История моды – что нужно знать о костюме Древней Греции

История костюма Древней Греции

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

Древнегреческие образы в стилистике современной моды. часть 1

Эта публикация первая в серии греческого искусства. Возможно кому – то будет интересно, а кого – то публикация вдохновит на создание новых интересных вещей

Древнегреческие образы в стилистике современной моды

История моды. История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о её эстетической и стилизирующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он, очевидно, наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Выражение «таинственный язык моды» мы можем спокойно заменить формулировкой «живой язык одежды» и в особенности в применении к историческим эпохам, ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения определенных представлений о самом костюме и обо всем мире в целом.

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей.

Крит и Микены. В египетских пирамидах и надгробиях изображены иностранные послы, подносящие правителям Египта богатые дары. В период Нового царства среди посланников других стран появились и послы с острова Крит. Их одежда в корне отличалась от одежды египтян. У них выкроенное и сшитое платье, разделенное на три части — жилет, рукава и юбка, в чем мы видим наследие древних восточных культур. Утонченность египетской моды заменило здесь пестрое и буйное разноцветье красок. Критская мода не знает мягких нюансов египетской моды. С нашей сегодняшней точки зрения, эта мода менее элегантна, она испытала на себе гораздо большее влияние Востока. Как и в Египте, мужчины носили короткий набедренный передник, богато украшенный, а в качестве верхней одежды на плечи они надевали как бы накидку, закрепленную на одном плече застежкой. Волосы по большей части были закрыты шлемом либо шляпой с широкими полями. Любимой обувью были полувысокие богато вышитые сапожки на каблуке. Дополнением к одежде служили драгоценные пояса с золотыми фигурками, к которым были прикреплены инкрустированные кинжалы. Для одежды членов царского рода были характерны всевозможные ожерелья, перстни и браслеты.

Женщины имели в этой культуре бесспорное преимущество. Символом всей минойской культуры является богиня со змеями, маленькая фаянсовая фигурка, одетая в модное платье того времени с обнаженной грудью. Другой символ той культуры – «Парижанка». Так называют изображение сильно накрашенной девушки на одной из настенных росписей в Кноссе (2-е тысячелетие до н.э.), производящей впечатление современной девушки большого города.

Микенская мода вложила в женскую одежду понятие так называемого женского очарования — подчеркивание бедер и таза, тонкой талии, бюста. Она создала женскую моду с точки зрения натуралистического взгляда на мир, сточки зрения воплощения в расцветке тканей буйной растительности — лиан и вьющихся растений — и морских волн, что в полной мере получило свое дальнейшее развитие в возникшем много позднее модерне. И на сегодняшний день мы можем наблюдать отголоски микенской моды в современной модной одежде.

Богиня со змеями. Фаянсовая фигурка из Кносса, XVII век до н. э. Критский исторический музей, Гераклион. Костюм богини -тюрбан с символом льва, короткий жилет, обнажающий грудь, подчеркнутая «осиная талия», юбка с воланами и короткий украшенный фартук-это типичная одежда для минойской культуры (ну разве не похожи их платья?)

Для женской одежды характерна широкая юбка, как кринолиновая, обычно украшенная воланами, которая дополнена маленьким фартучком и жилетом с короткими, очень тесными рукавами, с безмерно глубоким вырезом, обнажающим грудь. Расширенная книзу юбка, по мнению одних, скорее всего поддерживается обручами, другие утверждают, что женщины той культуры носили не юбки, а как бы колготы, которые «ожили» в нашу эпоху.

Женщина с сосудом из слоновой кости. Реконструкция живописи в Тиринфе, около 1400 г. до н. э. Национальный археологический музей, Афины. Прическа из свободно падающих волос, на затылке собранных как бы в шиньон; жилет с короткими рукавами, обнажающий грудь и образующий «осиную талию». Широкая колоколообраэная юбка из узорчатой ткани.

Эта юбка, или юбка – колготы, дополняется прилегающей, углом вырезанной спереди, ещё более короткой верхней юбкой, что-то среднее между панцирем и полутурнюром. Юбку дополняет жилет, как бы зашнурованный корсет, обнажающий бюст. Критские женщины носили много украшений и драгоценностей, не только перстни, ожерелья и серьги, но и диадемы, красивые застежки, золотые подвески, шпильки, поддерживающие прическу и платье. Жители Крита в совершенстве владели искусством обработки драгоценных металлов, они отделывали драгоценности гравировкой и чеканкой. Микенская мода в дальнейшем стала основой для возникновения многих модных течений. Она остроумно была названа модой первых кринолинов. Этот микенский стиль появился в натуралистической моде девятнадцатого столетия (в конце века). И в наше время из микенской модной «мешанины» выбирается та или другая деталь. Волосы, сплетенные в виде змей, когда-то были символами мифической Медузы и Эринии — символы власти над жизнью и смертью -, в наши дни – это признак молодости. Девушки во всем мире, как в нашей стране, так и за рубежом, участвующие в мирных демонстрациях и в митингах протеста, ходят с распущенными волосами.

Античная Греция. В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион,25 г. до н. э., на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду древней Греции. Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился и не сшивался, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эпохи. По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала. Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, – «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия – целесообразность – соблюдалось. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь. и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев. » – говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством. История развития античной одежды, которую мы наблюдаем в течение длительного времени – от эпохи минойской культуры, через Грецию Перикла к периоду эллинизма – показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды. Самая древняя одежда, как её изображает скульптура, возникшая еще под египетским влиянием, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы. Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта женская дорическая одежда, вероятно, самый древний тип греческого платья. Изготовлялась она из шерсти и называлась пеплос (peplos), который был весьма тяжел.

Сделать одежду грациозной и легкой позволяет только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти. Полотняная одежда позволяет заметить легкое прикосновение ткани к телу, объемность которого становится более зримой. Геродот упоминает об ионическом хитоне (chiton), который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Эту одежду одевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками хитон носили рабочий люд, воины и молодежь; длинный же вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

а вот современные “хитоны”:

В классическую эллинистическую эпоху дорический пеплос опять в почете, вероятно, в этом сказался общий процесс исторического развития с его повторениями. Но это не прямое возвращение к старой одежде, ибо дорический пеплос теперь украшен вытканными полосами и украшениями, изобилующими всевозможными красками, с геометрическими и фигурными мотивами.

Уже в античные времена цвета имел и свое символическое значение; та к, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темнозеленый и серый — выражал печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и в средние века, были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т.д

Прически и головные украшения. В Античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально именно там свободно завитые ниспадающие на плечи волосы начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями.

Читайте также:  Идеальная фигура девушки 90-60-90 фото

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н. э. стали носить, по большей части, короткие волосы. И только во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки. В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями. Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным.

В современном мире появился даже специальный термин греческая коса, выглядит она так:

публикация составлена по материалам книг, журналов и интернет сайтов.

История моды. Мода античной Греции

В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира.

” Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н. э.), считал основными особенностями любого совершенного творения, созданного человеком: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. “

Всем этим пяти особенностям отвечала одежда древней Греции. Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Ткань не кроилась и не сшивалась, а только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой – модой той эпохи. По канонам моды платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда вообще не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, – «все в меру». И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование – целесообразность, тоже соблюдалось, потому что было разделение одежды по потребностям, о чем рассказывают дошедшие до нашего времени произведения искусства. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь. и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев. » – так говорил греческий философ Ксенофон.

История развития античной одежды показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды.

Самая древняя одежда, как её изображает скульптура, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по рассказам греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы.

” Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. “

Эта женская дорическая одежда, вероятно, была самым древним типом греческого платья. Изготовлялась она из шерсти и называлась пеплос (peplos), который был очень тяжелым. Сделать одежду грациозной и легкой позволило только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти.

Геродот упоминает об ионическом хитоне (chiton), который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Хитон надевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками наряд носили все: рабочий люд, воины и молодежь. А длинный вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый — выражали печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и в средние века, были обычными цветами сельских жителей.

В античное время появился и верхний роскошный плащ, который обычно носился поверх хитона, он назывался фарос (faros), а более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия. Он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурового цвета. Позднее он несколько удлинился и стал называться гиматионом (himation). Пожилые мужчины прикрывали им шею и руки. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный только через одно плечо.

Женщины в непогоду прикрывали гиматионом головы. В классический период в качестве нового вида одежды, появился плащ, называемый хламис (chlamys), который использовался для верховой езды и путешествий. При плохой погоде и для защиты от солнца в дополнение к нему носили шляпу, называемую петасос (petasos) или пилос (pilos).

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н.э. стали носить, по большей части, короткие волосы. И только во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки. В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями.

Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни.

” Сандалии из переплетенных ремешков на кожаной подошве делались ремесленниками для выхода на улицу, дома же и бедные, и богатые ходили босиком. “

В период эллинизма, когда влияние греков проникает в Италию, Египет и в Азию, греческое искусство, а вместе с ним и одежда, утрачивают блеск и ясность своего начала. В Грецию снова проникают элементы восточного вкуса, главным образом через материалы, которые привозились в страну. Это было тонкое полотно из Египта, шелк из Китая и хлопчатобумажные ткани из Индии.

Следы античной моды можно проследить в средние века, но античная одежда была полностью изменена, так же, как вся античная философия и античные мифы.

Почему же не существует в моде возрождения «античной одежды», в то время, как в искусстве и в производстве художественных изделий время от времени возрождаются те или другие исторические эпохи? Вероятно потому, что мода создавалась портными, швеями, модистками, которым ближе был действительный мир, нежели изучение памятников старины и трактатов о них. А это и есть основные признаки, отличающие моду от искусства.

Костюм в Древней Греции

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон
Я увидал в лазури чистой…
Д. С. Мережковский

Античная Греция (Эллада) — это цивилизация, развивавшаяся в южной части Балканского полуострова, по берегам Средиземного моря и на многочисленных его островах.

Периоды развития:
1.Дополисный (гомеровский) период (XI—VIII вв. до н.э.).
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н.э.).
3. Классический период (конец VI — первая половина IV в. до н.э.) — ранняя, высокая и поздняя классика.
4. Эллинизм (IV— I вв. до н. э.).

Дополисный (гомеровский) период — время общинно-родовых отношений. Считается, что в это время жил поэт Гомер.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение — ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре, в том числе и в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма — периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно- и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых — в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.

Идеал красоты. Красивый человек — это воплощение гармонии духа и тела. Мужчина — атлет, патриот, эрудит; женщина — здоровая, цельная, разносторонняя личность. Красивым считалось лицо с прямым носом, округлым подбородком, выпуклыми большими глазами, а некрасивым — полностью открытый лоб, поэтому пряди волос в виде челки или «шторок» закрывали его не менее чем на одну треть и у мужчин, и у женщин. Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской.

Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим древние греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежда греков была драпирующейся. Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками. Греческий лен был гораздо грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом. Греческие орнаменты были очень разнообразны, но особенно популярны были меандр, критская волна и различные варианты растительного орнамента (цв. вкл., рис. 13).

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, Драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитым золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Рис. 13. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 14. Вариант драпирования гиматия для людей умственного труда. Рис. 15. Вариант драпирования гиматия для ораторов. Рис. 16. Хитон с особым видом колпоса в виде валика на бедрах, сверху наброшена хламида с фибулой на плече

Рис. 11.32. Мужской ионический хитон. Рис. 11.33. Экзомис и головной убор. Рис. II.34. Гиматий
ремесленника (обе руки свободны), Рис. 11.35. Способ ношения гиматия в быту

Мужская одежда. Мужской хитон обычно был длиной до колена. Сначала появился дорический хитон. Способ его драпирования описан выше. Мужчины знатного происхождения и преклонного возраста носили иногда ионический хитон. Как правило, он был длиной до щиколоток и опоясывался по-иному (рис. 11.32). Он выполнялся из двух кусков ткани, иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече уже не одной, а несколькими заколками. Способ драпирования был тот же (вертикальные складки), однако при этом получались рукава длиной иногда до локтя и более прилегающая область лифа. Длинный ионический хитон носили женщины, старики, государственные деятели, знать, участники священных игр. Гомер говорил о хитоне, что это «изысканная большая белая риза с красивым золотым поясом».

Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече. Простейшим вариантом такой одежды был экзомис, который носили рабы и бедняки (рис. 11.33).

Главной верхней одеждой был гиматий — довольно большой прямоугольный кусок ткани в роли плаща. Он драпировался разными способами вокруг тела. Люди умственного труда — философы, поэты и др. — носили гиматий, спрятав в нем руки (цв. вкл., рис. 14). По манере ношения гиматия можно было судить о роде деятельности человека: оратора (цв. вкл., рис. 15), ремесленника (рис. 11.34). Гиматий иногда носили без хитона, непосредственно на теле. В непринужденной домашней обстановке гиматий драпировался вокруг талии и бедер (рис. 11.35).

Рис. 11.36. Женский дорический хитон. Рис. 11.37. Драпирование и ношение женского ионического хитона. Рис. П.38. Дорический хитон, отделанный меандром

Хламида также являлась верхней одеждой. Это был прямоугольный кусок ткани небольшого размера, скрепленный на плече фибулой (цв. вкл., рис. 16). К хламиде полагалась шляпа. Однако обычно греки ходили с непокрытой головой. И лишь паломники и путешествующие мужчины носили головные уборы или набрасывали на голову край гиматия.

Женская одежда. Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну (рис. 11.36). В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест (рис. 11.37).

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он украшался орнаментом или был многоцветным (рис. 11.38,11.39). Однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным (рис. 11.40).

Самым древним хитоном был пеплос. Его правый бок, украшенный орнаментом, не сшивался (рис: 11.41).

Закаленные спартанки носили только пеплос, но не изо льна, а из шерсти.

Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был намного длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины (см. рис. 11.40). Этот очень оригинальный способ применения Диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, — очень важный декоративный элемент женского хитона. В сочетании с разнообразными колпосами он обогащал, облагораживал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Рис. 11.39. Многоцветный хитон. Рис. П.40. Разновидность головного убора. Рис. 11.41. Пеплос.
Рис. 11,42. Женская одежда: гиматий, дорический хитон, ионический хитон

Женщины, как и мужчины, в качестве верхней одежды носили гиматий (рис. 11.42). Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья (рис. 11.43).

рис. II.43. Плащ с одним боковым разрезом

Обувь. Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая (рис. 11.44); парадная — из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий (см. рис. 11.44, а) греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи (пришли от персов, см. рис. 11.44, 6) и высокие ремешковые сапоги эндромис (см. рис. 11.44, в), а также крепиды (см. рис. 11.44, г) и сапожки из мягкой кожи (см. рис. 11.44, д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Греки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с непокрытой головой, а головные уборы надевали лишь в случае необходимости. У мужчин это были фригийские колпаки, остроконечные пилосы (см. рис. 11.33), конусообразные пилеусы, кине в виде полушария из войлока, шерсти, разных сортов кожи и т.д. Войлочная кине была популярна среди пастухов. Воины носили шлемы. В каждой местности были свои виды шлемов. Беотийский закрывал не только голову, но и части лица (щеки, нос) и имел султан из перьев или хвоста, дорийский был с забралом, коринфский низко опускался на глаза.

Читайте также:  Корейская косметика – выбираем патчи для глаз

Рис. II.44. Обувь древних греков

Рис. II.45. Мешочки и чехлы, покрывающие прически. Рис. II.46. Мужская прическа периода архаики. Рис. II.47. Молодежная прическа периода классики. Рис. II.48. Прическа «бант Аполлона».
II.49. Прическа «греческий узел» и диадема с поддержкой — стефана. Рис. II.50. Прическа «лампадион» (пламя). Рис. II.51. Фрагмент золотой диадемы

Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру (см. рис. 11.38) либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости (для защиты от зноя) надевали соломенные шляпы — фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой. Популярны были различные мешочки, чехлы (рис. 11.45), которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

В эпоху архаики мужчины носили длинные волосы и длинные бороды (рис. 11.46). В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос у молодежи (рис. 11.47) либо из полудлинных до мочки уха у людей солидных, зрелых. Зрелые мужчины продолжали носить и бороды, но теперь более короткие. Волосы греки завивали и аккуратно укладывали. В эпоху поздней классики появляется несколько женообразная прическа «бант Аполлона», или «цикада» (рис. 11.48), из достаточно длинных волос.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прическа «греческий узел» (рис. 11.49, см. рис. 11.42) и прически на основе греческого узла — «лампадион», т.е. «пламя» (рис. 11.50), и «каримбос» — узел, расположенный очень низко, почти на шее (см. рис. 11.39). Популярны были и другие прически, например дынеобразная прическа из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами (ее придумала жена Перикла Аспазия). Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волосами. Темноволосым гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос. Парики изготовлялись на острове Лесбос и стоили очень дорого.

Гигиене и косметике в Древней Греции уделяли много внимания. Об этом говорит появление бань и салонов по уходу за телом. Рабы-косметы хорошо делали массаж и натирали тела клиентов маслами и ароматическими средствами. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диокла и др. В трактатах о красоте давались рецепты по применению косметических средств.

Золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточки и диадемы (рис. 11.51) для головы — стефаны были очень красивы. Серповидная надлобная часть стефаны соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла». В нее, как в емкость, помещалась эта часть прически. Стефана считалась очень изысканным головным украшением (см. рис. 11.49).

Связь костюма с архитектурой. Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно эпохи классики, когда пропорции, масштабность и форма приобрели огромное значение. Умело задрапированный хитон напоминал дорическую колонну. Вертикальные складки хитона ассоциировались с каннелюрами колонн. В фигуре человека, одетого в длинный хитон, читались соотношения пропорций «золотого сечения». Пропорции «золотого сечения», или ряд Фибоначчи — это ряд чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.), т.е. 1 : 2; 2 : 3; 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13 и т.д.

Рис. II.52. Связь греческого костюма с архитектурой

Живший в XIII в. итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) открыл эту закономерность, а Леонардо да Винчи назвал ее «золотым сечением».

В пропорциональной фигуре верхняя часть, от головы до талии, относится к нижней, как 3 : 5. То же самое мы наблюдаем в храмах. Так, в храме Зевса в Олимпии отношение верхней части храма (фронтона и антаблемента) к нижней выражается этим отношением (3 : 5). Об органичной связи архитектуры и костюма в Древней Греции свидетельствует рис. 11.52.

Курсовая работа: История костюма Древней Греции

Министерство общего и профессионального образования РФ

Факультет Конструирования и Моделирования одежды

Курсовая работа

по дисциплине «История костюма»

Тема: «Исторический костюм – источник творчества современников»

Допущено к защите:_______________________2008 г.

1. Женский костюм Древней Греции………………………………………….4

1.3. Состав женского костюма………………………………………………. 7

4. Список используемой литературы………………………………………. 15

В общепринятом смысле костюм часто ассоциируют с модой. История моды неразрывно связана с историей костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку история костюма началась вместе с историей первобытного общества, а мода, как социальное явление, появилась гораздо позже. Слово «мода» произошло от латинского «modis», что переводится как мера, образ. Способ, правило, предписание.

Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждый катаклизм в истории человечества вызывал значительные перемены в одежде.

В изучении истории костюма следует различать понятия «одежда» и «костюм», «исторический костюм» и «национальный костюм».

Одежда – искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека.

Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.

Исторический костюм – это «изменяющаяся одежда», которая более или менее – в особенности с конца средневековья – подчиняется моде.

В противоположность историческому костюму, национальный и народный костюмы перетерпели лишь незначительные изменения. Они представляют собой достаточно «стабильную» одежду, различающуюся в зависимости от государственных и географических границ и многих других факторов.

В данной работе описывается женский костюм Древней Греции, его состав, эстетический идеал. А так же предоставлена современная коллекция на основе моды Древней Греции.

1. Женский костюм Древней Греции.

1.1. Историческая справка.

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова Эгейского моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мореплавания.

Горы и морские заливы делили территорию на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении городов-государств.

Наивысшего расцвета Греция достигла в период Афинского государства в V в. до н.э. Основными занятиями греческого населения были мореплавание, торговля, земледелие, и разные ремесла. Характерной чертой древнегреческого общества являлось отсутствие крупного землевладения. Это обусловило возникновение и развитие греческой демократии. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в междоусобных стычках, возникавших между полисами, и от внешних врагов Греции. Этот период истории носит название классического, еще его называют «золотым веком» в истории Афинского государства.

Понятие о красоте Древние Греки связывали с нравственными качествами человека. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.

Победа в греко-персидских войнах вызвала подъем национального самосознания.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение – ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма – периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно – и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых – в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.

Костюм в Древней Греции складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Создание костюма, грима, аксессуаров было таким же творением, как и все виды искусства. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.

Греческий костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благодаря тому, что божества представлялись эллинам в образах людей с идеальными формами тела, у них развился культ человеческого тела. Люди стремились приблизиться к созданному художниками божественному идеалу.

Эллины считали тело лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическим идеалом был образ мужественного человека, доблестный и прекрасный, – «калосс агатос», как говорили греки. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично сложенное и развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия, предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.

Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской. Именно такой была скульптура под названием «Венера Милосская» (рис. 1). Она обладала параметрами 86-69-93, при росте 164 см. На взгляд современного ценителя прекрасного – Венера была слегка полновата.

Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.

1.3. Состав женского костюма .

Женский облик имеет характер утонченный, нежный, изящный. В искусстве воспеваются женщины в образе богини и жрицы.

Эллины считали тело самым лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.

Эстетической основой костюма являлась драпировка, которая располагалась в самых разнообразных направлениях, подчёркивая форму тела, и изменялась в разных ракурсах при движении. Вся драпированная одежда основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок.

Драпировка прекрасно выявляла благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движение и в то же время скрадывала любые возможные недостатки тела. Только такая одежда с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок или легкая парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу возможность жить собственной жизнью, являясь лишь «эхом человеческого тела», как и архитектура этого периода. Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно падающих складок такой костюм напоминал стройные колонны храмов. Греки любили «прекрасное» без суеты и красоту без изнеженности». Основной интерес греков вызывала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только её размеры, ткань, отделка, украшения.

Самые характерные греческие орнаменты – «пальметты», «бусы», «меандр», «набегающая волна», «ионики». Происхождение орнамента тесно связано с наблюдениями над окружавшей природой. Так, волны моря превратились в ритмически повторяющиеся завитки орнамента, извилистые берега реки – в сложный меандр, кроны пальм – в стилизованные пальметты (рис. 2)

Рис. 2. Греческий орнамент:

а – критская волна, б – меандр, в – пальметты.

Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками – фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.

Греческий лен был гораздо грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагался красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну (рис. 3). В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест (рис. 4).

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он украшался орнаментом или был многоцветным (рис. 5). Однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным.

рис. 3 рис. 4 рис. 5

Самым древним хитоном был пеплос, но не из льна, а из шерсти. Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был намного длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины. Этот очень оригинальный способ применения диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, – очень важный декоративный элемент женского хитона. В сочетании разнообразными колпосами он обогащал, облагораживал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Женщины в качестве верхней одежды носили гиматий. Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья.

Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая; парадная – из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи и высокие ремешковые сапоги эндромис, а также крепиды и сапожки из мягкой кожи.

Греки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с непокрытой головой. Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру, либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости надевали соломенные шляпы – фолии. Они напоминали зонтик крепившийся над головой. Популярны были мешочки, чехлы, которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прически «греческий узел» и прически, на основе греческого узла – «лампадион», т.е. пламя и «каримбос» – узел расположенный очень низко, почти на шее. Популярны были и дынеобразные прически из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами. Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волосами. Темноволосым девушкам гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос.

Косметике уделяли особое внимание. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диокрита и т.д.

Украшения для костюма были очень разнообразны и красивы: золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточки, деодемы для головы, стефаны – изысканное украшение для волос, серповидная надлобная часть соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла», в неё и помещалась часть прически.

2.2. Описание коллекции.

Прошлое нам кажется нередко наивным и смешным, когда мы сопоставляем его прогнозы на будущее и сегодняшний день. Но без прошлого нет будущего. И при создании современной коллекции мы довольно часто обращаемся к историческим источникам.

По словам К. Маркса, древнегреческое искусство продолжает «доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Сегодня древнегреческий костюм является образцом удивительного мастерства драпирования тканей и высочайшего искусства в создании ансамбля в костюме.

Драпировка, чаще всего является основой для создания вечернего ансамбля, нарядов для выпускного бала, свадебных платьев. В поисках вдохновения, новых идей мы обращаемся к источникам, описывающим костюм Древней Греции, так как греки в полной мере познали искусство драпирования тканей. В данном случае нам есть, у кого учиться, чей опыт взять на вооружение. Драпировка в значительной мере может преобразить не очень привлекательную ткань. При помощи драпировки мы можем скрыть недостатки фигуры и выигрышно подчеркнуть достоинства. А в обстановке когда мы одеваем вечерний ансамбль выглядеть безупречно очень важно.

Поэтому при создании своей небольшой коллекции вечерних нарядов я постаралась на максимальном уровне показать множество вариантов драпировок. При работе над коллекцией я постаралась отразить искусство Древней Греции; передать их стиль и манеру драпирования, мастерство укладывания ткани разнообразными складками. А также передать это через свои модели вечерних платьев. Ведь в повседневной жизни мы можем быть кем угодно, но в торжественной обстановке женщина хочет быть царицей, хочет проявить свою индивидуальность.

Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой.

Развитие моды, как и развитие истории, идёт по спирали. Каждый виток этой спирали обогащает её чем-то новым: даёт свежие идеи, формы, усовершенствованные материалы, а так же формирует новое отношение к одежде.

Постоянное стремление человека к новизне заставляет создателей одежды беспрерывно искать новые формы и конструкции.

Наряду с национальным костюмом, важнейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм. Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой человека.

Изучение исторического и национального костюма является ключом знаний об изменении форм и конструкции. Изучение истории костюма необходимо для художников, поскольку костюм является не только историческим ходом, но и может быть средством атрибуции произведения искусств.

Изучая художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции можно увидеть значительное влияние на развитие современной культуры.

4. Список использованной литературы.

1. Киреева Е.В.История костюма. Европ. Костюм от античности до XX в. Учеб. пособие для среднего театр. Учеб. Заведений. Изд. 2-е, испр. М., Просвещение, 1976. – 174 с. с ил.

2. Кузищин В.И. История Древней Греции: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкий, А.В. Стрелков; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 480 с.

3. Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 336 с. (Серия Учебники для высшей школы)

4. Новосад Н.Г. Искусство одеваться. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1989

5. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; Под ред. Э.Б. Плаксиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 224 с., <8>л. цв. ил.:ил.

6. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме / Серия Среднее профессиональное образование. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.

Разновидности одежды древних греков, что тогда было можно

Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела. Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству. Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.

Особенности и виды

Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:

  • Пальмы (рисунок «пальметта»);
  • Цветы;
  • Листья.

Распространены были рисунки из линий:

  • Меандр (непрерывная лента из прямых углов, до сих пор является самым узнаваемым орнаментом Греции);
  • Волна;
  • Бусы
  • Плетеный узор.

Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.

Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:

  1. Хитон – основная древнегреческая одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Он представлял собой удлиненную тунику без рукавов или с коротким рукавом, подпоясанную на талии (у мужчин) или под грудью (у женщин). Хитон состоял из сложенной вдвое ткани или из двух полотнищ, соединенных между собой. Наверху ткань скреплялась заколками с орнаментом – фибулами. Низ хитона подшивали. Неподшитая ткань была признаком траура. Короткие хитоны были частью мужского гардероба, а длинные носили женщины и старики;
  2. Пеплос – предмет женского гардероба, похожий на современное длинное просторное платье. Его создавали из большого куска шерстяной ткани, который оборачивали вокруг хитона. Как и хитон, он закалывался булавками на плечах; обычно в верхней части образовался напуск, свободно свисающий над талией (колпос). Левый бок у пеплоса был закрыт, а правый – открыт; плечи в пеплосе прикрывались. Пеплос был выходной одеждой; в повседневной жизни гречанки носили хитон и накидку – гиматий;
  3. Гиматий – накидка из льна или шерсти, предок сегодняшнего плаща. Большой отрезок ткани обвивали вокруг туловища, обычно закрывая левую сторону и оставляя открытой правую. Чтобы удержать ткань на месте, по краям могли вшивать маленькие свинцовые грузики. Женщины часто покрывали гиматием голову, как шарфом;
  4. Хламида – короткая накидка, которая скреплялась фибулой в центре или на правом плече. Чаще всего хламида была овальной или прямоугольной с округлыми краями. Обычно накидка украшалась орнаментом, по краям вшивались грузики для правильного положения на теле. Хламида использовалась для спортивных соревнований, в походах, а также путниками в странствиях.

Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.

Для мужчин

Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.

Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Для женщин

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Название: История костюма Древней Греции
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа Добавлен 10:01:11 25 декабря 2008 Похожие работы
Просмотров: 3632 Комментариев: 13 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Вид одеждыЖенщиныМужчины
НижняяХитон (короткий – для молодых женщин и рабынь, длинный – для взрослых женщин).Хитон (до середины колена – для обычных граждан, короткий – для воинов, ремесленников и рабов, длинны – для стариков).
ВерхняяПеплос/гиматий.Гиматий – для повседневной жизни, хламид – для воинов и путешественников.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.

Аксессуары и украшения

Из головных уборов древних греков наиболее известны войлочные шляпы:

  • Петас – головной убор путешественников с широкими полями;
  • Пилос – шапочка без полей, которую носили крестьяне и рабочие.

Шляпы были мужским аксессуаром; женщины могли надеть шляпу, лишь отправляясь в путешествие. Женщины уделяли большое внимание украшению прически. Основной женской прической был узел на шее из заплетенных кос или жгутов. Для закрепления заплетенных кос и узлов использовались гребни, заколки, ленты, венки. Волосы украшали позолоченными ремешками из кожи или шнурами, а также украшали обручами из золота, серебра, бронзы или кожи.

Из украшений мужчины использовали перстни, кольца, браслеты и амулеты из драгоценных камней. Количество украшений, которые мог позволить себе мужчина, было закреплено законом.

Женщины носили диадемы (налобные и затылочные), цепочки, серьги, ожерелья из золота, серебра и сплавов с вставками из жемчуга. Особенно любили гречанки браслеты – их носили на запястье, предплечье и даже на лодыжках. В отделке ювелирных изделий преобладали растительные узоры – листья, бутоны, цветы.

Благодаря литературе античности, скульптуре и изображениям на фресках из древности одежда греков дошла до наших дней и даже влияет на современную моду. Стилизации под хитоны, пеплосы, гиматии и хламиды, а также древнегреческую обувь и украшения можно встретить у многих дизайнеров 21 века. Популярность греческого стиля в одежде объясняется его простотой и комплиментарностью для любого типа фигуры.

Видео

Ссылка на основную публикацию
×
×