Истрия корсета и девушки в корсетах, фото

ModaGid.ru

Вход через сервисы

Регистрация через сервисы

  • Все статьи
  • История моды
  • История корсета

История корсета

Корсет нужен всем! Думаю, с этим согласится любая современная модница. Девушки стремятся приобрести корсеты в свой гардероб, а модные бренды активно включают корсеты в свои коллекции.



Но не будем забывать, что сегодняшний корсет очень отличается от своих предшественников из прошлого. Поэтому предлагаю заглянуть в историю и вспомнить, как менялась эта деталь гардероба, прежде чем она пришла к своему современному виду.

Наверное, самым древним предком корсета можно считать широкий кожаный пояс, который носили юноши и девушки на Крите около тысячелетия назад, чтобы подчеркнуть тонкую талию.

Затем на протяжении времени пояс эволюционировал, становился более широким и уже не только подчеркивал талию, но и приподнимал грудь, придавая ей красивую форму.

Впервые корсет как отдельный элемент женского гардероба появляется в Бургундии. Он представлял собой железные или деревянные бруски, вшитые в ватную подкладку и стоил достаточно дорого.

Господствующее же положение в моде корсет занял в начале XVI века. Он был довольно тяжелым и неудобным. Особой жестокостью в моде XVI века отличились испанцы. В Испании в моду вошла абсолютно плоская женская фигура, поэтому корсет был призван утянуть не только талию, но и грудь. Испанские корсеты того времени и сейчас сохранились в музеях и больше напоминают панцирь, чем элемент женской одежды.



В XVII веке основу корсета стал составлять китовый ус, что сделало корсет не таким жестким и более удобным в носке. Теперь он был призван утягивать талию. Модный стандарт талии, введенный Францией, составлял 33 см, так что женщины беспощадно затягивали себя в корсеты, что, разумеется, не сказывалось благоприятно на их здоровье.




Кадр из фильма “Мария Антуанетта”.

Корсет оставался в моде до Великой французской революции (1789) . Она способствовала не только свободе нравов, но и свободе в одежде. Линия талии поднялась под грудь, в моду вошел стиль «ампир» и корсет почти исчез как ненужный элемент гардероба, либо оставался в качестве белья, но уже не утягивал так сильно тело женщины.

Стиль «ампир» был в моде до 1821 года, после чего линия талии вернулась на свое обычное место и корсет опять появился на модной арене и не сдавал своих позиций уже до начала XX века. Конечно, за это время он претерпел немало изменений.

Например, в 1880 году входит в моду корсет «помпадур» – короткий, выше бедер и заканчивающийся острым углом спереди и сзади.

Примерно в это же время в моду входит и особенно широкая и пышная юбка, которая была призвана подчеркнуть тонкую талию. Помните Скарлет и ее талию в 17 дюймов?



В конце XIX века впервые начинают говорить о вреде корсета для женского здоровья, однако, он по-прежнему составляет основу женского гардероба.

В 1910-х годах в моду входит длинный корсет, он утягивает не только (и не столько) талию, сколько живот и бедра. Впервые за всю историю в моду входят узкие бедра.





Такой корсет можно увидеть в фильме “Титаник”

Однако, в середине XX века история корсета завершается. Последний раз корсет замечен в 50-е годы, во времена new look.

Женская одежда становится более удобной и корсет исчезает из гардероба. Но, возможно, исчезает лишь для того, чтобы в подходящий момент снова занять главенствующие позиции в мире моды?

По крайней мере сегодня мы наблюдаем интерес дизайнеров к корсету. Что ж, думаю, нам можно порадоваться, что современные корсеты не только красивы, но и удобны. И при этом они все же позволяют сделать талию хоть на несколько сантиметров меньше и выглядеть всегда прекрасно и соблазнительно.

История женского корсета (23 фото)

Корсеты конструировали из ткани или кожи, выстрачивая узкие полоски, в которые вшивались косточки из китового уса или железа. Конструкция была довольно жесткой, что позволяло сильно сужать талию

В те далекие времена корсеты являлись одним из самых модных и необходимых элементов одежды. Постоянное ношение утягивающих корсетов сдавливало внутренние органы, вызывая их смещение, затрудняло нормальное кровообращение. Но так как ничто не могло остановить жажду женщины стать ещё прекрасней, средневековые красавицы рисковали здоровьем, а иногда и жизнью, и продолжали пользоваться корсетом.

Воистину красота требует жертв…

В период готики корсет носили как женщины, так и мужчины. Изготовленный из кожи и металла, он выполнял защитные функции в воинской амуниции и впоследствии продолжительное время являлся частью мужской одежды, вплоть до XVI века.

Как отдельный предмет одежды корсет появился в XIV веке в Бургундии, его конструкция подчеркивала форму груди.
Особо он ужился при дворе Людовика XV, любителя свободных нравов и сексуальных игрищ.
Корсет в том виде, что известен нам по музейным экспонатам, с частой стежкой, металлическими пластинками и деревянными брусками, появился в Италии XVI века

Лишь в середине XVII века стиль эпохи «барокко» сменяется новым стилем «Рококо», вернувшим моду на открытую, высоко поднятую грудь и узкую талию. Этот период – триумф утягивающего талию корсета. Екатериной Медичи был введен стандарт обхвата талии при дворе – чуть больше 33сантиметров. На тот момент корсет был привилегией только для дам из высших светских кругов.
В XVIII веке корсеты начинают носить повсеместно и постоянно. Ради достижения идеальной осанки, к ношению корсета приучают с детского возраста.

Ветер французской революции принес новый стиль в одежде «ампир»,стремление к идеалам античности , высокое расположение талии… казалось бы, корсет был отброшен, но он вновь лишь видоизменился и после 1810 вернул свой пьедестал на целых два столетия.

Пренебрежение корсетом считалось плохим тоном.

Корсет меняет очертания фигуры в зависимости от веяний моды, то поднимает грудь, то делает плоской, линия талии то завышается, то занижается, то возвращается в свое естественное положение. В 1828 году изобретаются металлические блочки для шнуровки, а в 1895 – бюск.

XIXвек, век тончайших, затянутых в корсет талий и пышнейших юбок, век, когда поминать беременность считалось неприличным, и женщина должна была оставаться дома, когда беременность становилась заметной. Однако корсет давал возможность продлить период пребывания на публике.

Осознавалась ли вред, который мог причинить слишком туго зашнурованный корсет и ребёнку, и матери? Несомненно. Ещё в 1700 г. один из персонажей пьесы известного английского драматурга Уильяма Конгрива говорил своей будущей жене, что запрещает ей шнуроваться, затягивая талию, во время беременности. Но тонкая талия, символ красоты, была слишком привлекательной, и множество женщин вплоть до пятого или шестого месяца так туго шнуровали корсет, что окружающие могли не догадываться об их беременности.

На последних же месяцах носили специальный корсет для будущих матерей, с дополнительной шнуровкой не только на спине, но и на боках и на животе, что позволяло распускать его по мере надобности, освобождая живот, но по-прежнему поддерживая верхнюю часть тела. Такие корсеты были относительно удобны, и порой женщина не снимала его даже непосредственно во время родов.

Корсет не спасал не от жары, не от холода, не от сырости… Он спасал от обыденности, он создавал ОБРАЗ. Таинственный женский образ!…Этот образ менялся под влиянием моды и этических требований, но каким бы он не был – закрытым или пикантным – этот образ неизменно притягивал и очаровывал. Одно лишь созерцание радует глаз, будоражит воображение.

Изящный тонкий стан, пленительные изгибы причудливых линий, волнующие «мягкости»- манящие прелести обворожительной Женщины. Этим нежным сокровищем, скрытым под жесткой основой корсета, безумно хотелось обладать! Пьянящее кровь ожидание…неловко путающиеся в шнуровке пальцы…

Истории моды известны предметы гардероба, которые уже на протяжении нескольких столетий, даже тысячелетий, находятся на пике популярности и всегда востребованы. Есть в числе таковых один весьма примечательный предмет, который поистине делает женщину более грациозной, изящной, даже сексуальной, но, с другой стороны, и наносит вред ее здоровью, деформируя, зачастую, внутренние органы. Речь идет о корсете. Но, как говорят, мода требует жертв, и дамы, особенно прошлых веков, страдали, но носили корсет. Того требовали каноны красоты.

История становления корсета уходит в далекое прошлое. Еще древние греки и римляне стали использовать тугие повязки из кожи. Женщины надевали их под грудь или на грудь, в зависимости от того, что требовала мода, а также плотно затягивали ими талию. Мужчины также носили подобные повязки на талии, которые служили еще и средством защиты во время боев.

В Древней Греции женщины использовали в качестве прототипа корсета ленты. Ими обвивали тело, акцентируя область груди.

Особая популярность на корсеты возникла в период средневековья. Канули в лета свободного кроя платья по типу греческого хитона и в моду вошли самостоятельные виды одежды: широкая юбка и плотно прилегающий лиф. Первоначально роль самого корсета играл именно лиф, в подкладку которого закрепляли пластины из металла, деревянные бруски, которые должны были скорректировать фигуру, скрыть ее недостатки. Было моветоном показывать грудь. Ее целенаправленно уплощали с помощью лифа-корсета, который плотно шнуровали сбоку, спереди или сзади. В те же времена корсеты носили мужчины. Их также изготавливали из металла и кожи. Это был атрибут воина, корсет был отличным защитным средством. Стоимость корсета была очень велика, поэтому позволить его могли весьма обеспеченные люди.

Некоторые историки моды склонны думать, что «прародителем» корсета стал пояс верности, который рыцари надевали на своих жен, уходя в длительные крестовые походы. Но…. трудно сказать, насколько эта информация достоверна.

В 14 веке французы предложили корректировать фигуру с помощью корсета. Родиной его стала Бургундия, но сделали из корсета фетиш испанцы. В Испании, которая на тот период была законодательницей европейской моды, имел место корсет, больше всего похожий на орудие пыток. Металлический с болтами он плотно сковывал фигуру. Было неприличным показать округлые формы, поэтому дамам из высшего общества приходилось страдать и очень сильно.

В 15 столетии корсет был востребован в Италии. Там он представлял собой жесткую конструкцию из металла, слоновой кости, китового уса и дерева. Дамы украшали его лентами и перьями, превращая, собственно, в лиф платья. Идеал красоты, который ввела Екатерина Медичи – это дама с обхватом талии 33 сантиметра.

Читайте также:  Мужская косметика для настоящих мужчин

Ношение корсета приводило к значительным деформациям внутренних органов. Помимо нарушения кровообращения были сдавлены печень и желудок.

К корсету приучали девочек 5-6 лет, не разрешая снимать его на ночь, тем самым уже с раннего возраста деформировалась грудная клетка. На область груди накладывали тяжелые пластины, дабы грудь не развивалась. Именно по причине ношения корсета увеличилась смертность среди светских дам. От корсета умирали 4 женщин из 5. Весьма печальная статистика. Несмотря на это металлический корсет просуществовал вплоть до 17 века.

Известно, что в странах Востока, танцовщицы также носили корсет, но он был более щадящим. Изготавливали его из коры мадагаскарского дерева. Благодаря эластичным свойствам он не затруднял дыхание, а его телесный оттенок «сливался» с кожей.

В период барокко корсет и юбка с кринолином стали неотъемлемой частью дамского костюма. В это период роскоши и некой театральности корсет был богато декорирован. Впервые появился корсет на английский манер, который зашнуровывался сзади в отличие от французского – шнуровка спереди.

Рококо также не оставил без внимания этот предмет гардероба. Дабы не натирать кожу корсет надевали на тонкую рубашку. Талию затягивали до 40 см в обхвате. С его помощью приподнимали грудь, ведь в этот период в моде было очень глубокое декольте, порой открывающее грудь настолько, что были видны соски. Женщины испытывали массу неудобств, но каноны красоты требовали от них жертвовать своим здоровьем.

В эпоху романтизма талию затягивали до 56 см, однако бальные платья шили под обхват в 40 см. Недаром многие дамы на балах часто теряли сознание. Только в период господства стиля ампир женщины смогли вздохнуть. Полупрозрачные легкие платья с сильно завышенной линией талии по типу греческих туник и хитонов не требовали ношения жесткого корсета. Сам лиф исполнял роль бюстгальтера. Однако среди дам находились те, кто надевал корсет, специально скорректированный под новую моду.

Этот стиль продержался до 1821 года, а затем линия талии стала опускаться на естественный уровень. Опять возникла необходимость сделать талию много тоньше и снова обратились к корсетам. Их уже изготавливали промышленным способом, поэтому они стали более доступными для широкого круга лиц. Основной материал – китовый ус. Мода требовала ношения корсета даже от женщин, находящихся в положении. Было неприлично показаться в обществе с округлыми формами.

В течение 19 века корсет оставался на пике популярности. Он видоизменялся, приобретал новые черты благодаря разным видам используемых материалов. Так, к 1870 году на изготовление корсета уходило около 40 пластин китового уса.

Благодаря его форме удавалось формировать узкую талию и эффектно подчеркивать грудь. Затем стали еще больше срезать верхнюю часть, дабы еще сильнее акцентировать женскую грудь. К шнуровке добавились в качестве застежки крючки.

Позже появился корсет именуемый «помпадур», названный по имени знаменитой маркизы Помпадур. Он был коротким и спереди и сзади был оформлен мысом.

Технический прогресс 19 века, подаривший миру велосипед, повлиял на изменения в костюме. Женщины стали пользоваться данным видом транспорта, а в жестком корсете это было крайне неудобно. Тогда и был придуман бюстгальтер. Его изобретатель Й. Уэлс из Филадельфии. Бюстгальтер настолько пришелся к месту, что его производство было поставлено на «широкую ногу» и уже в 1886 году его можно было приобрести нужного размера всего за 75 центов.

В начале 20 столетия корсеты были направлены на подъем груди и придание фигуре модного S-образного изгиба. Появились платья с турнюром. Корсет стал длинным, практически до колен.

Женщины настолько к нему привыкли, что считали себя неодетыми без корсета. Подобный корсет был на героине фильма «Титаник».

В конце 19 – начале 20 веков многие врачи-гигиенисты заговорили о вреде ношения корсетов. Кроме того менялся образ жизни людей, появились эмансипированные женщины. Статус женщин поменялся, это уже не только светские дамы. Появился класс работающих женщин, поэтому требования к костюму в целом стали совсем иными. Доминирующими стали не только эстетичность, но также комфортность и удобство.

В 1905 году известный модельер Поль Пуаре предложил платья-рубашки, которые имели подрез под грудью, а далее свободно ниспадали до пола. На создание своих моделей его вдохновили именитые танцовщицы Мата Хари и Айседора Дункан.

Вместо корсета он предложил носить бюстгальтер и пояс для чулок, которые появились на два года ранее благодаря женщине, французскому врачу Гош Саро. Именно она предложила разделить корсет на две отдельные самостоятельные части.

В течение нескольких десятилетий 20 века о корсете не вспоминали. Снова он возник с появлением стиля new look, предложенного Кристианом Диором. Состоятельные модницы покупали оригинальный корсет от именитого кутюрье. Он состоял из шелковой сетки, укрепленной 24 пластинами из китового уса и имел остроконечные чашки бюстгальтера. Остальные дамы носили отдельно корсаж и бюстгальтер с остроконечными чашками, испытывая при этом массу неудобств поскольку корсаж во время носки смещался, скручивался по краям.

После 50-х годов корсет в моду не входил. Однако сегодня он не утратил своей привлекательности, он не забыт. Корсет стали изготавливать из новых видов материалов, его рассматривают не только в качестве нижнего белья, но и верхней одежды. Он стал неотъемлемой частью костюма отдельных субкультур, например, сторонников готического стиля, стиля стимпанк и других. Корсет нашел широкое применение в современных моделях вечерних и свадебных платьев. Его назначение осталось тем же, что и ранее. Он направлен на коррекцию фигуры. Корсет эффектно подчеркивает грудь и тонкую талию.

Дизайнеры очень часто обращаются к теме корсетов. Их можно видеть на подиумах, страницах модных журналов.

Женщина всегда хочет выглядеть привлекательно и в этом ей помогает корсет. Не нужно изнурять себя тренировками в спортивном зале, достаточно покрепче затянуть шнуровку и красивое тело гарантировано. Дама, облаченная в корсет, никогда не останется без внимания сильной половины человечества. Может поэтому корсет так прочно укрепился в дамском шкафу.

Автор:

О себе:
Творчество – для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби – коллекционирование декоративных наперстков

История корсета в картинках.

Французская живопись 18-го века изобилуют сценами, изображающими дамский туалет, в том числе и затягивание корсета. Нередко здесь присутствуют и мужчины, которые наблюдают, а иногда и помогают дамам в этом нелегком деле.

Очень часто изображенная женщина держится за столб кровати, в то время как камеристка, упершись коленом в мягкую точку своей госпожи, старательно затягивает шнуровку корсета. Дело в том, что в те годы шнуровка на корсете проходила зигзагом, как это можно увидеть, например, на рисунке Роуландсона. Когда женщину затягивали в корсет, шнур дергали из стороны в сторону, а значит бедняжка тоже моталась направо и налево, как оса не веревочке. Чтобы не потерять равновесие, нужно было вцепиться во что-нибудь устойчивое.

В 19-м веке в конструкции корсетов произошли изменения – в частности, отверстия для шнуровки располагались друг напротив друга, поэтому при затягивании в корсет женщина могла стоять неподвижно.

George Cruikshank, 1819

Денди одеваются. Карикатура 1818 года. George Cruikshank

На карикатурах первой четверти 19-го века нередко встречаются денди, затянутые в корсет до такой степени, что глаза вот-вот выскочат из орбит. На ногах у них можно заметить накладные икры, которыми компенсировали недостатки фигуры в эпоху, когда мужчины носили ну очень обтягивающие лосины. Действительно, в 18-м и 19-м веках корсеты были популярны и среди мужчин, особенно военных, ведь им как никому требовалась стройная и внушительная фигура. Жаловали корсеты и охотники со спортсменами. После 1850-х мужчины стали носить корсеты в основном по медицинским показаниям, для поддержки спины. Тем не менее, фетишисты или любители кросс-дрессинга продолжали носить корсеты. Причем английские фетишисты с пеной у рта клялись, что австрийцы не вылезают из корсетов, а французы в 1904 году утверждали, что корсеты до сих пор носят именно англичане.

Ситуация с корсетами существенно изменилась в конце 18-го века, с наступлением Великой Французской Революции. Сами революционеры не жаловали корсеты, так как считали их еще одним признаком “аристократии в одежде.” Женщины вняли их призывам и освободились от корсетов – вернее, перестали затягивать их чересчур туго. Ну а эпоха ампира, казалось, и вообще угробит корсеты. Зачем они нужны, если платье более не подчеркивает талию? На самом деле, корсеты носили и под платьями с завышенной талией, потому что корсет, помимо всего прочего, еще и поддерживает грудь. Другое дело, что корсеты той эпохи были гораздо легче, мягче, с меньшим количеством китового уса – иными словами, это были предки современных бюстгальтеров.

Реклама корсетов подчеркивала их удобство, легкость, и пользу в исправлении природных дефектов. Вплоть до 1870-х, подобная реклама редко изображала женщин, облаченных в корсеты – как ни крути, но это нижнее белье. Зачастую на рекламных открытках можно увидеть сами корсеты, иногда в окружении ангелочков. Этот аспект особенно интересен, ведь согласно распространенному мнению, корсеты приводили к осложнениям беременности, а то и вовсе к появлению искалеченных детей. Но рекламодатели, очевидно, хотели подчеркнуть, что хороший корсет – не помеха деторождению. Кроме того, согласно мнению историков, ангелочки, затягивающие корсет на дамах, указывают на эротический подтекст, символизируя мужчин, которые тоже зашнуровывают женщин в определенных обстоятельствах.

Еще более интересна реклама нержавеющих корсетов, изображающая голого мальчика в сапогах, который поливает корсет из шланга. Несмотря на двусмысленность самой ситуации, возражение у общественности вызвал лишь тот факт, что на мальчике не было одежды. Когда ее дорисовали, публика успокоилась.

Henri de Toulouse-Lautrec.

Jean Francois Bernard

Эдуард Мане, “Нана”

Яркие, цветные корсеты пользовались успехом у куртизанок, как можно судить по картине Мане “Нана”. Разумеется, не все женщины, предпочитавшие цветные корсеты, старались таким образом привлечь любовников. Была у корсетов и аутоэротичная притягательность – приятно знать, что на тебе красивое нижнее белье, даже если его никто не видит.

Сравнительный анализ – страшненькие женщины без корсетов и красавицы в корсетах

Викторианский корсет – затягивался и спереди и сзади

Читайте также:  эффективная реклама магазина, бесплатная реклама

В 19-м веке корсеты удлинились, отчасти изменился принцип их шнуровки, которая, тем не менее, по-прежнему располагалась на спине. Таким образом, шнуровку трудно было затянуть без помощи заботливой служанки, но и этот вопрос был решен в 1829 году, когда появились корсеты, застегивающиеся на груди с помощью планшетных застежек (разъемных бюсков)

Случись даме упасть в обморок, такой корсет можно было распустить гораздо быстрее. Начиная с 1850-х, почти все корсеты имели подобную конструкцию. Поскольку их носили под одеждой, корсеты изготавливали в основном из хлопка и льна белого или бежевого цвета. Но, опять же, не всегда. Были корсеты и других расцветок, например, синие, черные, красные и т.д.

На фото слева короткий корсет конца 18 века, застегивающийся спереди,
справа – длинный корсет начала 19 века (около 1820), в центре его
спереди вложена пластина, гарантирующая прямое положение тела.

Истрия корсета и девушки в корсетах, фото

Корсе́т – предмет одежды, созданный для коррекции фигуры и придания ей «идеальной» формы. Представляет собой широкий пояс, зачастую с жесткими вставками и шнуровкой, либо застежками-крючками, в стянутом виде имеющий силуэт песочных часов.

Корсет считается одним из самых древних предметов одежды, дошедших до наших дней. Несмотря на то, что сегодня корсеты не так популярны, как, например, в средневековье, они продолжают оставаться актуальными и востребованными в мире моды.

История корсета

Предшественником корсета принято считать широкий пояс. Подобные пояса были распространены более тысячелетия назад на острове Крит. И девушки, и юноши носили их поверх одежды для того, чтобы подчеркнуть линию талии. Широкий ремень из кожи с большой металлической бляшкой служил не только в качестве украшения и «корректора фигуры»: мужчины использовали его еще и как защиту во время особого развлечения того времени — прыжки через рога быков.

В конце XIII века в европейскую моду входит bandeau – широкий женский пояс, который подчеркивал талию и поддерживал грудь. Примерно в то же время возникает мода на обтягивающую одежду, так что этот пояс как нельзя лучше способствует «скульптурированию» идеальной фигуры.

В XV модная женская фигура принимает почти гротескные формы: осиная талия и выступающая над ней грудь. Разумеется, такого сочетания практически не встретишь в природе, а потому на помощь модницам снова приходит широкий пояс. Искусственно расширенные юбки, зрительно сужающие талию, появятся несколько позже. А пока несчастные дамы будут вынуждены затягиваться настолько туго, что обмороки, случающиеся вследствие плохой циркуляции крови в организме, станут едва ли не нормой.

Как самостоятельный предмет женского туалета корсет впервые появляется в Бургундии. Именно тогда в корсеты и начинают вшиваться жесткие вставки, благодаря чему тело сдавливает словно тисками. В качестве вставок используются металлические пластинки или деревянные бруски, которые идут от груди до низа живота. Шнуроваться подобные корсеты могли с любой стороны; задняя шнуровка, как преимущественный ее вид, появилась несколько позднее. Сами корсеты стоили довольно дорого, а потому их носили в основном представительницы высших сословий.

На протяжении веков менялся и внешний вид корсета, и материалы, применявшиеся при его изготовлении. До сих пор в музеях Франции хранятся образцы корсетов, сделанные целиком из металлических прутьев. Такой предмет гардероба был не просто неудобным, он был еще и чудовищно тяжелым. Чуть позже стали появляться комбинации из деревянных, металлических и костяных прутьев. Если это и облегчило жизнь модницам, то очень несильно: случаи обмороков и даже смертей от ношения корсета все еще имели место быть.

Силуэт корсета диктовался не только модой, но еще и влиянием церкви. После торжества форм XV века в Европу пришло торжество пуританства. Представители церкви осуждали откровенные наряды дам, так что последним пришлось в итоге максимально «сгладить» свой силуэт, в том числе и при помощи корсета. В Испании в XVI веке красивая женщина должна была обладать очень маленькой грудью. Эта тенденция доходила до абсурда: совсем еще маленькие девочки вынуждены были спать закованными в свинцовые пластины, которые давили на грудь и не давали ей развиваться.

Начиная с XVII века корсеты стали изготовлять с применением китового уса, пришедшего на смену деревянным и металлическим прутьям. Женщины в буквальном смысле вздохнули свободнее – ровно до того момента, пока мода не стала диктовать вполне конкретные объемы талии. Сначала идеальный объем был равен 40 см, но затем Екатерина Медичи сделала эту норму еще более бесчеловечной – 33 см.


Корсет на короткое время перестал быть популярен. Произошло это в конце XVIII – начале XIX веков, когда линия талии женских платьев поднялась под самую грудь. Однако стиль ампир продержался до 1820-х годов. К 1825-му году линия талии опустилась на прежнее место, тем самым вернув в моду корсет.

В числе первых против этого предмета женского гардероба выступила Жорж Санд в 1830-м году, а в 1850-м появилось первое медицинское предостережение, уверяющее что корсеты приводят к кособокости. Несмотря на это, корсет пользуется небывалой популярностью, его носят женщины практически всех социальных слоев. Появление в обществе дамы без корсета считалось верхом неприличия.

Общество “Rational Dress Association”, возникшее в 1883 году, сильно пошатнуло популярность этого предмета гардероба. К последствиям вредного влияния корсета теперь отнесли: искривление позвоночника, рак, проблемы с пищеварением, раннюю смерть.

С 1885 года женщины начинают увлекаться велосипедными прогулками, во время которых массу неудобств доставляет им тугой, сковывающий движения корсет. В результате в 1889 году в качестве отдельного предмета женской одежды появляется бюстгальтер.

В последнее десятилетие XIX века корсет укоротился и стал более прямым, а в начале XX века появился новый вид корсета, позволявший моделировать фигуру в форме буквы S.

В 1905 году французский модельер Поль Пуаре первым предлагает рубашечный крой платья без корсета.

Корсет сегодня

В настоящее время корсеты практически не носят в качестве нижней одежды. Девушки надевают корсеты чаще всего поверх платьев или рубашек, при этом практическое его значение остается тем же: акцент на талии, формирование красивой фигуры с плавными линиями. Чаще всего корсеты встречаются в свадебной моде. Бельевые корсеты относятся к эротическому типу белья.В некоторых субкультурах ношение корсета считается непременным атрибутом стиля. К примеру, это напрямую относится к готической субкультуре.

Материалы

Корсет может быть изготовлен практически из любого материала. Наиболее часто используемые ткани – это сатин, кожа, жаккард, шелк, винил.

Виды корсетов

Обычно корсеты классифицируются по длине. Короткий корсет является самой маленькой моделью и охватывает только талию, начинаясь строго под линией груди. Обычный корсет поддерживает грудь и заканчивается в области низа живота. Встречаются также удлиненные корсеты, которые закрывают собой и верхнюю часть бедер.

Истрия корсета и девушки в корсетах, фото

Войти

История корсета: красота требует жертв

Модницы конца XIX – начала XX веков сравнивали объем своей талии, утянутой в корсет, с объемом шеи своих поклонников. Сейчас это кажется почти невероятным, но корсет творил чудеса! И кому было дело, кроме врачей, что ребра модниц искривляются? В крайнем случае, можно было удались пару нижних ребер и стать еще краше и тоньше – и это в эпоху, когда полного наркоза не существовало, а была лишь локальная анестезия.

“Чтобы быть красивой – надо родиться красивой, а чтобы казаться красивой – надо страдать” – гласит старинная французская пословица. Слишком тонкая талия от природы – явление редкое, а вот мода на ее утягивание широкими поясами из кожи со шнуровкой наблюдалась впервые на Крите в VI веке до нашей эры.

Для придания большей прочности в корсеты вставляли металлические и деревянные пластины, благодаря развитию ювелирного искусства, пояса обильно украшались.

В Древней Греции, где он играл чисто функциональную роль. Так, для поддержания груди гречанки оборачивали вокруг нее широкие ленты. Это делалось для того, чтобы грудь не мешала во время танцев и занятий спортом, а также с целью остановить ее рост — большой бюст не вписывался в существовавшие тогда идеалы гармонии.

Эти ленты — строфионы — изготавливали из шерстяной ткани или мягкой кожи. Традицию использовать подобные повязки переняли и римляне, однако к тому моменту они превратились в предмет моды и социальных различий, просуществовав в таком виде до XII века.

В период раннего средневековья на смену свободной драпированной греко-римской одежде появилась модная, обтягивающая тело человека, одежда. Покрой ее усложнился, появилась выточка и застежка. Одежда впервые должна была исправлять естественные недостаки фигуры, а не прикрывать их. Достигалось это благодаря использованию железных и деревянных брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Бруски располагались между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Часто при расслаблении шнуровки бруски могли выпасть. Стоимость такого корсета была очень высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из высшего общества.

В период Готики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины. У мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так называемый колет), выполняющие роль мужского корсета. Гладкий и жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в близкой связи с военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов.

Долгое время корсет считался частью мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь носили воины, принадлежащие к кавалерии.

Первые похожие на современные корсеты напоминали двухслойные корсажи, или “брасьеры”, которые главным образом поднимали грудь и утягивались шнуровкой. Их родиной французы считают Англию, а временем возникновения – вторую половину XIV века.

В ту пору талию еще не утягивали узко, так как средние века были знамениты своей модой на беременных женщин, и их округлый живот не только очень котировался, но даже имитировался подложенными под платье “коттарди”, на костях из китового уса.

Мода на поднятую грудь и высокую талию продержалась весь XV век, лишь после открытия Америки Колумбом в 1492 году стала “спускаться ниже”.

Читайте также:  Стильная и уютная домашняя обувь из натуральных материалов

В эпоху Возрождения (со второй половины ХV века до ХVI века) мужской корсет не выходил из употребления. Позднее такие корсеты-панцири изготовляли из ажурного железа, затем появились более гибкие корсеты с применением в конструкции китового уса. Арматура из китового уса покрывалась тканью. На протяжении многих веков корсеты носили как мужчины, так и женщины. Женские готические корсеты сменили корсеты из кожи, отделенные от платья, в которых для устойчивости и твердости применялись металлические и деревянные брусья.

Такие корсеты первыми надели испанские женщины. В боковых частях этого корсета вставлялись шарниры, а по всему корпусу корсета делали круглые отверстия для доступа воздуха к телу. Когда корсет стягивали, то края дырочек врезались в тело, принося ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо. Испанские светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов.

Узкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом.

К корсету прикреплялась вертлога – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской.

Металлический корсет занимал прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.

В ХVIII веке в связи с изменением стиля моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. Французские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле Рококо (первая половина и середина ХVIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко. Корсет стал изготавливаться из ткани с применением более гибкого китового уса. Жесткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. Он шнуровался или спереди, или сзади.

Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. Когда он шнуровался спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. Иногда использовался кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто.

Французская живопись XVIII века изобилуют сценами, изображающими дамский туалет, в том числе и затягивание корсета. Нередко здесь присутствуют и мужчины, которые наблюдают, а иногда и помогают дамам в этом нелегком деле. Очень часто изображенная женщина держится за столб кровати, в то время как камеристка, упершись коленом в мягкую точку своей госпожи, старательно затягивает шнуровку корсета. Дело в том, что в те годы шнуровка на корсете проходила зигзагом, как это можно увидеть, например, на рисунке Роуландсона. Когда женщину затягивали в корсет, шнур дергали из стороны в сторону, а значит бедняжка тоже моталась направо и налево, как оса не веревочке. Чтобы не потерять равновесие, нужно было вцепиться во что-нибудь устойчивое.

В XVIII веке путешественники замечали, что англичанки затягивались в корсеты гораздо чаще, нежели француженки. Это считалось хорошим тоном, ведь дама из приличного общества не могла показаться неряхой и распустехой. Более того, в Англии корсеты были в почете у служанок и крестьянок, даже тех, что занимались тяжелым физическим трудом. Ситуация существенно изменилась в конце века, с наступлением Великой Французской Революции. Сами революционеры не жаловали корсеты, так как считали их еще одним признаком “аристократии в одежде.” Женщины вняли их призывам и освободились от корсетов – вернее, перестали затягивать их чересчур туго.

Идеалом нового стиля (Ампир) были греко-римские образцы. Но даже при таком стиле женщины не могли полностью отказаться от корсета. Эффект корсета достигался покроем платья, в котором линия талии располагалась так высоко, что она являлась естественной поддержкой для груди. Но это продолжалось недолго. Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди.

Эти пояса можно считать, по-видимому, прототипами современных бюстгальтеров. Применение китового уса в поясах позволило отказаться от бретелей.

В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища.

Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт. Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров.

А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету.

В 70-х годах кринолин любой формы стал считаться неудобным и его заменили тюрнюром, просуществовавшем до 1890-х годов.

Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”.

Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов. Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.

Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы. На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки. В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры. Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы.

Хотя функция у корсетов одна – придавать фигуре более привлекательную форму – существовали различные виды корсетов, в том числе и корсеты для беременных, кормящих матерей, наездниц, а так же ночные корсеты. Несмотря на негодование врачей, изготовители корсетов утверждали, что именно их продукция – не только самая красивая, но и полезная для здоровья. Реклама корсетов подчеркивала их удобство, легкость, и пользу в исправлении природных дефектов.

Вплоть до 1870х, подобная реклама редко изображала женщин, облаченных в корсеты – как ни крути, но это нижнее белье. Зачастую на рекламных открытках можно увидеть сами корсеты, иногда в окружении ангелочков. Этот аспект особенно интересен, ведь согласно распространенному мнению, корсеты приводили к осложнениям беременности, а то и вовсе к появлению искалеченных детей. Но рекламодатели, очевидно, хотели подчеркнуть, что хороший корсет – не помеха деторождению. Кроме того, согласно мнению историков, ангелочки, затягивающие корсет на дамах, указывают на эротический подтекст, символизируя мужчин, которые тоже зашнуровывают женщин в определенных обстоятельствах.

Еще более интересна реклама нержавеющих корсетов, изображающая голого мальчика в сапогах, который поливает корсет из шланга. Несмотря на двусмысленность самой ситуации, возражение у общественности вызвал лишь тот факт, что на мальчике не было одежды. Когда ее дорисовали, публика успокоилась.

Женщины, надевавшие корсеты во время беременности или после родов, подвергались существенному риску. Например, вот что пишет Ги Де Мопассан:
Я успел позабыть эту давнюю историю, но на днях, на одном из модных пляжей, увидел изящную, очаровательную, кокетливую даму, пользовавшуюся любовью и уважением окружавших ее мужчин.
Я шел по берегу под руку с приятелем, врачом на этом курорте. Вскоре я увидел няньку и трех детей, игравших на песке.Пара маленьких костылей, валявшихся рядом, вызвали у меня чувство щемящей жалости. И тут я заметил, что эти три маленькие существа уродливы, горбаты, искривлены, ужасны.
Доктор сказал мне:
— Это — чада прелестной дамы, которая только что повстречалась тебе.
Глубокое сострадание к ней и к ее детям овладело моим сердцем. Я воскликнул:
— О бедная мать! И как она еще может смеяться! Мой приятель продолжал:
— Не жалей ее, дорогой мой. Жалеть нужно бедных малышей. Вот последствия перетянутых талий, которые до последнего дня остаются тонкими. Эти уроды — результат корсета. Она знает, что рискует при этом жизнью. Но ей все равно — лишь бы она была хороша, лишь бы ее любили!

Но тем не менее в XIX веке корсет все еще популярен. В 1870-1880-х годах появились очень длинные корсеты “кираса”, которые опускались до бедер и заставляли дам садиться в кресло боком, как бы полулежа, что было очень пикантно и делало их похожими на русалок. Тот же Ги де Мопассан рассказывал о манере завязывать корсеты сзади на особые сложные бантики, чтобы мужья имели возможность вечером проверить, снимался ли корсет днем.

В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины. Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии.

Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии. Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди. Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается.

И, наконец, к 30-40 годам XX века простая форма платья позволила носить корсеты, бюстгальтеры и пояса, соответствующие естественной анатомии человека. Так родились современные корсетные изделия, разнообразные по конструкции и форме.

Ссылка на основную публикацию