История о куртке – венгерка и гусарской форме

Гусары: история мирового опыта гусарских полков

О гусарах сложено немало стихов и песен, ставших со временем неотъемлемой частью армейского фольклора для целой эпохи. Русские гусары, ратные подвиги которых овеяны легендами, по праву занимают одно из ведущих мест в героической летописи русского воинства. И хотя этот вид легкой кавалерии появился не в России, русскую армию сегодня трудно представить без гусарских полков. Пиком славы гусарского воинства стала Отечественная война 1812 года.

Рождение нового вида легкой кавалерии

В русский язык слово гусар пришло из Австрии. Именно здесь этот вид легкой кавалерии получил свое развитие, превратившись из конных отрядов ополчения в регулярные воинские подразделения. Действия польской легкой конницы и венгерских отрядов на полях сражений в Центральной и Восточной Европе показали высокую эффективность нового вида кавалерии. Польские гусары, вооруженные легким оружием, обладали мобильностью и могли выполнять различные боевые задачи. Летучие отряды успешно действовали при ведении разведывательных операций, наносили немалый урон коммуникациям противника. При умелом использовании в составе основных сил гусары прекрасно показали себя в качестве ударных подразделений. Лавина легкой конницы смогла внести смятение в ряды пехоты, расстроив боевые порядки противника. Про гусаров говорили – «Они быстры, стремительны и неустрашимы. Их атака всегда, как гром среди ясного неба».

Отвага, неустрашимость и высокое воинское мастерство были отличительными чертами гусарских отрядов. Особенности и специфика воинской службы наложили свой отпечаток на дальнейшую судьбу легкой кавалерии. Гусарские подразделения формироваться по новому принципу. Своего рода – гусары стали армейским спецназом того времени. Образовалась целая каста военнослужащих, со своими правилами, негласными законами и принципами. Быть гусаром считалось почетно и престижно. Этому способствовали образ жизни кавалеристов, специфика воинской службы.

Стоит напомнить, что гусары были в русской армии еще при царе Михаиле Федоровиче. На службе русского царя состояли наемники из Европы, сведенные в три гусарские роты. Петр I на некоторое время упразднил гусарские подразделения, однако уже в 1723 году в русской армии снова появляются гусарские кавалерийские иррегулярные формирования. Попытки превратить иррегулярную конницу в полноценные строевые подразделения предпринимались фельдмаршалом Минихом, однако успеха эта идея не принесла. Только при Екатерине II были сформованы первые регулярные гусарские полки, набираемые из числа российских граждан. Активную роль в повышении боеспособности легкой кавалерии сыграл Император Павел I. Все гусарские полки в России получили названия по месту постоянной дислокации. Летучая кавалерия стала регулярно участвовать в военных похода российской армии, став полноценным боевым инструментом современной армии.

Костюм гусара, как элемент культа бравого воина

Узнать гусара можно было издалека. Кавалеристов отличала блестящая форма, особый стиль во внешнем облике и в манерах поведения. Формированию облика бравого гусара способствовал восточно-европейский колорит. В воинском гусарском мундире можно легко увидеть черты сербского, венгерского и польского мужского платья.

В российской армии костюм гусара считался самым престижным мундиром. Недаром Гвардейские Семеновские и Преображенские полки были одеты в гусарскую форму. Начиная со времен царствования Екатерины II, все лейб-гвардейцы носили парадную гусарскую форму. Отличался костюм только цветом и мелкими деталями. Каждый гусарский полк имел свою, отличную от других форму. Имели кавалеристы и особенности во внешнем виде. Усы гусара являлись характерной чертой во внешнем облике военного, которая выдавала его принадлежность к элитному подразделению. По длине и завиткам кончиков усов гусара, можно было определить, к какому полку приписан военнослужащий, какого он звания.

История с военным мундиром для гусарских полков в России имеет разное толкование. Однако ввиду того, что этот вид кавалерии пришел из центральной Европы, русские кавалеристы унаследовали детали венгерского, сербского и польского обмундирования. Традиционно польские и австрийские гусары носили яркие мундиры с элементами венгерского и польского национального костюма, имели головные уборы отороченные мехом. Костюм гусара в любой обстановке, на поле боя или в парадном строю отличали пышность и красочность.

Первые гусарские отряды носили меховые шапки и короткие полушубки. Постепенно легкая конница отошла от кольчуги и других защитных доспехов. Форма становилась более удобной и практичной. Вместе с тем, образ жизни гусар вносил свои коррективы в стилистику военного мундира. Однако без изменения остались основные детали воинского мундира, такие как доломан и ментик.

Эти элементы костюма стали обязательными и сохранились до самых последних дней существования этого вида кавалерии.

Доломан представлял собой короткую куртку со стоячим воротником. Короткая длина была выбрана не случайно, так как частое нахождение всадника в седле требовало более удобной и комфортной одежды. В Венгрии, откуда и пришли к нам гусары, доломан считается традиционной формой одежды военного всадника. В качестве элемента верхней одежды использовался ментик, короткая куртка – накидка, отороченная мехом. Однако ментик помимо своей основной функции, играл важную роль в создании облика всадника. Специально был придуман и стиль ношения ментика. Его одевали на один рукав и цепляли боком к доломану, создавая неповторимый образ бравого вояки. Эта традиция прижилась в легкой кавалерии, став неотъемлемым элементом ношения военного мундира.

И доломан, и ментик имели яркие мелкие детали, подчеркивающие парадность военного костюма. На груди доломан был расшит 15 шнурованными петлями. Для офицерского состава петли имели золотую или серебристую расцветку, для рядового состава гусарских полков петли делались из обычного шелкового шнура желтоватого или серебристого цвета. Особое место на груди занимали пуговицы. Офицеры на доломане и ментике носили позолоченные пуговицы. Солдатские мундиры оснащались медной фурнитурой. Оторачивал петли на доломане галун, который на офицерской форме был золотистого цвета. Аналогичным образом обшивался и украшался ментик.

Веяния времени

С годами гусарский костюм претерпел изменения. Сказались попытки унифицировать военную форму, привести ее в определенный порядок. Количество петель на мундире могло варьироваться от 11 до 18 шт. Число шнуров и цветовая гамма так же претерпели изменение. Каждый гусарский полк имел свои отличия на мундире, начиная с цветового оформления и заканчивая цветом меховых обшлагов. Форменным стал и головной убор. Меховая шапка уступила место киверу, который можно смело назвать настоящим произведением искусства.

Черный цилиндр был обязательно обозначен петлицей и кокардой, которые говорили о звании кавалериста и его принадлежности к воинскому подразделению. Венчал головной убор султан. Кивер крепился на голове с помощью ремешка – чешуи. Шапка гусара стала на определенное время главным отличительным признаком принадлежности военнослужащего. В таком виде гусарский кивер продолжал оставаться долгое время. Менялась только высота головного убора, цвет султана.

Начиная с XVIII века, гусары получили полевую и парадную форму. Для действия в полевых и боевых условиях кавалеристам предназначалось более сдержанное обмундирование. Ограничено количество металлических и блестящих частей. Уменьшена высота кивера и убраны с головного убора металлические части. Стандартизировался цвет униформы. Вместо разноцветной формы, полевая гусарская форма стала зелено-серой. Парадный гусарский мундир продолжал оставаться ярких цветов. Для гвардейских полков было принято носить воинский мундир белого или красного цвета. Рейтузы, остались обязательным атрибутом парадной одежды, перейдя на униформу других родов войск. В полевых условиях было принято носить длинные узкие или прямые брюки.

Помимо знаков отличия на кивере и цвету галунов, отличительными признаком являлась меховая оторочка на рукава и обшлагах доломана и ментика. Для высших офицеров было принято носить бобровый мех. Унтер-офицеры и капралы носили мундиры отороченные чернобуркой. Рядовой состав носил доломаны, украшенные заячьим мехом.

В заключение

Костюм гусара продолжал долгое время оставаться в армии самым ярким и выразительным. Не только в русской армии, но и в армиях других государства, гусары всегда были впереди. Их присутствие на поле боя всегда можно было определить по внешнему виду всадников и стилю атаки. Атрибутика, сопровождающая гусаров на всем протяжении их существования, манеры поведения, стиль жизни и боевые заслуги давали обильную почву для армейского фольклора. В гусарских полках служила элита общества. Нередко в составе гусарских полков проходили службу ученые и поэты, художники и артисты. Русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов служил в составе Ахтырского гусарского полка. Сумел отличиться службой в лейб-гвардейском полку поэт Михаил Лермонтов. Гусарами были такие известные личности, как поэт Александр Грибоедов, писатель Михаил Булгаков и будущий Президент Финляндии — маршал Маннергейм.

Гусарские полки входили в состав русской армии до самого краха Российской Империи, считаясь элитными подразделениями.

Венгерка

В 1856 году появилось сообщение о новом модном увлечении: «Некоторые из фантастических корсажей украшаются брандебургами и вышиваются толстым шнуром, расположенным бантами и кругами. Это так называемый нами парижанами русский вкус (genre moscovite), который в настоящую минуту пользуется у нас огромным успехом» [29] .

Нужно сказать, что в основе нового увлечения были не традиционные русские костюмы допетровского времени, а те типы одежды, которые некогда пришли в Россию из Восточной Европы: Венгрии, Польши и т.д. Причем тогда были заимствованы лишь некоторые элементы декора. В России эта одежда прижилась и в XIX веке настолько широко распространилась, что воспринималась как исконная, традиционная во многих слоях общества.

Наиболее известными типами костюма такого рода были венгерка, доломан и кунтуш. Что же они собой представляли?

Венгерка известна в России с XVI века. Поначалу так называли длинный кафтан, украшенный галунами по венгерскому образцу. В XIX веке венгерка строго определенного образца (по цвету и характеру расположения позумента) являлась деталью военной формы. Но почти одновременно с форменной одеждой существовала венгерка, которую носили штатские, — та же короткая куртка, чаще синяя, с отделкой разноцветным шнуром на груди. Это была излюбленная одежда деревенских помещиков, даже тех, кто не имел в прошлом отношения к военной службе. Одежда в стиле форменного костюма стала популярна в первой половине XIX века не случайно — это было связано с особой престижностью военной формы, принадлежности к военному сословию, поскольку одновременно это указывало и на аристократическое происхождение. Подобное увлечение венгеркой было так хорошо известно, что в литературных произведениях 40-х годов ее часто упоминают именно в ироническом смысле. У В.А.Соллогуба в «Большом свете» венгерка, вернее ее обладатели, вышучиваются следующим образом: «В Москве есть еще один класс, который не военный и не статский, который ходит в усах, в шпорах, в военной фуражке и в венгерке, но это до нас не касается: мы говорим единственно о молодых людях петербургских».

В другом произведении — «Аптекарша» — Соллогуб пишет: «Вдруг необычный шум на улице остановил порывы его негодования. Молодой человек высунулся из окна. Под окном камердинер его Яков спорил с каким-то господином в пуховой фуражке и в венгерке с снурками и кисточками, что, как известно, явный признак провинциального франта».

Гоголевский Ноздрев путешествовал в сопровождении своего зятя Мижуева, одетого в венгерку: «Из брички вылезали двое каких-то мужчин. Один белокурый, высокого роста; другой немного пониже, чернявый. Белокурый был в темно-синей венгерке, чернявый просто в полосатом архалуке».

В гоголевском тексте упоминание об архалуке и венгерке — штрихи к портрету описываемых персонажей, расчет на вполне определенную реакцию читателей, хотя другие подробности костюма не упоминаются.

В 40-е же годы XIX века в некоторых слоях русского общества вновь появляется старинная венгерка, восходящая своим покроем к XVI столетию. А.А.Фет так вспоминает встречу с Аполлоном Григорьевым: «Помню, что через залу прошел Аполлон Григорьев в новой с иголочки черной венгерке со шнурами, басоном и костыльками, напоминавшей боярский кафтан. На ногах у него были ярко вычищенные сапоги с высокими голенищами, вырезанными под коленями сердечком». Далее Фет приводит слова В.П.Боткина, в доме которого произошла эта встреча: «Действительно, — продолжал Василий Петрович, — такие сапоги носит старое купечество, хотя в них, собственно, ничего русского. Это принадлежность костюма восемнадцатого века, и консерватизм выражается верностью старинной моде. То, что было когда-то знаменем неудержимого франтовства, стало теперь эмблемой степенства» [30] .

Подражание старинному кафтану с костыльками вместо пуговиц и шнурами вместо петель сохранялось в литературной среде довольно долго.

Венгерка-куртка диктовала норму поведения одетого в нее человека и означала неофициальную ситуацию. А.В.Никитенко записал: «— Подай мне венгерку! — сейчас прозвучало у меня в ушах. Это значит, что русские магнаты собрались уже и приступают к главному предмету своей беседы и к созерцанию последнего произведения великого Руча — портного. Сойдем и мы вниз» [31] .

К середине ХIX столетия популярность венгерки-куртки уменьшилась, и впоследствии ее вытеснила венгерка-кафтан. Но куртку венгерку заимствовали женщины. В 70-е годы вошел в моду костюм денис, в основе кроя и отделки которого лежала гусарская форма времен Отечественной войны 1812 года. Название дамской венгерки достаточно красноречиво — в честь героя войны Дениса Давыдова (1784 — 1839). Элементы военной венгерки до конца ХIХ столетия присутствовали и в детской одежде.

Доломан — венгерский короткий кафтан (полукафтан), украшенный тесьмой и известный на Руси также с XVI века. Венгерку или доломан как элементы гусарской форменной одежды носили почти на протяжении всего ХIX века. При обращении к литературным текстам следует иметь в виду, что во второй половине века появилось женское пальто-доломан, обильно украшенное накладными орнаментами из сутажа (разновидность плоской тесьмы). В отличие от настоящего доломана, эти накладки были не контрастного цвета, а близкие по тону к ткани самого пальто и рельефно выделявшиеся на поверхности.

Читайте также:  Вещи из меха овчины – шапки, дубленки, тулупы

Доломан и денис — своеобразная форма проявления патриотизма, так как оба предмета были ориентированы на гусарскую форму времен Отечественной войны 1812 года.

Военные носили доломан поверх венгерки и во время танцев должны были его снимать. О венгерском происхождении доломана и венгерки было хорошо известно, поэтому в русских исторических повестях можно встретить упоминание об этом: «Сердце его от прилива крови будто хотело разорвать грудь, но он гордо приподнял голову, и при блесках молний, открывающих небо и землю, изумленный взор его встретился с насмешливым взором приятеля его, Ивана Хворостина, который в венгерском доломане стоял перед ним. Щеголи со времени самозванца еще носили тогда польское и венгерское одеяние» (А.А.Бестужев-Марлинский. «Изменник»).

Кунтуш — верхняя одежда с длинными откидными рукавами, которые спереди были разрезаны до локтя, а их концы почти достигали подола. В XVIII веке кунтуш, или полонез, вошел и в женский гардероб. Его оформление неоднократно менялось на протяжении всего столетия, но основной чертой такого кроя была прямая спинка, драпирующаяся разнообразными складками. В первой половине XVIII века драпировки спускались вниз тяжелой массой, переходя в шлейф (в первой четверти XIX века такие драпировки получили название «складки Ватто», так как французский художник Антуан Ватто (1684 — 1721) любил рисовать свои модели сзади, запечатлев тем самым моду своего времени).

К концу XVIII века спинку стали собирать при помощи тесьмы, продернутой изнутри через швы, соединяющие перед платья со спинкой. При этом складки образовывались в центральной части фигуры, чуть ниже талии. Позднее, в 70-е годы XIX столетия, этот силуэт возродился в модной одежде. Вновь появился и кунтуш, но не в качестве распашной одежды, а в виде короткой куртки или жакета.

Однако кунтуш (кунтыш, контуш и полонез) при всех временных различиях в крое и деталях восходит к польскому национальному типу костюма. Но вот французский исследователь Франсуа Буше иронично замечает, что в Польше вряд ли носили то, что в других европейских странах называли «полонез» [32] .

Интересно описание кунтуша, оставленное Гоголем, который рассматривал кунтуш только как женскую одежду: «Он обыкновенно шьется из сукна цветов синих и голубых, с парчевыми отворотами на рукавах и воротнике, шалью сделанном как в обыкновенном халате; спинка кроится; род сюртука; сзади на фалдах вместо пуговиц нашивается род креста золотым галуном» [33] .

Епанча

Особая судьба в истории русского костюма у епанчи, одного из самых древних видов мужской верхней одежды. Епанча (японча, япончица) — круглый в крое плащ из сукна или войлока без рукавов. К концу XVII века вошли в обиход епанчи с длинными прямыми рукавами. Самое раннее упоминание о епанче встречается еще в «Слове о полку Игореве»: «. орьтьмами и япончицами, и кожухы начаша мосты мостить по болотомъ и грязевымъ мъстамъ, и всякыми узорочьи половецкыми».

Первоначально епанчу носили как дорожную одежду или в плохую погоду. Для того чтобы она лучше защищала от дождя и снега, епанчу пропитывали олифой. Вот как описан костюм русского царя в 1653 году: «А на государе было платье; зипун, отлас червет. Епанча, сукно скарлат червчат, потому что был снег» [34] .

К концу XVII века под епанчой понимали более торжественную одежду, сопоставимую со старинным корзно — мантией или плащом с застежкой на правом плече, хотя епанча скреплялась под подбородком.Слово «епанча» встречается в произведениях русской литературы первой трети XIX века довольно часто. Пушкин писал в «Каменном госте»:

«Оставь его: перед рассветом, рано,

Я вынесу его под епанчою

И положу на перекрестке».

Церемониальной одеждой епанча стала во времена правления Петра I. Вот как об этом рассказывает Д.Н. Свербеев, описывая Николая I на похоронах императрицы Елизаветы Алексеевны — жены Александра I: «Меня поразило шествие нового государя не в мундире, как я ожидал, а в траурной широкой епанче и такой же широкой, закрывающей лицо шляпе. Таков, кажется, был заведенный у нас погребальный этикет, введенный первый раз Петром Великим по совещании с иностранными посланниками на похоронах принцессы Шарлотты, несчастной супруги злополучного царевича Алексея Петровича» [35] .

Хотя название «епанча» и исчезло из обихода, потребность в непромокаемом плаще заставила изобретать новые виды ткани, например шерстяной батист и др. Наконец, появился макинтош, названный так по имени создателя новой непромокаемой ткани, шотландского химика Ч.Макинтоша (1766 — 1843). Уже в середине ХГХ века макинтош получил большое распространение, а впервые такая ткань была изготовлена в 1823 году.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Народный костюм Венгрии

В древние времена предки венгров жили далеко от своей нынешней родины — на юге Западной Сибири и за Уралом. В I в. они перешли в Приазовские степи и жили там в союзе с тюрками-оногурами (уграми), затем — в конце IX в. — поселились на Среднедунайской равнине и в Карпатских горах. Там мадьяры (как себя называют венгры) обрели свою новую родину. Смешавшись со славянским населением, они сохранили свой финно-угорский язык (близкий к языкам хантов и манси). В 1000 г. с принятием христианства в центре Европы возникло новое королевство — Венгрия.

В XVI в. Венгрия была разделена между Османской империей и Австрией и лишь в 1918 г. обрела независимость. Некоторые элементы турецкой одежды (например, застежка на двойные воздушные петли, заимствованные у турок-османов) были приняты знатью и стали типичными деталями венгерского национального костюма. Они вошли в мировую моду под названием «бранденбурги».

Женский костюм

Непомерная пышность коротких рукавов блузок, объем плиссированных юбок, а также многоцветный колорит нарядов создавали поистине праздничное настроение. Венгерки крахмалили свои нижние полотняные юбки пендей и порой надевали их до девяти штук.

На севере, в медье (области) Ноград, яркую короткую юбку носили с темным фартуком. Вышивки с огромными цветами украшали белые фартуки, блузки и корсажи жительниц города Калоча (центр страны). Женщины народности калотасеги, живущие в Мако, в медье Чонград (на юго-востоке) подворачивали свои плиссированные юбки под длинный фартук.

Короткие рубахи в Нограде обшивали по вороту черной бахромой (у калотасегов бахрому заменял красный бант с кистями) и носили с черным корсажем. Очень популярны у венгерок были яркие приталенные жакеты и богато отделанные безрукавки пруслики. На всю Венгрию славились своей красотой шали, вышитые шелком мастерицами народности матьо из северного города Мезёкёвешда (в их праздничный костюм одета даже Дева Мария на фреске в храме Святого Ласло).

Головные уборы. Девичьи венец и чепец парта украшали длинные узорчатые ленты. В Задунайском крае женщины носили белый полотняный головной убор пача. Часто венгерки покрывали голову платком или покрывалом. В Мако они опускались вдоль спины до самой земли. Женщины Мезёкёвешда по праздникам носили грандиозный головной убор из цветов, перьев и бусин.

Мужской костюм

Костюмы венгерских дворян и крестьян сильно различались. Национальную одежду каждой отдельной социальной группы (особенно у народности секкеи, в Трансильвании) украшали отделочные шнуры своего цвета. Длинные узкие словацкие штаны, заправленные в высокие сапоги, венгры-дворяне носили с черным жилетом или короткой «гусарской» курткой доломаном. Крестьянский комплекс включал широкие брюки-юбку гатья из белого полотна, длиной до середины икр, по подолу иногда пришивали бахрому. Их носили с рубахой, у которой рукава книзу сильно расширялись. Калотасеги рукава плиссировали, а ширина рукавов у рубах матьо из Мезёкёвешда была просто необъятной. Края и ворот рубах щедро покрывали вышивками. Костюм мужчин матьо считался неполным без длинного вышитого черного бархатного фартука! Традиционной одеждой венгров были и меховые вышитые безрукавки киптари. Особой одеждой отличались и венгры разных профессий: чикоши (табунщики), живущие на западе, вдоль реки Хортобадь, ходили в гатьях и синих рубашках; земледельцы с берегов Тисы — в бархатных брюках, а кандаши (свинопасы) с северных гор Матра всегда носили брюки черного цвета.

Верхняя одежда. Чрезвычайно эффектными образцами старомадьярской одежды были накидка сюр из светлого войлока, украшенная кожаной аппликацией, и овчинное пальто кедмен. В сюре пастухи выходили в город в любую погоду, даже летом. Его рукава были внизу зашиты и служили объемными карманами. Ту же цель выполняли и широкие (до 25 см) кожаные пояса тюсе, которые носили на голом теле под короткой рубахой. Шедевры народного творчества — нарядные шубы бунды шили из овечьих шкурок.

Головными уборами венгров были барашковые шапки, небольшие шляпы, украшенные шелковой лентой, а по праздникам — букетиком или пером. Чикоши носили шляпы с широкими полями.

Венгерские гусары. И жизнь, и слёзы, и любовь.


Венгрия, Будапешт

О том, что гусары по происхождению — венгерские воины, я узнала лет 10 назад из статьи в российском журнале. Узнала и забыла. А когда приехала сюда, то гусары были первыми венграми, на которых я обратила внимание после того, как сошла с поезда. Приехали мы сюда ранней весной, поэтому гусары были такими.

Эта коллекция насчитывает 18 конных статуй. Один гусар постоянно находится возле конюшни графа Фештечича (сейчас Музей карет) – на Балатоне, в Кестхее. Один раньше стоял возле Музея военной истории в Будапеште (возможно, он есть там и сейчас — навещу в следующий приезд). Если честно, не знаю, установлены ли какие-то из этих статуй ещё где-то постоянно, но каждый год, перед днём 15 марта, многие из них появляются на самых известных и людных площадях венгерской столицы.


Венгрия, Будапешт

Самое полное представление о гусарах — кто такие, как были одеты, что делали — я получила только сейчас, после посещения выставки “Артефакты из шестивековой истории венгерских гусар” (Кестхей, замок графа Фештетича, май-сентябрь 2014; основа выставки — частные коллекции). И наконец-то все пазлы для меня сложились.

История венгерских гусар — такая, какую можно услышать из уст тамошних историков и хранителей древностей – начинается в первой половине 15 века. Тогда срочно требовалось укрепить пограничные заставы на юге страны, чтобы защититься от набегов турок. Конница турок была быстрая, лёгкая и маневренная, поэтому противостоять ей могли только аналогичные войска. Из венгерских и сербских всадников и были сформированы первые отряды гусар, которые были вооружены кавалерийской пикой, саблей, щитом “тарч”, имели открытые шлемы и часто носили кольчугу или бехтерец.

Мы все знаем гусарскую военную форму такой, какой она была в 18-19 вв, но у самых первых, как и у самых последних венгерских гусар, она была другой.


Фото: www.wikipedia.hu

Говорят, что происхождение слова “гусар” (венг. Huszár) “скрыто в глубине веков”. Есть исследователи, которые поддерживают его сербское происхождение, другие же версии толкуют, что слово происходит от названия венгерского числительного húsz – “20”.

Известно, что в 1474 году 8 тысяч гусар под предводительством короля Матьяша вынудили сдаться в плен 25-тысячную армию короля Чехии. После этого события Антонио Бонфини написал о венгерских гусарах следующее: “Нет воинов лучше них, никто в мире не может лучше них переносить жару и холод, усталость и лишения. Они уважительны, достаточно религиозны,не буянят в лагере, им чуждо богохульство, нарушение данного слова, нечестивые любовные утехи. “


Тот самый щит “тарч”. Считается, что он имеет форму капли или слезы.

Гусары составляли 90% кавалерии армии Ференца Ракоци II (это около 30 тыс.человек) и участвовали в антигабсбургской национально-освободительной войне венгерского народа 1703—1711 годов. После заключения Сатмарского мира, часть гусар была зачислена в императорские полки, а те, кто эмигрировал, создавали гусарские отряды при европейских правящих домах.

С конца 17 века венгерские гусары – смелые, инициативные, решительные, виртуозно владеющие саблями — стали появляться при дворах европейских монархов. Известно, что в армии французского “короля-солнце” Людовика XIV было три гусарских полка. Русские гусары – это тоже “копия” венгерских гусар: они пришли, вероятнее всего, сначала через Польшу (Речь Посполитую) в 17 в, но не прижились. Затем, уже к середине 18 века, гусарские полки возобновили своё существование в России как пограничные войска и сначала комплектовались преимущественно иностранцами.

В кавалерии империи Габсбургов в 1740 году было 8 гусарских полков, полностью укомплектованных венгерскими всадниками, а в правление Марии Терезии, которая делала ставку на рыцарские качества дворян, таких полков было уже 12. Столько же их служило под знамёнами Австрийской империи после окончания наполеоновских войн.

Гусарские полки различались по номерам подразделений, по имени владельца и по цветам мундиров. Яркая одежда выделяла этих всадников среди других воинов.


Венгрия, Кестхей

19 век — время революций в Европе. 15 марта 1848 года считается днём начала национальной революции в Венгерском королевстве, входившем в состав Австрийской империи (подробнее см. ссылку)

Читайте также:  13 зимних ароматов для женщин и девушек

“Гусары героически сражались во всех битвах Национально-освободительной борьбы, но они вынуждены были склониться перед превосходящими силами австрийского императора и российского царя и под руководством генерал-лейтенанта Артура Гёргеи сложить оружие у населённого пункта Вилагош. Расправа не заставила себя ждать — фельдцейхмейстер Гайнау приказал казнить многих гусарских генералов и штабных офицеров. После подавления национально-освободительной борьбы венгерских гусар из Национальной гвардии зачислили на службу в императорскую армию, и большинство из них вновь были расквартированы за пределами Королевства Венгрии. Тех офицеров, которые не были приговорены к заточению в крепости, разжаловали. Были созданы два новых гусарских полка.” (из сопроводительного текста к выставке).

В 1867 году Австрия и Венгрия подписали договор о равноправии, была создана Австро-Венгерская монархия. В результате переговоров были удовлетворены практически все требования, которые выдвигались во время освободительной борьбы 1848-1849 гг.

Были сформированы совместные императорские и королевские полки, но подразделения гусар укомплектовывались только с территории Королевства Венгрии. Этот род войск представлял собой войсковые формирования первой линии. Венгерская армия выступала под собственным знаменем, командным языком в ней был венгерский, солдаты носили венгерскую форму.

Гусары носили красные брюки, синюю или голубую верхнюю часть формы и более низкие, чем раньше, киверы разных цветов. У гусар из Венгерской Королевской армии галуны были не чёрно-жёлтые, как у императорских, а вишнёво-красные. На киверах у них был не двуглавый австрийский орёл, а герб Венгрии.

На рубеже веков среди гусар возникли новые подразделения: в полках появились взводы сапёров, связистов, пулемётчиков, хотя огнестрельное оружие имелось на вооружении у гусар и раньше.

В преддверии Первой мировой войны цвет униформы армии монархии сменился на мышино-серый, и только гусары по-прежнему имели нарядные яркие мундиры. Из-за этого всадники были прекрасной мишенью на поле боя и уже не могли противостоять вражеской пехоте и артиллерии. Поэтому после Первой мировой количество гусарских полков было ограничено до 4-х, их одежда также стала более “камуфляжной”, а сами воины выполняли боевые задачи спешившись, стреляя из карабина или пулемёта.


Так выглядели венгерские гусары в начале 20-го века.


Почтовые открытки 1914-1918 гг.

“Последнюю классическую кавалерийскую атаку выполнил гусарский полк под руководством Кальмана Микеца на территории Украины во время Второй мировой войны. Зрелище гусар, атакующих с саблями наголо, настолько поразило солдат Красной армии, что они сломя голову бежали со своих позиций” (из сопроводительного текста к выставке).


Униформа времён правления Миклоша Хорти (1920-1944 гг). Слева – офицерский гусарский головной убор

С окончанием Второй мировой войны закончилась история венгерских гусар. Закончилась совсем не романтично. Но гусары для Венгрии — это предмет всеобщей любви, национальное достояние или, если хотите – такой же хунгарикум, как паприка. Яркие мундиры сейчас можно увидеть не только на подобных выставках, но и во время некоторых праздников или реконструкций определённых исторических событий. Так, в сентябре в Будапеште проводится грандиозное мероприятие: Nemzeti Vágta / Национальный галоп (скачки). Площадь Героев становится центром зрелищного шоу,навыки верховой езды показывают даже девушки!


Прямо как в советском фильме “Гусарская баллада”! Фото www.vaskarika.hu

Каждый год 15 марта Венгрия вспоминает гусар обязательно!


15 марта 2015 г, Венгрия, Кестхей

И женское сердце всё так же вздыхает в такт лошадиных копыт, как и тогда 🙂

Венгерский композитор Имре Кальман. Оперетта “Принцесса цирка” / Kálmán Imre. “Cirkuszhercegnő”. Исполняется на языке оригинала.

На русском языке. Художественный фильм “Принцесса цирка”, экранизация одноимённой оперетты Имре Кальмана. Ремейк фильма “Мистер Икс” 1958 года. СССР, 1982 г.

История о куртке – венгерка и гусарской форме

О гусарских формах, вообще, и об Ахтырской – в частности

журнал “Военная быль”, № 84, стр.27 – 31.

«Мундироведение», любовь к истории, любовь к полку, довольно тесно связанные между собой понятия. Столько исторических традиций проглядывают в чисто внешних украшениях мундира! Любя Полк, «мундировед» хочет себе представить и точно знать внешность предков в различные исторические эпохи и стремится проследить изменение этой внешности на протяжении всей жизни полка. Я не буду утруждать читателя мелочами вроде того, когда вводились и когда снова отменялись (не один раз!) чехлы на киверах; когда на гомбочках (пуговках) были номера, и когда было приказано их стереть, и когда они были заменены изображением орла и т. д. Я хочу лишь дать общую картину переменчивой жизни мундиров хотя бы одного полка, познакомившись с которой, любителю не будет трудно изучение форм любого русского гусарского полка, ибо развитие шло совершенно параллельно, и большинство изменений делалось у всех одновременно.

«12-ый гусарский Ахтырский генерала Дениса Давыдова, ныне — Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полк» был основан в 1651 году как слободской казачий полк в крепости Ахтырке и ее окрестностях. Слободские казаки носили свой, так сказать — национальный костюм, и тогда еще не было точных правил одежды. Однако есть сведения, что верх их низких папах был желтым, а кафтаны — синими. Есть и намек на то, что в петровскую эпоху их кафтаны стали зелеными.

В 1765 году полк сделался Ахтырским гусарским. Всем известно, что гусарская форма обязана своим происхождением венгерскому национальному костюму. Она была подхвачена всеми европейскими странами, знавшими до этого одну лишь тяжелую кавалерию и пораженными неожиданными возможностями венгерских «летучих полков». Для России, всегда имевшей казаков и знавшей татар, легкая кавалерия не была новинкой, и основание, при Екатерине, гусарских полков, является лишь желанием превратить уже существовавшие полки в хорошо дисциплинированные и регулярные без утраты их «легкости».

Первым командиром, «прививавшим» полку «гусарство», стал выдающийся офицер австро-венгерской службы, граф Подгоричани, родом серб или черногорец, который сразу же заложил в своем полку крепкие основания той воинской доблести, которая затем всегда была присуща Ахтырским гусарам. Первые Ахтырские гусары были одеты во все ярко-зеленое и черное: доломан и чакчиры — зеленые; шнуры по ним — черные. Обшлага на рукавах — черные: ментия — черная, на белом меху, с зелеными шнурами. Кивер, в виде высокой, твердой фески (без козырька) — черный с зеленой лопастью и белым небольшим султаном. Вальтрап — черный с зеленой оторочкой. У офицеров все шнуры были золотые, а полусапожки — красные.

В 1776 году обмундирование продолжает быть зеленым и ментик — черным, но все шитье, обшлага и вся шапка делаются желтыми.
В 1784 году, во исполнение реформы гениального князя Потемкина, мыслью которого было одеть солдат практично, удобно и дешево, гусарские формы исчезли. Полк сделался «Ахтырским легко-конным», с черными касками с меховым белым поперечным гребнем и черной лопастью, спадающей на затылок. Солдаты были пострижены по-народному, «под скобу». Исчезли косы и пудра. Мундир — синий, с красным воротом и обшлагами; белые погоны и белый аксельбант на правом плече. Красные шаровары с белым зубчатым лампасом. Обувь — широкая, с твердыми голенищами. Потеряв всякую гусарскую внешность, «украинские легко¬конные полки» продолжали, однако, в обиходе называться «гусарскими».

К концу 18-го века по всей Европе и даже в далекой Америке гусарский мундир становится излюбленнейшей военной формой. В него — с разными вариантами — наряжаются конные артиллеристы и «легкие драгуны» английского королевства; пешие и конные «егеря» почти всех стран и даже норвежские лыжники (ментики на белом заячьем меху «в рукава» и круглые белые меховые шапки). Немудрено, что под влиянием такой всеобщей «моды» Император Павел Петрович, проводя свои военные реформы, пожелал восстановить гусар и на Руси!

В 1796 году полк стал «гусарским генерал-лейтенанта Линденера полком» и получил высокую шапку черного лаечного (собачьего) длинного меха со шлыком, темно-коричневый доломан с палевым (светло-желтым) воротником и обшлагами; коричневый же ментик, и желтые шнуры на всем. Белые суконные рейтузы и белые кисти на желто-коричневом гусарском поясе.

В 1806 году меховые шапки заменяются высоким, прямым (цилиндрическим) кивером с пристяжным козырьком, а к концу того же года косы, во второй и последний раз, отменяются. Насчет упразднения кос отметим большую дальнозоркость Потемкина, отменившего их уже в 1784 году. В других странах парики и косы еще долго обременяли солдата. Французские революционные войска распустили косу, но носили длинные волосы, вряд ли более практичная или более гигиеничная реформа! Восстановление косы Императором Павлом Петровичем можно рассматривать как желание повернуть время вспять, к дореволюционным обычаям. Английское королевство, вечно консервативное, срезало косы лишь в 1808 году, но тут же и раскаялось: на другой же день в войска пришел приказ — кос не резать! Однако было уже поздно, офицеры только и ждали первого приказа, и все косы слетели в тот же день. Командованию пришлось примириться с fait accompli. Лишь один полк, кажется 22-й пехотный, теперь — «Royal Welch Fusiliers», будучи отрезанным не то в Испании, не то в колониях, получил оба приказа одновременно и, имея расторопного адъютанта, сохранил косы гораздо дольше остальных полков. В память этого офицеры этого полка до сих пор носят, даже на защитных «френчах», сзади, на воротнике, черные шелковые ленты, спускающиеся сантиметров на 15¬20 на спину. Ленты эти в свое время предохраняли мундир от сала и пудры косы!
В 1807 роду чакчиры (гусарские штаны) делаются синими, а офицерские и унтер-офицерские трости отменяются.

В январе 1812 года типично русский кивер, расширенный кверху, был дан и гусарам. Во время наполеоновского нашествия Ахтырские гусары носили коричневый доломан и ментик. Шнуры — желтые. Карабин на белом ремне — через левое плечо, а красная лядунка на красной перевязи (из юфты) была перекинута через правое плечо. Чакчиры — синие, с желтой оторочкой и гусарские ботики. Одновременно, к походной форме носились длинные серые рейтузы с пуговками по лампасу и со штрипкой под ступней сапога. Конский вальтрап был синий, с желтой зубчатой каймой. Мех на ментике: серый — для офицеров, черный — для унтер-офицеров и белый для гусар.

В 1814 году, во Франции, полк получил металлические знаки отличия на кивера в виде полумесяца, с надписью: «За отличие 14-го августа 1813 г.» (за бой под Кацбахом). Тогда же, согласно повелению Императора Александра 1-го, коричневый цвет доломанов был присвоен полку «на вечные времена». (В других гусарских полках цвет доломанов был гораздо более изменчивым: например — Клястицкий полк в 1812 году был синий с голубым воротником и обшлагами.
В 1826 году стал белым с голубым кивером.
В 1882 году к темну-зеленому драгунскому мундиру он получил лиловые погоны и канты, чтобы в 1907 году снова стать темно-синим со светло-синим шлыком и белым прибором. ) Серые рейтузы, вместо пуговок, получают широкий желтый лампас.

В 1819 году лядунка делается черной, а перевязь — белой и носится, вместе с белым же карабинным ремнем, через левое плечо.
В 1820 году офицерские доломаны и ментики приказано иметь без бахромы и с пятью рядами пуговиц.

В 1826 году кивер становится выше прежнего — «драгунским» и желтым(!) — «по цвету воротника доломана». Воротник же и обшлага становятся коричневыми — «по цвету доломана». Мех на ментиках делается черным для всех чинов. Пуговицы на груди — в три ряда. Чакчиры и высокие сапоги отменяются. Длинные рейту¬зы отныне «строятся» из серо-синего сукна с желтой выпушкой. Материал упраздненных серых рейтуз применяется, начиная с 1835 года, на перчатки для гусар. Унтер-офицеры продолжают носить белые перчатки лосиной кожи.
Также с 1835 года ментики стали носиться типично по-русски, прямо за спиной, а не через левое плечо, как было принято по старому, венгерскому, обычаю.

В 1843 году вводятся новые, низкие кивера (4 3/4 вершка) и плечевые шнуры (тонкие гусарские «погоны»). А на другой год, 1844-й, офицеры стали (впервые — официально) носить кокарды на фуражках.
В 1845 году гусарские офицеры получили вместо общих виц-мундиров и сюртуков короткие «куртки» с только лишь пятью шнурами на груди и такие же, но долгополые, по колено, «венгерки». С курткой ташка носилась в черном чехле; с венгеркой ташка не носилась, в то время, как портупея носилась под венгеркой, а сабля поверх; ремень, державший саблю, вылезал через прорезь у талии. В строю же продолжал носиться доломан. Начиная с конца Крымской кампании становится заметной экономия на военных формах. В 1855 году гусары и унтер-офицеры получают летние кителя, в то время как ментики упраздняются. То же коснулось и офицеров в 1866 году. Лишь генералы сохранили свои ментики. В 1858 году уничтожается ташка, а в 1862 году желтый кивер, который к тому времени потерял свою первоначальную форму и с 1858 года имел верх более узким, чем низ, был заменен маленьким желтым, мягким венгерским кэпи с орлом и черным «конским хвостом», спадающим на козырек. Одновременно вводится башлык верблюжьего сукна.

Читайте также:  История костюма в одежде для кукол, фото

Между прочим, все эти изменения не коснулись гвардейских полков, которые сохранили свои ментики, ташки и меховые шапки с цветным шлыком.
С 1866 года приказано «доломан» впредь именовать «венгеркой».
1869 год увидел введение красных чакчир и гусарских ботиков с вырезом, носимых отныне при всех случаях. Длинные рейтузы отменялись и лишь вне строевой службы офицерам дозволялось носить длинные серо-синие шаровары «на выпуск» (поверх сапог).
1872 год. Очень низкий «кивер» (2 1/2 вершка), верх и околыш из черной, блестящей кожи. Верхняя часть осталась желтой с различным шитьем золотом для офицеров разных чинов (Нигде и никогда не видавши этого головного убора и зная его лишь по описаниям, я буду весьма признателен тому, кто смог бы показать мне фотографию или рисунок такового).
Фуражка с желтым околышем и коричневой тульей, давно уже носимая вне службы, стала нормальным головным убором во время турецкой войны 1877-78 гг. За эту войну офицеры полка получили золотые шнуры гвардейского образца.

В царствование Императора Александра III произошла реформа с целью упрощения и обрусения формы одежды. Все полки кавалерии, за исключением гвардии и казаков, были превращены в драгун. Полки носили тогда серо-синие рейтузы и темно-зеленые мундиры, общие для русской армии с времен Петра Великого и его первых регулярных полков.
Согласно воле Государя Императора Александра III Ахтырский полк однако сохранил коричневый цвет для своего нового драгунского мундира. Гвардейские шнуры заменили георгиевскими петлицами, колпак барашковых драгунок, погоны и кушаки стали желтыми. Фуражка осталась без перемен.

В 1885 году конское снаряжение стало строиться из белой, глянцевой кожи. Вальтрап был отменен. В царствование Императора Николая 2-го старые полковые наименования были возвращены. В 1907 году Ахтырский полк снова делается гусарским. Головной убор заменяется меховой шапкой, подобно носимой двумя гвардейскими гусарскими полками, но немного меньшего размера и из черного барашка. На ней — белый султан (красный — у трубачей и бело-желто-черный у генералов), желтый шлык, пристегнутый к правой стороне шапки. Доломан – коричневый! красные чакчиры, желтые шнуры, а для офицеров — золотые, «гвардейские». Пять грудных шнуров нового образца, оконечности их образуют форму, так сказать, трехлистного клевера! вместо предыдущих двух спадающих колец, как осталось в гвардии. Флюгера на пиках желтые и коричневые. Масть лошадей: половина полка — на соловых лошадях, другая половина — на буланых.

В первую мировую войну гусары носили походную форму, серо-зеленые фуражки и рубашки, рейтузы сине-серые и серо-коричневые шинели с серыми папахами зимой.
Во время гражданской войны Ахтырские офицеры, дравшиеся против большевиков, снова носили свою цветную фуражку (желтый околыш, коричневая тулья) и красные чакчиры.

Говоря об Ахтырских мундирах, нельзя не коснуться связанных с ними легенд. Самая распространенная из них, которую один советский пропагандист-литератор употребил «в пику» Российской Императорской армии, что у Царя, дескать, был и такой полк, что ограбил монастырь и вырядился в монашеское сукно – это легенда о появлении коричневого цвета. Она рассказывает о том, что, преследуя французов через всю Европу, гусарская одежда совершенно износилась, и под Парижем, когда полк стал на квартиры в большом католическом монастыре, Денис Давыдов реквизировал склад монастырского сукна и из него приказал «построить» доломаны. На параде Император Александр Благословенный обратил внимание на «незнакомый» ему гусарский полк. Услыхав объяснение и оставшись довольным находчивостью своего генерала-партизана-поэта (Д. Д.), Государь присвоил полку «на вечные времена» темно-коричневый цвет. Говорят даже, что некоторые офицеры полка до последнего времени выписывали из Франции сукно этого монашеского ордена и лишь из него шили свои венгерки.

Есть основания предполагать, что нечто подобное действительно когда-то случилось, но значительно раньше и с каким-то НЕ РУССКИМ полком. Это событие и послужило «моде» в разных странах одеть один из гусарских своих полков в темно-коричневый цвет. Таковым полком в России, еще при Павле Петровиче, оказался полк Линденера, ныне — Ахтырский. Но гусарский полк в коричневых доломанах был и у немцев и во Франции — венгерские гусары Эстерхази.
Что же касается присвоения Ахтырскому полку его цвета «на вечные времена» в память о всех его подвигах и походах, совершенных в доломанах этого цвета, в частности — в течение всех «наполеоновских войн», то этот факт не подлежит никакому сомнению.

В нашем эмигрантском положении, где нет ни времени, ни денег, ни легкого доступа к материалам, многое затрудняло составление этой статьи. Поэтому, принося глубокую благодарность всем тем, кто уже мне помог, я не прошу прощения у читателя ни за возможные, ни за «невозможные» неточности, вкравшиеся в статью по моему неведению, но буду от души благодарен каждому, кто укажет мне на ошибки или сможет дать мне дополнительные факты по этому, интересующему меня вопросу. Ведь я всего лишь «собиратель», ищущий подробностей и правды.

Гусары России: как формировался легендарный образ

Первые гусары появились в Венгрии в XV столетии. Тогда король Матьяш Корш, которого называли победителем турок, объявил о назначении государственной повинности. Именовалась она «Хус ар» от Хус — 20, а ар — деньги. Это была сумма, выделяемая на каждого двадцатого в списке дворянина, который должен был служить в армии.

Гусарам удалось просуществовать более восьмидесяти лет. Единое Венгерское королевство в 1540 г. было расчленено. Западная часть со Словакией досталась австрийскому монарху. Тогда и был дан старт шествию гусаров по территории Европы.

Как выглядели первые гусары

Первоначально гусары не напоминали тех, чьи облики нам знакомы по картинам XIX столетия и современным кинофильмам. Гусары были в тонких кованых металлических кольчугах, на головах — легкие шлемы с кольчужными оголовьями. Зимой они надевали куртки — ментии, которые носили в другие времена года на левом плече. К ним прикреплялись орлиные или ястребиные крылья, для предохранения от ударов саблями левой руки, которой держали поводья.

В XVI столетии распространение гусарства шло двумя направлениями. Первое было германским. Австрийские подданные, гусары занимались охраной турецко-австрийской границы. Второе — польское. Трансильванского князя Стефана Батория в 1576 году избрали крулем (королем) польным. С его пришествием пришли и гусары в Речь Посполитую.

При смуте, которая наступила после кончины Бориса Годунова во времена Лжедмитрия, гусары появились на территории Руси. Они были в армии Яна Сапеги, который осаждал Троице-Сергиеву лавру при «семибоярщине». Они были с гетманом Ходкевичем, пытавшимся захватить Москву. Однако с первыми венгерскими гусарами они уже не имели ничего общего.

Про гусаров на Руси

Легкие шлемы заменили кованые «со стрелами», защищавшие носы, а кольчуги заменили латами. Они стали уже панцирными гусарами, которые прославились в боях с крымскими татарами и турецкими спагами. Этот вид кавалерии приглянулся Михаилу Федоровичу. Тогда на Руси появились вербованные гусарские шквадроны, в составе которых были немцы и поляки. Во времена Алексея Михайловича в гусарских шквадронах начали появляться и отечественные дворяне.

Еще до Петра I гусары были растворены в русском воинстве. Петру довелось предпринять попытку сформировать гусарские подразделения, однако безрезультатно. Позднее фельдмаршалу Бурхарду Христофору фон Миниху после Очаковского и Крымского походов пришлось вернуться к этому. И у него получилось.

Во времена Елизаветы Петровны появились грузинские, сербские и македонские гусарские полки. В те времена был сформирован и костюм гусара. Теплые ментики (бывшие мантии), высокая шапка гусара, ботики ниже колен и легендарные ташки — сумки для документации — таков был костюм гусара во второй половине XVIII века. По словам генерала Фермера, гусары обязаны были идти в атаку с присущей им наглостью. Таким образом, впервой зафиксировали психологию в российском гусарстве.

Во времена Екатерины II в гусарских полках в основном были русские солдаты и офицеры. Эту традицию, закрепленную Павлом I, не нарушали до падения самой империи. В гусарских полках часто были люди, которые являлись носителями интеллектуального мышления на элитарном уровне. Хотя, если посмотреть на названия гусарских полков, то с этим можно и не согласиться или только частично.

Легендарные русские гусары

Кто же был первой гусарской легендой? Большинство считает, что это Денис Давыдов. Однако в действительности это была Надежда Дурова. Мать выбросила ее из кареты из-за плача. Тогда отец подобрал и передал ее на попечительство гусару, который и воспитывал малышку. Как известно детские воспоминания могут быть самыми яркими, поэтому сабли, барабаны, кони оставили заметный след в памяти девочки.

Так уже будучи замужней женщиной, в 1806 году она отправилась воевать в кавалерии. Надежду произвели в офицеры и наградили Георгиевским крестом. Служила она в Александрийском гусарском полку. Из-за романа с Милорадовичем она оставила полк и перешла в уланы.

И только второй легендарной личностью в русском гусарстве, можно считать Дениса Давыдова. Он первый называл себя гусаром. Будучи офицером в Лейб-гвардии Кавалергардского полка, долго не задержался в нем. Пылкого стихотворца за его творчество при переводе сделали армейским гусаром. Так Белорусский гусарский полк сформировал в гусаре-поэте, романтика, забияку и смельчака. И у этого образа появились свои подражатели.

Однако, невзирая на яркость образа и великолепны стихи Давыдова, первый гусар столетия, по мнению современников, был некий храбрец Кульнев. В общем-то, он и был прообразом всех гусаров-бессребреников. Кульнева запомнили как льва на поле боя, и ягненка, когда трубы пели отбой.

Формирование облика гусаров

Не стоит удивляться, что гусары являются символом целой эпохи. Они олицетворяли начало XIX столетия, когда идея гусарства была на пике. В это же время формируется легендарный образ гусара. Чего стоили одни только усы гусара?

Гусарство считалось беспробудным кутежом и отчаянной лихостью, ошеломляющим бескорыстием и постоянным безденежьем, нарочитым презрением к накопительству то ли крестов, то ли чинов. При этом также неизменный поиск прославиться, любви, освобождения и игр. Гусары были признанными героями не только на полях сражений, но и в любовных битвах.

Они были самим мужским воплощением любви, они были ее героями. Без них не обходились ни романы, ни рассказы или водевили. Образы прижились в культурном срезе простонародья очень легко и стали базовым феноменом в российской культурной жизни.

Костюм гусара периода 1812 года

Костюм гусара в 1812 году существенно отличался от костюмов прочих родов кавалерии по своему виду. Его настолько явное различие можно объяснить происхождением этой разновидности легкой кавалерии. Появление гусаров в русской армии относится к середине XVIII столетия. В те времена гусары были в основном сербами и венграми. С ними и была принесена присущая только им военная форма одежды. Необычная и нарядная гусарская униформа понравилась, особенно парадный мундир гусара. И все это смогло прижиться в Российской Империи.

На протяжении столетия эту униформу пытались неоднократно видоизменять, при этом сохраняли характерные только для нее мотивы.

Военная форма гусаров состояла главным образом из:

К этому также некоторые историки относят и один из предметов в конском уборе — вальтрап. В каждом полку имелись свои цвета гусарской формы.

Доломаны (дуламы, доламы, долманы, дулманы) — короткие до пояса однобортные куртки со стоячими невысокими воротниками. На груди офицерские куртки были расшиты в пятнадцать рядов петлями, материалом для которых служил золотистый или серебристый шнур. Солдатские шнуры были из шелка желтой или серовато-белой расцветки.

Ментики (ментии) — абсолютно такие же куртки, как и доломаны, однако воротники, концы бортов, низы курток, а также низы рукавов обшивались мехом. Каждый отдельный гусарский полк обладал ментиками своих расцветок. И это при том, что расцветки ментиков не обязательно совпадали с цветами доломанов.

Чакчиры (чикчиры) – это штаны гусар прямого покроя с наличием штрипков внизу. Они заправлялись в ботики. Расцветки чакчир были самыми разнообразными, каждый полк обладал своей.

Ботиками назывались невысокие (немногим более центра икр) неширокие сапоги. Верхние части голенищ обладали фигурными вырезами с кисточками в них. На ботики надевались шпоры. У солдат были шпоры, луженые оловом, а у офицеров серебреные (золоченые).

Что носили гусары в поле

В походных условиях, в боевой обстановке, во время занятий в холодное время года поверх, а в теплое — вместо чакчир гусары надевали серые рейтузы, которые подшивали с помощью кожи. Рейтузы одевались поверх ботиков. Чакчиры гусаров были дорогостоящими. Из-за продолжительного сидения в седлах штаны быстро стирались и разрывались, в условиях ненастной погоды скоро промокали и пачкались землей, летящей из-под коней.

Надевание рейтузов спасало положение дел. Так что в реальности в бою гусары были иными. Они смотрелись не такими нарядными, как в фильмах типа «Война и мир», «Гусарская баллада» и др.

Так случилось, что в конце XIX столетия мест применения своих сил у гусаров оставалось не много. С появлением аэростатов, удушающих газов, скорострельного оружия кому нужна кавалерия? Во времена «мировых войн и революций» гусарству предстояло расцвести последними прощально-пышными цветами. И это было концом эпохи, которой суждено было рухнуть в небытие. Гусары остались не у дел.

Ссылка на основную публикацию
×
×