Косметика в СССР – советская пудра и пудреницы

Макияж в СССР: что находилось в косметичке советской девушки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Женщины всех времен, независимо от статуса и положения в обществе, хотят быть красивыми. Добиться желаемого результата, изменить себя проще всего с помощью декоративных косметических средств, и так было всегда. Те дамы, юность и молодость которых прошла в Советском Союзе, не имели таких широких возможностей, как наши современницы. Этот период характеризуется тотальным дефицитом потребительских товаров всех видов, и косметика не стала исключением. Но эти неудобства не становились препятствием для представительниц прекрасной половины человечества. Каким образом они выходили из положения?

Краткая история косметической индустрии Советского Союза

Основными производителями косметики долгие годы оставались фабрики Москвы «Новая заря» и «Свобода», появившиеся в девятнадцатом столетии (середине), еще при царе, и национализированные в постреволюционный период. Первая фабрика – наследие лаборатории мыловарения, которая принадлежала Генриху Брокару (бизнесмену французского происхождения). Вторая открыта на базе организации, занимающейся выпуском парфюмерии и принадлежащей французу Альфонсу Ралле.

Все мы учили историю, читали литературу, смотрели фильмы о времени, когда строился коммунизм, где показано, что женщины работали так же тяжело, как и мужчины. Их образ жизни был аскетичным. Они не задумывались о способах сделать себя более привлекательными при помощи косметики. Для этого у них не оставалось ни сил, ни времени. Только в 30-х годах двадцатого века руководящий аппарат страны принял решение обратить внимание на вопросы личной гигиены.

После провозглашения соответствующего лозунга, изготовление моющих средств (сюда входят шампуни, а также туалетное мыло) существенно расширилось. Не осталась в стороне и косметическая декоративная продукция. Она производилась в больших количествах и стоила дешево. Были товары, которые продавались по цене, меньшей, чем их себестоимость. Цель этого – научить население страны ухаживать за собой. Для привлечения потребителей проводилась активная реклама косметики. Это были занимательные плакаты.

Несмотря на открытие в 50-60-х годах фабрик в больших городах, дефицит косметических декоративных товаров только возрастал. Некоторые продукты, разработанные в СССР, можно приобрести и сейчас. Фабрика «Свобода» функционирует и сегодня. Среди ее продукции есть как новые средства, так и те, что выпускаются по старым рецептам с небольшим усовершенствованием формулы.

1. Макияж глаз (тени, тушь, карандаши)

Советские девушки и женщины уделяли особое внимание глазам. Чтобы сделать их выразительнее, прибегали не только к декоративной косметике. Так как она была дефицитным товаром, а нередко и дорогим, в ход шла обычная художественная продукция.

Советские тени – это продукты фабрики «Рассвет». Наборы «Елена» включали в себя два оттенка или три. Иногда можно было встретить палетки с большим количеством тонов, но все яркие, перламутровые (розовый, голубой, зеленый фиолетовый). Со временем, все же появились коричневые тона и серые.

Среди импортной продукции, которую найти было не очень просто, можно назвать тени польского производителя Pollena Miraculum. Их палитра такая же экстравагантная, но качество на порядок выше. Во время перестройки появились тени из Польши Ruby Rose. Несмотря на широкий ассортимент цветов, качество их низкое. Тени быстро осыпались или же скатывались и выглядели неэстетично. Верхом мечтаний оставались итальянские косметические наборы Pupa, в которые входили не только тени, но и пудра и румяна.

Тушь в СССР – отдельный пункт. Многие женщины помнят шедевр отечественной косметической промышленности «Тушь для бровей и ресниц Ленинград». В небольшой картонной коробочке находился черный твердый кусок вещества и пластмассовая щеточка. Последняя забивалась уже после первого нанесения средства на ресницы. Часто дамы вместо нее использовали зубные щетки.
Перед нанесением на ресницы тушь сначала нужно было намочить водой. На практике же в нее просто плевали. После окрашивания ресниц их разделяли обычной иглой. Ресницы в итоге, действительно, приобретали шикарный вид. Но, так как тушь не была водостойкая, даже от повышенной влажности ресницы могли слипнуться, появлялись черные потеки. Ну а при попадании в глаза появлялись жуткие болевые ощущения.

Из импортных продуктов существовала тушь Louis Philippe, имеющая более высокое качество и выпускаемая в том формате, к которому мы уже привыкли.

С косметическими карандашами для стрелок дела обстояли крайне сложно. Единственно доступными были карандаши «Косметика». С их покупкой возникали затруднения, да и стоили они дорого (один рубль). Поэтому дамы нередко использовали обычные художественные изделия. Тени же могли заменить мелками, тем более, что по качеству то они особо не отличались.

2. Тональные средства времен наших бабушек и мам

В основном недостатки кожи старались скрывать публичные люди – актрисы, певицы. Обычные женщины к пудрам и основам относились с меньшим интересом, но некоторые средства и они использовали. Главным продуктом по уходу за кожей лица являлся «Детский» крем, который хорошо увлажнял и смягчал их. Кроме него были и другие крема, на натуральной основе, в частности «Ланолиновый», «Ромашка».

В качестве тональной основы выступал крем фабрики «Свобода» – «Балет». Средство имело слишком плотную и не очень приятную текстуру, которую можно сравнить с замазкой для окон, и ложилось на лицо, как маска, не пропускающая свежий воздух. Он был всего в одном тоне и применялся чаще для вечерних выходов. Особенно изобретательные девушки умудрялись разбавить средство и добиться другого оттенка, консистенции, смешивая его с обычным «Детским» кремом.
Второй продукт, «крем-пудра Жэмэ», был совместной разработкой производителя «Свобода» и фирмы L’Оreal. Отличался он более высоким качеством и ассортиментом оттенков – их было три:

  • бежевый;
  • персиковый;
  • натуральный (на прилавках магазинов появлялся чаще остальных).


Были и жидкие продукты во флакончиках из стекла, похожих на те, в которых продавали лекарства.

С пудрой дела обстояли намного проще, так как здесь был достаточно большой выбор. Все пудры были рассыпчатыми и относились к различным группам (А, Б, В, высшего качества), что зависело от содержания отдушки и размера частиц. Для кожи нормального и жирного типов производили специальную пудру с названием «Ленинградская». Модницам были доступны стандартные тона – рашель (желтый), персиковый, белый, натуральный, розовый. Состав средства стандартный для всех видов. Среди женщин особенно ценилась пудра, содержащая рисовую муку, которая позволяла добиться матирующего эффекта. В продаже же в основном были продукты, напоминающие меловый порошок. Естественно, они ничего не скрывали.

Это интересно! Об упаковке этого косметического продукта можно говорить долго. В довоенное время она изготавливалась из металла и даже серебра. На ней изображались картинки-символы той эпохи. Со временем их заменили картонные и пластиковые футляры. Кстати, спонжи или пуховки в комплект входили редко и купить их было сложно. Производители рекомендовали использовать вату для нанесения пудры. Считалось, что это намного гигиеничнее. Но вот сам процесс нанесения сложно было назвать простым.

Особенно желанным был товар французского производителя Lancome. В пластиковом корпусе черного цвета, на котором изображалась характерная золотистая розочка, кроме пудры были спонж для нанесения и зеркальце. Средство отлично ложилось, не осыпалось, но приобрести его было тяжело.

3.Помады и румяна

В Советском Союзе с помадами дела обстояли не намного лучше, чем со всем остальным. Выпускались они на фабриках «Невская косметика», «Новая Заря», «Северное сияние», «Свобода». Все тона – насыщенные (розовый, морковный, фиолетовый, все оттенки красного). С качеством, ароматом и привкусом женщинам тоже не повезло. Гигиенических помад и бальзамов на тот момент не существовало. Их заменял косметический вазелин в жестяных коробочках, которые очень сложно открывались.

Если девушке удавалось приобрести импортную помаду или же она ей очень нравилась, использовалась она до последней капли. В этом помогала обычная спичка, при помощи которой доставались остатки из тюбика.

Что касается румян, они выпускались насыщенных оттенков, кремообразные, достаточно жирные. Модницы пользовались ими и вместо помады или наоборот. Продукция была взаимозаменяема.

Несмотря на то, что советским женщинам приходилось прикладывать титанические усилия при нанесении макияжа, им удавалось подчеркнуть свою красоту, создавать новые образы, становиться увереннее и привлекательнее.

Недорогая косметика не всегда значит некачественная. Узнайте, как сократить расходы на косметические средства .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

10 самых любимых косметических продуктов, которыми пользовались в советское время

«Тайна Женщины» — так могли расшифровывать надпись «ТЭЖЭ» романтичные натуры, но на деле все было намного прозаичнее.

ТЭЖЭ — это Трест «Жиркость», который выпускал парфюмерную продукцию, а в 30-е годы, когда в стране решено было начать «движение за ликвидацию бескультурья в области личной гигиены», ТЭЖЭ по объемам производства обошел даже Францию и занял 3-е место в мире.

В то же время парфюмерное подразделение было передано фабрике «Новая заря», а производство туалетного мыла досталось фабрике «Свобода».

А тут на третьем этаже сияет вывеска —”Тэжэ” В. Маяковский: «История Власа — лентяя и лоботряса».

№ 1 Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц

Легендарная тушь была единственным средством для придания бровям и ресницам желаемой густоты и пышности. Помните жесткую щеточку и палетку с черной густой пастой, в которую нужно было поплевать? Красить необходимо было быстро, пока слюни в палетке не засохли. Из-за этого или из-за качества туши ресницы иной раз слепались, превращаясь в кашу, их разделяли иголочкой или булавкой. Смыть тушь с первого раза было почти нереально, ну а если она попадала в глаза, то ужасно щипала. Объяснялось это тем, что в состав туши входило обычное мыло, а не какие-то страшные химические вещества. Ну а если прочитать состав туши «Ленинградская» 1947 года выпуска, его можно назвать вполне натуральным: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, масло вазелиновое, сажа, отдушка.

№ 2 Пудра «Гвоздика», «Ландыш», «Сирень»

На протяжении многих лет пудра имела неизменный состав: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел и другие минеральные вещества. Но в отличие от туши для ресниц, выбор был больше. Одними из дешевых вариантов, так называемым масмаркетом были «Сирень», «Фиалка», «Гвоздика» и «Ландыш». В коробочках лежал душистый порошок, наносить который предполагалось обычной ватой, т.к. с пуховками и спонжами в то время было сложновато.

Только с 58-года парфюмерные фабрики СССР начали выпускать компактные пудры, а с начала 60-х крем-пудры.

№ 3 Тональный крем «Балет»

Густой и плотный по консистенции «Балет» был первым советским тональным кремом. Он надежно маскировал прыщики и темные круги под глазами, но лицо при этом становилось похоже на маску. Чтобы выйти из положения, женщины разводили тональный крем увлажняющим, и тогда «Балет» становился более податливым и легким.

№4 Духи «Красная Москва»

Духи «Красная Москва» по праву считаются одним из символов СССР, но придуманы они были еще до революции. В этом году «Красной Москве» исполнилось уже 106 лет. Цветочный шипр «Любимый букет императрицы» был создан парфюмером Августом Мишелем на фабрике Брокара в честь 300-летия Дома Романовых, специально для императрицы Александры Федоровны.

В 1924 году, уже работая на национализированной фабрике, получившей название «Новая Заря», парфюмер Август Мишель воссоздал композицию и выпустил ее под другим названием: «Красная Москва». Кстати, какое-то время духи, разбавленные чаем, можно было купить и на городских рынках. «Красная Москва» была очень популярна у поколения, которое было молодым до 1970-х годов, но потом духи морально устарели.

№ 5 Лак для волос «Прелесть»

Сейчас такой лак можно было бы отнести к средствам супер сильной фиксации, но по сравнению с сахарным сиропом и пивом, которое использовали для создания укладок, «Прелесть» была настоящим сокровищем. Волосы она склеивала намертво и сразу дня на три. Прическа в итоге больше напоминала парик, зато стойко держалась. Не удивительно, что за «Прелестью» стояли огромные очереди и средство моментально раскупалось.

№ 6 Вазелин

Помните такие круглые баночки с вазелином? Они были просто необходимы в зимнее время, ведь гигиеническая помада появилась не сразу. Вазелин был бесцветным, не имел запаха, зато придавал губам блеск, так что использовали его после помады, слегка смазав накрашенные губы.

Вазелином также разводили сухие тени или смазывали ресницы, чтобы средства косметики лучше держались.

№ 7 Помада

У советских красавиц не было особого разнообразия и при выборе оттенка помады. Все они были матовыми, плохо ложились и еще хуже стирались, а из оттенков можно было выбрать ярко-розовый, морковный и коричневый. Особым шиком была помада «Дзинтарс 21″ кирпичного оттенка, Pupa, которую, правда, делали не в Италии, а в Польше, и розовая помада Christian Dior в синем граненом футляре — предел мечтаний. Само собой разумеется, что помаду использовали до последней крошки, поэтому в косметичках советских модниц легко можно было встретить помаду со спичкой внутри, которой доставали до самого донышка.

№ 8 Хна и Басма

Осветлялись в советские времена перекисью водорода, пижмой или отваром ромашки, ну а красились и закрашивали седину двумя красками: хной и басмой. Оттенок после хны был огненно — рыжым, а после басмы — черным и не смывался. Красились старой зубной щеточкой, разведя краску в горячей воде.

№ 9 Magie Noire, Climat и Opium

В конце 60-х и 70-е годы духи Climat от Lancome стали самым желанным подарком для женщины. Ходили легенды, что именно этими духами пользуются французские проститутки, Позднее появились роскошные имагические «Мажи Нуар» в виде декольте в обрамлении черного платья, и Opium от Yves Saint Laurent, за которыми сначала охотились в магазинах, а затем доставали только по торжественным поводам.

№ 10 Тени

В позднем СССР яркие тени — голубые, синие, фиолетовые, зеленые, розовые — были обязательны. Тени наносили не только на сами веки, но и на все пространство между бровями и глазами. Крутым считалось использование нескольких цветов: например, у наружного края века использовать голубые тени, дальше изумрудные, дальше темно-синие, а пространство под бровью сделать фиолетовым.

Какая была косметика в СССР – 23 фото

Мейкап по-советски. Кто-то застал его и успешно (или безуспешно) им пользовался, кто-то видел у бабушек и мамы, а кто-то знает о нем только по воспоминаниям взрослой части семьи.

То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно если предварительно прибегали еще к одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрепанную жизнью обувную щетку.

Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.

Зубной порошок vs. зубная паста. Помимо зубов, жестким абразивом порошка можно было еще столовые приборы почистить. Вот она — мультифункциональность того времени!

Шампунь «Кря-кря», пахнущий ирисками и карамелью. Волосы, легкие, как пух, — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.

В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были румяна Estée Lauder из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Вот бы сейчас завести человека из 80-х в какой-нибудь «Рив Гош» или «Л’Этуаль»…

Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. У моей мамы была ланкомовская пудра — вещь, использующаяся по назначению только по особым случаям, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

кстати тональник “Балет” был очень даже приличный по качеству
чтобы не создавалось
– достаточно было комбинировать его с нежирным увлажняющим кремом

а наборы Ruby Rose продаются до сих пор
я таким огромным “трёхэтажным” до сих пор иногда пользуюсь

ЗЫ – присоединяюсь к фанатам “Кря-кря”
такой вкусненький))

Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:
высшего качества — «Восток», «Бархатистая», «Балет»;
группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка»;
группы Б (средняя) — «Маска», «Камелия», «Шипр»;
группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка».

Пудра «Ленинградская» для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки негигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

Ну и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Например, «Красная Москва», она же «Любимый букет императрицы». Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Федоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для Страны Советов. К 1917 году самого главы «Империи Брокара» уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом №2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на «Новую зарю». В 1925-м Мишель переименовал свои духи в «Красную Москву», а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же «красный директор» решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Искусство быть красивой: как использовали пудру в разные эпохи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Еще в древнейшие времена люди покрывали свои лица и тела белой глиной. Считалось, что так злые духи их не заметят, а поэтому и не причинят вреда. С возникновением египетской цивилизации выбеливание кожи приобрело другое значение. Светлая кожа считалась признаком высокого социального статуса. Рабы и чернорабочие, сутки напролет находившиеся под солнцем, были невероятно смуглыми. И чтобы визуально подчеркнуть свою принадлежность к аристократии, представители высших кругов использовали пудру.

В гробницах египтянок голубых кровей, помимо прочего, находилось множество косметических принадлежностей, среди которых были высокие стаканы-пудреницы. В своем трактате «О лекарствах для лица» Клеопатра упоминала о пудре для лица, сделанной из помета крокодила. Представительницы некоролевских кровей использовали перетертую в порошок белую глину.

Римлянки охотно переняли привычку египтянок пудриться. Более того, они еще и использовали изобретение греков – смесь мела со свинцовыми белилами, которые дорого стоили и были очень ядовитыми. Эта пудра активно использовалась несколько веков, вплоть до эпохи Возрождения. Римский поэт Гай Валерий Катулл говорил, что женщина без пудры, словно пища без соли. Примерно так же считали и китайцы: «Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо».

В Японии использовали пудру из риса. С ее помощью театральные актеры изображали на своих лицах абсолютно разные выражения. Гейши выбеливали лица для того, чтобы не было понятно, сколько им лет на самом деле.

В XIV веке в эпоху Возрождения итальянки имели при себе миниатюрные пудреницы. Королева Англии Елизавета, правившая во второй половине XVI века, пудрила себе лицо настолько сильно, что получалась настоящая личина. Приходилось даже прорисовывать кровеносные сосуды.

Во Франции король и придворные пошли еще дальше: они пудрили не только лица, но и волосы, а затем и парики. При Людовике XIII в моду вошли парики из женских волос. Более всего ценились белокурые, но на всех их не хватало. По указу короля носить светлые парики могли лишь представители правящей династии. Тогда придворные стали интенсивно посыпать пудрой свои темные волосы.

Мода менялась, и высота париков росла. На головах аристократок мастера сооружали невероятные прически на каркасах. Завершающим штрихом сего действа считался особый шкаф. Дама туда входила, закрывала за собой дверцу, а слуга сверху щедро осыпал ее пудрой. Чтобы не испортить при этом платье, на него надевался специальный защитный чехол.

Пудра на лице считалась не только данью моде, но и выполняла практическое назначение. Так женщины скрывали дефекты кожи, вызванные перенесенными заболеваниями. Тогда же появились и первые мушки, которые наклеивали на прыщики или оспины. Интересен тот факт, что во Франкфурте-на-Майне бургомистр издал указ, согласно которому муж мог развестись с женой, если раскрывался факт дефектной внешности супруги, умело скрытой ею при помощи пудры.

В Россию пудру вместе с модой на парики завез Петр I. Вслед за аристократией пудриться стали купчихи. Дошло до того, что в армии солдаты также были вынуждены носить напудренные парики. Полководец Александр Суворов только ворчливо плевал в сторону: «Пудра – не порох, коса – не тесак, я не немец, а природный русак!» Только после французской революции 1792 года мода на напудренные парики для мужчин сошла на нет и во Франции, и в России.

В Викторианскую эпоху ценилась натуральная красота, поэтому женщинам разрешалось припудрить лицо в крайнем случае, да и то только мукой. Косметический порошок снова приобрел популярность, благодаря таким актрисам, как Сара Бернар и Элеонора Дузе. Ведь при свете рампы хорошо проявлялись дефекты кожи.

В начале ХХ века в состав пудры стал входить тальк, который не вызывал раздражение кожи, а свинец был заменен на безопасную окись цинка. В 1930-х годах изобрели пудреницу (коробочку с зеркальцем и губкой), которую используют до сих пор.

На сегодняшний день пудру применяют не только в качестве косметического средства. Фотограф Sarah St. Clair Renard, например, использовала ее в своем занимательном проекте, обсыпав пудрой своих моделей.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Секреты бабушкиного сундука.

Секреты бабушкиного сундука.

Пудра и старинные пудреницы.17-20 век

Пудра и старинные пудреницы.17-20 век

Старинные коробочки для пудры из музея Виктории и Альберта,серебряные и черепаховые пудреницы, а также много компактных пудрениц.

Распылитель для пудры.

Слово “пудра” французского происхождения, хотя в русский язык пришло из немецкого.

Привычка пудриться восходит к периоду истории Древнего Египта. Тогда весьма четко шло разделение людей по цвету кожи: на светлокожих и смуглых. На протяжении многих веков молочно-белый цвет кожи почитался как один из первейших атрибутов женственности. Белизна лица подчеркивала социальную принадлежность благородной дамы в отличие от крестьянок и вообще женщин из простонародья с обожженными солнцем лицами.
Издавна существовала пудра двух видов – растительная и минеральная. Первая, более ранняя, готовилась из риса и пшеницы (муки тонкого помола).

Box, Toilet service

Date:ca. 1695 (made)
Artist/Maker:Rollos, Philip (the Elder) (possibly, maker)
Materials and Techniques:Gilded silver (silver-gilt) raised, cast, applied, and engraved
Museum, London

Box, Toilet serv.
Rollos, Philip (the .
ca. 1695

Casket
Mentzel, Gottlieb
ca. 1732-1733

Box, Toilet service
Place of origin:Augsburg (made)
Date:ca. 1695 (made)
Artist/Maker:Baur, Tobias (maker)
Materials and Techniques:Gilded silver (silver-gilt) chased and pierced with silver and enamel

Object:Box and lid
Place of origin:London (made)
Date:1683-1684 (made)
Artist/Maker:Fowle, William (maker)
Materials and Techniques:Silver

Massive 6″ Limoges Enamel Powder Box, Jar, Antique French
Circa mid to late 1800s

Древним египтянам и шумерам пудрой служила красная и желтая охра. И сейчас ею пользуются многие племена Африки, Южной Америки и Океании. Гречанки пудрили лица свинцовыми белилами, этот обычай у них переняли римлянки, которые пудрились также белой глиной.

Римский поэт Овидий сообщал, что у его соотечественников была в большом ходу диасразмата – нечто вроде современной компактной пудры, из смеси бобовой и пшеничной муки.

German antique 19th century enamel and silver gilt box

French Guilloche Enamel and Bronze Antique Vanity Powder Box w/ Miniature Portrait in Ivory
A magnificent antique 19th century French bronze powder box adorned with a miniature portrait on ivory of a beautifully gowned woman
——————

Antique Georgian Ivory Case, Mourning Painting in Sepia, Haire Miniature – c. 1787- 1833

Белиться и пудриться женщинам было необходимо по нескольким причинам: чтобы скрыть возраст; чтобы не быть мертвенно-бледным при освещении свечами; чтобы скрыть следы оспы и венерических болезней, обезобразившие лица многих людей тех эпох.

В России пудра была известна еще с XVII века. Дамы и кавалеры пользовались рисовой и пшеничной пудрой, которую ароматизировали, подкрашивали.

English Regency oval cranberry glass dressing table box with toleware lid inset Twisden Bart by W. Angus after Claude Nattes dated 1797.

silver box with blue glass liner & with fine miniature in watercolour on ivory of a young woman. The miniature surrounded with silver swags & wreaths & the cover with engine turning. The base of the box having a heavy rim decorated with egg & dart while the centre with flowing swags & rosettes. French circa 1890.

Austrian silver & silver gilt box decorated to the top within an elaborate border a very fine painting on enamel of a lady. Circa 1890.

Viennese Enamel on Sterling Silver Box, Casket or Snuff
Silver : Antique

A fine English silver box with an elaborately cut & engraved lid inset with a fine blue guilloche enamel oval . Birmingham 1916.

Beveled Glass Filigree Powder Box

Wedgwood Queens Ware Square Trinket or Powder Box Lid

Hattie Carnegie Dresser Powder Box

French porcelain & bronze footed powder box, c. 1890

Early 20th Century Hand Painted Glass Ormolu Powder Box

В 18 веке пудрились и женщины, и мужчины. Пудрили не только лицо,но и волосы, парики.

Portrait of Marie Antoinette; head and shoulders in profile to left, wearing a flamboyant wig or head-dress
1787

Пудру дря причесок также употребляли всевозможных цветов: серебряную, белую, палевую и розовую. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке.
Существовали специальные шкафы-комнатки, где сверху сыпалась пудра.

Во второй половине XVIII века М. Пыляев очень живо описал туалет щеголихи: “Горничная рвет бумажки, а девчонка бегает, раскаляет щипцы. Употребляли пудру разных цветов – розовую, палевую, серенькую, а-ля ваниль, а-ля флер де оранж, миль флере. Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились, барыня влезала в шкаф, затворяла дверцы и благовонная пыль нежно опускалась на голову. “

Расход пудры был колоссальным. В Пруссии, например, в конце XVIII века 9 миллионов ее жителей расходовали 91 миллион фунтов пудры в год.

Специальный распылитель для пудры.
Powder blower, Toilet service
Place of origin:Augsburg (made)
Date:ca. 1695 (made)
Artist/Maker:Baur, Tobias (maker)
Materials and Techniques:Gilded silver (silver-gilt) chased and pierced with silver and enamel and leather

1700s-1800s Tortoiseshell / Tortoise Shell & Coral or Carnelian Patch Box, Snuff – Pique & Cameo

Antique French Tortoise Shell Minaudiere, Tortoiseshell Bag, Makeup Compact

Tortoiseshell and 9 Karat Gold Late 19c Compact with Pique Decoration in Superb Condition

Boite en ivoire écaille miniature sur ivoire.

Poudrier en écaille et miniature sur ivoire.

Antique French Opaline Glass Egg, Powder Puff & Chatelaine Etui
1820 – 40

Fine Diamond Studded Antique Austrian Sterling Silver & Horn Etui, Snuff
1890-1910
—————

Stunning Antique French Pocket Mirror – Tortoise Shell & Sterling Silver Treasure! Tortoiseshell 1840-60

Antique French Limoges Enamel Portrait Patch Box
19век

Antique R&G Compact – Guilloche Enamel Silver Tone Rose Compact with Tassel and Wristlet Strap
—————

Antique French Silver Plated Chatelaine Powder Compact

Gold, Rose Gold, & Sterling Silver Necessaire Compact Purse Edwardian

Exceptional Vintage Sterling Silver Compact With Writing Compartment & Sapphire & Diamond Accents

Italian 800 Silver Enameled Compact With Cherub Scene
1920

Fine Antique Austrian Sterling Silver Guilloche Enamel Compact – Floral basket

Italian Silver and Enamel Cameo Compact

Elegant Art Deco Sterling Silver Guilloche Enamel Compact – Austrian Silver, Cobalt Blue Enamel 1900-1920
—————

Glorious Little French Guilloche Enamel Compact, Pendant – Florals

Apollo Studios Ormolu Brass on Cambridge Glass Makeup Compact

This vanity make-up compact was made by Apollo Studios and Cambridge Glass during the early 1900s.
————————

Silver Gilt Compact – Evening Purse – Necessaire: Art Nouveau C 1900

Silver Gilt Compact – Evening Purse – Necessaire: Art Nouveau C 1900
——————————

Guilloche French Enameled Compact
Circa 1910.

Limoges Wood Powder Compact early 1900’s
————————

Russian Silver and Glass Compact

This is a lovely vintage Lin-Bren petit point compact. The needle work features a bouquet of flowers on a taupe background with a black and gold border.

Vintage Celluloid Compact with New Orleans Advertising

This is an old celluloid compact from 1917. On one side is a picture of a pretty woman of the early 1900’s with flowers in her hair. The other side reads; New Orleans 1917 and has a logo with a large bird feeding three small birds.
————————-

Estee Lauder Regency Solid Perfume Compact

Vintage Scenic Compact with Romantic Scene,Outer & Inner Mirror

vintage Evans powder compact and purse combination. in smooth gold tone metal with a mesh handle and the top with the most luscious faceted claw set diamante stones in pale pinks, Citrine, green, blue and mauve. Compartment for powder, lipstick, coins, comb holder in one section and for cigarettes in the reverse section

Evans powder compact

Antique Needlepoint Compact

Vintage Deep Blue and Gold Tone LIMOGES Compact

Vintage Germaine Monteil Jeweled Compact

Moon Shaped Vanity Mirror & Compact

Max Factor Antiqued Turquoise Cabochon Solid Perfume Compact

Ornate Deco Czech Compact Mirror with Jewels
——————

Large Size Black & White Mother Of Pearl Compact by Rex

DuBarry White Enamel Mandolin Powder Compact

Silver Cat Compact – Evening Purse – Necessaire

Estee Lauder Solid Perfume Compact Cat’s Meow

Estee Lauder Solid Perfume Compact Cat’s Meow

Lady Powder Box

Diminutive Lustre Ware Colonial Lady Powder Box in Pink Niagara Falls

Pampering Make-Up Makeup Gainsborough Face Powder, USA, 1910

La Vie Parisienne, Womens Glamour Beauty Face Powder Make-Up Makeup, France, 1930

Косметика в СССР – советская пудра и пудреницы

Пудра и пудреницы времён СССР

Кто-то из женщин серьёзного возраста нет-нет да и вспомнит о духах «Красная Москва», «Белая сирень» или «Ландыш серебристый», и только потому, что когда-то видели у своей мамы коробку с этими роскошными в то время духами.

Первым из них, как Милитта уже писала, выпала не столь печальная участь, хотя и им тоже уготовано забвение, а «сирень» и «ландыш» быстро перешли в разряд пробных дешёвых духов, ведь плановое хозяйство Советского Союза подчиняло все отрасли производства, в том числе и парфюмерию. И все плановые показатели непременно должны были повышаться, а это сводило высокое качество до дешёвого ширпотреба.

Остаются только где-то в музеях, а может в каких-то частных коллекциях те флакончики, коробочки и пудреницы, которые когда-то приводили в восторг наших бабушек.

Да, кстати, о пудреницах – какие они были в советское время? Пудра действительно многовековая спутница обольщения, пудрить лицо и шею не забывали даже тогда, когда утвердилась мода на бронзовый загар.

В СССР пудра на протяжении многих лет имела свой неизменный состав, в который входили: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел и другие минеральные и растительные вещества. К слову сказать, об аллергии тогда даже и речи не было. Лучшей пудрой считалась рисовая, так как именно она придавала желанный матовый оттенок.

С 1958 года парфюмерные фабрики СССР начали выпускать, кроме порошкообразных пудр, компактные, затем с 1960 года – жидкие тональные и крем-пудры. Последние выпускались пяти тонов: белая, рашель (желтоватая), телесная, розовая, персиковая.

Жидкие пудры выпускались в стеклянных флакончиках, похожих на аптечные, порошкообразные пудры – в картонных коробочках, на которых были нарисованы букеты цветов, либо цветок, от которого и было название пудры. Пуховки для нанесения пудры в коробочках не предусматривались. Но иногда в магазинах косметики и парфюмерии продавались пуховки, и это можно было считать за счастье, если кому-то повезло приобрести. А кому не повезло, могли купить «с рук», что и делали, но не всё, чаще пользовались ватой.

Порошкообразные пудры классифицировались по качеству на три группы: А, Б, В. Группа А – самые лучшие, например, «Красная Москва», «Балет», группа Б – «Лебяжий пух», «Маска», группа В – самые дешёвые, «Кармен», «Ландыш».

Никакого специального производства пудрениц не было, изредка их изготавливали некоторые мастерские по изготовлению галантереи. Какие были эти пудреницы?

Их делали «под серебро» с изображениями «Медного всадника», эмблемы театра МХАТ – чайка на фоне занавеса, московского метро, с изображениями других достопримечательностей СССР.

Эти пудреницы немного напоминали давно утраченный стиль, ещё сохранившийся в начале 20-х, когда пудреницы ещё продолжали выпускаться, и были среди них изделия высочайшего мастерства и стиля – серебряные, и посеребрённые. Но после войны производство их утратило былое значение, качество изготовления снизилось. Появились пластмассовые образцы, которые были более удобные в пользовании, чем тяжеловесные металлические, но их внешний вид оставлял желать лучшего.

Компактные пудры ещё долгое время оставались в картонных коробочках, но без пуховки. И хотя бы так, пусть уж без пуховки, но главное есть пудра. Именно в это время женщинам ещё более хотелось выглядеть лучше. Закончилась война, многие их сверстники погибли – женщин было намного больше, чем мужчин, поэтому каждой из них хотелось выглядеть моложе…

Читайте также:  Как отличить настоящую корейскую косметику
Ссылка на основную публикацию