Советские журналы для женщин, обложки глянца СССР

7 любимых женских журналов в СССР — какими они были и о чём писали

Многие сегодня уверены, что женский «глянец» – это примета капиталистических времен и во времена СССР ничего подобного не было. На самом деле эта ниша в СМИ существовала, просто издания тоже были насквозь советскими. Представляем подборку самых любимых журналов того периода — 7 любимых женских журналов в СССР.

1. Работница

Старейший советский женский журнал появился еще до революции в 1914 году. Инициатором его создания выступил сам Владимир Ленин, а в первую редколлегию вошел весь цвет партии: Крупская, Арманд, Коллонтай.

За деньги партии и работниц фабрик они развернулись: подготовили 7 выпусков с тиражом в 12 тысяч экземпляров каждый. На беду издателей, читали его не только женщины, работающие на заводах Санкт-Петербурга, но и царские власти. В результате журнал закрыли, а последние три тиража арестовали.

Сразу после Февральской революции издание «Работницы» возобновили, но ненадолго. Гражданская война как-то отодвинула на второй план женские вопросы и вспомнили о них только в 1923 году.

Изначально журнал занялся ломкой патриархального быта и самой разнообразной полезной для властей пропагандой. Например, в 36 номере 1935 года пятую часть объема занимает речь Сталина на совещании комбайнеров.

Затем шли рассказы других участниц совещания, материал о рекордсменках хлопковых полей, новость о награждении женщин-стахановцев и только в самом конце – статья о том, как украсить жилище.

Постепенно журнал все больше уходил от откровенного официоза. Совсем отказаться от подобных материалов было нельзя, но они уже не занимали так много страниц. Больше было тем, которые действительно интересовали дам: публицистика, рассказы, домоводство и даже мода.

Очень много внимания привлекала рубрика «Дискуссионный клуб». Но пик популярности, когда тираж взлетел до 23 миллионов, пришелся на Перестройку, когда они одними из первых стали позволять себе брать интервью у звезд, печатать гороскопы и тому подобное. А еще журнал прославился фотографиями очень симпатичных работниц на обложке.

2. Здоровье

В сегодняшнюю подборку журнал вписывается не в полной мере. Изначально его создавали для популяризации в народе советской медицины и предполагалось, что аудитория будет представлена обеими полами. В шестидесятых «Здоровье» больше напоминало вал прессы, которая занимались популяризацией науки, только с медицинским уклоном. Например, в 3 номере за 1959 год присутствуют статьи о Крупской, вакцинации коклюша, директоре Института питания, долгожителе, ионитах, ревматизме и так далее.

В семидесятых содержание изменилось. Стали появляться материалы о женском здоровье, беременности, родах, психологии супружеской жизни, воспитании детей и диетах. Во втором номере 1977 года, кроме привычной информации о различных заболеваниях и их лечении, разместили статьи «Трудный подросток», «Ваш первый ребенок» с рассказом об искусственном вскармливании и раннем закаливании. В восьмидесятых именно «женских» материалов становится еще больше.

3. Крестьянка

Называть этот журнал простым клоном «Работницы» нельзя. Появился он в 1922 году, как раз в период, когда тот не издавался. Главной его задачей было донести политику партии даже малограмотным в самом далеком селе. Хотя первоначально тираж был небольшим – всего 5 тысяч экземпляров – и до провинции просто не доходил. Но материал подавался в более простой форме, было больше графики, не забывали и про полезные в быту советы.

В журнале изначально был небольшой вкладыш, посвященный рукоделию. Читателей «Крестьянки» учили шить, вязать, вышивать. Из-за него издание и выписывали. Регулярно на страницах появлялись рассказы, стихи и даже песни с нотами. Естественно, до хрущевской оттепели было очень много официальной пропаганды, затем все больше места отводилось под домоводство, а обязательные материалы подавались даже намного мягче, чем у конкурентов.

Еще одной его особенностью была огромная сеть корреспондентов по селам. Она позволяла первыми получать информацию о полезных инициативах снизу. Такая оперативность очень нравилась партийной верхушке вплоть до семидесятых, а потом общий энтузиазм всех участников этой обратной связи снизился и сеть тоже заметно уменьшилась. Пик популярности журнала тоже пришелся на Перестройку, по тиражу он уступал «Работнице», но выпуск превышал двадцать миллионов.

4. Советский экран

Опять же не совсем профильный журнал, но и в Советском Союзе полностью отсутствовали издания, посвященные шоу-бизнесу в современном понимании. Никаких тебе светских новостей и репортажей с красных дорожек фестивалей.

Единственная отдушина – «Советский экран», который издавался с 1925 года. Все это накладывалось на колоссальную любовь советских женщин к кинематографу. До середины восьмидесятых именно он оставался основным источником информации о происходящем в этой сфере.

Интересно, что во времена Перестройки, когда многие советские журналы начали стремительно желтеть, «Советский экран» практически не изменил свою политику, печатая в основном информацию о фильмах, а не сплетни вокруг жизни актеров.

Единственное что позволила себе редакция – это публикация на обложках не только киноактеров, но еще и звезд эстрады вроде Леонтьева, Долиной или даже Кинчева из рок-группы «Алиса». Как результат, тиражи даже немного снизились. В семидесятых тираж номера уверено переваливал за миллион, а в восьмидесятых – миллион уже был потолком.

5. Советская женщина

Самый скучный из большой тройки женских журналов времен СССР. Даже в энциклопедиях про него пишут, что он распространялся, а не продавался. Слишком уж много официоза было на его страницах. Его печатали в одном из самых лучших издательств Страны Советов – ЦэКовской «Правде», да еще и как минимум на двенадцати языках мира. При этом прекращение выпуска в 1991 году почти никто и не заметил, а сегодня многие и не вспомнят о его существовании.

За всей пропагандисткой патокой как-то совершенно потерялась тесная связь журнала с международным женским движением. С левацкой его частью, разумеется. Тут появлялись статьи Индиры Ганди, Фатимы Ахмед Ибрагим, Эжени Коттон и других известных в основном в СССР деятелей. Регулярно печаталась информация о проблемах женщин за рубежом. В принципе, только во время Перестройки в «Советской женщине» начали обсуждать вопросы, которые касались основной аудитории журнала.

Например, долгую дискуссию на страницах журнала вызвала публикация письма Валентина Распутина о женщинах, нравственности и нравственной стойкости. Но хватало и откровенно «желтых» материалов, вроде рубрики астролога Тамары Глобы.

6. Rigas Modes

В СССР хватало журналов, альманахов и других изданий, которые были посвящены моде. Но каких-то цельных воспоминаний они о себе не оставили, за исключением Rigas Modes. Остальные отличались крайним непостоянством: интересные выпуски сменялись откровенной халтурой, модели зачастую были морально устаревшие, да и сами они выходили нерегулярно и бессистемно. Рижский журнал с момента основания в 1947 году занимался, по сути, продвижением мировой моды, перерисовывая модели из зарубежных журналов.

В первые годы своего существования, при Сталине, он не отличался какой-то особенной смелостью, но с началом Оттепели стал перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые, в свою очередь, активно тянули идеи из Европы. В результате, Rigas Modes превратился чуть ли не в главный источник информации о современной моде при мизерном по советским меркам тираже в 200-250 тысяч экземпляров. Надо ли говорить, что и сейчас найти подшивку этого журнала очень сложно.

7. Burda Moden

Официально журнал издавался в СССР только с 1987 года. Собственно, появление в киосках «Союзпечати» само по себе вошло в историю: Burda Moden стал первым печатным изданием Запада, который пробил Железный занавес. Интересно, что в 1994 году он стал первым подобным и в Китае. Однако, надо сразу сказать, что привозить журнал в Советский Союз стали еще в шестидесятых, а в семидесятых он превратился в настоящую манию всего женского населения страны.

Большинство женщин, конечно, привлекало приобщение к миру западной моды. Пусть это и не были модели от кутюр. Burda Moden, собственно, и сделал себе имя, предлагая модную одежду на каждый день. Но для СССР изучение этого журнала было практически обязательным ритуалом. Его привозили абсолютно все выезжающие в Европу. А лучшим показателем высокого статуса человека был журнальный столик с небрежно оставленным свежим номером. О популярности говорит хотя бы тот факт, что материалы из него активно перепечатывали советские издания, например, та же «Работница».

Читайте также:  Готические девушки – лучшие фото

Другой важный фактор спроса – наличие качественных выкроек, которыми можно было сразу пользоваться. Burda Moden просто идеально вписалась в реалии СССР. В стране, где существовал дефицит, чтобы получить что-то модное, миллионы женщин или шили самостоятельно, или обращались к профессиональным швеям. Поэтому выкройки из этого журнала собирали и бережно хранили.

Советские журналы для женщин

Из соседней темы.

Сча жене показал эти фотографии – она их почти все помнит!
“В этом номере был рассказ – с лету она вспомнила, – еще фильм по нему сняли .
А в этом была схема свитера, помнишь свой оранжевый, отсюда он”.

Блин, мне бы такую память.

Я даже читала больше половины из них) вырезки всякие собирала)

Круто, ТСу спасибо) Кусочек детства.

Тоже заметил, прямо тургеневская

Шесть обложек помню У Крестьянки обложка была мягкая и печать качественная, а вот у Работницы обложка жесткая и бумага похужее, какая то ворсистая. Нет вру. В 87 году уже тож Работница мягкая была обложкой.

Одно время было как не залезу в сервант, все Крестьянка с обложкой на 1 фоте попадалась

Тоже чёль насканить обложек журналов “Охота и охотничье хозяйство” с 1965 года

После допросов отца о девайсе на женщине из журнала Работница №10 за 81 год, знаю о пеленге и триангуляции!

Простите, а вот это случаем не одна современная порно-актриса?

это мама ейная (сарказм если че)

а журналы были действительно хорошие, да и девки там ничего, добрые.

Журнал “Работница” объявил конкурс среди мужского населения:
“Кто лучше знает женщину”.

Победитель конкурса-Петя Иванов,г.Сыктыквар,10 лет.

Пишет Григорий Семёнович:
“Мне 65(!) лет.У меня 5 детей,8 внуков.Я знаю женщин с 12 лет.
И я крайне возмущён вашим решением!”

Ответ редакции:
“Уважаемый Григорий Семёнович! На наш 1-ый вопрос:
“Где у женщин самые кудрявые волосы?”-
Петя ответил правильно:”В Южной Африке”.
А вы что ответили? Да ещё и нарисовали.

На наш 2-ой вопрос конкурса:
“Какой самый главный женский орган вы знаете?”-
Петя ответил правильно:”Всемирная федерация женщин при ООН”.
А вы что ответили? Да ещё и нарисовали.

И наконец,на 3-ий вопрос конкурса:”Какого важного события с нетерпением ждёт каждая женщина каждый месяц?”
Петя ответил правильно:”Выхода нового журнала”Работница”.
“А вы что ответили? Спасибо,что не нарисовали.

“Крестьянка”, “Работница” и другие журналы, которые любили читать советские женщины

Наверное, многие современные люди считают, что женский глянец – это нечто новое и в прошлом ничего подобного не существовало. В действительности же женской тематике всегда уделялось много внимания, и советские женщины частенько баловали себя такой литературой. Так чем же увлекались представители слабого пола в те далекие времена? Предлагаем вашему вниманию несколько самых знаменитых печатных изданий того времени, предназначенных для прекрасной половины человечества.

“Работница”

Это один из самых старых журналов, выпущенных еще до революции 1914 года. На его создании настаивал сам Владимир Ленин, а в первую редакторскую коллегу вошли самые заметные фигуры из партии: Арманд, Крупская и Коллонтай.

Главная задача журнала заключалась в правильном, по понятиям тех времен, воспитании женщин в качестве общественницы, члена компартии и работницы производства. Кроме того, “Работница” распространял сведения о политике и истории государства. Много внимания уделялось информации о том, какие профессии могут освоить женщины. Кстати, вы будете удивлены, но наиболее подходящей для слабого пола специальностью журнал считал профессию слесаря. Вот так-то! Редакторы издания неоднократно писали о том, что женщины без всяческого вреда для себя могут заниматься работой слесаря. Слышали бы об этом современные дамы, не поверили бы своим ушам.

Поначалу редакция выпустила громадный тираж в 80 тысяч экземпляров. Но издателям не повезло: помимо женщин, журнал попал в руки царских властей, и очень скоро издательство было закрыто. Правда, после Февральской революции журнал получил право на вторую жизнь, его выпуск был возобновлен.

Пик популярности “Работницы” пришелся на период Перестройки. А все потому, что редакторы в числе первых стали брать интервью у звезд, печатать гороскопы и рецепты. Вдобавок на обложке глянца всегда красовались лица советских красавиц.

“Здоровье”

Изначально этот журнал был полностью посвящен медицине. Но в 70-х годах его содержание кардинально изменилось, и стало больше ориентировано на женскую аудиторию. В журнале можно было найти массу информации о родах, женском здоровье, супружеских отношениях, диетах и воспитании детей – в общем, все то, что можно найти сегодня в любом глянце. Это издание пользовалось громадным спросом именно среди женщин.

“Крестьянка”

Знаменитый советский журнал, вышедший в тираж еще в 1922 году. Главная задача издания заключалась в донесении особенностей политики партии даже до малограмотного населения. Журнал был написан простым языком, в нем было множество картинок и полезных советов. Читателей издания учили вязать, шить, вышивать. Нередко на страницах глянца можно было увидеть стихи, песни и рассказы.

Пик популярности “Крестьянки” пришелся на период Перестройки, правда, вскоре издание перестало пользоваться спросом.

“Советский экран”

Этот журнал посвящался всем тем, кто обожает кинематограф. Издаваться “Советский экран” стал с 1925 года. Примерно до середины 80-х этот журнал был единственным источником информации о событиях, происходящих в сфере кинематографа.

Но политика издания не изменилась даже во время активного появления в газетах “желтизны” – всяческих сплетен вокруг жизни знаменитостей. Скорее всего, именно поэтому популярность журнала быстро погасла.

“Советская женщина”

Один из самых скучных советских журналов. В некоторых энциклопедиях даже написали, что это издание распространялось, а не продавалось. Чересчур много официальной информации было на его страницах.

“Советскую женщину” печатали в одном из лучших советских издательств, причем аж на двенадцати языках. Правда, остановку тиража в 1991 году практически никто и не заметил. Да и сейчас об этом журнале мало кто вспомнит.

Rigas Modes

В Советском Союзе было предостаточно различной литературы, посвященной моде. Правда, ничего интересного в них практически не было, в отличие от Rigas Modes. С момента своего основания в 1947 году журнал активно и профессионально продвигал мировую моду.

Поначалу издание распространяло информацию крайне осторожно, поскольку Сталин не был приверженцем смелых экспериментов. Но потом содержимое издания стало намного интереснее, в него попало множество европейских моделей и фасонов.

Burda Moden (главное фото)

Издаваться этот знаменитый в СССР журнал начал с 1987 года. Многих женщин покорила информация в издании, посвященная западной моде. Этот журнал обязательно привозился советскими гражданами из Европы, если те отправлялись туда по работе. Если в доме имелся свежий выпуск Burda Moden, можно было точно сказать одно: здесь живут люди с высоким статусом. К тому же картинки и статьи из этого журнала частенько перепечатывались в других изданиях, например, в той же “Работнице”.

“Коммунистка”

Выпуск этого журнала пришелся на 20-30-е годы. Он был предназначен для работающих женщин, а его главная задача состояла в воспитании слабого пола. В основном, на страницах журнала содержалась пропаганда коммунизма. Все в нем подчинялось идеологии, а вот чего-то полезного для женщин в издании невозможно было найти.

“Общественница”

Этот журнал выпускался всего несколько лет с 1936 по 1941 год. Издание было организовано по инициативе Орджоникидзе. Он стремился привлечь как можно больше женщин к общественному труду и производству.

На страницах журнала имелись разделы политического воспитания, истории, литературы, писем, общественной деятельности, кулинарии, рукоделия, моды, домоводства и медицины.

Советская литература

Сейчас нас не удивляет обилие журналов, сайтов, посвященных прекрасной половине человечества. Можно выбрать издание по своему вкусу: при желании читать о моде, уходе за собой, путешествиях или же изучать рубрики о воспитании детей, по психологии, кулинарии. Но так было не всегда.

Журналы во времена СССР

Читайте также:  Русские красавицы и история красоты – фото и картинки

В советское время официальная пресса стала рупором КПСС. Кроме нее выходили и либеральные издания, а также выпускались диссидентские газеты. Однако и в это время существовали женские журналы, названия которых еще помнят те, кто чуть старше 40: это и «Работница», и «Крестьянка», и «Советская женщина». Но и они соблюдали негласные правила той эпохи, то есть представительницы прекрасной половины человечества в них были изображены, прежде всего, как неутомимые труженицы или же общественные деятели.

Но время диктовало новые правила: необходимо было повышать рождаемость, поэтому все эти издания теперь старались создать новый образ женщины – образцовой матери. Поэтому в журналах появились рубрики, из которых девушки могли получить практические советы, узнать много нового и интересного. Стали уделять место и материалам о духовной и личной жизни. «Крестьянка» в 70-ые годы привлекал внимание своим оформлением, модной свободой: на фото можно было увидеть женщин в романтичных блузках, оригинальных аксессуарах, ярких костюмах. Но на обложках журналов все же появлялись только известные личности: спортсмены, космонавты, ударницы труда и т.д.

Журналы при перестройке и позже

Времена менялись. В период перестройки начали поднимать глобальные вопросы о положении женщины. Больше не получалось замалчивать реальное положение дел. У женщин были права, но их жизнь была очень тяжелой, так как приходилось совмещать роль матери, а также общественницы и труженицы. В «Работнице» даже появился раздел, в котором описывался нелегкий труд женщин, например, работающих грузчиками или шахтерами.

Поменялись и материалы, и стиль изложения. Даже если делали статью об известной женщине, рассказывали не только о ее достижениях, ударном труде, но и о ее семье, жизни. Все статьи стали эмоциональными и интересными. Да и оформление журналов изменилось: теперь на обложках можно было увидеть и простых людей, а не только знаменитостей, например, зоотехника из села Коровницы или же молодоженов, иногда просто девушку. Также с середины 80-ых появились рубрики с практичными советами о том, как воспитать ребенка, рекомендациями по хозяйству и т.д., журналы становились по-настоящему женскими. Это не могло не понравиться читателям, поэтому в 1989 году было выпущено больше 20 миллионов экземпляров этих изданий.

Названия популярных журналов

К тому же за эти несколько десятилетий увеличилось количество журналов. Кроме «Крестьянки» и «Работницы» можно было почитать и другие издания:

• «Кузнецкий мост,14», начал издаваться в 80-ых, выходил каждый квартал, журнал о моде;

• «Рижские моды», который выпускали в Риге в 50-80 –ые годы, журнал пользовался популярностью и у москвичей;

• «Женщина и Россия» (позже – «Мария»). Этот журнал создали в 1979 году, он был неподцензурным. Цензура бы его не пощадила, так как журналисты показывали жизнь женщин нашей страны, как сплошное унижение. Однако этот журнал могли прочитать немногие, а группу феминисток, создавших его, вскоре выселили из страны;

• российская версия «Burda Moden», вышла в 1988 году.

Именно с «Burda Moden» началась эпоха новых журналов, так называемых глянцевых изданий.

Чему учили женские журналы прошлых веков

Ж урналы для женщин существуют в России более 200 лет. Во все времена дамская пресса рассказывала о моде и стиле. О том, как на страницах изданий менялся образ «идеальной женщины», — в материале портала «Культура.РФ».

XVIII век — романы, благонравие и пышные платья

В конце XVIII века в моде была начитанность и образованность. Аристократки, как и императрица Екатерина II, увлекались науками, писали стихи и переводили произведения с иностранных языков. Первый в России женский журнал появился в 1779 году. Он назывался «Модное ежемесячное издание. Библиотека для дамского туалета» и представлял собой литературный альманах. В нем публиковали любовные женские романы, стихи, сентиментальные рассказы. Среди авторов — популярные писатели Василий Майков и Александр Сумароков, редактором был крупнейший издатель эпохи Николай Новиков. «Доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение» — так Новиков определил предназначение журнала.

Красочных иллюстраций в «Библиотеке» не было, но в каждом номере помещали гравюру-карикатуру на легкомысленных дам. В гравюрах «Щеголиха на гулянье» и «Чепец победы» художник высмеивал чрезмерное внимание к нарядам, а в рисунке «Раскрытые прелести» — излишне кокетливое поведение. Особой популярностью у дам журнал Новикова не пользовался, и через год его закрыли.

Следующий женский вестник — «Журнал английских, французских и немецких мод» — тоже просуществовал недолго. Вышло всего три номера. По своему содержанию он отдаленно напоминал современный глянец: там подробно писали о европейских тенденциях в мире моды. Главными ориентирами были лондонские, парижские и берлинские кутюрье. Российским дамам давали советы по стилю: например, сообщали, что на бал нужно надевать пышное платье из английского или французского шелка, декольте следует украсить кружевами, а юбку — сшить одного цвета с рукавами.

В «Журнале» публиковали цветные миниатюры с изображением модных платьев, шляп и даже предметов мебели, печатали рисунки для вышивки и рукоделия. Несмотря на то что издание культивировало в своих читательницах любовь к роскоши и светскому образу жизни, особое внимание редактор Василий Окороков уделял нравственному воспитанию. В текстах подчеркивали, что особо украшают женщину скромность, доброта и благонравие.

XIX век: нарумяненные журналы и женщины-издатели

В начале XIX века у представительниц высшего света были в моде дорогие иностранные издания. Красочные журналы привозили из Европы. В 1823 году в России вышел первый номер «Дамского журнала», который по задумке издателя Петра Шаликова должен был заменить «дорогостоящую выписку из-за границы».

В издании было три раздела: литературный, критический и модный. В первом печатали стихи и прозу, сюда присылали произведения известные поэты — Василий Пушкин, Петр Вяземский, драматург Александр Писарев. В критическом отделе публиковались театральные рецензии и советы, какую постановку лучше посетить. В разделе моды было множество иллюстраций — здесь печатали черно-белые эскизы популярных в Европе платьев, шляп и туфель. Встречались и цветные «рисунки мод».

Авторы «Дамского журнала» превозносили женщин и постоянно осыпали их комплиментами. Похвал удостаивалась не только внешняя привлекательность. В статье «Взгляд на преимущества женского пола в России» говорилось о влиянии дам на развитие общества, на роль в истории. «Без женщин не образовались бы ни мирные села, ни города цветущие: люди навсегда остались бы дикими сынами природы!» — писал автор.

«Дамский журнал» просуществовал более 10 лет. Он пользовался популярностью среди женщин, но мужчины издание критиковали. Ведь чрезмерное увлечение своей внешностью в те годы считалось недостойным занятием — сродни любовным интригам. Кондратий Рылеев и Александр Бестужев саркастически называли «Дамский журнал» «нарумяненным», а министр духовных дел и народного просвещения князь Александр Голицын был возмущен тем, что в журнале «целью настоящей жизни и счастия поставляют чувственные наслаждения».

В XIX веке произошло важное событие: за издание дамского журнала взялась представительница женского пола. Елизавета Сафонова посвятила этому всю жизнь. В 1836 году она начала выпускать «Журнал новейшего шитья». Он был создан не для светских львиц, а для дам более простого происхождения, поэтому здесь содержались советы и инструкции — как сформировать и разнообразить свой гардероб. Еще одно творение Сафоновой — иллюстрированный журнал «Ваза» — стал долгожителем. Его издавали более пятидесяти лет. Помимо «рисунков мод», в «Вазе» был отдел модных новостей. В нем рассказывали о театральных премьерах, новых романах, открытии «роскошных и великолепных» магазинов в Париже.

Начало XX века: женщина-хозяйка и женщина-гражданин

В начале ХХ века в женской журналистике появилась семейно-бытовая тема. Теперь женщина была не только прекрасной дамой и музой, но и властной хозяйкой, хранительницей очага. В журналах начали публиковать советы по уходу за детьми, правильному питанию и физической нагрузке.

Читайте также:  Самые красивые блондинки модели 2020

В 1912 году вышел «Журнал для хозяек» — многостраничное иллюстрированное издание для дам, которые посвятили себя материнству, заботе о семье и о доме. В нем было четыре раздела: «Общий» — с советами по ведению хозяйства и воспитанию детей, «Модный», «Рукодельный» и «Косметический» с рецептами народной косметики и правилами по уходу за собой. Также здесь выходили фельетоны и эссе. Например, посвященные тому, как хозяйке обойтись без прислуги.

Писали и о том, как женщинам нужно одеваться. Для замужней дамы и матери главным достоинством была скромность: «Преобладающий тон моды — простота. Истинное изящество, настоящая элегантность состоит именно в преследовании этой простоты».

С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать. Одним из популярных изданий тех лет стал журнал «Женщина». На обложке первого номера за 1915 год изображена сестра милосердия, которая читает письмо раненому солдату. В одном из подзаголовков журнала авторы отразили новые социальные функции женщины XX века: «Мать — гражданка — жена — хозяйка».

В годы войны выпуски были полны серьезных тем. В журнале публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Автор модного обозрения писала: «На днях видела изящную блондинку в черной бархатной шляпе — треуголке, фасона адмиралтейских шляп». Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.

Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. Только в Петербурге — около 40 газет и журналов, посвященных стилю, шитью и хозяйству. А с приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.

В СССР моды нет: как советские женщины подражали иностранкам

Прически Брижит Бардо , макияж Софи Лорен и платья Вивьен Ли — поклонницы из Советского союза пристально следили за образами киноактрис и хотели быть похожими на своих кумиров.

Cosmo рекомендует

Топ-5 лучших гаджетов для здоровья на время коронавируса

Отменили запись: как удалить кутикулу в домашних условиях

О развитии моды и о том , как советские женщины подражали иностранкам , Cosmo.ru рассказала руководитель выставочного отдела Музея Моды , автор образовательных и развивающих курсов , лектор , семиотик , исследователь моды и издатель книг по искусству Полина Уханова.

Трофеи и мода

В 20-е годы , во времена НЭПа , мода Советского союза не слишком отставала от западных стран , поэтому и внешность иностранок не вызывала сильного интереса. В этот момент на Западе процветал ар-деко — роскошный стиль « дорогой и солидной красивости», в СССР вариантами этой эстетики считались эксперименты на тему авангарда. Силуэтно и стилистически советская и иностранная мода были близки друг другу , глобальных отличий не наблюдалось.

В 30-х разница становится уже значительной. В этот период в Советском союзе иностранцы появлялись крайне редко , и возвращение их произошло только после окончания Второй мировой войны. На развитие моды и отношения к иностранцам сильно повлияли трофейные вещи и фильмы , попавшие в СССР после 1945 года. Кумирами того времени были американские актрисы Лоретта Янг и Дина Дурбин , англичанка Вивьен Ли и венгерская фигуристка Соня Хени , снявшаяся в фильме « Серенада солнечной долины».

Советские женщины пытались подражать западным кинозвездам , которых видели на экранах , но делали это аккуратно , точечно и нерешительно.

Dior’овский поворот

Всплеск « модных отношений» между СССР и Западом и новый поворот в восприятии иностранок произошел в 1959 году , когда дом Dior привез в Москву свою летнюю коллекцию. На показе присутствовала только элита страны , в основном , жены партийных руководителей. Однако новинки французской моды увидел и простой народ — манекенщицы прогулялись по ГУМу , Красной площади и Тишинскому рынку.

Красивые девушки в очень смелых , с точки зрения советского менталитета , нарядах , с макияжем , аксессуарами и прическами вызвали невероятное оживление у советских женщин. Зависти не было — лишь сильное удивление. И это была реакция большинства простых советских женщин. Элита , конечно , реагировала иначе — для них западная мода не была настолько в новинку — кто-то бывал за границей , кому-то удавалось листать западные модные журналы.

Для работающих женщин всё увиденное было слишком смелым и непонятным , не функциональным , а , значит , бессмысленным , ведь в таких нарядах нельзя работать. Вся женская одежда в СССР с 30-х годов создавалась с одной целью — женщине должно быть комфортно и ничто не должно отвлекать её от работы и бытовых дел. В те времена практически не использовались украшения , одежда не содержала никакого декора , кроме вышивки. Не было даже брошей , поскольку всё это считалось мещанством. Даже шляпки , представленные в коллекции Dior , стали открытием для простого народа. Советские женщины носили маленькие аккуратные шляпы , но головные уборы выполняли конкретную функцию и никак не походили на шикарные диоровские шляпы , которые надевали только ради красоты. Такие наряды были нефункциональными , они не подходили для женщины-работника.

Стиляжный мир

В середине 1950-х за границу стали выезжать спортсмены и артисты. С гастролей и соревнований они привозили одежду , косметику , журналы мод. Насмотревшись на зарубежных звезд , они старались копировать их стиль и становились своеобразными посредниками между простым советским человеком и миром западной моды.

Благодаря всемирному фестивалю молодежи и студентов , который проходил в Москве в 1957 году , появились фарцовщики , зарабатывающие продажей иностранных товаров. Основными их клиентами стали стиляги , которые во всём старались подражать Западу. Молодые люди завидовали иностранцам , но не каким-то их конкретным вещам , а атмосфере , с которой эти вещи ассоциировались. Стиляги смотрели на иностранцев с потребительской точки зрения: как с их помощью достать ту или иную вещь , чем заграничные гости могут оказаться полезными. Приобретая импортную одежду , общаясь с иностранцами , они приближали себя к этому интересному , незнакомому и более свободному миру.

Она была актрисою…

Советские актрисы , хоть и не были иностранками , играли важную роль в связи простых женщин с голливудскими звездами. Из заграничных поездок они привозили новые наряды , косметику и образы , которые демонстрировали своим поклонницам. У них были налажены связи с магазинами , куда поступала модная одежда. И советские женщины , подражая и копируя своих артисток , одновременно подражали и западным. Копирование образов иностранок происходило не сразу , а лишь тогда , когда фильмы доходили до СССР , или кто-то из советских знаменитостей примерял look на себя. Такая история произошла с популярной прической бабетта. Фильм « Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли показали в СССР лишь в 1960-м году , но после этого на улицах было тяжело встретить девушку с какой-то другой прической.

Не только в фильмах советские женщины находили новые образы — певица Эдита Пьеха была примером для подражания для нескольких поколений. Она считалась очень стильной певицей , у неё всегда были красивые наряды , прическа и яркий макияж.

Пьеха стеснялась своей худобы и высокого роста , поэтому выходила на сцену не на шпильках , а в туфлях лодочках на низком каблуке , сделав их самой востребованной женской обувью. Певица рисовала стрелки на глазах , как у Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды , была первой , кто выступал в мини-юбке. Моду на костюмы-двойки и строгие мужские костюмы тоже ввела Пьеха. Польские корни певицы прибавляли ей некий шик и достоинство в глазах поклонников , делая певицу немного иностранкой.

Текст: Полина Уханова. Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР.

История любви Вивьен Ли и Лоуренса Оливье: соперничество, которое разрушило брак

Ссылка на основную публикацию