Русские девушки – фото в народном костюме

25 старинных фотографий роскошных русских красавиц в национальных костюмах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Правление Петра I ознаменовало себя в истории России расширением границ, созданием русского флота и утратой многих вековых традиций. В частности, ушла в небытие традиция носить боярский русский костюм. И только в среде простых людей традиционные русские наряды сохранятся до начала XX века. В нашем обзоре 25 старинных фотографий коллекции Шабельских из собрания Российского Этнографического Музея, на которых запечатлены русские красавицы дореволюционной России в национальных костюмах.

Коллекция Шабельских является не только уникальным источником по изучения истории русского костюма, но и настоящим культурным и художественным достоянием. Создавалась она с целью фиксации костюмов разных российских губерний и стала настоящим феноменом в истории отечественной фотографии.

Все фотографии, вошедшие в коллекцию, отличает удивительная выразительность в передаче образа русской женщины. Студийные фото выполнены на качественной бумаге, а сами модели чудесным образом подходят к костюмам, которые представляют.

А теперь немного о русском народном костюме. Он представлял собой целостный художественный ансамбль, в котором гармонично сочетались предметы одежды, украшения, головной убор, обувь и причёска.

Основные ткани, использовавшиеся для крестьянской одежды – шерсть простого полотняного переплетения и домотканый холст. Более богатые слои с середины XIX века могли позволить себе фабричный шелк, атлас, парчу с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.

Рубаха – обязательная часть женского костюма. Называлась она «стан» и могла доходить до подола сарафана. Был даже специальный фасон женской рубахи для кормления младенцев – со сборенными рукавами. Женские рубахи были праздничные, будничные, свадебные, покосные, ворожбенные и похоронные. Шили их из холста, льна, конопли, пеньки и шерсти. Среди элементов украшения рубах использовались такие образы как кони, птицы, ланки, древо жизни и растительные узоры. Считалось, что рубаха красного цвета оберегает от несчастий и злых духов.

Сарафан – главный элемент женского русского традиционного костюма. Различия в крое сарафанов и в цвете в разных губерниях России были очень заметны. Русский сарафан носили и как праздничную, и как повседневную одежду. У девушки на выданье в приданном обязательно должен был иметься десяток сарафанов различной расцветки.

Интересный факт! В XIV веке сарафан носили великие московские князья и воеводы, и только лишь в XVII веке он стал принадлежностью только женского гардероба.

Сарафан подчёркивал общественное положение хозяйки: зажиточные сословия шили богатые сарафаны из бархата, шелка и других дорогих тканей, привезённых из Турции, Персии, Италии. Украшали такие сарафаны кружевами, вышивкой и тесьмой. По сарафану можно было узнать и о социальном статусе женщины – замужем она или нет.

Кокошник – старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Его украшали бисером, бусами, позументом, жемчугом, а у богатого сословия и драгоценными камнями. Кокошник носили только замужние женщины, а девушки носили головной убор, который назывался сорока – косынка с хвостом и двумя «крыльями», этакая старинная бандана.

В разных российских губерниях характерные черты кокошника были различны. Так, в Владимирской, Костромской, Псковской, Нижегородской, Саратовской губерниях по форме кокошник напоминал стрелу. В Симбирской носили кокошник-полумесяц. А ещё были кокуй, златоглав, каблучок, наклон, рогачка.

Кокошник был своего рода оберегом и большой семейной ценностью, которая передавалась по наследству.

Красавицы на фото из коллекции Шабельских доносят до современного человека богатство и величие наших предков.

Заглянуть в прошлое всегда интересно, особенно, если о нём рассказывают очевидцы. Художники, создавшие 33 рисунка о жизни в России 1872 года , рисовали то, что видели собственными глазами, и это делает рисунки особо ценными и интересными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Картинки «Русский народный костюм» (35 фото)

На картинках изображены в разных ракурсах традиционные русские костюмы. В данной подборке можно найти изображения как современных, так и исторических костюмов, традиционных для нашей страны.

Девушка в национальном костюме

Девочка с национальном костюме

Мужчина и девушки с национальных костюмах

Девушка в национальном костюме в поле

Девочка в национальном костюме

Бабушка и дедушка в национальных костюмах

Национальный костюм на манекене

Мальчик в национальном костюме

Национальный русский костюм на манекене

Девочка в национальном костюме

Девушка в национальном костюме

Девушка в русском костюме сидит

Костюм русский народный

Девушки в национальных костюмах

Русские народные костюмы разных расцветок

Мальчик в национальном костюме

Девочка в белых носочках и русском национальном костюме

Девочка в национальном костюме

Русский народный мальчик

Мужчина в национальном костюме с балалайкой

Русский-народный костюм: какой бы носила ты

Существует популярный миф , что традиционный костюм — это всегда сарафан и кокошник. На самом же деле , русский народный комплекс отнюдь не ограничивался этими двумя предметами одежды. Полюбуйся , как была бы одета ты!

Cosmo рекомендует

Что понадобится на карантине по мнению экспертов – 5 полезных советов

Топ-5 лучших гаджетов для здоровья на время коронавируса

Московская губерния

В Московской губернии бытовали женские рубахи , почти всегда с длинными рукавами. Вокруг горловины рубаха собиралась на сборки , которые закреплялись узкой обшивкой ( цветной или расшитой). Такая рубаха , как правило , сочеталась с косоклинным сарафаном. Cарафан обычно украшали полосками цветной ткани и оловянными пуговицами. Но в некоторых уездах Московской губернии носили и поневы — так называется особая женская поясная одежда.

Головной убор полностью зависел от семейного положения женщины. До замужества девушка повязывала голову обручами , венцами , полотенцами так , чтобы макушка всегда оставалась открытой. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали одну косу и заплетали две , укладывая их венцом. Сверху надевалась невысокая однорогая кичка.
После рождения первенца женщина меняла однорогую кичку на кичку с высоким рогом. Из цветов самым популярным было сочетание синего и красного. Вкрапления золотисто-желтого , золотого и белого цветов придавали женскому облику праздничность.

Тамбовская губерния

Вместо сарафанов тамбовские крестьянки носили поневы. Один из основных элементов костюма — длинная нательная рубаха из льна или холста. Повседневные рубахи обычно отделывали простым геометрическим узором , который вышивали синей или красной ниткой. Орнамент зависел в первую очередь от возраста владелицы. Поневы в Тамбове обычно носили черного или темно-синего цвета в клетку. Некоторые искусствоведы считали , что чем больше размер тамбовской клетки , тем более благополучная была крестьянка.
На праздники тамбовские крестьянки носили туникообразные передники , похожие на широкие блузы с рукавами — запоны и нагрудники. Также особым элементом костюма был пояс , на который пришивали специальные карманы , где хранили разную мелочь. Считалось также , что пояс спасает от злых сил.
На праздники крестьянки из Тамбовской губернии носили украшения из стекляруса и янтаря: монисты и ожерелки , а также гайтаны — широкие длинные тесемки из разноцветного бисера.
Женщины , вышедшие замуж , но еще не родившие первого ребенка , носили на голове тканевые полоски вокруг головы и украшали их лентами , имитировавшими распущенные волосы.

Саратовская губерния

Комплекс саратовского народного костюма сформировался под влиянием пестрого национального состава губернии. Общим элементом для всех саратовских костюмов была рубаха , которую обычно шили из четырех полотнищ. Праздничную рубаху украшали вышивкой по вороту , рукавам и подолу.

Для тех женщин , кто переселился на Саратовщину из центральных и северных губерний , обязательным элементом был сарафан на лямках , для южнорусских переселенцев — понева. Самой же «пышной» частью костюма была так называемая « завеска». Проще говоря , передник. Его украшали вышивкой , цветными шелковыми лентами , а край отделывали кружевом или бахромой.
По традиции после свадьбы жительницы Саратовской губернии закрывали волосы , надевая на головы кокошник или кокуй. Но в XX веке платки вытеснили любые другие головные уборы женщин.

Читайте также:  Цветные волосы – фото девушек с цветными волосами

Псковская губерния

Традиционный костюм псковичанок вызывал зависть у жительниц соседних губерний , потому что отличался особым богатством и роскошью. Самой богатой по обилию вышивки и нашивок из жемчуга считалась одежда Торопецкого уезда.
На голове псковичанки носили повойник — чепец с околышем , стягивающийся вокруг головы шнурком. Поверх него надевали платок или повязывали косынку. Но жительницы Торопецкого уезда носили особый головной убор — шишак , состоящий из шишек , расшитых жемчугом , чье количество доходило до 40−50 штук. Стоимость такого головного убора доходила до 10 тысяч рублей серебром.
Торопчанки носили распашные сарафана из парчи , атласа или штофа , которые застегивались на серебряные или даже золотые пуговицы , а подпоясывались широкой атласной лентой.
Костюм отличался в зависимости от уезда , но в целом Псковская губерния считалась очень богатой и процветающей.

Смоленская губерния

Тут также носили и сарафаны , и поневы — в зависимости от уезда. В Смоленской губернии женщины надевали андарак — юбку из ткани домашнего изготовления , обычно красную , отделанную вышитым орнаментом. Край юбок обшивали шнурочками из шерстяных нитей — на Смоленщине их называли « щеточками».
По праздникам на головы надевали шапочку , похожую на кичку из атласа или бархата красного цвета. Передняя часть была украшена золотой вышивкой , на шапочку также крепили « пушки» — шарики из гусиного пуха.

Тульская губерния

Очень долго в Тульской губернии носили старинный женский костюм с поневой , рубахой , поясом , фартуком ( занавеской) и головным убором из перьев и бисера.
О достатке владелицы наряда говорило наличие на поневах дополнительных декоративных элементов: тесьмы и металлических и синих ниток в ткани. Занавески носили женщины только после свадьбы , а девушки довольствовались фартуками.
Незамужние девушки заплетали волосы в косу и ходили с непокрытой головой , но после свадьбы заплетали волосы в две косы и закладывали их надо лбом одну на другую. Эта прическа называлась « колотушкой».
На праздники женщины всегда носили « ожерелки», «поддушники» и гайтаны — украшения на шею. Ожерелок — это ажурный воротник из бисера и бусин , он плотно прилегал к шее и свисал на грудь. Поддушники напоминали тонкие галстуки , а гайтаны представляли собой цепочки из разноцветного бисера.

На долгие годы: 9 явных признаков длительных отношений

По одежке встречают

Р усские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Вот и в русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Крестьянки ткали, шили, вышивали. Творили. «Бывает красота движения и красота покоя. Русский народный костюм — это красота покоя», — писал художник Иван Билибин.

Рубаха

Рубаха длиной до щиколоток — главный элемент русского костюма. Составная или цельнокроеная, из хлопка, льна, шелка, кисеи или простая холщовая. Подол, рукава и ворот рубах, а иногда и нагрудную часть украшали вышивкой, тесьмой, узорами. Цвета и орнаменты различались в зависимости от области и губернии. Воронежские женщины предпочитали вышивку черного цвета, строгую и изысканную. В Тульской и Курской областях рубахи, как правило, плотно вышиты красными нитями. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и черный, иногда золотой. Русские женщины часто вышивали на рубахе заклинательные знаки или молитвенные обереги.

Рубахи надевали разные в зависимости от того, какую работу предстояло выполнить. Были рубахи «покосные», «пожнивные», была и «рыболовка». Интересно, что рабочую рубаху для жатвы всегда богато украшали, она приравнивалась к праздничной.

Слово «рубаха» происходит от древнерусского слова «рубь» — рубеж, край. Стало быть, рубаха — сшитое полотнище, с рубцами. Раньше говорили не «подшить», а «подрубить». Впрочем, это выражение встречается и сейчас.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Понева

Понева — мешковатая юбка — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трех полотнищ, могла быть глухой или распашной. Как правило, ее длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.

Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, а на талии ее держал шерстяной шнур (гашник). Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.

На Руси было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана, существовал даже обряд опоясывания новорожденной девочки. Считалось, что этот магический круг защищает от нечисти, пояс не снимали даже в бане. Ходить без него считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях. Шерстяные, льняные или хлопковые пояса вязали крючком или ткали. Иногда кушак мог достигать в длину трех метров, такие носили незамужние девицы; покромку с объемным геометрическим узором надевали те, кто уже вышел замуж. Желто-красным поясом из шерстяной ткани с тесьмой и лентами оборачивались в праздники.

Читайте также:  50 летних образов азиатских девушек из Инстаграм

Передник

Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный и монументальный вид. Передник гардероба носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.

Головной убор

Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он предопределял всю композицию костюма. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми и были довольно простыми: ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.

Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.

Кокошник был парадным головным убором замужней женщины. Кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.

Красный

Этот цвет предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти и плодородия. До 33 оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название: мясной, червчатый, червонный, багрецовый, кровавый, чермной или кумач.

По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.

Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, ромбические фигуры, олени, птицы.

Стиль «капуста»

Отличительная черта русского национального костюма — его многослойность. Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения: праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20 предметов, а повседневный — всего семь. По поверьям, многослойная просторная одежда предохраняла хозяйку от сглаза. Ношение менее трех слоев платьев считали неблагопристойным. У знати сложные платья подчеркивала достаток.

Крестьяне шили одежду в основном из домотканого холста и шерсти, а с середины XIX века — из фабричного ситца, сатина и даже шелка и парчи. Традиционные наряды были популярны до второй половины XIX века, когда их начала понемногу вытеснять городская мода.

Благодарим за предоставленные фотографии художников Татьяну, Маргариту и Таис Карелиных – лауреатов международных и городских конкурсов национального костюма и педагогов.

Русский национальный костюм (фото)

Сегодня в Швеции и Германии есть обычай надевать национальную одежду даже на праздники, которые никак не связаны с обычаями предков. В нашем скоростном ритме жизни такие дни, наполненные радостью и уважением, дают человеку ощущение защищённости и сопричастности к вековым традициям.

У России очень богатая история русского национального костюма, есть семьи, в которых ещё хранятся бабушкины вышивки. На старых прабабушкиных фотографиях одежда ещё хранит отпечаток традиции предков.

Русский национальный костюм

Национальный костюм любой страны отражает природные условия местности, отношение к семейным ценностям и основные виды занятости людей. Рассмотрим из чего состояла женская и мужская одежда, и их названия с подробным описанием и фото.

Важно! Русский национальный костюм различался по местности проживания, семейному положению, были комплекты для повседневного ношения и праздничная одежда.

Различают два типа национального комплекта Руси:

  • северных областей;
  • южных.

В Центральной части России надевали одежду сходную с северным костюмом. В то время одежде присутствует многослойность, много типов верхней одежды.

История русского национального костюма

В известном нам виде национальный костюм сформировался в Древней Руси примерно в седьмом веке. На протяжении последующих веков он мало менялся.

У русских основным видом деятельности было земледелие, много праздников и обычаев связано со сбором урожая пшеницы. Одежда тоже отражала основное занятие крестьян. Покрой, обычай подвязываться был направлен на то, чтобы костюм был удобным в работе на поле.

Интересно! До правления Петра I национальный костюм в России носили все сословия, только для знати использовались дорогие материалы и больше украшений. В 1699 году указом Петра I было запрещено ношение национального костюма, исключение было сделано для крестьянского сословия, жителям деревень разрешалось продолжать носить свою привычную одежду. Была введена пошлина на бороду и русский костюм со всех въезжающих в город.

Элементы русского народного костюма

По назначению одежда разделялась на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда богато декорировалась, на повседневной тоже была вышивка, рабочая самая простая, изготавливалась из прочных материалов.

Справка! Рубаха для жатвы украшалась вышивкой так же как праздничная, в этом было выражено отношение крестьян к сбору урожая.

Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух типов:

  • распашная одежда, застёгивалась впереди на пуговицы или крючки;
  • накидная, одевалась через голову.

Из чего состоит женский костюм?

Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского.

Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.

Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность.

Женский костюм различают по назначению:

  • повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
  • в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стояли дорого, тщательно украшались, одевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.

Сарафанный комплект

Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами.

На рубаху надевали сарафан. Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.

«Круглый» сарафан не имел застёжки, иначе его называли «прямой» и появился он гораздо позже распашного.

Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата.

Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашинь или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор.

Поневный комплект

Поневный комплект считается более старым, носили его в южных областях России.

Состоит такой комплект из длинной холщёвой рубахи и поневы.

Праздничный наряд и на каждый день

Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник.

Читайте также:  Андрогинны и свадебное платье для жениха

В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной.

Женские головные уборы

Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое.

Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору.

После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты.

На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор – кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок.

Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей.

В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.

Мужской национальный костюм

В отличии от женского костюма мужской менее яркий, состоял из меньшего числа предметов. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру, и состояла из следующих элементов.

Рубаха

Все мужчины, начиная с мальчиков, носили рубахи, в основном это были рубахи-косоворотки.

Справка! Считается, что вначале застёжка рубахи была по центру, косоворотка появилась, чтобы во время работы не выпадал нательный крестик.

Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами, вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.

Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки.

Штаны и пояс

Мужские штаны или порты были пошиты из ткани в полоску. Чаще они небольшого объёма, реже встречались широкие шаровары. Длина портов укороченная, так как было принято, низ штанов заправлять в голенище сапог. Позже появились карманы, а вначале всё необходимое подвязывалось к поясу.

Все крестьяне подвязывались вышитым поясом, широким и длинным неженатые парни. Женатые мужчины подвязывались узким и коротким поясом.

По-разному повязывался пояс на фигуре: молодые мужчины поясом подчёркивали талию; у стариков пояс был под животом.

Головной убор

Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак–грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером. Зимой защищали голову шапкой-ушанкой.

Были и другие зимние головные уборы, пришедшие с Древней Руси. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью. Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову.

Верхняя одежда

Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты. Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра.

Традиционная одежда XVII в. на Руси

Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы.Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном.

Русский национальный костюм имеет очень богатую историю. Отдельные предметы сегодня служат источником вдохновения для модельеров. Обилие видов одежды, разнообразие вышивальных мотивов даёт хорошую почву для преемников, создающих современную одежду.

Русские девушки – фото в народном костюме

Войти

Русский народный костюм в фотографиях А. Божко

Это чудесно!
Восхищаюсь народным костюмом.Какой цвет и какая композиция!

Оригинал взят у punto_di_vista в Русский народный костюм в фотографиях А. Божко

Несколько интереснейших фотографий русского народного костюма из книги Марии Мерцаловой “Поэзия народного костюма”. У этой серии этнографических снимков очень интересная история. В 1970-х Мерцалова и фотограф Александр Божко ездят по стране, описывают и снимают оригинальную народную одежду. Причем, как вы увидите на фотографиях стараются делать это в условиях максимально приближенных к жизни. Все фотографии, как бы сейчас сказали, “постановочные”. Мы видим и ритуальные праздничные танцы в исполнении местных фольклорных коллективов в костюмах их бабушек, и девиц-красавиц, наряженных в сарафаны из этнографического музея на фоне церквушки или особняка, и женщин-крестьянок за работой на поле и дома. В итоге получились необыкновенно красивые, антуражные фотографии. Сама книга тоже очень интересная, представляет собой путевые заметки, перемежающиеся с рассуждениями о роли женщины в русской культуре и специфике народного искусства.

Костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Полульняная с красными хлопчатобумажными вышитыми рукавами рубашка, понева с синей прошвой и с красной подолицей подоткнута спереди под широкий тканый пояс. Головной убор состоит из нескольких частей. Из собрания Государственного этнографического музея.

Головной убор “сорока”. На твердую холщовую кичку надета узкая повязка из позумента с нашитыми перьями селезня – “косицами” – и налобник из бисера. Сбоков белые “пушки”, сзади – “надзатылень” (полоса ткани с серебряным шитьем). Поверх кички “сорока” из розового шелка и веерообразная повязка из нескольких сшитых рядом разноцветных лент. Конец 19 века.

Праздничный девичий костюм города Мезени. Белая кисейная рубашка, шелковые штофные сарафан и телогрея, девичья повязка из парчи с бисерной или жемчужной обнизью. Вторая половина 19 века.

Праздничный головной убор новобрачной из села Русская Тростянка Острогожского уезда Воронежской губернии. Сверх позатыльника – шитая золотом кичка с красным атласным верхом, из-под повязки, вышитой золотом и бисером, спереди выпущены “селезневые кудри”, скрепленные розетками. Сзади сверх позатылиника спущены бисерные “низанки”. Начало 20 века. Собрание Воронежского областного краеведческого музея.

Праздничный городской наряд жительницы северных губерний в первой половине 19 века. Истра, Московский областной краеведческий музей.

Обрядовый костюм старообрядки. Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Костюм просватанной девушки Архангельской губернии. Белая рубашка из хлопчатобумажной ткани, сарафан из синей холщовой набойки с узором рябины и девичья перевязка, шитая золотом. Вторая половина 19 века. Из собрания Архангельского музея изобразительных искусств.

Свадебный костюм невесты Шенкурского уезда Архангельской губернии. Рубашка из тонкого холста, сарафан из холщовой набойки, девичий венец-коруна. Конец 19 века. Из собрания Государственного этнографического музея.

Покосная женская рубаха с красной воротушкой и клетчатой подставой. Истра, Московский областной краеведческий музей.

Рогатая кичка – головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Основные части – кичка, снур, подзаушник, позатыльник, красная кумачная “сорока” с вышитым золотом очельем, увивка, крылышки. Конец 19 – начало 20 веков. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Костюм молодой крестьянки из района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Холщовая рубашка с кумачовыми вставками и вышивкой, черная клетчатая понева, холщовая занавеска, распашной навершник-“юпочка”, красная кумачовая рогатая кичка. Кичка – твердая основа, “сорока” – кумачевый верх с шитым золотом очельем. 19 век. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Новгородская шитая золотом кика (кокошник) и вышитый платок. Первая половина 19 века. Из собрания Государственного этнографического музея.

Фольклорный коллектив горда Мезени. 1960-е

Костюм новобрачной. Усть-Цилима.

Сарафан темно-синий косоклинный, короткая душегрея-“бострог” из голубой парчи с узкой маленькой спинкой с лямками и глубокими пышными фалдами на плотной подкладке. Головной убор – вятский “сборник” из парчи, с твердым дном, переходящим в валик. Сверху “сборник” покрыт шелковым платком. Советск, Советский краеведческий музей.

Женский крестьянский костюм с распашной поневой. Длинная холщовая рубашка имеет красную кумачовую воротушку и крсные рукава с тканым орнаментом. Низ рубашки обшит тканой шерстяной тесьмой с рисунком. Распашная понева значительно короче рубашки, и рубашка, из которой делают большой напуск вокруг талии, всегда должна быть видна из-под поневы. Начало 19 века. Из коллекции М.К. Тенишевой.

Пояса ручного ткачества и плетения, бытовавшие на севере России. Начало 20 века. Из собрания А.Н. Панина.

Ссылка на основную публикацию