Косметика и макияж для мертвых

Макияж для покойницы: реальная история об умершей клиентке

Сейчас трудно себе представить, но еще четверть века назад в русском языке даже слова такого – визажист – не существовало. Поэтому Катя просто работала в парикмахерской, где у нее было свое кресло и столик, на котором она раскладывала разные кисточки, карандаши, пудру, помаду, румяна и другие средства, при помощи которых делала макияж своим клиенткам.

При необходимости она могла сделать стрижку или маникюр – в общем, была мастером на все руки. Я тогда только проходила обучение, а потому немного побаивалась Катю, она казалась мне совсем взрослой, строгой – истинным профессионалом.

Впрочем, на самом деле она была доброй и всегда была готова помочь. Вообще девочки в нашей парикмахерской жили на редкость дружно, никогда не подсиживали друг друга, не отбивали клиентов, не ссорились.

Тем, кто занимался в 90-е годы бизнесом, хорошо известно, какими частыми тогда были всевозможные проверки. И не столько ради того, чтобы действительно устранить какие-то нарушения, сколько ради того, чтобы получить с хозяев какую-то денежку или какие-то другие выгоды.

Например, у нас эти проверяющие бесплатно стриглись, делали маникюр, а еще хозяйка поила их в своем кабинете хорошим коньяком. Платила ли она им что-то – не знаю, не видела, поэтому говорить не буду. Но вот после того, как одной такой проверяющей Катя сделала макияж, к ней стала постоянно ходить не только эта дама, но и ее дочь.

Нужно сказать, что девушка эта и в самом деле была необычайно красива – ей бы на обложку какого-то зарубежного журнала. Идеальная кожа нежного персикового оттенка, кошачьего разреза темные, почти черные глаза в сочетании с натуральными пепельными волосами, стройная фигурка – в общем, все было при ней.

Увы, при всем при этом девушка отличалась невероятно капризным и вздорным характером. Всем она была недовольна, хамила, говорила, что Катя все делает не так. При этом, конечно же обслуживали ее у нас совершенно бесплатно.

Но что хуже всего, она постоянно жаловалась на Катю хозяйке и та, не желая разбираться, несколько раз оставляла девушку без зарплаты. А один раз и вовсе уволила сгоряча, но после взяла ее обратно.

Однажды хозяйка вышла из кабинета в зал и сказала, что Катю вызвали на дом к той самой важной проверяющей, с дочерью которой у мастерицы были постоянные проблемы. Хозяйка сказала, что сама отвезет ее и велела взять с собой все инструменты.

Мастерица пожала плечами, но собрала свой чемоданчик. Однако, как оказалось, поехали они не на дом к клиентке, а в морг центральной больницы. По дороге хозяйка рассказала Кате, что ей предстоит не совсем обычная работа – капризная девица наложила на себя руки.

Почему, что случилось – неизвестно. Вот только она оставила предсмертную записку, в которой подробно расписала, во что ее одеть для похорон, каким должен быть гроб, кого пригласить на церемонию прощания, какая должна звучать музыка – в общем, оригинальная покойница расписала сценарий собственного погребения.

И помимо прочего она потребовала, чтобы макияж ей делала именно Катя. Конечно, убитые неожиданно свалившимся горем родители выполнили все условия.

Конечно, хозяйка страшно суетилась и лебезила перед важной клиенткой, она сказала, что Катя все выполнит в самом лучшем виде. И конечно, мастерица не посмела отказаться, хотя и понимала, что делать макияж живому человеку и покойнице это совершенно разные вещи.

И специалисты этим должны заниматься совершенно разные. В полной прострации она последовала за патологоанатомом, который провел ее в темную и холодную комнату, где стоял стол с телом ее бывшей клиентки. На нее уже было надето платье просто сказочной красоты, делающее покойницу похожей на спящую принцессу.

Но когда Катя взглянула на ее лицо, то пришла в ужас. Как я уже сказала выше, при жизни девушка была очень красивой. А сейчас она выглядела просто ужасно, перед Катей лежала не просто некрасивая, а уродливая женщина с совершенно другими чертами лица, сухой морщинистой кожей костлявыми скрюченными пальцами.

Неужели смерть может настолько изменить человека? Или здесь было что-то другое?

Впрочем, девушка от ужаса просто еле стояла на ногах, и патологоанатом, видя ее состояние, налил ей немного спирта, разбавив его водой. Залпом выпив угощение, Катя откашлялась и приступила к работе.

Сначала, с помощью патологоанатома она немного приподняла верхнюю половину туловища покойной для того чтобы было удобнее вымыть ей голову. Длинные красивые ухоженные при жизни волосы покойницы теперь напоминали сбившуюся в комок паклю.

Кое-как покончив с мытьем, Катя начала их расчесывать. Как вдруг по лицу покойницы пробежала гримаса, ее правая рука шевельнулась, а из приоткрывшихся губ вырвался странный звук, больше похожий на рычание. Катя в испуге отскочила в сторону и взглянула на врача.

Впрочем, тот никак не прореагировал, он сказал, что это иногда бывает – таким образом отходят газы. Поверив ему на слово, но все еще дрожа от страха, Катя снова подошла к столу, высушила волосы покойницы и уложила их в замысловатую прическу. Затем принялась за лицо.

Честно говоря, это был не макияж, все лицо бывшей красавицы пришлось покрыть толстым слоем тонального крема и пудры, и уже на этой основе нужно было рисовать все заново.

Во время работы в помещении неожиданно погас свет, Катя вздрогнула, и в этот момент покойница снова шевельнулась на своем ложе, даже немного приподнялась и издала жуткий, леденящий душу вой. На этом месте Катя рухнула на пол и потеряла сознание.

Пришла в себя только через несколько минут, закашлявшись от запаха нашатырного спирта, ватку с которым совал ей под нос патологоанатом. Он снова попытался успокоить девушку, говоря о том, что покойная отравилась, что таким образом из нее выходят газы, в большом количестве образующиеся в пищеварительном тракте.

Собравшись с силами, Катя снова приступила к работе, она закончила красить глаза покойницы, наложила румяна и начала рисовать контур рта.

И вот именно в этот момент произошло самое страшное. Изловчившись, если так можно сказать об усопшей, та укусила бедную мастерицу за палец. Точнее – вцепилась в него зубами, которые смог разжать только поспешивший на помощь врач.

Тут уже нервы у девушки не выдержали, она выскочила из комнаты, прижимая к себе несчастный палец, из которого шла кровь. Уже на улице, выйдя на свет и глотнув свежего воздуха, она снова упала в обморок. Прямо на ступеньках.

Так что если бы ее не подхватил все тот же патологоанатом, она вполне могла бы скатиться по лестнице и сломать себе что-нибудь. Но – обошлось, рану обработали и Катя присела на лавочку, дожидаясь все того же патологоанатома, который обещал отвезти ее домой. Впрочем, потом они изменили решение и поехали в бар, где Катя надралась до поросячьего визга. И я ее понимаю.

Ну, собственно, на этом история и заканчивается. Возможно, вы спросите, а что же здесь мистического? Дело в том, что патологоанатом, который героически старался помочь Кате, не бросив ее в трудную минуту, впоследствии стал ее мужем.

И в минуту откровенности, уже через несколько лет, когда она перестала просыпаться по ночам от кошмаров, а укус на пальце, хоть и долго болел, но, в конце концов, превратился в чуть заметный шрам, он признался, что имея за плечами десятилетний опыт работы по этой специальности, еще ни разу не видел, чтобы покойники вели себя столь активно. А уж чтобы они кусали за палец…. В общем, врал он тогда, стараясь подбодрить ее. А если честно говорить, то и себя тоже.

Уйти красивым: откровения воронежского танатопрактика

Оксана Кривошеева рассказала «МОЁ!», почему решила посвятить свою жизнь усопшим людям

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Читать все комментарии

«Лежит в гробу, как будто спит…» Чтобы присутствующие на похоронах люди произнесли эту фразу, 42-летней жительнице Воронежа Оксане Кривошеевой надо постараться. Превратить мёртвое тело в красивый запоминающийся образ — её профессиональная задача, которую она решает ежедневно. Оксана работает танатопрактиком — бальзамирует тела усопших и наносит им посмертный макияж. Выбор такой специфической профессии она считает своим призванием и говорит, что любимую работу не променяет ни на что на свете.

Похороны в песочнице

«А вы покойников не боитесь?» — это самый популярный вопрос, которые задают люди Оксане Кривошеевой, узнав о её профессии. Корреспонденты «МОЁ!» не стали исключением из правил.

— Надо живых бояться, а не мёртвых, — ответила женщина. — Усопшие плохого тебе никогда не сделают. Поэтому в процессе работы я испытываю спокойствие и умиротворение.

Хотя в сфере ритуальных услуг Оксана Кривошеева работает лишь последние десять лет, тема, связанная со смертью, преследовала её с детства.

— Я, наверное, каким-то неправильным ребёнком росла: все девочки в песочнице замки строили, я в похороны играла, — рассказывает наша собеседница. — Представляла: то у меня птичка умерла, то кошечка. Вот, я им могилки и лепила. Объяснить, почему так происходило, не могу. Никто из моих родственников к похоронному делу отношения не имел, тема смерти в семье никогда не обсуждалась. Откуда всё это взялось, до сих пор загадка…

В школьные годы, когда Оксана училась в выпускном классе, судьба свела её с молодым человеком, который был старше её на два года и работал на Юго-Западном кладбище каменотёсом. Девушка сразу в него влюбилась.

— Все наши свидания, как бы дико это не звучало, проходили на погосте, — рассказывает Оксана. — Работы у него было много, труд каменотёса всегда востребован, поэтому времени на гуляния у нас не было. Я к нему со школы бегала, уроки прогуливала, пока он памятники создавал. Кладбищенская атмосфера меня не пугала и тоску не навевала. Наоборот, чем чаще я там бывала, тем комфортнее и гармоничнее себя чувствовала.

Сразу после окончания школы Оксана вышла замуж за любимого парня. Училась в институте на экономиста, но по окончании вуза работать по специальности не стала, а пошла в индустрию красоты: отучилась на парикмахера и визажиста, и проработала в этой сфере больше десять лет. Однако, по словам женщины, всё это время её как магнитом тянуло на кладбище.

— Я долго просила мужа, чтобы он помог мне устроиться в комбинат ритуальных услуг, — говорит Оксана. — Готова была работать хоть обшивщицей гробов, но мест не было. А когда, наконец-то, удалось устроиться, произошла трагедия — Господь забрал у меня мужа. Он серьёзно заболел, и спасти его не удалось.

Выглядеть достойно

Вначале Оксана работала оформителем заказов на захоронения. Иногда приходилось выезжать сразу к месту погребения усопшего. И одни похороны подтолкнули её к тому, чтобы сменить специализацию.

— Это был 2013 год, шли похороны супруги одного из воронежских чиновников, — рассказывает женщина. — Я взглянула на покойницу и ужаснулась её внешнему виду: сразу было видно, что перед смертью она тяжело болела. Присутствующие на церемонии женщины обсуждали это между собой, и меня покоробили их слова. В тот же день мне попался в руки старый журнал со статьёй о похоронах Людмилы Гурченко. На фотографиях легендарная актриса выглядела очень достойно. Идеальный макияж, причёска, будто бы она не умерла, а просто уснула. Такой контраст! В этот момент я подумала, так же достойно выглядеть должен каждый усопший, а не только знаменитости. Я заинтересовалась этой темой. Опыт визажиста у меня имелся, дело оставалось за малым — попробовать научиться делать макияж не живым людям, а мёртвым.

Новому ремеслу танатопрактика Оксана обучалась в Новосибирске, в специальной школе при частном крематории. За двухнедельный курс она освоила основные правила посмертного макияжа и бальзамирования.

— Курсы представляли собой не только теорию, но и практику на настоящих покойниках, — продолжает героиня. — Было ли мне страшно? Было. Но я боялась не того, что покойник оживёт и схватит меня за руку. Я боялась причинить ему боль. Но потом, вспоминала, что душа его уже не с нами, и волнение уходило. Какой-то неприязни, что я прикасаюсь к мёртвому телу, тоже не возникало. Это как раз тот момент, когда понимаешь, есть ли у тебя к этому призвание или нет.

После курсов в Новосибирске Оксана ещё год отучилась в Москве в государственной академии строительства и ЖКХ, по программе «Менеджмент городского хозяйства и похоронного дела». А позже прошла ещё и курсы повышение квалификации в Италии по специальности «Танатопрактик».

Холодная красота

Услуги танатопрактика в Воронеже востребованы пока не так сильно. По словам Оксаны, иногда у неё бывает по 3 — 4 вызова в день, а иногда ни одного за неделю. Заказы различаются и по сложности: в одних случаях достаточно лишь лёгкого макияжа, в других, когда усопший был серьёзно травмирован, может потребоваться восстановление лица.

— Люди умирают в разных обстоятельствах, — говорит женщина. — Был случай, когда девушка отдыхала во Вьетнаме и заболела гриппом. Она не придала этому значение и сразу после отдыха полетела на свадьбу к своей подруге в Сибирь, где и скончалась. Эта болезнь её буквально «съела»: лицо её было всё в трещинах. Чтобы восстановить его, мне пришлось потратить около двух часов — зашивать раны, с помощью специального воска моделировать лицо заново. А затем уже гримировать специальной косметикой.

Читайте также:  Методы обследования и диагностика волос

Оксана говорит, что, проработав на кладбище несколько лет, чаще стала задумываться о том, что в этом мире все мы не вечны.

Как объясняет Оксана, обычная косметика не подходит для усопших, так как предназначена для нанесения на тёплую кожу. Для усопших тонатопрактики используют так называемую аэрокосметику: распыляют её при помощи аэрографа, а потом наносят сам грим — румяна, помаду, тени.

— Для меня каждый сложный случай — это возможность повысить свой профессиональный уровень, — говорит Оксана. — Если передо мной будет стоять выбор сделать макияж пожилому человеку или молодому, то я выберу второй вариант. Потому что, к примеру, лицо ребёнка, чтобы он выглядел, как ангелочек, в разы сложнее сделать, чем нанести макияж бабушке.

В плохие приметы не верю

Корреспонденты «МОЁ!» спросили Оксану, как относятся к её профессиональным занятиям родственники и друзья. Женщина ответила, что они её не понимают:

— У меня дочка живёт в Москве, работает в сфере индустрии красоты. Она постоянно говорит: мама, ну зачем тебе это, ведь ты же можешь делать красивыми живых людей! Я ей отвечаю: живых людей красивыми многие хотят делать, а мёртвых — единицы. Вот мне и хочется облегчить хоть немного горе тех, кто потерял близкого человека. Хочется, чтобы в последний день люди запомнили лицо своего родственника таким, каким оно было при жизни.

Отложила ли какой-то отпечаток на характер Оксаны такая специфическая профессия? Женщина говорит, что особых изменений в себе не видит. Только чаще стала задумываться о том, что в этом мире мы не вечны.

— Когда где-нибудь вижу, как парень и девушка ругаются друг с другом, мне хочется подойти и сказать им: «Что за глупость! Надо не ругаться, а радоваться тому, что вы есть друг у друга, дарить радость, улыбки, жить, наконец!», — говорит Оксана.

В конце беседы мы спросили Оксану, как она относится к суевериям, связанными с покойниками. К примеру, что если волос человека, прощающегося с усопшим, или какая-нибудь его вещь упадёт в гроб, то жить ему не долго.

— Ох, сколько раз мои кисточки падали в гроб, — смеётся Оксана. — Если бы эти приметы сбывались, все бы мои коллеги давно были бы на том свете. Но мы и на этом ещё поработаем!

Читайте также

u0423 u043fu043eu0434u0440u0443u0433u0438 u043eu0447u0435u043du044c u0442u044fu0436u0435u043bu043e u0443u043cu0438u0440u0430u043bu0430 u043cu0430u0442u044c u043eu0442 u0440u0430u043au0430.u0414u0432u0430 u0434u043du044f u0442u043eu043bu044cu043au043e u0430u0433u043eu043du0438u0438,u0430 u0434u043e u044du0442u0438u0445 2u0445 u0434u043du0435u0439 u043du0435u0434u0435u043bu044f u043eu0442u043au0430u0437u0430 u043eu0442 u0435u0434u044b,u043fu043eu0442u043eu043c u0438 u043eu0442 u0432u043eu0434u044b.u041au043eu0433u0434u0430 u0438u0441u0442u0435u043au0430u043b u0432u0442u043eu0440u043eu0439 u0434u0435u043du044c u0430u0433u043eu043du0438u0439 u043du0430 u043du0435u0435 u0441u0442u0440u0430u0448u043du043e u0431u044bu043bu043e u0433u043bu044fu0434u0435u0442u044c.u0418 u0435u0441u043bu0438 u0431 u044f u043du0435 u0437u043du0430u043bu0430,u0447u0442u043e u044du0442u043e u043eu043du0430,u0442u043e u043du0438u043au043eu0433u0434u0430 u0431 u043du0435 u0443u0437u043du0430u043bu0430.u041du0438u0447u0435u0433u043e u043eu0431u0449u0435u0433u043e u0441 u0442u043eu0439,u0447u0442u043e u043fu0440u0438 u0436u0438u0437u043du0438.u0421u0442u0440u0430u0448u043du043eu0432u0430u0442u043e u0431u044bu043bu043e. u043du043e u0432 u043cu043eu0440u0433u0435 u0435u0451 u043fu043eu0434u043au0440u0430u0441u0438u043bu0438,u0438 u0434u0430u0436u0435 u0445u0443u0434u043eu0431u0443 u043au0430u043a u0442u043e u0441u0443u043cu0435u043bu0438 u0441u043fu0440u044fu0442u0430u0442u044c,u0441u043cu043eu0442u0440u0435u043bu0438 u0441 u043eu0431u043bu0435u0433u0447u0435u043du0438u0435u043c u043au043eu043du0435u0447u043du043e.u041eu0436u0438u0434u0430u043bu0438 u0443u0436u0430u0441,u0430 u0432u044bu0448u043bu043e u0438u043du0430u0447u0435.u0418 u0441u043fu0430u0441u0438u0431u043e u0437u0430 u044du0442u043e.u041fu043bu0435u0432u0430u0442u044c ,u0440u0435u043au043bu0430u043cu0430 u044du0442u043e u0438u043bu0438 u043du0435u0442,u0430 u0442u0440u0443u0434 u043du0443u0436u043du044bu0439. “,”comment_image”:false,”comment_otvet”:false,”forma_otvet”:””,”user_rank”:””,”count_likes”:””,”has_like”:false>,<"id":6770105,"user_photo":"https://moe-online.ru/themes/default/front/img/avatar_default.png","user_url_page":"#","user_name":"u0413u043eu0441u0442u044c","created_at":"20.03.2019 12:26","text":"

u041eu043au0441u0430u043du0430 u0432u044b u043cu043eu043bu043eu0434u0435u0446! “,”comment_image”:false,”comment_otvet”:false,”forma_otvet”:””,”user_rank”:””,”count_likes”:””,”has_like”:false>]>” :count_comments=”44″ :user=”<"status":"0","photo":"https://moe-online.ru/themes/default/front/img/avatar_default.png","name":"u0413u043eu0441u0442u044c">” :userbanned=”<"status":0>” :material=”1014930″ :commentactive=”1″ :offset=”5″>

Самое читаемое

ТОП-5. Город

Ещё 4 человека заболели коронавирусом в Воронежской области

Вход в здание воронежской ГИБДД залили кровью

Названы признаки коронавируса у заболевших воронежцев

В Воронежской области госпитализированы ещё 7 человек с подозрением на COVID-19

Стали известны личности воронежцев, заболевших коронавирусом

Красота«К мёртвым меня тянуло
с детства»: Я готовлю покойных к похоронам

Чем занимаются танатопрактики

Когда мы говорим о сфере ритуальных услуг, мы нередко ассоциируем её с чем-то мрачным и неприятным, и мало кто может себе представить, что люди, каждый день работающие с покойниками, могут получать настоящее удовольствие от того, что делают. Танатопрактик Оксана Томилина занимается подготовкой тел к похоронам: бальзамирует, одевает и делает макияж покойным так, чтобы родные запомнили их красивыми. Мы поговорили с Оксаной о детских мечтах, смерти и танатокосметике.

Интервью: Саша Кокшарова

Мечта из детства

По трудовой книжке я санитар морга. Эта работа занимает бо́льшую часть моего времени. В мои обязанности входит полная подготовка тела к церемонии прощания: я помогаю патологоанатомам провести вскрытие, ушиваю и обмываю тела покойников, укладываю их в гроб и выношу в ритуальный зал для церемонии прощания. По желанию заказчиков делаю бальзамацию и наношу посмертный макияж (такие услуги в морге оплачиваются отдельно. — Прим. авт.). Ещё я работаю как частный танатопрактик: в разных моргах Москвы или в других местах, где хранится тело, иногда даже в катафалках. Могу уехать в командировку в любую точку России, если мне оплачивают дорогу. Занимаюсь всем: от посмертных масок, косметики и реконструкции тела до дезинфекции и уборки помещений, в которых долго находились тела умерших. Дополнительно я подрабатываю моделью, но это скорее хобби: соглашаюсь только на те съёмки, которые мне интересны. И ещё — совсем немного рисую, очень редко делаю портреты на заказ.

Я с детства отличалась взбалмошным характером и протестовала, когда мне что-то не нравилось. У мамы для меня была подготовлена чёткая программа жизни: юбочки, куколки и плюшевые игрушки, — а я мечтала о пистолетике и машинке. Когда у меня появились первые карманные деньги, которые мне давала бабушка, я купила себе игрушечный автомат с лазерным прицелом — сидела на крыше дома и пыталась во что-то стрелять, хотя гулять на улицу меня выпускали не слишком охотно. Несмотря на то что наш город был маленький, на улице было небезопасно, и на каникулы я приезжала к бабушке.

Я норовила подержать покойника за руку, поправить волосы, подоткнуть покрывало. Похоронные процессии
с оркестром и цветами меня тоже завораживали

Она жила в доме, который заселили бывшими заводчанами, в основном преклонного возраста. Часто умирали соседи, а к похоронам готовились всем домом. Тело покойника оставалось в квартире. Родственники сами обмывали его, одевали, клали в гроб, и трое суток по православным канонам тело лежало дома. Насколько я помню, в первый раз я увидела покойника, когда мне было пять или шесть лет. Меня пытались выгнать из комнаты, где лежало тело, а я очень хотела там побыть. Я не могу это объяснить, но помню то чувство: я как будто была на пороге какого-то важного открытия, испытывала восхищение. Гробы обычно ставили на стол или на табуретки, и я вставала на носочки, чтобы увидеть лицо усопшего. Потом бабушка заметила, что я норовила подержать покойника за руку, поправить волосы, подоткнуть покрывало. Конечно, бабушка была в шоке. Похоронные процессии с оркестром и цветами, которые раньше ходили в маленьких городах, меня тоже завораживали. Я прилипала к окну, когда их видела.В этом страшно признаться, но к мёртвым меня тянуло с детства.

Когда умерла моя бабушка, меня совсем переклинило. Меня вообще нельзя было оттащить от комнаты, где лежало её тело. А она продолжает помогать мне и после своей смерти. Восемь лет назад я приехала на могилу к бабушке с единственной целью: мне нужно было, чтобы она дала мне вектор. Я тогда уже жила в Москве, но никак не могла найти себя, притом что я всегда была трудоголиком и начала подрабатывать с двенадцати лет. Начала с того, что работала флористом, была дизайнером интерьеров, менеджером, даже продавала диваны, а потом работала помощницей продюсера. У меня были силы и желание работать, но я не знала, что делать дальше — всё это было не моё. В тот визит к бабушкиной могиле я очень долго плакала.

Санитар морга

На следующий день я вернулась в Москву. Я тогда жила с подругами в съёмной квартире. Когда я зашла домой, я сразу увидела на тумбочке визитку ритуального агента. Помню, что закричала: «Бабы, все живы?» Оказалось, что моя соседка познакомилась с парнем и он оставил ей эту визитку. Я попросила её, чтобы она связала меня с этим человеком. Через несколько часов у меня было собеседование, а на следующий день я была принята на работу ритуальным агентом. Так, будто по пинку своей бабушки, я нашла любимую работу и человека, с которым прожила пять лет.

Когда я работала в ритуалке, я часто просила у знакомых санитаров в моргах дать мне какое-нибудь поручение — очень хотелось работать именно с телом. Они по-доброму смеялись надо мной, и тогда я не могла даже подумать, что стану танатопрактиком. Однажды приехала в морг, где работал санитаром мой хороший друг, и пока мы пили с ним кофе, я обмолвилась о своей мечте. Тогда он стал учить меня основам бальзамации: сначала в теории, потом показал на теле, что нужно делать, а потом дал мне инструменты. И когда я начала бальзамировать сама, он посмотрел на это и сказал: «Ты ведь это уже делала».

Вывернутые и выдернутые суставы, артриты, растяжения — это классика моей работы. Все слышали,
что покойников тяжелее носить:
это связано с тем, что мышцы после смерти полностью расслабляются

Тогда я ушла из ритуалки и устроилась работать санитаром в морг, где была свободная вакансия. Примерно тогда же на меня по сарафанному радио посыпались частные заказы, мир ритуала очень тесен. Есть несколько коллег в России, которым я могу позвонить в любое время дня и ночи, спросить о нюансах бальзамации или обменяться эмоциями по поводу новой танатокосметики. Я самоучка, но через год после того, как начала работать в морге, я поехала в Новосибирск, к Сергею Якушину (основатель частного новосибирского крематория. — Прим. авт.), который делает очень много для развития культуры ритуального бизнеса в России. Там я и получила диплом о прохождении курсов танатопрактиков.

В основном коллеги меня ненавидят, особенно мужчины. Я так до конца и не поняла почему. С другой стороны, какой у вас возникает образ, когда вы слышите словосочетание «санитар морга»? Наверняка вы думаете, что это крепкий небритый мужик с перегаром. Вот такие мужики работали по десять, двадцать лет и ничего не умели делать, а тут пришла я, «какая-то выскочка» — много раз мне говорили так в лицо. Женщин среди танатопрактиков действительно очень мало, чаще всего они занимаются только нанесением косметики. Я думаю, причина в том, что это тяжёлая физически работа. Несколько дней назад я готовила к прощанию тело мужчины с пятьдесят шестым размером одежды. Казалось бы, не самый крупный человек, но пока я его готовила и укладывала в гроб, потянула обе руки и защемила мышцу на спине. Про три сломанных ногтя вообще молчу. Вывернутые и выдернутые суставы, артриты, растяжения — это классика моей работы. Все слышали, что покойников тяжелее носить: это связано с тем, что мышцы после смерти полностью расслабляются и тело обмякает. Таскать мёртвые тела жутко неудобно.

Посмертный макияж

Когда я еду на заказ как частный танатопрактик, я беру с собой всё, что мне может понадобиться, необходимые инструменты и косметика занимают заднее сидение машины и багажник. Моя задача заключается не в том, чтобы сделать так, чтобы покойник был максимально похож на живого человека, а в том, чтобы создать новый образ. Я всегда прошу родственников дать как можно больше прижизненных фотографий погибшего для того, чтобы попытаться воспроизвести мимику, но это практически невозможно.

Для посмертного макияжа я использую специализированную танатокосметику, театральный грим и гражданскую косметику. Аэрокосметику я выбираю очень редко: только в тех случаях, когда кожа очень сильно повреждена и уже начала гнить, тогда работать спонжем или кисточкой уже невозможно. В этих случаях косметика наносится с помощью аэрографа — это специальное портативное устройство, которое распыляет средство равномерно и не травмирует кожу ещё сильнее. Главный минус — скудный выбор цветов.

Если всё сделать правильно, то близкие будут смотреть на покойника и видеть, что дорогой им человек улыбается. Задача танатопрактика — помочь близким усопшего легче перенести боль

Когда я работаю с телами женщин, для посмертного макияжа я использую ту гамму, в которой они красились при жизни, и я обязана подобрать цвета тон в тон. В таких случаях спасает только гражданская декоративная косметика. Я использую только люкс: он всегда хорошо наносится и не скатывается. Театральный грим я использую, если нет цели сохранить тело надолго, но нужно камуфлировать кожу. Набор, который я вожу с собой, стоит около двухсот пятидесяти тысяч рублей. Кроме косметики мне нужны специальные средства для скульптурирования и реконструкции тела. Например, баночка воска в пятьсот граммов стоит три с половиной тысячи рублей. И это только одна из десятка баночек, которые есть в моём арсенале. Ну и конечно, всегда должны быть инструменты для бальзамации. Например, игла троакар для откачивания лишних жидкостей из тела стоит двадцать пять тысяч рублей.

К сожалению, далеко не все люди понимают, чем я занимаюсь, и я часто слышу вопросы из разряда: «Да какая разница, как накрасить покойницу?» Разница есть. Если всё сделать хорошо и правильно, то близкие будут смотреть на покойника во время прощания и видеть, что дорогой им человек улыбается, что у него расслабленная поза и идеальный цвет лица. Тогда разум обманывает людей — так заглушается боль утраты. Задача танатопрактика — помочь близким усопшего легче перенести эту боль. Я делаю так, что во время похорон родные не видят мучений, которые перенёс человек в агонии смерти. Увы, смерть редко бывает красивой. Кстати, живых я красить не умею. Мои подруги часто возмущаются: «Ты этих красишь, а мы чем хуже?» Я пробовала рисовать стрелки, но получалось криво. Могу только замазывать синяки после посещения косметолога.

Читайте также:  Стиль нормкор и мода в Советском Союзе

Уважение к покойным

Я бы сказала, что в России с похоронным бизнесом дела обстоят плохо. Близкие каждого умершего должны пользоваться услугами санитаров морга или вызывать частного танатопрактика, но это правило не соблюдается. Объём работы по бальзамации зависит от состояния тела и от задач, которые ставит перед собой бальзамировщик. На какой срок надо сохранить тело? В каких условиях оно будет храниться? В любом случае самое главное при подготовке тела — это безопасность ритуала прощания, потому что мёртвое тело является потенциальным рассадником инфекционных болезней. Если тело будет отправлено самолётом или Грузом 200 — обязательно должна быть справка о бальзамировании.

В прошлом году я готовила к похоронам тело мужчины из США. Это был один из самых непростых заказов, потому что США в плане бальзамации впереди планеты всей: там полная бальзамация — это как почистить зубы. Заказ был сам по себе очень сложный: мужчина был очень отёкший и наполовину лысый — это страшный сон для танатопрактика. Если бы он был совершенно лысый, я бы просто полностью покрасила голову. Если бы у него была сохранившаяся шевелюра — сделала бы аккуратную границу линии роста волос косметикой, и всё было бы нормально. А лысеющему человеку надо и кожу закрасить, и волосы оставить. Ещё сложность была в том, что тело неделю лежало у меня в морге и после бальзамации его ещё почти неделю транспортировали на самолёте в США. Телом я занималась в общей сложности пять часов — на один только макияж ушло полтора часа. Тогда я не спала четвёртые сутки из-за работы и уже готова была упасть от изнеможения и нервов, но потом переводчик передал мне слова родственников: «Спасибо, что вы всё сделали в самом лучшем виде». Такие слова из уст американцев — лучшая благодарность.

Я влюблена в свою работу и не вижу себя в чём-то другом. Тяжело только тогда, когда родственники неадекватно относятся либо к умершему, либо ко мне

За годы работы у меня не было ни одного косяка, хотя я каждый раз волнуюсь, когда жду оценки родственников. Я ко всем заказам стараюсь относиться одинаково. Недавно с коллегами в морге рассуждали о том, каким нужно быть бездушным человеком для того, чтобы вскрывать тело ребёнка и ничего не чувствовать. Честно говоря, я не вижу особой разницы между мёртвыми взрослыми и детьми. К взрослым, наверное, даже больше жалости — у них уже есть накопленный жизненный опыт и личная история.

Когда мне кто-то из знакомых в очередной раз начинает говорить, какая у меня морально тяжёлая работа, я отвечаю, что мне не тяжело. Я влюблена в свою работу и не вижу себя в чём-то другом. Тяжело только тогда, когда родственники неадекватно относятся либо к умершему, либо ко мне. Я считаю, что вне зависимости от того, сколько у человека денег, сколько родственников будет на прощании, похороны должны проходить достойно. Если у людей нет денег на новое облачение для покойника, то это могут быть старенькие вещи, хотя бы заплатанные, но главное, чтобы они были чистыми. Мне кажется странным предупреждать людей о том, что нужно приносить для покойника чистую одежду. Я никогда не забуду, как ко мне в морг привезли тело мужчины, которому было лет пятьдесят. Безутешная вдова рыдала, общаться с ней было невозможно, мы еле успокоили её и выдали список вещей, которые нужно принести для подготовки церемонии прощания. Она принесла вещи, и мы с коллегой, когда начали одевать покойника, обнаружили, что все вещи были нестираными. Мне было очень жаль того мужчину, но, к сожалению, такое отношение встречается сплошь и рядом.

Грим и косметика для посмертного макияжа. Особенности и техника использования. Алексей Ростовцев, Новосибирск

В распоряжении визажиста имеется огромный выбор косметических средств для посмертного макияжа. Но важно помнить, что количество – не всегда качество. Много косметических средств на лице умершего может до неузнаваемости изменить облик покойного, придать ему нежелательный эффект искусственности. Излишки грима скапливаются в естественных складках кожи, а удаление его связано с техническими трудностями, связанными с тем, что мертвая кожа теряет эластичность, упругость и во время такой процедуры может легко повредиться. Избыток косметики следует удалять ватными тампонами, которые должны быть туго скрученными. Это необходимо для того, чтобы на гриме не оставались волокна тампона.
Косметические средства, используемые для посмертного макияжа, должны быть максимально приближены к естественным оттенкам. Тушь на ресницы следует наносить легкими мазками. Не рекомендуется использовать темные румяна – особенно под глазами. Несоблюдение этого правила может привести к созданию слишком мрачного облика. Нежелательно использовать тени с перламутровым оттенком, которые придают лицу умершего ощущение праздничности, что в данной ситуации неуместно.
Стойкость косметических средств не имеет большого значения, если, конечно, перед визажистом не поставлена задача подготовить тело к прощанию с поцелуями лица. В таких случаях следует использовать косметику не сухую, а на мазевой основе. Но у мазевых средств есть недостатки, о которых пойдет речь ниже. Питательные свойства косметики также избыточное свойство в наших случаях. Хотя в литературе имеются указания на то, что кремы с витаминами Е, А, микроэлементами, жирами позволяют добиться легкого консервирующего эффекта и несколько «освежить» кожу за счет предохранения обезвоживания и ее «оседания», истончения. Специальные, то есть профессиональные косметические средства в свете современных разработок сочетают в себе свойства корректора кожи, воска, клея, традиционной простой косметики и грима, легкого консервирующего эффекта и антисептика. Образцы такой косметики уже имеются в продаже в Америке, Италии, Франции, Англии.
Одно из основных требований к косметике – срок годности. Признаками того, что косметическое средство имеет истекший срок годности, являются изменения его первоначальных свойств: растрескивание, расслаивание, сухость, в результате чего средство начинает крошиться. Понятно, что такое средство уже непригодно для работы. Средство также непригодно для работы в случае появления запахов, ей несвойственных – это верный признак того, что добавленные в косметику консерванты (они добавляются абсолютно во все косметические средства) перестали справляться с натиском миллионов бактерий, которые попадают в емкость с косметическим средством в момент первого ее открытия.
В связи с тем, что в морге на стенах, мебели, секционных столах, на самом лице покойного имеется в десятки раз больше патогенных микроорганизмов, то срок годности обычной косметики вместо положенных 36 месяцев сокращается вдвое, а то и втрое. Косметика просто загнивает, покрывается плесенью или грибками. Это еще одна причина, почему следует переходить на работу с профессиональной косметикой для похоронного дела, которая содержит много больше консервирующего состава.

РУМЯНА
Румяна, используемые в процессе нанесения посмертного макияжа, могут быть сухими, либо на мазевой основе, либо жидкими. К румянам, как и ко всем косметическим средствам, используемым для посмертного макияжа, предъявляются определенные требования – они должны легко растушевываться. Роль румян в посмертном макияже, в каком-то переносном смысле – оживить лицо, приблизить облик к прижизненному.
Неправильно подобранные румяна могут привести к искажению облика умершего. Наносят румяна в завершающую стадию гримирования лица. Важно не переусердствовать с количеством румян. Если все же вы нанесли слишком много румян – припудрите эту область сверху рассыпчатой пудрой. Жирные румяна, хорошо растушеванные, выглядят более естественно на мертвом лице.

КОРРЕКТОР
Корректор – специальный крем или карандаш, позволяющий скрывать трупные пятна, ссадины, другие дефекты кожи и обладающий свойствами антисептика. Последнее особенно важно в посмертной косметике.
В обычной косметике, используемой для макияжа лица живого человека, цвет корректора выбирается, как правило, на тон светлее кожи человека. Но это правило не применимо в посмертном макияже – в данном случае тон корректора берут на один, два и больше тонов темнее, чем мертвая кожа лица. Это связано с температурой тела, которая равна температуре окружающей среды (а то и ниже, если тело находилось в холодильной камере).
Секрет работы с корректором в правильном подборе цвета, помогающего скрыть дефекты кожи мертвого лица. К примеру, зеленый снимает покраснение кожи, скрывая поврежденные сосуды; голубой оказывает отбеливающее действие; белый поможет скрыть темные круги под глазами, «оживит» потускневшую кожу; сиреневый придаст пожелтевшей коже живой цвет.
Корректор – хорошая основа и его наносят под макияж. Перед наложением корректора некоторые специалисты рекомендуют смазать лицо вазелином, либо иным средством на жирной основе, чтобы приостановить дегидротизацию кожи.
Избыток средства удаляется, после чего можно приступать к наложению общего тона.

ТОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
В зависимости от причины смерти и положения тела до его обнаружения (когда трупные явления уже сформировались) лицо может приобрести неестественную форму – плоскую, расплывчатую, одутловатую, заостренную; может быть асимметрия лица. Справиться с этими дефектами помогут тональные средства, которые придают коже ровный цвет и гладкость. Используя два тона, легко добиться желаемого оттенка, а главное, можно корректировать форму лица, что в посмертном макияже бывает очень важно.
Одно из тональных средств – пудра – выпускается в виде порошка или в прессованном виде, так называемая компактная пудра. Для посмертного макияжа предпочтительна порошковая форма пудры, так называемая рассыпчатая пудра, так как она наилучшим образом позволяет сделать тщательный макияж. Такая пудра наносится на кожу лица «вбиванием» в кожу, попадая во все мелкие поры и трещины. Излишки пудры удаляют при помощи косметической кисти.
Кроме того, порошкообразная пудра обладает свойством впитывать жир и фиксировать грим. Компактная пудра и крем-пудра требуют втирания, в чем и состоит их недостаток, учитывая вышеизложенные особенности трупной кожи.
Однако порошковая пудра может применяться только на сухом лице. При этом необходимо выяснить, подвергалось ли тело аутопсии и бальзамированию, или нет. Если тело перед посмертным макияжем было забальзамировано с нарушением техники бальзамирования (в частности, проколы на лице производились через кожу, а не через слизистые оболочки), бальзамирующий раствор вводился в избыточном количестве, то велика вероятность того, что бальзамирующий раствор даже при незначительном внешнем воздействии будет свободно истекать из мест проколов и через естественные отверстия лица. Это в свою очередь приведет к тому, что порошковая пудра, использовавшаяся при посмертном макияже, расплывется, оставляя на лице темные полосы и пятна.
В случаях, когда тело подвергалось аутопсии и бальзамированию, рекомендуется использовать крем-пудру или компактную пудру, которые обладают водостойкостью. Этим же свойством обладают стойкие румяна и несмываемая помада, хотя такую косметику труднее растушевывать. Необходимо учитывать, что в случае применения кремообразной помады в тюбиках и кисточки трудно цветом замаскировать поврежденные, высохшие, посиневшие губы, поскольку в такой помаде много жира и красящего пигмента, в результате чего все вышеперечисленные недостатки могут усиливаться. Что касается несмываемой помады, то она не оседает в трещинах губ, а это очень важно. Удобен в работе визажиста и контурный карандаш для губ – он не дает помаде размазаться и выйти за его контур. Также применяются и другие средства: карандаш для бровей, корректирующий их форму; тени для бровей, которые могут служить заменителем карандаша при работе с густыми бровями; тушь для ресниц.

ВЫБОР ЦВЕТА
В посмертной декоративной косметике есть правила, которые нельзя нарушать. Одно из них касается выбора тонального средства. Здесь категорически запрещено экспериментировать. Цвет всегда должен быть приближен к цвету кожи на мертвом лице. Правила очень простые.
Темная кожа требует теплого бежевого, золотисто-коричневого, бордового, терракотового и даже бронзового цвета. Румяна должны быть в этом случае коричневые или пастельные, помада – розово-лиловая, темно-бордовая; тени для век – темно-красные, бордовые, глубокие теплые цвета, голубые. Важно помнить, независимо от цвета кожи тон румян должен подходить к помаде. Что же касается теней для век, то традиционное правило: тени должны соответствовать цвету глаз в посмертном макияже несостоятельно по понятным причинам – у покойника глаза закрыты. Поэтому при выборе теней следует исходить из цвета тонального средства – они должны, как правило, принадлежать одной цветовой группе и чаще всего должны быть теплых оттенков.
Смуглая кожа требует применения насыщенных лиловых, золотистых тонов, румяна должны быть рыжевато-коричневые; помада – лилово-розовая, светло-бежевая; тени для век – светлые, коричневато-оранжевые, розово-белые.
Восточный тип лица со смуглой кожей требует применения теплого цвета – абрикосового, терракотового, цвета слоновой кости, который оживит цвет лица; возможен мягкий светло-розовый цвет румян; помада – кремово-бежевая (смягчает цвет лица); тени для век – медные и золотые, коричневато-рыжеватые, абрикосовые.
Светлой коже подходят нейтральные тени и помада насыщенных цветов; тональные средства – цвета слоновой кости; румяна – светло-коричневые, терракотовые; помада – ярко-красная (придает губам объем), красная с золотым отливом; тени для век – светло-лиловые, светло-оранжевые, желтые.
Темно-русым волосам подходят теплые цвета – терракотовый, персиковый, светло-коричневый, тон – цвет охры; румяна – абрикосовые, светло-коричневые; помада – красно-оранжевая, светло-красная; тени для век – «какао» и «белое золото» (создают нежный естественный облик), темно-серые.
Рыжим волосам подходят все теплые тона: румяна – абрикосовые, рыжевато-коричневые; помада – светло-бежевая, кирпично-красная; тени для век – дымчатые, темно-коричневые, светло-коричневые, теплые натуральные оттенки.
Для светлых волос необходимы мягкие, пастельные оттенки, светло-бежевый тон; румяна – абрикосовые, розовые; помада – ярко-розовая для нежного, светлого облика, розово-коричневая; тени для век – светло-розовые, небесно-голубые.
Мы не касались особенностей посмертного макияжа в случаях, когда требуется предварительная серьезная реставрация лица (восстановительная, заместительная и прочее). Это тема последующих публикаций.

Читайте также:  2 признака того, что вам показана ринопластика

Алексей РОСТОВЦЕВ, сертифицированный визажист-гример

Полную версию материала читайте в полиграфической версии журнала

Макияж для покойника

Бог смерти Танатос имеет своих наместников на земле. Это весьма малочисленная группа людей, которые, однако, выполняют важную функцию – готовят умерших к их последнему путешествию, причем работают непосредственно с телом усопшего. Кто-то относятся к ним с опаской, кто-то – с некоторой долей брезгливости. И, тем не менее, именно им большинство людей доверяют заботу о своих близких накануне похорон. Секреты бальзамирования и погребального грима в материале корреспондента сайта VSE42.Ru.

В России тема смерти все еще остается очень закрытой. Она окружена многочисленными суевериями и страхами. Несмотря на то, что и наука, и религии на протяжении сотен лет делают попытки раскрыть тайну “загробного мира”, каждый раз, сталкиваясь с темой смерти, человек оказывается перед лицом пугающей неизвестности. А уж если говорить о, казалось бы, вполне естественных биологических процессах, происходящих в теле умершего, подробно описанных и объясненных учеными, у большинства людей они вызывают ужас.

Тем не менее, танатопрактик (специалист, который производит бальзамирование и делает усопшему посмертный макияж) Мария Малетина ежедневно не только видит смерть, но и прикасается к ней. К тому же Мария любит свою работу и постоянно совершенствует профессиональные навыки. Ведь именно от ее мастерства зависит то, как будет выглядеть усопший в момент прощания с ним родственников, друзей, знакомых. Люди умирают в разных обстоятельствах. Их лица бывают обезображены болезнью, тяжелыми травмами. И если покойному, скорее всего, уже все равно как он выглядит, то для близких людей будет лучше запомнить его лицо красивым, таким, каким оно было при жизни.

– Чем раньше покойный попадет ко мне в руки, тем лучше. Ведь через 24 часа после наступления смерти тело начинает разлагаться, появляются трупные пятна, выступает жидкость. А чем дольше мертвый человек находится без должного ухода, тем сложнее потом скрыть все дефекты, даже несмотря на то, что технологии бальзамирования и гримирования умерших сегодня находятся на очень высоком уровне, – говорит Мария Малетина.

Сохранить тело на протяжении длительного времени позволяет процедура бальзамирования. Оно бывает нескольких видов. Например, полостное бальзамирование, когда обрабатывается полость тела. Другой вид – артериальное бальзамирование, когда специальный раствор вводится в сосудистую систему человека. Они дают возможность не погребать усопшего от десяти до тридцати дней. Это позволяет транспортировать покойного в другой город или страну. Иногда религиозный обряд требует длительного пребывания умершего человека в домашних условиях. И здесь бальзамирование незаменимо.

Есть и так называемая поверхностная бальзамация. Она применяется к тем частям тела, которые при прощании с покойным остаются открытыми: лицо, декольте, кисти рук. Эта процедура предшествует нанесению грима. Усопшему делают специальные маски на основе формалина. Они разглаживают морщины и придают коже относительно здоровый розоватый цвет. Маски помогают скрыть трупные пятна.

Для каждого конкретного случая танатопрактик подбирает свой метод бальзамирования, рассчитывает необходимое количество раствора и его концентрацию. Сложность процедуры определяет ее стоимость. Так в Кемерове артериальное бальзамирование обойдется в 4 200 рублей, а полостное в 3 100 рублей. Частичное бальзамирование стоит 2 700 рублей. Отдельная обработка кистей рук обойдется в 1 800 рублей.

– И, конечно, сохранность тела зависит от условий, в которых оно находится после проведения процедуры бальзамирования. В прохладном помещении процесс разложения будет идти медленнее, – поясняет Мария Малетина.

После бальзамирования танатопрактик приступает к нанесению грима. Косметика мертвого человека отличается от косметики живого.

– Обычная, декоративная косметика не подходит для нашей работы. Ведь она предназначена для нанесения на теплое тело. А кожа покойного холодная. На нее обычная косметика не ложится, скатывается, полосит, – рассказывает Марина Малетина.

Танатопрактик пользуется специальными средствами иностранного производства. Среди них тональные кремы, помады, тени. Чтобы добиться ровного естественного тона кожи, Марина использует аэрокосметику. Она распыляется на кожу при помощи аэрографа. Такая технология незаменима в случаях, когда покойный попадает к танатопрактику с серьезными повреждениями, например, после катастрофы.

Танатопрактик тампонирует отверстия, аккуратно зашивает ранки на кожных покровах, а затем маскирует плотным слоем аэрокосметики.

– Люди умирают в разных обстоятельствах. Бывают случаи, когда приходится восстанавливать части лица: нос, глаз, ухо, губы. Я их вылепливаю из специального скульптурного воска, сверяясь с фотографией погибшего. Стремлюсь воссоздать форму, которая была при жизни. Если человек умер от рака и во время болезни сильно похудел, родственники просят, чтобы он выглядел как здоровый насколько это возможно. Тогда я тоже смотрю на фото и моделирую щеки, подбородок. Для близких важно запомнить человека таким, каким он был при жизни. А для меня каждый сложный случай – это возможность повысить свой профессиональный уровень, – говорит Мария Малетина.

Легкий грим усопшему танатопрактик делает в течение 10-15 минут. Тяжелые случаи могут занять больше часа, а иногда и несколько дней. Тогда грим делается в два этапа. В первый день тело бальзамируется, реставрируются повреждения. Во второй день накладывается непосредственно грим.

– Сейчас сделать грим усопшему просят практически все. Даже для тех женщин, кто при жизни не красился, требуется макияж, чтобы облагородить лицо, придать ему свежий тон, скрыть бледность, желтизну, красноту. Макияж нужен, чтобы сделать лицо “живым”, – объясняет Мария Малетина.

Грим наносится на шею, декольте, руки. Одним словом на все те части тела, которые остаются открытыми. Обработка современными составами позволяет брать покойного за руки, целовать, не боясь чем-нибудь заразиться. Ведь мертвое тело – это потенциальный источник инфекций. К тому же специальные составы нейтрализуют трупный запах, который не убрать с помощью обычной парфюмерии.

Мария Малетина работает танатопрактиком уже шесть лет. Она говорит, что сейчас люди стали спокойнее относиться к процедурам, которые есть в ее арсенале, приходят уже с конкретными пожеланиями, не стесняются задавать вопросы, не боятся. Танатопрактик делает умершим прически, причем, если требуется, довольно сложные: завивает локоны, плетет косы. Обычно это нужно молодым женщинам, девочкам. Помимо этого можно сделать стрижку, выщипать брови, сделать педикюр и маникюр с покрытием лаком. Мужчин бреют. Если носил при жизни усы или бородку, то подстригают по прижизненной фотографии. Оговариваются все нюансы. Если нет конкретных требований, то Мария самостоятельно делает макияж, учитывая цвет глаз, волос, одежды.

Например, стандартный набор услуг: минимальный макияж, санитарная обработка тела и хранение в течение суток обойдется близким покойного в 3 200 рублей.

Дополнительно можно заказать маникюр – 970 рублей, коррекцию бровей – 200 рублей, стрижку и укладку волос – 350 рублей, бритье лица – 220 рублей. Реставрация тела в зависимости от сложности обойдется от 5 000 до 12 000 рублей.

По словам Марии Малетиной, большинство людей подходят к ней со словами благодарности за выполненную работу, за заботу о близком человеке. Но есть и такие, кто ругает, проклинает, сетуя на дороговизну услуг. А ведь они даже не подозревают насколько сложную, иногда ювелирную работу делает специалист, чтобы их близкий человек хорошо выглядел во время прощания.

– Сейчас косметика стала разнообразной и позволяет добиваться высоких результатов в работе. Благодаря современным технологиям, я точно знаю, что и в каком случае нужно использовать, – объясняет Мария Малетина.

Девушка говорит, что хорошо бы составить каталог работ с фотографиями “до” и “после”, чтобы показывать разницу близким умерших. Это позволит им понимать всю сложность работы танатопрактика и каков в итоге будет результат. Но, по словам Марии и ее коллег, пока большинство кемеровчан к этому не готовы.

Бизнес идея № 1513. Косметика для покойников

Бизнес на мертвых считается вполне прибыльным делом. На смерти зарабатывают не только похоронные бюро, в последнее время предприниматели все чаще используют это печальное событие в качестве источника дополнительного заработка даже в далеких, на первый взгляд, от скорбной темы сферах.

Так, например, профессиональный гример из Японии Котоко Сато в сотрудничестве с фирмой Falf Inc. выпустила на рынок серию декоративной косметики Delfino для покойников.

Основными потребителями такой косметики для покойников являются естественно не сами умершие, а похоронные службы. Особенностью косметики Delfino является наличие в ее составе двуокиси титана и соединений серебра, которые обладают антибактериальными свойствами. Этот состав делает косметику Delfino первой в мире защитной косметикой, которая защищает от инфекций во время контакта с трупом .Стоимость набора декоративной косметики для покойных Delfino составляет 65 000 иен или 620 долларов. Котоко Сато проводит дополнительно еще и обучающие семинары в рамках Funeral Makeup Academy, на которых учит сотрудников похоронных служб и мастеров по гриму правильно использовать косметику Delfino.

По словам самой Котоко Сато, цель ее инновационной косметики для покойников сделать так, чтобы родные и близкие запомнили ушедшего таким, как будто он уснул. Потому что последний образ покойника они запоминают на всю жизнь. И этот образ должен быть приятным.

©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей

Другие идеи бизнеса в сфере моды и красоты:

Идея бизнеса: Килты от Стивена Вилегаса

Идея бизнеса: Модный блог о дурном вкусе

Идея бизнеса: Туфли собственного дизайна

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2020 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Техника креативности Илона Маска: искусство задавания вопросов

Как бы это заезжено ни звучало, но главный тренд современного бизнеса – это креатив. А в основе этого явления лежит не умение “выдавать что-то эдакое”, а умение задавать. Умение задавать вопросы.

Техника креативности “1000 идей для соцсетей”

Сегодня соцсети – это уже не столько место для общения, сколько пространство для самореализации, зарабатывания денег и славы. Но для всего этого нужно одно – интересный контент. Как его добывать?

Техника креативности “Сам себе бизнес-тренер” или “Шесть шляп мышления 2.0”

Что делать, когда под рукой нет креативной команды? Модифицируем всемирно известную техники креативности “Шесть шляп мышления” так, чтобы придумывать новые идеи можно было в одиночку.

Бизнес из Поднебесной-2019. 20 новых бизнес-идей из Китая

Больницы-автоматы, бьюти-боксы и продажа комплиментов о роскошной жизни для хвастовства в соцсетях. Подборка необычных идей и стартапов, которыми Китай удивляет мир в 2019 году.

Интерактив, астрология и конопля. 10 трендовых бизнес-идей в сфере косметики и парфюмерии

Умные зеркала для макияжа, возможность быстро вколоть ботокс с помощью мессенджеров, палитры теней для туристов и конопляный парфюм. Интересные идеи от бьюти-брендов и стартапов в сфере красоты.

Туфли-носки и тапочки с парктроником. 10 странных идей обуви

Обувь – один из тех предметов, на котором всегда ставились и будут ставиться творческие и научные эксперименты. Узнаем, чем уже удивила мир обувная отрасль в 2018 году.

Женский стартап: 31 свежая бизнес-идея для женщин

От российских мам-декретниц до крупных зарубежных проектов в женских видах бизнеса. Подборка новых видов женского предпринимательства, которые можно позаимствовать или использовать для вдохновения.

Бизнес-идея: 3D-скульптура вместо селфи

Благодаря американской компании ME3D в торговых центрах США появилась новая развлекательная услуга. Что-то вроде культовой кабинки для моментальных фотоснимков и селфи, но гораздо интереснее.

Бизнес-тренд: медитация

Существование в мире, сошедшем с ума, может смягчить медитация: сегодня это слово, импортированное с Востока на Запад и превращенное в необычную релаксацию, выливается в сотни бизнес-идей.

Бизнес-тренд: товары и сувениры с биометрическими узорами

Цепочки ДНК, мозговые и звуковые волны – это сегодня новые чернила, с которыми художниками создаются уникальные и персонализированные вещи. Вот несколько примеров того, как на этом делают деньги.

Продвижение со вкусом. 22 лучших инстаграм-аккаунта о кондитерском искусстве

Сегодня заниматься кондитерским делом и не иметь своего Instagram – просто неприлично. Примеры вкусных страничек от популярных кондитеров и обычных мам в декрете, которые иногда дают им фору.

Тренд “Водонепроницаемый бизнес”. Какие товары можно продавать в воде

Бренды периодически радуют нас не только новыми водонепроницаемыми гаджетами, но и нестандартной упаковкой к ним. “1000 идей” решил подумать, какие товары можно продавать и рекламировать в воде.

Бизнес идея №5715. Морской вибросейс: почему в море должно быть тихо

Способ сейсмического исследования морского дна с использованием пневматического оружия должен быть списан и забыт. Ученые констатируют: от деятельности человека в море становится слишком шумно.

35 новогодних рекламных видеороликов

Новый год — это время, когда тысячи брендов ломают мозг над тем, как создать самые запоминающиеся и трогательные видео, чтобы завоевать клиентов. Смотрим, что из этого вышло в 2016 году.

Бизнес-тренд “пет-терапия”: 6 примеров бизнеса

Что такое бизнес на пет-терапии? Вовсе не контактный зоопарк и развлекуха с удушением детьми кроликов и курочек с позволения мамочек. Контактировать с животными можно и не нанося им ущерб.

Ссылка на основную публикацию
×
×