История и изготовление лучших манекенов

Как российские производители манекенов превзошли иностранных конкурентов

О том, как с помощью 3D-технологий создаются современные качественные портновские манекены, о проблемах и перспективах развития данного сегмента легкой промышленности в связи с цифровизацией бизнеса рассказала РБК Светлана Творогова, генеральный директор компании «РДФ Групп».

Расскажите об инновациях и технологиях, которые применяются в вашей индустрии.

О том, что производство портновских манекенов — это отдельная сфера бизнеса, большинство людей не знает. И когда я рассказываю новым знакомым о нашем семейном предприятии, то обычно слышу в ответ: «А, это те манекены, которые в магазинах на витринах?» А когда добавляю подробностей, все очень удивляются тому, что и такая индустрия существует. На мой взгляд, до появления нашей компании никто в России не задумывался, что манекен как инструмент для текстильного производства или индивидуального пошива одежды может быть технологичным, качественным, инновационным. И не только может, а должен быть именно таким.

Уникальность наших манекенов складывается из двух составляющих.

Первая — это современные формы манекенов, к которым мы пришли, обработав данные масштабного 3D-сканирования современных мужчин и женщин. Фигуры наших манекенов похожи на реальных людей, а не на представления модельеров о том, какими должны быть люди, как это часто бывает в модной индустрии. Второй компонент успеха нашей продукции — это использование эластичного материала. Технологию литья манекенов из пенополиуретана придумали мои родители много лет назад. Просто им в голову пришла мысль: а почему манекен, в отличие от реального человека, должен быть твердым на ощупь? В 2014 году мы с сестрой преобразовали эту идею в работающую бизнес-модель. Благодаря применению этого материала, который также используется при производстве автомобильных сидений и ортопедических матрасов, на наших манекенах можно отпаривать одежду, втыкать в них иголки, ронять. Они сжимаемые и мягкие. Исторически манекены всегда производились из дешевых материалов, пластика или папье-маше, поэтому многие из них не выдерживали и одного падения. Торс же нашего манекена практически «неубиваемый». В этом году мы по-настоящему проверили его на прочность: проехали по манекену бронетранспортером более двадцати раз. Ткань на манекене, конечно, немного порвалась, но сама конструкция оказалась совершенно целой. Даже просмотр видео этого «краш-теста» приводит наших клиентов и партнеров в восторг, а в реальности, на полигоне я сама была очень приятно удивлена успехом этого эксперимента.

Материал материалом, но мы очень трепетно относимся также ко всем комплектующим наших манекенов, будь то обтяжка, подставка или фиксатор высоты манекена. К примеру, обтяжка: мы используем только плотный хлопок с тефлоновой пропиткой, обладающей грязе- и водоотталкивающими свойствами. На чехол мы наносим прострочкой все основные конструктивные линии, необходимые для работы портных. Каждый чехол для манекена — это произведение искусства, и, похоже, во всём мире никто так не заморачивается с этим, как мы. Ситуация не меняется и со всеми остальными приспособлениями, относящимся к манекенам. Мы очень быстро реагируем на запросы покупателей, так, мы начали производство рук и голов к манекенам, разрабатываем специальные накладки для увеличения размера манекена в нужных местах. Это нужно, например, для пошива одежды для беременных. Не останавливаемся и на этом — производим всё, что придет нам или нашему клиенту в голову и что нам под силу: из новинок — удобный фартук для портного с множеством кармашков для ножниц, булавок, карандашей и всего необходимого подручного инструмента.

Помимо серийного производства мягких портновских манекенов, мы также изготавливаем индивидуальные манекены. Это вообще наша уникальная разработка. Сначала мы сканируем фигуру заказчика 3D-сканером, обрабатываем данные с инженером-конструктором, согласовываем полученную 3D-модель и на высокоточном фрезерном станке вытачиваем манекен. Получается стопроцентная копия фигуры заказчика, практически клон, который затем можно отправить, например, в миланское ателье. И заказчику более не нужно приезжать на пять примерок, чтобы сшить костюм или платье, потому что у портного есть его фигура для работы.

Насколько важен ваш рынок для легпрома в целом? Какую роль играет?

До 2014 года я занималась исследованием рынка портновских манекенов и пришла к выводу, что в России этот сегмент легкой промышленности совершенно не развит. Сейчас в России отсутствуют какие-либо производственные стандарты, поэтому все производители копируют друг у друга старые советские фигуры манекенов, разработанные в 1980-х годах ЦНИИШПом (Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности), которые давно не актуальны, сутулы, несимметричны и т. д. И до сих пор никто серьезно не занимался ни исследованием типологии фигур населения России, ни тем более разработкой новых форм манекенов. Результат — невысокое качество посадки готовой одежды российских производителей. Вывод, к которому я пришла три года назад: чтобы выйти на конкурентоспособный уровень, российские производители одежды нуждаются в новых манекенах. Мы сами разрабатывали фигуры наших манекенов, проводя исследования, и это позволило нам сделать действительно актуальные формы, а не копировать чужие ошибки, уходящие корнями в прошлый век. Да, фигура среднестатистического человека меняется каждые пятнадцать лет, ведь идет непрерывный процесс акселерации населения, поэтому формы манекенов, разработанные до 2000 года, а, поверьте, это 99% манекенов в мире, уже устарели и не актуальны на данный момент. Получив достойный инструмент для работы — качественные манекены, — производители одежды смогут создавать качественные товары для продажи внутри страны и на экспорт.

Нам удалось создать манекен, который по форме и качеству подходит и мэтрам российской моды, и студентам профильных вузов, и швейным фабрикам, и тем, для кого шитье — это просто хобби. Сотрудничество с ведущими российскими домами моды позволяет нам совершенствовать продукцию и удовлетворять потребности самых взыскательных потребителей.

Мы верим, что делаем хорошее дело для всей легкой промышленности нашей страны. И хотим подготовить всю необходимую производственную базу для российских швейных предприятий: от производства профессионального оборудования для шитья до воплощения научно-исследовательских проектов и разработки межгосударственных стандартов. Через какое-то время, лет через пять, хотелось бы заняться еще более инновационной деятельностью. Нам снится днем и ночью доступный по цене роботизированный раздвижной манекен, управляемый со смартфона. Всё это для того, чтобы любой клиент, будь то швейное производство или частная швея-надомница, смогли позволить себе манекен для шитья необходимого им размера, подстраивающийся под конкретные характеристики пользователя.

Расскажите о вашей импортно-экспортной деятельности на рынке.

Все привозят манекены из-за рубежа, а мы, наоборот, стремимся на внешние рынки. Отлично идут продажи в странах СНГ. Что же касается дальнего зарубежья, то мы постепенно приобретаем опыт на различных международных электронных площадках. Сейчас мы представлены на трех онлайн площадках: Amazon, eBay, Etsy. У каждой из них есть свои особенности, мы только учимся там работать. Но каждая из этих площадок уже принесла нам большое количество довольных клиентов со всех уголков мира, и это, конечно, очень вдохновляет, когда клиент из Австралии пишет: «Почему ваших манекенов нет у нас в магазинах? Они же просто потрясающие!»

Наш самый востребованный за рубежом проект — это индивидуальные манекены. Мы выезжаем в разные страны проводить 3D-сканирование и создавать манекены для занятых деловых людей: бизнесменов, высокопоставленных политиков и даже первых лиц государства. Буквально пару недель назад мы сканировали короля одной страны. Помимо того, что это очень интересная работа, безумно интересно общаться с такими людьми.

Как реализуется в отрасли импортозамещение?

В нашей микроотрасли мы совершили настоящий прорыв: до нас были только Китай, Польша, Турция, Великобритания и совсем немного российских производителей со своим кустарным производством. Мы не соревновались с конкурентами по ценам, а решили взять качеством, и эта стратегия оказалась выигрышной. Время, когда с полок магазинов сметали всё подряд, невзирая на качество и страну-производителя, давно прошло. Сейчас наступила эпоха персонификации: клиенты ценят индивидуальный подход, качественные консультации, сервисное сопровождение после совершения покупки. Ценятся клиентом и сильные российские бренды, поэтому значительная часть наших инвестиций ушла на продвижение Royal Dress Forms. Мы регулярно принимаем участие в Московской неделе моды и образовательных проектах, ведем блог, в котором много полезной информации о нашей продукции и пошиве одежды в целом. Royal Dress Forms, наверное, первый и единственный бренд на российском рынке портновских манекенов, с продукцией которого счастливые обладатели постят селфи в «Инстаграм». У нас получился своего рода айфон среди манекенов. Поэтому, безусловно, в премиальном и просто дорогом сегменте мы считаем наш проект отличным «кейсовым» вариантом, ничуть не уступающим импортным аналогам.

Как изменились тенденции в отрасли сегодня, если сравнивать с тем, что было два-три года назад?

Когда мы запускали свое производство, текстильная промышленность находилась в печальном состоянии, поэтому строить планы и делать какие-либо прогнозы относительно будущих продаж было не то что невозможно, а просто страшно. Однако мы решили, что качественная продукция — вне кризисов и рецессий, взяли кредит в Сбербанке, приобрели свой 3D-сканер, вложили боюсь озвучить сколько миллионов рублей личных средств и начали работать. Мы начинали с двадцати метров площади офиса и четырех метров склада, поначалу сами принимали и развозили заказы. Сейчас, три года спустя, мы занимаем более четырехсот метров, на нас работает команда сотрудников и фрилансеров, отгрузки уже измеряются не в штуках, а в сотнях и тысячах единиц товара. Сегодня мы понимаем, что негативные экономические и политические процессы только помогли нам: рост цен на зарубежные манекены из-за скачков курса валют переориентировал даже обеспеченных российских покупателей на продукцию отечественного производства. Благодаря политическим настроениям импортозамещение стало актуальным, а российский продукт — модным. Помимо этого, из-за инфляции растут цены на готовую одежду, и самостоятельный пошив дома, рукоделие становятся популярными трендами. Соответственно, растут и объемы продаж нашей продукции.

Еще одна тенденция, которую мы отметили в этом году, — поддержка со стороны государственных органов. Это и субсидии для малого бизнеса, и консультационная поддержка, и обучение. Мы, к примеру, активно работаем с Российским экспортным центром, получили информационную помощь от Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, отправляем сотрудников на обучение в ГБУ «Малый бизнес Москвы». Наступило то время, когда можно прийти с хорошим продуктом в кабинет к чиновнику и рассказать о нем простым человеческим языком, без бюрократии и многомесячных переписок по почте. И мы тоже стараемся не оставаться в долгу. Мы постоянно участвуем в качестве спонсоров в различных конкурсах молодых дизайнеров, поддерживаем молодые таланты, обеспечивая их профессиональным оборудованием для шитья. Спонсируем также благотворительные фонды и специализированные детские учреждения, чтобы дать шанс каждому ребенку найти себе занятие по душе: дети, оказывается, очень увлекаются творческим процессом муляжного метода (метод наколки) на манекенах.

Читайте также:  Как с помощью одежды производить желанное впечатление

Если говорить о тенденциях именно в отрасли пошива одежды, то мне кажется, она начинает наконец возрождаться. К примеру, мы сейчас арендуем помещения в технопарке «Кунцево», специализирующемся на швейной промышленности, и наши соседи — успешно работающие бизнес-проекты с очень интересными продуктами. Однако, если дела с готовой одеждой всё лучше и лучше, то на сырьевом рынке по-прежнему беда. Увы, большая часть сырья продолжает оставаться импортной, и это то, над чем нам всем надо работать.

Манекены нам в помощь! Часть III. Нюансы выбора портновских манекенов.

Фото. Если на манекене нужно не только примерять макеты, но и заниматься наколкой, то возможность втыкать в него булавки становится важным подспорьем!

автор: Надежда Азарова

Твердый манекен или мягкий?

В прошлые времена манекены делали из разных материалов. Манекены были плетеными из соломы, деревянными, и даже отлитыми из воска. В общем, какие технологии были доступны, такие и использовали. Сейчас стали доступны новые современные материалы, и от обычного пластика производители перешли к полимерным материалам.

Твердые манекены сейчас делают из различных материалов – стеклопластика, фрезеруемых полимеров, а также по старинным технологиям из папье-маше. Жесткий каркас манекена получается прочным, но не сжимаемым. Сверху форма обтягивается тканью, и манекен считается готовым к использованию. За счет этого слоя ткани, в такие манекены можно неглубоко втыкать булавки или хотя бы цепляться булавками за ткань обтяжки.

Подлинное же удобство в работе с булавками обеспечивает мягкий манекен. Мягкие манекены – это не то же самое, что мягкие игрушки. Как и твердый, мягкий манекен отлично держит свою форму, но отличается очень упругим материалом (пенополиуретаном). Из таких материалов делают современные матрасы для кроватей и автомобильные сидения. В меру мягкие, они легко сжимаются и также легко восстанавливают свою форму. За счет упругого материала манекен становится очень удобным в работе – в него можно втыкать булавки любой длины, а также можно ронять без риска повредить форму.

Фото. Это мягкий манекен. Но глядя на него издалека, сложно предположить – твердый он или мягкий, правда? Этот фактор можно оценить только вручную, при прикосновении к манекену.

Особым достоинством мягких манекенов является возможность примерки нерастяжимых изделий. Манекен можно сжать руками и натянуть на него даже вещи меньшего размера. Поэтому мягкие манекены также популярны в витринном использовании.

Визуально и мягкие манекены, и твердые, выглядят одинаково, потому что глазами мы видим, в первую очередь, ткань обтяжки и внешнюю форму манекена. Отличие между ними проявляется только на ощупь и при работе с манекеном.

Евро-стандарт или зачатки рук?

Следующий момент, на который нужно обратить внимание при выборе – это решение в области плечевого сустава. У портновских манекенов оно бывает двух видов. Манекены евро-стандарта делают с плечом, отсеченным по плечевой косточке.

Альтернативный вариант – плечо с зачатками рук (или, другими словами, с верхней частью руки), как у Венеры. Именно такие манекены изготавливаются, как правило, на российских производствах.

Наличие выраженного плеча позволяет примерять изделия с широкой линией декольте в вечерних платьях. В остальном, разница между этими решениями более визуальная, чем практическая. Лично я больше люблю европейский вариант плеча. Но, как говорится, на вкус и цвет.

Фото. Исторический плетеный манекен с тонкой талией. Как видите, если манекен держит свою форму, ему совершенно необязательно быть чем-то заполненным изнутри.

Фото. Другой пример портновского манекена времен Англии прошлого века. Мужской манекен сделан из дерева и имеет практически современную форму.

Фото. Современный манекен с декоративной тканью обтяжки. Обратите внимание на отсутствие плечевой части руки.
Фото. Вес торса манекена и используемая подставка – очень важны при работе с манекенами. Чем они устойчивее и весомее, тем меньше манекен поворачивается вокруг своей оси и тем меньше у него риск упасть.

Форма манекена и его устойчивость

Довольно важные факторы при покупке манекена – это его форма и устойчивость. Если манекен слишком легкий, то с ним сложно работать. Его легко уронить при надевании изделия, он может поворачиваться на ножке при попытке что-то наколоть на нем. Это все равно что делать примерку на непоседливой девочке, которая не может и одной секунды постоять ровно.

Тяжелый манекен лишен этого недостатка. Его монументальность позволяет легко работать с ним. Но из-за веса такой манекен сложно переставлять с места на место, если возникает такая необходимость.

Большинство манекенов занимают среднее положение между легкими и тяжелыми. Но предпочтение все же стоит отдавать более тяжелым, и как следствие, более устойчивым, манекенам. С ними заметно приятнее работать! Именно таковы, например, американские манекены. Прочная и красивая форма манекена обтянута плотным хлопком и установлена на тяжелую литую подставку. Манекен невероятно устойчивый и приятный в работе! У него есть всего один минус – он заметно дороже более простых отечественных вариантов. Но это полностью окупается качеством манекена и удовольствием от работы с ним!

Фото. Формы у манекенов от разных производителей – разные! Отличия касаются степени сутулости, прогиба поясницы, формы груди, наклона линии плеч, выпуклости бедер. Одним словом, прототип идеальной фигуры у разных фирм – разный!

Отдельно я бы хотела обратить ваше внимание на форму манекена. Как и разные женские тела, манекены от разных производителей могут иметь разную форму. Манекен может вторить формам зрелой женщины, а может имитировать фигуру подростка. Форма тела подчиняется моде, поэтому производители регулярно создают новые манекены с модными линиями фигуры.

Изменение формы касается не только пропорций фигуры, но и контура плеч, груди и ягодиц, а также изгиба спины и осанки. В сумме все эти факторы способны существенно изменить визуальную форму манекена!

Стоит ли говорить, что чем ближе форма манекена к вашей фигуре, тем лучше он подходит для примерок одежды? Повторюсь, что форма касается не только размеров по обхватам, но и общих пропорций и очертаний фигуры. А они могут весьма заметно отличаться, даже если мерки у фигур совпадают.

Если же манекен используется больше для дизайнерской работы или для витрин, то форма должна радовать глаз своей эстетикой. Отнюдь не с каждым манекеном хочется работать, и не каждая форма вдохновляет на творчество.

Сравнительная таблица стоимости манекенов

Как вы уже знаете, на стоимость манекена влияет много разных параметров – материал, из которого сделан торс, качество подставки и заглушки на шею, материал обтяжки, а также процесс изготовления манекена. В таблице представлена стоимость манекенов в среднем при покупке в Россси.

страна производстваРоссия, твердыеРоссия, мягкиеАнглия, раздвижныеАмерика, высокое качествоЯпония, манекены с головой
стоимость, руб.2’0004’5005’50025’00033’000

Фото. В России чаще всего выпускают манекены в черной обтяжке трикотажем. Зарубежные манекены, напротив, чаще делают светлыми и обтягивают плотным хлопком.

Фото. После формы манекена, самое главное его качество – это устойчивость! Манекен и его подставка должны быть достаточно тяжелыми, чтобы не поворачиваться и не опрокидываться при примерках.

Фото. Этот витринный манекен очень показателен. Для рекламы манекен может иметь любую форму, но для шитья – портновский манекен – просто обязан соответствовать форме тела.

Фото. Винтажные манекены прошлого века представляли собой довольно сложные конструкции и дерева и металла. Их современные братья – это раздвижные портновские манекены.

Фото. Форма манекена всегда подчинена моде, поскольку он служит для примерок соответствующей одежды. Манекены корсетной эпохи имели гораздо более тонкие и выраженные талии, чем сейчас.

Фото. Это кадр с выставки Александра Васильева. Для демонстрации платьев 19-го века потребовалось изготовить специальные манекены, соответствующие одежде. На современный манекен эти платья невозможно было бы надеть.

Фото. На Западе любят белые и светлые манекены, и нередко портновские манекены исполняют витринную роль. Это витрина в городе Лион, Франция.

Фото. Евро-стандарт манекенов – светлый цвет и отсеченное плечо по косточке. На фото – мужской торс, женский торс, и подростково-детские манекены.

Манекен. История манекена. Виды манекенов

Манекенами сейчас никого не удивишь, они стали нашими постоянными спутниками во время походов по магазинам. Люди и манекены так похожи, что мы замираем около витрин, чтобы полюбоваться и получше разглядеть наряд, который привлек наше внимание, как будто видим живого человека. Наверняка, многие из Вас замечали, что манекены не похожи друг на друга внешне. Они бывают разного цвета и сделаны из разных материалов. Манекен в наше время это предмет, без которого не может обойтись ни одно ателье, торговая сеть или даже маленький магазинчик одежды. История манекена очень интересна и в наши дни существуют разнообразные виды манекенов, каждый из которые используется в определенных целях.

В переводе с нидерландского «manneken»- это человечек или с французского «mannequin»- модель, чучело. Историки говорят о том, что маленьких кукол делали еще в Древнем Риме. С их помощью демонстрировали одежду, но были они маленькими, не больше 25 см.

В средние века жил монах по имени Бачио. Во время работы над иконой, а дело происходило в 1573 году, ему понадобилась фигура женщины в полный рост. Он самостоятельно смастерил ее из дерева и глины и одел на неё платье. Так, по словам историков, появился первый манекен.

В первой половине 17 — го века во Франции были придуманы куклы, которым дали название Пандора Большая и Пандора Маленькая . Они также служили для демонстрации одежды и перевозились из страны в страну, как модные образцы.

В 18 — м веке началось массовое использование манекенов в торговле. Их изготавливали из дерева и папье — маше. Через 100 лет во Франции начали производить восковые манекены, но, они к сожалению были недолговечны и совершенно не практичны, они плавились от жары, а от мороза трескались. Модные новинки выставляли в витрины магазинов, но, как ни странно эту идею подхватили далеко не все торговцы, чем и поплатились в последствие. Торговля в магазинах, где были использованы манекены, шла гораздо лучше.

Изобретение пластика произвело революцию не только в мировой промышленности, но и в производстве манекенов. Они стали легкими и получили широкое признание среди торговых людей.

Манекены, которых мы постоянно видим в магазинах знают все. Они предназначены для демонстрации одежды, как наглядное пособие. Они бывают женские, детские и мужские. Порой они так похожи на людей, что увидев их неожиданно, можно испугаться. Несомненно, манекены привлекают покупателей и повышают покупательский спрос. Так что их внешний вид имеет большое значение для владельца магазина. Пропорции манекенов со временем меняются, в зависимости от популярности той или иной фигуры среди населения. Кстати, среднестатистические пропорции людей также изменяются, что отражается в массовом производстве одежды. Демонстрационные манекены производятся из различных материалов.

Но, для тех людей, которые занимаются пошивом одежды, манекены нужны, как важная составляющая производственного процесса. Портновские манекены бывают разных видов. Мягкие используют для муляжного способа пошива (метода наколки). Манекен в этом случае нужно прокалывать иголками, поэтому он должен быть мягким. Делают их из пенополиуретана, который был придуман в середине 20 — го века. Этот материал отличается легкостью, прочностью, стойкостью к мех. повреждениям и высоким температурам. Манекен из такого материала имеет эластичную поверхность и мягкость. Сверху одевается трикотажный чехол. Но, такие манекены бывают только определенного размера и не являются универсальными. Размеры соответствуют ГОСТу, и к сожалению не очень подходят к параметрам наших реальных женщин. У большинства из них размеры как раз не стандартные. Манекены с фиксированными размерами используют на производстве, где шьют одежду определенного размера.

Твердые портновские манекены также полезны при пошиве одежды. Они изготавливаются из стеклопластика и обтягиваются трикотажной тканью. Как правило, они бывают светлого и черного цветов и также имеют стандартные размеры. При выборе манекена надо определиться с самым ходовым размером, на который Вы шьете одежду и приобрести манекен именно этого размера. Но, при необходимости, возможно, придется покупать несколько.

Сегодня в продаже есть раздвижные портновские манекены, которые применяются для разных фигур (от 42 до 52 размера). Они стоят дороже обычных, но их можно менять в размерах, а следовательно сэкономить и деньги и место в мастерской. Изготавливают их из пластика, нейлона и металлических элементов. На штативе присутствует сантиметровая разметка, с помощью которой можно выставить манекен по росту заказчицы. Но, надо заметить, что повторить в точности параметры человека не сможет ни один манекен, кроме того, что сделан по индивидуальным размерам.

Абсолютно все манекены обтянуты тканью, это позволяет смело рисовать на них нужные линии при моделировании изделия. Я делаю такие линии мылом, которое потом очень легко стирается. При пошиве одежды манекен просто необходим. Многие вещи после пошива нужно гладить, но для некоторых гладильная доска является не лучшим вариантом. Например, головку рукава лучше отпарить на манекене. Да и длинную юбку у Вас вряд ли получится качественно выгладить на твердой поверхности.

Производство манекенов в наше время достигло большого мастерства и высокой точности. На самом деле это довольно сложный и кропотливый технологический процесс. Для того, чтобы манекен приобрел свой окончательный вид ему предстоит пройти много испытаний. Особо любознательным предлагаю посмотреть весь процесс производства различных манекенов. Очень познавательно и интересно наблюдать за рождением наших не одухотворенных копий.

Приятного просмотра !

Делитесь информацией с друзьями и подписывайтесь на новости, чтобы узнавать еще больше интересного!

Производство манекенов

Манекены за последние сто пятьдесят лет эволюционировали от простой «вешалки» для одежды в эффектные фигуры для её демонстрации. Каждый уважающий себя владелец крупной сети магазинов заказывает индивидуальных манекенов, которые будут отражать концепцию фирмы. И делают они это не зря, ведь, по данным исследований, наличие такой презентации товара увеличивает продажи до четырёх раз. Спрос на манекены обусловлен не только стремлением показать свой бренд, но также малым сроком годности, который составляет всего год.

Бизнес по изготовлению манекенов считают затратным и трудоёмким хотя бы потому, что качественные образцы делаются вручную. Следовательно, требуется большое количество сотрудников. Но, тем не менее, такое дело привлекает российских бизнесменов: рынок насыщен манекенами иностранного производства, что позволяет найти свою нишу хотя бы на местном уровне.

Виды манекенов

Все манекены делать на две большие группы: мужские и женские. Но существует также множество типов, отличающихся назначением, внешним видом и формой.

1. Человекообразные манекены:

  • натуралистичные – полностью имитируют фигуру и внешний вид человека, его цвет кожи, лицо, волосы. Иногда им даже делают ногти с маникюром и надевают парик. Макияж и прическа делаются вручную. Они имеют цельную фигуру с частями тела, которые могут вращаться. Обычно рост у женских манекенов составляет 175-185 см, у мужских – 185-195 см. Для фигуры берут модельные параметры (90-60-90). Вес манекена 15-18 кг.
  • стилизованные – часто имеют достаточно экстравагантный вид, окраску, позу, бывают без каких-либо частей тела. К ним относится подтип абстрактных манекенов, которые могут иметь искажённые части тела в виде квадратов, конусов и т. д. Призваны подчеркнуть стиль магазина, их обычно делают под заказ.
  • профилированные. Сюда относятся спортивные манекены, которые обычно имеют более динамичные позы и живые лица, манекены беременных, домашних животных и детские. Манекены для демонстрации нижнего белья тоже являются профильными, они производятся без швов, имеют светлое покрытие очень высокого качества.

2. Демонстрационные формы – используют для демонстрации отдельных видов товаров: часов, шляп, перчаток, украшений. Для этого изготавливают фрагменты человеческого тела: руки, голову, ногу, торс.

3. Портновские манекены – используются для примерки одежды при пошиве. Их делают из твёрдых материалов, а потом покрывают обивкой.

4. Краш-манекены – используют при тестировании безопасности автомобиля.

Технология производства

Сначала определяют вид будущего манекена и проецируют фигуру человека в 3 D формате. Дизайнер моделирует будущий манекен и создает прототип матрицы. Следующим этапом является изготовление форм (матриц) для отдельных частей манекена из гипса, стекловолокна или специального пластилина. Скульптор лепит торс, руки, ноги, голову. Матрицу из стекловолокна делают как папье-маше: материал выкладывают в семь слоёв, смазывая специальной смолой. Из одной матрицы делают до ста манекенов, на её изготовление может уйти от 4 до 15 месяцев.

После подготовительных операций приступают к изготовлению манекена. Используют различные виды материалов: гипс, пластик, полиэстер, фиберглас (полимерная смола, армированная стекломатом, с добавками минерального порошка). Наиболее часто применяют полиэстер и стекловолокно: из них манекены долговечные, прочные и недорого стоят.

Изготавливают манекен следующим образом: в матрицы, состоящие из двух частей, в несколько слоёв закладывают какой-либо основной и склеивающий материал. Матрицу соединяют и оставляют сушиться. После просушки части манекенов извлекают, убирают излишки материала, шлифуют, собирают, подвергают шпаклёвке и повторно шлифуют. Заключительным этапом является покраска: она производится распылением, применяют качественные виды покрытий, например, автомобильную краску. Сушатся манекены около часа. Далее рисуют глаза, губы, делают волосы, если это требуется. Чтобы сделать манекен подвижным его комплектуют шарнирами, имитирующими суставы. В среднем на изготовление одного стандартного манекена у профессионалов уходит до 3 часов.

Манекенов из полиэтилена производят методом экструзии (выдавливание) с помощью экструдера. Для этого изготавливают металлическую пресс-форму. Полиэтиленовые манекены являются самыми дешёвыми (торс стоит около 300 рублей), но и служат недолго. Такой метод можно использовать для изготовления демонстрационных форм.

Оборудование и сырьё

Для изготовления качественных манекенов из стекловолокна понадобится:

  • вспомогательные материалы (ножи, молотки, пилы, наждачная бумага и т. д.);
  • воздушный компрессор с ресивером от 100 л. для нанесения краски (около 29 тыс. руб.);
  • стекловолокно – от 400 руб. за погонный метр;
  • полимерная смола – около 60 руб/кг;
  • автомобильная эмаль/краска – может стоить от 100 до 3000 руб. за 0, 5 л.

Для изготовления частей манекенов среднего качества:

  • экструдер (машина для литья) от 150 тыс. рублей за подержанный, от 1 до 2 млн. рублей за новый;
  • прессформы (от 200 тыс/ руб.);
  • полиэтилен – от 32 руб/кг.

Затраты и окупаемость

Самыми затратным для бизнеса по производству манекенов является создание формы (матрицы). Её проектирование и изготовление занять несколько месяцев и до $10—15 тыс. Также много денег уйдёт и на оплату труда: для выпуска больших партий заказных манекенов нужно много мастеров.

Цены на манекены высокого качества зависят от материала и его вида: средняя цена анатомических манекенов составляет $350-650, стилизованных — от $100-350. Демонстрационные торсы стоят от $40 до $150, бюсты — от $10 до $100, руки, ноги и головы $10—25. Рентабельность бизнеса составляет от 100 до 300%, и при активных продажах он может окупиться за 4-6 месяцев.

История возникновения манекена

Манекен (от нидерл. mannekijn — человек, или франц. mannequin — карлик, уродец) — фигура в форме человеческого туловища для примерки или показа одежды (в ателье и магазинах). Портновский манекен — один из самых ранних и классических видов манекенов — представляет собой болванку, обтянутую тканью. Такая болванка лишена рук и головы и имеет одну единственную опорную ногу-штырь.

История манекена начинается в XIV веке до н. э. с деревянного торса, найденного в одежном сундуке фараона Тутанхамона, последнего фараона 18-й династии, правившей Египтом до 1314 гг. до н. э. Предполагается, что в те далекие времена мастера-изготовители одежды для правящей династии не имели права касаться священного тела правителя и должны были предоставлять ему одежду уже в готовом виде. И хотя та одежда не отличалась сложностью кроя, и в многочисленных примерках фараоны не нуждались, однако посмотреть, как выглядит наряд в целом, не надо ли что-то изменить или добавить, было необходимо. Вот древние египетские портные и придумали такую штуку, как имитация тела человека. Манекенами в те времена пользовались постоянно, но со временем, после упадка древней цивилизации, это изобретение было забыто, как и многие другие вещи; заново они были «изобретены» уже в средние века.

Шаолиньские монахи пошли дальше, они выстроили Аллею деревянных манекенов. Одежды на куклах еще не было, об их внешнем виде никто и не думал заботится. Напротив, китайские образы и подобия человека подвергались постоянным избиениям.

В Европе манекен появился на свет в 1573 году. Его создал итальянский монах по имени Бачио монастыря Сан Марко (Святого Марка). Бачио был художником, расписывал стены монастыря, и однажды ему понадобилось написать святую, имя которой история не сохранила. Женщин в мужском монастыре, понятное дело, не было и быть не могло, пригласить в монастырь натурщицу — это вообще нечто за гранью допустимого, вот и пришлось монаху изобретать другие варианты. И изобрел-таки! Он сконструировал женскую фигурку из дерева и глины и прикрыл лоскутами холста. Так появился первый в мире манекен. Кукле дали имя — маничино — по названию материала, из которого она была сделана (это еще одна трактовка названия манекена).

Однако «в мир» манекен вышел не скоро, лет примерно через двести. Сначала деревянная кукла перекочевала во Францию и Нидерланды, где и стала называться манекеном. Первые упоминания о манекенах, используемых портными для изготовления одежды, мы находим во Франции в XVIII веке. В Париже какой-то портнихе пришла в голову мысль использовать ее, чтобы показать клиентам новый фасон платья. Примеру последовали другие портнихи. В те времена манекен изготавливался из куска дерева или с помощью техники папье-маше, делался строго по индивидуальным меркам заказчика или заказчицы и стоил довольно дорого, не каждая дама могла себе позволить иметь личный манекен. Это, конечно, не относилось к особам царской крови. Есть сведения, что Людовик XIV, известный модник, имел несколько манекенов, представлявших собой торс на подставке и изготовленных из ценных пород дерева, инкрустированных перламутром и украшенных позолотой. Король-солнце, однако! Почему несколько? На пошиве его нарядов трудились несколько десятков портных, в гардеробе Людовика насчитывалось несколько сот предметов одежды, вот поэтому почти каждому портному и требовался персональный «людовик».

В середине XIX века манекены стали выставляться в витринах магазинов. Идея пришлась по вкусу, и даже самые маленькие магазинчики старались завести у себя модную новинку. В провинции, однако, эта идея долгое время не могла пробить себе дорогу — косные, устоявшиеся взгляды владельцев маленьких лавочек мешали повсеместному внедрению идеи в жизнь. Пример такой косности мышления прекрасно отражен в романе Артура Кронина «Замок Броуди». Герой романа благополучно разорился, не выдержав конкуренции с соседом, который оказался умнее и быстро понял, чем ему «грозит» повышенное внимание к своей витрине.

В 1894 году, опять же в Париже, впервые появились манекены из воска. Поначалу идея вызвала всеобщее ликование: теперь можно было делать манекены — точные копии человека. Однако хлопот и неприятностей с новинкой оказалось немало: фигуры были неподъемно тяжелыми, что затрудняло простейшие манипуляции с ними. Поскольку эти фигуры выставлялись не куда-нибудь в темный прохладный зал, а на витрину, заливаемую солнцем или светом ламп, где манекены начинали плавиться, а макияж не просто портился, он стекал буро-фиолетовой массой и портил одежду. Зимой, в морозные дни, когда ночью магазины не отапливались, воск покрывался трещинками, что тоже не делало манекены краше.

Тогда манекены носили название «fashion dolls», что означало «модные куклы» «(и, кстати, именно так до сих пор манекены называются в Америке). Тот внешний вид, который манекен имеет сегодня, он получил в 1930 году в Нью-Йорке. Как манекен прошел путь от деревянного торса и громоздкого чучела из гипса, папье-маше, дерева и тряпок до изысканных идеальных форм из полистирола и стеклопластика.

Манекен может представлять собой куклу в рост человека с (не) подвижными руками и ногами. Такие манекены часто можно видеть в витринах магазинов. На белесые пластмассовые тела одеты штаны, юбки, пиджаки, нахлобучены шляпы, в руки может быть вложен зонт или трость. Для большего правдоподобия их рассаживают в вольные позы: пластиковый юноша в спортивном отделе придерживает безжизненной ногой футбольный мяч, галантный джентльмен в строгом костюме вычурно стоит у входа в отдел мужских сорочек, и только женское белье все еще одето на безликие болванки.

Манекены, во всем своем разнообразии — от пластмассовых истуканов до сверхновых гибких кукол, почти ничем не отличающихся от живых людей, плотно заселяют современное городское пространство: их используют в ателье, магазинах, на рынках, на выставках и презентациях, в парках развлечений

Одно плохо: деревянные фигурки были неподвижны. Поэтому многие продавщицы, стараясь оживить модель, набрасывали на себя разлиные ткани. Одну из таких продавщиц и увидел англичанин Чарльз Уорт, приехавший в Париж. Оживший манекен! Уорт женился на девушке-продавщице и увез ее в Англию. Так в Лондоне в магазине мод Уорта впервые появилась живая манекенщица.

На выставках и презентациях, даже в витринах магазинов все чаще можно встретить людей, которые работают манекенами. Такие актеры соседствуют с пластиковыми куклами и их движение в момент, когда зеваки рассматривают или касаются их, всегда внезапно и пугающе. Люди никогда не ожидают движения от мертвой Вещи, на которую просто одет демонстрируемый костюм.

Во время Второй Мировой войны по причине острой нехватки материала девушкам-манекенам чуть ли не вдвое укорачивали ноги. Сегодня эта часть тела их неоспоримый козырь. Согласно логике тела Барби и мнению создателей одежды, последняя значительно более привлекательно смотрится на нечеловеческих фигурах с ирреально длинными ногами, тонкой талией и идеальным бюстом. Эта установка всецело поддерживается производителями манекенов. Крупнейшие из них: Almax (Италия), Hingsgaul (Дания), Manex (Франция), — уже продают свои творения жителям планеты через Интернет.

Предсказывают, что в обозримом будущем манекены примут более концептуальный вид: дуга — плечи, два конуса — грудь, еще одна дуга — бедра. Вероятно, тогда их смерть уже не сможет вызвать эмоций.

История манекена: от деревянного истукана до арт-объекта

Манекен изобретали , похоже , не один раз. Хотя бы потому , что так сегодня называют два разных приспособления: одно — для демонстрации одежды , другое — для её создания. Но разберёмся по порядку…

Начало: Египет и Рим

Впервые манекен был упомянут в древнеегипетских письменных источниках. Воочию мир увидел его благодаря археологам, раскопавшим гробницу Тутанхамона, последнего фараона 18-й династии, правившей Египтом до 1314 года до н. э. Выполненный из дерева и раскрашенный, этот прообраз нынешнего манекена по форме довольно сильно похож на своего современного собрата. Историки объясняют: в Древнем Египте мастера, ответственные за изготовление нарядов для высокой династии, не имели права прикасаться к считавшемуся священным телу фараона. Вместе с тем, готовая одежда должна была прийтись ему впору. Поэтому египетские портные использовали манекен.

Манекен из египетской гробницы

Свой прообраз нынешнего манекена существовал и у древних римлян. Притом, если египетский вариант использовался как приспособление для создания одежды, то древнеримский был демонстрационным. Фигурки в форме тела человека размером от 8 до 25 см делались из глины и раскрашивались. Эти «микроманекены» носили название «фигурины» и использовались в качестве «объёмной картинки», в миниатюре демонстрирующей тот или иной фасон и расцветку одежды. Считается, что именно фигурины столетия спустя навели Чарльза Фредерика Уорта на мысль об использовании манекенов для выигрышного представления моделей одежды во время показов мод.

Манекены в ателье Чарльза Фредерика Уорта

История дефиле и Недель мод: от частных показов — до грандиозных шоу

Манекены набирают популярность

Уорт, французский кутюрье английского происхождения, творивший в конце XIX века, безусловно, добавил манекенам популярности — с его подачи стало шире развиваться использование именно демонстрационных манекенов. Однако первые современные упоминания о манекенах, используемых портными для изготовления одежды, историки находят во Франции в XVIII веке. В те времена манекен изготавливался из дерева или с помощью техники папье-маше, делался строго по индивидуальным меркам заказчика или заказчицы и стоил довольно дорого. Слово «манекен» возникло в одно время вместе с предметом. В переводе с французского оно означает «истуканчик, человечек» (mannequin).

Винтажные манекены для изготовления одежды

В витринах магазинов для демонстрации мод манекены стали выставлять в середине XIX века. Для большего сходства их стали даже делать из воска — правда, он солнечных лучей и света ламп такие фигуры могли и подтаять, не только утратив форму, но и испачкав одежду… Также были варианты манекенов из дерева, ткани, даже металлической сетки. С развитием химической промышленности манекены для демонстрации одежды стали делать из синтетических материалов — из пластмассы, специальной смолы и стекловолокна и так далее.

Винтажные манекены в витрине

Пропорции и «типы фигуры» манекенов менялись в соответствии с веяниями моды, однако чаще всего они оставались «безликими статистами», фоном для предметов одежды. Человеком, «вдохнувшим в манекен душу», считается Ральф Пуччи. История творческого бизнеса этого дизайнера и скульптора берет начало в 1970-х — карьера Пуччи насчитывает более тридцати лет сотрудничества с известными магазинами и лучшими модельерами мира. В «мире манекенов» он произвёл настоящую революцию, начав делать эти фигуры интересными и запоминающимися, придавать им необычные позы, добавлять удивительные детали.

Манекены Ральфа Пуччи; сам дизайнер за работой

Ссылка на основную публикацию