Модная одежда и психология успеха

10 особенностей женского гардероба, которые говорят о низкой самооценке

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Встречают, как известно, по одежке. Правильно подобранный гардероб помогает достичь успеха не меньше, чем острый ум и хорошие манеры. Психологи утверждают, что вещи, которые человек покупает, напрямую связаны с его внутренним состоянием. И потому неосознанный выбор тех или иных предметов гардероба может свидетельствовать о низкой самооценке и имеющихся комплексах.

Мы в AdMe.ru решили разобраться, какая одежда говорит о неуверенности, и выделили 10 признаков, по которым можно распознать отношение человека к самому себе.

Однотипная одежда

Часто люди не хотят рисковать и идти на эксперименты в создании собственного образа. Из-за этого в гардеробе появляется множество похожих футболок, брюк и обуви. По мнению автора книги «Психология моды» профессора Карен Пайн, женщина, которая постоянно носит синие джинсы, склонна к депрессии и плохому настроению. Дамы, предпочитающие платья и разнообразие в гардеробе, напротив, чаще чувствуют себя счастливыми и пребывают в хорошем расположении духа.

Бесформенные, растянутые вещи

Психолог Дженнифер Баумгартнер в своей книге «Ты то, что ты носишь» писала, что любители объемных балахонов и противники облегающих силуэтов боятся привлекать к себе излишнее внимание и предпочитают оставаться в стороне. Однако это замечание не касается стиля oversize и одежды так называемого универсального размера. Если подобрать такую вещь правильно, то каждый будет чувствовать себя в ней не только комфортно, но и уверенно.

Блеклые цвета

Многое расскажет и цвет одежды. Жюль Стэндиш в книге «Основное руководство по тщательному одеванию» объясняет связь между внутренним состоянием человека и цветом его одежды. Например, блеклые, невыразительные оттенки и сочетания указывают на робость и застенчивость. Люди с такими особенностями поведения стремятся одеваться скромно, чтобы никто не обращал на них внимания. Стоит их приободрить и помочь им преодолеть стеснение.

Вещи не вашего размера

Одежда, которая мала или велика, может существенно снизить самооценку. Вещи слишком маленького размера подчеркивают нежелательные килограммы, а чересчур большие делают фигуру более громоздкой. Поэтому для подбора нового гардероба специалисты рекомендуют брать с собой в магазин честную подругу, которая сможет открыто сказать, что вам действительно подходит, а что лучше не покупать.

Спортивная форма

Ежедневное ношение объемных толстовок и тренировочных штанов говорит о том, что человек сомневается в красоте своего тела и желает его скрыть. Кроме того, появление в таком виде в офисе или на вечеринке — дурной тон. При этом спортивные вещи, подчеркивающие достоинства фигуры, наоборот, покупают те, у кого нет проблем с самооценкой. Уверенные в себе девушки, предпочитающие носить форму для фитнеса в повседневной жизни, выбирают обтягивающие лосины, смелые топы и удобные кроссовки.

Безропотное следование моде

Желание следовать всем капризам моды возникает у людей, которые сильно беспокоятся о том, что о них подумают окружающие. Они испытывают горячее желание не отстать от других и переживают, если их знакомым удалось приобрести вещи из новой коллекции раньше. Однако выбирать гардероб нужно не только с учетом последних тенденций, но и с пониманием того, что идет именно вам. Кроме того, эксперты призывают не привлекать внимание логотипами, ведь окружающие должны ценить вас, а не лейблы.

Шахматный узор

Орнамент в одежде женщина выбирает тоже неслучайно. Например, узор в виде черно-белых клеток может говорить о том, что человек находится в затруднительном положении или имеет скрытые комплексы. Если вы заметили, что подруга начала слишком часто надевать вещи с шахматным принтом, попробуйте поднять ей настроение, сделав комплимент или предложив пройтись по магазинам.

Излишне сексуальная одежда

Женщины в вызывающей одежде с декольте жаждут внимания. Острый недостаток комплиментов и желание выделиться нередко объясняются низкой самооценкой. Но если для такого наряда имеется особый повод (свадьба, коктейльная вечеринка), то ничто не мешает подчеркнуть достоинства фигуры. Главное — не увлекаться!

Слишком много пуговиц

Вещи с большим количеством пуговиц предпочитают мужчины и женщины, которые чтут собранность и аккуратность. Они всегда тщательно причесаны, дисциплинированны, организованны и никогда не опаздывают на встречи. Однако по мнению автора книги «Все врут! Учимся „вычислять“ людей по их внешнему виду» Светланы Кузиной, их уличают в негибкости и чрезмерной закрытости, часто приводящих к неуверенности в себе. Чтобы этого не произошло, постарайтесь ободрить такого человека, похвалив его безукоризненно сидящий костюм или идеальную прическу.

Одежда, которая не соответствует случаю

Люди, надевающие шорты на званый обед и являющиеся в офис в слишком откровенном наряде, — бунтари по натуре, но при этом любят держать все под контролем. С другой стороны, те, кто выбирает вещи не по случаю, нуждаются в том, чтобы их заметили, поэтому демонстративное отрицание дресс-кода можно считать следствием неуверенности в себе. Психологи рекомендуют формировать гардероб, предварительно продумав образы для разных ситуаций (работа, вечеринка), и не забывать прислушиваться к советам близких людей.

Одежда и психология

Значение стиля и цвета в одежде

Психология стиля в одежде

Может показаться странным – с чего бы это психологам погружаться в тему одежек, причесок, макияжа? Но ведь внешнее неразрывно связанное с внутренним – и они влияют друг на друга. И в нашем “внешнем” есть несколько интересных “психологических” слоев-смыслов.

Одежда – это наша непосредственная “среда обитания”. Она в буквальном смысле ближе всего к телу. Создавая оболочку, маленькое личное пространство, одежда и обувь служат своего рода “домиком для улитки”, который мы всегда носим с собой (на себе). И этот “домик” может быть уютным, безопасным, “обставленным” по вкусу – или жестким, неудобным, неряшливым.

Маленькая практика: проанализируйте, что надето на вас прямо сейчас. Эта одежда “дружит” с вашим телом, оберегает его, ласкает приятным прикосновением? Жмет, причиняет боль, заставляет потеть или мерзнуть? Позволяет ли дышать и двигаться свободно? А теперь задумайтесь: скорее всего, вы сами же выбрали именно такую одежду. Это говорит о вашем отношении к себе: или о том, что вы заботитесь о своем комфорте, здоровье, самоощущении, или о том, что привыкли не замечать неудобство, усталость, боль.

А что бы вы могли бы изменить к лучшему? Например, перешить неудобные вещи, купить новые, доставить своему телу какие-то радости.

Одежда – это своего рода “послание Миру”. Письмо, которое говорит само за себя – и его “читают”/”цитируют” все, с кем вы встречаетесь. Одежда проявляет нашу истинную сущность – или же маскирует ее своего рода “униформой”. Там, где в первую очередь в вас должны увидеть “функцию”, а не личность; где важно оставаться в рамках и нет места творчеству – появляется “камуфляж”. Белый халат врача, строгая блузка и юбка секретаря, форма полицейского. А школьная форма – насколько она неудобна, неорганична для живых и творческих детей!

А есть еще “униформа” определенных социальных групп и сообществ – ее так любят подростки. И почему-то большинство людей среднего возраста. Наверняка вы тоже заметили с наступлением осени полчище еще молодых женщин и мужчин в одинаковых комплектах “синие джинсы – черная куртка”. Ценности посттоталитарного общества, унаследовавшего страх отцов и дедов – не выделяться, быть таким, как все. Не привлекать внешнего внимания. Выбирать вещи “практичные” в ущерб эстетике. Хотя о какой особой практичности может идти речь – в нашу эпоху стиральных машин и вещей китайского качества. Но по инерции мы продолжаем выбирать то, что скажет за нас: “Я такой же, как все. Не лучше и не хуже. Не смотрите на меня так пристально. ” И это дает определенную защиту там, где человеческого отношения не всегда можно дождаться.

Противоположность униформе – проявление индивидуальности. Что требует и смелости, и нестандартного подхода, да и времени – на поиск, сочетание, сотворение своего стиля. И это – определенный вызов самому себе. Проявить именно то, что внутри нас – и в этом риск. Ведь далеко не всегда это может встретить одобрение, поддержку, понимание. И требуется большая внутренняя взрослость, зрелость, чтобы быть смелым в проявлении себя – не эпатируя окружающих, не бросая им подростковый вызов “выпендреж”, а позволить своей Душе говорить с Миром языком одежды, прически, макияжа.

А о чем говорит ваша одежда? Рассказывает ли она окружающим о ваших ценностях, мечтах, увлечениях? О жизненном опыте, смелости, нежности? Дает ли ощущение защиты, уверенности?

Признайтесь себе: нравится ли вам то, как вы себя “оформляете”? И если нет, если внешние не соответствует внутреннему – то какие шаги вы можете сделать прямо сегодня, на этой неделе, чтобы подарить себе гармонию? Стильного вам творчества!

Кстати, на просторах интернета присутствует просто замечательный ресурс для всех любителей астрологии, в котором изложен очень подробный лунный календарь на 2014 год. Каждый желающий в любой удобный момент может посетить сайт и узнать, какой же лунный день сегодня и каким образом в этот определенный момент он влияет на те или иные природные ритмы человека, а также на его подсознание или психику.

Психология цветов в одежде

Белый цвет в одежде

Черный цвет в одежде

Серый цвет в одежде

Синий цвет в одежде

Голубой цвет в одежде

Розовый цвет в одежде

Красный цвет в одежде

Совсем другие качества присущи тем, кто предпочитает всем цветам красный. Это энергичные и страстные люди, стремительные и властные. И если вы один из таких людей, то вы – несомненный лидер.

Психология одежды: то, что вы носите, больше, чем вы думаете!

Приветствуем вас! Считаете, что одежда, которую носите, имеет только две функции: защиту от холода и одаряет вас симпатичностью, привлекательностью? Исследования в области психологии поддерживают совершенно другую мысль: то, как мы одеваемся, влияет на многие аспекты нашей жизни прямолинейным и косвенным образом. Чтобы подтвердить это, в психологической литературе есть ряд исследований, специально посвященных особым отношениям между одеждой и психикой. Психология одежды мужчины и женщины. Как одежда влияет на человека? Рассмотрим в сегодняшнем материале.

Как странно бы ни звучало, но обретая разный вид за счет одежды, мы влияем на ум важным образом, меняя настроение, мир, в котором мы живем, взаимодействуем с людьми и даже на профессию. Одежда, которую выбираем, воспринимается другими людьми определенным образом, поэтому наш способ приодевания может влиять на наши перспективы в работе, любовную жизнь и, в более общем плане, то, как другие будут воспринимать нас и даже опасаться.

Визуальные иллюзии, создаваемые в чужих мыслях, глубоко изменяют восприятие нашего тела. Далее исследуем взаимосвязь между одеждой и психологией, рассматривая некоторые из интересных исследований и опытов в данной области.

Как одежда влияет на человека? Психология одежды.

В нескольких исследованиях основное внимание уделялось связи между одеянием и человеческой производительностью. Например, оригинальное исследование показало, что ношение футболки с супергероем из мультфильма дает большинству испытуемых дополнительную экипировку.

В исследовательском опыте, проведенном профессором Карен Пайн из Университета Хартфордшира, предметы выборки (все студенты университетов) носили футболки с супергеройской направленностью. Результаты показывают, что те, на футболках которых был изображен любимый с детства супергерой, по сравнению с другими, чувствовали себя более привлекательными и в целом лучше, чем их сверстники. Кроме того, когда их попросили оценить вес, который смогут поднять, те, кто носит майку героя, посчитали, что они сильнее, чем те, кто носил другие.

Но результаты не ограничиваются «субъективным восприятием»; на самом деле, студенты, носящие супергеройскую футболку также испытали эффективное увеличение мозговой активности. При измерениях специальных умственных способностей, получили средний балл 72 в отличие от тех, кто носил простые футболки (64).

Читайте также:  Почему больше нет смысла делать силиконовую грудь

Профессор полагает, что эти результаты объясняются эффектом «прайминга», согласно которому психические процессы и восприятие зависят от значения, которое мы бессознательно относим к стимулу, который мы только что видели, в данном случае к футболке.

Психология одежды: другое исследование.

Исследование, проведенное в 2012 году исследователями из Северо-западного университета, также исследовало влияние одежды на производительность. Участники исследования получили одинаковые белые платья, однако некоторым сказали, что оно врача, а другим — это платье маляра.

  • Ношение «врачебного» халата увеличивало концентрацию активности участников для решения когнитивных задач, но только тогда, когда эта одежда ранее была связана с профессией врача;
  • В случаях, когда оно было связано с профессией живописца, никакого влияния на активность мозга не было.

Вывод: для того, чтобы одежда влияла на мозговые способности человека, представляется необходимым дать ей символические значения. Это явление известно в литературе как «воплощение познания». Поэтому, когда вам нужен «толчок» какого-то рода, надевайте одежду, символизирующую эффект, который вы хотите достичь: творческий, профессиональный, соблазнительный, целомудренный, серьезный, веселый. Ищите «героев стиля», которые могут вас вдохновить.

Психология одежды женщины и мужчины: профессия.

Формальная одежда имеет ощутимое влияние на поведение людей. Это одна из причин, по которой львиная доля компаний настаивают на том, чтобы сотрудники использовали однотипную одежду, даже если они не находятся в контакте с общественностью. Например, исследования, опубликованные в британском журнале «Эволюция и поведение» в разделе «Узнать человека по одежде», показывают, что люди, одевающиеся на профессиональной основе, могут рассчитывать на ряд преимуществ:

  • Получают удобное сотрудничество;
  • Быстрая социализация;
  • Премии;
  • Рекомендации, консультации, помощь и более высокие зарплаты.

Психология одежды женщины.

Женская рабочая одежда, по-видимому, имеет особое значение для женского пола. В одном исследовании испытуемым показали фотографии из 129 женщин с пиксельными лицами. Все женщины, изображенные на фотографиях, имели довольно обычную форму, отличия были в деталях:

  • Небольшие изменения в длине юбки;
  • Расстегнутая или застегнутая верхняя пуговица;
  • Наличие просвечиваемости у блузы.

Каждая из фотографий была связана с работой: от старшего менеджера до администратора. Испытуемые могли просматривать изображения в течение 5 секунд, а затем должны были оценивать их по характеристикам: интеллект, надежность, ответственность и полномочия.

Результаты исследования: участники оценивали менее позитивно женщин, стиль которых отличался раскрепощенностью, хотя все было в пределах нормы: юбка чуть выше колена, верхняя пуговица расстегнута. Напротив, позитивные оценки дали тем, чья юбка ниже колена, а пуговица застегнута. Вывод: любая мелочь в одежде в конечном итоге влияет на суждение о персоне.

Психология одежды мужчины.

Что касается мужской одежды для офиса, эффект она создает не меньше. В этом направлении еще одно исследование подтвердило, что мужчины, которые носят пиджак, брюки, фрак, сшитые по индивидуальному заказу, воспринимаются как более безопасные, самоуверенные, чем те, кто носит то же самое из явного однотипного производства.

Исследователи создали группу фотографий из 300 участников мужского пола в индивидуальных костюмах, часть из которых в аналогичном элегантном одеянии, но купленном в магазине. Цвета и стили были сохранены одинаково в двух видах одежды. Лица сфотографированных мужчин были пикселированы, чтобы избежать суждения оценки лиц по индивидуальным предпочтениям.

  • Мужчины в уникальном костюме расценивались как более надежные, гибкие, уверенные в себе и с более высоким доходом;
  • Те, кто носил форму, приобретенную в магазине, не вызвал восторга.

Схожесть статуса.

Другие опыты показали, что наше восприятие одежды у людей зависит от того, насколько они похожи на нас. В этом направлении был организован интересный эксперимент еще в 70-х годах.

Девушку «инстаграммной» внешности в хорошей одежде и женщину, одетую в более стандартный тип одежды отправили в аэропорт и на автовокзал; обе должны были попросить у людей мелочи для телефона-автомата, чтобы позвонить. Элегантная особа получила больше денег в аэропорту, в то время как плохо одетая получила больше на автовокзале.

О чем это говорит? Учитывая сильное влияние, которое имеет наш способ одевания на других, можно использовать одежду в качестве дополнительного инструмента, чтобы взаимодействовать с разными слоями населения. Богато одетый бизнесмен быстрее договорится с инвесторами. Ухоженная девушка не сумеет найти контакт с женщиной, работающей в школьной столовой.

Вывод: одежда играет важную роль в содействии и рушении успеха. Взгляните на цель и спросите себя, что вы пытаетесь передать.

Самообман.

Если не можете позволить себе носить роскошные бренды, может возникнуть соблазн купить контрафактные товары. Тем не менее, исследование показывает, ношение этих, казалось бы, роскошных предметов может создать неожиданные последствия для психического состояния.

Группа исследователей из Университета Чапел-Хилла, Гарвардского бизнеса и Университета Дьюка представила образцы дорогих дизайнерских солнцезащитных очков «Хлое», сказав, что половина из них была «поддельной». Позже участники были приглашены для выполнения некоторых задач, где можно было вывести их на чистую воду.

В первой задаче им пришлось решить невозможные загадки. Участникам приходилось самостоятельно оценивать подлинность товара. Результаты показали: 70% участников посчитали подделку оригиналом. Вывод: подсознательно они хотят быть лучше, чем они есть, примеряя на себя поддельные вещи. Почему так востребованы айфоны за 4000 рублей? А дешевая бижутерия? Вот по этой причине.

Как ни крути, но большинство знают, что обманывают внешним видом окружающих, как и окружающие видят, что их пытаются обмануть, но есть исключения — люди, которые действительно верят в то, что им посчастливилось купить дешевый оригинал.

Как узнать характер человека по одежде и возможности? Реплики.

Очевидно, что пути, в которых психика и мода не переплетаются и не влияют друг на друга, здесь не заканчиваются. Вот список других реплик в этом направлении (очевидно, все они поддерживаются научными исследованиями).

  • Люди, которые одеваются, как их боссы, скорее всего, будут наняты и получат повышение;
  • Мужчины чаще подходят к женщине, чтобы попросить о встрече, если она одета в красный цвет;
  • Девушки одеты более светло в овуляцию (когда они более плодородны);
  • Бегуны, одетые в похожую спортивную форму, обязательно поприветствуют других бегунов;
  • Мужчины смотрят на себя в зеркало примерно вдвое чаще, чем женщины;
  • Преступники получают более суровое наказание в суде, если они одеты в черное;
  • Одевание сплошным цветом делает разделительные линии тела размытыми и делает его более тонким;
  • Люди в общественных местах в униформе испытывают негодование и стресс;
  • Большинство женщин носят менее половины своей одежды;
  • Люди ходят быстрее, когда приближаются к кому-то, кто носит красный или синий цвета;
  • Посвятив один день для себя, покупая одежду себе, мужчины начинают более чем в два раза чаще прибегать к подобным шоппинговым процедурам по сравнению с женщинами;
  • Вертикальные линии на платьях создают иллюзию большей высоты, а горизонты или разрывы линий создают противоположный эффект;
  • Ношение определенной одежды может помочь сделать людей менее тревожными и менее подавленными;
  • Люди держатся подальше от тех, кто носит явно устаревшую одежду;
  • Женщины чаще надевают джинсы, когда у них есть сдутое настроение, чем когда они счастливы;
  • Пациенты больше доверяют врачу, носящему белое пальто;
  • Первое, что мужчины замечают в женщинах, — это одежда (перед лицом или телом). Напротив, женщины сначала смотрят на лицо, на улыбку и глаза мужчины;
  • Походка женщины более неуклюжа, когда она в купальнике, нежели в свитере;
  • Устраивающаяся на работу девушка, если выглядит мужеподобно, если получает место, то недалеко от уборной.

Тест: какая одежда мне подходит?

Мы подготовили тест, при помощи которого вы сможете распознать, какое одеяние вам больше подходит, чтобы соответствовать необходимому восприятию окружающих наравне с поддержкой самооценки.

Модная одежда и психология успеха

Что такое «одежествленные способности»

В 2012 году профессоры американской Школы менеджмента Kellogg Адам Хэйо и Адам Галинский предложили термин enclothed cognition — в дословном переводе «одежествленные способности». Суть его заключается в том, что, надевая определенную одежду, мы начинаем чувствовать себя по-особенному — в зависимости от выбора наряда. Хэйо и Галинский проводили несколько исследований: например, предлагали разным группам людей пройти один и тот же тест, но одни выполняли его в своей привычной одежде, а другие — в лабораторных халатах, которые обычно носят ученые. Лучше с задачей справились участники второй группы.

В своей книге Mind What You Wear: The Psychology of Fashion профессор Карен Пайн пишет: «Когда мы надеваем какую-либо вещь, то неосознанно начинаем отождествлять себя с ней, перенимать определенные ее характеристики». Наверняка вы сами не раз замечали, что в расслабленной повседневной одежде и строгом костюме или нарядном вечернем платье чувствуете себя по-разному — вещи порой словно диктуют нам, как мы должны вести себя, ходить и держать осанку.

Подобным опытом делится в видео на своем Youtube-канале стилист Лорен Мессиа. Она рассказывает, что на начальном этапе построения бизнеса не раз сталкивалась с неоднозначным отношением инвесторов и клиентов — к ней, в отличие от ее бизнес-партнера, относились как к ассистенту, хотя основной спектр задач лежал именно на ее плечах. Тогда Лорен решила поменять собственный имидж, сделав его более репрезентативным и ориентированным на серьезную карьеру, — после этого все изменилось в лучшую сторону.

Какое значение имеет стоимость вещей?

Нередко бывает, что одна и та же вещь с разным ценником вызывает неодинаковые чувства — нам кажется, что более дорогая одежда лучше, качественнее и красивее, что далеко не всегда соответствует действительности. По тому же принципу, надевая дорогие брендовые вещи, мы будто перенимаем их ценность — и в материальном, и в метафизическом смысле; очередной пример тех самых «одежествленных способностей». Совсем не обязательно сообщать каждому встречному, сколько стоит ваше пальто или обувь, но сам факт осознания «Я смог себе это позволить» заставляет нас чувствовать себя увереннее.

В исследовании, проведенном в 2014 году профессорами Майклом Краусом и Венди Берри Мендес, говорится: «Когда вы носите одежду категории upper class (например, дорогой костюм), в отличие от вещей lower class (например, спортивные брюки), это стимулирует вашу доминантность в глазах окружающих». По такому же принципу работают и вещи с логотипами и заметным брендингом — вы словно транслируете свой достаток и ожидаете, что люди будут относиться к вам с должным почтением и вниманием.

У этого явления также может быть и обратная сторона: одежда с множеством «люксовых» атрибутов или заносчивый вид вместо уважения могут вызвать прямо противоположную реакцию.

Мимикрировать под среду

Существует расхожая фраза Fake it till you make it, чаще всего ее переводят как «Притворяйся, пока не получишь желаемое». Это один из инструментов так называемой «программируемой реальности»: если вы стремитесь выглядеть в соответствии с теми или иными целями, рано или поздно они обретут физическое воплощение.

Конечно, если вы оденетесь как врач из сериала «Анатомия страсти», вы вряд ли на основании только этого получите лицензию американского хирурга. Но если вы собираетесь на встречу с инвесторами или потенциальными клиентами, представительный костюм даст вам ощущение уверенности и создаст первое впечатление о вас как о специалисте, которым вы хотели бы стать.

С другой стороны, мы знаем множество харизматиков, особенно в IT-бизнесе, которые получали крупные заказы и выступали на своих эпичных лекциях в самых невзрачных и недорогих вещах. В силу этого многие, кто сегодня хочет добиться успеха в Кремниевой долине, мимикрируют под среду с ребятами в черных худи и майках с логотипами IT-компаний.

Ожидания против реальности

Классическая ситуация: вы увидели на модели в онлайн-магазине или звезде Instagram вещь своей мечты, успели представить, как классно она будет на вас смотреться, но при примерке оказалось, что выглядите вы в ней не очень. Итог — плохое настроение, возникшее из ниоткуда чувство собственной неидеальности и, в худшем случае, культивирование комплексов.

Читайте также:  Парфюмер София Гройсман, ароматы духов и биография

Проблема в том, что наши ожидания и реальность сходятся далеко не всегда, а внушительная часть модных вещей хорошо выглядит только в профессиональных фотосессиях. Выход из ситуации — абстрагироваться от картинки, которую вы видите, и принять тот факт, что далеко не все вещи (даже те, что вам очень нравятся) обязаны вам идти. В конце концов, все мы помним, что в большинстве случаев идеальность Instagram-героев и знаменитостей — заслуга фильтров и правильных ракурсов.

По теме влияния цвета на настроение написано множество научных трудов, но когда речь заходит о выборе одежды, все не так однозначно. Действительно ли красная шапка или оранжевая рубашка могут помочь нам чувствовать себя более счастливыми? Может ли черная или серая одежда заставить нас стать более серьезными?

С одной стороны, тут также включаются «одежествленные способности». С другой — мы носим одежду той цветовой палитры, которая отражает наше состояние и потребности. Кто-то устал от однообразия и не может обходиться без ярких принтов, а кому-то хочется покоя и сдержанного монохрома.

Одни воспринимают одежду как своеобразную защитную оболочку, а другие любят яркие аксессуары за то, что они поднимают настроение не только им, но и окружающим. Поэтому, если в вашем гардеробе превалируют, скажем, черный и серый, пытаться насильно внедрить в него яркие вещи, чтобы «стало как-то поживее», не самая удачная затея. Также не стоит отказываться от любимых цветов, потому что они «недостаточно серьезны» или «не по возрасту». Если же брать за ориентир собственные ощущения, то результат будет выглядеть более органичным для вашей натуры.

Стоит ли одеваться в соответствии с чужими ожиданиями?

Консультанты по стилю любят говорить: «Пока вы не начнете одеваться в соответствии со своим положением в обществе или должностью, никто не будет принимать вас всерьез». Здесь мы сталкиваемся с проблемой ожиданий окружающих, продиктованных их собственными стереотипами и представлениями. Если вы большой начальник, значит должны носить строгий костюм и минималистичные вещи, ведь такой образ говорит о вашей серьезности и надежности. Людей, работающих, скажем, в индустрии моды, ожидают увидеть одетыми в последние тренды.

В этом заключается проблема большинства «шоу переодеваний»: героинь просто перемещают из привычной для них невзрачной или странной одежды в условно красивую, зачастую не учитывая то, насколько она комфортна для «подопытной» (справедливости ради стоит сказать, что в некоторых случаях такие преображения действительно меняют жизнь участниц к лучшему).

Однако вещи, которые мы носим, могут служить не просто оболочкой, но продолжением нас самих. Если вы чувствуете себя по-настоящему привлекательной в кроссовках и «расслабленных» джинсах, не нужно насильно переодеваться в платье и туфли на каблуках — и наоборот.

То же касается и условной деловой одежды: профессиональные сообщества постепенно уходят от установки «встречают по одежке», ставя во главу угла профессиональные качества и опыт. Кстати, хороший пример того, как можно оставаться собой в любом наряде, — актриса Дженнифер Лоуренс, которая даже в вечернем платье не стесняется лихо перелезть через кресла в зале вручения «Оскара».

Как выбрать одежду, которая будет давать положительные эмоции?

Голливудский стилист Лиса Эванс предлагает следующий способ. Вспомните, в каких вещах из своего гардероба вы за последнее время чувствовали себя наиболее счастливой и уверенной в себе. Это могут быть идеально сидящие джинсы, футболка из супермягкого хлопка или платье, в котором вы выглядите как героиня любимого фильма. Возьмите эти вещи за ориентир и во время следующего шопинга держите их в голове — так вы сможете понять, какой стиль, фасон, ткани вам ближе всего. Не пытайтесь ориентироваться на тренды или то, как одеваются ваши подруги/коллеги/Instagram-герои. Научитесь прислушиваться к собственным ощущениям, ведь это главный критерий, который по-настоящему имеет значение.

Психология выбора модной одежды (из книги «Психология моды: теоретический и прикладной аспекты»)

Психология выбора модной одежды

Моду часто определяют как «повторяющееся изменение в выборах». За этим стоит следующее: большинство из того, что сегодня, обязательно было модным хотя бы раз прежде. Люди склонны забывать, а поэтому в будущем адаптируются к тому, что вновь себя проявляет. Повторяющиеся изменения часто прослеживаются, к примеру, в модных платьях. Сегодня рукава платья длинные; завтра они будут короткими или вовсе отсутствовать; послезавтра опять длинными.
Э. Росс заметил однажды, что если бы была возможность графически набросать последовательность изменений моды на женские шляпки или рукава, или юбки в течение века, то этот график был бы представлен в виде ряда систол и диастол, чередующихся подъемов и спадов и, в целом, напоминал изображение несуществующего животного.
Исследователи пока не пришли к единому мнению, сколько длится цикл «моды»: называются разные цифры от 2 до 9 лет. Самый продолжительный цикл обнаружен американской исследовательницей Агатой Янч относительно колебаний модной формы женской юбки. Периоды повторения ее составляют в среднем 36 лет.
Воздействие степени временной удаленности или близости объекта на его восприятие и оценку субъектом моды проиллюстрировано, хотя и не строгой, но достаточно показательной схемой английского исследователя истории костюма Д. Лавер (D. Laver), согласно которой один и тот же костюм будет казаться:
непристойным за 10 лет до своего времени;
неприличным за 5 лет до своего времени;
экстравагантным за 1 год до своего времени;
изящным в свое время;
безвкусным 1 год спустя (после своего времени);
отвратительным 10 лет (после своего времени);
забавным 30 лет (после своего времени);
причудливым 50 лет (после своего времени);
очаровательным 70 лет (после своего времени);
романтичным 100 лет (после своего времени);
прекрасным 150 лет (после своего времени).
И «старомодное», и «сверхмодное» также относятся к моде: все это звенья в единой и непрерывной цепи модного процесса. Стало быть, однообразие, формируемое отдельными «модами», сочетается с разнообразием, порождаемым модой как социокультурным процессом в целом.
Возникновение нового направления или возрождение старой моды образуют стимул или намек, а точнее, «модный объект». Его новизна привлекает внимание и пробуждает потребность обладать им.

Психологические трудности выбора

Процесс удовлетворения потребности в обладании «модным объектом» тесно связан с процессом выбора, а точнее, с выбором. Почему? Вероятно потому, что мода является элементом культуры. Пространство же культуры оказывается пространством, «глубоко избыточным по отношению к непосредственным жизненным (биологическим или физиологическим) потребностям человека. Человек оказывается в ситуации свободного выбора кода для расшифровки разнообразных сторон и оттенков предметов отражаемой действительности, и эта ситуация не может не вводить в состояние своеобразного шока. «Любой свободный выбор – начиная от выбора одежды и кончая выбором самого жизненного сценария, – требует от человека наличия каких-то предельных точек отсчета, которые позволяли бы ему совершать этот выбор. В выборе одежды – это критерии вкуса. В выборе жизненного сценария – пожалуй, критерии смысла. Но, что важно, и в том, и в другом случаях это – замечает А. М. Лобок, – подчеркнуто субъективные, ценностные критерии, вырабатываемые человеком глубоко индивидуально в диалоге с миром окружающей его культуры».
Выбор – это, как правило, не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную психологическую структуру. Наиболее распространенный подход, описывающий процесс выбора, разработан в русле теории принятия решения и рассматривается как один из элементов или звеньев принятия решения. Д. А. Леонтьев рассматривает «выбор как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительностью к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта».
Выбор модной одежды предполагает личную заинтересованность человека и активность, самостоятельность и субъективность «Я».
На выбор человека влияют внешние (давление среды) и внутренние (субъективные переживания) факторы. «Быт как неофициальная область жизнедеятельности человека в наименьшей степени поддается непосредственному и целенаправленному регулированию. Быт это область, где индивиды хотят и вынуждены сами нести бремя выбора того, что и как им делать, какую одежду им носить. Индивидуальные и групповые различия в потребностях чрезвычайно велики: то, что для одного потребность, для другого излишество или блажь, а третьему вообще неизвестно, что это такое». Если ситуация выбора одежды для человека личностно значимая, то она может вызывать в нем состояние тревоги. Причем субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени значимости причины переживаний.
«Личностный смысл ситуации выбора окончательно постигается только при ее снятии, когда субъект узнает «плату», которую он оказался готов «внести», и достигнутый результат. Постижение личностного смысла это в значительной степени активный процесс, в котором участвуют мышление, эмоции и воля. Но только два последних функциональных образования являются механизмами ресурсной регуляции. Их функционирование осуществляется с учетом как требований ситуации выбора, так и состояний организма. Это становится возможным благодаря использованию такой формы отражения, какой являются эмоции».
В сфере влияния моды всегда что-либо предпочитают и выбирают; при этом люди склонны оправдывать свой выбор такими ценностями, как «красота», «удобство», «современность» и т. п. Набор таких оправданий ограничен, и как бы не менялись предложения их будут оценивать по одним и тем же категориям, только самому индивиду придется привыкать к новой «красоте» и другой «пользе». Очевидно, что в данном случае мы имеем дело с таким обращением к ценности, когда некоторые общепринятые представления (например, о том, что «надо стремиться к красоте» или «быть современным»), а также и сама общепринятость этих представлений (в моде значащим называется то, что нечто принято или принято всеми) убеждают «стремиться к красоте» в предлагаемых модой формах.
Сами участники движений моды, ссылаясь каждый раз на одни и те же ценности, вполне удовлетворены таким объяснением своего выбора.
Мода, как уже отмечалось выше, сама может рассматриваться как особая социальная ценность. Ведь в действительности существует или встречается стремление «быть модным» или «не отстать от моды», т. е. представление о моде может оказаться достаточным основанием и оправданием выбора. Таким образом, ценности привлекаются для оправдания выбора моды, но и она сама может выступать как особая ценность.
Диапазон выбора человеком собственной позиции по отношению к моде, например, существенно изменяется в зависимости от социальной принадлежности и возраста. Известно, что чем большую нагрузку несет мода как способ самоутверждения класса или группы, тем педантичнее отношение к ней. Расхождение же между реальной принадлежностью человека к социальной или возрастной группе и его собственной субъективной идентификацией, иначе говоря, наличие у него ориентации на референтную группу также сужает возможности указанного выбора. Достаточно вспомнить, как подчас слепо копируют подростки моду взрослых, а люди средних и выше лет моды цветущей молодости. Такое же многообразие вариаций получается и при попытке оценить моду как социальную норму в свете второго из рассмотренных критериев характер и способ «социального давления» на личность. И лишь с точки зрения способа выражения нормативное начало моды зависит не столько от того, в какой социально-возрастной среде оно проявляется, сколько от самой его природы и специфики.
Выбирая для себя тот или иной тип одежды и ее покрой, индивид, относящий себя к определенной социальной группе, использует их как социальные символы, которые выполняют функции регуляции отношений между людьми. «Суть этой регуляции заключается в использовании символических средств в идентификации со своей группой и установлении «социальных дистанций» общения между группами, занимающими различные позиции в социальной иерархии. В качестве знаков социального положения в моде функционируют различные объекты и процессы культуры. Однако пальма первенства здесь принадлежит одежде. Для этого есть веские основания: одежда, в отличие от других предметов и форм культуры, универсальна в использовании, как символ легко обозреваема, легко варьируется, позволяет выражать тонкие различия в положении людей, доступна массам «имитаторов моды», не требует от тех, кто ее потребляет, высоких личных качеств».
Наиболее активное участие в потреблении модной одежды принимают средние слои, что связано с относительной неустойчивостью и подвижностью их социального положения. В свою очередь, положение это обусловливает формирование неустойчивого социально-психологического типа, для которого мода становится важным средством самоутверждения, интеграции и самотождественности личности. Постоянное и активное участие в моде призвано обозначить принадлежность к более высокому социальному слою и (или) отличие от более низкого. Особое усердие в выборе модных стандартов и следовании им вызывается уязвимостью в отношении социальных санкций моды людей, либо стремящихся занять более высокое социальное положение, но пока не достигших его, либо еще не уверенных в прочности своего теперешнего, недавно достигнутого более высокого положения.
Напротив, высокое социальное положение элиты делает ее в значительной мере неуязвимой по отношению к санкциям моды и лишает элиту некоторых стимулов к активному участию в моде, имеющихся у средних слоев. «Принц Уэльский может позволить себе надеть соломенную шляпу вместо фетровой, которую обычно носит англичанин в летнее время, он может восстать против жестко накрахмаленной сорочки в вечерней одежде или появиться на официальном приеме в одежде для отдыха, – пишет Э. Херлок. – Все это он может сделать, не рискуя вызвать в свой адрес нелестные отзывы. Но пусть только Мистер Никто попробует сделать то же самое, как он тут же превратится в мишень для насмешек всего окружения. Каждый будет к нему относиться с сожалением, но никто не последует его примеру».
При выборе модной одежды индивиды часто руководствуются таким фактором, как престиж. Престиж вездесущ в том смысле, что сливается практически с любыми нормами и ценностями потребительского поведения, служит средством их реализации. Чтобы, например, красота или польза реально функционировали как ценность, чтобы люди действительно руководствовались ими в своем поведении, чтобы их уважали, т. е. наделяли престижем.
Как отдельный фактор потребления наряду с другими престиж существует только в ситуации потребительского выбора в самом широком смысле.
Речь идет о выборе троякого рода:
1) между объектами потребления;
2) между потреблением и непотреблением вещи, например, при невысокой степени насущности соответствующей потребности, когда, попросту говоря, не «приспичило»;
3) наконец, между социальными группами и индивидами, с которыми индивид может соотносить свое поведение реально или в своем сознании. Соответственно в ситуациях отсутствия подобного выбора престиж как отдельный элемент потребления отсутствует.

Читайте также:  Стильная и уютная домашняя обувь из натуральных материалов

Стадии выбора модной одежды

В целом процесс выбора человеком модной одежды можно условно представить следующими стадиями:
1. На стадии первичного ознакомления с модным объектом индивид подвергается воздействию сообщения о нем, но еще лишен достаточно полной информации и вследствие этого может испытывать тревогу.
Тревожность обычно рассматривают как реакцию на неопределенную ситуацию, потенциально несущую в себе опасность. В состоянии тревоги человек чувствует себя – и на самом деле является – беззащитным. В случае тревоги опасность скрыта и субъективна, поэтому реакция тревоги несоизмерима, так как она, как правило, включает и воображаемые препятствия. Поскольку причины тревоги человеку часто неизвестны, интенсивность эмоциональной реакции может быть непропорционально высокой по сравнению с реальной ситуацией. Возможно поэтому и женщины, и мужчины расценивают ситуацию выбора одежды как трудную (по данным наших исследований (1999г.) 73 % и 45 % соответственно).
Женщины демонстрируют более высокие показатели ситуативной тревоги, что объясняется, с одной стороны, субъективными причинами – их большей чувствительностью и эмоциональностью, а с другой, влиянием объективных причин. В частности, большей динамичностью и разнообразием женской моды, чем мужской, что и создает сложную ситуацию многовариантного выбора.
2. На стадии интереса индивид включается в поиск дополнительной информации о модном объекте. Субъективно (для него) интерес обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, т. е. у индивида возникает «интерес возбуждение» чувство зачарованности, любопытства: у испытывающего эмоцию интереса существует желание исследовать, расширить опыт путем включения новой информации и подойти по новому к объекту, возбудившему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Даже при относительной неподвижности заинтересованный человек чувствует, что он «живет и действует».
Психологические эффекты данной стадии легко могут быть обнаружены в поведении женщин. Положительный эмоциональный фон поиска дополнительной информации о модном объекте усиливает значимость цели, которой следуют большинство женщин при покупке одежды – поднять себе настроение (55%).
3. На стадии оценки модного объекта индивид в своем сознании как бы примеряет «моду» к настоящим и будущим ситуациям и принимает решение о том, чтобы испытать ее. По мнению К. Сийм-Юзе, иногда причиной безвкусной и неряшливой одежды является не отсутствие умения носить одежду, а равнодушие и пассивность. Активность, проявляемая при выборе одежды, должна быть направлена как минимум на решение трех задач: подчеркнуть красоту телосложения и своеобразие типа внешности, скрыть недостатки фигуры. При этом необходимо знать: где, когда и как следует носить тот или иной вид одежды. При выборе следует учитывать: свой тип личности, свой возраст, среду, в которой находится человек, гармонирование отдельных предметов, моду, характер фигуры (полнота, рост), особенность типа кожи (смуглость или белизну), цвет волос и глаз.
Следует подчеркнуть, что данная стадия имеет место лишь при сознательном выборе модного объекта, хотя специфика потребления модной одежды такова, что большинство и женщин, и мужчин могут купить вещь, поддавшись так сиюминутному настроению. Интересно заметить, что для мужчин (83 %) подобное поведение характерно в такой же мере, как и при покупке одежды по необходимости.
4. На стадии испытания субъект моды подвергает модную одежду «экспериментальной» проверке для определения ее соответствия своим потребностям и ценностям социальной среды. Женщины при выборе модной склонны прислушиваться к мнению окружающих. Они могут пожертвовать удобством одежды ради того, чтобы произвести впечатление на других людей (72 %). В то время как мужчины ориентированы, главным образом, на свое мнение и выбирают одежду не только модную, но и удобную (63 %).
5. На стадии принятия решения индивид становится приверженцем модного стандарта и совершает покупку или делает индивидуальный заказ.
Окончательный выбор модного изделия снимает эмоциональное напряжение и сопровождается преимущественно эмоциями радости. Причем, у большинства женщин окончательный выбор модной одежды сопровождается повышением эмоционального тонуса, проявлением разнообразных по качеству и интенсивности эмоций. Психологическое же состояние мужчин можно охарактеризовать как эмоционально-когнитивное или сдержанно-рассудительное.

СтильФэшн-психология: Наука или профанация

Что говорит о вас одежда и можно ли этому верить

Текст: Дарья Косарева

Давайте вспомним самые расхожие стереотипы, касающиеся одежды: «гипертрофированная линия плеча подсознательно сигнализирует о желании доминировать», «на свидание, особенно первое, лучше приходить в вещах из нежных тканей», «шуба — это статус и престиж». Казалось бы, сегодня, в условиях полного обнуления всех модных правил и условностей, оценочные шаблоны должны исчезнуть: в самом деле, неужели летом 2018-го кто-то считающий себя просвещённым и сознательным будет делать выводы о характере или психологическом состоянии собеседника исходя из того, что на нём надето?

Но достаточно пролистать пару солидных медиаресурсов от New York Times до Financial Times, чтобы убедиться: подобная аналитика не только не сдаёт своих позиций, а, напротив, претендует на звание отдельной научной доктрины. Ведущим и самым цитируемым экспертом в этой области сейчас выступает Донн Карен, именующая себя основоположницей фэшн-психологии. Эту новую дисциплину, изучающую влияние одежды на менталитет человека, Карен преподаёт в нью-йоркском Технологическом институте моды и в собственном онлайн-институте. В материале Financial Times Карен неожиданно признаётся, что нарастить медиаавторитет и стать востребованным специалистом ей помогла Мелания Трамп: упорное молчание той и отсутствие каких-либо эмоциональных реакций на происходящие события вынудили медийное сообщество искать зашифрованные послания в складках её нарядов.

Карен разработала специальную терминологию, с помощью которой объясняет, как одежда формирует наш образ мысли или, напротив, как наши психологические особенности проявляются в манере одеваться. К примеру, стремление носить одни и те же вещи Карен классифицирует как симптом ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) и присваивает этой привычке статус синдрома: «repetitious wardrobe complex».

Каролин Мейер, практикующий когнитивный психолог, четыре года назад запустившая курс фэшн-психологии в Лондонском университете искусств, менее категорична. «Для кого-то красный жакет символизирует страсть и энергию, а для кого-то такая одежда — материализованное воплощение вульгарности, поэтому говорить о единой методике в области фэшн-психологии рано, у нас слишком мало накопленного опыта и знаний в этой области», — примерно так звучит компиляция из интервью-высказываний Каролин.

Главная задача психолога, по мнению Мейер, помочь человеку «устранить разницу между тем, как он хочет быть представлен в социуме, и тем, каким социум представляет его в реальности, и одежда остаётся инструментом, с помощью которого такая метаморфоза становится осуществимой». Кажется, именно поэтому сегодня на ТВ и в YouTube-пространстве так востребован жанр мейковера. А отечественными пионерами в области фэшн-психологии по праву можно считать многочисленных эпигонов и коллег Эвелины Хромченко и Александра Васильева, разъясняющих несведущим, «почему чистая одежда и расчёсанные волосы — это важно».

Дипломированные специалисты претендуют на более серьёзную компетентность: выпускники первого курса Мейер, к примеру, недавно запустили отдельный онлайн-ресурс, посвящённый вопросам модной психологии, и позиционируют его как беспрецедентный прорыв в медиа. Но пока материалы сайта представляют собой довольно пространную и вторичную аналитику, с которой куда бойчее справляются профессиональные издания.

По сути, адепты фэшн-психологии пытаются научно обосновать и легитимизировать уже существующее социокультурное явление — институт профессиональных персональных стилистов. Не секрет, что помимо своих прямых обязанностей представитель этой профессии порой берёт на себя функцию психолога: между клиентом и стилистом часто выстраиваются очень близкие и доверительные отношения, а сам процесс подбора гардероба имеет много общего с терапевтической практикой.

Фэшн-психология к тому же ещё и отчаянная попытка преодолеть скепсис, сопровождающий деятельность модного сообщества, под ремесло как бы подводят научную базу. Мода — важный и один из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики, но общество до сих пор не научилось относиться к этой индустрии как к социально значимому явлению, а представителей модных профессий расценивать как серьёзных специалистов, так что закрепление фэшн-психологии в качестве учебной дисциплины могло бы повысить статус профессии. Если психологический подход победит, тарифы на услуги стилиста только вырастут: ведь теперь дипломированный специалист сможет не только подобрать подходящие вещи для вас и вашего образа жизни, но и объяснит, как с помощью одежды корректировать своё психологическое состояние.

Насколько правомочными будут подобные рекомендации, вопрос открытый. Когнитивный психолог Анна Мадни считает так: «В фэшн-психологии ещё очень мало эмпирических исследований, а вопросы личности и самосознания нуждаются в очень тщательном, разностороннем и многолетнем изучении. На этом этапе услышанные мной заявления довольно безосновательны — они не более легитимны, чем фэн-шуй, то есть совсем не легитимны».

Конечно, мы живём в золотую эпоху рефлексии. У нас появилось время и финансовые возможности, позволяющие размышлять о том, из чего складывается наше ощущение счастья (очевидно, что в декорациях общества перепотребления — из обладания красивой и комфортной одеждой в том числе). Многие прогнозисты считают, что фэшн-психология станет важной составляющей философии разумного и осознанного консьюмеризма. Ну что ж, время покажет, а пока её иконой, похоже, вполне можно считать героя Николаса Кейджа из линчевских «Диких сердем», заявлявшего, что его куртка из змеиной кожи — «символ веры в свободу личности».

Ссылка на основную публикацию
×
×