был перенят всеми придворными дамами, и появился «Фонтаж»: накрученные локоны, убранные при помощи кружева или атласной ленты. Постепенно место фиксации приподнималось вместе с самой прической, и в ее основе стал присутствовать каркас, а наивысшая точка находилась уже на расстоянии 60 см от головы. Позже эту укладку перенесли и на парики.

  • Следует отметить, что практически все прически барокко подразумевают под собой наличие сильного начеса (в основном, с внутренней стороны), и большинство нуждается в каркасе, если укладка высокая.
  • Также прически того времени требовали открытого лба и завивки. Примечательно, что некоторые дамы даже искусственно поднимали линию роста волос, выбривая их спереди. Если же говорить именно о накрутке локонов, то в почете была спиралевидная форма, которой сегодня можно добиться с любой плойкой — как конусной, так и цилиндрической. А вот утюжком или на бигуди придать нужный силуэт пряди не получится.

Было популярно и декорирование готовой прически камнями, а после — цветами: как искусственными, так и живыми. Некоторые женщины даже ароматизировали свои волосы.

Руководство по воссозданию

Для того чтобы самостоятельно соорудить (а иначе об этой прическе и не скажешь) «Фонтаж», сегодня может не потребоваться каркас, однако без валика не обойтись. Из инструментов обязательна плойка (лучше небольшого диаметра — 19-24 мм), тонкая расческа с ручкой-спицей, шпильки и невидимки. Из стайлинговых средств обязателен лак сильной фиксации и мусс. Если волосы не слишком густые, стоит обратиться к накладным прядям.

  • Прочешите все полотно волос, разделите горизонтальными линиями на несколько слоев (3-4), заколите верхние и начните работу с нижнего. Обработайте его муссом (как можно лучше), накрутите широкими прядями на плойку: щипцы во время этой процедуры держите четко перпендикулярно полу, накручивать прядь начинайте от корня. Каждый локон после снятия фиксируйте зажимом до полного остывания.
  • Когда по указанной технологии будет завита вся голова, кроме пары височных частей (ровно по ширине 1 пряди каждая), массажной расческой превратите одиночные локоны в единое волнистое полотно. Сбрызните увлажняющим спреем.
  • Начните так же по слоям начесывать каждую прядь у корня: большую массу волос со всех сторон, а те зоны, которые являются внешними (по краевой линии роста) — только изнутри, чтобы не потерять визуальную гладкость.
  • Соберите на макушке часть волос (примерно внутреннюю треть) в хвост, при натяжении он должен смотреть четко вертикально. Наденьте на него 2-3 бублика «пирамидкой», чтобы получился стоящий объемный цилиндр. Свободный хвост, выглядывающий сверху, уложите вниз по бубликам, стараясь не уничтожить начес, закрепите шпильками и залейте лаком.
  • Заднее полотно (от мочки уха до мочки уха) осторожно пригладьте натуральной щетиной с лицевой стороны, приподнимите и уложите на «башню» из бубликов и хвоста, прикрывая ее ровно наполовину. Заколите невидимками. То же самое сделайте с боковыми (за ушами) зонами с каждой стороны.
  • Переднее полотно снова начешите по всей длине изнутри, затем, сохраняя объем, прикройте с его помощью оставшуюся часть прически, оформите кончики аккуратными завитками. При необходимости обрабатывайте их гелем, чтобы сделать более четкими. Обработайте готовую прическу лаком сильной фиксации. Последний штрих — подкрутите височные пряди и выпустите их на грудь.

Если необходимо добиться полной достоверности (а такой вариант «Фонтажа» не выполняют даже на торжество — только для костюмированного вечера или съемки), оберните вокруг «башни» кружевную ленту, добавьте веточки цветов или крупные заколки с камнями.

Стилизация барокко в современном парикмахерском искусстве

На сегодняшний день влияние галантного века можно проследить почти во всех высоких прическах, особенно в тех, что были популярны пару десятилетий назад, когда почти на каждое торжество накручивались и поднимались наверх локоны. Сейчас это кажется вычурным и излишне претенциозным, однако небольшие начесы все еще являются актуальными, и именно они — то самое дыхание барокко в парикмахерском искусстве.

Ярче всего оно чувствуется в образах, создающихся Dolce&Gabbana — несложные прически с крупным, объемным декором. Выполнить такую легко даже в домашних условиях. Единственное требование — длина волос от лопаток и ниже.

Главный нюанс такой прически — легкий прикорневой объем, ровный пробор, несложный пучок внизу. Но изюминкой, которая и отдает роскошью прошлых столетий, становится ободок или тиара, густо усыпанная блестящими крупными элементами.

Не забудьте о том, что барокко — это открытый лоб, поэтому челку (при ее наличии) нужно будет убрать под ободок, желательно, старательно спутав с основной массой волос и тоже начесав.

Если же говорить о более явной стилизации, то это, безусловно, прически «бабетта», объемный «французский пучок» и им подобные варианты. Последний ближе всего к исходному «Фонтажу», поскольку выполняется почти по той же технологии, что была приведена выше, однако накручивание не требуется.

Французский пучок

  • Прочешите все полотно, разделите горизонтальной линией от уха до уха на 2 слоя, верхний временно заколите и оставьте.
  • Нижний начешите по всей длине и с изнаночной, и с лицевой стороны. Обработайте начес лаком, чтобы пряди в прямом смысле стояли, удерживая заданный объем.
  • Не теряя его, осторожно соберите, слегка прижимая руками, волосы в крупный валик, кончики заверните внутрь и подколите шпильками и невидимками.
  • Теперь начните начесывать переднее полотно, однако делайте это только по изнаночной стороне, чтобы сохранилась общая гладкость. Каждую начесанную часть укладывайте на валик так, чтобы кончики прятались в одном и том же месте. Для фиксации используйте невидимки.

Когда все волосы будут уложены, хорошо обработайте их лаком и подсушите феном с функцией холодного воздуха. При необходимости добавьте декоративные элементы и/или выпустите височные пряди вперед, подкрутив их щипцами.

Хвост с начесом

Более современный, удобный и повседневный вариант. Выполняется за считанные минуты, отлично подходит для визуального вытягивания лица и фигуры, однако, опять же, требует длинные волосы.

  • Прочешите всю массу волос, от лба к макушке протупируйте каждую прядь примерно на 1/3 ее высоты (снизу), лицевую сторону не трогайте.
  • Осторожно соберите верхнюю и боковую зоны и зафиксируйте невидимками крест-накрест чуть ниже макушки. Подтяните туда же оставшиеся локоны, соберите все в хвост ровно в точке соединения невидимок.
  • Свободной прядью закройте и резинку, и заколки. Завейте хвост спиральными локонами или оставьте прямым, перебросьте на бок. При желании эту прическу можно дополнить ободком или лентой, мягко уложенной вокруг начеса.

По большому счету, частичку барокко можно добавить абсолютно любой укладке, если соблюдать главные правила этой эпохи: открытый лоб, кудри-спирали, начес на макушке и обилие декоративных элементов. Однако помните, что сегодня соединение всех деталей будет выглядеть безвкусно, поэтому старайтесь не перегружать свой образ.

Прически в стиле барокко – фото, картины и история

Войти

Женские прически Европы. Стиль Барокко.

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль – Барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники жабо (по предположениям, жена Филиппа III, имевшая длинную шею, ввела в моду высокие стоячие воротники) требовали причесок большого объема. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом .
Вторая половина XVII века – это время Испании, освободившейся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны. Мужской стиль этого времени – это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды (испанская бородка) .
После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко – середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа а ля Фонтаж из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос.

Точно известно время распространения фонтанжа в европейской моде – между 1680 и 1713 годами. Его создательницей считают фаворитку Людовика XIV – мадемуазель де Фонтанж (Анжелика де Руссиль-Фонтанж).

«Как-то раз, во время охоты, — рассказывает Дредю Радье, — мадемуазель де Фонтанж появилась в амазонке, украшенной кружевами, и элегантность ее костюма так выгодно подчеркивала изящество фигуры, что глаз нельзя было оторвать от этой изумительной красавицы.

Несколько перьев, венчавших капризно уложенные волосы, оттеняли яркий цвет лица и тонкость черт.

Когда ближе к вечеру поднялся небольшой ветер, она сняла капор и завязала голову лентой, так что бант оказался па лбу. Эта прическа, обязанная своим появлением скорее случаю, нежели кокетству, чрезвычайно понравилась королю, и он попросил мадемуазель де Фонтанж не менять ее.

На следующий день все дамы украсили голову лентой, и эта случайная мода стала господствующей: двору принялась подражать столица, за Парижем последовала провинция, и вскоре эта прическа, получившая название Фонтанж, проникла в сопредельные страны…».

Постепенно прическа из мягкой и низкой превратилась в высокую башню – ленты и кружева для прически крахмалили и декорировали, волосы собирались со лба назад и из них воздвигалось целое сооружение; всякая прядь этой прически имела свое особое название в лексиконе парикмахеров того времени.

Существовало более 100 видов “фонтанжа”.

Прическа а-ля Фонтанж- комбинация туго завитых локонов, уложенных на голове горизонтальными рядами поэтажно высоко надо лбом. На лбу завивались локоны-штопоры, а на грудь спускался один или несколько змеевидных локонов. Волосы смазывались – в целях стойкости и красоты прически, а также отбивания неприятного запаха из-за долгого ношения прически и редкого мытья – белком, растопленным бараньим жиром, всевозможными ароматическими помадами и маслами.

Читайте также:  История прически в Ассирии и Вавилоне

“Женщины одеваються так, чтобы остаться голыми, и надевают фонтанж, чтобы их лучше было видно”, – говорится в одном морализирующем сочинении тех лет. Размеры фонтанжа были чудовищны: в Вене, говорят, он достигал 1,3 метра! Чаще высота прически составляла 50-60 см.

На одну прическу уходило по несколько сот шпилек различной длины, фунты помады и пудры, десятки перьев и пестрых лент, флаконы лавандовой воды.

Герцог Сен-Симон Луи де Рувруа в своих мемуарах высмеял очередное увлечение дам как безумие, охватившее все слои женского населения.

Он характеризовал прическу как высокое многоэтажное каркасное сооружение из волос, проволоки, массы лент, кружев. Своей высотойприческа нарушала пропорции фигуры, увеличивая рост, – лицо находилось практически в середине.
Со временем размеры этой прически уменьшились. Она стала ниже и компактнее, получив название “а-ля комод” — “удобная”.

Часто путают прическу “фонтанж” с чепчиком того же названия. В прическе волосы завивались в мелкие локоны и укладывались на туго накрахмаленные кружева (кружево собирали в виде трубок органа, украшая по краям шелковыми лентами или бантами) или плотно накрученные локоны укладывались поэтажно.

Фантазия модисток в расположении рюшей, полосок газа, кружев и изобретательность парикмахеров в прикреплении к остову прически завитых локонов способствовали появлению более сотни вариантов прически “фонтанж”, со всевозможными курьезными названиями, которые в большинстве случаев абсолютно не соответствовали ни форме, ни названию.

Каждый ярус прически назывался по-разному: “капуста”, “улыбка”, “отшельник”.
Постепенно все прически, перегруженные украшениями, превратились в головные уборы.

В 1713 году, на торжественном приёме в Версале английская подданная, герцогиня Шрусбери -жена английского посланника в Париже, – предстала перед Людовиком XIV без фонтанжа, с гладко зачесанными волосами. Судьба фонтанжа была решена. В моду тут же вошла маленькая, гладкая причёска с рядами ниспадающих на плечи локонов.

История прически

Откуда появились первые прически? Кому обязаны сегодня женщины таким разнообразием причесок? В данной статье будет кратко рассмотрена история их возникновения от древности до наших дней.

История женских причесок

Древнеегипетская цивилизация

Существуют определенные доказательства того, что парикмахерское дело было развито еще в Древнем Египте. Уже в то время женщины использовали некоторые приемы для украшения собственных волос, а именно: окраска и завивка.

При этом окраска волос происходила в большей степени не на естественных волосах, а на париках, которые были изготовлены из шерстяных нитей и натуральных волос.

Прическа в то время практически у всех была темно-коричневого цвета, хотя встречаются рисунки, где изображены люди с оранжевыми и синими париками.

Пышная прическа в Древнем Египте подчеркивала статус ее владельца, выделяя его среди серой массы остальных людей.

Древняя Греция – продолжение истории

Парикмахерское искусство не перестало развиваться после прихода Древнего Египта в упадок. Свое продолжение история причесок находит в Древней Греции. Здесь были даже специальные люди, которые занимались прическами. Одни окрашивали волосы, другие специализировались исключительно на завивке, третьи занимались причесыванием волос. Женщины Греции всегда предпочитали быть стильными и соответствовать современным тенденциям моды.

Мода Древнего Рима

Женщины Древнего Рима также поддерживали свою красоту, заботясь о своих прическах. Они предпочитали прически из длинных волос, которые были заплетены в различные косички. Большой популярностью в то время пользовались специальные каркасы для поддержки волос.

Средневековая Европа – покрытие волос

В это время церковью был навязан чрезмерный аскетизм, что привело к тому, что женщины начали покрывать свои волосы или делать такие же прически, как у мужчин. Пришла мода на выбритые затылки и лбы. В средневековье нельзя было носить рыжие волосы, иначе женщину могли принять за ведьму.

Эпоха Возрождения – расцвет парикмахерского искусства

Модная и красивая прическа вновь становится неотъемлемым атрибутом каждой уважающей себя женщины. Укладка осуществляется таким образом, чтобы максимально был открыт лоб. Часть волос надо лбом удалялись, остальная часть заплеталась косами или завивалась в локоны. Наиболее популярными оттенками становятся золотистый и медовый.

Стиль барокко – чрезмерное желание выделиться

В этот период женщины стали делать оригинальные прически для того, чтобы превзойти всех. Причем оригинальность состояла в том, чтобы сделать самую высокую укладку волос. Так, некоторые укладки из локонов достигали в высоту 50 см.

XX век – стиль модерн

Парикмахерская мода все заметнее приобретает черты стиля модерн, склоняясь к более простым и функциональным прическам. Мужчины в этот период носят короткие стрижки, а женщины предпочитают не слишком длинные. Особой популярностью пользуются разнообразные завивки.

XXI век – огромное разнообразие причесок

Это столетие играет большую роль для дальнейшего развития причесок. Еще ни один век не знал такого огромного разнообразия стрижек, которые существует в нынешнее время. Все, что было изобретено парикмахерами на протяжении многих веков, сегодня предлагается на выбор модницам.

В настоящее время люди делают особые прически буквально на каждое отельное событие в их жизни – на работе они предпочитают носить одну прическу, дома другую, третья приготовлена на свадьбу друзей, четвертая – на вечеринку в клубе и т.д.

История причесок на этом не заканчивается, и кто знает, какую моду принесет следующее столетие.

Прически в стиле барокко – фото, картины и история

5. Рококо (1715 – 1789 гг.)

Наступило время Людовика XV. Если проследить его жизнь и жизнь его внука Людовика XVI, а также жизнь их жен и метресс, мы увидим, что в это время парикмахерское ремесло достигло своего кульминационного пункта. Ведь жена Людовика XVI, Мария Антуанетта, незадолго до конца этого периода до того подняла значение прически в моде, что ей беспрекословно подчинялось все другое.


Рис. 5 Маленькая пудреная прическа 1725 г. в исполненнии Р. Лебен, Бланкенбург-Гарц

Ранний рококо (с 1717 приблизительно до 1750 г.).


Рис. 6. Прическа эпохи раннего рококо в исполнении саксонского мастера Ганса Кюн, Хемниц


Рис. 7. Прическа рококо в исполненнии многократного саксонского мастера В. Курт, Лейпциг

Эпоху барокко сменила эпоха рококо. Этому художественному стилю вычурные и изящные формы придавали отпечаток грации и легкомыслия. Стиль рококо имел также большое влияние на дальнейшее развитие моды причесок. Высокие, перегруженные, неестественно выглядевшие прически “герцогини Фонтанж” уступили место маленьким изящным прическам. Типичной прической перехода от барокко к рококо была прическа графини Козел, возлюбленной саксонского курфюрста Августа II Сильного. Красивые легкие локоны обрамляли переднюю и боковые части головы, тогда как ее задняя часть была гладкой и только самый затылок обрамляли также локоны, причем справа и слева свешивались на плечи крупные висячие локоны.

Другой представительницей моды причесок этой эпохи была Мария Лещинская. В 1725 году она вышла замуж за французского короля Людовика XV и таким образом стала диктовать моду во Франции. Ее прическа имела большое сходство с вышеописанной. Изящные локоны обрамляли лицо, а украшением передней части головы служила жемчужная диадема, тогда как маленькая пряжка служила переходом от гладкой задней части головы к локонам на затылке. Висячие локоны по сторонам были также принадлежностью этой прически.

Между 1725 и 1740 гг. появилась в разных вариациях пудреная прическа. В противоположность прическе Лещинской, волосы стали пудрить, причем лобовую сторону прически зачесывали отчасти вверх. Завершались эти прически крупными трубчатыми локонами. Но нам знакомы также и прически, у которых волосы с затылка перекладывались через темя вперед, туго завязывались здесь и закреплялись. Поверх этого завивались впереди легкие роликовые локоны, создавая, таким образом, гармоничную линию прически (рис. 5, 6 и 7).


Рисунки 8. Чертеж деталей к малой пудреной прическе


Рисунки 9. Чертежи деталей к малой пудреной прическе


Рисунки 10. Чертежи деталей к малой пудреной прическе


Рисунки 11. Чертежи деталей к малой пудреной прическе

Маленькая пудреная прическа является по выбору и теперь предметом экзамена на мастера. При ее выработке она имеет то преимущество перед прической “принцессы Ламбаль” эпохи позднего рококо, что тут можно применять как собственные волосы клиентки, так и пряди искусственных волос. Лучше всего подходят для этой прически волосы длиной до плеч. Конечно, волосы должны быть соответственным образом подстрижены, причем правильное филирование (разрежение волос вырезыванием) концов волос является очень важным для закладки папильоток. Сначала вырабатываются кружевные украшения, в виде плиссированных складочек, затем прикрепляется пряжка или брошь с имитацией драгоценных камней и султанчиком посредине. Рисунок 8/а показывает распределение волос передней части головы от одного уха до другого. Рисунок 8/6 показывает выработку этой передней части волос. Здесь ясно видна форма обеих сторон передних локонов на лбу. Остальные волосы укладываются аккуратными завитушками. Волосам на затылке придается легкая волнистость, причем их концы папильотируются, обрамляя и тыльную часть головы завитушками.

Для того чтобы сделать типичные для этой прически роликовые локоны, мы захватываем две завитушки передней партии и расчесываем их.?


Рис. 13. Малая пудреная прическа 1725 г.


Рис. 12. Вид сзади малой пудреной прически

Рисунок 8/в показывает следующую за этим тупировку этой пряди. На рисунках 9 и 10 можно видеть положение рук при обчесывании пряди. При этом очень важно, чтобы это делалось снаружи аккуратно и гладко, без сглаживания их внутренней тупированной части. Средний палец левой руки и ручка щетки в правой руке придают пряди форму спиральной трубки. На рисунке 11 видно, как кончики пальцев правой руки охватывают локон для того, чтобы легким вытягиванием его назад при одновременном вращении вправо придать ему желаемую форму. Висячие локоны изготовляются большей частью из искусственных волос.

После папильотирования, т. е. завивки на папильотках, вырабатываются висячие локоны, для того чтобы затем распущенными они спадали вниз – (рис. 12 и 13).

Чтобы избежать неприятных “сюрпризов”, искусственные части прически прикрепляются особенно тщательно.

При завивке задней части головы нужно стараться придерживаться малых форм и локоны делать не слишком по-модному. К сильно, но равномерно напудренной прическе прикрепляются затем украшения. Маркиза Помпадур, родившаяся в 1721 году, была любовницей короля Людовика XV. Будучи честолюбивой, она постоянно появлялась в?

Читайте также:  16 фото - самые смелые образы девушек 1970 годов

новых прическах. При помощи ее парикмахера Даже это ей всегда удавалось, и за разнообразие создаваемых причесок оба они пользовались большим успехом. Эти прически очень подходили к тогдашнему понятию о жизни. Они выглядели изящно и привлекательно, так что еще и сегодня каждый восторгается видом этих причесок. Нам знакомы портреты маркизы Помпадур в шляпе с характерной пастушеской прической, а также и в не пудренных прическах с локонами, шиньонами и косами. В последние годы ее влияния ее парикмахер развил новый вид более высокой прически. Эта ее высокая, пудреная прическа с локонами на голове и по сторонам, которую она носила украшенной драгоценным жемчугом, перьями и лентами, показывает ясно переход к позднему рококо.

Поздний рококо

В 1764 году маркиза Помпадур умерла, а через шесть лет дочь королевы Марии Терезы, Мария Антуанетта, поселяется во дворце в качестве жены наследника трона. В 1774 году умирает Людовик XV, и на трон вступает его внук.

Все, что произошло в течение следующих 15 лет в области моды при режиме Марии Антуанетты, является единственным в истории мира. Парикмахерское ремесло достигло такого важного значения, что представители этого мастерства стали требовать, чтобы правительство приравняло их к художникам. Самые богатые и влиятельные дамы при дворе тратили огромные суммы денег, чтобы привлечь к себе на работу какого-нибудь известного парикмахера. Были основаны даже парикмахерские академии, в которых обучались специалисты этого ремесла. Но перейдем к прическам того времени. Начнем с задававших тон причесок королевы Марии Антуанетты.

До 1770 года она носила сравнительно низкие прически, а с 1770 до 1785 года – очень высокие прически, так что оба вида причесок можно считать характерными для

данного стиля (рис. 14).


Рис. 14. Прическа ‘Мария Антуанетта’ 1780 г

Интересным является строение исторической прически “Мария Антуанетта”. Для того, чтобы создать прическу такой высоты, применяется специальный внутренний остов, дающий прическе форму и устойчивость. Он состоит из проволочного сплетения, подогнанного к форме головы и прически. Высота прически разная, в среднем она составляет 20 сантиметров. Такой, сделанный по форме головы, остов покрывается хлопчатобумажным тюлем и затем обшивается крепом. При изготовлении конкурсных или выставочных работ эту часть еще оплетают волосами, для того чтобы придать остову вид естественной полноты. Сверху остов остается открытым, так как сюда врабатываются концы поднятых вверх прядей волос или закрепляется украшение из перьев. Теперь приступаем к распределению волос для прически. Ото лба отделяем полосу волос шириной в ладонь и делаем пробор от одного уха к другому. Позже эта передняя часть волос будет поднята вверх, тогда как остальная часть волос делится еще двумя поперечными проборами. На уровне темени сплетаем две косы, складываем их плоско и плотно закалываем их.

Волосы на затылке делятся еще на три поля, а именно: правое и левое – для стоячих локонов и среднее – для петли. Теперь кладем приготовленный остов на обе косы и прикрепляем его крупными шпильками. Угловатые выступы остова выравниваются искусно крепом. Закончив с основанием, берем в руку среднюю часть лобовой партии волос и аккуратно тупируем ее (см. рис. 205). Затем эта прядь поднимается вверх, причем особенное значение имеет зачесывание волос вверх не гребешком, а щеткой. Концы волос при этом закладываются в отверстие остова.

Таким же образом систематически поднимается вверх вся лобовая часть волос. Прежде чем приступить к завивке локонов из искусственных волос на затылке, мы создаем из накрученных на папильотки боковых прядей два больших спиральных локона. Теперь следует выработка петли из средней пряди волос на затылке между обоими локонами. Хорошо тупированная и сложенная большая плоская прядь кладется на щипцы для завивки, причем левая рука прикрепляет конец перегнутой вверх пряди (петлю) у связки. Затем задняя часть головы заполняется крупными локонами. Особенное внимание нужно уделить боковым локонам, которые должны лежать наклонно к лицу, а их концы должны быть настолько свободно распущены, чтобы они просвечивали. Когда прическа готова, волосы покрываются пудрой и прикрепляются украшения. Три страусовых пера, нити жемчуга, шелковые ленты и прочее должны быть со вкусом вработаны в прическу.

Описанная выше прическа является лишь одной из многих, созданных тогдашними парикмахерами. Каждое событие, будь оно политического или общественного характера или даже сенсация дня, являлось мотивом и находило свое отражение в прическах. Характерными прическами того времени были: “La belle Poule”, “La Fregatte” (Фрегата рис. 15), “голубиное гнездо”, “прическа зодиак” т. е. зверинный круг и прическа “Bandeau d’amour” (сети любви). Все преувеличивалось безмерно и находило отражение в прическаях, так, например: огороды, колыбели с младенцами, пароходы, башни; одним словом, изображали все и носили на голове как последний “крик моды”.

В дальнейший период позднего рококо, когда интерес к высоким прическам остыл, стали развиваться прически, идущие в ширину. Известная прическа принцессы Ламбаль показывает нам одну из таких причесок (рис. 16 и 17). Это типичная форма несимметричных причесок. По выбору она может быть исполнена при экзамене на мастера, поэтому и на ней стоит остановиться подробнее. Прическа эта очень привлекательна, и исполнение ее требует хороших знаний специалиста. Поэтому-то ее и включили в число экзаменационных работ на мастера. Тут экзаменуемый может показать, действительно ли он освоил искусство обработки волос. Принцесса Ламбаль была женщина, с которой в то время писалось больше всего портретов. На основании сохранившихся картин можно установить, что она носила различные прически.

Поэтому и некоторые отступления должны быть признаны, как соответствующие тогдашнему стилю. При описании прически для экзаменационной работы мы займемся в основном строением этой прически. Для высокого несимметричного ее строения нам необходим также проволочный скелет. Он придает прическе форму и устойчивость и в ннжней своей части соответствует форме головы клиентки, плотно прилегая к ней. Верхняя часть остова, как мы уже говорили, несимметрична, и правая его сторона гораздо выше левой. Внешняя длина верхней его части равняется приблизительно 30 сантиметрам. Изготовив таким образом проволочный остов, мы обматываем его изоляционной лентой или лейкопластырем. Затем покрываем его хлопчатобумажным тюлем и, наконец, обшиваем его крепом. Остов можно также еще оплести волосяной тесьмой. Теперь остов готов, и мы можем приступить к работе над прической.


Рис. 15. Прическа рококо 1770-1775 гг. в исполнении мастера Германской Демократической Республики Ганса Шаде из Тале в Гарце

Чертежи 16/1 и 16/2 показывают систему распределения волос. Отделив переднюю часть волос ото лба шириною в ладонь, мы получаем прядь, необходимую для по-крытия передней части остова.

Теперь распределяем волосы на темени и затылке (рис. 16/2). Сплетенные у темени косички закалываются плоско приблизительно на высоте макушки головы. К ним будет прикреплен остов прически.

Оставшиеся справа и слева пряди волос мы используем позже при зачесывании лобовой партии волос вверх для покрытия остова справа и слева. Можно сплести и волосы среднего поля и заколоть плоско косы, для того чтобы позже прикрепить к ним искусственные локоны.

Если же мы для локонов хотим применить собственные волосы клиентки, то их следует намотать на папильотки, как это указано на чертеже 5 (при обработке волос на


Рис. 16. Чертежи деталей прически ‘принцесса Ламбаль’

Распределение волос на затылке видно из чертежа 2. При этом имеются две возможности. При применении искусственных волос мы отделяем прядь волос для стоячих локонов и для петли, или же оставляем боковые стороны открытыми (как это видно из чертежа 5) и завиваем волосы на папильотках.

После того, как мы создали таким образом основание прически, мы сначала прикрепляем остов длинными шпильками и теперь только приступаем к созданию самой прически. Чертеж 3 показывает нам установленный на голове остов и подразделение передней партии волос. Мы тупируем сначала среднюю прядь, которую затем при помощи щетки, слегка смазанной маслом, поднимаем вверх на остов (рис. 16/4). При этом особое внимание нужно уделить работе щеткой: мы начинаем работу не всей плоскостью щетки сразу, а ее боковым кантом и при

дальнейшем равномерном сглаживании волос поворачиваем медленно и щетку. Левая рука при этом помогает, гладя слегка прядь за щеткой. Теперь поднимаем вверх большую прядь волос, а затем малую, которую нужно вработать искусно отчасти в противоположном направлении. После этого поднимаются и аккуратно зачесываются отделенные боковые пряди (у висков).

Из намотанных на папильотки волос на затылке с левой стороны распускается отделенная прядь в виде висячего локона, красиво спадающего на плечо. С правой стороны лицо обрамляют два роликовых (параллельно висящих) локона. Создание петли из средней пряди затылка более трудная вещь.


Рис. 17. Прическа ‘принцесса Ламбаль’ 1785 г.

Важно при этом правильное тупирование пряди, причем внешняя и внутренняя стороны пряди, должны быть аккуратно обчесаны щеткой так, чтобы не повредить при этом тупирования. Эту прядь мы перекладываем через закрытые щипцы для завивки и получившуюся таким образом большую петлю подвязываем к подготовленной заранее связке. Теплыми щипцами мы выглаживаем внутреннюю часть петли, пока она не приляжет плоско. Теперь, наматывая пряди на папильотки, завиваем локоны средней партии затылка, или же вырабатываем искусственные локоны. Для того чтобы переход к локонам не был очень резким, можно эти места выложить крепом. Перед пудрением прически нужно подмешать к пудре немного синьки. Само пудрение должно быть равномерным. Если чертеж 6 показывает нам оформление затылка, то на рисунке 17 мы видим как линию прически, идущую вкось, так и расположение больших роликовых (параллельно лежащих) локонов и прикрепление венка с цветами. Характерны три больших косорасположенных трубчатых локона с их направленными вперед отверстиями, а также параллельно расположенный локон у большей стороны прически, который проходит сквозь венок с розами.

Типичен также висячий локон с левой стороны и два схожих с роликовыми локонами с правой стороны, а также ленточные украшения у темени.

Ссылка на основную публикацию