Дизайнер Эльза Скиапарелли, фото и биография

Эльза Скиапарелли

Имя: Эльза
Фамилия: Скиапарелли
Гражданство: Италия

Имя этой талантливой женщины сегодня несколько подзабыто, но в 20—30-х гг. её ставили в один ряд с самыми знаменитыми мастерами высокой моды.

Эльза Скиапарелли родилась в Риме, выросла в интеллектуальной и несколько эксцентричной среде, что наложило свой отпечаток на творчество модельера. Достаточно сказать, что её дядя — знаменитый астроном Джованни Скиапарелли, открывший «каналы» на Марсе.

Безоблачное детство сменили суровые будни юности. Брак Эльзы оказался неудачным, и после развода она осталась в Париже одна с маленькой дочерью на руках. Но она была молодой, решительной и уверенной, что найдёт собственное место в жизни. Однажды у неё гостил друг из Америки, и Эльза обратила внимание на его свитер, простой и вместе с тем элегантный. Как выяснилось, такие свитеры вяжет живущая буквально в двух шагах армянская эмигрантка, которая и стала первым соратником Скиапарелли. Вместе они разрабатывали модели свитеров и платьев. Сегодня шерстяное платье чёрного цвета, украшенное белым бантом наподобие бабочки, кажется достаточно заурядным, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением.

Ещё большего успеха Эльза добилась, работая со спортивной одеждой. Ей удалось получить большой заказ от магазина «Strauss». Над его исполнением трудилась чуть ли не вся армянская община Парижа (точнее, её женская часть). Заказ принёс Скиапарелли известность, а армянское семейство, с которым она многие годы поддерживала дружбу, смогло даже открыть собственную фабрику трикотажных изделий.

Модный Дом Скиапарелли начал свою жизнь в трёх комнатках на Рю-де-ля-Пэ. Над входом была вывеска: «Для спорта», через несколько лет её знал уже весь мир.

В первой коллекции свитеров Эльза использовала мотивы африканского искусства и работы художников-куби­стов. Следующая коллекция вызвала шок — её Скиапарелли выполнила по рисункам матросских татуировок. Там были змеи, якоря, сердца, пронзённые стрелами, и т.п. Она же первая ввела рисунок, получивший название «рыбий хребет», и изображения омаров, которые с трикотажных изделий впоследствии перешли на шёлк и купальные костюмы.

Скиапарелли увлекалась авиацией. После перелёта Чарлза Линдберга через Атлантику (1927 г.) она показала серию моделей, которые легли в основу стиля пилот, дожившего до нашего времени.

Проработав несколько лет со спортивной одеждой, Скиапарелли пробует силы в создании вечерних туалетов. И здесь достигает успеха. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. Все кутюрье так или иначе повторяли эту идею.

В 1934 г. Скиапарелли переезжает на Вандомскую площадь — центр времяпрепровождения богатой публики. Там она открывает бутик (один из первых в мире) — магазин, торгующий небольшими сериями авторской одежды. Бутик предлагал вечерние нарядные свитеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей вызвала немало насмешек у коллег-модельеров, но покупательницы были в восторге.

К середине 30-х тт. талант Эльзы Скиапарелли достиг расцвета. Каждая ее коллекция производила сенсацию. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» продемонстрировала дождевики, трактованные как вечерняя одежда, вышитые сари и множество других находок. Особенно поразили всех платья с пуговицами в форме французского луидора. «Достаточно посмотреть коллекцию Скиапарелли, чтобы увидеть причину кризиса воочию», — иронизировала одна из известных газет, намекая на девальвацию национальной валюты. В этой и последующих коллекциях даже в вечерних туалетах Эльза начала использовать застёжки-молнии. Выглядели они в те времена несколько грубо, и потому эффект от такого сочетания был для публики неожиданным и новым.

Скиапарелли работала и в других странах. В Германии, например, она показала такие коллекции, как «Языческая», «Музыкальные инструменты», «Бабочки». Женщины, одетые в эти модели, напоминали образы с полотен Боттичелли. «Астрологическая коллекция» представила наряды, расшитые знаками Зодиака, изображениями Луны и Солнца.

Но, пожалуй, самая знаменитая — «Цирк» (источником вдохновения послужил знаменитый американский цирк «Barnum»), Салон для её показа был декорирован известным дизайнером Жаном Мишелем Франком. Изображенные на одежде клоуны, слоны, гимнасты на трапециях (пуговицы повторяли их формы) как бы случайно складывались в слова: «Осторожно, окрашено». Сумки имели вид воздушных шаров, перчатки выглядели как белые гетры, конусообразные головные уборы напоминали рожок мороженого. Скиапарелли была первой, кто превратил обычное дефиле (показ модной одежды) в яркое, праздничное шоу.

Эльза Скиапарелли любила создавать коллекции в сотрудничестве с людьми искусства. С ней работали писатель, художник и театральный деятель Жан Кокто, художники Сальвадор Дали и Кес ван Донген, фотографы Хорст П. Хорст и Мэн Рей.

Увлечение сюрреализмом отразилось на творчестве Эльзы. Особенно поражали головные уборы; шляпа-баранья отбивная, шляпа-туфля, шляпа-телескоп. всего не перечислить. Клапаны карманов на костюмах напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Дали придумал для неё сумку в виде телефона из чёрного бархата с золотой вышивкой, Кокто — мотивы для вышивок, а Жан Хуго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Они и по сей день являются маркой Дома Скиапарелли. Пожалуй, самую сюрреалистическую вещь сделали Луи Арагон и Эльза Триоде — они собрали ожерелье из таблеток аспирина.

Скиапарелли много работала для звёзд кино и театра. Кэтрин Хепберн, например, заявляла, что её карьера по-настоящему взлетела вверх только тогда, когда она начала одеваться у этого модельера, Эльза создала имидж блистательному Гари Куперу, а также Марлей Дитрих, Мишель Морган и другим актёрам.

Еще одна звезда кино, чей имидж волей случая оказался тесно связан с Домом Скиапарелли, — Мэй Уэст. «Она послала мне размеры своей знаменитой фигуры и для большей убедительности свой гипсовый слепок в позе Венеры Милосской», — писала в автобиографии Скиапарелли. Эта, как бы мы сейчас сказали, китчевая вещь вдохновила художницу Леонор Фини на создание флакона для первых духов Скиапарелли — легендарных «Shoking». Впоследствии всем духам Дома Скиапарелли были даны названия, начинающиеся на букву S. Первые духи для мужчин «Suff» имели флакон в виде курительной трубки. Идея флакона для «Roi Soleil» принадлежала Дали.

Война вмешалась в судьбы миллионов людей, в том числе и в жизнь Эльзы Скиапарелли. В 1939 г. она сокращает производство, а с нача лом оккупации Парижа (1940 г.) уезжает в США, где у неё было много друзей. Несколько лет работает в Америке, оставив в Париже своим заместителем менеджера Беттину Берджери. После освобождения Франции (конец 1944 г.) Эльза возвращается, чтобы снова взять бразды правления в свои руки.

Но времена изменились. В конце 40-х гг. взошла звезда Кристиана Диора. Стиль нью-лук завладел умами всех женщин. Скиапарелли решила, что ей пора уйти из мира моды. Окруженная людьми искусства, она до конца дней делила себя между прекрасным парижским домом на Рю-де-Берри и усадьбой в Тунисе.

Как-то Эльза заметила, что моделирование одежды — «самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого». И всё же она была не права. Подлинное произведение искусства не стареет. Творчество Скиапарелли и сегодня изучают все, кто решил посвятить себя нелёгкому искусству кутюрье.

Эльза Скиапарелли, модельер и дизайнер: биография и творчество

Сейчас имя этой женщины, оказавшей большое влияние на современную моду, редко упоминается, однако в 30-е годы прошлого века разрушающую стереотипы аристократку знали во всем мире, а каждая ее коллекция вызывала подлинное восхищение. Она перевернула привычные понятия о вкусе, но при этом никогда не переходила грань, за которой начинается пошлость. Легендарная, гениальная, дерзкая и незаслуженно забытая Эльза Скиапарелли шокировала публику сюрреалистическими творениями, эскизы к которым рисовал великий Сальвадор Дали.

Биография будущей звезды модного мира

Родилась будущая художница в Риме в 1890 году. Ее детство, которое вполне можно назвать счастливым, прошло в интеллигентной среде. Родители – обедневшие аристократы – воспитывали дочку в традициях высшего света. Девочка изучала историю искусств, живопись, обожала посещать театральные представления, где ее больше всего интересовали красочные костюмы героев.

В возрасте 30 лет она покидает Италию и уезжает в Париж. В самом романтичном городе она встречает свою любовь, выходит замуж и рожает ребенка, однако брак распадается, и итальянка остается одна. Денег катастрофически не хватает, и чтобы содержать себя и маленькую дочку, независимая Эльза Скиапарелли устраивается работать экскурсоводом. Частенько ее слушателями в туристических группах становятся жены разбогатевших американцев. Хорошо одетые дамы не интересовались архитектурными достопримечательностями столицы Франции, а спешили в модные магазины, скупая все вещи подряд. Эльзу поначалу возмущала такая позиция иностранцев, пренебрежительно относившихся к главным памятникам Парижа, но приобщавшихся к последней моде. Однажды ей приходит гениальная мысль: можно создать то, что мало кто купит, но каждый захочет увидеть своими глазами.

Первые работы

В 1927 году в гости к ней заглядывает знакомый американец, поразивший Эльзу свитером необычной вязки. Восхищенная элегантностью вещи, Скиапарелли узнает, что это работа рядом живущей армянской эмигрантки. Недолго думая, будущий модельер предлагает талантливой соседке сотрудничество, результатом которого стало появление в этом же году шерстяного платья темного цвета, украшенного необычным бантом.

Магазин спортивной одежды Strauss заинтересовался работами, выбивавшимися из общего ряда, и сделал крупный заказ дизайнеру, сотрудничавшему с женской частью армянской диаспоры. После окончания работ имя Эльзы прогремело на весь Париж, а она основала собственный дом моды Schiaparelli.

Шокирующие наряды

На первую брендовую коллекцию, состоявшую из свитеров, большое влияние оказало далекое от реальности творчество кубистов, заостряющих внимание на геометрических формах и острых углах. Все вещи были выполнены в африканском стиле. Не успела публика отойти от первоначального шока, как дерзкая Эльза Скиапарелли выпускает новые наряды, а вдохновение она черпает в мужских татуировках: пронзенные сердца, извивающиеся змеи, якоря смотрелись крайне необычно и экстравагантно.

Узнав о первом перелете через Атлантический океан, модельер создает коллекцию в стиле “пилот”. Через несколько лет итальянка перестает заниматься спортивной одеждой и переключается на вечерние наряды. Изысканное черное платье Эльзы Скиапарелли в сочетании с белым жакетом произвело настоящий фурор и стало образцом безупречного стиля.

Читайте также:  Создание личного и родового герба

Новый бутик

В 1934 году талантливый мастер открывает новый бутик на прославленной Вандомской площади – излюбленном месте прогулок самых богатых людей Парижа. Надо сказать, что эта торговая точка, где продавали авторскую одежду небольшими партиями, – изобретение Эльзы, поскольку до нее ни один модельер не додумался создать личный фирменный магазин.

Эльза Скиапарелли: коллекции

Женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, становится невероятно популярной, а новые шедевры сразу же возводятся в ранг сенсаций. Ее наряды вызывают невероятный интерес у покупательниц, не видевших никогда ничего подобного. Так, коллекция под названием “Остановись, смотри и слушай” запомнилась тем, что роскошные платья напоминали дождевики и украшенные узорами индийские сари, а пуговицы на них были выполнены в форме французской монеты. Впервые Эльза использовала молнию в качестве застежки нарядов, и это было настоящим революционным прорывом в мире моды, поскольку ранее эту деталь применяли исключительно для изготовления сумок.

Пожалуй, самой известной коллекцией модельера является “Цирк”: одежда пестрела изображениями клоунов, слонов, разноцветных воздушных шариков. Все внимание публики было приковано и к необычным пуговицам, выполненным в форме гимнастов, выполняющих упражнения на трапециях. Перчатки прекрасных дам, ходивших по подиуму, напоминали гетры, а шляпы – перевернутые рожки мороженого. Это было не просто традиционное модное шоу, а настоящая феерия, неизменно вызывающая невероятный интерес у зрителей. Это еще одно изобретение итальянки, которое взяли на вооружение остальные дизайнеры.

В предвоенные годы Скиапарелли выпускает коллекцию “Астрология”, состоявшую из парчовых пальто, украшенных ажурной вышивкой, которая выполнялась известной компанией “Лесаж”. На нарядах красовались различные небесные тела и знаки Зодиака.

Сотрудничество с голливудскими актрисами

Эльза Скиапарелли сотрудничала со многими звездами кино того времени, а К. Хепбёрн даже обмолвилась, что ее карьера пошла в гору после того, как она приобрела вещи от Schiaparelli. Самые известные актрисы (М. Дитрих, Г. Гарбо, Д. Кроуфорд) создавали имидж при помощи шедевров Эльзы и покупали вещи не только для сцены, но и для обычной жизни. Известно, что многолетний контракт связал модного дизайнера и голливудское руководство.

Скиапарелли и Уэст

Однако только одна актриса принесла огромную известность и популярность новому бренду, и, как признавалась Скиапарелли, лучшей рекламы для ее дома мод нельзя было и придумать. Секс-символ 30-х годов прошлого столетия очаровательная блондинка Мэй Уэст обладала потрясающей фигурой и выдающимся умом, а на ее вызывающее поведение в обществе публика всегда обращала внимание. Актриса обожала сюрреалистические наряды, но не любила ездить на примерки, и однажды Эльза получила гипсовый слепок, в точности повторяющий фигуру красотки, стоящей в позе Венеры Милосской. Именно этой скульптурой и вдохновилась на создание флакона для своего первого аромата гениальная Эльза Скиапарелли. Духи, посвященные диве Голливуда, носили название Shoking.

Любопытно, что с тех пор все парфюмы модельера начинались с одной буквы – S. Например, оригинальный мужской аромат Suff был облачен во флакон в форме курительной трубки.

Решение покинуть модный мир

В 1940 году в Париже устанавливается оккупационный режим, и Эльза переезжает в США, где продолжает плодотворно работать. Через несколько лет она возвращается, однако стиль, в котором она творит, многие признают вчерашним днем. Во Франции боготворят Шанель и Кристиана Диора, выпускающих элегантные наряды, и после долгих раздумий решает навсегда покинуть мир гламура модельер Эльза Скиапарелли. Ее творчество не имело границ, а фантазия не знала пределов. Каждое произведение мастера, вызывающее шок, можно назвать настоящим шедевром, однако итальянка понимает, что ее время ушло, и уступает место другим талантам. В 1953 году состоялся последний показ коллекции с названием “Шокирующая элегантность”. Модельер закрыла свой бутик и занялась воспитанием внучек.

Она скончалась в 1973 году в Париже и была похоронена в красивом розовом платье.

Смелость и оригинальность

Дом моды Скиапарелли, который Эльза называла сумасшедшим, прославился нарядами в сюрреалистическом стиле. Костюмы, надетые залом наперед, украшенные рентгеновскими снимками, вырезками из газет, мехом обезьяны, шокировали приличную публику. Звезда модного мира предлагала всем набраться смелости и наконец-то выделиться из общей серой массы. Многие модели не поступали в продажу, а предназначались конкретному человеку.

Одно из самых знаменитых платьев с рисунком в виде женских профилей, которые образуют цветочную вазу, было создано по эскизу художника Ж. Кокто. Самые интересные и необычные идеи подавал своей хорошей подруге Сальвадор Дали: с его легкой руки появились сумки-телефоны, карманы с ручками, как у выдвижных деревянных ящиков, платья с листиками петрушки, шляпы в виде чернильниц и даже бараньих отбивных. Главным украшением фирменного бутика Эльзы стал диван, в точности повторяющий форму пухлых губ Мэй Уэст.

Наряды-галлюцинации

Эльза Скиапарелли – модельер, увлеченный оптическими иллюзиями. Она выпускает пиджак с необычайно широкими плечами, ставший неотъемлемой частью элегантного образа Марлен Дитрих. Итальянка и сама любила похулиганить и одевала уникальные наряды с изображениями, видными лишь под определенным углом. Публика издалека наблюдала красивые рисунки, пыталась поближе их разглядеть, а они неожиданно пропадали. Платьями-галлюцинациями Эльза вводила зрителей в замешательство, и люди корили себя в том, что много выпили.

Талантливое трио, выпустившее коллекцию бижутерии

В 1932 году объединились трое художников с бурной фантазией: Кокто, Дали и Эльза Скиапарелли. Бижутерия, выпущенная талантливым трио, хоть и не сразу, но покорила сердца публики. Серьги-телефоны, браслеты из высушенных жуков, ожерелья с птичьими перьями, бусы из таблеток имели право на существование. Позднее дизайнер работала одна, но ее друзья всегда подкидывали любопытные идеи. Именно Эльза ввела в моду использование бижутерии, вызвав насмешки коллег, работавших с драгоценными камнями.

Модная дуэль двух див

Конечно, главной интригой того времени явилось противостояние двух королев моды – Скиапарелли и Шанель. Они создавали абсолютно разные наряды, но их объединял непохожий на остальные взгляд на предназначение моды. Коко, стремившаяся показать красоту человеческого тела, творила в рамках классического стиля, а Эльза, подчеркивающая духовную составляющую, – сюрреалистического. Шанель никого не провоцировала в своем творчестве, а итальянка постоянно шокировала публику.

За соперничеством модельеров пристально наблюдали, поскольку две темпераментные и не стесняющиеся в выражениях женщины открыто выясняли свои отношения. Однажды Шанель усадила итальянку на свежеокрашенный стул, а когда та нелицеприятно высказалась, Коко заметила, что краска на наряде только придаст ей нужную яркость и пойдет на пользу. Как-то журналисты спросили французскую икону стиля, не завидует ли она успехам соперницы. Шанель покачала головой и заметила, что Эльза – это никому не известная дама, которая просто шьет одежду. Однако именно Скиапарелли называли в 30-е годы прошлого века главной законодательницей моды, а ее наряды предпочитали все голливудские актрисы.

Незаслуженно забытая

К сожалению, сейчас мало кто помнит дизайнера номер один, а имя Шанель знает каждый обыватель. Но нельзя не признать огромный вклад Эльзы в развитие моды. Если оглянуться, то везде можно заметить открытия итальянского мастера: застежки-молнии, юбка-шорты, купальник из двух частей, флаконы духов в виде женского тела, меховые туфли, ботильоны. Надо признать, что почти сто лет назад Скиапарелли придумала современную моду.

Сейчас творчество незаслуженно забытого дизайнера изучают будущие модельеры и художники. Женщиной, попавшей на вершину пьедестала и с достоинством ее покинувшей, можно только восхищаться. Эльза Скиапарелли, биография которой может послужить основой интересного романа, оставила свое место для не менее великих кутюрье. В творчестве талантливого мастера, заставившего женщин почувствовать себя независимыми, и по сей день черпают вдохновение современные дизайнеры.

Возрождение модного дома

В 2014 году одним из самых удачных показов на Неделе высокой моды в Париже стало фееричное шоу возрожденного бренда Schiaparelli. Дизайнер Марко Занини, занимавший ранее должность креативного директора компании Rochas, признался, что выполнил свою миссию, поскольку имя гениальной Скиапарелли вновь зазвучало. Первая коллекция нарядов, выпущенная после продолжительного перерыва, чрезвычайно понравилась публике, а руководство бренда заявило, что модельер полностью оправдал их надежды. И даже известные критики моды признались, что сейчас фирма Schiaparelli наконец-то находится в надежных руках.

Совершившая революцию в мире моды Эльза оставила яркий след в истории, а вещи, созданные дизайнером, опередили свое время на несколько десятков лет.

Эльза Скиапарелли — знаменитый дизайнер, придумавшая «прет-а-порте»

«In difficult times fashion is always outrageous» /
«В тяжелые времена мода всегда неистовствует»
Эльза Скиапарелли
(10 сентября 1890, Рим — 13 ноября 1973, Париж)

Эльза Скиапарелли — женщина, которая прежде всего причисляла себя к деятелям искусства, а не к дизайнерам. Крой, геометрия, силуэт, декор, вышивки, рисунки, застежки, аксессуары, оформление — Скиапарелли во всем была инновационна и во многом опередила свое время.



К сожалению, сейчас имя этой талантливой женщины звучит не так часто, но 20-е — 30-е годы Эльза Скиапарелли была одним из самых знаменитых мастеров высокой моды. Каждая ее коллекция была сенсацией, Эльза работала с самыми знаменитыми художниками своего времени и создавала ни на что не похожие удивительные предметы.

Кажется, она не знала слова «невозможно» — ее наряды поражали воображение экстравагантностью, но вместе с тем не знали себе равных в логичности, удобстве и следованию устоявшимся традициям прошлого.

Сюрреализм в моде — явление необычное, и именно оно сыграло колоссальную ролль в становлении современного дизайна одежды. Скиапарелли росла в эксцентричной, богатой на впечатления среде, всегда увлекалась искусством и, попав в Нью-Йорк, жадно следила за развитием ар-деко и кубизма. Ее интересовали форма, геометрия, динамика, отражающие современный стиль жизни.

Вернувшись в Европу, в Париж, Скиапарелли дала старт своей карьере дизайнера. Она начала со спортивной одежды — платьев и свитеров в горошек и полоску, с рисунками, имитирующими банты и воротники. Сегодня черное трикотажное платье с узором в виде банта или застежки, кажется вещью обыкновенной, но в 1927 г. такой наряд был настоящим откровением, ответом на происходящее в области искусства.

Читайте также:  Александр Маккуин

Шерстяные пуловеры Schiaparelli с узорами в виде воротников и манжетов, 1927

Через несколько лет Скиапарелли решила попробовать себя в создании вечерних туалетов. Её простое длинное платье-футляр из чёрного крепа в сочетании с белым жакетом и шарфом, перекинутым через спину, стало эталоном элегантности. В 1934 г. Скиапарелли открывет один из первых в мире бутиков, размещая его на Вандомской площади — там, где проводит время богатая публика.

Это нововведение следует отметить как особенно важное, инновационное. Магазин предлагал готовое платье: нарядные вечерние пуловеры, которые носили с длинными юбками, блузами и бижутерией. Тем самым Эльза заложила основные принципы того, что в будущем станет именоваться «прет-а-порте» —то есть продажа готовой одежды, производимой партиями, подготовка сезонных коллекций.

На середину 30-х тт. приходится расцвет таланта Эльзы Скиапарелли. Коллекция под названием «Остановись, смотри и слушай» предлагала дождевики, вышитые сари, платья с пуговицами в форме французских монет. На сайте музея Метпрополитан представлены замечательные параллели между этими находками Скиапарелли и их современном использовании в исполнении Прада.

В этой и последующих коллекциях Эльза начала использовать застёжки-молнии. В те времена они казались несколько грубыми на вид, их использовали только для изготовления дорожных сумок, поэтому подобное решение было невероятно эффектным — для публики оно было неожиданным, особенно применительно к вечерним туалетам.


Деталь вечернего костюма от Schiaparelli, 1937 год



Жакет из розового шелка с вышитыми голубыми лошадьми и пуговицами в виде акробатов

Через все творчество Скиапарелли проходит влияние сюрреализма — она нередко создавала коллекции в сотрудничестве с художниками уровня Сальвадора Дали, Жана Кокто, Кееса ван Донгена, фотографами Хорстом П. Хорстом, Мэн Рейем.

Идея заключалась в том, чтобы посместить привычные предметы в различные контексты. Совместно с Дали Скиапарелли создала нашумевшие шляпы-отбивные, шляпы-туфли, шляпы-телескопы. Эти предметы одежды не были похожи ни на что придуманное ранее, и в это была одна из целей Эльзы. Ей хотелось создавать нечто выделяющееся, заметное, и сюрреализм был главным помощником в достижении эффекта.

Слияние сюрреализма: слева- рисунок Дали, справа — костюм Скиапарелли

Шляпа Elsa Schiaparelli из осенней коллекции 1937 года

Клапаны карманов на костюмах Скиапарелли напоминали ящики, вызывая ассоциации с картинами и скульптурой Дали. Дали придумал для неё сумку в виде телефона из чёрно го бархата с золотой вышивкой, Кокто — художественные мотивы для вы­шивок, а Жан Гюго изобрёл пуговицы, представлявшие собой маленькие скульптуры. Они и по сей день являются визитной карточкой дома Скиапарелли.


Скандальное платье (причина скандала во фрейдистских ассоциациях, разумеется), на котором Дали нарисовал лобстера, было создано для Уоллис Симпсон

Пожалуй, самый сюрреалистический предмет создали Луи Арагон и Эльза Триоле — они собрали ожерелье из таблеток аспирина. Кстати, именно Эльза ввела в моду использование бижутерии вместо настоящих драгоценностей, чем вызвала немало насмешек у коллег-модельеров. Зато покупательницы были в восторге.

Совместное творение Скиапарелли и художника-сюрреалиста Кристиана Берара

Украшения, разработанные совместно с Сальвадором Дали

Увы, война вмешалась в планы Эльзы Скиапарелли, и в 1939 г. она сократила производство, а с началом оккупации Парижа в 1940 г. уехала в США. Ее силуэты с увеличенной линией плеча оставались в моде то того, как взошла звезда Кристиана Диора. Эльза вернулась в Европу, но стиль нью-лук завладел умами всех женщин, былые творения Скиапарелли и Шанель вышли из моды.

Впрочем, Эльза приспосабливалась и выпускала женственные платья в лучших традициях 50-х, но смелость и ни на что не похожий сюрреализм уже не пользовались большим спросом. Свою последнюю коллекцию Скиапарелли выпустила в 1953 году, а через 20 лет, в 1973, она скончалась. Согласно легенде, ее похоронили в шелковом костюме розового цвета оттенка «шокинг», который она ввела в моду.

Марлен Дитрих в одежде Schiaparelli, 30-е

Среди клиенток Скиапаерелли были не только легендарные кинодивы, но и скандальная Уоллис Симпсон. На фото ниже она запечатлена в фирменном костюме.



Дядя Эльзы был астрономом и, вдохновляясь воспоминаниями из детства, Скиапарелли создала «Зодиакальную коллекцию» зимой 1938-39 годов

ModaGid.ru

Вход через сервисы

Регистрация через сервисы

  • Все статьи
  • Дизайнеры
  • Причудливый мир Эльзы Скиапарелли

Причудливый мир Эльзы Скиапарелли

В 20-е годы прошлого столетия на небосклоне под названием «высокая мода» зажглась новая звезда Эльза Скиапарелли Чаще всего имя этой незаурядной женщины упоминается в сочетании с термином «сюрреализм» и фразой «вечная соперница Коко Шанель».

В отношении первого мнения – это, совершенная, правда. Эльзу Скиапарелли можно смело назвать королевой авангарда, она являлась по своей природе подлинной нонконформисткой. Сказанное делает безосновательным второе высказывание, поскольку обе эти великие женщины творили в совершенно разных стилях. Эльза Скиапарелли создала свой собственный фантастический мир моды, адептами которого стали такие знаменитые личности как, Сальвадор Дали, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Мэй Уэст и многие другие.

Немного о личном

Эльза по происхождению итальянка. Родилась она в Риме 10 сентября 1890 года. Род Скипарелли прославился, не только богатым аристократическим прошлым, но и склонностью к наукам. Дядя Эльзы – астроном Джованни Скиапарелли знаменит открытием «марсианских каналов». В свою очередь, отец занимался востоковедением и египтологией. Отношение родителей к Эльзе нельзя было назвать теплым. Девочка раздражала их своим внешним видом и излишней живостью характера и ума. Стремление юной Эльзы быть достойной известной фамилии: изучение языков, истории, занятие живописью, тяга к поэзии и театру, не изменили ситуации. Зато атмосфера искусства и науки оказала непосредственное влияние на формирование Эльзы. В итоге, после неторных метаний (увлечение поэзией, раннее и неудачное замужество) выбор был сделан. Жребий пал на искусство моды.

Первый успех

Следует заметить, в жизни Эльзы Скиапарелли немалую роль играл его величество случай. Случай же свел Эльзу с Габи Пикабиа, которая была экс-женой известного французского художника Франсиса Пиакбиа. Габи заказала у Эльзы платье для бала-маскарада. Наряд получился настолько сногсшибательным, что его заметил именитый модельер Поль Пуаре. Кутюрье даже любезно пригласил Эльзу в свой Дом моды. Яркие, неповторимые модели Пуаре привели ее в восторг. Вдохновленная Эльза решает посвятить себя миру моды, той моды мимо которой никто не сможет пройти не оглянувшись. И вновь удачное стечение обстоятельств. На одной из вечеринок Скиапарелли встретила знакомую из Америки, одетую в объемный вязаный свитер черного цвета с вывязанным на нем контрастным белым бантом. Как выяснилось, вещицу связала одна крестьянка из парижской деревни. Скиапарелли сразу поняла, как можно использовать этот подарок судьбы. Она нашла крестьянку и узнала, как вяжется узор, и, не без малых усилий, создала собственный вязаный шедевр. Труды окупились, когда Эльза в этом свитере, появилась на званом завтраке, и произвела настоящий фурор.Представители американского лейбла спортивной одежды «Strauss» сделали большой заказ на сорок таких же джемперов. Так черный джемпер с белым бантом отрыл Скиапарелли путь в манящий мир моды.

Принт, принт, принт

Оригинальный рисунок на ткани стал авторской чертой моделей, создаваемых Скиапарелли. Принты в виде газетных статей, животных, растений, бабочек, якорей, сердец, пронзенных стрелами – все это ноу-хау Эльзы Скиапарелли.

На одном из платьев красовался достаточно реалистичный омар. Этот необычный рисунок впоследствии получил название «рыбий хребет».В дальнейшем «рыбий хребет» с успехом перекочевал на шелковые платки и купальные костюмы.

Принт «Рыбий хребет»

Эльза Скиапарелли использует эффект trompe-l’oeil, который создает оптическую иллюзию.Первым рисунком, создававшим иллюзию, конечно, был белый бант на черном трикотаже.Еще один шедевр от Скиапарелли – это платье, имитирующее оторванные лоскуты ткани.

Принт «Оптические узоры»

Скиапарелли активно использует геометрические узоры. Чаще всего они встречаются на трикотаже.

Розовый шок («Shocking pink»)

Шокирующий розовый стал действительно шоком для публики 30-х годов прошлого века. В этот цвет окунулись не только ткани для платьев, но и туфли, шляпы, духи и даже губная помада.

Королева сюрреализма и ее окружение

Окружали Эльзу Скиапарелли личности творческие, готовые, как и она эпатировать общественность своим творчеством. Один из них – Сальвадор Дали.

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

В результате совместного проекта: Скиапарелли – Дали, появились на свет вещи немыслимых ранее форм. Это могли быть сумочки в виде телефона, яблока, воздушного шара. Сумочка и пудреница в форме диска телефона. По наброскам Дали было создано легендарное платье с омаром в окружении свежей зеленой петрушки.

А в результате тройственного союза Скиапарелли – Дали – Кокто, публике были представлена целая коллекция шляп, которым бы позавидовал сам Шляпочник Льюиса Кэрролла.

Шляпа-таблетка была любимым аксессуаром Греты Гарбо.

По эскизу Жана Кокто было создан жакет с обнимающей талию рукой.

Еще один необычный принт – ваза, сложенная из двух женских профилей. Не зря же говорят: «Дьявол кроется в делателях». Поэтому скажем отдельно о пуговицах. Каких только форм на моделях Скиапарелли они не были: в форме арахиса, шмелей, цветов и т.д. или очень реалистичных морковок.

Пуговицы на одежде Эльзы Скиапарелли

Ожерелье из насекомых Эльзы Скиапарелли

Скиапаррелли и звезды кинематографа

Марлен Дитрих, Мэй Уэст, Грета Гарбо, Гари Купер. Список знаменитостей можно было бы продолжить, но и так ясно, к ногам Скиапаррелли пала большая часть кинематографической элиты.

Платье, в котором блистала несравненная Марлен Дитрих

Неудивительно, что контракт с Эльзой Скиапаррелли Фабрика Грез заключила на многое годы (а с Коко Шанель лишь на один год). Отдельно следует сказать о секс-бомбе 30-х годов Мэй Уэст. Она настолько часто заказывала одежду у Скиапаррелли, что даже изготовила гипсовый слепок со своей фигуры в форме Венеры Милосской (во избежание слишком частых примерок). Это стало озарением для художницы Леонор Фини.

Читайте также:  Как отличить подделку от оригинала?

Гипсовая фигура Мэй Уэст стала прототипом для флакона первых духов Эльзы Скиапарелли – «Shoking».

Уже потом всем духам Модного Дома Скиапарелли присваивались названия, начинающиеся с английской буквы S. «Suff» – это название первых духов для мужчин. Флакон имел необычную форму трубки для курения. А вот идея флакона для «Roi Soleil» опять же принадлежала Дали.

Коллекции Скиапаррелли

Каждая коллекция для модных показов имела свое имя. «Остановись, смотри и слушай», так называлась коллекция, продемонстрировавшая публике дождевые плащи, как вариант вечерней одежды, вышитые сари и множество других интересных вещей. Эта коллекция необычна также тем, что на ней впервые были использованы застежки-молнии. Самая знаменитая коллекция имела название – «Цирк». Дизайнера вдохновил фееричный американский цирк «Barnum». В этой коллекции яркие клоуны, ловкие гимнасты на трапециях, слоны, изображенные на моделях одежды, как бы ненароком образовывали слова: «Осторожно, окрашено». Коллекция «Астрология» стала последней предвоенным проектом Эльзы. Она посвятила ее своему любимому дяде. Пальто из осенне-зимней коллекции украшали принты со астрологическими знаками и других небесных тел. Вышивка кропотливо создавалась вручную.

Все, что создавала Скиапаррелли, становилось сенсацией. Прекрасным итогом творческого пути Модного Дома Скиапарелли стало, то, что, казалось бы, исчезнув с модного горизонта на 50 лет, в 2013 году он возродился как Феникс из пепла. Дом Schiaparelli является сейчас постоянным членом Синдиката высокой моды в Париже. Это ли не счастливый хэппи-энд звезды сюрреализма Эльзы Скиапаррелли.

Эльза Скиапарелли: биография парижского модельера

Здравствуйте, дорогие читатели! В статье «Эльза Скиапарелли: биография парижского модельера» — о жизни знаменитого дизайнера, автора понятия «прет-а-порте». Накладные плечи, застежка-молния, жесткие ткани и объемный крой — все это появилось в моде, благодаря Скиапарелли.

Дизайнер Эльза Скиапарелли

Родилась будущая родоначальница современной моды в римском палаццо Корсини. Часто о русских классиках пишут: «родился в семье интеллигентов». Аналогично можно сказать и о синьорине Скиапарелли. Отец и кузен – историки, дядя – астроном. Новорожденную крестили в цитадели всего католического мира – соборе Святого Петра.

Ни богатое происхождение, ни возможности, которые оно дало, не сделали из маленькой Эльзы послушной девочки. Она отличалась наличием кучи милых дарований вроде умения музицировать, рисовать, танцевать. То, что превратило бы ее со временем в супругу человека из высшего общества и светскую даму.

Нет, тяга к искусствам не была чужда юной Эльзе. Она редко давала себе волю сдерживать свой горячий нрав, стоившей ей исключения из двух школ, поспешного побега в Англию от русского князя, предложившего ей руку и сердце, и такого же замужества.

Брак этот не удался. Муж оценил не яркую натуру своей супруги, а ее приданое. Поэтому, когда у Эльзы закончились деньги, он оставил ее. Вскоре Скиапарелли с маленькой дочкой перебралась в Париж.

Начало творческого пути

Этот город стал поистине настоящим пристанищем для живой и горячей души Эльзы Скиапарелли. Именно там, как она считала, талантливых людей могут по-настоящему оценить по достоинству, окружить их вниманием и почетом. И она была права.

Париж 20-х годов прошлого столетия собрал под своим небом множество гениев, чьи достижения стали фундаментом современной культуры. Это Жан Кокто, Сергей Дягилев, Пабло Пикассо, Коко Шанель, Нина Риччи.

Эльза Скиапарелли (1890-1973)

До царствования Эльзы на модном небосклоне Парижа было еще далеко. Она оказалась одна в чужом городе с ребенком на руках. Мадам Скиапарелли направила свою неуемную итальянскую энергию на поиск идеи, которая могла бы спасти ее от нищеты.

И таковая нашлась! Рядом с домом Эльзы проживала эмигрантка из Армении, которая зарабатывала себе на жизнь вязанием. Именно она стала первым компаньоном Скиапарелли. Созданные их руками вязаные платья и джемперы завоевали любовь практически всех парижских модниц.

Впоследствии она создала одну из первых коллекций спортивной одежды. Это дало ей возможность открыть свой модный дом на знаменитой Рю-де-ля-Пэ. Этот дом и обретенная среди модниц популярность создали для Эльзы неограниченные возможности для раскрытия ее творческого потенциала.

Она первая позволила себе совмещать в одном наряде несочетаемые вещи. Грубые свитера и элегантные юбки, платья, украшенные пуговицами с нестандартными изображениями, шляпки причудливых форм.

Стиль Скиапарелли

Впоследствии стиль Скиапарелли имел влияние и на творчество других гениев моды: Ив Сен-Лорана, Кристиана Лакруа и Жан-Поля Готье. Эльза подарила миру множество нововведений, без которых сегодня невозможно представить одежду. Она использовала прорезиненные материалы и пластик, асимметрию, юбки-брюки.

Именно она предпочла использовать в одежде не привычные крючки и пуговицы, а новое изобретение – застежку-молнию. Эльза Скиапарелли первой начала называть свои магазины бутиками. Они предлагали своим посетительницам готовые коллекции (также название Эльзы), которые создавались партиями на каждый сезон.

Этим она заложила основы прет-а-порте. Кроме того, она первая превратила свои показы в яркие, праздничные шоу. Многолетний контракт с Голливудом позволил ей создавать костюмы к фильмам с участием Марлен Дитрих, Глории Свенсон, Мэй Уэст.

Эльза умерла во сне на 83-м году жизни. Она пережила свою вечную конкурентку Коко Шанель на два года. Свои коллекции нарядов великий модельер передала Парижскому музею моды и текстиля и Музею Филадельфии.

Видео

В этом видео дополнительная информация «Эльза Скиапарелли: биография»

Дорогие читатели, поделитесь статьей «Эльза Скиапарелли: биография парижского модельера» в социальных сетях. Приходите на этот сайт, впереди много историй известных людей!

Эльза Скиапарелли – биография и творчество

Современным модницам имя Эльзы Скиапарелли мало о чем говорит, а в первой четверти ХХ столетия эта талантливая итальянка была известным дизайнером одежды. Именно она ввела в обиход понятие «прет-а-порте», а карьера легендарного кутюрье Юбера Живанши формировалась под началом Скиапарелли.

Биография Эльзы Скиапарелли

Простой вязаный свитер

Эльза родилась в Риме 10 сентября 1890-го. Она рано впитала в себя дух этого древнего города, музея под открытым небом. А внутренний мир малышки формировался под влиянием достаточно богемной среды, в которой она росла. Из семьи Скиапарелли большей известности добился (кроме самой Эльзы) ее родной дядя, брат отца – Джованни Скиапарелли, ученый-астроном.

В 24 года девушка стала женой швейцарского аристократа. Граф де Керлор был человеком своеобразным, «Теософское общество» было для него важней молодой жены и маленькой дочери Ивонн. Вскоре последовал развод.

Экс-графиня была не из тех, кто опускает руки при жизненных неурядицах. Оставшись с дочкой в Париже, она растворилась в поиске идей, которые помогут не только заработать на кусок хлеба, но и дадут ей самовыразиться. Первой партнершей по бизнесу Скипарелли стала эмигрантка, зарабатывающая вязанием. Свитер, вышедший «из-под спиц» этой армянки, очень понравился будущему модельеру, и она предложила соседке сотрудничество. Их вязаные платья и джемпера стали «писком моды» конца 1920-х годов.

Открытие Модного дома

Успех принесла и коллекция спортивной одежды для фирмы «Strauss». Эльза после этого смогла открыть собственный Модный дом (амбициозную девушку приютила улица Рю-де-ля-Пэ), а армянка со своими подругами – фабрику трикотажа.

Модели, вышедшие из-под рук Скиапарелли, были смелыми и дерзкими. Для одной коллекции свитеров она черпала вдохновение у кубистов и брала за основу национальные африканские мотивы. Для другой – татуировки французских моряков (якоря, змеи, омары, сердца). А после легендарного перелета Линдберга через Атлантический океан в творчестве Эльы Скиапарелли был сделан упор на авиационную тематику.

Спортивная одежда сделала кутюрье знаменитой, теперь она могла уже поэкспериментировать и в другой области. Вечерние туалеты итальянки тоже привлекли внимание публики – например, платье-футляр или белый шарф, перекинутый через плечо, взяли «на вооружение» многие красотки.

В 1934-м году модельер открывает свой бутик на Вандомской площади. Серии одежды от Скиапарелли пользовались небывалым спросом. Она смогла сделать свитер вечерним нарядом: в сочетании с элегантными юбками и яркой бижутерией это выглядело весьма изысканно.

Шок и феерия

Эльза любила шокировать публику. Так, она первая начала сочетать, казалось бы, не сочетаемое: шик нарядной одежды, легкие ткани и грубоватые застежки-«молнии». Удивили всех и платья, украшенные пуговицами в виде французского луидора. Очень необычными были вещи из «Астрологической коллекции». Но одежда из коллекции «Цирк» была верхом изобретательности: сумки, словно воздушные шары, костюмы с изображениями акробатов, клоунов, слонов. Это было феерично!

Сюрреалистические мотивы нашли свое отображение в шляпках от Скиапарелли. Можете себе представить, например, головной убор в форме телескопа? Или в виде туфли? Человек общительный и открытый, Эльза довольно легко сходилась с людьми, с ней были рады сотрудничать многие знаменитости. Например, своими идеями с модельером делились драматург и режиссер Жан Кокто, великий Сальвадор Дали, фотохудожник Мэн Рей. А пуговицы в виде мини-скульптурок «изобрел» для кутюрье Жан Гюго. Одевались у Скиапарелли Кэтрин Хепберн (на заре славы), Гари Купер, Мишель Морган.

Фигура кинозвезды Мэй Уэст стала моделью для флакона дебютных духов Эльзы Скиапарелли, «Shoking».

Потрясения Второй мировой

Вторая мировая заставила Скиапарелли сократить производство. Когда Париж оккупировали фашисты, модельер покинула его и переехала в США. Но там она занималась благотворительностью, устраивала мероприятия, которые могли бы привлечь внимание американцев к нуждам обездоленных французов.

Как только Париж был освобожден, Эльза сразу же вернулась в любимый город. Но после ужасов войны приоритеты людей поменялись, и на прежнюю эксцентрику у кутюрье уже не было ни вдохновения, ни сил. Подросли и более амбициозные конкуренты. Поэтому последняя коллекция итальянки была показана публике в 1953-м.

Ей было отмерено еще 20 лет жизненного пути. В свои 82 она лежала в гробу в розовых шелках – того самого шокирующего цвета, который сама же и сделала модным. Это был последний «выход» одного из самых талантливых модельеров довоенной эпохи.

Ссылка на основную публикацию
×
×