Яркие ткани и платья Сони Делоне

Они оставили след в истории Одессы

Одесский биографический справочник

Соня Делоне (1885-1979)

Соня (Сара) Делоне-Терк (Штерн) – художница.

Сара Штерн, вошедшая в мировую культуру под именем Сони Делоне-Терк, родилась в Одессе 14 ноября 1885 года. Ее родителями были уволенный в запас Элиас Штерн и Хана, в девичестве Терк. Ее раннее детство прошло в окрестностях города среди райской, напоенной солнцем природы, заложившей в девочку столько энергии, что ее хватило на много последующих лет.

В связи с противоречивостью существующей информации о месте рождения художницы автору статьи пришлось пересмотреть десятки книг и сотни интернет-сайтов, и, в конце концов, истина была установлена с помощью знаменитого одесского краеведа Александра Розенбойма, любезно предоста­вив­шего выписку из Одесского городского архива.

Соня Терк. Начало 1890-х гг.

Родители Сары умерли, когда ей было пять лет, и девочку забрал в свою семью ее дядя, брат матери Генрих Терк. Именно фамилию дяди она взяла себе позже как псевдоним. Имея адвокатскую практику в Санкт-Петербурге, Генрих Терк смог дать Саре прекрасное образование и воспитание, и позже поддерживал ее финансово до самой революции. Во время школьных каникул девочка путешествовала по Европе, знакомясь с лучшими коллекциями музеев Франции, Германии, Италии. Она побывала в крупнейших европейских музеях. Ее способности к живописи были замечены школьным учителем рисования и черчения. По его совету она в восемнадцатилетнем возрасте отправилась учиться в Художественную академию Карлсруэ. В 1905 году, прочитав книгу Юлиуса Мейера-Грефе “Мане и его круг”, решила переехать в Париж – центр искусств.

В Париже она поначалу занималась в академии “Ла Палетт”, однако была недовольна академической манерой преподавания. Зато много времени проводила в художественных галереях, студиях, вошла в круг радикальной французской молодежи, завела знакомства с коллекционерами. В то время начинающая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов.

Соня и Робер Делоне

В 23 года Сара Терк выходит замуж за немецкого критика, коллекционера и галериста Вильгельма Уде, зани­мав­шегося примитивистами и современной живописью. Пышная свадьба происходит в Лондоне, но буквально через год Сара оставляет Вильгельма, чтобы связать жизнь с молодым талантливым абстракционистом Робером Делоне, с которым познакомилась в доме мужа. Их встреча родила один из самых романтичных, крепких и плодотворных творческих союзов. В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне. Через год у четы Делоне родился сын Шарль (в будущем выдающийся историк джаза). На удив­ле­ние добрыми остались отношения супругов с Вильгельмом на протяжении всей жизни. Вильгельм Уде покупал полотна у Робера и теперь уже Сони Делоне, хорошо понимая, насколько они талантливы.

После 1911 года под влиянием кубистов Соня Делоне уходит в своих работах от натурализма и фигуративности в сторону геометрии и абстракции, экспериментирует с ритмом и разложением цвета. В 1913 году Аполлинер, который познакомил супругов Делоне с Блезом Сандраром, назвал версию кубизма, которую развили в своих работах Соня и Робер, орфизмом. (В 1912-1913 гг. вместе с мужем она разработала принципы живописного орфизма – разновидности кубизма, которая основана на подчеркивании цветовых эффектов и динамики, скрытой в цветовых сочетаниях. В 1913 г. представила свои первые орфистские работы в салоне Независимых.) Соня создала иллюстрации к кубистической поэме Сандрара “Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской” (1913), которая переиздается до сих пор. В основу оформления книги был положен разработанный супругами Делоне принцип симультанизма (одновременности).

На Соню производят большое впечатление колористические эксперименты мужа. Она начинает писать симультативные картины и вместе с Робером выставляться на многих выставках в Париже, Праге, Берлине, Будапеште, Варшаве, Америке.

Костюм к балету “Клеопатра”. Соня Делоне. 1918 г.

Первая Мировая война заставила супругов переселиться из Парижа в Испанию, а позже в Португалию. За время пребывания там (1914-1920) супруги подружились с местными художниками. В Испании Соня Делоне познакомилась с И.Ф. Стравинским, С.П. Дягилевым, В.Ф. Нижинским. Для антрепризы Дягилева со­здала эскизы костюмов и декораций к балету “Клеопатра” на музыку А.С. Арен­ского (Мадрид, Барселона, 1918). Оформила открытие казино в Мадриде (1919).

В 1920 годы супруги Делоне возвращаются в Париж. В 1923 году вместе с В.С. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществила постановку пьесы Тристана Тцара “Воздушное сердце”, организованную литературно-художественной группой “Через” в помощь русским художникам за рубежом. В 1925 году участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Соня Делоне стала крупнейшим мастером ар-деко, ее находки широко использовались в дизайне, керамике, сценографии, рекламе.

Художница не оставляла и станкового искусства. В 1931 году она стала одним из организаторов салона “Абстракция – Созидание”, а в 1939 – авангардистского салона “Новая реальность”. Внесла большой вклад в послевоенный подъем французского абстракционизма, по-прежнему сохраняя геометрическую ритмику ярких, спектрально дополняющих друг друга цветов. Создавала также эскизы для мозаик и витражей, занималась керамикой, обращалась к книжной графике и текстильному дизайну.

Оценка, продажа и реализация картин Сони Делоне

Модные абстракции художницы Сони Делоне

Соня Делоне родилась в городке Градижск Российской империи в 1885 году. Первые годы она росла в семье, однако с пяти лет родители отдали ее дяде матери — известному адвокату Г.Т. Терку.

При рождении девочка получила имя Сара Элиевна Штерн, но хотела взять фамилию полюбившихся ей приемных родителей. Так как родная мать отказала в удочерении, Сара взяла себе псевдоним и стала именоваться Соней Терк.

По совету учителя рисования, разглядевшего в ней талант, девушка вступила на художественную стезю. Она обучалась живописи вначале в академии художеств в Карлсруэ (Германия), а затем парижской академии de La Palette. Соня посчитала, что нужно обучаться именно в Париже, который в те годы был центром художественной жизни.

Хотя французская академия ей не понравилось, именно в Париже начинающая художница обзавелась многими полезными знакомствами и много времени изучала работы известных живописцев. Там же Соня вышла замуж за полюбившегося ей художника Робера Делоне. Вместе они открыли мастерскую, много работали и разрабатывали новые теории.

За годы творчества Соня Делоне стала крупной художницей-авангардисткой, проявившей себя в разных сферах. Она занималась не только живописью, но и иллюстрацией книг, оформлением спектаклей, промышленным искусством, задав новое направление в моде. В ее работе преобладали принципы кубизма и разработанные ею совместно с мужем идеи орфизма.

Соня активно участвовала в выставках и стала первой среди женщин, при жизни которой прошла персональная выставка в Лувре. Она была в числе учредителей общества «Абстракция — Созидание», а также в числе основателей салона «Новая реальность». За оформление павильона на Всемирной парижской выставке в 1937 году ее наградили золотой медалью, а на 90-летие вручили Орден Почетного легиона.

Ушла из жизни художница в 1979 году, когда ей исполнилось 94 года.

Творчество художницы

Ранние работы

К этому периоду относятся произведения художницы, выполненные ею до знакомства с Робером Делоне (1909 г.) и в первые годы их союза.

До встречи с будущим мужем Соня много путешествовала с семьей по странам Европы, посещая крупнейшие музеи и знакомясь с работами лучших художников. Под влиянием этих знаний она создавала свои первые натюрморты, работала над портретами и интерьерами. При переезде в Париж в ее сюжетах стали часто появляться интерьеры местных кафе.

В начале 1910-х годов на Соню Делоне произвели большое впечатление работы кубистов. Завороженная новыми идеями и возможностями, она оставила предметное искусство с его вечным поиском сходства между объектом и картинкой в пользу экспериментов с ритмом и цветом. С этого момента ее живопись становится абстрактной, а привычные предметы уступают место геометрическим фигурам.

Работы художницы этого периода считаются особо ценными и нередко уходят с аукционов за внушительные суммы (подробнее ниже).

Период экспериментов

С момента перехода к абстрактному искусству Соня и Робер пришли к новому направлению — симультанизму (лат. simul — одновременно). По словам создателей, он означал изображение движения цвета в свете. На практике это выражалось в соединении формы и цвета с музыкальным ритмом. Их концентрические цветные круги словно бы пульсировали, звучали на холстах.

С легкой руки французского поэта-авангардиста Гийома Аполлинера новое направление назвали орфизмом. Это обусловлено тем, что «звучащие» картины супругов Делоне напомнили поэту чарующую музыку легендарного древнегреческого певца Орфея.

Симультанизм или орфизм считается одним из направлений кубизма, так как Соня и Робер раскладывали нечто на составляющие и собирали их в таком порядке, каком хотели. Если кубисты проделывали это с формой, то орфисты раскладывали свет на всевозможные оттенки и затем причудливо соединяли их снова. Кстати, именно орфизм привел художника Баранова-Россине к созданию его известного оптофона и проведению оптофонических концертов.

Свои эксперименты с ритмом и цветом Соня перенесла на практику, покорив парижан модной одеждой и вещами. Когда в 1913 году она сшила платье в стиле симультанизма и появилась в нем на одной из вечеринок, публика пришла в полный восторг. С этого момента художница создавала эскизы тканей, ковров, проекты моделей одежды, включая костюмы для театра, и даже эскизы автомобилей. Ее творения пользовались огромной популярностью, так как не только поражали оригинальностью расцветок, но и были весьма практичны (не содержали пышного декора и были просты в производстве).

После представления на Выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году новых разработок С. Делоне была названа ведущей представительница ар-деко.

Заметим, что она продолжала заниматься любимым делом до самого ухода из жизни. При этом созданные ею уже в пожилом возрасте картины пользуются сегодня большой популярностью. Это такие работы как «Ритм цвета» (1952 г.), «Композиция. Ритм цвета (1957 г.), «Игральные карты» (1964 г)., «Йо-йо» (1969 г.) и другие.

Рекорды продаж, стоимость картин Делоне

Попытаемся понять, сколько стоят картины Сони Делоне. В этом нам поможет информация о продажах ее работ на крупных аукционах.

В 21-м веке было продано несколько произведений художницы по цене, близкой к миллиону долларов или превосходящей ее. Рассмотрим три наиболее крупных продажи.

В 2010 году на торгах Christie`s появилась работа «Филомена», созданная художницей в первые годы жизни в Париже и считающаяся ярким образцом ее ранней живописи.

Некоторые исследователи полагают, что Соня Делоне стала известной художницей благодаря своему второму мужу. Однако серию выдающихся картин, среди которых была «Филомена» и близкие по сюжету «Портрет Филомены», «Спящая девушка» и «Ню в желтом цвете», она написала в 1907 году, то есть за два года до встречи с Робером. Не зря после смерти художницы «Филомена» была неоднократно представлена на выставках в Париже, Нью-Йорке и других городах мира. На торгах картина вызвала большой интерес и была продана за 601 тыс. фунтов стерлингов (ок. 960 тыс. долларов) при эстимейте 250-350 тыс. фунтов.

Читайте также:  Бренд Blumarine и биография Анны Молинари

Следующий крупный уход произошел в 2017 году, когда на Christie`s выставили холст «Электрические призмы». Картина была создана в 1913 году, когда Соня Делоне стала свидетелем замены газовых ламп на электрические. Находясь под впечатлением от нового источника освещения, она погрузилась в исследование ореола ламп и создала серию эскизов «Электрические призмы». Начиная с 1963 года представленная на торгах картина была частым экспонатом выставок в Париже, Токио, Москве и т.д.

На аукцион ценное полотно выставили с высоким эстимейтом в 1-1,5 млн евро и не прогадали. Окончательная цена продажи составила 1,6 млн евро (1,9 млн долларов).

Но самая крупная продажа стала настоящей сенсацией арт-рынка в 2002 году. Тогда на торгах Calmels Cohen Paris появилась картина «Рынок в Миньо», встреченная участниками мероприятия с большим энтузиазмом. Она была написана художницей в годы жизни в Испании. Эстимейт картины составил 400-600 тыс. евро, а борьба за нее началась с 300 тысяч и развернулась между шестью участниками. За считанные секунды цена взлетела до 4 млн евро. Окончательная цена с учетом комиссии составила 4,6 млн евро или 4,3 млн долларов (по курсу 2002 года).

Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Делоне. Хотя есть еще немало работ, проданных в диапазоне 0,5-1 млн долларов, многие ее произведения уходят по относительно невысокой цене до 20 тыс. долларов. Как установить эту цену для конкретного холста, а также как и где продать картины Делоне, мы поговорим далее.

Заметим, что ее работы считаются перспективными в плане инвестирования. Особой популярностью пользуются ранние абстрактные полотна, ранние портреты и картины из серии «Цветовые ритмы», созданные в 50-60-е годы двадцатого века.

Как оценить картину Делоне

Чтобы разобраться со стоимостью холста, нужно понимать, какова его ценность для общества. Последняя повышается, если работа художницы относится к ее ценному творческому периоду (например, ранее творчество), если ее представляли на выставках, печатали на обложках книг и журналов, отметили наградой и так далее. Оценить картину Делоне по всем этим характеристикам поможет эксперт. Он уточнит все детали по своим базам и изучит работу в лаборатории. На основании всех полученных сведений и будет определена его цена.

Заказать экспертизу картины Делоне вы можете, например, в Центре независимой экспертизы имени Бенуа.

Где и как продать картину Делоне

Для продажи произведения художницы рекомендуем разместить информацию о нем на нашем сайте (см. условия реализации). Для ускорения процесса вы можете продать картину нам или добавить в ваше описание полезную для потенциального покупателя информацию.

Для продажи или проведения экспертизы картины Делоне позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Соня
Делоне

Первая женщина, чья персональная выставка прошла в Лувре. Законодательница мод, сделавшая своими холстами платья парижанок и автомобили парижан. Вместе с мужем создавшая живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете». Соня Делоне (Sonia Delaunay) прожила долгую, плодотворную, насыщенную и счастливую жизнь.

Как одесская девочка стала французской художницей

Родилась на свет 14 ноября 1885 года отнюдь не Соня Делоне, а маленькая еврейская девочка Сара Штерн. В этом все сходятся, а дальше начинаются разногласия. Половина источников сообщает о городе Градижске в Полтавской области как о родине Сары Штерн, половина эту честь приписывает Одессе. Искусствовед Евгений Деменок устроил настоящее детективное расследование. Он изучил все имеющиеся биографии Сони Делоне, собрал всю возможную информацию, заставил всерьез потрудиться работников архивов Полтавы и Одессы и, в конце концов, нашел доказательства того, что Сарочка Штерн – таки да, таки одесская девочка (ясность вносит лист из книги одесского раввината 1885 года «О родившихся», в котором черным по белом сообщается о рождении у Эли (Ильи) Штерна и его супруги Ханы дочери Сары)

О детских годах художницы известно совсем мало, потому и путаница возникла. Девочка рано потеряла родителей, однако несчастным ее детство не назовешь. В пять лет ее забрал в Санкт-Петербург дядя по материнской линии адвокат Анри Терк. Тогда же имя и фамилию сменили. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе. Именно в поездках во Францию, Италию, Германию Соня поняла, что больше всего ей нравится рисовать. Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. Впрочем, больший толк, по мнению художницы, ей принесли регулярны визиты в парижские музеи.

В ранних работах Сони заметно влияние Гогена, Ван Гога, Руссо. Яркость красок художница явно позаимствовала у «диких» фовистов Матисса и Дерена (1, 2).

В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Брак был по расчету. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Обоих хватил ненадолго, и через два года Соня развелась с Уде и вышла замуж за начинающего абстракциониста Робера Делоне, уже будучи беременной от него. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня – Соня Делоне. Кстати, с Робером ее познакомил сам Уде, который на всю жизнь сохранил с парой Делоне хорошие отношения и с удовольствием организовывал их выставки.

Симультанизм – круги, цвет, свет, одновременность

Второй брак оказался длиною в жизнь. Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, что в корне неверно. К моменту встречи с Робером Соня уже написала «Филомену», «Спящую девушку», «Ню в желтом цвете».

Никакого Робера Делоне еще не было, а уверенное владение цветом, смелость кисти – были, равно как и отголоски Матисса, Гогена, раннего Пикассо.

Так что лучше не переходить в математические сферы, пытаясь вычислить, кто из супругов Делоне оказал на второго более сильное влияние, а удовлетвориться совершенно справедливым комментарием самой Сони: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет» .

Сначала молодожены родили сына Шарля (который стал одним из самых влиятельных исследователей и популяризаторов джаза), а чуть позже, в 1912-1913 годах «породили» другое детище – симультанизм . Этимология термина восходит к латинскому simul – вместе, одновременно. Искусствоведческие словари нам сообщают, что это «совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении». Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм – это изображение движения цвета в свете .

Симультанизм представляет собой своеобразную трактовку кубизма. Соня Делоне вместе со своим мужем рисовали концентрические цветные круги, наполненные светом, создающие ощущение динамики. Цветовые соотношения, казалось, пульсировали и звучали на их полотнах. Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер определил этот стиль как «орфизм» , проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.

Кстати, круги Соне Делоне отлично удавались не только на картинах. Она умела делать то, что называется «вращаться в кругах». Ловко встраивалась в компании, составляла удачные творческие партии, знакомилась с нужными людьми. А поскольку это не было синдромом проныры, а совмещалось с ярким талантом, то не удивительно, что она была успешной. Или все-таки удивительно? Успешной Соня Делоне была, кажется, во всём, за что бралась.

Живопись и мода Сони Делоне

Имя Сони Делоне неразрывно связано с модой. Началось всё с одеяльца для маленького Шарля в стиле пэчворк, сшитого художницей в 1911 году. Оно и сейчас хранится в парижском Музее современного искусства. А в 1913 году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как «платье-поэма»: на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами.

В Испании, куда супруги Делоне уехали в Первую мировую войну, Соня рисовала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» для антрепризы Дягилева. В Мадриде не без покровительства Дягилева открылся первый собственный Дом моды Сони Делоне Casa Sonia, а по возвращении в Париж в 1921 году – парижский Delaunay. Соня проектировала модели одежды и расцветки тканей, создавала макеты игральных карт, придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации и даже ткала ковры.

А вот теперь – слава

Еще до войны совместно с поэтом Блезом Сандраром Соня Делоне выпустила двухметровую книжку-гармошку. Поэма Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» и иллюстрации Сони Делоне впечатлили ко всему привычный Париж
Чуть позже книга была представлена на выставке в Берлине, где ее увидел Пауль Клее. С этого момента квадраты, подобные Сониным, стали неотъемлемой частью его творчества (1, 2, 3, 4).

Важным событием в жизни Сони Делоне стала парижская Выставка декоративных искусств 1925 года. Художница представила широчайший ассортимент изделий – начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами. Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма» , – так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал L’Art vivant. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье. Намного позже, в январском номере за 1966 год выйдет интервью с художницей, в котором она, вспоминая прошлое, скажет: «Я думаю, что новая живопись началась с нами: наш цвет сделал ее более свободной» .

Делоне и ранее не оставалась незамеченной, но настоящая слава пришла после выставки. Театры и киностудии мечтали заполучить ее костюмы, Сорбонна пригласила художницу читать лекции по истории искусств.

Американский кризис 1929 году ощутимо ударил по Европе, в 1931 году пришлось закрыть Дом моды. Доходя до этого момента, исследователи нередко замечают, что Соня получила возможность «вспомнить о живописи», хотя это не совсем справедливая формулировка. Она и не забывала о живописи, просто в ее творчестве живопись перестала быть делом исключительно холста. Картины Сони Делоне женщины носили на себе. Сама художница говорила: «Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете» .

Верный друг, муж и соратник Робер умер в 1941 году от онкозаболевания. Чтобы преодолеть боль этой утраты Соня Делоне с утроенной энергией продолжила работу. Она много пишет о Робере, издает мемуары, участвует с картинами мужа и своими во всех более-менее значимых европейских выставках абстрактного искусства.

Читайте также:  Греческий орнамент меандр – значение и фото узора

В 1963 году художница передала в дар Франции 117 картин – своих и Робера Делоне. А в следующем году состоялось историческое событие – первая прижизненная персональная выставка женщины-художницы в Лувре. В 1975 году, в возрасте 90 лет Соня Делоне получила высшую награду Франции – орден Почетного Легиона. Она прожила 94 года и осталась в истории одной из первых художниц, соединивших искусство и одежду.

Все известные картины и биографию их автора вы найдете на страницах Артхива.

Соня Делоне, великая леди абстракционизма


Соня Делоне. Фото Флоранс Анри

Соня Делоне родилась в 1885 году на Украине в большой еврейской семье Стернов. В пятилетнем возрасте се отправили на воспитание в богатую еврейскую семью Генриха Терка, петербургского адвоката, родного дяди с материнской стороны. С той поры Соня поменяла свою фамилию Стерн на Терк.

Детство в Петербурге проходило безбедно — она ездила на дачу в Финляндии, проводила каникулы в Италии или Швейцарии. Уже тогда она заинтересовалась изобразительным искусством, и дядя отправил ее в Германию в частную школу, где она получила классическое художественное образование.

В 1905 году она поступила в парижскую Академию «Ля Палетт» и постепенно вошла в круг художественной богемы начала века.

В возрасте 22 лет она по настоянию семьи вышла замуж за немецкого художественного критика и коллекционера. В том же 1908 году Соня стала выставлять свои первые работы в Парижской галерее «Нотр-Дам Шан». Брак по расчету продлился недолго. В возрасте 25 лет Соня развелась с мужем и вышла замуж за известного французского художника Робера Делоне, под фамилией которого и стала знаменита. О своем муже Соня говорила: «Он дал мне конструкцию, а я ему — цвет».


Соня и Робер Делоне

Ее абстрактное искусство складывалось под влиянием фовизма тех лет. После рождения сына Шарля в 1911 году Соня начала свои первые опыты с текстилем: она создаст апплицированные цветные фрагменты тканей, которые именует «симультанными контрастами». Это так пришлось ей по вкусу, что стало неотъемлемой частью ее многолетнего творчества. Ее предвоенные работы 1910-х годов насыщены атмосферой новизны того времени: «Электрические призмы», «Уроки света» созданы в самой радужной гамме преломленного солнечного луча. Она работает над книжными иллюстрациями, плакатами и предметами прикладного искусства.

В это же время начались ее опыты в мире моды. Она создает первые платья и жакеты с «симультанной» аппликацией геометрических форм. Эта работа, новая и неожиданная, в эпоху господства бакстовского экзотизма поражает других творцов. Поэты посвящают ей стихи.

Девушки-модели в костюмах от Сони Делоне



Модель в пальто от Сони Делоне

Работы Сони, не развивавшие, а, наоборот, отвергавшие заветы и принципы прошлого, стали импульсом для создателей тканей эпохи ар-деко, эталоном нового искусства. Ее муж Робер Делоне писал в 1923 году: «Для Сони платья или пальто являются частью пространства, оформленного и обусловленного в размерах и содержании, создавая организованное целое по законам, ставшим стандартизацией ее искусства».

С началом Первой мировой воины чета Делоне переехала в Мадрид, где Соня продолжала свою новаторскую работу. В 1917 году Соня перестала получать деньги из России, и ей пришлось подумать о финансах. Благодаря Дягилеву, который познакомил чету Делоне со сливками мадридской элиты, Соне удалось открыть магазин одежды и оформления интерьера. Сонины шали, сумки, зонты и мебель имели такой успех, что она вскоре смогла открыть два других магазина — в Барселоне и Бильбао.


Соня Делоне. Клеопатра. Эскиз костюма к балету «Клеопатра». 1918

Сергей Павлович Дягилев в тот период привлекал молодые таланты для работы в своей труппе и, вдохновленный талантом Сони Делоне, предложил ей работу. А после того, как во время гастролей сгорели декорации к «Клеопатре», Дягилев в 1918 году заказал Роберу Делоне новые декорации, а Соне — эскизы новых костюмов.


Соня Делоне в своей студии на бульваре Мальзерб. Париж, 1925.

В 1921 году чета Делоне возвратилась в Париж, включившись в жизнь художественной богемы, Соня и Робер дружили с Шагалом и Тристаном Тцара, Маяковским и Лотом. Искусство четы Делоне приобретало все большую популярность — им заказывали оформление магазинов и апартаментов. Одновременно с этим Соня начала создавать свои «симультанные» шарфы, принесшие ей большую славу. В период с 1922 по 1925 год Соня Делоне сделала множество моделей пальто, шалей и образцов тканей в технике аппликации, а также оформила несколько показов мод и светских балов, посвященных новому искусству.


Платок от Сони Делоне, 1960-е

Ее талант особенно ценился дадаистами, видящими в изобретенных ею платьях-поэмах будущее современной моды. Эксперименты Сони Делоне с ее прямоугольными, сферическими и квадратными формами и впрямь были революционными. Ее композициям было свойственно великолепное чувство ритма и радость цвета.


Соня Делоне. Пальто, сделанное для Глории Свенсон, 1923-1924

Одним из самых значительных событий в жизни Сони Делоне стало ее участие в 1925 году в Выставке декоративных искусств, принесшей славу многим нашим соотечественницам. Соня Делоне демонстрирует свои работы в специально созданном для этой цели «симультанном» бутике на мосту Александра III. Там в небольшой витрине были представлены шарфы, сумки и манто ее работы. Всемирная парижская выставка привлекла огромное внимание к необычным работам, и о Соне Делоне заговорили. Ее начали приглашать киностудии, театры для создания невероятных костюмов. Она читает лекции в Сорбонне. Она на пике популярности.


Модель в платье от Сони Делоне

Ателье, которое Соня открыла из-за наплыва новых заказов, производило множество новых моделей: вязаные крючком цветные жилеты и платья, шарфы, купальные костюмы, пальто и сумки. Объединенные общностью колорита и абстрактным рисунком и оттого легко узнаваемые на улицах городов и курортов, модели Сони Делоне в эпоху 1925-1929 годов стали одним из символов авангардной моды. Она, безусловно, была в когорте первых создательниц моды нашего века, сумевших объединить текстиль с живописью своей эпохи. Правда, надо иметь в виду, что мода тех лет позволяла благодаря простоте своих линий скрывать многие недостатки кроя и выставлять на вид исключительную декоративность рисунка ткани и радужное великолепие цветных сочетаний, в чем мадам Делоне не знала себе равных.


Ее успешное творчество прервал американский кризис 1929 года, сделавший немодным все связанное с расточительными «бешеными» 1920-ми годами. В 1931 году Соне Делоне пришлось закрыть свое ателье мод и тканей на бульваре Мальзерб. Но она пишет картины и композиции, в 1932 году она публикует статью «Художники и будущее моды», в которой предсказывает победу прет-а-порте.

И после смерти мужа в 1941 году Соня продолжала свою кипучую деятельность до самой кончины в 1980 году в 95-летнем возрасте.

Из книги Александра Васильева «Судьбы моды»

Соня Делоне: как россиянка стала национальной гордостью французского искусства

Во время Первой мировой войны гастроли дягилевской балетной труппы не прекращались. Они проходили и в Мадриде. Там, в Мадриде, Дягилев увидел работы молодой художницы.

На талант, на грядущее бессмертие у Дягилева был нюх. Он моментально предложил Соне Делоне сотрудничать с труппой. Соня не могла не согласиться: она тоже чувствовала, когда появлялся шанс войти в историю. В костюмах по её эскизам труппа представляла «Клеопатру» потом не один год.

Художница, которую потеряла Россия

Это, конечно, была судьба: два выходца из Российской империи столкнулись именно на чужой стороне. Правда, в те годы такие случайности были не редкостью. В десятые-двадцатые годы Европа была полна политически неблагонадёжными лицами, туристами, а потом и беженцами из России. Соня была не тем, не другим и не третьим. Она искала в Европе самореализации и нашла её.

Найти её на родине было не очень просто: в тех городах России, где у художника был самый большой шанс, евреи не приветствовались, а Соня с рождения была Сарой Штерн то ли из Одессы, то ли из Градижска, городка Полтавской губернии (ныне Украина).

Отцом её был вовсе не какой-нибудь деятель искусства, а управляющий на заводе, матерью — обычная домохозяйка.

Кроме Сары, у пары было ещё несколько детей мал мала меньше, так что они без особых колебаний отдали пятилетнюю Сару на воспитание родственникам по линии Сариной мамы, Генриху Терку и его жене. По другой версии, к тому моменту Сара уже осиротела.

В любом случае, её дядя имел право жить в Санкт-Петербурге — и жил там, так что перед Сарой, которая для всех стала Соней, открылись замечательные возможности.

Школьный учитель рисования очень советовал развивать даровитую девочку. На бумагу и краски приёмные родители не скупились.

Путешествуя каждое лето по Европе, заходили в музеи, галереи, на выставке, и Соня бесконечно впитывала в себя живопись во всех её цветах. В восемнадцать лет её отправили а выбранную ей Художественную академию Карлсруэ. В двадцать лет захотела поближе к импрессионистам в Париж — и переехала.

Париж, город, где сбываются мечты

Академическая манера преподавания Соню Терк расхолаживала. Ей больше нравилось рассматривать на выставках Гогена, Анри Руссо, Ван Гога и фовистов. Её завораживало, как цвет и форма могут играть на картине, даже когда изображение упрощается, упрощается и упрощается. Разве это не чудо?

Личная жизнь Сони тоже была яркой. Сначала она вышла замуж за состоятельного галериста, также еврея, только из Германии, С А уже через год сошлась с художником Робером Делоне, своим ровесником, совершенно совпадающим с ней во всём — и поняла, что может быть только с ним. Скандально быстрый развод и сразу новый брак! И сын Шарль — меньше, чем через девять месяцев после свадьбы, но, несомненно, от Делоне.

С Делоне она познакомилась, конечно, через Уде. В его галерею часто приходила герцогиня Роза Делоне с сыном, подающим надежды молодым живописцем. Надежды в результате Робер подарил не только французскому искусству.

Уде на поворот событий не обиделся. Он, собственно говоря, был скорее гомосексуальные, а женился, чтобы нельзя было сказать точно, что у него просто женщины хорошей не было. Соня была отличной женщиной, и с ней Уде убедился, что совершенно точно это не его. Позже он охотно выставлял работы супругов Делоне, сохраняя к ним неизменную симпатию.

Делоне: не один и не два

Супружеский союз оказался чем-то большим, чем единение сердец. Робер и Соня словно были одно — только разделённое на два тела единое начало. Их мысли, идеи появлялись и продолжались в общении друг с другом. Их занимало одно и то же. Они стремились к одному и тому же.

Оба увлеклись кубизмом и оба сделали его чем-то новым, что позже назовут орфизмом. Движение цвета в свете — вот, что их завораживало, вот, чем они хотели завораживать других.

Читайте также:  Контурный карандаш для глаз – история и состав

Удивительно, но среди источников их вдохновения было одеяльце, которое сшила из лоскутков маленькому Шарлю Соня — просто в память о родных местах. Оно было похоже на полотна кубистов.

Делоне поняли, что хотели бы рисовать нечто настолько же поднимающее настроение, как это детское одеяло.

Сейчас оно выставлено в Музее национального современного искусства в Париже.

В Мадрид они уехали из-за Первой мировой. Там оказалось, что всё же они — разное: Соню Дягилев нанял, а к Роберу остался равнодушен. Это их не расцепило, не разъединили, не рассорило. Они, кажется, на очень поверили Дягилевскому видению. Они по‑прежнему оставались одной душой на два тела. На всех вечерах с художниками появлялись вместе, держась за руку. А познакомились они тогда в Испании и Португалии со многими художниками.

Париж, город, в котором всё связано с модой

Создание костюмов для балета заставило Соню взглянуть на возможности живописи и её границы по новому. Вернувшись после войны в Париж, она открыла модное ателье. Теперь холстом для неё стали платья и накидки; её живопись буквально вышла на улицу своими ногами.

Почти моментально Соня стала признанным маэстро ар-деко. И в её время, и много позже — вплоть до наших дней — её творческие находки использовались, и очень активно, в рекламе, прикладном дизайне и сценографике.

Платьями и картинами Делоне не ограничивалась. Керамика, скульптура, книжные иллюстрации, текстильные узоры, мебель и вновь сценические костюмы. Ей как будто хотелось освоить своим цветом-в-свете все поверхности, всё пространства, до которых она могла дотянуться. Она считала цвет кожей мира, находился работу с ним особенно волнующей. Крупные выставки редко обходились без супругов Делоне, где Робер, оставаясь для Сони по‑прежнему её вторым «я», для других стал её тенью, фигурой чуть позади.

Делоне: теперь только одна

Когда Францию оккупировали немецкие войска, Делоне пришлось скрываться в Оверни: и Соня, и Шарль вполне могли оказаться в концлагере далеко за пределами Парижа. Робер был тяжело болен, страдал от рака, и вскоре скончался.

Это лишило Соню сил. Она надолго перестала творить и занималась только наследием своего вдруг пропавшего второго «я». Она скрывалась с сыном по друзьям, переехала из Оверни в Тулузу, пока с окончанием войны не смогла вернуться в свой любимый Париж.

Соня пробовала перейти в христианство, но, изучая Библию, не чувствовала ничего и разочаровалась в идее, сочтя, что рождена быть язычницей.

Она понемногу снова начала работать. Повзрослевший сын старался его поддерживать. Сам Шарль родился не для живописи: его куда больше интересовала музыка. Он стал историком джаза.

Начиная с пятидесятых, Соня стала выставлять новые работы. Своих свежих последователей в мире моды — которых немало увидел мир в шестидесятые — она не всегда одобряла: искусство искусством, а одежда должна быть больше удобной в носке, чем представляющей идеи художника.

Одной из проблем одежды-полотен был, конечно, тот факт, что её часто создавали мужчины, не представляющие, как складывается ежедневная жизнь женщины и рассматривающие женщину как объект, подставку для предмета искусства.

Соня же прекрасно понимала, что будет удобно и неудобно. Она ведь сама была женщиной.

Соня умерла в 94 года, в самом конце семидесятых, успев получить орден Почётного легиона. Как водится, после смерти интерес к ней возрос многократно. Франция и мир осмыслили, что сделала, как изменила искусство и дизайн художница. Теперь многие её работы бережно сохраняются во французских музеях.

История ещё одной признанной при жизни кубистки — Тамара Лемпицка: легенда эпохи джаза, художница-миллионерша.

Что нужно знать о выставке Сони Делоне

В арт-пространстве Set открылась выставка “Ритм цвета”, посвященная Соне Делоне. Помимо Сони, ее участники – украинские художницы Маша Рева, Оксана Левченя, Яся Хоменко и Леся Хоменко, Алена Науменко, архитектор Флориан Юрьев и Ева Толуа. Вместе с художницами и куратором выставки Катей Тейлор vogue.ua разбирался, почему нам важно знать Соню Делоне.

Соня Делоне прожила счастливую жизнь и была невероятна успешна. Чтобы рассказать об этом, обращения к ее биографии не избежать. Она родилась в Одессе и провела детство в Украине, но уже в 20 лет (это был 1905 год) переехала в Париж. В Европе художница сделала головокружительную карьеру: оформляла балеты для Сергея Дягилева, руководила собственным модным ателье (в 1925 год иллюстрация с ее платьем появилась на обложке британского Vogue), значительно повлияла на развитие ар-деко; делала иллюстрации для книг, разрабатывала принты для тканей, работала над скульптурой и керамикой.

На выставке, которую придумала куратор Катя Тейлор и команда агентства Port.agency, представлены две работы Сони Делоне из коллекции Национального художественного музея Украины, письма и рисунки из частных коллекций (один из самых активных украинских коллекционеров Делоне – Евгений Деменок), плакаты, книги. Партнер выставки – Французский институт в Украине. Его президент Натали Берас говорит: поражена тем, какую исследовательскую работу проделала куратор Катя Тейлор. В первую очередь это касается биографии, которую можно прочесть на плакатах в галерее. Биография художника редко становится отдельным экспонатом выставки и заслуживает такого пристального внимания, но в случае с Делоне это закономерно: в Украине ее не знают. «Соня Делоне – рок-звезда во Франции, – говорит Катя Тейлор. – Она очень популярна среди коллекционеров, ее архив находится в центре Помпиду, но здесь ее никто не знает. Весной 2019 года мы делали ее выставку в одесской галерее Invogue. Я давала много интервью, тогда меня и поразило, что журналисты говорили: мы никогда не слышали об этой художнице. Так что Соню Делоне нужно открывать Украине».

В биографии Делоне много несостыковок, разобраться с которыми помогает выставка. Самый простой пример – место ее рождения. В английской Википедии значится город Градижск в Полтавской области, в украинской – Одесса. На мой вопрос, где же правда, Катя Тейлор уверенно говорит: Одесса. «У нас не просто версия, у нас историческая правда. Мы видели копии книги раввината, в которой указано, что Сара (настоящее имя Делоне) родилась в 1885 году в Одессе, более того, есть копии свидетельства о рождении, и мы покажем его на выставке».

Оттого что Соню Делоне нам еще предстоит открывать, самым интересным на выставке оказывается документальный отдел. Например, переписка Сони с родными: вскоре после переезда в Париж Соня писала письмо в Петербург, к юбилею свадьбы дяди и тети, которые ее воспитывали. Письмо художница иллюстрировала вручную – это уникальный экспонат. В этом декоративном рисунке читается и ее будущее увлечение ар-деко, и любовь к орнаментализму, который Соня, по ее собственному признанию, связывала со своим украинским происхождением.

В левом крыле галереи Катя Тейлор устроила студию «Сила творчества», пригласив к участию художниц Машу Реву, Оксану Левченю, Ясю и Лесю Хоменко, Алену Науменко, Еву Толуа и архитектора Флориана Юрьева. С Соней Делоне у них много общего: художники работают на стыке индустрий – моды и дизайна, искусства и моды, демонстрируя настоящую, не декларативную свободу творчества.

«Мы не хотели давать прямые связки: вот, есть Соня Делоне, которая работала с формой, а есть Маша Рева, которая также работает с формой, или, например, Алена Науменко, – объясняет Катя Тейлор. – В ДНК художников, которые представлены на выставке, есть код авангарда: у кого-то он проявляется больше, у кого-то меньше. Об этом интересно поразмышлять. В рамках студии мы анализируем, как работают современные художники, работают ли они на стыке индустрий, зачем и дает ли это что-то новое их практике».

Художница и дизайнер Маша Рева в интервью часто говорит, что ей интересен авангард – отсылки к нему можно увидеть не только в ее живописи, но и в принтах, которые она разрабатывает для одежды. С Делоне Машу в каком-то смысле роднит и многофункциональность: Маша делает керамику, принты, одежду, занимается живописью, оформляет витрины и театральные спектакли. «Когда я училась в Лондоне, я попала на ретроспективу Делоне в Tate Modern. Меня поразила ее многогранность и мультифункциональность, то, как художница собирала разные элементы в одну историю, – рассказывает Маша. – В 1920-х годах Соня делала ткани для небольшой голландской мануфактуры Metz&Co. Работа в коллаборации очень актуальна сегодня – и я, например, сама часто работаю в коллаборации с другими брендами». В рамках выставки о Соне Делоне Маша делает открытую мастерскую художника. Это работы разных лет: здесь и керамическая ваза, покрытая золотом, сделанная Машей в коллаборации со стилистом Надей Шаповал, и живопись, и одежда, и эскизы, перенесенные на полотна размером со стену. С одной стороны, место свободы, с другой – чистое пространство, в котором может появиться все что угодно, стоит художнику только захотеть.

Размышляя об авангарде, художница Леся Хоменко говорит: “Я постоянно думаю, как быть современным после периода авангарда, после тех бесстрашных вещей, которые делали художники начала ХХ века. Например, отрицая живопись, как Дюшан, и предлагая миру совершенно новые вещи. Я сама живописец – и мне интересно проследить эту связь”. На открытии выставки 14 ноября вместе с сестрой, дизайнером Ясей Хоменко, Леся показала перформанс “День рождения”. Главной его героиней стала девушка, которая 14 ноября отмечала день рождения (как и Делоне, кстати): Яся Хоменко пошила для нее белоснежное платье с длинным подолом, превращающимся в праздничный стол. На платье-столе – закуски, салаты, пакеты с подарками и бокалы с вином; весь вечер девушка принимали вполне реальные поздравления и подарки. “Перформанс вырос из моего реального дня рождения, – говорит Леся. – Яся мне пошила платье-скатерть, я позвала гостей и сделала перформанс. Он стал рефлексией о том, что день рождения часто превращается в повинность”.

Самый знаменитый участник этой выставки – легендарный украинский архитектор, композитор, художник, автор «Тарелки» на Лыбедской Флориан Юрьев. Катя Тейлор выбрала для этой выставки две живописные работы Юрьева, посвященные его авторской теории «музыки цвета». Художник раскладывает музыку и поэзию на визуальный ряд. «Выбрала неслучайно, потому что у Сони был этап, когда она занималась поэзией живописи, и мне понравилась перекличка между исследованиями Флориана и Сони». Художница Алена Науменко создала для выставки интерактивную стену с магнитами, переставляя которые, можно создать свою картину в стиле Сони Делоне.

Еще одна участница “студии” Оксана Левченя начинала свою художественную карьеру с живописи, после запустила мастерскую OLK manufactory, где вручную вместе с командой мастеров шьет роскошные ковры, а после продолжила свои исследования в жанре текстильных инсталляций в проекте “Племена”. Именно их Оксана представляет в рамках выставки “Ритм цвета” – это две инсталляции из ее проекта «Несуществующие племена», арт-объекты на стыке дизайна, текстиля и искусства, сделанные при помощи метода апсайклинга.

Ссылка на основную публикацию