Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Задолго до появления супермоделей и глянца о модных тенденциях женщины Европы и Америки узнавали от нее. Ее с одинаковым восторгом ожидали при королевских дворах, на великосветских салонах и в бутиках по обе стороны Атлантики, и, куда бы ни привела ее судьба, ее визиты в лучшие дома были расписаны на месяцы вперед. Для нее были открыты все двери и даже границы враждующих государств. Дамы с детства мечтали подружиться с ней, и звук ее имени сводил с ума модниц и портных — еще бы, ведь ее звали Пандора, и она первой получала дары богов парижской рю де Сент-Оноре, улицы законодателей европейской моды.

Пандора — имя, которое носила кукла, несколько сотен лет верой и правдой служившая послом французской высокой моды. Хотя деревянные куклы находят по всей Европе, первая fashion doll (модная кукла) появляется на страницах французской средневековой хроники. В эпоху индивидуального пошива и чрезвычайной дороговизны предметов роскоши женщина — будь то горожанка или королева — имела не много богоугодных поводов сменить гардероб. Одним из них была свадьба.

В 1385 году юная Елизавета Баварская отправилась из Мюнхена в Амьен, где ей предстояла встреча с будущим женихом, королем Франции Генрихом VI. От этого свидания зависела судьба пятнадцатилетней Елизаветы, ведь решение о браке принимал сам король, и в случае неудачи ей предстояло вернуться на родину с позором. Ни ее отец, герцог Баварский, ни дядя, сопровождавший девушку в пути, не сказали ей ни слова о том, что ждет ее в Амьене, — претендентка на руку и сердце французского короля считала целью своего путешествия паломничество к святым реликвиям Иоанна Крестителя. По дороге кортеж ненадолго остановился в Брюсселе, при дворе графа Геннегау. Его жена Маргарита пригласила гостью к себе в будуар, где познакомила с парижскими куклами, одетыми по последней моде. Платья Елизаветы не шли ни в какое сравнение с роскошными туалетами парижанок — девушка не подозревала, что ей предстоит свидание с королем. В отличие от нее хозяйка будуара знала обо всем и заранее заказала в Париже кукол с образцами нарядов, подходящих к особому случаю. В тот же день были сняты мерки, и вскоре был сшит достойный будущей королевы наряд, в котором Елизавета предстала перед суженым. Хотя в числе ее соперниц была знаменитая красавица Изабелла Кастильская, французский король был очарован баварской принцессой и спустя три дня повел ее под венец в соборе Амьена.

В период правления династии Валуа французские модные куклы прочно вошли в обиход королевских дворов Европы. Сложно было найти подарок желанней, чем Пандора, — и французские королевы не скупились, тратя целые состояния на кукольные гардеробы, которые отправлялись с миниатюрными хозяйками через Ла-Манш или на берега Рейна. Очень долгое время Пандоры были доступны только дамам высшего света. Благородные модницы зачастую имели в своей коллекции несколько Пандор с разнообразным гардеробом для каждой из них. Модная кукла была не игрушкой, а предметом роскоши, и только отслужив по назначению и перестав быть модной, она оказывалась в детской.

В XVII-XVIII веках рост благосостояния горожан привел к ажиотажному спросу на модную одежду, а значит, и на модных кукол. Теперь актуальные фасоны могла позволить себе не только родовая знать, но и буржуа. Настал золотой век Пандор, ведь только они могли дать представление модницам о том, как следует носить шляпку, сколько нижних юбок должна иметь приличная женщина, и как устроены фижмы.

Свой путь Пандоры начинали в парижских ателье. Портные, желавшие привлечь клиентов, заказывали кукол в специализированных мастерских. Размеры кукол варьировались от миниатюрных до полноростовых, служивших точным прообразом современных манекенов и деливших гардероб со своими хозяйками. При изготовлении Пандор использовались воск, дерево, фарфор, стекло и кожа. Художник собирал кукольное тело, присоединяя к деревянному или восковому торсу подвижные руки и ноги, красил и расписывал ее лицо. Большинство Пандор имели натуральные волосы, реже — парики из льна или шерсти. Новую куклу причесывали по моде и закрепляли укладку клеем. Затем для Пандоры создавался наряд — исключительно из модных тканей, с кружевами, вышивкой и миниатюрной фурнитурой. Хотя встречались куклы, изображавшие мужчин и детей, большинство Пандор были женщинами.

В их гардероб входили все элементы одежды, необходимые прекрасной даме, — белье, корсет, шелковые чулки, элегантные башмачки и, конечно, платье. Облаченная в придворное или бальное платье кукла именовалась Большой Пандорой. У Маленькой Пандоры был гораздо более скромный домашний и повседневный наряд. Дополняли его аксессуары: украшения, головные уборы, зонтики — точные копии модных образцов. Полностью наряженную куклу выставляли в ателье, где посетители могли увидеть ее во всей красе. Известие о появлении новой Пандоры вызывало всеобщий интерес. Модную куклу можно было навестить в ателье или пригласить в гости. Ради ее визита собирался цвет дамского общества, куклу размещали в комнате так, чтобы все могли рассмотреть ее и составить полное представление о последних веяниях в моде. Как только столичное общество теряло к ней интерес, Пандору упаковывали и пересылали за границу. Так за пару десятков лет Пандоры стали важной статьей французского экспорта. Из Парижа куклы отправлялись в турне по Европе, пересекали Ла-Манш, а оттуда через океан попадали в американские колонии. И всюду женщины радовались им, как лучшим подругам. Следуя моде, они заказывали Пандор по образу и подобию парижанок местным изготовителям, а портные одевали их по примеру француженок. Покорив модный олимп и проникнув во все будуары. Пандоры обрели невероятную власть над миром.

Когда в 1700 году, не оставив наследников, умер Карл II, последний король испанской династии Габсбургов, европейские державы немедленно схлестнулись в борьбе за испанское наследство, пуская в ход все возможные средства давления на противника. В 1704 году, в самый разгар войны, министры враждующих Франции и Англии заключили договоренность. об особом статусе Пандор. Отныне на них не распространялось эмбарго и прочие ограничения на торговлю между двумя противниками. Пандоры получали специальный пропуск и даже почетный эскорт. В течение десяти лет державы дополнительными соглашениями поддерживали дипломатический статус модных кукол, поскольку малейшее ограничение на их перемещение через границу вызывало рост цен на услуги портных и невероятно обогащало контрабандистов. Лондонское ежедневное издание The Spectator в №277 от 17 января 1712 года сообщило о том, что в город прибыла парижская кукла, одетая по последней моде. Автор статьи подробно описал Пандору, выставленную на всеобщее обозрение, и отметил всеобщий восторг по поводу ее долгожданного визита в Лондон. Без сомнения, впереди ее ожидало путешествие через Атлантику, в Бостон, Филадельфию или Нью-Йорк.

Весь XVIII век Франция диктовала Европе свои правила политики и моды. Казалось, авторитет французских модных кукол непоколебим. Кто мог предположить, что монархия падет, а судьба Пандоры круто переменится? Многие аристократки закончили жизнь на гильотине, а те, кому удалось бежать из охваченной революционным пожаром Франции, увезли с собой модных спутниц. Производство французских кукол надолго прекратилось, и, хотя Париж снова стал столицей европейской моды, Пандоры навсегда перестали быть единоличными властительницами дум.

Или нет? Все совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Присмотритесь — и вы увидите, что индустрия современной мода насквозь пронизана наследием Пандоры.

С модными куклами связана история создания парижского модного Дома Lanvin. Мадам Жанн-Мари Ланвен осознала свое призвание за шитьем кукольных нарядов. Миниатюрные платья принесли ей известность и вдохновили на открытие собственного ателье. В витрине своего бутика мадам Ланвен размещала собственноручно изготовленные куклы женщины и девочки, одетые в одинаковые наряды, чем предвосхитила популярность истинных наследников Пандор — демонстрационных манекенов. Они появились совсем недавно, на рубеже ХIХ ХХ веков, и с тех пор вечерняя прогулка вдоль сияющих огнями витрин модных бутиков стала обычным развлечением жителей и гостей европейских столиц. Манекены, эти современные Пандоры, демонстрируют лучшее из того, что предлагает индустрия моды.

Решающий удар авторитету модных кукол нанес глянец. Благодаря своей доступности журналы значительно превосходили Пандор в популяризации модных тенденций, и к началу XX века любая горожанка хотя бы раз в месяц могла позволить себе свежий номер. Но куклы упорно боролись за место под солнцем, и еще не раз миниатюрные модницы, очень похожие на Пандор, появлялись в парижских витринах и в будуарах, напоминая о своем былом могуществе. Так, в начале XX века Париж завоевали восковые красавицы, одетые в исторические костюмы и экстравагантные наряды от известных кутюрье. Их создала мадам Лафит-Дезира, дочь издателя Пьера Лафита. В отличие от Пандор восковые парижанки не могли менять наряды, но так же, как их предшественницы, не были игрушками: хрупкие элегантные дамы Лафит-Дезира были произведениями искусства, интерьерными куклами. Их полная противоположность — демократичная бумажная кукла. Несмотря на неблагородное происхождение — первые бумажные куклы создавались специально для детей, — эта скромница некоторое время по праву занимала пьедестал законодательницы мод. Ее история не менее примечательна, потому что бумажные куклы, напечатанные в журналах вместе с разнообразным гардеробом, формировали модный вкус нескольких поколений европейских и американских женщин.

Возможности, дарованные техническим прогрессом, изменили мир моды. Цветная полиграфия, фотография и кинематограф, стандартизация, индустриальный бум и появление синтетических материалов открыли новые горизонты производства и потребления. На смену уникальной Пандоре доиндустриальной эпохи неизбежно пришли современные элитные куклы, представительницы кукольной haute couture, и доступная pret-d-porter — предназначенные для детей игрушки, для которых многие из нас шили наряды в детстве. Сами по себе старинные Пандоры стали жемчужинами коллекций антикварных и авторских кукол.

Казалось, что в новом веке Пандора-посланница больше не нужна моде, что она стала историей. Но совершенно неожиданно в 1945 году на ее внучек вновь была возложена почетная и ответственная миссия возрождения модной индустрии Франции. В условиях послевоенного дефицита ведущие модные Дома Парижа совместными усилиями организовали передвижную выставку «Театр моды». Все роли в театре принадлежали проволочным куклам высотой 70 сантиметров — на полноразмерные модели платьев не хватало ткани и ниток. В создании коллекций приняли участие 60 модельеров и дизайнеров. Одетые с головы до ног, причесанные по последней моде, две сотни кукол покинули родину. Посольство французских кутюрье в течение года посетило Лондон, Лидс, Барселону, Стокгольм, Копенгаген и Вену. В 1946 году новые Пандоры пересекли Атлантику и, выполнив свое предназначение, подобно предшественницам, нашли последний приют в Америке. Заканчивается ли на этом история куклы Пандоры? Отнюдь нет. Столь одаренная дама не может быть молчаливым украшением музейных экспозиций. Путешественница сквозь пространство и время, Пандора консультирует искусствоведов, вдохновляет художников и дизайнеров. Остается поверить на слово ее поклонникам, которые уверены: Пандора бессмертна, как сама мода.

Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Модные куклы – не просто игрушки. Какими только свойствами куклы не наделялись, какие только роли они не играли на протяжении нашей истории. Первые куклы известны ещё со времён Древнего Египта. В крестьянских семьях кукол делали из подручных материалов: тряпочек, соломы, дерева, глины. В Новое время мир восхищали прекрасные фарфоровые куклы.

Куклы были как безобидными игрушками для девочек, так и таинственно-страшными магическими предметами. А ещё куклы были модницами. Им вполне удавалось на протяжении многих столетий исполнять роль современных журналов мод. Таких кукол и называли куклами-Пандорами.

Читайте также:  Выбираем тональные средства на лето и весну

Ещё в Древнем Риме кукол использовали для демонстрации мод. В римские провинции посылались глиняные фигурки кукол, одетые в модные новинки.

Были подобные куклы и в Европе XIV века. Изначально они были деревянными. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа.

А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы. Эта кукла была подарена королевой Баварии английской королеве. А у одного старого венецианского модного магазина до сих пор существует вывеска с его названием La Piavola di Franza, что означает «французская кукла». И что, несомненно, подтверждает давнюю связь кукол и моды.

В то время модных кукол в основном заказывали королевы или богатые аристократки. Так в 1453 году королева Испании заказывала наряды из Парижа, которые были увидены ей благодаря модной кукле. И для знаменитой Марии Медичи её супруг Генрих IV также не раз заказывал кукол-демонстраторов модных новинок. А в 1642 году польская королева просила курьера, отправляющегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».

И только в 40-е годы XVII века в Европе, а именно во Франции, появились те куклы, которые и назовут Пандорами. Это были восковые куклы. Они очень часто делались в человеческий рост. Пандорой куклу назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук, из-за любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда.

Именно в XVII веке моду начинают рекламировать сознательно и для этих целей, конечно же, служили куклы-пандоры. В то время в Париже существовал только один журнал, который можно было сопоставить с современными журналами мод. Этот журнал назывался «Галантный Меркурий», но вот только его тираж был весьма мал. И основную роль по-прежнему играли куклы.

К куклам-пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-пандоры путешествовали по всей Европе и даже добирались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. По легендам, когда везли таких кукол посреди военных сражений, генералы приостанавливали битвы и пропускали кукол-пандор.

Сохранилась и кукла-пандора, принадлежащая русской императрице Марии Фёдоровне. Эта кукла была сделана придворной модисткой французской королевы Марии-Антуанетты Роз Бертен. Сейчас кукла-пандора Марии Фёдоровны хранится в Гатчинском дворце.

В те времена существовало два вида кукол-пандор. Большая Пандора, которая демонстрировала роскошные наряды для светских выходов и Малая Пандора, которая демонстрировала более скромные домашние наряды.

Современная кукла кудесницы из Львова Виты Сойки

Куклы-пандоры были популярны и в XIX веке. В это время их начали производить на фирмах Jumeau, Gaultier, Bru. Для них делались головки из неглазурованного фарфора и тела из дерева.

Просуществовали куклы-пандоры до 1860-ых годов, а затем их заменили модные журналы, которые стали популярны в Париже ещё в конце правления Людовика XVI перед самой Французской Революцией. Наследниками же кукол-пандор в современном мире, безусловно, стали манекены в витринах магазинов.

Самих же кукол-пандор сегодня можно увидеть разве что в парижском музее моды Гальера, в Загорском музее игрушки и частных коллекциях.

Кукольный Оскар – «Пандора Платинум_Pandora Platinum»

Прошло больше двух недель, пока я смогла перебрать, разложить по папкам все фотографии и как то осмыслить, переварить все, что со мной произошло) А случился со мною – Питер.

Причиной поездки в этот незабываемый город стала Пандора – кукольный Оскар – мечта каждого мастера кукольника!

26 мая 2016 года в г. Санкт-Петербург состоялся 3-й ежегодный международный конкурс «Пандора ПлатинумPandora Platinum»!

Основной состав жюри :

Лахина Ольга, председатель жюри, исполнительный директор Культурного фонда «КУКЛЫ МИРА», организатор выставок «ИСКУССТВО КУКЛЫ», «ВРЕМЯ КУКОЛ в СПБ», TeddyFun, главный редактор журнала «Кукольный Мастер»; член ТСХР.

Победина Наталья, председатель Ассоциации Художников-Кукольников при Московском Союзе Художников; член МСХ, BDA( British Doll Association), NIADA, ODACA и ТСХР; лауреат наград “Пандора-Платинум-2014” и DOLL-ART; художник.

Лиепа Инара, член союза Дизайнеров Латвии, организатор Рижского фестиваля професcионального искусства кукол Европы; лауреат Пандоры-2015;

Хмельницкая Тина, доктор искусствоведения, дизайнер авторских украшений, преподаватель Британской высшей школы дизайна, профессор Стенфордского университета, хранитель коллекции русского фарфора и керамики Государственного Эрмитажа.

Выбор жюри – 12 лауреатов в трех номинациях:

1. Кукла из традиционных материалов, выполненная в единственном экземпляре;

2. Кукла из традиционных материалов лимитированного тиража;

3. Кукла вариативного дизайна.

Специальный приз Конкурса «Принцесса Греза» – за поиск совершенной красоты – вручается по решению Правления Фонда «КУКЛЫ МИРА» автору одной из всех представленных на втором этапе работ.

Автор фигураты “Пандора Платинум – 2016” – художник Ольга Герр, Санкт-Петербург.

Победители в номинациях получают следующие награды и привилегии:

Именную фигурату Пандора;

Именной диплом лауреата;

Публикация в журнале «Кукольный Мастер»;

100%-ная дотация от Фонда «КУКЛЫ МИРА» участия в выставках «ИСКУССТВО КУКЛЫ» в Москве и «ВРЕМЯ КУКОЛ» в Санкт-Петербурге – на стенде «Пандора Платинум» в течение 2016года.

Подарки от спонсоров и партнеров Конкурса.

Это грандиозное мероприятие проходило по адресу Большая Морская 52, в особняке Половцева, он же Дом Архитектора, который является одним из великолепных дворцов Санкт-Петербурга .

В 12 утра 26 мая началась распаковка работ. Нас провели на второй этаж особняка, где в первый момент все зависли) Даже коренные питерцы, отметили великолепие резьбы по дереву и красоту интерьера.

Мы фотографировали свои работы, себя и друг друга, знакомились и немного дурачились. А к 17-00 мы уже собрались красивые и взволнованные на фуршет, с нетерпением ожидая результатов оценки жюри.

В великолепном зале особняка наши работы смотрелись очень органично)

Наконец наступил момент Х – объявление результатов и награждение победителей)

Скажу сразу – я осталась без Пандоры. Но жюри назначили специальные призы, всего пять и один из них мой – главный редактор журнала Кукольный Мастер наградила меня Публикацией статьи обо мне с историей создания и легендой куклы) для первого раза – это моя маленькая победа, я рада!

Итак, та-даммммм. Лауреаты – победители и их работы:

Мещерякова Ирина Россия, Название куклы: Николь

Шардакова Екатерина Россия, Название куклы: Любовь Орлова в роли Анюты из кф «Веселые ребята»

Захарова Ирина Россия, Название куклы: Чепуха

АНЯМАНЯ Россия, Название куклы: Дворцовые интриги

Зуева Анна Литва, Название куклы: Аврора

.

Горбунова Наталья Россия, Название куклы: СОНЕТ №62

Харитонова Анна Россия, Название куклы: Сестры Лилу и Ани Одонато

Бондаренко Валерий Украина, Название куклы: Умай-ана

Жигайло Сергей Россия, Название куклы: Говорящая с птицами

Получанкина Елена Россия, Название куклы: Елизавета Петровна

Силивончик Анна Беларусь, Название куклы: Адам и ребро Адама

Балашенко Ирина Россия, Название куклы: Ольга. Проект «Романтическая коллекция»

Вот такие результаты) А я скажу Пандоре – до скорой встречи) Я обязательно возьму свою)

Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Войти

Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).

Перепост!
Очень мне понравилась статья. Спасибо Елене огромное.

Оригинал взят у sealena в Об истории шарнирной куклы и нечаянно не только о ней. Часть 1 (начало).

Поскольку следующие материалы с кукольной выставки будут относиться к шарнирным и антикварным куклам, то, думаю, будет своевременно познакомиться с их историей. Вместо задуманной краткой справки нечаянно получился довольно большой полноценный обзор, так как история шарнирной куклы тесно связана с историей куклы вообще (и это я ещё не касалась Японии и Китая, а там тоже. было 🙂 ).

За последние несколько дней я перелопатила море информации, сделав для себя несколько небольших открытий, но наверняка и что-то упустила (это не страшно), и вполне могла где-то ошибиться – а вот этого я не люблю :(, поэтому просьба: если этот текст вдруг прочтёт кто-то из знающих людей и заметит какую-либо неточность, пожалуйста, укажите на неё мне – я не обижусь, а буду благодарна и сразу постараюсь исправить!

От взятого за основу первоначального рассказа остались только некоторое количество фотографий и общая канва, ссылка есть в списке основных источников. И я в первый раз за свою ЖЖизнь столкнулась с тем, что “запись слишком большая”!

Очень популярная сейчас БЖД – BJD (ball-joined-doll) или шарнирная кукла изобретена вовсе не корейцамм, китайцами или японцами, как ошибочно полагают многие. На самом деле, возраст такого вида кукол достаточно солиден и насчитывает тысячелетия.

Шарнирные куклы были известны еще в древнем мире. Таких кукол находят в древнеегипетских захоронениях, на раскопках Древней Греции и Древнего Рима. Делали их из дерева и глины, а собирали при помощи металлических колышков и веревки.

[ О египетских, греческих и римских куклах ] Египетская кукла уже имеет простейшие деревянные шарниры в руках.

Кстати, само слово “кукла” попало в русский язык из греческого. Уже в 6-5 веке до н.э. в Греции существовало массовое производство кукол, служивших как для игр, так и использовавшихся в ритуальных целях.

Куклы делались преимущественно из глины (терракоты), а также из дерева и воска, подвижные конечности крепились с помощью деревянных или металлических деталей. Затем куклы раскрашивались и одевались.

Накануне свадьбы (в классической Греции замуж выходили рано: в 14-15 лет) девушки жертвовали своих кукол женским божествам. Множество таких подношений найдено в Дельфах и в других местах.


Глиняная кукла-подношение из музея в Дельфах. VI-V вв. до н.э.


450-400 гг. до н.э.


Глиняные куклы. Греция. Начало V века до н. э.


Греция. Вторая половина V века до н. э.


конец IV -начало III века до н. э.


III век до н.э.

Первые римские куклы немногим отличались от греческих, но вскоре обрели свое характерное “лицо”.

В Помпеях были обнаружены многочисленные кукольные лавки с сохранившимся товаром: куклы были очень популярным товаром на рынке Древнего Рима.

Изготовлялись преимущественно маленькие дешёвые глиняные куколки, но встречались и более дорогие, выполненные из кости (простой и слоновой), дерева, воска, янтаря, бронзы, меди, даже серебра и золота.

Подобно греческим куклам, римские делались и продавались голенькими, без одежды. Кукольным ремеслом занимались не только гончары, но и именитые скульпторы и резчики по дереву.


Рим. III-IV век н.э.

Самые дорогие шарнирные куклы римского времени, мало отличались по конструкции от современных.

Эта великолепная римская кукла 2 в. н.э. была найдена в 1889 году в Риме в саркофаге Крепереи Трифены (Crepereia Tryphaena), юной девушки, умершей незадолго до свадьбы, и находится в Капитолийском музее (подробности).

На палец куклы было надето миниатюрное колечко с золотым ключиком.

Ещё одна римская кукла с украшениями:

Кукла-игрушка в Древнем Риме называлась pupa, что переводится и как «кукла», и как «девочка». Латинские корни этого слова прослеживаются во многих языках. В итальянском pupattola — «кукла», pupazzo — «театральная кукла-марионетка». В немецком языке «кукла» — Puppe, по-французски poupee, в румынском —pepusce, в молдавском — «пэпуша», английское puppet означает «театральная кукла», «марионетка», даже в русском языке есть «пупс», обязанный своим происхождением немецкому названию куклы.

Читайте также:  Техника макияжа карих глаз для блондинок и брюнеток фото

Дошедшие до нас все куклы-игрушки из Средних веков стилистически похожи. Они часто бесформенны, предельно аскетичны, ноги едва намечены отдельными штрихами или вообще отсутствуют, лица несут на себе печать суровости. Куклы-игрушки создавались мастерами-ремесленниками – столярами, кузнецами, плотниками (исключение составляли ржаные и пряничные куклы — творение пекарей и кондитеров), причем исключительно в домашних условиях, так как церковь долго не поощряла изготовление антропоморфных игрушек, считая их бесовскими порождениями и колдовскими атрибутами. Лишь в XIV веке набрала популярность идея использовать кукольные фигурки для визуализации сюжетов церковного писания, как в виде статичных композиций, так и в театральных постановках.

Подвижная, шарнирная кукла позднего европейского средневековья – марионетка уличного балагана. Я, кстати, не знала, что имя этой кукольной игрушке дано в честь девы Марии – первые сцены такого кукольного театра изображали, в основном, библейские сюжеты.

Так, начиная с XIV века, в Европе снова появляется кукольное производство. В Италии это куклы-марионетки, а во Франции стали изготавливать на заказ деревянных и тряпичных (реже глиняных) кукол, которых одевали в модные наряды, демонстрируя таким образом последние тенденции. Одновременно они исполняли роль игрушек, хотя, учитывая их стоимость, играть с ними могли лишь немногие. Так в 1391 году супруга английского короля Ричарда II получила подобную куклу из Франции. Эта кукла нужна была ей для того, чтобы ознакомиться с модными новинками Парижа. А ещё сохранились сведения о том, что в 1396 году придворный портной французского короля Карла VI Роберт де Варенс составил расписку о получении 450 франков за то, что он пошил модный гардероб для куклы.

Судя по образцам европейской кукольной продукции XV–XVI вв., хранящимся в различных европейских музеях (называют музеи в Лондоне, в Берлине и в Праге, но я не смогла найти изображений этих кукол, чтобы показать), в основном изготовливались раскрашенные деревянные куклы — достаточно условные и примитивные. Запись в Зоннебергской летописи 1450 г. повествует о массовом производстве глиняных кукол. Есть свидетельства и о куклах с головами, вылепленными из воска, терракоты, алебастра. И если раньше формы передавались условно, а одежда лишь подразумевалась (выполнялась из того же материала, что и кукла, или рисовалась), то теперь ее делали отдельно, по подобию человеческой. По преданию, такой дорогой куклой играла Сьюзан, старшая дочь Шекспира.

В эпоху Возрождения репутация города игрушек закрепилась за немецким городом Нюрнберг. В Нюрнбергских летописях 1413-1465 гг. упоминаются имена кукольных мастеров Отто и Месса. Так что неудивительно появление именно там такого потрясающего образца кукольного искусства.

[ О том, что это за кукла ] Кукла состоит из 55 деревянных деталей. Пальчики на руках и ногах двигаются! Размер этой куклы почти такой же, как на фото (22, 5 см).

Правда, это не игрушка. Это реалистичный манекен человека, появление которого как-то связано с исследованиями Альбрехта Дюрера в области пропорций человеческой фигуры.

Существует аналогичный манекен мужской фигуры.

Если же говорить о массовом кукольном производстве, то его развитие и распространение связано в первую очередь с модной “индустрией”. И в Англии, и во Франции, наиболее развитых на тот момент странах, начинают делать специальных кукол для демонстрации модных новинок.

Ещё в 1453 г. королева Испании заказывала наряды из Парижа по образцам, увиденным на модных куклах. В конце XVI в. король Генрих IV приобрел для своей супруги Марии Медичи коллекцию лучших французских модных новинок. То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли.

Во Франции, в 40-е годы XVII века, появились те куклы, от которых и пойдёт название “пандора”. Пандорами их назвали в честь героини древнегреческой мифологии, которая открыла запретный сундук из любопытства, и выпустила в этот мир множество несчастий, правда на самом дне сундучка всё-таки сохранилась надежда. В конце-концов, что есть мода, как не сплошной соблазн? 🙂 Это были восковые куклы в человеческий рост. По сути первые Пандоры были просто манекенами для демонстрации модной одежды.

Пандоры способствовали распространению вкусов законодателя мод – Парижа. Хотя в то время в Париже существовал журнал “Галантный Меркурий”, который можно было сопоставить с современными журналами мод, его тираж был весьма мал, и основную роль по-прежнему играли куклы. Были сделаны две Пандоры: большая и малая, в соответствии с назначением их костюмов – для большого и малого выхода. Они практически в точности передавали пропорции и линии женского силуэта. К куклам-Пандорам прилагался целый гардероб: сундучки с одеждой, духи и аксессуары. Куклы-Пандоры путешествовали по всей Европе, а позже даже добрались до Америки с одной единственной целью – демонстрировать состоятельным дамам парижскую моду. Иногда – лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.

Буквально все королевские дома Европы были обладателями модных кукол. В 1642 г. польская королева просит испанского курьера, отправлявшегося в Нидерланды, привезти ей «куклу, одетую на французский манер, дабы оная могла послужить образцом для ее портного».

В 1703 г. в Париже создали знаменитую модную куклу La Poupee de la Rue Saint-Honore и шесть ее копий отослали по заказам самым богатым людям Европы. Одна из таких кукол выставлялась в Венеции для «публичного созерцания», а по поводу другой в одной из лондонских газет появилось объявление, что «на Кинг-стрит в Ковент-Гарден будет выставлена французская кукла, одетая по моде этого года».

Есть сведения, что в 1704 году, в самый разгар войны между Англией и Францией за испанское наследство, для провоза кукол-манекенов были остановлены военные действия, и один из французских генералов якобы написал: “Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности”.

В 1722 г. автор Коммерческого словаря Ж. Савари, давая определение слову «кукла», пишет: «Так называются в принципе все игрушки, произведенные фабрикантами игр, когда они имеют фигуру человека; эти игрушки находят большой спрос в Париже. Также термин обозначает те утонченно одетые и причесанные манекены, как мужские, так и женские, которые из Парижа отсылаются в иностранные государства, для того чтобы ознакомить их с модами французского двора, и даются в руки уже подросшим детям для их развлечения».

Постепенно среди дам высшего света хорошим тоном стало иметь пару таких элегантно одетых кукол, естественно, меньшего размера. Строго говоря, эти “пандоры” не всегда были полностью шарнирными куклами, но многие из них имели подвижные части рук и ног. В 17-18 веках куклы обычно делали либо целиком из дерева, либо для туловища и верхних частей рук и ног использовали кожу козленка. Видимые части – лицо, шею, кисти и икры – раскрашивали.

Образцом такой ранней куклы английского производства может служить “Old Pretender Doll” из The Victoria & Albert Museum в Лондоне (столь странное имя связано с личностью её владельца).


“Old Pretender Doll”. Англия. 1680 г.

Английских кукол конца XVII века с подобными необычными пропорциями принято называть куклами “в стиле Вильяма Хиггса”, по имени наиболее известного мастера того времени.


Знаменитая пара – “Lord and Lady Clapham dolls”. Англия. 1690-1700 гг.


“Лорд Клэпхем” без одежды. Англия. 1690 г.

В начале XVIII века их сменили так называемые “куклы королевы Анны”, с более пропорциональным телосложением и более индивидуальными чертами лица. (Надо сказать, что они и раньше мне очень нравились, а теперь, после более глубокого изучения темы, я ими просто очарована :))

[ Ещё ]
Англия, около 1760 г.


Англия. Середина XVIII в.

Интересно, что несмотря на то, что законодательницей и распространительницей мод в этой области считается Франция, изображения французских кукол XVIII века в сети найти непросто.

Этот манекен близок к первоначальным Пандорам:


Дерево. Франция. Около 1765 г. Рост: 175 см


Франция. XVIII в.


Северная Италия. XVIII в.

Добрались модные веяния и до России. Кукла большая пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне (супруге Павла I), хранится сейчас в Гатчинском дворце. На ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн – придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты.

Великая Французская революция не слишком затронула судьбу французских модных кукол – скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии.

Куклы Пандоры, или «модные куклы» (Fashion dolls)

Как мы знаем, кукла в культуре человечества всегда имела несколько назначений. Первоначально куклы представляли собой кукльтовые предметы, которые использовались в религиозных обрядах общественной жизни, выступали как вместилище духов. Позднее куклы приобрели игровую нагрузку, с их помощью дети учились познавать окружающий мир и определять свое место в нем.

С развитием цивилизации и искусства меняется и отношение к кукле. Она становится предметом роскоши, коллекционной вещью.

Но было у кукол еще одно назначение, которое для нас, в наш век информатизации и интернета, остается незамеченным – это использование кукол в качестве манекенов с образчиками моды. И именно о нем мы хотим вам сегодня рассказать.

Модные куклы сначала были тесно связаны с Францией. Это подтверждается и естественным превосходством Парижа в мире моды.

Первое упоминание о модных куклах встречается в 14 веке, когда английская королева послала в Францию за образцами последних французских стилей, будучи неудовлетворена продукцией ее родной страны. Модная кукла была первым методом иллюстрации для иностранцев текущей моды и играла ту роль, которую в последствии взял на себя глянцевый журнал мод. Модная кукла впервые появляется на мировой сцене задолго до того, как появились механические способы воспроизведения изображения (печать и гравюры). Кукла, одетая в полный комплект женской одежды (от панталон до перчаток) была наиболее удобной формой передачи последних капризов моды,поскольку информация, передаваемая из уст в уста, заведомо субъективна и расплывчата.

И все таки, какими были первые модные куклы? В 1396 Роберт де Варенн, королевский портной Карла VI, получил 450 франков на создание кукольного гардероба, который был послан Королевой Франции Изабеллой Баварской Королеве Англии. В 1496 французская королева Анна Бретонская, заказала большую куклу, одетую по француской моде, для королевы Испании Изабеллы Католической, которая была известна вниманием, которое она обращала на свою одежду.

Когда Генрих IV Французский собирался жениться на Марии Медичи, своей второй жене, он послал ей несколько модных куклой, как образцы французской моды.

Из всего этого можнл сделать вывод, что модные куклы были распространены шире и были богаче одеты, чем обыкновенные игровые куклы того же периода.

В те времена было модно иметь пару кукол, одна, одетая в великосветский туалет для придворного выхода, а другая – en de’shabille, т.е. в домашнем платье. Они были известны как Grande Pandore (Большая Пандора и Petite Pandore (Маленькая Пандора) соответственно, и они были одеты по всем правилам стильного гардероба: шляпки, платья, обувь, сложные прически и много миниатюрных бус и украшений.

Читайте также:  Что такое архетипы в стиле одежды и как выбрать образ

То, что началось как аристократические прихоти, развилось в важную часть модной торговли семнадцатого века. Пандоры были отправлены из французских домов моды в Англию, Германию, Испанию и Италию, Куклы иногда показывали только общий стиль и детали действующей моды, а иногда полностью повторяли туалет и подробности прически какой-либо модницы. Такой, например, была кукла, которую Мадам де Совиньи послала своей дочери, такими же были тридцать “куаферных” кукол, которые были представлены на ежегодной выставке Санкт-Петербурге в 1763 году.

Важность куклы в парижском наряде также можно проиллюстрировать тем, что в Венеции в период проведения двухнедельной ярмарки на Площади Сан-Марко, куклы ежегодно экспонировались, полностью одетые по последней моде из Франции, и в течение следующего года все портнихи города копировали их, пока очередная маленькая посланница моды не прибывала, чтобы заменить прежнюю.

Особого распространения модные куклы достигли в восемнадцатом веке, когда увеличилось количество путешествий и люди стали свободнее перемещаться по миру. Очень часто для женщин, воспитанных в свете, но живущих со своими мужьями в силу их службы “на краю света”, модные куклы были единственным источником информации о направлениях стиля.

О значимости модных кукол в то время говорит также тот факт, что маленькие модели были единственным товаром, на которые не распространялся запрет на ввоз французских товаров в Англию в период борьбы с Наполеоном.

До нашего времени дошел следующий анекдот: в начале 18 века в эпоху Регентства Кардинал Дюбуа, Посол Франции в Лондоне, заказал одной из самых известных портних Парижа m-lle Toute, большой манекен в полный женский рост, чтобы показать дамам Лондона, как одеваются дамы Парижа, даже вплоть до деталей нижнего белья. Мадмуазель ответила, что она конечно будет готова сделать такой манекен, но он обойдется в 300 ливров (для сравнения – полный туалет выликосветской дамы без учета драгоценностей обходился не дороже 150 ливров). Кардинал, чтобы не разочаровывать дам страны, в которую он тогда был аккредитован, оплатил все расходы.

Модные куклы, прибывшие в Дувр в 1746 году, были названы в прессе “великими послами моды”! В это же время появляется второе назначение модных кукол – манекены для примерки платьев.

В 1788 году парижской модистке m-m Eloffe был сделан заказ на модную куклу для Королевы Марии Антуанетты, в качестве подарка на Новый Год. Дочь модистки оставила нам полное описание этой куклы в бухгалтерских книгах: “Это была большая кукла на пружинах, и со сгибающимися ногами, и очень хорошим париком, в тонкой льняной рубашке; шелковых чулках и длинном и широком корсете из костяных пластинок”. Она также дала полный список бальных платьев куклы, ее платьев из шифона, парчи, муслина и кружев, и ее шляпок и шляп с плюмажами. У куклы даже было имя – Роза Бертен.

Мария Антуанетта, использовала Розу Бертен, в качестве образца, чтобы сделать кукол по последней моде для ее матери, императрицы Марии-Терезы Австрийской. После Французской Революции модистка, создавшая куклу для Королевы,открыла свое дело в Лондоне и ее модные куклы разъехались по всем европейским столицам, и даже добрались до Санкт-Петербурга.

Кроме того, на протяжении восемнадцатого века модные куклы пересекли Атлантику для популяризации моды в Америке, Об этом свидетельствует реклама в в Нью-Йорке и Бостоне, а также документы того времени. Реклама в Еженедельном Журнале Новой Англии от 2 июля 1733 году, гласит: “К Миссис Ханне, портнихе в верхней части Summer Street, Бостон, доставлен манекен, по последней моде, с платьями, ночными сорочкам и всем, относящимся к дамскому наряду. Он был привезен из Лондона Капитаном Уайтом. Дамы, которые хотят увидеть манекен, могут прийти или послать за ним. Если вы придете, то это будет стоить вам два шиллинга, но если вы пришлете за манекеном, – семь шиллингов”.

В 1796 г. бостонская девушка Салли Маккин написала своей подруге Долли Мэдисон: “Вчера Я ходила посмотреть на манекен, который недавно приехал из Англии, чтобы дать нам представление о последней моде”.

Ну и единственное упоминание о модных куклах в книгах по истории – это указание на то, что они были записаны в качестве одного из товаров потерянных в Бостонском чаепитии.

Модные куклы были в ходу до 1860-х годов, после чего их заменил привычный для нас манекен, а журналы мод стали доступны даже простым горожанкам.

Модные Куклы Пандоры – фото и история кукол

Как говорила модистка французской королевы Марии Антуанетты, “новое – это хорошо забытое старое”. Еще в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали небольшие глиняные раскрашенные фигурки. Однако считается, что “модные куклы” (Fashion dolls) впервые появились во Франции. Они служили для демонстрации новейших направлений моды: их наряды тщательно воспроизводили фасоны и мельчайшие детали одежды, долгое время с успехом заменяя появившиеся гораздо позже глянцевые журналы мод.


Модная кукла производства фирмы Jumeau, Франция

Еще в XIV веке английская королева регулярно отправляла в Париж за такими куклами своих послов. В 1396 году придворный портной французского короля Чарльза VI Роберт де Варенс написал расписку о получении 450 франков за пошив гардероба для модной куклы, которая была подарком королевы Баварии – английской королеве. По тем временам сумма весьма значительная, что позволяет предположить, что куклу изготовили в натуральную величину, по размерам самой английской королевы.

В 1496 году властительница Бретани Анна приказала одеть куклу для испанской королевы Изабеллы Католической, известной своим суровым нравом (именно она ввела в Испании инквизицию). Угодить ее вкусам оказалось непросто: первый наряд Изабелла решительно отвергла, и тогда Анна послала ей вторично одетую куклу.

Когда король Франции Генрих IV женился на итальянке Марии Медичи, он послал ей несколько модных кукол в роскошных платьях, желая поразить невесту красотой и изысканностью жизни французского двора.
Самые первые модные куклы служили аристократическим забавам, поэтому они намного лучше и богаче одеты, чем обычные игровые куклы того же времени. Но вскоре не только в домах у великосветских дам в появилась пара модных кукол. Они получили название Большая и Маленькая Пандора – в честь мифологической красавицы, неосторожно открывшей сундук с несчастьями, которые, как известно, разлетелись по всему свету. В данном случае подразумевалось, что парижские Пандоры открыли сундуки с нарядами, а несчастья, как в сказке, превратились в красоту, радующую глаз: в пышные кружевные юбки, блестящие атласные ленты и бархатные раструбы платьев. Эти куклы и их наряды разлетелись по свету, добравшись даже до далекого Петербурге (Большая Пандора, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце: на ней платье ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого, предположительно, была Роз Бертэн – придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты).

Большая Пандора демонстрировала роскошные придворные наряды (позже – одежду на выход), а Маленькая – уютные домашние платья. Обе были ненасытными модницами: для них специально заказывали шляпы, платья, чулки, ботинки, делали прически и украшения.

То, что начиналось как прихоть царствующих особ, в XVII веке стало важной частью высокой моды и торговли. Французские дома мод посылали таких кукол в Англию, Германию, Испанию, Италию. Иногда – лишь на короткий период, исключительно для того, чтобы продемонстрировать последние тенденции, детали одежды, прически.

Так, на ежегодной двухнедельной ярмарке della Sensa, проходившей на площади Сан Марко в Венеции вплоть до конца XVIII века, французские куклы демонстрировали парижские моды, и в течение последующих двенадцати месяцев местные портные старательно копировали и увеличивали модели, которые считались эталоном безупречного вкуса и стиля, с нетерпением ожидая следующих маленьких посланниц из французской столицы.

Золотой век модных кукол – восемнадцатое столетие, когда путешествия по Европе стали более свободными, возникали и процветали многочисленные маленькие европейские дворы, где дамы живо интересовались модными новинками.


Франсуа Буше Утренний кофе, 1739 (Лувр, Франция)

Модная французская торговля не прекращалась даже во время войны за Испанское наследство в начале XVIII века, хотя Англия и Франция тогда были противниками, и логично было бы ожидать, что это станет препятствием для подобных “легкомысленных” обменов. В 1704 году, в самый разгар войны, один из французских генералов писал: “Этот эпизод достоин того, чтобы быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли требованиям дам и предоставили специальный “зеленый коридор” для провоза кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважением, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией эти куклы были единственным объектом, который всегда оставался в безопасности”.

После войны французский посол в Лондоне господин Дюбуа заказал парижской белошвейке мадмуазель Филон большую куклу с последними моделями нарядов для лондонских дам. В письме он заметил, что англичане живо интересуются даже тем, что нынче носят под юбками, и просил также выслать образцы нижней одежды.

Вслед за Пандорами модные куклы завоевывали все больший рынок. Известные модистки дарили таких кукол своим клиенткам и присылали для них наряды, надеясь получить выгодный заказ. Часто кукол делали в натуральную величину, чтобы клиенты могли не только копировать одежду, но и легко примерить ее на себе.

Немногие оставляли память о своих произведениях, но среди этих описаний сохранились записки модистки королевы Марии Антуанетты. Например, о кукле, отправленной в качестве новогоднего подарка дочери одной из придворных дам: “Это была большая кукла с пружинами, хорошо сделанными ногами и очень хорошим париком. На ней надета прекрасная льняная женская сорочка, шелковые чулки и длинный корсет на косточках. Бальное платье из газа, парчи, муслина и кружев”.

Кстати, Французская Революция, казнившая королеву, не положила конец благосостоянию ее знаменитой модистки: некоторое время она вела бизнес в Лондоне и обшивала богатых француженок-эмигрантов, бежавших от революционного террора, выполняла заказы царствующих дворов Европы, в том числе и русского.

Революция не слишком затронула и судьбу французских модных кукол – скорее, благоприятно повлияла на нее. Многие французские аристократки, в одночасье лишившиеся мужей и состояния, отправились в Лондон и там зарабатывали себе на жизнь шитьем и вышивкой. То, что было когда-то приятным времяпрепровождением и увлечением, теперь стало для них ремеслом. В результате появилось огромное количество изящно сделанных вручную предметов одежды для модных кукол, которых к тому времени было достаточно много в Англии. А в 18 веке они начали пересекать Атлантику, чтобы популяризировать “английскую моду” в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные рекламные объявления в Нью-йоркских и Бостонских газетах того времени. Модные французские куклы открыли Америку, и теперь хранятся в богатейших американских коллекциях как настоящие сокровища.

В XIX веке модных кукол изготавливались фирмами Jumeau, Gaultier, Bru и другими – с головами из неглазированного фарфора,с деревянными или кожаными (из кожи козлят) телами.


Французская модная кукла

В начале XX века французские модные куклы “отправились на покой” и окончательно поселились в коллекциях и музеях, когда им на смену пришли многочисленные журналы мод, бумажные куклы и живые манекенщицы.

Ссылка на основную публикацию