Куклы времён СССР — кукла Таня, кукла Нина, и Наташа, и многие другие
Кукла во все времена выступает одной из лучших развивающих игрушек для детей, а игра с ней способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка. В процессе игры малыш присваивает кукле мысли, чувства, учится понимать её, выражает по отношению к ней свои эмоции: злится или, наоборот, радуется за игрушку, смеётся вместе с ней, жалеет её и т.д. Давайте же познакомимся с куклами наших мам и бабушек, с которыми они с удовольствием играли.
В какие куклы играли девочки двадцатого века
В детстве все девчонки с удовольствием играют в куклы. Да что там говорить, нередко и мальчишки с интересом подключаются к ним. Куклы наших мам и бабушек — это уже фабричные игрушки, купленные в советских магазинах«Детский мир».
В послевоенное время главным считалось количество кукол или, как тогда говорили, вал, имея в виду валовой продукт
В советское время куклы были скромными и непритязательными.
Все куклы в СССР были одеты в лёгкие пёстрые летние платья из ситца
Голову, ноги и руки куколкам изготавливали из пластмассы розового цвета. Чаще всего таким же делали и туловище, однако иногда туловище мастерили тряпичным.
Кукла с тряпичным туловищем была легче и приятней на ощупь
Волосы у кукол СССР были в основном светлые и тяжело расчёсывались.
Качество советских игрушек было очень разнородно: от совершенно уникальных до очень плохих
У кукол была одежда:
Однако в верхней одежде не было ни одной куклы.
Дополнительно к советским куклам можно было приобрести:
- ситцевое одеяльце;
- крошечную посуду из алюминия или фарфора;
- колясочку;
- кроватку.
Девочки могут часами возиться со своими любимицами: причёсывать и одевать их, класть спать и выходить на прогулку
Кукол, которые закрывают глаза, советские дети увидели в конце 50-х годов. В это время в СССР их стали поставлять из Германии.
Кукла из ГДР была мечтой каждой советской девочки
Производители, выпуская кукол, часто давали им имена.
Кукла Таня
Несколько крупных заводов СССР делали куклу с именем Таня.
Кукла Таня Горьковской фабрики игрушек «Мир», высота куколки 48 см
Горьковская фабрика игрушек «Мир» производила куклу в середине 80-х годов. Сейчас её стоимость колеблется от 800 рублей за экземпляр бывший в употреблении до 3,5 тыс. рублей за абсолютно новую игрушку.
Кукла Таня Загорской фабрики игрушек (Московская область), высота куколки 35 см
Загорская фабрика игрушек производила куклу Таня в 70-х годах. Сейчас её стоимость колеблется от 1850 рублей за экземпляр бывший в употреблении до 4,5 тыс. рублей за абсолютно новую игрушку.
Кукла Таня Днепропетровского завода игрушек, высота куклы 35 см
Днепропетровская фабрика игрушек производила куклу Таня в середине 60-х годов. В наши дни коллекционерам предлагают приобрести такую игрушку за 500 — 700 рублей.
Кукла Таня Донецкой фабрики игрушек, высота куколки 44 см
Донецкая фабрика игрушек производила куклу Таня в 80-х годах. В связи с тем, что куклу выпускали не очень большим тиражом, в наши дни коллекционерам предлагают такую игрушку за 1700 рублей.
Кукла Таня Ленинградского производственного объединения «Игрушка», высота куклы 44 см
Ленинградское производственное объединение «Игрушка», которое ещё сокращённо называют «Ленигрушка», выпускало куклу Таня в середине 70-х годов. Эта игрушка редкая поэтому и цена на неё достаточно высокая. Коллекционерам её предлагают от 4 тыс. рублей.
Кукла Наташа
Кукла Наташа также популярна, как и кукла Таня. Различные игрушечные фабрики СССР выпускали её. Даже на одной фабрике производили несколько разновидностей такой куклы.
Фотогалерея: различные куклы с именем Наташа Московской фабрики игрушек имени 8 Марта
Московская фабрика игрушек имени 8 Марта выпускает куклу Наташа в 70–80-е гг. Стоимость её в наше время достаточно разнообразна: от 500 до 8 тыс. рублей в зависимости от вида куклы и её состояния.
Фотогалерея: куклы Наташа других фабрик игрушек
Несмотря на то, что все эти куклы выпускались в СССР в 70–80-е годы, сделаны они из различных материалов. Так, кукла Наташа Горьковской фабрики игрушек «Мир», имеет пластмассовые тело и конечности, но резиновую голову. Её рост всего 35 см. Цена, которую сейчас просят продавцы, не слишком высокая: около 300 рублей. А вот кукла Наташа ПО «Вятка» Кирово-Чепецкого филиала полностью пластмассовая, её ручки и голова прикреплены к телу при помощи резинок. Высота куклы 53 см. У неё красивое личико и голубые глаза. Коллекционеры могут купить её за 1300 рублей.
Очень различная цена на Днепропетровских красавиц, и колеблется она от 3 тыс. рублей за обычную куклу до 15 тыс. рублей за редкий экземпляр.
Днепропетровская кукла Наташа выпускалась ограниченным тиражом и это повлекло высокую цену на неё в наше время
Очень различна цена на куклу Наташа и Московского завода игрушек «Кругозор». Сегодня обычную куклу можно купить за 1500 рублей. Но завод выпускал и совсем эксклюзивный экземпляр куклы Наташа, стоимость на которую очень высока.
Такую куклу Наташа ещё называют Солнышко
Кукла Наташа Солнышко встречается очень редко, поэтому эта игрушка — мечта многих коллекционеров. Отсюда и её стоимость — 75 тыс. рублей.
Кукла Нина
Всех шагающих кукол в СССР звали Нина. Их также производили на различных заводах и фабриках союза. И это одна из самых высоких кукол того времени. Её рост около 70 см.
Кукла Нина Московского завода игрушек «Кругозор», рост куклы 68 см
Куклу Нина производили на Московском заводе игрушек «Кругозор» в 70-х годах. Делали её из пластика. Кукла умеет ходить и качать головой. Сегодня коллекционерам предлагают купить игрушку в одежде по цене от 1500 рублей, а без одежды за 800.
Кукла Нина Новосибирской фабрики «Пионер», рост куклы 67 см
Куклу Нина также производили на Новосибирской фабрике «Пионер» в 70-х годах. Сегодня коллекционерам её предлагают по цене от 1 тыс. рублей.
Кукла Лика
Куклу с именем Лика также производили на нескольких фабриках СССР.
Кукла Лика Московской фабрики сувенирных и подарочных игрушек, высота куклы 70 см
Куклу Лика Московской фабрики сувенирных и подарочных игрушек производили в 70-х годах. Кроме того, что кукла очень красивая и нарядная, она ещё и умеет ходить. Сегодня коллекционерам такую игрушку предлагают за 8,5 тыс. рублей.
Советские куклы в верхней одежде — большая редкость
Куклу Лика Московской фабрики сувенирных и подарочных игрушек для советских девочек, живущих на Севере, одевали в каракулевую шубку и берет. Это очень редкий экземпляр куклы в верхней одежде.
Высота этой куклы Лики 52 см
Главное отличие куклы Лика Киевской фабрики игрушек «Победа» от других фабрик — у куклы приоткрыт рот, а в нём виднеются зубки.
Кроме того, что у Лики есть зубки, она ещё и закрывает глазки
Киевская фабрики игрушек «Победа» производит куклу в 70-х годах. Сегодня коллекционеры могут приобрести эту редкую игрушку по цене от 3,5 тыс. рублей.
Существует множество схожих с вышеперечисленными куклами игрушек. Главное их отличие друг от друга — это одежда, в которую куклу нарядили, и имя, которое ей дали. Зависит это в основном от республики, выпускающей куклу. Так на Украине на Ворошиловградской фабрике игрушек делали куклу в национальном костюме — вышиванке.
Советские куклы Горьковской фабрики игрушек «МИР» на фото
Кукла Люда ростом 65 см, сегодня коллекционерам предлагают куклу по цене 500 рублей
Кукла Люда в одежде, в одежде куклу Люду коллекционеры могут купить по цене 1,5 тыс. рублей
Кукла Юля ростом 37 см ,сегодня коллекционерам предлагают куклу по цене 800 рублей
Кукла Анюта ростом 60 см, сегодня коллекционерам предлагают куклу по цене 3 тыс. рублей
Куклы «Загорские дети» Загорской фабрики игрушек
Продаются куклы только вместе, сегодня их предлагают по цене 6 тыс. рублей
Загорский мальчик, высота 55 см
Загорская девочка Ася, высота 52 см
Куклы Днепропетровской фабрики игрушек
Кукла Вита ростом 44 см, в наше время коллекционерам предлагают такую куклу за 850 рублей
Кукла Милана ростом 47 см, в наше время коллекционерам предлагают такую куклу за 1850 рублей
Кукла Надя ростом 45 см, в наше время коллекционерам предлагают такую куклу за 2,1 тыс. рублей
Куклы Ивановской фабрики игрушек
Эту редкую куклу Марью коллекционерам предлагают за 2,6 тыс. рублей
Набор куколок Ивановской фабрики игрушек, коллекционерам предлагают купить их вместе по цене от 2,5 тыс. рублей
Кукла Мила высотой 36 см, сегодня стоимость куколки 850 рублей
Видео: куклы СССР
Пупсы
Особой любовью у девочек пользовались маленькие куклы-пупсики. Делали их из пластмассы, без одежды и полового различия. Девочка на свой вкус шила наряд и могла его менять хоть каждый день. А ещё пупсик легко помещался в кармане, поэтому с ним можно было никогда не расставаться.
То, что голыш был не девочкой и не мальчиком, полностью соответствовало установкам педагогики тех лет
Бумажные куклы
Ещё одно увлечение девочек эпохи наших мам — бумажные куклы. Это могли быть как нарисованные самостоятельно куклы, так и выпущенные в типографии.
На полках магазинов можно было купить как отдельно бумажных кукол, так и вместе с одеждой
Если же приобрести готовую бумажную куклу родители не могли, тогда девочки сами рисовали на бумаге куклу, одежду к ней и всё это вырезали. Иногда даже создавали целые дома из бумаги.
Бумажная квартира с жильцами
Кукла — незаменимая игрушка каждой девочки в любое время. Ведь играя с ней они учатся взаимодействовать в обществе, а также пробуют себя в различных ролях: доктора, парикмахера, учителя, милиционера, пожарного и т. д. Дети моделируют различные жизненные ситуации и проигрывают их, что благоприятно сказывается на развитии эмоциональной и интеллектуальной сферы ребёнка.
Ностальгия по прошлому: «Куклы советского детства»
В декабре 2014 года в Листвянке открылся частный музей « Куклы советского детства» . Журналист и фотокорреспондент ИА « БайкалПост » встретились с основателем музея – коллекционером из города Усолье-Сибирское Оксаной Токмаковой .
История коллекции
Оксана Токмакова собирает кукол уже 9 лет , сейчас её коллекция насчитывает около 2 тысяч экспонатов , а началось всё с куклы Андрюшки . « Как-то мне в руки попалась открытка с изображением мальчика в костюме Емели . Она мне очень понравилась и запомнилась . Я захотела найти эту куклу , попала на просторы сети Интернет и увидела , что там можно найти почти любую куклу , которая была у меня в детстве . Вот так постепенно начали появляться куклы , пока я искала именно ту , которую хотела – куклу Андрюшку», — отметила коллекционер .
В музее нам удалось увидеть и саму куклу Андрюшку , и его изображение на открытке . « Вот он , Андрюшка , с которого всё началось . Его автор – Маргарита Вильям , создана игрушка на московской фабрике « Имени 8 Марта » в начале 1950-х годов . Это его оригинальный костюм . Простой образ мальчика: глазки-бусинки , озорной , вроде и не красавец , но очень забавный», — рассказывает Оксана Токмакова .
Постоянная экспозиция
В постоянной экспозиции собраны наиболее яркие представители кукол , они разделены на две части: 20-60-е годы и 70-90-е .
Самыми ранние куклы – так называемые « дунаевские» , или « сергиево-посадские» . Терракотовые головы для них мастерил Сергей Дунаев , который жил в селе Хотьково Московской области . У этих кукол очень хорошо проработаны детали крестьянского костюма , например , вот этот деревянный гребешок , который висит у мальчика на поясе .
Вот они , целлулоидные куклы . Игрушки из целлулоида выпускал Охтинский химический комбинат Ленинграда . Куклы выпускались раздетыми и бесполыми , назывались они « пупсы-голыши» . Девочка могла сама определить , кем будет её кукла – мальчиком или девочкой , а также придумать и сшить для неё одежду.
Вся кукольная атрибутика тех времён , сопутствующая игре в куклы , делалась максимально приближенной к настоящей: вот мясорубка — она из тех же частей , что и настоящая; стиральная машинка , которая может постирать и отжать носовой платочек или небольшое платье . « Всё это делалось для того , чтобы девочка в простой и незатейливой форме игры могла спокойно овладеть навыками , которые пригодятся ей во взрослой жизни», — подчеркивает основатель музея.
Среди экспонатов мы также увидели деревянную каталку , которая была выпущена в самый разгар Великой Отечественной войны: « Эта игрушка датирована 1943 годом . Во время войны выпуск игрушек не останавливали . На их производство устанавливались планы . К продукции предъявляли жёсткие требования . То есть детская индустрия работала даже в тяжёлые времена . Всё это делалось для того , чтобы воспитать гармоничного , полноценного и здорового члена общества», — говорит Оксана Токмакова .
Основная масса кукол в отделе 70-90-х годов сделана из пластмассы . В том числе , и известная кукла Карлсон . Её автор – ленинградский скульптор Лев Разумовский . Такую же игрушку держала в руках Астрид Линдгрен . Карлсон был в семье почти каждого ленинградского ребёнка.
В экспозиции есть и именные куклы – это Юрий Никулин , Евгений Леонов и даже Юрий Куклачёв с кошкой на руках.
Здесь же среди игрушек живёт кукла Марина . Она интересна тем , что её глаза не просто открываются и закрываются , но и ещё и ходят слева-направо . Такие глазки у кукол официально называются флиртующими.
Коллекционер показала нам и мечту всех советских девочек – шагающую куклу Нину московской фабрики « Кругозор» . Если её взять за левую ручку , она идёт и на каждый шаг поворачивает голову .
Временная выставка
Во втором зале музея находится сменная выставка « Ребята , давайте жить дружно» . Здесь собрано около 250 этнических кукол и кукол в национальных костюмах бывшего СССР .
« Вот это – украинские куклы из древесно-опилочной массы . Этот материал пришёл на смену фарфору и папье-маше . Единственным и большим недостатком таких кукол было то , что девочки не могли их купать и мыть , ведь игрушки могли испортиться», — рассказывает коллекционер .
На другом стенде представлены куклы ведущего – самого крупного предприятия – московской фабрики игрушек « Имени 8 Марта» , которая была создана ещё в 1921 году . Последняя кукла здесь была выпущена в 2001 году .
На отдельном стенде представлены куклы в костюмах российских губерний . Их производитель – фабрика игрушек « Имени 8 Марта» . Здесь есть куклы в костюмах Тверской , Тамбовской , Московской губернии , а также Орловской и Воронежской областей.
Вот ранние куклы фабрики « Имени 8 Марта» — с обтяжными трикотажными головками . « Заранее лицо куклы не лепилось , оно формировалось тканью , и за счёт трикотажной фиксации лицу придавали форму . Само лицо чаще расписывалось вручную , реже — вышивалось», — отмечает автор выставки .
В экспозиции есть куклы советских республик – Узбекистана , Казахстана , Латвии , Эстонии , Литвы .
О своей коллекции и советской кукольной индустрии
По словам Оксаны Токмаковой , почти всё игрушечное производство СССР было сосредоточено на западе , в том числе в Москве и Ленинграде . « Я не помню , чтобы у меня много было в детстве кукол . Игрушки стоили дорого , покупались по праздникам , относились к ним советские дети бережно . Но , например , побывавшая в музее женщина из Санкт-Петербурга , с удивлением показывала на ленинградские игрушки и говорила , что почти все они у неё были в детстве . До нас же игрушки с запада доходили реже или вообще не доходили . Поэтому у нас тут был « игрушечный голод» . Может быть , я собираю куклы своего детства , потому что не наигралась ими в своё время», — смеясь говорит Оксана Токмакова .
Как рассказала Оксана Токмакова , в расцвет Советского Союза – с середины 70-х – ближе к 80-м — в 15 республиках СССР насчитывалось более 100 специализированных предприятий по выпуску игрушек . Кроме того , игрушки выпускали на каждом крупном предприятии химической или металлургической промышленности.
Сейчас куклы для коллекционера представляют интерес как музейные экспонаты , потому что уже нет фабрик , которые их выпускали . Основной своей работой наша собеседница считает атрибутирование каждой куклы: воссоздание первоначального вида , установление места и года выпуска , имени художника , оригинального имени куклы .
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Крещенские купания разрешили только на заливе Якоби в Иркутске
Роспотребнадзор запретил купаться и набирать воду в двух иорданях в Иркутской области
Морозы до минус 25 градусов ожидаются в Крещенскую ночь в Иркутской области
Иордань начали строить на заливе Якоби в Иркутске
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
Три мобильных инфекционных комплекса построят в Иркутской области 855
Кобзев, вслед за Путиным, обратился к жителям Приангарья из-за ситуации с коронавирусом 644
Кобзев подписал указ о нерабочей неделе в Иркутской области с 30 марта по 3 апреля 431
Центр СПИД в Иркутске будет делать анализ на коронавирус у всех желающих 427
Дума Иркутска не приняла отчёт о работе экс-мэра Бердникова в 2019 года 374
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Иркутянки — о жизни с коронавирусом в США, Франции и Таиланде
Дума Иркутска не приняла отчёт о работе экс-мэра Бердникова в 2019 года
Дума Иркутска приняла поправки в бюджет на 760 млн руб., увеличив доходы до 20,7 млрд
Вакансия – мэр Иркутска
Средняя зарплата в Приангарье за месяц уменьшилась на 18,8% – до 45,3 тысячи рублей
В некоторых случаях у редакции могут появиться вопросы для дальнейшего освещения темы. Укажите свой телефон или email, если это возможно. Данные не публикуются.
Если вы даёте согласие на изменение модератором вашего комментария, в случае, если он не соблюдает нижеописанные правила, то модераторы постараются исправить комментарий так, чтобы его было можно опубликовать. В противном случае комментарий не соответствующий правилам будет удалён.
Мы не пропускаем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.
Комментарий отклонят, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.
Не публикуются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право не пропускать оценку работы модераторов и редакции.
Куклы советских времен – фото кукол из СССР
Первым событием на этом пути стало создание в 1930 г. Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам при Высшем совете народного хозяйства. Совет был организован с целью выработки нового художественного языка игрушек как пропаганды их нового образа, так и оценки их педагогического значения. Так Совет планировал выпуск сборников «Советская игрушка», которые должны были объединить работников производства, педагогов и родителей вокруг важной проблемы создания «здоровой, идеологически выдержанной советской игрушки». В этих сборниках должны были быть представлены как исчерпывающий обзор игр и игрушек, производившихся в мире, так и библиография по истории игрушки; вестись дискуссии по основным вопросам советской игрушки: пропаганда игрушки как «орудия коммунистического воспитания, как мощного средства воспитания будущих строителей и борцов за коммунизм».
Крестьянка-грелка. Экспортигрушка. 1934 год
Возможно, именно тогда в правительственных кругах вызрел план создания в подмосковном Загорске некой «столицы русской игрушки». Начало его реализации положил перевод в 1931 году из Москвы в Загорск музея игрушки. В 1932 году там же был создан Всесоюзного научно-экспериментальный институт игрушки, художники и технологи которого затем разработали и внедрили на производство огромное количество образцов. Идея Института была весьма смелой и прогрессивной – сконцентрировать в одном центре все разработки и идеи в области политически важной задачи, задачи стратегической – воспитания подрастающего поколения. Идеологическую основу строительства коммунизма предстояло переложить на новый, игрушечный, лад.
Первоначально он назывался Научно-экспериментальный институт игрушки. В период с 1932 по 1941 год в Музей игрушки поступило около 3000 экспонатов, выполненных в недрах НЭИИ – работа шла полным ходом, над новой советской игрушкой трудились не покладая рук. Институт занимался разнообразным спектром задач: от разработки технологических процессов изготовления игрушек, расширения ассортимента и улучшения качества игрушек и применяемых материалов, до стандартизации игрушек, механизации и автоматизации производства. Параллельно шла работа по установлению связей с артелями, чтобы все участники процесса работали единым фронтом. Новые тематические игрушки проходили апробацию в детских учреждениях, пионердомах, технических станциях и т.д.
Кукла. Артель им. Крупской. Минск. По образцу П. Стулева. 1935 год
За небольшое время размах в этой области производства стал истинно стахановским. В 1938 г. в НЭИИ было 84 сотрудника и десять лабораторий, два научных (экономический и педагогический) кабинета, конструкторское бюро и Музей. В эти годы Институт располагал большими денежными средствами, позволявшими привлекать к работе по проектированию игрушек профессиональных художников. Над созданием образа кукол здесь работали замечательные игрушечники – Павел Стулёв, Елена Борисова, Ольга Лобановская, Ирина Манухина, Маргарита Вильям, Мария Киселёва. И это далеко не полный список уникальных авторов того времени. Их произведения до сих пор не потеряли своей эстетической и художественной ценности, хотя и проигрывают современным куклам в технологических аспектах и временной актуальности.
Девка. Артель «Все для ребенка». 1932 год
В 1932 году в Москве была проведена первая Всесоюзная выставка игрушек. Выставка открылась 18 марта в помещении клуба «Красный текстильщик» на Якиманской набережной и завершила свою работу в июне того же года. Выставка была организована для решения целого ряда идеологических проблем, накопившихся к этому времени в игрушечном производстве. Куклы нового времени должны были соответствовать этому времени, его целям, идеалам и ценностям. Коммунизм необходимо было строить уже с пеленок, и в задачи художников и технологов входила необходимость, с одной стороны, создать игрушки, отвечающие запросам «взрослой» идеологии, а с другой – оставить в игрушках ту невыразимую радость игры, которая бы по-прежнему привлекала детей.
Одевальщицы. Украинка. 503 артель одевальщиц. Загорск. Автор Л. Гипиус. С выставки 1932 года
Во-первых, над авторами все еще тяготел груз прежней эстетики кукол, которые хотя и активно вывозились за границу, но на внутреннем рынке уже были объявлены безыдейными и не соответствующими требованиям нового порядка. Во-вторых, необходимо было в противовес иностранным образцам игрушки, «милитаристической» и чуждой советскому ребенку, представить произведения, утверждающие новый общественный идеал человека Страны Советов, что особенно проявилось в конструировании кукол. Новым в области игрушечного производства стало активное внедрение больших игровых наборов для коллективных игр, которые должны были способствовать не только насаждению духа коллективизма в детских учреждениях, но и формированию у детей навыков профориентации. Судя по сохранившимся источникам, в экспозицию выставки вошли куклы-красноармейцы, комсомольцы, пионеры разных национальностей. Отныне «мир взрослых» должен был выглядеть так – а крестьяне, куклы-дочки и куклы-матери, буржуазные фарфоровые сервизы и вырожденческие кукольные домики (напоминающие усадебные дома) должны были отправиться на свалку истории.
Пастух. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года
Тема пионерии получила особенно яркое отражение в авторской игрушке. В фондах Музея игрушки сохранились яркие и характерные для своего времени тряпичные куклы с пионерскими галстуками на груди, деревянные игрушки, вроде кукольной композиции «Пионерский отряд», передающей дух времени и позволяющей нам прикоснуться к такой тонкой и сложной теме, как воспитание нового советского человека средствами искусства.
Так насаждалась в детской среде идеология, а главным «детским» идеологом советской страны была Н.К. Крупская. «Идеология, внедренная в массы малолетних советских граждан, явилась тем фундаментом, на котором устойчиво стояла коммунистическая элита огромной порабощённой страны». Так создавалась «система коммунистического воспитания советского человека». Сложным было в Советском Союзе и отношение к народному творчеству, к литературному фольклору. Сказки, легенды, частушки и колыбельные, традиции простонародных праздников – все это отныне признавалось ненужным и даже вредным.
Старая кокетка. Грелка. Экспортигрушка. 1933 год
Ещё в 1924 году на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию была принята резолюция, «решительно изгонявшая сказку из круга детского чтения, считая ее «тормозом в развитии материалистического мышления». Конечно, это нанесло огромный урон тематике игрушек – ведь фольклорные традиции были одним из главных источников вдохновения. Сейчас сложно, практически невозможно представить детство русского ребенка без бабы Яги, Лешего и Снегурочки. Видимо, это было очевидно и для партийных деятелей, поэтому в 1930-х годах при формировании новой «детской политики» сказку в советское детство вернули, но слегка изменив и русские народные сказки, и написав свои, советские.
Девочка-крестьянка. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года
В 1935 году была, наконец, «реабилитирована» и ёлка. Это был прекрасный новогодний подарок детям. Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни елочных украшений, ни ёлочных игрушек – их не производили. Возвращение ёлки благотворно повлияло на восстановление авторской и промышленной ёлочной игрушки, дало работу художникам и восстановило их интерес к этому направлению игрушечной специализации. Невозможно переоценить значение главного семейного праздника для детей и их родителей, жизнь которых в советское время и так была далека от сказки, особенно в свете грядущих печальных событий Второй мировой войны. Понемногу чудеса возвращались к детям.
Грузинка. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года
Крайне важной идеологически и политически для страны Советов представлялась легендарная Международная парижская выставка 1937 года. В Научном архиве Музея игрушки сохранился «Предварительный план экспозиции народных игрушек СССР» для этой выставки. В документе упомянуты куклы Марии Киселёвой (артель «Сатурн»), кукла «Димочка» Павла Стулева (артель «Сатурн»), говорящая кукла артели «Экспорт-игрушка», артели им. РККА, артели «Всё для ребенка», театральные кинематографические куклы И.С. и Н.Я. Ефимовых. На выставке были экспонированы куклы «Ребёнок» и «Военный», «Кошечка» и би-ба-бо «Три поросёнка» фабрики «Художественная игрушка» и «Экспортигрушки», о которых в аннотации было заявлено, что это «вполне оригинальные образцы данных производств и не носят на себе влияния изделий фабрики М. Штайф».
Эскимос. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года
Фабрика Штайф была знаменита своими мишками Тедди, которых изобрела в далеком 1902 году Маргарет Штайф. Ее игрушки снискали любовь по всему миру, их обожали все, от Теодора Рузвельта до членов Императорского Дома Романовых. В 1908 году Великий князь Георгий Михайлович Романов во время своего визита в Германию специально посетил фабрику Штайф, он заказал медвежонка для своей дочери принцессы Ксении Георгиевны.
В 1930-х годах игрушки должны были отвечать запросам молодого советского государства – воспитывать у детей любовь к своей стране, чувство коллективизма, вырабатывать инициативу и самостоятельность, знакомить с жизнью и бытом различных народов. Поэтому авторская кукла оказалась в центре споров. Это произошло по нескольким причинам: по мнению педагогов, она способствовала индивидуальной игре, а при всеобщей установке на коллективное воспитание являлась одной из главных помех в этом начинании; в «буржуазной» традиции кукла была привилегией девочек, их основной игрушкой – это также способствовало разделению детского коллектива.
Пионер Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года
Считалось также, что играя в куклы, ребенок часто проигрывал ситуации, которые видел в жизни, а поскольку «дети нередко копировали оставшиеся еще в семейном быту некультурные пережитки старого наследства, как то: пьянки, битье детей, брань, сплетни», то куклу сочли виноватой в подобных играх, и ее репутация «вредной игрушки» закрепилась. Наконец, педология, чрезвычайно популярная в то время, также утверждала вредность и ненужность куклы. Куклы должны были стать макетами, манекенами, называться «фигуры людей» и помогать ребенку ориентироваться в мире труда и коллективного построения коммунизма. Игра отныне именовалась «ориентировочно-приспособительным процессом». К тому же педологи считали, что основной деятельностью ребенка должен был быть труд, а игра – второстепенное или вовсе не нужное занятие. Место игрушек должны были занять развивающие игры, а место кукол – конструкторы.
Доктор Айболит. Всекохудожник. 1939 год
Осуждались выводы буржуазных педагогов и психологов о том, что игра в куклы есть проявление врожденного материнского инстинкта у девочек. Это обусловлено – утверждали авторы – самим буржуазным обществом, в котором женщина ограничена хозяйством и нарядами, раздельным воспитанием мальчиков и девочек, что яростно отрицалось советской властью, равно как и большинство гендерных различий. Тем не менее, в советском обществе роль куклы была совсем иной: «у нас женщина не замкнута узким кольцом семейного очага», а детский сад призван воспитывать «нового человека, творца, обладающего всеми качествами, необходимыми будущему строителю коммунистического общества». Поэтому-то и кукла должна быть совсем другой.
Краснодар. Красноармеец. Пионер С выставки 1932 года
Именно эта тематика и разрабатывается в последующие годы – какой должна быть советская кукла. Н.К. Крупская в известной статье 1937 года «Об игрушках для дошколят» высказала мысль о том, что «важно, чтобы ребёнок имел простую, небьющуюся, неуродливую куклу, которую он бы мог купать, умывать, одевать и раздевать, в процессе этом учась завязывать тесёмки, застёгивать пуговицы. Кукла должна быть самая простая, дешёвая, но красивая, такая, которую трудно испортить, изуродовать». Как видно из этой короткой цитаты, советская кукла – это инструмент, а не радость, ее главное свойство – функциональность, а не красота и развитие воображения.
Обобщая, можно сказать, что кукла должна была стать прочной, доступной по цене, массовой и, одновременно, качественной. Вместе с тем, необходимой представлялась борьба за художественную изобразительность в кукле, чтобы делать её больше похожей на обычного советского ребенка (если это была кукла-ребенок), если же это были взрослые типажи, на них должны были быть несъемные костюмы, глаза не должны были закрываться и выпускаться они должны были в наборах для коллективных игр.
Девочка в спортивном костюме. Артель «Все для ребенка». С выставки 1932 года
В Музее игрушки хранится немало образцов кукол артели «Всё для ребёнка», созданных в 1930-х годах и поступивших со Всесоюзной выставки игрушки. Этот круг трикотажных кукол отличается следованием этнографическим особенностям того или иного народа, большим вниманием к изображению одежд и деталей костюмов. Штампованные трикотажные головки кукол довольно однообразны, парики из тёмной или коричневой вискозы или светлого льна немного искусственны, куклы в целом ещё весьма примитивны. Все эти образные куклы размерами не больше 40 см являют собой уникальную коллекцию произведений оригинального игрушечного жанра и отражают состояние кукольной индустрии своего времени.
Интересно отметить и факт тиражирования этой артелью в 1930-е годы фигурки эскимоса А.Н. Изергиной из её серии «Куклы в национальных костюмах», за которую она и была удостоена медали на Парижской выставке 1925 года. Характерно, что судьба эталона сложилась более-менее счастливо: он не был кардинально изменен или переработан, лишь увеличил свои размеры с 20,5 до 37 см.
Горожанка. Грелка. Деталь. Экспортигрушка. 1933 год
В эти же годы возникает массовое производство игровых кукол в московской артели «Художественная игрушка». Трикотажные со штампованными головками и нарисованными лицами, в париках из вискозы и с пищиками внутри, эти игрушки производились в 1936-1937 годах и были по своему стилю неким напоминанием о заграничных образцах («Ирочка»).
Также здесь стали выпускать куклу «Пограничник», что наряду с производством военной игрушки в других артелях второй половины 1930-х годов свидетельствовало о милитаризации советского игрушечного рынка накануне Второй мировой войны. Шарнирный, с трикотажной штампованной головой, он одет в полушубок и подпоясан ремнём с портупеей и кобурой. Во всём его облике явно чувствуются другие, уже напряжённые, нотки решительности и мужественности, предвосхищающие грядущие испытания.
Таким образом, этот предвоенный период в развитии авторской игрушки Советской России может быть охарактеризован как время продолжающихся поисков свежего образного решения, активного введения в оборот новых материалов, развития и расширения выпуска продукции. Образ советского человека, человека труда становится основополагающим. Художники и производители в эти годы работали в едином стремлении сформировать и предложить детям новую игрушку, отвечающую и политическим установкам государства и художественному запросу новой эстетики. К концу описываемого периода в игрушечной промышленности наметился явный уклон в сторону военной игрушки, тогда как в начале 1930-х годов она была заклеймена как милитаристская и буржуазная. Однако время неминуемо брало своё. Нужно было готовиться к тяжёлым испытаниям, и игрушка в этой подготовке сыграла свою немаловажную роль.
Куклы СССР
После гражданской войны и революции для кукол, как и для людей, наступили трудные времена. Производство игрушек прекратилось совсем, фабрики закрывались, а вместо них появлялись небольшие артели. Многие семьи сами придумывали и изобретали для детей забавы, вырезая из дерева лошадок, кораблики, паровозики или человечков. А когда игрушки вернулись, у них были уже совсем другие лица, типажи и герои.
Производители делали акцент на изготовлении игрушек в образе крестьян, работников, пионеров. Такая практика была продуманна как воспитательная и политическая составляющая. Были запрещены буржуазные куклы, также изображающие барышень с кавалерами и в виде духовенства.
Из чего изготавливали игрушки
Такие материалы, как фарфор и кружева, были роскошью, поэтому сначала известные игрушки изготавливали из ткани или дерева, наполняли стружкой и ватой в единичных экземплярах. Начиная с 1936 г. предприятиями была освоена новая технология – горячее прессование деталей, что очень ускорило процесс. Таким образом появилась кукла СССР. “8 марта” – так тогда называли одну из легендарный московских артелей по изготовлению детских игрушек, которая воспитала за годы работы не одно поколение.
Помимо излюбленных для девочек маленьких дочек, появляются также лётчики, красноармейцы в буденновках, рабочие разных специальностей. В кукольных образах большое значение придавалось индивидуальности, создаваемой художниками.
Деловые, серьезные с холодным взглядом, хоть отправляй в колхоз выполнять пятилетний план – такие поначалу были куклы СССР, которые изображали суровость эпохи. Позже Сталин распорядился все игрушечные изделия делать с улыбками. Фабрики также специализировались на изготовлении дополнений к любимой игрушке в виде посудки (маленькие тарелочки и чашечки), мебель и кроватки.
Постепенно, начиная с 1930-х годов, в советских магазинах стали появляться более дорогие куклы с деталями из настоящего фарфора. Деталям этих игрушек вторят слова Буратино, который обиженный на Мальвину кричал: “Голова фарфоровая, туловище ватой набитое, а еще учит”.
Чем отличались куклы в СССР от наших современниц
Куклы СССР разительно отличаются от современных аналогов. В те времена акцент в изготовлении делался на то, что через игру у ребенка формируется представление об окружающем мире. Человек, который разрабатывал игрушку, должен был доказать воспитательное значение для ребенка. Куклы в прошлом больше были похожи на маленьких девочек с соответствующими возрастным особенностями: пухлыми ножками, ручками и здоровым румянцем на лице.
От сегодняшней Барби кукла Маша отличалась пухленькими губками, щечками, детским телосложением, она в действительности напоминала маленькую дочурку для игры в дочки-матери. Западные куклы больше имеют тенденцию изображаться в образе взрослой девушки с накрашенными глазами и губами и соответствующими формами тела, готовой к отношениям с женихом Кеном.
Детские психологи утверждают, что наличие взрослых форм, большого дома и машины для Барби вызывает у детей желание хорошей жизни и преждевременных отношений с противоположным полом.
Большое внимание к качеству
Раньше, в советский период, для того чтобы выпустить игрушку, нужно было пройти около сорока различный инстанций и проверок. Ни о каких опасных красителях и наполнителях советский производитель не знал. То, к чему прикасались дети, не должно было вызывать аллергию, поломаться или развалиться в ближайшем времени, соответствовать стандартам и ГОСТам, быть утвержденной для определенной возрастной группы, иметь воспитательную функцию. В связи с этим родителям стоит уделять большое внимание тому, что они покупают ребенку.
Советские куклы отличались простотой: голова, ноги и руки делались из пластмассы розового цвета, туловище могло быть как тряпичным, так и пластмассовым, волосы жесткие различных оттенков, в зависимости от персонажа. Одеты маленькие дочки были в простые хлопковые летние платьица. В конце 1950-х годов появилась новинка – германская красавица с закрывающимися глазами, об этой кукле мечтала каждая девочка. Но классический вариант все же был более популярен из-за того, что лица германских кукол не отдавали такой же детской наивностью.
Куклы в национальных костюмах и пупсики
В середине 20 века производители выпустили советские куклы в национальных одеяниях республик. Они были очень актуальны в 1957 году накануне всемирного московского фестиваля молодежи и студентов, также эти куклы использовали как выставочные экспонаты в разных странах.
Куклы СССР были представлены и маленькими пупсиками. Продавались эти малыши без одежды, что подразумевало развитие швейных навыков у маленьких девочек. В основном пупсы были бесполыми, поэтому обладательница такой игрушки сама решала, мальчик у нее или девочка. Куклы-пупсики умещались в кармане, некоторые производились с подвижными ручками и ножками на резинках.
Развитие магазинов игрушек и фабрик
Знаменитый “Детский мир” на Лубянской площади открылся в 1957 году. Этот универмаг должен был стимулировать послевоенную рождаемость – впервые после революции открылся магазин с таким богатым выбором для детей и их родителей.
Создавались конкурсы на лучшие изобретения игрушки, принесенные подделки оценивались и выставлялись в демонстрационном зале.
К 60-м годам уже не маленькие артели изготавливают куклы СССР, фабрики взялись за это вплотную, стараясь идти в ногу со временем и следить за тем, чем интересуется общество и дети. В пору космической эры заводы откликнулись массовым изготовлением ракет, самолетов, пилотов, космонавтов. Популярные мульт-герои тоже пользовались огромным спросом для создания новых персонажей. Гвоздем программы был крокодил Гена, а также Чебурашка, Буратино, Чиполино, Кот в сапогах.
Почему нужно ценить сегодняшнее разнообразие
Сегодня магазины детских игрушек предлагают огромный выбор, продавцы-консультанты в любой момент могут оказать помощь, но в советские времена такая забава для девочки, как кукла Маша, была дефицитом. Большинство детей довольствовалось деревянными или самодельными изделиями любящих родителей. Для того чтобы раздобыть дефицитную забаву для ребенка, в советские времена приходилось выстаивать в очереди целыми днями и заходить в магазин по талонам, и то не факт что в этот день очередь дойдет до желающего.
Сокровища на антресолях: самые ценные детские игрушки производства СССР
Ностальгия по Советскому Союзу сейчас в моде, поэтому спрос на предметы того времени переживает настоящий бум. Не стали исключением и детские игрушки. Редкие и интересные экземпляры можно продать за десятки, а то и за сотни тысяч рублей.
История производства детских игрушек в СССР
Перед молодой советской властью стояли не только экономические, но и идеологические задачи. В первые годы СССР было попросту не до того, чтобы заниматься детскими игрушками. А нарком просвещения Луначарский и вовсе считал их буржуазным пережитком. Поэтому игрушки делали только артельные производства, мастера-кустари и сами родители. Это были тряпичные или опилочные куклы, деревянные лошадки и другие животные, картонные или бумажные фигурки. Фиксированных цен тогда не существовало.
Советские игрушки 1920-х — это в основном кустарное, а не массовое производство
И только в 30-е годы дело встало на промышленные рельсы. В 1934 году был утверждён список игрушек, которые разрешались к производству. Они были призваны развивать личность нового типа с самого детства. Идеологически правильные игрушки должны были:
- Быть классово правильными и готовить к трудовой жизни. Куклы — это представители разных профессий, рабочие и крестьяне. А упитанные и жизнерадостные пупсы говорили о благополучии советского народа.
- Развивать смекалку и навыки сотрудничества в коллективе (настольные игры, снаряжение для командных развлечений).
- Воспитывать патриотизм в советском духе. «Оборонные игрушки» — это моряки и красноармейцы, военная техника и оружие.
- Быть реалистичными. Никаких драконов, синих птиц и животных в человеческой одежде.
Всё делалось добротно и из натуральных материалов — тканей, дерева, металла, смолы. Синтетики в те времена ещё не было. Но позволить себе покупать игрушки детям могли далеко не все семьи. Во-первых, их было мало, во-вторых — дорого.
Реалистичность и нацеленность на воспитание нового трудового поколения — вот основные признаки советской игрушки 1930-х годов
Война приостановила развитие производства, зато потом трофейное оборудование позволило наладить массовый выпуск велосипедов и механических игрушек. Требования к изделиям были высокие, а цена не всегда доступной. Поэтому дети играли чем придётся, особенно в деревнях.
С 50-х годов СССР берёт курс на повышение благосостояния населения. Массово выпускаются детские машинки, конструкторы, пупсы и куклы, в том числе в национальных костюмах. Игрушки становятся всё более яркими, разнообразными и доступными по цене. Постепенно начинают использоваться новые искусственные материалы: синтетические ткани, резина, пластмасса, полиэтилен.
В СССР экономика была плановой: стоимость игрушек, ассортимент и необходимое количество утверждались государством. От Калининграда до Владивостока одно и то же можно было купить за одинаковую цену. Но в столицах выбор был намного шире. Дефицитные игрушки покупали по знакомству или на чёрном рынке.
Самый большой специализированный магазин — московский «Детский мир» — был открыт в 1957 году и стал мечтой большинства советских детей
Удешевление производства привело к тому, что игрушек стало много, но их ассортимент сократился, а к качеству стали относиться менее требовательно. К 1956 году артели прекратили своё существование, а массовая штамповка стала приметой конца 1960 – 70-х годов. Однообразие разбавляли тематические серии, например, куклы-космонавты или выходцы из мультфильмов.
К 1980-м черты игрушек становились всё более условными, проявился творческий и свободный подход дизайнеров. А вот идеологическая сторона стала ослабевать. Недорогие игрушки — пластмассовые животные, пупсы, бумажные наборы — стоили буквально копейки. Куклы и машинки среднего размера можно было купить по цене от нескольких рублей. Серьёзными приобретениями были механическая железная дорога, педальные машины, электронные игры, наборы с микроскопом. Стоило такое удовольствие десятки рублей.
В позднем СССР игрушки становятся более условными
Как оценивают советские детские игрушки
Выбор цены всегда остаётся на усмотрение продавца. Другое дело, удастся ли найти покупателя. На рынке старых игрушек уже давно установились правила, по которым их оценивают и продают. Основных факторов три: год производства, степень сохранности и тираж. Решение о цене принимают по совокупности.
Казалось бы, чем старше вещь, тем дороже её можно продать. Такая закономерность есть, но работает она далеко не всегда. Дело в том, что очень старые и кустарные игрушки сложно датировать, особенно если они плохо сохранились. Клеймо или штамп производителя позволяют правильно идентифицировать предмет.
Со временем производства косвенно связан и материал. Металл, целлулоид и прессованные опилки ценятся выше пластмассы, тем более резины. Игрушки из хорошего материала можно продать дороже, даже если они выпущены в одно и то же время с менее качественными аналогами. Но как правило, это более ранняя дата производства.
Дороже ценятся игрушки в идеальном состоянии, особенно в оригинальной упаковке. А вот недостатки, которые снижают цену:
- отломанные детали, сколы и трещины;
- неработающая механика;
- некомплектность (например, с куклами важно, чтобы у них была оригинальная, а не самодельная одежда);
- ржавчина;
- плесень;
- несмываемые пятна;
- запах затхлости или табака, что особенно актуально для опилочных и мягких игрушек.
Куклу-негритёнка без ноги можно продать по цене до 500 руб., а в полном комплекте — за 1 000
Насколько массовым было производство конкретной модели, имеет решающее значение для цены. Уникальные вещи покупают дорого даже в плохом состоянии. А дефицитные игрушки 80-х годов выпуска обставят по цене штамповку 70-х. Редкими считаются предметы, которые появляются в продаже раз в несколько лет. Если объявление с аналогом уже где-то висит, это не раритет. Цена на дубль автоматически снижается на 20 – 50%, хотя бывают и исключения.
Высокие цены на советские игрушки объясняются модой и ностальгией. Можно даже сказать — модой на ностальгию. Ещё несколько лет назад всё выбрасывали на помойку или продавали за бесценок. А сейчас легко находят покупателя даже самые простые пластмассовые фигурки.
Самые дорогие и редкие советские игрушки
Наиболее дорогими оказываются далеко не самые красивые вещи. Главное — ценность для коллекционеров и хорошая сохранность. Интересно, что мальчишеские игрушки традиционно ценятся выше девчачьих.
Начнём с педальных машин. Их можно продать по цене от 5 до 100 тысяч (в зависимости от состояния и модели). Рекордсмен в этой линии — Москвич-2141 (выпуск АЗЛК, 2-я половина 80-х). Модель так и не вышла в массовое производство, и коллекционеры считают, что таких машин осталось всего несколько штук. Одна из них находится в музее АО «Москвич», ещё одна была продана за 350 тысяч рублей. И это не предел цены.
На переднем плане — самая дорогая их советских педальных машин — Москвич-2141
Среди уменьшенных копий советских автомобилей самые ценные — номерные модели в заводской упаковке. Цена взлетает, если они были выпущены лимитированной серией или сняты с производства в короткий срок. Ещё важны качество, детализация, надёжный материал, а они наблюдаются у более старых моделей. Цена интересных для коллекционеров машинок начинается от 2 – 5 тысяч. Редкие, но не эксклюзивные можно продать за 10 тысяч и дороже.
Пионер среди уменьшенных моделей машин — цельнолитой «Москвич-412» — начали выпускать в 1971 году, а сейчас его можно продать по цене от 20 до 200 тысяч
А вот несколько примеров реально купленной очень дорогой детской техники:
- Электрическая железная дорога 1969 года выпуска в полной комплектации и хорошем состоянии — 100 021 руб.
Электрическая железная дорога была выставлена на продажу в почти нетронутом состоянии
- Уменьшенная модель скорой помощи ГАЗ-24–02 «Волга» — 90 000 руб.
ГАЗ-24–02 «Волга» продавалась в идеальном состоянии в заводской упаковке
- Бронепоезд 1970-х годов производства — 85 155 руб. Это пластмасса, но здесь интересен способ производства: модель не отштампована, а выдута по форме (примерно так сейчас производят пластиковые бутылки). Поэтому игрушка получила неформальное название «дутыш».
Бронепоезд был выпущен в 1970-е годы на заводе «Огонёк» и продавался в неигранном состоянии, с незначительными царапинами
- Металлический экскаватор 1967 года выпуска. Продан на eBay за 750$ (примерно 50 000 руб.).
Экскаватор продавался в хорошей сохранности, но без заводской упаковки
В кукольном мире тоже больше всего ценятся игрушки фабричного производства ограниченного тиража. Важно, чтобы у них было клеймо. Хорошо, если тело из целлулоида, ещё лучше — из прессованных опилок. Волосы — паричковые (приклеенные), а не прошитые. А аккуратная и красивая роспись лица повышает цену. За хорошие, но не эксклюзивные экземпляры можно запросить от 2 000 до 15 000 руб.
На старинную советскую куклу можно ставить ценник от 3 000, она не будет единственной в своём роде, но если понравится коллекционерам, вырастет в цене
Приведём подборку дорогих советских кукол, проданных за последний год:
- Шагающая и говорящая кукла Нина в скафандре — 120 000 руб. По этой модели на фабрике «Кругозор» выпускалось множество вариантов, в исправном состоянии они стоят до 5 000. А лимитированная серия была посвящена первому полёту в космос Валентины Терешковой.
Нина-космонавт отличается от своих аналогов только костюмом, но ценится в разы выше
- Пресс-опилочная кукла Светлана (Московская фабрика игрушек № 2, 1960-е годы). Была продана за 60 000, повторно выставляется на аукционе уже за 95 000. Кукла редкая, но не эксклюзивная: периодически она появляется в открытой продаже по цене от 30 000 (но в другой одежде).
Светлана, несмотря на небольшие, но заметные дефекты, продаётся за 95 тысяч
- Антикварная кукла без конкретной датировки, но по дизайну известного скульптора Льва Разумовского (фабрика Ленигрушка). На аукционе пользовалась оживлённым спросом и в итоге была продана за 48 620 руб.
Иногда куклы пользуются спросом благодаря своему авторству
- Малыш Витя (или Гриша) Московской фабрики им. 8 марта, 1960-е годы. Пупсы выпускались в различных вариантах материала, черт лица и одежды. В пластмассовом исполнении их сейчас покупают на аукционах по цене около 20 тысяч. Более старая версия из пресс-опилок была продана за 40 000.
Мальчики считаются редкостью среди кукол, поэтому оцениваются изначально дороже
- Маленькая целлулоидная кукла Иришка (она же «Редиска»), 1950-е годы, Тюменский химкомбинат. Первый аукционный экземпляр был продан за 23 681, на следующий цена опустилась до 15 000.
Иришка интересна коллекционерам своей необычной и даже странной внешностью
Среди остальных игрушек больше ценятся механические, чем мягкие. Но и они не всегда пользуются стабильным спросом. Многое будет зависеть от тематики, эксклюзивности и удачного стечения обстоятельств.
Антикварная педальная лошадка выставлена на eBay за 2 000$, но пока не продана; в России аналоги покупают редко и намного дешевле
Где продают и покупают детские игрушки, произведённые в СССР
Варианты с местными барахолками лучше изначально не рассматривать. Щедрые покупатели туда не заглядывают, зато часто промышляют мошенники и перекупщики. Частично это верно и с бесплатными досками объявлений. Продать там можно, но не факт, что по хорошей цене.
Если игрушка не очень редкая, можно обратиться в антикварные салоны. Идти к скупщикам лично имеет смысл только жителям мегаполисов — в провинции выбор ограничен, поэтому и цена не будет высокой. Именитые организации могут оценить и выкупить игрушку удалённо. Главное — сделать достаточно подробные и качественные фотографии. Плюс такого способа в том, что сразу же можно договориться о продаже и получить деньги. Минус — цена, ведь салоны выступают посредниками, а конечному покупателю продадут вещь с наценкой.
Лучший способ продажи — интернет-аукционы, особенно если игрушка редкая и интересная. Там можно выставить твёрдую цену или надеяться на повышение ставок. Последний вариант оптимален для раритетов. Аукционные предложения часто просматривают коллекционеры, поэтому шансы на сделку выше, а цена может взлететь за считаные дни. Минус способа в том, что большинство площадок берёт плату за размещение лота — фиксированную или в процентах от стоимости.
Интернет-аукцион — игра с непредсказуемым результатом
Вот несколько популярных сайтов-аукционов:
Ошибки и сложности в купле-продаже советских игрушек
Новичку сложнее всего выставить правильную цену. Завышенная оттолкнёт покупателей, а слишком низкая заставит сожалеть об упущенном. Вот несколько советов, которые помогут сориентироваться:
- Сходите в антикварный салон за консультацией. Даже если там захотят купить игрушку, соглашаться вы не обязаны.
- Не соглашайтесь на предложение, если покупатель сбивает цену, убеждает, что дороже продать не получится, и торопит со сделкой. Все эти признаки одновременно выдают перекупщика.
- Посоветуйтесь с коллекционерами, реставраторами и любителями старины в интернете.
- Посмотрите цены на похожие товары.
Цены в объявлениях и на аукционах далеко не всегда могут быть надёжным ориентиром. Это то, сколько хочет получить владелец. Но не факт, что он найдёт покупателя. Поэтому лучше всего смотреть завершённые аукционы или хотя бы лоты со ставками.
Антиквары и специалисты по винтажу не советуют чинить игрушки самостоятельно — неумелые действия могут испортить ценный экземпляр. А переделки опытному оценщику всегда заметны. Результатом будет не повышение цены, риск отказа от сделки. Здесь есть два варианта — продавать как есть или заплатить профессиональному реставратору.
С винтажными и антикварными вещами не работает принцип нахваливания товара. Даже если сопроводить объявление пометкой «Редкость. », это не будет аргументом для покупателя. Гораздо важнее дать реальные характеристики игрушки: год выпуска, состояние, особенности, а иногда и историю. И всё это дополнить несколькими фотографиями с деталями и в разных ракурсах.
Видео: как определить, что игрушечную машинку можно дорого продать
Советские игрушки ценятся своей самобытностью, памятью о детстве и тем, что они отражают историю страны. Таких больше никогда не будет. Поэтому редкие и интересные вещи в цене не упадут. А вот ширпотреб родом из СССР обязан своей популярностью временной моде. Вполне возможно, что через несколько лет он будет интересовать только узкий круг специалистов.
Куклы советских времен – фото кукол из СССР
Бумажные куклы Работница. Бумажная кукла из советских журналов. Бумажные куклы из советских журналов. Бумажные куклы из журналов. Бумажные куклы из журнала Работница. Кукла журнал Работница. Куклы Работница. Куклы журнал Работница.
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2018/02/bumazhnie-kukli-rabotnica.html
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2017/12/kukli-karnaval.html
Бумажные куклы журнал Миша. Бумажные куклы из журнала Миша. Журнал Миша куклы. Журнал Миша бумажные куклы. Бумажные куклы из Миши. Бумажные куклы Миша. Кукла журнал Миша. Куклы Миша. Кукла журнал Миша. Бумажная кукла журнал Миша. Миша журнал. Журнал Миша
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2017/09/bumazhnie-kukli-misha.html
Модный салон бумажные куклы. Бумажные куклы Модный салон 90-х. Бумажные куклы 90-х. Бумажные куклы Модный салон 90-х СССР, советские. Советские бумажные куклы Модный салон 90-х. Бумажная кукла СССР Модный салон 90-х. Вырезные куклы Модный салон 90-х СССР
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2017/08/modmiy-salon.html
Журнал мод кукла. Журнал мод 1990 кукла. Журнал мод 1990. Журнал мод куклы. Журнал мод 1990 Азбука моды бумажные куклы. Журнал мод Азбука моды бумажные куклы. Журнал мод рубрика, раздел, приложение Азбука моды бумажные куклы. Журнал мод Азбука моды бумажн
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2017/02/bumazhnie-kukli-zhurnal-mod.html
Кукла Наташа СССР. Кукла с магнитом Наташа. Кукла с магнитом Наташа СССР. Кукла Наташа с магнитом. Наташа магниты СССР. Бумажная кукла магниты СССР. Кукла с магнитом. Кукла с магнитом СССР. Бумажная кукла Наташа. Бумажная кукла на магнитах. Магнитная кукл
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/11/natasha-kukla-s-magnitom.html
Бумажные куклы 90-х СССР, советские. Бумажные куклы СССР. Советские бумажные куклы. Бумажная кукла СССР. Советская бумажная кукла. Бумажные куклы для распечатки СССР, советские. Бумажные куклы для печати СССР, советские. Бумажные куклы скачать СССР, совет
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/10/bumaznie-kukli-ksusha-i-masha.html
Бумажные куклы из журнала Мурзилка. Бумажные куклы из Мурзилки. Кукла журнал Мурзилка. Куклы Мурзилка. Бумажная кукла журнал Мурзилка. Мурзилка журнал. Журнал Мурзилка. Журнал Мурзилка СССР. Бумажные куклы из журналов. Бумажные куклы из детских журналов.
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/08/bumazhnie-kukli-murzilka.html
Бумажные куклы Весёлые картинки. Кукла журнал Весёлые картинки. Куклы Весёлые картинки. Бумажная кукла журнал Весёлые картинки. Весёлые картинки журнал. Журнал Весёлые картинки СССР. Бумажные куклы из журналов. Бумажные куклы из детских журналов. Бумажные
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/08/bumazhnie-kukli-veselie-kartinki.html
Советская бумажная кукла. Бумажная кукла девочка СССР. Бумажная кукла советская девочка. Вырезная кукла СССР советская старая из детства девочка. Картонная кукла с одеждой СССР советская старая из детства девочка. Игра Одень куклу девочка СССР советская с
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/08/bumazhnaya-kukla-devochka.html
Бумажная кукла Лялькова кiмната СССР. Бумажная кукла и кукольный дом Лялькова кiмната СССР. Бумажная кукла с комнатой СССР Лялькова кiмната. Бумажная кукла с домом СССР Лялькова кiмната. Кукла с домом СССР Лялькова кiмната. Самоделка Веселка. Самоделки из
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/04/lalkova-kimnata.html
Бумажные куклы СССР. Советские бумажные куклы. Бумажные куклы 80-х. Куклы в национальных костюмах. Бумажные куклы в национальных костюмах Эстония Таллин СССР. Эстонский национальный костюм. Национальный костюм Эстония. Эстонская национальная одежда. Эстон
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/04/kukli-v-nacionalnih-kostumah.html
Бумажная кукла Одёжка для Антошки СССР мальчик, чебурашка. Бумажная кукла мальчик СССР. Бумажная кукла мальчик советская. Бумажная кукла Антошка СССР, советская. Бумажная кукла Одёжка для Антошки чебурашка, мальчик СССР голубая упаковка, конверт, коробка,
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/03/odezhka-dlya-antoshki.html
Бумажные куклы СССР мальчик и 2 девочки Papuosk mane (Наряди меня), литовские. Советские бумажные куклы две девочки и мальчик Papuosk mane Наряди меня. Бумажная кукла СССР девочка 2 хвостика купальник босиком. Бумажная кукла СССР девочка светлые волосы ку
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2016/02/papuosk-mane.html
Советская бумажная кукла Катя: девочка, бантики, кудри, сарафан, венок, синий купальник с рыбкой.
samoe-vazhnoe.blogspot.ru/2015/11/kukla-katya.html