Какие куклы были у девочек в Советском Союзе

Куклы времён СССР — кукла Таня, кукла Нина, и Наташа, и многие другие

Кукла во все времена выступает одной из лучших развивающих игрушек для детей, а игра с ней способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка. В процессе игры малыш присваивает кукле мысли, чувства, учится понимать её, выражает по отношению к ней свои эмоции: злится или, наоборот, радуется за игрушку, смеётся вместе с ней, жалеет её и т.д. Давайте же познакомимся с куклами наших мам и бабушек, с которыми они с удовольствием играли.

В какие куклы играли девочки двадцатого века

В детстве все девчонки с удовольствием играют в куклы. Да что там говорить, нередко и мальчишки с интересом подключаются к ним. Куклы наших мам и бабушек — это уже фабричные игрушки, купленные в советских магазинах«Детский мир».

В послевоенное время главным считалось количество кукол или, как тогда говорили, вал, имея в виду валовой продукт

В советское время куклы были скромными и непритязательными.

Все куклы в СССР были одеты в лёгкие пёстрые летние платья из ситца

Голову, ноги и руки куколкам изготавливали из пластмассы розового цвета. Чаще всего таким же делали и туловище, однако иногда туловище мастерили тряпичным.

Кукла с тряпичным туловищем была легче и приятней на ощупь

Волосы у кукол СССР были в основном светлые и тяжело расчёсывались.

Качество советских игрушек было очень разнородно: от совершенно уникальных до очень плохих

У кукол была одежда:

Однако в верхней одежде не было ни одной куклы.

Дополнительно к советским куклам можно было приобрести:

  • ситцевое одеяльце;
  • крошечную посуду из алюминия или фарфора;
  • колясочку;
  • кроватку.

Девочки могут часами возиться со своими любимицами: причёсывать и одевать их, класть спать и выходить на прогулку

Кукол, которые закрывают глаза, советские дети увидели в конце 50-х годов. В это время в СССР их стали поставлять из Германии.

Кукла из ГДР была мечтой каждой советской девочки

Производители, выпуская кукол, часто давали им имена.

Кукла Таня

Несколько крупных заводов СССР делали куклу с именем Таня.

Кукла Таня Горьковской фабрики игрушек «Мир», высота куколки 48 см

Горьковская фабрика игрушек «Мир» производила куклу в середине 80-х годов. Сейчас её стоимость колеблется от 800 рублей за экземпляр бывший в употреблении до 3,5 тыс. рублей за абсолютно новую игрушку.

Кукла Таня Загорской фабрики игрушек (Московская область), высота куколки 35 см

Загорская фабрика игрушек производила куклу Таня в 70-х годах. Сейчас её стоимость колеблется от 1850 рублей за экземпляр бывший в употреблении до 4,5 тыс. рублей за абсолютно новую игрушку.

Кукла Таня Днепропетровского завода игрушек, высота куклы 35 см

Днепропетровская фабрика игрушек производила куклу Таня в середине 60-х годов. В наши дни коллекционерам предлагают приобрести такую игрушку за 500 — 700 рублей.

Кукла Таня Донецкой фабрики игрушек, высота куколки 44 см

Донецкая фабрика игрушек производила куклу Таня в 80-х годах. В связи с тем, что куклу выпускали не очень большим тиражом, в наши дни коллекционерам предлагают такую игрушку за 1700 рублей.

Кукла Таня Ленинградского производственного объединения «Игрушка», высота куклы 44 см

Ленинградское производственное объединение «Игрушка», которое ещё сокращённо называют «Ленигрушка», выпускало куклу Таня в середине 70-х годов. Эта игрушка редкая поэтому и цена на неё достаточно высокая. Коллекционерам её предлагают от 4 тыс. рублей.

Кукла Наташа

Кукла Наташа также популярна, как и кукла Таня. Различные игрушечные фабрики СССР выпускали её. Даже на одной фабрике производили несколько разновидностей такой куклы.

Фотогалерея: различные куклы с именем Наташа Московской фабрики игрушек имени 8 Марта

Московская фабрика игрушек имени 8 Марта выпускает куклу Наташа в 70–80-е гг. Стоимость её в наше время достаточно разнообразна: от 500 до 8 тыс. рублей в зависимости от вида куклы и её состояния.

Фотогалерея: куклы Наташа других фабрик игрушек

Несмотря на то, что все эти куклы выпускались в СССР в 70–80-е годы, сделаны они из различных материалов. Так, кукла Наташа Горьковской фабрики игрушек «Мир», имеет пластмассовые тело и конечности, но резиновую голову. Её рост всего 35 см. Цена, которую сейчас просят продавцы, не слишком высокая: около 300 рублей. А вот кукла Наташа ПО «Вятка» Кирово-Чепецкого филиала полностью пластмассовая, её ручки и голова прикреплены к телу при помощи резинок. Высота куклы 53 см. У неё красивое личико и голубые глаза. Коллекционеры могут купить её за 1300 рублей.

Очень различная цена на Днепропетровских красавиц, и колеблется она от 3 тыс. рублей за обычную куклу до 15 тыс. рублей за редкий экземпляр.

Днепропетровская кукла Наташа выпускалась ограниченным тиражом и это повлекло высокую цену на неё в наше время

Очень различна цена на куклу Наташа и Московского завода игрушек «Кругозор». Сегодня обычную куклу можно купить за 1500 рублей. Но завод выпускал и совсем эксклюзивный экземпляр куклы Наташа, стоимость на которую очень высока.

Такую куклу Наташа ещё называют Солнышко

Кукла Наташа Солнышко встречается очень редко, поэтому эта игрушка — мечта многих коллекционеров. Отсюда и её стоимость — 75 тыс. рублей.

Кукла Нина

Всех шагающих кукол в СССР звали Нина. Их также производили на различных заводах и фабриках союза. И это одна из самых высоких кукол того времени. Её рост около 70 см.

Кукла Нина Московского завода игрушек «Кругозор», рост куклы 68 см

Куклу Нина производили на Московском заводе игрушек «Кругозор» в 70-х годах. Делали её из пластика. Кукла умеет ходить и качать головой. Сегодня коллекционерам предлагают купить игрушку в одежде по цене от 1500 рублей, а без одежды за 800.

Кукла Нина Новосибирской фабрики «Пионер», рост куклы 67 см

Куклу Нина также производили на Новосибирской фабрике «Пионер» в 70-х годах. Сегодня коллекционерам её предлагают по цене от 1 тыс. рублей.

Кукла Лика

Куклу с именем Лика также производили на нескольких фабриках СССР.

Кукла Лика Московской фабрики сувенирных и подарочных игрушек, высота куклы 70 см

Куклу Лика Московской фабрики сувенирных и подарочных игрушек производили в 70-х годах. Кроме того, что кукла очень красивая и нарядная, она ещё и умеет ходить. Сегодня коллекционерам такую игрушку предлагают за 8,5 тыс. рублей.

Советские куклы в верхней одежде — большая редкость

Куклу Лика Московской фабрики сувенирных и подарочных игрушек для советских девочек, живущих на Севере, одевали в каракулевую шубку и берет. Это очень редкий экземпляр куклы в верхней одежде.

Высота этой куклы Лики 52 см

Главное отличие куклы Лика Киевской фабрики игрушек «Победа» от других фабрик — у куклы приоткрыт рот, а в нём виднеются зубки.

Кроме того, что у Лики есть зубки, она ещё и закрывает глазки

Киевская фабрики игрушек «Победа» производит куклу в 70-х годах. Сегодня коллекционеры могут приобрести эту редкую игрушку по цене от 3,5 тыс. рублей.

Существует множество схожих с вышеперечисленными куклами игрушек. Главное их отличие друг от друга — это одежда, в которую куклу нарядили, и имя, которое ей дали. Зависит это в основном от республики, выпускающей куклу. Так на Украине на Ворошиловградской фабрике игрушек делали куклу в национальном костюме — вышиванке.

Советские куклы Горьковской фабрики игрушек «МИР» на фото

Кукла Люда ростом 65 см, сегодня коллекционерам предлагают куклу по цене 500 рублей

Кукла Люда в одежде, в одежде куклу Люду коллекционеры могут купить по цене 1,5 тыс. рублей

Кукла Юля ростом 37 см ,сегодня коллекционерам предлагают куклу по цене 800 рублей

Кукла Анюта ростом 60 см, сегодня коллекционерам предлагают куклу по цене 3 тыс. рублей

Куклы «Загорские дети» Загорской фабрики игрушек

Продаются куклы только вместе, сегодня их предлагают по цене 6 тыс. рублей

Загорский мальчик, высота 55 см

Загорская девочка Ася, высота 52 см

Куклы Днепропетровской фабрики игрушек

Кукла Вита ростом 44 см, в наше время коллекционерам предлагают такую куклу за 850 рублей

Кукла Милана ростом 47 см, в наше время коллекционерам предлагают такую куклу за 1850 рублей

Кукла Надя ростом 45 см, в наше время коллекционерам предлагают такую куклу за 2,1 тыс. рублей

Куклы Ивановской фабрики игрушек

Эту редкую куклу Марью коллекционерам предлагают за 2,6 тыс. рублей

Набор куколок Ивановской фабрики игрушек, коллекционерам предлагают купить их вместе по цене от 2,5 тыс. рублей

Кукла Мила высотой 36 см, сегодня стоимость куколки 850 рублей

Видео: куклы СССР

Пупсы

Особой любовью у девочек пользовались маленькие куклы-пупсики. Делали их из пластмассы, без одежды и полового различия. Девочка на свой вкус шила наряд и могла его менять хоть каждый день. А ещё пупсик легко помещался в кармане, поэтому с ним можно было никогда не расставаться.

То, что голыш был не девочкой и не мальчиком, полностью соответствовало установкам педагогики тех лет

Бумажные куклы

Ещё одно увлечение девочек эпохи наших мам — бумажные куклы. Это могли быть как нарисованные самостоятельно куклы, так и выпущенные в типографии.

На полках магазинов можно было купить как отдельно бумажных кукол, так и вместе с одеждой

Если же приобрести готовую бумажную куклу родители не могли, тогда девочки сами рисовали на бумаге куклу, одежду к ней и всё это вырезали. Иногда даже создавали целые дома из бумаги.

Бумажная квартира с жильцами

Кукла — незаменимая игрушка каждой девочки в любое время. Ведь играя с ней они учатся взаимодействовать в обществе, а также пробуют себя в различных ролях: доктора, парикмахера, учителя, милиционера, пожарного и т. д. Дети моделируют различные жизненные ситуации и проигрывают их, что благоприятно сказывается на развитии эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка.

Ностальгия по прошлому: «Куклы советского детства»

В декабре 2014 года в Листвянке открылся частный музей « Куклы советского детства» . Журналист и фотокорреспондент ИА « БайкалПост » встретились с основателем музея – коллекционером из города Усолье-Сибирское Оксаной Токмаковой .

История коллекции

Оксана Токмакова собирает кукол уже 9 лет , сейчас её коллекция насчитывает около 2 тысяч экспонатов , а началось всё с куклы Андрюшки . « Как-то мне в руки попалась открытка с изображением мальчика в костюме Емели . Она мне очень понравилась и запомнилась . Я захотела найти эту куклу , попала на просторы сети Интернет и увидела , что там можно найти почти любую куклу , которая была у меня в детстве . Вот так постепенно начали появляться куклы , пока я искала именно ту , которую хотела – куклу Андрюшку», — отметила коллекционер .

В музее нам удалось увидеть и саму куклу Андрюшку , и его изображение на открытке . « Вот он , Андрюшка , с которого всё началось . Его автор – Маргарита Вильям , создана игрушка на московской фабрике « Имени 8 Марта » в начале 1950-х годов . Это его оригинальный костюм . Простой образ мальчика: глазки-бусинки , озорной , вроде и не красавец , но очень забавный», — рассказывает Оксана Токмакова .

Постоянная экспозиция

В постоянной экспозиции собраны наиболее яркие представители кукол , они разделены на две части: 20-60-е годы и 70-90-е .

Самыми ранние куклы – так называемые « дунаевские» , или « сергиево-посадские» . Терракотовые головы для них мастерил Сергей Дунаев , который жил в селе Хотьково Московской области . У этих кукол очень хорошо проработаны детали крестьянского костюма , например , вот этот деревянный гребешок , который висит у мальчика на поясе .

Вот они , целлулоидные куклы . Игрушки из целлулоида выпускал Охтинский химический комбинат Ленинграда . Куклы выпускались раздетыми и бесполыми , назывались они « пупсы-голыши» . Девочка могла сама определить , кем будет её кукла – мальчиком или девочкой , а также придумать и сшить для неё одежду.

Вся кукольная атрибутика тех времён , сопутствующая игре в куклы , делалась максимально приближенной к настоящей: вот мясорубка — она из тех же частей , что и настоящая; стиральная машинка , которая может постирать и отжать носовой платочек или небольшое платье . « Всё это делалось для того , чтобы девочка в простой и незатейливой форме игры могла спокойно овладеть навыками , которые пригодятся ей во взрослой жизни», — подчеркивает основатель музея.

Среди экспонатов мы также увидели деревянную каталку , которая была выпущена в самый разгар Великой Отечественной войны: « Эта игрушка датирована 1943 годом . Во время войны выпуск игрушек не останавливали . На их производство устанавливались планы . К продукции предъявляли жёсткие требования . То есть детская индустрия работала даже в тяжёлые времена . Всё это делалось для того , чтобы воспитать гармоничного , полноценного и здорового члена общества», — говорит Оксана Токмакова .

Основная масса кукол в отделе 70-90-х годов сделана из пластмассы . В том числе , и известная кукла Карлсон . Её автор – ленинградский скульптор Лев Разумовский . Такую же игрушку держала в руках Астрид Линдгрен . Карлсон был в семье почти каждого ленинградского ребёнка.

В экспозиции есть и именные куклы – это Юрий Никулин , Евгений Леонов и даже Юрий Куклачёв с кошкой на руках.

Здесь же среди игрушек живёт кукла Марина . Она интересна тем , что её глаза не просто открываются и закрываются , но и ещё и ходят слева-направо . Такие глазки у кукол официально называются флиртующими.

Читайте также:  Консилер для лица, что это такое, и как правильно пользоваться

Коллекционер показала нам и мечту всех советских девочек – шагающую куклу Нину московской фабрики « Кругозор» . Если её взять за левую ручку , она идёт и на каждый шаг поворачивает голову .

Временная выставка

Во втором зале музея находится сменная выставка « Ребята , давайте жить дружно» . Здесь собрано около 250 этнических кукол и кукол в национальных костюмах бывшего СССР .

« Вот это – украинские куклы из древесно-опилочной массы . Этот материал пришёл на смену фарфору и папье-маше . Единственным и большим недостатком таких кукол было то , что девочки не могли их купать и мыть , ведь игрушки могли испортиться», — рассказывает коллекционер .

На другом стенде представлены куклы ведущего – самого крупного предприятия – московской фабрики игрушек « Имени 8 Марта» , которая была создана ещё в 1921 году . Последняя кукла здесь была выпущена в 2001 году .

На отдельном стенде представлены куклы в костюмах российских губерний . Их производитель – фабрика игрушек « Имени 8 Марта» . Здесь есть куклы в костюмах Тверской , Тамбовской , Московской губернии , а также Орловской и Воронежской областей.

Вот ранние куклы фабрики « Имени 8 Марта» — с обтяжными трикотажными головками . « Заранее лицо куклы не лепилось , оно формировалось тканью , и за счёт трикотажной фиксации лицу придавали форму . Само лицо чаще расписывалось вручную , реже — вышивалось», — отмечает автор выставки .

В экспозиции есть куклы советских республик – Узбекистана , Казахстана , Латвии , Эстонии , Литвы .

О своей коллекции и советской кукольной индустрии

По словам Оксаны Токмаковой , почти всё игрушечное производство СССР было сосредоточено на западе , в том числе в Москве и Ленинграде . « Я не помню , чтобы у меня много было в детстве кукол . Игрушки стоили дорого , покупались по праздникам , относились к ним советские дети бережно . Но , например , побывавшая в музее женщина из Санкт-Петербурга , с удивлением показывала на ленинградские игрушки и говорила , что почти все они у неё были в детстве . До нас же игрушки с запада доходили реже или вообще не доходили . Поэтому у нас тут был « игрушечный голод» . Может быть , я собираю куклы своего детства , потому что не наигралась ими в своё время», — смеясь говорит Оксана Токмакова .

Как рассказала Оксана Токмакова , в расцвет Советского Союза – с середины 70-х – ближе к 80-м — в 15 республиках СССР насчитывалось более 100 специализированных предприятий по выпуску игрушек . Кроме того , игрушки выпускали на каждом крупном предприятии химической или металлургической промышленности.

Сейчас куклы для коллекционера представляют интерес как музейные экспонаты , потому что уже нет фабрик , которые их выпускали . Основной своей работой наша собеседница считает атрибутирование каждой куклы: воссоздание первоначального вида , установление места и года выпуска , имени художника , оригинального имени куклы .

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ

Крещенские купания разрешили только на заливе Якоби в Иркутске

Роспотребнадзор запретил купаться и набирать воду в двух иорданях в Иркутской области

Морозы до минус 25 градусов ожидаются в Крещенскую ночь в Иркутской области

Иордань начали строить на заливе Якоби в Иркутске

ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ

Три мобильных инфекционных комплекса построят в Иркутской области 855

Кобзев, вслед за Путиным, обратился к жителям Приангарья из-за ситуации с коронавирусом 644

Кобзев подписал указ о нерабочей неделе в Иркутской области с 30 марта по 3 апреля 431

Центр СПИД в Иркутске будет делать анализ на коронавирус у всех желающих 427

Дума Иркутска не приняла отчёт о работе экс-мэра Бердникова в 2019 года 374

КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ

Иркутянки — о жизни с коронавирусом в США, Франции и Таиланде

Дума Иркутска не приняла отчёт о работе экс-мэра Бердникова в 2019 года

Дума Иркутска приняла поправки в бюджет на 760 млн руб., увеличив доходы до 20,7 млрд

Вакансия – мэр Иркутска

Средняя зарплата в Приангарье за месяц уменьшилась на 18,8% – до 45,3 тысячи рублей

В некоторых случаях у редакции могут появиться вопросы для дальнейшего освещения темы. Укажите свой телефон или email, если это возможно. Данные не публикуются.

Если вы даёте согласие на изменение модератором вашего комментария, в случае, если он не соблюдает нижеописанные правила, то модераторы постараются исправить комментарий так, чтобы его было можно опубликовать. В противном случае комментарий не соответствующий правилам будет удалён.

Мы не пропускаем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.

Комментарий отклонят, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.

Не публикуются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право не пропускать оценку работы модераторов и редакции.

Куклы – отражение эпохи. Коллекционер – о выпуске и запрете игрушек в СССР

Марина Белякова занималась программированием, экономикой, продавала картины в собственном салоне, пока не занялась всерьез куклами. 12 лет назад она выкупила коллекцию из пятисот игрушек и с тех пор уже удвоила её.

450 экземляров XIX-XX веков на минувшей неделе привезли в Омск, чтобы и сибиряки смогли увидеть историю своей страны через «Историю игрушек». Такие выставки позволяют владелице большой коллекции сохранить ощущение счастья, которое было в детстве. Корреспонденту omsk.aif.ru Марина объяснила, в чём ценность советских игрушек, чем обязаны современные женщины Барби и почему дети сейчас выбирают не добренького зайчика, а кукол-вампиров.

Марина Кнутарева, omsk.aif.ru: Зимой вы привозили коллекцию в Новосибирск, и в местных СМИ прозвучала информация, что она впервые побывала за Уралом. Это так?

Марина Белякова

Марина Белякова: Нет. Мы в Омске уже второй раз: 12 лет назад я купила основу коллекции, и с ней приезжала сюда. Омск был одним из первых городов. Выставлялись, правда, в другом музее. Было, грубо говоря, 500 штук, и то не все были представлены. Выставка прошла не очень удачно. Сейчас игрушек уже почти тысяча, но тоже выставлено не всё – возможности зала не позволяют. Берём самое интересное на сегодня.

Пупс с руин Берлина

– Как вы составляете экспозицию?

– В первую очередь выбираю самые ценные: имеются редкие экземпляры, которые не во всякой коллекции есть. Выставляю кукол, о которых есть что рассказать – они попадают к коллекционеру, как правило, с историей, которую прикладывают к лоту на аукционах. Ещё я отобрала те игрушки, которые соответствуют определённому периоду времени и коррелируют с событиями в жизни страны.

– Какие, например?

– Есть куклы, изготовленные после 1924 года. В чём ценность: в 24-м году нарком просвещения Луначарский запретил производство игрушек, считая, это буржуазным пережитком. Но сразу же возникли артели, которые начали их делать из тряпок, картона и бумаги. И на выставке присутствуют редчайшие экспонаты, олицетворяющие определённый исторический период. Среди них и те, что связаны с Великой Отечественной войной, как например, котик 1942 года Мистер Смит, которого очень любят посетители. Есть негритёнок 1905 года. Русский солдат нашёл его на развалинах Берлина и принёс домой в вещмешке.

Советские куклы показывают, как относилось государство к выпуску игрушек в тот или иной период, какие ставило задачи, кто занимался производством. В СССР известнейшие художники и архитекторы создавали кукол, причём скрывали это, потому что, видимо, считали непрестижным. Хотя это были очень популярные люди – такие как Лев Смаргон. Его целлулоидные игрушки просто великолепны. Кстати, экземпляры из целлулоида выставляю все.

– Почему?

– Это большая редкость. Во-первых, очень хрупкие, их сложно сохранить. Во-вторых, их производили очень недолго: целлулоид оказался огнеопасным материалом. Сейчас я занимаюсь игрушкой советского периода, мне это очень интересно. Раньше куклы 60-70-х годов не очень нравились, а теперь узнаю ближе, они становятся так дороги. Представителей той эпохи практически нет – белые пятна в кукольной истории. Ими занимались большие художники, были продуманы движения рук и ног, вся техника. Но эти куклы проигрывали из-за того, что в стремлении к снижению себестоимости материалы для париков, платьев и обуви выбирали копеечные. Если бы брали, как для Барби, например, получались бы совершенно другие образы.

– Но тогда они не были бы отражением истории.

– Да, это характеризовало экономику. Эпоха всегда отражается в куклах и игрушках. Вот та же Барби появилась в Америке сразу с гардеробом, косметикой и туалетными столиками. И наша Танюшка 50-х – в ситцевом платьишке и башмачках. Дети сами шили ей и шубку, и валеночки, и шапочку. То же было и в стране: женщины сами себе шили или заказывали у портних. А на Западе было прет-а-порте – пошёл и купил себе платье.

С другой стороны, хорошо видно на примере 50-х, как жизнь становилась день ото дня всё лучше. Люди просыпались с ожиданием новых радостных событий. Куклы и игрушки того времени – нечто невообразимое.

Нужны эмоции

– А сейчас в магазинах целые полки с куклами-вампирами и зомби. И дети хотят именно их. Почему?

– Я тоже иногда задумываюсь над этим. Вот почему американцы любят именно фильмы ужасов, триллеры? Оттуда же пошло. Видимо, от спокойной жизни без эксцессов, тревог и волнений. Нужны эмоции. Ну что там добренькая куколка или зайчик? Никаких эмоций. Тогда давайте гробик, пожалуйста, поволнуемся немножко. Может, эти игрушки – то, что надо, а мы со своими зайчиками не тем путём шли. Кстати, эти монстры мне нравятся тем, что помогают общаться детям. Они ведут дневники, переписываются, их куклы дружат. Огульно говорить: «Это плохо, это неправильно!» Конечно, перегибы существуют везде, но на то и есть родители, чтобы направлять своих детей. Вообще ничего запрещать не стоит. Чем больше возможность выбора, тем лучше результат.

В СССР ИЗВЕСТНЕЙШИЕ ХУДОЖНИКИ И АРХИТЕКТОРЫ ЗАНИМАЛИСЬ СОЗДАНИЕМ КУКОЛ, НО СКРЫВАЛИ ЭТО, СЧИТАЯ НЕПРЕСТИЖНЫМ.

– Ну и всё-таки становится скучно с одними и теми же игрушками.

– Конечно! Изначально кукла в XVII-XVIII веке создавалась в виде знатной дамы в платье, с аксессуарами. Потом немцы придумали пупса – это был переворот в кукольной индустрии, промышленности. В Америке опять возвращаются к даме и имеют безумный успех. Она, кстати, совсем неплоха, эта Барби. Теперь её начали выпускать с разными фигурами – и это снова переворот.

– Это сделали для того, чтобы у девочек не складывалось неправильное представление о женской фигуре. Как вы считаете, это надуманная проблема?

– Я не берусь судить об этих вещах. Всё может оказаться совсем не так, как мы думаем. Например, считаем, что кукла производит отрицательный эффект, но посмотрите, как сейчас выглядит русская женщина – у всех брови прелестно очерчены, у всех маникюр. Я не сомневаюсь, что это благотворное влияние, в том числе и Барби.

– В коллекции есть мальчик-негритёнок. А кроме цвета национальные куклы отличаются чем-то?

– Безусловно. Из всех стран, где я бываю, всегда привожу антикварных или винтажных кукол. Если сейчас поставлю немку и англичанку, вы чётко определите, кто из них кто – 100%. И не только по нарядам. Народ создает свою национальную куклу так же, как художник – авторскую. Как правило, она очень похожа на человека. Вне зависимости от чего-либо, он делает себя. Наверное, это свойство человеческого подсознания.

Сокровища с помоек

– Кстати, авторских кукол вы не жалуете и называете мёртвыми, в коллекции только промышленные игрушки. Почему?

– В Москве и Петербурге есть очень мощные и знаменитые салоны авторской куклы. Когда туда захожу, становится плохо, отвратительно себя чувствую. На Васильевском острове есть кукольный музей. И у них куча кукол колготочной техники (техника изготовления кукол из капрона – прим. ред.) – такой ужас!

Во-первых, все эти авторские игрушки между собой очень похожи. Повторяется одна и та же тема, например, эльфы или барышни. Мишки – лучшее из всего, что есть. Кстати, в Перми проходит ежегодный фестиваль мишек Тедди, он очень интересный, туда приезжают со всех стран мира.

– Самой взрослой кукле Галке в вашей коллекции 120 лет, а самый молодой кто?

– Младенец китайского происхождения – 2017 года выпуска. Он в коллекции для контраста.

– То есть вы ищете не только среди старинных кукол, но и отсматриваете сегодняшний ассортимент?

– Не совсем так, но что-то попадает в моё поле зрения. Но всё равно, конечно, интересует винтаж и антиквариат. В последнее время даже больше винтаж, потому что антиквариат – это безумно дорого. Бывают случаи, когда вдруг находишь на блошином рынке в Нюрнберге что-то очень ценное за небольшую цену. Однажды я попала в антикварный магазин в день его открытия. Там я купила набор роскошной мебели 1938 года всего за 100 евро. Это просто фантастика!

Читайте также:  Слитные купальники 2020 – фото

– Люди продают дешёво, потому что не знают, сколько он может стоить?

– На блошиных рынках, как правило, пожилые люди. Там тусовка, они общаются, болтают. И есть перекупщики, которые ездят по деревням. Умирает пожилой человек, и его родственники вызывают парней, которые собирают всё, что можно продать, и на блошином рынке выставляют. И поэтому можно найти интереснейшие винтажные вещи. Сейчас в Новосибирске проходит выставка таких украшений и платьев; уверена, что как минимум половину взяли на блошином рынке. Раньше в Петербурге очень часто искали и на помойках, но сейчас уже не то. У меня был приятель, окончивший художественное училище, он занимался реставрацией мебели. Ходил на помойки, собирал, а потом зарабатывал десятки тысяч. Ну конечно, изумительно всё делал.

Какие куклы были у девочек в Советском Союзе

Первым событием на этом пути стало создание в 1930 г. Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам при Высшем совете народного хозяйства. Совет был организован с целью выработки нового художественного языка игрушек как пропаганды их нового образа, так и оценки их педагогического значения. Так Совет планировал выпуск сборников «Советская игрушка», которые должны были объединить работников производства, педагогов и родителей вокруг важной проблемы создания «здоровой, идеологически выдержанной советской игрушки». В этих сборниках должны были быть представлены как исчерпывающий обзор игр и игрушек, производившихся в мире, так и библиография по истории игрушки; вестись дискуссии по основным вопросам советской игрушки: пропаганда игрушки как «орудия коммунистического воспитания, как мощного средства воспитания будущих строителей и борцов за коммунизм».


Крестьянка-грелка. Экспортигрушка. 1934 год

Возможно, именно тогда в правительственных кругах вызрел план создания в подмосковном Загорске некой «столицы русской игрушки». Начало его реализации положил перевод в 1931 году из Москвы в Загорск музея игрушки. В 1932 году там же был создан Всесоюзного научно-экспериментальный институт игрушки, художники и технологи которого затем разработали и внедрили на производство огромное количество образцов. Идея Института была весьма смелой и прогрессивной – сконцентрировать в одном центре все разработки и идеи в области политически важной задачи, задачи стратегической – воспитания подрастающего поколения. Идеологическую основу строительства коммунизма предстояло переложить на новый, игрушечный, лад.
Первоначально он назывался Научно-экспериментальный институт игрушки. В период с 1932 по 1941 год в Музей игрушки поступило около 3000 экспонатов, выполненных в недрах НЭИИ – работа шла полным ходом, над новой советской игрушкой трудились не покладая рук. Институт занимался разнообразным спектром задач: от разработки технологических процессов изготовления игрушек, расширения ассортимента и улучшения качества игрушек и применяемых материалов, до стандартизации игрушек, механизации и автоматизации производства. Параллельно шла работа по установлению связей с артелями, чтобы все участники процесса работали единым фронтом. Новые тематические игрушки проходили апробацию в детских учреждениях, пионердомах, технических станциях и т.д.


Кукла. Артель им. Крупской. Минск. По образцу П. Стулева. 1935 год

За небольшое время размах в этой области производства стал истинно стахановским. В 1938 г. в НЭИИ было 84 сотрудника и десять лабораторий, два научных (экономический и педагогический) кабинета, конструкторское бюро и Музей. В эти годы Институт располагал большими денежными средствами, позволявшими привлекать к работе по проектированию игрушек профессиональных художников. Над созданием образа кукол здесь работали замечательные игрушечники – Павел Стулёв, Елена Борисова, Ольга Лобановская, Ирина Манухина, Маргарита Вильям, Мария Киселёва. И это далеко не полный список уникальных авторов того времени. Их произведения до сих пор не потеряли своей эстетической и художественной ценности, хотя и проигрывают современным куклам в технологических аспектах и временной актуальности.


Девка. Артель «Все для ребенка». 1932 год

В 1932 году в Москве была проведена первая Всесоюзная выставка игрушек. Выставка открылась 18 марта в помещении клуба «Красный текстильщик» на Якиманской набережной и завершила свою работу в июне того же года. Выставка была организована для решения целого ряда идеологических проблем, накопившихся к этому времени в игрушечном производстве. Куклы нового времени должны были соответствовать этому времени, его целям, идеалам и ценностям. Коммунизм необходимо было строить уже с пеленок, и в задачи художников и технологов входила необходимость, с одной стороны, создать игрушки, отвечающие запросам «взрослой» идеологии, а с другой – оставить в игрушках ту невыразимую радость игры, которая бы по-прежнему привлекала детей.


Одевальщицы. Украинка. 503 артель одевальщиц. Загорск. Автор Л. Гипиус. С выставки 1932 года

Во-первых, над авторами все еще тяготел груз прежней эстетики кукол, которые хотя и активно вывозились за границу, но на внутреннем рынке уже были объявлены безыдейными и не соответствующими требованиям нового порядка. Во-вторых, необходимо было в противовес иностранным образцам игрушки, «милитаристической» и чуждой советскому ребенку, представить произведения, утверждающие новый общественный идеал человека Страны Советов, что особенно проявилось в конструировании кукол. Новым в области игрушечного производства стало активное внедрение больших игровых наборов для коллективных игр, которые должны были способствовать не только насаждению духа коллективизма в детских учреждениях, но и формированию у детей навыков профориентации. Судя по сохранившимся источникам, в экспозицию выставки вошли куклы-красноармейцы, комсомольцы, пионеры разных национальностей. Отныне «мир взрослых» должен был выглядеть так – а крестьяне, куклы-дочки и куклы-матери, буржуазные фарфоровые сервизы и вырожденческие кукольные домики (напоминающие усадебные дома) должны были отправиться на свалку истории.


Пастух. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года

Тема пионерии получила особенно яркое отражение в авторской игрушке. В фондах Музея игрушки сохранились яркие и характерные для своего времени тряпичные куклы с пионерскими галстуками на груди, деревянные игрушки, вроде кукольной композиции «Пионерский отряд», передающей дух времени и позволяющей нам прикоснуться к такой тонкой и сложной теме, как воспитание нового советского человека средствами искусства.
Так насаждалась в детской среде идеология, а главным «детским» идеологом советской страны была Н.К. Крупская. «Идеология, внедренная в массы малолетних советских граждан, явилась тем фундаментом, на котором устойчиво стояла коммунистическая элита огромной порабощённой страны». Так создавалась «система коммунистического воспитания советского человека». Сложным было в Советском Союзе и отношение к народному творчеству, к литературному фольклору. Сказки, легенды, частушки и колыбельные, традиции простонародных праздников – все это отныне признавалось ненужным и даже вредным.


Старая кокетка. Грелка. Экспортигрушка. 1933 год

Ещё в 1924 году на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию была принята резолюция, «решительно изгонявшая сказку из круга детского чтения, считая ее «тормозом в развитии материалистического мышления». Конечно, это нанесло огромный урон тематике игрушек – ведь фольклорные традиции были одним из главных источников вдохновения. Сейчас сложно, практически невозможно представить детство русского ребенка без бабы Яги, Лешего и Снегурочки. Видимо, это было очевидно и для партийных деятелей, поэтому в 1930-х годах при формировании новой «детской политики» сказку в советское детство вернули, но слегка изменив и русские народные сказки, и написав свои, советские.


Девочка-крестьянка. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года

В 1935 году была, наконец, «реабилитирована» и ёлка. Это был прекрасный новогодний подарок детям. Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни елочных украшений, ни ёлочных игрушек – их не производили. Возвращение ёлки благотворно повлияло на восстановление авторской и промышленной ёлочной игрушки, дало работу художникам и восстановило их интерес к этому направлению игрушечной специализации. Невозможно переоценить значение главного семейного праздника для детей и их родителей, жизнь которых в советское время и так была далека от сказки, особенно в свете грядущих печальных событий Второй мировой войны. Понемногу чудеса возвращались к детям.


Грузинка. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года

Крайне важной идеологически и политически для страны Советов представлялась легендарная Международная парижская выставка 1937 года. В Научном архиве Музея игрушки сохранился «Предварительный план экспозиции народных игрушек СССР» для этой выставки. В документе упомянуты куклы Марии Киселёвой (артель «Сатурн»), кукла «Димочка» Павла Стулева (артель «Сатурн»), говорящая кукла артели «Экспорт-игрушка», артели им. РККА, артели «Всё для ребенка», театральные кинематографические куклы И.С. и Н.Я. Ефимовых. На выставке были экспонированы куклы «Ребёнок» и «Военный», «Кошечка» и би-ба-бо «Три поросёнка» фабрики «Художественная игрушка» и «Экспортигрушки», о которых в аннотации было заявлено, что это «вполне оригинальные образцы данных производств и не носят на себе влияния изделий фабрики М. Штайф».


Эскимос. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года

Фабрика Штайф была знаменита своими мишками Тедди, которых изобрела в далеком 1902 году Маргарет Штайф. Ее игрушки снискали любовь по всему миру, их обожали все, от Теодора Рузвельта до членов Императорского Дома Романовых. В 1908 году Великий князь Георгий Михайлович Романов во время своего визита в Германию специально посетил фабрику Штайф, он заказал медвежонка для своей дочери принцессы Ксении Георгиевны.
В 1930-х годах игрушки должны были отвечать запросам молодого советского государства – воспитывать у детей любовь к своей стране, чувство коллективизма, вырабатывать инициативу и самостоятельность, знакомить с жизнью и бытом различных народов. Поэтому авторская кукла оказалась в центре споров. Это произошло по нескольким причинам: по мнению педагогов, она способствовала индивидуальной игре, а при всеобщей установке на коллективное воспитание являлась одной из главных помех в этом начинании; в «буржуазной» традиции кукла была привилегией девочек, их основной игрушкой – это также способствовало разделению детского коллектива.


Пионер Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года

Считалось также, что играя в куклы, ребенок часто проигрывал ситуации, которые видел в жизни, а поскольку «дети нередко копировали оставшиеся еще в семейном быту некультурные пережитки старого наследства, как то: пьянки, битье детей, брань, сплетни», то куклу сочли виноватой в подобных играх, и ее репутация «вредной игрушки» закрепилась. Наконец, педология, чрезвычайно популярная в то время, также утверждала вредность и ненужность куклы. Куклы должны были стать макетами, манекенами, называться «фигуры людей» и помогать ребенку ориентироваться в мире труда и коллективного построения коммунизма. Игра отныне именовалась «ориентировочно-приспособительным процессом». К тому же педологи считали, что основной деятельностью ребенка должен был быть труд, а игра – второстепенное или вовсе не нужное занятие. Место игрушек должны были занять развивающие игры, а место кукол – конструкторы.


Доктор Айболит. Всекохудожник. 1939 год

Осуждались выводы буржуазных педагогов и психологов о том, что игра в куклы есть проявление врожденного материнского инстинкта у девочек. Это обусловлено – утверждали авторы – самим буржуазным обществом, в котором женщина ограничена хозяйством и нарядами, раздельным воспитанием мальчиков и девочек, что яростно отрицалось советской властью, равно как и большинство гендерных различий. Тем не менее, в советском обществе роль куклы была совсем иной: «у нас женщина не замкнута узким кольцом семейного очага», а детский сад призван воспитывать «нового человека, творца, обладающего всеми качествами, необходимыми будущему строителю коммунистического общества». Поэтому-то и кукла должна быть совсем другой.


Краснодар. Красноармеец. Пионер С выставки 1932 года

Именно эта тематика и разрабатывается в последующие годы – какой должна быть советская кукла. Н.К. Крупская в известной статье 1937 года «Об игрушках для дошколят» высказала мысль о том, что «важно, чтобы ребёнок имел простую, небьющуюся, неуродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесёмки, застёгивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать». Как видно из этой короткой цитаты, советская кукла – это инструмент, а не радость, ее главное свойство – функциональность, а не красота и развитие воображения.
Обобщая, можно сказать, что кукла должна была стать прочной, доступной по цене, массовой и, одновременно, качественной. Вместе с тем, необходимой представлялась борьба за художественную изобразительность в кукле, чтобы делать её больше похожей на обычного советского ребенка (если это была кукла-ребенок), если же это были взрослые типажи, на них должны были быть несъемные костюмы, глаза не должны были закрываться и выпускаться они должны были в наборах для коллективных игр.


Девочка в спортивном костюме. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года

В Музее игрушки хранится немало образцов кукол артели «Всё для ребёнка», созданных в 1930-х годах и поступивших со Всесоюзной выставки игрушки. Этот круг трикотажных кукол отличается следованием этнографическим особенностям того или иного народа, большим вниманием к изображению одежд и деталей костюмов. Штампованные трикотажные головки кукол довольно однообразны, парики из тёмной или коричневой вискозы или светлого льна немного искусственны, куклы в целом ещё весьма примитивны. Все эти образные куклы размерами не больше 40 см являют собой уникальную коллекцию произведений оригинального игрушечного жанра и отражают состояние кукольной индустрии своего времени.
Интересно отметить и факт тиражирования этой артелью в 1930-е годы фигурки эскимоса А.Н. Изергиной из её серии «Куклы в национальных костюмах», за которую она и была удостоена медали на Парижской выставке 1925 года. Характерно, что судьба эталона сложилась более-менее счастливо: он не был кардинально изменен или переработан, лишь увеличил свои размеры с 20,5 до 37 см.

Читайте также:  Как носить блестящую одежду и аксессуары с блеском


Горожанка. Грелка. Деталь. Экспортигрушка. 1933 год

В эти же годы возникает массовое производство игровых кукол в московской артели «Художественная игрушка». Трикотажные со штампованными головками и нарисованными лицами, в париках из вискозы и с пищиками внутри, эти игрушки производились в 1936-1937 годах и были по своему стилю неким напоминанием о заграничных образцах («Ирочка»).
Также здесь стали выпускать куклу «Пограничник», что наряду с производством военной игрушки в других артелях второй половины 1930-х годов свидетельствовало о милитаризации советского игрушечного рынка накануне Второй мировой войны. Шарнирный, с трикотажной штампованной головой, он одет в полушубок и подпоясан ремнём с портупеей и кобурой. Во всём его облике явно чувствуются другие, уже напряжённые, нотки решительности и мужественности, предвосхищающие грядущие испытания.
Таким образом, этот предвоенный период в развитии авторской игрушки Советской России может быть охарактеризован как время продолжающихся поисков свежего образного решения, активного введения в оборот новых материалов, развития и расширения выпуска продукции. Образ советского человека, человека труда становится основополагающим. Художники и производители в эти годы работали в едином стремлении сформировать и предложить детям новую игрушку, отвечающую и политическим установкам государства и художественному запросу новой эстетики. К концу описываемого периода в игрушечной промышленности наметился явный уклон в сторону военной игрушки, тогда как в начале 1930-х годов она была заклеймена как милитаристская и буржуазная. Однако время неминуемо брало своё. Нужно было готовиться к тяжёлым испытаниям, и игрушка в этой подготовке сыграла свою немаловажную роль.

Какие куклы были у девочек в Советском Союзе

Войти

Мир советской игрушки — это не только отражение радостей и бед жизни той поры, но и трогательные воспоминания нескольких поколений жителей нашей страны, и в том числе наших бабушек, прабабушек. Потертые плюшевые мишки, куклы в простеньких ситцевых платьицах, голубоглазые пупсы — с ними ушла целая эпоха.

Прежде всего, хочется отметить, что в Советском Союзе 95% игрушек выпускалось исключительно отечественными производителями и из натуральных материалов, ни о каких вредных красителях и наполнителях речи не шло.

Советские игрушки выдерживали огонь и воду, иногда были довольно тяжеловесны, но долговечны. Создатели игрушек того времени делают основной акцент на форму и цвет, как правило, детали опускаются. Все игрушки советских детей были унаследованы из прежней, дореволюционной жизни. Они лишь поблекли и стали менее разнообразными. Объяснялось это отсутствием качественных материалов, красителей и интереса к этому виду ремесла со стороны властей. Главным считалось количество или, как тогда говорили, вал, имея в виду валовой продукт.

По этой причине изготовлением игрушек занимались не только специализированные фабрики, но и артели мастеров и мастера-надомники, изготавливающие в основном мягкую и деревянную игрушку. Поэтому качество советских игрушек было очень разнородно: от совершенно уникальных (тех, что сегодня называют авторскими) до очень плохих, причем на цену это никак не влияло — игрушки были дешевыми.

Советские куклы были скромны и непритязательны. Голову, ноги и руки делали из пластмассы розового цвета. Туловище могло быть тряпичным или тоже пластмассовым. Волосы — как правило, светлые — плохо расчесывались. Кукол в верхней одежде не было, все они были одеты в пестрые летние платьица из ситца. К ним можно было докупить ситцевое одеяльце, крошечную посуду из алюминия или фарфора, колясочку и кроватку.

Советские дети увидели кукол с закрывающимися глазами только в конце 1950-х годов, когда на прилавках магазинов появились подобные изделия из Восточной Германии. Кукла из ГДР была мечтой каждой советской девочки. Часами они возятся со своими любимицами, их причесывают и одевают, кладут спать и выходят на прогулку. У каждой куклы свое имя, и не обязательно то, что было написано на ценнике при покупке.

Маленькие куклы-пупсики пользовались особой любовью. Их можно было носить с собой в кармане, а так же без особых затрат шить им много одежды и потом во дворе показывать подружкам обновки своего пупса.

Слово «пупс» появилось в разговорном языке в 1920-е годы, но только применительно к пухленькому ребеночку или в иносказательном смысле. Когда после Второй мировой войны на одном из ленинградских химических предприятий было налажено массовое производство кукол-голышей из целлулоида, их тут же стали называть пупсами.

Роль этих абрикосово-розоватых созданий с подвижными ручками и ножками на резинках, нарисованными волосами и круглыми голубыми глазами оказалась очень важной для советских детей. Причин на то было много: и отсутствие выбора, и бедность, и необходимость применить на деле навыки шитья, чтобы одеть голыша (в те годы уроки рукоделия, домоводства для девочек были обязательной частью учебной программы в школах).

Пупс был настоящим детищем советской кукольной индустрии. Он был бесполым, безликим, но доступным по цене. То, что голыш был не девочкой и не мальчиком, полностью соответствовало установкам педагогики тех лет. Поэтому дети одевали его пожеланию то мальчиком, то девочкой. Конечно же, к куклам закупался целый арсенал сопутствующих принадлежностей: мебель для кукольного дома, посудка, именно «посудка», посудой как-то не принято было называть маленькие тарелочки и чашечки.

Одним из любимых увлечений девочек были бумажные куклы. Такие были у каждой советской девочки. И если не удавалось купить готовую, то рисовали и вырезали собственных кукол. Этих кукол наряжали бумажной одеждой, которая продавалась как вместе с куклой, так и отдельным комплектом.

Выставка «Советская игрушка – ностальгия и вдохновение»

Игрушка – всегда в той или иной степени отражение эпохи. Сегодня детям покупают кукол Братц, роботов-трансформеров и фигурки «супер-людей»: Бэтмена, Человека-паука, Супермена. Это «герои нашего времени». А в Музее истории развития образования организовали выставку, на которой можно увидеть, с чем играли советские дети, поностальгировать или показать уже своим детям игрушки, которые были «друзьями» родителей.

Адрес Музея истории развития образования в Новосибирске и Новосибирской области: улица Обская, 141, на третьем этаже.

Можно доехать на общественном транспорте до остановки «Завод «Труд». Затем нужно спуститься на улицу Обскую

О самом Музее истории развития образования Новосибирска и области я уже писала. Это интересное место с огромным количеством экспонатов. И, что всегда здорово для музея, здесь есть отдельный зал, в котором проводятся временные выставки. Я попала на одну из таких, она называлась «Советская игрушка – ностальгия и вдохновение». В принципе, из названия понятно, какие экспонаты ждут посетителей.

И первая часть выставки – это как раз «ностальгия». Советские игрушки расположились на полочках за стеклом. Было не очень удобно рассматривать экспонаты из-за низких стеллажей. А смотреть посетители могли на самые разные игрушки, которые объединяет одно: они были созданы в советскую эпоху, и с ними играли дети, родившиеся в СССР.

Так, экспонатами выставки были железные машинки – конечно, несравнимые с современным игрушечным транспортом. Они простенькие и… так и хочется сказать «убогие». Зато советский игрушечный транспорт отличался особой прочностью. Железные самосвалы могли перевозить не только песок в песочнице, но и своих маленьких хозяев. Об этих машинах рассказывал плакат на стене, но, увы, самих самосвалов на выставке не оказалось.

Самые популярные игрушки во все времена – это, конечно, куклы. Только в СССР не было стройных модниц вроде Барби или Братц. Раньше девочки играли с куклами, обычно изображавшими детей, а не взрослых женщин. Первых больших кукол в СССР делали из целлулоида, но этот материал был горючим, и ему на смену пришли пластик и резина.

На выставке игрушек было много советских кукол. Я бы сказала, истинно советских. Их почему-то сразу узнаешь по прическам, лицам и одежде. Думаю, таких кукол можно увидеть не только на выставке, они наверняка еще хранятся во многих семьях.

Интересно, что в СССР были популярны темные куклы, проще говоря, негритянки. И не просто так: в детях старались воспитывать интернациональные чувства. Куклу с темной кожей хотела иметь в коллекции каждая девочка. Очень жаль, что в коллекции выставки таких игрушек тоже не было. Как не было и бумажных кукол, хотя они в Союзе тоже пользовались спросом. В журналах вроде «Работницы» или «Крестьянки» можно было найти наряды для них, отражавшие советскую моду.

Зато на выставке было множество плюшевых и пластмассовых зверюшек, а также игрушечной посуды. Помимо «посудок», которые с детства приучали девочек к роли хозяйки, в СССР были в ходу игрушки, которые отражали подготовку к будущей профессии, как для девочек, так и для мальчиков. Например, набор «Парикмахер» или сумка врача. Одной из любимых игр была игра «В магазинчик», и для нее продавались игрушечные весы и гирьки.

Очень интересно было увидеть образцы клейм, которые ставили на пластмассовые игрушки в СССР. Всего в Союзе было более 500 образцов таких штампов.

Еще в СССР особой любовью пользовались маленькие куклы-пупсики. Девочки носили их в карманах и хвастались подружкам во дворе обновками своих любимцев. Вообще, пупс – это настоящее детище советской кукольной индустрии. Эти игрушки были доступными по цене, безликими и бесполыми. «Голыш», который не мальчик и не девочка, полностью соответствовал установкам педагогики советских лет. Одевать его можно было по желанию – в мальчишеские или девчоночьи наряды.

На выставке в Музее истории развития образования было целое сборище таких «голышей». А еще всем знакомые неваляшки, их еще называли «Ваньками-встаньками» – игрушки, которые невозможно уложить. У этих игрушек очень интересная история. Их Родина – Япония. В 12-ом веке там создали первую неваляшку – в честь монаха Дзен Дарумы, который домедитировался до полной нирваны и… атрофии конечностей. Вот и у игрушек нет рук и ног. Аналогичные игрушки появились на Руси еще в 18-ом веке. А в 1958 году советские разработчики усовершенствовали традиционную матрешку, превратив ее в неваляшку. Так родилась любимая игрушка нескольких поколений детей.

А плюшевый мишками с олимпийскими кольцами – это отражение одного из важнейших событий в жизни СССР – Олимпиады. Все помнят знаменитого медведя – символа этого мероприятия. После Олимпиады такие игрушки стали мега-популярными.

Вторую же часть выставки условно можно назвать «вдохновением». Здесь представлены не советские игрушки, а современные. Они авторские. Игрушки ANifel делает мастер Алена Гарина, сотрудница Музея истории развития образования Новосибирска и области, а также организатор этой выставки. Делает и для души, и на заказ. Любой из экспонатов можно приобрести.

Меня всегда очень радуют такие коллекции изделий ручной работы. Умеют же люди создавать красоту! И свободное время занимают не чем попало, а красивым, интересным и даже прибыльным хобби.

Игрушки Алены Гариной мне пришлись по душе. На полках сидели очень добрые и трогательные лисята, жирафы, слоны и другие звери. Подарок, сделанный своими руками, конечно, лучший. Но что делать, если руки под такую кропотливую работу не заточены? На мой взгляд, лучше всего как раз преподнести в дар какую-нибудь игрушку или шкатулку авторской работы. Такой подарок, во-первых, будет уникальным. А во-вторых, сделанным не станком, а человеком, который, безусловно, вкладывает душу в свои работы.

Выставка «Советская игрушка – ностальгия и вдохновение» закончится 5 мая. Посетить ее, как и основную выставку Музея истории развития образования, можно бесплатно. Только сначала нужно предупредить о визите сотрудников музея по телефону:8 (383) 269-42-22.

Музей работает с понедельника по четверг с 10 до 17 часов, в пятницу до 13 часов.

О новых выставках в музее можно узнавать на сайте: Музей истории г. Новосибирске 2 . Или в группе «Вконтакте»: http://vk.com/club57317114 5 .

Мне, в целом, выставка понравилась. Жаль, что экспонатов было маловато. Хотелось бы увидеть и кукол-негритянок, и прочие игрушки, о которых можно было только почитать. А также другие вещи, например, знаменитые советские конструкторы или электронные игры вроде той, где играешь волком и нужно ловить яйца в корзинку. Это тоже важная часть советского «игрушечного» наследия. Буду надеяться, что организаторы не остановятся на достигнутом и в будущем проведут масштабную выставку игрушек.

Интереснее всего было смотреть на старые игрушки и сравнивать их с современными. В принципе, это тоже неплохая идея для мероприятия: выставлять старые игрушки рядом с новыми. Куклы тогда и сейчас, аналогично машинки, посуда и пр. Чтобы наглядно продемонстрировать, как игрушки могут отражать особенности того или иного времени. Согласитесь, один тот факт, что раньше куклы были бесполыми, а сегодня прилавки завалены грудастыми красавицами, уже говорит о многом? Времени прошло всего ничего, а взгляды и ценности успели кардинально измениться.

Ссылка на основную публикацию