Блестящий праздничный макияж с листами сусального золота

Макияж и косметика

Технология нанесения золота

Золочение или позолота применяется с давних пор. Одним из первых методов нанесения золота на поверхность считается так называемое листовое золочение, в основе которого — применение тонких листов благородного металла (сусальное золото). Этот способ золочения применяется и сегодня: для декора домашнего интерьера, при оформлении икон, для внутреннего убранства храмов, в декоративно-прикладном искусстве. Сусальное золочение применимо по отношению к металлам и другим поверхностям. Интересный факт: сусальное золото используется не только в декоративных целях, а и широко известно применение сусального золота в пищевой промышленности и косметологии.

Позже был изобретен огневой метод, основанный на использовании смеси золота и ртути – амальгамы (данный способ применяется и для извлечения золота из руды). После нанесения смеси на изделие, его нагревают, в результате чего ртуть испаряется, а золото пристает к поверхности. Не смотря на то, что срок службы покрытий, полученных таким способом, более ста лет, он не безопасен, т.к. пары ртути ядовиты.

И наконец, третий способ золочения, используемый в ювелирном деле, часовом производстве и в электронной промышленности, — гальванический метод, в основе которого — применение химического раствора и пропущенного через него тока. На сегодняшний день применение гальваники – это наиболее эффективный метод нанесения золота на металлическую поверхность, поскольку позволяет получить тончайшее, а самое главное равномерное покрытие из золота.

Почему так популярна позолота?

Технология золочения металлов позволяет нанести золото на поверхность таким образом, что внешне отличить позолоченные изделия от золотых не возможно. В этом и есть секрет популярности золочения. Для каждого металла или сплава характерна своя технология процесса.

Технологии золочения более 3000 лет. Развитое древними мастерами искусство позолоты не устаревает, а напротив: совершенствуется и находит все новые сферы применения. Так сегодня широко используется более дешевая имитация драгоценных металлов – поталь.


Данный материал представляет собой те же тончайшие листы сплавов цветных металлов золотого, серебряного или бронзового цветов, имитирующие одноименные металлы. Применение потали вместо золота гораздо удешевляет процесс «золочения». Поэтому использование золотого аналога практикуется как в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, так и в домашних условиях, в качестве развлекательно-познавательного хобби.

Сферы применения золочения

Позолота или золочение – процесс имитации золотого покрытия в результате нанесения тонкого слоя золота на поверхность предмета в декоративных и одновременно защитных целях. Смысл декоративной функции покрытия логичен: дабы придать предмету эксклюзивности, дороговизны, попросту — сделать его раритетным. Почему защитных? Здесь тоже все просто: золото – универсальный материал, который не поддается коррозии и не тускнеет, а также с легкостью переносит колебания температур. Таким образом, золотое покрытие не потрескается и не потемнеет, а сойдет лишь вследствие физического износа. При этом толщина слоя позолоты не регламентирована и может варьироваться от долей мкм до нескольких мкм. Соответственно чем толще слой золота, чем чище само золото (выше его проба/каратность), тем более прочным и долговечным будет такое покрытие, разумеется, при условии соблюдения технологии нанесения драгоценного металла.

Подходящими поверхностями для нанесения золотого покрытия могут быть: дерево, керамика, металл, фарфор, гипс, картон и др. Нанесенный на такую поверхность драгоценный металл создаст иллюзию, что предмет изготовлен из чистого золота. Nokia 6700 Gold прекрасным образом демонстрирует свой позолоченный корпус.

Золотой макияж

Для каждой женщины макияж – это неотъемлемая часть завершенного образа. Макияжи бывают повседневными, вечерними, в стиле нюд, классическими – вариаций очень много. На любой вкус, оттенок и настроение. Золотой make up – это нечто особенное, ведь он привлекает все внимание окружающих. Золотые переливы на глазах или же помада с «дорогим» оттенком просто не могут не сделать женщину королевой вечера. Главное – не переборщить с блеском и не превратиться в сказочную фею. Не все знают, как этого избежать и выполнить макияж по всем правилам.

Что такое золотой макияж?

Золотой макияж – настоящее спасение в пасмурный осенний день, ведь это использование золотых теней самых разных оттенков и текстур, ярких и солнечных помад с переливами, бронзаторов и пудр, румян с роскошным шиммером. Да и на летнюю вечеринку такой макияж будет очень кстати. Однако это вовсе не значит, что сияние вашего лица перебьет сияние звезд. Тут должна быть мера – впрочем, как и с любым другим оттенком.

Золотой цвет легко разнообразит ваш образ, привнесет в него особые нотки дороговизны и аристократизма. Ведь такой цвет всегда выглядит «богато», при этом он излучает массу тепла. При его умеренном использовании вы без труда добьетесь желаемого эффекта.

Очень часто золотые make up выполняются в необычных техниках, используются на показах мод и различных вечеринках. Но ведь никто не отменял умеренное нанесение блеска и пигмента, которые без труда помогут создать совершенный мейк прямо у себя дома.

Преимущества и особенности

Макияж в золотых тонах может быть уместен и универсален для любого случая. Одинаково хорошо подойдет для светского мероприятия, званого ужина, вечеринки, а при умеренном использовании станет отличным решением на деловой встрече (особенно в том случае, если вы хотите привлечь к своей личности внимание, но при этом не переусердствовать). Кроме того, такой макияж будет одинаково хорошо смотреться на любом оттенке кожи и в любом возрасте. Исключения составляют очень заметные морщинки на лице – в данном случае с бронзаторами следует быть осторожнее.

Благородное сияние золотых переливов делает каждую женщину особенной, очень многие селебрити выбирают исключительно такие макияжи для выхода в свет и на красную дорожку. С сияющим мейком можно встретить Шарлиз Терон, Ким Кардашьян и её сестер, а также роскошную Дженнифер Лопес. Звездные визажисты все-таки знают в этом толк, а звезды всегда пользуются случаем поблистать.

Любой оттенок золотого сразу же подчеркнет ваши глаза или скулы – в зависимости от того, что вы хотите выделить. Такой цвет используется для того, чтобы расставить акценты. Многие визажисты считают, что в ярком макияже не должно присутствовать более двух сверкающих цветов, иначе вы будете похожи на нарядную елку. Лучше всего парное их сочетание. Глаза + губы, тени + блеск, подводка для глаз + пудра с шиммером, лак для ногтей + блестящая тушь. К золотому всегда подходят красные и черные цвета, этим стоит пользоваться.

Стоит сразу отметить, что с помощью блеска вы можете подчеркнуть любую часть на лице, а также выделить шею. Очень часто необычные макияжи дополняют спреями-блестками, которые наносятся на тело – преимущественно на открытие части (руки, ноги и грудь). Образ можно дополнить лаком для волос с блестками.

Поскольку черно-золотое сочетание очень уместно, вы можете выполнить такой макияж всего за несколько шагов:

  • Сделать идеальный тон кожи (поскольку макияж должен быть устойчивым, не забывайте про базу).
  • Нанести золотистые тени (или же любые в кремовом оттенке) и расставить на глазах золотой акцент.
  • Сделать французские стрелочки необходимой ширины и длины. Отличным вариантом будет подвести линии под глазами и слегка их растушевать. Можно также дополнить внутреннее веко насыщенным оттенком черного. Не забудьте накрасить реснички или приклеить накладные (для этого свои необходимо подкрутить).
  • Оформить брови и нанести румяна (можно с блеском).
  • Выбрать подходящую помаду. Классическим вариантом будет красная или алая.

Если вы используете румяна с блеском, то лучше выбрать матовую помаду. Хороший вариант – матовые румяна и блестящая помада.

Стоит обратить внимание на румяна-иллюминатор от Pupa в оттенках 02 и 05, а также на помады с золотом от L’Oreal – «Gold Obsession».

Золотистый оттенок отлично дополнят коричневые или темно-зеленые тени. Их сочетание сделает глаза максимально выразительными. Не забывайте – если глаза получились очень яркими, то лучше отдать предпочтение помаде в оттенке нюд.

Отличным вечерним вариантом может стать сине-золотой make up (его можно дополнить стразами или блестками):

  • Первым шагом следует нанести основу под тени.
  • В центре века (не доходя до складки) нанесите необходимый оттенок синего, слегка растушуйте.
  • В складке распределите темный оттенок (например, коричневый).
  • Уголок подчеркнуть темно-серым, почти черным.
  • Теперь сделать переходы между тенями, растушевать.
  • Внутренние уголки глаз дополнить золотыми тенями или пигментом.
  • Пространство под бровями заполнить нюдовыми тенями и добавить немного хайлайтера.
  • Подвести верхнее веко черным карандашом или лайнером, сделать стрелку.
  • Накрасить ресницы или приклеить их.

Вместо синего можно использовать зеленый и фиолетовый цвета, которые также отлично гармонируют с золотом.

Кому подойдет make up?

Золотой макияж подойдет любой представительнице прекрасного пола – молодым девушкам или же дамам в возрасте. Золото беспроигрышно подчеркивает красоту зрелых дам, делает их образ более статусным и элегантным. Молодые особы смотрятся с ним не менее привлекательно.

Такой макияж очень выигрышно смотрится как на светлокожих дамах, так и на темнокожих. Разница состоит лишь в том, что женщины со смуглым типом кожи могут использовать больше блеска, в то время как бледнокожим девушкам лучше всего использовать золото по минимуму или разбавлять его другими нежными оттенками.

Тонкости нанесения

Если вы решили поэкспериментировать в домашних условиях, скорее всего, у вас все получится. Считается, что стандартная техника исполнения макияжа с золотом ничем не отличается от обычной, классической.

Начинать следует как обычно – с тона лица. Некоторые профессиональные визажисты сначала красят глаза, поскольку тени могут пылить. Вероятность получить “эффект панды” к началу вечера возрастает. Однако это на ваше усмотрение, поскольку речь идет о макияже дома. Далее следует накрасить глаза, оттенить их более темным, коричневым или шоколадным оттенком, добавить небольшой акцент золота в складки.

Пошагово можно выполнить и упрощенный вариант макияжа. Нужно использовать тени с золотом или нюдовые, затем покрыть их жидкими тенями с переливами или золотым пигментом, дополнить все черными стрелками. Отличным вариантом станут пышные «кукольные» ресницы (или с эффектом накладных).

Чтобы тени не скатывались и отлично держались весь вечер, рекомендуется использовать базу под макияж.

Стоит также упомянуть об идеальных пропорциях лица и о золотом сечении, ведь с помощью удачного макияжа можно без проблем скорректировать асимметрию лица и добиться максимально приближенного к идеалу результата. Верить в золотое сечение или нет – дело за вами, но многие пластические хирурги во всем мире стремятся к созданию идеальных черт (с помощью правильно высчитанных пропорций на лице). Женщины могут добиться идеала с помощью отличных косметических средств, ровных бровей и четко выделенных скул.

Секреты профессиональных визажистов

Очень часто можно увидеть необычные макияжи на модных показах, когда на глаза приклеивается золотая и серебряная фольга, а также используется много пигмента для придания выразительности глазам, различные блестящие стразы.

Читайте также:  Брунелло Кучинелли – одежда и аксессуары из кашемира высшего качества

Часто профессиональные визажисты разбавляют золотой макияж с помощью использования белого карандаша на внутреннем веке. Он визуально увеличивает глаза, делает их более притягательными. Важно для таких целей использовать водостойкий вариант – например, от NYX или Maybelline.

Красивые золотые макияжи бывают у моделей Armani. На сегодняшний день бренд выпускает отличные пигментированные жидкие тени с блеском, которые без труда помогут воссоздать макияж с подиума прямо у себя дома. Обязательно обратите внимание на «Eye Tint Eyeshadow Armani Runway» и «Eyes To Kill».

Профессиональные визажисты также предлагают женщинам и молодым девушкам создавать естественные и сияющие образы. Для этого необходимо создать идеальный тон лица, подчеркнуть ресничный контур и использовать нежные нейтральные тени с сиянием на все веко (например, от L’Oreal – «Infaillible 021 Sahara Treasure»). Отличным дополнением к данному макияжу станут бежево-розовые румяна и кремовая или персиковая помада.

Если вы хотите что-то очень необычное, то попробуйте нанести золотой пигмент на прокрашенные ресницы. Это будет смелый, но запоминающийся ход.

Пошаговое создание золотого макияжа – в следующем видео.


Золочение сусальным золотом ювелирных украшений

Увеличить сроки эксплуатации ювелирных украшений и снизить риски их поломки поможет золочение серебряных изделий с помощью разнообразных методик нанесения золотого покрытия, родия и других металлов. Одно из таких видов золочение – покрытие сусальным золотом. Такая защита сбережет кольцо, браслет или цепочку от воздействия внешней среды, а изделие из металла или серебра не только сохранит прежнюю форму, но и станет выглядеть как самое настоящее дорогостоящее золотое украшение.

Сусальное золото – это тонкие золотые листы, которые идут на золочение ювелирных украшений, изделий. Толщина таких листов достигает доли микрон. Листы наклеиваются на поверхность с помощью ювелирного клея, создавая впечатление, что ювелирное украшение полностью сделано из золота.

Золото – относительно мягкий и очень ковкий металл, и его можно расплющить в чрезвычайно тонкие листы без трещин и разрывов. Сусальное золото изготавливается путём отливки бруска с последующей раскаткой его в многометровую тонкую полосу золота. Далее полоса нарезается на квадраты и каждый вкладывается между листами специальной бумаги в стопку, которая содержит от 100 до 300 квадратов сусального золота. Далее стопка листов с квадратами сусального золота помещается под молот и по ней наносится около двух тысяч ударов, пока каждый из квадратов не расплющится в круглую лепёшку толщиной в несколько микрон, а затем из лепёшки вырезается квадрат и вкладывается в книжку. Книжка может содержать от 10 до 300 листов сусального золота.

По виду упаковки листов книжки сусального золота подразделяются на 2 вида: свободное сусальное золото и трансферное. В случае свободного сусального золота лист золота в книжке проложен с двух сторон бумажными листочками, но не приклеен ни к одному из листочков, и таким образом лист легко вынимается из книжки ножом позолотчика и далее переносится на подушку позолотчика.

Если же листы трансферные, то это значит, что каждый лист давлением помещён на белую шёлковую (папиросную) бумагу, и таким образом лист золота становится приклеенным к поверхности бумаги. Существует также сусальное золото в рулонах, его также причисляют к трансферному, так как оно выпускается на подложке.

Для изготовления качественных сусальных листов отечественного производства, хорошо подходит 958 проба золота. Зарубежное сусальное золото делают из золота 960 пробы.

Золото такой микроскопической толщины прилипает к любой гладкой поверхности на молекулярном уровне. Благодаря этому необыкновенному свойству, золото твердо держит позиции, как способ создания роскошных предметов интерьера и масштабных проектов, вроде фонтанов, куполов и статуй. В ювелирной промышленности можно достичь такого совершенства, что невозможно отличить, что ювелирное украшение сделано не из золота, а, например, из серебра.

Сусальное золото нельзя брать просто руками – его невесомость и непрочная структура моментально скажутся. Он превратится в прах в руках. Поэтому работают с ним только специальным инструментом и имея хотя бы простые навыки обращения с таким нежным и дорогим материалом.

Выбор за Вами – носить полностью золотые украшения или воспользоваться золочением и приобрести целую коллекцию новых изделий, ничем не отличающихся от чистого золота. Разницы между изделиями, изготовленными нашими ювелирами, и настоящим золотом не будет никакой, а денег на их приобретение потребуется в разы меньше. При этом вложения в приобретение позолоченного серебра аналогичны инвестициям в чистое золото.

Технология золочения сусальным золотом

В отличие от золотых красок, паст, зеркальных плёнок, сусальное золото придаёт поверхности настоящий золотой вид. Такое золочение очень хорошо подходит для отделки багета, рам, интерьерной и архитектурной лепнины. Как же производится золочение этим материалом? Рассмотрим технологию золочения последовательно.

Что такое сусальное золото?

Сусальное золото представляет собой тончайшие золотые листики (очень тонкая фольга). Его толщина значительно меньше волоса, поэтому данный материал можно повредить простым дуновением воздуха. Но такой плотности достаточно, чтобы создать эффектный внешний вид золотого покрытия. Кстати, название «сусальное золото» происходит от слова «сусаль», что переводится как «лицо», «лицевая сторона», то есть в переносном смысле речь идёт о внешнем виде парадной стороны предмета. Листики сусального золота хранят между листами бумаги, что предотвращает их слипание и обеспечивает более удобную работу. Листы бумаги и золота сшивают в книжечки. Именно в таком виде сусальное золото продаётся на прилавках магазинов. В продаже также можно встретить поталь — имитацию золота, состоящую из сплавов различных металлов.

Инструменты для золочения

Для работы с сусальным золотом есть много различных приспособлений. Однако рассмотрим основные.

Подушечка из замши. При помощи неё мастер, может снимать листики золота из книжки. Но в основном, подушечка используется для того, чтобы на ней разрезать золотые листочки.

Нож для золочения. С помощью него, листики сусального золота разрезаются на кусочки нужного размера.

Лампензель — это специальная широкая, плоская кисть из тонкого волоса. При помощи неё мастер «захватывает» невесомые листочки сусального золота и переносит их на поверхность предмета, над которым он работает. Также, при помощи лампензеля золото переносится на подушечку для золочения.

Камень агат. Используется для полировки золочёной поверхности и более плотному соединению основы с листами сусального золота. Представляет собой идеально гладкий наконечник с рукояткой. После полировки золото обретает глянцевую, зеркальную поверхность.

Глянцевая позолота

Чтобы достичь глянцевого золотого покрытия применяют традиционный способ золочения, который использовался еще в старину. Этот способ называется золочением «на полимент», «на левкас» или «водяное», «клеевое» золочение. Такое золочение лучше подходит для предметов из дерева или гипса, которые предназначены для использования внутри помещения.

Вначале готовят поверхность — выравнивают, шлифуют и покрывают клеем. После высыхания проклейки на подготовленную поверхность наносятся несколько слоёв левкаса (каждый последующий слой наносится только после просушки предыдущего). Левкас представляет собой смесь болонского гипса, клея из кожи кролика и воды.

Далее, по левкасу поверхность покрывают полиментом — специальным составом под позолоту. Его основными компонентами являются болюс (специальная глина) и клей (например, кроликовый). На поверхность может наноситься до нескольких слоёв полимента.

В процессе покрытия левкасом и полиментом, просохшие слои шлифуются и выравниваются. Только после того как поверхность окончательно подготовлена, можно приступать к нанесению сусального золота. Для этого просохшие слои полимента смачивают раствором воды и спирта. Пока этот раствор окончательно не впитался, золотые листики наносятся на него лампензелем. Под воздействием спирта и воды невесомые листики сусального золота хорошо ложатся на поверхность и расправляются. Вода растворяет клей, входящий в состав полимента. Поэтому золото приклеивается к поверхности и после высыхания его можно полировать.

Полировку производят специальным инструментом с наконечником из камня агат. После этого листики сусального золота плотно прилегают к полименту и приобретают глянцевый вид.

Матовая позолота

Второй традиционный способ золочения называется масляным или матовым. Матовым, потому что при этом способе нанесения сусальное золото не будет иметь зеркальной поверхности. Масляное золочение можно применять на объектах, как внутри помещения, так и снаружи, так как эта позолота более устойчива к атмосферному воздействию.

Суть этой технологии заключается в том, что зачищенную поверхность сначала проклеивают, а потом наносят специальный масляный клей — мордан. После того как он подсохнет, но не высохнет полностью (пока сохраняет липкие свойства), наносят листики сусального золота. Мордан бывает трёх видов: часовой, трёхчасовой и двенадцатичасовой. Названия соответствуют периодам высыхания клея.

Патина (состаривание металла)

Если при золочении используется не настоящее сусальное золото, а поталь, т. е. имитация золота, то она склонна к окислению, так как изготавливается из сплавов недорогих металлов (например меди и цинка). Поэтому после золочения поверхность может потускнеть. Чтобы этого не произошло, поталь покрывают лаком, который препятствует окислению и помутнению металла. Лучше всего для этого подходит шеллак (природная смола производимая насекомыми). Шеллак обеспечит блеск и защиту позолоченной поверхности на длительное время.

Однако, в ряде случаев может потребоваться искусственное состаривание металла. Например, при изготовлении рам для живописи, часто отдаётся предпочтение не чистому глянцу, а патине (состаренный метал с характерным налётом). Чтобы добиться имитации патины можно использовать лак на основе битумных смол. Позолота покрывается этим лаком. А потом, пока он не высох, слой лака протирается тампоном из ткани. На выпуклых частях рельефа тонировка снимается, и сквозь неё золото проступает сильнее. В углублениях рельефа битумный лак остаётся, поэтому позолота здесь выглядит более тёмной. Таким образом создаётся имитация патины.

Декоративное золочение своими руками

Декоративное золочение своими руками

Золочение — очень древняя техника декоративной отделки. Оно применялось еще в доисторические времена. И действительно, самородное золото — один из первых металлов, ставших известным человеку. Да и потом, в бронзовый и железный века, ничто не могло сравниться с благородным металлом по интенсивности цвета, глубине тона, мягкости блеска. И мастер, сделавший клинок, считал своим долгом украсить его золотым узором. Иначе работе недоставало последнего штриха.

Киевская Русь славилась золотых дел мастерами с незапамятных времен. Впрочем, в историю они таки попали. В летописях упоминается о том, что великий князь Владимир повелел украсить золотыми усами серебряную голову Перуна. И было это еще до крещения Руси!

В IX-X веках золото стали применять в более широких масштабах; им украшали детали архитектурных сооружений. Так, в 1113 году по велению князя Святополка, внука Ярослава Мудрого, в Киеве вызолотили купола Михайловского собора, и стал он с тех пор называться Златоверхим. Сохранился и другой интересный памятник, подтверждающий искусство древних мастеров, — медные двери собора в Суздале с золотым рисунком на черном лаковом фоне. В те времена нагрев при золочении производили на углях, а протравливали металл клюквой. Тем не менее золотое покрытие не старилось веками, несмотря на то, что находилось на открытом воздухе и его касались тысячи рук!

Читайте также:  Как правильно смотреть передачу Модный приговор

Золотая отделка старого подсвечника сделала его нарядным и торжественным. Осталось лишь декорировать его красными шарами и зажечь свечи. Дом готов к Рождественскому вечеру.

Декоративное золочение

Драгоценные металлы во все времена использовались в отделке и декорировании интерьеров дворцов, создавая впечатление немыслимого богатства и роскоши. Но существует возможность сделать небольшой предмет сверкающим и без больших финансовых затрат.

Золочение — процесс творческий. Два деревянных подсвечника демонстрируют нам, как происходит преображение. Легко преобразить и родные стены. Основой послужит гладкая поверхность, например, виниловые обои. Краску на стену наносим с помощью шаблона, легко касаясь кистью, смоченной золотой краской. Золотой и серебряный цвет легко придадут благородный вид самым обычным вещам: подсвечникам, картинам, шкатулкам.

Подготовка к декоративному золочению

Золочение — очень сложный и длительный процесс, требующий терпения, аккуратности и опыта. Для приобретения этого опыта стоит начать с более простых способов декорирования, имитирующих золотые покрытия. Наша цель — придать изделиям красивый, благородный, сверкающий вид. И естественно, что золотая поверхность должна иметь безукоризненный вид. Малейшие недостатки: следы обработки, царапины, шероховатости, даже пылинки — и работа испорчена! Поэтому поверхность деревянного предмета шлифуется, трещинки заделываются, пыль тщательно удаляется.

С помощью жидкой золотой краски можно нанести на стену геометрический или растительный орнамент. Контрастные переходы между красной матовой окраской стены и золотым узором, сверкающим металлом, создают эффект поистине царского богатства.

Золочение краской

Существуют готовые золотые краски, при нанесении которых на очищенную поверхность получается золотой вид изделия. Краска состоит из металлического порошка, воспроизводящего цвет металла (золота, бронзы, меди, железа и др.). Однако краска может лишь приблизительно имитировать настоящее сусальное покрытие.

1. На подготовленный деревянный подсвечник в качестве грунта наносят акриловую краску. К золоту лучше подходит красный цвет а к серебру — прохладный синий. Дайте грунту высохнуть.

2. Перед нанесением золотую краску тщательно перемешивают деревянной палочкой, так как пигменты оседают на дно емкости. В старое блюдце наливают небольшое количество золотой краски и равномерно подкрашивают подсвечник снизу вверх. Краска сохнет очень быстро.

3. Чтобы придать подсвечнику старинный вид, после высыхания краски «золотой» слой слегка шлифуют грубой шерстью до тех пор, пока в некоторых местах не начнет просвечиваться красный грунтовочный слой.

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Сусальное золочение

Существуют два вида золочения сусальным золотом: масляное (матовое) и клеевое (глянцевое).

Масляное золочение может применяться почти на любой поверхности — дереве, металле, гипсе, пластмассе. Это довольно простой, удобный и распространенный способ золочения. Масляным этот способ называется потому, что золотой лист наклеивается на масляный лак — мордан. Состав лака может быть разным, все зависит от условий, в которых будет находиться позолоченный предмет.

Клеевое золочение используют только для внутренних работ. Этим способом золотят в основном древесину, иногда пластмассы (полиуретан). Техника водного золочения остается практически неизменной с древних времен.

Сусальное золото и различные виды золотых красок можно приобрести в магазинах для художников. В ассортименте имеете трансферное золото разных размеров и оттенков: белое золото, желтое золото, чистое золото в 24 карата. Нужно помнить: чем чище золото (чем больше в нем каратов), тем менее чувствительной будет позолота к влиянию погодных и климатических условий. Материал, который каждый может приобрести, чтобы попробовать свои силы в золочении, это трансферная золотая фольга.

Не все то золото, что блестит

Позолоченное изделие — вещь дорогая, не каждому доступная. В основном цена высока из-за дороговизны золота. Поэтому сусальному золоту нашли более дешевую замену. Одним из известных заменителей сусального золота является поталь. Поталь не содержит драгоценных металлов и представляет собой тончайшие листки металлического сплава — меди с цинком или меди с алюминием. Поталь значительно дешевле сусального золота. И она отлично подходит для выражения индивидуальности и даже сиюминутного настроения. Техника декорирования поталью аналогична декорированию сусальным золотом.

Золочение пленкой

С некоторой натяжкой к поталям можно отнести и золотую самоклеющуюся пленку для лазерных принтеров, из которой делают стикеры и наклейки на CD-диски. Этот материал вполне доступен домашним умельцам, и работать с ним просто. Пленка разматывается из рулона и постепенно приклеивается к поверхности. Золочение пленкой применяется только на плоских поверхностях. Так золотят, к примеру, несложные деревянные багеты. Все имитаторы золота, а также сусальное золото с примесями принято покрывать защитным слоем лака.

1. Чтобы превратить деревянную шкатулку в золотую, воспользуемся поталью. Сначала необходимо нанести на основу клей. В данном случае подойдет акриловый (он быстро сохнет).

2. Лист потали наклеивается целиком Поскольку он толще, чем сусальное золото, его возможно отделить руками и уложить на подсохший сухой клей. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с небольшим нахлестом.

3. С помощью колонковой кисти поталь разглаживается и легким постукиванием приклеивается к основе. Особенно тщательно нужно прижимать края и углы. Излишки подхватывают на листок бумаги для дальнейшего использования.

4. Поскольку поталь сделана из таких металлов, как медь, цинк и алюминий, она под воздействием влаги окисляется и темнеет. Поэтому сверху необходимо нанести защитный слой прозрачного лака. Используйте шеллак или цапонлак. Битумный лак придает золоченым вещам старинный вид. После высыхания лак полируется везде, кроме труднодоступных мест, где остается благородная патина.

Золотые и серебряные блестки

Металл в интерьере сегодня особенно актуален. Даже небольшие аксессуары вроде шкатулок, карнизов, подсвечников, если придать им блестящий вид, полностью меняют впечатление от квартиры. Проще всего преобразить их с помощью металлических блесток или металлизированной краски в аэрозольном баллоне. Работать с этими материалами интересно, легко и приятно.

Как по мановению волшебной палочки, можно буквально за полчаса подготовиться к Рождеству. Предметы обихода — орехи, галька и фигурные тыквы — на самом деле имеют более широкий спектр применения, чем обычно полагают. Особенно если поверхность, сверкающую золотом и серебром, подсветить свечами.

На шкатулку наносят кистью слой клея и, пока он еще влажный, посыпают мелкими блестками. Блестки распределяют руками, следя за тем, чтобы поверхность покрывалась равномерно. Чудное украшение для туалетного столика.

Золочение аэрозольной краской

Сейчас общедоступны аэрозольные краски, имитирующие металл. Их можно наносить на любую поверхность: бумагу, дерево, металл, пластик, стекло, даже на стену. Приобрести аэрозольное «золото» можно в автомагазинах. С его помощью можно не только создать золотые колпаки на колеса авто, но и облагородить невзрачные предметы интерьера. Настольная лампа, старые рамы картин, почерневшие от времени карнизы — точек приложения масса! Для получения блестящего результата важно, чтобы поверхность была сухая, тщательно очищенная от пыли и ржавчины. Обработку нужно провести два раза. Оба слоя высохнут в течение часа. К сожалению, технически невозможно сохранить блеск на длительное время. Но огорчаться не стоит: когда блеск потускнеет, просто нанесите новый слой аэрозоля с позолотой.

В преддверии новогоднего карнавала подарим еще одну идею родителям: вашей дочурке наверняка понравится, что ее вполне обычные туфли неожиданно превратились в золотые бальные туфельки. Только не забудьте перед покраской их обезжирить!

Еще одна идея к празднику

С помощью клея на листе подарочной бумаги рисуем контур и оставляем его сохнуть — пока клей не станет прозрачным. Затем накладываем сверху золотую или серебряную трансферную фольгу и аккуратно притираем. После этого осторожно снимаем бумагу-основу. Такой рисунок можно сделать даже на текстиле — футболке или бейсболке. Отличный подарок к Новому году — и уникальный, и практичный!

Прекрасная идея для украшения подарочных коробочек к Рождеству или Новому году

Ремонт с помощью золотой пасты

В художественных магазинах можно встретить золотую краску в виде пасты. Пасты обычно делаются на основе пчелиного воска и металлических пигментов. Паста идеально подходит для реставрации старой рамы или старого деревянного подсвечника. Она наносится пальцем и тщательно втирается в поверхность. Для получения эффекта старины золотую отделку рамы можно слегка «состарить», втерев в фигурный профиль немного природной умбры.

Читайте также:  Мех каракульча и каракуль

Сам себе мастер

Популярные статьи

Техника золочения предметов поталью. Особенности работы с поталью

Техника золочения предметов поталью многим кажется дорогой и трудоемкой. В то же время золочение сусальным золотом – тончайшими (от 0,13 до 0,6 мк) листами золота – вполне доступно, даже в домашних условиях. Но сусальное золото стоит дорого, использовать его для хобби-проектов и тем более для изучения техники золочения нецелесообразно. Для этого вполне сгодится поталь – недорогой имитатор сусального золота. Изделия, позолоченные поталью, выглядят практически так же, как и покрытые настоящим сусальным золотом – эффектно и богато.

Для начального изучения золочения вам потребуется купить: специальный клей, шеллак (защитный лак при золочении), кисть для клея, колонковую кисть, лампенезель (специальная кисть) и, собственно, саму поталь.

Работать с поталью надо в непыльных комнатах, без сквозняков. Общая техника золочения состоит из четырех основных этапов:

1. Подготовка поверхности. Для получения ровного золочения, поверхность должна быть очищена от грязи и ржавчины, там, где это нужно, загрунтована (особенно это актуально для дерева и металла). Стекло, пластик, хромированный или никелированный металл в большинстве случаев грунтовать не надо, достаточно очистить их от грязи и обезжирить поверхность.

2. Нанесение клея. Рассматрим клеевое (полиментное) золочение, при котором получается глянцевое (блестящее) покрытие. Существует также масляное золочение (при помощи специальных лаков – левкаса, мордана, микстьена). Оно несколько проще, но покрытие получается матовым. Нанесенный клей должен быть выдержан в течение времени, указанного в инструкции. Существуют и специальные клеевые карандаши, более удобные для некоторых творческих проектов.

3. Нанесение потали. Нужную форму из потали вырезают на подушке для золочения специальным ножом позолотчика. Фирменные инструменты позолотчика достаточно дорогие, поэтому вы можете использовать для подушечки кусок замши. Нож можно использовать и столовый, но желательно, чтобы он был широким и гибким. На поверхность лист переносится специальной кистью (лампензелью), предварительно наэлектризовав ее, а затем, проведя по руке, смазанной вазелином; старательно и очень осторожно лист разглаживается колонковой кистью, слегка постукивая волосом кисти или ватным тампоном по поверхности, и оставляется до высыхания. В некоторых случаях (к примеру, при золочении металла) после накладки золото прижимают, затем располировывают тампоном из ваты. Поталь наносят обязательно внахлест.

4. Обработка золоченой поверхности. Листы потали пристают не равномерно, и не плотно. Сначала дефекты золочения (пробелы) покрывают остатками потали. Лист после нанесения и полного высыхания (время высыхания зависит от нанесенной основы, как правило, через 2-3 часа, но бывает и 12 ч.) полируют пемзой, лощилом, агатовым (или кремниевым) зубком, чтобы лист ровно пристал к поверхности. Начинают полировать с угла, проводят по поверхности прямыми штрихами, после каждого прохода поверхность золота становится более глянцевой. Поверхность полируют до полной однородности – стыки листов тщательно разглаживаются, швов не должно быть видно. Общепринято поталь покрывать защитным слоем. Эту функцию выполняют шеллак или цапенлак.

Кроме основной, золотой, поталь бывает серебреной, медной, бронзовой. Поталь продается листами и книжками. Листами дешевле, но обычно это наборы по 100 листов.

Наиболее удобный вариант – в книжках по 25 листов. В книжках поталь бывает свободная – каждый лист потали проложен тонкой пергаментной бумагой – и трансферной: каждый лист давлением помещен на белую шелковую бумагу. Работать с трансферной поталью проще, для новичков это наиболее удачный выбор. Лист берется вместе с бумагой (вам не понадобится лампензель) и может быть обрезан ножницами. Наконец, он переносится вместе с бумагой на объект. После этого можно удалить шелковую бумагу, и золочение закончено.

Особенности работы с поталью

Поталь – это очень тонкая фольга имитирующая сусальное золото, серебро, а также другие металлы и их оксиды.

В последнее время мне задают много вопросов по поводу особенностей работы с поталью, поэтому решила поделиться своим опытом.

Во-первых, в помещении, где работают с поталью не должно быть сквозняков, бегающих детей и других, нервно дефилирующих домочадцев! Следим также за своим дыханием – дышим носом ровно, стараясь не кашлять и не чихать! Иначе всё улетит!

Если приходится покрывать большие поверхности, листы потали снимаем на заготовку прямо с книжки. Поначалу кажется, что испорчена будет вся купленная нами поталь, потому что она всё время куда-то улетает, но только не попадает туда, куда нужно… Главное приноровится! В конечном итоге, даже если она и ляжет складочками на клей, её всегда можно подправить пальчиком!

Если мы заклеиваем поталью небольшие поверхности, то нам её, прежде всего, нужно разрезать. Рекомендуют резать и поталь, и сусальное золото на специальных подушечках, обшитых мехом или замшей. Но я не заморачиваюсь. Из книжки выкладываю листы потали в какой-нибудь толстый журнал, лист от листа кладу через 10-15 страниц. Режу прямо на открытой странице. Оставшиеся от большого куска кусочки оставляю там же для последующего использования. Только листы журнала не должны быть лощёными, иначе поталь намертво прилипнет к ним. Они должны быть типа газетных, не очень хорошего качества. Кто-то режет ножом, заточенным с двух сторон, кто-то скальпелем, я же пользуюсь качественным лезвием.

Чтобы перенести кусочки потали в нужное место, можно смастерить кисточку, которая называется лампемзелем, который делается так: беличья кисточка приличного размера веерообразно раздвигается и вклеивается между двумя небольшими картоночками. Когда клей высохнет, веерочек будет в них держаться, как в коротеньком, картонном череночке. Для большего удобства в работе, его вделывают в деревянный черенок, длиной и толщиной с обычный карандаш. Таким образом, лампемзель имеет вид череночка с веерочком из беличьих волос. Сухой волос лапки (лампемзеля) не возьмет поталь, она прилипает к маслянистым поверхностям. Перед работой лапкой слегка смазывают сливочным маслом верх кисти левой руки и, держа лапку правой рукой, время от времени легко проводят ею по маслянистой кисти левой руки, сообщая этим волоскам лапки способность прихватывать золото и переносить его на нужное место. Руки при этой работе должны быть совершенно чистыми. За неимением лапки некоторые рекомендуют пользоваться таким же образом кусочком упругой бумаги, натертой парафином. Я делаю так: провожу лапкой по своим волосам, лапка слегка смазывается и электризуется!

Теперь про то, на что клеим!

Про разные фирменные лаки, которые продаются в Лавках художника и других спецмагазинах, рассказывать не буду, т.к. инфы в Инете про них предостаточно! Лично для меня это дорого! Поэтому расскажу, на что клею я. Некоторые рецепты взяты из древних источников и рассказов моих Учителей.

  1. Чесночная настойка. Берём небольшую головку чеснока, режем её мелко или толчём. Заливаем примерно ста граммами самого недорогого коньяка и настаиваем примерно неделю (если невтерпёж, то хватит и 3-х дней) в темном месте при комнатной температуре. Отжимаем через тряпочку и можно работать. Кто-то клеит просто разрезанной долькой чеснока, но если поверхность не очень ровная, то частички чеснока могут забиваться в поры, тем самым испортив работу! А вот если по какой-либо причине у вас где-то не ложится краска (скатывается), чесночная долька очень даже выручит! Смазываем чесноком поверхность и краска прекрасно ляжет. Запаха чесночной настойки не стоит бояться. Выветривается быстро.
  2. Ассист — так в иконописи называется состав, употребляемый под золото. Я его применяю и для приклеивания потали. Только возни с ним поболе. Готовится из пива, лучше темного, которое наливается в посуду и томится на горячей плите до состояния густой клейкой массы, или из очищенных головок чеснока, которые в небольшой керамической посуде томятся в нежаркой духовке, пока они не дойдут до такого же состояния. При употреблении его разводят до нужной густоты (чтобы лист потали не плавал – слишком жидко, или кисть оставляла на поверхности грубые полосы – слишком густо). Цвет ассиста – темно-коричневый, блестящий. Эту технику я использую для декора какими – нибудь узорами, надписями и др. Поверхность припорашивается тальком или мелким мелом с помощью ватки, излишки тальки сдуваются и прописывается ассистом (кисточка макается в ассист, как в краску) нужный узор или буква или ещё какая-нибудь загогулина. По припорошенному меловому полю наносимый рисунок четко читается, что очень помогает следить за его правильностью. Сделанный клеем рисунок нужно хорошо просушить. Далее берем кусок свежего ржаного хлеба, смятого в липкий комочек. Им берем поталь и, подышав на прописанный рисунок (чем восстанавливается клеяшая способность сусла), пристукиваем поталь по рисунку. Она пристает к суслу, её излишки забираются катышком хлеба. Когда работа закончена, недочеты в рисунке можно поправить краской. Для закрепления поталь покрывается тонким слоем спиртового шеллачного лака или политуры. Остатки мела смахиваются чем-нибудь мягким.

Вы можете спросить: а зачем вся эта канитель, если можно просто написать нужный узор просто золотым, бронзовым или медным акрилом? Уверяю вас, что такого яркого и ровного узора простой краской под металлик вы не получите! А если еще заменить поталь сусальным золотом. Ведь таким способом расписывали и до сих пор расписывают на иконах парчи на одеждах и украшают золотым орнаментом каймы икон.

Теперь шлифуем то, что наклеили! Шлифовать поталь можно суконкой или войлоком, но особенный вид поталь, как и сусальное золото приобретает, если отщлифовать её волчьим клыком ( мне его знакомые охотники подарили), а также полированными кремнем, сердоликом или агатом.

Отшлифовали! Теперь защищаем нашу красоту! Главный принцип-«Нет – лакам на водной основе!» Хотя некоторые пользуются ими, как финишными. Но потом, через некоторое время поталь темнеет, зеленеет, а однажды моя поталь вообще куда-то исчезла… Правда я грешу скорее всего на грунт, на который она была наклеена (шпаклевка).

Я и защищаю поталь, и гашу ее блеск, и придаю ей приятный оттенок с помощью марса масляного. Беру марс темный и марс светлый или марс средний и марс светлый. Смешиваю их в пропорции как Бог на душу положит – под настроение : потемнее или посветлее. Потом добавляю Уайт –спирит так, чтобы не очень жидко получилось и покрываю работу этим составом – люблю прямо руками ( правда руки потом долго отмываются) или ваткой. Сохнет всё это безобразие довольно долго, но результатом я почти всегда довольна. Главное цвет подобрать. Кстати, это неплохой заменитель битумному воску или битумному лаку, разведенному Уайт –спиритом для полихромии.

Ссылка на основную публикацию
×
×