Мода в 1860 годы – платья от Чарльза Фредерика Уорта

Мода в 1860 годы – платья от Чарльза Фредерика Уорта

Чарльз Фредерик Ворт (англ. Charles Frederick Worth) французский модельер XIX века. Первый всемирно известный дизайнер, создатель моды Haute couture или «высокой моды». Одевал самых богатых и влиятельных женщин своего времени: представительниц королевских династий и жен американских миллионеров. Ворту принадлежит немало изобретений в сфере модного бизнеса.

История и карьера

Ворт родился в Великобритании, в небольшом городке Боурн 13 октября 1825 года. В детстве судьба будущего модельера складывалась непросто. Он происходил из обеспеченной семьи адвоката, однако его отец стал алкоголиком, бросил работу, и пропил все свое состояние. Поэтому, когда Чарльзу было всего 11 лет, ему пришлось самостоятельно добывать средства к существованию. Он покинул свой дом и уехал в Лондон. Ворт работал там бухгалтером в фирме под названием «Swan and Edgar», эта компания поставляла ткани, из которых шилась женская одежда. Затем Чарльз перешел в «Lewis and Allenby», которая специализировалась на доставке шелка в столицу Великобритании. Здесь Ворт работает до 1845 года.

Именно в этот период жизни в душе молодого человека зародилось горячее желание попасть в ту категорию людей, к которой относились его клиенты, он хотел стать богатым. Уже тогда он решил, что сам будет создавать роскошную одежду. Ворт начал с того, что стал регулярно посещать Национальную галерею Лондона, изучать там дорогие костюмы прошлых времен, и делать на их основе свои эскизы. Этому он посвящал все свое свободное время.

После того, как Ворт уволился из «Lewis and Allenby», он покинул Англию. Будущий дизайнер знал, что славы можно добиться только в Париже, и отправился покорять главную столицу моды. Чарльзу тогда было 20 лет. Там его карьера складывается довольно успешно, и, через 5 лет, Ворту удается открыть собственный отдел по производству женской одежды, который расположился в магазине Maison Gagelin.

Чарльз Фредерик открывает свое ателье в 1858 году на Рю-де-ля-Пэ. Этот район не входил в число престижных мест города, однако Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщин из высшего сословия. В то время костюмы должны были четко соответствовать тому положению, которое занимал человек в обществе. Когда творил Чарльз Фредерик Ворт в моде царствовала роскошь и стиль рококо с его преувеличенным стремлением к декору. Модельер в своей работе наиболее ярко отразил дух той эпохи.

Важным в успехе Ворта стало платье невероятно сложного кроя. Оно целиком состояло из тюля, цветов, розовых сердечек, серебряных блесток, а также пучков зеленой травы. Это произведение приобрела жена австрийского посла. В нем она отправилась на большой государственный бал в Тюильри. На балу необычайный наряд понравился французской императрице Евгении, жене Наполеона III. Именно в этот вечер и начался настоящий успех модного Дома Worth.

Императрица очень заинтересовалась таким изобретением Чарльза, как кринолин. Эта конструкция представляла собой систему из легких металлических колец, которые соединялись широкими лентами. Сооружение по форме напоминало абажур. Кринолин делал фигуру женщины поистине величественной.

Существование модели юбки на каркасе насчитывает уже не одно столетие. Подобные сооружения веками поддерживали тяжелые слои тканей и придавали форму платью. Позже металлические конструкции сменились плотными нижними юбками из конского волоса. Ворт вернулся к каркасу, но значительно облегчил его. Кольца в его кринолине были стальными и гибкими, они избавили женщин от тяжести огромного числа юбок. Вместо пяти-шести слоев ткани теперь было достаточно одного-двух.

С каждым разом Ворт создавал кринолины все большего и большего диаметра. Кроме того, сверху они прямо-таки обрастали всевозможными рюшами, воланами и оборками. Дама имела вид огромного пьедестала, где величаво располагался ее хрупкий торс на осиной талии и маленькая головка.

Вскоре Чарльз Фредерик Ворт стал личным портным французской государыни и всего императорского двора. Весь высший свет Парижа и Европы мечтал одеваться в его туалеты. Мастерская модельера была уже не просто ателье, понемногу она превратилась в модный светский салон.

Кроме индивидуальных заказов Ворт начал моделировать и создавать небольшие коллекции. Он показывал экземпляры клиенткам, и те могли заказать себе копию понравившейся модели. Это было еще одним нововведением Чарльза. Он же первым ввел массовое создание копий его моделей по лицензии, и под его именем. Ателье и крупные магазины по всему миру покупали образцы его костюмов.

Мода на турнюр

В 1867 году кринолин стал резко терять свою популярность. Тогда в ателье Чарльза Фредерика Ворта начали создаваться новые необычные модели. Это были пышные платья с турнюром – небольшой подушечкой, которая пришивалась ниже талии и придавала юбке объем. Эта новая деталь очень скоро стала невероятно популярной у дам из высшего света. Турнюр продержался на пике моды целых десять лет. В то время любили шутить, что идея создания такой модели пришла Ворту в голову, когда он якобы наблюдал за работой служанки. Говорили, что женщина собрала юбку назад и подняла к бедрам, чтобы удобнее было мыть пол.

Турнюр был невероятно богато украшен бахромой, бантами, цветами и лентами. Эта деталь также как и кринолин с годами имела тенденцию к увеличению в размерах. Некоторые были настолько велики, что дамы придумали скрывать в них маленькие складные стульчики, на которых могли в любое время отдохнуть.

Еще одним уникальным изобретением Чарльза Ворта стало платье с несколькими сменными лифами. Комплект, как правило, состоял из юбки, закрытого лифа с длинными рукавами, лифа без рукавов и с большим декольте, и лифа с небольшим V-образным вырезом. Дама могла одно и то же платье использовать для разных целей. Днем она отправлялась на визит, а вечером в том же туалете можно было поехать на бал, всего лишь переодев лиф от платья.

Сегодня модельера по праву именуют отцом Haute Couture. Именно он заложил традиции создания моделей одежды как произведений искусства, они создавались полностью вручную. Он первым начал прикреплять к своим творениям лейбл. К платьям пришивалась ленточка с именем Ворта. Чарльз позаимствовал эту идею у живописцев.

Раз в год выходила новая коллекция Дома Worth. Благодаря этому мода начала обновляться значительно быстрее, чем прежде. Следовательно, значительно возросли и доходы модельера.
Императрица Евгения всегда оставалась самой любимой и почетной клиенткой Ворта. Для нее дизайнер не скупился на превосходные наряды. Только для торжества в честь открытия Суэцкого канала было создано 150 новых платьев. Английская королева Виктория тоже была невероятно увлечена работами этого модельера. Однажды она заказала целую партию нарядов из одной ткани. Во всех газетах тогда восхваляли редчайшую скромность королевы, которая каждый день ходит в одном и том же платье.

Именно этот дизайнер ввел в мир моды профессию манекенщицы. До Ворта использовались только искусственные манекены. Он же изобрел и дефиле. Считается, что самой первой моделью стала Мари Верне (Mary Verner) – помощница Ворта. Она начинала носить самые модные наряды еще до того, как они попадут в гардеробы дам из высшего света.

1868 год – Чарльз Фредерик Ворт основал в Париже Синдикат высокой моды. Эта организация включила в себя все салоны, в которых одевались представители общественной элиты. Синдикат существует и по сей день, только модельеры, которые в него входят, имеют право именовать себя гордым званием Кутюрье. Для того, чтобы войти в их круг необходимо быть владельцем модного Дома в Париже и показывать свои коллекции на Парижской Неделе Моды два раза в год. Члены Синдиката изготавливают свои модели преимущественно ручным способом, лишь 30% машинных строчек может присутствовать в таком изделии.

Ворт одевает самых известных женщин своего времени. Именно в его роскошных нарядах королевы и императрицы гордо красуются на холстах известных художников. Чарльз шил одежду сразу для девяти королевских дворов.

10 марта 1895 года Ворт умер и был похоронен в Париже. Его компания перешла по наследству двум сыновьям Жану-Филиппу (Jane-Filipp) и Гастону (Gaston). Они продолжили успешно развивать дело отца. В начале ХХ века братья Ворт повлияли на развитие во Франции нового стиля, который получил название «модерн». Жан-Филипп получил огромную популярность за создание необыкновенно изысканных бальных туалетов, украшенных самым роскошным образом. Салон «Katy Donovan» в Нью-Йорке специализировался на изготовлении копий этих платьев Ворта.

Дом Моды просуществовал вплоть до 1945 года, затем он был продан в Англию, а впоследствии полностью закрыт.

Мода в 1860 годы – платья от Чарльза Фредерика Уорта

ВСЕ НОВОЕ – ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ! Все об одежде: история, события, пошив, реконструкция.

4.12.16

Мода второй половины XIX века (1850-1900 г).Подлинники,крой.

Неизбежность прогресса и процветания науки в период второй половины 19 века насквозь пронизывает все направление моды этого периода.

Сообществу демонстрируют выставки с достижениями науки и художественного творчества. Великая Британская выставка 1851 года, затем подобные выставки в Вене и Париже.

Роскошь и великолепие французского двора Наполеона 3-го и императрицы Евгении укрепляют статус Парижа как центра женской моды.

И это лидерство,не смотря на все войны ,прочно закрепляется за Францией вплоть до начала 20 века.

И, хотя, архитектура , одежда и интерьер этого периода отличались сложностью формы,а порой и уродливостью, в Англии художники прерафаэлиты,а позже члены общества выставки искусств и ремесел, которое основал Моррис Уильямс,т “артистический стиль” туалетов их жен и поклонников постепенно оказали влияние на моду.

Диккенс, Гарди,Джордж Элиот, Бальзак,Марк Твен,Чехов, Ибсен, Уальд – писатели, которые воздействовали на мысли и мнения окружающих людей.

Это был период расцвета театра.
Знаменитые красавицы,которые так же не были чужды сцене ,такие как Лили Ленгри, оказывали на деле самое непосредственное влияние на моду.

один из видов кроя костюма для верховой езды

МОИ РАБОТЫ:

костюм амазонка на 1870-80 годы моей ручной работы-реконструкция:

Манишка моей работы на 19 век.Стилизация.

Комплект женский на конец 19 в.Стилизация.

Однако вернемся к описанию одежды модной на вторую половину 19 века.

Мужская одежда,

в целом, становится более комфортабельной, свободной и с низкими воротниками.

Но как и женщины ,мужчины все-таки оставались тесно связаны условностями правил общества,которые определяли “правильность” одежды для различных событий.

В светском обществе были требования.чтобы мужчина менял свой костюм несколько раз в день.

Приблизительно с 1850-х годов все больше стали придавать значение качеству тканей спокойных тонов, безукоризненном укрою и общей ухоженности вида.

Лищь рабочему классу и мелкой буржуазии было позволено носить кричащий галстук и узорчатые жилеты.

Женская мода второй половины 19 века

В течение всей второй половины 19 века существовало огромное разнообразие фасонов, многие из которых красовались своей нелепостью.

Казалось,что изобретение и внедрение в действие швейной машинки поощряло к неумеренному использованию декоративных деталей в одежде,а внедрение анилиновых красителей к окрашиванию тканей в очень яркие цвета.

Например: “Новом русском базаре” 1882 года даже писали, о том, что мода “… перенесла нас на несколько столетий и возобновила все те фасоны, в которых щеголяли наши предки…

Нарядные платья, это ничто иное, как самые верные снимки с туалетов Марии Стюарт, Маргариты Валуа, Марии Антуанетты, графини Монтеспан и других дам, игравших весьма важную роль не только в обществе, но и в моде…

Теперь можно заказать себе платье во вкусе Любовика XV, Маргариты Валуа и других”.


—————-

В частности во второй половине 19 века отделке нижнего белья и домашнего стали придавать все больше значения.

Появились вычурные юбки “фру-фру”.

Панталоны и т.п. Нижние юбки следовали форме верхней и кроились так же с обручем по линии бедер для образования выпуклости.

Крой спортивной одежды второй половины 19 века

Любой шов или украшение на платье подчеркивали узкую талию.

Лиф был обтягивающимся..

Тенденция к расширению рукава ниже локтя в 1850-х привела к возникновению рукава пагода.

В 1860-х годах англичанин Чарльз Фредерик Ворт стал главным портным императрицы Евгении.

Именно он,как считают многие историки, поднял статус портного или модельера,став фактически родоначальником парижской (французской) “высокой моды”.
———————–

Мода в 1860 годы – платья от Чарльза Фредерика Уорта

Войти

Чарльз Фредерик Ворт

Чарльз Фредерик Ворт ( Charles Frederick Worth ) родился 13 октября 1825 г. в городе Боурн (Bourne) графства Линкольншир (Lincolnshire) на востоке Англии в семье стряпчего. Из-за алкоголя и азартных игр его отец потерял большую часть своих денег, и в возрасте 11 лет мальчик устраивается на работу в фирму “Swan and Edgar”, которая занималась поставкой тканей для пошива женской одежды.Затем Чарльз перешел в «Lewis and Allenby», которая специализировалась на доставке шелка в столицу Великобритании. Здесь Ворт работает до 1845 года. Все свое свободное время Чарльз проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки.Уже тогда Ворд понимает, что его призвание – мода.
В итоге, 20-летний молодой человек отправляется в столицу моды Париж. В Париже он поступил в Maison Gagelin,известную фирму, занимающейся продажей дорогих тканей, шалей и еще некоторых предметов одежды, уже готовых к использованию. Добившись успеха в Gagelin, став их лучшим продавцом, он в конце концов в 1850г открыл небольшой отдел по изготовлению одежды. Это и стало началом его карьеры кутюрье. Он добавил известности фирме, получив гран-при за свои проекты на Лондонской выставке в 1851 году и Всемирной выставке в Париже в 1855 году, где Ворт получил медаль первого класса за разработку нового по конструкции шлейфа, ниспадающего не с талии, а от плеч, и придающего новый силуэт парадному платью.
Первой клиенткой, а также в последствие женой и музой была Мари Верне (Marie Vernet), бывшая продавщица у Гажелена. Созданные платья она с удовольствием носила на различные мероприятия и события и вскоре клиенты уже просили Ворта сделать платья для них. Обаятельная и энергичная особа, которую к тому же обладала изяществом форм, она умела так подать наряд, что остаться равнодушной было просто невозможно. Позже в своем салоне она показывала коллекции мужа, став тем самым первой в мире манекенщицей. А Чарльз Ворт стал изобретателем дефиле.

Читайте также:  Кружевные платья 2020 – фото и советы

Чарльз Ворт 1865г

Чарльз Ворт. Evening Ensemble – 1865–70
Встав на ноги, в 1858г Ворт открыл собственную мастерскую “House of Worth” совместно со шведом Отто Бобергом (у которого в 1871 г. выкупил его долю) на Rue de la Paix (Рю-де-ля-Пэ) – в далеко не самом престижном для модников районе, однако Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщин из высшего сословия.

Чарльз Ворт 1867
Однажды Мари Верне посетила супругу австрийского посла в Париже Паулину Меттерних, которая долго сомневалась, прежде чем ознакомится с моделями неизвестного широкой публике Ворта. Но, в конце концов, эскизы она одобрила, и заказала сразу два платья, тем не менее, поставив условие, что оба они будут стоить не дороже 600 франков. Это был единственный в истории случай, когда творения Ворта были так низко оценены. 600 франков – средняя цена нескольких нарядов из магазина готовой одежды. На следующий же день после того, как мадам Меттерних появилась на королевском приеме в платье, пошитом неизвестным мастером, Чарльз Ворт стал знаменит. Это было сложное произведение из тюля, маргариток, розовых сердечек, пучков зеленой травы и серебряных блесток. Оригинальный и интересный фасон привлек внимание самой императрицы, супруги Наполеона Третьего Евгении Монтихо, и она поинтересовалась именем портного, а позже приказала доставить последнего во дворец. Так родоначальник высокой моды стал поставщиком двора и личным портным императрицы. ей Монтихо, женой Наполеона III. Это был день восхождения звезды Ворта.
Благодаря своей проницательности, умению предвидеть новые стилевые тенденции и профессиональному мастерству, Ворт на протяжении полувека царил в парижской моде.Стиль Ворта характеризуется использованием дорогих тканей и отделок, историческими элементами, а так же огромным вниманием, уделяемым крою.
Он открывает ранее не виданную мастерскую – смесь роскошной модной лавки со светским салоном. Пока дизайнер работал лично с наиболее важными клиентами лично, он занимался созданием коллекций, которые впоследствии показывались на живых моделях в Доме Ворта. Клиенты делали свой выбор, а дальше уже с ними работали портные из ателье Ворта, копируя на фигуру заказчика понравившуюся модель. Хотя Ворт выл не первым и не единственным дизайнером, организовавшим свой бизнес таким образом, его агрессивная политика пиара подарила ему титул “отец haute couture” и “первый кутюрье”.
Ворт ввел впервые лицензионное создание копий для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру. На сегодняшний день большое количество костюмов, созданных Вортом, находятся в музеях Америки (из-за большого числа его заказчиков из этой страны). Так же и европейская аристократия завещала музеям вещи “от Ворта”. Многие ездили в Париж для того, чтобы купить полный гардеров вещей от Ворта.
Он первым начал, подобно художнику-живописцу, «подписывать» свои модели, т.е. пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем

В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Ворт нанимал девушек – “дублерш”, выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма. Зная мерки и отыскав манекенщицу, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно

Чарльз Ворт. 1864-66.

1880, вечернее платье, Чарльз Ворт
После того как Чарльз Фредерик Ворт становится «личным портным и поставщиком двора Ее Величества» во Франции, наряды от Ворта становятся головокружительно дорогими: меньше, чем за 1600 франков вряд ли было можно что-то приобрести. Росло и число заказов: модельный дом Ворта изготовлял пять тысяч костюмов в год! Среди его заказчиц было девять коронованных особ. С тех пор Чарльза Ворта стали называть королем модельеров и модельером королей. Исполнял Чарльз Ворт и заказы русского двора. Среди русских клиентов фирмы называют неофициальную супругу императора Александра II – княгиню Юрьевскую, принцессу Палей, графиню Барятинскую и ее дочерей. Более тридцати лет заказывала туалеты в модном доме Ворта супруга Александра III императрица Мария Федоровна. Она доверяла мастеру настолько, что могла заказать платье по телеграмме, предоставив на усмотрение Ворта, как выбор ткани, так и стиль костюма.

Charles Frederick Worth Imperial russian court dress of velvet 1888

Платье визитное императрицы Марии Федоровны1880-е гг. Фирма Ворт. Париж. Белый атлас.

Платье для визитов императрицы Марии Федоровны 1880 г .

Платье императрицы Марии Федоровны.Фирма Ворта, Париж. 1890-е гг.

Платье императрицы Марии Федоровны 1894 г
Муар, атлас, кружево, бусы из искусственного жемчуга, серебряная нить, бисер

Платье императрицы Марии Федоровны 1880-е гг
Атлас, тюль, кружево, шифон, нитки граненых бус, стеклярус, вышивка

Платье императрицы Марии Федоровны 1880-е гг
Шелк, бархат, шифон, кружево, аксельбанты золоченого металла, лента

платье Зинаиды Юсуповой от фирмы Чарльза Фредерика Ворта. 1900г
Он также одевал известных актрис, таких, как Sarah Bernhardt, Lillie Langtry, Nellie Melba, и Jenny Lind.
Для своей любимой клиентки – императрицы Евгении – Ворт только к торжествам по поводу открытия Суэцкого канала сшил 150 платьев.Присутствовала там и королева Виктория, она получила такое же количество платьев. Но, британская королева, обновила свой гардероб тайно, заказав платья инкогнито, через английские торговые фирмы. К тому же все платья для английской властительница были сшиты из одинаковой ткани, поэтому пресса умилялась скромности царственной особы, которая ходит в одном и том же наряде. Но в этой неброской роскоши читался свой стиль – стиль викторианской эры.

Чарльз Ворт первым стал разделять коллекции на сезоны и каждый год он представлял новые коллекции, что способствовало быстрой смене мод и, следовательно, увеличивало доход мастера.

В 1868 г. Ворт открыл «Синдикат Высокой моды» (The Chambre Syndicale De La Confection Et De La Couture Pour Dames Et Fillettes) – организацию, объединившую салоны, где одевались представители высших кругов общества. Он почувствовал потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от простых буржуа. Синдикат высокой моды существует до сих пор, и лишь члены этой организации имеют полное право называть себя Кутюрье. Чтобы попасть туда, необходимо открыть Дом моды в столице Франции, дважды в год показывать новые коллекции на Неделе высокой моды в Париже, устраивать показы для клиентов. При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (допускается до 30% машинных строчек).

Чарльз Ворт. 1872г
(насыщенный лиловый цвет, который мы видим на фотографии, получен при помощи анилина – химического красителя, изобретенного в 1856г. Ворт оценил все преимущества нового красителя и ввел в обиход яркие тона)

Сharles Frederick Worth – Dress – 1880-1881s

Вначале карьеры Ворта балом «правил» кринолин и Кутюрье изобрел более удобную версию кринолина, имеющую форму абажура (именно этот кринолин и заинтересовал в свое время императрицу Евгению). Юбки на каркасе были известны не одно столетие. Вначале карскасы поддерживали тяжелые ткани, придавая им форму. Затем настало время жестких нижних юбок на конском волосе (именно эта ткань и называлась кринолин). Ворт придумал новую облегченную металлическую конструкцию. Его кринолин из гибких стальных колец(иногда использовался китовый ус), соединенных по вертикали подвижными лентами, избавил дам от обилия нижних юбок (хотя и не отменил их, просто их колличество стало меньше). Такие кринолины было легко и надевать, и носить.
С каждым разом Ворт создавал кринолины все большего и большего диаметра. Кроме того, сверху они прямо-таки обрастали всевозможными рюшками, воланами и оборками.

В 1860-е гг. с легкой руки Ворта обручи стали овальными, что создавало совершенно новый силуэт юбки. Такие юбки прозвали “малаховскими”; в честь победы англо-французской коалиции над Россией в Крымской войне.
Закат кринолина наступил в 1867 г. Взамен Ворт предложил женщинам турнюр.

Турнюр имел оглушительный успех и продержался в моде около десяти лет. Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Ходил анекдот, что на эту мысль мастера натолкнул вид подметальщицы, которая для удобства подтянула юбку к бедрам и собрала ее сзади.

Чарльз Ворт. 1883г
Еще одно уникальное изобретение Ворта – платье со съемными лифами. Он предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов. Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденого в бальное.

Чарльз Ворт умер в 1895 г. Семейное предприятие возглавили его сыновья Жан-Филипп и Гастон,неуклонно продолжая следовать высоким стандартам Дома. Жан-Филипп прославился изысканными бальными платьями с головокружительно трудоемкой отделкой. Дом процветал пока сыновья управляли им и в 1920 годах В Нью-Йорке на копиях моделей Дома «Ворт» специализировался салон «Кэти Донован». Что же касается самого Дома моды «Ворт», то он просуществовал вплоть до 1945 года. В 1945 г. имя Ворта было продано в Англию. Модный дом «Ворт» прекратил свое существова

26 июня 2001 г. на аукционе в Нью-Йорке придворное платье 1888 г., созданное несравненным Вортом, установило мировой рекорд по дороговизне: новому обладателю этот шедевр модного искусства обошелся в $101500. Платье с 23-дюймовой талией и 10,5-футовым пристегивающимся шлейфом принадлежало Эстер Марии Чэпайн, двоюродной праправнучке Джорджа Вашингтона. В конце позапрошлого века 18-летняя Эстер именно в этом наряде была представлена королеве Виктории.b

Модели модного дома Ворт

Charles Frederick Worth Ball gown, ca. 1872
Silk

1880-82, Чарльз Ворт

Charles Frederick Worth Evening dress, ca. 1887
Silk, glass, metallic thread

Charles Frederick Worth Ball Gown 1890-95
m/dinara_zm/pic/000yq8gr/” rel=”nofollow”>
Charles Frederick Worth Court Gown 1890

Платье для приемов. Франция, модный дом Чарльза Фредерика Ворта, 1896 год

House of Worth Wedding dress, 1898
Silk, pearl

House of Worth Evening dress, 1898–1900
Silk

House of Worth Evening dress 1900

House of Worth Evening dress 1902

House of Worth Evening dress 1905

House of Worth Evening dress 1908

House of Worth Evening dress 1913

House of Worth Evening dress 1914

House of Worth Evening dress 1917

House of Worth Evening dress 1918

Charles Frederick Worth
House of Worth
1885
Metropolitan Museum of Art

Чарльз Фредерик Ворт

Чарльз Ворт родился в 1825 году в графстве Линкольншир (Lincolnshire) – на востоке Англии в семье адвоката. Пристрастие главы семьи к алкоголю и азартным играм, сильно пошатнули финансовое благополучие Вортов, поэтому Чарльз вынужден был начать свою трудовую деятельность с 11 лет. Сначала была типография, но через год юный Чарльз смог устроится на работу в крупный торговый дом «Swan and Edgar», расположенный на Пикадилли, где получил должность кассира. Затем подмастерьем в лондонскую галантерейно-текстильную компанию «Lewis & Allenby». Молодой человек научился отлично разбираться в тканях и усвоил процесс их поставки в швейные мастерские. Свободное время Ворт часто проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки. Уже тогда он начал понимать, что его призвание – мода.

В 1846 году Чарльз Ворт перебрался в Париж. Сначала он нашел себе место в маленьком магазине тканей Ville de Paris, затем устроился на работу в крупный магазин Gagelin et Opigez, в котором продавались ткани и некоторые готовые текстильные изделия. Магазин нанимал на работу молодых женщин для демонстрации аксессуаров, которые они продавали. Одна из моделей – Мари Верне (Marie Vernet) стала женой Чарльза Ворта.

Дослужившись до ведущего продавца Gagelin et Opigez, Ворт убедил своих работодателей открыть при магазине небольшой швейный отдел, производящий готовое женское платье, что было очень необычно для того времени. Создав несколько платьев для жены, он выставил их в магазине на обозрение покупателей. Клиентки магазина стали спрашивать, как можно приоблести ту или иную модель. Женщинам очень нравилась идея, что и ткань, и разработку дизайна модели и готовое платье можно было получить в одном месте.

За разработку моделей женского платья Ворт был удостоен призов на Всемирных выставках в Лондоне в 1851 году и Париже в 1855 году. Медаль первого класса, на парижской выставке 1955 года, была вручена Ворту за разработку нового по конструкции шлейфа, ниспадающего не с талии, а от плеч, и, таким образом, придающего новый силуэт парадному платью.

В 1858 году Чарльз Ворт с партнером, шведом Отто Бобергом (Otto Bobergh), открыл собственную компанию. Вместе на Рю-де-ля-Пэ (Rue De La Paix) они открыли швейную мастерскую Ворта и Боберга (Worth & Boberg).

Ворт и Боберг закрылись во время военного конфликта 1870-1871 годов, известного как франко-прусская война. Открывшийся вновь 1871 году модный дом носил имя Чарльза Ворта – House of Worth. После расставания с партнером Ворт ввёл в бизнес своих сыновей Гастона (Gaston-Lucien Worth) и Жана-Филиппа (Jean-Philippe Worth), которые продолжили дело отца после его смерти в 1895 году. В 1897 году открылся филиал Дома Ворта в Лондоне на New Burlington street, который в 1902 году перерос в самостоятельный Дом моды. Сын Ворта Жан Филипп стал первым президентом парижского Синдиката Высокой моды

Читайте также:  Самые красивые платья Баленсиага, фото Balenciaga

Поклонницей таланта Ворта была княгиня Паулина Клементина фон Меттерних (Princess Pauline Clémentine von Metternich), жена австрийского посланника во Франции, знаменитая светская львица при дворах императора Наполеона III и императора Франца-Иосифа (Franz Joseph), близкая подруга императрицы Евгении (исп. – María Eugenia Ignacia Agustina Palafox de Guzmán Portocarrero y Kirkpatrick, condesa de Teba; фр. – Eugénie de Montijo (Эжени (Эухения) де Монтихо), жены Наполеона III (Louis-Napoléon Bonaparte, позже Napoléon III). В своих мемуарах Паулина фон Меттерних написала о своем знакомстве с Чарльзом Вортом о впечатлении, которое он произвел на неё. Фон Меттерних вспоминала: «Разговоры с ним доставляли настоящее удовольствие. У него было редкое понимание женщин, он безошибочно угадывал, чем их можно заинтересовать». По признанию княгини, сначала она настороженно отнеслась к английскому портному, но увидев его модные эскизы, а затем платья, сшитые по ним, поняла, что перед ней незаурядная личность.

Чарльз Ворт был представлен ко двору и его карьера стремительно начала набирать обороты. Ему удалось завоевать признание императрицы Евгении, отличавшейся консерватизмом в вопросах моды. Ворт стал придворным дизайнером. Также он одевал ведущих актрис и певиц того времени – Сару Бернар (фр. Sarah Bernhardt), Лилли Лангтри (Lillie Langtry), Женни Линд (Jenny Lind), Нелли Мельбу (Nellie Melba). Многие из его клиенток приезжали в Париж из других стран. Среди заказчиц модной одежды от Ворта были королева Виктория (Queen Victoria) и императрица Елизавета Австрийская (Empress Elizabeth of Austria). Из Америки в дом Ворта приезжали члены семей Карнеги (Andrew Carnegie), Рокфеллеров (Rockefellers) и Вандербильтов (Vanderbilts). Клиентками модного Дома Ворта были и русские аристократки, в том числе три императрицы – Мария Александровна – супруга российского императора Александра II, Марии Федоровна – супруга российского императора Александра III и Александра Фёдоровна – супруга российского императора Николая II.

После того, как императрица Евгения стала клиенткой Ворта, к нему потянулась вереница придворных дам, аристократок, жен промышленных магнатов и состоятельных дам полусвета, которым изобиловал Париж. Кутюрье установил себе за правило приезжать на примерки только к Ее Величеству, остальные дамы должны были сами приезжать к нему в Дом моды.

Многие современницы Ворта отзывались о нём не очень лестно. Он часто приходил на примерки раздраженным, не выспавшимся, с красным лицом, не отличался любезностью, будущую модель сочинял прямо на ходу, не слушал комментариев заказчиц, был убеждён, что он и только он точно знает, подойдут им стиль, крой, цвет, или не подойдут. Но Ворта терпели, так как у него не было конкурентов, а желание одеться у самого прославленного метра моды было огромным.

Чарльз Ворт представлял собой тип модельера-тирана, великолепного коммерсанта, оказавшегося в нужное время в нужном месте.

Распространению мировой славы дома Ворта способствовала пресса. Так, американские модные издания, например, Harper’s Bazaar, регулярно писали о нем, как о самом знаменитом и первоклассном парижском модном заведении.

Европейской, а затем и мировой славе Ворта очень способствовали экономический прогресс и промышленная революция, которые позволили ему брать заказы по почте из-за рубежа и отправлять готовые изделия на пароходах и поездах.

Считается, что Чарльз Ворт:

– основал первый настоящий Дом высокой моды;

– является первым дизайнером, который начал ставить своё имя на создаваемой одежде;

– публиковать свои модели с указанием фирмы в модных изданиях;

– стал использовать для показа новых моделей не деревянные бюсты, а женщин, демонстрировавших созданные им наряды. Своих манекенщиц Ворт называл sosies (фр. двойники);

– создавал первые модные коллекции и четыре раза в год устраивал показы мод. Его клиентки выбирали модели, которые после этого шились в выбранных тканях и с учётом их фигур.

В 1868 году Чарльз Ворт создал Синдикат Высокой моды (фр. Chambre Syndicale de la Couture Parisienne) – парижскую организацию, объединяющую Модные дома, существующую до сих пор.

Ворт не умел рисовать, для того, чтобы изобразить новую модель он пользовался заготовленными гравюрами с женскими фигурками, дорисовывая к ним линии придуманных платьев. Несколько альбомов с такими рабочими рисунками хранятся теперь в Лондонском музее Виктории и Альберта. Кроме этого, кутюрье приобретал готовые эскизы у различных художников-иллюстраторов.

Ворт стал основоположником системы создания копий дизайнерской одежды, доступной для более широких слоев населения, нежели королевский двор. Он продавал образцы своих моделей в ателье или крупные магазины по всему миру. Во французский модный дом Ворта приезжали модистки из США и копировали его разработки, чтобы женщины, не имеющие возможность приехать в Париж, могли одеваться в самые модные вещи того времени. Таким образом, модели Ворта становились мировым достоянием

Первенство Чарльза Ворта в ряде начинаний не является бесспорным. Например, многие историки моды считают первыми успешными французскими модельерами, ставшими предвестниками понятия Haute couture – Розу Бертен (Rose Bertin – 1747-1813 г.г.), французскую модистку и портниху королевы Марии-Антуанетты (фр. – Marie-Antoinette), а также Луи Ипполита Леруа (Louis Hippolyte Leroy), поставщика модной одежды для императрицы Жозефины (Жозефина Богарне – Joséphine de Beauharnais, урожденная Мари-Роз-Жозеф Таше де Ля Пажери – Marie-Rose-Joseph Tascher de La Pagerie), первой жены императора Наполеона I (Napoléon I).

А успех и историческое место Чарльза Ворта объясняют его выдающимися организаторскими способностями и агрессивной саморекламой, принесшими ему титулы «первого кутюрье» и «отца от кутюр», так как, начиная с 1870-х годов, благодаря высокому покровительству, его имя постоянно появлялось в модных журналах.

Новаторские идеи, которые приписываются Чарльзу Ворту, например, создание некоторых моделей кринолина, вызывают полемику, среди историков моды, одни считают его главным двигателем эволюции кринолина и создателем его новой облегченной модели, известной как кринолин «клетка» («cage» crinoline), другие приводят в качестве контраргумента патенты на изобретение подобных моделей, выданные нескольким компаниям в США, Франции и Англии в период с 1851 по 1858 годы.

Сын Чарльза Ворта Жан Филипп в своей книге «Век моды», посвященной отцу писал: «Я полагаю, что около 1860 года английский изобретатель принес Чарльзу Фредерику Ворту кашемировую нижнюю юбку, натянутую на три обруча, стальных или из китового уса. Поскольку эта выдумка придала платью модный размах без огромного числа нижних юбок, отец сразу же увидел перспективы и начал ее вводить. За это новшество с восторгом ухватились женщины, и вскоре нижние юбки были заброшены, за исключением одной или двух из муслина, прекрасно сшитых и выглядевших при ходьбе как изысканная кружевная пена. С обручами юбки могли теперь иметь неограниченную ширину, и вскоре стало ясно: чем объемистее кринолин, тем сильнее эффект». Исходя из реалий того времени, когда за каждый сегмент, производящий какую-либо составляющую часть будущей модной продукции, отвечали строго определенные гильдии, более корректно говорить, что Чарльз Ворт пропагандировал, вводил в моду новую облегченную модель кринолина, а придумали, т.е. изобрели её, те предприниматели, которые работали в соответствующей производственной сфере.

В 1924 году, когда предприятием управляли внуки основателя, дом Ворта вышел на парфюмерный рынок. Вскоре была учреждена отдельная компания Les Perfumes Worth, которая в период между 1924 и 1947 годами выпустила более 20 ароматов.

Дом, основанный в 1858 году, продолжал работать при потомках Чарльза Ворта до 1952 года. В последний период существования домом Ворта управляли правнуки основателя Жан-Шарль Ворт (Jean-Charles Worth) и Жак (Jacques Worth), Всё ещё оставаясь успешным, House of Worth всё больше сталкивался с конкуренцией. В 1950 году он был поглощён домом Жанны Пакен (Jeanne Paquin). Закрыт окончательно – в 1956 году.

Компанию Les Perfumes Worth приобрела компания Société Maurice Blanchet. В 1992 году она стала частью International Classic Brands.

В 1999 году бренд House of Worth был возрождён предпринимателями Дилешем и Хитешем Мехтами (Dilesh and Hitesh Mehta) (компания Lenthéric, который сейчас является частью Shaneel Enterprises Ltd.). Интеллектуальная собственность дома была выкуплена у разных семейных и корпоративных потомков и консолидирована в единое юридическое лицо. Главным дизайнером стал Джованни Бедин (Giovanni Bedin), работавший до этого у Карла Лагерфельда (Karl Lagerfeld) и Тьерри Мюглера (Thierry Mugler).

В 2011 году дом представил свою первую коллекцию прет-а-порте.

Возрождённый дом перевыпустил некоторые старые духи в новых версиях, а также представил новые ароматы.

Мода в 1860 годы – платья от Чарльза Фредерика Уорта

Войти

Мой старый обновленный пост про Чарльза Ворта

Чарльз Ворт долгое время оставался в тени своих высокопоставленных заказчиков, подчиняясь их вкусам и капризам, и отнюдь не являл собой законодателя новой моды. Великая французская революция, ослабив влияние главных участников моды, придворных и королей, позволила портным вписать в историю свои имена. Первым кутюрье (ведь именно под впечатлением от его роскошных нарядов общество рождает понятие “от кутюр”, что означает “высокое шитье”) стал Чарльз-Фредерик Ворт.

Чарльз-Фредерик Ворт родился 13 октября 1825 г. в местечке Боурн графства Линкольншир в семье стряпчего (чиновника по судебному надзору). Уже в возрасте 11 лет мальчик покидает родной дом и отправляется в Лондон.

Он покинул свой дом и уехал в Лондон. Ворт работал там бухгалтером в фирме под названием «Swan and Edgar», эта компания поставляла ткани, из которых шилась женская одежда. Затем Чарльз перешел в «Lewis and Allenby», которая специализировалась на доставке шелка в столицу Великобритании. Здесь Ворт работает до 1845 года.

В течение семи лет он работает в различных магазинах и фирмах, специализирующихся на торговле тканями и предметами дамского туалета, а все свое свободное время проводит в Национальной галерее Лондона, рассматривая костюмы на картинах старых мастеров и делая с них зарисовки.

Уже тогда Ворт понимает, что его призвание – мода, и непременно женская. Однако чтобы заниматься ее созданием всерьез, необходимо было ехать туда, где она сосредоточилась, в капризный и изысканный Париж.
Он приехал в Париж, не зная французского языка, когда ему было всего двадцать лет. Бытует мнение, что в кармане у него было лишь 117 франков.
Покорение Парижа он начал со скромной должности продавца в магазине тканей. Затем перешел в фирму по пошиву одежды “Гагелен”; одну из самых авторитетных на то время. Свободное время Чарльз проводил в Лувре, рассматривая картины старых мастеров и зарисовывая детали костюмов, узоры тканей, вышивок, так как специального художественного образования он не имел.

Через 5 лет, Ворту удается открыть собственный отдел по производству женской одежды, который расположился в магазине Maison Gagelin.

Официальным признанием его таланта стала медаль первого класса, полученная на международной выставке 1855 года в Париже за разработку нового по конструкции шлейфа.

Чарльз раскроил его таким образом, чтобы шлейф ниспадал не с талии, как обычно, а с плеч, тем самым совершенно изменяя силуэт парадных платьев.

В 1858 г. совместно с сыном известного шведского финансиста Отто Густавом Бобергом (у которого в 1871 г. выкупил его долю) Ворт открыл собственную мастерскую. На Рю-де-ля-Пэ. Этот район не входил в число престижных мест города, однако Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщин из высшего сословия. В то время костюмы должны были четко соответствовать тому положению, которое занимал человек в обществе. Когда творил Чарльз Фредерик Ворт в моде царствовала роскошь и стиль рококо с его преувеличенным стремлением к декору. Модельер в своей работе наиболее ярко отразил дух той эпохи.

В рекламе эскизов и нарядов модельеру очень помогала его жена, бывшая продавщица у Гажелена, Мари-Августина Верне (1825-1898 гг.). Еще с 1850 г. она начала посещать состоятельных парижских женщин и демонстрировать им созданные Вортом костюмы. Обаятельная и энергичная особа, которую к тому же матушка-природа щедро одарила изяществом форм, она умела так подать наряд, что остаться равнодушной было просто невозможно. Однако чтобы стать законодателем парижской моды, необходимо было заполучить в клиентки императрицу Марию-Евгению, жену Наполеона III, которая была заядлой модницей.

Верне помогла мужу и в этом. Просидев в приемной несколько недель, она добилась-таки встречи с женой австрийского посланника Паулиной Меттерних, которая была близкой подругой императрицы.
Княгине эскизы пришлись по вкусу, да и цены на необычные костюмы оказались чисто символическими: она заказала себе два платья за 600 франков.
На балу в Тюильри ее кринолин из тюля, украшенный серебряной вышивкой и букетами маргариток, произвел настоящий фурор среди придворных дам и, конечно же, вызвал интерес императрицы.

Вскоре Чарльз-Фредерик Ворт становится “личным портным и поставщиком двора Ее Величества”.

Теперь наряды от Ворта становятся головокружительно дорогими: меньше, чем за 1600 франков вряд ли было можно что-то приобрести. Росло и число заказов: модельный дом Ворта изготовлял пять тысяч костюмов в год! Среди его заказчиц было девять коронованных особ.

С тех пор Чарльза Ворта стали называть королем модельеров и модельером королей.

Читайте также:  Модные золотые платья 2020 – фото из коллекций весна-лето

В течение полувека у него одевалась вся европейская знать.
Платья от Ворта носила Елизавета Австрийская, королева Испании Мария Кристина, королева Швеции Луиза, королева Виктория, он был любимым портным императрицы Марии Федоровны.

Он одевал и королев сцены – Элеонору Дузе и Сару Бернар. К нему шли как светские дамы, так и дамы полусвета.

А богатые американские заказчицы буквально осаждали Ворта.
В журналах тех лет даже писали, что американок в Европе интересуют только две вещи: знатные женихи и платья от Ворта.

Исполнял Чарльз Ворт и заказы русского двора. Среди русских клиентов фирмы называют неофициальную супругу императора Александра II – княгиню Юрьевскую, принцессу Палей, графиню Барятинскую и ее дочерей.

Более тридцати лет заказывала туалеты в модном доме Ворта супруга Александра III императрица Мария Федоровна.

Она доверяла мастеру настолько, что могла заказать платье по телеграфу, предоставив на усмотрение мастера, как выбор ткани, так и стиль костюма.

Ворт первым стал подписывать свои творения. К каждой модели пришивалась ленточка с вытканным на ней полюбившимся именем, гарантирующим идеальное качество.

Наличие на одежде модного ярлычка, как и в наше время, стало знаком высокого социального статуса ее обладателя.

Он изобрел и профессию манекенщицы.
Некоторые исследователи моды считают Мари Верне, незаменимую помощницу Ворта, первой в истории манекенщицей: она зачастую появлялась в модных нарядах до того, как их заказывали титулованные особы.

Впоследствии многие известные модельеры приглашали своих очаровательных жен и любовниц продемонстрировать самые смелые модели так, как это было необходимо их создателю.

В то время как другие портные приобретали манекены, изготовленные по индивидуальным меркам постоянных клиентов, Ворт нанимал девушек-“дублерш”, выбирая их в соответствии с типажом своих постоянных заказчиц, которые не имели возможности присутствовать на многочисленных примерках при создании костюма.

Зная мерки и отыскав манекенщицу, соответствующую им, кутюрье получал возможность выполнять заказы заочно.

Постепенно Чарльз Ворт изменил пропорции платья с кринолином, завысив линию талии, отказавшись от пышных складок на ней, а также от горизонтальных членений юбки.

Ввел в моду платья с огромными искусственными кринолинами из металлических обручей и придумал устройство для их сжатия в нужный момент.

В 1860-е гг. с легкой руки Ворта обручи стали овальными, что создавало совершенно новый силуэт юбки. Такие юбки прозвали “малаховскими”; в честь победы англо-французской коалиции над Россией в Крымской войне.

Вместо кринолинов, которые исчезли после 1867 г., Чарльз Ворт изобрел турнюр (от фр. tournure). Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки.

Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Она богато украшалась лентами, бантами, бахромой и искусственными цветами.

Турнюры некоторых модниц 80-х гг. XIX в. были настолько велики, что в них с легкостью прятался маленький складной стульчик для отдыха. Существует даже предположение, что турнюр появился именно для этой цели. Сообразно же другой версии, кутюрье вдохновила служанка, собравшая сзади юбку схожим образом, чтобы не намочить ее, когда мыла пол.

Еще одна уникальная идея Ворта – платье со сменными лифами. Он предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим овальным декольте и без рукавов.

Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденного — в бальное.Чарльз Ворт первым стал создавать сезонные коллекции, задав тем самым моде определенный ритм и заложив основы системы управления ею. Регулярное обновление стилей и силуэтов явилось мощным фактором расширения сбыта и соответствовало потребностям рыночной экономики.

В 1868 г. Ворт открыл “Шамбр Синдикаль де ля кутюр франсэз” (Синдикат высокой моды) – организацию, объединившую салоны, где одевались представители высших кругов общества. Он почувствовал потребность элиты в эксклюзивной одежде, которая отличала бы их от простых буржуа. Идея высокой моды обеспечивала эту потребность. Кроме того, необходимо было защитить известных портных от копирования их моделей. Организация охраняла авторские права своих членов.Синдикат высокой моды существует до сих пор, и лишь члены этой организации имеют полное право называть себя кутюрье. Чтобы попасть туда, необходимо открыть Дом моды в столице Франции, дважды в год показывать новые коллекции на Неделе высокой моды в Париже, устраивать показы для клиентов. При изготовлении моделей должна преобладать ручная работа (допускается до 30% машинных строчек).

Чарльз Ворт умер в 1895 г.
Семейное предприятие возглавили его сыновья Жан-Филипп и Гастон.
Именно под их влиянием во Франции начала ХХ в. развился стиль “модерн”.

Жан-Филипп прославился изысканными бальными платьями с головокружительно трудоемкой отделкой.
Братья Ворт также ввели практику продажи разработок для копирования в другие страны.
В Нью-Йорке на копиях моделей Дома “Ворт” специализировался салон “Кэти Донован”.

В 1945 г. имя Ворта было продано в Англию. Модный дом “Ворт” прекратил свое существование. Но талантливого портного не забыли. По всему миру периодически проходят выставки его одежды, приуроченные к какой-нибудь знаменательной дате из биографии первого кутюрье.
А 26 июня 2001 г. на аукционе в Нью-Йорке придворное платье 1888 г., созданное несравненным Вортом, установило мировой рекорд по дороговизне: новому обладателю этот шедевр модного искусства обошелся в $101500.

Чарльз Ворт-модельер, сделавший моду “высокой”

Чтобы понять, какое значение для мира моды имел Чарльз Фредерик Ворт, надо вспомнить следующее. Долгое время модные тенденции определяла элита общества. Именно её представители диктовали портным, что и как шить, ну, а остальные подражали и копировали – в меру своих возможностей, разумеется. С приходом в модный бизнес Ворта ситуация разительно изменилась. Само слово “кутюрье“, означающее по-французски, просто “портной”, заиграло совсем другими красками.

Будущий создатель французской “высокой моды” по иронии судьбы оказался англичанином. Хотя он и родился в обеспеченной семье, его отец быстро разорился, и мальчику уже с 11 лет пришлось работать. К 20 годам Чарльз уже имел достаточный опыт работы в сфере продажи тканей, чтобы решиться отправиться из Лондона в Париж. О его самоуверенности свидетельствует и то, что во Францию он поехал, совершенно не зная языка и имея лишь 115 франков за душой.

Чарльзу удаётся устроиться в Парижский дом “Гаглен”, где он занимается привычной продажей тканей. Но мечты юноши уже давно лежали в иной сфере – он хотел создавать одежду. Ещё в Лондоне он частенько посещал галереи живописи, где внимательно рассматривал роскошные одеяния прошлых времён.
Поначалу порывы Чарльза хозяин “Гаглена” не оценил. Он не хотел ассоциировать своё предприятие со столь “низменной” сферой, как пошив готового платья. Повторюсь, солидные люди готовые платья не покупали, одежду шили для них специально.
Поэтому первой моделью Ворта стала его юная жена – Мари Берне. Она работала в том же “Гаглене”, где рекламировала шляпки. Чарльз начал шить для неё наряды – как бы в дополнение к шляпкам.


Чарльз Ворт и его жена Мари.

А в 1851 году Ворт участвует в Лондонской Всемирной выставке, где неожиданно получает награду. После этого ему всё-таки разрешают открыть собственное ателье при “Гаглене”. Результат не заставил себя ждать. В 1855 году – уже на Парижской выставке – Ворт получает медаль за новую конструкцию шлейфа. Теперь он ниспадал не от талии, как раньше, а начиная с плеч.

Однако амбиции Чарльза простирались намного дальше – он хотел завоевать внимание элиты, понимая, что именно оно обеспечит ему престиж и богатство. На приступ богатых и именитых вновь пошла жена. В нарядах от мужа Мари активно посещает модниц города и добивается аудиенции у знатных особ.
Решающей оказалась встреча с женой австрийского посла – Паулиной Меттерних. Наряды Ворта Паулине понравились, но она, не будь дурой, поставила ультиматум – куплю, если вы продадите два платья по цене одного. Ворт согласился и не прогадал. Больше он ни разу не продаст свои платья так дёшево.

А произошло вот что. Паулина Меттерних появилась в платье от Ворта ни где-нибудь, а в самом высшем свете – на балу, где среди прочих знатных особ присутствовала и жена французского императора Наполеона III – Евгения. Увидев роскошный наряд с широким кринолином, вышитый серебряной нитью и украшенный букетиками фиалок, императрица пришла в восхищение.
Так с лёгкой руки трёх женщин Ворт превратился в короля модельеров и модельера королей.


Елизавета Австрийская в нарядах от Ворта.

Он обшивает девять королевских домов, многих знаменитых певиц и актрис (вроде Сары Бернао). Ему доверяли настолько, что, например, Мария Федоровна – супруга российского императора Александра III – делала свои заказы на расстоянии, по телеграфу, без единственной примерки!


Платья для Марины Фёдоровны от Ворта.

Тайный заказ поступил и с родины модельера – от самой королевы Виктории. Тайный, потому что по традиции, британская королева должна была носить наряды только отечественного производства. Ворт пошил для Виктории 150 платьев, в которых она щеголяла на открытии Суэцкого канала. Правда, пошил он их из одной ткани, поэтому многим показалось, что королева не меняет нарядов, и они тут же вознесли хвалу её скромности.

Платья Ворта во многом определили моду, так называемого, “второго рококо” – богатую, роскошную, избыточную – с обилием рюшей, воланов, оборок. Именно он вернул популярность кринолину – широчайшей юбки, благодаря которой ни одна дама не могла остаться незамеченной. Окружённая кринолином, женщина умудрялась совмещать в своём облике все добродетели эпохи – быть прекрасной, величественной и при этом, в буквальном смысле, недоступной.
Проблема была лишь в том, что старый кринолин представлял собой колоколообразное слоёное сооружение из множества юбок. Основными держателями конструкции были юбки из жёсткого конского волоса, поэтому носить всё это было тяжело и неудобно.

Ворт решил облегчить кринолин, предложив в качестве держателя металлические обручи скреплённые лентами. К ним иногда добавлялся и особый механизм, с помощью которого дама могла немного сложить конструкцию – например, для того, чтобы сесть в карету.
Кроме того Ворт изменил и саму форму кринолина. В верхней части она стала суженой и приталенной, напоминая теперь не купол, а абажур. В задней же части модельер кринолины удлинил – за что их прозвали “овальными”.

К 1867 году кринолины теряют популярность, и очередной модный силуэт вновь предложил ни кто иной, как Ворт.
Легенда гласит, что однажды модельер заметил, как уборщица во время работы подобрала свою длинную юбку и заколола сзади, чтобы та не мешала. Так на свет родились платья с турнюром – те самые, с оттопыренной филейной частью, поднятой выше линии талии.

Турнюр создавался с помощью специальной подушечки или конструкции, спрятанной под юбку. Благодаря сочетанию корсета и турнюра, силуэт женщины приобретал своеобразный лебединый изгиб, который служил одновременно и источником восхищения, и предметом карикатур. Некоторые турнюры были столь велики, что дамы прятали в них маленькую табуреточку, на которой при случае можно было отдохнуть.


Справа – карикатура на турнюр («Таможенник ищет контрабанду»).

К числу других нововведений Ворта относятся и платья, в которых лиф не крепился швом к юбке. В результате дама могла за день менять наряды, просто заменяя один “верх” другим.
А для императрицы Евгении модельер так искусно укоротил подол, что, с одной стороны, ноги оставались благопристойно прикрыты, а с другой – юбка перестала собирать грязь во время, вошедших в моду, пляжных прогулок.
Ещё одним его изобретением стала туника – укороченная до колен юбка, которая, правда, носилась не на голом теле, а поверх другой – более длинной юбки.

Несмотря на всё вышесказанное, главную революцию Ворт произвёл не столько в фасонах, сколько в самой сфере модного бизнеса.
Во-первых, он стал пришивать к платьям лейбл – матерчатую полоску со своей подписью (единственное исключение он сделал для тайного заказа королевы Виктории). Этот приём модельер перенял у художников, подписывающих свои картины.
Он же наладил и копирование своих образцов промышленными фабриками готовой одежды – разумеется, по лицензии.

Другим нововведением Ворта стало использование профессиональных манекенщиц. Раньше платья помещали на искусственных манекенах, и лишь по просьбе особо настойчивого покупателя наряд могла продемонстрировать одна из продавщиц магазина.
Теперь же модельер нанимал специальных девушек. Одни служили “дублёршами” постоянных заказчиц (их подбирали по параметрам), другие – демонстраторами на показах. Да-да, именно Ворт был первым модельером, который два раза в год представлял новые коллекции. Теперь именно он, а не заказчицы, задавал все новые тенденции. Поэтому и мог самоуверенно заявлять: “Дама не обязана обладать хорошим вкусом, у нее должна быть вера, фигура и франки. Вера – в меня; фигура – чтоб демонстрировать мои наряды; франки – чтобы оплачивать мои счета”.

И, наконец, в 1868 году Ворт решил объединить самые знаменитые ателье Парижа под крылом одной организации. Так возник Синдикат высокой моды, а вместе с ним и само понятие “от кутюр“. Правила, заданные Вортом, сохранились в высокой моде до сих пор – только ручная работа, только лучшие материалы и обязательные показы новых коллекций два раза в год.
Всё последующее столетие именно Кутюрье с большой буквы будут главными творцами и законодателями моды во всём мире.

Ссылка на основную публикацию
×
×