Мода и стиль времен первой мировой войны 1914 – 1918

Война и мода

Как Первая мировая война изменила женский гардероб

Первая мировая война привела к целому ряду изменений в жизни Европы и России, что дает основания говорить о том, что именно в 1914 году XIX век во всех отношениях уступил место новой эпохе. В ходе войны заметно менялись не только политическая карта мира, экономика, способы ведения войны и ее характер, но и повседневная жизнь людей, что нашло отражение, в том числе, и в изменении женской моды.

В начале декабря 1914 года, подводя итоги первых месяцев войны, популярная газета «Биржевые ведомости» отмечала, что война оказала существенное влияние на изменение моды в России. Во-первых, говорилось в заметке, в связи с погружением всей Европы в военный конфликт, Россия лишилась возможности получать модные журналы, которые ранее доставлялись из Парижа, Лондона и Вены, а во-вторых, «военные события задержали также доставку модных материй и украшений для платьев, так что осенний сезон, принеся громадные убытки торговцам модным товаром, оказался мертвым для наших модниц».

Но отнюдь не только перечисленные выше причины привели к изменению женских вкусов и пристрастий. «Массовый уход дам из общества в число сестер милосердия, а также сильный подъем патриотического настроения в связи с войной, сделали то, что дамы перестали тратить деньги на туалеты и стали деваться более чем скромно», – констатировало издание. «В связи с этим, а также с популярностью наших союзников-англичан у наших дам получили широкое распространение скромные английские блузы, которых уже давно нельзя было видеть на дамах общества и которые были принадлежностью одних курсисток и трудящихся женщин, – сообщалось в заметке. – Эта скромность в тратах на туалеты дам сильно ударила по карману дамских портних и портных, которые раньше зарабатывали громадные деньги во время осеннего и зимнего сезонов. Уже в настоящее время большинство мастерских дамских нарядов уменьшило кадры своих служащих почти на 75 проц., что вызвало увеличение числа безработных мастериц и вместе с тем сильно понизило плату за работу. (. ) Такая же участь постигла и других поставщиков наших дам – торгующих дамскими шляпами. В то время как обычно дамы покупали по несколько шляп в сезон, теперь они прекратили покупку шляп совершенно, и фирмы, торговавшие за осенний сезон на десятки тысяч в месяц, теперь едва-едва покрывают свои текущие расходы. Прекратился подвоз товара для производства шляп из-за границы. Париж, главный поставщик этого товара, а также моделей шляп – не дал Петрограду ни одного фунта товара. “Маленький Париж” – Варшава, где покупали товар большинство модисток, также из-за войны прекратил свою деятельность, так что петроградские модистки остались совершенно без модных вещей».

Впрочем, военная мода проявилась не только в ношении российскими дамами английских блуз и более скромной одежды. Платья и костюмы столичных модниц украсила патриотическая отделка национальных бело-сине-красных цветов; в дамскую моду вошли расшитые в русском народном стиле платья-рубахи. Причем, если в России в дамский обиход прочно вошли «союзнические» английские блузы, то в странах-союзницах популярным стал «русский стиль». Как отмечает историк моды Ольга Хорошилова, «уже осенью-зимой 1914 года во французской моде появилось понятие “manteau russe” – пальто, “русскость” которого выражалась прежде всего в меховой опушке на воротнике, манжетах, на борту и подолу, а также перенесенной на левую сторону застежкой (как на косоворотках)». Тем временем во вражеском лагере, как сообщала одна из российских газет, «элегантные, прочные и изящные английские кофточки» были «преданы остракизму, а французским модным журналам объявлена беспощадная война». «Кокетки и скромницы, женщины, помешанные на модах, и женщины, одевающиеся во что Бог послал – все обрядились как в некую форму, в “союзные” австро-германские блузки», – сообщала газета, поясняя, что новая австрийская мода привела к появлению блуз с доминирующими желтыми и черными национальными немецкими цветами, с размещенными на их воротничках вышивок в виде австрийского и прусского орла (что, по мнению российского журналиста, делало их похожими на ливреи).

Вместе с тем, военное время вызвало к жизни и совершенно новые виды дамских туалетов. Первая мировая война освободила женщин от корсета – предмета дорогостоящего и не слишком удобного, на смену которому пришел бюстгальтер, запатентованный в США осенью 1914 года, что позволило женщинам быстро надевать этот предмет туалета без посторонней помощи и не мешавший свободно дышать, непринужденно двигаться и активно работать.

Вместо «легкомысленных» ярких нарядов предвоенной поры, в моду уверенно входил «военный стиль» («милитэр») – скупой, практичный и функциональный, как правило, с характерной для него неброской цветовой гаммой (оливковой, песочной, серой, темно-синей, зелено-коричневой). Модная дамская одежда стала обретать черты мужского костюма: выдержанные в защитных цветах блузки украшали стоячие воротнички и накладные карманы, на платьях появились перекрещенные перевязи, напоминающие военные ремни; дамские пальто, которые нередко стали украшать шнуры и погончики, стали сильно походить на шинели, а в союзной Англии у женщин вошли в моду армейские плащи – тренчкоты.

Новый «военный» стиль призван был подчеркивать простоту, удобство и скромность, поскольку в то время, когда мужчины проливали свою кровь на войне, одеваться броско и богато стало считаться аморальным. Да и хлопот на хрупкие женские плечи обрушилось гораздо больше: дамам и барышням приходилось во многих сферах гражданской жизни заменять ушедших на войну отцов, братьев и мужей, а прежние изысканные наряды и узкие юбки были для этого малопригодны. Поэтому сама жизнь заставила женщин укоротить юбки по щиколотку, сделать их более широкими, а вместо изящной, но непрактичной обуви надеть высокие сапоги и шнурованные ботинки.

«Все вместе взятое, – писал, рассуждавший об изменениях женского наряда журналист, – сделало то, что дамы перестали быть рабынями моды, стали одеваться проще, без вычурности, и, может быть, благодаря войне, оживут времена, когда дамы были одеты изящно и просто, когда считались с индивидуальным вкусом больше, чем с предписаниями издателей модных журналов и аппетитами фабрикантов модных матерей».

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Рождение моды XX века

Изменения в одежде во время Первой мировой войны

Реформы П. Пуаре предвосхитили моду XX в., однако радикальные перемены в массовой моде произошли во время Первой мировой войны (1914—1918). После убийства эрцгерцога Фердинанда 28 июля 1914 г. в Сараево Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Германия 1 августа объявила войну России, 3 августа — Франции, затем в войну вступили Великобритания, Италия, Япония, Турция и Болгария, в апреле 1917 г. — США. Война стала поворотным моментом в новейшей истории, изменив не только политическую карту Европы, но и образ жизни. Впервые использовали новую технику — танки, бронемашины, подводные лодки и авиацию, а также химическое оружие (под Ипром и Верденом), впервые военные самолеты бомбили города. Во время войны погибло 10 млн человек, более 20 млн было ранено. Большинство мужчин в воевавших странах надели военную форму (было мобилизовано 74 млн человек), защитный цвет хаки стал символом войны. Униформа оказала влияние не только на гражданский костюм того времени, но и на моду XX в. в целом — многие элементы военного обмундирования превратились в повседневную одежду.

Тревоги и лишения военного времени затронули всех, и пока мужчины воевали под Верденом и в Галиции, женщины в тылу были вынуждены заменить мужчин, ушедших на фронт. Впервые в истории женщины ощутили себя по-настоящему нужными членами общества — они пошли работать в госпитали, на фабрики и военные заводы, служили кондукторами, водителями трамваев и почтальонами. Дамы высшего общества активно занялись благотворительностью, становясь сестрами милосердия, а бывшие горничные шли работать на военные заводы, где платили больше и выдавали спецодежду. Впервые женщины надели униформу: рабочие заводов — комбинезоны, почтальоны и кондукторы — укороченные расширенные юбки с форменными куртками и фуражки, сестры милосердия — белые или серые халаты и белые косынки с красными крестами (для Красного Креста униформу разработал Дж. Редферн) (рис. 3.1).

Активная жизнь, полная лишений (не хватало продовольствия, топлива, тканей), требовала более удобной одежды. Именно во время Первой мировой войны сложился костюм, который женщины будут носить в XX в.: укоротились юбки, исчезли корсеты и «хромающие» юбки, сложные прически и большие шляпы. Появились функциональные детали, заимствованные из форменной одежды, — отложные воротники, как у френчей, высокие «стойки авиатора», накладные карманы, а привычные для женской моды начала века отделки (вышивка, аппликация, кружево) почти исчезли из повседневной одежды.

Рис. 3. 7. Женская униформа времен Первой мировой войны. Кондуктор автобуса в Лондоне, 1917 г.

Из-за нехватки мыла и эпидемии тифа пришлось коротко остричь волосы. Практически все предприятия выполняли военные заказы, поэтому для гражданского населения не хватало тканей, обуви и т.п. Многие переделывали военную форму — издавались специальные брошюры с советами, как сшить из шинели модное пальто или жакет (рис. 3.2).

Самой распространенной женской одеждой времен Первой мировой войны были костюм (расширенная юбка с застежкой спереди, мешковатый жакет с накладными карманами, отложным воротником или «стойкой авиатора») и «универсальное» платье из практичной ткани (черного, серого, коричневого или синего цвета) с белым отложным воротником. Такое «платье на все случаи» можно было носить целый день, не переодеваясь несколько раз, как это было принято до войны. Так как теперь рядом не было никого, кто помог бы женщине одеться (ни мужчины, ни горничной), застежки в женской одежде стали делать только спереди.

В моду вошел трикотаж ручной вязки — жакеты, кардиганы, джемперы, шарфы, шапки и т.п. Распространились и другие мужские элементы костюма — гетры, фетровые шляпы, кашне. Упрощению подверглось и нижнее белье. Корсеты окончательно уступили место бюстгальтерам и поясам для чулок. В 1913 г. Мэри Фелпс Джекобе выпустила в США простейшую конструкцию мягкого бюстгальтера без спинки (патент 1915 г.), который могла сшить самостоятельно любая женщина. Отказ от корсета привел к распространению мешковатых платьев и жакетов, которые напоминали костюм суфражисток начала века.

Высокая мода была вынуждена приспосабливаться к условиям военного времени. Властитель довоенной моды П. Пуаре выполнял военные заказы. Другие дома предлагали своим клиенткам более простые и удобные модели. В моделях Домов «Пакэн», «Ворт», «Дойе», «Люсиль» чувствовалось влияние военной формы, особенно в повседневных костюмах. В нарядной одежде можно было увидеть элементы довоенной моды: продолжали носить тюрбаны с эгретами из перьев, платья в восточном стиле с завышенной линией талии, хотя их шили с более широкими и короткими юбками.

Рис. 3.2. Модели женских костюмов, переделанных из военной формы.

«Wiener Mode», 1919 г.

Ж. Ланвэн предлагала женственные модели с пышными юбками. В 1915 г. в моде появились «военные кринолины» — широкие юбки с оборками в «стиле фламенко» (рис. 3.3). В этом романтическом стиле, несомненно, проявились усталость от войны и тоска по мирной жизни. В моде был «испанский стиль» (Испания, как и Латинская Америка, в Первой мировой войне участия не принимала, поэтому была символом мирной жизни) — высокие гребни и мантильи, туфли «танго» с перепонками или на завязках, «испанские» платья в стиле «фламенко».

На время войны приходятся первые успехи Коко Шанель как создательницы модной одежды. В то время как другие кутюрье испытывали недостаток тканей, К. Шанель расширяла производство. Начав в 1909 г. свою деятельность в мире моды модисткой в Париже, она в 1913 г. открыла в курортном городе Довилль предприятие, где создавала модели одежды для отдыха в спортивном стиле. Во время войны простые платья и костюмы Шанель оказались актуальными, и от клиенток не было отбоя. В 1915 г. при приближении линии фронта к Довиллю Шанель перевела свое предприятие в другой курортный город — Бья- рицц, где открыла ателье. Своим клиенткам она предлагала модели из необычного для того времени материала — трикотажного полотна (рис. 3.4). До войны из него шили только спортивную одежду и нижнее белье, и оно во время войны оставалось на складах.

Рис. 3.3. Модель пальто из журнала «Vogue», 1916 г. (о).

Платье с матросским воротником (б). Платье «в испанском стиле» (в). Модель Дома «Ланвэн», 1917 г. (г)

Рис. 3.4. Модели Дома «Шанель» из джерси, 1917 г.

В моделях многих домов моды в 1917—1918 гг. выявилась тенденция к изменению модного силуэта — появились платья с двумя линиями талии: завышенной, как в 1910-е гг., и заниженной, на бедрах. Ж. Ланвэн предлагала платья-рубашки. Во время войны начал складываться «русский стиль» в моде. И не только в России, но и в Англии, и во Франции (особенно после легендарного Брусиловского прорыва — наступления русской армии в 1916 г. на Юго-Западном фронте под командованием генерала А. А. Брусилова). В модном женском костюме появились первые головные уборы в форме кокошника и мотивы народной вышивки.

Уже уходите?

Вы можете существенно помочь развитию проекта, просто посетив еще одну любую страницу сайта!

Вам это не составит никакого труда, но ваш вклад в развитие сайта, поверьте, будет очень весом!

Читайте также:  Платья для девушек Naf Naf

Вы можете просто перейти на главную страницу или узнать какую уникальную возможность наш проект предоставляет для заработка зарегистрированным пользователям (нашим авторам) – здесь .

Или же посетите наш Магазин .

И мы вас больше не побеспокоим. Спасибо вам за понимание и терпение!

Русские модницы в годы Первой мировой войны

Переход к экономике военного времени оказался серьезной проблемой. В январе 1915 года гражданам стран, с которыми Россия находилась в состоянии войны, было запрещено получать лицензии на ведение коммерческой деятельности, что больно ударило по российской модной индустрии. Женщинам советовали в чем-то отказать себе вместо того, чтобы содействовать спекулянтам, ведь предложение зависит от спроса, а значит, отказ от дорогих товаров повлечет за собой стабилизацию или падение цен. Между женщиной, модой и спекуляцией проводили прямую связь. Роскошь стала подозрительной, расточительность – недопустимой. Считалось, что если мода была женской заботой, то в тяжелое военное время женщин следовало наказывать за экстравагантные наряды. В 1915 году в популярном среди женщин издании «Журнал для хозяек» выходит статья под красноречивым названием «Воздержитесь!», в которой женщины обвинялись в помощи спекулянтам: покупали товары даже по завышенным ценам, не надевали один и тот же наряд более двух-трех раз. Основная мысль, подхваченная прессой, была такова: можно следить за модой без больших затрат, отдавать предпочтение предметам гардероба, которые под силу изготовить самостоятельно. Дискуссии по этому вопросу приобрели внушительный размах, и, в итоге, 13 сентября 1916 года Совет министров одобрил закон «Об ограничении ввоза в Россию предметов роскоши». К сожалению, найти дешевую одежду или ткани было практически невозможно. Стремясь к бережливости, женщины все равно понимали неизбежность затрат.

Для большинства женщин вопросы моды оставались волнующими. Однако война заставила не только задуматься о своих реальных возможностях следовать последним тенденциям, но и переосмыслить собственное отношение к моде. В конце 1914 года на страницах женских изданий разгорелись дискуссии о целесообразности ношения траура. Делая упор на то, что ношение траура помогает женщине рассказать окружающим о переживаемой ею трагедии и вызывает в обществе искреннее сопереживание, авторы модных обзоров давали советы относительно того, как правильно носить траур. Наряду с черным цветом, допускались лиловый и серый, а из украшений разрешались лишь лорнет, часы, венчальные кольца и в некоторых случаях черные матовые бусы. Кроме того, распространение получило прикрепление к строгим платьям темных цветов куска черного сукна с вышитой пальмовой ветвью по центру. Обсуждение траурного костюма едва ли можно назвать данью моде и стремлением привнести в свой образ нечто новое. Это волновало женщин не из легкомыслия и неспособности воспринимать реальные проблемы, которые поставила перед обществом война, а потому, что забота о собственном внешнем виде являлась неотъемлемым элементом их воспитания и повседневной жизни.

Моральный аспект проблемы не был единственным. В ходе войны (особенно, на начальном ее этапе) русские были буквально отрезаны от Парижа, являвшегося источником всех новостей в мире моды. Французские цветные модные гравюры, литографии и колонки с советами больше не могли пересылаться в Россию через Германию. Российская модная индустрия не была достаточно независимой для того, чтобы самостоятельно формировать вкусы и предпочтения модниц. Авторы статей для модных рубрик ставили себе цель не познакомить читательниц с новшествами мира моды, а подбодрить их и указать на то, что они смогут, наконец, отказаться от слепого копирования французских «трафаретных модных шаблонов» и создать свой собственный стиль. На практике подобным идеям не суждено было стать вдохновляющими – женщины ждали восстановления информационных связей.

Постепенно сообщение с союзниками наладилось, и структуры моды приспособились к новой обстановке. Вопросы морали также пришли к определенному балансу: мнение большинства сводилось к тому, что женщина должна одеваться просто, но элегантно, не ударяться в аскетизм, олицетворять собой красоту и изящество. Несмотря на это, большой проблемой оставались растущие цены и нехватка текстиля. Если до войны рукоделие было сродни развлечению, то позднее многие дамы действительно применяли свои умения по назначению. Падение качества товаров, производимых в годы Первой мировой, также сказалось на выборе многих женщин в пользу самостоятельного их создания. Критике подверглась и обувь. В связи с постоянным ростом цен на кожу, которая широко применялась для военных нужд, обувь к середине 1915 года по сравнению с довоенным временем подорожала более чем вдвое, а качество ее, напротив, ухудшилось. Совмещая приятное с полезным, женщины охотно посещали специальные курсы по изготовлению одежды и обуви.

Без сомнения, военная тематика оставила характерный отпечаток на многих предметах женского гардероба. Стремление создать военизированный облик проявилось уже в первые месяцы мирового конфликта. Модели домашних блузок цвета хаки почти безошибочно воспроизводили походные тужурки офицеров: высокие стоячие воротники, красная или синяя окантовка, такие же нашивки на плечах, блестящие металлические пуговицы, стилизованные под фурнитуру военной формы. Весной 1915 года популярными становятся дорожные и спортивные пальто под названием «bleu-soldat», которые шили из материалов светло-синего цвета, повторяя, таким образом, цвет мундиров русских солдат. В целом, очевидно, что цвета военной формы: серый, хаки, синий и коричневый, прочно вошли в моду и оставались актуальными на протяжении нескольких лет. Преимущество этих цветов видели в том, что они практичны, изящны и корректны. В военные годы проявилась и другая вполне предсказуемая тенденция: обращение к национальным мотивам. Начиная с зимнего сезона 1915 года в моду вошло все русское. Это и русские полушубки, представляющие собой пальто гладкое до талии, а от талии имеющее вид широкой сборчатой юбки, опушенной мехом, и казацкие кафтаны, и высокие меховые шапки, а также изящные платья с тюлевыми и кружевными рубашками, напоминающие русские сарафаны. Развитие неорусского стиля, сформировавшегося еще во второй половине XIX века, оказало заметное влияние на моду. Элементы, присущие этому стилю – русские кружева и вышивки – можно было носить с европейскими моделями, что позволяло женщинам выражать патриотизм при помощи своего наряда, не отказываясь от следования моде. Кроме того, интеграция русской и западной моды произошла во многом благодаря заслугам художника по костюмам Л. Бакста, создавшего в 1910-х гг. для Русских сезонов в Париже серию костюмов с этническими элементами. В то же время, именно военные события значительно обострили стремление к выражению национальной идентичности с помощью одежды.

Когда многие женщины под давлением обстоятельств освоили ранее неизвестные для них профессии, это незамедлительно повлияло на образ жизни. Наряду с элегантностью важной чертой своего образа многие женщины стали считать удобство. Характерно изменение фасона юбок: одновременное расширение силуэта и укорачивание длины, что не стесняло движений во время работы или при пользовании общественным транспортом. Кроме того, считается, что другой причиной, заставившей женщин носить более короткие юбки, стала нехватка дорогостоящих тканей Модные обозреватели постепенно меняли свое мнение относительно одежды нового фасона. Если изначально короткие юбки считались смешными и нелепыми, то в дальнейшем призывы обратить внимание на подобную модную новинку и не пренебрегать ею звучали все отчетливее. Однотонные блузы, строгие костюмы-тальеры, свободные платья-рубашки и домашние платья с карманами – вновь дань практичности. Костюмы полюбились модницам благодаря своей функциональности и возможности комбинировать их с прочими предметами гардероба Размеры дамских шляп значительно уменьшаются – еще одно свидетельство стремления к удобству в противовес экстравагантности и роскоши. Самым популярным становится канотье – небольшая шляпа жесткой формы с цилиндрической тульей и прямыми полями. Подход к одежде начинает основываться не только на самых простых понятиях в духе «красиво – некрасиво», но и с точки зрения вреда той или иной вещи для здоровья женщины. Возникает и проблема ношения корсета, которую, казалось бы, благополучно разрешил Поль Пуаре еще в 1900-е. Была высказана мысль о том, что девочек изначально воспитывали неправильно: с юных лет одевали в корсеты, мешая естественному развитию. Полностью, правда, от корсетов не отказывались, отдавая предпочтения различным «облегченным» модификациям.

Обстоятельства вынуждали женщин становиться более активными, самостоятельно осуществлять больше дел, чем в довоенное время. Заниматься этим в неудобной одежде было невозможно. Несмотря на это, модницы достойно справлялись с вызовами трудного времени и вопреки всему стремились привнести в свои образы оригинальность, элегантность и женственность. Они искренне верили в то, что красота способна спасти мир.

10 любопытных фактов про моду Первой мировой войны

Хотя одежду этого непростого военного времени часто называют эдвардианской, на самом деле, это не совсем так: британский король Эдуард VII умер еще в 1910 году, за четыре года до начала Первой мировой войны. Однако изменения индустрия почувствовала еще до наступления трагедии. К 1914 году женская одежда утратила жесткие индивидуальные черты этой эпохи, а с легкой руки великого модного гения Поля Пуаре женщины лишили себя необходимости носить узкие и крайне неудобные корсеты, которые еще и приводили к необратимым последствиям для здоровья (читайте также: Самые жестокие модные тренды в истории).

Новые роли, которые теперь исполняли и женщины, диктовали свои правила. Юбки стали короче, а цвета – более приглушенными. Однако этим тенденции этого непростого периода не ограничивались – приводим еще 10 фактов, многие из которых оказали влияние и на моду нашего времени.

Показы мод помогали собрать деньги для военных нужд

Впервые показы начали проводить еще в 1911 году: ранее дизайнеры работали лично с каждым клиентом, чтобы создать модель в точности «под покупателя». Однако во время Первой мировой войны из этого удалось извлечь и пользу для общества: показы мод организовывались специально для сбора средств на ведение военных действий. 1914 году редактор американского Vogue Эдна Вулман Чейз устроила шоу для демонстрации работ нью-йоркских дизайнеров. В этот период французские кутюрные дома во главе с Полем Пуаре решили объединиться, чтобы сформировать синдикат для борьбы с кражами идей. С клиентов и предприятий, которые хотели воспроизвести тот же дизайн одежды, была брали плату за авторские права, а сами показы мод проводились только по приглашению.

Rimmel и Maybelline были доступными марками косметики для женщин всех классов

Женщины экспериментировали с косметикой задолго до войны, однако именно в этот период популярность завоевали известные и сейчас бренды (как Rimmel и Maybelline, основанный в 1915 году) – они стали общедоступными для многих классов. Тем не менее, британские женщины, находящиеся на передовых постах, получили строгие приказы избегать «всякой пудры, краски, аромата, сережек или других украшений». Но даже такие авторитарные приказы часто мало влияли на всеобщие тренды: капля аромата L’Heure Blue или немного румян могли быстро поднять настроение в тяжелых военных условиях. Популярны были пудра, карандаш для глаз и тушь для ресниц, а Элена Рубинштейн рассказывала об увеличении спроса на кремы для лица от более состоятельных женщин, добровольно работающих медсестрами на фронте.

Мужчины увлеклись рукоделием во время ожидания выхода на поле боя

Поделки делали из всего, что было под рукой: как для того, чтобы скоротать время, так и для продажи. В ожидании выхода на поле боя мужчины часто вязали или вышивали. Женщины и дети в тылу изготавливали носки и шарфы – это стало данью патриотизму в непростых военных условиях. Игрушки отправлялись на фронт на удачу солдатам, а многие военные искали подарки в окопах. Интересно, что до войны вязаная одежда была, в основном, частью детской моды, но к 1920-м годам джемперы стали повседневной одеждой и для взрослых.

Большинство женщин до войны не брили ноги, и волосы на ногах считались привлекательными

В 1915 году бренд Gillette впервые представил бритвы Milady Décolletée – станки, красиво упакованные для эстетов и ценителей моды. В это время волосы на ногах у женщин на большей части Запада стали восприниматься как негигиеничный пережиток прошлого и, в конечном итоге, непривлекательными. Массово женщины начали брить ноги, когда юбки стали короче, а общедоступными стали более тонкие чулки.

Журналы мод давали советы для гардероба во время обстрелов

Во времена обстрелов журналы активно рекламировали новые фасоны – например, шелковую пижаму вместо домашних хлопковых ночных сорочек. Некоторые британки прикрепляли уже завитый шиньон из волос, чтобы сэкономить время на укладку.

Мужчины примерили наручные часы (раньше их носили только женщины)

Ранее наручные часы были предметом исключительно женского образа и выполняли, скорее, функцию украшения, а мужчины носили часы в кармане жилета. Все изменила война: карманные часы были крайне непрактичными, поэтому мужчины начали активно заимствовать из женского гардероба наручные модели. Они были полезным, хотя и довольно дорогим приобретением, которое носили на внутренней стороне запястья, чтобы защитить стеклянную лицевую сторону. Эту практику потом продолжали некоторые бывшие военные.

Одежда для траура тоже претерпела изменения

Полный образ для траура, который сформировался в XIX веке, был непрактичным и довольно удручающим в военное время. Вместо этого в мрачный цвет окрашивали повседневную одежду, а черные нарукавники (как привычные составляющие наряда) продавались уличными торговцами. Шляпки с черными вуалями вдовы носили все реже. Помимо этого, изменились и предпочтения в тканях: Courtauld’s, один из ведущих производителей траурного крепа, переключились на покупку патентов на новые материалы, такие как вискоза.

Читайте также:  Искусственная и натуральная красота, фото и размышления

Борьба с морщинами (и унынием) в рекламе

Пионеры бьюти-индустрии Элена Рубинштейн и Элизабет Арден открыли собственные салоны красоты в Нью-Йорке в 1915 году. Рекламные кампании брендов тоже строились на привычках и повседневности женщин того времени: Рубинштейн, например, в 1918 году продвигала свои продукты как противоядие от морщин и «уныния», вызванных тяжелыми условиями военного времени.

Украшения в военное время были крайне креативными

В то время как в мирное время бижутерия считалась довольно легкомысленным дополнением образа, милые безделушки, подаренные солдатом своей возлюбленной, разрешались и поощрялись. Марсель Пруст также заметил в Париже моду на кольца и браслеты, сделанные из фрагментов снарядов или боеприпасов.

Мода стала прообразом андрогинного стиля

Условия войны изменили представления о традиционных гендерных ролях. Женщины этого времени водили машины и требовали права голоса, а многие занятия требовали ношения брюк. Военные нужды, конечно, отразились на моде, куда пришли туники, ремни и погоны, известные сейчас как главные составляющие стиля милитари. В это время (также из соображений практичности) женщины начали носить короткие стрижки, что стало в определенной степени прообразом популярного сейчас андрогинного стиля, который стирает различия между полами.

Мода и стиль времен первой мировой войны 1914 – 1918

Костюм горожан в годы Гражданской войны

В годы Гражданской войны развитие российской моды как таковой остановилось: изменившиеся условия жизни не позволяли обращать на одежду столько внимания, сколько раньше. Профессиональные ателье не работали, заводы, производящие одежду и обувь, выполняли военные заказы. Все это привело к тому, что с 1917 по 1919 год в основном донашивали то, что оставалось со времен Первой мировой войны, а если и шили новые платья, то по старым образцам и фасонам.

С другой стороны, в молодой Советской республике под влиянием образов революционеров стала формироваться новая мода, распространившаяся повсеместно во всех городах, где была установлена Советская власть.

КОСТЮМ ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1918)

Мужская мода военных лет не отличалась от моды довоенной. В повседневной жизни мужчины носили пиджаки и визитки, в торжественных случаях надевали смокинги и фраки. К этому полагались брюки, рубашка, жилет и галстук.

Материалом, используемым для мужских костюмов, была в основном шерсть: твиды, ткани из камвольной шерсти и полосатая фланель для пиджачных костюмов, мельтон и серж для визиток, баратея для вечерних костюмов. Летом, в очень жаркую погоду, могли носить пиджаки из льна или шелка-чесучи.

Пиджаки были как однобортными, так и двубортными, классического покроя. Однобортные пиджаки имели закругленные полы, двубортные – обрезались под прямым углом. Пиджак, жилет и брюки обычно гармонировали друг с другом. Очень популярны были пиджачные пары (пиджак и брюки, сшитые из одной материи) и костюмы–тройки (пиджак, брюки и жилет из одной материи). Костюмы могли быть коричневыми, черными или серыми, а летом носили также бежевые и белые.

Визитка представляла собой однобортный жакет со скошенными полами, достигавшими сзади коленного сгиба. Застегивалась визитка на одну пуговицу. Наиболее распространенным цветом был черный, но бывали и полосатые визитки, скажем, серые в черную полоску. Визитки носили с жилетом и полосатыми брюками.

Если цветовая гамма повседневного костюма варьировалась, то в вечернем мужском костюме допускались только два цвета – черный и белый. Смокинги и фраки были только черными.

Смокинг того времени выглядел как сильно открытый на груди однобортный пиджак с длинным воротником или же с острыми лацканами и ступенчатым воротником. Воротник и лацканы были шелковыми.

По сравнению со смокингом фрак считался более парадной и официальной одеждой. Фрак был двубортным, с закругленными лацканами до ступенчатого воротника или сплошным воротником-шалькой, и имел прямые фалды, доходящие до колен. Фрак обычно носили расстегнутым. К фраку полагались гармонирующие брюки и белый жилет поверх рубашки с накрахмаленным передом.

Жилеты могли быть однобортными и двубортными, с разным количеством карманов и пуговиц. Но наиболее модным считался однобортный жилет с очень высоким V-образным вырезом, полочки которого внизу сходятся под острым углом. Жилеты шились из шерсти, атласа, шелка; перед первой мировой войной в моду вошли трикотажные жилеты. С повседневным костюмом можно было носить жилеты как гармонирующих, так и контрастных цветов, но в отношении вечернего костюма правила были строже: к смокингу полагались черные или белые жилеты, к фраку – только белые.

Брюки военных лет были узкими, с острой складкой спереди и сзади. Брюки без отворотов должны были быть с напуском; при наличии отворотов они были короче, из-под них даже немного выглядывали носки. К парадному вечернему костюму следовало носить брюки с отворотами, украшенные по внешнему боковому шву тонкой тесьмой в тон.

Рубашки в основном были с застежкой до середины груди и надевались через голову. Фасон рубашки с застежкой донизу (как у современных рубашек) уже появился, но еще не был окончательно принят обществом. Все рубашки имели воротник и манжеты, которые были отдельными от собственно рубашки, пристегивались к ней и отдельно стирались и крахмалились.

Галстуки делались из гладкого тканого шелка или шелкового трикотажа черного или неярких цветов. Во всех официальных случаях было принято носить галстуки-бабочки из белого батиста или пике, однако со смокингом допускался черный галстук-бабочка.

На улице мужчинам полагалось носить шляпы. Меньшей популярностью пользовались цилиндры, большей – котелки, которые носили и аристократы и чиновники.

Преобладающим видом обуви для молодых модных мужчин были туфли. Ботинки носили либо пожилые люди, либо мужчины консервативного склада.

Мужских ювелирных украшений было довольно мало: булавки для галстука и запонки. Они были скромными и неброскими. Часы, которые носили в жилетном кармане, в этот период были почти повсеместно вытеснены наручными часами. Популярными аксессуарами к мужскому костюму также были золотые или серебряные портсигары и трости.

Мужские прически военных лет были короткими, с пробором посередине или сбоку. Их зачастую прилизывали с помощью волос и бриллиантина. Бороды были не в моде, их носили только пожилые мужчины.

С начала ХХ века роль женщины в общественной жизни возрастала. Женщины брались за работу, которая раньше считалась мужской, занимались различными видами спорта, садились за руль автомобиля… Активная жизнь заставила женщин по-новому взглянуть на свой гардероб и выявила непрактичность прежних костюмов с длинными широкими юбками, узким корсетом и излишним декором. Начиная с 1905 г. крой и отделка женской одежды постепенно упрощаются.

Однако радикальные изменения происходят с женским костюмом только в период Первой мировой войны. Это время, когда мобилизация мужчин и нехватка рабочих рук расширили поле деятельности женщин, потребовали для них простой и удобной одежды. Именно во время Первой мировой войны исчезли длинные юбки, корсеты, сложные прически и большие шляпы. Женщины стали одеваться в свободные, более короткие платья – уже в первый год войны длина женских юбок доходит до щиколотки, затем до середины икры. Одежда характеризуется мягкими линиями силуэта, умеренными объемами. Для того, чтобы женщина могла быстро одеться, не прибегая к помощи мужчины или прислуги, застежки в женской одежде стали делать только спереди.

Значительно упростилось женское нижнее белье. Корсеты уступили место бюстгальтерам и поясам для чулок: бюстгальтер, или грудной лиф, выглядел как полоса ткани с вытачками, которую поддерживали бретельками на плечах, а пояс и по сей день представляет собой широкий пояс из мягкой ткани, к которому пришиты подвязки для чулок. Нижняя кофточка была упразднена, из множества нижних юбок осталась необходимой только одна (а если верхняя юбка имела подкладку, то можно было обойтись и без нее). Таким образом, в годы Первой мировой войны модная молодая женщина могла носить по платьем всего лишь бюстгальтер, короткие панталоны и пояс для чулок.

Цветное белье носили только публичные женщины, у приличных женщин оно было исключительно белым. Чулки были разных цветов, однако в военные годы предпочтение отдавалось черным.

Самой распространенной женской одеждой времен Первой мировой войны были английский костюм и «универсальное» платье. Их изготавливали из самых различных тканей: для летней одежды существовали крепдешин, фуляр, льняное полотно, нинон, поплин; зимнюю одежду шили из альпаки, шерстяного букле, кашемира, сержа, твида, драп-велюра и вельветина, из габардина и приобретавшего все большую популярность шерстяного джерси. Что касается цвета, то выбор был очень широким и зависел от индивидуального вкуса, однако наиболее распространенными были серьезные, нелегкомысленные цвета вроде черного, серого, коричневого или темно-синего.

Английский костюм состоял из жакета и юбки. Фасон его мог варьироваться в зависимости от моды или от вкуса владелицы. Жакеты были однобортными и двубортными, с закругленными или острыми лацканами, с пуговицами до талии или ниже нее. Юбки носили как строгие прямые, так и широкие – в складку или расклешенные. Английский костюм мог быть не только повседневной, но и парадной одеждой, следовало лишь сменить строгую дневную блузку на нарядную вечернюю. Многие работающие барышни носили юбку вместе с блузкой, без жакета. Самым подходящим цветом для блузки считался белый, но некоторые блузки могли быть одного цвета с юбкой.

Платья военных лет назывались «универсальными», так как годились на все случаи жизни. Они были строгими, изысканно простыми по форме, с цельноскроенными рукавами и расширенной юбкой. Их шили не стесняющими движений, порой даже чуточку мешковатыми. Ворот был либо глухим, либо с V-образным вырезом, и часто оживлялся белым отложным воротником.

На отделку платьев в годы войны большое влияние оказала военная форма. С повседневной одежды почти исчезли такие украшения, как вышивка, аппликация, кружево. Зато появились большие накладные карманы, воротники стойкой или отложные, как у френчей, и пояса с пряжками.

Женщины, которые надели форменную одежду, не стеснялись носить ее не только на службе, но и в обычной жизни. Так, женщины-почтальоны ходили в укороченных расширенных юбках с форменными куртками и в фуражках, сестры милосердия – в платьях коричневого цвета, белых передниках с нашитым на груди красным крестом и белых головных косынках.

В нарядной вечерней одежде можно увидеть элементы довоенной моды: продолжали носить платья с завышенной линией талии, с узкими и гладкими юбками, создающими впечатление прямой и высокой фигуры; шлейфы, срезанные по прямой линии или с мысом на конце, свисали подобием рыбьего хвоста. Ближе к концу войны стали шить платья с более широкими и короткими юбками. Вырез платьев по сравнению с довоенным стал глубже.

Вечернюю одежду шили обычно из прозрачных и тонких тканей – шифона, муслина, тюля, тонкой сетки и тафты, но использовались также муар, панбархат, парча и атлас. Были популярны яркие насыщенные цвета, такие как изумрудный, светло-вишневый, зеленовато-желтый. В одном платье часто использовались контрастные цвета.

Вместо боа с вечерним платьем носили газовые и шифоновые шарфы.

Условия войны не способствовали процветанию высокой моды, но тем не менее ее развитие не остановилось. Более того, благодаря модным журналам, которые получали женщины во всех уголках мира, она перестала быть привилегией узкого круга посвященных и стала доступна все более широким слоям общества. Лидирующее положение в области высокой моды сохранял Париж. Очень актуальны во время Первой мировой войны оказались модели Коко Шанель, которая, в отличие от других кутюрье тех лет, выбирала для своих платьев и костюмов незамысловатые фасоны и приглушенную гамму: черные, серые, бежевые, темно-синие тона. Она ввела в моду одежду из трикотажного полотна – в основном свободные джемперы с глубокими карманами. На иллюстрациях с моделями Шанель 1916-1917 гг. показаны джемперы длиной до бедра с глубоким V- образным вырезом спереди, которые носили с гармонирующими широкими юбками и гармонирующими и контрастными по цвету блузками.

Другой французский дизайнер, Жанна Ланвэн, во время войны сохранила верность женственным моделям с пышными юбками. Благодаря ей в 1915 г. в моду вошел «испанский стиль» – высокие гребни и мантильи, туфли «танго» с перепонками или на завязках, широкие юбки с оборками. В этом романтическом стиле, несомненно, проявились усталость от войны и тоска по мирной жизни.

По-прежнему обязательными атрибутами женского костюма были перчатки и шляпка. Популярны были небольшие шляпки с прилегающей тульей и узкими и короткими полями либо вовсе без полей. Носили также токи и береты.

Перчатки делились на дневные и вечерние. Дневные перчатки были короткими, с двумя-четырьмя пуговицами. Вечерние перчатки из черной и белой лайки или шелка были очень длинными, они имели до 12 пуговиц. В военные годы перчатки не обязательно должны были плотно облегать руку – допускалась некоторая морщинистость.

Дамские сумочки считались не просто модным аксессуаром, но предметом первой необходимости. Одни, для дня, были очень большими, сделанными из замши или кожи, на металлической раме. Другие, вечерние, были поменьше и поизящнее, их шили из металлической сетки золотистого, серебряного или стального цвета или же ткани, гармонирующей с платьем.

Женская обувь того времени была с острыми носами, на невысоком плотном каблуке для повседневного ношения и на тонком высоком и изогнутом — для торжественных случаев. В качестве уличной обуви очень модными, в связи с укорачиванием юбок, стали высокие ботинки на шнуровке. Носили также туфли, открытые и закрытые. Самым подходящим цветом дневной обуви был черный, хотя обувь могла иметь суконный верх бежевого или серого цвета. Белые туфли носили летом со светлыми или белыми платьями.

Читайте также:  Кожа крокодила - выделка кожи и фото изделий

Вечерние туфли, как правило, имели глубокий вырез. По цвету они должны были гармонировать с платьем и часто даже делались из той же материи (парчи или атласа). Вечерние туфли могли украшаться пряжками, бисером и вышивкой.

Женские ювелирные изделия были разнообразны: заколки, брошки, подвески, ожерелья, цепочки, браслеты, кольца, серьги. Однако мода требовала скромности, поэтому женщины одновременно надевали не более двух-трех украшений.

Украшения делали из серебра, платины, золота нескольких отличающихся по составу сортов (наиболее популярным было червонное золото розоватого оттенка). Помимо жемчуга и бриллиантов, носили также цветные камни, например уральские самоцветы. Для тех, кто не мог себе позволить настоящих драгоценностей, выпускалась имитирующая их бижутерия.

В годы войны модными стали остриженные волосы, обрезанные приблизительно до уровня уха и лежащие волнами или завитками. Женщины, предпочитавшие сохранить длинные волосы, чаще всего носили их собранными в простой узел на затылке, а в торжественных случаях делали высокие прически, открывающие шею.

В макияже допускались только очень светлая пудра, блеск для губ и румяна – помада и тени не применялись, как и подводка глаз, которой пользовались только артистки. Ногти коротко стригли и полировали, добиваясь, чтобы они блестели и имели естественный бледно-розовый цвет.

КОСТЮМ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

После Октябрьской социалистической революции 1917 г. в моде произошли коренные изменения. Одежда должна была выглядеть как можно более демократично: роскошные туалеты и даже просто элегантные платья стали считаться принадлежностью дворянской и буржуазной аристократии и потому признаком контрреволюционности. Учитывая это, даже состоятельные люди вынуждены были одеваться так, чтобы не отличаться от пролетариев.

В те годы в стране царил тотальный дефицит тканей, обуви, галантереи. Новой одежды почти не шили – в большинстве своем комбинировалась, донашивалась или приспосабливалась старая одежда. Широко использовались элементы военной формы – ее носили не только бойцы Красной Армии, но и руководители рабочих, представители партийных и молодежных организаций. Даже обыватели делали себе одежду из солдатского сукна, если могли его достать.

Таким образом, в типичном костюме мужчин первых послереволюционных лет наблюдалось смешение одежды рабочего или мелкого служащего с военной формой: носили и сатиновые темные косоворотки, и солдатские гимнастерки с широкими кожаными ремнями, и кители (а также френчи), и городские пиджаки, и брюки, и галифе, и шаровары. Эти элементы могли сочетаться по-разному: носили и пиджак вместе с галифе, и гимнастерки с брюками.

Культовым предметом одежды была кожаная куртка, неразрывно связанная с образом чекиста и политработника.

В качестве головного убора мужчины носили картузы и фуражки, также очень популярны были кепки. Обувью служили сапоги и ботинки.

Идеалом женщины тех лет, в соответствии с господствовавшей идеологией, была женщина-товарищ, соратник в борьбе за построение социализма. Поэтому женский костюм делается максимально приближенным к мужскому – женщины точно так же надевают солдатские гимнастерки, кители, кожаные куртки, порой даже галифе. Популярны строгие прямые юбки темных цветов, длиной до середины икры. Носили также длинные темные юбки с простыми белыми блузками – привычный с военных лет костюм женщин-служащих, и ситцевые «парочки», как у женщин-рабочих.

Женские шляпки и перчатки воспринимались как буржуазные элементы, враждебные духу нового коммунистического быта. Вместо шляп носили платки и косынки, повязанные на лоб. Самым распространенным цветом для них был красный – цвет знамени революции. Некоторые женщины надевали мужские кепки.

По примеру мужчин женщины стали носить военные сапоги, но, впрочем, востребованными оставались также скромные ботинки и туфли дореволюционных фасонов.

Для костюма первых послереволюционных лет, как мужского, так и женского, было характерно полное отсутствие декоративных излишеств — отделок тесьмой или кружевом, складочек, оборок. Исчезают аксессуары – мужчины не носят галстуки, женщины отказываются от серег, брошек, колец. Предельная скромность и строгость пролетарского костюма объяснялась тем, что, разрушая старый мир гнета и насилия, революционеры отрекались от всего, что хотя бы в какой-то мере напоминало о нем.

Боец Первой мировой в полный рост. Ч. 1. 1914 год

Как выглядел солдат-фронтовик Первой мировой войны в полной выкладке?

Ответ на этот вопрос позволяет дать очень интересная серия планшетов L. Mirouze, с соответствующими комментариями.

1. Бельгийский пехотинец, август 1914 г.

Небольшая бельгийская армия доблестно противостояла первому тевтонскому натиску на Западном фронте Первой мировой – но силы были слишком неравны.

Силуэт бельгийского пехотинца 1914 г. был одним из самых архаичных в Западной Европе: его отличительными атрибутами стали войлочный шако в характерном чехле и старомодная шинель. Как и в соседней Франции, верховное командование медленно проводило необходимые реформы, экипировка бельгийского солдата была плохо приспособлена к нуждам современной войны, и первые изменения произошли через несколько недель. Первые же изменения включали в себя повышение функциональности и упрощение – продиктованное как экономическим, так и военными соображениями.

2. Силуэт бельгийского пехотинца.

1. Черный войлочный шако – в центе обозначен номер полка (в данном случае – линейной пехоты); в походном состоянии закрывался черным чехлом. Подбородочный ремень и красный шерстяной помпон придавали шако вид кивера 19 века.
2. Шинель из тяжелой ткани «Грос Блю». Имела отложной воротник и два борта, на пяти латунных пуговицах был выбит номер полка. Для шинели были характерны большие боковые карманы, на марше полы могли подворачиваться.
3. Черный сатиновый шарф, обшитый кожей, защищал шею от натирания.
4. Серо-синие штаны, имели вертикальные боковые карманы.
5. Черный кожаный ремень с латунной пряжкой.
6. Черный кожаный подсумок.
7. Черный кожаный чехол для штыка.
8. Большой ранец. В нем хранилась смена обмундирования и паек. К нему могли крепиться, например, запасные сапоги.
9. Алюминиевый котелок, крепился к ранцу.
10. Малый ранец.
11. Алюминиевая литровая фляга для воды в чехле.
12. Лопатка.
13. Черные кожаные гетры, зашнурованные спереди – при помощи металлических крючков.
14. Сапоги черной кожи.
15. Винтовка Маузера М1889, 7,65-мм калибра.

3. Германский пехотинец, август 1914 г.

Унтер-офицер пехотного полка № 13 (1-го Вестфальского) облачен в современную униформу цвета «фельдграу», основой которой является полевой мундир (feldrock) – по покрою схожий со старым мундиром синего цвета. Пережитком эпохи становления Второго Рейха являются шлем с пикой (пикельхаубе) и характерные сапоги.

4. Силуэт германского пехотинца.

1. Шлем пикельхаубе М1895. Ведет свое происхождение от шлема обр. 1842 г. Изготавливался из вареной кожи, аксессуары – латунные. Шлем обтянут тканью, нанесен номер полка.
2. Полевой однобортный мундир (feldrock) М1907/10 цвета «фельдграу» на 8 пуговицах имел отложной (в большинстве полков) воротник и два прорезных кармана (закрывались откидными клапанами) на уровне бедер. Мундир (бранденбургского (как в данном случае), шведского или немецкого типа) имел кант, который шел по борту, краям воротника и обшлагам. Золотой галун унтер-офицеров был на полевых мундирах заменен на басон желтого шелка.
3. Кожаный пояс М1895 имеет пряжку с изображением, присвоенным соответствующей «земле» (в данном случае прусского типа) – на медальоне прусская корона и надпись «С нами Бог».
4. Подсумки для патронов М1909. Изготовлены из коричневой шагреневой кожи. В общей сложности – на 120 выстрелов.
5. Ранец телячьей кожи М1895. Хранились предметы униформы, одеяло, пайки.
6. Сухарная сумка светло-коричневой ткани. Носились пайки, личные вещи и т.д.
7. Фляга М1907.
8. Шанцевый инструмент М1887. Крепятся также ножны штыка.
9. Брюки М1907/10. Цвет «фельдграу», с кантом вдоль наружного шва штанины. Имели два диагональных боковых прорезных кармана и небольшой передний карман.
10. Кожаные походные сапоги М1866.
11. Винтовка Маузер М1898, 7,92 мм.
12. Штык. Теоретически унтер-офицерам полагались штыки специального образца.

5. Французский пехотинец, август 1914 г.

То что униформа французского пехотинца была устаревшей для современной войны, в 1914 году ни для кого неожиданностью не было. Несмотря на то что союзники французов после Англо-бурской и Русско-японской войн перешли на униформу защитного цвета, «пуалю» продолжали придерживаться традиций. Причем в 1903 – 1914 гг. было проведено множество испытаний экспериментальных форм серого, серо-голубого, бежево-синего и резеда-зеленого цветов, но ни одна из них не была принята на вооружение. По иронии судьбы, решение было принято 27 июля 1914 года, и французский пехотинец встретил первые месяцы войны в форме, которая почти не изменилась со времен Франко-прусской войны. Красные штаны значительно облегчали стрелкам противника их задачу.

6. Силуэт французского пехотинца-капрала.

1 – Кепи M 1884 в чехле обр. 1913 г.
2 – Синий галстук.
3- Шинель M 1877 сине-серого цвета. Почти не изменившийся со времен Второй Империи китель был двубортным, с 2 задними карманами и воротником-стойкой. На последнем – петлицы с номером полка (продублированы на воротнике шинели).
4 – Патронные подсумки для винтовки системы Лебель крепятся к поясному ремню черной кожи с латунной пряжкой.
5 – Ранец M 1893 черной кожи (на деревянном каркасе). К ранцу крепятся др. предметы снаряжения.
6. Сухарная сумка М 1892 содержит ежедневные пайки, столовые приборы и (теоретически) кружку.
7. Литровая фляга для воды M 1877 из луженого железа в тканевом чехле; обычно носилась на правом бедре.
8. Красные суконные брюки М 1867, модифицированные в 1893 и 1897 гг. – изменения были минимальными. Брюки прямого кроя имели карман в каждом боковом шве и один правый передний карман.
9. Гетры М 1913 черной кожи.
10. Черные кожаные полусапоги.
11. Винтовка Лебель М 1886/93 калибра 8 мм.

7. Британский пехотинец, август 1914 г.

Накануне Великой войны британская армия была отлично экипирована и вооружена. Уроки последних войн были учтены, и британский солдат обладал простой, практичной и неприметной формой цвета хаки. Снаряжение было новаторским – как по материалу, так и по дизайну. Система снаряжения обеспечивала разумное распределение веса, а оружие солдата было хорошо приспособлено для современной войны. Несмотря на относительно небольшую численность, Британские экспедиционные силы дали достойный отпор германским дивизиям, которые летом 1914 года хлынули в Бельгию и Северную Францию.

8. Силуэт британского пехотинца.

1. Фуражка М 1905 имела жесткий козырек и эмблему полка.
2. Походный мундир M 1902 цвета хаки с отложным воротником.
3. Брюки М 1902, имели два вертикальных косых боковых кармана; носились с подтяжками.
4. Снаряжение М 1908. На левом бедре – сухарная сумка, содержащая пайки и столовые принадлежности. Под ней – ножны штыка и шанцевый инструмент. На передней части корпуса – патронные подсумки на 150 выстрелов.
5. Портянки М 1902.
6. Ботинки.
7. Укороченная магазинная винтовка системы Ли Энфилд Mk3.
8. Винтовочный ремень М 1908.

9. Русский пехотинец, август 1914 г.

После Русско-японской войны 1904-1905 гг. русскую армию ждала реформа обмундирования – находившаяся под личным контролем императора. Было введено практичное, удобное и функциональное обмундирование и снаряжение.

10. Силуэт русского пехотинца.

1. Фуражка М. 1907/10 с кожаным козырьком и оловянной кокардой.
2. Гимнастерка М 1912 хлопчатобумажной ткани (шерстяной вариант – для зимнего комплекта формы) со стоячим воротником на 2-3 пуговицах и нагрудными карманами.
3. Шаровары М 1907 с двумя вертикальными боковыми карманами.
4. Кожаные сапоги – основная обувь для всех родов войск (за исключением специалистов – таких, например, как самокатчики).
5. Шинельная скатка. Шинель M 1911 – однобортная, на пяти латунных пуговицах, прямые обшлага.
6. Концы скатки плотно скреплены трынчиками и закреплены.
7. Алюминиевая фляга М 1909 в тканевом чехле. Солдатская кружка привязана к нижней части фляги.
8. Кожаный ремень с пряжкой обр. 1904 г.
9. Патронные подсумки М 1893 коричневой кожи. В каждом – по 30 патронов.
10. Лопатка в кожаном чехле.
11. Сухарная сумка М 1910.
12. Винтовка Мосина M 1891, калибра 7,62 мм со штыком.

11. Шотландский пехотинец, сентябрь 1914 г.

Шотландский пехотинец-горец был, пожалуй, наиболее колоритным из всех бойцов пехоты враждующих сторон. Традиционно сильные бойцы и традиционно приверженные традициям, шотландцы сохранили в своей форме элементы традиционного национального костюма – в частности, гленгарри и килт. Последний сохранили лишь части, набранные в горах северной и западной Шотландии. В 1914 году таких было 5 двухбатальонных полка – и 8 батальонов отправились во Францию, в т. ч. полк Сифорта, боец 2-го батальона которого представлен на иллюстрации.

12. Силуэт шотландского пехотинца.

1. Гленгарри, традиционный головной убор шотландской пехоты. Расцветка и эмблематика идентифицировала шотландские части.
2. М 1902 – полевой китель, присвоенный шотландским частям.
3. М 1908 – полевое снаряжение. Включало пояс, плечевые портупеи, сухарную сумку, чехол для штыка.
4. Килт, шерстяная юбка. Каждый полк имел свою расцветку.
5. Чехол (фартук) цвета хаки.
6. Чулки. Части различались расцветкой чулков. Были заменены чулками цвета хаки
7. С особыми подвязками.
8. Гетры.
9. Ботинки.
10. Винтовка Ли Энфилда.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию