История фарфоровой куклы

История фарфоровой куклы

Здравствуйте, я – фарфоровая кукла. Поглядите, до чего я красива. Личико безупречных очертаний, кожа полупрозрачная, матовая, волосы роскошные, пышные. Огромные лучистые глаза смотрятся как настоящие. На мне нарядное, изящное платье. Все вокруг восхищаются мною. Потому, что я очень красивая кукла. И почти не играют. Только любуются. Потому, что я очень дорогая кукла.Кукольная история Мои старшие сестры появились очень давно, тогда же, когда появились и вы, люди. Древнейшей кукле, найденной неподалеку от Брно, 35 тысяч лет. Она сделана, нет, не из фарфора, его тогда не знали, а из мамонтовой кости. Ручки-ножки ее были подвижными. То есть, это не просто статуэтка, а настоящая кукла. Но, возможно, и она не самая древняя, наверняка до нее были и другие, просто они не дожили до нашего времени. Но уж точно это была эксклюзивная кукла ручной работы.Первые куклы помогали шаманам и жрецам выполнять священные обряды, “шагали” в торжественных шествиях в Древнем Египте и античном Риме, изображая богов. В первых кукол верили, возносили нам молитвы, приносили жертвы и просили заступничества. И мы помогали людям. Играли мы и в театрах. Подвешенные на ниточках куклы изображали Деву Марию (Марион) с младенцем и апостолами, поэтому нас прозвали марионетками. А потом мы занялись светскими делами. Франция, как известно, еще в семнадцатом веке стала законодателем моды. И чтобы побыстрее довести до широких дворянских масс ее веяния, предприимчивые французы стали рассылать по всему миру прелестные фарфоровые куколки, разодетые как королевские фаворитки. К каждой кукле прилагалось множество платьев, аксессуаров и даже косметики. Позднее некоторые из нас стали работать манекенами, а многим повезло еще больше, они стали прототипами роботов-андроидов. Самого известного андроида создал в ХVIII веке Жак Вокансон, его красивая кукла, размером с человека умела играть на флейте 12 мелодий. Она действительно играла, то есть продувала через флейту воздух, умело перебирала по отверстиям пальцами и модулировала движение воздуха губами. На нее ходили полюбоваться Вольтер, братья Гримм, герцог Ришелье.А с XIX века нами завладели дети. Одна за другой стали открываться фабрики игрушек, и основной их продукцией стали куклы. Чтобы мы были исключительно красивыми куклами, в нашем создании участвовали выдающиеся художники – Рерих, Бенуа, Поленова, Малявин.Популярность наша была столь велика, что куклы попали и на страницы книг, и на экраны кино и телевизоров. Это одной из нас пела колыбельную Шурочка Азарова: “Спи моя Светлана…”, это глядя на идеальное фарфоровое лицо куклы и чудесные голубые волосы пел серенады влюбленный Пьеро, это с ожившей куклой играл наследник Тутти. Но вот для фарфоровых кукол настали не лучшие времена. Во-первых, резкое снижение платежеспособности населения, во-вторых – засилье всевозможных “Барби”. Но мы верим в свою страну. Ведь по куклам мы давно обогнали благополучный Запад. Наши куклы более психологичны, одухотворены, лучше отражают душу народа. А что может быть прекраснее русской души?Как изготовить фарфоровую куклуВам только кажется, что мы просто фарфоровые безделушки со стеклянными глазами. На самом деле мы живем. Но только немногим людям дано это увидеть. И не всякой фарфоровой кукле удается ожить. Технология кукол сложна, но технология – это еще далеко не все. Чтобы мы ожили нужно маленькое волшебство. Давайте попробуем проследить, как делают кукол из фарфора. Все начинается с идеи, с замысла художника. Затем чуткие руки тщательно разминают серую массу скульптурного пластилина. Серую – чтобы не отвлекаться на цвет, чтобы как можно точнее создать форму нашего прекрасного кукольного лица. Постепенно проявляются пухлые щечки, вздернутый носик, распахнутые глазки. На личике куклы не должно быть ни малейшего изъяна, поэтому художник тщательно зачищает все ненужные выступы, впадинки.Затем нас заливают жидким гипсом. Гипс тоже особый, художественный, тщательно приготовленный, а не грубый алебастр со стройки. Когда гипс застывает, из него извлекают пластилин, он больше не нужен, мы уже запечатлены в гипсе. Но это только форма, а еще не мы. А чтобы появились мы, в форму заливают фарфоровый шликер – сметанообразную массу из разведенной белой глины – каолина. Гипс жадно впитывает воду из шликера и фарфоровая масса застывает. Это уже почти мы. Нас извлекают из формы и, немного поколдовав, отправляют на обжиг. Ох, и жарко же там, в печи. Но только огненный жар делает нас звонкими, прочными и даже полупрозрачными – наша “кожа” как бы светится изнутри.Думаете, все? Нет, чтобы изготовить куклу из фарфора художник еще долго возится с нами. Вставляет глазки, лепит реснички, собирает туловище, делает роскошную прическу и даже макияж. Теперь нас можно и приодеть. Поскольку, как я уже говорила, мы очень дорогие, в нашей одежде нет мелочей. Трусики, лифчики, панталончики, чулочки – все как у людей. Платья роскошные, из атласа, бархата, парчи. И украшают нас не только кружевами и лентами, перьями и бисером, но, иногда, и самыми настоящими драгоценными камнями. Не забывают и о других предметах дамской роскоши – сумочках, шляпках, туфельках, веерах, зонтиках.Я все рассказала? Вроде бы, да, вот только я ни разу не смогла увидеть, где, на какой стадии художник становится богом, вдыхает в куклу жизнь. Вот, казалось бы, только что это был кусок фарфора и какие-то, пусть и красивые, лоскутки материи, но через мгновение кукла ОЖИВАЕТ. И будет жить долго, и грядущие археологи будут судить о вас, людях по вашим куклам.Куклы – историиА, в самом деле, что оставим истории мы? В наши дни производство кукол достигло невероятного размаха. Мир кукол огромен. Задумывались ли вы, что кукол на земном шаре гораздо больше, чем людей? А количество всегда порождает новое качество. И в середине ХХ века кукла стала авторской. Это кукольная элита. Каждая такая кукла имеет индивидуальный неповторимый характер. Теперь мы, куклы, поражаем людей жизненностью, отточенностью форм. Изготовление кукол из ремесла превратилось в высокое искусство. В нас слились психологизм скульптур великих мастеров, эстетичность нарядов великих кутюрье, утонченная завершенность работ великих ювелиров. Мы отличаемся неповторимо реалистичным выражением лица и способностью вызывать особую нежность, глубокое чувство привязанности и заботы. Положительные эмоции захлестывают тех, кто даже просто смотрит на нас.Среди материалов, применяемых для изготовления кукол, превыше всего ценится именно фарфор. И хотя он трудоемок в изготовлении и требует от художника высокого мастерства, зато дает ощущение живого света и тепла.У каждой из нас свое лицо, но особую ценность мы приобретаем, когда становимся похожими на исторических и не очень исторических, но конкретных личностей. Тогда мы, портретные куклы, уподобляемся восковым скульптурам из музея мадам Тюссо. Но воск – материал недолговечный, а фарфор, из которого изготовлены мы, переживет тысячелетия. Кого только нет среди нас! Фарфоровые фараоны, императрицы и президенты, герои сказок, книг и фильмов. По фарфоровым куклам можно судить, как одевались люди в старину, как выглядят жители дальних стран, а то и вовсе жители еще не открытых планет. Из-за этого мы стали лакомым объектом для коллекционеров. Сегодня мир охвачен кукольным бумом. Например, в Соединенных Штатах количество коллекционеров фарфоровых кукол превысило количество филателистов. Куклы для коллекций выпускают ограниченным тиражом, каждая из них требует сотен часов кропотливой ручной работы художника. Коллекционные фарфоровые куклы ручной работы – настоящий антиквариат.Оттого и стоят такие элитные куклы безумно дорого. От 500 до 40000 долларов. Достаточно заглянуть на аукцион eBay, чтобы убедиться в этом! Куклы, изготовленные украинскими мастерами, стоят столько же, но… в гривнах. А вот Брюс Уиллис подарил своей очаровательной супруге куклу стоимостью 55000 долларов! Ну, звезды могут это себе позволить. Дорогие куклы для звезд – талисман! Так что такуя цена – не предел. Мы стоим больше!Смотрите, смотрите же, какая я красивая. У меня личико безупречной формы, кожа матовая, полупрозрачная, волосы пышные, роскошные. Мои огромные блестящие глаза выглядят почти как настоящие. На мне чудесное дорогое платье. Все вокруг восхищаются мною. Одна беда – не играют. Только любуются.

Фарфоровая кукла

Фарфоровая кукла – это не только игрушка, сделанная из фарфора, но и изящное неповторимое украшение интерьера, а также предмет многих коллекций. Нашим далеким предкам куклы служили тотемами и атрибутами черной магии. Вскоре, конечно, куклы просто стали украшением обыденности, и все суеверия остались в далеком прошлом. Их изготавливали из слоновой кости, глины, дерева и других материалов.

В XVIII веке люди открыли для себя новый, неизвестный ранее материал – фарфор. Сначала из фарфора производили только посуду, но вскоре этот материал стал использоваться и в производстве игрушек. Фарфоровые куклы впервые появились во Франции, и вскоре, для создания более бледного оттенка лица и матового эффекта, их стали делать из неглазурованного фарфора. А еще, спустя некоторое время, куклы обзавелись настоящими волосами и глазами из стекла. Все это увеличило спрос на игрушки и сделало их еще более реалистичными.

С развитием прогресса фарфоровых кукол перестали делать вручную и “поставили на поток”. Стоимость осталась прежней, а вот индивидуальность была потеряна. Однако, благодаря все тем же французам, фарфоровые куклы превратились в миниатюрных манекенов с огромным количеством модных платьев – и спрос на них вновь стал набирать обороты. Пик популярности пришелся на конец XIX начало ХХ века, пока на прилавках не появился винил. Виниловые куклы отличались тем, что практически все части тела у них были подвижными, в отличие от фарфоровых.

Чем же так привлекательна фарфоровая кукла, и почему каждый ребенок хочет получить такой сюрприз на день рождения? Все очень просто: лицо этой игрушки достоверно отображает черты обычной девушки или женщины. Порой сходство действительно поражает: кажется, что барышня взмахнет длинными ресницами и заговорит, или встанет и пойдет по комнате уверенной походкой. Поэтому играть с ней одно удовольствие. Одевать в шикарные наряды, любоваться необыкновенной красотой и восхищаться талантами гениального мастера, сотворившего это чудо, можно бесконечно.

Куклы действительно поражают своим многообразием и великолепием, они способны удовлетворить ожидания самых капризных и своенравных особ, привыкших получать от жизни только самое лучшее. Цветы – это прекрасно, а фарфоровая кукла станет замечательной игрушкой, которое долгие годы будет радовать свои видом, украшая помещение. Фарфоровые куклы прекрасно подходят для сюжетно ролевых игр. Ребенок может придумывать разные истории и разыгрывать сценки вместе с куклами. Однако, из-за хрупкости игрушки, фарфоровые куклы обычно используются в декоративных целях. Прекрасные куклы могут украшать детскую комнату или занимать почетное место в гостиной.

Играя в сюжетно-ролевые игры развивается личность малыша, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, малыши отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать себя частью коллектива. Замечательно, когда у человека есть любимое хобби. Одно из самых удивительных и оригинальных занятий – коллекционирование. Очень часто можно столкнуться с тем, что прекрасный пол собирает холодное оружие, а сильная половина человечества радуется, приобретая куклы фарфоровые коллекционные.

Многие из фарфоровых кукол являются предметом коллекций настоящих ценителей красоты, представляют собой авторскую работу и имеют высокую ценность. Стоимость этих кукол может измеряться четырехзначным числом в долларах США. Если речь идет о кукле, изготовленной в единственном экземпляре, то придется потратиться. Ручная работа требует соответствующей оплаты по нескольким причинам:

  • Каждая кукла уникальна.
  • Все наряды сшиты из натурального шелка и отделаны роскошным кружевом.
  • По желанию заказчика элитная фарфоровая игрушка может обладать собственным украшением из драгоценных или полудрагоценных камней

Мы счастливы представить Вашему взыскательному вкусу куклы компаний MasterPiece Gallery, Paradise Galleries, Fayzah Spanos, Rustie, Mundia Collection, Ashton-Drake, Marie Osmond и других, выпускающих, по нашему мнению, самые прекрасные фарфоровые куклы в мире.

История кукол в России

Кукла грузинка, 1963.

Если в Западной Европе промышленное производство кукол существовало уже в XIX веке, то в России вплоть до октябрьской революции 1917 года была более распространена народная кустарная игрушка, а не промышленная. Основными материалами для создания кукол были глина, дерево, текстиль, позже – папье-маше и фарфор. В то же время, российские фарфоровые куклы существовали, и не уступали европейским по качеству, славились не только красотой, но и долговечностью. Куклы с фарфоровыми головками стоили дорого и высоко ценились, были доступны лишь для самых обеспеченных слоёв населения.

Читайте также:  Аппараты для продажи духов – парфюмерия в СССР

Кукольные туловища русских фарфоровых кукол отличались от европейских с точки зрения эстетики: торс обычно был крупный, также как и выточенные на токарном станке конечности. Они изготавливались из дерева и мастики (русский вариант композита, масса белого цвета, менее прочный материал, чем композит). Рецепт мастики у каждой артели был свой, поэтому качество кукол сильно различается. Зато в туловище русских кукол из дерева вытачивали не только шарниры, руки и бедра, но и гнёзда под шарниры, чего не делалось в у зарубежных аналогов.

Кукла в костюме Омской губернии, 1960-ые гг.

С конца XIX века до революции в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика «Журавлёвъ и Кочешковъ»), который выпускал фарфоровых кукол. Они были очень дорогими, их берегли и передавали из поколения в поколение. Кукол одевали в роскошные ткани, кружево, шерсть, обязательно шили кожаную обувь. После 1917 года старинных русских фарфоровых кукол сохранилось крайне мало, и найти такую куклу в хорошем состоянии сегодня – редкая и большая удача. Склады Императорского завода, к сожалению, были уничтожены в 1930-ые годы как “ненужная роскошь”, ведь такие куклы были непонятны и недоступны детям рабочего класса. У советских детей должны были быть лишь куклы, отвечающие советским представлениям об обществе – пионеры, рабочие, красноармейцы. Девочки с локонами, в дорогих платьях, тогда оказались неуместными. Сегодня некоторые экземпляры русских дореволюционных фарфоровых кукол в хорошем состоянии можно встретить на аукционах по цене около 3000$.

Известны куклы фабрики «Дунаев» – российский терракотовый и фарфоровый завод (деревня Митино, Хотьково, Московская губерния, 1876 – 1937). Более всего завод прославился майоликой в стиле модерн, куклами и кукольными головками, модели которых разрабатывались совместно с Н. Бартрамом или были скопированные у «Симон и Халбиг». Работники артели изготавливали фарфоровые головки даже для европейских шитых кукол. Копии ничуть не уступали оригиналам. Дунаевским изделиям присуждено 14 медалей (среди них 5 золотых) на выставках в России и за рубежом.

Кукла Тульской губернии, 1969.

Оригинальные русские антикварные куклы фабрик Шраера/Фингергута (“Я.Шраер и А.Фингергут”, Калиш, Польша, ранее – Российская империя) и Журавлёва/Кочешкова ещё (хотя и крайне редко) встречаются в музеях и частных коллекциях, а вот кукла Дунаевской фабрики с фарфоровой головой и фирменным клеймом — огромная редкость, среди них сохранились в основном лишь те, что были вывезены за рубеж.

Куклы изготавливались также на мануфактурах Гудкова и Федосеева.

Даже крупнейший промышленник Мамонтов занимался изготовлением кукол – именно на его фабриках была выпущена известная коллекция кукол в этнических костюмах российских губерний. Кукольные головки Дунаевкой фабрики из терракоты отправляли в Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова для сборки, а с 1891 года (после закрытия мастерской) – в Сергиев Посад, где развивалось кустарное производство кукольных тел. УТОЧНЕНИЕ от Сергея: “На самом деле в 1891 году мастерская при магазине не могла закрыться – хотя бы потому, что в ней в 1898 году была изготовлена кукла Матрёшка”.

В 1880-ых годах появились маленькие 30 см куклы с фарфоровыми головами в народных костюмах разных губерний (т.н. «этнографические»), они создавались как коллекционные, чтобы показать богатство национальных костюмов народов России. Наряды разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея г. Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Н. Д. Бартрамом. В 1893 году эти куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке, стали экспортироваться за границу как сувениры. Позже в целях удешевления фарфоровые головки иностранного производства были заменены на отечественные фарфоровые кукольные головы, а в начале 1900-х — на терракотовые, достаточно хрупкие. В 1900-ом году ассортимент насчитывал 144 вида кукол. Большая коллекция кукол в национальной одежде и лаптях из кусочков кожи хранится в музее Прикладного искусства Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.

Целлулоидный пупс 1960-ых гг.

Сергиево-Посадские игрушки второй половины XIX века часто изготовлены из дерева, вырублены топориком, расписаны вручную. Среди них интересны куклы-ведучки: женщины с ребёнком, словно ведущие малыша в жизнь.

Революция и гражданская война отнюдь не способствовали процессу развития производства игрушек, однако огромная потребность в них была очевидна, поэтому уже в 1920-ые и 30-ые годы правительством стали приниматься меры по объединению кустарей в артели и массовому выпуску игрушки.

Кукольная мастерская в Сергиевом Посаде была переименована в артель им. Красной Армии. Стране стали нужны новые, «политически правильные» игрушки, и артелям требовались новые художники, способные создать новые образы, а не копировать старые западные образцы, которые для нашей страны стали неприемлемы.

В основном игрушки в те времена разрабатывались кустарями, хотя художники и педагоги иногда также принимали участие. Кукла отражает время, в которое она появилась, и куклы тех времён своеобразны, как советские лозунги и фильмы.

Куклы в костюмах наций СССР, открытка 1967 года.

Фарфор и целлюлозу в трудные годы для создания кукол использовать было невозможно, поэтому советские куклы в основном делались из дешёвого сырья: в ход шли отходы бумаги, фанера, жесть, вата.

Советская кукла во все времена существования СССР создавалась так, чтобы дарить детям лишь добрые чувства, помогать вырасти созидателем, настоящим коммунистом. Да и сегодня российская кукла именно такова – она счастливая, весёлая, не вызывает противоречивых чувств, благоприятно воздействует на эмоциональное состояние ребёнка.

В военные 1941-45 годы многие предприятия по выпуску игрушек оказались на оккупированной территории и были разрушены, перестали существовали, а многие были переориентированы на выпуск продукции для фронта. Однако даже в военное время Советом Министров РСФСР выделялись материалы и оборудование для выпуска детских игрушек. Именно тогда, например, появилась Кировская фабрика игрушек «Весна», работающая и сегодня. В те времена при производстве кукол широко использовался такой дешёвый материал, как папье-маше.

Простота и лаконичность характерны и для кукол послевоенного времени, 1950-60-ых гг. В это время появились куклы, сделанные из революционных (по сравнению с папье-маше) материалов – целлулоида и полиэтилена. Они не боялись влаги, были гигиеничны (потому что их можно было мыть), не бились и были достаточно крепкими. К тому же они позволили создавать новые образы кукол. Правда, для создания кукол в то время ещё продолжалось использование и древесно-стружечной массы.

Гоголевский персонаж, кукла 1960-ых гг.

В 1970-ые года поиски новых кукольных образов продолжались, произошло значительное расширение ассортимента кукол. Важную роль сыграло развитие производства новых синтетических материалов. Ещё большее развитие получили куклы из пластмасс. Полиэтиленовые куклы изготавливались самыми разными, от простейших до озвученных, говорящих, с открывающимися глазами и даже шагающих кукол.

Начали появляться куклы из поливинилхлоридных масс (ПВХ), что стало новой ступенью в развитии кукольного производства в нашей стране. ПВХ обладает гладкой, приятной на ощупь бархатистой поверхностью, лучше подходит для создания кукол.

Изготавливали и резиновых кукол разных размеров, самые любимые из них были, пожалуй, куклы-голыши. Из резины же изготавливали и отдельные детали для кукол – головки и ручки, которые ставились на тело из полиэтилена или мягконабивное. Такую куклу было легче переодевать.

Прошивные парики для кукол стали изготавливать из капронового волокна, более качественного, чем раньше, материала, и теперь волосы кукол можно было мыть, делать ей причёски. Капроновое волокно лучше имитировало настоящие волосы.

Кукла ручной работы, дерево, представляющая Эстонию.

В 1980-ых годах советские фабрики выпускали в основном пластмассовых кукол, часто с резиновыми руками и головой, с капроновыми волосами, закрывающимися глазами, многие – с голосовым механизмом. Такие куклы были удобными для детских игр.

Советские куклы не копируют образ человека досконально, а передают лишь общие черты. Дело в том, что ещё в XIX веке отечественные педагоги говорили о том, что кукла, точно копирующая человека, воспитывает в детях эгоизм, зависть, дух собственничества. Кукла же, которая передаёт образ человека лишь отчасти, помогает детям правильно социально и психологически сформировать свою личность, развивает фантазию. Поэтому русские народные и советские куклы всегда были обобщёнными.

“Танцующая” кукла, жёсткий пластик, винтаж, СССР.

К началу 1990-ых годов ассортимент кукол был не так уж широк: в магазинах предлагались игровые куклы, голыши, куклы в национальных костюмах, мягконабивные, театральные, различные фигурки. Производство кукол застопорилось, советская эпоха завершилась, и новые веяния смогли появиться лишь много позже, уже в наше время. Сегодня наши фабрики работают, производят кукол, экспериментируют с новыми образами.

Многим коллекционерам в нашей стране интересны именно наши куклы, как дореволюционных, так и советских времён, и интерес к ним в последние годы возрождается.

Современные куклы и аксессуары.

Антиквариат и винтаж.

Toybytoy.com, апрель 2016.

Литература:

В данной статье используются выдержки из изданий:

Семёнчева Наталья, Малая музейная энциклопедия. Сборник научных и научно-популярных статей. Выпуск 2″ (Тольяттинский краеведческий музей, 2008 г.), источник: www.livemaster.ru/topic/89190-sovetskaya-kukla-znakomaya-i-neznakomaya.

Галина Львовна Дайн «Сергиев Посад – столица русской игрушки».

Большая иллюстрированная энциклопедия Бориса Гольдовского «Художественные куклы», статья «Дунаев».

С.Г. Романов, ИГРУШКИ 1920-Х ГОДОВ В СССР (размышления реставратора).

Огромное спасибо за такую замечательную и очень познавательную статью. Но к сожалению, в неё вкралась досадная ошибка или накладка. Вы пишете: “Кукольные головки Дунаевкой фабрики из терракоты отправляли в Москву в мастерскую магазина «Детское воспитание» Анатолия Мамонтова для сборки, а с 1891 года (после закрытия мастерской) – в Сергиев Посад, где развивалось кустарное производство кукольных тел”. На самом деле в 1891 году мастерская при магазине не могла закрыться – хотя бы потому, что в ней в 1898 году была изготовлена кукла Матрёшка.

Спасибо, вашу поправку внесли в статью!

Спасибо за интересный экскурс! Пытаюсь узнать что-нибудь о своём сокровище и о происхождении кукольных головок из папье маше с тканевым покрытием и росписью. Буду благодарна за любые сведения об источнике.
Спасибо! С уважением, Ж. И.

С Вашего позволения, добавлю ещё фото.

Ох, интересные какие! Ничего о них подсказать не могу, но и правда – сокровища!

Какие красивые! Я так люблю старинных кукол?

Разрушая стереотипы: история коллекционных фарфоровых кукол на шарнирах «Apoteka»

Мария Исаичева, дизайнер и одна из основателей проекта «Apoteka», который занимается созданием коллекционных фарфоровых кукол на шарнирах, рассказала BS о том, как пришла идея создавать авторские куклы необычной тематики, почему на создание одной куклы уходит несколько месяцев и как не опускать руки даже в самых сложных ситуациях.

Вдвоём с коллегой — Викторией Грасс, мы уже несколько лет трудимся над созданием собственного бренда коллекционных фарфоровых кукол на шарнирах, и становлением этого творческого проекта, его выходом на рынок.

Это наш первый опыт в ведении собственного бизнеса. Наше дело основано на желании создавать по-настоящему ценные объекты и популяризации данного уникального вида искусства в России и за рубежом.

Авторы проекта

Мария Исаичева
Родилась в 1987 году в Москве. В 2006 году окончила Колледж Дизайна и Декоративного Искусства при МГХПА им. С.Г. Строганова, а в 2012 — МГХПА им. С.Г. Строганова.
После несколько лет работала графическим дизайнером в дизайн агентстве, ивент агентстве, а также сотрудничала с компаниями разного профиля. Сейчас оставила работу в офисе на неопределённое время, и полностью посвящаю себя проекту «Apoteka».

Виктория Грасс
Родилась в в 1985 г. в Москве. В 2007 году окончила Открытый Институт — Высшую Профессиональную Школу по специальности Финансовый менеджер.
Талантливый экономист с опытом работы 14 лет. Честный, трудолюбивый человек, перфекционист. Виктория работает в офисе, Начальником планово-экономического отдела, отдавая проекту «Apoteka» своё свободное время и раскрывая уникальные творческие способности. Наряду с прочим, Виктория составляет подробную смету стоимости, следит за финансовой стороной нашего проекта.

Предыстория создания

Мы создаём коллекционных кукол 38см в высоту, из английского фарфора Parian, перетянутых изнутри стальными пружинами, со вставными стеклянными глазами и многослойной надглазурной росписью, в уникальных костюмах. Куклы подвижны за счёт шарниров, могут менять позы.

Наши куклы – не игрушки, а предмет роскоши, коллекционирования, уникальное украшение современного интерьера, объект искусства.

Если суммировать все этапы, то создание одной куклы занимает 2 месяца и более, процесс очень трудоёмкий, все детали проходят множество стадий ручной обработки и множество циклов высокотемпературных обжигов в муфельной печи.

Мы совмещаем современные и классические технологии, начиная работу с 3D моделирования на компьютере и 3D печати, переходя к классическим, традиционным технологиям в работе с фарфором. Используем аэрограф при росписи фарфора и современные ткани в костюмах, создаём новые образы, разрушая в некотором роде стереотипы представления о куклах, вписывая их в современные интерьеры и образ жизни.

Читайте также:  Натуральный шелк – виды шелковой ткани и правильный уход

Мы часто слышим вопрос: Что побудило вас взяться за изготовление такого необычного продукта?

Так вот, у истоков создания была страсть коллекционера, страсть к красоте. 8 лет назад мы сами коллекционировали полиуретановых кукол на шарнирах, из Кореи. Творческая натура помогла увлечению развиться в авторский опыт, а мечта зарабатывать на жизнь любимым делом, подтолкнула к сотрудничеству и созданию общего проекта, ориентированного на продажи ценителям.

Почему мы выбрали тематику аптек

Тематика нашего проекта – »Аптека», и каждая кукла является воплощением, хуманизацией какого-либо лекарства/медикамента (Аспирин, Активированный уголь, Аскорбинка, Йод, Этанол и т.д.). В подтексте наших образов, мы напоминаем людям о необходимости внимательно относиться к своему здоровью, с осторожностью принимать любые медикаменты, позиционируя красоту, как лучшее лекарство.

Но мы не редко слышим вопрос: И всё же почему выбор пал именно на аптеку, фармакологию? На самом деле основным нашим желанием и задачей было создание красивых моделей. Но я дизайнер по профессии, и привыкла вести работу определённым образом.

Я почувствовала необходимость создания проектной идеи, которая объединила бы наши творения в единую смысловую и тематическую линейку, необычную, запоминающуюся, помогающую задать общий визуальный стиль.

Тема аптеки привлекла нас исключительно с художественной точки зрения, своей эстетикой чистоты линий, стерильностью, и одновременно разнообразием материалов и текстур, с которыми можно поработать, используя их, как в оформлении самих кукол, так и выставочных стендов, привлекающих внимание посетителей, и являющихся важной частью проекта, его лицом на выставках. Стеклянная лабораторная посуда, жидкости, порошки, бинты и вата, многообразие таблеток, холодная сталь медицинских инструментов, и общая идея исцеления от любых болезней — вот тот то, что продолжает вдохновлять нас.

Начало работы

Идея «Нести прекрасное в мир!» — замечательный воодушевляющий фундамент проекта. Но в нашем деле романтика занимает лишь небольшую часть, всё прочее — это тяжёлый труд, требующий полной самоотдачи, огромного количества времени, средств и множества специальных знаний и навыков.

Это наш первый бизнес-опыт, и в начале пути у нас не хватало многих навыков для создания самого продукта, не говоря уже о его продвижении. Мы оттолкнулись от того, что использовали наши сильные профессиональные стороны — Виктория экономист, а я графический дизайнер. Рассчитав финансовую основу проекта, и создав проектную идею, мы начали работать над созданием продукта, придерживаясь рамок заданного стиля.

Мы вышли на рынок и представили свои работы публике на выставках и интернет-страницах совсем недавно — в октябре 2016 года. Однако до этого момента, работа над проектом в закрытом от публики режиме шла около 3-х лет. «Почему так долго?» — возможно спросите вы.

Фактически нам пришлось освоить новую область деятельности, что равноценно получению второго образования.

Даже имея академическую базу, у меня не было специальных навыков, необходимых для подобной уникальной работы. Мы посещали курсы 3D моделирования и осваивали многочисленные этапы работы с фарфором, гипсом, специальными инструментами, такими как мини-дрель, аэрограф, муфельная печь по мастер-классам в интернете. Нам приходилось бороться с большим количеством брака, сложностями в поисках подходящих материалов и инструментов, а также добросовестных подрядчиков, выполняющих работы по нашим эскизам, таких как упаковка и изготовление элементов для выставочных стендов.

Мы перфекционисты и очень требовательны к себе, часто это помогает нам в работе, но не редко замедляет процесс. Мы не представляли нашу работу публике до тех пор, пока не отточили навыки и не смогли создать профессионально выполненный продукт.
На каждом этапе мы сталкивались с разнообразными техническими и финансовыми трудностями. В одиночку любая из нас уже отчаялась и сдалась бы, но взаимная поддержка и ободрение двигали процесс вперёд.

О сложностях, тактике их преодоления и планах на будущее

Финансовые проблемы и сложности со временем

Какой бизнес с ними не сталкивался? Мы не могли позволить себе взять кредит, поэтому продолжали работать полный день в офисе, все 3 года создания проекта «Apoteka», вкладывая в него заработанные деньги. Это сильно отдаляло нашу цель, ведь мы могли трудиться над своим проектом только по вечерам, после офисной работы и по выходным. Это было непросто, изматывало, а тут ещё страну накрыло кризисом…

Это обстоятельство вызвало у нас затруднения с покупкой всех материалов и дорогостоящих инструментов, таких например, как качественная муфельная печь, которую мы заказали из Германии. Заказ был сделан до кризиса, через официального дилера, но по каким-то причинам доставку затянули на пол года, и без того высокая стоимость выросла более чем в два раза из-за изменения курса доллара. В результате мы потеряли много времени и денег.

Руки опускались, время утекало сквозь пальцы, но мысль о том «сколько сил и средств» уже вложено, а также моральные обязательства партнёрства, не позволяли отступать.

Исходя из скромного бюджета, мы организовали мастерскую в пространстве моей жилой квартире, укомплектовали ее, и я приняла решение оставить работу в офисе на неопределённое время, в пользу работы над собственным проектом. Дело пошло бодрее, но надо понимать, что любая ручная работа занимает очень много времени, а ведь помимо создания продукта, необходимо заниматься его фотосъёмкой, оформлением и продвижением.. Мой рабочий день по прежнему длиться по 12 часов и часто мы лишены выходных. Однако появление первых законченных продуктов и воплощение идеи нас воодушевило.

Наш сегмент рынка и его сложности

Количество ценителей и коллекционеров хорошо знакомых с данным видом искусства относительно невелико — они важная часть наших потенциальных клиентов. Несмотря на уникальность каждого произведения и сравнительно небольшое количество мастеров, в нашей среде, как и в любой другой, существует конкуренция.

К тому моменту, когда первая коллекция кукол была нами изготовлена, наш сегмент рынка испытывал сложности, вызванные затянувшимся экономическим кризисом. Потенциальные клиенты не готовы были делать серьёзные приобретения предметов искусства. Все экономили. Постоянная клиентская база у нас еще не успела сложиться.

Но готов продукт, заработали публичные интернет-страницы, открылись интернет-магазины, мы начали принимать участие в международных выставках в России и за рубежом. Другими словами, нам не удалось сразу найти покупателей, как было бы несколько лет назад, но мы понимаем сложившуюся ситуацию и продолжаем работать над продвижением, созданием своего имени и поиском своего клиента.

Что еще мы предприняли, в сложных условиях? Стали работать над расширением линейки продукта, делающим наши произведения доступными большей аудитории, ведь цена на авторскую фарфоровую куклу высока для многих (в среднем цена подобных кукол от 70 тыс. руб. и уходит за 500 тыс. руб., она обусловлена многими особенностями произведения, стоимостью материалов, расходников, трудоёмкостью, большим количеством рабочих часов и конечно уникальностью).

Сейчас мы ввели в продажу серию фарфоровых украшений, вписав их в общую проектную идею, они доступны по цене любому желающему. Данная область нам также интересна, возможно мы будем её развивать. У нас уже начались продажи фарфоровых украшений с отличными отзывами от покупателей и предзаказами.

Также мы разрабатываем новую, более совершенную Мастер Модель, с которой будет изготовлена следующая серия наших кукол меньшего размера. Их мы планируем выпускать, как в фарфоре, так и в полиуретане, который значительно доступнее для покупателей, уменьшение размера поможет немного снизить стоимость. Однако на разработку новой серии кукол уходят многие месяцы.

О популяризации, области применения продукта и расширение аудитории

Мы уже начали важную работу по популяризации нашего продукта, в целях увеличения аудитории в России и за рубежом.
Дело в том, что назначение коллекционных фарфоровых кукол вызывает у рядового человека недоумение. Зачем такая дорогая кукла, что с ней делать? У человека в голове кукла всё еще связана исключительно с детскими играми.

Наши куклы – не игрушки и предназначены исключительно для взрослых ценителей. Это объект искусства.

Авторская фарфоровая кукла с годами не теряет своей ценности, ее цена только возрастает. При бережном обращении, она может передаваться из поколения в поколение десятилетиями, даже столетиями.

Есть несколько областей, в которых им найдётся место, о некоторых из которых потенциальный клиент не догадывается:

  • Ценный, уникальный подарок для женщины на торжество (свадьба, День Рождения, Новый Год и тд).
  • Уникальное украшение современного интерьера, будь то жилой интерьер или глав-офис какой-либо фирмы, интерьер отеля, салона, галлереи или современного театра.
  • Витрина магазина. Наши куклы могут украсить собой экспозицию витрины с ювелирными украшениями или парфюмерией к примеру, без сомнения они привлекут внимание покупателей к продукции фирмы.
  • Эти куклы фотогеничны, эстетичны, меняют позы, имеют интересный масштаб в кадре, и иногда используются в предметной фотосъёмке какой-либо продукции для рекламных полос в печатных и интернет изданиях.
  • Разумеется они могут стать достойной частью коллекции.

Об инструментах продвижения и соцсетях

В работе по продвижению нам помогают социальные сети и страницы интернет-магазинов.

Нашей основной страницей, путём естественного отбора и наблюдения за статистикой, стал Instagram. Это простой рациональный инструмент без излишеств, здесь широкая многонациональная аудитория с высокой активностью, именно отсюда по прямой ссылке многие заходят на страницу нашего интернет-магазина. Корпоративный аккаунт вполне удобен, как для нас, так и для потенциального клиента.

Facebook и VK мы используем, как дополнительные соц сети, они ориентированы на ту немногочисленную аудиторию, которой не по душе Instagram.

В настоящий момент у нас 2 интернет-магазина: «Etsy» и «Ярмарка Мастеров», мы всё ещё обживаемся на них, однако сейчас положительно можем отозваться только о «Etsy». На нём выше активность, через него мы уже успешно совершаем продажи. Да и дизайн страницы магазина ощутимо лучше (фотографии больше, качественнее смотрятся, а ведь это важный фактор для продаж).

В нашей области очень важно принимать участие в выставках. Так мы знакомимся с коллегами и ценителями искусства куклы. Подготовка и участие в выставке, это всегда большое напряжение, много работы и ощутимое финансовое вложение. Однако, это вдохновляющее мероприятие, позволяющее прервать бесконечный рабочий процесс, увидеть свои произведения завершенными, оценить свои достижения в ряду работ коллег-мастеров. В прошлом году мы приняли участие в 2-х крупных международных выставках в Москве, а в текущем году по плану, как Московские, так и зарубежные выставки.

LiveInternetLiveInternet

Видео

Новости

Фотоальбом

Ссылки

Рубрики

  • Стиль, мода (245)
  • Идеи (227)
  • реклама (13)
  • HTML (12)
  • SOS! (392)
  • авто (50)
  • Авторские работы (73)
  • АНТИ_ЮЮ (против ювенальной юстиции) (36)
  • Архитектура (21)
  • БЛОГОСФЕРА (11)
  • Бытовая техника (25)
  • видео (956)
  • Города и страны (175)
  • гороскоп, тесты, предсказания (232)
  • ДАЧА (446)
  • дети (675)
  • детское питание (16)
  • игры и развлечения (74)
  • интерьер для детской (19)
  • лечение (22)
  • поделки (171)
  • Развитие и обучение детей (92)
  • для дневника (764)
  • для души (378)
  • ДЛЯ ЖЕНЩИН (494)
  • ДЛЯ МУЖЧИН (168)
  • дома (40)
  • ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ (28)
  • жизнь (725)
  • ЗДОРОВЬЕ (534)
  • ЗЕРНО ДУХОВНОЕ (232)
  • игры (243)
  • идеи для дома (380)
  • Известные люди (35)
  • интересное (498)
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ (36)
  • интернет (166)
  • Интерьеры (255)
  • искусство (384)
  • картинки (307)
  • комнатные растения (105)
  • компьютер (93)
  • Космос (30)
  • красота (375)
  • Креатив (44)
  • Лиру (43)
  • магазины (55)
  • мебель (69)
  • милосердие (49)
  • МИСТИКА (126)
  • МУЗЫКА (115)
  • Мысль дня (125)
  • Обо мне (13)
  • Онлайн генераторы (130)
  • офис (15)
  • Планета Земля (124)
  • полезные советы (1016)
  • Последние новости в России и за рубежом (529)
  • Праздники (784)
  • 1 апреля (3)
  • 8 марта (33)
  • 9 мая.День Победы (11)
  • День святого валентина (62)
  • Крещение (5)
  • масленица (20)
  • Новый год! (464)
  • Пасха (122)
  • Праздничная дата,открытки (186)
  • Рождество (164)
  • свадьба (19)
  • Природа, пейзажи (15)
  • работа в интернете (120)
  • РАЗНОЕ (181)
  • РАМОЧКИ (182)
  • ремонт (73)
  • Рестораны, кафе (21)
  • ретро (49)
  • РЕЦЕПТЫ (2271)
  • cалаты (125)
  • Блюда из мяса (90)
  • Блюда из птицы (41)
  • Блюда из рыбы (40)
  • блюда из яиц (9)
  • Бутерброды (15)
  • В микроволновой печи (5)
  • Видео-кухня (16)
  • Все о соусах (17)
  • вторые блюда (77)
  • выпечка (214)
  • грибы (17)
  • Десерт (102)
  • Детское питание (13)
  • Закуски (70)
  • К праздничному столу (88)
  • каши (5)
  • Консервирование (118)
  • Кулинарные книги и журналы (49)
  • Кулинарные новости – разное – ссылки (83)
  • Молочные и кисломолочные продукты (16)
  • напитки (29)
  • Национальная кухня (35)
  • Овощи (86)
  • первые блюда (38)
  • Советы хозяйке (16)
  • торты (64)
  • Фрукты (30)
  • Экзотический стол (4)
  • рукоделие (1662)
  • Украшения (84)
  • Оберег своими руками (1)
  • hand-made (86)
  • аксессуары (51)
  • Бумага (148)
  • видеоуроки (16)
  • винтаж (27)
  • вышивка (74)
  • вязание (157)
  • декор для дома (213)
  • декор одежды (23)
  • декорируем обувь (20)
  • журналы и книги (53)
  • игрушки (66)
  • из пластиковых бутылок (17)
  • из старых джинсов (9)
  • косметика (14)
  • Мастер-класс (108)
  • переделки (97)
  • плетение из газет (21)
  • подарки (92)
  • ссылки (4)
  • сумки (44)
  • цветы (59)
  • шитьё (95)
  • САМОДЕЛКИ (85)
  • Сезонный микс (32)
  • лето в ажуре (19)
  • Поэзия зимы (14)
  • Сейфы и шкафы (1)
  • скачать (1218)
  • Для мам и детей (179)
  • другое (89)
  • журналы и книги об интерьере (9)
  • журналы и книги по кулинарии (165)
  • журналы и книги по рукоделию (461)
  • журналы и книги про здоровье (54)
  • Журналы про сад и огород (86)
  • картинки и фото (4)
  • Компьютеры (2)
  • ПРОГРАММЫ (158)
  • фильмы (4)
  • Эзотерика, гадания, магия, фен-шуй (52)
  • СМЕХА-ХА-ХАНЬКИ (150)
  • социальные сети (26)
  • Спорт (22)
  • ССЫЛКИ (358)
  • строительство (71)
  • счастье есть! (109)
  • Фен – Шуй (43)
  • Флешки (90)
  • фото (189)
  • фотошоп (412)
  • хозяин в доме (75)
  • цитаты, притчи, стихи (306)
  • читать журнал, книги онлайн (27)
  • экономия (75)
Читайте также:  Парфюмерия - ароматы с запахом лаванды

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

История фарфоровой куклы

Вторник, 26 Октября 2010 г. 02:37 + в цитатник

История фарфоровой куклы

Возвращение фарфоровой куклы.

. Вы, наверное, видели их на старых дореволюционных фотографиях: серьезных девочек в белых платьицах с потрясающими французскими или немецкими куклами в руках.
Что вскоре стало с этими детьми – Бог весть, что уж говорить о таких пустяках, как их любимые куклы.
Помните, у Добужинского есть картина: забытая всеми старинная кукла валяется на подоконнике брошенного дома с разбитым оконным стеклом, через которое виднеется унылый деревенский двор.

Шел лишь 1905 год, но в воздухе уже веяло предчувствием конца старой жизни и наступлением “нового времени”, враждебного всему индивидуально-неповторимому, хрупкому и человечному.

Кукла Emile Douillet -для JUMEAU- Париж, 1890-е годы

Взрослые старались сохранить то, что представляло хоть какую-то материальную ценность или считалось антиквариатом. Но мало кому приходило в голову, что фарфоровых кукол тоже надо спасать. Молчаливые красавицы разлетались на осколки: им не было места в наспех собиравшихся чемоданах.

Редкая выставочная кукла фирмы GAULTIER – Франция, 1870-е годы.
Франсуа Готье – это одно из самых знаменитых имен в кукольной индустрии Франции. В 1867 году он построил фарфоровую фабрику в Сан- Морисе (Saint Maurice), где, кстати, провел всю свою жизнь. На международной выставке в Париже в 1878 году Готье получил серебряную медаль, а двумя годами позже в Брюсселе – бронзовую.

Куклы фирмы Готье всегда маркировались, и сегодня их довольно легко идентифицировать даже по году выпуска. Отойдя от кукольных дел, Франсуа Готье стал мэром города Сан-Морис и занимал эту должность до 1892 года.

Самая первая кукла BEBE фирмы Штайнер.
Дело в том, что в 1860-х годах на выставке в Париже впервые были представлены старинные японские “бебе”, имевшие такие тела.

Вдохновленный увиденным, Штайнер сделал свою модель.
Такой тип тела называется Motschmann.

Редкая французская модная кукла: 1860-е годы, Barrois
Один из самых лучших французских производителей – семейная фирма Barrois – существовала в Париже с 1842 по 1878 годы. С 1842 по 1846 годы компанией руководил ее основатель, Dominique Marie Barrois.

После его смерти в 1847 году всеми делами заправляла вдова – Anges Desportes Barrois, а с 1854 по 1874 годы – старший сын Eugene Constant. Фабрика выпускала кукол только класса “люкс”

“Ранняя” модная кукла фирмы Jumeau- Париж, 1870-е гг.

Редкая французская механическая кукла фирмы STEINER – Париж
Jules Steiner основал свою фирму в 1850-х годах в Париже. Он не только делал первых механических кукол, но и предвосхитил важный этап кукольного производства, создавая свои модели в образе кукол-девочек, а не взрослых дам.

Его первая механическая кукла была продана в 1863 году и получила название Gigoteur. У них не было штампов изготовителя, но их до сих пор легко можно узнать по необычайно нежному красивому лицу и по двум рядам зубов.

(обычно кукол делали только с верхними зубами). Штайнер выпускал кукол только в небольших количествах, поэтому сегодня они большая редкость.

Редкая модная кукла Denis Duval 1861 год, Париж.

DUVAL DENIS – очень недолго – всего два года (1861-1862) просуществовавшая французская компания по производству кукол. Владелец продал ее фирме Blampoix.

Немецкая кукла Simon and Halbig DEP
Simon & Halbig (1869-1930) – одна из крупнейших и известных немецких компаний, которая располагалась в Тюрингии и занималась производством и продажей кукол.

Она обладала собственной фарфоровой фабрикой, и выпускала кукольные головы очень высокого качества, маркируя их собственным клеймом.

Немецкая кукла фирмы Hanwerck.
Кукольная фабрика Генриха Хандверка была основана в 1876 году в Вальтерхаузене (Германия). Славилась высоким качеством кукол, осуществляла поставки во Францию.

Фирма Хандверк прекратила свое существование в 1902 году, когда скончался ее хозяин. После этого компанию приобрела компания Kammer & Reinhardt.

Кукла фирмы JUMEAU 1900-е годы.

Среди французских кукольных компаний фирма Jumeau занимает особое место: ее потрясающие куклы славились особой неповторимой красотой. В 1843 г. компанию основал Пьер-Франсуа Жюмо. В начале 1870-х он передал дело старшему сыну Жоржу, и в 1872-м открылся первый собственный завод компании. В 1873-м Жорж Жюмо внезапно скончался в возрасте 32-х лет, оставив семейное дело на младшего брата – Эмиля.

В 1877 г. Эмиль выпустил первых Bebe (куклы-девочки), которым суждено было приносить фирме удачу и известность следующие 30 лет. В 1878 г. компания получила Золотую медаль на Парижской международной выставке, а также была признана лучшей кукольной фабрикой на выставках в Сиднее (1879) и Мельбурне (1880). “Золотой век” компании Jumeau продолжался с конца 1870х до начала 1900-х, когда на французский рынок хлынули более дешевые немецкие куклы.

Французская кабинетная кукла JUMEAU

Французский музыкальный автомат фирмы Lambert с куклой JUMEAU, Париж, 1880-е годы.
Французский часовщик и ювелир Leopold Lambert основал свою собственую фирму по выпуску музыкальных кукол-автоматов в Париже в 1887 году. Через год он уже получил золотую медаль на выставке в Барселоне, а в 1889 году – в Париже.

Леопольд Ламберт создал настоящие шедевры кукольных автоматов, многие из которых украшают сегодня коллекцию французских кукол-автоматов, собранных князем Монако и представленную в Национальном Музее Монако.

Автомат находится в ПЕТЕРБУРГЕ.

Французская кукла компании SFBJ, изготовленная по отливкам Jumeau, 1900-е годы.
Союз французских производителей кукол и игрушек (Societe Francaise de Fabrication de Bebe and Jouets или сокращенно S.F.B.J.) был создан в 1899 году в целях соперничества с усилившимися немецкими компаниями.

Восемь известных французских фабрикантов, включая Jumeau и Gaultier, Fleischmann & Bloedel , вошли в союз, который возглавил Флейшман. В новых моделях они использовали наработки Jumeau. Союз SFBJ прекратил свое существование в 1925 году.

Немецкая кукла фирмы Heinrich Handwerck и Simon & Halbig,1900-е годы.
Кукольная фабрика Генриха Хандверка была основана в 1876 году в Вальтерхаузене (Германия). Славилась высоким качеством кукол, осуществляла поставки во Францию.

Фирма Хандверк прекратила свое существование в 1902 году, когда скончался ее хозяин. После этого фабрику приобрела компания Kammer & Reinhardt.

Kукла немецкой компании Simon & Halbig, 1900 год .
Simon & Halbig (1869-1930) – одна из крупнейших и известных немецких компаний, которая располагалась в Тюрингии и занималась производством и продажей кукол.
Она обладала собственной фарфоровой фабрикой и выпускала кукольные головы очень высокого качества, маркируя их собственным клеймом.

В наше время существуют прекрасные музеи антикварных кукол, интерес к ним возрастает год от года. Но любителям старинных кукол, которые хотели бы собрать свою собственную коллекцию или хотя бы для начала “поселить” в своем доме хотя бы одну столетнюю куклу, находить и приобретать их непросто.
Будем надеяться, что старинные куклы снова появятся в русских домах, перекинув хрупкий игрушечный мостик между прошлым и настоящим.

Фарфоровые куклы

Фарфоровые куклы

Фарфоровые куклы начали свою историю примерно с кукольных театров, где куклы–марионетки в разных одеждах веселили и печалили зрителей. Если, конечно, не считать кукол–оберегов, которых делали из подручных материалов шаманы и ведуньи совсем в древности.

Около XVII века Франция, став законодательницей мод и расширяя свой бизнес в области модных туалетов для дам и кавалеров, стала использовать кукол для показа и рекламы своих шедевров. Реклама французских нарядов началась именно с фарфоровых кукол, уникальных и красивых дам-кукол.

Французы даже делали специальных кукол–путешественниц Пандор, которых рассылали по разным странам и собирали заказы на изготовление туалета, соответствующего туалету на кукле. Стоимость такого французкого изделия была запредельной, поэтому для каждой куклы был предназначен отдельный сундук или коробка. Русские царицы частенько заказывали во Франции туалеты стоимостью небольшой деревни или городка, имея в качестве рекламы/образца фарфоровую куклу.

Сами куклы в начале были полностью фарфоровыми и снабжались целым набором запасных туалетов на все выходы в свет. Многие аристократы покупали таких кукол для своих детей, прививая им правильный вкус и манеры. Такие фарфоровые куклы изображали взрослых людей, но однажды в середине XIX века французы создали известную куклу Bebe, в виде девочки–ребенка. Это была революция в производстве кукол, после чего кукла постепенно перешла из игрушки только для богатых в игрушку и для простых людей.

Изготовление первых кукол – это был очень трудный и длительный процесс. Сначала изготовлялась сама кукла, затем она передавалась в модный дом и начиналась работа белошвеек. Туалеты кукол создавались в точности, как туалеты для дам тех времен. Чаще всего это были новые уникальные наряды, и уже по их образцу шили наряд заказчику.

Первых кукол в промышленных объёмах также стали делать французы. Оставив фарфоровыми только голову, руки и ноги, они значительно удешевили стоимость производства кукол.

В Древней Греции для вельмож и высшего света также делали кукол с нарядами и сменными туалетами. Кукольные домики, кухни и другие аксессуары в основном отражали интерьеры хозяев дома. А девушки перед свадьбой свою самую любимую куклу приносили в жертву богиням. Кто Гере, кто Афродите или Артемиде. Так что куклы тех времен были для любования и статуса, а не для игры. Примерно так же, как автомобиль «Jaguar» сегодня.

Коллекционирование кукол

Сегодня многие люди коллекционируют фарфоровых кукол. Немецкие производители коллекционных кукол считаются самыми лучшими. И не только по качеству фарфора, но и по достоверности нарядов кукол. Эти коллекции в точности воспроизводят наряды тех эпох, которые представлены этой куклой. Это важный момент в одежде куклы.

Собирание такой коллекции – очень интересное и захватывающее хобби. Серьезные коллекционеры настолько хорошо знают все детали эпох мод, что могут читать лекции по истории моды и деталей туалетов.

Авторские фарфорвые куклы имеют большую ценность, иногда они делаются для определенных людей, с лицами реальных людей. Кукла ручной работа сегодня может стоить от 300 до 1500 долларов. А антикварных кукол – и того больше, в зависимости от производителя и истории самой куклы.

Популярная Кукла Барби – это тоже продолжение коллекций кукол XVII века, но уже адаптированная. У этих кукол наряды всегда соответствуют моде своих лет. Присмотритесь к ним, Барби 50–70-х годов отличаются от Барби 90-х.

Если вы решите собирать кукол, то вот небольшой совет от специалистов.

  • Дабы не собирать всё подряд, выберите принцип, по которому будет собираться коллекция.
  • Принцип коллекционирования зависит только от вас: эпоха, мастер, стилистика. Например, фарфоровые куклы с цветами в нарядах.
  • Чтобы практично хранить свою коллекцию, старайтесь, чтобы размеры кукол были примерно одинаковые. Разумеется, если вы собираете кукол одного мастера или тематики, то выбора нет. Придётся собирать кукол всех размеров.
  • Коллекция нуждается в определённом месте хранения, специальных полках. Обычный шкаф вам не подойдёт. Возможно, вам понадобится мастер, который сможет построить для вас оригинальный шкаф для хранения коллекции, учитывающий специфику хранения коллекции кукол.

Ссылка на основную публикацию