27 платьев для девочек Викторианской эпохи

27 платьев для девочек Викторианской эпохи

10 октября в Риге, в музее Декоративного искусства и дизайна завершилась выставка “Мода Викторианской эпохи“, костюмы 1830-1900-х годов из коллекции историка моды и коллекционера Александра Васильева.

50 манекенов, более 200 аксессуаров в 36 витринах, фоном для которых служили увеличенные винтажные фотокопии, акварели и картины. Сумма страховки экспонатов > 500 миллионов евро (. ).

На открытии выставки присутствовал Президент Латвии, а за всё время работы (15 августа -10 октября 2009) выставку посетило 25 тысяч посетителей. Абсолютный рекорд. В некоторые дни на выставке было столько народищу, сколько ни одна рижская выставка не видела много лет. Я была за неделю до закрытия, отстояла очередь в кассу и проталкивалась между винтажными экспонатами среди русской-латышской-испанской-немецкой речи. Снято за 10 минут до закрытия, народ и не думает убегать, задумчиво вглядываясь в роскошные наряды –

Место проведения выставки – Декоративно-прикладной художественный музей в Вецриге

Ну, начинаем осмотр.

Домашние платья середины 19 века.

Крайнее справа – платье из муара (талия 58 см), Англия, 1840-е г.

Как они, бедные, дома расслаблялись в таких платьях?

Дамские аксуссуары в стиле сентиментализма: шляпа капор, прогулочные туфли Аделаида 32 размера, флакон для нюхательной соли, гребень из черепахи, браслет, кошелёк, вышитый металлическим бисером, альбом для стихов (1849), Англия, Германия, Франция 1840-е годы.

Две моды, два мира.

Нарядное платье из кашмира с набивным цветочным рисунком (для печати использовано более 30 цветов), ткань из Франции, шито в России.

Летнее платье из батиста в полоску на кринолине. Шаль ручной работы, Брюссельские кружева, Франция, 1860 год

Женские аксессуары эпохи анилиновых красителей: вышитый зонтик, шляпа, 3 кошелька, заколка для прически, браслет. Англия, Франция 1860-е.

Дамский портрет на заднем фоне крупнее. Хороша, слов нет!

Платье из шерсти в полоску цвета кармин (Италия), дорожный саквояж, вышитый крестиком (Франция), 1860-е г.

Болеро из панбархата, вышивка бисером и стеклярусом в стиле “Гарибальди”. Италия, 1860-е г.

Фото на долгую память

Мужские аксессуары: турецкие домашние туфли, вышитая феска, подтяжки, дамский медальон с силуэтом мужа, оловяная табакерка. Европа 1850-70-е г.

Дорожные и прогулочные платья и платья для визитов.

Визитное платье с рукавами жиго и вышитой аппликацией, Дом моды Miss Lever, Англия, 1892

Бальное платье цета экрю с цветочным рисунком в стиле модерн с аппликацией из розового муслина и шелковых цветов. Дом моды Worth, Париж. Из гардероба княгини Строгановой, урожденной Браницкой. Франция, 1900.

Вид на шлейф сзади. Просто невероятная роскошь.

Бальные аксессуары: веер из перламутра и шёлка, бордюр из Брюссельского кружева, лайковая перчатка. Франция, 1890-е годы. Обратите внимение, какие невероятно длинные пальцы у перчатки!

Меня больше всего зацепили шлейфы

Есть над чем задуматься, глядя на такое.

Бальное платье из атласа дюшес цвета слоновой кости с рукавами “баллон”, Дом моды Carney, Женева, 1894. Тюлевый шарф машинной вышивки тамбурным швом и с аппликациями, Россия, 1890-е г.

Летнее прогулочное платье из репса и кружева машинной работы. Франция, 1886

Будущий историк моды?

Корсаж бального платья из фиолетового панбархата, Дом моды Worth, Париж, 1887

Девичий корсет, хлопчатобумажная ткань на костях (!), кружева ручной работы. Талия 56 см. Франция, 1880-е годы.

Принадлжености женского туалета: 5 коробочек с пудрами, флакн духов и мыло, туфли, 2 пряжки. Европа 1890-е г.

Как это всё можно было сохранить в таком почти первозданном виде, с учётом всех катаклизмов 20 века.

Бальное платье цвета экрю с треном, отделано кружевом Блонды, Франция и накидка sortie de bal, атлас броше с отделкой из бараньей шерсти, муфта из горностая, Россия, 1880-е г.

Автор – Herminia Martinez “Красавица из Вальпарайсо”, школа Чили, 1855. Тонированная бумага, карандаш, мел.

Из интервью с Александром Васильевым 14.10.2009:

Балтийский Курс: Довольные ли вы итогами рижской выставки?

А. В.: Это гениально! Выставку в Риге за неполные два месяца посетило более 25 тысяч человек. Несомненный рекорд! Для сравнения, похожую выставку в Стамбуле посмотрело за четыре месяца 30 тысяч. Посчитайте сами, билет на выставку в Риге стоил 3 лата, помножьте на количество посетителей, получится примерно 75 тыс. латов. И это в эпоху кризиса!

БК: Что впереди, куда отправится коллекция из Латвии?

А.В.: Из Риги Викторианская экспозиция отправляется в Вильнюс, где с 21 ноября до конца января ее можно будет посмотреть в Музее западного искусства во дворце Радзивиллов.

Что случилось с одеждой и интерьерами при королеве Виктории

Период правления королевы Виктории называют «Золотым веком» британской истории: викторианская эпоха отмечена не только необычайным развитием промышленности — одной из самых могущественных правительниц Европы мир обязан появлением на свет популярного викторианского стиля, которым и сейчас вдохновляются дизайнеры одежды и интерьеров. Это целая совокупность модных трендов конца XIX века.

Дело в том, что до недавнего времени Виктория держала рекорд по количеству лет на престоле — 63 года, но в 2015 году ее праправнучка Елизавета II уже пересекла установленную черту.

Несмотря на идеалы женственности и невинности среди женщин, привитые им с детства пуританским воспитанием, мода периода начала правления Виктории была нацелена на создание не слишком естественного образа. Модницы той эпохи носили плотные корсеты, гигантские юбки-обручи и турнюры, если позволяли финансовые возможности. Последние представляли собой подкладки, которые должны были делать фигуру более пышной, и, в соответствии с канонами красоты, привлекательной.

В 30-е годы XIX века представительницы высшего сословия носили под платьями кринолины — жесткая конструкция из множества слоев означала, что ее было невозможно надеть без посторонней помощи. На торжественный прием или бал аристократок зачастую собирало несколько горничных, но днем они, как правило, носили более простые и комфортные конструкции.

В 1836 году Великобритания ушла от очевидного романтизма в одежде, отказавшись от широких рукавов «гиго» или, как их называли, «бараньих окороков».

Им на смену пришли корсеты, которые были призваны подчеркнуть линию талии, также как и драпировка ткани на юбке, создававшая дополнительный объем. Однако в столь неудобную одежду одевались только богатые женщины — предполагалось, что они будут воздерживаться от физической активности, при которой мог бы помешать корсет.

Фасоны менялись в связи с постепенной эмансипацией женщин, которой, кстати говоря, противилась сама королева — о том, что независимость женщин она считала противоестественной, общественность узнала из личных писем уже после ее смерти.

Больше влияние на модные оказало увеличение рабочих мест для женщин, но в свете индустриальной революции произошли куда более значительные изменения. До развития швейного производства практически вся одежда создавалась вручную, а услуги портных и швей могли стоить дорого, в особенности для представителей среднего класса. Золотой век закончился в 1901 году, а в 1907-м практически вся одежда британцев была сшита при помощи машин.

Фабрики разработали единую систему размеров, поэтому большинству женщин больше не приходилось подшивать готовую одежду по своим меркам. На предприятиях стало возможно шить то, что раньше считалось прерогативой богачей, за довольно низкую цену.

Таким образом в массовое производства поступили кружева, которые раньше плели специально обученные мастера, поэтому даже те, кто работал на заводе, могли позволить себе одежду с вышивкой и стандартными кружевами.

За всю викторианскую эпоху наименьшие изменения произошли с мужским костюмом, потому что тогда модификацией классического костюма-тройки заниматься было некому. Жилетки зачастую были с ярким рисунком, а обеспеченные мужчины могли позволить себе больше видов одежды в зависимости от вида деятельности — охоты, похода в театр или трудовых будней.

Мальчики до пяти лет носили платья, а по достижении школьного возраста «переодевались» в короткие брюки и пиджаки с кепками, но когда они подрастали, их одевали как взрослых в миниатюре. Девочки носили платья с передниками, но их черед носить турнюры наступал только тогда, когда они входили в брачный возраст. Впоследствии британцам полюбилась простота, и платья девушек и женщин стали — во всех смыслах слова — легче.

Развитие промышленности привело не только к тому, что носить кружево смогли себе позволить даже фабричные работницы.

У людей появилась возможность украшать интерьеры благодаря появлению фабричного декора — в частности, текстиля. Поэтому викторианский стиль в интерьере сегодня кажется кошмаром любителям минимализма: в викторианскую эпоху отказываться от украшения дома считалось проявлением дурного вкуса.

В интерьерах даже небогатых домов появились только обои, массовое производство которых в Великобритании началось в 1840-е годы. Их клеили от плинтуса либо на половину стены — до молдинга, — либо во всю стену, до потолочного плинтуса: дома украшали изображения цветов, птиц и даже животных. Полы выкладывалась паркетом или полированной доской и тоже украшались — на сей раз коврами.

Цветовая палитра в интерьерах была мягкой, неброской — в викторианскую эпоху старались избегать ярких оттенков в интерьере. Нежно-розовый, бежевый, лавандовый, серый, серо-зеленый оттенок листа шалфея призваны были утешать и успокаивать мятущуюся душу викторианского человека с его скрытыми страстями и бешеным ритмом жизни.

В эпоху промышленной революции важное значение в интерьере приобрел текстиль. И, как и обои — непременно с узором: цветами украшали шелковые и бархатные портьеры, диванные подушки, ковры. Комнаты пестрели самыми разнообразными орнаментами и сочетать их в одном интерьере проявлением дурного вкуса не считалось: чем их больше, тем лучше.

Современный человек счел бы викторианский интерьер перегруженным: каждое свободное место заполнялось фарфоровыми фигурками, настольными лампами, картинами cс сентиментальными изображениями котят или щеночков, фотографиями в рамках, вазами с цветами, зеркалами. А еще — мягкой мебелью в виде пуфиков, кресел и оттоманок. Она, разумеется, богато украшалась — распространено было резное дерево.

Пресыщенность выражалась и в архитектурных элементах — эркерах, арках, лепнине: во всем сквозило материальное благополучие, которое обрели британцы при королеве Виктории. Впереди их ждало крушение империи, войны, экономические кризисы и бесконечный Brexit, однако при Виктории они еще об этом не знали — и спокойно пили выращенный в своих колониях чай из фарфоровых чашек.

27 платьев для девочек Викторианской эпохи

Для любой девочки-подростка ее комната — это замок, недоступное для посторонних место, где можно хранить секреты даже от зоркого взгляда мамы (хотя зачастую это удается с трудом). Розовый и серо-перламутровый цвета комнаты не нарушают мягкой цветовой гаммы других помещений в доме.

Мансарда

Мансарда нашего строения состоит из трех комнат, две из которых в доме самые маленькие. На высоте мансарды, на уровне маленьких комнат, пристроена терраса, где так приятно стоять и смотреть вдаль, любуясь пейзажем. Но хозяйка рассудила, что там можно прекрасно отдохнуть, поэтому обставила ее современной красивой мебелью из дерева, окрашенной в белый цвет и покрытой лаком. Дополняют обстановку балконные растения в керамических вазонах и — какая неожиданность! — барбекю. Интерьер выходящих на террасу комнат при этом выдержан в том же изысканном стиле, что и нижние помещения дома.

Читайте также:  Лучшие платья знаменитостей – 31 фото

Небольшие предметы, дополняют обстановку, представляют немалый интерес, в особенности крошечное барбекю, которое в точности воспроизводит одну из самых функциональных моделей, предназначенных лая приготовления пищи на открытом воздухе.

Укромный девичий уголок

Для любой девочки-подростка ее комната — это замок, недоступное для посторонних место, где можно хранить секреты даже от зоркого взгляда мамы (хотя зачастую это удается с трудом). Розовый и серо-перламутровый цвета комнаты не нарушают мягкой цветовой гаммы других помещений в доме. Здесь находятся только необходимые предметы мебели, лишенные орнаментальной отделки в стиле барокко. Лестница в глубине комнаты вносит легкий диссонанс в строгие вертикальные линии обоев, призванных подчеркнуть простоту обстановки, и завершает композицию, созданную специально для ее молоденькой обитательницы.

На закате Викторианской эпохи в дизайне мебели и соответственно, интерьеров стала преобладать строгая простота линий. Один из примеров — обои в девичьих «покоях» с розовыми и серыми вертикальными полосами.

Для обстановки этой комнаты подобрана белая .мебель. на которую нанесен рисунок в виде гирлянд. Шкаф увенчан вверху словно изогнутой высокой накладной планкой, на филенках двойной дверцы изображены цветочные венки в стиле немецкого барокко, изогнутые ножки- придают ему легкость и изящество.

С потолка свисает трех-рожковая люстра с плафонами в форме цветков тюльпана. Люстра крепится на цепочке. Изогнутые рожки книзу расходятся. Плафоны стеклянные, нежно-опаловою цвета, что полностью отвечает требованиям молы конца XIX века. Люстра наполняет спальню теплым розоватым светом, как и подобает помещению, предназначенному для юной особы.

Как и многие девочки, едва оставившие за плечами детские годы, наша обитательница еще хранит в своей комнате любимую куклу. В зависимости от материальных возможностей семьи девочки играли в дорогие фарфоровые более скромные тряпичные куклы. Первые сведения о Европе восходят к эпохе Римской империи — более пятнадцати веков тому назад в них играет дети; некоторые из их игрушек были по-настоящему прекрасны — их мрамора и янтаря.

Стул, покрытый белой краской и лаком, является изящным образцам мебе;1и того времени. Особое очарование ему придает цветочная гирлянда. изображенная на резной спинке в виде лилии. Шелковистая обивка сиденья мягкого серого цвета удачно гармонирует с тоном стен.

Девочка одета в платье, типичное для конца Викторианской эпохи: юбка, приоткрывающая щиколотки, широкий пояс и кружевной воротник. На ногах — высокие сапожки. Прическа тоже в духе времени: убранные назад и перехваченные на затылке волосы, на плечах — россыпи золотистых локонов.

Оригинальная планировка

Площадь мансарды в этом доме распределена таким образом, что, с одной стороны, получается комната, в которой дедушка и бабушка могут заниматься своими делами, а с другой, помещение, которое может сойти за кладовую, где хранится старая утварь: потрепанные кресла, ветхий туалетный столик. Но нашлось применение и столику — эта комната предназначена д ля шитья и глажения белья и одежды. Для традиционных кукольных домиков такая планировка нетипична, но не менее забавна и оригинальна.

Такой рабочий столик. Напоминающий обычный табурет, прост и удобен. его легко пристроить в углу любого помещения. На столике стоит простая деревянная коробка для рукоделия. а ней основные инструменты для шитья и тесьма.

Кресло-качалку изобрели в Соединенных Штатах, там его называют госкс1-сНа1г. Благодаря удобству и привлекательному дизайну в XIX веке кресло-качалки получили огромную популярность и в Европе. Представленная модель выполнена в деревенском стиле без излишней отделки, что с лихвой компенсируют позолоченные резные планки на спинке с изящным, но скромным цветочным орнаментом.

В конце XIX века для глажения белья пользовались таким угольным утюгом, просверленные с обеих сторон утюга.

Миниатюрные декоративные предметы вносят разнообразие в цветовую гамму любого помещения. Они служат последним штрихом в меблировке комнаты и создают особую атмосферу. Радует мая композиция из трех книг на подставке с двумя ярко-красными яблоками, поставленная на крышку рояля исключительно из эстетических соображений.

За этим чудесным столикам с инкрустированной шахматной доской и испещренными ножками дедушка и бабушка играют в шахматы. В более строгой манере выполнен ящик для шахматных фигур с граненым выступом по кромке. Гарнитур из такого столика и двух стульев с голубой обивкой в цветочек самый нарядный в меблировке дома.

Изысканные коклюшные кружева, получившие свое наименование от коклюшек

деревянных палочек для метения кружев, особой популярностью у дам Викторианской эпохи. Считается, что кружева завеяли в Европу с Востока в далекие времена, однако впервые они упоминаются в опубликованных выкройках.

Мебель

Один из самых интересных аспектов викторианских кукольных домиков — удивительное разнообразие, предстающее глазам зрителя. Это воссоздает дух декоративно-прикладного искусства той эпохи, общей тенденцией которого являлась эклектика. В этом домике доминирует стилистическое единство всех помещений, которое можно расценивать как одно из его достоинств.

В мебельном дизайне насчитывается немного предметов. предназначенных исключительно для женщин, и туалетный столик в их числе. В действительности, он появился вместо уже известного предмета мебели — подзеркальника, столика под стенным зеркалом. Столик. на который зеркало попросту поставили в туалетный. Зеркало, как центральный элемент, было ровным или со створками.

Комоды, представляющие собой не что иное, как вертикально расположенных ящиков, появились в европейских домах в XVI веке и с тех пор нисколько не изменились, если не принимать во внимание бесчисленные вариации в декоративной отделке. В этой модели столешница комода защищена от трения о стену планкой, выполненной из тою же белою дерева, что и комод.

В кукольных домах чаще всего встречаются кровати под балдахином. Такие кровати появились в эпоху Возрождения, а в XVIII и XIX веках в их декоре добавились покрытого из разнообразных тканей, кружев и тюля. Эстетические пристрастия конца XIX — начала XX веков привнесет шелковистые ткани с набивкой в мелкий цветочек, придающие свежесть и очарование интерьеру спальни.

Это кресло с гнутыми ножками, хотя и напоминает французское кресло-бержер, было изготовлено в Англии в стиле Георга II. Такая модель предназначалась, в первую очередь, для меблировки гостиных, библиотек и приемных. Обивка поражает своими красками — камчатная ткань в двух тонах золотого циста с легким французским оттенком.

После того как в продаже появились швейные машины. производители игрушек не замедлили ввести их миниатюрную модель кукольных домиков, при этом были старательно воспроизведены все детали.

Птичья метка безукоризненного исполнения может украсить любой уголок миниатюрного домика. В Викторианскую эпоху такой предмет обстановки был почти обязательным атрибутом, поэтому в семьях XIX века прочно укоренилось увлечение пернатыми.

Секретер в деревенском стиле — очень удобный предмет .мебели. Столик-бюро с огромным количеством выдвижных ящичков и полукруглой складной крышкой в начале XVIII века, но особую популярность он обрел в XIX веке. Его дизайн с тех пор почти не изменился.

Сестра милосердия

В Викторианскую эпоху у девушки из низших слоев общества, вынужденной работать, чтобы жить, не было особых возможностей в выборе занятий, поскольку работающая женщина заслуживала общественного порицания. Тем не менее профессия сестры милосердия считалась почти героической — она лучше всего вписывалась в представления простого народа о самоотверженности и любви к ближним.

Чепчик

Чепчик, закрывающий волосы, стал обязательным предметом форменной одежды сестры милосердия соображений и для соблюдения требований к внешнему виду.

Такие чепчики оказались точной копией головных уборов гувернанток и нянь.

Эмблема

С тех пор, как была основана одноименная организация, красный крест стал опознавательным знаком медицинских работников во всем западном мире.

Форма

Как правило. медсестрам полагалось специальное обмундирование, и оно не всегда было белым: зимой они носили повседневную одежду из темно-синего или коричневого сукна. Однако белый всегда символизировав чистоту и стал цветом форменной одежды медсестер в госпиталях и больницах.

В XIX веке считалось, что богатые дамы были обязаны участвовать в благотворительных акциях. В помощи нуждались очень многие: крестьяне, пришедшие в город в поисках заработка, ютились в бедных предместьях, их численность росла с каждым годом, нищета стала обычным явлением. Чтобы помочь неимущим, дамы из аристократических и буржуазных кругов создавали благотворительные общества. Их примеру последовали женщины н девушки среднего класса. А многие неимущие девушки, став медсестрами, смогли оказывать помощь обездоленным н одновременно зарабатывать на жизнь. ‘Такая работа в обществе поощрялась, как соответствующая естественному предназначению женщины.

Во время многочисленных воин второй половины XIX века женщины обучались навыкам медсестры, работая в военных госпиталях. В 1854 году, в ходе Крымской войны, Флоренс Найтннгейл. женщина из аристократической семьи, впервые организовала службу медсестер. Она отказалась от брака и благополучной обеспеченной жизни, чтобы посвятить себя сестринскому делу. Когда началась война. Флоренс обратила внимание на высокую смертность раненых в нолевых госпиталях, так как помещения находились в крайне удручающем состоянии, ощущалась постоянная нехватка средств и профессионально подготовленного персонала.

Она разработала собственный метод ухода за больными, основанный на принципах санитарии н внимательном отношении ко всем жалобам больных. После окончания войны Флоренс организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. которая и была открыта п госпитале Сент-Томас в Лондоне в 1860 году.

Молодые женщины тли работать сиделками в приюты для заболевших бедняков и в так называемые «работные дома», куда приходили одинокие матери, бродяги, старики, неимущие вдовы. В детских приютах они ухаживали за детьми, покинутыми родителями, и сиротами.

На этом плакате с рекламой дезинфицирующего средства представлена медсестра в классической форменной одежде Великобритании конца XIX века. На ней синее платье н безукоризненно белый передник, поверх засученных рукавов надеты белоснежные нарукавники. На левой руке – повязка с красным крестом, который явственно указывает на се профессиональную принадлежность. Девушка, казалось бы, занята обычным делом — мытьем и дезинфекцией рук. Помимо яркого примера типичной экипировки медсестер, плакат запечатлел один ни важнейших моментов в истории медицины: п 1867 году крупнейший английский хирург н ученый Джозеф Листер выдвинул идею о необходимости применять антисептические средства не только при обработке ран, но и для дезинфекции рук медицинского персонала и хирургических инструментов. В то время смертность вследствие заражения была очень высокой, а до открытия антибиотиков езде оставались долгие годы. Благодаря Листеру число летальных исходов резко сократилось, и была спасена жизнь тысяч больных и раненых, нуждающихся в хирургическом вмешательстве. Методы асептики позволили сократить смертность н в другой области — в послеродовой период рожениц. В те времена почти 40 процентов рожениц умирали от родильной горячки либо от инфекционных осложнений из-за отсутствия гигиены.

Читайте также:  Платья Тайры Бэнкс

На этом рисунке прсястав.1ена сцена из жизни андийского военного госпиталя: я центре, среди бальных и раненых — Флоренс Найтингейл, или «дама с лампой», как ее звали пациенты, потому что по ночам она с лампой в руках, сдоено добрый светлый ангел, обходила палаты с больными.

Любопытные факты

Создатели домиков в миниатюре предпочитали обставлять кукольные спальни индивидуальными кроватями, которые стояли отдельно или рядом, как в этой комнате, где воссоздана обстановка первой декады XX века. Это довольно странно, ведь известно, что в Викторианскую эпоху у супругов были отдельные спальни. Правда, в спальне жены кровать была большой и находилась на возвышении.

Такие ночные столики с мраморной столешницей, уста-ношенной на корпус, опирающийся на ножки-балясины, выше обычных имеется выдвижном ящик, что делает его достаточно функциональным.

В конце XIX — начале XX века во многих европейских ломах ванная комната отсутствовала, но туалет был. По замыслу дизайнера» данной спальни тикая сантехника установлена в специальной кабинке. В некоторых случаях туалеты отделывали роскошными изразцами, особенно в Великобритании, где ватерклозет и был изобретен.

Кружевной коврик будто специально соткан под детскую коляску, которая представляет собой настоящее произведение искусства из металла» покрытого эмалью. У коляски большие колеса, придающие ей устойчивость. Навес сделан на водонепроницаемого материала; возможно, он покрыт воском, как на многих моделях начала XX века.

В комнате на стене висит большая католическая икона Иисуса Христа, исполненная н очень выразительной манере. Образ в сияющем ореоле, воскрешающий средневековый стиль религиозной живописи. вставлен в прекрасную овальную позолоченную рамку из металла с тонкой изящной резьбой в виде еловых шишек. Наличие иконы показывает, как производители кукольных домиков относились к верованиям своих потенциальных покупателей.

Новорожденный ребенок в овальной колыбельке пол балдахином, роскошно украшенной тонким батистом и гипюром с кружевной оторочкой Балдахины и накидки над люльками в виде шатра появились давно, примерно в XV веке.

В первую очередь ими пользовались, чтобы уберечь младенца от шума и света и не нарушить его сон. Такие колыбельки популярны по сей день.

Гувернантки, или няни, — это в полном смысле слова явление Викторианской эпохи.

Их услугами пользовались во всех семьях, занимавших определенное социальное положение. Одежда на кукле с точностью воспроизводит типичный наряд няни тот времени. Эти женщины брали на себя уход за всеми детьми в доме и, зачастую, воспитывали малышей своих выросших воспитанников, оставаясь в одной и той же семье до пенсионного возраста.

Такая тумбочка больше походит на подзеркальник в столовой, чем на классический умывальник в викторианском даме. У него двойные дверцы, а внутри, наверняка, расположены две полочки. Сверху установлена столешница из белого мрамора с серыми прожилками.

Из того же мрамора изготовлена изогнутая задняя стенка в виде гребня, предназначенная для того, чтобы не забрызгать стену.

Детская мода 19 века – уменьшенные копии своих родителей

Веками маленьких девочек одевали как уменьшенные копии их матерей. Такой стиль детской одежды в точности, до мельчайших деталей повторяющий наряд взрослых был в ходу до начала 18-го века. Картины того времени часто изображают детей в искусно сделанной шелковой одежде, в платьях с корсетами, каркасными юбками и множеством нижних юбок.

Шелк был очень важен и ценился на рынке тканей. Он использовался богатыми людьми для обозначения своего достатка через одежду. Бедные люди, и взрослые, и дети носили практичную льняную, хлопковую, шерстяную или кожаную одежду Женская кожаная одежда – модная и универсальная , руководствуясь лишь соображениями удобства.

Шелковые ткани

В конце 17-го века текстильная индустрия начала производить более дешевый шелк в Англии, в районе Лондона под названием Спитлфилдз. Это произошло вследствие гонений, которым подверглись во Франции гугеноты. Так дизайнеры и ткачи бежали в Британию. Они привезли с собой в восточную часть Лондона секреты производства первоклассного шелка. Эти беженцы могли производить изощренные дизайны шелка, которые до этого можно было приобрести только на континенте.

Поэтому обеспеченные дети были одеты очень нарядно, как и изображено на многих картинах.

Дети бедняков были облачены в лохмотья или в одежду из грубой шерстяной или хлопковой ткани или таких смесей как, например, фланель.

Меньше формальности в детской одежде в 18-м веке

В течение 18-го века костюмы мальчиков и девочек становились менее формальными и сковывающими, приходило новое время, открывая путь к более удобной практичной детской одежде, в которой дети могли двигаться. С началом индустриальной революции и появлением относительно дешевых хлопчатобумажных тканей дети стали носить более легкую, мягкую, удобную в стирке одежду.

Фартуки

Девочки эпохи Регентов, Викторианской эпохи и эпохи Эдуардов носили сарафаны, сорочки и блузки, чтобы покрыть платье и сохранить его в чистоте. Количество украшений на накидках, фартуках и сарафанах зависело от случая. Праздничные фартуки были сделаны из красивого кружева и сильно украшены узорами и вышивками.

Одежда девочек раннего 19-го века

В 19-м веке в одежде для детей преобладали спокойные линии, такие же тенденции наблюдались и во взрослой моде этого времени.

В 19-м веке детская мода всё еще копировала взрослую, но в ней уже не было той громоздкости прошлых веков. В середине Викторианской эпохи детская одежда начала появляться в журналах мод и на цветных иллюстрациях самых модных образцов сезона.

Одной из распространенных в 19-м веке модных вещей были панталетты – длинные дамские панталоны с оборками.

Типичные для раннего 19-го века ткани и модные детали

Девочки в раннем 19-м веке носили платья из муслина, швейцарские ткани в горошек, белую перкаль, батист и нанка – крашенный желтоватый материал из Китая. Покрой платья соответствовал моде тех дней. Простые легкие муслиновые фасоны платьев с высоким корсажным швом в ранние годы 19-го века носились с нижними юбками. Платья были стянуты при помощи ленты или пояса прямо под грудью.

Эти платья на картине под названием «Сестры» – очень типичный пример муслиновых и нанковых платьев раннего 19-го века.

Детская мода после 1825 года

К 1825 году элементы женской моды начали переходить и в детские наряды, и девочки снова начали выглядеть как маленькие копии своих мам.

Модная отделка платьев как отражение романтического периода пришла и в детскую моду. Щедрые, обильные украшения в форме гофрированных сборок, оборок, меховых шнурков и деталей располагались от линии талии и в точности повторяли наряды взрослых. Богато украшенные шляпы и капоры завешали картину. Рукава гигот платьев взрослых дам были полностью скопированы в детскую моду.

Длина юбки

В 18-м веке все молодые девушки носили платья до пола. В начале века юбки начали укорачиваться. Семнадцатилетние и восемнадцатилетние девушки считались уже молодыми леди и носили юбки такой же длинные, как и взрослые женщины. Шестнадцатилетние девочки носили юбки длинной до лодыжки, четырнадцатилетние – до икры, а двенадцатилетние – чуть ниже колен.

Даже самые младшие из детей не избегали участи ношения кринолина (старинная широкая юбка с вшитыми в неё обручами из китового уса).

В 40-х годах 19-го века был просто «кринолиновый бум». Платья были сделаны из тугих стянутых нижних юбок и юбок из конского волоса, которые наслаивались друг на друга. Уже позже сетка из обручей кринолина, уменьшенная копия кринолина взрослых, освободила подростков и сделала их одежду намного легче.

Изображения с картинки – модные образцы одежды тысяча восемьсот шестьдесят третьего года

Все девушки должны были носить длинные панталоны под их юбками, так, чтобы другие люди нечаянным беглым взглядом могли заметить маленькие белые тесемки под кромкой платья – эта деталь считалась проявлением скромности и благопристойности.

Легкий бриз или порыв ветра мог легко поднять кринолин, обнажив женские ноги, полностью покрытые тонким бельем. Даже те, кто не строго следовал этой моде, скрывали свои ноги при помощи простых тонких белых или хлопковых трубчатых штанов, украшенных оборками и называвшихся панталеттами.

Видимость таких предметов гардероба стала модной. К другим предметам нижнего белья Модное нижнее белье: от ретро до фэнтези , которые носились так, чтобы быть заметными можно отнести панталоны регулируемой длины, обычно стянутые у ног для удобства стирки.

Стили полонез

Кринолин покидал полки взрослых дам, тоже происходило и с детской модой. Когда модный бум случился во взрослой моде, девочки носили платья с длинной талией и юбками со складками.

Такая мода продолжалась в течение тридцати лет с различными изменениями и вариациями. Эта картинка с изображением модного образца одежды 1881. Она показывает, как наряды девочек копировали похожие стили 80-х годов 19-го века. С течением времени этот стиль изменялся – верхняя часть наряда стала сопровождаться курткой, создающей ощущение более глубокой посадки пояса на талии. Это предвещало появление блузок S-формы с карманами Эдвардианских женщин.

К тому времени девушки уже иногда носили более мягкие и менее ограничивающие шелковые или хлопчатобумажные платья, более легкая версия. Несмотря на то, что существовало сильное сходство между женскими платьем и платьем для девочек, по сегодняшним стандартам, они также становились более легкими и менее громоздкими.

Стиль викторианской эпохи: романтика женственности и благородства

Ее начало можно считать еще и временем рождения истинной английской леди – той, которой стремятся подражать почти все женщины в мире.

Скромность и приличие

Несмотря на высокое происхождение, будущая королева Виктория в детстве была лишена традиционной для монарших фамилий роскоши. Ее отец неожиданно ушел из жизни, когда наследнице престола не исполнилось и года, не оставив после себя ничего, кроме долгов.

Семья долгие годы жила в режиме жесткой экономии, а в гардеробе будущей правительницы одной из величайших империй мира было всего одно платье. Новое шилось лишь тогда, когда девочка вырастала из прежнего. Но никакие, даже самые стесненные, обстоятельства не отменяли главного постулата высшего общества: безупречности во внешности и манерах.

Виктория навсегда усвоила полученные в детстве уроки. И считала женщин, часто меняющих наряды и украшения, легкомысленными транжирами. Конечно, взойдя на престол, она облачалась в роскошные туалеты и блистала в ослепительных фамильных драгоценностях британской королевской семьи, но это была лишь дань престижу.

Сдержанность в одежде вовсе не означала плохого качества или неудачного фасона. Ведь именно британцам принадлежит знаменитая фраза: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи».

Читайте также:  История моды и костюм в период романтизма

К тому же, никто и ничто не в силах отменить молодость, любовь и романтику – а именно этими чувствами была пропитана так называемая ранневикторианская эпоха – начало правления королевы, которой суждено было править Великобританией дольше всех своих предшественников и последователей.

Очарование женской слабости

Итак, принявшая бразды правления Британией Виктория молода, влюблена в своего молодого супруга и безмерно счастлива. И подданные не могут не почувствовать этого. Страна устремлена в будущее и полна мечтаний и надежд. Естественно, что мода того времени ориентирована на романтику и юность.

Дамские туалеты становятся подчеркнуто женственными. В моду входит силуэт «песочные часы». Пышные, сложные рукава, тонкая, «осиная» талия и огромная, длинная юбка, напоминающая колокол. Столь замысловатую конструкцию даже сложно было назвать платьем. Еще труднее было обеспечить надлежащий уход за таким туалетом. Да и двигаться в нем было весьма затруднительно. Не говоря уж о том, что такой фасон красил далеко не каждую женщину. Но дамы вместе с умельцами-портными нашли выход из положения. Жизнь платью (которое, учитывая сложность исполнения, недешево стоило) продлевало хорошее качество ткани и сдержанные (читай: немаркие) цвета. А чтобы образ не получился удручающе тусклым, модницы освежали его белоснежными воротничками и манжетами, умело дополняя украшениями.

Чтобы фасон зрительно не делал невысокую женщину еще ниже, в моду вошли высокие прически, а за тонкость талии отвечал изобретенный в скором времени корсет.

Пышная и длинная юбка не позволяла и думать о «летящей» походке – в ней можно было делать лишь мелкие, изящные шажки. Но и эта сложность обернулась на пользу женщинам – очаровательная беспомощность в движениях и манерах буквально сводила с ума мужчин, главной добродетелью и обязанностью которых в то время было опекать и окружать максимальной заботой своих хрупких и беспомощных жен. На их же плечи ложилась и оплата гардероба супруги.

Кстати, мужская мода за время правления Виктории претерпела минимальные изменения, оставаясь верной строгости фасонов вкупе с максимальным удобством – ведь мужчина вел гораздо более активную жизнь, чем его прекрасная и хрупкая половина. Единственным испытанием, «роднившим» некоторое время леди и джентльменов, был корсет – согласно светским приличиям, мужчина должен был выглядеть атлетически сложенным и подтянутым, поэтому данную от природы и не всегда совершенную фигуру также приходилось корректировать. Весьма способствовал элегантности образа и изобретенный несколько позднее (во времена расцвета викторианской эпохи) смокинг.

Глоток свободы

Во время расцвета викторианской эпохи Великобритания вместе со всей Европой делала семимильные шаги по пути технического прогресса. И мода тоже понемногу становилась индустрией. Деревенские ткачи, обувщики и портные-одиночки еще были востребованы, более того – их искусство высоко ценилось и считалось чуть ли не элитарным, однако одежду, обувь и аксессуары уже полным ходом производили на фабриках. Их продукция была качественной, выглядела вполне достойно и при этом стоила гораздо ниже, чем вещи ручной работы. Позволить себе модные обновы могли уже многие.

Неизбежное следствие прогресса – эмансипация – уже наступало на Европу, и даже консервативные британки не могли не поддаться ее веяниям.

Конечно, выйти из дома без перчаток еще и полвека спустя будет равносильно появлению на улице голой, но в моду уже прочно вошли декольте, обнажающие плечи. Для британцев, которые испокон веков считали верхом неприличия даже обнажение чувств, не говоря уж о теле, такое модное веяние было весьма дерзким шагом.

Гордую осанку аристократок подчеркивали высокие воротники, а весьма глубокий вырез на груди был великолепным фоном для роскошных колье.

Стремление к особой утонченности и изяществу заставило служителей моды затянуть женщину в еще более узкий и высокий корсет, который начинался под грудью и заканчивался на середине бедра. А устраненную таким образом естественную пышность бедер компенсировали за счет модной детали – турнюра, который украшали лентами и бахромой.
С точки зрения современного человека – по меньшей мере, нелогично сначала убирать естественную пышность форм, чтобы потом компенсировать ее искусственным образом, используя различные уловки. Однако историки моды утверждают, что таким образом в моде викторианской эпохи достигалась гармония между женской хрупкостью и неприступной гордостью – пышный фасон помогал леди держать допустимую приличиями дистанцию.

Выставлять напоказ богатство и успех по-прежнему считалось дурным тоном. Так же как и использовать декоративную косметику – ее в те времена наносили на лицо только падшие женщины. А вот использовать в наряде множество деталей и аксессуаров – таких как перья в прическе, роскошная шелковая шаль, декоративные цветы – считалось милым и вполне простительным признаком кокетства.

Красота по-викториански

Викторианская эпоха предлагала дамам идти на поистине экстремальные и пугающие меры ради поддержания молодости и прелести.

Женщина викторианской эпохи должна была оставаться где-то посередине во всем: ей надлежало обладать фигурой не плоской, но и не слишком пышной; не хмуриться и не хандрить, но и не смеяться слишком громко и не улыбаться во все 32 зуба; поддерживать умеренно-бледный цвет лица, но ни в коем случае не заливаться здоровым румянцем и не перебарщивать с белилами. На какие только жертвы ни шли викторианские дамы ради поддержания красоты.

Идеал викторианской красоты можно видеть на картинах прерафаэлитов: бледная кожа, длинные густые волосы, изящество форм и линий. Но, увы, не всем суждено было уродиться утонченными музами. Настоящая красавица, по мнению викторианцев, должна была обладать определенными параметрами.

Бледная кожа — идеал красоты

Леди, желавшая прослыть красоткой, стремилась всеми доступными средствами выглядеть, примерно как больная чахоткой: бледная кожа с невидимыми порами, еле-еле заметный румянец, огромные глаза на фоне слегка впалых щек. С любыми «несовершенствами» вроде веснушек или мелких прыщиков надлежало бороться беспощадно — лимонным соком или более тяжелой артиллерией — карболовой кислотой.

Чтобы добиться ровного цвета лица и при этом сделать кожу бархатистой, а поры крошечными, предлагалось покрывать лицо раствором опиума на ночь, а по утрам сбрызгивать его настойкой аммиака. От преждевременных морщин спасались, накладывая на лицо куски сырого мяса. Женщинам с редкими бровями и ресницами советовали смазывать их средствами на основе ртути. Все это, по мнению экспертов красоты, должно было создать впечатление естественной прелести, практически недостижимого идеала молодости и природного очарования.

Краситься ярко считалось непристойным. Женщины, чей макияж можно было заметить издалека, относились либо к представительницам известной профессии, либо же к стареющим кокеткам, отчаянно пытавшимся остановить увядание. В арсенале средств, которыми викторианские красавицы пользовались ежедневно, непременно присутствовала аммиачная настойка, белила на основе свинца, пудра из крахмала и талька. Помада была опциональна, розово-красные оттенки могли использовать для губ и щек. Тенями для век практически не пользовались, однако красоту глаз подчеркивали ухоженными бровями и ресницами. Те, кого природа не наделила темными и густыми, подрисовывали их карандашом, а после наносили вазелин или масло.

Ленточный червь — лучше диет

Самой привлекательной считалась женщина совсем слегка в теле, но только в нужных местах — груди и бедрах. Талия при этом должна была оставаться невероятно тонкой. Достичь таких нереальных пропорций помогали всевозможные уловки вроде утягивающих корсетов и турнюра.

Идеальные пропорции по-викториански. Источник: pinterest.com

Модные пособия советовали молодым девушкам, как и что следует есть, чтобы не быть слишком худой или полной. «Бывает, девочка питается картошкой, солениями, супами и крепким чаем, а также пирогами, тортами, пирожными и острыми приправами. В результате уже к 20-ти годам глаза ее тускнеют, зубы желтеют, десны становятся бледными, губы серыми, тело дряблым, а кожа — грубой». В качестве спасения авторы заметки рекомендуют девушкам налегать на беладонну. Слишком худым советуют включать в рацион молоко, яйца, хлеб и фрукты, при этом как можно больше времени проводить в горизонтальном положении, то есть лежать.

Вообще же главным страхом викторианской модницы было чрезмерно растолстеть. Когда ни беладонна, ни мышьяк, ни опиум, ни его производные уже не действовали, некоторые решались на отчаянную меру — выращивать внутри ленточного червя. Пилюли, содержавшие яйца червя, можно было купить в аптеке. Таблетку глотали и ждали, пока червь вылупится и поселится в кишечнике, после чего начнет пожирать большую часть того, что попадает в пищевод. Самым сложным было после избавиться от этого червя. В той же аптеке продавалась другая таблетка, убивающая «чужого», однако она не всегда работала. В качестве альтернативы предлагалось сесть с открытым ртом над миской с молоком и ждать, пока он сам выползет.

Не приветствовалось чрезмерное употребление алкогольных напитков дамами. Авторы статьи 1893 года о женской красоте утверждали, что однажды леди обратилась к доктору с проблемой покрасневшего носа. По ее словам, каждый вечер она принимала тройной виски с водой. «Перестаньте добавлять воду, и ваш нос скоро станет лиловым», — ответил доктор.

Прогулки на свежем воздухе, обливания дождевой водой (если дама живет в Лондоне, ее советовали фильтровать) и умеренные упражнения — таков был викторианский рецепт здорового тела и духа. С физической нагрузкой тем не менее ни в коем случае не стоило перебарщивать, потому как итогом могли стать «выпуклые суставы». Настоящая леди должна была также уметь элегантно и грациозно передвигаться, с прямой спиной и ровной походкой. «Большинство женщин несутся, напрягая каждую мышцу в теле, рассекая пространство, как корабль в шторм», — сетовали авторы все той же статьи. Мыться полагалось примерно раз в месяц или в две недели. В остальное время дамы пользовались губкой, смоченной в воде с добавлением уксуса. Для промывания волос предназначался аммиак и луковый сок.

Изысканные манеры — обязательное условие

Очень важным пунктом в восприятии образа викторианской барышни было ее поведение. Девушке полагалось быть всегда приветливой, улыбчивой, милой и довольной жизнью. «Веселые и радостные смогут надолго сохранить свежую и приятную наружность, несмотря на все невзгоды и печали». Унылым и грустным пророчили скорую старость, морщины и отвратительную наружность.

Замужним дамам полагалось всегда пребывать в хорошем настроении в присутствии супруга, обязательно выслушивать все, что он говорит, ни в коем случае не спорить и не упрекать. Обязанности по ведению дома также целиком лежали на женщине: уборка, готовка (в богатых семьях это выполняли слуги, но контролировала хозяйка), воспитание и благополучие детей. Самым серьезным грехом для замужней дамы считалась ворчливость. Даже если недовольство так и переполняло леди, показывать это было нельзя ни в коем случае. Не удивительно, что, сдерживая эмоции и не имея возможности выплеснуть агрессию, многие дамы страдали от хандры и «истерии» — настоящей чумы викторианской эры.

Ссылка на основную публикацию