Тирольский костюм – национальные наряды женщин и мужчин

Баварский и тирольский национальные костюмы

В уютных альпийских городках туристы охотно фотографируют местных жителей в национальных костюмах. И удивляются — современные люди до сих пор носят наряды давно прошедших дней!

Однако любовь баварцев и тирольцев к своим национальным костюмам легко объяснима. Во‑первых, они очень удобны — все ткани натуральные, согревающие в холодную погоду и приятно прохладные в жаркую, а покрой костюмов почти идеален и совершенно не стесняет движений. Во‑вторых, они отличаются элегантностью, женственностью и соответственно мужественностью, хорошим вкусом и великолепной отделкой (любовью к деталям, как любят выражаться баварцы и тирольцы).

Баварский и тирольский национальные костюмы в основном очень похожи, меняются в зависимости от земли (по-нашему области) только любимые цвета и отдельные не очень существенные детали. Это тоже неудивительно, ведь Бавария и Тироль в значимый для становления народности период времени были единым государством (у них до сих общий язык). Затем Тироль входил в состав то Австро-Венгрии, то Италии, то Германии — но все же больше всего общих черт у Тироля именно с приальпийской и альпийской Баварией.

Впрочем, и в других странах жителям горных труднодоступных районов до сих пор присущи любовь к традициям и стремление сохранить каждую деталь своего национального костюма. И если шотландский килт не слишком распространился по миру, хотя не менее широко известен, чем баварский национальный костюм, то трахтен или дирндл, если не по названиям, то по силуэтам и определенным деталям используются чуть ли не в каждом уголке земли.

Охотничья мужская шляпа с пером или пиджак темно-зеленого цвета в сочетании с кожаными брюками, женские блузки с присборенной горловиной и рукавами-фонариками или туго затянутый корсет в сочетании с пышной юбкой — узнаете? Это типичные и хорошо знакомые в том числе и на территории России черты трахта и дирндла.

Конечно, ушли в прошлое времена, когда одежда жителя Альпийских гор рассказывала о нем почти все — о его положении в обществе, о его семье, возрасте и количестве детей. Постепенно народный костюм альпийских горцев становится все более ярким, на нем появляется все больше украшений — ленты, кружева, вышивки, эмблемы, металлические бляхи. Даже мужские жилеты и сюртуки украшаются цепочками и вышивкой, а вместо галстука мужчины повязывают на шею ленты.

Ну, а женские костюмы просто пестрят всевозможным декором: украшены жилеты, блузки, юбки, платья, жакеты, пальто. Костюм обязательно дополнен ожерельем на шее, а поверх юбки или платья повязывается нарядный фартук с бантом. Кстати, не перепутайте, когда будете примерять на себя баварский костюм: если вы не замужем, бант должен быть слева, замужем — справа, вдовы завязывают бант посередине.

К сожалению, эти костюмы весьма и весьма недешевы. Особенно если вы хотите приобрести не туристический вариант, а наряд, который носят сами немцы и австрийцы, придется раскошелиться. Во‑первых, все материалы, из которых они сшиты, превосходнейшего качества, во‑вторых, в них очень много ручной работы и дорогостоящей отделки. Лоден (натуральная валяная шерсть), натуральная замша и кожа отличной выделки, лен, хлопок и шерсть высочайшего качества. Самая разная вышивка — наиболее популярный мотив — эдельвейсы (иногда эти цветы вяжут на спицах или крючком и пришивают в виде эмблемы в том числе на мужские сюртуки). Разнообразные шелковые ленты, банты, цепочки, кружево часто нашиваются друг на друга в несколько слоев. Пуговицы тоже из натуральных материалов: деревянные, костяные или металлические.

Добавьте к этому такие аксессуары, как гетры, шляпы с гусиным, петушиным пером или орлиным пухом или же с кисточкой из волос серны, лямки с вышивкой для кожаных брюк, трости, ботинки или сапоги для мужчин, платочки и сумочки, шерстяные шали, миниатюрные шляпки, черные туфли с пряжками для женщин, а еще и зимние варианты — замшевые куртки для мужчин или расклешенные пальто с вышивкой для женщин Все это на самом деле смотрится элегантно и стоит недешево — весомая причина для того, чтобы наряд не выходил из моды уже несколько веков.

Костюмы, которые приобретают туристы по более низкой цене, на первый взгляд мало отличаются от «настоящего» баварского или тирольского наряда. Но если приглядываться к деталям, то отличий будет очень много. Во‑первых, как уже говорилось выше, трахты и дирндлы изготавливаются только из натуральных материалов хорошего качества. Добавка вискозы и тем более какой-либо синтетики просто недопустима. Во‑вторых, на настоящих альпийских нарядах почти отсутствуют рюши в форме обычных сборочек, обметанных по срезу разноцветными нитками, кружева только черного или белого цвета , И в-третьих, национальные костюмы различаются в деталях в зависимости от местности, где их носят — и истинные альпийцы никогда не будут смешивать в одном наряде недопустимые цвета, эмблемы, вышивки и другие детали.

Интересный факт: еще полтора столетия назад свадебные платья в Баварии и Тироле обычно шили из черной или темно-зеленой ткани и лишь фата была белой. Теперь это стало экзотикой.

Хочется надеяться, что в уютных горных городках Баварии и Тироля еще очень долго будут носить удобные и красивые национальные костюмы, внося в них минимум изменений.

НА ФОТО В НАЧАЛЕ СТАТЬИ мы постарались продемонстрировать вам, как красивы в том числе стилизованные под баварские и тирольские костюмы одежда и аксессуары.

А еще мы хотели бы предложить в рамках этой статьи небольшой мастер-класс по изготовлению БАРХОТКИ С АЛОЙ ШЕЛКОВОЙ РОЗОЙ

Стиль определяют детали! Без украшения на шее женщина не появлялась ни на одном празднике или на ярмарке. И теперь порой рукотворный цветок из шелковых лоскутков на бархатной тесьме смотрится лучше дорогих ювелирных украшений.

ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ Чесуча из натурального шелка розового цвета; тесьма черного цвета ок. 1,00 м шириной 1,5 см; нитки для шитья.

КАК СДЕЛАТЬ Из шелка выкроить ок. 15 кругов диаметром 10 см. Каждый круг сложить вчетверо. Срезы срезать в форме листа клевера. Сложенные вчетверо круги сложить в цветок, серединки сшить между собой. Цветок пришить к тесьме. Тесьму повязать на шею бантом.

Посвящается празднику «Октоберфест»

Материал подготовила Елена Карпова

Тироль: история, современность, костюм и шляпы

В одежде жители Тироля, как и все австрийцы, отличаются элегантностью, хорошим вкусом и явным пристрастием ко всему натуральному. Естественность в данном случае касается не только материалов, но и форм, исходящих от народного костюма, до сих пор не утратившего всенародной любви. Черты традиционного наряда и сегодня различимы в городской толпе. Шнуровка, вышивка, красно-зеленые цвета и даже перышки присутствуют на современных вещах, не только украшая их, но и вызывая дефицитные ныне чувства доброты и патриотизма. В Австрии никого не удивляет вид женщины в платье с пышными рукавами, как не кажется чудаком мужчина в зеленом охотничьем пиджаке: здесь костюм вчерашнего дня является приметой дня сегодняшнего.

Донская-Хилько Вера Васильевна. Портрет мужчины в тирольском костюме.

Если население равнин приспосабливает одежду к требованиям эпохи, то горцы, которые любят свой край на уровне инстинкта, бережно хранят каждую деталь, вызывающую в памяти старые добрые времена. Здесь все еще актуальна символика, возникшая в пору, когда страна была разбита на десятки небольших государств. Жители каждого княжества старались выделиться во всем, в том числе и в одежде. Выражая пристрастие к ярко-зеленому и алому цветам, они чаще выбирали синий, возможно, из-за дешевого способа окраски. Среди материалов наиболее выгодными считались лен, кожа, мех и тирольская шерсть лоден, привлекавшая своей прочностью и сопротивлением влаге. В старину традиционный костюм рассказывал о владельце то, о чем сегодня умалчивает даже паспорт. Он выдавал возраст хозяина, указывал на профессию, общественный статус, семейное положение. Количество детей, например, отражалось в узорчатой вышивке пиджака.

Превращение некоторых видов народной одежды в городскую произошло не без помощи высшей знати. Так, благодаря Габсбургам в середине прошлого века рабочий костюм лесничего преобразился в элегантный костюм для охоты.

Во времена республики, когда люди активно избавлялись от всего, связанного с монархией, старый охотничий костюм не вышел из обихода. Вместе с новым названием — альпийский смокинг — он обрел политическую значимость, став парадным облачением политиков. Русского президента очень трудно представить в косоворотке, а австрийского канцлера легко не только вообразить, но и увидеть в серо-зеленом пиджаке и шляпе с перьями.

В отличие от одежды народов других европейских стран австрийскому костюму выпала долгая и счастливая жизнь. Местные модельеры предлагают согражданам вполне современные наряды, но с традиционными элементами. Из альпийской символики особой популярностью пользуются эдельвейсы, «расцветающие» в виде вышивок или аппликаций, выбитые на пряжках, пуговицах и ювелирных украшениях.

Стилизованные под охотничий наряд платья и пиджаки смотрятся не менее элегантно, чем банальные английские костюмы. Отменный вкус создателей вкупе с мастерством портных делает такую одежду товаром, высоко ценимым на международном рынке. Не исчез с городских улиц и альпийский смокинг, более того, в несколько измененном варианте он прочно вошел в женский гардероб. Возможно, австрийцы лучше других народностей понимают, что дух старины умаляет негативное воздействие современной среды с ее бешеным ритмом и постоянными стрессами. Народная одежда способствует умиротворению, доброте, приближает своего владельца к природе и, если рассуждать высокими категориями, дает ощущение незыблемости бытия, какое исходит от старинной архитектуры.

Читайте также:  Стиль модерн в одежде – фото и Иллюстрации

Головные уборы также отличались многообразием. Для мужчин немыслимо было ходить с непокрытой головой. В шапке или шляпе сидели даже в пивной и снимали её только в церкви. Прежде горожане и крестьяне вообще пользовались колпаками, часто надеваемыми под шляпу. Меховые шапки с суконным покрытием, вначале существовавшие как головной убор молодых парней, позднее носили и женатые мужчины. Сохранившиеся с 18 века шляпы – треуголки остались в народном костюме Хессена. При этом неженатым парням полагалось носить треуголку острым концом вперед, женатым же мужчинам, наоборот – назад. Повседневные головные уборы едва чем-либо отличались от праздничных. Только тирольские широкополые шляпы как бы напоминают о мягких широкополых шляпах периода Тридцатилетней войны.

В 19 веке в Верхней Баварии и Северном Тироле распространились шляпы с узкими лентами и высокой тульей, напоминающие испанские 16-го века. Во Франконии и Швальме оставались долгое время популярными треуголки. В народном костюме верхней Баварии шляпы были обязательно зеленого цвета и украшались орлиным пухом, петушиными перьями, кисточками из волос серны.

Вообще-то это больше, чем просто шляпа. Раньше в каждой тирольской деревне были на всякий случай сформированы оборонительные отряды. Их бойцов называли “шютцен” “защитники” По цвету шляпы, ее залому, а также по покрою жилета и вышивке на нем можно было различить шютценов из разных долин. Потом тирольские шляпы стали носить австрийские охотники. Головной убор они получали в качестве приза за удачную охоту, а количество перышек на нем соответствовало числу убитой дичи.

Егерскую шляпу носили полевые егеря общей армии, пехота и 2 кавалерийских полка ландвера, австрийская (до 1899 г.) и венгерская жандармерия. Она изготавливалась из черного фетра, имела обшивку из черной лакированной кожи, подбородочный ремешок на рамочной пряжке, который прятался внутри шляпы, карман для крепления султана из петушиных перьев (длина 35 см) и два вентиляционных отверстия. Вокруг тульи укладывался шнур: зеленый шерстяной у нижних чинов, из желтого шелка у прапорщиков и из золотой канители у офицеров.

На кармашек для султана крепился значек, разный для разных родов войск. Шляпа офицера 22-го егерского батальона или 22-го пехотного полка австрийского ландвера. Судя по шнуру вокруг тульи, эта шляпа принадлежала офицеру. Султан или частично утрачен, или полностью заменен похожими перьями, так как перья должны быть длиннее до самых полей шляпы.

Шляпа офицера «императорских стрелков».

Вот уже 150 лет как в Европе вдруг вспыхнула мода на тирольские шляпы, этот головной убор считается основным австрийским сувениром. Увлечение фольклорным стилем заставляет известных дизайнеров одежды обращаться не только к давно уже известным ковбойским шляпам или экзотическим перуанским, но и к популярным ныне западноевропейским силуэтам.

Carolina Herrera тоже дополнил свою одну из своих зимних коллекций шляпами. «Herrera» предложила настоящие тирольские шляпы, по всем правилам украшенные разноцветными перьями. Цветовая гамма самих шляп — безгранична. В частности, альпийский стиль отметился этой осенью и в сфере головных уборов. Mettez предлагает маленькие классические тирольские шляпки с отделкой из крученого шнура и пучка перьев. Кстати, настоящие тирольские «шляпы с пером» на самом деле изготавливаются с использованием пучка шерсти из бороды горных козлов, но модельеры, видимо, решили не усложнять жизнь модниц столь избыточными деталями и ограничились все-таки пестренькими перышками.

Народный костюм Австрии

Эта альпийская страна, расположенная в долине реки Дунай, с древности была населена германскими племенами. В XIII в. в Австрии к власти пришла династия Габсбургов, превратившая страну в могущественную многонациональную империю, включившую в свой состав земли Чехии, Венгрии, Силезии, а также части земель Польши, Западной Украины и Италии.

Расцвет Австрии пришелся на XVIII—XIX вв., когда она была не только политическим, но и культурным центром Европы. Военные поражения в 1805 г. — при Аустерлице и в 1866 г. — в австро-прусской войне привели Австрийскую империю к разделу и образованию двуединой монархии — Австро-Венгрии. В 1955 г. Австрия стала независимым государством.

Женский костюм

Костюм австриек был двух основных типов: дирднл и сарафан. Дирднл, как и у жительниц Швейцарии и Баварии, включал нижнюю рубаху на лямках, верхнюю кофту с пышными рукавами, узкий корсаж лайбкитель, сборчатую юбку и фартук. Этот тип одежды был распространен в западных и южных землях (областях) Австрии. Складки на юбках делали очень густыми, а чтобы они не расходились, до конца XIX в. их укрепляли обручем, который вшивали в подол.

Комплекс с сарафаном трагерок (буквально «юбка на лямках») состоял из короткой рубахи, фартука и укороченного корсажа без рукавов с пришитой к нему юбкой юппе, собранной в множество мелких складок. Юбки чаще были черного цвета, иногда их верхнюю часть украшали вставкой другого цвета. Эту одежду носили женщины северной части Фор арльберга, а также Тироля.

Верхняя одежда. В землях Верхняя Австрия (на севере страны), Штирия (в центре), а также в северной части южной земли Каринтия были популярны приталенные жакеты различных фасонов. В Верхней Австрии их шили из атласа или шелка.

Головные уборы. Характерным для Австрии (как и немецкой Баварии) головным убором была тирольская шляпа с суживающейся кверху тульей, одинаковая у мужчин и женщин. В Тироле с начала XIX в. у женщин в моду вошли высокие конусообразные бобровые шапки. В Каринтии элегантные фетровые шляпки надевали на головной платок, завязанный на затылке. Но самым нарядным и необычным головным убором был линцский голдхаубе (буквально «золотой чепец»), который изобрели девушки городка Линц в Верхней Австрии еще в XVIII в. Изготовленный из льна, шелка, тюля, с обилием блесток и золотых нитей, подобно сверкающему петушиному гребню, он возвышался над головой своей хозяйки, демонстрируя ее благосостояние.

Мужской костюм

По одежде австрийца легко можно было определить его семейное положение, откуда он родом, к какой вере принадлежит и каким ремеслом занимается. Основными тканями для изготовления одежды австрийцев были лен, шерсть и кожа. Из кожи козленка или лося изготовляли бриджи светлых цветов и шорты ледерхозен. Но чаще и бриджи, и тирольские шорты (и куртки) шили из лодена (непромокаемой ткани из сваляной шерсти) — любимой ткани австрийцев черного, серого, коричневого цвета. Крестьяне Штирии носили куртки с лацканами из ткани другого цвета, которые так и назывались — «штейреранцуг» (буквально «одежда штирийца»). Костюм австрийца дополняли жилет и сюртук. В долине реки Циллер жилет заменяла старинная одежда — безрукавка под названием «нагрудный платок». Своеобразный плащ-дождевик веттерфлек носили дровосеки на северо-востоке Австрии. Его делали из двух узких полос ткани, сшитых между собой вдоль одним швом, с отверстием для головы. Сзади полосы были шире, и на спине образовывалась складка которой прикрывали то, что несли за спиной: сумку или мешок. Позже удобство веттерфлека оценили и туристы.

Головные уборы. Цилиндры носили в Верхней Австрии; шляпы с широкими или узкими полями, к которым по праздникам прикрепляли плюмажи из перьев орла, — в Тироле.

Аксессуары

Особую красочность костюмам жителей Тироля придавали кожаные подтяжки с горизонтальной планкой. В Тироле и Штирии изготовляли множество предметов для украшения костюмов: чехлы для походного набора (ножа, вилки), роговые и серебряные пуговицы, пряжки с гравировками, курительные трубки в виде фигурок, филигранные женские ожерелья. Широкие кожаные пояса баухранцен служили одновременно и кошельками для денег.

В чем особенности традиционной одежды австрийцев?

Хотите выглядеть, как истинный австриец? Следуйте не моде, а традициям. Национальные костюмы в Австрии популярны в повседневности и на торжествах. Сегодня мы расскажем, что носят австрийцы в праздники и будни и почему Австрия – единственная страна в Европе, где народный костюм стал основой гардероба каждого жителя.

Костюм, по которому можно изучать историю страны

Тесная связь повседневной австрийской моды с национальными традициями очевидна даже туристам, проводящим в стране всего несколько дней. Традиционный костюм не пылится в музейных витринах, а является базовым элементом повседневного гардероба. Чтобы понять истоки удивительного отношения к народной одежде, нужно вернуться на 400-500 лет назад.

  • Для пошива повседневной одежды крестьяне и ремесленники использовали ткани собственного производства. Они были окрашены в практичные цвета – серый, коричневый, темно-зеленый, темно-синий.
  • Долгое время на украшение крестьянской одежды существовал запрет, который был отменен около 300 лет назад. В традиционном костюме Австрии, особенно женском, постепенно появились вышивка и кружева. На праздники наряды украшали элементами красного цвета.
  • Окончательно запрет на вышивку, ленты и декоративные элементы исчез в XVIII веке, но до сих пор традиционному австрийскому костюму свойственна сдержанность в декорировании. Разнообразие достигается за счет комбинирования цветов и элементов одежды.
  • Жители различных горных районов оформляли свои костюмы по-разному. Постепенно вышивка и отделка стали выполнять не только декоративную, но и информационную функцию. По ним можно было определить семейное положение, профессию или статус владельца.
  • Много лет мужские костюмы шили из шерстяного сукна лоден, которое отличается плотностью, долговечностью и устойчивостью к погодным условиям.

Мужской австрийский костюм включает пиджак-куртку из теплого сукна, укороченные штаны, шерстяные чулки и башмаки

В сохранении национального костюма как элемента повседневной жизни большую роль сыграли королевские вкусы. Еще Карл Великий высоко ценил удобный народный костюм и всячески поощрял его ношение придворными. Император Франц-Иосиф превратил традиционный костюм лесника в элегантный охотничий наряд.

Читайте также:  Девушки с косами и русская коса в истории

Сегодняшние официальные лица продолжают традицию и на мероприятиях появляются в костюмах узнаваемого национального кроя.

В чем различие повседневного и праздничного традиционного костюма?

Основой для повседневных нарядов были лоден, хлопок, лен, кожа. Праздничную одежду шили из того же лодена и льна, добавляя яркие элементы.

  • Для будничной одежды характерна сдержанная цветовая гамма. Синий, зеленый, коричневый серый – цвета для мужчин. Для женщин – синий, оттенки зеленого и бежевого, коричневого.
  • Праздничные варианты включают красные, фиолетовые, ярко-голубые, белые цвета.
  • Украшают праздничные костюмы разнообразной вышивкой и лентами. Для мужских вариантов характерны контрастные лацканы и яркие платки.
  • Вышивка занимает почетное место в национальном австрийском костюме. Традиционные мотивы – флористические и геометрические. Сейчас особой популярностью пользуется эдельвейс – как символ Альп. Его изображением украшают блузки, галстуки, жакеты и аксессуары.
  • Головные уборы всегда были важной частью традиционных облачений. Тирольская шляпа с ярким пером дополняла мужской образ. Женщины из богатых семей надевали на праздники чепцы с меховой отделкой, вышивкой серебряной и золотой нитью. В современных вариантах костюма остались мужские шляпы, их носят и дамы среднего и старшего возраста.

На фото – тирольская (егерская) шляпа ручной работы

Самые известные модели и элементы австрийского костюма

Многие модели и даже отдельные элементы национального австрийского костюма хорошо известны всей Европе.

  • Tracht (трахт): традиционный мужской костюм, основная деталь которого – двубортный пиджак серо-зеленого, синего или коричневого цвета. Изначально был одеждой охотников и пастухов. В начале XX века получил остроумное название – альпийский смокинг.
  • Lederhose (ледерхозе) – шорты, преимущественно кожаные. Носятся на подтяжках и могут иметь разную длину. Раньше были одеждой пивоваров, так как с кожи легко было стереть следы пива. Сейчас изготавливаются из льна, плотного хлопка.
  • Тирольская (егерская шляпа) – обязательный атрибут мужского костюма. Имеет высокую тулью, небольшие поля, украшена сбоку пером, основание тульи охвачено витым шнуром. Исторически имела зеленый цвет, сейчас может быть серой, коричневой, синей.

Ледерхозе – непременный элемент одежды для участия в пивных фестивалях и торжественных шествиях

  • Dirndl (дирндль) – традиционный женский костюм для повседневной работы по дому. Состоит из блузки с присобранными рукавами, широкой юбки и фартука. Современный австрийский дирндль имеет, как правило, яркую юбку, открытую блузку и кокетливый жакет-корсаж.
  • Leibkittel (лейбкиттель) – элемент традиционного женского костюма, представляет собой узкий жакет-корсаж на бретелях с пришитой к нему широкой юбкой. Для него выбирают ткани ярких и насыщенных цветов – алого, зеленого, сапфирового. Иногда украшается шнуровкой или вышивкой.

Австрийский дирндль стал основой для создания множества вариантов современных нарядных и повседневных платьев

Образы национальных австрийских костюмов близки к баварским и германским. Сходна цветовая гамма, стиль вышивки, покрой. Австрийский костюм несет черты традиционной сельской моды – натуральные ткани и расцветки, ручная вышивка, фартуки и длинные юбки. Поэтому этот стиль называют Landhausmode (ландхаусмод).

Традиции и современность: как австрийцы относятся к национальному костюму

Многие народы уважительно относятся к своей истории, но в Австрии национальный костюм – не архаичное прошлое, а день сегодняшний. Дизайнеры ежегодно демонстрируют коллекции с национальным колоритом. Официальные лица Австрии появляются на приемах в альпийских смокингах, а в гардеробе городских модниц обязательно найдется традиционный дирндль или сарафан на его основе.

  • В большой моде вечеринки в национальных костюмах.
  • На национальные праздники традиционные костюмы надевают не только участники парадов, но и зрители.
  • Элементы орнамента и вышивки постоянно используются в модных аксессуарах, ювелирных украшениях.

Национальные костюмы стоят довольно дорого. Цены на женские дирндли начинаются от 500 евро, а на суконные мужские куртки – от 350 евро. Это объясняется использованием натуральных тканей местного производства и экологически чистых красителей. Вещи бывают украшены вышивкой ручной работы.

Австрийский национальный костюм носят на праздники, вечеринки и даже в повседневной жизни

Заключение

Национальный австрийский костюм отличается практичностью и традиционным обликом, который сложился в последние 400 лет.

  • в сувенирных магазинах;
  • в специализированных отделах магазинов одежды;
  • в дизайнерских бутиках;
  • в интернет-магазинах.

Интересуетесь праздниками в Австрии? Читайте материал о национальных праздниках и новогодних торжествах в этой стране.

Наша рассылка доставит самые интересные и свежие материалы о туризме, об отдыхе и о жизни в Австрии, не забудьте подписаться!

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Читайте также:  Модные рисунки художника иллюстратора Рене Грюо

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных – лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Тирольский костюм – национальные наряды женщин и мужчин

Латышский народный костюм состоит из рубашки, брюк для мужчин и юбок для женщин, жилетка или кофта с длинными рукавами, носки, длинное пальто. По эскизам он похож, как говорят историки, на классический английский костюм. За 200 лет ничего не изменилось. Хотя археологические материалы позволяют восстановить историю народной одежды предков латышей начиная с VI в. н. э. примерно. По реконструкциям, женская одежда в тот период состояла из льняной рубахи, шерстяной юбки, наплечного покрывала — «виллайне», головного убора, лаптей или кожаных постолов. Мужская же — из льняной и шерстяной рубахи, штанов, шапки и такой же, как у женщин, обуви. Одежда представителей зажиточных слоев в тот период обильно украшалась бронзовыми пластинками, колечками, спиральками и тканой каймой. Наряд дополняли богатые ожерелья, кольца, браслеты. На одежде низших слоев отсутствовали бронзовые орнаменты, значительно меньшим было и число других украшений. В период XIV—XVII вв. в одежде сохранялись прежние основные ее элементы с той лишь разницей, что из-за ухудшения социально-экономического положения значительно уменьшилось количество украшений. На смену богатой орнаментации металлическими украшениями приходят стеклянный бисер и нитяные кисти.

Классических форм латышская народная одежда достигла в период позднего феодализма. В конце XVIII — первой половине XIX в. на территории Латвии существовало несколько различных комплексов народной одежды.
В латышском народном костюме их можно выделить пять: видземский, латгальский, аугшземский, земгальский и курземский; для каждого из них характерен своеобразный покрой, оттенки красок и принципы украшения.

Видземский комплекс народного костюма был распространен на территории, заселенной в древности ливами и частично латгалами. Для него характерна туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками, а в восточной части — прямыми плечевыми вставками, украшенная мережкой из белых ниток; юбка — продольно-полосатая, либо клетчатая, в отдельных районах—с пришитым лифом; наплечные покрывала — внллайне —белые, в некоторых районах с богатой вышивкой. Девичий головной убор — красный венок, вышитый стеклянным бисером или же красные шерстяные ленты для волос. Головным убором замужних женщин служат белые вышитые чепцы башнеобразной формы и зимние шапки.

Латгальский комплекс сформировался на территории, которую в древности населяли латгалы, в отличие от видземского, он испытал сильное влияние соседей — русских, белорусов, поляков.

Основные отличительные черты латгальского комплекса: туникообразная рубаха с нашитыми наплечниками с красным браным узором или красной вышивкой, клетчатая или белая юбка, виллайне — крустпилсского типа, но с сине-зеленой цветовой гаммой. Широкое распространение имели льняные наплечные покрывала — «снатене» (snatene). На голове латгальские девушки носили красный вышитый бисером венок, замужние — полотенчатый головной убор

Аугшземский комплекс характерен для территории, на которой прежде обитали селы. Отдельные элементы аугшземского комплекса обнаруживают сходство с латгальским, видземским, а в иных случаях — земгальским комплексами. Тем не менее аугшземский комплекс следует выделять как особый тип, так как только на этой территории распространена рубаха с прямыми поликами. Туникообразные рубахи встречаются лишь на границе с Видземе. Рубахи украшались цветной, обычно красной вышивкой.

Юбка была клетчатая или со светлыми полосами и крапинками, получавшимися при тканье благодаря особому способу окраски пряжи. При крашении ее туго перетягивали на определенном расстоянии бумажными нитками, в результате чего эти места оставались неокрашенными. На праздники обязательно носили передник. Виллайне в Аугшземе крустпилсского типа, но с более яркой вышивкой. Головным убором замужних женщин служил «наматс» – длинное полотенце, которым обматывали голову.

Земгальский комплекс совпадает в основном с территорией расселения древних земгалов. Характерные его черты: тунйкообразная рубаха с наплечниками или без них, со своеобразной белой вышивкой; юбка — клетчатая или полосатая с особым цветочным узором; виллайне — с богатой тканой каймой, без вышивки;

головной убор — шелковый платок, который девушки и замужние женщины носили по-разному: женщины завязывали под подбородком, а девушки — сзади.

Курземский комплекс характерен для территории, которую прежде населяли курши и ливы. Следует отметить, что курземские ливы в процессе ассимиляции значительно дольше сохраняли присущую им специфику, чем видземские, что нашло отражение и в народной одежде. Кроме того, здесь дольше сохранялись очень древние традиции народной одежды, так как эта часть Латвии по сравнению с другими территориями меньше подвергалась военным опустошениям. Курземский комплекс народного костюма характеризуют украшения рубах, густо-синие виллайне, декорированные металлом, металлические пояса, металлические венки или венки из ткани на твердом каркасе, вышитые бисером, юбки с яркой красочной гаммой.

Мужская и женская верхняя одежда’различалась не столько покроем, сколько деталями, главным образом длиной, отделкой и украшениями. Поэтому нередко в будни женщины надевали мужскую верхнюю одежду.
Женские кафтаны были короче, чем мужские. Шубы из овчины были одинаковые.

До первой половины XIX в. мужской и женской обувью служили постолы и лапти. В городах и их окрестностях богатые женщины носили туфли, а мужчины сапоги.
Мужская одежда на всей территории Латвии по сравнению с женской была гораздо более однообразной. Она состояла из кафтана — короткого, полудлинного или длинного, рубахи, штанов, носков, постол или сапог, пояса, шапки, шарфа и перчаток.
В восточной Латвии, включая Аугшземе и Земгале, мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой или светло-серой шерстяной ткани. Кафтан перепоясывался цветным плетеным или тканым на дощечках поясом, который был почти единственным украшением одежды. Старинные кафтаны шили совсем без воротников, или с очень низким стоячим воротом. Помимо белых, известны также густо-синие и темно-серые кафтаны.
В восточной части Латвии мужские рубахи либо вовсе не имели украшений, либо украшались небольшим браным узором. Мужская рубаха,, как и женская, скалывалась у шеи маленькой гладкой пряжкой.

Штаны большей частью были одного цвета с кафтаном или клетчатые и достигали обычно щиколотки. Концы их заправляли в носки с богатым цветным отворотом. Обувью служили постолы, у более зажиточных — высокие сапоги. К праздничному наряду мужчины обязательно надевали черную или серую шляпу — так называемую ратене

На западе Латвии мужские кафтаны изготовляли большей частью из белой шерстяной ткани. Исключение представляют алсунгские черные кафтаны с двумя рядами перламутровых пуговиц. Западнолатвийские (Ница, Барта, Руцава) мужские кафтаны были богаче украшены шнуровым орнаментом или вышивкой, чем восточнолатвийские. Мужские рубахи на западе Латвии также украшались белой или черно-белой вышивкой. На голову надевали шляпу-ратене, украшенную шелковой лентой и ниткой бисера. В западной части Латвии тканые и плетеные пояса не были распространены, подпоясывались обычно металлическими (slengene) или кожаными поясами с металлической пряжкой.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.

Ссылка на основную публикацию