Верочка Мамонтова и картины художника Васнецова

Судьба девочки с персиками

Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.
И девочка своя – самая живая, самая любимая.
“Абрамцевская богиня”, как называли потом Верочку все – и художники, и родители.
Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом – сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.

Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.
“Девочка с персиками” – начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.
А как сложилась судьба девочки?

“Девушка с кленовой веткой”. В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после “Девочки с персиками” еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Гл:) – это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро “Арбатская”.

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года – второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры – Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Верочка Мамонтова и картины художника Васнецова


Валентин Серов. «Девочка с персиками». 1887 год

Понятия о красоте у каждого из нас свои. И на вопрос «А что есть красота» можно ответить по-разному. Поэт Николай Заболоцкий когда-то написал:

«Так что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»

По-видимому, для кого-то прекрасен сосуд, а для кого-то огонь, заключённый в сосуде…

Красота русских женщин, в оставленных нам в наследство портретах великих художников, наверное вечно будет притягивать всех – и тех, кто видит лишь сосуд, и тех, кто замечает огонь. Объяснить просто, портреты хранят в себе немеркнущий свет души, которую увидел художник и сумел передать.

Вот почему в доме-музее в Абрамцеве портрет молодой девушки в светлом платье останавливает и притягивает к себе. Ёё стройная фигурка и обращённый на нас взгляд, в котором может раздумье, а может грусть заставляет остановиться и задуматься. За спиной девушки сгущена тень зелени деревьев, а сама она – её фигура, лицо – будто высвечена каким-то загадочным светом.


В. М. Васнецов. «Девушка с кленовой веткой». 1896 год

Портрет Верочки Мамонтовой написан художником В.М. Васнецовым 27 июля 1896 года, в Абрамцеве. Виктор Михайлович Васнецов впервые появился в имении Саввы Ивановича Мамонтова в конце 70-х годов.

Он учился в Петербурге и приобрёл там известность как талантливый художник: его бытовые сцены из жизни людей разных слоёв были признаны критикой. Но он стал искать новые темы и пути в искусстве, он мечтает о темах из русской истории, мечтает создать на своих полотнах образы героев русских былин и сказок. В Москве его никто не знает, но одним из первых, кто его увидел и разглядел величайший талант, был Савва Иванович Мамонтов.

Природа щедро наделила Савву Ивановича художественным чутьём, в нём были и музыкальные способности, и талант скульптора. Но главным его талантом был талант режиссёра и идеолога театра. Он заводил знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивал домашние спектакли, организовал Частную оперную труппу. Он был не просто хозяином театра, но и его душой, и генератором идей.


Савва Иванович Мамонтов

Савва Иванович создал в театре пространство, в котором творческому человеку дышалось легко и свободно, где совместный труд становился радостью, способствовал рождению идей, вдохновению. В его имении Абрамцеве рождались шедевры И. Е. Репина, В. М. Васнецова, И.И.Левитана, М. М. Антокольского, В. А. Серова, М. В. Нестерова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова и Е. Д. Поленовой, К. А. Коровина; здесь, благодаря окружению талантливых художников и музыкантов, вырос талант Ф.И.Шаляпина.

Многим художникам Савва Иванович оказывал существенную поддержку, некоторые из них подолгу жили в гостеприимном доме. Вот сюда и поселился со своей семьёй в один из приусадебных флигелей Виктор Михайлович Васнецов. Часто в мастерскую художника заходили дети Мамонтова, из которых он выделял проказницу Верочку. Обаятельная девочка обращала внимание на себя необычным взглядом глубоких чёрных глаз всех обитателей Абрамцева.


Усадьба Абрамцево

Когда её впервые увидел скульптор М.М. Антокольский, он назвал её – «абрамцевской богиней». И потом в переписке с Мамонтовым часто осведомлялся – «Как поживает абрамцевская богиня?»

В 1881 году Васнецов задумал написать свою «Алёнушку». Вся природа вокруг Абрамцева помогала ему в этом, а позировали деревенские девочки. Но что-то не удавалось в лице Алёнушки, ему казалось, что ни одна девочка никак не походила на сестрицу Иванушки. И вдруг художник понял, что у его Алёнушки должны быть глаза Верочки. Ей тогда было семь лет. Он заново переписал лицо своей героини, и на утро полотно было готово.

Все обитатели Абрамцева были в восторге. У Васнецова с детьми Мамонтова были особые тёплые отношения, и памятником этой дружбы стала построенная по его рисунку «Избушка на курьих ножках», которая до сих пор стоит в абрамцевском парке-музее. Здесь же в Абрамцеве была и постановка спектакля «Снегурочка» Островского, декорации к которой расписал Васнецов.


Снегурочка на картине Васнецова (1899 год)

Всё в них было настоящее – исконно русское: и Берендеев дворец, и изба Бобыля, и сама Берендеевка. А после новогодних праздников все дети долго вспоминали весёлого шутника Деда-Мороза, которого играл сам Виктор Михайлович. А потом с этими же декорациями на сцене Частной оперы Мамонтова зазвучала опера Римского-Корсакова «Снегурочка». Это было выдающимся событием в театральной жизни России.

Творческие создания В.М. Васнецова были великолепны и встречались с восторгом. Своим талантом художника он раскрывал основы русского национального характера. Васнецов был убеждён, что русская душа полностью воплотилась в былинах, сказках и песнях, а из народного творчества можно черпать бесконечно. «…Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух».

В начале мы говорили о красоте, так вот красота для В.М. Васнецова была неотделима от идеи русского характера. Если посмотреть на женские образы Васнецова, то можно увидеть, что художник в изображении их шёл от народного понимания красоты – вспомните слова из русских былин – «писаная красавица, румянец во всю щёку, величавость, нежность, выступает будто пава».

О силе красоты, о воздействии её на человека мы можем узнать из русских народных сказок, где мужественные герои совершают подвиги, добиваясь руки и сердца красавицы.


Валентин Серов. «Девочка с персиками». 1887 год

Веру Саввичну Мамонтову Васнецов хотел написать давно, но её уже прославил Валентин Серов, написавший «Девочку с персиками» в 1887 году, когда Верочке было 12 лет, и был шумный успех. Эту картину купил Третьяков для своей галереи. Васнецов написал Верочку, но позже, когда она уже стала невестой.

Он пишет девушку в саду – в руке у неё ветка винограда, а в волосах маленькая скромная ромашка. Теперь она уже не та Верочка-резвушка, какой её видел В.Серов, она – абрамцевская богиня. Наверное, когда Васнецов создавал её портрет, он думал о ненаписанных портретах сказочных царевен. Перед нами прекрасная и загадочная девушка, озарённая чудным светом.

В жизни Верочка была счастлива, у неё был удачный брак, но жизнь оказалась слишком короткой. Она простудилась и умерла в 32 года. Но на полотнах великих русских художников В.М. Васнецова и В.А. Серова ей уготована вечная жизнь.


Виктор Васнецов. «Царевны тёмного царства». 1884 год


Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали». 1896 год


Виктор Васнецов. «Алёнушка». 1881 год

Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эту картину знают даже далекие от искусства люди. Речь идет о знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Серова . Те, кто интересуется творчеством этого художника, знают еще и то, что ему позировала 11-летняя Вера Мамонтова – дочь известного мецената и богатого промышленника. Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала ее семью.

Читайте также:  Теперь вы можете смотреть большие фото из Instagram

Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте – ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 г. он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».

Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».

Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате – Красной гостиной – часто собирались писатели и художники.

Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов. Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?

Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.

Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей, но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких.

После ее смерти Александр Самарин так никогда и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы. В советское время храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он вновь восстановлен. Муж Веры Мамонтовой был сослан в лагерь в 1920-х гг., с ним отправилась их дочь Лиза. А погиб он в 1932 г. в ГУЛАГе.

«За кадром» известных полотен до сих пор остается множество тайн: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия – яркий тому пример.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Верочка Мамонтова и картины художника Васнецова

Войти

Вера Мамонтова. Девочка с персиками.

Ко дню рождения Валентина Серова
«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь.
Но портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.


Вера Мамонтова. Конец 1880-х.

Как сложилась судьба девочки дальше?

Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.


Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба – это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская».
Радовались за них все – родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.

В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.


Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года – второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Ей было всего 32 года.
Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.


А.С.Мамонтова (первая слева) и Савва Мамонтов с детьми Веры – Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год.


Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки – Елизаветой, Сергеем, Юрием.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.


Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных хим. удобрений.
Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм потихоньку восстанавливается.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…


На первом фото – А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год. на втором фото –
А.Д.Самарин с дочерью Лизой, 1905 год. (Фотографии из семейного архива).


«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год

Через девять лет после «Девочки с персиками» Серова еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского. ))
После смерти Веры эта картина всегда висела над письменным столом Александра Дмитриевича Самарина.


Верочка Мамонтова, 1880 год.


Вера Мамонтова в костюме Иосифа. 1880 год.


Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.


Живая картина. «Русская пляска». Вера и Иван Мамонтовы. 1892 год.


Сцена из спектакля «Снегурочка». Е.Д.Свербеева – Снегурочка, В.С.Мамонтова – Весна. 1897 год.

Верочка Мамонтова и картины художника Васнецова

Подлинная история «Девочки с персиками»

Дочь крупнейшего железнодорожного магната Саввы Мамонтова, Веру, называли «абрамцевской богиной» – по имени ее наследного поместья под Москвой. С этой милой стройной девушки писали картины самые известные художники России – Виктор Васнецов, Михаил Врубель, но в веках ее прославил, конечно, Валентин Серов. Кто не знает его «Девочку с персиками»? После ее триумфального возвращения – нашумевшей выставки в Москве, на Крымском валу, которую посетили более полумиллиона человек, уж точно знают все. Как сложилась жизнь любимицы семьи и художников, героини одного из лучших произведений русской живописи? Увы, судьба Веры Мамонтовой оказалась не такой солнечной, как ее образ на картине…

Свежий ветер дует…

…Девочка в розовой блузке с темно-синим бантом, сидящая за столом перед распахнутым в сад окошком… Волосы растрепались, щеки раскраснелись, она только что забежала в комнату, присела, как бабочка на цветок, чтобы через мгновение снова убежать – к своим еще детским забавам.

Картина издали притягивает взгляд, от нее невозможно отойти! Так бы и стояла, будто перед открытым в сад окном, откуда веет легким ветерком и запахом трав. «Все, чего я добивался – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах», – говорил Валентин Серов, работая над этим полотном. И добился же…

Потом искусствоведы напишут тома, анализируя творческий метод художника, сумевшего объединить реализм изображения с солнечным импрессионизмом, его особым вниманием к игре света. Впрочем, сам Серов себя импрессионистом не считал. У него было собственное понимание искусства: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». В самом деле, полотно «Девочка с персиками» будто излучает сияние и радость…Остановленное счастливое мгновение, краткое, и оттого еще более прекрасное…

Абрамцево, счастливое поместье

Картина, которую автор назвал «Портрет В.М.», вошла в историю как «Девочка с персиками». Гениальное произведение всегда обретает обобщающий смысл, выходя за рамки конкретного изображения.

– Столовую в усадьбе Абрамцево Валентин Серов изобразил практически документально, – рассказал искусствовед Игорь Оболенский во время своего моноспектакля в Риге «Выставка Серова: за кулисами легенды». – Деревянного гренадера, который виден за правым плечом девочки, ее отец, Савва Мамонтов, в 1884 году купил в Троице-Сергиевой лавре. Фигурку раскрасил сам Серов. И сегодня она стоит на том же самом месте в доме-музее Абрамцево. Керамическая тарелка на стене – из мастерской поместья, которой руководил Михаил Врубель. Его ученики оформляли Третьяковскую галерею, интерьеры Ярославского вокзала.
И персики на картине тоже не художественный образ, а материальный факт. Мамонтовы купили экзотические деревья в соседнем поместье. В оранжерею их высадили уже большими. За нежными деревьями ухаживал специально нанятый садовник. Персики прижились, и под стеклянными сводами стоял сладкий медовый аромат.

Слева, за плечом Веры, видна дверь в гостиную. В ней часто собирались гости. И какие! В 1870-1890-е годы подмосковное поместье Абрамцево было центром культурной жизни России. Здесь жили и работали самые известные русские художники – Илья Репин, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Василий Поленов, Михаил Врубель, а также музыканты, в том числе Федор Шаляпин. Вся эта талантливая компания, «абрамцевский» кружок, который Васнецов называл «неугасавшим художественным очагом», дружила, шутила и много работала. С утра до вечера здесь звучали стихи, музыка, шли спектакли…

Хозяин поместья – Савва Мамонтов, один их богатейших предпринимателей Российской империи, заботился о том, чтобы художники ни в чем не нуждались и могли творить, не думая о хлебе насущном. Вот такой был необыкновенный олигарх…

В нем самом тоже была сильна художественная жилка. «Один из самых прелестных людей с артистической натурой… он начал лепить – успех оказался необыкновенный», – писал о Мамонтове известный скульптор Марк Антокольский, уверяя, что у купца – настоящий талант.

Может, железнодорожный магнат для того и купил Абрамцево, чтобы продолжить славную традицию? Ведь с 1843 года поместье принадлежало писателю Сергею Аксакову, подарившему русской литературе сказку «Аленький цветочек», и в его времена там тоже собирался цвет русской интеллигенции. Бывал и Николай Васильевич Гоголь, любивший гулять по аллеям абрамцевского парка. Одна из них до сих пор носит имя писателя. На картине «Девочка с персиками» она видна в окне за спиной Веры.

Читайте также:  Девушки велосипедистки – фото и правила поведения

Невероятно, но усадьба Мамонтовых сохранилась в целости и сохранности. Ее не продали с молотка в тяжелые для семьи годы, не сожгли пожары революций и Второй мировой. Уже в 1918 году усадьба получила статус музея, и младшая сестра Веры, Александра Мамонтова, стала его первой хранительницей. Потом бразды правления перешли к их брату Всеволоду. В конце 30-х годов и во время войны усадьба использовалась как санаторий и госпиталь. А в 1950 году она вновь стала музеем и остается им поныне. Правда, оранжереи с персиками больше нет…

Интересно, что и во второй половине ХХ века Абрамцево оставалось центром культуры. В это время там обосновались опальные художники-абстракционисты, которые не могли выставляться в Москве после того, как Хрущев в пух и прах разнес их выставку в Манеже.

А в Абрамцевском художественном колледже и сегодня преподают резьбу по дереву, которая зародилась в Абрамцеве при Мамонтове и стала традиционным для всего района ремеслом. Как будто витамин творчества разлит в здешнем прозрачном воздухе…

Второй дом и вторая мать…


Валентин Серов изображает абрамцевский дом с любовью и нежностью. Если присмотреться, видно, что рамы у окон на картине – старые, с облупившейся краской. И этот милый штришок добавляет тепла пронизанному солнцем полотну…
Валентин Серов любил этот дом, который стал для него родным. Впервые он приехал в поместье Мамонтовых в 1875 году, 10-летним мальчиком вместе с мамой Валентиной Семеновной, которая, как и было положено уважающему себя композитору, была в Абрамцево своим человеком.

– Отец Серова тоже был композитором, весьма известным в те времена, хотя ныне совершенно забытым. Родители считали, что ребенок должен пойти по их стопам, но мальчик с детства тянулся не к музыке, а к рисованию, – рассказывает Игорь Оболенский. – Рисовал Валентин в основном лошадей. Он был добрым мальчиком, и чтобы лошадкам было легче ходить, пририсовывал им по восемь, а то и по десять ног. Мать с недоумением рассматривала художества сына, а однажды даже разорвала его рисунки. Мальчик так и не смог забыть этого ее поступка так. Он никогда не рисовал свою мать.

Зато душевно, как сын, изобразил Савву Мамонтова и создал чудесный графический портрет его жены Елизаветы Григорьевны. На ее похоронах Валентин Серов не скрывал своих слез и говорил друзьям: «Маму хороню».

Валентин остался без отца в шесть лет. Мать, которая была на 30 лет моложе своего мужа, уехала в Мюнхен – продолжать образование и карьеру. Сына она оставляла с родственниками или в коммуне в имении Никольское Смоленской губернии. Но главное для него она сделала…

– Мать отвела Валентина, который все продолжал рисовать, в мастерскую Ильи Репина. Договорились так: если «дядя» скажет, что продолжать нет смысла, то он бросит это занятие, -рассказывает Игорь Оболенский. – Репин посмотрел рисунки мальчика и ахнул: «Талант растет!»

С тех пор мэтр российской живописи покровительствовал молодому художнику. По рекомендации знаменитого художника, Серова и пригласили пожить в Абрамцево.

– Первое время он почти не писал, а только отъедался, потому что дома ему не всегда доводилось есть досыта, – продолжает Игорь Оболенский. – Савва Мамонтов даже шутил, что нечего, мол, мальчишку кормить, а то он вовсе рисовать перестанет. Но через неделю Серов отъелся и снова взялся за кисть, да так, что не оторвать было.

Свой шедевр «Девочка с персиками» Валентин Серов написал в 1887 году, сразу после возвращения из Италии. В это время художнику исполнилось 22 года, и, как вспоминал Репин, это был самый красивый юноша, которого ему приходилось видеть. Серов был под впечатлением солнечных пейзажей и творчества художников Возрождения. Новое знание так и просилось наружу. И вот, момент озарения настал…

…Жарким солнечным августом 1887 года 12-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, схватив персик, присела к столу. Художник замер – вот она, его картина! Вера позировала ему каждый день почти три месяца. Я «измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности – вот как у старых мастеров», – потом признавался Серов.
Готовую работу он подарил матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и она повесила ее на стену комнаты в Абрамцеве. Теперь в усадьбе на этом месте находится копия знаменитого полотна, а оригинал хранится в Третьяковской галерее.
«Девочка с персиками» произвела фурор, мгновенно прославив имя молодого художника.

Любовь на всю жизнь

…А Вера, между тем, росла. Живая, непосредственная, сообразительная, она была душой абрамцевского дома. «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», – писал Виктор Васнецов. Он изобразил наследницу дома Мамонтовых на своих картинах «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня». У его знаменитой «Аленушки» – глаза тоже верины. Михаил Врубель рисовал с нее свою царицу Тамару, «Снегурочку», «Египтянку».

Вера была умна, и росла она в такой творческой среде, что рамки усадьбы ей были тесны. Да и время изменилось… Девушка занялась общественной работой, записалась на публичные лекции по литературе и истории. Эти лекции стали новым явлением – в их аудитории могли встретиться люди из разных слоев общества. Так и произошло…

Дочь купца Мамонтова подружилась в Софьей Самариной, родовитой дворянкой, которую Иван Бунин называл самой очаровательной девушкой Москвы. Вера стала бывать в доме Самариных, и в нее влюбился брат Софьи, Александр. Ей было 25 лет, он был старше на 7 лет. Оказалось, это любовь на всю жизнь…

Отец жениха категорически воспротивился браку: негоже дворянину родниться с купцами. Тем более, в это время, в середине 90-х годов, семья Веры оказалась в центре скандала. Савва Мамонтов увлекся актрисой собственной оперы и оставил жену после 30 лет семейной жизни. А вскоре начался громкий судебный процесс по делу о хищениях на строительстве Восточно-Сибирской железной дороги. Мамонтов был арестован, и хоть вскоре его оправдали, репутация семьи была сильно испорчена.

Сын не посмел пойти против отцовской воли. Только через пять (!) лет он решился вновь вернуться к этому разговору. Отец выслушал сына спокойно, но вечером того же дня с 70-летним Дмитрием Фёдоровичем случился удар, и он скончался в одночасье. Александр был потрясён. Чувство вины терзало его всю жизнь.

Через год после смерти мужа мать благословила его на брак с девушкой, которую она успела полюбить. Вера и Александр поженились в 1903 году – спустя почти восемь лет после знакомства. Молодые провели медовый месяц в Италии, а потом поселились в своем поместье Богорадово. Один за другим у них родилось трое детей: в 1904 году – сын Юрий, через год – дочь Елизавета, в 1907 году – сын Сергей. Казалось, вот оно, долгожданное счастье. Увы, оно было недолгим.

Беда пришла откуда не ждали…Семья Самариных собралась отметить Рождество в Абрамцево. По дороге Вера простудилась, и три дня прометавшись с высокой температурой, 27 декабря 1907 года умерла. «Девочке с персиками» было всего 32 года. Младшему ее сыну Сергею не исполнилось и года. Он проживет всего шесть лет. Похоронили Веру в ее любимом поместье.
…Пристально всматриваюсь в лицо девочки на картины. Нет, не видно в нем и тени трагического предчувствия. Ну и где она, знаменитая прозорливость художников?

Враг Распутина и большевиков

Александр Самарин был сражен этим новым ударом судьбы. Он пережил жену на 25 лет и так и не перестал любить ее. Портрет Веры всегда был у него перед глазами. Чтобы заглушить душевную боль, Александр Дмитриевич с головой ушел в работу и воспитание детей. Потом его часто называли «Вдовец девочки с персиками», что, конечно, не справедливо, ведь он и сам был человеком известным и достойным.

Окончив в 1891 году историко-филологический факультет Московского университета, он сделал хорошую карьеру – стал камер-юнкером камергером Николая II, действительным статским советником. Мог бы подняться еще выше, если бы не его прямота – посмел критиковать всемогущего Григория Распутина и советовал императору удалить от двора этого «недостойного человека». Августейшая чета такого не простила. Александру Самарину пришлось расстаться с должностью обер-прокурора Святейшего Синода, по сути главы Русской церкви. Его отставка вызвала большой резонанс в обществе и даже публичные протесты.

Александр Самарин отдавал себя благотворительности – был членом попечительских советов многих обществ, создавал приюты, богадельни, доставал для них средства. Затем возглавил представительство российского Красного Креста. Во время Первой мировой войны он занимался эвакуацией раненых в безопасный тыл и передал для нужд Красного креста свой дом на Поварской улице в Москве. Был предводителем московского дворянства и кавалером высших орденов империи. А в июне 1917 года Александр Самарин чуть не стал Московским митрополитом – беспрецедентный случай, когда на один из высших церковных постов России претендовал светский человек!

А потом наступил Октябрь… Александра Самарина арестовали. Он сидел в самых печально известных тюрьмах – на Лубянке, в Бутырке, Таганке. Его допрашивали о церковных делах, прежней жизни и убеждениях. Самарин не скрывал: «Был и остаюсь монархистом». Отпустили его через два года – по личному распоряжению Дзержинского. С чего вдруг такая милость – загадка…

Выйдя на свободу, Самарин уехал в Абрамцево и около пяти лет тихо прожил в милой сердцу усадьбе, вместе с детьми, которых младшая сестра Веры, Александра, окружила поистине материнской заботой. Это был последний благополучный период в его жизни.
Летом 1926 года все кончилось, как отрезало. Александру (она, кстати, училась живописи у Серова и Коровина и была талантливой ученицей) отстранили от работы заведующей музеем, потом посадили в Бутырку. Вскоре, правда, выпустили по ходатайству друзей, но от Абрамцева велели держаться подальше. До конца жизни – 1952 года – она вместе с братом Всеволодом жила в усадьбе Поленово.

А 58-летнего Самарина отправили в ссылку в Якутск – как одного из видных деятелей обреченной на уничтожение православной церкви. Дорога туда заняла два месяца… Бывший статский советник жил в бревенчатой избе, участвовал в богослужениях, занимался переводами, давал уроки местным детям. Вскоре к нему приехала 20-летняя дочь Елизавета. Это был ее выбор – быть рядом с отцом и помогать ему. Вдвоем, конечно, стало полегче. Срок ссылки кончился летом 1929 года. Александр Самарин поселился в Костроме. Вскоре его опять арестовали, выпустили…30 января 1932 года, в день своего 64-летия, он скончался.

Читайте также:  50 летних образов азиатских девушек из Инстаграм

И тут напрашивается горький вопрос: а, может, судьба, отмерившая «девочке с персиками» такую короткую жизнь, была к ней по-своему милостива, избавив от этих потрясений?

Поленово как повторение

Сын Веры и Александра Самариных Юрий (1904-1965) стал филологом, написал воспоминания «Великие силуэты», в которых рассказал о своем деде, предпринимателе-меценате Савве Мамонтове, встречах с Виктором Васнецовым, Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским. Судя по всему, Юрий был счастлив в браке с княжной Екатериной Раевской.

Дочь Елизавета (1905-1985) вышла замуж за художника Николая Чернышева, который, как и отец, был тесно связан с православием. Его самое известное художественное произведение – Икона Божией Матери «Державная» – находится в храме Ильи-пророка на Остоженке в Москве. В 1941 году Чернышев был репрессирован.

После войны, в 1945 году, Дмитрий Поленов пригласил Елизавету на работу в дом-музей своего отца, Василия, что на Оке, недалеко от Тарусы. Там же в это время жили сестра и брат ее матери – Александра и Всеволод. Вот такой своеобразный привет из Абрамцева…

Художник Василий Поленов был питомцем усадьбы Саввы Мамонтова. Встав на ноги, он создал приют для художников уже в своем доме. Елизавета, с молоком матери впитавшая эту творческую атмосферу, с головой погрузилась в работу. На протяжении долгих лет она была главным хранителем фондов музея, водила экскурсии. К 100-летию со дня ее рождения в музее прошла выставка «Мамонтовы и Поленовы: две семьи – одна судьба». Такая вот связь времен…

У Елизаветы было два сына Николай и Сергей, внуки «девочки с персиками» и Александра Самарина. Сергей стал известным геологом-минералогом. С 1976 года преподавал в знаменитом МИСИ – строительном институте. Автор десятка учебников и огромного количества научных публикаций, в том числе по экологии, живет в Москве. Кроме прочего, Сергей Чернышев – бакалавр богословия, занимался строительством храмов и монастырей. Прямая наследственность от деда и матери…
… Обойдя выставку Серова, я снова возвращаюсь к «Девочке с персиками», и теперь уже вижу в ней глубокую символику. Сочные плоды рядом с осенними листьями и острым ножом как напоминание о мимолетности порою столь жестокого бытия. Вспоминаюся слова Серова: «Хочу, хочу отрадного».

Эх, если бы историю писали художники…
Фото автора и из архива

Знаменитая картина Валентина Серова «Девочка с персиками»
Подмосковная усадьба Абрамцево
Картину «Девушка с кленовой веткой» Виктор Васнецов писал с Веры Мамонтовой
«Боярышня» Виктора Васнецова похожа на Веру Мамонтову
Знаменитая васнецовская «Аленушка» – как сестра «Девочки с персиками».
Вера Мамонтова с мужем Александром Самариным. 1903 год
Александр Самарин с дочерью Елизаветой в ссылке в Якутске. Конец 1920-х годов
Елизавета Чернышева с сыном Сергеем. Конец 1930-х годов
Усадьба Поленово
Художник Валентин Серов. Автопортрет

pinakoteka_yaf

Пинакотека

Валентин Серов
Девочка с персиками. 1887
Холст, масло. 91 × 85 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

*** КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА « ДЕВОЧКИ С ПЕРСИКАМИ » Эту картину знают даже далекие от искусства люди. Речь идет о знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Серова. Те, кто интересуется творчеством этого художника, знают еще и то, что ему позировала 11-летняя Вера Мамонтова (1875—1907) – дочь известного мецената и богатого промышленника. Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала ее семью. Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте – ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 года он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго – каждый день почти два месяца.. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти». Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочки», «Египтянки», Тамары на иллюстрациях к «Демону». В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками». В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате – Красной гостиной – часто собирались писатели и художники. Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов. Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой? Вера вышла замуж за камер-юнкера Двора . Александра Самарина, будущего предводителя московского дворянства, обер-прокурора Святейшего Синода ( с 1915). Отец Александра – Дмитрий Фёдорович Самарин был против брака сына- потомственного дворянина с Верочкой Мамонтовой, недворянкой, купеческого происхождения. И влюблённые не протестовали, не митинговали, не устраивали тайный брак. Только после смерти мужа мать Александра – Варвара Петровна Ермолова – разрешила сыну венчаться с Верой. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня. Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей, но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких. Младший сын Сергей (1907—1913) прожил после смерти матери только шесть лет. После ухода Верочки Александр Самарин так и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы. Позже храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он вновь восстановлен. Мужа Веры Мамонтовой с 1918 года несколько раз арестовывали, он содержался в Бутырской, затем в Таганской тюрьме, затем в 1922 году был освобожден. Осенью 1925 был вновь арестован, содержался в одиночной камере внутренней тюрьмы на Лубянке и в Бутырской тюрьме. С сентября 1926 находился в ссылке в Якутске «за участие в черносотенно-монархической группировке „Даниловский синод“», вместе с ним отправилась их дочь Лиза. В июне 1929, после окончания срока ссылки переехал на жительство в Кострому. Весной 1931 был в последний раз арестован, содержался в костромской тюрьме, но был освобождён. Умер через год, в 1932 году. Был похоронен на Александро-Невском кладбище Костромы. Реабилитирован в 1989 году следственным отделом КГБ СССР. Сын Юрий (1904—1965), филолог, по воспоминаниям родных и знакомых сотрудничал с ОГПУ. Дочка Лиза – Елизавета Александровна (Самарина) Чернышева прожила долгую жизнь (1905—1985); последние 60 лет жизни жила и работала в Поленове. Похоронена там же на Бёховском кладбище. Оставила мемуары: “Витязь веры. Из воспоминаний об Александре Дмитриевиче Самарине его дочери Елизаветы Александровны Самариной-Чернышёвой”. https://ok.ru/profile/579042239767/statuses/67006099805463 ***

Картина “Девочка с персиками” была создана в 1887 году В. Серовым и является одним из самых значительных его полотен. Первоначальное название было “Портрет В.М.”, где В.М. обозначает Верочку Мамонтову, которая была дочерью известного промышленника С. Мамонтова и часто виделась с художником в Абрамцево, в именье, где и была написана картина.

В дальнейшем название было изменено, поскольку на картине в самом деле получился не портрет конкретной девочки, а самый настоящий обобщенный образ самой юности – веселой озорницы, присевшей на минутку за стол. У девушки выразительные глаза с пляшущим внутри огоньком, будто она задумала какую-то новую проделку. Сама поза ее показывает, как нелегко ей усидеть даже недолгое время за столом, как хочется сорваться и убежать играть в сад. Холодноватый фон картины и строгая обстановка комнаты контрастирует с розовой кофточкой и красным бантом, оттеняется смуглым лицом девушки, ее темными глазами. Вся комната проникнута солнечным сиянием, которое подчеркивается мягкими тонами персиков и листьев, уже желтеющим деревом за окном. Нежный румянец играет на щеках девочки и гармонирует с персиками, находящимися неподалеку.

Жизнерадостность героини показана светлыми, радостными тонами, а ощущение ее чистоты и нежности усиливаются благодаря цветам белой скатерти, ярко сверкающего серебряного ножа. Эти отдельные элементы объединяются в единое целое на картине, обогащая образ. Как сразу после ее создания, так и сейчас, много лет спустя, эта работа поражает зрителя своей свежестью, легкостью, теплотой и радостью. https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/287-devochka-s-persikami-valentin-aleksandrovich-serov.html

Изображённая на картине Вера Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) — дочь Саввы и Елизаветы Мамонтовых.

В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой — двоюродной сестры Веры Мамонтовой.

В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за Александра Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей:

  • сын Юрий (1904—1965) — филолог, подозревался в сотрудничестве с ОГПУ во времена репрессий. Этот факт в значительной мере подтверждается в автобиографической книге Алексея Арцыбушева «Милосердия двери»;
  • дочь Елизавета, в замужестве Чернышёва (1905—1985) — автор мемуаров.
  • сын Сергей (1907—1913).

В конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и вскоре умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.

Фото Веры Мамонтовой и портреты с ней.

Фотография 1888 года

Александр и Вера Самарины

Вера Самарина в поездке на пароходе по Волге.

Девушка с кленовой веткой

(портрет Веры Мамонтовой),

(портрет Веры Мамонтовой),

Оригинал взят у sergei_1956 в История картины и человека на ней

Ссылка на основную публикацию