Модные глянцевые журналы, история создания

История появления и развития женских журналов от 17 века до наших дней

Сегодня существует огромное количество компаний, которые занимаются созданием и выпуском глянцевых изданий, ориентированных на представительниц слабого пола.

Красота, кухня, мода, отношения – в женских журналах поднимаются самые различные темы, и читают такие журналы и деловые женщины, и домохозяйки, и студентки, и пенсионерки. При этом мало кто задумывается, что женский глянец появился несколько веков назад.

Первые журналы

Сегодня сложно поверить, но первые женские журналы издавались еще в конце 17 века. «Галантный Меркурий» так назвался французский журнал. Правда, был он не совсем женский, а рассчитанный на широкий круг читателей. При этом в нем были разделы, подготовленные специально для женской аудитории – обзоры модных тенденций и светская хроника. Издание оказалось настолько популярным, что смогло заинтересовать даже короля.

100-процентно женские журналы

Первый журнал, который был ориентирован исключительно на знатных и богатых женщин был выпущен в Британии в конце 18 века и получил название «Дамский Меркурий». В это же время появился первый медиа-образ. Им стала аристократка, любившая наряды и разнообразные дамские штучки. Если ранее такие образы осуждались, то к нему решили отнестись снисходительно. Журнал, в котором рассказывалось о дорогих новинках, модных тенденциях, новых аксессуарах, стал очень популярным и быстро распространился по всей территории Европы и даже отправился на иной континент – в Америку.

Женский журнал «Галантный Меркурий»

Через некоторое время появился еще один журнал, в котором помимо моды, которая быстро наскучила читательницам, решили уделить внимание и многим иным темам: проблемам прав женщин, социальным и культурным проблемам и пр. Это издание получило название «Маяк» и издавалось оно в Лондоне. Приблизительно в это время свой журнал начинают издавать в Америке – «Дамский журнал», в котором поднимались достаточно острые проблемы, например, проблемы женского образования и пр. Расширение ассортимента увеличило круг читательниц, сделало такие журналы неотъемлемой частью женской жизни.

Журналы XIX века: Не кухней единой

В 19 веке появляется еще большее количество женских изданий, расширяется их тематика. В это время ярко проявляется противостояние тех, кто желает перемен и хочет оставить все так, как есть и это также сказывается на женских журналах. Появляются отдельные журналы для представительниц слабого пола, которые составляются женщинами, желающими сравнять свои права с правами мужчин. Первым таким журналом стал британский «Суфражистский женский журнал».

Разворот дамского журнала XIX века.

Со временем женских журналов становилось больше, вот только с началом Первой мировой войны вопросы равенства перестали многих волновать, так как на передний план вышли проблемы политические. Так как многим женщинам пришлось работать, много внимания в журналах уделяли советам по построению карьеры, развитию профессиональных качеств. Приблизительно в это время появляется «Журнал для деловых женщин», который предназначен был на женщин, владеющих собственным делом. В конце 19 века в Америке начинают издавать культовый сегодня «Vogue».

Как изменилось женское чтиво в XX веке

В 20 веке появляется большое количество женских журналов, которые известны до сих пор, они издаются и пользуются популярностью. Во времена Второй мировой войны интерес к ним снизился, но после 1945 года женские издания вернули себе былую популярность.

Женские журналы первой половины XX века.

Да и сами журналы существенно изменились и стали более похожими на современный вариант – достаточно объёмные издания, в которых помимо модных тенденций обсуждается большое количество социальных вопросов, присутствуют рекомендации по украшению дома, уходу за детьми и пр. Таким образом, новые издание объединяют в себе сразу несколько направлений, которые существовали ранее по отдельности.

Как женские журналы изменили свой формат в XXI веке

Женские журналы никуда не делись, наоборот, их стало гораздо больше. Существенные изменения заключаются в том, что теперь не обязательно покупать печатные издания, а можно обойтись чтением журналов в электронном формате, которые с развитием интернет-технологий стали появляться в большом количестве. Многие женские журналы, которые можно отыскать в интернете, не имеют даже печатного варианта.

Важно выбрать правильный хостинг для женского блога.

Каждая женщина теперь легко и просто может стать создателем собственного женского блога или журнала, если ей есть, что рассказать. В этом нет ничего сложно. Когда концепция журнала готова, на первом этапе нужно правильно подобрать и купить надежный хостинг – пространство на сервере, где будет храниться вся информация. Сегодня подобных предложений на рынке огромное количество – от бесплатного хостинга до выделенного сервера. Поэтому важно понимать, что именно необходимо в конкретной ситуации. Покупка бесплатного хостинга целесообразна только в том случае, если проект пробный или не планируется его дальнейшее серьёзное развитие. Ведь бесплатный хостинг, как правило не гарантирует техническую поддержку для владельца сайта, а в один прекрасный день журнал может просто исчезнуть – хостер не даёт никаких гарантий по сохранности информации.

Поэтому начинающему паблишеру женских журналов стоит обратить внимание на недорогой виртуальный хостинг. Ведь в случае, если его возможностей будет недостаточно, всегда можно выбрать хостинг под более высокие требования – выделенный сервер, облачных хостинг, а самые раскрученные проекты могут позволить себе и размещение собственного оборудования в дата-центре.

Качественный хостинг для женского сайта.

Главное, на что стоит обратить внимание – объём дискового пространства и надёжная техническая поддержка. Первый показательно зависит от предполагаемого размера сайта и от того, какую информацию на него предполагается загружать. Большой объём медиаматериалов требует и приличного объёма дискового пространства. Что касается технической поддержки, авторитетные хостеры готовы отвечать на вопросы своих клиентов и оказывать им помощь 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.

У электронных журналов масса преимуществ: читателям доступна информация за любое время, можно делать закладки, оставлять комментарии, делиться информацией с друзьями. Правильный выбор хостинга гарантирует, что журнал будет доступен 24 часа в сутки, а по его страницам можно легко и быстро переходить в нужных раздел. К тому же почитать такой журнал можно в любое время с любого устройства, которое позволяет зайти в интернет.

История модного глянца. От 16 века до наших дней

Журналы о моде являются самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. А мужчинам, снисходительно посмеивающимся над «чисто дамским увлечением», следует напомнить, что именно они и явились первооткрывателями мира «глянца», создав когда-то первые печатные издания, ставшие прообразом женских журналов.

Своеобразными предтечами модных журналов можно считать книги, появившиеся в конце 16 века в Испании. В них печатались руководства для модниц, разъяснявшие правила создания модного туалета. Но пятьсот лет назад издание книги было делом долгим и трудным, к моменту ее выхода фасоны безнадежно устаревали. Надо было придумать что-то более дешевое и оперативное.

Прототипы журналов мод появились в 17 веке. До их появления туалеты демонстрировали наглядным способом – при помощи большой и малой Пандор, восковых кукол в половину или четверть человеческого роста. Сначала на них надевали модные туалеты и выставляли для всеобщего обозрения в парижском магазине на улице Сен-Оноре. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, Малая – утреннюю домашнюю одежду, так называемое «неглиже». Затем манекены отправляли в европейские столицы задавать модный тон. Есть сведения, что когда кукол перевозили из одной страны в другую, воюющие стороны на время прекращали военные действия. По сей день, знаменитые Пандоры хранятся в парижском музее Галиера (музей моды).

С появлением печатного дела новости моды стали передаваться через газеты и журналы.

В 1672 году во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Произошло это не в Париже, как можно было бы предположить, а в Лионе. Привилегия на его издание была выдана лично королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, но с 1679 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. В «Mercure galant» работали Абрахам Босс, Боннар и другие французские художники.

Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. В этом журнале, публиковались новинки литературы, велась литературная полемика, рассказывалось о светских событиях, а также печатались модные обзоры, к которым прилагались картинки с описанием моделей и указанием, когда и что следует носить, а иногда критиковались те или иные нововведения.

Журнал этот был совсем крохотный – размером всего в восьмую долю листа. Первый номер открывался описанием свадьбы принцессы Марии-Луизы Орлеанской и испанского короля Карла II. К статье была приложена гравюра, изображающая наряд новобрачной, и модницы могли рассмотреть его во всех подробностях. Это была самая первая модная картинка самого первого модного журнала. Как долго издавался этот журнал – неизвестно, до наших дней дошло лишь несколько его номеров.

Постепенно с конца 17-го века издания с гравюрами, изображающими модную одежду, стали прочно входить в жизнь людей. А первые настоящие журналы о моде возникли во второй половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена.

В течение 18 века журналы мод появляются по всей Европе. В Германии выходит «Journal des Luxus und der Moden» (журнал о роскоши и моде), в Англии – «The Lady`s Magazine» и «Gallery of Fashion». В Париже начинают один за другим выходить модные журналы – «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797).

С середины ХIХ в. при журналах появляются приложения с модными выкройками. Мода постепенно начинает приобретать черты массовости. С 1890 года некоторые журналы начинают использовать фотографии, постепенно заменяющие гравюры и акварели.

Также начинается непосредственное сотрудничество кутюрье с редакциями журналов. Например, наряды от Уорта появляются на страницах знаменитого французского “Le Paravent Rouge” – журнале о моде и хорошем тоне.

Начало американским «женским изданиям» положил в 1830 г. журнал «Godey’s Lady’s Book» («Женская книжка Годи»), ставший особо популярным среди первых женских журналов Америки. Он публиковал цветные иллюстрации мод, стихи и рассказы сентиментально-нравоучительного содержания, прививал вкус, определял правила хорошего тона. Спрос на этот журнал был очень велик.

В ноябре 1867 г. вышел первый номер Harper’s Bazaar – самый старейших среди доживших до наших дней журналов о моде. Изначально это был еженедельник для дам среднего класса. Издание публиковало образцы французской и немецкой моды в газетном формате.

С 1901 года издание перешло к ежемесячному циклу.

В 1886 году в Нью-Йорке появляется своя легенда – Cosmopolitan, журнал для высшего общества. Издание несколько раз меняет хозяина, пока в 1905 году его не выкупает Вильям Рэндольф Херст, делающий Cosmopolitan настоящим литературным журналом. На его страницах впервые печатались рассказы Хемингуэя, Моэма, Фолкнера. Но в 1960-х читатели стали терять интерес к Cosmopolitan. И тогда Хелен Герли Браун, автор нашумевшей книги «Секс и одинокая женщина», предложила компании Херста создать женский журнал, адресовав его молодым женщинам, «идущим в ногу» с современной модой. Новое звучание журнала вновь привлекло к нему внимание читателей и рекламодателей, которое не ослабевает и по сей день.

1892 год – рождение еще одной американской легенды – журнала Vogue. Это был еженедельник, рассказывающий о новостях моды и общества, отражающий стиль жизни высшего общества Америки. Издание, воспевающее роскошную жизнь, задало определенный вектор развития многим последующим журналам, пишущим о моде. На страницах Vogue впервые появились постановочные съемки, говоря современным языком – фотосессии, а не просто манекенщицы, демонстрирующие модные туалеты.

Основали новый журнал Артур Тюрнюр, юный член светского общества из обеспеченной семьи, у которого уже был журналистский опыт, и Гарри Маквикар, чей прадед Стефан Уитни был крупным торговцем. Тюрнюр занял должность издателя, а Маквикар, изучавший искусство в Европе, стал арт-директором Vogue. Сначала еженедельник состоял из 16 страниц ин-кварто (четвертая часть листа), был хорошо отпечатан и красиво оформлен. Обложку украшала одна из изысканных картинок, которые стали популярны благодаря журналу Life, размещавшему под ними юмористические диалоги. Цена одного экземпляра — десять центов — позволяла человеку со средним достатком приобрести журнал и узнать, что же происходит в обществе.

Интересно, что мировой популярности журнала способствовал наш соотечественник Александр Либерман, эмигрировавший в Америку и возглавлявший издательство более тридцати лет. Алекс обладал невероятным чутьем, позволявшим угадывать будущие модные тенденции. Под его руководством журнал приобрел неповторимый стиль, узнаваемый во всем мире.

С Vogue и Harper’s Bazaar в период с 1925 по 1937 гг. в качестве иллюстратора сотрудничал Роман Тыртов (Эрте), выполнивший более ста обложек для этих журналов.

В конце 19-го начале 20-го веков модных журналов становится все больше и больше. Наряду с прославленными изданиями, появлялись журналы, выходившие небольшим тиражом, век которых был недолог – самые известные из них «Gazette du Bon Ton», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute». Одни из них предназначались модной публике, «Vanit y Fair» (1913 г.), издающийся и по сей день, другие простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них “Le Petit Echo de la mode”, (1880 г .), «le Jardin des Modes» (1923 г .), «Modes et Travaux» (1919 г .) и многие другие . Эти журналы рассказывали, как сшить или связать модную обновку.

С журналами того времени сотрудничали самые известные писатели и поэты того времени. К примеру, Теофиль Готье писал об искусстве грима, Малларме – о женских брюках, Анатоль Франс – о социальной роли костюма. Одним из постоянных авторов журнала «О дамах и модах» был известный эстет – поэт граф Роберт де Монтескью, который любил носить перстни с крупным черным жемчугом.

Читайте также:  Модная одежда и психология успеха

Появились модные журналы и для мужчин, рекламирующие одежду на все случаи жизни.

В 1920-е годы на французский рынок «приходит» американский Vogue и очень быстро завоевывает популярность. Но и сама Франция не отстает. В Париже в 1921 году выходит L’Officiel de la couture, а в 1938 году он стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии.

В 1937 появляется Marie-Claire, журнал, посвященный не одной лишь моде, а предлагающий разнообразные рецепты красоты, светские и культурные новости, читательскую почту. Успех издания был оглушительным.

В 1945 года выходит новый французский журнал Elle, первые экземпляры которого мгновенно расходятся среди модной публики.

1920-е и 1950-е годы считаются «золотым веком глянца». Расцвет индустрии всевозможных женских журналов был связан в первую очередь со стремительным процессом развития буржуазной культуры, модернизацией печатных технологий, а, следовательно, и снижением стоимости издаваемой продукции, уменьшением времени на доставку номеров, расширением читательской аудитории, за счет более общего содержания изданий. Такие изменения в процессе производства и продажи, превратили журналы в необычайно популярный и доступный, массовый тип СМИ. Росли тиражи, повышалось качество иллюстраций, что делало журналы очень привлекательными как для рекламодателей, так и для читательской аудитории.

С приходом Второй мировой войны кардинально меняется стиль оформления и подачи материала в журналах мод. Если раньше фотография сопровождала текст, то теперь она становится самостоятельной смысловой единицей. Журнал «Vogue» вообще предпочитает давать меньше текста и больше иллюстраций. И в этом есть определенный смысл: читательницы в первую очередь должны видеть модную вещь; предполагалось, что именно визуальная реклама обладает наибольшей эффективностью.

Меняется и сама фотография. В 1935 г. Лейка изобретает новую камеру со скоростью кадра 1/1000 секунды, и это позволяет вывести модную фотографию на улицу. Безжизненные модели в статичных позах уходят на второй план. Новая фотоконцепция предполагает наличие динамики. Фотомодель не просто садится за руль автомашины, – она сама ведет машину. Антураж улицы используется в качестве естественного фона. Развалины разбомбленных домов, рыночная толпа, городские улицы – все это служит фоном для фотомоделей. Расцвет уличной рекламной съемки модной продукции приходится на первую половину 1940-х гг.

В 1950 году в Германии вышел в свет еще один легендарный журнал – « Burda moden », ставший популярным благодаря креативности и деловитости его создательницы. Энне Бурда не была ни дизайнером, ни модельером и даже не умела шить, но ей удалось превратить журнал с выкройками в международный бизнес, который до сих пор не имеет конкурентов. Она никогда не училась и издательскому делу, свою деятельность она описала словами learning by doing (обучение в процессе).

В послевоенной Германии был жесткий дефицит. В продаже не хватало готовой одежды, и хорошо одеваться женщины могли, только умея шить. Энне Бурда оказалась в нужном месте в нужное время. Она предложила читательницам настоящую моду – дизайнерские тенденции, но при этом адаптированные к реальной жизни. И выкройки! Строго говоря, вкладывать в журнал листы с выкройками не было изобретением Энне Бурды, но в историю это вошло именно как ее ноу-хау.

В Burda m oden любят подчеркивать, что это не журнал для шитья, а журнал мод. Рабочий процесс, как у любого модного журнала, начинается со сбора впечатлений на мировых показах и продолжается на планерках с дизайнерами, которые принимают решение, какие из замеченных трендов попадут в журнал. Затем дизайнеры делают эскизы, выкройки, шьются модели одежды, подбираются аксессуары, проводятся фотосессии. Ну, а далее происходит печатный процесс, как в любом другом глянцевом журнале.

В 1970-е гг. в журналы мод возвращается статичная студийная постановочная фотография, отличающаяся оригинальностью, а иногда и вычурностью. Объемы текстов по сравнению с фоторядом уменьшаются в такой степени, что журналы мод практически становится невозможно читать, их можно только смотреть. Основную площадь журналов (до 90%) занимает реклама домов мод и фирм–производителей модной продукции.

В 1990-е и 2000-е процент рекламных материалов о моде увеличился до 95% и эта тенденция сохраняется по сей день: дается в основном реклама, изредка критика, и уже совсем редко – попытка анализа.

На сегодняшний день мир модного глянца состоит в основном из лицензионных журналов, таких как – Vogue , Elle , Н arper ’ s Bazaar , Cosmopolitan , l ’ Officiel , Vanity Fair – издающихся крупными издательскими домами по всему миру и конкурирующих между собой. Это журналы с многолетней историей и сильной редакторской командой.

В 21 веке модный глянец перестал существовать только лишь в бумажном виде. Каждый бренд и издательский дом имеет собственный сайт, часто – с интересной, оперативно выкладываемой информацией. Кроме того, Cosmopolitan имеет свое телевидение, состоящее из нескольких ТВ-сетей (англо- и испаноязычной).

Помимо интернет-сайтов печатных изданий, в последнее время развивается новый способ продажи глянца – электронная подписка, когда читатель может читать свой любимый журнал на экране ноутбука (или любого другого гаджета) как если бы он был в печатном виде.

Также набирают обороты независимые сайты о моде и блого-сфера, с помощью которой фото и видеоматериалы с подиумов, статьи и аналитика становятся достоянием миллионной аудитории за считанные минуты. И если когда-то для воспроизведения творений кутюрье требовалось время, художники и печатный станок, то сегодня – всего лишь мобильный телефон со встроенной фотокамерой и выходом в интернет.

Но это уже совсем другая история модного глянца, писать которую будут наши потомки.

ЕШ
Использованы материалы А.А. Васильева, Е.С. Ласкиной.

История создания модных глянцевых журналов.

Первые глянцевые журналы были созданы в Европе в начале ХVII века. Эти журналы, в основном, были только с модными картинками. Но благодаря им, мода доходила до народа.

История создания модных глянцевых журналов.

Сначала журналы были с желтой и шершавой бумагой, а картинки в них были просто разукрашены. И только значительно позже, когда бумажная промышленность и полиграфия позволили бумаге стать блестящей, они стали глянцевыми. И вот тогда, в них появились уже не картинки, а фотографии. Изначально, как и фотографии, глянцевые журналы были черно-белыми и матово-глянцевыми. Многие иллюстрации были рисованными, и именно это позволяло сохранить удивительную эстетику. Но в 30-х годах прошлого века в полиграфию пришел цвет и такие журналы, как Vogue, Harper’s Bazaar, стали вводить цветовые решения.

История создания модных глянцевых журналов.

Таким образом, происходило распространение модных тенденций в массы. Можно утверждать, что так появилась первая реклама товаров.

Что же видели на их страницах? Конечно же, там были изображены различные платья, пиджаки, сюртуки и цилиндры. И различным безделушкам, так называемых сейчас, аксессуаров здесь нашлось место. Позже стали появляться так же эскизы разнообразной мебели и интерьера. Из этих журналов народ стал узнавать, что сейчас в моде и какой цвет или фасон предпочесть, придя за покупкой в магазин. Кроме журналов, посвящённых моде и интерьеру, появились и другие, освещающие литературные новинки книг, культурную жизнь и достижения в науке. Мужчины читали в основном интеллектуальные журналы, а дамы, заботящиеся о своем внешнем виде, модные журналы.

В 1665 г. во Франции был издан Journal des savants , в начале 18 века в Англии журналы Tatler и Spectator . В начале XIX века такой тип журналов появляется и в Соединенных Штатах. Одним из первых и очень успешных журналов был Godey’s Lady’s Book, основанный в 1830 году. Наиболее популярны глянцевые журналы были в 1920-ые – 1950-ые годы, когда были основаны несколько супер- гигантов, например, Time d 1923 году и New Yorker в 1925 году. Появился так же первый журнал для мужчин – Esquire.

Французские журналы мод, как например, первый журнал мод с иллюстрациями «Кабине де Мод» (Cabinet des Modes), который начал издаваться в 1785 г., или вышедший в свет спустя год в Веймаре Бертухский «Джёрнал дес Люксус унд дер Моден» (Journal des Luxus und der Moderi), часто достигали высокого уровня. Видные писатели — среди них Кокто, Жироду, Колет и художники, такие как Рауль Дюфи и Христиан Берар — внесли свою лепту в создание этого уровня. В настоящее время издания «Vogue» и «Harper’s Bazaar» говорят свое последнее решающее слово в вопросах моды. Эти журналы за последние двадцать лет помогли искусству фотографии мод подняться до высокой степени художественности.
А потом, постепенно начали создаваться журналы с профессиональным уклоном: журналы для бухгалтеров, учителей, врачей и т.д. Так же журналы подразделялись и по месту жительства потенциальных читателей – на городские и для людей из сельской местности.

Я думаю, многие согласятся с тем, что журналы помогают в работе. А тем, кто печатается в журнале, открывается дорога в мир, в известность, кто-то приобретает популярность.

В Россию первые журналы попали благодаря «Русскому телеграфу». Они перепечатывались из парижских изданий.
Перед революцией очень популярным был журнал «Нива». В советские времена были журналы для женщин – «Крестьянка» и «Работница», а также мужской журнал «Сделай сам». Женские журналы, как и все другие журналы советского времени, были ориентированы большей частью на труд, и только на последней странице немного уделялось внимания на рукоделие, здесь же помещались 2 -3 фотографии моделей. Прибалтийские и польские журналы мод были на вес золота, так как при их помощи можно было обновить скудный гардероб советских женщин.

Глянцевый мир

История глянца продолжительна и терниста. Первые журналы с “модными картинками” появились еще в XVIII веке в Европе. В начале XIX для повышения тиражей эскизы новых платьев, сюртуков и цилиндров, а заодно – мебели и безделушек – стал перепечатывать из парижских изданий “Русский Телеграф”, за ним потянулись и другие.
В предреволюционные времена бунтовщики читали подпольные газеты, мирные интеллектуалы – “Ниву”, а дамы, заботящиеся о своей красоте, – как водится, модные журналы.
“Глянцевыми” такие издания стали позже, когда бумажная промышленность и типографские технологии позволили заменить шершавую желтоватую бумагу на гладкие, словно лакированные, глянцевые странички с фотографиями, сначала раскрашенными, а потом цветными. Некоторые из первых “глянцев” живы и здравствуют по сей день – например, Harper’s Bazaar.
И если на Западе судьба глянцевых журналов складывалась вполне благополучно, то в СССР, как известно, не было не только секса, но и глянца.
Впрочем, у советских женщин кое-какая подсобная литература имелась. Журнал “Шейте сами”, например. А прибалтийские или польские журналы мод ценились на вес золота, ибо с их помощью можно было самостоятельно пополнить скудный гардероб советского образца. Цветная Burda Moden на русском языке в конце восьмидесятых стала культурным шоком: журналы для сохранности оборачивали в вощеную бумагу, а подругам давали почитать чуть ли не под залог.
Настоящие глянцевые журналы появились в России после перестройки. Менялась политика, экономика, взгляд на товарно-денежные отношения и на такое невиданное прежде понятие как имидж. С появлением в открытой продаже (прощай, советский дефицит!) одежды и косметики западных марок, пришло время глянцевых журналов прорастать на нашей почве, чтобы позаботиться о неокрепшем сознании бывших советских граждан и направить их мысли и деньги в нужное русло. Никто не делает секрета из того, что основной доход любого издания – реклама. И в зависимости от уровня и направленности журнала рекламируют, в основном, так называемые “потребительские товары”.
Реклама в глянцевых журналах – это мир роскоши. И каждому читателю предоставляется возможность приобщиться к этому миру, ну или хотя бы посмотреть на него.
А также научиться разбираться, что модно, стильно, престижно, круто и т.д. Как одеваться, чем пахнуть, о чем говорить с партнером в постели и с начальником на собеседовании, на какой машине ездить и где проводить отпуск, и конечно – без знаний каких фактов из биографий звезд нельзя считаться культурным человеком. То есть, если упростить понятие, то “глянец” – это новости из мира роскоши плюс реклама, где и как эту роскошь купить. В данном случае мода, реклама и журналистика идут рука об руку: последние новости с подиумов и актуальные тренды сезона транслируются читателю именно со страниц глянцевых журналов. А плюс к этому – все про работу и развлечения, ну и про другие разнообразные психологические аспекты жизни успешного жителя современного мегаполиса. А именно таким видят своего читателя глянцевые журналы.
Оксана Пономарева, экс-главред журналов Cosmopolitan “Магия Cosmo” и “Ом”:
“Картинки в “глянцах”, да и тексты тоже, бывают двух видов: “как надо жить” и “что для этого надо купить”. Первые глянцевые журналы предназначались для работающих женщин, которые сами выбирали и как жить, и что покупать. Теперь есть “глянцы” для всех: мужчин, женщин, детей, гомо, гетеро и би, от 7 до 70, а также журналы lifestyle, не ориентированные на какую-то определенную возрастными или гендерными рамками аудиторию. Но суть остается прежней: это издания на хорошей бумаге, с увлекательными легкими текстами и качественными картинками, которые проповедуют стиль жизни, идеальный в понимании их читателей”.
Однако, какой бы ни была специализация издания и кто бы ни были персонажи, появляющиеся на его страницах, главной героиней любого “глянца” всегда остается Мода. Капризная и непредсказуемая, она готова постоянно меняться, и только наш интерес к ней остается неизменным.
Эвелина Хромченко, главный редактор L’Officiel-Россия:
“Поскольку издательский бизнес в России куда более развит, чем, к примеру, индустрия моды, глянец играет первую скрипку. Как это ни странно, российский глянец диктует свое мнение местному рынку куда более действенно, чем это удается нашим западным коллегам на своих территориях. Например, именно глянцевые журналы приучили российских дизайнеров делать коллекции на сезон вперед.
Мне кажется, презирают глянец те, у кого комплексы. Те, кто недооценивает влияния простых естественных человеческих реакций и желаний на политику, на экономику, на глобальные проблемы. Если бы у нас воспринимали моду на том уровне, на котором ее нужно воспринимать, жизнь стала бы спокойнее. Мода – это не с жиру беситься, как любят говорить на телевизионных шоу, это государственный вопрос. Человечество давно не ест сырого мамонта, не занимается любовью на улице и не разгуливает голышом. Мы никогда не перестанем есть, размножаться и одеваться. Почему никто не ставит под сомнение необходимость есть при помощи вилки и ножа для того, чтобы называться воспитанным человеком. Но находятся еще такие странные люди, которые считают, что настоящий интеллектуал может одеваться черт знает во что”.
Артемий Троицкий, основатель и первый редактор Playboy в России:
“Я был первопроходцем, и все же одно дело – подхватить чужую идею, другое дело – ее изобрести. Я считаю, что мой вклад в плэйбойскую и вообще глянцевую идею состоял в том, что я хотел сделать этот продукт, по возможности, менее жлобским и, по возможности, более умным. Боюсь, что через определенное время я понял тщетность этих попыток. С тех на все разговоры об интеллектуальном глянце я реагирую в высшей степени иронично. Считаю, что Esquire может, до некоторой степени, считаться умным глянцевым журналом, но, поскольку он единственный, то подпадает под определение того исключения, которое только подтверждает правило. Во всяком случае, все эти журналы – GQ, Maxim, Marie Claire, Vogue, которые позиционируют себя как журналы для просвещенных и передовых, я таковыми совершенно не считаю”.

Читайте также:  Гиалуроновый крем от компании LIBREDERM

Источник: Газета.RU

История Российского глянца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:05, контрольная работа

Описание

Глянцевые журналы, безусловно, не являются главным источником информации о мире и высшим авторитетом для подростков. Однако они представляют важный пласт массовой культуры наряду с рядом телепрограмм, интернет-изданий и популярной литературой. Вес глянца в общественном сознании современных россиян довольно высок. Ценности этого культурного слоя укоренены в общественном сознании, и их изучение дает нам понимание того, что движет людьми сегодня.
Несмотря на сравнительно короткую историю и меньший, по сравнению с западными странами, охват населения, глянцевые журналы стали одним из публичных дискурсов, открыто провозгласивших ценности консьюмеризма и сексуальной свободы. Сегодня эти ценности транслируются и другими сферами культуры – кино, массовым «чтивом», телепередачами, рекламой и эстрадой, интернет-ресурсами, превращая потребителя «продукции» в объект манипулирования. И это достаточное основание для того, чтобы история российского глянца стала предметом изучения.
Раскрытие темы преследовало цель изучить история глянца в России.
Задачами стали:
– определить понятии глянца, его роль и место в сознании потребителей,
– выделить основные этапы развития глянца в России,
– проанализировать основные тенденции современного глянца.
Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

Работа состоит из 1 файл

ИСТОРИЯ РОС.ГЛЯНЦА-К.Р..doc

Глянцевые журналы, безусловно, не являются главным источником информации о мире и высшим авторитетом для подростков. Однако они представляют важный пласт массовой культуры наряду с рядом телепрограмм, интернет-изданий и популярной литературой. Вес глянца в общественном сознании современных россиян довольно высок. Ценности этого культурного слоя укоренены в общественном сознании, и их изучение дает нам понимание того, что движет людьми сегодня.

Несмотря на сравнительно короткую историю и меньший, по сравнению с западными странами, охват населения, глянцевые журналы стали одним из публичных дискурсов, открыто провозгласивших ценности консьюмеризма и сексуальной свободы. Сегодня эти ценности транслируются и другими сферами культуры – кино, массовым «чтивом», телепередачами, рекламой и эстрадой, интернет-ресурсами, превращая потребителя «продукции» в объект манипулирования. И это достаточное основание для того, чтобы история российского глянца стала предметом изучения.

Раскрытие темы преследовало цель изучить история глянца в России.

– определить понятии глянца, его роль и место в сознании потребителей,

– выделить основные этапы развития глянца в России,

– проанализировать основные тенденции современного глянца.

Контрольная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы и приложения.

1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГЛЯНЦЕВЫХ ЖУРНАЛОВ В РОССИИ

1.1 Российский глянец: история появления и распространения

Определение глянцевого журнала в современной практике журналистики, производства и распространения периодических изданий в России используется для обозначения определенной категории журналов, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками. А именно, это престижный иллюстрированный журнал, рассчитанный на покупателя с уровнем доходов выше среднего.

Понятие «глянец», согласно толковому словарю А. И. Даля, означает «блеск начищенной, отполированной поверхности» [1, с. 130].

Однако в обиходе современного отечественного потребителя информации понятие «глянец» ассоциируется в основном с особыми видами журнальной продукции. Производители чаще всего определяют их как информационные, рекламно-информационные, рекламно-развлекательные и брендовые издания. Среди них – «Ell», «Cosmo», «Cool» и др.

То есть в обиходном понимании глянец – сленговое выражение, обозначающее периодические журналы о моде, стиле жизни, знаменитостях.

История женских журналов насчитывает уже несколько сотен лет С 1672 года во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure galant», что в переводе означает «Галантный Меркурий» (издатель Жан Донно де Визе) [12, 35]. Можно утверждать, что «Галантный Меркурий» стал прообразом современного «глянца».

Первые «великосветские» журналы были посвящены, в основном, моде. С конца XVII начала XVIII столетия они уже стали обычным явлением в будуарах светских дам, актрис (так называемых дам «полусвета»). В это время во Франции, Германии выходило множество изданий, повествующих о моде, например, «Модная французская галерея» «Модный дамский журнал». Причем все они были иллюстрированы либо цветными рисунками, либо высокохудожественными гравюрами.

Россия тоже пыталась не отставать от Европы и выпустила свой журнал «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета». Таким образом, первый женский журнал в России появился в Петербурге, в 1779 году. Главным редактором и издателем ежемесячника был Николай Новиков, знаменитый в то время издатель и филантроп.

И если европейские журналы были посвящены в основном моде и пестрели яркими картинками, то русский издатель поставил перед собой цель «доставить прекрасному полу в свободные часы приятное чтение». Кроме страничек с «модами», в журнале печатались стихи, поэмы, переводная проза зарубежных авторов, анекдоты. Присутствовала даже подборка «прелюбопытнейших фактов из жизни». Сам же Новиков обещал, что печатать будет «только такие сочинения, кои приятны и забавны». Но с другой стороны, вся подборка была сделана мужским вкусом и взглядом. Вот пример со странички вопросов со стихотворными ответами:

Вопрос: «Какая разница между вином и женщиной?»

Ответ: «Ничем на женщину вино не схоже: Тем лучше нам вино, чем старее оно, А женщин любим тех, которые моложе!»

«По части же мод к нему прилагались только модные картинки». Преобладала в журнале ритуализованная европейской культурой интонация мужского восхищения и преклонения перед слабым полом:

О вы! Которых в дар нам дали небеса,

Прекрасный нежный пол, природы всей краса.

Я вам сии часы в угодность посвящаю. [12, 47]

Сегодня такой глянец сочли бы слишком авангардным: сказки, поэмы, эпиграммы, переводы Овидия и Расина, пьесы Сумарокова и модные гравюры.

Однако несмотря на все старания издателя первый женский журнал не добился значительного успеха у читателей. В конце первой его части поименно перечислены все подписчики журнала. В Санкт-Петербурге их было 20, в Москве – 9. После выхода второй части сообщается, что подписавшихся в Москве – 18, в Твери – 6, в Пскове – 4. Всего 58 человек, из них 9 женщин. С июля по ноябрь 1779 года вышли последние – третья и четвертая части журнала [21, 73].

Светская публика XVIII в. не смогла по достоинству оценить издание, так что журнал выходил только в течение одного года, и следующее глянцевое издание – “Магазин английских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюстрированными рисунками” увидело свет лишь в 1791 году, спустя 12 лет [5, 199].

В течение последующих двадцати пяти лет не было охотников повторить опыт Николая Новикова. Правда, через двенадцать лет, в 1791 году, Окороков, новый арендатор университетской типографии, приступил к изданию модного журнала, получившего по современным меркам очень длинное название: «Магазин английских, французский и немецких новых мод с присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпрепровождений в знатнейших городах Европы, приятных анекдотов и пр.» [11, 37].

Журнал, безусловно, рассчитывал на внимание со стороны дам. Однако Окороков не рискнул выделить интересы дам для специального издания, его журнал предназначался в равной степени как слабой, так и сильной половинкам рода человеческого, удовлетворяя всеобщий азарт быть «на высоте» и подогревая страсти модников и модниц. Но и этот журнал не продержался на плаву больше года. Идея в очередной раз обогнала время и, бросив семена, затаилась в предвкушении успеха.

В 1804 году М.Н.Макаров, русский писатель и журналист, издает дамский журнал «Журнал для милых», в котором печатались разнообразные сентиментальные повести, мемуары известных людей.

В 1808 году князь Шаликов выпускает журнал «Аглая», а затем «Дамский журнал». Тематика была разнообразной: стихи, рассказы, эпиграммы, различное «легкое чтиво», мода.

Самыми известными в то время дамскими журналами были «Московский Меркурий» (1805), «Ваза» (1832) – «литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделий», «Магазин мод и рукоделья» (1851 г.), «Лучи» (1850 г), «Ласточка» (1859 г.), «Модный магазин» (1861), «Новый русский базар» (1866), «Модный свет» (1868), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910) [11, 38].

Женские журналы были достаточно выгодными и прибыльными коммерческими проектами, поскольку носили универсальный характер. На их станицах публиковалось буквально все: от новинок литературы до советов по ведению домашнего хозяйства.

Постепенно женщина получает право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались и/или редактировались женщинами. В следующем столетии эта практика превратилась в норму и сыграла решающую роль в формировании «глянцевого» стандарта женского и женственного.

1.2 Бытовое, духовное и идейное наполнение советского глянца

После известных событий 1917 года теперь уже советским женщинам предлагались «идейно-революционные» журналы «Работница» и «Крестьянка». Вначале целью изданий была защита интересов женского рабочего движения. Но уже в 30-е годы на их страницах появляются интересные статьи о косметике и гигиене, разнообразные кулинарные рецепты и даже выкройки модных платьев.

И если в первом питерском журнале конца 18 в. круг интересов дамы издатели ограничивали модами и стихами, тем самым показывая, что женщине достаточно быть хорошо одетой и оперировать цитатами из знаменитых книг, то в начале 20-го века все стало совершенно иначе. Женщина должна быть матерью, дояркой, свинаркой. В это время выходили масса прелюбопытных журналов: “Искусство”(1933-41), “Искусство кино”(1931-40), “Искусство и жизнь”(1929-30), “Кино и жизнь”(1929-30), “Кино и культура”(1929-1930) “Кино”(1935-37), “Рабочий и театр”(1931), “Колхозный театр”(1934), “Деревенский театр”(1931-34), “Фотограф”(1929), “Пролетарское фото” (1932-33)) – “Советская архитектура”(1931-34) [16, 256]…

В статье наркомпроса А.В.Луначарского под названием “Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?” нарком заверяет: “Если пролетарий или пролетарка, комсомолец или комсомолка, вместо того, чтобы пропить деньги в пивной или проиграть их в карты, покупают приличную одежду, то это, конечно, положительный факт” [16, 258].

«Я теперь хозяин, кухаркой была до 23 года, а теперь в Кремле дела вершу вместе с партией», – признается Т. Шаповалова, член президиума II Всесоюзного съезда колхозников ударников. («Крестьянка», 1935, №3 [26, 19]). Журнал “Крестьянка” – это первый советский журнал, основанный в 1922 году Отделом по работе среди женщин ЦК РКП (б). Единственное глянцевое издание, пережившее сталинскую, хрущевскую, брежневскую, горбачевскую эпохи, сумевшее сохранить свой особенный стиль в наше время.

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже платья, выставленные в павильоне СССР, произвели фурор и были удостоены высшей международной награды – Гран при. Автор уникальных моделей, Надежда Ламанова, изысканные наряды которой до Революции пользовались большим успехом у царской семьи и знати, использовала в коллекции домотканый холст и рушники – вышитые и вытканные полотенца, собранные по знакомым и купленные в деревнях. “Крестьянскими” были даже пуговицы – из дерева и соломы. Французские глянцевые шелковые платья, расшитые бисером, украшенные бахромой, мехом, кружевом – оплот ар деко – не выдержали конкуренции.

За три года до всемирного признания советской моды, в 1922 году вышел первый номер журнала “Крестьянка”. К читательницам обратился председатель ВЦИК М.И.Калинин и разъяснил, какова роль журнала в приобщении тружениц к общественной и культурной жизни СССР. Роль серьезная и ответственная. Отсюда и статьи: «Что дала крестьянке Октябрьская революция», «Советская власть и церковь», «Что такое трактор», «Брак и крестьянка», «Как организовать культурно-просветительную работу»…

Сила воздействия изобразительного искусства на массы была хорошо известна не только редакторам популярных западных журналов. Над стилем советских журналов работали знаменитые художники.

В городе девушки, одурманенные верой в независимость и равноправие, носили короткие, свободные, прямоугольные платья, английские спортивные костюмы. В деревне никак не хотели забывать про старинный, исконно русский идеал женской красоты: формы должны быть пышными, цвета – яркими, так что юбки шили широкие и длинные, по щиколотку, а кофты носили узкие, с высоким воротником-стойкой. Городская мода была далека от деревенской, но могла во имя высоких политических идеалов взять на вооружение какой-нибудь крестьянский сюжет.

Читайте также:  Горизонтальные линии в одежде и образах

Вторая мировая война, как и первая, заставила женщин освоить мужские профессии, и вместе с ними – мужские гардеробы. Ушанки, ватники и кирзовые сапоги, носки поверх чулок, пиджаки и пальто, стянутые кожаными ремнями, – новая одежда для выживания. Летом можно было позволить себе платье, веселое, приталенное, воздушное, лучше с плечиками, ультрамодным аксессуаром, так же перекочевавшем из мужского костюма в женский.

“Обтрепанные края обжигают на плитке и затем обрывают, вытягивая нити ткани. Так же прожигают дыры в середине одежды, потом пальцами осторожно прорывают ткань. Втирают в поверхность костюмов охру и масляные белила, и ткань приобретает выгоревший, пропотевший вид”. Это рекомендации Р.В. Захаржевской, знаменитого историка, художника по костюму, относятся к постановкам пьес, посвященных Второй мировой войне [28]. Искусно потертые вещи, так же как и настоящий винтаж, по-прежнему в моде.

В 1950-е годы в советских журналах появились новые иллюстрации: репродукции картин известных художников. Читательницы вырывали красивые страницы, украшали ими свои углы, комнаты, дома и дачи. Так любил украшать собственную дачу в Волынском и Иосиф Сталин.

Как стать девушкой с обложки 50-х? Сделать сложную прическу, подобрать оригинальную шляпку, купить пальто с необычным отложным воротником, сшить на заказ у любимого дизайнера блузку на маленьких пуговичках и юбку, чуть прикрывающую колени. Вам подойдут модели Ilya Chelyshev, Valentin Yudashkin (Галерея русской Моды) и Alexander Arngoldt. Так же в теме: Louis Vuitton, Jitrois и Dior by John Galliano.

В 60-е цвет крови, свежей, молодой, новой – любимый цвет Революции в России. Любимый, но не единственный. Оттепель, к примеру, ассоциируется с черным цветом. Черный, традиционно траурный, чопорный, строгий стал для шестидесятников символом свободы. Свободы от агитационного красного, от беззаботного белого, от всей неестественно радостной палитры в одежде, призванной демонстрировать, как на неизбежной маевке, что жизнь – прекрасна, потому что она протекает в лучшем государстве мира – СССР. С формами костюма произошло обратное: на смену строгости пришла мягкость, без которой невозможна раскрепощенность, а отсюда – один шаг до свободомыслия. Женщины все реже надевали узкие юбки и двубортные партийные пиджаки в белую полоску. Им стали нравиться облегающие черные свитера под горло, свободные жакеты с рукавами три четверти, нейлоновые блузки, плащи из болоньи. Их головы украшали непростые прически, повторявшие стиль Брижит Бардо в фильме “Бабетта идет на войну”. Они стали пользоваться косметикой, рисовать стрелки, красить губы, пудриться и даже в деревне носить лодочки. Только от целомудренных комбинаций не отказывались, в отличие от городских девушек.

Модные глянцевые журналы, история создания

В современном мире разнообразие женских журналов не знает границ – модные журналы и журналы для домохозяек, журналы для деловых женщин и журналы для молодых мам, журналы для спортсменок и т.д. Разглядывая яркие глянцевые обложки, с которых улыбаются красивые и счастливые женщины, иногда хочется задаться вопросом – всегда ли женские журналы были такими же, как сейчас? Что и почему изменилось в них на протяжении веков, с изменением положения женщин в семье и обществе?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует для начала выяснить, когда именно появились женские журналы. Первые журналы для женщин начали издаваться не в 20 и даже не в 19 веке, а в конце 17 века, во Франции. Впрочем, самое первое издание под названием «Mercure Galant» (Галантный Меркурий) не считалось предназначенным специально для женщин, однако, если судить по его тематике, включавшей светскую хронику и обзоры модных тенденций, «Меркурия» вполне можно считать прообразом современных глянцевых изданий. Журнал пользовался огромной популярностью среди французской знати, и даже сам король распорядился, чтобы ему регулярно доставляли новые выпуски.

В конце 18 века в Британии вышел первый по-настоящему женский журнал “Lady’s Mercury” (Дамский Меркурий), предназначенный для богатых и знатных дам. Несмотря на то, что издатель позиционировал свое издание как журнал, который сможет дать читательницам ответы на различные вопросы о любви и замужестве, а уж затем о моде и стиле, «Дамский Меркурий» был почти полностью посвящен модным тенденциям и дорогим новинкам косметики, одежды и аксессуаров. Первым женским медиа-образом в истории стала дама-аристократка, весьма расточительная и ветреная особа, помешанная на платьях, шляпках и других женских штучках. Этот образ, который жестоко высмеивали и осуждали издания других тематик, оказался, тем не менее, весьма востребованным, и в 18 веке журналы, похожие на «Дамский Меркурий», широко распространились по всей Европе, а затем и за океаном – в Америке.

Однако монополия образа красивой и недалекой модницы продлилась в женской прессе недолго – как пишет американский историк и журналист Франк Лютер Мотт, «журналы так старательно учили женщин, как стать истинными леди, что в конце концов женщинам это надоело», и вот в конце 18 века в Лондоне впервые вышел журнал «The Pharos» (Маяк), посвященный не только моде, но также различным социальным, культурным и другим вопросам, а также проблемам женских прав, которые уже начали становиться актуальными. Похожая тенденция появилась и в Америке – там начал выходить журнал «Lady’s magazine» (Дамский журнал), в котором освещались проблемы женского образования и другие острые социальные вопросы. Так рынок женских журналов стал более разнообразным, что весьма положительно сказалось на численности их аудитории – все больше женщин по обе стороны Атлантического океана начали регулярно покупать и читать женские журналы, которые вскоре стали неотъемлемой частью их быта. В это же время женские журналы стали намного доступнее – теперь их могли купить не только самые богатые женщины, но и многие другие.

Конец 19 века ознаменовался весьма противоречивыми тенденциями в международной истории женских журналов. С одной стороны, именно в это время появились первые журналы для женщин, посвященные таким традиционно женским занятиям, как кулинария, рукоделие и различные домашние дела, а также воспитание детей. С другой же стороны, с развитием движения за женскую независимость мир модных журналов начали раздирать противоречия между теми, кто хотел жить по старым и новым порядкам. Широкое распространение получили журналы, издаваемые суфражистками – женщинами, которые боролись за независимость и равные права с мужчинами, а также, одновременно с этими изданиями, различные анти-суфражистские журналы, пропагандирующие традиционную роль женщины в обществе. Противостояние началось в Европе, с появления в Великобритании журнала «Women’s Suffrage Journal» (Суфражистский женский журнал), а затем стало актуальным и для Штатов, но вскоре началась Первая мировая война, и политические вопросы стали важнее, чем социальные.

Война значительно повлияла на тематику женских печатных изданий – с ростом числа женщин, которым пришлось отправиться на работу, в прессе появились издания, предназначенные специально для этой категории женского населения. В этих журналах освещались различные вопросы женской карьеры и развития профессионализма, а также проблемы женского здоровья – многие женщины приобретали серьезные заболевания, работая практически без отдыха. Затем появились журналы не только для наемных работниц, но и для владелиц бизнеса, например, «Business Women’s Magazine» (Журнал для деловых женщин). Некоторые западные исследователи называют именно этот период «завершающим этапом эволюции женской прессы – от журналов, диктующих женщинам, как им думать, до журналов, признающих их право думать самостоятельно».

А как же модные журналы, с которых все, собственно, и началось? Разумеется, они никуда не делись, ведь женщины всегда оставались женщинами и интересовались нарядами, косметикой и украшениями. В конце 19 века в США появился знаменитый журнал «Vogue» (Мода), рассказывающий читателям о роскошной жизни высшего американского общества, а в 1920-х годах увидел свет французский журнал «L’Officiel de la couture» (Настоящая мода), который впервые в истории женской прессы дополнил текст фотографиями, а не иллюстрациями. В годы войн и общественных волнений журналам мод пришлось отойти на задний план, однако еще через пару десятилетий, уже после Второй мировой войны, они вновь вернулись на пик популярности, но уже в новом виде. Одним из первых таких журналов стал Elle, известный и по сей день в качестве одного из самых авторитетных и популярных женских изданий, а в 1960-х годах появился еще один известный женский журнал – Cosmopolitan. В отличие от своих предшественников из 18 века, модные журналы новой формации были посвящены не только моде и красоте, но также различным социальным вопросам, карьере и образованию, заботе о доме и детях и другим женским темам, объединив в себе несколько типов женских печатных изданий, которые уже существовали до них. Пожалуй, именно начиная с середины 20 века, женские журналы обрели по-настоящему универсальный характер – теперь в них можно было найти самые разные статьи, от советов по выбору помады до рекомендаций по успешному прохождению собеседования на новую работу.

Так обстояли дела с женскими печатными изданиями на Западе, а что же тем временем происходило в России? Обратившись к истории российских женских журналов, можно увидеть, что русские журналы для женщин шли собственным путем развития, который, однако, во многом схож с западным.

Первые женские журналы появились в России в 18 веке и были предназначены для «доставления приятного чтения прекрасному полу». Журналы для российских аристократок отличались, скорее, литературной, нежели модной тематикой. Впрочем, в Российской Империи интерес к моде, в особенности зарубежной, был огромным, поэтому вскоре фельетоны, переводы, рассказы и другие подобные журнальные материалы начали уступать место обзорам последних модных новинок из Франции и Германии, секретам красоты и т.д. Тем не менее, модных изданий оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребности всех категорий женщин, которые могли позволить себе покупать журналы, и во второй половине 19 века появились журналы, посвященные ведению домашнего хозяйства, рукоделию и т.д. Ближе к концу 19 столетия женские журналы приобрели более независимый тон, освещая вопросы женской самостоятельности и женских прав – сказалось влияние Запада, где в это время благодаря суфражисткам процветала такая же тенденция.

Начало 20 века ознаменовалось появлением в России первых общественно-политических журналов, а также журналов для работающих женщин, что было немыслимо еще несколько десятилетий тому назад – однако индустриальная революция и распространение женского образования сделали свое дело.

После Октябрьской революции мир женской прессы, как и следовало ожидать, кардинально изменился – теперь женские журналы несли не столько информационный и развлекательный, сколько пропагандистский характер. Именно в это время получили широкое распространение известные советские журналы «Работница» и «Крестьянка», а также специализированный журнал для женщин–партийных работников под названием «Коммунистка». Несмотря на то, что эти журналы, как и женские журналы в других странах того времени, освещали актуальные для женщин темы и вопросы (домашнее хозяйство, воспитание детей, мода, уход за собой и т.п.), они, в отличие от зарубежных журналов, оставались политически ориентированными, представляя собой важный инструмент влияния на общественное мировоззрение.

После распада СССР история женских журналов в России вышла на новый виток – на рынок прессы хлынул поток западных изданий различной тематики. Одним из первых «новых» женских журналов в России стал все тот же Cosmopolitan – настоящий «западный» журнал мод, яркий и глянцевый, который стал для многих символом недостижимой роскоши и «окном» в другой мир. За ним последовали такие давно известные на Западе издания, как Burda Moden, Elle, Harper’s Bazaar и другие. И вновь выяснилось, что только журналы мод, даже перекроенные на новый лад, с учетом всех нужд и потребностей современных и независимых женщин, не способны дать рынку полного насыщения – женщинам также требуются журналы других тематик. Вскоре в киосках и магазинах появились другие издания, в том числе журнал о домашнем хозяйстве «Домашний очаг» (Good Housekeeping), журнал Marie Claire, в котором, кроме моды, немало внимания уделялось и социальной тематике, журнал о спорте и здоровом образе жизни «Shape» (Хорошая форма) и т.д. Одновременно с пришествием на российский рынок западных изданий развивались и отечественные – так появились всем известные журналы «Лиза», «Натали» и другие. Еще через несколько лет российский рынок женских журналов обрел свой нынешний вид – огромный выбор изданий, большинство из которых отличаются универсальной тематикой, в той или иной мере интересной каждой женщине.

Итак, какие же выводы можно сделать из этого краткого экскурса в историю журналов для женщин? Прежде всего, конечно, становится очевидным, что женские журналы отражают не только положение женщин в обществе, но также текущие общественные настроения и политическую ситуацию в стране. Кроме того, нельзя не отметить тенденцию, которая оказалась общей для нескольких регионов и периодов времени: для удовлетворения потребностей женской аудитории явно недостаточно наличия на рынке журналов, посвященных исключительно моде и красоте внешности – в дополнение к ним необходимы журналы хозяйственной, профессиональной, спортивной и другой тематики. Во все времена женской аудитории были необходимы журналы, в которых можно найти информацию по различным темам, вот почему универсальные женские журналы пользуются намного большей популярностью, чем узкоспециализированные.

Список использованных источников:
1.​ McClelland, Freya. «The History Of Women’s Magazines At The Women’s Library». Электронный ресурс. Режим доступа: culture24.org.uk
2.​ Gerhard, Kristin H. «International women’s periodicals: late 18th century to the great depression». Электронный ресурс. Режим доступа: iwp.library.cornell.edu
3.​ Mott, Frank Luther. A History of American Magazines: 1741-1850 (v. 1).
4.​ Сокольская, Л.В. «Первые женские журналы для российских читательниц (конец XVIII – первая половина XIX века). Библиосфера, 2006, № 2, с. 18-22.

Материал подготовлен в рамках конкурса «Гендер глазами студентов» Фонда им. Генриха Бёлля

Ссылка на основную публикацию
×
×