Эльза Скиапарелли, моделирование одежды

Легендарные модные изобретения Эльзы Скиапарелли

Мы все привыкли к тому, что мода постоянно меняется и абсолютно разные вещи внезапно то появляются, на страницах журналов, то исчезают. Существует множество стилей и фасонов, веяний и неизменных классических стандартов. Но были времена, когда одежда не имела такого разнообразия, даже в цветовой палитре, а некоторые вещи воспринимались, как настоящая революция.

Тогда на помощь пришли великие кутюрье, основавшие свои дома мод и взявшие под свой контроль ход истории. Одной из таких знаковых фигур в истории моды была Эльза Скиапарелли.

Не смотря на то, что ее имя знают немногие, вклад этого дизайнера в модное искусство поражает, она изобрела множество вещей и внесла сюрреализм в моду.

Скиапарелли дружила с Сальвадором Дали и была соперницей Коко Шанель. Она произвела фурор в моде первой половины 20 века, и проложила дорогу в будущее.

Шерстяное платье с бантом

Карьера Эльзы Скиапарелли в качестве дизайнера одежды началась со встречи с другом из Америки. Эльзе понравился черный свитер, который был на нем, и узнав, что его связала эмигрантка из Армении, которая живет неподалеку, решила предложить ей сотрудничество. Женщины изготовили черное вязаное платье с бантом, который заменял воротник.

Эта работа подарила паре первый заказ на изготовление спортивной одежды для компании “Strauss”. Коллекция, которую, впоследствии, создали Эльза и ее армянская подруга, подарила ей ее первый магазин.

Бутик прет-а-порте

Первый в мире бутик открылся на Вандомской площади, и его владелицей была именно Эльза Скиапарелли. Дизайнер предложила женщинам покупать готовые изделия, вместо того, чтобы заказывать индивидуальный пошив, так и появилась концепция бутика, маленького магазинчика, где можно купить готовую дизайнерскую одежду.

Пилоты и моряки

В отличие от других дизайнеров, которые выдвигали, лишь, новые трактовки старой классики, Эльза черпала вдохновение извне. Ее восхищали геометричные силуэты формы пилотов, и так появились на свет первые женские жакеты с увеличенными плечами.

Стоит отметить, что Марлен Дитрих была ярой поклонницей творчества дизайнера и сделала данный фасон визитной карточкой своего образа. Украшать свои вещи Эльза любила изображениями, напоминающими татуировки моряков. Раньше такое и в голову не могло прийти, но нововведение пришлось по вкусу парижским модницам.

Когда Эльза Скиапарелли посетила выступление американского цирка «Barnum», в свет вышла ее коллекция, наполненная эстетикой кочующих цирков 20-30-х годов.

Дорогие ткани украшали изображения шатров, гимнастов и эквилибристов, клоунов и животных. А палитра цветов радовала глаз яркостью и эксцентричностью. Мода начала изображать окружающий мир, его аспекты, которые до Эльзы не показывал и не применял в одежде абсолютно никто.

Флакон в форме женского тела

Секс символ 30-х годов, киноактриса Мэй Уэст была одной из преданных фанатов искусства Скиапарелли. Однако ей не хотелось посещать постоянные примерки, и эксцентричная блондинка придумала, как выйти из положения.

В чувстве юмора ей не откажешь, Мэй выслала в бутик Эльзы гипсовый слепок своего тела, в позе Венеры Милосской. Скиапарелли же, в свою очередь, использовала идею для создания флакона к своим духам под названием «Shoking».

На этом модный дизайнер не остановилась, она выпустила мужские духи в форме курительной трубки и назвала их «Suff». Стоит отметить, что все духи Скиапарелли начинались с буквы S.

Шокирующий розовый

В 30-х годах, когда дамы облачали себя в приглушенные пастельные тона, появление нового оттенка розового, действительно шокировало публику. Эльза всегда любила выходить за рамки, но делала она это, исключительно элегантно.

Также, дизайнер любила сочетать цвета, смешение, которых, не представлялось возможным, например оливковый и алый, бирюзовый и бордо, розовый и зеленый.

Свежая пресса

Именно Эльза Скиапарелли придумала наносить на одежду принт с газетными вырезками. Статьи в этих газетах, конечно же, были о самой Эльзе, а иногда пестрели карикатурными изображениями Коко Шанель.

Такая вольность может показаться, несколько, грубой, но только не для тех, кто знает о подлости мадемуазель Шанель. На одном из светских приемов она усадила Скиапарелли на выкрашенный стул, после чего сказала, что это придаст стилю Эльзы еще больше пестроты, которую она так любит.

Брюки-кюлоты

В 1930 году женщинам нельзя было носить брюки, но мы всегда славились хитростью. Так, Эльза Скиапарелли придумала штаны, которые не отличишь от юбки издалека, а учитывая, что мужчины редко бывают внимательны к предметам женской одежды, то изобретение было гениальным для моды тех времен и сильных современных женщин.

Молнии

В те времена, когда жила и творила Эльза Скиапарелли, молнии в качестве застежек использовали только на сумках. Но дизайнер сразу предсказала успех молний на одежде и сразу начала использовать их, так как подобные застежки значительно экономят время и очень удобны в использовании.

Бижутерия

Представительницы светского общества всегда гордились обилием бриллиантов и драгоценными металлами, которые надевали на вечерние променады и званые вечера. Но когда Эльза Скиапарелли начала производить необычные сюрреалистичные украшения из обычных материалов, быть в тренде стало более важно, нежели выставлять напоказ свое богатство.

Сюрреализм в моде

Дружба с Сальвадором Дали во многом повлияла на творчество Скиапарелли, вместе они создали множество легендарных вещей, превзойти которые не может никто и по сей день.

Если тебе кажется, что платье-мясо Леди Гаги было провокационным, представь как воспринималось в 30-е годы платье-лобстер с петрушкой, перчатки с когтями, шляпы – туфли и сумки-руки.

Создание одежды – самое трудное и неблагодарное искусство, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого, — сказала однажды Эльза Скиапарелли.

Но она не знала, что ее изобретения навсегда войдут в историю моды, и изменят отношение людей к одежде. Ее творения обожали звезды, представители высшего общества и простые парижские модницы, они вдохновляли и вдохновляют модных кутюрье со всего мира, а мы сегодня – пользуемся ее изобретениями в повседневной жизни.

Читай также:

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Май 13 2019, 04:05

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как Эльза Скиапарелли перевернула современную моду

13 ноября исполняется 45 лет со дня смерти одной из ключевых фигур в мире моды — Эльзы Скиапарелли. Она известна миру куда меньше, чем Коко Шанель, однако сегодня ее изобретения и идеи есть абсолютно в каждом современном гардеробе — в отличие от того же маленького черного платья.

Скиапарелли не росла в семье аристократов и не увлекалась модой с детства, как указывается в биографиях других известных дизайнеров. Она была обыкновенной девушкой, рано и неудачно вышедшей замуж, а вскоре оставлешйся в одиночестве с маленькой дочерью на руках.

Тогда она стала работать экскурсоводом и водила туристов по интересным местам Парижа, но ее клиентки из богатых американских семей только и делали, что поскорее стремились пробежаться по магазинам и приодеться по последней моде.

Сначала Эльзу возмущало подобное поведение, но потом она решила создавать собственные модные вещи, причем такие, которых еще не видели в бутиках мировых столиц моды.

Скиапарелли хотелось именно шокировать публику — слово «шок» для нее было своеобразной похвалой за креативность и заняло лидирующую позицию в лексиконе дизайнера. Она была права: увидеть вещи ее авторства захотели все, но примерки поначалу побаивались из-за новизны фасонов и цветов. Эльза не думала останавливаться и продолжала шить все более экстраординарные наряды, которые впоследствии стали сверхпопулярны и легли в основу современной авангардной моды. Вместе с ней в мир моды пришло то, что кормит его по сей день — прет-а-порте, одежда, готовая к носке сразу после покупки.

Первое, чем отличилась Эльза — это свитера с эффектом тромплей, особой оптической иллюзией. Первая коллекция Скиапарелли состояла именно из таких свитеров и шерстяных платьев. Хоть и идея принадлежала не Эльзе, она вовремя заприметила необычную вещь на одном из своих знакомых. Это была работа эмигрантки из Армении, которой Скиапарелли предложила сотрудничество. Так совместными усилиями вышла первая коллекция Эльзы, после которой дизайнер получила крупный заказ на линейку спортивной одежды. Над ней вместе с Эльзой трудились женщины армянской общины Парижа. В результате этот заказ принес Скиапарелли широкую известность, а армянским женщинам позволил приобрести собственную трикотажную фабрику.

Французский модельер Эльза Скиапарелли во время работы над новой коллекцией у себя дома в Париже, 1949 год

На волне успеха первой коллекции Скиапарелли решила двигаться дальше — следующая линейка одежды была украшена принтами по мотивам матросских татуировок — якорями и штурвалами.

Вскоре Эльза познакомилась с Сальвадором Дали, вместе с которым они создали легендарное платье с изображением омара.

Так Скиапарелли по праву стала считаться королевой принтов, и если сегодня никого не удивишь платьем с изображением рыб или цветной капусты, для ее времени это было настоящей революцией. Например, сейчас принт в виде газеты встречается повсеместно как в кафе на обоях, так и на футболках или сумках. Он уже не так популярен, как в нулевых, однако модные дома продолжают периодически выпускать вещи с «газетными» деталями. Стоит помнить, что этот принт тоже придумала именно Эльза — она выпустила шарфы и платья с принтом из газетных вырезок о самой себе.

Читайте также:  Крема и сыворотки с пептидами

Одно из самых главных изобретений Скиапарелли — застежка-молния. Она первой начала вшивать такую застежку в вечерние наряды. Фурнитура смотрелась грубо и вызывающе, чего и добивалась Эльза. Она использовала пластиковые застежки из нитроцеллюлозы — новейшего в то время материала, который было проблематично сделать элегантным. Спустя некоторое время молнии научились делать из более пластичных материалов и металла, что позволило использовать такие застежки в любой одежде, обуви и аксессуарах, и отказаться от пуговиц, которые значительно замедляли процесс одевания.

Дизайнер отличалась повышенным вниманием к деталям. Но если в наше время пуговицы в виде тараканов, игральных карт и моркови — еще несколько нововведений Эльзы — довольно редко встречаются на чьей-то одежде, то флаконы духов необычной формы хорошо прижились и вряд ли когда-нибудь исчезнут.

Одна из клиенток Скиапарелли отправила ей гипсовый слепок своей фигуры, чтобы не так часто приезжать на примерки, тем самым вдохновив художницу Леонор Фини на создание необычного флакона для первых духов Скиапарелли.

Духи с легендарным названием «Shocking» («Шокирующе») вышли в флаконе фирменного розового цвета. Конечно же, Эльза на этом не остановилась, и выпустила парфюм в виде подсвечника, а потом вместе с Сальвадором Дли придумала духи в виде курительной трубки.

Наброски шляп работы модельера Эльзы Скиапарелли, 1938 год

Актриса Габи Сильвия в костюме русалки работы Эльзы Скиапарелли в модном доме модельера в Париже, 1952 год’ data-author=”Jean Jaques Levy/Levine/AP и Mary Evans Picture Library/Global Look Press” alt=’ Модель в платье для дневного выхода во время презентации весенней коллекции Эльзы Скиапарелли в. ‘ class=”item-image” > Модель в платье для дневного выхода во время презентации весенней коллекции Эльзы Скиапарелли в.

Модель в платье для дневного выхода во время презентации весенней коллекции Эльзы Скиапарелли в Париже, 1948 год

Наброски шляп работы модельера Эльзы Скиапарелли, 1938 год

Актриса Габи Сильвия в костюме русалки работы Эльзы Скиапарелли в модном доме модельера в Париже, 1952 год

Jean Jaques Levy/Levine/AP и Mary Evans Picture Library/Global Look Press

Единственное, чего не сделал модный дом Schiaparelli, так это не оформил патент на свои изделия, что позволило Жан-Полю Готье выпустить аромат своего модного дома в схожей емкости в 90-х. В апреле 2018 года идею с флаконом в виде женского тела позаимствовала и Ким Кардашьян-Уэст, Готье моментально указал на отсутствие оригинального дизайнерского замысла звезды инстаграма, но для этого все затевалось изначально — Эльзе наверняка бы хотелось, чтобы ее изобретениями пользовались на протяжении десятилетий после ее смерти.

Ярко-розовый цвет, которым сейчас можно шокировать разве что начальника в офисе с дресс-кодом, тоже является изобретением Скиапарелли, которая выпустила коллекцию шляпок этого необычного цвета. Сейчас мы бы назвали этот оттенок «фуксией», а тогда он назывался «шокирующий розовый». Он моментально стал любим всеми модницами, которые сначала осторожно красили фуксией губы, а потом надели «шокирующе» розовые платья. Именно в таком неутомимая Эльза завещала себя похоронить в 1973 году.

ModaGid.ru

Вход через сервисы

Регистрация через сервисы

  • Все статьи
  • Дизайнеры
  • Причудливый мир Эльзы Скиапарелли

Причудливый мир Эльзы Скиапарелли

В 20-е годы прошлого столетия на небосклоне под названием «высокая мода» зажглась новая звезда Эльза Скиапарелли Чаще всего имя этой незаурядной женщины упоминается в сочетании с термином «сюрреализм» и фразой «вечная соперница Коко Шанель».

В отношении первого мнения – это, совершенная, правда. Эльзу Скиапарелли можно смело назвать королевой авангарда, она являлась по своей природе подлинной нонконформисткой. Сказанное делает безосновательным второе высказывание, поскольку обе эти великие женщины творили в совершенно разных стилях. Эльза Скиапарелли создала свой собственный фантастический мир моды, адептами которого стали такие знаменитые личности как, Сальвадор Дали, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Мэй Уэст и многие другие.

Немного о личном

Эльза по происхождению итальянка. Родилась она в Риме 10 сентября 1890 года. Род Скипарелли прославился, не только богатым аристократическим прошлым, но и склонностью к наукам. Дядя Эльзы – астроном Джованни Скиапарелли знаменит открытием «марсианских каналов». В свою очередь, отец занимался востоковедением и египтологией. Отношение родителей к Эльзе нельзя было назвать теплым. Девочка раздражала их своим внешним видом и излишней живостью характера и ума. Стремление юной Эльзы быть достойной известной фамилии: изучение языков, истории, занятие живописью, тяга к поэзии и театру, не изменили ситуации. Зато атмосфера искусства и науки оказала непосредственное влияние на формирование Эльзы. В итоге, после неторных метаний (увлечение поэзией, раннее и неудачное замужество) выбор был сделан. Жребий пал на искусство моды.

Первый успех

Следует заметить, в жизни Эльзы Скиапарелли немалую роль играл его величество случай. Случай же свел Эльзу с Габи Пикабиа, которая была экс-женой известного французского художника Франсиса Пиакбиа. Габи заказала у Эльзы платье для бала-маскарада. Наряд получился настолько сногсшибательным, что его заметил именитый модельер Поль Пуаре. Кутюрье даже любезно пригласил Эльзу в свой Дом моды. Яркие, неповторимые модели Пуаре привели ее в восторг. Вдохновленная Эльза решает посвятить себя миру моды, той моды мимо которой никто не сможет пройти не оглянувшись. И вновь удачное стечение обстоятельств. На одной из вечеринок Скиапарелли встретила знакомую из Америки, одетую в объемный вязаный свитер черного цвета с вывязанным на нем контрастным белым бантом. Как выяснилось, вещицу связала одна крестьянка из парижской деревни. Скиапарелли сразу поняла, как можно использовать этот подарок судьбы. Она нашла крестьянку и узнала, как вяжется узор, и, не без малых усилий, создала собственный вязаный шедевр. Труды окупились, когда Эльза в этом свитере, появилась на званом завтраке, и произвела настоящий фурор.Представители американского лейбла спортивной одежды «Strauss» сделали большой заказ на сорок таких же джемперов. Так черный джемпер с белым бантом отрыл Скиапарелли путь в манящий мир моды.

Принт, принт, принт

Оригинальный рисунок на ткани стал авторской чертой моделей, создаваемых Скиапарелли. Принты в виде газетных статей, животных, растений, бабочек, якорей, сердец, пронзенных стрелами – все это ноу-хау Эльзы Скиапарелли.

На одном из платьев красовался достаточно реалистичный омар. Этот необычный рисунок впоследствии получил название «рыбий хребет».В дальнейшем «рыбий хребет» с успехом перекочевал на шелковые платки и купальные костюмы.

Принт «Рыбий хребет»

Эльза Скиапарелли использует эффект trompe-l’oeil, который создает оптическую иллюзию.Первым рисунком, создававшим иллюзию, конечно, был белый бант на черном трикотаже.Еще один шедевр от Скиапарелли – это платье, имитирующее оторванные лоскуты ткани.

Принт «Оптические узоры»

Скиапарелли активно использует геометрические узоры. Чаще всего они встречаются на трикотаже.

Розовый шок («Shocking pink»)

Шокирующий розовый стал действительно шоком для публики 30-х годов прошлого века. В этот цвет окунулись не только ткани для платьев, но и туфли, шляпы, духи и даже губная помада.

Королева сюрреализма и ее окружение

Окружали Эльзу Скиапарелли личности творческие, готовые, как и она эпатировать общественность своим творчеством. Один из них – Сальвадор Дали.

Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали

В результате совместного проекта: Скиапарелли – Дали, появились на свет вещи немыслимых ранее форм. Это могли быть сумочки в виде телефона, яблока, воздушного шара. Сумочка и пудреница в форме диска телефона. По наброскам Дали было создано легендарное платье с омаром в окружении свежей зеленой петрушки.

А в результате тройственного союза Скиапарелли – Дали – Кокто, публике были представлена целая коллекция шляп, которым бы позавидовал сам Шляпочник Льюиса Кэрролла.

Шляпа-таблетка была любимым аксессуаром Греты Гарбо.

По эскизу Жана Кокто было создан жакет с обнимающей талию рукой.

Еще один необычный принт – ваза, сложенная из двух женских профилей. Не зря же говорят: «Дьявол кроется в делателях». Поэтому скажем отдельно о пуговицах. Каких только форм на моделях Скиапарелли они не были: в форме арахиса, шмелей, цветов и т.д. или очень реалистичных морковок.

Пуговицы на одежде Эльзы Скиапарелли

Ожерелье из насекомых Эльзы Скиапарелли

Скиапаррелли и звезды кинематографа

Марлен Дитрих, Мэй Уэст, Грета Гарбо, Гари Купер. Список знаменитостей можно было бы продолжить, но и так ясно, к ногам Скиапаррелли пала большая часть кинематографической элиты.

Читайте также:  Ароматы FRACAS и Robert Piguet Petit Fracas

Платье, в котором блистала несравненная Марлен Дитрих

Неудивительно, что контракт с Эльзой Скиапаррелли Фабрика Грез заключила на многое годы (а с Коко Шанель лишь на один год). Отдельно следует сказать о секс-бомбе 30-х годов Мэй Уэст. Она настолько часто заказывала одежду у Скиапаррелли, что даже изготовила гипсовый слепок со своей фигуры в форме Венеры Милосской (во избежание слишком частых примерок). Это стало озарением для художницы Леонор Фини.

Гипсовая фигура Мэй Уэст стала прототипом для флакона первых духов Эльзы Скиапарелли – «Shoking».

Уже потом всем духам Модного Дома Скиапарелли присваивались названия, начинающиеся с английской буквы S. «Suff» – это название первых духов для мужчин. Флакон имел необычную форму трубки для курения. А вот идея флакона для «Roi Soleil» опять же принадлежала Дали.

Коллекции Скиапаррелли

Каждая коллекция для модных показов имела свое имя. «Остановись, смотри и слушай», так называлась коллекция, продемонстрировавшая публике дождевые плащи, как вариант вечерней одежды, вышитые сари и множество других интересных вещей. Эта коллекция необычна также тем, что на ней впервые были использованы застежки-молнии. Самая знаменитая коллекция имела название – «Цирк». Дизайнера вдохновил фееричный американский цирк «Barnum». В этой коллекции яркие клоуны, ловкие гимнасты на трапециях, слоны, изображенные на моделях одежды, как бы ненароком образовывали слова: «Осторожно, окрашено». Коллекция «Астрология» стала последней предвоенным проектом Эльзы. Она посвятила ее своему любимому дяде. Пальто из осенне-зимней коллекции украшали принты со астрологическими знаками и других небесных тел. Вышивка кропотливо создавалась вручную.

Все, что создавала Скиапаррелли, становилось сенсацией. Прекрасным итогом творческого пути Модного Дома Скиапарелли стало, то, что, казалось бы, исчезнув с модного горизонта на 50 лет, в 2013 году он возродился как Феникс из пепла. Дом Schiaparelli является сейчас постоянным членом Синдиката высокой моды в Париже. Это ли не счастливый хэппи-энд звезды сюрреализма Эльзы Скиапаррелли.

Сюрреализм в творчестве Elsa Schiaparelli

Творческий путь Эльзы Скиапарелли начался, когда однажды она увидела свитер своего американского гостя. Оказалось, что такие свитера вяжет портниха — армянка, живущая неподалеку. Эта портниха стала первым партнером Эльзы, вместе они разрабатывали модели платьев и свитеров. И уже через несколько лет работы они создали нечто чего не видел мир. Вязаное черное платье стало революцией моды в 1927 году.

Немногим позже Скиапарелли удалось получить заказ от фирмы «Strauss». Заказ был настолько крупным, что над ним трудились почти все женщины армянской общины Парижа. С блеском выполнив заказ она стала известной и уважаемой в мире моды.

На Рю-де-ля-Пэ в самом центре Парижа открывается Модный дом Скиапарелли под вывеской «Для спорта». Она выпускает несколько коллекций по африканским мотивам, так же она ввела в моду узор «рыбий хребет», который после перекачивал на другие виды одежды. Стоит отметить, что идея «бутика» принадлежит именно Эльзе Скиапарелли.

Где-то в эти же годы в моду входит сюрреализм. Перчатки с красными ногтями или платья с вырванными кусками — все эти вещи создавала именно Скиапарелли.

На творчество Эльзы повлияло знакомство с Дали. Именно он вдохновил Эльзу на создание чляпок туфель и отбивных, так же в это время был создан диван-губы, который украсил бутик Скиапарелли.

По эскизам Жана Кокто было создано платье с женскими профилями на спине.

После перелета Атлантики Чарльзом Линдбергом Эльза выпускает серию моделей, посвященную авиации.
Вслед за спортивной одеждой Эльза принимается за вечерние платья, совершив революцию: черное платье-футляр, жакет и белый шарф, перекинутый через спину.

В 1934 г.Эльза открывает собственный бутик в Париже. В 1935 она первая из парижских кутюрье использует застежку молнию.
В 1937 выпускает аромат «Shocking». К 1938-39 относятся коллекции «Цирк» и «Король-Солнце».

При создании своих коллекций Скиапарелли сотрудничал с Сальвадором Дали, Жаном Коктом, Марселем Верте и многими др.
Увлечение сюрреализмом и дадаизмом отразились на ее коллекциях: шляпа-туфля, шляпа-телескоп. Эльза украшала свои творения обыденными предметами жизни.

Клиентами Эльзы были герцогиня Виндзорская, Кэтрин Хэпберн, Марлин Дитрих, Мэй Уэст и др.

В 1939 с началом Второй Мировой Войны Скиапарелли под заказ Армии спасения создает дизайн униформы для женского персонала, однако через год после оккупации Парижа Эльза переезжает в США и издает календарь «Франция в Америке».
После освобождения Франции Эльза возвращается в Париж.
Ее последняя коллекция датируется 1953 г.

Юбер де Живанши начала свою карьеру в качестве ассистента в доме моды Скиапарелли.

Эльза Скиапарелли, моделирование одежды

Автор статьи Ольга Трильби – дизайнер, эксперт моды, специалист в области стилизма и имидж-клоузинга.

Франция 1920-х годов стала родиной нового направления в искусстве, которое называется сюрреализм. Сюрреализм видел свое предназначение в том, чтобы объединить реальность с мечтой и сном.

Это направление стремилось постичь глубины человеческого подсознания, хотело в своем искусстве выразить что-то непостижимое разумом, иррациональное. В числе представителей этого течения можно назвать таких людей, как Андре Бретон (Andres Bretone), Сальвадор Дали (Salvador Dali), Жан Кокто (Jane Koktos), Эрнст Фукс (Ernst Fuks) и многих других.

И деи этих людей оставили огромный след в литературе, живописи и кинематографе ХХ-го века. В наше время достаточно известен Владимир Куш (род. 1966) – русский художник-сюрреалист, работающий в стиле метафоризма, живет на Гавайах.

Ну, а сюрреализм в моде был представлен творчеством Эльзы Скиапарелли (1890-1973).

Модельер активно сотрудничала со многими приверженцами сюрреализма и применяла в дизайне одежды мотивы этого направления. Ее фантазия не знала пределов. Каждая модель, созданная Эльзой, была произведением искусства, мини-шедевром. К примеру, платье с выдранными клочьями, костюм, надетый задом наперед, или шарфики, декорированные вырезками из газет. Неизменный шок вызывала одежда, украшенная рентгеновскими снимками, и перчатки с длинными красными когтями. Многие вещи были созданы Эльзой в единственном экземпляре. Они не поступали в продажу, а предназначались конкретному лицу.

По эскизу художника Жана Кокто Эльза сотворила платье с рисунком в виде двух женских профилей, образующих вазу с цветами, и знаменитый жакет, на котором изображены обнимающиеся руки. Наиболее плодотворной стала дружба Эльзы с великим Сальвадором Дали. Он подсказал ей идею сумки-телефона и платья с омаром и листиками петрушки. Для карманов жакета художник придумал ручки, как у выдвижных ящиков. До сих пор всемирно известен созданный им розовый диван, который повторял форму губ Мэй Уэст. Этот предмет стал главным украшением фирменного бутика Скиапарелли. Под влиянием Дали Эльза создала перчатки с карманами для спичек и необычные шляпы, которые могли выглядеть как чернильница, поношенная туфля или баранья отбивная.

В 1935 году Эльзу заинтересовала тема галлюцинаций и оптических иллюзий, которую она решила воплотить в рисунке и крое одежды . Так рождается на свет пиджак с квадратными, чрезмерно широкими плечами. Он стал неотъемлемой частью образа актрисы Марлен Дитрих, и благодаря ей обрел популярность.

Еще одним интересным экспериментом стало платье с рисунком-слезой. Изображение было сделано так, что видно его было только на расстоянии или под определенным углом. Эта задумка тоже принадлежала Сальвадору Дали. Скиапарелли любила надевать платье-галлюцинацию и тем самым вводить публику в замешательство. Люди видели интересный рисунок, но когда пытались рассмотреть его поближе, то изображение вдруг пропадало. Многие начали задумываться о вреде алкоголя и наркотиков.

Появлялось все больше и больше людей, желающих иметь в своем гардеробе «безумную одежду» этого странного дизайнера. Сама герцогиня Виндзорская упрашивала Эльзу продать ей одно вечернее платье. Скиапарелли тогда была удивлена этому. И действительно, кому могло прийти в голову, что представительница королевской семьи Британии захочет надеть на себя платье с гигантским омаром, да к тому же еще приправленным петрушкой. Сама Скиапарелли называла свой модный дом сумасшедшим.

В 1932 году на свет появилась коллекция бижутерии , созданная тремя художниками: Скиапарелли, Дали и Кокто. Это было настоящим буйством фантазии. Материалом могло послужить все, что угодно: лекарства, леденцы, птичьи перья, карандаши, ластики и многое другое в том же духе. Дали придумал коллекцию серег-телефонов и проектировал модель омара-телефона. Жан Кокто сделал для коллекции серьги Всевидящее око, которые производили немного жуткое впечатление. Вклад Эльзы представлял собой ожерелье и браслет , собранные из высушенных жуков. После этого Скиапарелли работала уже одна, но друзья-художники иногда предлагали интересные идеи для ее творений.

Эльза Скиапарелли и ее вклад в современную моду

Творчество Эльзы всегда было отражением ее жизни, ее новых увлечений, переживаний и поисков. Например, ее интерес к авиации обернулся созданием нового стиля «пилот», который актуален и по сей день. Она всегда считала, что обществу не нужны просто хорошие и удобные вещи, и стремилась, чтобы ее модели во всем отличались от работ других дизайнеров. Таким образом, э та женщина привнесла в моду много новых идей: раздельную юбку , которая потом стала шортами, раздельный купальник телесного цвета и оригинальную бижутерию . Без этих предметов мы уже не можем представить современную моду. А в 30-е годы такие новинки хоть и шокировали, но все-таки очень привлекали клиентов в бутики Скиапарелли.

Читайте также:  Классификация и виды парфюмерии

Яркие цвета и необычные сочетания красок были еще одной страстью Эльзы. Она смело объединяла пурпурный, алый и оливковый цвета. Или черное платье с красными чулками. Она с легкостью могла украсить бирюзовый жакет бордовыми деталями, а на розовую ткань нанести зеленый узор.

Материалы, которые Эльза Скиапарелли использовала для создания своих моделей, всегда были необычными и нетрадиционными. Мешковина, родофан, мех обезьяны, солома – это все могло ей послужить для создания коллекции.

В 1936 году Скимапарелли представила на суд зрителей свою новую фирменную деталь – цвет «Shocking pink» («шокирующий розовый»). Он действительно шокировал публику. Зато сегодня ни одна уважающая себя модница не может без него обойтись.

Многие открытия Эльзы нашли себя в моде лишь через 40-50 лет после их создания. Например, застежка-молния, впервые попавшая на одежду в ее коллекциях, громко заявит о себе только в 60-х. То же самое можно сказать и о многом другом: флакон в виде женского тела, цвет фуксии, сумки-предметы, перчатки-гетры, ботильоны и меховые туфли – если оглядеться, то всюду можно заметить идеи этой талантливой женщины. Эльза Скиапарелли еще в 30-е годы создала современную моду.

Эльза Скиапарелли: символ моды в стиле «шок»

Мисс эксцентричность

Прорыв Скиапарелли заключался, прежде всего, в том, что она была единственной убежденной и последовательной сюрреалисткой в моде. И если многие дизайнеры всего лишь баловались идеями сюрреализма, то она использовала их по-настоящему.

Впервые о талантливой девушке заговорили в конце 20-х годов прошлого века. Уже тогда ее работы казались весьма необычными. Первая коллекция, которую она представила зрителям в 1927 году, состояла из свитеров, в орнаменте которых использовались африканские мотивы и рисунки матросских татуировок. Узор в виде змей, якорей, омаров, необычные морские орнаменты… Ничего подобного модный мир того времени еще не видел.

Следующим этапом в профессиональной жизни Эльзы была коллекция спортивной одежды. Молодая, амбициозная модельер получила крупный заказ от магазина Strauss, и именно этот заказ на шерстяные изделия принес Скиапарелли первую настоящую известность в мире моды. Однако Эльза никогда не останавливалась на достигнутом. Она искала новые идеи. В 1927 году главным источником вдохновения Скиапарелли стала авиация, и после перелета Чарльза Линдберга через Атлантику она создала серию моделей, которые легли в основу стиля «пилот», популярного и в наши дни.

В начале 30-х Эльза экспериментирует с созданием вечерних туалетов. И снова успех. Мир моды в восторге от ее длинного платья-футляра из черного крепа, элегантность которого подчеркивали белый жакет и шарф, перекинутый через спину. Воодушевленная успехом Эльза открывает один из первых в мире бутиков в центре Парижа. Она предлагает… вечерние свитера, которые носят с длинными юбками, блузами и бижутерией. И это еще одна сенсация. Коллеги-модельеры встречают идею с бижутерией насмешками, ведь до сих пор большинство из них использовали натуральные камни. Но покупательницы в восторге, и это решает судьбу оригинальных новинок.

«Истинная роскошь заключается не в богатстве и не в вычурности стиля, а в отсутствии вульгарности», – говорила Эльза Скиапарелли и всегда твердо следовала этому принципу.

Шок в розовом цвете

Неординарные идеи Эльзы очень быстро нашли достойных поклонниц в творческой богеме самого высокого уровня. Ее клиентками были Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд. «Звезды» заказывали у модельера не только сценические костюмы, но и наряды для повседневной жизни. Руководство Голливуда даже заключило с Эльзой многолетний контракт, в то время как сотрудничество с Коко Шанель Фабрика Грез документально оформила всего на год.

Шляпки-башмачки, вышитые на платьях цирковые акробаты и слоны, платья с рукавами-крыльями и золотое солнце во всю спину — все это «фирменные» идеи гениальной Эльзы, которые впоследствии цитировалось многими дизайнерами, но в тридцатые годы прошлого века воспринимались как шок.

Вообще-то «шок» – любимое слово Скиапарелли. Практически все, что она делала в моде, было рассчитано именно на эту реакцию. Она ввела в моду ошеломляюще-яркий розовый цвет и назвала его «rose shocking».

Фасоны от Дали, цвета от Пикассо

Эльза дружила с Сальвадором Дали. Великий художник придумал для нее сумку в виде телефона, по его наброскам были созданы платье с омаром в окружении листиков петрушки, знаменитый жакет с карманами в виде выдвижных ящиков и главное украшение бутика Скиапарелли – розовый диван в виде губ актрисы Мэй Уэст. Но самой удивительной работой Эльзы этого периода можно назвать платье с изображением слезы, рисунок которого можно было разглядеть только с определенного расстояния или под определенным углом зрения. Когда Скиапарелли появлялась в этом платье-мираже на публике, то вызывала всеобщее недоумение: привлеченные необычным рисунком издали, люди не могли его обнаружить вблизи.

Скиапарелли первой из кутюрье стала организовывать рекламные фотосессии в музеях и превратила обыкновенный показ модной одежды в ослепительное шоу. Не ограничиваясь шокирующим розовым, Эльза смело экспериментировала с цветами: соединяла пурпурный и оливковый, бирюзовый и виноградный, к черному платью предлагала чулки красного цвета. Каждая коллекция дизайнера производила сенсацию.

Она значительно опередила свое время – многое из придуманного Эльзой Скьяпарелли вошло в массовую моду только спустя 40-50 лет.

Эльза и Коко: битва титанов

При всей уникальности своего таланта Скиапарелли не суждено было безраздельно царить на мировом подиуме. Ведь в одно время с ней жила и творила другая не менее выдающаяся личность в мире fashion – легендарная Габриэль (Коко) Шанель. Королевы мировой моды были ярыми соперницами, и в войне друг с другом использовали все доступные средства: переманивали друг у друга моделей, клиенток, злословили. Европейское общество следило за их враждой на протяжении всех 30-ых. Шанель пыталась работать с Голливудом, но сочла это ненужным для себя, Скиапарелли добилась ошеломительного успеха на Фабрике Грез и вдобавок к этому переманила многих клиенток у Шанель в Париже.

Шанель провозглашала культ тела, Скиапарелли – культ духа. Говоря о своей сопернице, Коко была предельно лаконична и называла ее не иначе как «Скьяп». В свою очередь Эльза не говорила о Шанель ничего, будто той не существовало в природе.

Говорят, что на одном из приемов Коко Шанель любезно усадила свою конкурентку на только что покрашенный стул, заметив, что внешнему виду Эльзы это будет только на пользу из-за яркости и пестроты ее гардероба. Скиапарелли не осталась в долгу и часто выражала свои чувства к сопернице карикатурными изображениями Коко на своих новых шедеврах. Пикантности их отношениям добавляло и то, что Габриель и Эльза сотрудничали и дружили с одними и теми же людьми.

И тем не менее, их отношения никогда не скатывались до бульварных скандалов. Это было соперничество двух богинь мировой моды.

Мадам Коко стремилась к выдержанности стиля и предпочитала использовать ткани скромной неяркой окраски без отделки. Эльза же шла на провокацию, использовала роскошные материалы и фасоны, шокировала модную публику невообразимым декором. Если Шанель создавала классические костюмы с золотыми пуговицами, то Скиапарелли шила платья-сари, выдумывала причудливые пуговицы в виде монет, ожерелья с пластиковыми насекомыми и странные аппликации в виде животных.

Трудно сейчас сказать, кому из них тогда принадлежала пальма первенства законодательницы моды. Многие считают 30-е годы эпохой двоевластия. Однако Шанель, как видно, вдохновленная соперничеством с Эльзой, в конце десятилетия поразила всех неожиданной экстравагантностью, создав платья из золотого ламэ, похожие на золотые слитки, и «цыганские» наряды с цветами и оборками оттенков национального флага Франции.

Кроме того, историки моды отмечают, что подчеркнуто женственный образ, созданный Скиапарелли, заметно потеснил на подиумах классический прямой мужеподобный силуэт «гарсон», автором которого была Шанель.

К сожалению, Эльза Скиапарелли недолго властвовала в мире моды. Наступили новые времена, с новыми именами и идеями. Людям захотелось уйти от роскоши и богатства в одежде, их все больше привлекал универсальный утилитарный стиль. Первенство в нем, естественно, удержала Коко Шанель, соперничавшая теперь с Кристианом Диором.

Что же касается «Скьяп»… Как-то на закате своей карьеры она сказала: «Моделирование одежды – это самое трудное и неблагодарное дело, потому что вскоре после того, как платье появится на свет, оно становится вещью прошлого». Но в этом гениальная Эльза, пожалуй, все-таки ошиблась.

Ссылка на основную публикацию