Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Войти

Дамские сумочки наших пра. бабушек

Большая история маленькой сумки

Женская сумка – загадка не меньшая, чем Бермудский треугольник. И хотя первые сумки появились так же давно, как и деньги, которые в них носили, – свой сегодняшний образ женская сумка обрела только в конце XIX века: как раз в то время, когда женщина начала осознавать свою свободу от мужчины. Современная сумка – дитя французской революции XVIII века и эпохи женской эмансипации конца XIX века.

В средние века женщины носили широкие юбки, в уютных складках которых легко скрывались ранние сумки-карманы. Эти карманы не были соединены с одеждой, казались андрогенами (ибо их носили и мужчины, и женщины) и отличались только рисунком и материалом. Позднее сумки в виде изящных мешочков, стягивающихся в устье, носили на поясе.

1790 год считается годом рождения сумки, которую нужно носить в руке. Связано это с французской революцией и с новой женской модой. Нововведение имело успех, и уже через несколько лет, с 1804 года, правила хорошего тона приписывают мужчинам держать руки в карманах, а женщинам – карманы (то есть сумки) в руках. Так была утрачена андрогенность кармана, поясного мешочка и монетницы – и женщина приучилась выходить из дома, держа в руках маленькую сумочку. Первые сумки назывались «reticules». В русский язык это слово пришло в иронической французской версии (как и многие другие слова, связанные с модой) – «ридикюль».

«Несессером» называлась сумка для шитья. Чем меньше была сумка, тем обеспеченнее считалась женщина, потому что рядом с ней был мужчина или слуга (или как у Грибоедова: «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей»), которые носили необходимые предметы. Однако по мере эмансипации женская сумка начала постепенно увеличиваться в размерах. И если раньше светские дамы прятали там свои веера, духи, зеркальца, изящные кружевные платочки и карне-де-баль (книжечку для записи партнеров по танцам), то постепенно возникла необходимость носить в ней и косметику, и книги, а в начале XX века – даже сигареты. А когда во второй половине XIX века был изобретен поезд, появились железные дороги и стало возможно быстрее перемещаться в пространстве – тогда для удобства был изобретен саквояж, то есть сумка для путешествий.

В те времена, когда женщина утвердила за собой право считаться «приличной дамой», даже если она путешествует самостоятельно, без мужского сопровождения, – именно сумка стала ее незаменимым партнером и предметом первой необходимости. Если в начале позапрошлого века сумка носилась в руке или на пальце, то в конце века она постепенно поднималась и оказалась на плече. Суфражистки носили сумки с особым шиком – как солдаты свои ранцы. Однако для большинства представительниц прекрасного пола такая «возвышенная» позиция окончательно укрепилась только в 1950-х годах.

Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для похорон. Каждая эпоха старалась создавать свой собственный стиль для этого предмета. Один из самых ярких периодов «сумочной» истории – 1920-е годы, когда flapper-girls экспериментировали с сумочкой для чарльстона. В иные времена сумки должны были гармонировать с туфлями, в другие – воспринимались, как украшения туалета. Замки у сумок появились в XIX веке, а молния была изобретена в 1923 году.

В викторианскую эпоху зародилось массовое, промышленное производство сумок. Появились первые компании, такие как Hermès и Louis Vuitton. Однако самодельные сумки и, так сказать, штучные экземпляры долгое время оставались более популярными, потому что средний класс не всегда мог позволить себе парчовую или кожаную сумку из английской или испанской кожи. Самодельные сумки тесно связаны с историей: в годы Второй мировой женщины придумывали дизайн сумок, способных поместить в своих недрах газовые маски; а в 1960-е годы хиппи, которые сопротивлялись всеобщему консюмеризму, сами шили разнообразные сумки-мешки.

В процессе самодеятельного и промышленного производства в ход шли различные материалы: атлас и шелк, гобелены и кожа, дерево и стекло, железо и пластик (такой как бакелит или люсид), соломка и старые журналы. Сумки украшались венецианским или богемским бисером, стеклярусом, полудрагоценными камнями, металлами, кружевами, вышивкой, аппликацией, лиможским фарфором и камеями.

Все больше и больше интерес к сумкам проявляли известные дизайнеры и художники. Их смелые фантазии делали похожим модный аксессуар на миниатюрные скульптуры. Дамская шляпа – не свободна: она должна украшать женское лицо.

Туфли должны быть прежде всего удобными. И только сумки предоставляли художникам неограниченную свободу. В 1920-е годы их делали в виде самолетов, пароходов и автомобилей. В 1940-е появляются Walborg Poodle bags – сумки в виде черных и белых пуделей. Барочная модернистка Элза Скьяпарелли создавала свои сумки вместе с Сальвадором Дали. Anne Marie deFrance умудрялась сочинять сумки в виде музыкальных инструментов. А король изделий из люсида Will Hardy экспериментировал с пластичностью материала. В 1920-х годах знаменитая художница Соня Делоне, а после нее, в 1960-е годы, Эмилио Пуччи увлекались геометрическим дизайном.

Сумка – это продолжение тела, культовый предмет и интимное пространство женщины. Некоторые психологи находят в этой вещи эротический подтекст: она ведь и вправду, как и ее хозяйка, закрывается на замок и прячет тайну. Возможно, это одна из разгадок притягательности столь скромного предмета обихода.

Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Старинная русская техника вышивки бисером(шитье по бели)

Здесь рассматривается воссоздание девичьего свадебного головного убора (перевязка и накосник) по историческим аналогам. Из старинных техник применяются шитье по бели (белым бисером по х/б шнуру), шитье речным жемчугом и шитье канителью (тонкой проволочной пружинкой, иногда можно найти в церковных лавках).

Вот исторический образец накосника (украшение, которое одевалось на конец косы у девушек)
из Государственного Исторического музея. Девичий накосник, Север России. XVIII-XIX вв.

Основы шитья по бели я взяла из журнала “Убрус”

Шитье по бели.
Старинная русская техника жемчужного и бисерного шитья. Сажают жемчуг на настил, который прокладывают тонким х/б шнуром (можно скрутить самостоятельно из нескольких нитей) белого цвета вдоль всего рисунка. Часто такой настил называют «бель». Обычно настил под жемчуг/бисер выглядит как сдвоенная нить, пришитая тонкой белой ниткой к ткани поперечными стежками через край на расстоянии примерно 1 см друг от друга.

Если рисунок сложный, с многочисленными завитками, удобнее пройти его сначала одинарной нитью бели, а потом, разворачиваясь на концах элементов, удваивать, прикрепляя нить в шахматном порядке относительно первой (рис. 12). И в первом и во втором случае мы получаем двойной настил.

На закрепленную в начале мотива двойную тонкую нить нанизываем нужное количество жемчужин. Затем пришиваем ее к настилу другой, прочной ниткой, делая поперечные стежки «на проем», охватывающие бель, после каждого зерна. Жемчужины / бисеринки должны плотно сидеть на настиле, не болтаться, для этого обе нити — и ту, на которую бусины нанизаны, и нить прикрепа — следует все время подтягивать во время работы. Не следует пытаться пришивать жемчужины слишком часто, они не должны касаться друг друга.

Переводим узор и контуры накосника на основную ткань – золотистый репс. Плотно прикалываем кусок репса к основе – двунитке. Шитье будет проходить через обе эти ткани.

Готовим бель. Я для этого раскрутила обычные бельевые х/б веревки.

Начинаем пришивать бель к ткани по контуру рисунка.

Начинаем сажать бисер на бель. Для этого берем две иголки – бисерную, на которую нанизываем белый перламутровый бисер (тонкая белая синтетическая нитка), и тонкую швейную (прочная капроновая белая нить, ей будем приметывать бисеринки к бели).

Верхний «колокольчик», который в оригинале заполнен золотым шитьем, заполняем золототканой парчой.

Обшиваем изделие тонким золотым шнуром по контуру внутри и снаружи, вокруг всех узоров бели и т.д. – в соответствии с историческим оригиналом.

Далее работу ведем тонкой бисерной иголкой и леской. На этом этапе удобнее выполнять работу разными материалами – стеклянными стразами, перламутровыми бляшками, канителью по узору.

Читайте также:  Пальто английский дафлкот

Одиночные бусины нанизываются на двойные прочные нити (типа ЛЛ) и пришиваются несколькими стежками (насколько позволяет диаметр бусины) таким образом, как показано на рисунке.

Окантовка канителью стразов, бусин и бисераДля этого выведите иглу с нитью вплотную к бусине, нанижите на нее канитель. Обведя бусину канителью, убедитесь в том, что концы канители плотно смыкаются, не образуя зазора. Вводите иглу перпендикулярно ткани (то есть в месте ее выхода из ткани) или, если возможно, под небольшим углом, как бы углубляясь в полость канители на 1–2 мм. В этом случае нить прикрепа стягивает оба канительных среза, не оставляя им возможности цепляться краями и портиться. Чтобы канитель не соскакивала с бусины или страза, ее прикрепляют короткими поперечными стежками в одном или нескольких местах (в зависимости от размера).

Лицевая часть накосника закончена.

Чтобы придать изделию форму, из плотного картона вырезается шаблон по форме.

Для нужной мне толщины (5 мм) пришлось склеить две заготовки между собой клеем ПВА.

Вырезаем заднюю сторону накосника. Для этого берем двунитку (опять же, под основу) и золотисто-серебристую парчу, из которой будет изготовлена перевязка. Вырезаются по форме с припуском 1,5 см.

По этому же размеру вырезаем лицевые ткани изделия (репс и двунитка). Далее складываем заготовки слоями: парча, двунитка, склеенная из картона форма, двунитка, репс с вышитым узором. Все это сметываем вплотную к картонной форме.

Обрезаем края всех тканей на расстоянии ок. 3-4 мм. от обметочной нити (и края картона соответственно), плотно обметываем.

В оригинальном накоснике края скрыты под черно-золотым шнуром, мы сделаем то же самое. Для этого золотистой нитью (я использовала металлизированное мулине) обматываем черный шнур (диаметр ок.5 мм). Примерно 1 см обмотки на 7 мм. шнура.

Этим шнуром обшиваем накосник по краю обметки. Сначала – с лицевой стороны.

Потом по середине боковой стороны накосника пришиваем тот же черный шнур без обметки.

Затем шнур, уже с обмоткой пришиваем на заднюю сторону накосника, тоже по обметке и закрывая ее. Обмотка золотыми нитями спереди и сзади располагается симметрично, между ними – черный шнур.

Из двойного золотого шнура плетем узел-шахматку. Прилепляем к верхней части накосника.

Шнур-шахматка плетется из трех нитей по схеме:

У взятого мной за основу исторического образца отсутствуют ленты для завязки, но в том же ГИМе есть образец с лентами.

Прикрепляем сложенную пополам клетчатую ленту (полосатой не было), 2 метра. Концы получаются по 1 метру.
Накосник готов.

Золотное шитьё

Автор(ы)Постникова Светлана Владимировна
Возрастстарше 16 лет
Учебное заведениеМосковская область ,Подольский р-он,п. Львовский
Материалыбумага,золотой патинирующий воск

Как то вечером я искала на просторах интернета очередное вдохновение для творчества ,и наткнулась на необыкновенной красоты шитье-ЗОЛОТНОЕ шитье. Оно настолько поразило меня своей самобытностью и богатством,что мне непременно захотелось воплотить небольшую работу в квиллинге.
Вот что у меня получилось. Волшебный цветок.

Распечатала изображение на принтере,сверху постелила полиэтиленовый пакет,и начала работу с изготовления завитков из полосок корейской бумаги 2 мм.

Здесь идет работа над изготовлением стебля и листьев.

Готовый цветок я покрыла золотой патиной с помощью губки. К сожалению, на фото совершенно не видно блеска золота.

А это тот самый цветок,который вдохновил меня на работу.

Шитье золотом – одно из старинных женских рукоделий. Считается что на Руси золотное шитье появилось около1000 лет назад и пришло из Византии. Золотые нитки делались из тонко расплющенного золота, которое нарезалось узкими полосками. Зародилась вышивка золотом на Востоке, первые находки расшитых, а точнее вытканных из золота вещей относятся к 6-5 вв. до н.э. Постепенно это мастерство распространилось в Сибирь, Поволжье, на Кавказ, в Азию, Европу. В погребениях 1-4 вв. н.э. ученые находят работы из пряденых золотых нитей.

Золотное шитье применялось как в предметах религиозного культа (в одежде служителей, оформлении икон и иконостасов, покровов, хоругвей), так и в обычной жизни для украшения одежды, предметов быть, интерьеров.

Своего расцвета вышивка золотом достигла в средние века, к этому же периоду относится большинство сохранившихся работ.

В 15 веке в художественных мастерских работали специально обученные мастерицы, в основном они занимались лицевым шитьем – вышивали лики святых и библейские мотивы цветным шелком, шитье золотом было не очень распространено, в основном им подчеркивались лица в религиозных композициях.

В 16 веке стали придавать большее внимание декоративности изделия, в ход пошли золотые и серебряные нити, жемчуг, драгоценные камни. Декоративность и богатый вид, богатое орнаментальное обрамление достигались в ущерб живописности и натуралистичности работы. В дальнейшем эта тенденция ещё усилилась, стиль стал более графичным, а в шитье помимо обилия драгоценных камней стали использоваться «дробницы» – прямоугольные или фигурные пластинки из драгоценного металла с резным, эмалевым, чеканным изображением святого.

В вышивках 17 века чаще всего используется вышивка вприкреп, которая доведена почти до совершенства, вышивка волоченой нитью (закрепление на поверхности золотых тонких проволочек) и вышивка золотной нитью (льняными или шелковыми нитями обвитыми волоченой нитью). Шелк отходит на задний план, его используют лишь для шитья ликов и для прикрепа золотой нити. В собрании Эрмитажа хранятся образцы костюмов русских придворных костюмов 18-19 веков, вышитых золотыми нитями, украшенных золото-серебряным кружевом.

Золото-серебряное кружево пришло на Русь из Западной Европы в конце 16 века. Кружевницы использовали в основном зарубежные нити, которые в 17-18 веках наряду с готовыми кружевами ввозились в Россию. Золотые и серебряные кружева хорошо гармонировали с традиционно русскими парчовыми тканями, расшитыми жемчугами и золотным шитьем, поэтому они быстро получили широкое распространение. Кружевами богато украшалась церковная одежда и принадлежности, царские и боярские одежды, придворные платья.

Постепенно нити из чистого золота и серебра в целях экономии стали заменять на позолоченную нить, а затем и вовсе на искусственные материалы различного цвета, толщины, сечения.

Способы золотного шитья

Для вышивки золотыми нитями лучше всего подходит атлас или шелк. Ткань туго натягивают и заправляют в раму или пяльцы, большие чем сама вышивка, иначе края пялец могут повредить золотые нити. Для шитья нужны две иглы – толстая с широким ушком для вывода золотой нитки и иголка с узким ушком и острым кончиком для прикрепа (шелковой нити).

Эта техника позволяет использовать различные металлизированные нити, тонкую проволоку (канитель), трунцал (металлизированная полая трубочка с витой поверхностью), галун (полая трубочка), шнур, люрекс, пайетки, бисер и т.д.

В старину мастерицы вышивали золотом ткань «на прокол», т.е. пропуская нить сквозь ткань как при обычной вышивке. Позднее общепринятым стал способ работы «в прикреп», когда нити выкладываются параллельными рядами на ткани и прикрепляются шелковой нитью поперечными стежками. Шелковая нить может быть в тон золотой, тогда она становится почти невидимой на готовом изделии, либо быть контрастного цвета, тогда ложась на золотую нить она дает отсвет и нижняя нить принимает оттенок прикрепляющей. Фон, выполненный золочеными нитями уложенными в разных направлениях дает и разнообразное восприятие поверхности.

Эффектно смотрятся работы выполненные «шитьем по карте». Таким способом обычно шьют растительные и геометрические узоры, буквы и орнаменты. Из плотного материала – картона, кожи – вырезаются элементы узора, наклеиваются в соответствии с рисунком на ткань и обшиваются нитью «в прикреп». Узор «прикрепы» (прикрепляющей шелковой нитки) заранее размечается на подложке, затем по нему шилом протыкают отверстия.

Вышивку с золотыми нитями и картонными вставками стирать нельзя, можно лишь медленно и осторожно очищать мягкой щеткой.

В золотном шитье часто используется мягкая и жесткая канитель. Мягкая легко режется ножницами, в получившуюся трубочку вставляют игла с ниткой и вышивают узор. Жесткая канитель свита в спираль, она эластична и выкладывается по форме рисунка, надо лишь следить чтобы края были отрезаны гладко. Шов золотом и серебром часто встречается в восточных вышивках – арабских, индийских, японских, китайских.

Читайте также:  Традиционные русские прически и головные уборы Руси

В небольшом поселке Биорки Коломенского района Московской области живет скромная
большеглазая молодая женщина с золотыми руками. Это Мария Назаркина. Она человек
очень редкой профессии – золотошвейка.

Редкая умелица – она вышивает
Рождественские и Пасхальные яйца, оклады на Библию, Молитвословы и Евангелия,
дамские сумочки и кошельки, записные книжки и косметички. Все её работы
выполнены на бархате, парче, тафте с применением золотных нитей, канители,
бисера, и украшены различными камнями (янтарь, гранат, бирюза, натуральный
жемчуг и пр.)

При оформлении часто используются миниатюрные иконы ручной
работы, написанные в стиле Палех, традиционные русские мотивы.

У нее
высшее образование – сельскохозяйственная академия им. Тимирязева. Затем два
года она обучалась шитью в Ново-Спасском монастыре. Оттуда помимо знаний и
навыков золотошвейного ремесла Мария вынесла и сохранила послушническую
скромность. А еще в ней живет огромная любовь к этому делу и, конечно,
дарованный свыше талант.
Кроме того , она работала в мастерской Валентина
Юдашкина и до сих пор выполняет заказы для ведущих модельеров.

Но самое
удивительное, на мой взгляд, что при всей своей занятости Мария, знаменитая
своим мастерством далеко за пределами Коломны, организовала кружок золотного
шитья в детской школе искусств «Березка» в родном поселке.
Темы для рисунков
Мария черпает в книгах и собирает, где возможно. Материалы, которые использует,
– бархат, нити, блестки, жемчуг, бусы и камни – сначала покупала на свою
учительскую зарплату. Сейчас ей финансово помогает областное Министерство
культуры

Работы Марии Назаркиной выглядят как раритеты дворцовой
роскоши, достойные серьезных культурных фондов и личных собраний
коллекционеров.

В канун Светлой Пасхи предлагаю вам посмотреть на её
чудесные пасхальные яйца.

“СПАСИТЕЛЬ”

16 сентября, 2013 – 11:47

Очень интересная работа. Всегда хотела заняться золотым шитьем, только думаю до этого нужно духовно дорасти. Поэтому, только любуюсь такой красотой.

Торжокские Золотошвеи

  • НОВИНКИ 2020 8
  • ОДЕЖДА ИЗО ЛЬНА TIZETTA 383
  • ПЛАТКИ, палантины, косынки 102
  • КЛАТЧИ, СУМКИ, ЛЕТНИЕ и ПЛЯЖНЫЕ СУМКИ 199
  • ФУТЛЯРЫ ДЛЯ ОЧКОВ 54
  • КОСМЕТИЧКИ 101
  • УКРАШЕНИЯ И АКСЕССУАРЫ 112
  • ПОДАРКИ ДЛЯ МУЖЧИН 74
  • ПОДАРКИ, СУВЕНИРЫ 122
  • ПЕРЧАТКИ (мужские и женские) 17
  • ПРЕДМЕТЫ ИНТЕРЬЕРА 201
  • Культовые изделия, иконы 14
  • Свадебные аксессуары 3

Торжокские Золотошвеи

Мы рады приветствовать Вас в интернет-магазине «Золотая нить». На нашем сайте представлены уникальные и красивые изделия, декорированные золотым шитьем. Золотое шитье выполняется на различных видах материалов: натуральной коже, замше, бархате. Вышитые золотом женские сумки, перчатки, клатчи, косметички, очечники, панно, предметы интерьера станут прекрасным подарком на день рождения, новый год, 8 марта. Аксессуары, вышитые золотым шитьем – это уникальный и оригинальный подарок ручной работы.

Кроме того, на нашем сайте представлены панно ручной работы и культовые изделия – вышитые иконы. Фабрика «Торжокские золотошвеи», которая изготавливает данные изделия является продолжателем и наследником старинного ремесла золотого шитья. Мастерицы передают свой опыт и знания золотого шитья из поколения в поколение.

Мы готовы выполнить индивидуальные заказы по подготовке оригинальных подарков и корпоративных сувениров для сотрудников, коллег. Если Вы хотели бы сделать подарок иностранным гостям мы готовы помочь в выборе красивых и недорогих подарков, декорированных золотым шитьем.

Мы воплощаем в изысканных вещах Ваши мечты!

Теперь мы в INSTAGRAM. Подписывайтесь

Новости

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ

Мы рады приветствовать Вас в интернет-магазине «Золотая нить», который является официальный представителем фабрики Торжокские Золотошвеи. На нашем сайте представлены уникальные и красивые изделия, декорированные золотым шитьем, выполненные мастерицами фабрики Торжокские Золотошвеи. Золотое шитье выполняется на различных видах материалов: натуральной коже, замше, бархате. Вышитые золотом женские сумки, перчатки, клатчи, косметички, очечники, панно, предметы интерьера, станут прекрасным подарком на день рождения, новый год, 8 марта. Аксессуары, вышитые золотым шитьем – это уникальный и оригинальный подарок ручной работы.

Кроме того, на нашем сайте представлены панно ручной работы и культовые изделия – вышитые иконы. Фабрика «Торжокские золотошвеи», которая изготавливает данные изделия является продолжателем и наследником старинного ремесла золотого шитья. Мастерицы передают свой опыт и знания золотого шитья из поколения в поколение.

Мы готовы выполнить индивидуальные заказы по подготовке оригинальных подарков и корпоративных сувениров для сотрудников, коллег. Если Вы хотели бы сделать подарок иностранным гостям мы готовы помочь в выборе красивых и недорогих подарков, декорированных золотым шитьем.

Мы воплощаем в изысканных вещах Ваши мечты!

История вышивки бисером

Сейчас работа с бисером — древнейший вид рукоделия — увлекла на годы не только дизайнеров, но и простых любителей творить чудеса своими руками. Разнообразие бисера и неограниченные возможности его применения могут вскружить голову даже самой капризной моднице.

Бисерное шитье зародилось тысячи лет назад, но не утратило своей популярности до наших дней.

Традиция расшивать одежду и предметы быта бусинами, ракушками, жемчугом, перламутром существует у многих народов, первые бусины были найдены археологами еще в гробницах фараонов. Египтяне расшивали бисером платья, делали из него ожерелья. Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Искусство этих народов переняли и в Римской империи.

Высочайшего мастерства в и изготовлении бисера достигли знаменитые венецианские стеклоделы в средние века. С этого момента начинается подлинный рассвет украшений из бисера. Маленькая бусинка завоевывает мир!

А почему ее зовут именно бисером?

Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по разному, например: в Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки , в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

Старинный бисер был гораздо мельче современного. Размер отдельных бисериной не превышал 1 мм, а внутреннее отверстие имело диаметр всего 0,2—0,3 мм. Можно себе представить, как трудно было работать с таким материалом. Нужны были тончайшие иглы из первоклассной стали. Иногда и они оказывались слишком толстыми, и рукодельницам приходилось делать двойную работу: снимать иглу и снова вдевать в нее нитку для каждого стежка. Количество цветов и оттенков бисера было невероятно большим: в одной коллекции начала века удалось собрать около 800 сортов старинного бисера, и этим отнюдь не исчерпывается его многообразие. Маленький размер отдельного элемента и бесконечное разнообразие цветовой гаммы позволяло век производить из бисера рисунки практически любой сложности. Бисер подражал и драгоценным камням — рубину, изумруду. Подражал и жемчугу.

Истории бисера предшествует появление стеклоделия. Изначально бусы делали из стекла, но постепенно размер бусин уменьшался и в итоге появился бисер. Кстати, до 17 века бисер производили только в Венецианской республике, где секрет его изготовления держали в строгом секрете. Однако вскоре затейливые богемские мастера из Северной Чехии положили конец этой монополии, придумав «лесное стекло», в основе приготовления которого была не сода, а древесная зола. Оно оказалось даже более привлекательным и в скором времени окончательно потеснило стекло из Венеции, а чешский бисер по сей день считается одним из самых лучших в мире.

На Руси бисер появился в IX веке. Русские рукодельницы использовали его для украшения своих нарядов и предметов обихода, а с XVIII века жемчуг и бисер становится неотъемлемой частью народного мастерства. Как светская, так и церковная вышивка бисером всегда поражала иностранных гостей, а умение русских мастериц создавать настоящие шедевры, используя эти материалы, было известно всему миру.

Как никогда популярно было вышивание бисером в 19 веке. Его использовали для создания самых различных вещей – украшений, чернильниц, дамских кошельков, а непременным атрибутом платья и ризы была красивая бисерная вышивка. Тогда же и началось вышивание бисером целых картин, однако затем это искусство пошло на спад. Возрождение его относится уже к половине XX века, когда появляется мода на фенечки, вышитые бисером и стеклярусом сумочки и кошельки.

Читайте также:  История о теплом домашнем халате и роскошных халатах с Востока

За прошедшие годы технология производства бисера почти не изменилась, так же как и искусство изготовления из него прекрасных изделии, которое по-прежнему требует терпения, мастерства, фантазии. Кутюрье все чаше используют бисер в своих показах. Модными вновь стали браслеты, кулоны, пояса, сумочки, расшитые бисером.

В настоящее время вышивка бисером является любимым хобби для многих девушек и женщин. Интерес к древнему рукоделию продолжает расти, ведь сегодня практически каждая может попробовать вышивку бисером, благодаря наличию готовых наборов, в которых есть все необходимые материалы, и имеется подробная инструкция к вышиванию. Техника работы с бисером не представляет особой сложности, картины вышиваются достаточно быстро, а сам процесс приносит только удовольствие и помогает отвлечься от повседневных забот. Выполненные бисером картины станут необычайно красивым украшением любого дома и предметом вашей гордости и радости.

Предлагаем вам приобщиться к столь древнему занятию и сделать жизнь чуточку ярче, ведь в каждой бисеринке, пришитой вашими руками, отражается капелька солнца.

Старинные женские сумочки – Россия, бисер и золотое шитье

Из истории бисера.

Бисер и рукоделия в истории России. Старинные русские работы из бисера.

История бисерного рукоделия в России содержит немало сведений интересных для любителей прикладного искусства. Техника этих изделий чрезвычайно многообразна: вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение, ткачество и мозаика на воске. Благодаря исключительной долговечности бисер не претерпел с течением времени никаких изменений. Старинные бисерные работы выделяются тем, что краски их не поблёкли от времени и донесли до нас замысел мастериц практически без всяких искажений.

До нашего времени дошло на удивление много образцов исчезнувшего искусства бисерной вышивки, поражающего своим техническим совершенством, красотой немеркнущих красок, фантастическим разнообразием форм и сюжетов. Собиранием бисера занимались различные российские коллекционеры, но до наших дней многие коллекции бисерного наследия не сохранились или были проданы заграницу, только небольшая часть из собраний громадной коллекции А.К. Пожарского ныне хранится в запасниках Московского музея фарфора и керамики Кусково. Такая же судьба постигла коллекцию директора Эрмитажа С.Н. Тройницкого, она очень редко выставляется публично.

Во второй половине XVIII – начале XIX столетия в России существовало крепостное право. При многих помещьичьих усадьбах работали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Обычно крестьянских девочек в возрасте 8-10 лет посылали учиться рукоделию в мастерскую, известную своим высоким уровнем. Кончив обучение, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать своему искусству других. При этом вышивальщицы оставались зачастую неграмотными, об этом свидетельствуют тексты на вышитых картинах, выполненные зеркально. Наличие бесплатных крепостных рабочих рук в какой-то степени обуславливало необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок. Действительно, богатым помещицам не приходилось решать вопроса о экономической целесообразности выполнения той или иной работы.. Ярким примером такого отношения к крепостным мастерицам является описание приданого невесты из рассказа С.Н. Терпигорева.

«Бабушка послала за главной надсмотрщицей за кружевницами. Вскоре на террасу стали приносить горничные бесчисленное количество приданого.

Осмотр продолжался долго. Было пересмотрено огромное количество белья, и всё вышитого, расшитого. В конце осмотра был показан пеньюар. Это нечто было удивительное! Живого места на нём не было – всё вышито.

-Ну и сколько же, тётенька, времени вышивали его?

-Два года, мой друг. Двенадцать девок два года вышивали его. Три из них ослепли. »

Но не только крепостные крестьянки и монастырские послушницы занимались рукоделиями. Богатые и знатные светские дамы и даже русская императрица Мария Фёдоровна тоже были большими любительницами рукоделий и вышивки. «Лень, – говорила императрица, – мать всех пороков», поэтому рукоделия в те времена и были средством от праздности, приятным времяпровождением. Среди мужчин тоже попадалить военные и губернаторы с пяльцами в руках. Из старых газетных публикаций, известен случай, когда рукоделия усвоил лихой гусарский корнет Солоницын. На семейном совете, где обсуждалось прилично ли молодому человеку вышивать в пяльцах, было решено, что это гораздо приличнее, нежели напиваться и ночи просиживать за игрой в карты. Вследствие этого Солоницын был снабжён хорошенькими пялечками, шелками и узорами.

Не обходилось и без курьёзных случаев. Любимым занятием А.И. Корсакова тоже были рукоделия. Это его необыкновенное искусство однажды было поводом к очень забавному недоразумению. Корсаков поднёс в подарок императрице Марии Фёдоровне вышитую картину своей работы, которая могла назваться чудом искусства и терпения. Императрица, не думая, что такое превосходное шитьё могло быть делом рук мужчины и особенно таких лет, каких был Корсаков, приняла эту картину за приношение которой-нибудь из его родственниц, и, по доброте души своей, благоволила послать ему, в знак своего удовольствия, бриллиантовые серьги.

В большинстве своём вышивка бисером выполнялась по готовым узорам, которые выпускались в России и заграницей в виде приложений к журналам и руководствам по вышивке.

Какова же была техника изготовления изделий из бисера?

Вышивка была далеко не единственным, но, без сомнения, наиболее распространённым видом работ из бисера. Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Для того, чтобы сделать вышивку бисером надо было вначале выбрать мелкую канву (редкую ткань или шёлк) и подобрать очень тонкие иглы. Бисеринки нашиваются по клеточкам канвы в соответствии с рисунком по цвету. Вот и весь секрет этого рукоделия, требующего бесконечно много внимания, времени и терпения.

Основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку, поскольку диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм. Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. И всё же были сорта настолько мелкого бисера, что даже специальные иголки оказывались слишком толстыми. В этом случае иногда просто вощили конец нитки, затем надевали иголку, иголкой делали стежок. Снимали иголку и повторяли процессс снова.

При вышивании бисером надо было преодолеть ещё одну трудность – невозможность изображения плавной кривой. Этот недостаток остроумно отметил Гоголь, описывая «подушку, на которой был вышит рыцарь таким образом, что нос вышел лестницей, а губы четырёхугольником». Вышивальщицы пытались восполнить этот недостаток, тем что лицо и руки вышивали нитками или писали красками, а потом вклеивали в вышитую картину. Для вышивки бисером обычно использовался холст, а позднее вошло в моду использовать бумажную канву с круглыми дырочками. Очень большим недостатком таких вышивок является их меньшая долговечность.

Кроме вышивки бисером широко применялось вязание крючком и на спицах. Наиболее популярно было вязание бисера крючком. При этом бисер надевался на нить в строгом соответствии с рисунком, а затем во время вязания все бисеринки выводились на лицевую сторону. При вязании крючком использовались столбики без накида, а при вязании спицами – чулочная вязка. По сравнению с изделиями, связанными крючком, вещи, выполненные на спицах значительно менее плотны и более эластичны.

Плетение из бисера употреблялось почти исключительно для изготовления народных бисерных украшений и в народном костюме. Значительно реже встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Характерной особенность этой техники является то, что рисунок из-за неправильной формы бисеринки искажается.

Ещё более редкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в восковую основу.

Среди бисерных вещей часто встречаются вышитые или связанные с бисером сумочки, кошельки, бумажники, чехлы, трости, пояса, табачницы и другие оплетёные предметы. Среди редкостей – мужские подтяжки, вышитые бисером.

В старину вышивание было постоянным и обычным занятием женщин, но с течением времени в результате появления машин, произошло вытеснение любительской ручной вышивки профессиональной машинной. А вышивка бисером в наши дни стала достаточно экзотическим занятием.

1. Е.С. Юрова “Старинные русские работы из бисера” Москва. Истоки. 1995г.

2. В.А. Дудорева “Бисер в старинном рукоделии” Москва, 1923г.

3. Е. Моисеенко, В. Фалеева “Бисер и стеклярус в России”, 1990г.

Ссылка на основную публикацию