История парфюмерии: Древняя Греция
Древняя Греция является колыбелью культуры европейской цивилизации. Наравне с прочими здесь получило развитие искусство парфюмерии, пришедшее из Египта. Именно греки придумали смешивать цветочные масла и специи, создавать сложные ароматы. В Греции использование душистых веществ перешло на совершенно новый уровень, ароматы стали способом приносить людям удовольствие.
Смешивая мифологию и реальность, греки приписывали благовониям божественное происхождение. Каждый бог ассоциировался с определенным ароматом, именно с ним происходили все ритуальные службы. Например, Афродите полагался запах розы и фиалки, а Гермесу — гиацинт и майоран. Так что если вы хотите почувствовать себя греческим богом достаточно просто использовать духи с нужным ароматом (для Афины вполне подойдут Samsara от Guerlain). Иногда боги одаривали своих любимцев благовониями, которые творили истинные чудеса. В религии массово использовались ароматические смолы и венки из запашистых цветов. Курения сжигались на алтарях во время жертвоприношений и других действ.
Благовония использовались и во время похоронных обрядов. Тело сжигалось на костре, куда собравшиеся друзья усопшего кидали благовонные курения. После этого кости и пепел собирали, промывали вином и помещали в погребальную урну вместе с ароматическими маслами.
Существенным отличием греческой парфюмерии от египетской, было то, что ей занимались не только служители культа (в Греции это были жрицы), но и далекие от религии люди. В греческих городах существовали парфюмерные лавки, в которых продавались различные ароматические вещества. Но самыми ценными оставались композиции составленные жрицами в различных храмах, из-за их божественного происхождения.
Благовония активно использовались греками в повседневной жизни. Чаще всего это были ароматические масла. Они изготавливались путем смешивания цветков растений или специй с оливковым маслом, после чего эссенцию конденсировали путем кипячения на водяной бане. Такие масляные духи использовались для умащения тела. Причем самые большие любители роскоши умащивали каждую отдельную часть тела новым ароматом. Для гармоничного сочетания запахов надо было обладать изрядным парфюмерным талантом. Стоит отметить, что особой популярностью у греков пользовался запах розы, которая была еще и прекрасным лечебным средством. Вообще именно в Греции придавали особое значения ароматам в медицине. Считалось, что благовония продлевают жизнь и защищают от болезней. Помимо розы в парфюмерии Древней Греции использовались лилии, лаванда, ирис, шалфей, мята, тимьян майоран.
Активнее всего благовония применялись во время праздников, тут фантазия античных жителей была безгранична. Залы, где проходило пиршество, окуривались различными ароматами. Часто для этих целей использовалась лаванда. Ощутить себя гостем на древнегреческом пиру поможет аромат Gris Clair от Serge Lutens. Непосредственно перед торжеством и после него, а иногда и во время происходили омовения ароматическими маслами. Гостям надевались гирлянды из самых запашистых цветов. В зале устанавливались фонтаны, в воду которых добавлялись эфирные масла, и вокруг них царило благоухание. Сохранилось упоминание о торжественном пире, во время которого в зал были выпущены четыре голубя, каждый был обрызган своим ароматом. Летая птицы разносили запахи над пирующими. Во время торжеств благовония использовались не только для чувственных удовольствий, они несли вполне практическую цель. Считалось, что использование определенных ароматов, замедляет опьянение и устраняет неприятные последствия на следующий день.
Понравилась статья? Расскажите о ней в социальных сетях!
Парфюмерия древней Греции
Как известно, Древняя Греция – колыбель европейского искусства, также и искусства парфюмерии. Древний Египет в своих изысканиях в основном опирался на опыт египтян. Среди самых распространенных парфюмерных продуктов – благовония и ароматические масла для тела. Но жители Древней Греции решили обогатить гамму исользуемых ароматических компонентов. Кроме бальзамов, смол, специй, греки стали использовать и эфирные масла, которые получали из растений и цветов. Самыми любимыми у греков были ароматы лилии, розы, шалфея, ириса, майорана, тимьяна, мяты, шафрана и аниса.
Большая часть ароматных компонентов и благовоний привозилась с Востока. Пройдя такой длинный путь, парфюмерия, естественно, повышалась в цене, поэтому ароматы «издалека» могли купить только состоятельные люди.
Со временем на смену моноароматам начали приходить боее сложные ароматные композиции. При раскопках городов Древней Греции археологи находили глиняные таблички с записанными рецптами благовоний.
В обычной жизни было правилом хорошего тона покрывать ароматическими составами, маслами и мазями свое тело, причем делали это не только женщины, но и мужчины. Это имело не только эстетическое, но еще и практическое значение: масла прекрасно дезинфицировали кожу.
Часто благовония применяли в религии: при различных ритулах, в богослужении, а также при бальзамировании тел умерших. Кроме этого, археологи обнаружили при раскопках могил греков не только личные вещи, но и флаконы с благовониями.
Древние греки ассоциировали ароматы с богами. Каждый бог обладал своим собственным, только ему присущим, ароматом. Греки приносили своим богам в качестве дара парфюмерию, в виде душистых венков. В храм известной богине красоты и любви Афродите, а также музам-покровительницам искусств приносили ароматы фиалки, розы и мирта. Богиням плодородия Деметре и Персефоне посвящались венки из колосьев, Дионису – богу виноделия, посвящали колосья из хмеля, плюща, виноградной лозы. Гермесу, покровителю путешественников, греки подносили венки из майорана, гиацинта, Пану и сатирам – лесным божествам – из сосны, Гераклу – из ветвей тополя и оливы. Лавровые венки очень часто подносили Зевсу – верховному богу древних греков, Аполлону, Гефесту – покровителю кузнечного ремесла, Посейдону – богу моря, а также Дионису и прекрасной Афродите.
Также часто окуривали помещения, причем не только при ритуальных обрядах, но также и при светских. К примеру, в термах, на пирах, или даже просто в домах состоятельных людей. Чаще всего для окуривания помещений употребляли лаванду, мирру и ладан.
Ароматизированные фонтаны стали еще одним своеобразным «чудом света» Древней Греции. В воду таких фонтанов добавляли различные ароматические масла. Вокруг такого фонтана создавалась чудесная аура, которую каждый желающий мог унести с собой. Нужно было всего лишь немного постоять около такого фонтана, подождать, чтобы капли воды из него попали на тело и одежду, и оставили свой неповторимый аромат.
Хранили ароматы в сферических сосудах, которые были украшены античными рисунками. Начиная с 6 века до н.э. флаконы стали разнообразнее. Их стали выполнять в виде ступни в сандалии, животных, божества или других мифических существ. Все сосуды имели свое собственное предназначение и название. К примеру, ониксы и бальзамарии использовали для хранения благовоний. Арибаллы и алабастры – небольшие сосуды – подвешивали к поясу. При погребальных обрядах использовали лекифы.
Парфюмерия в Древней Греции
«Венком охвати, Дика моя, волны кудрей прекрасных,
Нарви для венка нежной рукой свежих укропа веток».
Сапфо
Наслаждаясь изысканными ароматами известных парфюмерных домов, мы мало задумываемся о том, что до великолепия Диор, Шанель и Герлен в истории человечества было еще нечто, достойное внимания.
Появлению современных парфюмов мы во многом обязаны изобретательности древних греков. Искусство парфюмерии пришло в античный мир из Египта, получив там удивительное развитие. Чтобы понять глубину открытий, сделанными древними эллинами, вообразим себе жизнь этих людей в ту далекую эпоху и их умонастроение.
Дыхание богов
Прохаживаясь по улицам города, вы могли встретить Геракла возвращающегося домой после очередного подвига, прогулка в полях и рощах сулила встречу с прекрасными дриадами, заслышав металлический звон, вы невольно представляли себе Гефеста, который трудится в своей кузнице над очередным орудием в отблесках священного огня. Мифология и реальность тесно переплелись между собой подобно тому, как ветки плюща увивают тирс Диониса. Смешав воедино миф и реальность, греки принялись смешивать цветочные масла и специи, чтобы впоследствии получить первые сложные ароматы. Так моноароматы уступили место парфюмерным композициям.
Пантеону богов соответствовал пантеон запахов, ведь каждый небожитель ассоциировался с определенным ароматом, сопровождающим ритуальные службы.
Богине красоты Афродите и Музам-покровительницам искусств соответствовали мирт, розы и фиалки. Согласно верованиям эллинов Афина подарила людям жасмин. Ароматными символами Гермеса, который незримо покровительствовал всем путешественникам, были гиацинт и майоран. Странствующий Дионис, благодаря которому во многих странах начали произрастать виноградные лозы, принимал в дар от служителей культа венки из плюща, хмеля и вышеупомянутых лоз. Богини плодородия Деметра и Персефона получали в знак почитания венки из колосьев. Пан и сатиры, будучи божествами леса, ассоциировались с сосной. Гераклу подносились венки из ветвей оливы или тополя, а верховного бога Зевса — чтили лавровыми венками.
Если вы хотите, чтобы горние божества способствовали вам в различных начинаниях, достаточно одного ароматного заклинания. Проявить изобретательность и снискать благосклонность Афины помогут духи Samsara от Guerlain. Афродита обеспечит успех вашему любовному приключению, явив вам флакон Aj Arabia Black Collection IV.
Хотите опьянять окружающих своей красотой и ароматом, заручившись поддержкой Диониса? Воспользуйтесь Comme des Garcons от Amazingreen. Чтобы источать чарующее дыхания божества леса, воспользуйтесь Aries for Men от CnR Create! Вас ожидает захватывающее путешествие? Andy Warhol Montauk от Bond No9 позволит заручиться поддержкой Гермеса!
Чтобы служитель культа мог погрузиться в транс, возжигались особые ароматы, в состав которых входили лавровые листья. Дым благовоний образовывал магический круг, где жрецу являлось откровение. Сейчас же чтобы стать подлинным откровением для других, достаточно воспользоваться Invictus Silver Cup Collector`s Edition от Paco Rabanne.
Из храмов во дворцы
Подобно тому, как мифы озаряли жизнь простых людей и разжигали воображение, внося в их жизнь свет, ароматы также были должны приносить удовольствие. И здесь мы коснемся еще одной принципиальной особенности греческой парфюмерии. Если египетская парфюмерия была ориентирована исключительно на служителей культа, то во времена Древней Греции она проникла в дома и дворцы именитых особ, которых религиозные вопросы беспокоили в значительно меньшей степени. Правда, не смотря на то, что в городах открывалось множество парфюмерных лавок с продукцией очень высокого качества, выше других все равно ценились ароматические композиции, составленные в стенах храмов, поскольку им приписывалось божественное происхождение.
К числу излюбленных ароматов древних эллинов можно причислить розу, лилии, ирис, шалфей, тимьян, майоран, шафран, мяту и анис. Причем, роза считалась отменным лечебным средством. Следует отметить, что медицина уделяла благовониям большое внимание, усматривая в них средство, продлевающее жизнь и защищающее от болезней.
Ароматный подвиг и ночь длиной в триста лет
Когда мы слышим имя Александра Македонского, то фантазия рисует нам великие батальные сцены, и перед нашим внутренним взором возникает образ великого завоевателя. Но далеко не все знают, что его завоевания простирались намного дальше, охватывая невесомую и незримую область ароматов.
Восхищенное человечество без сомнения не сможет забыть покорения Фив, победоносных походов в Среднюю Азию и Индию, а также великую победу над персами. Подвиги Царя Азии величественны и монументальны, но за этими масштабными декорациями истории скрываются события и открытия намного меньших размеров, которые, все же, чудесным образом повлияли на весь ход истории и на парфюмерное искусство в частности. Чтобы убедиться в этом, обратимся к событиям, сопровождающим падение Персидской державы.
Вавилон и Суз захвачены, а царь персов Дарий спасается бегством, оставляя в своем шатре один примечательный предмет. Войдя в покинутую палатку, Александр обнаруживает там шкатулку с бесценными благовониями. Если вы полагаете, что ароматы мгновенно завладели воображением этого человека, пьяненного духом побед, который более всего ценил запах раскаленного в бою железа и бронзы панцирей шлемов и щитов, то вас ожидает небольшое разочарование. Мир прекрасных ароматов открылся завоевателю не сразу — сначала им овладело презрение к своему врагу, и он отбросил прочь ларчик с благовониями. Только впоследствии полководец смог по достоинству оценить эти благовония, пополняя свою коллекцию ароматами завоеванных стран. Александр особенно ценил арабские благовония — по его распоряжению послы отправились в Йемен и Оман, чтобы записать их рецепты. Александр также интересовался душистыми растениями. Философ и натуралист Теофрастус, являясь соучеником Македонского, получил от него в свое распоряжение многие любопытные экземпляры, которые должны были составить основу великолепного ботанического сада. Следует также отметить, что благодаря Александру Македонскому в Греции появились апельсиновые деревья. Согласно греческой мифологии Гера и Зевс получили в подарок от Геры золотые апельсиновые сады, где в течение трехсот лет длилась их первая брачная ночь. Чтобы эти утехи продлились как можно дольше, любовники освежали себя водой из священных источников и вдыхали аромат апельсинов. Никакой непрошеный гость не мог потревожить их, ведь стражами этого чудесного сада были Геспериды и огнедышащий дракон Ладон.
Ароматический человек и чудесные фонтаны
Примечательно, что греки предпочитали умащивать каждую отдельную часть тела другим ароматом. Можно вообразить, какие парфюмерным дарованием должны были обладать древние эллины, чтобы такая композиция звучала гармонично и не противоречила греческому культу красоты. Во время празднеств фантазия жителей древней Эллады не знала границ. Дворцы окуривались всевозможными ароматами, среди которых преобладала лаванда. Сооружались ароматизированные фонтаны, в воду которых добавляли душистые масла. Голубей кропили ароматами и выпускали, чтобы те, порхая над пирующими, услаждали их изысканными и парящими запахами. Благовония не только служили источником чувственного и эстетического наслаждения, но также были призваны замедлять опьянение и избавляли пирующих от неприятных последствий на следующий день.
Ароматы смерти и возрождения
Во время похоронных обрядов также использовались благовония. Погребальные обряды включали в себя закапывание тела в землю и сожжение его на костре.
В первом случае пропитанный ароматами саван покрывал тело усопшего, после чего оно предавалось земле. Чтобы в темном царстве Аида, усопший мог оживить в своей памяти залитые солнцем луга, вместе с покойником в землю опускались сосуды, наполненные пахучими растениями. Чаще всего в них таилась роза, лилия и фиалка.
Если же в сумерках разгорался погребальный костер, то друзья усопшего неизменно бросали в него благовонные курения. После этого кости и пепел, промытые ароматным вином, почтительно помещались в урну, где находились ароматные масла.
История ПАРФЮМЕРИИ
Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»
Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»
Aроматный дым душистого кипариса, можжевельника, пахучих трав, смесь смол или масел: мирры, ладана, сандалового дерева от земных алтарей поднимался к небесам для услаждения богов.
Ароматы приобрели сакральную функцию: ублажая высшие силы, они, как свято верили наши далёкие предки, защищали от болезней и инфекций, призывали на землю дождь или хорошую погоду.
Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, в честь Ра, бога солнца, сжигались различные ароматические смеси, соответствовавшие различному положению солнца на небе. Богатые благородные египтяне пользовались масляными духами (аттарами), в состав которых входили анис, кора кассии, перечная мята, розмарин, кипарис и лимон, а также такие смолы как бальзам из Мекки, жидкий стиракс, гальбан или росный ладан, которые делали запах духов устойчивым. Простолюдинки ограничивались использованием касторового масла с мятой, тимьяном и душицей. К этому времени относится и появление первой в истории туалетной воды — kyphi, в состав которой входили мед, вино, виноград, мирра, шафран и можжевельник.
Египтяне обучили искусству парфюмерии евреев. Покинув Египет, те взяли с собой формулы. В ветхом завете встречаются первые упоминания ароматов как инструментов соблазнения (Юдифь душится прежде, чем предстать перед Олоферном; Руфь обливает себя духами, чтобы понравиться Воозу).
В VII веке до нашей эры основными центрами производства ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген. Здесь продавались душистая смола из Аравии, камфара из Китая, корица из Индии. У более развитых цивилизаций в Малой Азии, Персеполе и Пальмире вызывали интерес более тонкие ароматы: кедр, мимоза, жасмин, роза и лилия.
В Библии сказано, что волхвы в дар родившемуся Богу-сыну преподнесли золото, ладан и мирру — тройной символ триединого Бога.
На Ближнем Востоке и в Индии ароматы первоначально использовались в религиозных целях, даже статуи богов обливали ароматной водой. Вскоре у ароматов появились и другие функции. В Индии женщины часами лежали в ванных с ароматическими маслами, а потом натирались маслами розового дерева или туберозы. В Китае элегантные женщины предпочитали экстракты цветов жасмина, настойки глицинии и фиалки. В Японии традиционно ароматы наносятся не на тело, пакетики с душистыми веществами, в том числе, пряностями, прикрепляют к кимоно. Благодаря чему движения японки приобретают уникальный аромат. Кроме того, японки носят ароматическую пасту в лакированных коробочках на поясе, а так же окуривают свои кимоно благовониями.
Именно древние греки стали добавлять к пряностям, растительным смолам и бальзамам душистые цветочные масла. Розы, лилии и фиалки вымачивали в масле или жидком жире. Традиция воскуривать ароматические вещества в честь павших героев, а также на торжествах оставалась неизменной. Кроме того, Гиппократ рекомендовал ароматизированные ванны и массажи, а так же использование ароматических веществ при лечении некоторых болезней.
Древние римлянки предпочитали сложные парфюмерные композиции. Император Нерон душился весь, с головы до подошв ботинок (в буквальном смысле), а на его пирах рабы освежали духами головы его гостей. По легенде, когда Клеопатра покидала Марка Антония, она приказала облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес их аромат до любовника. Духами обливались даже пороги домов, а так же знамена и военная атрибутика перед сражениями, считалось, что это приносит удачу.
В 16 веке в Грасе была изобретена дистилляция, благодаря чему в производстве парфюмерии стало возможным использовать спирт.
В начале средних веков в Европе снижается производство ароматических средств, особенно служащих религиозным целям, например, ладана. Но крестовые походы возрождают использование парфюмерных изделий для ухода за телом. Благодаря крестоносцам, восточные ароматы и пряности распространяются постепенно на Север.
В эпоху Возрождения использование ароматов становится традицией. В моде были ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочке или браслете. Кроме того, не потеряло свое значение использование парфюмерии в медицинских целях: окуривание розмарином или можжевельником в качестве борьбы с чумой или ароматизированный уксус в качестве лекарства от многих болезней.
Венеция раньше других начала крупномасштабную торговлю с Ближним Востоком, обеспечивая Европу бальзамами, растительными смолами, камфарой, мускатным орехом, корицей, сандалом и другими драгоценными ароматными веществами. Подъем торговли и зарождение центра культуры при дворе Франции способствовали производству собственных ароматических средств. Знаменитая «Eau de Hongrie» — «Вода Венгерской Королевы», созданная в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелиссы, лимона и розмарина, господствовала на рынке ароматов в течение нескольких столетий.
Вторым после Венеции поставщиком сырья для парфюмерии становится Испания. Испанские мастера по дублению кожи пропитывали её ароматными веществами, в результате чего создавалась знаменитая «испанская кожа» — верблюжья кожа, пропитанная розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Особенным успехом пользовались перчатки из такой кожи. В это время в парфюмерии начинает использоваться эссенция нероли (апельсиновых цветков), пользующаяся популярностью и сейчас. Еще одно изобретение того времени — аромат «a la frangipane», названный в честь итальянца Франжипани, использовавшего в парфюмерии горький миндаль, который до этого применялся только в кулинарии.
В Англии большим успехом пользуются stillrooms — некие собрания, клубы, где знатные дамы занимались дистилляцией цветочных эссенций, изготовлением «ароматных яблок», смесей и пакетиков с ароматическими средствами, используемых в интерьерах домов.
17 век был эпохой сильных ароматов, тем более, что отсутствие гигиены не располагало к легким ароматам и тонким духам. Фаворитами были стойкие ароматы, усиленные с помощью амбры и туберозы, жасмина и флердоранжа. В век Людовика XIV жеманницы неумеренно используют флорентийские мази с ирисом, испанский воск с жасмином и «кипрскую воду», содержащую в больших количествах ваниль, амбру, мускус и ирис. Неистовство ароматов завладело эпохой: благоухают подушки, веера, бумага для писем, парики, мыло, медальоны с изображением святых, и даже пепел, которым посыпали голову в первый день поста. Под чистотой в эту эпоху подразумевалось пудриться, душиться, пользоваться мазями, натирать кожу ароматной водой, освежать дыхание с помощью амбры или гвоздики.
Людовик XV унаследовал от своего деда любовь к ароматическим средствам, а его любовницы питали к ним не менее пламенные чувства. Крепкие запахи уступали место более нежным, с выраженным цветочным оттенком. Популярными становятся гесперидные ароматы (семейство цитрусовых), травяные ароматы (например, запахи герани и мелиссы). В 18 веке в парфюмерии появляются звезды: Фаржон, Любен, Убиган. В середине 18 века создается одеколон.
Революция 1789 года нанесла серьезный удар по парфюмерному производству. Но во времена Директории в моду вернулись изощренные вкусы. В то время как Жозефина ввела в моду экзотические ароматы (ваниль, корицу и гвоздику), мадам Тальен (одна из выдающихся женщин времен революции) переняла у древних их любовь к ваннам, ароматизированным цветами и фруктами. Мужчины же предпочитали мускус и цивет (цибет) — секрет хищного животного цибетты — и пользовались им весьма обильно. Император пользовался только одеколоном. С этого времени собственно начинается разделение ароматов на женские и мужские.
В дальнейшем романтизм привил вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Но Вторая империя (царствование Наполеона III), словно в отместку, будет предаваться настоящей оргии опьяняющих ароматов, в которой уже можно различить бодлеровскую одержимость «духами развращающими, роскошными и торжествующими». О Востоке напоминают амбра, сандал, мускус, пачули. Одновременно парфюмерное производство превращается в искусство.
Вплоть до конца XIX века в мире ароматов господствовали исключительно натуральные, животные или растительные компоненты. Но с течением времени все большую популярность приобретают искусственные ароматические вещества, существенно расширившие палитру парфюмеров. Кумарин позволил Убигану создать Fougere royale («Королевский папоротник»), гелиотропин становится основой амбровых духов, появляется хинолин, благодаря которому возникают «кожаные» ароматы, затем иононы, синтетический мускус, фруктовые ноты и огромный вклад альдегидов.
Гравюра XVII века работы Николаса Лармессина (Nicolas Larmessin), вдохновила скульптора, Томека Кавьяка (Tomek Kawiak), на создание бронзового парфюмера в городе Грасс. Город является общепризнанной мировой столицей парфюмерии, именно здесь в XVII веке производство того, что сейчас мы называем парфюмерией. Когда-то заводы Грасса снабжали сырьем и духами почти всю Европу.
На сегодняшний день в Грассе производится 60% мировой парфюмерной продукции, а также большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов. Здесь цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов.
При подготовке текста был использован материал из книги
«100 легендарных ароматов» Сильвии Жирар-Лагорс
Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто и когда придумал духи
Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.
Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.
Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.
Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?
Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.
Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.
Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.
Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.
Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме
Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.
Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.
Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.
Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.
Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней
В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.
В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.
В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.
В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.
В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История парфюмерии
В районе Мертвого моря археологи обнаружили парфюмерную фабрику I века до н.э.: ручные жернова для растирания трав и растений, котлы, в которых изготовлялась парфюмерия, амфоры и флакончики с душистыми веществами. Но родиной современной парфюмерии считается Древний Восток, где издревле было развито производство благовоний. Развитию парфюмерной промышленности способствовали климатические условия стран Востока.
В античной Греции для ароматизации применяли смолы, бальзамы, фиалку, лаванду, мяту. Эти благоуханные вещества перекочевали в Грецию из стран Ближнего Востока. А из Греции они распространились на Римскую империю.
Римляне применяли метод поглощения запахов жирами и настаивания жиров на цветах. Розы парфюмеры привозили с Кипра и о. Мальты, фиалки – из Афин, ветивер – из Индии, кипарис – из Египта. Широко использовалось и местное сырье: лимонное, апельсиновое, бергамотное масла и др. Римляне впервые начали использовать масло флердоранжа (апельсиновых цветов).
Центром производства и сбыта парфюмерии и косметики с I по IХ в.н.э. в Италии был город Капуя – там производили благовония и эссенции. Парфюмеры освоили заимствованный ими в Испании метод получения этилового (винного) спирта методом дистиляции.
Египтяне были тонкими ценителями ароматов. Каждая богатая женщина имела ларцы с духами и притираниями. Благовония хранились в специальных сосудах. Применялись также душистые воды, масла и благовония, содержащие мускус, мирру, розу, аир, ладанник, ладан и др.
Финикийцы первыми достигли берегов современной Англии и завезли туда различные душистые вещества и пряности.
В религии и обычаях еврейского народа благовония занимали большое место в качестве средств для религиозных сожжений (воскурений).
Купцы-караванщики из Аравии развозили благовония по рынкам Ближнего Востока и древней Греции. Караванный путь, по которому везли этот ароматный товар, еще в глубокой древности назывался “путем благовоний”.
В ХYI веке парфюмерия при посредстве королевы Екатерины Медичи широко распространилась во Франции. Это объясняется не только благоприятными климатическими условиями для произрастания ценных душистых растений, но и помощью иностранных специалистов, в частности, итальянских парфюмеров.
На Руси обычай применения благовоний и пряностей возник в VII—VIII вв. благодаря торговым связям Киевской Руси с Византией, которая через сирийских и арабских купцов торговала с Индией, Китаем и многими восточными странами. В Древней Руси был распространен так называемый “холодец” – настой или дистилат из перечной мяты.
В XVI и XVII вв. в Россию проникли изделия западноевропейской парфюмерии, а в 40-х годах XIX в. возникает парфюмерная промышленность. К 1914 г. в России насчитывалось около 20 предприятий парфюмерно-косметической промышленности: в Москве фабрики Брокара и К° (ныне “Vikon de Paris – Новая заря”), Ралле (ныне – АО “Свобода”), Остроумова, Модерн, Бодло (объединены в парфюмерную фабрику “Рассвет”), а в Петербурге — Петербургская химическая лаборатория (в советское время – фабрика “Северное сияние”). Фабрики обслуживались иностранными специалистами и работали почти целиком на импортном сырье.
В наши дни мы и не представляем жизни без парфюмерии. Огромное количество различных предприятий и фирм в нашей стране и за рубежом рождает ежегодно новые виды парфюмерии.
Рената Бардина, наш консультант, заслуженный работник культуры РФ, автор книг по парфюмерии и косметике